Философия И. А. Ильина и наследие Г.В.Ф. Гегеля: проблема взаимосвязи человека и государства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Малинин Сергей Алексеевич

  • Малинин Сергей Алексеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 209
Малинин Сергей Алексеевич. Философия И. А. Ильина и наследие Г.В.Ф. Гегеля: проблема взаимосвязи человека и государства: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2022. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Малинин Сергей Алексеевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЕГО ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ И И.А. ИЛЬИНА

1.1. Философия Г.В.Ф. Гегеля и эволюция мировоззрения И.А. Ильина: взаимосвязь человека и государства

1.2. И.А. Ильин о замысле и результате теодицеи Г. В.Ф. Гегеля

1.3. Г.В.Ф. Гегель и И.А. Ильин о взаимосвязи нравственных критериев

человеческой жизни и политико-правового универсума

ГЛАВА 2. ВЫЗОВ ИСТОРИИ ХХ-ГО ВЕКА И ГЕГЕЛЕВСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ОЦЕНКЕ И.А. ИЛЬИНА: ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО

2.1. И.А. Ильин о противостоянии злу силой

2.2. Трагизм человеческого существования в философии И.А. Ильина

2.3. И.А. Ильин: от консервативно-либерального синтеза к оправданию

диктата государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия И. А. Ильина и наследие Г.В.Ф. Гегеля: проблема взаимосвязи человека и государства»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Философское наследие Ивана Александровича Ильина (1883-1954) сформировалось и эволюционировало под влиянием учения великого немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля. Однако И.А. Ильин всегда стремился к разграничению «живого» и «мертвого» в содержание гегелевской мысли, то есть хотел соотнести её потенциал с реалиями современного ему мира. Не отрицая собственной принадлежности к неогегельянству, Ильин всегда подчеркивал нежелание быть просто академическим интерпретатором идей учения Гегеля, русский философ хотел «мыслить вместе с Гегелем». Поэтому в рассмотрении центральной темы собственного философского учения - взаимосвязи человека и государства - он следовал в фарватере гегелевского наследия, одновременно подвергая острой критике и ревизии многие его стратегические установки. Ильин был, несомненно, на протяжении всего своего творческого пути поклонником спекулятивно-умозрительного теоретизирования гегелевского типа, достоинством которого ему виделось рассмотрение разнообразных философских проблем в их соотнесении с абсолютным основанием мироздания. Являясь не только философом, но глубоким знатоком теории и истории права, он полагал категориальный строй гегелевского подхода к рассмотрению взаимосвязи человека и государства исходным пунктом видения современного состояния разработки этой темы, которая должна быть обогащена на фоне меняющихся реалий социально-политической и культурной жизни. Как в период своей дореволюционной академической деятельности, так и находясь в вынужденной эмиграции за пределами России, Ильин был весьма чуток к живой динамике истории: непосредственно переживаемый им политический опыт свидетеля русских революционных событий, кризиса либеральных демократий, рождения на этом фоне коммунистических и фашистских

режимов, а также потрясений двух мировых войн вел его к критическому переосмыслению гегелевской трактовки взаимосвязи человека и государства.

Актуальность проведенного исследования обусловлена, во-первых, необходимостью показать специфику философско-мировоззренческого подхода Ильина к проблеме взаимосвязи человека и государства, сложившегося под влиянием идейного наследия Гегеля. В этой связи чрезвычайно важно выявить, что мыслительный диалог русского автора с Гегелем по этой теме, приобретая разные формы, сохранялся на протяжении всего его творческого пути.

Во-вторых, в наследии Ильина отчетливо прослеживается, что его видение проблемы взаимосвязи человека и государства существенно трансформируется в диахронии под влиянием динамики событий общественно-политической жизни и культуры. Аналитика рецепции им различных слоев гегелевского наследия в период пребывания в России и в годы эмиграции, как представляется, до сих пор не стала еще предметом углубленного сравнительного изучения.

В-третьих, представляет интерес, рассмотрение неогегельянской концепции взаимосвязи человека и государства Ильина как феномена межкультурного философского диалога. Его трактовка этой проблемы важна для целостного понимания панорамы неогегельянства 20-го столетия.

В-четвертых, платформа прочтения возможного сценария посткоммунистического развития государственности России и гуманистического измерения этого процесса, складывающаяся у Ильина в полемике с Гегелем, также вызывает оживленное внимание аналитиков его наследия.

В-пятых, выводы данного исследования найдут применение в преподавании курсов истории философии, философии, культурологии, политологии, российской истории и ряда других университетских дисциплин.

Степень разработанности темы

Несмотря на то, что тема взаимосвязи человека и государства является стержневой в теоретическом наследии Ильина, нельзя сказать, что она исчерпывающе изучена в динамике становления его философских воззрений с точки зрения постоянного и никогда не прекращавшегося диалога русского автора с воззрениями Гегеля. Разумеется, в отечественной и зарубежной философской литературе, посвященной учению Ильина, отмечается значимость гегелевского фермента в формировании его видения взаимосвязи человека и государства, в особенности, в период написания его диссертации, посвященной учению Гегеля о конкретности Бога и человека. Однако, как правило, интерес авторов, занимавшихся творчеством Ильина, не был связан с тем, чтобы выявить специфику неогегельянского теоретизирования Ильина применительно к трансформации его видения единства человека и государства на протяжении всего его творческого пути. Исследования, релевантные теме настоящей диссертации, можно условно разбить на несколько групп.

Очевидно, что первые работы, посвященные творчеству Ильина как теоретика, являющегося не только оригинальным исследователем доктрины Гегеля, но и ее не менее самобытным и неортодоксальным последователем, появились в среде русской эмиграции. Характерно и то, что его общефилософские идеи, несущие в себе желание «мыслить вместе с Гегелем», во многом интересовали его современников как раз в связи с постановкой им проблемы взаимосвязи человека и государства на базе осмысления русской революции и ее резонанса в мировом сообществе. Первые характеристики его воззрений по этому вопросу, несущие на себе отпечаток его глубокой вовлеченности в гегелевский стиль мысли, мы находим в трудах Л.О, Лосского, В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве и других известных русских авторов1. Не зависимо от

конкретики позитивного либо критико-негативного отношения к творчеству Ильина, все эти авторы, так или иначе, отмечали связь собственных воззрений русского философа на задачи и возможности философского анализа, подход к осмыслению человеческого существования в мире властно-государственных форм от наследия Гегеля. Впоследствии этот момент также акцентировался и их более молодыми коллегами-эмигрантами от Н. Бубнова до Д.И. Чижевского, Н.М. Зернова и Н.П. Полторацкого, последний из которых особенно много сделал для популяризации наследия Ильина в западном академическом сообществе2.

Примечательно, что при рассмотрении гегелевских корней в мыслях Ильина, эта основа прослеживается в воззрениях отечественного философа на судьбу человека в политико-властном измерении бытия. Первые западные исследователи творчества Ильина еще при жизни русского философа обратили на это внимание. Позже интерес к наследию Г.В.Ф. Гегеля возрастает. Об этих обстоятельствах воззрений Ильина так или иначе говорили такие западные исследователи, как А. Валицкий, Г. Веттер, Ф.Т. Гриер, В.Р. Корти, Б. Лакебринк, Г.Е. Мюллер, Б. Офферманс, Т. Снайдер, Ф. И. Фечер, Флюкигер и др. 3. В процессе их аналитики творчества Ильина,

777-781; Бердяев Н.А. Кошмар злого добра (О книге И. Ильина «О сопротивлении злу силою») // Ильин И.А. Pro et contra. Составитель И.И. Евлампиев. - СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2004. С. 658 -.673; Булгаков С.Н.Трагедия философии // Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. Т. 1. - М.: Наука, 1993. С. 488-489; Струве П.Б. Дневник политика № 82. О брошюре И.А. Ильина и о нем самом //Ильин И.А. Pro et contra. С. 684-685 и др.

2См.: Бубнов Н. Культура и история в русском мышлении современности// Ильин И.А. Собр. Соч. Т. 23. - М.: Русская книга, 2002. С.469; Чижевский Д.И. Гегель у славян // Ильин И.А. Собр. Соч. Т. 23. С.469-479; Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. - P.: Ymca-Press, 1974. C. 350; Полторацкий Н.П. И.А. Ильин // Русская религиозно-философская мысль XX века: сб. ст. / под ред. Н.П. Полторацкого. -Питтсбург, 1975. C. 240-250 и др.

3См.: Валицкий А. Философия права русского либерализма. - М.: Мысль, 2012. С. 439;

Веттер Г. Русская религиозная философия и марксизм // Русская религиозно-философская мысль XX века: сб. ст. / под ред. Н.П. Полторацкого. C. 99-116; Гриер Ф.Т. Спекулятивно-конкретное: интерпретация Гегеля И. Ильиным // Ильин И.А. Собр. Соч. Т.

23. С.520-548; Лакебринк Б. Борьба за Гегеля // Ильин И.А. Собр. Соч. Т. 23. С.498-501; Корти В.Р. Книжное обозрение // Ильин И.А. Собр. Соч. Т. 23. С.501-502; Мюллер Г.Е. Гегель и абсолютное // Ильин И.А. Собр. Соч. Т. 23. С.496-497; Офферманс Б. Полемика с

6

внимание было привлечено, прежде всего, появлением в немецком сокращенном варианте его основного гегелеведческого труда. О безусловном влиянии интерпретации Гегеля, предложенной Ильиным, на современную западную мысль может служить, например, констатируемое Гриером, воздействие его идей на такого крупного католического теолога, как Х. Кюнг.

В советский период, по очевидным идеологическим причинам, творчество Ильина не привлекало особого внимания отечественных исследователей, хотя упоминание о нем имелись в официальных энциклопедических изданиях4, а отдельные аспекты его философско-теоретических воззрений достаточно глубоко интерпретировались5. Эпоха перестройки, а затем и посткоммунистический период развития России породили пересмотр исследовательских приоритетов историков отечественной философии и способствовали интенсивному обращению ученых к тематике, связанной с гегелевскими истоками теоретической мысли Ильина и ее воздействием на формирование видения взаимосвязи человека и государства.

Становление мировоззрения Ильина в поле переосмысления идейного наследия Гегеля, приводит в итоге к появлению оригинальной версии

великими философами) // Ильин И.А. Собр. Соч. Т. 23. С.509-520; Фечер И. Анри Ниэль «О посредничестве в философии Гегеля» (376 с. Обьер, Париж, 1945) и Иван Ильин «Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге (432. Франке, Берн, 1946) // Ильин И.А. Собр. Соч. Т. 23. С.483-496; Флюкигер Ф. К философии Гегеля // Ильин И.А. Собр. Соч. Т. 23. С.478-486; Grier Ph.T. The Complex Legacy of Ivan Il'in // Russian thought after communism: the recovery of a philosophical heritage / Ed. by J.P. Scanlan. Armonk: M.E. Sharpe, 1994. P. 165-186; Snyder T. The Road to Unfreedom: Russia, Europe, America. L, N.Y.: Tim Duggan Books 2018 -368 p. и др.

4 См.: Поляков А. П. Иван Александрович Ильин // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 252; Попов Ю.Н. Ильин Иван Александрович // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М., 1972. Т. 10. С. 135.

5См.: Вашестов А.Г. Критика феноменологического метода И.А. Ильина // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1984. №5. С. 46-56; Вашестов А.Г. Феноменологическая философия И.А. Ильина: (критический анализ) // Из истории философской мысли России второй половины XIX - начала XX века. М., 1984. С. 176200; Малинин В.А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве // История философии в СССР. - М.: Наука, 1971. Т. 4. С. 92—93 и др.

русского неогегельянства, которое подробно обсуждается в трудах П.П. Гайденко, В.Д. Губина, А.В. Гулыги, В.А. Гусева, И.И. Евлампиева, С.В. Кузнецовой, В.И. Кураева, М.А. Маслина, Н.В. Мотрошиловой, Ю. Т. Лисицы, В.В. Сербиненко, В.А. Томсинова, С.С. Хоружего и др.6. В работах российских авторов детально анализируется тот способ спекулятивного и одновременно антисистемного экзистенциально окрашенного философствования, которое складывается у Ильина в полемике с Гегелем и роднит его труды с построениями не только Б. Кроче, но и А. Кожева7.

В контексте проведенного исследования, несомненно, представляют интерес работы авторов, которые обратились к изучению трансформации концептуального аппарата антропологии Ильина, выявили присутствие постоянства гегелевского элемента в его воззрениях на человека, несмотря на трансформацию мысли русского философа в направлении синтетического переосмысления наследия исихазма и смещения акцента в эмигрантский период деятельности на исследование вопроса трагичности человеческого существования. Концепция человека и его экзистенциального выбора в работах Ильина подробно рассмотрена в публикациях и Д.С. Бирюкова, Я.В.

6См.: Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. —М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с.; Губин В.Д. Тема Гегеля в русской философии ХХ в. (И.А. Ильин, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили) // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Религиоведение. 2013. № 11. С. 11-22; Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. - М.: Эксмо, 2003. С. 340-365; Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социологические исследования. 1992. № 4. С. 64-70; Евлампиев И.И. Иван Ильин. - М.: Наука, 2016. - 249 с.; Кузнецова С.В. Русская метафизика всеединства XIX-XX вв. в контексте европейской неоплатонической философской традиции. - М.: МИГУ, 2018. -206 с..; Кураев В. И. Философ волевой идеи // И. А. Ильин, «Путь к очевидности». — М.: Республика, 1993. С. 404—414; Маслин М.А. Судьба русского зарубежья в XX-XXI веках // Тетради по консерватизму. Альманах фонда ИСЭПИ. №3. 2014. С. 73-88; Маслин М.А. Разноликость и единство русской философии. СПб: РХГА, 2017. - 526 ^ Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. - М.: Республика, Культурная революция, 2007. - 480 с.; Лисица Ю. Т. И. А. Ильин: Историко-биографический очерк // И. А. Ильин. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993.С. 5—36; Сербиненко В.В. История русской философии. - М.: Омега-Л., 2006. С. 421-422; Томсинов В.А. Мыслитель с поющим сердцем. М. ИКД «Зерцало», 2012-192 с.; Хоружий С. С. Предисловие к публикации И. А. Ильин «Наши задачи». Избранные статьи 1948— 1954 гг // Юность. 1990. № 8. С. 60—61 и др.

7 См.: Евлампиев И.И. Русская философия в европейском контексте. - Ст.- Петербург: Изд-во РХГА, 2017. С. 320-336.

Бондаревой, Е.А. Дружинина, И.А. Дудина, И.И. Евлампиева, У.А. Кашапова, Т.С. Коломейцевой, Е.В. Холодова и др. авторов8.

Близки им и работы исследователей, чей интерес сфокусирован на трактовке Ильиным этической проблематики борьбы добра и зла в жизни человека как носителя религиозного начала и одновременно как существа, вовлеченного в коллизии общественно-политической практики. Это проблемное поле фигурирует в трудах А.П. Козырева, Б.Н. Любимова, К.Е. Троицкого, В.А. Цвык, А.И. Тимофеева, Е.В. Холодова и др.9. При решении проблемы возможности противостояния злу насилием, как показано этими авторами, русский философ и в зарубежный период своей деятельности отправлялся во многом от видения Г.В.Ф. Гегелем этой темы.

Как отмечается в работах и А.А. Агапова, Е.В. Будянской, А.И. Вакулинской, Е.М. Красовой, И.Д. Осипова, А.Л. Панищева, Р.Н. Пархоменко, Ю.В. Костина, В.П. Лукьянина, М.В. Рутковской, С.Г. Рюмина, В.А. Цвык и др. аналитиков, опираясь на гегелевскую трактовку взаимосвязи

8См.: Бондарева Я.В. Методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ. - М.: Изд-во МГОУ, 2011. - 320 с.; Дудина И.А. Проблема человека в философии И. А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Мурманск, 2003; Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. - Ст.-Петербург: Изд-во РХГА, 2020. С. 724-8124; Кашапов У. А. Антропология и этика права И. А. Ильина // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2002. No 3. С. 21-26; Коломейцева Т.С. Антропологическая интерпретация гегелевской философии в творчестве И.А. Ильина: автореф. дис. ...канд. филос. наук. - Екатеринбург, 2012; Холодов Е.В., Бирюков Д.С., Дружинина Е.А. Иван Ильин, его политическая философия и полемика вокруг нее в контексте византийской мысли //Acta Eruditorum. Вып. 33. 2020. С. 1 -24 и др.

9 См.: Козырев А. П. Русская философия: mode d'emploi // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. № 02/22. 2002. С. 105-111; Любимов Б. Н. И. А. Ильин // Новый мир. - М., 1991. № 10. С. 205—209; Троицкий К.Е. Сопротивление злу силой Ивана Ильина как духовный имморализм // Вопросы философии. 2017. № 2, С. 164-175; Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина. - М.: Изд. МГУ, 1997.111 с.; Тимофеев А. И. Иван Ильин: мораль и «сопротивление злу силою» // Русская философия: новые решения старых проблем (тезисы докладов и выступлений на 11-м Санкт-Петербургском симпозиуме историков русской философии, ч. 2). - СПб: СПбГУ, 1993.С. 56-57; Холодов Е.В. Учение Ивана Ильина о сопротивлении злу силой и проблема противления злу в византийской политической философии // Современная онтология IX: Сознание и Бессознательное: сб. докладов Междунар. науч. конф. (24-28 июня 2019 г., Санкт-Петербург) / под ред. П.М. Колычева, К.В. Лосева. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2019. С. 172-184 и др.

нравственности и государства, Ильин последовательно ревизовал ее в формате своей философии права и политики10. В трудах этих авторов демонстрируется, что, сформировавшись под воздействием гегелевской мысли Ильин, как сторонник либерально-консервативного синтеза, в силу социально-политических обстоятельств, последовательно эволюционировал в эмиграции в плане усиления именно право-аристократически окрашенной, консервативной составляющей своего политико-юридического мировоззрения. При этом, рассуждая о приоритетах политического развития современного ему мира и будущности России, он всегда исходил, как подчеркивают И.Н. Зернов, Н.И. Изергина, Е.В. Лось, А.Н. Окара, Ю.С. Пивоваров, В.А. Томсинов и др. исследователи его творчества, из антропологически фундированного понимания миссии современного государства11.

10См.: Агапов А.А. Проблема правосознания в культурологической концепции И. А. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 5. С. 88 -90; Будянская Е.В. Место религии и морали в учении И. А. Ильина о праве и государстве // Юридический вестник. 1998. № 3. С. 96 -99; Вакулинская А. И. Идея права в философии И.А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Москва-2019; Красова Е.М. Субъект права в философии И.А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Мытищи, 2019; Осипов И.Д. Философия права И.А. Ильина // Иван Александрович Ильин / под ред. Евлампиева И.И. М.: РОССПЭН, 2014. С. 60-71; Панищев А.Л. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии: на материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Курск, 2005; Пархоменко Р.Н. Идея свободы в консервативной интеллектуальной традиции: Россия и Германия. М.: Ленанд, 2014. - 296 с.; Костин Ю.В. Проблемы соотношения государства, права и морали в политико-правовом учении И.А. Ильина // Философия права. 2007. № 4. С. 28 -31; Лукьянин В.П. Государство по И.А. Ильину: духовно-нравственный аспект // Русский экономический вестник. 2004. Вып. 3. С. 277-283; Рутковская М.В. Философия права Гегеля в творчестве И.А. Ильина // Вопросы общегуманитарного знания. -Пятигорск, 1997. С. 112 -119; Рюмин С.Г. Проблема соотношения морали и права в философии И.А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. Наук - Москва, 2009; Цвык В.А. Мораль и право в философии И.А. Ильина // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. 1996. Ш 6. С. 89 -90 и др.

11Зернов И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России. М.: Алгоритм, 2007. 236 с.; Изергина Н.И. Теория органической демократии И.А. Ильина и политическая трансформация постсоветской России. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2008. 190 с.; Лось Е. В. Социально-нормативная концепция И.А. Ильина и ее роль в понимании общественных трансформаций в современной России: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. - Москва-2018; Окара А.Н. Правосознание - центральная категория философии права И.А. Ильина // Государство и право. 1999. № 6. С. 84-93; Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? (О чем думается после чтения книги Ив. Ильина

10

Несмотря на наличие значительного количества отечественных и зарубежных исследований, в которых, так или иначе, затрагивается тема значимости наследия Гегеля для формирования и эволюции воззрений Ильина на взаимосвязь человека и государства, в существующей историко-философской литературе до сих пор нет работ, специально посвященных этой проблеме. Это свидетельствует о необходимости более комплексного и системного исследования выделенного предметного поля.

Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования, объектом которого является философское учение И.А. Ильина, а предметом влияние наследия Г.В.Ф. Гегеля на формирование и эволюцию его воззрений относительно взаимосвязи человека и государства.

Цель диссертационного исследования - проанализировать влияние учения Г.В.Ф. Гегеля на становление и развитие воззрений И.А. Ильина на взаимосвязь человека и государства. Её реализация предполагает постановку следующих задач:

- показать эволюцию критической рецепции воззрений Гегеля при рассмотрении Ильиным взаимосвязи человека и государства в период его пребывания в России и в условиях эмиграции на фоне трансформации политико-аксиологической окрашенности его философского мировоззрения;

- рассмотреть понимание И.А. Ильиным значимости инспирированного немецким мыслителем спекулятивного теоретизирования для открытого рефлексивного постижения ситуации человека в мире национальной культуры и политико-государственных форм в свете предложенной русским философом критики теодицеи и системного теоретизирования Гегеля;

- проанализировать в свете критики Ильиным гегелевского учения предложенный им подход к пониманию человека, нравственных оснований его жизни и политико-правового универсума;

«О монархии и республике») // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 76-84; Томсинов В.А. Тема русского правосознания в творчестве Ивана Александровича Ильина // Правоведение. 2010. № 6. С. 196-213 и др.

- показать специфику интерпретации И.А. Ильиным роли силового противостояния злу и возможности оправдания подобной перспективы в плане христианского мировидения в ракурсе истолкования гегелевского наследия в период эмиграции;

- выявить, что в эмигрантский период, сохраняя в целом верность категориальному аппарату гегелевской антропологии, Ильин в значительной мере трансформирует свое учение о «внутреннем» и «внешнем» человеке, его связи с Абсолютом и трагедии экзистенциального выбора под влиянием исихазма;

- проследить видоизменение трактовки взаимосвязи человека и государства Ильиным в годы эмиграции, от консервативно-либерального синтеза к оправданию корпоративного солидаризма и политико-властного аристократического диктата, что в особенности очевидно в его проекте грядущего поступательного обновления посткоммунистической России.

Источники диссертационного исследования

К источникам диссертационного исследования, в первую очередь, следует отнести многочисленные работы И.А. Ильина, которые сегодня в достаточно полном объеме доступны отечественному читателю в различных изданиях, среди которых широтой и многогранностью охвата его наследия отличается многотомное собрание созданных им сочинений.

Вторую группу источников, релевантных теме работы, представляют сочинения классиков европейской философской мысли Античности, Средневековья, Нового времени и ведущих теоретиков современной мысли, к которым обращался Ильин, обсуждая тему взаимосвязи человека и государства. Особенно значимым звеном этой группы источников выступают сочинения Г.В.Ф. Гегеля и других представителей немецкой классической философии.

Следовательно, осмысление темы диссертации не могло бы состояться

также без обращения к третьей группе источников, дающих возможность

12

обозреть ретроспективно панораму воззрений русских авторов на взаимодействие человека и государства, представить спектр воззрений, который требовал реакции Ильина.

К четвертой группе источников относится мемуарная литература, исторические, литературные, политико-публицистические документы, позволяющие реконструировать воззрения Ильина по изучаемой теме в различные периоды его жизни.

Методологическая основа исследования

В ходе осуществления диссертационного проекта был использован широкий спектр эмпирических и теоретических методов историко-философского исследования. В основу его реализации легла методологическая стратегия синтетического объединения ресурса метода историзма, который дает возможность диахронного постижения предмета изучения в его социокультурной порожденности, с возможностями, открываемыми методом структурно-семиотического анализа философского текста, применение которого нацелено на раскрытие его внутренней организации, а также выявление интертекстуальных связей. Методы аналогии, синтеза, концептуализации, обобщения, равно как и сравнительно-исторический метод, были также применены при аналитике изученной темы. Отличительной чертой методологической платформы диссертации является ее интердисциплинарный характер, использование инструментария истории, литературоведения, социологии, политологии, религиоведения и других социально-гуманитарных дисциплин.

Научная новизна исследования:

В диссертации впервые всесторонне прослеживается фактор влияния

диалогической полемики Ильина с наследием Гегеля как обусловивший

эволюцию его видения проблемы взаимосвязи человека и государства. В

формате проведенного исследования достигнуты следующие результаты:

13

- Выявлены значимые характеристики эволюции трактовки Ильиным проблемы взаимосвязи человека и государства в российский и эмигрантский периоды его деятельности, которые в равной степени сопряжены с критической рецепцией учения Гегеля. Анализируется трансформация политической ориентации его неогегельянски окрашенного видения этого вопроса от либерально-консервативного синтеза к консервативному солидаризму.

- Демонстрируются особенности критики Ильиным теодицеи и способа панлогистского, системного теоретизирования гегелевского учения, воспринятые им уже в российский период его творчества как препятствие на пути осмысления взаимосвязи человека и государства. Тем не менее, спекулятивное теоретизирование, наследующее гегелевский способ видения любого предмета в горизонте открывающегося Абсолюта, представлялось Ильину важнейшим основанием подхода к решению этой проблемы на всех этапах его философской карьеры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Малинин Сергей Алексеевич, 2022 год

- 524 с.

29. Гегель, Г.В.Ф. Философия истории /Г.В.Ф. Гегель. - М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. -. 470 с.

30. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. /Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1975.- Т. 1. - 452 с.

31. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. /Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1975.- Т. 2. - 695 с.

32. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. /Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1977.- Т. 3. - 471 с.

33. Гриер, Ф.Т. Спекулятивно-конкретное: интерпретация Гегеля И. Ильиным / Ф.Т. Гриер // Ильин И.А. Собр. Соч.- М.: Русская книга, 2002. -Т. 23.- С. 520-548.

34. Грякалов А.А., Грякалова Н.Ю. В. В. Розанов: Топосы схождений и логика взаимодействия / А.А. Грякалов, Н.Ю. Грякалова//В сборнике: В. В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. Сер. "Русский путь" Санкт-Петербург, 2021. С. 613-629.

35. Губин, В.Д. Тема Гегеля в русской философии ХХ в. (И.А. Ильин, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили) // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Религиоведение. - 2013. - № 11. - С. 11-22.

36. Губман, Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций /Б.Л. Губман. - М.: Наука, 1991. - 192 с.

37. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия /А.В. Гулыга. - М.: Рольф, 2001. - 416 с.

38. Гулыга, А.В. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. - М.: Эксмо, 2003.- С. 340-365.

39. Гусев, В.А. Консервативная политология Ивана Ильина / В.А. Гусев // Социологические исследования. -1992. - № 4. - С. 64-70.

40. Дудина, И.А. Проблема человека в философии И. А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук / И.А. Дудина. -Мурманск, 2003. - 23 с.

41. Евлампиев, И.И. Иван Ильин / И.И. Евлампиев. - М.: Наука, 2016.

- 249 с.

42. Евлампиев, И.И. Иван Ильин как участник современных дискуссий / И.И. Евлампиев // Иван Александрович Ильин / отв. ред. И.И. Евлампиев. -М.: РОССПЭН, 2014. - С. 22-24.

43. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках / И.И. Евлампиев. - Ст.-Петербург: Изд-во РХГА, 2020. - 919 с.

44. Евлампиев, И.И. Русская философия в европейском контексте. / И.И. Евлампиев. - Ст.- Петербург: Изд-во РХГА, 2017. - 466 с.

45. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. -М.: Академический проект, 2001. - С. 777-781.

46. Зернов, И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России /И.Н. Зернов. -М.: Алгоритм, 2007. - 236 с.

47. Зернов, Н.М. Русское религиозное возрождение XX века /Н.М. Зернов.

- Р.: Ушеа-РгеББ, 1974. - 382 с.

48. Изергина Н.И. Теория органической демократии И.А. Ильина и политическая трансформация постсоветской России / Н.И. Изергина. -Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2008. - 190 с.

49. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта /И.А. Ильин. - М.: ТОО «Рарог», 1993. - Т. 1-2. - 448 с.

50. Ильин, И.А. Большевистская политика мирового господства /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1998. -Т. 8. -С. 5-340.

51. Ильин, И.А. Дневник. Письма. Документы (1903-1938). Дневник 1905, осень / И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1999. -Т. 13. - С. 16-20.

52. Ильин, И.А. Как работает III Интернационал / И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001. - Т. 21. - С. 155-164.

53. Ильин, И.А. Какие же выборы нужны России? 1-3. Наши задачи. Статьи 1951-1954. // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1993. - Т. 2. Кн. 2. - С. 17- 28.

54. Ильин, И.А. Кризис безбожия /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1999. -Т. 1.- С. 333-358.

55. Ильин, И.А. Кто мы? /И.А. Ильин // Ильин А.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001. -Т. 19. - С. 6-90.

56. Ильин И.А. (Отв. ред.) Мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве Часть 1.-2. Основы. Хозяйство. /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001. -Т. 20. -522 с.

57. Ильин, И.А. (Отв. ред.) Мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве. Часть 3. Культура /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001. - Т. 21. -С. 5-151.

58. Ильин, И.А. Мы не предрешаем / И.А. Ильин // «Возрождение». -1931. - № 2275. - С. 2.

59. Ильин, И.А. Национал-социализм /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001. -Т. 18. - С. 316-324.

60. Ильин, И.А., Немецкий идеализм /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - Т. 30. - С. 6-219.

61. Ильин, И.А. О возрождении гегелианства /И.А. Ильин // Ильин И.В. Соч. в 2 т. - М.: Медиум, 1993. - Т. 1.- С. 46 - 53.

62. Ильин, И.А. О монархе / И.А. Ильин // «Возрождение». - 1935. -№ 3501 - С. 2.

63. Ильин, И.А. О монархе / И.А. Ильин // «Возрождение». - 1935. -№ 3506 - С. 2.

64. Ильин, И.А. О монархе / И.А. Ильин // Известия высшего монархического совета. - 1955. - № 13.

65. Ильин, И.А. О монархии и республике /И.А. Ильин // Ильин И.В. Собр. соч. - М.: Русская книга, 1994. - Т. 4. - С. 417-576.

66. Ильин, И.А. О России /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1999. -Т. 6. Кн. 2. - С. 7-34.

67. Ильин, И.А. Основы христианской культуры /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1999. -Т. 1.- С. 285-330.

68. Ильин, И.А. О революции /И.А. Ильин // Ильин А.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001. -Т. 19. - С. 91-240.

69. Ильин, И.А. О политической форме Наши задачи. Статьи 1948-1954. /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1993. -Т. 2. Кн. 1.- С. 46-50.

70. Ильин, И.А. О русском фашизме /И.А. Ильин // Русский Колокол. -1928. - N 3. - С. 54-64.

71. Ильин, И.А. О фашизме. Наши задачи. Статьи 1948-1954 /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1993. -Т. 2. Кн. 1.-С. 86-89.

72. Ильин, И.А. Основы борьбы за национальную Россию /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1999. -Т. 9-10 -С. 317-396.

73. Ильин, А.А. О сопротивлении злу силою /И.А. Ильин // Ильин А.А. Сочинения в 2-х т. - М.: Медиум, 1993. -Т. 1.- С. 301-479.

74. Ильин, И.А. О сущности правосознания /И.А. Ильин // Ильин И.В. Соч. в 2 т. - М.: Медиум, 1993. - Т. 1. - С. 73-300.

75. Ильин, И.А. Письма о фашизме /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001 - Т. 18. - С. 223-261.

76. Ильин, И.А. Письмо Л. Я. Гуревич 27 /11 мая 1911 г. Дневник. Письма. Документы (1903-1938) /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1999. - Т. 13. - С. 44-48.

77. Ильин И.А. Письмо И.С. Шмелеву 2.07. 1945 г. Переписка двух Иванов (1935-1946). /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2000. -Т. 16.- С. 314-317.

78. Ильин, И.А. Письмо Р.М. Зиле. 1934, осень) /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1999. - Т. 13.- С. 346-347.

79. Ильин, И.А. Письмо С.В. Рахманинову. 1938.08.14 /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1999. -Т. 13.-С.360-363.

80. Ильин, И.А. Политическое наследие революции. Наши задачи. Статьи 1948-1954 /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1993.- Т. 2. Кн. 2.- С. 339-249.

81. Ильин, И.А. Понятия права и силы /И.А. Ильин // Ильин А.А. Сочинения в 2-х т. - М.: Медиум, 1993.- Т. 1. - С. 11-43.

82. Ильин, И.А. Предисловие к немецкому изданию книги «Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге» /И.А. Ильин // Собр. соч.: в 10 т. -М.: «Русская книга», 2002. - Т. 22. С. 402-408.

83. Ильин, И.А. Путь духовного обновления /И.А. Ильин // Ильин А.А.

Соч.: в 2 т. - М.: Медиум, 1994. - Т. 2. - 73-302 С.

200

84. Ильин, И.А. Путь к очевидности /И.А. Ильин // Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 290-403.

85. Ильин, И.А. Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923 /И.А. Ильин // Ильин И.В. Соч. в 2 т. - М.: Медиум, 1994. - Т. 2. - С. 7-72.

86. Ильин, И.А. Республика-монархия / И.А. Ильин // («Возрождение». 1926. № 341 - С.2.

87. Ильин, И.А. Речь на Российском зарубежном съезде / И.А. Ильин // «Возрождение». - 1926.- № 312. - С. 1.

88. Ильин, И.А. Родина и мы /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1999. -Т. 9-10 - С. 255-275.

89. Ильин, И.А. Самобытность или оригинальничание? /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2001. - Т. 18.-С. 305-306.

90. Ильин, И.А. Сущность и своеобразие русской культуры /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1999. -Т. 6. Кн. 2. -С. 373-620.

91. Ильин, И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1998. -Т. 7. - С. 452-487.

92. Ильин, И.А. Тезисы к диссертации Ильина на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека /И.А. Ильин // Ильин И.В. Соч.: в 2 т. - М.: Медиум, 1993. -Т. 1.- С. 70-72.

93. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека /И.А. Ильин. - СПб.: Наука, 1994. - 542 с.

94. Ильин, А.А. Философия Фихте как религия совести /И.А. Ильин // Ильин А.А. Сочинения в 2-х т. - М.: Медиум, 1993. -Т. 1.- С. 54-69.

95. Ильин, И.А. Черносотенство /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001. - Т. 18. - С. 288-293.

96. Ильин, И.А. Что есть государство - корпорация или учреждение? 1-2 Наши задачи. Статьи 1948-1954 /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1993. -Т. 2. Кн. 1.-С. 98-104.

97. Ильин, И. А. Чутье зла. Наши задачи. Статьи 1948-1954/И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 1993. -Т. 2. Кн. 1.-С. 95-98.

98. Ильин, И.А. Яд большевизма /И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001. -Т. 18. - С. 354-392.

99. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея / Иоанн Златоуст // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. - СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1901. - Т. 7, кн. 1. - 924 с.

100. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / И. Кант // Кант И. Собр. соч. в шести томах. М.: Мысль, 1966. -Т. 6. - С. 5-24.

101. Кант, И. К вечному миру / И. Кант // Кант И. Собр. соч. в шести томах. М.: Мысль, 1966. -Т. 6. - С. 257-310.

102. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант // Кант И. Собр. соч. в шести томах. М.: Мысль, 1965. -Т. 4 (1). - С. 311-523.

103. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант // Кант И. Собр. соч. в шести томах. М.: Мысль, 1966. -Т. 5 - С. 163-542.

104. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Кант И. Собр. соч. в шести томах. М.: Мысль, 1964 -Т. 3. - С. 69-779.

105. Кант, И. Метафизика нравов в двух частях / И. Кант // Кант И. Собр. соч. в шести томах. М.: Мысль, 1965. -Т. 4 (2). - С. 107-453.

106. Кант, И.Об изначально злом в человеческой природе / И. Кант // Кант И. Собр. соч. в шести томах. М.: Мысль, 1965. -Т. 4 (2). - С. 5-57.

107. Кант, И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение / И. Кант // Кант И. Собр. соч. в шести томах. М.: Мысль, 1966. -Т. 6. - С. 25-36.

108. Кантор, В.К. Русский европеец как явление культуры / В.К. Кантор. -М.: РОССПЭН, 2001. - 704 с.

109. Кантор, В.К. Между произволом и свободой: к вопросу о русской ментальности / В.К. Кантор. - М.: РОССПЭН, 2007. - 272 с.

110. Кашапов, У. А. Антропология и этика права И. А. Ильина / У.А. Кашапов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. -2002. - No 3. - С. 21-26.

111. Кара-Мурза, А.А., Жукова, О.А. Свобода и вера. Христианский либерализм в российской политической культуре / А.А. Кара-Мурза, А.А. Жукова. - М.: ИФРАН, 2011. - 184 с.

112. Козырев, А. П. Русская философия: mode d'emploi / А.П. Козырев // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2002. -№ 02/22. - С.105-111.

113. Коломейцева, Т.С. Антропологическая интерпретация гегелевской философии в творчестве И.А. Ильина: автореф. дис. ...канд. филос. наук /Т.С. Коломейцева. - Екатеринбург, 2012. - 26 с.

114. Корти, В.Р. Книжное обозрение / В.Р. Корти // Ильин И.А. Собр. Соч.-М.: Русская книга, 2002. - Т. 23.- С.501-502.

115. Костин, Ю.В. Проблемы соотношения государства, права и морали в политико-правовом учении И.А. Ильина /Ю.В. Костин // Философия права. -2007. - No 4. - С. 28 -31.

116. Красова, Е.М. Субъект права в философии И.А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук /Е.М. Красова. - Мытищи, 2019. - 22 с.

117. Кроче, Б. Антология сочинений по философии / Б. Кроче. -СПб: Пневма, 1999. - 480 C.

118. Кувакин, В.А. Религиозная философия в России: начало ХХ века / В.А. Кувакин.-М.: Мысль, 1980. — 309 с.

119. Кузнецова, С.В. Русская метафизика всеединства XIX-XX вв. в контексте европейской неоплатонической философской традиции / С.В. Кузнецова. - М.: МПГУ, 2018. - 206 с.

120. Куприянов В.А. Понятия "механизм" и "организм" в социальной

онтологии С.Л. Франка /В.А. Куприянов// Вестник Тверского

203

государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 3 (57). С. 118141.

121. Кураев, В. И. Философ волевой идеи /В.И. Кураев // И. А. Ильин, «Путь к очевидности». — М.: Республика, 1993. - С. 404—414.

122. Лакебринк, Б. Борьба за Гегеля / Б. Лакебринк // Ильин И.А. Собр. Соч.- М.: Русская книга, 2002. - Т. 23.- С.498-501.

123. Лисица, Ю. Т. И. А. Ильин: Историко-биографический очерк/ Ю.Т. Лисица // И. А. Ильин. Собрание сочинений: в 10 т. — М.: Русская книга, 1993.- Т. 1. - С. 5—36.

124. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин / Ю.Т. Лисица // Сочинения в двух томах. -М.: Московский философский фонд. Издательство «Медиум», 1993. - Т. 1. -С. 3-8.

125. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М.: Советский писатель, 1991. - С. 450-452.

126. Лось Е. В. Социально-нормативная концепция И.А. Ильина и ее роль в понимании общественных трансформаций в современной России: автореф. дис. ... канд. социолог. Наук /Е.В. Лось. - Москва-2018. - 19 с.

127. Лукьянин В.П. Государство по И.А. Ильину: духовно-нравственный аспект / В.П. Лукьянов // Русский экономический вестник. - 2004. - Вып. 3. -С. 277-283.

128. Любимов, Б. Н. И. А. Ильин / Б.Н. Любимов // Новый мир. - 1991.- № 10. - С. 205—209.

129. Малинин, В.А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве / В.А. Малинин // История философии в СССР. - М.: Наука, 1971. - Т. 4. - С. 92—93.

130. Маслин, М.А. Разноликость и единство русской философии / М.А. Маслин. - СПб: РХГА, 2017. - 526 с.

131. Маслин, М.А. Судьба русского зарубежья в ХХ-ХХ! веках / М.А. Маслин // Тетради по консерватизму. Альманах фонда ИСЭПИ. - 2014. -№3. - С. 73-88.

132. Мотрошилова, Н.В. Мыслители России и философия Запада / Н.В. Мотрошилова. - М.: Республика, Культурная революция, 2007. - 480 с.

133. Мотрошилова, Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики» / Н.В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1984. - 353 с.

134. Мюллер, Г.Е. Гегель и абсолютное / Г.Е. Мюллер // Ильин И.А. Собр. Соч.- М.: Русская книга, 2002.- Т. 23. - С.496-497.

135. Нерсесянц, В.С. Философия права Гегеля / В.С. Нерсесянц. М.: Юрист, 1998. -352 с.

136. Ойзерман, Т.И. Кант и Гегель / Т.И. Ойзерман. - М.: Изд-во "Канон +", 2008.-520 с.

137. Осипов, И.Д. Философия права И.А. Ильина /И.Д. Осипов // Иван Александрович Ильин / под ред. Евлампиева И.И. - М.: РОССПЭН, 2014.-С. 60-71.

138. Окара, А.Н. Правосознание - центральная категория философии права И.А. Ильина /А.Н. Окара // Государство и право. - 1999.- № 6.- С. 84-93.

139. Офферманс, Б. Полемика с великими философами / Б. Офферманс // Ильин И.А. Собр. Соч.- М.: Русская книга, 2002.- Т. 23.- С.509-520.

140. Панищев, А.Л. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии: на материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук / А.Л. Панищев. - Курск, 2005. - 18 с.

141. Пархоменко, Р.Н. Идея свободы в консервативной интеллектуальной традиции: Россия и Германия /Р.Н. Пархоменко. - М.: Ленанд, 2014. - 296 с.

142. Пивоваров, Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? (О чем думается после чтения книги Ив. Ильина «О монархии и республике») /Ю.С. Пивоваров// Вопросы философии. -1991. - № 6. - С. 76-84.

143. Полторацкий, Н.П. И.А. Ильин / Н.П. Полторацкий // Русская религиозно-философская мысль XX века: сб. ст. / под ред. Н.П. Полторацкого. - Питтсбург: Питтбургский ун-т, 1975. - С. 240-250.

144. Полторацкий, Н.П. Иван Александрович Ильин / Н.П. Полторацкий // Ильин А.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001. -Т. 19. -С.243-475.

145. Полторацкий, Н.П. Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина / Н.П. Полторацкий // Ильин А.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001. -Т. 19. - С. 476 - 540.

146. Попов, Ю.Н. Ильин Иван Александрович / Ю.Н. Попов // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М., 1972. - Т. 10. - С. 135.

147. Поляков, А.П. Иван Александрович Ильин / А.П. Поляков // Философская энциклопедия. М., 1962. - Т. 2. - С. 252.

148. Резолюция Белого Съезда // Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Русская книга, 2001. -Т. 18.- С. 500.

149. Рутковская, М.В. Философия права Гегеля в творчестве И.А. Ильина /М.В. Рутковская // Вопросы общегуманитарного знания. - Пятигорск, 1997.-С. 112 -119.

150. Рюмин С.Г. Проблема соотношения морали и права в философии И.А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук /С.Г. Рюмин. - Москва, 2009. -20 с.

151. Светлов Р.В. Учение Платона о человеке revisited /Р.В. Светлов//Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. № 4. С. 493-499.

152. Сербиненко, В.В. История русской философии / В.В. Сербиненко. - М.: Омега-Л., 2006. - 464 с.

153. Струве, П.Б. Дневник политика № 82. О брошюре И.А. Ильина и о нем самом / П.Б. Струве // Ильин И.А. Pro et contra. Составитель И.И. Евлампиев. - СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2004. - С. 684-685.

154. Тимофеев, А. И. Иван Ильин: мораль и «сопротивление злу силою» / А.И. Тимофеев // Русская философия: новые решения старых проблем

(тезисы докладов и выступлений на 11-м Санкт-Петербургском симпозиуме историков русской философии, ч. 2). - СПб: СПбГУ, 1993.- С. 56-57.

155. Толстой, Л.Н. Путь жизни /Л.Н. Толстой. - М.: Высшая школа, 1993.527 с.

156. Толстой Л.Н. Что такое религия и в чем её сущность /Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. - М.: Просвещение, 1992. - С. 15-48.

157. Томсинов, В.А. Мыслитель с поющим сердцем / В.А. Томсинов. - М.: ИКД «Зерцало», 2012- 192 с.

158. Томсинов В.А. Тема русского правосознания в творчестве Ивана Александровича Ильина/ В.А. Томсинов // Правоведение. - 2010.- № 6. - С. 196-213.

159. Троицкий, К.Е. Сопротивление злу силой Ивана Ильина как духовный имморализм / К.Е. Троицкий // Вопросы философии. - 2017.- № 2. -С. 164-175.

160. Фечер, И. Анри Ниэль «О посредничестве в философии Гегеля» (376 с. Обьер, Париж, 1945) и Иван Ильин «Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге (432. Франке, Берн, 1946) / И. Фетчер // Ильин И.А. Собр. Соч.- М.: Русская книга, 2002.- Т. 23. - С.483-496.

161. Флюкигер, Ф. К философии Гегеля / Ф. Флюкигер // Ильин И.А. Собр. Соч.- М.: Русская книга, 2002. - Т. 23.- С.47 8-486.

162. Холодов, Е.В. Учение Ивана Ильина о сопротивлении злу силой и проблема противления злу в византийской политической философии / К.В. Холодов // Современная онтология IX: Сознание и Бессознательное: сб. докладов Междунар. науч. конф. (24-28 июня 2019 г., Санкт-Петербург) / под ред. П.М. Колычева, К.В. Лосева. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2019.-С.172-184.

163. Холодов, Е.В., Бирюков, Д.С., Дружинина, Е.А. Иван Ильин, его

политическая философия и полемика вокруг нее в контексте византийской

207

мысли / Е.В. Холодов, Д.С. Бирюков, Е.А. Дружинина // Acta Eruditorum. -2020. - Вып. 33 - С. 1-24.

164. Хоружий, С. С. Предисловие к публикации И. А. Ильин «Наши задачи». Избранные статьи 1948—1954 гг. / С.С. Хоружий // Юность. - 1990.

- № 8. - С. 60—61.

165. Цвык, В.А. Мораль и право в философии И.А. Ильина /В.А. Цвык // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. - 1996.- No 6.-С. 89 -90.

166. Цвык, В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина /В.А. Цвык. - М.: Изд. МГУ, 1997.- 111 с.

167. Чижевский, Д.И. Гегель у славян / Д.И. Чижевский // Ильин И.А. Собр. Соч.- М.: Русская книга, 2002.- Т. 23. - С.469-479.

168. Шмитт, К. Государство и политическая форма / К. Шмитт. - М.: Высшая школа экономики, 2010. - 272 с.

169. Шмитт, К. Понятие политического / К. Шмитт // Вопросы социологии. М. -1992. - № 1. - С. 37-67.

170. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Издательство политической литературы, 1991. С.420-442.

171. Burns, T. Hegel and Natural Law Theory /T. Burns // Politics. - 1995-Vol.15 (1). - Pp. 27-32.

172. Croce, B. What is Living and What is Dead of the Philosophy of Hege / B. Croce. - New York: Russel and Russel, 1969. - 217 p.

173. Dilthey, W. Die Jugend Geschichte Hegels und andere Abhandlungen zur Geschichte des deutschen Idealismus /W. Dilthey// Dilthey W. Gesammelte Schriften. Stuttgart: B.G. Teubner Verlagsgesellschaft; Göttingen: Van Denhoeck und Ruprecht, 1990.- Bd. 4. - S. 43-59.

174. Franco, P. Hegel and Liberalism / P. Franco // The Review of Politics. 1997.

- Vol.59. Issue 4.- Pp. 831- 860.

175. Franco, P. Hegel's Philosophy of Freedom / P. Franco. New Haven: Yale University Press, 1999. - 391 p.

176. Grier, Ph.T. The Complex Legacy of Ivan Il'in /Ph.T. Grier // Russian thought after communism: the recovery of a philosophical heritage / Ed. by J.P. Scanlan. - Armonk: M.E. Sharpe, 1994.- Pp. 165-186.

177. Magee G.A. The Hegel Dictionary /G.A. Magee. - N.Y.: Continuum, 2010. - 280 p.

178. Snyder, T. The Road to Unfreedom: Russia, Europe, America /T. Snyder. -L, N.Y.: Tim Duggan Books 2018 - 368 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.