Творчество И.А. Салова в литературном процессе последней трети XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Себелева, Анастасия Валериевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Себелева, Анастасия Валериевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.Творчество И.А. Салова в контексте общественно-политических и литературно-эстетических исканий 60-90-х гг. XIX века.
1.1.Общие тенденции развития прозы 60-90-х гг. XIX века и место И.А. Салова в этом процессе.
1.2.И. А. Салов и русская литературная критика.
1.3. Творческие взаимосвязи И. А. Салова с литературными персоналиями конца XIX века
1.3.1 .Периодизация творчества И.А. Салова.
1.3.2. Творческое сотрудничество М.Е. Салтыкова - Щедрина и И.А. Салова.
1.3.3. Традиции И.С. Тургенева в произведениях И.А. Салова.
1.3.4. Общность нравственно-философской и эстетической позиции Ф.М. Достоевского и И.А. Салова.
1.4.Народническая беллетристика конца XIX века и позиция в ней И.А. Салова
1.5.Становление «русского театра» и место драматургии И.А. Салова в нем.
ГЛАВА 2. Поэтика прозы И.А. Салова
2.1. Существенные характеристики изображенного мира И.А. Салова.
2.2. Особенности композиции произведений И.А. Салова.
2.2.1. Типология героя в творчестве И.А. Салова.
2.2.2. Антинигилистические произведения и интерпретация образа нового человека» в духовном наследии И.А. Салова.
2.3. Жанрово-стилевое своеобразие творчества И.А. Салова.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Деревенские рассказы и повести И.А. Салова в контексте демократической и народнической прозы 1860-1880-х годов2009 год, кандидат филологических наук Смурыгина, Татьяна Владимировна
Романы С. И. Смирновой (Сазоновой): Проблематика и поэтика1999 год, кандидат филологических наук Жукова, Галина Георгиевна
Проза И. А. Салова в контексте реалистического стиля 70-80-х годов XIX века: Проблемы поэтики1998 год, кандидат филологических наук Семянкова, Ольга Ивановна
Поэтика малых жанров Н. С. Лескова, 1880 - 1890-е гг.2001 год, кандидат филологических наук Шмелева, Юлия Владимировна
Древнерусские памятники в литературном процессе второй половины XIX в.2001 год, доктор филологических наук Николаева, Светлана Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество И.А. Салова в литературном процессе последней трети XIX века»
В русской литературе XIX века особое место занимают писатели, относящиеся к так называемому «второму ряду». Условность такого термина применительно к творчеству не вызывает сомнения. К их числу примыкают имена, ставшие сегодня в научном мире предметом серьезного осмысления: С.И. Гусев-Оренбургский (И.А. Долматовская), В.Г. Тан-Богораз (В.И. Зоркин, В.А. Зайцева, И.С. Вдовина), Н.Д. Телешов (А. Л. Трегубов), А. О. Осипович-Новодворский, Н.Н. Златовратский (А.А. Мокрушин), Н.Е. Каронин-Петропавловский (В.В. Прозоров, М.И. Храмов), И.Л. Щеглов (П.И. Овчарова, Л.П. Громов), В.А. Тихонов (А.И. Иванов) и др. Все это подтверждает общую тенденцию в современной науке — системное и углубленное изучение литературного процесса во всем многообразии творческих индивидуальностей.
К числу художников слова, сыгравших определенную роль в развитии русской прозы и драматургии, принадлежит И.А. Салов (1834—1902).
История вопроса. В работах, посвященных характеристике русской литературной жизни второй половины XIX века, имя И.А. Салова почти не упоминается. Некоторые заметки о творчестве писателя можно найти в специальных научных трудах, различных словарях (большей частью дореволюционного и советского изданий): Полевой П.Н., 1900; Скабичевский A.M., 1900; История русской литературы Т.9.4.2, 1956; Спасибенко А.П., 1971.
В небольшом количестве работ о русской реалистической литературе XIX века и краевых источниках: Храбровицкий А., 1946; Воронин И.Д., 1976.
Значимость его творчества отмечалась критиками и литературоведами:
Покусаев Е.И., 1956; Смирнов В., 1964; Рожков В.П., 1973; Никифорова 3
В., 1975; Орфани К.Д., 1972; Никонова Г.Л., 1983; Семянкова О.И., 1997.
Деятельность Салова в контексте русской литературы конца XIX века рассматривалась с точки зрения народнической литературы, а его творческая манера, самобытный стиль не являлись предметом специального научного исследования и этот аспект не получил сколько-нибудь полного освещения ни в критике XIX века, ни в советском и постсоветском литературоведении. Представляется, что изучить в сложной полноте историко-литературный процесс XIX века нельзя без анализа деятельности «обыкновенных талантов» (В.Г. Белинский), которые подхватывали и развивали идеи крупных писателей и вносили свой вклад в художественное осмысление действительности. В истории литературы были такие периоды, когда именно писателям «второго ранга» принадлежало открытие нового: «когда наиболее значимые идейные и художественные программы воплощались. в творческой практике второстепенных писателей» [Николаев 1975: 243].
И.Д. Воронин отмечает: «.В странах, где поменьше культура, рассказы и повести Салова могли бы занимать чуть ли не первые места. А у нас они идут на среднем уровне» [Воронин 1976: 124].
Одной из причин забвения творчества Салова, на наш взгляд, является то, что это было время, когда творили такие гиганты, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, А. Островский, JI. Толстой, А. Чехов. Конечно, талант И. Салова скромнее, сила художественного обобщения в его произведениях не столь велика. Однако быть слабее классиков-современников — это еще не значит быть плохим писателем. Тем более что у И. А. Салова есть свои художественные достоинства и свое литературное лицо.
Переходным историческим периодом являются семидесятые годы, когда возросла роль «обыкновенных талантов», нередко становившихся инициаторами в постановке и решении актуальных вопросов 4 современности. Именно таким писателем нам представляется И.А. Салов. Он — один из ярких представителей русской прозы 60-90-х годов XIX века. Это даровитый писатель, литературная судьба которого сложилась необычно. Салов, будучи драматургом, театральным критиком, поэтом, переводчиком, наиболее ценился современниками как прозаик, бытописатель русской деревни. О нем писали критики его времени: Уманьский А., 1888; анонимный автор анонимной статьи в журнале «Наблюдатель» 1884; Медведскшг К., 1893.
Его журналистская деятельность рассматривается в труде Смирнова В.Б., 1980. Укажем и на другие публикации: Писатель и время. И.А. Салов - сотрудник саратовских газет. Ульяновск, 1975; Из истории провинциальной печати. — В сб.: Русская журналистика в литературном процессе второй половины XIX века. Пермь, 1977.
Наиболее плодотворный период его творческой биографии был связан с журналом «Отечественные записки». Об этом говорится в статье Никифоровой В.Ф., 1975. История редакторских взаимоотношений Салтыкова-Щедрина и Салова [Салтыков-Щедрин 1977: 19 (1), 19 (2)] — свидетельство того, как внимательно и тщательно «растил» Салтыков-Щедрин писательские таланты. Именно он поддержал молодого провинциального писателя.
Произведения И.А. Салова, да и вся его литературная практика никогда не освещались в нашем литературоведении как целостное явление, имеющее свою, вполне определенную историко-общественную и литературно-художественную каузальность. Вследствие этого аксиологическая сторона творчества И.А. Салова воспринималась, как правило, со знаком «эпигонства», известной недостаточности своих художественных компонентов и на этом основании не находила адекватного, а часто и корректного освещения в истории русской литературы XIX века. Место писателя в литературном процессе конца XIX 5 века и, в соответствии с этим, этапы его творческой эволюции не определились до сих пор с должной конкретностью и последовательностью. Специальных работ, системно представляющих творчество И.А Салова, нет. Отдельные статьи, как правило, противоречиво освещают те или иные стороны произведений писателя, не дают целостной картины. Это не формирует необходимого представления о сложности; зарождающихся тенденций в русской литературе конца XIX века. Этими положениями обуславливается актуальность работы.
Отнюдь не стремясь к «смешению» или снижению разработанных нашей наукой и передовой критикой художественных критериев, мы убеждены, однако, в необходимости более полного и объективного рассмотрения произведений И.А. Салова, что существенно может расширить представления о динамике русского литературного процесса конца XIX века, его многолинейности. При такой постановке вопроса возможно преодоление крайностей политического утилитаризма, что также является важной задачей современного литературоведения.
Объектом исследования является опубликованное и опубликованное наследие И.А. Салова. В центре анализа находятся роман «Бутузка», повести и рассказы «Грачевский крокодил», «Николай Суетной», «Иван Огородников», «Лес», пьесы «Степной богатырь», «Дармоедка», мемуары «Умчавшиеся годы» и др. Предметом исследования выступают наиболее существенные тенденции литературного процесса последней трети XIX века, нашедшие отражение в. произведениях И.А. Салова, а также их идейно-тематический диапазон, достоинства поэтики и художественная структура.
Целью диссертационного исследования является определение специфики прозаического и драматургического наследия И.А. Салова в контексте русской литературы 1860—1890 гг.
Для достижения поставленной цели, в работе решается ряд задач:
1) на основе анализа наследия И.А. Салова выявить место его творческой деятельности в литературном процессе конца XIX в.;
2) исследовать индивидуальную художественную систему И.А. Салова в сопоставлении с произведениями И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова -Щедрина, Ф.М. Достоевского и др.;
3) обозначить типологические взаимосвязи творчества И.А. Салова с писателями-народниками (Н.Н. Златовратский, Г.И. Успенский, П.Д. Боборыкин и др.);
4) раскрыть жанрово-стилевую специфику и особенности сюжетостроения произведений И.А. Салова.
Хронологические рамки анализируемого в диссертации материала ограничены временем формирования индивидуальной манеры письма изучаемого автора.
Поддерживая точку зрения Г.К. Щенникова, мы будем исходить из нового подхода к самому пониманию истории отечественной литературы. Отказавшись от традиционного вписывания ее в узкие рамки освободительного движения в стране, обратимся к более широкому контексту - культурно-историческому процессу, совершавшемуся в последнее тридцатилетие XIX века. Чтобы целостно представить общественно-культурную жизнь страны на протяжении трети столетия, обратимся к характеристике трех различных периодов: конец 1860 - 1870-х, 1880 - 1890-х и рубежа XIX - начала XX в. Однако особенного успеха и признания у читательской публики повести и рассказы И.А. Салова удостоились в 70-80-е годы XIX века. Этому периоду, по праву считающемуся расцветом творчества писателя и уделено наибольшее внимание в работе.
Диссертация представляет собой исследование художественной прозы Салова в разнообразии ее жанровых форм (очерк, рассказ, повесть) и драматургических произведений, в специфике способов создания художественных образов, а также приемов комического, 7 подчиненных раскрытию актуальнейших проблем эпохи.
Методологической основой исследования являются принципы сравнительно-исторического, типологического и культурно-исторического анализа, образцами которого выступают классические труды Ю.М. Лотмана, Ю.Н.Тынянова, А.В. Михайлова (концепция переходности в культуре, согласно которой диалектика культурных процессов предполагает «переход и непереход; эпохи переходят одна в другую, и в то же время, из одной. "не пускают" в другую»).
Новизна подхода к изучению творчества литератора состоит в исследовании своеобразия творческого диалога И.А. Салова с крупнейшими прозаиками: И. Тургеневым, М- Салтыковым-Щедриным, писателями-народниками и драматургами конца XIX века. В работе предпринята попытка представить писателя как достаточно самостоятельную творческую индивидуальность в контексте переходной эпохи, представить поэтику Салова как целостность.
Согласно этому, теоретическая значимость исследования заключается в целостном рассмотрении творчества Салова в контексте типологических взаимосвязей с наследием великих авторов и писателей «второго ряда», а также выявление жанрово-стилевой специфики его произведений.
Практическое использование основных положений и полученных результатов возможно при чтении общих и специальных курсов по истории русской литературы последней трети ХЗХ века, сопоставительной поэтике, региональной литературе.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Творчество И.А. Салова представляет собой своеобразный синтез художественного развития, что определяет комплекс его социально-эстетических идей. Он осваивает опыт литераторов конца XIX века и тем самым выходит на достаточно высокий уровень повествования. Таким 8 образом выявляется его участие в диалектике литературного процесса конца XIX века.
2. Для творчества И.А. Салова характерна синтетичность повествовательного жанра, которая проявляется в сопряжении элементов: публицистичности с творческим вымыслом, эмпирических фактов с художественным обобщением.
3. Формирование образа «нового человека» в произведениях И.А. Салова происходит с утверждением христианских ценностей, что подтверждается антинигилистической повестью «Грачевский крокодил».
4. Творчество И.А. Салова носит признаки, присущие эпохе переходного периода, в связи с чем оно имеет черты нового направления в литературе, обретшего дальнейшее развитие в 1900-1910-е гг.
Апробация работы проводилась в форме докладов на научно-практических конференциях и научно-методических семинарах. Основные положения диссертационной работы отражены в 12 публикациях, среди которых статья в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:
1) Себелева А.В. Творчество И.А. Салова и традиции народнической литературы И Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. Вып. 4 (11). —Горно-Алтайск, 2008. — С. 34—37.
Другие публикации:
2) Артемьева (Себелева) А.В. Мир повествовательной прозы И.А. Салова // Россия и страны Запада: Проблемы истории и филологии: Сб. научн. тр. Ч. 2. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. пед. ин-т, 2003. - С. 67—71.
3) Артемьева (Себелева) А.В. Функции анекдота в повести И.А. Салова «Грачевский крокодил» И Научные труды аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного педагогического института. Вып. 2. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004. — С. 168 — 173.
4) Артемьева (Себелева) А.В. Мотив крокодила в русской литературе конца XIX века: Ф.М. Достоевский и И.А. Сапов // V Методические (тютчевские) чтения: Тезисы докладов и сообщений (Нижневартовск, 20-21 марта 2003).
- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. пед. ин-та, 2003. - С. 6 - 9.
5) Себелева А.В. Раннее творчество И.А. Салова (повесть «Бутузка») // VI Методические (лермонтовские) чтения: Тезисы докладов и сообщений (Нижневартовск, 23 марта 2004 года). — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004. - С. 22-26.
6) Себелева А.В. Стилистико-композиционные особенности прозы И.А. Салова // IX Методические чтения (посвященные 15-летию НГГУ): Тезисы докладов и сообщений (Нижневартовск, 29 марта 2007 года). -Нижневартовск: НГГУ, 2008. — С. 75-78.
7) Себелева А.В. Система образов в произведениях И.А. Салова // IX Методические чтения (посвященные 15-летию НГГУ): Тезисы докладов и сообщений (Нижневартовск, 29 марта 2007 года). - Нижневартовск: НГГУ, 2008. —С. 78-81.
8) Себелева А.В. Символико-аллегорические образы: Ф.М. Достоевский и И.А. Салов // Изменяющаяся Россия — изменяющаяся литература: художественный опыт XX — начала XXI века: Сб. науч. Тр. Выпуск П. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. — С. 22-25.
9) Себелева А.В. Творчество И.А. Салова и традиции народнической литературы // Вестник АРЭ. Вып. 1 (27). — Челябинск, 2008. - С. 19-24.
10) Себелева А.В. Идеи позитивизма в русской массовой литературе последней трети XIX века и творчество И.А. Салова // Молодежь и наука третье тысячелетие: Сб. материалов Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. I часть. — Красноярск, 2007. — С. 215—221.
11) Себелева А.В. Традиции И.С. Тургенева в произведениях И.А. Салова (к вопросу об эпигонстве) // Молодежь и наука — третье тысячелетие: Сб. материалов Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Красноярск, 2008. С. 130—134. 12)Себелева А.В. Творческие взаимосвязи И.А. Салова с литературными персоналиями конца XIX века Н X Методические чтения: Тезисы докладов и сообщений (Нижневартовск, 28 марта 2008 года). - Нижневартовск: НГГУ, 2008. С. 7 - 10.
Структура работы определена задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Текст изложен на 175 страницах, список литературы включает 149 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
"Чеховское слово" в творчестве Е.И. Замятина2005 год, кандидат филологических наук Губанова, Тамара Васильевна
Религиозно-нравственные искания в творчестве Н. С. Лескова 1880-х - 1890-х годов2003 год, доктор филологических наук Новикова-Строганова, Алла Анатольевна
Жанровое своеобразие циклов предреформенного периода: "Записки охотника" И.С. Тургенева и "Губернские очерки" М.Е. Салтыкова-Щедрина2010 год, кандидат филологических наук Фуникова, Светлана Васильевна
Проблема "праведничества" в прозе Н.С. Лескова 1870-1880-х годов2006 год, кандидат филологических наук Терновская, Елена Александровна
Жанровые модификации в творчестве В.Н. Крупина2008 год, кандидат филологических наук Кошурникова, Татьяна Владиславовна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Себелева, Анастасия Валериевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая литературная эпоха характеризуется появлением крупного писателя, наиболее полно выражающего новые тенденции времени. Последние два десятилетия XIX века лицо эпохи определяло старшее поколение писателей, завершавшее свой литературный путь (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, А.Н. Островский). Это создавало особую атмосферу этого момента истории литературы и обозначило период перехода.
Феномен переходных эпох состоит в изменении способа функционирования основных факторов художественного сознания. Смена не только идеологических, но и культурных векторов ощущается во всем. В.Г. Белинский говорил, что «бедна литература, не блистающая именами гениальными, но не богата и литература, в которой все — или произведения гениальные, или произведения бездарные и пошлые» [Белинский 1994: 13]. Именно поэтому, в богатой талантами литературе XIX века, особое место занимают писатели, относящиеся к так называемому «второму ряду». Очевидным становится и то, что картина истории литературы будет поистине полной лишь тогда, когда в нее будет включен литературный поток, называемый массовой литературой. Ведь еще в 1924 году В.М. Жирмунский справедливо отмечал, что «вопросы литературной традиции требуют широкого изучения массовой литературы эпохи». Исключение из поля исследования этой литературы лишает литературный процесс фона и контекста, так как существование второстепенных писателей — знак крупномасштабных социальных и культурных перемен в обществе, развитие литературы коррелируется развитием общества.
Творчество таких писателей представляет собой вариативность эстетических экспериментов, некий синтез художественного развития.
170
У каждого из них был свой самобытный путь в литературе, и к 90-м гг. каждый из них пришел со своим комплексом социально-эстетических идей. Но в их отклике на новую эпоху было и нечто общее: поиски нравственной правды и утверждение нравственного потенциала человека, оказавшегося перед лицом все более обостряющихся социальных противоречий русской действительности. Именно таким писателем становится И.А. Салов.
Однако, несмотря на несомненную талантливость, остроту и злободневность проблем, И.А. Салов не стал достаточно крупной фигурой в русской литературе второй половины XIX века, и имя его, в отличие от не только писателей «первого ряда» (Н.С. Лескова, А.Ф. Писемского, В.М. Гаршина), но и менее крупных писательских имен (например, народнического направления), остается практически, неизвестным современному читателю. Важным для понимания многообразия литературного процесса конца XIX столетия, представляется осознание самобытности творчества Салова как писателя, в произведениях которого происходит адаптация «высокой» классики (Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, А.Н. Островский).
На протяжении всей творческой биографии Салова, критика находила общие черты его произведений с произведениями писателейклассиков — Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С.
Тургенева. Но это было не простое заимствование уже существующих приемов, а творческое их восприятие, которое трансформировалось в собственную манеру письма. Салов основательно переплавлял различные (литературные и театральные) влияния и находил свои творческие пути. И это «размывание границ между высоким и низким, элитарным и массовым путем их объединения в процессе восприятия — характерное выражение не только очередной смены эстетических
171 парадигм, но и отличительных особенностей содержания происходящих изменений» [Лотман Ю. 1994: 23]. Таким образом, творчество И.А. Салова выступает «индикатором» происходящих в культуре изменений.
Сюжеты он брал непосредственно из жизни: в основе каждой бытовой и психологической его зарисовки лежит конкретный житейский случай. В такой «документальности» — особенность творчества Салова, она же обусловила и реализм его произведений. Его проза в основном раскрывает сущность внутрикрестьянских отношений, расслоение и социальное неравенство крестьянского мира и взаимоотношения между крестьянством и купечеством, крестьянством и интеллигенцией, крестьянством и помещиками. Крестьянин изображается в рассказах как человек, наделенный настоящим умом, добрым и отзывчивым сердцем, преисполненный различных талантов. Автор обратил внимание на высокий моральный облик крестьянина, раскрыл внутренний мир его, показал простого человека тонким ценителем природы, умеющим воспринимать ее поэтически. Им были созданы целостные человеческие характеры, хотя его рассказы и не являются единым эпическим полотном, не связываются в циклы, как это было характерно для народнической литературы.
Салов, следуя традиции Тургенева, выступил и как мастер русского пейзажа. Особенно поэтичны лирически окрашенные летние пейзажи: утро с росистой, побелевшей травой и воздухом, напоенным запахом трав; вечерний лес, преображенный под лучами заходящего солнца; знойный полдень с его неповторимой тишиной. Пейзаж его динамичен, но в отличие от тургеневского, он не соотносится с субъективным состоянием автора и героев. Он почти всегда обособлен от них и оттеняет жестокость человеческих отношений.
А.В. Михайлов, рассуждая о процессах, проистекающих в литературе, отметил: «Можно думать, что <.> сама смена
172 классицизма, романтизма, реализма (хотя, строго говоря, это не смена, а наслоение одного на другое и отчасти сосуществование разного и переплетающегося) говорит нам не так уж много, и сама эта смена, или сосуществование, выступает лишь как язык иного — того, что совершается на большей глубине., в самой культуре разверзается пропасть. Парадоксальным образом именно глубина пропасти — глубина совершающихся перемен — способствует сглаживанию и как бы нейтрализации процессов на поверхности» [Михайлов 2000: 23]. Несомненно, творчество И.А. Салова давая возможность действия «хитроумной игре смещений, подмен и несознаваемых, или непризнаваемых в открытую перетолкований», чтобы двигаться далее, преодолевает «пропасть», возникающую между культурами на стыке веков.
В творчестве И.А. Салова тип художественности, заявленный натуральной школой, был доведен до возможного в XIX веке логического предела, а наряду с тем были найдены те принципы письма реализма, что получат перспективу в дальнейшем развитии литературы.
Общая тенденция развития художественного сознания в рассматриваемый период состоит в постепенном отказе от Логоса, осмыслении мира как неподдающегося человеческой воле и разуму, нерационализируемого начала и выдвижении на первый план сфер онтологии и этики [Созина 2006: 74]. Салов своим творчеством откликнулся на эти перемены. В то время как писатели-народники рассматривали попытку разумно-волевого переустройства мира, он проявляет себя приверженцем натуралистической концепции человеческой природы, в которой «естественный человек» преобладает над социальным.
Об особенностях рассматриваемого периода Г.К. Щенников пишет: «Писатели предшествующей стадии судили человека историей:
173 объясняли его свойства условиями времени, среды, новыми общественными запросами. Литераторы новой фазы детерминируют личность универсально: не только социальным бытом, культурно-исторической средой и общественными потребностями, но и свойствами отечественной ментальности и состоянием целого мира» [Щенников, Щенникова, 2005]. Эти слова литературоведа подтверждаются творчеством И.А. Салова.
В своей художественной картине лгара он отвергает моноцентризм — она принципиально полицентрична. И в этом он обретает свою собственную реалистическую художественную манеру. Сущность этой манеры в необычной простоте повествования и верности действительности и в то же время — в особом лирическом воодушевлении художника, которое неизбежно передается читателю. Любой жизненный факт, явление, вещь, которые попадают в поле зрения писателя, он поворачивает к читателю поэтическими, ранее не видимыми ему гранями, как. бы выявляя прекрасное в самых обыкновенных, будничных фактах жизни. Он перерабатывает взятое им готовое содержание по своему идеалу. Сущность метода Салова в •тщательном отборе наиболее типичных реальных фактов и особом поэтическом их освещении. I
В произведениях писателя точка зрения автора-повествователя не проявлена, перед нами предстает лишь сценка из жизни, мы ее и видим, и слышим, причем наибольшая доля нашего внимания отдается тому, что мы слышим, — «увиденное», то есть описанное в повествовании, составляет необходимую раму рассказа. Именно в рассказываемой истории и создается полная имитация живого дискурса, в который включается все, что обычно сопровождает такой дискурс в жизни. Правдоподобность повествовании достигается не за счет объясняющих авторских ремарок, а за счет развертывания перед читателем «ленты
174 жизни» как она могла бы видеться наблюдателю. Обратим внимание на то, что подобного рода регистрирующий взгляд получил развитие в русской психологической прозе.
И.А. Салов в своем творчестве реанимировал регистрирующую поэтику натуральной школы, создав план речи незаинтересованного наблюдателя за жизнью, фиксирующего все, что попадает в «кадр».
Сама «фотографирующая» точка зрения наблюдателя определялась позицией персонажей. Расширение его произведений шло изнутри: не просто за счет изображения низших слоев общества, а за счет попытки передать сферу видения и чувствования персонажа. Немаловажно, что И.А. Салов имитировал речевые особенности слова и слога героев, создавая свой вариант «сказовой» формы речи, исходный для того «фразеологического типа» повествования, который будет развит у Н.С. Лескова. Фразеологический тип речи и рассказ в рамке рассказа раскрывает перед автором новые возможности менять ракурсы зрения и, подстраиваясь под слог собеседника, передавать в самой речи многослойную картину реальности.
Таким образом, осмысление творчества И.А. Салова выводит к важным теоретическим обобщениям: процесс литературной эволюции — это изменение художественной орбиты, спор с традицией, смена культурных кодов, «выработка нового художественного зрения» [См.: Тынянов 1977]. Основные парадигмы литературного процесса конца XIX века претерпевают в творчестве И.А. Салова метаморфозы и, вступая в полосу сосуществования, открывают грядущей культуре новые возможности для того, чтобы двигаться далее.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Себелева, Анастасия Валериевна, 2009 год
1. Абашев, В.В. Пермь как текст: Пермь в русской культуре и литературе XX века / В.В. Абашев. — Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 2ООО. - 399 с.
2. Авдеев, В.М. Мещанская семья: комедия в 5 д. / В.М. Авдеев. -СПб: Тип. А. Моригеровского, 1869. 112 с.
3. Андреев, А.Н. Старый математик, или Ожидание кометы в уездном городе: фарс-водевиль в 1 д. /А.Н. Андреев. М.: М.О. Вольф, 1875. - 23 с.
4. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений, т. VII. М.: Изд. Академии наук СССР, 1955. - 135 с.
5. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений, т. IX. М.: Изд. Академии наук СССР, 1956. - 556 с.
6. Белинский, В.Г. Наши, списанные с натуры русскими /В.Г. Белинский. СПб: Изд-во Я.А. Исаков 1841, - 40 с.
7. Белинский, В.Г. Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов / Под ред. Н. Некрасова. Ч. 1. СПб: Тип. Journal de Saint-Petersburg, 1845. - 303 с.
8. Бочаров, С.Г. О художественных мирах / С.Г. Бочаров. М.: Изд-во Сов. Россия, 1985. - 296 с.
9. Б/п. Комментарии к повести И. Салова «Грачевский крокодил» // Саратовский справочный листок. — 1879. 8 июня. - №134. - С. 4.
10. Б/п. О пьесах И. Салова // Саратовский листок. -1887. № 209. - С. 2.
11. Б/п. И.А. Салов. Суета мирская. Очерки и рассказы // Русское богатство. 1894. - № 9. - Отд. И. - С. 81-85.
12. Б/п. Сочинения И.А. Салова. Повести и рассказы // Дело. 1884. -№2. - С. 45-49.
13. Б/п. Сочинения И.А. Салова // Наблюдатель. 1884. - №10. -отд.2. - С. 53-55.
14. Б/п. Суета мирская. Очерки и рассказы И.А. Салова // Русская мысль. 1894. - № 8. - отд. П. - С. 384-386.
15. Быков, П.В. И.А. Салов. Биографический очерк. Вступ. ст. к кн.: И.А. Салов. Сочинения / П.В. Быков. СПб: Т-во А.Ф. Маркс., 1909. - Т.1. - 377 с.
16. Быков, П.В. И.А. Салов. Биографический очерк / П.В. Быков // И.А. Салов. Полн. собр. соч. СПб.: Т-во А.Ф. Маркс., 1908. - Т 1-6.
17. Быков, П.В. Силуэты далекого прошлого / П.В. Быков. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1930. - С. 58, 62.
18. Виардо, Л. Две охоты в Пруссии / Л. Виардо // Русский инвалид. -1846. № 215-217.
19. Виардо, Л. Охота в России / Л. Виардо // Лесной журнал. — 1847. № 8-13.
20. Воронин, И.Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии / И.Д. Воронин. Саранск: Мордовское кн. изд., 1976. - 336 с.
21. Ворошилов, В.В. История журналистики России: конспект лекций / В.В. Ворошилов. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. - 63 с.
22. Гнедич, П.П. Перекати поле: Современные силуэты в 4 д. / Под ред. Ф.А. Куманина. М.: Ред. Журнала «Артист», 1889. - № 4. - 84 с.
23. Гоббс, Т. Левиафан / Пер. А. Гутермана / Т. Гоббс. СПБ: П.П. Сойкин, 1902. - 57 с.
24. Григорьев, П.Г. Утро провинциала в столице, или Как быстро время проходит / П.Г. Григорьев. СПб: Тип. X. Гинце, 1842. - 56 с.
25. Григорьев, П.Г. Дружеская лотерея с угощением, или Необыкновенное происшествие в уездном городе / П.Г. Григорьев. -СПб: Тип. К. Фейерштейна, 1845. 63 с.
26. Гриневецкий, Ф. Охота на лебедей / Ф. Гриневецкий // Журнал коннозаводства и охоты. 1844. - № 7. - 74 с.
27. Гурвич, И. Русская беллетристика: эволюция, поэтика, функции / И. Гурвич // Вопросы литературы. 1990. - № 5. - С. 28.
28. Гусев, С.С. Позитивизм и реализм в России / С.С. Гусев // Idee pozytywizmu w pismiennictwie rosyjskim. Materfaly mikdzynarodowej konferencji naukowej (Jydu. 18 — 19 wrzeania 2000 r.) / Pod red. B. Olaszek. Jydu. 2000. - C. 5.
29. Ден, Т.П. / И.А. Салов // История русской литературы. Т. IX, ч. 2^ М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - 334 с.
30. Дмитриева, В.И. Так было (Путь моей жизни) / В.И. Дмитриева. -М.: Тип. «Кат. и Сс.», 1930 187 с.
31. Долгополов, Л.К. На рубеже веков: О рус. лит. конца XIX — нач. XX в. / Л.К. Долгополов. — Л.: Изд-во Сов. писатель, 1985. 351 с.
32. Доманский, Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте / Ю.В. Доманский. — Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2001. 94 с.
33. Достоевский, Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях / Ф.М. Достоевский // О русской литературе. М.: Изд-во Современник, 1987. - 398 с.
34. Достоевский, Ф.М. Собр. Соч.: В 12 т. Т.2. М.: Изд-во Правда, 1982. - 727 с.
35. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. / А.И. Батюто Л.: Изд. Академии наук СССР, 1979.
36. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. М.: Изд-во Флинта, Наука, 2002. — 248 с.
37. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703 — 1917) / Б.И. Есин. М.: Изд-во Флинта, Наука, 2002. — 463 с.
38. Ефимович, К.Д. Нашествие иноплеменных, или Уездный наезд / К.Д. Ефимович // Сын отечества. 1850. - №1. — 13.
39. Загоскин, М.Н. Господин Богатонов, или провинциал в столице / М.Н. Загоскин. М.: Университетская тип., 1823. - 117 с.
40. Залыгин, С.П. Литературные заботы. -М.: Худож. лит., 1979. 366 с.
41. Замотин, И.И. Ф.М. Достоевский в русской критике / И.И. Замотин. Варшава: Тип. окр. штаба, 1913. — 22 с.
42. Иванов-Разумник, Р.В. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и общественной жизни XIX века / Р.В. Иванов-Разумник // Литературный энциклопедический словарь. Mouton, 1969. — С. 213.
43. Из истории русской журналистики второй половины XIX в.: Статьи, материалы и библиография. М.: Изд-во МГУ, 1964. — 246 с.
44. Ильин, В.В. Русские революционеры 60-70-х годов XIX века в жизни и литературе / В.В. Ильин // Вопросы методологии историко-литературных исследований. Л.: Изд-во Сов. Писатель, 1981. С.87.
45. История русской литературы XIX — нач. XX века: Библиограф, указ.: Общ. часть. / Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) под ред. К.Д. Муратовой. Л: Наука: Ленинградское отд-ние, 1983. - 783 с.
46. История русской журналистики XVIII-XIX века / Л.П. Громова, М.М. Ковалева, А.И. Станько. СПб: Изд-во СПбГУ, 2005. - 600 с.
47. История русской литературы XIX века. 70 — 90-е годы / Под. ред. В.Н. Аношкиной, Л.П. Громовой, В.Б. Катаева. М.: Изд-во Оникс, 2006. - 800 с.
48. История русской литературы: В 4-х томах / Под ред. Н.И. Пруцкова. Л.: Изд-во Наука: Ленингр. отд-ние, 1981.
49. История русской литературы XIX века. Библиографический указатель / Под ред. К.Д. Муратовой. М.— Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 519 с.
50. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / Под ред. А.А. Суркова. Т.6. - М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1971. — 356 с.
51. Кондаков, И.В. Введение в историю русской культуры / И.В. Кондаков. М.: Изд-во Аспект-пресс, 1997. - 686 с.
52. Кохно, О.И. Раннее творчество И.А. Салова / О.И. Кохно // Научно-теоретические и методические аспекты изучения литературы. Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1991. - С. 50-55.
53. Кулешов, В.И. История русской критики XVII-XIX веков / В.И. Кулешов. М.: Просвещение, 1972. - 526 с.
54. Куликов, Н.И. Представление французского водевиля в русской провинции / Н.И. Куликов. М.: Литогр. изд., 1888. - 23 с.
55. Курганов, Е. Анекдот как жанр / Е. Курганов. СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект» 1997. - 122 с.
56. Лейдерман, Н.Л. Стиль литературного произведения / Н.Л. Лейдерман, О.А. Скрипова. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. 182 с.
57. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М: Изд-во Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
58. Лихачев, Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков / Д.С. Лихачев. СПб: Изд-во Наука, 1998. - 204 с.
59. Лотман, Ю.М. История русской литературы: В 4-х т. Т. 3. Л.: Изд-во Наука, Ленинградское отделение, 1982. - 876 с.
60. Лотман, Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» / Ю.М. Лотман // Избранные статьи в 3 томах. Т. 3. — Таллинн: Изд-во Александра, 1992. — 322 с.
61. Лотман, Ю.М. О типологическом изучении культуры / Ю.М. Лотман // Семиосфера. — СПб: Изд-во Искусство-СПб, 2001. С. 241—242; 449;
62. Лотман, Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема / Ю.М. Лотман // Избранные статьи в 3 томах. — Таллинн: Изд-во АлександраД994.
63. Луговой, А. Озимь / А. Луговой // Артист. 1890. - № 7. - С. 34.
64. Мамин-Сибиряк, Д.Н. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.: Гослитиздат, 1955, - 751 с.
65. Медведский, К.П. Из «радикальной» журналистики / К.П. Медведский // Русский вестник. — 1896. № 5. - С. 21.
66. Медведский, К.П. Современные литературные деятели. И.А. Салов / К.П. Медведский//Исторический вестник. 1893. - №10. — С. 167-173.
67. Мейлах, Б.С. Вступительная статья / Б.С. Мейлах // Русские повести XIX века 70—90-х годов. Т. 1. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 687 с.
68. Михайлов, А.В. Обратный перевод. Русская и западноевропейская культура: Проблемы взаимосвязей / А.В. Михайлов. М.: Изд-во Яз.рус. культуры, 2000. — 856 с.
69. Никифорова, В.Ф. И.А. Салов в «Отечественных записках» / В.Ф. Никифорова II XXVII Герценовские чтения. Литературоведение. -Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1975. С. 69.
70. Николаев, Н.А. Реализм как творческий метод / Н.А. Николаев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 243.
71. Орфани, К.Д. Из литературного наследства И.А. Салова. / К.Д. Орфани // Проблемы истории русской и советской литературы. — Уфа: Изд-во Башк. гос. ун-та, 1972. — С. 22.
72. Островский, А.Н. Дневники / А.Н. Островский. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т.13. М.: Изд-во АН СССР 1952. - 473 с.
73. Островский, А.Н. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1950. - 386 с.
74. Островский, А.Н. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1950. - 392 с.
75. Островский, А.Н. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 3. М.: Изд-во АН СССР, 1950. - 416 с.
76. Островский, А.Н. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 6. М.: Изд-во АН СССР, 1950. - 495 с.
77. Паперно, И. Семиотика поведении: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма / И. Паперно. М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 207 с.
78. Подсвидов, И.Г. И.А. Салов — сотрудник саратовских газет. / И.Г. Подсвидов // Писатель и время. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 1975. 180 с.
79. Покусаев, Е.И. Вступительная статья /Е.И. Покусаев И И.А. Салов. Повести и рассказы. Саратов: Саратовское книжное издательство, 1956. - 328 с.
80. Полевой, П.Н. История русской словесности с древнейших времен до наших дней: В 3-х томах. T.I СПб: Изд. А.Ф. Маркса, 1900. - 356 с.
81. Постнов, О. Русский фантастический бестиарий / О. Постнов Н Сетевая словесность. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001— 2002. 195 с.
82. Рожков, В.П. Ранние произведения И.А. Салова (1854 1863) / В.П. Рожков // Вопросы истории и теории литературы. Вып. II. — Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 1973. — С. 47 - 48.
83. Русские повести XIX века 70—90-х годов / Под. ред. Б.С. Мейлах. М.: Изд-во Худ. лит., 1957. — 687 с.
84. Салов, И.А. Собр. соч.: В 15 т. Т.1. СПб: Изд-во т-ва А.Ф. Маркса, 1909. - С. 4.
85. Салов, И.А. Повести л рассказы / Ред. Р. Медведева, И. Геркан. — Саратов: Саратовское книжное издательство, 1956. — 328 с.
86. Салов, И.А. Грачевский крокодил / И.А. Салов // Русский вестник. 1879. -№ 5. - С. 308.
87. Салов, И.А. Грачевский крокодил / И.А. Салов // Отечественные записки. 1879. - №1. - 2-я паг. - С. 118.
88. Салов, И.А. Николай Суетной / И.А. Салов И Отечественныезаписки. 1881. - № 10. - С. 544.
89. Салов, И.А. Грачевский крокодил: Повести и рассказы. М.: Изд-во Современник, 1984. — 542 с.
90. Салов, И.А. Дармоедка / И.А. Салов // Артист. 1890. - № 8. - С. 12.
91. Салов, И.А. Гусь лапчатый / И.А. Салов // Русская мысль. 1892. -№ 12. - С. 207-208.
92. Салов, И.А. Степной богатырь I И.А. Салов II Артист. 1892. - №9. - С. 19.
93. Салов, И.А. Иван Огородников / И.А. Салов П Новь. 1885. - №5. -Т. И. - С. 75.
94. Салов, И.А. Из воспоминаний / И.А. Салов // Исторический вестник. 1906. - № Ю. - С. 180-181.
95. Салов, И.А. Из воспоминаний / И.А. Салов // Исторический вестник. 1906. - № 11. - С. 183.
96. Салов, И. Золотая рыбка / И.Салов, Н. Ге // Артист. 1889. - № 3. - С. 25.
97. Салов, И.А. Гусь лапчатый / И.А. Салов // Артист. 1890. - № 11. - С. 35.
98. Салов, И.А. Сорок тысяч 1 И.А. Салов // Саратовский листок. -1887. №№ 212-223.
99. Салов, И.А. Гусь лапчатый / И.А. Салов II Артист. -1889. 11. С. 11.
100. Салтыков-Щедрин, М.Е. Поли. собр. соч.: В 20 т. Т. 19 (1), 19 (2).- М.: Изд-во Художественная литература, 1977. 623 с.
101. Салтыков-Щедрин, М.Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 6. М.: Изд-во Художественная литература, 1968. — 740 с.
102. Салтыков-Щедрин, М.Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 10. М.: Изд-во Художественная литература, 1968. - 350 с.
103. Салтыков-Щедрин, М.Е. Рассказ И.А. Салова «Николай Суетной» / М.Е. Салтыков-Щедрин // Исторический вестник. 1906. - Ноябрь. - 508 с.
104. Саратовский государственный областной архив, фонд 1. оп.1. ед.хр.2907; фонд 1. оп.1. ед.хр.4172.
105. Семянкова, О.И. И.А. Салов как прозаик демократического направления в русской литературе 60-80-х годов XIX века / О.И. Семянкова // Научно-методическое пособие. — Пенза: Изд-во Пенз. гос. пед. ун-та, 1997. — 20 с.
106. Скабичевский, A.M. Соч.: В 2 т. Т. 1. СПб: Тип. газеты «Новости», 1890. - 798 с.
107. Скабичевский, A.M. История новейшей русской литературы. 1848- 1892. СПб: Тип. газеты «Новости», 1897. - 423 с.
108. Скабичевский, A.M. История новейшей русской литературы (1848- 1898). 4 изд. СПб: Тип. газеты «Новости», 1900. -490 с.
109. Скокова, Л. Человек и»природа в «Записках охотника Тургенева» / Л. Скокова // Вопросы литературы. 2003. - № 6. - С. 339-347.
110. Смирнов, В.Б. И.А. Салов / В.Б. Смирнов // Русские писатели в Саратовском Поволжье. Саратов: Поволжское книжное издательство, 1964.
111. Смирнов, В.Б. Из истории провинциальной печати / В.Б. Смирнов // Русская журналистика в литературном процессе второй половины XIX века. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1977.
112. Смирнов, В.Б. Русская журналистика в литературном процессе второй половины XIX века / В.Б. Смирнов // Сб. науч. тр. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1980. - 95 с.
113. Смирнов, В.Б. Литературная история «Отечественных записок» / В.Б. Смирнов. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1974. - 315 с.
114. Созина, Е.К. Эволюция русского реализма XIX в.: семиотика и поэтика / Е.К. Созина. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2006. - 122 с.
115. Соловьев, Вл. Соч.: В 2 т. Т. 2. / Сост. А.Ф. Лосева, А.В. Гулыгин. М.: Мысль, 1988. - 892 с.
116. Спасибенко, А.П. И.А. Салов / А.П. Спасибенко // Русские писатели. Библиографический словарь. М.: Изд-во Просвещение, 1971. - 569 с.
117. Т. Пыпин А.Н. И.А. Салов. Суета мирская. Очерки и рассказы / А. Н. Пыпин // Вестник Европы. 1894. - № 8. - С. 882.
118. Таборисская, Е.М. Литературный процесс / Е.М. Таборисская. -СПб: Петерб. ин-т печати, 2003. 112 с.
119. Тамарченко, Н.Д. Теория литературных жанров. Эпика / Н.Д. Тамарченко. Тверь: Изд-во Мартин: Полина, 2001. - 246 с.
120. Тиме, Г.А. Поиски героя в русской драматургии 80-х начала 90-х годов / Под ред. И.А. Дергачева // Русская литература 1870-1890 годов. - Свердловск: Издат. Урал. гос. ун-та, 1979. — С. 66-78.
121. Туниманов, В.А. Чернышевский и Достоевский / В.А. Туниманов // Н.Г. Чернышевский Эстетика. Литература. Критика. Л.: Изд-во Наука: Ленингр. отд-ние, 1979. - 294 с.
122. Тураев, С.В., Тимофеев Л.И. Литература: Справочные материалы / С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев. М.: Просвещение, 1988. - 334 с.
123. Тургенев, И.С. Записки охотника. Повести и рассказы. М.: Изд-во Худож. лит., 1979. — 607 с.
124. Тургеневский сборник. Материалы к Полному собранию сочинений и писем И.С. Тургенева. -М.; Л.: Изд-во Наука, 1969. 557 с.
125. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. М.: Изд-во Наука, 1977. - 574 с.
126. Тюпа, В.И. Художественность чеховского рассказа / В.И. Тюпа. -М.: Изд-во Высшая школа, 1989. С. 19.
127. Тюпа, В.И. Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики / В.И. Тюпа, Д.П. Бак // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики: Сб. науч. тр. Кемерово: Изд-во КГУ, 1988. С. 4 - 15.
128. Уманьский, А. Литературно-критические этюды. И.А. Салов / А. Уманьский // Волжский вестник. — 1888. №53. - 25 февр. — С. 1 - 2.
129. Уманьский, А. Литературно-критические этюды. И.А. Салов / А. Уманьский // Волжский вестник. — 1888. № 52. - 24 февр. — С. 1 — 2.
130. Успенский, Г.И. Полн. собр. соч.: В 9 т. Т. 8. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 684 с.
131. Филимонов, Н.И. Провинциальный братец / Н.И. Филимонов // пантеон и репертуар русской сцены. 1851. - кн. 4. - 22 с.
132. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М.: Изд-во Высш. шк., 2004. - 404 с.
133. Харламов, В.И. Теория «малых дел» Юзова в оценке читателей-современников / Под ред. В.Ф. Антонова // Из истории общественно-политической мысли в России XIX века: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Изд-во МГПИ, 1990. - 151 с.
134. Хованский, Н.Ф. Очерки по истории г. Саратова и Саратовской губернии / Н.Ф. Хованский. — Саратов: Тип. Ищенко и К°, 1884. 15 с.
135. Храбровицкий, А. Русские писатели в Пензенской области / А. Храбровицкий. — Пенза: Изд-во Сталинское знамя, 1946. — 136 с.
136. Центральный Государственный Исторический Архив СССР (Ленинград). ф.497.оп. 10.ед.хр.137.л.л. 170-171.
137. Центральный Государственный Архив Литературы и Искусства, фонд 18901 оп.1. ед.хр.52.
138. Шелгунов, Н.В. Литературная критика / Н.В. Шелгунов. Л.: Изд-во Наука: Ленингр. отд-ние, 1974. С. 288.
139. Шелоник, М.И. А.П.Чехов и И.Н. Потапенко (проблемы творческих взаимосвязей). Автореф. дисс. .канд. филол. наук. М., 1990.-С. 13.
140. Щенников, Г.К., Щенникова, Л.П. История русской литературы XIX века (70-90-е годы) f Г.К. Щенников, Л.П. Щенникова. М.: Изд-во Высш. шк., 2005. - 383 с.
141. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Под ред. А.Б. Ровнера. -М.: Локид; Миф, 1999. С. 265.
142. Эртнер, Е.Н. Феноменология провинции в русской прозе конца XIX нач. XX века / Е.Н. Эртнер. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. унта, 2005. - 211 с.
143. Юрьев, С.А., Гольцев, В.А. О целях и задачах нашего журнала / С.А. Юрьев, Гольцев В.А. // Артист. 1889. - № 11. - С. 2.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.