Идентификационный дискурс в гражданском обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Мухтярова, Нория Харисовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат философских наук Мухтярова, Нория Харисовна
Введение.
ГЛАВА 1 Современные идентификационные контуры гражданского общества.
1.1. Идеологема гражданского общества.
1.2. Социальный капитал как предиктор гражданского общества.
1.3. Гражданская идентичность как предмет философской рефлексии.
ГЛАВА 2 Конструирование гражданской идентичности.
2.1.Гражданские формы идентичности.
2.2.Акты самосознания в опыте гражданской идентификации.
2.3.Личностные ресурсы, инициирующие гражданскую идентичность.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс2010 год, кандидат философских наук Довгалева, Ирина Валерьевна
Достоинство: личностное измерение и риск ответственности2011 год, кандидат философских наук Подолько, Олег Ефимович
Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи: на примере московских студентов2007 год, кандидат социологических наук Арутюнова, Екатерина Михайловна
Правосознание: постклассическое правопонимание и личностная проекция2011 год, кандидат философских наук Ильин, Олег Юрьевич
Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности2008 год, кандидат социологических наук Рыжова, Светлана Валентиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идентификационный дискурс в гражданском обществе»
Актуальность исследования
Дискуссия по вопросам, какая реальность стоит за гражданским обществом, является ли понятие «гражданского общества» лишь дескрипцией коллективных субъектов или организаций, или оно фиксирует реальную практику, продолжается. Вопросы становления гражданской идентичности в России актуальны и значимы в первую очередь с практической точки зрения. Если гражданское общество понимать как реальную практику, как, например, форму политической практики (Б.Г. Капустин), то в современной России формирование гражданского общества остается достаточно проблематичным- из-за манифестируемой деполитизации граждан. Сегодня, как считает Н.В. Мотрошилова, оправдано по отношению к России употреблять слова «антигражданское общество», которое быстро' возникнув, прочно закрепившись (в виде коррумпированных чиновников, например), становится главным объективным и субъективным препятствием' на пути образования и существования гражданского общества.
С теоретической позиции остается трудноуловимым само понятие «гражданское общество», релевантных ему понятий «государство» «публичная сфера», «ответственность», «солидарность», дискуссионными являются вопросы общих признаков, критериев, черт гражданственности общества и населения, социального капитала, социальной базы гражданского общества и др.
Принимая во внимание, что философская мысль вытекает из самой практической жизни в форме свободного обсуждения актуальных социальных проблем, мы предлагаем в ракурсе конструирования гражданской формы идентичности, через идентификационный дискурс, рассмотреть тему становления гражданского общества, уделяя особое внимание российским реалиям. По=3. Бауману, всякая идентичность, включая гражданскую, становиться призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни. Идентичность нужно постоянно обговаривать, приспосабливать, конструировать без всякой надежды на окончательность.
Гражданская форма идентичности - это продукт высшей формы самосознания, манифестирующей основные символы включенности человека в социальность. Гражданин — это субъект социума, наделенный социальными и политическими полномочиями и ответственностью. Без личностного начала гражданское общество не мыслимо. Выстраивание личностного «пути» в гражданском обществе, культивирование в себе черт, инициирующих гражданское самосознание и идентичность, представляет сложную миссию. Среди таких личностных диспозиций - автономия (свобода), ответственность, доверие, толерантность.
В сознании и самосознании индивида иерархия идентичностей подвижна, она определяется в зависимости от ситуации, времени, пространства. Сегодня, когда наблюдается острый кризис идентичности в массовом сознании россиян, понимаемый как результат сложной адаптации к новой трансформирующейся социальной реальности, самопонимания и взаимопонимания, особую значимость приобретают проблемные вопросы конструирования гражданской идентичности.
Степень разработанности проблемы.
Исследованию понятия «гражданское общество» значительное внимание уделяли Г. Гегель, К. Маркс, Т. Парсонс, А. Грамши, Ю. Хабермас. Для осмысления понятия и практик гражданского общества принципиальными стали работы Н.В. Мотрошиловой «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов», Ю. Хабермаса «Расколотый Запад», 3. Баумана «Текущая современность», У. Бека «Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия», Дж.Л. Коэн, Э. Арато «Гражданское общество и политическая теория», «Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа» /Под ред. М.Н. Кузьмина, Г.А. Тульчинского «Постчеловеческая персонология» и др.
Современная литература по гражданскому обществу восходит к произведениям Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, и др. Основы современного понимания гражданского общества и процессов его конституирования заложили М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, А. де Токвиль, русские философы — Б.Н. Чичерин, H.A. Бердяев, C.JI. Франк, И.А. Ильин и др.
Идентификационный дискурс, понимаемый как методологическая программа исследования, встречается у таких авторов как Д.А. Акулов. 3. Бауман, И.Т. Касавин, Н.Г. Козин, К.А. Свасьян, М.А. Розив, Г.А. Тульчинский, С. Хантингтон, В. Хёсле, Л.Б. Шнейдер, Э. Эриксон и др.
В современной философской риторике о процессах социальной идентификации, трансформации личностной и социальной идентичности пишут 3. Бауман, В.И. Гараджа, В.А. Лекторский, Н.В. Мотрошилова, К.А. Свасьян, Е.О. Труфанова, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, В. Хёсле и др.
Большое значение в разработке темы социального капитала имеют работы П. Бурдье, Р. Патнема, Дж. Колмэна, Ф. Фукуямы, К. Эрроу, А. Селигмена, У. Бека, В.В. Радаева, Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко, П.Н. Шихирева. Вопросам глобального социального капитала посвящены работы П.Дж. Колмэна, Ф. Фукуямы, С. Хатингтона, И.Е. Дискина, Т.А. Нестика и др. К новым результатам исследований различных предикторов социального капитала и социальной базы наше внимание привлекли работы И.В. Мерсияновой, Р.Х. Симоняна, A.B. Шубина и др.
По вопросам выявления новых форм гражданской идентичности мы обращались к результатам теоретических и прикладных исследований Ю.В. Арутюняна, И.А. Гобозова, К.Х. Делокарова, Л.М. Дробижевой, Ю.В. Леваде, О.Ю. Малиновой, В.М. Межуева, О.В. Орловой, А.Н. Чумакова и др.
Ориентация на философско-методологическое направление конструктивизма позволила исследовать- особенности новых форм социальной идентичности, включая гражданскую, в трансформирующемся социуме. В конструктивистском ключе обсуждается проблема кризиса идентичностей и становления новых форм идентичностей у таких авторов как И. Оствальд, А.П. Назаретян, Э. Смит, В.А. Ядов и др. К числу работ, раскрывающих проблематику конструирования; социальной идентичности относятся труды У. Бека, В.И. Гараджи, М.Н. Кузьмина, В.А. Лекторского, О.Ю. Малиновой, Н.В. Мотрошиловой, Т.А. Нестика, В.Ф.Петренко, Г.У. Солдатовой, В.А. Соснина, Т.Г. Стефаненко, В;С.Степина, Дж.А. Тойнби, Ю. Хабермаса и др. Базовыми для принятия идей конструктивизма стали монографии: П. Бергер, Т. Лукман «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания», «Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. Отв. ред В.А. Лекторский», «Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива». Отв. Ред. А.Л. Журавлев; A.B. Юревич.
Традиция изучения феномена «личность» в плане обсуждения персональной идентичности, личностных диспозиций разрабатывалась Pi Декартом, И; Кантом, Ф. Фихте, Э. Гуссерлем, У. Джеймсом, М. Хайдеггером, 3. Фрейдом, Э. Эриксоном, К. Хорни, В. Франклом, И. Гоффманом, Дж. Мидом, X. Арендт, И. Рикёром, К.С. Абульхановой-Славской, A.F. Асмоловым, Д.А. Леонтьевым, A.A. Налчаджяном и др.
К числу работ, раскрывающих личностные диспозиции, инициирующие гражданскую идентичность — автономию, ответственность, доверие, толерантность, относятся труды И. Канта, М. Хайдеггера, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, И. Ял ома, В. Франкла, К. А. Абульхановой, Л. А. Анцыферовой, A.F. Асмолова, В.В. Глебкина, Г.У, Солдатовой и др.
Учитывая сложность, открытость, многомерность темы «гражданское общество», трудноуловимость понятия «гражданское общество», разнообразие точек зрения, при выделении критериев «гражданского общества, мы ограничили тему диссертационного исследования, объект которого — социальные реалии и проект гражданского общества, а предмет — механизмы формирования гражданской идентичности.
Цель и задачи исследования. Цель исследования — средствами современного социально-философского дискурса проанализировать реалии и проект «гражданского общества» в призме конструирования гражданской идентичности. Для достижения данной цели поставлены следующие взаимосвязанные задачи: дать интерпретацию понятия «гражданское общество» в генеалогическом аспекте, в перспективе формирующейся гражданской идентичности в России; дать объяснение социального капитала как предиктора гражданского общества; обозначить границы концепта «идентичность», «гражданская идентичность»; осмыслить значимость конструирования гражданской идентичности в современных социальных реалиях; выявить роль самосознания как механизма продуктивной гражданской самореализации; эксплицировать личностные диспозиции, инициирующие гражданскую идентичность.
Методологической основой исследования стали социально-философские и общенаучные принципы познания, методологические установки конструктивизма. В диссертационном исследовании автор обращается к социальной феноменологии. Методология социального конструирования реальности послужила источником понимания гражданской идентичности. В исследовании автор опирался в основном на публикации (монографии и статьи) последних пяти лет представителей философской, социологической, политологической, культурологической мысли, представленные трудами отечественных и зарубежных ученых.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы из области социальной философии, социологии и психологии по теме гражданского общества, опубликованные в последние годы в профессиональных журналах - «Вопросы философии», «Социс», «Вопросы психологии», «Человек», «Полис», «Общественные науки и современность». В ходе работы автор опирался на результаты, полученные крупнейшими представителями философской, социологической, психологической мысли, использовал труды как отечественных, так и зарубежных ученых.
Научная новизна исследования заключается в следующем: рассмотрен идентификационный дискурс, через который раскрываются многомерные и многоаспектные проблемы дефинирования понятия «гражданское общество»; дано объяснение социального капитала как способа становления и развития гражданской идентичности; показано, что идентичность, как результат осознания, рефлексии над представлениями о себе, манифестирует (через символы) включенность индивида в социальность, в сообщество. Гражданская идентичность — это результат идентификации как высшей формы социализации, акт осознания и рефлексии представлений о себе как гражданине, осознание своей устойчивой социальной идентичности, своего «гражданского я» в социально-историческом процессе; распознаются новые формы гражданской идентичности (макрополитическая, европейская, космополитическая), конструирование которых расширяет представления о гражданской идентичности; выявлена функциональная (практическая) роль самосознания как механизма продуктивной гражданской самореализации: 1) самосознание обнаруживается в различных аспектах социального действия как рефлексия над приобретенным опытом, через формирование проекций и логики действий; 2) имманентное субъекту (гражданин, граждане) самосознание используется как средство для упорядочивания, контроля, управления социальным действием; 3) самосознание выступает как основа интерсубъективной коммуникации; 4) в самосознании проявляется активное отношение к содержанию своего сознания (социальному, личному, гражданскому опыту); предложено рассматривать в качестве личностных ресурсов гражданской идентичности такие её диспозиции как автономия (свобода), ответственность, доверие, толерантность.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. Анализ понятия «гражданское общество» в современном дискурсе показывает его многозначность, контекстуальность. Как многогранный феномен «гражданское общество» наполняется различными смыслами проективно контексту рассмотрения. Идентификационный дискурс расширяет представления о феномене «гражданское общество», о механизме идентификации и индикаторах гражданской идентичности. Гражданское общество предполагает наличие горизонтальных, внегосударственных связей. Гражданское общество - это самоорганизующееся и самоуправляющееся сообщество, идентифицирующее себя с гражданами. Становление гражданского общества в России связано с преодолением кризиса идентичности, с конструированием иерархии идентичностей, гражданской формы идентичности (социальной, национально-государственной, этноконфессиональной, политической, личностной и др.)
2. Под социальным капиталом понимается ресурс, в который конвертируются социальные и психологические отношения, характеризующиеся взаимной ответственностью, доверием, надежностью. Социальный капитал — междисциплинарное понятие, фиксирующее его интегральное' образование, такие характеристики как способность к накоплению и самовозрастанию общественных ресурсов, их ограниченности, ликвидности, конвертируемости, продуктивности. Социологический экономический, психологический дискурсы в интерпретации социального капитала ориентированы на такие критерии как плотность социальных контактов и удовлетворенность их результатом. Структурными компонентами социального капитала являются доверие, социальная сплоченность, гражданская идентичность. Гражданская идентичность полагается как позитивная и «сильная» групповая идентичность. В поликультурном обществе, каковым является Россия, гражданская идентичность играет роль «социального клея», скрепляющего компоненты социального капитала. В настоящее время основой социального капитала россиян является гражданская идентичность.
3. Гражданская форма идентичности - это результат осознания и рефлексии представлений о себе как гражданине, осознание своего «гражданского я» в социально-историческом процессе. Представление о себе (о «Я») складывается из опыта преодоления границ различной модальности. Гражданской идентичности имплицитна позитивная идентичность. Позитивная идентичность — это позитивное групповое самовосприятие, проект себя, который порождается необходимостью самооправдания, самоутверждения, самореализации. Позитивная идентичность ориентирована на автономность, доверие, диалог, ответственность, толерантность. Гражданская идентичность - гармоничное сочетание личностной и социальной идентичности. Гражданская идентичность — это макроидентичность.
4. В гражданском обществе доминантой во множестве интеракций являются социальные связи. Социальное «начало» выражается в социальной солидарности, в метасолидарности и через социальную идентичность. В быстро трансформирующемся мире невозможна стабильная социальная идентичность. Сегодня она включает наряду с традиционными (культурной, национальной, этнической, религиозной, тендерной), новые разновидности -макрополитическую, «европейскую», космополитическую. Конструирование гражданской идентичности через «макрополитическую идентичность» указывает на идентификацию с более широким сообществом, которая предполагает наличие метасолидарности, связанной с политическими и идеологическими предпочтениями. Макрополитическая идентичность связывается с принадлежностью к нации, к наднациональному сообществу. Проблема конструирования макрополитической идентичности связана с определением оснований, границ и ценностно-смысловой структуры макрополитической идентичности, стоящей за российским государством. В основе формирования международного гражданского общества, по Ю. Хабермасу, обнаруживается строительство «европейской идентичности» и идентичности международного сообщества. Становление космополитической идентичности провоцируют глобализация, возрастающая социальная мобильность людей, миграция, размывание национальных и становление множественных идентичностей, практика двойного гражданства, «наднациональность» культурных ценностей и благ, распространение международных организаций и институтов, появление транснациональных сообществ, наличие общемировых проблем, кризисов. (Дж.А. Тойнби, У. Бек).
5. К характерным признакам гражданского общества относится развитое самосознание (личности, народа). Гражданская форма идентичности - это продукт высшей формы самосознания, манифестирующей основные символы включенности человека в социальность. В широком смысле под самосознанием подразумевается осознание субъектом (гражданином, личностью, народом) своих интересов, идеалов, своего места и роли в социально-историческом процессе. Развитое самосознание предполагает наличие гражданской позиции по отношению к социальной справедливости и несправедливости. Функциональная роль гражданского самосознания проявляется в социально-практическом-действии. Социальное действие — вид сознательного и самосознательного поведения личностей и сообществ, направленный на достижение рациональной цели, обладающей значимостью в социально-историческом процессе. На уровне личности самосознание выражается в поступке как моменте самореализации личности.
6. Без личностного начала нет гражданского общества. Не только в России современная социокультурная ситуация провоцирует вызов личностной и гражданской идентичности. Тем значимее становится личностный фактор и выбор для адекватного ответа и большей социальной активности. Конструирование личности означает обнаружение её' границы, апробирование её на прочность, при: столкновении с социальной границей' (нормой); В иерархической структуре идентичности личностная идентичность формируется на: базе социальной идентичности. Будучи сформированной личностная идентичность активно воздействует на социальную, в том числе гражданскую идентичность.
Личность, ориентируя и реализуя себя как автономное, свободное, ответственное существо, сама, выбирает основы идентификации и конструирует свою идентичность. Ответственное «Я» личности выбирает ценности и символы доверия. Доверие - основная установка в принятии таких символов гражданского общества как правовое равенство и партнёрство. Доверие, построенное на позитивной идентичности личности, порождает установки толерантности. Релевантными толерантности полагаются чувство- автономности, собственного достоинства, умение уважать других, способность к самотрансценденции, рефлексивность, доверие, ответственность. Личностное пространство толерантности задает позитивную психологию, формирование всеобщих ценностных предпочтений, органичное сочетание разных социокультурных идентификаций, типов поведения и образов жизни. Эти позиции определяют отказ от насилия, интенции к предупреждению конфликтов, к решению проблем на основе диалога, взаимного доверия, взаимной ответственности. Идеи толерантности адекватны новым формам ассоциирования, например, композиции правового государства и гражданского общества. Конструирование гражданской идентичности сопровождается принятием ценностей и знаков толерантности.
Научно-практическая значимость выводов диссертации.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки проблематики гражданской идентичности; для философского и междисциплинарного дискурсов по теоретическим и прикладным вопросам решения возникающих проблем гражданского общества. Они дают возможность определить социальные проекции и практики, в которых происходят трансформации и становление новых форм социальной идентичности. Диссертация является опытом использования идентификационного подхода к исследованию темы гражданского общества в ракурсе складывающихся гражданских практик. Данные представленного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по проблемам социальной философии, в преподавании курсов «философия», «история», «психология», «социология», «культурология», а также использоваться специалистами по вопросам социального проектирования и управления.
Апробация результатов исследования.
Основные результаты диссертационного исследования доложены на межвузовской научно-методической конференции «Особенности развития профессионального образования в современных условиях», 25 ноября 2009г., г. Тверь; на региональной научно-методической конференции аспирантов и молодых ученых «Интердисциплинарные исследования в науке: опыт неклассической рациональности», 22-23 сентября 2010 г., г. Тверь; на межвузовской научно-практической конференции «Междисциплинарное образовательное инновационное развитие в высшей школе: история и современность», 15 октября 2010 г., г. Тверь; на межрегиональной научной конференции «Человек в информационном обществе: междисциплинарное прочтение», 30 марта 2010 г., г. Тверь; на V Юбилейной международной научно-практической конференции «История и современность глазами молодых. Россия в современном мире: история, экономика, политика, право, информационные технологии, экология, культура», 16 апреля 2010 г., г. Железнодорожный, филиал РГГУ; на VI международной научно-практической конференции «История и современность глазами молодых. Россия в современном мире: история, экономика, политика, право, информационные технологии, экология, культура», 17 апреля 2011 г., г. Железнодорожный, филиал РГГУ; на межвузовской научно-практичской конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы развития гуманитарно-экономического и естественно-научного знания», 23 мая 2011 г., г. Тверь.
Диссертация обсуждалась на кафедре психологии и философии Тверского государственного технического университета. Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 6 публикациях, в том числе в статье в рецензируемом журнале ВАК.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации — 170 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Коммуникативные аспекты региональной идентичности: управленческо-социологический анализ2006 год, кандидат социологических наук Дроздова, Юлия Алексеевна
Эволюция концепции мультикультурализма и приоритеты социальной политики в США в последней четверти XX - начале XXI в.2011 год, кандидат исторических наук Медведева, Оксана Олеговна
Этническая идентификация русских в коммуникативном пространстве крупного полиэтнического города2009 год, кандидат социологических наук Садретдинова, Эвеллина Винеровна
Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ: на примере Республики Адыгея2010 год, кандидат социологических наук Шикова, Расита Юриевна
Институт армии в формировании идентичности молодежи российского общества2011 год, кандидат социологических наук Погодин, Никита Аркадьевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Мухтярова, Нория Харисовна
Заключение
В заключении дадим краткую характеристику тех задач, которые были поставлены в диссертации.
Основная задача сводилась к тому, чтобы средствами современного социально-философского дискурса проанализировать реалии и проект «гражданского общества» в призме конструирования гражданской идентичности. Для достижения данной цели нам понадобилось дать интерпретацию понятия «гражданское общество» в генеалогическом аспекте, в перспективе формирующейся гражданской идентичности в России; дать объяснение социального капитала как предиктора гражданского общества; обозначить границы концептов «идентичность», «гражданская идентичность»; осмыслить значимость конструирования гражданской идентичности в современных социальных реалиях; выявить роль самосознания как механизма продуктивной гражданской самореализации; эксплицировать личностные диспозиции, инициирующие построение" гражданской идентичности.
Предполагаемое решение проблемы основывалось на философском и междисциплинарном анализе, методологических установках конструктивизма, социальной феноменологии. Методология социального конструирования реальности послужила источником понимания гражданской идентичности.
Был рассмотрен рассмотрен идентификационный дискурс, через который раскрываются многомерные и многоаспектные проблемы дефинирования понятия «гражданское общество». Гражданское общество предполагает наличие горизонтальных, внегосударственных связей. Гражданское общество - это самоорганизующееся и самоуправляющееся сообщество, идентифицирующее себя с гражданами. Становление гражданского общества в России связано с преодолением кризиса идентичности, с конструированием иерархии идентичностей, гражданской формы идентичности (социальной, национально-государственной, этноконфессиональной, политической, личностной и др.).
В диссертационном исследовании мы пришли к выводу о возможности дать объяснение социального капитала как способа становления и развития гражданской идентичности. Под социальным капиталом понимается ресурс, в который конвертируются социальные и психологические отношения, характеризующиеся взаимной ответственностью, доверием, надежностью. Социологический, экономический, психологический дискурсы в интерпретации социального капитала ориентированы на такие критерии, как плотность социальных контактов и удовлетворенность их результатом. Структурными компонентами социального капитала являются доверие, социальная сплоченность, гражданская идентичность. Гражданская идентичность полагается как позитивная и «сильная» групповая идентичность. В российском обществе, каковым является Россия, гражданская идентичность играет роль «социального клея», скрепляющего компоненты социального капитала. В настоящее время основой социального капитала россиян является гражданская идентичность.
Нами показано, что идентичность, как результат осознания, рефлексии над представлениями о себе, манифестирует включенность индивида в социальность, в сообщество. Гражданской идентичности имплицитна позитивная идентичность. Позитивная идентичность — это позитивное групповое самовосприятие, проект себя, который порождается необходимостью самооправдания, самоутверждения, самореализации. Позитивная идентичность ориентирована на автономность, доверие, диалог, ответственность, толерантность. Гражданская идентичность — гармоничное сочетание личностной и социальной идентичности. Гражданская идентичность - это макроидентичность. Среди новые форм гражданской идентичности распознаются (макрополитическая, европейская, космополитическая идентичности), конструирование которых расширяет представления о гражданской идентичности. Макрополитическая идентичность связывается с принадлежностью к нации, к наднациональному сообществу. Проблема конструирования макрополитической идентичности связана с определением оснований, границ и ценностно-смысловой структуры макрополитической идентичности.
Гражданское самосознание манифестирует акты гражданской самореализации. Развитое самосознание (личности, народа) — маркер гражданского общества. Гражданская форма идентичности - это продукт высшей формы самосознания, манифестирующей основные символы включенности человека в социальность. В широком смысле под самосознанием подразумевается осознание субъектом (гражданином, личностью, народом) своих интересов, идеалов, своего места и роли в социально-историческом процессе. Развитое самосознание предполагает наличие гражданской позиции по отношению к социальной справедливости и несправедливости. Функциональная роль гражданского самосознания проявляется в социально-практическом действии.
В диссертации сделана попытка эксплицировать личностные диспозиции, инициирующие построение гражданской идентичности. Предложено рассматривать в качестве личностных ресурсов гражданской идентичности такие её диспозиции как автономия (свобода), ответственность, доверие, толерантность. Личность, ориентируя и реализуя себя как автономное, свободное, ответственное существо, сама выбирает основы идентификации и конструирует свою идентичность. Ответственное «Я» личности выбирает ценности и символы доверия. Доверие - основная установка в принятии таких символов гражданского общества как правовое равенство и партнёрство. Доверие, построенное на позитивной идентичности личности, порождает установки толерантности. Личностное пространство толерантности задает позитивную психологию, формирование всеобщих ценностных предпочтений, органичное сочетание разных социокультурных идентификаций, типов поведения и образов жизни.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мухтярова, Нория Харисовна, 2011 год
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. — М.: Издательство НОРМА, 2001.- 56 с.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности /К.А. Абульханова; М. Воронеж, 1999. - 120 с.
3. Авакьян С. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. М.: Российский юридический издательский дом, 1996. — 344 с.
4. Аристотель. Сочинения в 4 т. /Аристотель, М.:«Мысль», 1984. Т. 3.-410 с.
5. Арутюнян Ю.В. Москвичи. Этносоциологическое исследование. М., 2007.
6. Арутюнян Ю.В. Россияне: проблемы формирования национальноггражданской идентичности в свете данных этносоциологии //Общественные науки и современность. 2009. № 4.
7. Арутюнян Ю.В. О потенциале межэтнической интеграции в московском мегаполисе //Социологические исследования. 2005. № 1.
8. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. /А.Г.Асмолов М.,2001.- 416 с.
9. Аузан A.A. Три публиные лекции о гражданском обществе /Александр Аузан. М.: ОГИ, 2006. - 288 с.
10. Аузан A.A. Национальные ценности и модернизация / М.: ОГИ; Полит.ру, 2010.-192 с.
11. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1901. Т.1.
12. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия. — М.: Прогресс-Традиция; Издательский дом «Территория будущего», 2007.
13. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
14. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: ДОБРОСВЕТ. «КДУ», 2006.
15. Бубер М. «Я и Ты»/М. Бубер Два образа веры. М.¡Республика, 1995.
16. Бурдье П. Социология политики. /Пер.с фр.; сост., общ.ред. и предисл. H.A.niMaTKO.-M.:Socio-Logos, 1993.
17. Бурдье П. Опыт рефлексивной социологии: пер. с англ. /П. Бурдье ред. Е. Д. Руткевич, М. Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 2. - 424 с.
18. Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания /П.Бергер, Т.Лукман. М.: Моск.филос.ф и др., 1995. - 323 с.
19. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990.
20. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека / М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 316 с.
21. Бауман 3. Свобода /Пер с анг. М.: Новое издательство, 2006. 132 с.
22. Бауман 3. Текущая современность. СПб.: Питер,2008. 240 с.
23. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир как система. М., 2007.
24. Белокурова Е.В. Концепция гражданского общества в российском прочтении: обзор публикаций последних лет /Е.В. Белокурова ред. Г.Михалевой, СПб.: Летний сад, 2001. 130 с.
25. Белл Д. Социальные рамки информационного общества /Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. М. Прогресс, 1986. - 380 с.
26. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века /Пер. с англ. под ред. Б.Л. Иноземцева; Центр исследований постиндустриального общества. — М.: Логос, 2003.— 368 с.
27. Василенко И.А. Политическая философия: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. - 240 с.
28. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем./М. Вебер; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. — 300с.
29. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России //Социологические исследования. 1997, №3. С. 25.
30. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры. /Под ред. Е.С.Петренко, М.: Институт Фонда «Общественное мнение». 2008.
31. Гегель Г.В.Ф. «Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб.: «Наука», 1994.
32. Горшков М. Российская идентичность в условиях трансформирующихся процессов // Вестник российской нации. 2008. № 1.
33. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник / 3-е изд., доп. — М.: Норма, 2009. — 736 с.
34. Гобозов И.А. Философия политики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЕИС, 2002. 230 с.
35. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. /Материалы научной конференции под ред. Коваля Б.И. ООО «Соверо-Принт», М., 2001. 144 с.
36. Грудцына Л.Ю. Государство и гражданское общество. Монография /Под ред. докт. юрид. наук, проф. С.М. Петрова. М.: ЮРКОМПАНИ, 2010.-464 с.
37. Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах /Т. Гоббс; М., 1964. —Т.1. 583 с.
38. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации /Э. Гидденс, М.: Академический проект, 2005. — 300 с.
39. Гуревич П.С. Расколотость человеческого бытия. М.: ИФ РАН,2009. -199 с.
40. Джон Кин. Демократия и гражданское общество /Пер. с англ.; Послесл. М.А. Абрамова. М.: Прогресс - Традиция, 2001. - 400 с.
41. Дилигенский Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе. //Гражданское общество, 1997. № 4
42. Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество. //Путь. 1993. №3
43. Джин Л. Коэн, Эндрю Арато Гражданское общество и политическая теория. Пер. с англ. /Общ. ред. И.И.Мюрберг. М.: Издательство «Весь мир», 2003.
44. Дробижева Л;М. Процессы гражданской интеграции в полиэтничном российском обществе //Общественные науки и современность. 2008. № 2.
45. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. /Пер. , с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. — М.: Канон, 1995. —352 с.
46. Зайцева Ю.Е. Формирование и развитие отношения к человеку как к носителю человеческого достоинства: факторы ипредпосылки.//Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11// Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
47. Заславская Т.Н. Российское общество на;социальном изломе: взглядизнутри: монограф./ Т.Н. Заславская , М. Аспект-Пресс, 1997. 300 с.- у
48. Итоги Всероссийской переписи-населения 2000 года. М;,.2004. Т. 4,:кн. !;;■ Т. 14.
49. Ильин В.В., Панарин A.C., Бадовский Д.В. Поли тическая антропология. М.: Изд-во МГУ, 1995.-283С.
50. Идентичность персональная //Социальная философия. Словарь под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. М: Академический проект, 2003.
51. Кант И. Критика практического разума /Соч. в 4 т. М., 1997. .
52. Кант И. Сочинения в 6 томах. М., 1966. Т. 5. с. 465 с.
53. Касавин И.Т. Дискурс-анализ и его применение в психологии.// Вопросы психологии, 2007, №6
54. Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008.
55. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У Фактория. 2004. 328 с.
56. Кемеров В.Е., Латыпов И.А. Капитал. Социальная философия. Словарь под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. М: Академический проект, 2003.
57. Локк Джон. Два трактата о правлении. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009.
58. Колмэн Дж. Капитал социальный и человеческий// Общественные науки и современность.2001 .№3. С. 122-139.
59. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории /Н. Луман Пер. с нем. И.Д. Газиева; под ред. H.A. Головина. СПб.: Наука, 2007. 648 с.
60. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Едиториал УРСС, 2009 г. 256 с.
61. Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» //Вопросы психологии. 2009. №5.
62. Лебедев С.А. Онтология человека// Человек. 2010. № 1.С.15-29.
63. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности //Психологический журнал. Том 21.№1, 2000. С. 15-25;
64. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии// Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива./Отв. Ред. А.Л. Журавлев, A.B. Юревич. Изд-во «Институт психологии РАН»,2007. С.74-94;
65. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 3. М., 1957.
66. Малинова О.Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России.//СОЦИС, 2010, №2.
67. Мотрошилова Н.В, Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.:ИФРАН, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.- 480 с.
68. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко — философские очерки и портреты / Н.В. Мотрошилова. — М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2010. 488. с.
69. Маслоу А. Мотивация и личность, СПб.: Евразия, 1999.
70. Мальцева А.П. Ответственность и мифологическое сознание// Человек.2009. №4. С.71-81.
71. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. Минск.: Интерпресссервис; Книжный Дом. 2001
72. Новостной сайт «Интерфакс» Электронные данные. — Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/news.asp?id=149747. Дата обращения: 10.09.2010.
73. Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. М.: Академический правовой университет, 2005.
74. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002.
75. Огурцов А.П. Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ,2004. -.460 с.
76. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М., 1996. -.224 с.
77. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1, Т. 2. /Пер. с англ. -К.: Ника-Центр, 2005. 800 с.
78. Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М.: Имидж-Пресс, 2004.
79. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. -304 С.
80. Розин В.М. Конституирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа //Вопросы философии. 2009, №7.
81. Социальная философия. Учебник. Под ред. И.А. Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003.
82. Соколов А.Е. Гражданское общество России. /Россия — моя радость и моя печаль. М.: Изд. «Спорт и Культура - 2000», 2010. - 344 с.
83. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации //Вопросы философии. 1989. № 10.
84. Современная российская цивилизация. Личность, экономика, гражданское общество. /Институт федерализма и гражданского общества. Серия научных трудов. Книга 1, 2. под ред. Коваля Б.И. М.: Изд-во «Соверо-Принт», 1999.
85. Селигмен А. Проблема доверия. М.: Идея-Пресс, 2002.
86. Социальная философия. Словарь под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. М: Академический проект, 2003.
87. Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения Электронный ресурс./ Режим доступа: http://wciom.ru/. Дата обращения: 01.05.2011.
88. Тульчинский Г.Л. Тело свободы. СПб.: Алетейя, 2006.
89. Токвиль А. де. Демократия в Америке./ Пер. с фр. Предисл. Дж. Л. Гарольда. М.: Весь Мир, 2000.
90. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 640 с.
91. Татарко А.Н. Социальный капитал и экономические представления русских и китайцев: различия и взаимосвязь//Психология. Журнал Высшей школы экономики.2010. Т.7.№1. С.138-148;
92. Татарко А.Н. Культурно-психологические особенности социального капитала этнических групп России// Психологический журнал,2009. том 30, 32, С.67-80.
93. Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007.
94. Татарко А.Н., Н.М. Лебедева Социальный капитал: теория и психологические исследования. М.: Изд-во РУДН, 2009.
95. Философия XX век./ Всемирная энциклопедия. Философия XX век. Главн. научн. ред и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002.
96. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
97. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ACT; Минск: Харвест, 2005.
98. Фромм Э. Искусство любить. М.: изд-во ACT, 2009.
99. Фромм Э. Здоровое общество / пер. с англ. Т. Банкетовой. М.: ACT МОСКВА, 2009. - 539 с.
100. Фуко М.Герменевтика субъекта. СПб: Наука, 2007.-677с
101. Фуко М. Археология знания. СПб., 2004.
102. Фуко, М. Слова и вещи. Археология Гуманитарных наук. /Пер. с франц. В.П.Визигинати Н.С.Автономовой. СПб.:А-сас1, 1994. 408с.
103. Фукуяма Ф.Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологичес революции. /Пер. с англ. — М., 2004 286с.
104. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек /Пер. с англ М.Б. Левина. М.: ACT: ACT МОСКВА: Полиграфиздат, 2010. - 588 с.
105. Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке: М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2010. 222 с.
106. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М.:Изд-во ACT, 2004.
107. Федорова М.М. Классическая политическая философия. М.: Издательство «Весь Мир», 2001. 224 с.
108. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм- EBP03HAK,2002. 822 с.
109. Хабермас Ю. Расколотый Запад. М.,2008. С. 103.
110. Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории /Пер. с нем. Медведева Ю.С. под ред. Скляднева Д.В. — М.: Наука, 2001. — 417 с.
111. Хабермас Ю. Политические работы. — М.: Праксис, 2005. — 368 с.
112. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне /Пер. с нем. М. Беляева и др. — М.: Весь мир, 2003.
113. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие /Пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева,— СПб.: Наука, 2000. — 380 с.
114. Хайдеггер, М. Бытие и время /М.Хайдеггер/ Пер. с нем. Харьков: Фолио, 2003.-503 с.
115. Хайек Ф. Дорога к рабству / пер. с англ. М. Гнедовского М.: ACT: Астрель, 2010.-317 с.
116. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок /Пер. с англ. O.A. Дмитреевой под ред. Р.И. Капелюшникова. Челябинск: Социум, 2011.-394 с.
117. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. №10. С.112-123.
118. Ховард Марк М. Слабость гражданского общества в посткоммунистической Европе / пер с англ. И.Е. Кокарева. — М.: Аспект Пресс, 2009. 191 с.
119. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.
120. Черных А. По пути к гражданскому обществу. Реформы 60-х годов в России /Проблемы формирования гражданского общества /Отв.ред. 3. Голенкова. М.: ИС РАН, 1993.
121. Шихирев П.Н. Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. 2003. №2. С. 17-32 и др.
122. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: Республика, 1996.
123. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
124. Allport G.W. Pattern and grouth in personality. New York: Holt, Rinehart and' Winston. 1961.P.373.
125. Deci, E. L., Ryan, R. M. The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 2000. 11, 227-268.
126. Fukuyama F.Trust: The social virtue and their creation of prosperity.N .Y. Free Press, 1995 420 P.
127. James S. Coleman, "Social Capital in the Creation of Human Capital", American J. of Sociology № 94. 1988
128. Harriss, J. Depoliticizing Development: The World Bank and'Social Capital. New Delhi: Left World Books, 2001.
129. Hofstede G., Culture's consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills: Sage, 1980. P.123.
130. Kenneth J., Arrow. The Limits of Organization. New York: Norton, 1974.p.23. Cm. Arrow, Kenneth J. Risk Perception in Psychology and Economics/ Economic Inquiry. 1982. P. 1-9.
131. Parsons T. Politics and Social Structure. N.Y.: Free Press, 1969
132. Putnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton: Princeton Univercity Press, 1993. P.l 15
133. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being// American psychologist.2000.V.55. № l.P.68-78.
134. Schleifer J.T. The Making of Tocqueville*s Democracy in America. Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 1980. P. 7
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.