Гуманизм и правопорядок: Социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.02, кандидат философских наук Некишев, Василий Львович
- Специальность ВАК РФ09.00.02
- Количество страниц 274
Оглавление диссертации кандидат философских наук Некишев, Василий Львович
ВВЕДЕНИЕ. . . . с,
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА И ПРАВОПОРЯДКА В ИСТОРИИ
ФИЛОСОФСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
§ I. овные вехиановления концепции гуманизма и правопорядка в Западной политичой ории и филфии
§ 2, Гуманизм и правопорядок в русской философской и социально-политичой ми . . •
§ 3, Марсая концепция гуманизма и реальнь
ГЛАВА II. ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГУМАНИЗМА И
ПРАВОПОРЯДКА
§ I. Понятие правопорядка и его взаимосвязь с гуманизмом с*
§ 2. Правовой порядок и гуманизация общественных отношений .••••••.»••.•.•
§ 3. Деятельность правоохранительных органов в условиях гуманизации общественных отношений
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК
Гуманизм и справедливость в реформировании военной организации современного российского общества1999 год, кандидат философских наук Гюламирян, Корюн Антеванович
Гуманизация уголовного судопроизводства2002 год, доктор юридических наук Прокофьева, Светлана Михайловна
Гуманистические начала уголовного судопроизводства1999 год, кандидат юридических наук Прокофьева, Светлана Михайловна
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании2007 год, кандидат философских наук Мкртычев, Сергей Борисович
Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе2012 год, кандидат наук Давлетшина, Гульнара Рафисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманизм и правопорядок: Социально-философский аспект»
На предшествующих этапах становления и развития нашего общества имели место многочисленные деформации гуманистических принципов. Авторитарно-бюрократические извращения привели к тому, что человек все больше рассматривался лишь как "винтик" в механизме командно-административной системы. Соответственно и в теории, включая философию, гуманистическая проблематика отодвигалась на второй план, преобладающее значение получали вуль-гарно-социологизаторские, технократические, в духе экономического детерминизма, подходы^".
К сожалению, и сегодня новые явления и тенденции, возникающие в жизни, не всегда учитываются, а иногда односторонне, догматически интерпретируются в нашей научной и философской литературе. Так, идейно-теоретической и методологической базой советской политико-юридической науки являлся юрвдический
I) См. об этом подробнее: йвин А. О схоластике в советской фи-лософт//Общественные науки. 1989. М. С Л69-182; Огурцов А. Подавление философии//Там же. Ю, С.161-183; Скрипилев Е.А. К разработке истории советского правоведения//Гоеударство и правой 1992. №12. С.30-37; Яхот Й. Подавление философии в СССР /20-30-е годы/ // Вопросы философии. 1991. £9-11; Мамар-дашвили М.К. Мысль под запретом//Там же. 1992. С.70-79. позитивизм, который и в настоящее время в значительной степени определяет ее структуру, ориентированность, способность влиять на социальную практику. В рамках этой концепции государство полагается первичным по отношению к праву и человеческой личности /которая понимается социологически, то есть как производное, от общества и государства/; отвергаются естественные, существующие независимо от государства и тем самым неотчуждаемые права человека; право вообще и права человека рассматриваются как установление государства, воплощенное в законодательстве.
В теории это антигуманное направление объективно ведет к исключению из понятий право и правопорядок вопроса о их содержании, не создает условий для восприятия собственной социальной ценности этих явлений, игнорирует их общечеловеческую значимость. На практике - способствует отчуждению человека от общества и власти, формированию тоталитарной системы, отрицающей центральный'элемент современной цивилизации - гражданское общество, основополагающей доминантой которого является отдельно взятая личность"*".
Традиционные философские модели, явно или скрытно основанные на иерархической идее господства, подчинения, зависимос
I) См.: Нерсесянц B.C. Из выступления на "Круглом столе"//Совете кое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. С.24-26; Право, свобода, демократия /материалы "Круглого стола"/ // Вопросы философии. 1990. №6. C.3-3I; Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права//Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990. С. 162-235; Явич I.C. Социализм: право и общественный прогресс. М., 1990. С.11-34. ти, вражды и недоверия показали свою полную несостоятельность. В связи с этим перед отечественной наукой возникла настоятельная потребность разработки философии нового типа, "новой метафизики**, основанной на взаимодействии, доверии, открытости, уважении к взаимному интересу людей, единстве истины и нравственности, познания и ответственности, общественных потребностей и индивидуальной свободе - то есть таких началах, которые составляют основу гуманистического мировоззрения и которые принято называть общечеловеческими ценностями.
Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что философская разработка нового правопонимания, учитывающего ценность человеческой личности, признающего ее основой и конечной целью любых форм социального сотрудничества, является важнейшим условием не только гражданского мира, но и скорейшей интеграции нашего общества в новый европейский порядок, основанный на диалоге, а не на конфронтации, на правовом законе, а не на силе, на обмене идеями и людьми, а не на взаимном незнании и молчании.
Актуальность темы исследования определяется и тем, что она находится в центре внимания современной политической борьбы и зачастую является объектом спекуляций со стороны ряда сил политического спектра. Исследование проблем гуманизма и правопорядка дает возможность разобраться в истинном содержании некоторых политических программ, которые, с одной стороны, прикрываясь лозунгами повышения благосостояния людей, стабилизации положения, добиваются реставрации старой командно-административной системы, а с другой - пытаются связать такие объективно присущие процессу разложения этой системы явления, как рост социальной напряженности, увеличение преступности, с процессом гуманизации общественных отношений.
Наконец, выявление диалектической взаимосвязи гуманизма и правопорядка, являющегося важнейшим условием утверждения в нашем обществе гуманистических идеалов, позволяет наметить стратегические направления гуманизации всей правоохранительной системы, вклвчая законодательство, правоохранительные органы с их функционированием, правовое сознание. Ключевым звеном в этой перестройке должно стать обеспечение надлежащих гарантий прав и законных интересов граждан.
Проблемы гуманизма и человека являются предметом постоянного и неослабевающего интереса со стороны представителей различных научных дисциплин и направлений как у нас в стране, так и за рубежом. В многочисленных монографиях, брошюрах, статьях и сборниках рассматриваются различные аспекты этой проблемы: человек и его метафизическая природа"^; человек в системе эконо
I) См., например: Воронович БЛ. Созидательный потенциал человека /социально-философекое исследование/. М., 1988; Фролов И.Т. Q человеке и гуманизме. И., 1989; Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991; Агацци Э. Человек как предмет философии; Хабермас Ю. Понятие индивидуальности; Ри-кер П. Человек как предмет философии; Ойзерман Т.Й. Существует ли универсальная культура?; Митрохин Л.Н. Голоса конгресса: Выступления на 18 Всемирном конгрессе "Философское понимание человека"//Вопросы философии. 1989. №2. C.I7-I05; Мелвиль Ю.К. Новые веяния в метафизике США//Там же. №6. С. 138-147; Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности/Да^ же. 1990. Ю. С.31-45; Человек в контексте глобальных проблем. Реферативный сборник. М., 1989 и др.
12 3 мических , политических и нравственных отношений; личность и к 5 общество ; отчуждение личности и др. Имеются публикации, в которых акцент сделан на анализе проблем правопорядка и законности 6 в юридическом аспекте .
1) См., например: Радикальная экономическая реформа: истоки, проблемы, решения. М., 1990; Замошкин Ю.А. Частная собственность и цивилизованные формы жнзни//Вопросы философии. 1991. $2. С. 3-12; Минин А. Природа-хозяйн-еобственник-общественноеть: возможно ли взаймопонимание//Общественные науки. 1990. Ю. C.I55-160; Федотова В. "Экономический человек" в зеркале морального идеализма//Там же. Ш. С.43-54 и др.
2) См., например: Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974; Белов Г.А. Развитие политических отношений в условиях перестройки. М., 1989; Власть: Очерки современной политической философии Запада. М., 1989; Шеетопал Е.Б. Личность и политика. М., 1989 и др.
3) См.,. например: Возможности человека в современную эпоху. М., 1989; Культура, нравственность, религия /материалы "круглого стола"/ //Вопросы философии. 1989. С.65-79; Борзых В.В. О свободе морального выбора//Там же. 1992. И. С.175-177 и др.
4) См., например: Социальные ориентиры обновления: общество и человек. М., 1990; Волков A.M. Человеческое измерение прогресса. М., 1990; В человеческом измерении. М., 1989 и др.
5) См., например: Ойзерман Т.Н. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и позитивизме//Вопросы философии. 1989. НО. С,60-72; Маркович М. Маркс об отчуждении//Там же. №9; Калькой Й.И., Новикова В.М., Чугунов С.Н. Отчуждение как социокультурный феномен//$илософские науки. 1991. Л12. С. I79-I8I и др.
6) См., например: Блинов В.М. Законность и правопорядок в советском государстве. М., 1977; Лазарев В.В. Правовые основы обеспечения общественного порядка. М,, 1987; Проблемы социалистической законности. Харьков, 1989; Явич Л.С. Государство и социалистический правопорядок. 1., 1967 и др.
Но практически нет работ и диссертационных исследований» анализирующих соотношение правопорядка и гуманизма, выявляющих закономерности этой диалектической взаимосвязи, потребность в которых сегодня ощущается особенно остро. Существует ряд работ, т в которых рассматриваются отдельные аспекты этой проблемы . Нас же интересуют проблемы правопорядка во взаимодействии с гуманизмом в целом. Причем рассматриваем мы их прежде всего в социально-философском аспекте. В этом особенность нашего исследования. Отсутствие трудов, посвященных социально-философскому анализу приоритетного значения проблем гуманизма во взаимосвязи с правопорядком, значительно обедняет проблематику социальной философии, ее связь с практикой обновления нашего общества. Вместе с тем в теории правопорядка, в практике становления правового государства, формирования общества, основанного на правовых началах, важнейшее значение, на наш взгляд, имеют проблемы гуманизации всех сфер общественной жизни во взаимосвязи с действительным укреплением общественного и правового порядка.
Объект и предмет исследования. Объект данного исследования - гуманизм. Предметом исследования является диалектика взаимодействия гуманизма и правопорядка, их взаимное проникновение, вза
I) См., например: Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М,, 1971; Варчук В.В. Демократия, социальная справедливость и правопорядок /социально-философский аспект/. М., 1990; Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979; Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека. М., 1978; Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности. М., 1990 и др. имосвязь, взаимовлияние.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - дать междисциплинарное, комплексное социально-философское и социально-политическое освещение проблем гуманизации общественных отношений во взаимосвязи с формированием правопорядка и утверждением законности.
Задачи исследования:
- обоснование необходимости новых методологических подходов к теоретическому исследованию названных проблем;
- историко-философский анализ проблем гуманизма и правопорядка;
- выявление органического единства, диалектической взаимосвязи гуманизма, правопорядка и законности;
- определение общих принципов, основных форм, направлений и противоречий процесса гуманизации нашего общества во взаимосвязи с укреплением правового порядка.
Методология и источники исследования. Традиционным для советской науки являлся детерминистский подход к изучению общественных т ? явлений и процессов , в том числе и в осмыслении правовых явлений.
1) См., например: Андреев И.Д. Проблемы логики и методологии познания явлений. М., 1972; Исторический материализм как методология познания и преобразования общественной жизни. М., 1987; Очерки методологии познания социальных явлений. М., 1970 и др.
2) См., например: Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. M.t 1965; Керимов Д.А. Теоретические и методологические проблемы правоведения//Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М., 1973; Лукич Р. Методология права. I., 1981; Строгович М.С. Методологические вопросы юридической науки//Вопросы философии. 1965. £12 и др. и проблем гуманизма . Методологические аспекты такого подхода хорошо разработаны в нашей литературе, поэтому нет нужды в их детальном анализе. Не отрицая его положительные стороны, мы все же должны отметить, что его абсолютизация не только обедняла возможности выявления всех потенций человека, но и все более усугубляла трудности и кризисные явления в нашем обществе, порождая все новые и новые проблемы. Такая философия, основанная на подходе к человеку как вещи, средству, подчиненному внешней цели, плохо согласовывалась и вступала в противоречие с принципами гуманистического мыиления - приоритетом общечеловеческих ценностей, приматом личности и закона, свободой и достоинством человека.
Сегодня речь должна идти о переосмыслении тех оснований, которые современный человек полагает исходными в сознательном определении краеугольных камней, на которых он строит свой мир. И связано это прежде всего с тем, что господство над человеком сил внешней детерминации все более уступает место силам самодетерминации, "везде индивид выталкивается из прочных ниш социальной, исторической, кастовой детерминации", "нарастает всеобщий социум:., форма свободного общения людей в силовом поле культуры, диалога культур. Поэтому выявление истинной, родовой сущности
X) См., например: Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. М., 1975; Киктев Б.Ф., Цанн $.В. Социальная природа человека и природа марксистского гуманизма; Кряжев П.Е. Законы развития личности и марксистская концепция гуманизма; Коробков Д.П. Социалистический гуманизм и марксизм//Гуманизм: проблемы методологии и истории. Владимир, 1977 и др. 2) Библер B.C. Культура. Диалог культур//Вопросы философии. 1989. №6. С.38,42. человека и формирование условий его бытия в этом мире, достойных этой сущности, невозможны без обращения к той сфере, которая составляет основу духовной самореализации личности. В этом плане особую ценность представляет такое философское течение, как экзистенциализм, который положен итальянским философом Николо Аб-баньяно^" в основу интерпретации человеческой свободы. "Содержание понятия "человек",-пишет В.И. Ксенофонтов,~не исчерпывается его пониманием как "ансамбля общественных отношений",, в который он включен как некая микрочастица, квант социально-культурного поля. Можно выделить еще один срез анализа бытия, который будет связан не с исследованием социально-культурного поля, а его кванта, микрочастицы - отдельного человека как относительно автономного микрокоема, и который мы обозначили термином экзистенциаль-2 ный" . Важным фактором возрождения экзистенциальной традиции в отечественной философской мысли является обращение к трудам выдающихся русских гуманистов, основоположников этого духовного движения, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, I. Шестова, С.Л. Франка, В.Ф. Зрна и др.
Наиболее полно такой подход к родовой сущности человека воплощается в либеральной концепции организации общественных отношений. Идеи либерализма, восходящие к античной культуре и получившие свое классическое оформление в трудах представителей английской политической экономии, французского, немецкого, ан
1) См.: Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода//Вопросы философии. 1992. #8. С.146-157.
2) Есенофонтов В.й. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки. 1991. №12. С.44. глийского и русского просвещения, является методологической базой обоснования гуманистического мировоззрения. Ход исторического развития в 19-20 вв. привел к изменению некоторых характерных черт классического либерализма^". Однако главные положения либерализма, вытекающие из его центральной идеи самоценности индивида, его автономии и свободы, его права и возможности самому определять свои жизненные цели и выбирать направление деятельности, сохранили свою силу.
Либерально-демократические идеи лежат в основе концепции естественного права, позволяющей осмыслить сущность таких явлений, как право, правоотношения, правопорядок и законность в их диалектической взаимосвязи с гуманистическими ценностями. Среди причин, обусловливающих необходимость возрождения естественного права в отечественном правоведении В.К. Бабаев выделяет следующие:
- теория естественного права "работает" на экономическое возрождение общества, на обеспечение материальной стабильности человека, ибо одно из важнейших требований естественного права - создание элементарных, не унижающих человеческое достоинство условий жизни каждого гражданина;
- теория естественного права содействует демократизации общества, ибо, провозглашая принципы свободы, справедливости, формирует демократические представления об общественном и государственном устройстве;
- она хорошо "вписывается1* и в культурное развитие об
I) См.: Европейский либерализм в XXX столетии//Общественные науки за рубежом. Государство и право. 1983, Ю, С.45-51, щества, поскольку ее основу составляют идеи гуманизма, свободы, справедливости, являющиеся условием для проявления творческих способностей человека, создания абсолютных, непреходящих ценностей;
- реализация теории естественного права спсобна привести общество к формированию правового государства, главной целью которого является обеспечение естественных прав и свобод человека;
- теория естественного права облегчает решение проблемы определения права, выявление его гуманистической сущности"''.
Философия естественного права исходит при объяснении и оценке правовых явлений из того, что право - социальный феномен упорядочения человеческой жизни, имманентный человеческому бытию, обладающий в этом качестве большей ценностью, чем закон. В формулировании своего понятия права и вообще правопонимания сторонники естественноправовой концепции руководствуются аксиомой, что право правильно по содержанию, а не по юридической форме и поэтому не всякий закон, точнее не всякое юридическое решение, законодательное или судебно-административное, будучи формально корректным, содержит в себе право. Закон при этом рассматривается как явление политическое, то есть допускающее возможность произвола при его установлении, право же - силой, противостоящей произволу. Иными словами, общечеловеческие гуманистические ценности определяют содержание права и должное содержание закона.
I) См.: Бабаев В.К. Выступление на круглом столе "Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы//Государство и право. 1992. №10. С.79.
Естественноправовая концепция исходит из принципиально иного, нежели позитивизм, соотношения понятий власти и права: основные права граждан не даруются кем бы то ни было, а принадлежат человеку изначально и вытекают из самого понятия личности, наделенной достоинством, свободой и сопряженностью высшему началу жизни. Различаясь в обосновании своих взглядов, представители различных направлений естественноправовой концепции сходятся в главном: личность с ее неотчуждаемыми правами и свободами является для государства той границей, за котцрМ начинается самостоятельная сфера ее деятельности, неподвластная государственному вмешательству*. С этой точки зрения особый интерес представляет русская естественноправовая мысль, которая в центр своих рассуждений ставила человека, видя в нем н© средство, а цель общественного развития. В трудах представителей русской либеральной философии права утверждаются и в целом достаточно последовательно проводятся такие гуманистические принципы, как: утверждение личности, её естественных прав и свобод в качестве высшей ценности; внеклассовое обоснование фундаментальных положений теории государства и права, отнесение государства и права к общечеловеческим ценностям; верховенство права над государственной властью и
I) См. подробнее: Егоров С.А. Выступление на круглом столе "Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы^/Государстве и право. 1992. 110. С.19; Родригес Панигуа Х.М. Естественное право или юридическая ак~ сиология//Общественные науки за рубежом. Государство и право. 1983. Ю. C.7-I0; Четвернин В.А. 1з истории соотношения естественного права и правового позитивизма//Право и правотворчество: вопросы теории. М., 1982; Ой же. Современные концепции естественного права. М., 1988. закона над подзаконными актами; разделение властей как необходимая предпосылка для реализации вышеназванных принципов; высокий уровень правосознания общества, позволяющий воспринимать право как онтологическую ценность.*
Научная новизна диссертации. Работа представляет собой первую попытку комплексного междисциплинарного исследования в социально-философском и социально-политическом аспектах процесса гуманизации общественных отношений и формирования правового порядка в их диалектическом взаимодействии.
Научная новизна заключается также в нетрадиционной постановке ранее изучавшихся проблем гуманизма и правопорядка:
- преодоление доминировавшего в нашей обществоведческой науке упрощенного, детерминистски-механистического миропонимания, омертвлявшего живое многообразие исторического процесса и ставшего серьезным препятствием на пути радикального преобразования нашего общества на гуманистических началах;
- освобождение нашей политико-юридической науки от стереотипов и искажений в осмыслении социально-экономических, политичес
I) См., например: Бердяев Н.А. Государство//Власть и право. Из истории русской правовой мыслй. Л., 1990. С.277-311; Чичерин Б.Н. Свобода в государстве//Там же. С.21-51; Кистяковский Б. А. Государство и личность//Там же. С.145-197; Он же. Государство правовое и социалистическое//Вопроеы философии. 1990. М. СЛ41-159; Ильин И.А. О монархии и республике//Там же. 1991. £4-5; Новгородцев П.И. Об общественном идеале, М., 1991; Петражицкий Л.И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права//Юридический веетник. 1913. Кн.II* G.5-59; Покровский Й.А. Перунов© заклятье//Вехи. Из глубины. М., 1991. С.448-459 и др. ких и правовых явлений;
- обоснование необходимости новых подходов к проблемам ловека и гуманизма, правопорядка и законности, основанных на це
Ш, лостностж многообразного и противоречивого мира, приоритете общечеловеческих ценностей над всеми другими;
- рассмотрение процесса гуманизации общественных отношений как основы формирования правового порядка, а утверждение правопорядка и законности - в качеств® важнейших условий объективации таких общечеловеческих ценностей, как свобода, равноправие, справедливость и др.
Основные положения, выносимые на защиту:
- гуманизм и правопорядок - диалектически взаимосвязанные понятия: гуманизация общественных отношений является определяющим фактором формирования правового порядка, а становление правопорядка и укрепление законности - необходимое условие утверждения в общественных отношениях гуманистических принципов, безопасности и охраны общественного порядка;
- упрощенный, детерминистски-механистический материализм, доминировавший в советской обществоведческой науке и являвшийся методологической базой концепции гуманизма, несовместим с гуманистическими идеями самоценности автономной» неподопечной личности, противоречит принципам приоритета общечеловеческих ценностей;
- формальный, нормативно-позитивистский подход к исследованию правовых явлений, и сегодня в значительной степени определяющий структуру и ориентированность политико-правовой науки, не позволяет одмыслить диалектическую взаимосвязь гуманизма и правопорядка, разрывает глубинную связь правопорядка с детерминирующнР ж ми его общественными отношениями, не способен раскрыть гуманистический потенциал правопорядка, поставить в центр всех общественных явлений, в том числе и правовых, человека;
- демократический либерализм, ставящий в центр общественных отношений автономного индивида, и естественноправовая концепция, исходящая из признания собственной социальной ценности права, естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, являются идейно-теоретической и методологической базой исследования проблем гуманизма и правопорядка, их диалектического взаимодействия;
- правовому порядку соответствует- либерально-демократиче-окая модель организации общественных отношений, слагаемыми коI торой являются гражданское общество и правовое государство, предполагающие наибольшую экономическую и политическую свободу, нравственную автономию личности;
- экономической основой правовых отношений и правопорядка является товарное производство, где господствует экономический оборот, требующий независимости от произвола власти, порождающий автономное частное право и ставящий предел публичному праву, придавая ему демократический характер.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования вытекает из его актуальности и новизны и заключается прежде всего в утверкдении новых подходов в исследовании социально-политических и правовых процессов, определяющих характер коренной перестройки нашего общества на гуманистических началах. Основные идеи и положения диссертации способствуют приращению новых знаний о предмете исследования, стимулируют дальнейшие междисциплинарные исследования проблем гуманизма и правопорядка в их диалектической взаимосвязи. Вместе о тем диссертация представляет собой определенное обобщение крупной социально-политической проблемы, имеющей значимость и злободневность, непосредственную связь с решением сложных задач по обновлению нашего общества.
Особое значение результаты исследования имеют для выработ-JR ки целей и задач и направлений перестройки деятельности правоохранительных органов, подготовки кадров правоохранительной системы, Они могут быть попользованы также в преподавании общественных дисциплин, в формировании идейно-нравственных качеств сотрудников, в воспитании у них чувства ответственности и убеждения необходимости строгого и неукоснительного соблюдения прав и законных интересов граждан.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования . Идеи диссертации докладывались автором на заседаниях учебно<»научного комплекса философии, социологии и организации общественных связей органов внутренних дел Академии МВД F&; совместной научной сессии Академии общественных наук и Академии МВД Г4Р РФ, посвященной проблемам укрепления правопорядка, законности и борьбы с преступностью (Москва, 1991); межвузовской научно-практической конференции "Проблемы совершенствования правового регулирования деятельности правоохранительных органов на современном этапе" (Москва, X99I); межвузовской научно-теоретической конференции "Актуальные проблемы формирования общей и правовой культуры слушателей учебных заведений МВД № (^фа, 1991); совместных заседаниях циклов общественных и общеправовых дисциплин ВССШПНС МВД РФ; научных семинарах, конференциях и совещаниях в различных органах внутренних дел Владимирской области»
По теме диссертации подготовлены и опубликованы 3 статьи. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный ♦ процесс Владимирской ССШПНС МВД РФ, практическую деятельность
УВД Владимирского облисполкома и УВД г.Владимира, что подтверждается соответствующими документами.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК
Гуманизация общества и гуманитаризация естественно-научного образования в условиях информационно-коммуникативной культуры2007 год, кандидат философских наук Назарова, Марина Анатольевна
Гуманистический потенциал культуры и условия его реализации2007 год, доктор педагогических наук Козлов, Федор Михайлович
Философско-методологические основы гуманизации образования2000 год, доктор философских наук Рубанцова, Тамара Антоновна
Философско-методологические основания гуманизации образования2000 год, доктор философских наук Рубанцова, Тамара Антоновна
Гуманизм в современном российском обществе: ориентации и реалии: Социокультурный анализ2006 год, кандидат социологических наук Дудышева, Виктория Константиновна
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.