Идейно-творческие искания Я. В. Абрамова – писателя-просветителя эпохи реформаторского народничества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Монахов Александр Александрович
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 209
Оглавление диссертации кандидат наук Монахов Александр Александрович
Введение
1. Идейная эволюция Я. В. Абрамова, мыслителя
и литератора
1.1. Формирование мировоззрения Я. В. Абрамова
1.2. Я. В. Абрамов как идеолог культурнического течения
в реформаторском народничестве 1880-х - 1890-х гг
1.3. Философия социального эволюционизма и просветительские позиции Я. В. Абрамова второй половины 1880-х - 1890-х гг
1.4. Мировоззренческие искания Я. В. Абрамова накануне и в период первой русской революции (1905 - 1906)
2. Литературно-публицистические выступления Я.В. Абрамова 1880-х гг. в парадигме изучения истории реформаторского народничества
2.1. Концепция культурного развития Я. В. Абрамова - публициста газеты «Неделя»
2.2. Изучение сектантства как формы познания народного сознания
3. Литературно-художественное творчество Я.В. Абрамова первой половины 1880-х годов: черты творческой индивидуальности исателя
3.1. Место Я. В. Абрамова в общественно-литературном
движении 1880-х годов
3.2. Традиции (типологическое) и новаторство (индивидуальное) в изображении эпохи «всеобщего переворота в художественной
прозе Абрамова
3.2.1. «Старый» «новый общественный порядок»
3.2.2. Традиции очерковой литературы в художественной
прозе Я. В. Абрамова
3.3. Публицистическое начало в художественной прозе
Я. В. Абрамова
4. Нарративные стратегии в поэтике художественной
прозы Я. В. Абрамова
4.1. Нарративные стратегии как выражение авторской интенция
в литературно-художественном творчестве Я. В. Абрамова
4.2. Художественная рефлексия событий в нарративной поэтике произведений сборника Я. В. Абрамова
«В поисках за правдой»
4.3. Метафоры движения в нарративной структуре произведений сборника Я. В. Абрамова «В поисках за правдой»
5. Просветительские интенции и эстетические искания
Я. В. Абрамова
5.1. Творческий метод Я. В. Абрамова в аспекте типологии
русского реализма последних десятилетий XIX века
5.2. Просветительская интенция и жанровое своеобразие книг-биографий Я. В. Абрамова (серия ЖЗЛ)
5.3. Я. В. Абрамов - первый биограф В. М. Гаршина
5.4. Художественный синтез как главный принцип поэтики
Я. В. Абрамова
Заключение
Список литературы
Приложение А. Идейно-эстетический дискурс писем Г. И. Успенского к Я. В. Абрамову в свете корреляций с творческой манерой писателя-народника
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Я.В. Абрамов в народническом движении последней трети XIX – начала ХХ века2024 год, кандидат наук Гаврилова Екатерина Игоревна
Поэтика малых жанров Н. С. Лескова, 1880 - 1890-е гг.2001 год, кандидат филологических наук Шмелева, Юлия Владимировна
Взаимодействие художественно-эстетических систем реализма и постмодернизма в раннем творчестве Т.Н. Толстой2017 год, кандидат наук Мачавариани, Нана Валериановна
Интерпретация религиозных текстов в творчестве Н.С. Лескова второй половины 1870-х - 1890-х гг.: вопросы проблематики и поэтики2014 год, кандидат наук Макаревич, Ольга Владимировна
Личность и творчество А.А. Штевен (Ершовой) в социокультурном контексте конца XIX - начала XX в.2010 год, кандидат культурологии Агапова, Ирина Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-творческие искания Я. В. Абрамова – писателя-просветителя эпохи реформаторского народничества»
Введение
Диссертационное исследование посвящено изучению художественного и публицистического творчества Якова Васильевича Абрамова, который внёс большой вклад в самые разные области социальной жизни и заслуги которого несправедливо забыты. Диссертация «Идейно-творческие искания Я. В. Абрамова - писателя-просветителя эпохи реформаторского народничества» является первой филологической работой, посвящённой изучению литературного творчества писателя.
Как теоретик реформаторского народничества 1880 - 1890-х гг. Я. В. Абрамов занимал особую мировоззренческую и идейно-творческую позицию в народническом движении. Большую роль в формировании его мировоззрения сыграли традиции демократического просветительства В. Г. Белинского, беллетристов-шестидесятников и писателей-народников. Современные исследования, направленные на изучение круга чтения Абрамова, а также форм просветительской «работы в народе», дают направление в выработке стратегий изучения идейно-творческой эволюции писателя-мыслителя.
Историко-культурное наследие значимого для общественной мысли и неоправданного забытого общественно-литературного деятеля России 1880-х-начала 1900-х гг. Якова Васильевича Абрамова (1858-1906) заинтересовало исследователей только в конце ХХ столетия. Первыми опытами системного изучения его художественного наследия стал цикл исследовательских работ проф. В. М. Головко.
Разница в объёме и результатах исследований творчества и фактической значимостью культурно-исторического наследия Я. В. Абрамова, просматриваемая в исторической ретроспективе, связана с идеологической повесткой советской науки, где выбор исследовательского материала по
проблемам движении «либерального народничества» 1880-1890-х гг., воспринимался как незначимый для исследования исторического периода последних десятилетий XIX века. Данный период, к которому вполне закономерно относится Я. В. Абрамов, в современной гуманитарной науке стал всесторонне изучаться только в конце ХХ-первых десятилетиях XXI века.
В диссертационном исследовании рассматривается творческая индивидуальность Я. В. Абрамова и динамика его литературного творчества в общественно-литературном движении и контексте развития реалистической прозы второй половины XIX века. Анализ литературно-художественного творчества Я. В. Абрамова первой половины 1880-х годов и литературно-публицистических выступлений Я. В. Абрамова 1880-х гг. нацелен на обоснование места и роли писателя в народническом и культурном движении его времени. Важно определить особенности творческой манеры Абрамова-писателя, рассмотреть нарративные стратегии в поэтике его художественной прозы, проанализировать основные (доминирующие) жанры литературного творчества. Анализ просветительских установок связан с определением специфики эстетики и идиостиля Абрамова, что должно способствовать идентификации писателя социального реализма в его просветительско-рационалистической разновидности.
Логика исследования подчинена задаче систематизации творчества Я. В. Абрамова на уровне тематики и динамики жанровой системы. Эта логика раскрывается в движении от доминирования художественной прозы в первой половине 1880-х гг. к преимущественному использованию публицистических жанров во второй половине 1880-х гг., затем - к жанровому синкретизму в творчестве 1890-х - начала 1900-х гг.
Я. В. Абрамов по типу таланта относится к писателям, главная сила которых заключается в «могуществе мысли»1. В интеллектуальной прозе Я. В. Абрамова, ярко выражен синтез образного и теоретического мышления.
1 Белинский, В. Г. Собрание сочинений : в 9 т. / В. Г. Белинский. - Текст : непосредственный. - Т. 8. - Москва Художественная литература, 1982. - С. 374.
Большую эстетическую роль в его произведениях играет биографическое и документальное начало. Постановка проблемы автора в исследовании помогает понять специфику художественного обобщения в прозе писателя. Например, почти автобиографический герой - Григорий Востряков в повести «Мещанский мыслитель» является первичным субъектом речи, близким к автору, но при всей автобиографичности Абрамов-писатель стремится к социологической объективации изображаемого, при которой субъективное начинает обладать эстетическим качеством.
В произведениях Я. В. Абрамова представлены разные носители речи (черта реалистического стиля), автор дифференцирует их и создает возможность интеграции разных типов сознания. В исследовании актуализируется проблематика, связанная с анализом субъектных форм, нарративной коммуникации и многосубъектности в прозе Я. В. Абрамова. Субъектные формы выражения авторского сознания органически сочетаются с анализом поэтики внесубъектных средств объективации нравственно-эстетический позиции автора. Данные проблемы поднимаются в процессе изучения идиостиля Абрамова-писателя, специфики художественного обобщения в его художественной прозе. Есть все основания утверждать, что Абрамов - крупный художник, который на основе реальных прототипических ситуаций показывал не правду факта, а правду жизни.
Степень разработанности проблемы.
Изучение литературно-художественного творчества писателя-народника Я. В. Абрамова только начинается. В фундаментальных исследованиях В. М. Головко рассматриваются проблемы творчества писателя в общественно-литературном движении последних десятилетий XIX - начала ХХ в., эстетические контексты его творческого определения, особенности его творческого метода и поэтики, публицистические формы социологической объективации в художественном творчестве, экспериментальный характер поэтики Абрамова и искусство жанрового синтеза в его произведениях (Головко, 2008; Головко, 2009; Головко, 2013; Головко, 2015). Этим учёным
введены в научный оборот ранние литературные опыты Я. В. Абрамова, восстановлена уничтоженная по распоряжению церковной цензуры первая книга художественной прозы писателя «В поисках за правдой» (1884). В немногочисленных статьях современных литературоведов рассматриваются отдельные произведения Я. В. Абрамова, посвящённые конкретным темам и проблемам поэтики (Бронская, 2013, с. 106-115; Петренко, Бондарева, 2017, с. 58-69; Павлова, 2021, с. 224-241; Багдасарова, 2023, с. 172-179; Зверев, 2022, с. 169-200). Остаются неисследованными вопросы творческой индивидуальности Я. В. Абрамова в мировоззренческом и эстетическом аспектах, литературная работа писателя в периодических изданиях, его публицистика, мало исследованы вопросы дискурсивной практики писателя, его идиостиля, динамики литературного творчества.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена недостаточной изученностью роли творческой индивидуальности Я. В. Абрамова, художника и мыслителя, в общественно-литературном процессе двух последних десятилетий Х1Х века. Такое изучение приобретает особую общественную и эстетическую значимость, потому что Я. В. Абрамов был не только писателем-беллетристом, но и крупным общественно-историческим деятелем эпохи реформаторского народничества, одним из ведущих идеологов и теоретиков идейного течения в легальном народничестве, определяемого терминами «культурническое» или «культурное народничество». Именно Я. В. Абрамов стал идейным вдохновителем второго этапа «хождения в народ», «хождения на великую культурную работу». Его культурно-историческое и литературное наследие отвечает на вызовы нового времени, поскольку Я. В. Абрамов был идеологом социального эволюционизма, рассматриваемого в современной России как продуктивный путь общественно-исторического развития страны. Это определяет необходимость всестороннего изучения творческого опыта Абрамова как писателя-просветителя, потребность в освещении его социально-философских и эстетических позиций в историко-функциональном аспекте.
Я. В. Абрамов был сторонником мирного «постепеновства снизу», тех идей и концепций реформаторского народничества, которыми обосновывалась диалектика «малых и великих дел», стратегия и тактика общественной деятельности, ориентированной на реализацию целей великой культурной работы в народе (эволюционные формы социальных преобразований). Абрамов рассчитывал на радикальную трансформацию российского социума в свете идеалов социализма через формы культурной работы, что находило отражение уже в ранних социологических, публицистических и художественных произведениях писателя (например, в «Программе собирания сведений о русском сектантстве», где аргументируются идеи «постепеновства снизу» и необходимости проявления исторического творчества народных масс в процессах самоорганизации народной жизни, или в повести «В степи», где писатель показывал иллюзорность народнических надежд на роль крестьянской общины в деле социальных преобразований в России). Абрамов утверждал идеи социального эволюционизма и как мыслитель, и как литератор, целеустремленно реализуя свои просветительские установки и цели.
Объект исследования - общественно-литературное движение 1880-х -1890-х гг., эпохи легального, реформаторского народничества.
Предмет исследования - идейно-эстетическая эволюция Я. В. Абрамова как идеолога и писателя-просветителя культурного течения в реформаторском народничестве, творческая индивидуальность Я. В. Абрамова в парадигме типологии русского классического реализма последней трети Х1Х века.
Цель данного исследования - проанализировать динамику идейно-творческих исканий Я. В. Абрамова в контексте развития реалистической прозы второй половины XIX века.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие исследовательские задачи:
- изучить литературную деятельность Я. В. Абрамова, которая была подчинена задачам активного воздействия на русское общество последних десятилетий Х1Х - начала ХХ века, на общественное самосознание в целях
привлечение внимания к острейшим проблемам народной жизни во имя кардинального изменения «строя общественных отношений»;
- выявить и проанализировать просветительские установки, которые определили специфику эстетики и идиостиля Я. В. Абрамова как писателя социального реализма в его просветительско-рационалистической разновидности;
- охарактеризовать логику творчества Я. В. Абрамова на уровне тематики и динамики жанровой системы, реализуемой в движении от доминирования художественной прозы в первой половине 1880-х гг. к преимущественному использованию публицистических жанров во второй половине 1880-х гг., затем - к жанровому синкретизму в творчестве 1890-х -начала 1900-х гг.;
- определить и проанализировать искусство художественного синтеза в творчестве Я. В. Абрамова, проявляющегося в жанрово-видовой интеграции, в публицистичности художественной прозы и художественности его литературной публицистики;
- обосновать функциональные формы открытого выражения нравственно-эстетический позиции автора, реализуемой в особых формах нарративных стратегий, обусловленных задачами социологической типизации изображаемой жизни России периода «всеобщего переворота»;
- проанализировать нарративные стратегии в поэтике художественной прозы Я. В. Абрамова;
- рассмотреть основные (доминирующие) жанры литературного творчества, формы и средства реализации целей «великой культурной работы» Я. В. Абрамова как народника-культурника и писателя.
Материалом исследования является творческое наследие, литературно-художественная и публицистическая проза Я. В. Абрамова, рассматриваемая в историко-литературном аспекте.
Методологическую основу данного исследования составили академические коллективные исследования, в которых рассматриваются принципы, подходы и методы современного литературоведения, работы по литературному процессу, по творческой индивидуальности писателя, жанрологии и поэтике (работы М. М. Бахтина, акад. В. В. Виноградова, акад. М. П. Алексеева, акад. А. С. Бушмина, акад. М. Б. Храпченко, акад. П. А. Николаева, Е. Н. Купреяновой, Н. И. Пруцкова, акад. Г. М. Фридлендера, Г. Н. Поспелова, А. И. Ревякина, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева, А. Я. Эсалнек, Л. В. Чернец, Л. П, Егоровой и др.). В диссертационном исследовании используется комплекс методов и приёмов литературоведческого анализа: историко-генетический, сравнительно-исторический, сопоставительно-типологический, историко-функциональный методы, системный, комплексный, синергетический подходы, принципы историзма и анализа литературного произведения в диалектическом единстве содержания и формы.
Теоретической базой исследования стали работы по истории народнического движения (Б. С. Итенберг, В. В. Зверев, Б. П. Балуев, Г. Н. Мокшин, В. В. Блохин и др.), по проблеме роли творческой индивидуальности писателя в литературном процессе (М. Б. Храпченко, Б. И. Бурсов, Л. П. Егорова, Н. Л. Лейдерман, Ю. М. Лотман, Ю. Б. Борев и др.), по проблеме автора (М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, Б. О. Корман, Р. Барт, М. Фуко и др.), жанрологии (М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Г. Н. Поспелов, В. В. Кожинов, Л. В. Чернец, А. Я. Эсалнек, Ю. Б. Бореев, И. П. Смирнов,. И. А. Кузьмичев, В. М. Головко, Н. Д. Тамарченко и др.), по проблемам художественного дискурса и нарратологии (М. М. Бахтин, В. Шмид, Ж. Женетт, В. И. Тюпа, Г. А. Жиличева и др.), по теории стиля и идиостилю (М. М. Бахтн, В. В. Виноградов, Г. Вельфлин, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, А. В. Михайлов, А. В. Чичерин, И. Ю. Подгаецкая, Н. Д. Тамарченко и др.).
Гипотеза исследования
В процессе историко-литературного исследования идейно-творческой эволюции Я. В. Абрамова может быть доказанной логика развития писателя,
проявляющаяся в преимущественном внимании к литературно-художественному творчеству в первой половине 1880-х годов, в движении к освоению публицистических жанров в литературной работе второй половины 1880-х гг., затем к жанровому синкретизму в творчестве 1890-х - начала 1900-х гг. Могут быть найдены аргументы в обоснование идеи идиостиля Я. В. Абрамова как феномена синтеза теоретического и художественного мышления писателя, его незаменимой роли в освещении философии и практики социального эволюционизма и в утверждении социальных функций искусства. Гипотеза исследования предполагает установление роли Абрамова-писателя в укреплении эстетических принципов литературы просветительско-рационалистической разновидности как оной из важнейших тенденций развития социологического течения русского классического реализма.
Положения, выносимые на защиту:
1. Литературная деятельность Я. В. Абрамова была подчинена задачам активного воздействия на русское общество последних десятилетий Х1Х - начала ХХ века, на общественное самосознание, на привлечение внимания к острейшим проблемам народной жизни во имя кардинальных преобразований «строя общественных отношений»; Абрамов-писатель всемерно актуализировал социальные функции литературы и искусства.
2. Будучи сторонником идей социального эволюционизма, он как идеолог культурного течения в реформаторском народничестве обосновывал программу реализации «малых и великих дел» во имя социокультурного прогресса народной жизни, став идейным вдохновителем деятелей второго этапа народнического «хождения в народ».
3. Как демократ-просветитель по своему мировоззрению, Я. В. Абрамова аргументировал концепцию «великой культурной работы в народе», осуществляемой вне политики объединенными усилиями демократической интеллигенции и самого народа в целях освобождения народа от материальной нужды и «просветления его сознания».
4. По типу таланта Я. В. Абрамова принадлежал к числу писателей, художественные достоинства произведений которых определялись «могуществом» и ролью «мысли» в их творческом процессе.
5. Просветительские установки определили специфику эстетики и идиостиля Абрамова как писателя социального реализма в его просветительско-рационалистической разновидности: литературному творчеству Я. В. Абрамова присуще публицистическое начало, все литературные жанры приобретают у него ярко выраженную очерково-документальную основу, что является метажанровым, метатекстовым свойством его произведений.
6. Логика творчества Я. В. Абрамова на уровне тематики и динамики жанровой системы раскрывается в движении от доминирования художественной прозы в первой половине 1880-х гг. к преимущественному использованию публицистических жанров во второй половине 1880-х гг., затем - к жанровому синкретизму в творчестве 1890-х - начала 1900-х гг.
7. Искусство художественного синтеза в творчестве Я. В. Абрамова проявляется в жанрово-видовой интеграции, в публицистичности художественной прозы и художественности его литературной публицистики.
8. В художественной прозе Я. В. Абрамова особо функциональны формы открытого выражения нравственно-эстетический позиции автора, что проявлялось в особых формах нарративных стратегий, обусловленных задачами социологической типизации изображаемой жизни России периода «всеобщего переворота».
9. Отечественную литературу Я. В. Абрамова обогатил оригинальными жанрами художественных биографий, став одним из основателей книжной серии «Жизнь замечательных людей», такими видами литературной критики синтетического типа, которые совмещали эстетический и социологический анализ, черты литературной и газетной публицистики, аналитических обзоров и проблемной концептуальности.
Научная новизна диссертационного исследования определяется характером постановки проблемы: рассмотрением формирования творческой индивидуальности Я. В. Абрамова в контексте общественно-литературного развития двух последних десятилетий XIX века. Впервые проанализирована идейно-творческая эволюция Я. В. Абрамова как писателя-просветителя эпохи реформаторского народничества. В научный оборот введены новые данные о дискурсивной практике и поэтике повествования в прозе Я. В. Абрамова. В процессе изучения художественно-философских идей социального эволюционизма Я. В. Абрамова рассмотрены процессы художественного синтеза в творчестве писателя и особенности его «сложной эстетики».
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении социальных функций художественного творчества, актуальных вопросов, связанных с анализом литературно-художественного и публицистического творчества писателя, осуществлявшего цели «великой культурной работы» в народе. Результаты системного анализа творческого наследия Абрамова способствуют дальнейшему углублению в изучении литературно -публицистического творчества адептов реформаторского народничества. Получен ряд новых, теоретически значимых обобщений, позволяющих говорить о Я. В. Абрамова как о писателе, трансформировавшем и совершенствовавшем эстетику социологического реализма. Экспериментальная поэтика произведений Я. В. Абрамова объективировала важнейшие закономерности в развитии «социального реализма», и анализ творческой индивидуальности Абрамова-писателя дал материал для теоретических обобщений в области поэтики социологической объективации в художественном творчестве.
Освоение новых видов и жанров эпической прозы Абрамовым-писателем осуществлялось на основе художественного синтеза, обеспечивавшего качество аналитического освещения социально-исторических процессов в пореформенной России, связанных с развитием буржуазных отношений в эпоху «всеобщего переворота». Региональный материал использовался
Я. В. Абрамовым в целях художественно-социологической типизации, которая фиксируется на уровне описания художественного новаторства писателя-просветителя и обогащения философско-эстетических принципов классического реализма завершающей стадии его развития.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в вузовских курсах на практических и лекционных занятиях по истории русской литературы XIX -начала XX века, при изучении специальных курсов, посвященных творчеству Я. В. Абрамова. Результаты и материал исследования могут быть использованы при создании учебных пособий, посвященных Я. В. Абрамова, а также при разработке тем курсовых и дипломных работ.
Достоверность результатов диссертации достигается системным, логически выверенным представлением исследовательского материала: от освещения общих проблем творчества и определения места писателя в историко-культурном процессе двух последних десятилетий Х1Х века через изучение его публицистического и художественного наследия до формирования выводов о художественном синтезе как метажанровом принципе поэтики Я. В. Абрамова.
Основные положения и результаты диссертационной работы регулярно обсуждались на заседаниях кафедры отечественной и мировой литературы Гуманитарного института ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», на международных научных конференциях (Москва, 2018, 2020) и всероссийских научных «Абрамовских чтениях» (Ставрополь, 2019, 2020, 2021). Всего по теме диссертации издано 9 работ, 3 из которых опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК МН и ВО Российской Федерации.
Апробация теоретических положений и результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы регулярно обсуждались на заседаниях кафедры отечественной и мировой литературы ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», на международных (Москва 2018, 2020) и межвузовских научных конференциях
(Ставрополь 2018, 2019). Всего по теме диссертации издано 9 работ, 3 из которых опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК МНиВО Российской Федерации.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.
1. Идейная эволюция Я. В. Абрамова, мыслителя и литератора 1.1. Формирование мировоззрения Я. В. Абрамова
Теоретик реформаторского народничества 1880 - 1890-х г.г. Я. В. Абрамов сформировал особую мировоззренческую и идейно-творческую позицию. Роль в формировании мировоззрения сыграли идейно-творческие искания раннего этапа творчества, сыграли свою роль традиции духовно -нравственного и интеллектуального воспитания. Современные исследования, направленные на изучение круга чтения Абрамова, а также форм просветительской «работы в народе», дают направление в выработке стратегий изучения процесса формирования мировоззрения писателя-мыслителя.
Историко-культурное наследие значимого для общественной мысли и неоправданного забытого общественно-литературного деятеля России 1880-х -начала 1900-х гг. Якова Васильевича Абрамова (1858-1906) заинтересовало исследователей только с конца ХХ столетия. Первыми опытами системного изучения авторского наследия стал цикл исследовательских работ, созданных проф. В. М. Головко.
Разница в объёме и результатах исследований творчества и фактической значимостью культурно-исторического наследия Я. В. Абрамова, просматриваемая в исторической ретроспективе, связана с идеологической повесткой советской науки, где выбор исследовательского материала по проблемам движении «либерального народничества» 1880-1890-х гг., оценивался крайне негативно, воспринимался как незначимый и для исследования исторического периода последних десятилетий Х1Х века. Данный период, к которому вполне закономерно относится Я. В. Абрамов, в современной гуманитарной науке изучен крайне мало. В основном, упоминание
о Якове Васильевиче Абрамове можно встретить в историко-культурных исследованиях, которые отражали просветительскую деятельность писателя.
По сравнению с другими теоретиками легального народничества этого времени, например, Н. К. Михайловским, С. Н. Кривенко, В. П. Воронцовым, И. И. Каблицем-Юзовым, Я. В. Абрамову «повезло» меньше всего: в исследовательских работах до недавнего времени ему, как правило, почти не уделялось специального внимания. В перспективе советских исследований не пересматривался мифический тезис, который ложно сформировал мнение о том, что Абрамов создатель «теории малых дел». Термин «абрамовщина» в советское науке стал использоваться для дискредитации «великой культурной работы», которой всю свою недолгую жизнь посвятил этот народнический идеолог, обосновывавший концепцию мирного постепенного общественного развития страны (Мокшин, 2014, с. 20).
Писательская и общественно-культурная работа Я. В. Абрамова связана со вторым этапом «хождения в народ», т.е. движением демократической интеллигенции 1880-1890-х г.г. Данный этап в развитии общественно-просветительской мысли имел цель: «распространение технических сведений в народе, подъём производительности народного труда, народно-просветительской, организационно-врачебной и иного вида культурной деятельности» в земских учреждениях»2. Это концепция нашла отражение в литературе последних десятилетий Х1Х в., в частности, в таких произведениях
A. П. Чехова, как «Дом с мезонином» и «Моя жизнь», где писатель говорит о роли о «культурной работы»: «Если бы люди, все сообща, могли отдаться духовной деятельности, то они скоро бы узнали всё»3 .
Исследовательские работы ученых-историков В. И. Харламова,
B. В. Зверева, Г. Н. Мокшина и мн. др., а также работы по филологическим исследованиям В. М. Головко определили перелом в представлениях и
4 Абрамов Я. Малые и великие дела // Книжки Недели: Ежемесячный литературный журнал. - 1896. - № 7 [Июль]. - С. 214.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Рецептивные стратегии в прозе Н. С. Лескова2018 год, доктор наук Федотова Анна Александровна
Творчество И.А. Салова в литературном процессе последней трети XIX века2009 год, кандидат филологических наук Себелева, Анастасия Валериевна
Фольклоризм прозы Ф. Абрамова 1970-1980-х годов: характер, эволюция, типы заимствований2010 год, кандидат филологических наук Чухланцева, Анна Ивановна
Отражение духовно-нравственных и эстетических исканий в художественной прозе Мусы Бексултанова2020 год, кандидат наук Килабова Марет Ароновна
Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России2005 год, доктор филологических наук Родина, Галина Ивановна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Монахов Александр Александрович, 2024 год
Источники материала
163. Абрамов, Я. Анонимный донос и разбитая жизнь/ Я. Абрамов. -Текст : непосредственный // Неделя. - 1895. - 28 мая. - №22. - С.703- 708.
164. Абрамов, Я. Бедствующие литераторы / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - 5 ноября. - №45. - С. 1441 - 1446.
165. Абрамов, Я. Без вины виноватый / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Русь. - 1897. - № 89. - 20 апреля. - С.503- 508.
166. Абрамов, Я. Беспристрастный голос / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Русь. - 1897. - № 97. - 28 апреля. - С.401- 408.
167. Абрамов, Я. Борьба со слепотой / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1897. - № 27. - С. 851-854.
168. Абрамов, Я. В. «Внешние условия» и частный почин / Я.В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1886. - № 18. - С. 601-604.
169. Абрамов, Я. В. Безответственность должностных лиц / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. -1886. - № 51. - С. 1705-1709.
170. Абрамов, Я. В. Благожелательный бюрократизм / Я. В. Абрамов. -Текст : непосредственный // Неделя. - 1886. - № 41. - С. 1337-1341.
171. Абрамов, Я. В. В поисках за правдой : сб. рассказов. 2- е изд. / Я. В. Абрамов. - Санкт- Петербург: Тип. А. М. Котомина и К0, 1884. - 192 с. - Текст : непосредственный.
172. Абрамов, Я. В. В поисках за правдой: сборник рассказов / Я. В. Абрамов; вступ. стат. и примеч. В. М. Головко. - Ставрополь: Кемерово : ООО «Техопринт», 2017. - 192 с. - Текст : непосредственный.
173. Абрамов, Я. В. Виновато ли самоуправление / Я. В. Абрамов. -Текст : непосредственный // Неделя. - 1886. - № 8. - С. 276-278.
174. Абрамов, Я. В. Гимназисты и гимназистки / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1895. - 25 июля. - №30. - С. 951- 954.
175. Абрамов, Я. В. Голос государственного человека [К. П. Победоносцева] / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 37. - С. 1169-1172.
176. Абрамов, Я. В. Еще об интеллигентной безработице / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1885. - № 50. - С. 1753-1756.
177. Абрамов, Я. В. Еще ответ на возражение / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1885. - № 48. - С. 1676-1678.
178. Абрамов, Я. В. Жалобы на «наше время» [о необходимости выбора иной «мерки» для оценки «нашего времени»] / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 38. - С. 1216-1220.
179. Абрамов, Я. В. Забытое дело / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 27. - С. 849-852.
180. Абрамов, Я. В. Книга и народ / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1887. - 3 апреля. - №13. - С. 455- 460.
181. Абрамов, Я. В. Ложные выводы / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1888. - № 21. - С. 657-659.
182. Абрамов, Я. В. Микроскопические друзья и враги человечества / Я. В. Абрамов. -Санкт- Петербург: М. Городецкий, 1897. - 79 с. - Текст : непосредственный.
183. Абрамов, Я. В. Мораль или реформы / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 29. - С. 913-916.
184. Абрамов, Я. В. Мрачные и светлые явления / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1888. - № 29. - С. 903-906.
185. Абрамов, Я. В. Наш капитализм / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1886. - № 47. - С. 1545-1548.
186. Абрамов, Я. В. Наш прошлогодний вопрос / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1886. - № 1. - С. 7-10.
187. Абрамов, Я. В. Наше будущее / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1886. - № 31. - С. 1017-1021.
188. Абрамов, Я. В. Новая реформа / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 34. - С. 1073-1077.
189. Абрамов, Я. В. Новое течение / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1887. - № 2. - С. 41-45; № 44. - С. 1395-1398.
190. Абрамов, Я. В. Новые анархисты / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 16. - С. 497-500.
191. Абрамов, Я. В. О «лишних» людях / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1886. - № 38. - С. 1241-1244.
192. Абрамов, Я. В. О земских начальниках / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 50. - С. 1617-1619.
193. Абрамов, Я. В. Общество и его деятели / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 17. - С. 529-532.
194. Абрамов, Я. В. Огромный сбыт без пользы / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 3. - С. 81-84.
195. Абрамов, Я. В. Правда ли, что нет дела? / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1885. - № 32. - С. 1121-1125.
196. Абрамов, Я. В. Программа вопросов для собирания сведений о русском сектантстве / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Отечественные записки. - 1881. - № 4. - Отд. 2. - С. 255-280; № 5. - Отд. 2. -С. 123-162.
197. Абрамов, Я. В. Рабочие шатания / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 24. - С. 753-756.
198. Абрамов, Я. В. Самопомощь нового типа / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1887. - № 38. - С. 343-437.
199. Абрамов, Я. В. Старухино горе [Письмо из Ставрополя-Кавказского] / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1894 года. - 5 июня. - №23. - С. 38- 739.
200. Абрамов, Я. В. Стефенсон и Фультон их жизнь и научно-практическая деятельность / Я. В. Абрамов. - Санкт- Петербург: Общественная польза, 1893. - Текст : непосредственный.
201. Абрамов, Я. В. Странный процесс / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 13. - С. 401-402.
202. Абрамов, Я. В. Успехи интеллигентных переселений / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1887. - № 45. - С. 1425-1429.
203. Абрамов, Я. В. (Федосеевец) Бабушка- генеральша. Очерк / Я. В. Абрамов (Федосеевец). - Текст : непосредственный // Отечественные записки. -1881. - № 6. - Отд. 1. - С. 509-524.
204. Абрамов, Я. В. (Федосеевец) В степи. Ч. 1-Ш / Я. В. Абрамов (Федосеевец) . - Текст : непосредственный // Устои. - 1882. - № 1. - С. 133162.
205. Абрамов, Я. В. (Федосеевец) Ищущий правды. Нелюдимец. Странник / Я. В. Абрамов (Федосеевец). - Текст : непосредственный // Отечественные записки. - 1882. - № 5. - Отд. 1. - С. 35-72.
206. Абрамов, Я. В. (Федосеевец) Как мелентьевцы искали воли. (Эпизод из доброго старого времени) / Я. В. Абрамов (Федосеевец). - Текст :
непосредственный // Отечественные записки. - 1882. - № 7. - Отд. 1. - С. 227236.
207. Абрамов Я. В. Федосеевец. Механик. (Рассказ) / Я. В. Абрамов (Федосеевец). - Текст : непосредственный // Устои. - 1881. - № 1. - С. 49-77.
208. Абрамов Я. В. Федосеевец. Мещанский мыслитель (сектант Григорий Петрович) / Я. В. Абрамов (Федосеевец). - Текст : непосредственный // Слово. - 1881. - № 4. - С. 65-91.
209. Абрамов Я. В. Федосеевец. Среди сектантов. (Из путевых заметок) / Я. В. Абрамов (Федосеевец). - Текст : непосредственный // Слово. - 1881. - № 2. - С. 1-45.
210. Абрамов Я. В. Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще / Я. В. Абрамов. - Харьков : Т- во скоропеч. А. А. Левенсон, 1896. - 105 с. - Текст : непосредственный.
211. Абрамов, Я. В. Черта времени [об усилении внимания интеллигенции к народному образованию] / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - № 21. - С. 657-660.
212. Абрамов, Я. В. Черты времени / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1888. - № 41. - С. 1287-1291.
213. Абрамов, Я. В. Что делать? [интеллигенции]/ Я. В. Абрамов. -Текст : непосредственный // Неделя. - 1887. - № 14. - С. 433-436.
214. Абрамов, Я. В. Что сделало земство и что оно делает. (Обзор деятельности русского земства) / Я. В. Абрамов. - Санкт- Петербург : Тип. газ. «Новости», 1889. - 288 с. - Текст : непосредственный.
215. Абрамов, Я. В. Шаг вперед в земском деле / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1887. - № 49. - С. 1588-1591.
216. Абрамов, Я. В. Шекспир перед народной аудиторией / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - №28. - 9 июня. -С.893- 898.
217. Абрамов, Я. В. Наследство «доброго старого времени» / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1885. - № 34. - С. 1202-1209.
218. Абрамов, Я. В. (Федосеевец) В степи. Ч. IV / Я. В. Абрамов (Федосеевец). - Текст : непосредственный // Устои. - 1882. - № 3-4. - С. 96126.
219. Абрамов, Я. В. (Федосеевец) В степи. Ч. V / Я. В. Абрамов (Федосеевец). - Текст : непосредственный // Устои. - 1882. - № 5. - С. 94-117.
220. Абрамов Я. В. (Федосеевец) Корова. (Очерк) / Я. В. Абрамов (Федосеевец). - Текст : непосредственный // Устои. - 1882. - № 6. - С. 41-61.
221. Абрамов, Я. Всеволод Гаршин / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1888 года. - 27 марта. - №13. - С. 960 - 966.
222. Абрамов, Я. Гамлеты - пара на грош. (Из записок лежебока) / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Устои. - 1882. - № 12. - С. 53-79.
223. Абрамов, Я. Глупые мужики и умные земцы / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Русь. -1897. - № 40. - 27 февр. -С.16- 22.
224. Абрамов, Я. Голос из народа / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Русь. - 1897. - № 86. - 17 апр. -С.45- 54.
225. Абрамов, Я. Голос народа / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Сын отечества. - 1897. - № 179. - 5 июля. - С.34- 54.
226. Абрамов, Я. Город- деревня. (Письмо из Ставрополя- Кавказского) / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1890. - № 28. - С. 891894.
227. Абрамов, Я. Гуманный закон / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Сын отечества. - 1897. - № 185. - 11 июля. -С.45- 67.
228. Абрамов, Я. Два мира / Я. Абрамов . - Текст : непосредственный // Сын отечества. - 1897. - № 319. - 23 ноября. - С.56- 76.
229. Абрамов, Я. Два суда / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Сын отечества. - 1897. - № 151. - 6 июня. -С.56- 78.
230. Абрамов, Я. Дело - не воробей / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Русь. - 1897. - № 18. - 18 янв. -С.15- 18.
231. Абрамов, Я. Живые дела / Я. Абрамов . - Текст : непосредственный // Русь. - 1897. - № 45. - 4 марта. -С.18- 23.
232. Абрамов, Я. За малых сих / Я. Абрамов . - Текст : непосредственный // Русь. - 1897. - № 49. - 8 марта. -С.16- 28.
233. Абрамов, Я. Забытый край (Письмо с Кавказа) / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1890. - № 25. - С. 797-800.
234. Абрамов, Я. Закон и жизнь / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Русь. - 1897. - № 80. - 9 апр. -С.18- 23.
235. Абрамов, Я. Закон и жизнь / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Сын отечества. - 1897. - № 325. - 29 ноября. -С.28- 32.
236. Абрамов, Я. Захолустная скука / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Русь. - 1897. - № 34. - 20 февр. -С.38- 43.
237. Абрамов, Я. Земская сессия / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Сын отечества. - 1897. - № 266. - 1 окт. -С.48- 53.
238. Абрамов, Я. Земские издания / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Сын отечества. - 1897. - № 344. - 18 дек. -С.15- 25.
239. Абрамов, Я. Земства и города / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Новое слово. - 1895. - № 2. - С. 165-176; № 3. - С. 141150.
240. Абрамов, Я. Земства и города / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Новое слово. - 1896. - № 4. - С. 124-136; № 5. - С. 203212; № 7. - С. 174-184; № 8. - С. 110-118.
241. Абрамов Я. Земство и народное образование в 1889 г. / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Русская школа. - 1890. - № 2. - С. 56-72; № 3. -С. 111-121; № 4. - С. 85-95; № 5. - С. 118-130.
242. Абрамов, Я. Земство и народное образование! [о вкладе земство в разрешение вопроса о всеобщем образовании] / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Русь. - 1897. - № 43. - 2 марта. -С. 11- 19.
243. Абрамов, Я. Земство на Северном Кавказе / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Северный Кавказ, Ставрополь. - 1890. - № 66. -С.18- 23.
244. Абрамов, Я. Иван Босый (Очерк) / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Дело. - 1882. - № 11. - Отд. 1. - С. 76-100.
245. Абрамов, Я. Итоги земской деятельности по улучшению сельского хозяйства / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Новое слово. - 1896. - № 10. - С. 150-159.
246. Абрамов, Я. Как делается история / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Книжки «Недели». - 1896. - № 10. - С. 5-31.
247. Абрамов, Я. Книга и народ / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Книжки «Недели». - 1887. - 3 апреля. - №13. - С. 455460.
248. Абрамов, Я. Кому недостает света. (Письмо из Ставрополя-Кавказского) / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1896. - № 48. - С. 1563-1564.
249. Абрамов, Я. Край без земства (Письмо из Ставропольской губ.) / Я. Абрамов . - Текст : непосредственный // Неделя. - 1895. - № 3. - С. 95-96.
250. Абрамов, Я. Личность в истории / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Книжки «Недели». - 1896. - № 4. - С. 5-19; № 5. - С. 164175.
251. Абрамов, Я. Малые и великие дела / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Книжки «Недели». - 1896. - № 7. - С. 214-227.
252. Абрамов, Я. Малые и великие дела / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Книжки «Недели». - 1896. - № 7 . - С. 214- 219.
253. Абрамов, Я. Мещане и «город» / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Отечественные записки. - 1883. - № 3. - Отд. 2. - С. 1-21.
254. Абрамов, Я. Миллион Слепых / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - от 22 января 1895. - 22 января. - №4. -С. 127129.
255. Абрамов, Я. Неожиданная встреча (Сценка) / Я. Абрамов . - Текст : непосредственный // Устои. - 1882. - № 9-10. - Отд. 1. - С. 171-179.
256. Абрамов, Я. Очерки современного земства / Я. Абрамов . - Текст : непосредственный // Русская мысль. - 1889. - № 2. - С. 14-28; № 3. - С. 142172.
257. Абрамов, Я. Памяти М. Е. Салтыкова / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - 7 мая. - №19. - С.604- 612.
258. Абрамов, Я. Провинциальная печать / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1887. - 9 августа. - №32. - С. 1025- 1030.
259. Абрамов, Я. Русские в Средней Азии / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1887. - 12 июля №26- 27. - С. 895 - 902.
260. Абрамов, Я. Свет и тени. VIII / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Неделя. - 1898. - №23. - 7 июня. - С.744- 748.
261. Абрамов, Я. Уголок раскольничьего мира / Я. Абрамов. - Текст : непосредственный // Устои. -1882. - № 5. - Отд. 2. - С. 75-90.
262. Абрамов, Я. Хлудовщина / Я. Абрамов . - Текст : непосредственный // Отечественные записки. - 1882. -№ 5. - Отд. 2. - С. 36-53.
263. Абрамов, Я. Шекспир перед народной аудиторией / Я. Абрамов. -Текст : непосредственный // Неделя. - 1889. - №28. - 9 июня. - С. 893- 898.
264. Абрамов, Я.В. К вопросу о веротерпимости. Гл. 1- 3. / Я.В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Отечественные записки. - 1882. - №1. -Отд. 1. -С.18- 23.
265. Абрамов, Я.В. К вопросу о веротерпимости. Гл. 4- 7 / Я.В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Отечественные записки. - 1882. - №2. -Отд. 2. -С.28- 33.
266. Абрамов, Я. В. Крестьянский кредит / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Отечественные записки. - 1884. - №1. - Отд. 2. -С.15- 28.
267. Абрамов, Я.В. М. Фарадей: Его жизнь и научная деятельность / Я. В. Абрамов. - Санкт- Петербург: Тип. газ. «Новости», 1892. - 80 с. - Текст : непосредственный.
268. Абрамов, Я.В. Мещане и город / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Отечественные записки. - 1883. - №3. - Отд. 2. -С.19- 23.
269. Абрамов, Я. В. Песталоцци: Его жизнь и педагогическая деятельность / Я. В. Абрамов. - Санкт- Петербург : Типолит. и фототип. В. И. Штейна, 1893. - 88 с. - Текст : непосредственный.
270. Абрамов, Я. В. Программа вопросов для собирания сведений о русском сектантстве / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Отечественные записки. - 1881. - № 4. - Отд 2. -С.17- 29.
271. Абрамов, Я. В. Секта шалапутов. Ст. 1- я / Я. В. Абрамов. - Текст : непосредственный // Отечественные записки. - 1882. - № 9. - Отд. 2. -С.21- 29.
272. Абрамов, Я. В. Что сделало земство и что оно делает (Обзор деятельности Русского земства). - Санкт- Петербург, 1889. - 455 с. - Текст : непосредственный.
273. Абрамов Яков Васильевич. - Текст : непосредственный // Русская школа. - 1906. - № 10. -С.18- 23.
274. Абрамов Яков Васильевич. - Текст : непосредственный // Русские ведомости. - 1906. - 22 сентября. -С.11- 28.
275. Абрамов Яков Васильевич: биобиблиографический указатель (1880-2017 гг.) / сост., предисл. и вспом. указатели Г. Н. Мокшина. - Воронеж: Издат. дом ВГУ, 2017. - 212 с. - Текст : непосредственный.
276. Яков Васильевич Абрамов. - Ставрополь : Тип. «Север. Кавказ», 1894. - 91 с. - Текст : непосредственный.
Приложение А
Идейно-эстетический дискурс писем Г. И. Успенского к Я. В. Абрамову в свете корреляций с творческой манерой
писателя-народника
В художественном творчестве Я. В. Абрамова развивались реалистические традиции беллетристов-демократов шестидесятых годов и таких писателей-народников, как Засодимский П. В., Каронин-Петропавловский Н. Е., Степняк-Кравчинский С. М., Наумов Н. И., Златовратский Н. Н., Нефедов Ф. Д., а также близкого к народнической мысли Г. И. Успенского и других, которых ещё Г. В. Плеханов относил к числу писателей-социологов.
Авторское слово Абрамова в прозаическом творчестве заключало в себе анализ крестьянской жизни, отображение коренных изменений в общинном строе, выражалось в анализе изображения жизни деклассированных слоев народного мира, в исследовании процесса капитализации России и изображении работы интеллигенции из народа. Абрамов открывал новые, неизведанные области крестьянской жизни, знакомил русского читателя с духовной и материальной жизнью широких слоев народа, еще мало известных или вовсе неизвестных, с бытом рабочих фабрик и заводов, сезонников глухих окраин России, переселенцев, ремесленников, мелких торговцев (Головко, 2008).
В анализе прозаического творчества большую роль играют формы литературных связей писателей, формирующих художественные общности, которые становятся объектом для сравнительных и сравнительно -типологических наблюдений. Для исследования писательской общности многих авторов, для выделения идейно-эстетической типологии и литературных связей многих писателей становится актуальным рассмотрение
корпуса писем, общественно-культурных документов, имеющих отношение к их творчеству (Панеш, 2008).
Прозаические, публицистические формы существования писательской мысли взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, и в этом случае доминирующим в изучении творчества является типологический метод, ибо «литературные влияния становятся возможными лишь при наличии внутренних аналогий общественного и литературного процесса (конвергенций, или схождений)» (Жирмунский, 1972, с. 126).
Публицистика последней трети XIX в., в частности, Глеба Ивановича Успенского и Якова Васильевича Абрамова, их переписка как отражение определенного социально-культурного среза истории, по-прежнему остаются одной из сравнительно мало изученных страниц в современной гуманитарной науке. Проблема поиска идейно-эстетической общности, контактных и типологических связей является актуальной в литературоведении и журналистике, и её изучение может пролить свет на художественно -мировоззренческих дискурс многих мастеров слова.
Два великих публициста, которые трудились в центральных изданиях (Абрамов - в «Отечественных записках», «Деле», «Северном вестнике» и «Неделе», а Успенский в «Отечественных записках», «Северном вестнике», «Русской мысли») рассматривали социальные, общественные и литературные явления конца XIX века, становясь выразителями духовного и морального состояния той эпохи. Изученная Смирновым В. Б. проблема стилевых тенденций в народной беллетристике, в творчестве Успенского Г. И., Златовратского Н. Н. (Смирнов, 1975, с. 23) может быть применима и к творчеству писателя-народника Якова Абрамова.
В корпусе писем из полного собрания сочинений Глеба Успенского, адресованных Якову Абрамову с 1886 по 1889 год, можно выделить следующую типологическую систему:
- современный литературный процесс;
- образовательная система;
- социально-общественный контекст.
Первое письмо к Я. В. Абрамову датируется 5 января 1886 годом. В этом письме сочувственно описывается народническая концепция работы «в народе», которую два мастера слова популяризируют в своем творчестве. Г. И. Успенский просит отредактировать и составить предисловие для своей статьи, которую потом опубликовать либо в газете «Неделя», либо в «Северном вестнике»160.
При этом в письмах к В. М. Соболевскому в 1884 году, Успенский пишет o том, что в издательстве Павленкова «уничтожили два издания, Пругавина и Абрамова» [1884]. Здесь, указываются книги известных народников, в частности, сборник рассказов Я. Абрамова 1884 года «В поисках за правдой», в котором отражается действительность пореформенного времени.
Общее идейно-художественное мышление двух писателей раскрывается через прочтение книг, которые Г. Успенский просит для повторного чтения у Абрамова: части роман графини Лиды, фельетоны из «Русских ведомостей» -«Мелкие агенты», «Рабочие руки», «Фабрику Раменскую», книги «Томского благотворительного общества». Глеба Успенского и Якова Абрамова объединяла литературная дружба с В. М. Гаршиным, после смерти которого они оба составляли и участвовали в подготовке издания сборника произведений писателя «Памяти В. М. Гаршина». «Вы писали в «Наблюдателе», где писал и Ясинский, Баранцевич писал в «Северном вестнике», где и Короленко, и я, и т. д. Словом, нет никакого резона делиться на партии ввиду одной цели - собрать деньги на памятник Гаршина», - так выражал Г. И. Успенский свою позицию по отношению к тем литераторам, которые участвовали в сборе средств на увековечение памяти великого писателя161. И Успенский, и Абрамов посветят
160 Успенский Г. И. Полное собрание сочинений / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); [ред. Н.Ф. Бельчиков и др.] - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - Т. 14. Письма. 1869-1892. Автобиография / [подгот. текста и примеч. В.Э. Бограда и др.]. - 839 с., 3 л. ил. - Алф. указатель произведений Г.И. Успенского / сост. Е.М. Хмелевская: с. 787-817. - (Полное собрание сочинений: В 14 т.)
161 Успенский Г. И. Полное собрание сочинений / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); [ред. Н.Ф. Бельчиков и др.] - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - Т. 14. Письма. 1869-1892. Автобиография / [подгот. текста и примеч. В.Э. Бограда и др.]. - 839 с., 3 л. ил. - Алф. указатель произведений Г.И. Успенского/ сост. Е.М. Хмелевская: с. 787-817. - (Полное собрание сочинений: В 14 т.) - URL: https://russian-literature.org/tom/418765
автору «Четырех дней» свои публицистические работы, а Яков Васильевич издаст биографические материалы Всеволода Михайловича Гаршина в 1889 году.
Атмосфера их тесной дружбы хорошо ощущается в письме ноября 1888 года, где Успенский сообщает, что послал Абрамову свои книги, спрашивает про здоровье друзей и интересуется публицистикой о жизни Юга России: «Посылаю Вам и Людмиле Николаевне экземпляра моих книг... Нет ли каких новых газет на Кавказе, в Ростове, в Крыму и вообще на юге». Успенский просит у Абрамова книжку «Томского благотворительного общества» 162.
Оба автора высоко ценят талант друг друга. Глеб Успенский цитирует Якова Васильевича и даже пишет о том, что хочет использовать его отчет по Воскресной школе Тифлиса: «Разве нельзя об одном и том же жизненном явлении, не противореча во взглядах, писать не одному или двум, а всему количеству писателей, заинтересованных этим явлением? Так будет и тут». Успенский отмечает такие качества Абрамова-публициста, как системность и актуальность тем для общественной мысли и социума в целом, которые он поднимает: «У Вас эта хроника новых явлений жизни ведется систематически, подробно, и мне первому будет горько, если там не будет рассказа о тифлисской школе во всех подробностях»163.
У Успенского и Абрамова был общим интерес к образовательной системе России. В письме к С. А. Раппопорту от 9 декабря 1889 года Г. И. Успенский пишет: «Но вот, что я Вам скажу: Вам известно, что начинаются поповские школы, - не дополните ли наблюдениями и эту новость? Затем, - школы грамотности, затем широкое распространение воскресных школ и при них библиотек. Просьбы об открытии народных библиотек не уважаются начальством... Если Вы хотите это сделать, то известите, и я Вам пришлю брошюрку Абрамова обо всем этом, и Вы сделаете дополнения» [1889]164. В
этом письме раскрывается идея создания народных библиотек и школ грамотности для крестьян, которую популяризировали оба писателя.
Абрамов советовал Успенскому посетить Владикавказ, чтобы изучить уникальный быт и нрав горских народов, по поводу чего тот В. М. Соболевскому в 1885 году писал: «Я чуть-чуть видел и говорил, - а поверите ли, не расстался бы со здешними местами, так много в каждом уголке своего -вер, порядков, взглядов, общественных отношений, типов и т. д. Но надо ехать в Ростов, потом во Владикавказ и там по указанию Благовещенского и Абрамова утвердиться на 1 месяц, а затем домой» 165[6, 1885]. Художественную реализацию этого опыта мы можем наблюдать в цикле «Очерки переходного времени» 1889 года. Такую систему изображения народной жизни можно проследить в сборнике «В поисках за правдой» Якова Васильевича.
Таким образом, в типологическом дискурсе Якова Абрамова и Глеба Успенского фиксируется идейно-эстетическая общность во многих аспектах. Глеб Успенский в своей публицистике рассматривал социально-политические концепции крестьянской жизни (Смирнов, 1998), что в типологическом отношении роднит писателя с идеологом реформаторского народничества Я. В. Абрамовым. В своём эпистолярном наследии писатель раскрывается как человек с определенными идейно-духовными порывами, обнажается авторский метод и концепция творчества, что может стать основой для рассмотрения общих с Абрамовым народнических тенденций в литературе и публицистике.
Их общие идейно-эстетические взгляды актуализируют глубину эпистолярия как источника литературоведческих исследований, что позволяет рассматривать мировоззренческую общность писателей на уровне дискурса литературно-критической публицистики, просветительской и издательской деятельности.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.