Гуманизм как социокультурный процесс противостояния ценностно-мировоззренческих форм гуманности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Петрихин, Александр Владимирович

  • Петрихин, Александр Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 161
Петрихин, Александр Владимирович. Гуманизм как социокультурный процесс противостояния ценностно-мировоззренческих форм гуманности: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Краснодар. 2014. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Петрихин, Александр Владимирович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Гуманизм как диалектический процесс раскрытия

и утверждения ценности человека

§1.1. Интеграция гуманистической мысли посредством «широкого» подхода

к анализу генезиса гуманизма

§1.2. Гуманизм как фактор трансформации человека в единстве его индивидуальных, личностных и абстрактно-сущностных характеристик

Глава II. Гуманность как источник парадигмального противостояния

форм гуманизма

§2.1. Диалектика гуманизма и гуманности

§2.2. Роль внутриличностного противоречия категорий «единичного» и «всеобщего» в процессе противостояния форм гуманности

Глава III. Генезис гуманизма в контексте парадигмальной динамики (противостояния и смены) социокультурных

форм

§3.1. Античные основания гуманизма

§3.2. Гуманистическая мысль в контексте противостояния антропоцентрической и теоцентрической ценностно-мировоззренческих парадигм и кризис, антропоцентрического выражения гуманности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманизм как социокультурный процесс противостояния ценностно-мировоззренческих форм гуманности»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Сегодня, когда на наших глазах такие социокультурные процессы, как глобализация и урбанизация набрали беспрецедентные исторические темпы своей динамики и, более того, утвердили новый максимум своего влияния как на единичного человека, так и человечество в целом; когда, как отмечают многие исследователи, индустриально форсированное разрушение «природных основ жизни» достигло состояния необратимости, высвобождается не знающая аналогов в истории, до сих пор совершенно не изученная общественная и политическая динамика, которая, последовательно развиваясь, побуждает к переосмыслению отношений между природой и обществом, индивидом и социумом, личностью и ее внутренним миром1. Это состояние напрямую ведет к кардинальной трансформации взглядов человека на собственную сущность, местоположение и роль в окружающем его онтологическом пространстве. Интенсивный демографический рост населения планеты, ставший результатом научно-технической революции как следствия утверждения человека в статусе «высшей ценности», приводит к возрастанию уровня социальной детерминации конкретного единичного «Я». Высвобождаясь из естественно-природной обусловленности, человек все больше начинает зависеть от другого человека, а соответственно, и социальной системы, компонентом которой он является. При этом возросшее социокультурное воздействие способно привести к отчуждению между людьми (когда иное «Я» начинает восприниматься как элемент сугубо внешней действительности), что открывает возможность для девальвации «Иного», подобной той, которая была осуществлена человеком по отношению к природе.

1 Бек У. Общество риска. На пути к новому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -С.98.

«Возникшая новая онтологическая и гносеологическая ситуация требует от философии серьезного анализа происшедшего, переосмысления традиционной методологии и выработки новых оптимистических, жизнеутверждающих идеалов, ценностей, способных противостоять разрушительным тенденциям нигилизма и аморализма, ниготологии, «онтологии, превращенной в виртуалогию» . Одной из самых актуальных задач современного человечества в связи с этим является нахождение универсальных, общечеловеческих принципов существования, позволяющих, с одной стороны, сохранить беспрецедентно высокий уровень достигнутой на сегодняшний день степени индивидуальной свободы, а, с другой -гармонизировать межличностные отношения ее конкретных носителей. При этом становится очевидным то, что в интенсивно глобализирующемся мире данные принципы не могут быть построены сугубо на национальной, расовой, религиозной, идеологической почве, так как указанные выше ценностно-мировоззренческие основания подразумевают разграничение людей по принципу принадлежности к конкретной социальной общности, имеющей специфические отличия от иных социальных образований. Подобная дифференциация в синтезе с процессом «межличностного отчуждения» в недалекой перспективе может породить беспрецедентные общественные катаклизмы различного масштаба (государственного, регионального, глобального), выраженные в открытом столкновении социальных систем, отстаивающих разнородные позиции и установки. Человечество сегодняшнего дня остро нуждается в эффективном над культурном «языке» межличностного диалога, способном привести к взаимообогащению и со-развитию, и, что самое главное, к нравственному

I

совершенствованию человека (вне его социобиологических особенностей). На статус данной коммуникативной платформы, отражающей культурно-

2

Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление ниготологии и его критика) // Вопросы философии. -2000.-№5.- С.22.

исторический и аксиологическо-мировоззренческий плюрализм мира,

сегодня и претендует исследуемый нами феномен «гуманизма»3. »

Вместе с1 тем в русле философского дискурса мнения по поводу указанной «спасительной роли» гуманизма резко поляризовались, что прежде всего связано с господствующим как в истории философии, так и во взглядах многих исследователей гуманистической проблематики сегодняшнего дня классическим подходом к его анализу, рассматривающим исследуемый нами феномен сугубо в качестве производной антропоцентрического мировоззрения. Под этим углом зрения гуманизм неминуемо воспринимается как во многом деструктивный процесс (в том смысле, что доминирование антропоцентрического мировосприятия привело к секуляризации мышления и снижению влияния идей теоцентризма), действие которого, однако, оценивается либо в резко позитивном, либо негативном свете. Так, ярые противники гуманизма говорят о нем как об одной из фундаментальных причин сегодняшнего общечеловеческого кризиса, справедливо указывая на то, что исторически он проявил себя в виде ценностно-мировоззренческого обоснования принципа доминирования человека по отношению ко всему, что его окружает. Напротив, наиболее последовательные сторонники рассматривают гуманизм в качестве единственно возможной альтернативы религиозным представлениям о действительности, позволяющей освободиться от господства традиции и принципа уравнительности людей в их «греховной неполноценности».

Н.В. Мотрошилова отмечает в принципе характерное для философии «опережающее, предвосхищающее реальную историю осмысление интеграционных процессов». На ее взгляд, важнейший вывод, который можно сделать из истории философии в целом и гуманистической проблематики в частности, заключается в том, что «единство человечества - это одна из важнейших его внутренних целей, т.е объективных тенденций всемирной истории. Таким образом, последняя предстает в качестве процесса объединения разных этносов, стран, цивилизаций в глобальную всечеловеческую целостность «при условии постоянного существования уникально-единичного, национально-особенного и их борьбы, гибели отдельных цивилизаций, но выживания цивилизации в целом». Цит. по: Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность// Вопросы философии. -2004.-№11, - С. 3-18.

Представленное исследование является попыткой преодоления данного противоречия за счет выхода на новый уровень в процессе восприятия феномена «гуманизм». В свою очередь актуальность темы диссертации напрямую связана с острой необходимостью поиска новых смысловых ориентиров над культурного, планетарного масштаба. В этом свете следует изменить привычный угол зрения на гуманизм, взглянув на данный социокультурный и философский феномен, выйдя за сковывающие его рамки исторической специфики эпохи Возрождения. Подобный подход к генезису гуманизма позволит продемонстрировать возможность его существования и

вне антропоцентрической парадигмы (что равносильно как в отношении

1

прошлого, так и будущего) ' и даст возможность его изучения как

i

существенно более длительного процесса, динамика которого является неотъемлемым компонентом современной культуры. Достигнутая за счет этого интеграция гуманистических идей позволит более объемно и целостно осмыслить данный феномен, а также «повысить его востребованность как идеи и расширить возможности реализации гуманизма как совокупности практических явлений и процессов».4

Степень научной разработанности темы Разносторонность и многоаспектность гуманистической проблематики,

s

ее явная практическая направленность и комплексность проявления (в жизни единичного «Я» и социума в целом) обусловили высокий уровень внимания к ней среди ученых и мыслителей из разных областей общественных наук: философии, социологии, педагогики, политологии, истории, социальной психологии, культурологии и др.

Как следствие, интерес к гуманизму отразился большим количеством написанных работ и проведенных исследований. На сегодняшний день как в зарубежной, так и в отечественной философии широко обозначен плюрализм

4 О необходимости интеграции идей гуманизма в современном обществе весьма последовательно пишет O.E. Кульбакина (Кульбакина O.E. Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект: дис. канд.филос.наук.: 09.00.11. — Барнаул, 2005- 165с.)

подходов к осмыслению и способам определения гуманизма. Вместе с тем подавляющее большинство трудов характеризуется его рассмотрением преимущественно в русле собственной философско-мировоззренческой позиции автора, что зачастую приводит к потере восприятия гуманизма в качестве единого, имеющего свои логические и исторические этапы, ценностно-мировоззренческого и социокультурного явления. Подобного рода исследования, безусловно, являются актуальными и необходимыми (в особенности с учетом многоаспектности кризисов современного глобализирующегося социокультурного пространства), однако очевидным становится и то, что зачастую острая конфронтация позиций и подходов способна выступать в роли существенного барьера для «системного», социально-философского понимания интересующего нас феномена.

В связи с интеграционным характером проведенного исследования концептуальную роль для процесса написания работы приобрели идеи тех авторов, которые стремились подойти к изучению феномена «гуманизм» аналитически, при этом учитывая не только исторический, но и ценностно-мировоззренческий аспекты его дифференциации (изучение становления современного гуманизма в аспекте интегративных социальных концепций в единстве мировоззренческо-идеологических форм).5 Среди них Н.А Бердяев, Ю.Г. Волков, А.Г. Дугин, В.Д. Жукоцкий, О.Е Кульбакина, В.А. Лекторский, B.C. Малицкий, В.А. Решетников, П.В. Ушаков, Ф.В. Цанн-кай-си.

Также из современных интерпретаций гуманизма следует выделить труды А.И. Арнольдова, JI.A. Баранова, В.В. Бибихина, И.М. Борзенко, JL М. Брагиной, Г.Г. Квасова, М. О. Конашева, А.Г. Круглова, В.А. Кувакина, А.А Кудишиной, П. Куртца, М. Мамардашвили, А.Ю. Мамедовой, Д. Марковича, А. Назаретяна, С. Перевезенцева, А. Печчеи, В. А. Рыбина, К.А. Сергеева. (Несмотря на все принципиальные различия разработанных указанными

5 Более подробно об этом можно прочитать у В.А. Решетникова (Решетников В.А. Становление современного гуманизма// Современный гуманизм: Проблемы и перспективы: Иркутск: Издательство Иркутского государственного ун-та, 2004. -230с.)

авторами подходов и определений гуманизма, все они объединены явной или скрытой установкой на коммуникативное и экзистенциальное равенство людей как онтологической основы выражения качества гуманности).

Весомое воздействие на позицию диссертанта оказал ряд работ, в которых авторы стремились к нахождению путей преодоления современного многоаспектного кризиса человечества, уделяя при этом исключительное внимание вопросам формирования «глобального гуманистического сознания» 6 и связи гуманистической проблематики с экологией 7 (в этом отношении следует отдельно указать на творчество В.И. Вернадского, в котором разрешение обозначенных выше вопросов носило характер прямой взаимозависимости).

Вместе с тем любые из предпринимаемых сегодня попыток изучения гуманизма не могут основываться только на современном состоянии гуманистической проблематики. Восприятие интересующего нас феномена как динамического процесса невозможно без изучения исторической специфики его внутреннего, качественного содержания, осознание которой, в свою очередь, позволяет говорить о нем как о самодостаточном философском явлении.

6Манифест 2000: Призыв кновому планетарному гуманизму // Здравый смысл.- 1999. №13.- С. 2 - 36; Разин А. В. Гуманизм как идея и нормативный принцип./А.В. Разин// Наука и гуманизм.- М.: РГО, 2007, С. 25-26; Степинский М.А, Равицкий А.Д. Проблема формирования глобального гуманистического// Человек в научной и философской картине мира двадцать первого века. - Курск, 1996.- С.108-114; Финогентов В.Н. Гуманизм как главный принцип современного мировоззрения//Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты. - М.: «Рохос».-2004.-С. 270-275; Соколов Е.Г. Состояние буйного гуманизма //Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия.- М.: РГО.- 2000. - С. 82-84; Кафырин Е.А. Глобализация: взаимосвязь общечеловеческого и национального. Глобальный гуманизм.- М.: БФРГТЗ «Слово», 2003.-315с.

7 См.:Газизуллин, Н.Ф. Человек и гуманизм в эколого-экономическом измерении// Соц.-гуман. знания. -1999. - №3. - С. 278-289; Марфенин H.H. Гуманизм и экология // Экология и жизнь.- 2000.- №5.- С. 6-10; Назаретян А.П, Лисица И.А. Критический гуманизм versus биоцентризм// А.П. Назаретян, //Общественные науки и современность.-1995.-№ 5.-С. 149-158;

Стародубцева К.А. Ноосферная экологическая этика в глобализующемся мире: новая гуманизация и антропологизация // Современный гуманизм: проблемы и перспективы. -Иркутск:«Изд-во Иркут. гос. ун-та», 2004.-С.251-264; Когай Е.А. Гуманизм и ценностные основания экологической культуры/ //Возможность невозможного: планетарный гуманизм для России и мира.- М.:РГО.- 2001. -С. 43-47.

N

Сложность и одновременно глубина гуманистической проблематики заключается прежде всего в том, что ее смысловым центром является проблема человека, в связи с этим в историческом аспекте гуманизм определяется свойствами, порой взаимоисключающими друг друга: «Это объяснимо: он корре-лируется с такими сложными и многосистемными понятиями, как «культура» и «человек». И если в современном мире насчитывается около двух тысяч определений культуры, а человек по-прежнему позиционируется как «величайшая тайна», то гуманизм закономерно выступает как полисемантическое 8

понятие».

В этом отношении для нашего исследования важными являются работы целого ряда как отечественных, так и зарубежных «классиков» философии, стремящихся прийти к осознанию онтологической специфики человеческого бытия, найти верное русло его самореализации вовне: Т.В. Адорно, У. Бека, П. Бергера, Ж. Бодрияра, А. Веллмера, И.Г. Гердера, Э. Гидденса, К. Леви-Стросса, Т. Лукмана, Ж. Маритена, К. Маркса, Г. Маркузе, М. Монтеня, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассета, Т. Парсонса, X. Плеснера, К.Р. Поппера, И. Пригожина, С.Л. Рубинштейна, Ж.П. Сартра, П. Сорокина, Э. Тофлера, П. Флоренского, С.Л. Франка, В. Франкла, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, М. Хай-деггера, Й. Хейзинги, А. Швейцера, К. Ясперса и др.

И все же, несмотря на значительное количество публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов, многие важные аспекты гуманистической проблематики остаются неисследованными. В результате этого на сегодняшний день можно с уверенностью утверждать об отсутствии целостного осмысления «гуманизма» как логико-исторического и социокультурного феномена. В частности, до сих пор не существует подробного анализа генезиса гуманизма, а отправной точкой его изучения традиционно воспринимается эпоха Возрождения, то есть тот исторический период, когда интересующий нас феномен предстал в роли уже сформировавшегося, самостоятельного

8 Курочкина Л.Я. Гуманизм даосского природоцентризма // Человек, природа, общество в горизонте настоящего и будущего: межвуз. сб науч. тр./ Воронеж:ВГТУ. -2009, - С.4.

ценностно-мировоззренческого явления европейской культуры и философии. С учетом изложенного в диссертации предпринята попытка преодоления данной ограниченности посредством фиксации диалектического характера гуманизма.

Цель исследования: разработка социально-философской концепции гуманизма в качестве ценностно-мировоззренческой формы выражения гуманности.

Данная цель достигается с помощью решения следующего класса исследовательских задач:

1. Проанализировать социально-философские подходы к осмыслению феномена «гуманизм», сложившиеся в философской традиции, а также изучить современное состояние процесса исследования гуманизма посредством ознакомления с различными его интерпретациями, разработанными ведущими отечественными и зарубежными исследователями в области гуманистической проблематики «сегодняшнего дня».

2. Выявить роль гуманизма в процессе раскрытия и утверждения ценности человека и его гуманных потенций.

3. Раскрыть и проанализировать диалектическую связь между понятиями «гуманизм» и «гуманность».

4. Установить роль внутриличностного противоречия категорий «единичного» и «всеобщего» в процессе противостояния форм гуманности. Раскрыть исторические основания и логику развития парадигмальной динамики гуманизма.

5. Рассмотреть социокультурную специфику формирования парадигмальной динамики выражения гуманности.

6. Обозначить основные противоречия и перспективы развития современной гуманистической мысли.

Объект исследования: гуманизм как социокультурный феномен.

Предмет исследования: историческая динамика гуманизма в качестве социокультурных форм выражения надличностного качества гуманности.

Гипотеза исследования

Сегодня в контексте гуманистической проблематики анализ гуманизма осуществляется преимущественно посредством монодисциплинарных, противостоящих друг другу подходов, сталкивающих различные смыслы и значения одного и того же понятия «гуманизм», что на практике зачастую приводит к релятивизму и субъективизму в употреблении данного термина. Для наиболее полноценного социокультурного изучения указанного феномена необходимо его рассмотрение в качестве диалектического процесса раскрытия человеческой ценности (в единстве индивидуальных, личностных и абстрактно-сущностных характеристик), историческая динамика которого выражается противостоянием и сменой парадигмальных (ценностно-мировоззренческих) форм. Благодаря такому подходу (осуществление которого возможно через интеграцию гуманистической мысли посредством изучения ее исторического генезиса и в то же время фиксации общей для разнородных трактовок гуманизма практико-ориентирующей цели творческой самореализации индивида и гармонизации отношений в системе «человек-социум-природа») гуманистические идеи могут принести наибольшую практическую пользу для разрешения проблем современного, интенсивно объединяющегося социокультурного пространства.

Теоретико-методологическая база исследования Благодаря трансдисциплинарному подходу, основанному на принципах социальной философии, диссертация предстает в форме метатеоретиче-ского обобщения частных научных исследований. Работа выполнена в русле неоклассической парадигмы, предполагающей синтез традиционных и инновационных подходов к изучению гуманистической проблематики.

Теоретико-методологическую роль в исследовании сыграли экзистенциальный подход к анализу сущности человека (в особенности концепция H.A. Бердяева о гуманизме как способе раскрытия человеческой ценности в

качестве творческого существа)9, цивилизационный подход к анализу культуры (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби Э.Тоффлер, О. Шпенглер), теория коммуникативного формирования общественности Ю. Хабермаса, гуманистический подход к анализу культуры Э.Фромма, интегральный подход к пониманию отношений между пространственными и временными параметрами целостного объекта A.A. Ухтомского (учение о доминанте), функциональный подход П. Сорокина, структурно-функциональный подход Т. Парсонса.

Важное значение для формирования позиции автора имели представления А. Гелена, А. Камю, X. Плеснера, Ж-П. Сартра, М. Хайдеггера, JI. Шестова, К. Ясперса, разнообразными способами фиксирующие «нестатичность» сущности человека; а также взгляды А. Швейцера, И. Хейзинги, А. Печчеи, Г. Маркузе, обосновывающие необходимость ее (сущности) развития путем улучшения человеческих качеств и активизации «внутреннего самосознания».

В ходе исследования использовались принципы логико-проблемного, системного, концептуального и факторного анализа, а также историко-генетический, историко-сравнительный, ретроспективный и диалектический методы.

Научная новизна. Научная новизна работы заключается в социально-философском анализе феномена «гуманизм» в качестве диалектического процесса противостояния и смены парадигмальных форм гуманности, что может быть конкретизировано в следующих положениях:

1. Рассмотрены однофакторные и многофакторные подходы к анализу гуманизма. Посредством теоретической попытки преодоления противостояния «узкого» и «широкого» подходов к генезису гуманизма разработана социально-философская концепция, направленная на оптимизацию и гармонизацию отношений в системе «человек-социум-природа».

9 Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи/ Философия свободного духа. - М., 1994. - С. 317 - 362.

2. Определена роль гуманизма в процессе раскрытия и утверждения гуманных потенций человека в качестве родового, конкретно-единичного и абстрактно-всеобщего субъекта. На основании концепции «человек-творец и творение культуры» определено положение индивидуального «Я» в качестве уникальной потенции совершенствования общечеловеческой сущности.

3. Обоснована диалектическая связь между гуманизмом и гуманностью. Предложено рассмотрение гуманизма в качестве формы гуманности, выражающейся посредством доминирующей ценностно-мировоззренческой поведенческой модели и осуществляющей автоматичность применения гуманности в типичных ситуациях.

4. Выявлена роль внутриличностного противоречия категорий «единичного» и «всеобщего» в контексте противостояния форм гуманности. Введено понятие «парадигмальный гуманизм», способствующее рассмотрению исследуемого феномена гуманизма в качестве исторического процесса смены ценностно-мировоззренческих форм гуманности (на примере космо- , тео- и антропоцентризма).

5. Осуществлено исследование гуманистической мысли Античности. Предпринята попытка анализа специфики гуманистической проблематики в контексте космоцентрических, теоцентрических и антропоцентрических представлений о действительности.

6. Дана интерпретация современного многоаспектного кризиса человечества с позиции динамики парадигмальных форм гуманности. Предложено рассмотрение гуманизма в качестве механизма, способного гармонизировать категории «единичного» и «всеобщего» в структуре личности и нормализировать отношения в системе «человек-социум-природа».

На защиту выносятся следующие положения:

1. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной социально-философской традиции сложился целый комплекс разно векторных и разно факторных методологических подходов к анализу гуманистической проблематики. Подобное состояние философско-гуманистического дискурса хотя во

13

многом и способствует более детальному изучению, все же существенно снижает практический потенциал гуманизма как социокультурного процесса формирования и развития гуманных потенций индивида. Существенным фактором для интеграции гуманистической идеи, которая способна выступить эффективным механизмом урегулирования отношений в интенсивно глобализирующемся социальном пространстве, может послужить преодоление противоречия между «узким» и «широким» подходами к генезису гуманизма (соответствующе рассматривающими данный феномен как «возникшее в эпоху Возрождения, явление европейской цивилизации, которое изначально было призвано освободить творческий потенциал человека от оков догматизма и пассивности; утвердить центральное положение человека-творца в системе бытия» и как «разно векторный (в контексте различных культур и исторических эпох) процесс раскрытия и утверждения ценности и творческих потенций человека в жизни мира».

2. Незавершенность, потенциальная бесконечность и исходящая из них творческая активность индивида являются внутренним основанием развития гуманизма как диалектического процесса. При этом единичный человек, реализуя себя как творец и творение культуры, предстает в качестве неповторимой потенции раскрытия общечеловеческой сущности (в единстве гуманных и антигуманных проявлений). В этом отношении гуманизм есть вид осознанной самодетерминации человека, реализующийся на практике путем приобщения индивида к ценностно-нормативным положениям и установкам культурно-социального образования (которые, в свою очередь, призваны блокировать возможность антигуманного проявления человеческой свободы).

3. Являясь элементом социокультурной традиции, гуманизм, с одной стороны, предстает в роли посредника между индивидами и социумом посредством осуществления их «вхождения» в общее социальное бытие (формирование, воспитание, регулирование); а с другой - выступает результатом их многочисленных взаимодействий, то есть является следствием их

14

творческой активности. (Гуманизм как подвергающаяся осознанной трансформации внешняя (культурная) детерминанта). Вместе с тем данное практическое применение гуманизма способно не только защищать индивида от антигуманных потенций, направляя его активность в «верное», разрешенное социальной традицией русло; но и способно искусственно блокировать творческий потенциал индивида, отчасти стандартизируя его мышление и поведение.

4. Так как любое из существующих в реальности социальных образований автоматически проявляет себя в качестве носителя специфических традиций и норм, то динамическое качество гуманности человека, являющееся видом проявления его творческо-конструктивных потенций, получает в сфере социального векторы своего легитимного выражения. Так возникает форма гуманизма: разрешенная в конкретном социуме общепринятая модель проявления гуманности, основанная на иерархии ценностей, характерной для конкретного социокультурного образования. В связи с этим гуманизм -единство тенденций статики и динамики, творчества и контроля, создания «нового» и приобщения к «старому». При этом в тенденции к девальвации индивидуального начала посредством господства сложившихся представлений о наиболее верной модели реализации человеческой активности коренится болезнь любой парадигмальной формы гуманизма, упускающей из вида ценность человека в контексте ее надличностного и «надинституциональ-ного» характера.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Петрихин, Александр Владимирович, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапов, О. Д. Интерпретация как фактор становления личности (человек в поисках смысла жизни) [Текст] / О. Д. Агапов // Проблема человека в свете современных социально-философских наук [Электронный ресурс]. -

Режим доступа : http:_//www.egpu.ru/lib/elib/Data/

Content/128275710013922549/Default.asx

2. Адорно, Т. В. Проблемы философии морали [Текст] / Т. В. Адорно ; пер. с нем. М. JI. Хорькова. - М. : Республика, 2000. - 239 с.

3. Аристотель. Политика [Текст] : в 4 т. / Аристотель // Сочинения. - М. : Мысль, 1984. - Т. 4. - 830 с.

4. Асмус, В. Ф. Диалектика свободы и необходимости в философии истории Гегеля [Текст] / В. Ф. Асмус // Вопросы философии. - 1995. - № 1. — С. 52-69.

5. Ахиезер, А. С. Человек и культура в условиях ускорения социально-экономического развития общества [Текст] / А. С. Ахиезер, С. Я. Матвеева // Человек и культура в социалистическом обществе. - М., 1987. - С. 31-68.

6. Баранец, С. Н. Проблема смысла истории : современные перспективы социально философского анализа [Текст] / С. Н. Баранец // Труды членов Российского философского общества. - М.: РФО, 2003. - Вып. 3.

7. Баткин, Л. М. Итальянское Возрождение : проблемы и люди [Текст] / Л. М. Баткин. - М.: РГГУ, 1995. - 446 с.

8. Батуев, А. С. Философия жизни в концепции A.A. Ухтомского [Текст] / А. С. Батуев, Л. В. Соколова // Биофилософия ; отв. ред. А. Т. Шаталов. - М. : ИФРАН, 1997. - 264 с.

9. Бек, У. Общество риска. На пути к новому модерну [Текст] / У. Бек ; пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой ; послесл. А. Филлипова. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

10. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Медиум, 1995. - 323 с.

11. Берджесс, Э. Заводной апельсин [Текст] : роман / Энтони Берджесс ; пер. с англ. В. Бошняка. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 - 254 с.

12. Бердяев, Н. А. О назначении человека. О рабстве и свободе человека [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: ACT: Хранитель, 2006. - 637 с.

13. Бердяев, Н. А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения [Текст] / Н. А. Бердяев. - СПб.: РХГИ, 1996 - 384 с.

14. Бердяев, Н. А. Самопознание [Текст] / Н. А. Бердяев. - М. : Между-нар. отношения, 1990. - 336 с.

15. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1994. - 480 с.

16. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: Сварог и К, 1997. - 415 с.

17. Бибихин, В. В. Новый Ренессанс [Текст] / В. В. Бибихин. - М. : Прогресс-Традиция, 1998. - 496 с.

18. Блок, А. А. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / А. А. Блок. - Л. : Художественная литература, 1982. - Т. 4. - 462 с.

19. Бодрияр, Ж. Система вещей [Текст] / Ж. Бодрияр. - М. : Рудомино, 1999.-272 с.

20. Борзенко, И. М. Гуманизм органический и ноосферный : проблема абсолютных начал [Текст] / И. М. Борзенко // Здравый смысл. - 2001 - № 4— С. 21.

21. Борзенко, И. М. Ноосферный гуманизм [Текст] // Возможность невозможного : планетарный гуманизм для России и мира / И. М. Борзенко. -М. :РГО, 2001.-274 с.

22. Борзенко, И. М. Человечность человека : основы современного гуманизма [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : РГО, 2005. - 390 с.

23. Бородавкин, С. В. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме [Текст] / С. В. Бородавкин // Вопросы философии - 2004. - № 5. - С. 163-176.

24. Бородавкин, С. В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры [Текст] / С. В. Бородавкин. - СПб. : Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2004. - 240 с.

25. Брагин, А. В. Гуманистический аспект коэволюции мира и человека, ее онтологического смысла [Текст] / А. В. Брагин // Онтологическая и антропологическая аналитика: межвуз. тематический сб. -Владимир : ВГПУ, 2006. - 204 с.

26. Бронзов, А. Примечание [Текст] / А. Бронзов // Иоанн Домаскин. Точное изложение православной веры : в 2 кн. - СПб., 1894. - Кн. 2. — С. 67103.

27. Буева, Л. П. Духовность, художественное творчество, нравственность [Текст] / Л. П. Буева // Вопросы философии. - 1996. - № 2. - С. 3-9.

28. Бурдах, К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм [Текст] / К. Бурдах. -М.: РОССПЭН, 2004. - 207 с.

29. Баранов. Л. А. В поисках человечности. Гуманистические ценности европейской цивилизации и проблемы современного мира [Текст] : в 2 ч. / Л.

A. Баранов. - М.: Прогресс, 1993. - Ч. 1. - 386 с.

30. В.И. Вернадский и современность [Текст]: сб. ст.; АН СССР. Ин-т геохимии и аналит. химии им. В.И. Вернадского ; отв. ред. А.Г.Назаров. - М. : Наука, 1986.-232 с.

31. Васильева, Т. С. Социальная философия [Текст] / Т. С. Васильева,

B. В. Орлов. — Пермь: Изд-во Том. ун-та, Перм. отд-ние, 2002. - 274 с.

32. Ващекин, Н. П. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы [Текст] / Н. П. Ващекин, М. А. Мунтян, А. Д. Урсул. - М. : Образование (ВОПД «Духовное наследие»), 2000 - 602 с. -

33. Величко, А. М. Философия русской государственности [Текст] / А. М. Величко. - СПб. : Изд-во Юридического института, 2001. - 336 с.

34. Веллмер, А. Модели свободы в современном мире [Текст] / А. Вел-лмер // Социологос. - М. : Прогресс, 1991. - Вып. 1 : Общество и сферы смысла. - С. 11-38. I

35. Вернадский, В. И. Несколько слов о ноосфере [Текст] / В. И. Вернадский // Из архива В.И. Вернадского [Электронный ресурс] : Ьйр:// ги.рЫЬБорЬу. клеу. На НЬгагу/ уегп/по.1йт1.

36. Вернадский, В. И. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы [Текст] / В. И. Вернадский // Проблема биогеохимии. - М.-Л. : Издательство Академии наук СССР, 1939. - Вып. 2. - С. 3-28.

37. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста [Текст] / В. И. Вернадский. - М.: Наука, 1988 - 520 с.

38. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление [Текст] / В. И. Вернадский. - М.: Наука, 1991. - 270 с.

39. Волков, Ю. Г. Идеология и гуманизм [Текст] / Ю. Г. Волков, В. С. Малицкий. - М.: AHO РЖ «Соц.- гуманит. знания», 2004. - 608 с.

40. Волков, Ю. Г. Личность и гуманизм : перспективы развития личности в гуманистическом обществе [Текст] / Ю. Г. Волков // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 1. - С. 135-149.

41. Газизуллин, Н. Ф. Человек и гуманизм в эколого-экономическом измерении [Текст] / Н. Ф. Газизулин // Соц.-гуман. знания. - 1999. — № 3. -С. 278-289.

42. Галл, Я. М. Джулиан Хаксли и Феодосий Добржанский : две версии эволюционного гуманизма [Текст] / Я. М. Галл, М. Б. Конашев // Наука и общество : труды междунар. конф. - СПб., 2000.

43. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества [Текст] / И. Г. Гердер. - М.: Наука, 1977. - 704 с.

44. Гивишвили, Г. В. Гуманизм и гражданское общество [Текст] : учеб. пособие для средних общеобразовательных учреждений / Г. В. Гивишвили ; под ред. и с предисл. профессора В. А. Кувакина. - М. : РГО, 2003. - 246 с.

45. Гидденс, Э. Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь [Текст] : пер. с англ. / Э. Гидденс. - М.: Весь мир, 2004. - 120с.

46. Гильдебранд , Д. фон. Тейяр де Шарден : на пути к новой религии [Текст] / Дитрих фон Гильдебранд; пер. с англ. и нем. А. И. Смирнова. -СПб. : Ступени; Алетейя, 1998. - 314с.

47. Гиренок, Ф. Н. Экология, цивилизация, ноосфера [Текст] / Ф. Н. Ги-ренок. - М.: Наука, 1987 - 180 с.

48. Гобозов, И. А. Смысл и направленность исторического процесса [Текст] / И. А. Гобозов. - М.: МГУ, 1987 - 220 с.

49. Губман, Б. Л. Западная философия культуры XX века [Текст] / Б. Л. Губман. - Тверь : ЛЕАН, 1997. - 287 с.

50. Гуревич, А. Избранные труды [Текст] : в 4 т. / А. Гуревич. - М. : СПб. : Университетская книга, 1999. - Т. 2. Средневековый мир. - 560 с.

51. Добротворская, Г. И. Мера человечности [Текст] / Г. И. Добротвор-ская // Человек - мера всех вещей : тез. докл. к XVII Межзональному симпозиуму. - Горький, 1990. - С. 92.

52. Достоевский, Ф. М. Собр. соч. [Текст] : в 10 т.- М., 1958, - Т. 9-

301с.

53. Достоевский, Ф. М. Собр. соч [Текст] : в 10 т.- М., 1956 - Т. 4. -

243с.

54. Древнеиндийская философия : Начальный период [Текст]. - 2-е изд. -М.: Мысль, 1972. - 271с.

55. Дугин, А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки [Текст] : монография / А. Г. Дугин. - М.: Арктогея-Центр, 2002. - 415 с.

56. Ермолаева, О. А. Основные принципы, методы и уровни современного парадигмального подхода [Текст] : автореф. дисс. ... канд. филос. наук / O.A. Ермолаева ; Мордовский государственный университет. - Саранск, 2008.-23 с.

57. Ермоленко, М. Т. К критике теоретико-эволюционных основ тейяр-дизма [Текст] / М. Т. Ермоленко // История и теория эволюционного учения. - Л., 1975. - Вып. 3. - С. 152-160.

58. Ефимов, Ю. И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза [Текст] / Ю. И. Ефимов. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. - 192 с.

59. Жукоцкая, 3. Р. Гуманизм теоретический и практический [Текст] /

3. Р. Жукоцкая // Вестник Российского философского общества. - 2005. - №

4.-С. 109-111.

60. Жукоцкий, В. Д. Основы современного гуманизма : российский контекст [Текст] / В. Д. Жукоцкий. - М.: РГО, 2000. - 518 с.

61. Жукоцкий, В. Д. Основы современного гуманизма : российский контекст [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Жукоцкий. - 2-е изд., доп. - М. : РГО, 2006.-518 с.

62. Жукоцкий, В. Д. Светский гуманизм как мировоззренческая основа современных межкультурных коммуникаций [Текст] / В. Д. Жукоцкий // Здравый смысл. - 2005. - № 4 . - С. 9-13.

63. Иванов, В. В. Методологические основы исторического познания [Текст] / В. В. Иванов. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 1991- 415 с.

64. Иванов, В. Г. История этики Древнего мира [Текст] / В. Г. Иванов. -Л. : ЛГУ, 1980.-224 с.

65. Ивушкина, Е. Б. Философия и история науки [Текст] / Е. Б. Ивуш-кина, Е. Я. Режабек. - СПб. : Алетейя, 2006. -185с.

66. Ильин В. В. Философия истории [Текст] / В. В. Ильин. - М. : Из-во МГУ, 2003.-380 с.

67. История философии : энциклопедия [Текст]. - Мн. : Интерпрессер-вис; Книжный Дом, 2002. - 1376 с.

68. Калинников, Л. А. Проблемы философии истории в системе Канта [Текст] / Л. А. Калинников. - Л.: Ленингр. ун-т, 1978. - 423 с.

69. Кампанелла, Т. Город Солнца [Текст] / Т. Кампанелла. - М., 1952. -

189 с.

70. Кант, И. Критика способности суждения [Текст] / И. Кант. - М. : Искусство, 1994. - 367 с.

71. Капица, С. П. Глобальная демографическая революция и будущее человечества [Текст] / С. П. Капица // Будущее России в зеркале синергетики. - М.: КомКнига, 2006. - С. 238-254.

72. Категории мышления и индивидуальное развитие [Текст]. - Алма -Ата : Гылым, 1991. - 215с.

73. Кафырин, Е. А. Глобализация: взаимосвязь общечеловеческого и национального. Глобальный гуманизм [Текст] / Е. А. Кафырин. - М. : БФРГТЗ «Слово», 2003. - 315с.

74. Квасов, Г. Г. Человеческое бытие как философское основание гуманизма : проблемы концептуального анализа [Текст] / Г. Г. Квасов // Гуманизм на рубеже тысячелетий : идея, судьба, перспектива. - М. : Гнозис, 1997. - С. 45-60.

75. Когай, Е .А. Гуманизм и ценностные основания экологической культуры [Текст] / Е. А. Когай // Возможность невозможного : планетарный гуманизм для России и мира - М. : РГО, 2001. - С. 43-47.

76. Конашев, М. О гуманизме и действительности [Электронный ресурс] / М. Конашев. — Режим доступа : http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml7num

77. Конрад, Н. И. Запад и Восток [Текст] / Н. И. Конрад. - М. : Наука, 1966.-520 с.

78. Коул, М. Культурно-историческая психология [Текст] / Майкл Ко-ул.-М., 1997.-432с.

79. Круглов, А. Г. Словарь: Психология и характерология понятий («А-И») [Текст] / А. Г. Круглов. - М.: Гнозиз, 2000. - 380 с.

80. Кувакин, В. А. Гуманизм как система ценностей для России [Текст] / В. А. Кувакин // Возможность невозможного : планетарный гуманизм для России и мира. -М. : РГО, 2001. - С. 154.

81. Кувакин, В. А. Современный гуманизм [Текст] / В. А. Кувакин // Высшее образование в России. - 2002. - №4. — С. 41-54.

82. Кудишина, А. А. Гуманизм - феномен современной культуры [Текст] / А. А. Кудишина. -М.: Академический Проект, 2005. - 504 с.

83. Кульбакина, О. Е. Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект [Текст] : дис... канд. филос. наук : 09.00.11 / О. Е. Кульбакина. - Барнаул, 2005. -165 с.

84. Курочкина, Л. Я. Гуманизм даосского природоцентризма [Текст] / Л. Я. Курочкина // Человек, природа, общество в горизонте настоящего и будущего : межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж, 2009. - С. 4-11.

85. Куртц, П. Мужество стать : Добродетели гуманизма [Текст] : пёр. с англ. / П. Куртц. - М.: РГО, 2000. -160с.

86. Куртц, П. Утверждения : Жизнь полная радости и творчества [Текст] / П. Куртц. - М.: РГО, 2005. - 250с. *

87. Кутырев, В. А. Оправдание бытия (явление ниготологии и его критика) [Текст] // Вопросы философии. - 2000. - № 5. - С. 22.

88. Леви-Стросс, К. Три вида гуманизма [Текст] / К. Леви-Стросс // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Вып. 1 (2).

89. Лекторский, В. А. Идеалы и реальность гуманизма [Текст] / В. А. Лекторский // Вопросы философии. - 1994. - № 6. - С. 22-28

90. Леонтьев, К. Н. Культурный идеал и племенная политика. Письма г-ну Астафьеву [Текст] / К. Н. Леонтьев // Восток, Россия и Славянство : Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). -1996.-С. 608-609.

91. Лосев, А. Ф. История античной эстетики : Последние века (III - VI) [Текст] / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1998. - 400 с.

92. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения [Текст] / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1978.-623 с.

93. Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие [Электронный ресурс] / В. Н. Лосский. -М., 1991.

- Режим доступа : http://www.wco.ru/biblio/books/lossky2/main.htm.

94. Малинецкий, Г. Г. Кризис современной России и научный мониторинг [Текст] / Г. Г Малинецкий // Вестник РАН. - 2003. - № 7. - Т. 73. -С. 579-593.

95. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию [Текст] / М. Мамар-дашвили. - 2-е изд., изменён, и доп. - М. : Прогресс К, 1992. - 433 с.

96. Мамедова, А. Размышления о сути гуманизма [Текст] / А. Мамедова // Здравый смысл. - 1997. - № 7. - С. 67-75.

97. Мамедова, А. Ю. Общество и человечность [Текст] / А. Ю. Мамедова // Наука и здравый смысл в России: кризис или новые возможности : материалы междунар. конф. гуманистов. - М. : РГО, 1998. - С. 114-118.

98. Мандевиль, Б. Басня о пчелах [Текст] / Б. Мандевиль ; общ. ред. и вступ. статья Б.В. Мееровского ; пер. Е.С. Лагутина. - М. : Мысль, 1974. -364с

99. Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму [Текст] // Здравый смысл. - 1999. - № 13 - С. 2 - 36.

100. Маркович, Д. Глобализация и планетарный гуманизм (социологический аспект) [Электронный ресурс] / Д. Маркович. — Режим доступа : ЬЦр://НЬ.5осю.т5и.ш/1/НЬгагу?е=с1-000-00-ОкопегеББ—ОО-О-О-Оргогщ^.

101. Маркс, К. Из ранних произведений [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс.

- М. : Госполитиздат, 1956. - 520 с.

102. Маркс, К. Сочинения [Текст] : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1968. - Т. 46. - Ч. 1. - 559 с.

ЮЗ.Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества [Текст] / Г. Маркузе. -М. : ООО Изд-во «АСТ», 2003. - 526 с.

104. Марфенин, Н. Н. Гуманизм и экология [Текст] / Н. Н. Марфенин // Экология и жизнь - 2000 - № 5. - С. 6-10.

105. Моисеев, Н. Н. Рациональный гуманизм [Текст] / Н. Н. Моисеев // Общественные науки и современность. - 1992. -№ 3. - 147-151.

106. Моисеев, Н. Н. О мировоззрении и миропонимании [Электронный ресурс] / Н. Н. Моисеев. - Режим доступа : http://nnmoiseev.narod.ru/mirivoz.htm.

107. Монтень, М. Опыты [Текст] / М. Монтень. - М. : Эксмо, 2006. -

512 с.

108. Мор, Т. Утопия [Текст] / Томас Мор - 3-е изд. - М, 1978. - 270 с.

109. Мотрошилова, Н. В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность [Текст] / Н. В. Мотрошилова // Вопросы философии. - 2004. -№ п.-с. 3-18.

110. Мотылева, JI. С. Концепции современного естествознания [Текст]: учебник для вузов / JI. С. Мотылева, В. А. Скоробогатов, А. М. Сударинов. -СПб. : Союз, 2000. - 320 с.

111. Назаретян, А. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма [Текст] / А. Назаретян // Общественные науки и современность. -1991. -№ 6. - С. 74-80.

112. Назаретян, А. П. Критический гуманизм versus биоцентризм [Текст] / А. П. Назаретян, И. А. Лисица // Общественные науки и современность. - 1995. - № 5. - С. 149-158.

113. Назарова, М. А. Гуманизация общества и гуманитаризация естественно-научного образования в условиях информационно-коммуникативной культуры [Текст] : дис.... канд. филос. наук / М. А. Назарова. - Новосибирск, 2007. - 195 с.

114. Ницше, Ф. "Мы, филологи..." (отрывки из ненаписанной книги) [Электронный ресурс] / Ф. Ницше ; сост. и пер. А. Россиуса. - Режим доступа :http://rotabanner.fep.ru/cgi - bin/href/zhz468752629

115. Новиков, И. Д. Как взорвалась Вселенная [Текст] / И. Д. Новиков. -М. :Наука, 1988.-178 с.

116. Хаксли, О. О дивный новый мир; Через много лет [Текст]/ О. Хаксли. -СП.6.: Амфора, 1999. -541с.

117. Ортега-и-Гассет, X. В поисках Гете [Текст] / X. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - С. 433-462.

118. Оруэлл, Дж. Скотный двор. 1984 [Текст] / Дж. Оруэлл. -М. : Ка-пик, 1992.-Т. 1.-304 с.

119. Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных [Текст] / И. П. Павлов. — М. : Госиздат, 1923. - 244 с.

120. Перевезенцев, С. Крах гуманизма [Текст] / С. Перевезенцев // Подъем. - 2002. - № 10. - С. 207-224.

121. Петрарка, Ф. Лирика. Автобиографическая проза [Электронный ресурс] / Франческо Петрарка. - М. : Правда, 1989. - Режим доступа : http://renaissance.rchgi.spb.ru/Petrarca/opus5.htm.

122. Печчеи, А. Человеческие качества [Текст] / А. Печчеи. - М. : Прогресс, 1980.-302 с.

123.Пико делла Мирандола, Д. Речь о достоинстве человека [Текст] / Пико делла Мирандола // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли : в 5 т. -М. : Искусство, 1962. - Т. 1. - С. 506-514.

124. Платон. Государство [Текст] // Соч. : в 4 т. - СПб. : Изд-во С — Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. - Т. 3. - Ч. 1. - С. 97-494.

125. Платон. Федон, Пир, Зенон [Текст] : пер. с древнегр. / Платон ; под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1999. -528 с.

126. Плеснер, X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию [Текст] : пер. с нем. / X. Плеснер. - М. : РОССПЭН, 2004.-367 с.

127. Поппер, К. Р. Открытое общество и его враги [Текст] : в 2 т. / К. Р. Поппер. - М. : Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - Т. 1. Чары Платона. - 448 с.

128. Предупреждение человечеству [Текст] // Человек. - 1993. - №5. -С. 174-180.

129. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] : пер. с англ./ И. Пригожин. - М. : Прогресс, 1986. - 432 с

130. Проблемы современного гуманизма в обществе риска [Текст] : труды регион, науч. конф. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008. - 232 с.

131. Прокофьев, А. В. Парадоксальный гуманизм и критика морали [Текст] / А. В. Прокофьев // Вопросы философии. - 2001. -№ 1. - С. 56.

132. Разин, А. В. Гуманизм как идея и нормативный принцип [Текст] / А. В. Разин // Наука и гуманизм - М.: РГО, 2007. - С. 25-26.

133.Режабек, Б. Г. Формирование ноосферного мировоззрения в современной школе [Текст] / Б. Г. Режабек // Биология в школе. - 2003,- № 5. -С.2-6.

134. Рено, А. Эра индивида. К истории субъективности [Текст] / А. Рено ; пер. с франц. С. Б. Рындина ; под ред. Е. А. Самарской. - СПб. : Владимир Даль, 2002. - 474 с.

135. Решетников, В. А. Основные направления социализации современного гуманизма [Текст] / В. А. Решетников // Современный гуманизм: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. - Иркутск: ИГУ, 2004. - С. 407-429.

136. Решетников, В. А. Специфика современного гуманизма как культуры [Текст] / В. А. Решетников // Современный гуманизм : проблемы и перспективы : сб. науч. тр. - Иркутск: ИГУ, 2004. - С. 227-246.

137. Решетников, В. А. Становление современного гуманизма / В. А. Решетников [Текст] // Современный гуманизм : проблемы и перспективы : сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2004. - С. 112-135.

138. Роттердамский, Э. Философские произведения [Текст] / Э. Роттердамский. - М. : Наука, 1986. - 157 с.

139. Рубанцова, Т. А. Философско-методологические основания гуманизации образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Т. А. Рубанцова. - Новосибирск, 2001. - 32с.

140. Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 333 с.

141. Рубинштейн, С. Л. Избранные философско-психологические труды : Основы онтологии, логики и психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. -М.-.Наука, 1997.-463 с.

142. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - С. 255-382.

143. Рыбин, В. А. Гуманизм как этическая категория [Текст] / В. А Рыбин. - М.: Логос, 2004. - 272 с.

144. Сагатовский, В. H. Антропокосмизм - системообразующий принцип ноосферного мышления [Электронный ресурс] / В. Н. Сагатовский. - М. : Академия тринитаризма, 2003. - Эл № 77-6567, публ. 10384, 30.04.2003. -Режим доступа :www.trinitas.ru/rus/doc/0203/001a/02030007.htm.

145. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм [Текст] / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. - М. : Политиздат, 1989. - С. 319 - 344.

146. Св. Василий Кесарийский. Беседа первая о сотворении человека по образу [Текст] / Св. Василий Кесарийский // Журнал Московской Патриархии. - 1972. - № 1. - С. 30-38.

147. Слободчиков, В. И. Психология человека : Введение в психологию субъективности [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. И Слободчиков, Е. И. Исаев. -М. : Школа-Пресс, 1995.-384 с. (181с)

148. Словарь античности [Текст] : пер. с нем. - М. : Прогресс, 1989. -

704 с.

149. Словарь русского современного языка [Текст] : в 20 т. / гл. ред. К. С. Горбачевич. - М. : Русский язык, 1991. - Т. 2. - 860 с.

150. Словарь философских терминов [Текст] / под науч. ред. профессора В. Г. Кузнецова. - М. : ИНФА-М, 2005. - 731 с.

151. Смотрицкий, Е. Эссе о гуманизме [Электронный ресурс] / Е. Смотрицкий. - Режим доступа : http// www.n-ru/tp/nf/eg/html.

152. Современный гуманизм : Документы и исследования [Текст] // Здравый смысл. Спецвыпуск ; под общ. ред. А.Г. Круглова, В.А. Кувакина. -М. : Российское гуманистическое общество, 2000. - 144 с.

153. Соколов, Е. Г. Состояние буйного гуманизма [Текст] / Е. Г. Соколов // Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия.- М. : РГО, 2000. - С. 82-84.

154. Сорокин, П. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги) [Текст] / П. Сорокин // Вопросы философии. - 1993. - № 3. - С. 53-59.

155. Стародубцева, К. А. Ноосферная экологическая этика в глобали-зующемся мире : новая гуманизация и антропологизация [Текст] / К. А. Стародубцева // Современный гуманизм : проблемы и перспективы. - Иркутск: «Изд-во Иркут. гос. бун-та», 2004. - С. 251-264.

156. Стевенсон, JI. Десять теорий о природе человека [Текст] / JI. Сте-венсон. - М. : СЛОВО/SLOVO, 2004. - 232 с.

157. Степинский, M. А. Проблема формирования «глобального» гуманистического сознания [Текст] / M. А Степинский, А. Д. Равицкий // Человек в научной и философской картине мира XXI века. - Курск, 1996 - С. 108114.

158. Таранов, П. С. Анатомия мудрости : 120 философов [Текст] : в 2 т. / П. С. Таранов. - Симферополь: Таврия, 1996. - Т. 1. - 624 с.

159. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Текст] / П. Тейяр де Шарден. -М. : Наука, 1987.- 240 с.

160. Тойнби, А. Постижение истории [Текст] / А. Тойнби. - М. : Прогресс, 1991.-736 с.

161. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] : пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М. : ACT, 2002.-781 с.

162. Ухтомский, А. А. Собр. соч. [Текст] : в 5 т. / А. А. Ухтомский. - JI. : Изд-во ЛГУ, 1954.- Т. 5. - 672 с.

163. Уэллс, Г. Самовластие мистера Парэма [Текст] / Г. Уэллс // Собр. соч. : в 15 т. - М. : Правда, 1964. -Т. 12 - С. 141-400.

164. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. И. Федосеев и др. - М.: Советская Энциклопедия, 1983. - 836 с.

165. Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия. Воспитательные и жизненные ресурсы современного гуманизма [Текст] / Е. Финк // Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в высшей школе.

166. Финогентов, В. Н. Гуманизм как главный принцип современного мировоззрения [Текст] / В. Н. Финогентов // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века : философские, социальные, экономические и политические аспекты. - M. : РОХОС, 2004. - С. 270-275.

167. Флоренский, П. Иконостас [Текст] / П. Флоренский // Собрание сочинений : в 4 т. - Париж: YMCA-PRESS, 1985. - Т. 1. - 730 с.

168. Франк, С. Л. Духовные основы общества [Текст] / С. Л. Франк. -М. : Республика, 1992. - 511 с.

169. Франк, С. Л. Фр. Ницше и этика "любви к дальнему" [Текст] / С. Л. Франк // Сочинения. - М. : Правда, 1990. - С. 6-64.

170. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990.-368 с.

171. Франкфорт, Г. В преддверии философии [Текст] / Г. Франкфорт, Г. А. Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Якобсен. - М.: Наука, 1984. - 236 с.

172. Фромм, Э. Человек для себя [Текст] / Э. Фромм ; пер. с англ. Л. А. Чернышевой. - М.: ACT:ACT М : ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 314 с.

173. Фромм, Э. Человек для себя [Электронный ресурс] / Э. Фромм. -Режим доступа : http://www.odinvopros.ru/lib/fromm seb 07.php?mode=0&id=0.

174. Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм. - М. : 000"Изд-во АСТ-ЛТД", 1998. - 568 с.

175. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее : Последствия биотехнической революции [Текст] / Ф. Фукуяма ; пер. с англ. М. Б. Левина. - М. : ООО Издательство ACT»: ОАО «ЛЮКС», 2006. - 349 с.

176. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности [Текст] / Ю. Хабермас // О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. - С. 195 - 206.

177. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме. Проблема человека в западной философии. Сборник переводов [Текст] / М. Хайдеггер. - М. : Прогресс, 1988.-338 с.

178. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня [Текст] / Й. Хейзинга. - М.: Прогресс, 1992. - 464 с.

179. Хоружий, С. С. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергетийной антропологии [Текст] / С. С. Хоружий // Философские науки. - 2008.-№ 2. - С.48-62.

180. Цанн-кай-си, Ф. В. Симпозиум по гуманизму [Текст] / Ф. В Цанн-кай-си, Л. С. Андреева // Вестник российского философского общества. -2006.-№3.

181. Цицерон, М. Т. О пределах блага и зла; Парадоксы стоиков [Текст] / Марк Туллий Цицерон. - М. : Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2000. - 472 с.

182. Чаадаев, П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма [Текст]: в 2 т. / П. Я. Чаадаев. - М.: Наука, 1991. - Т. 1. - 798 с.

183. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира [Текст] / А. Н. Чаны-шев. - М. : Высш. шк., 1999. - 703 с.

184. Черкасов, Г. К. Жизнь человеческая: Смыслы и образы [Текст] : учеб. пособие / Г. К. Черкасов. - Сыктывкар: КГПИ, 2003. - 182 с

185. Честертон, Г. К. Вечный человек [Текст] / Г. К. Честертон. - М. : Политиздат, 1991. - 872 с.

186. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью [Текст] : пер. с нем. / А. Швейцер. - М. : Прогресс, 1992. - 574 с.

187. Швейцер, А. Культура и этика [Текст] / А. Швейцер. - М. : Прогресс,- 1973.-362 с.

188. Шкуратов, В. А. Историческая психология. Психологические основы античности [Электронный ресурс] / В. А. Шкуратов. - Ч. 2. - Режим доступа : http://www.ukma.kiev.ua/pub^

189. Экологическая безопасность и устойчивость развития природы и России [Текст] // Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития) ; под ред. В. А. Коптюга и др. - М.Иркутск, 2000. - 416 с.

190. Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/porosenkov/existence_18.html.

191. Юнг, К. Г. Различие восточного и западного мышления [Текст] / К. Г. Юнг // Философские науки. - 1988.'- № 10. - С. 92-103.

192. Яркова, Е. Н. Глобализация и утилитаризм / Е. Н. Яркова// Материалы семинара Клуба ученых «Глобальный мир». - М. : Новый век, 2000. -Вып. 11.-С. 4-25.

193.Ясперс, К. Духовная ситуация времени [Текст] / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

194. Badiou, A. Ethics: An essay on the Understanding of Evil [Text] / A. Badiou. - London ad New York: Verso, 2001. - 224 p.

195. Bondi, H. Foreword [Text] / H. Bondi // Fowler, J Humanism: Believes and Practices. - Brighton - Portland: Sussex Academic Press, 1999. - 348 p.

196. Dator, G. Highlight on culture [Text] / G. Dator // Futures (Glinford). -1989. - Vol. 23. - № 5. - P. 361-365.

197. Friess, H. Humanists Responsibilities. The Humanism Alternative: some definitions of humanism [Text] / H. Friess. - Buffalo (N.Y): Prometheus Books, - 1973.-367 p.

198. Gehlen A. Der Mensch, seine Natur und seine Stellung in der Welt [Text] / A. Gehlen. - Berlin, 1944. - 320 p.

199. Glenn, G. C. Conscious technology [Text] / G. C. Glenn // «Futurist» (N. Y.). - 1989. - Vol. 23. - № 5. - P. 15-20.

200. Heidegger, M. Gelassenheit [Text] / M. Heidegger. - Gunther Neske. Pfullingen, 1959.-P. 11-281.

201. Huxley, J. Essays of a Humanist [Text] / J. Huxley. - London: Chatto & Windus? 1964.-305p.

202. Huxley, J. Evolutionary Humanism [Text] / J. Huxley. - Melbourne: AUF, 1954.-290 p.

203. Huxley, J. S. The Evolutionary Process [Text] / J. Huxley, A. C. Hardy, E. B. Ford.- London: G. Allen & Unwin, 1954. - P. 1-23.

204. Kurtz, P. Ethics for a Planetary Society. The Humanism Predicament: An International Dialog on the Meaning of Human Behavior [Text] / P. Kurtz, V. Dennis Raisis. - Amherst, N.Y.: Prometheus Books, 1996.-301p.

205. Lamont, C. The philosophy of Humanism [Text] / C. Lamont. - N.Y.: Philosophical library, 1942. - 248 p.

206. Laszlo, E. The critical epoch: Essential knowledge for living in the world in transformation [Text] / E. Laszlo // Futures. - 1985. - Vol. 17. - № 1. -P. 2-24.

207. Walter, N. Humanism:Finding Mining in the World [Text] / N. Walter. -Amherst (N.Y.): Prometheus Books, 1997-P. 28^19.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.