Гуманистические аспекты философии Т.В. Адорно тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Микичур, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат наук Микичур, Елена Александровна
Оглавление
Введение
Глава 1 Гуманизм как тема историко-философского исследования
1.1 Гуманизм как феномен культуры: сущностные характеристики
1 2 Внешняя система теоретической модели исследования гуманистических воззрений
1.2.1 Представление о природе человека как элемент внешней системы теоретической модели исследования гуманизма
1.2.2 Аксиологические представления как элемент внешней системы теоретической модели исследования гуманизма
1.2.3 Гуманистический идеал и способ его осуществления как элемент внешней системы теоретической модели исследования гуманизма
1.3 Резюме
Глава 2. Гуманистическая концепция Т. Адорно
2.1 Гуманистическая критика позднего буржуазного общества в философии Т. Адорно как выражение его ценностной позиции
2.2 Антропологические воззрения Т. Адорно
2.3 Гуманистический идеал Т. Адорно
2.4 Способ достижения подлинно человеческого существования при позднем капитализме
2.5 Резюме
Глава 3. Отражение социально-исторического контекста в творчестве Т. Адорно
3.1 Европейский период творчества Т. Адорно
3.2 Американский период творчества Т. Адорно
3.3 Западногерманский период творчества Т. Адорно
3.4 Резюме
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Проблема целостности в философии Теодора В. Адорно2006 год, кандидат философских наук Сивков, Денис Юрьевич
Проблема отчуждения в философии Франкфуртской школы неомарксизма и теоретическое наследие К. Маркса2011 год, кандидат философских наук Макарьева, Анастасия Александровна
Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы: историко-философский анализ2007 год, кандидат философских наук Борисова, Галина Александровна
Критика рационального гуманизма: историко-философский анализ идей Ф. Ницше2010 год, кандидат философских наук Кампос, Ассоль Диеговна
Философия гуманизма в учениях мусульманских мыслителей (историко-философский анализ)2018 год, кандидат наук Гиёсов Фаридун Нуриддинович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманистические аспекты философии Т.В. Адорно»
Введение
Актуальность работы.
Создав предпосылки преодоления голода, нищеты и болезней, научно-технический прогресс повлек за собой новые глобальные проблемы. Это угроза применения ядерного и бактериологического оружия, распространение религиозной и национальной нетерпимости, появление международного терроризма и имеющее катастрофические последствия ухудшение экологии. В этих условиях обострилась проблема сохранения приверженности гуманистическим идеалам.
Переоценка антропологического подхода к пониманию мира обозначилась в процессе перехода от модерна к культуре постмодернистского типа. Постмодернизм, который возник как рефлексия на новые явления в сфере искусства, в скором времени превратился в «специфическую философию культурного сознания современности»1. Будучи отражением кризиса модернистского мировосприятия, постмодернизм отражает утрату веры в разум, прогресс, в человека и гуманизм. Характерное для модерна представление о целостности сознания человека, которое обеспечивало ему уникальность и идентичность, как ясное осознание собственного «Я», постмодернисты заменяют представлением о распаде личности человека, утрате ею идентичности. Согласно установкам новой культурной парадигмы гуманистические идеи свободной, целостной личности оказываются неприемлемыми. Субъект уже не рассматривается как источник системы представлений и творчества. Он предстает как бессознательные языковые
структуры и анонимные потоки либидо.
С точки зрения многих современных мыслителей, лишение человека позитивной уникальности, его обезличивание является недопустимым. Эти теоретики стремятся сохранить гуманизм и модель человека как свободного,
1 Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. -М.: Интрада, 1998. С. 6.
разумного субъекта, существовавшие в рамках философии модерна. Они полагают, что гуманизм, как важнейший элемент культуры, до сих пор не исчерпал весь свой потенциал, а гуманистические идеи выходят за рамки теории и становятся частью общественного мировоззрения, проникая в различные формы социально-культурных практик (в сферу педагогики и воспитания, в программы этических и научно-просветительских гражданских организаций и др.). Наиболее показательна в данном ключе деятельность Международного гуманистического и этического союза (МГЭС; английское название - International Humanist and Ethical Union, IHEU). Сегодня МГЭС представляет 5 млн. членов из 90 организаций в 30 странах. Он содействует развитию нетеистической морали и обладает консультативным статусом при ООН, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. Каждые два года МГЭС проводит международные конгрессы, посвященные гуманистической проблематике2.
Значимость гуманистической проблематики в философии показывает тот факт, что тема I Российского философского конгресса, который проходил в Санкт-Петербурге в 1997 году, звучала как: «Человек - философия -гуманизм». Обсуждению вопросов, связанных с гуманизмом, посвящены многочисленные симпозиумы, конференции, круглые столы . Вокруг
2 См. Черный Ю. Ю. Современный гуманизм. / Философия в XX веке: В 2 ч. Ч. 2.-М.: РАН ИНИОН, 2003. - С. 142.
3 В 2009 году в рамках празднования Всемирного дня философии в Санкт-Петербурге был проведен международный симпозиум «Гуманизм XXI столетия: к идеологии самосохранения человечества».
Во Владимире в 2007 году проводилась конференция «Природа человека и гуманизм: антропологическое измерение техногенной цивилизации».
В Москве в 2004 году проходила международная научная конференция «Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты».
В Санкт-Петербурге в 2002 году была организована научная конференция «Гуманизм, глобализм и будущее России». Кроме того гуманистическая проблематика рассматривается на всех конференциях обсуждающих природу человека, ценности, развитие культуры и цивилизации.
феномена гуманизма ведутся дискуссии и споры, которые демонстрируют
4
его многогранность и неоднозначность .
Острое противостояние постмодернистской и гуманистической мировоззренческих ориентаций делает актуальным возможные варианты осмысления природы человека. Один из вариантов разработки гуманистической проблематики представлен в трудах Т. В. Адорно.
Т. В. Адорно является представителем Франкфуртской школы неомарксизма, воплотившим в жизнь возрожденческий идеал всесторонне развитой, творческой личности. Он проявил себя как композитор, философ, социолог и теоретик искусства. Многие идеи Адорно получили дальнейшее развитие в трудах Ю .Хабермаса, Л. Леветаля, В. По дороги, С. Жижека, а также у представителей современной радикальной мысли.
Выделение гуманистической составляющей философских воззрений Т. Адорно и определение ее специфики представляется актуальной историко-философской задачей. Ее решение предполагает сосредоточение внимания на глубинной интенции философии Адорно, которая им самим четко не проговаривалась. Раскрыть содержание этой интенции значит открыть новые грани его философствования. А их осмысление способно внести вклад в разработку понятия гуманизма как философской категории.
4 Ярким примером обсуждения феномена гуманизма в печати является дискуссия, которая велась в журнале «Общественные науки и современность» в 1991-1992 годах. Ее участниками были такие исследователи гуманистической проблематики как: А. ПНазаретян (см.: Назаретян А. П В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма //Общественные науки и современность. - 1991. - № 6. - С. 7479.); О. Леоненко (см.: Леоненко О. Слово о гуманизме. // Общественные науки и современность. - 1991. - № 6. - С. 24-30.); Н.Н.Моисеев (см.: Моисеев Н. Н. Рациональный гуманизм // Общественные науки и современность. - 1992. - № 3. - С. 147-151.); Ю. А. Школенко (см.: Школенко Ю. А. Безграничность гуманизма. // Общественные науки и современность. - 1992. - № 4. - С. 80-83.); И. Б. Новик (см.: НовикИ. Б. Гуманизм - демократия - глобализм. // Общественные науки и современность. - 1992. -№ 5. - С. 155-162.).
Степень разработанности проблемы в историко-философской литературе.
В исследовательской литературе существует большое количество работ, посвященных исследованию философских воззрений Т. Адорно. Традиционно философское наследие Адорно рассматривается как составная часть идей «критической теории общества» совместно с концепциями М. Хоркхаймера, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса. В рамках идейной истории Франкфуртской школы творчество Адорно описывают такие авторы, как Ю. Н Давыдов, А. Н. Дмитриев, М. Джей, А. Хоннет, Т. Иглетон, М. Девени и многие другие5.
К сожалению, идеи Адорно были подхвачены «новыми левыми» и по этой причине дискредитированы как связанные с насилием. Гуманистическая проблематика в творчестве Адорно не получила достойного освещения и не имеет однозначной оценки исследователей. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не представлено работ, которые были бы посвящены реконструкции гуманистических аспектов его философии, и где бы определялась специфика воззрений франкфуртского теоретика по вопросам гуманизма. А между тем Адорно уделял этому вопросу специальное внимание. Франкфуртский философ посвятил его обсуждению статью «О технике и гуманизме», а также рассматривал гуманистическую проблематику в таких своих работах, как «Эстетическая теория», «Проблемы философии морали», «Негативная диалектика».
5См.: Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920-1930-е гг.). - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге; М: Летний сад, 2004.; Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - М.: Наука, 1977.; Jay М. The Dialectical Imagination. A History of the Frankfurt School and the Institute of Social Research 1923-1950. - Berkley-Los Angeles-London: University California Press, 1996.; HonnethA. Frankfurt School. / Routledge Encyclopedia. Ed. by E. G. Raid. - N.Y., London: Macmillian Publishing, The Free Press. 1998.; EagletonT. Ideology: An introduction. - London: Verso, 1991.; 242.; Devenney M. Ethics and Politics in Contemporary Theory: Between Critical Theory and Post-Marxism. - London. Routledge, 2004.
Исследователи разделились по вопросу оценки творчества Адорно. По причине того, что в его работах осуществлена гуманистическая критика развитого капиталистического общества, идейное наследие Адорно зачастую классифицируется как «гуманистический марксизм»6. Особо важным для данного исследования вопросом является выяснение того, правомерно ли ограничивать гуманистические воззрения франкфуртского теоретика только критикой. Многие исследователи делают акцент на этической и гуманистической сущности критической теории общества (КТО), одним из создателей которой является Адорно . Однако есть исследователи придерживающиеся другой точки зрения. Ю. Н. Давыдов оценивает труды Адорно и остальных представителей Франкфуртской школы как «антигуманистические устремления современности»8. Б. Л. Губман причисляет Адорно, наряду с Хайдеггером, Хоркхаймером, Дерридой, Фуко и Батаем к тем мыслителям, которые ниспровергают классические установки
6 Характеристику воззрений Т. Адорно как гуманистического марксизма можно встретить в работах М. Н. Грецкого {Грецкий М. Н. Классический марксизм: что устарело, что выдержало проверку временем. / Экономико-философские тетради - Вып. 2. - 2004. - С. 79-181.), В. П. Култыгина (См.: Култыгин В. П. Теодор Адорно и его концепция авторитарной личности. / Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М.: Серебряные нити, 2001. - С. 5-14.), А.В.Михайлова (см.: Михайлов А. В. Выдающийся музыкальный критик. / Теодор В. Адорно. Избранное: Социология музыки. -М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 281-290.), И. Шератт (see Sherratt Y. Adorno's positive dialectic. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2002.), Г. Роуз (see Rose G. The Melancholy Science. An Introduction to the Thought of T.W.Adorno. - London: Basinsstoke, 1978), А. Дютман (see DiittmannA. Adorno's American Dream. // Telos. - № 149 (Winter 2009) // Электронный ресурс URL:
http://www.telospress.com/main/index.php7main page=news_article&article_id=3 51 (дата обращения: 23.11.2009).
7См.: Соловьева Г. Г. Негативная диалектика: (Два образа критической теории Т. В. Адорно). - Алма-Ата: Голым, 1990, 1990.; Sherratt Y. Adorno's positive dialectic. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2002.; CookD. Adorno, Habermas and the Search for a Rational Society. - N.Y.: Routledge, 2004.
8 См.: ДавыдовЮ. H. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. -М.: Наука, 1977. С.4.;
философии Нового времени и утверждают кризис гуманизма9. В то время как ряд исследователей рассматривает Адорно как защитника идеалов «проекта модерна». Среди них М. М. Кузнецов, Д. В. Иванов и В. Г. Арсланов10. Столь диаметрально противоположные оценки творчества Адорно являются немаловажными для данного исследования. Они намечают круг значимых вопросов, указывают на богатство традиции исследования философии Адорно, а также на интерес исследователей к его творчеству.
Анализ гуманистических аспектов философии Т. Адорно предполагает рассмотрение феномена гуманизма как предмета историко-философского исследования. Наиболее показательными в данном ключе будут работы Э. Гарэна, А. X. Горфункеля, Н. В. Ревякиной в которых рассматривается процесс концептуального оформления гуманистического мировоззрения11. Эти работы позволяют выделит основополагающие принципы гуманистического мировоззрения и на их основе сформулировать теоретическую модель исследования гуманистических аспектов философии Адорно.
В качестве исследований освещающих гуманистическую проблематику в современный период нужно отметить труды: В. А. Кувакина, А. А. Кудишиной, Т. А. Рубанцовой, В. А. Рыбина, В. Д. Жукоцкого, С. В. Бородавкина, Т. Д. Федоровой, П. Куртца12. К сожалению, их авторы
9 См.: Губман Б. Л. Современная философия культуры. - М.: РОСПЭН, 2005. С. 15.
10 См.: Кузнецов М. М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути. - С. 15.; Иванов Д. В. Эволюция критической теории общества. (Автореф. дисс. канд. социол. н.) СПб., 1998. - С. 12.; Арсланов В. Г. «Критическая теория общества» франкфуртской школы. (Афтореф. дисс. к. филос. н.) - М., 1975. - С. 15).
11 Гарэн. Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М.: Прогрес, 1986; Горфункелъ А. X. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980; Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. - Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-тета, 2000.
12 Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. -СПб.: «Алетейя», М.: «Логос», 1998.; КудишинаА.А. Гуманизм - феномен современной культуры. - М.: Академический Проект, 2005.; Рубанцова Т. А.
8
занимают диаметрально противоположные позиции по таким принципиальным вопросам как сущность гуманизма, гуманистический идеал и способ его осуществления, это существенно осложняет целостное виденье феномена гуманизма.
В данной работе реконструкция гуманистических воззрений Т. Адорно осуществляется в рамках подхода к историко-философскому процессу как социально-исторически детерминированному. В связи с этим особую значимость приобретает реконструкция социально-исторического контекста творчества франкфуртского мыслителя. В исследовательской литературе рассматривается преимущественно биография философа, а этого материала не всегда бывает достаточно для того, чтобы понять глубинную мотивацию его философских исканий и увидеть их гуманистическую направленность.
Биография Т. Адорно хорошо представлена в работах отечественных исследователей М. М. Кузнецова13 и Ю. Н. Давыдова14. Из зарубежных авторов наиболее полно биография франкфуртского философа рассматривается Д. Клаузеном в монографии «Т. В. Адорно: Последний гений»15. Клаузен привлекает для рассмотрения жизненного пути Адорно
Гуманизация современного образования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.; Рыбин В. А. Гуманизм как этическая категория. - М.: Логос, 2004.; Жукоцкий В. Д. Основы современного гуманизма: российский контекст. - М: РГО, 2006.; Федорова Т. Д. Гуманизм как проблема философии (в онто-метафизическихи гносеологических контекстах). - Саратов: СЮИ МВД России, 2000.; Бородавкин С. В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры. - СПб.: Изд-во Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2004; КуртцП. Мужество стать: Добродетели гуманизма. - М.: РГО, 2000.
13 См.: Кузнецов М. М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути.// История философии - № 12. - 2005. - С. 3 - 44.; Кузнецов М. М. Теодор В. Адорно - философ неидентичности // История философии - № 10. - 2003. - С. 24-49.; Кузнецовы. М. Теодор В. Адорно. / Философы двадцатого века. - М.: Искусство XXI век, 2004. - С. 7-39.
14 См.: ДавыдовЮ. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - М.: Наука, 1977. - С.14.
15 Claussen D. Theodor W. Adorno: One Last Genius. - Harvard Belknap U.P., 2008.
тексты самого философа, в частности его полубиографическое сочинение «Minima moralia». Таким образом, в его работе осуществлена попытка увидеть события, пережитые Адорно, глазами самого философа. Это довольно трудная задача, так как книга Адорно написана афористичным языком.
В отечественной исследовательской литературе советского периода был сформирован некий стереотип, который до сих пор полностью не преодолен. Согласно этому стереотипу интеллектуальное наследие Адорно представляется как тотальный негативизм. Яркое тому подтверждение -работы таких исследователей, как Б. Н. Бессонов Ю. Н. Давыдов, И. С. Нарский, Т. И. Ойзерман, И. П. Фарман, Я. Г. Фогеллер, Э. Я. Баталов16. Тенденция выделять именно негативный аспект творчества Адорно была связана с критическим настроем по отношению к любым неортодоксальным интерпретациям идей К. Маркса.
Весьма важным для темы исследования являются работы, авторы которых выделяют позитивные аспекты философии Адорно. Это становится уже достаточно часто встречающимся явлением. В 2002 году выходит монография И. Шератт, которая называется «Позитивная диалектика
16 См.: Бессонов Б. Н. Франкфуртская школа и социальные концепции современного мелкобуржуазного леворадикального движения. / Социальная философия Франкфуртской школы. - М., «Мысль»; Прага «Свобода», 1975. -С. 304-344.; Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - М.: Наука, 1977.; Нарский И. С. Негативная философия Адорно. / Социальная философия Франкфуртской школы. - М., «Мысль»; Прага «Свобода», 1975. С. 89-122; Ойзерман Т. И. Отражение марксизма в мелкобуржуазном сознании. / Социальная философия Франкфуртской школы. - М., «Мысль»; Прага «Свобода», 1975. С. 64-89.; Фарман И. П. Концепции «негативной диалектики» Франкфуртской школы. / Современные зарубежные концепции диалектики (Критические очерки). -М.: Наука, 1987. С. 82-133.; Фогеллер Я. Г История развития идей Франкфуртской философско-социологической школы. / Социальная философия Франкфуртской школы. - М.: Мысль; Прага Свобода, 1975. С. 760.; Баталов Э. Я. Философия бунта (критика идеологии левого радикализма). -М.: Политиздат, 1973.
Адорно»17. По мнению И. Шератт, позитивная составляющая представлена в
философии Адорно как образ свободного неотчужденного состояния людей,
достижимого в результате одновременного изменения существующей модели
мышления и миметического отношения к природе. И. Шератт вслед за
18
Адорно называет такое состояние людей «утопией» . Кроме того, автор подробно рассматривает интеллектуальный контекст творчества Адорно, тщательно разбирает и анализирует понятийный аппарат адорновской философии, выявляет фрейдистскую, гегельянскую, кантианскую и марксистскую составляющие его творчества, реконструирует историческую концепцию.
В отечественной исследовательской литературе наличие позитивного содержания в работах Адорно отмечается такими исследователями, как А. В. Михайлов, В. А. Подорога и Г. Г. Соловьева19. К сожалению, ни одна из представленных работ не воссоздает целостной картины воззрений франкфуртского философа. А. В. Михайлов рассматривает эстетическую теорию и музыковедческие работы, находя в них то, что выходит за рамки негативности. В. А. Подорога исследует язык произведений Адорно, считая его не только проявлением «неориторики», но и имеющим самостоятельный смысл. А именно, по мнению В. А. Подороги, смысл надо искать не только в том, что сказано франкфуртским философом, айв том, как это сказано.
17 See: Sherratt Y Adorno's positive dialectic. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2002.
18 See: Sherratt Y Adorno's positive dialectic. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2002. - P.-l 1
19 См.: Кузнецов M. M. Теодор В. Адорно. / Философы двадцатого века. - М.: Искусство XXI век, 2004. - С. 7-39.; Михайлов А. В. Выдающийся музыкальный критик. / Теодор В. Адорно. Избранное: Социология музыки. -М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 281-290; Подорога В. А. Законы и методы «негативной диалектики» Т. В. Адорно. / Критика современного «неомарксизма» (на материалах ФРГ). - М.: ИФАН, 1981. С.47-75.; Подорога В. А. Проблема языка в негативной философии Т. В. Адорно. // Вопросы философии, - 1979 - №.11. - С.; Соловьева Г. Г. Негативная диалектика: (Два образа критической теории Т. В. Адорно). - Алма-Ата: Голым, 1990.
Через парадоксальность высказываний тексты Адорно ведут за рамки существующего, позволяют сконструировать его альтернативу. Г. Г. Соловьева видит позитивную составляющую философии Т. Адорно в новой модели мышления, так называемой «эстетической, или констеллятивной рациональности».
Отдельно можно выделить работы, в которых прослеживается дальнейшая судьба идей Адорно, рассматривается их влияние на последующее развитие философии. Это работы Д. Кинчелое «Критический конструктивизм: учебник для начинающих» и Д. Кука «Адорно, Хабермас и поиск рационального общества»20.
Объектом диссертационного исследования является философское наследие Адорно
Предметом диссертационного исследования являются гуманистические воззрения Адорно, представленные в его произведениях.
Цель диссертационного исследования - выявить гуманистические аспекты философии Адорно, раскрыть их содержание и социально-историческую обусловленность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Определить и классифицировать концептуальное содержание, составляющее суть феномена гуманизма.
2. Выявить специфику гуманистического идеала Адорно, а также его позиции по вопросу о возможности существования гуманизма в развитом капиталистическом обществе.
3. Раскрыть связь гуманистических воззрений Адорно с социально-историческим контекстом его творчества.
Методологическая основа диссертационного исследования.
20 Joe Kincheloe J. Critical Constructivism Primer. - N.Y.: Publisher: Peter Lang, 2005.; CookD. Adorno, Habermas and the Search for a Rational Society. - N.Y.: Routledge, 2004.
Исследование философии Адорно на предмет выявления ее гуманистических аспектов осуществляется в рамках конкретно-исторического и проблемно-концептуального подходов, которые реализуются посредством императивно-целевой концепции методологии историко-философского исследования, разработанной 3. А. Каменским на основе интерпретации диалектики и исторического материализма применительно к теории истории философии21.
3. А. Каменский выделяет четыре закономерности историко-философского процесса: тройную детерминацию, единство, дивергентностъ и кумулятивность.
Тройная детерминация обозначает, что философское знание формируется и развивается под воздействием предметной, социально-исторической и традиционной детерминации.
Единство или принцип методологического универсализма основывается на положении, согласно которому универсален, всеобщ сам предмет философии (в отличие от предмета исследования, который претерпевает изменения в зависимости не только от эпохи, но даже от конкретного исследователя) и соответственно, для его исследования могут быть использованы единые методы и принципы.
Дивергентностъ и кумулятивность реализуются, по мнению 3. А. Каменского, через социально-историческую квалификацию (типологизацию)
л 1
Исследовательские средства (способы, приемы, процедуры, словом, операции), с помощью которых оптимальным образом осуществляется историко-философское исследование в определенной форме, т. е. достигается определенная его цель, называются его методами, а учение об этих методах — методологией историко-философского исследования. Поскольку эти методы суть некоторые рекомендации, предписания, словом, императивы и поскольку в основе этого понимания лежит идея цели, постольку эту концепцию методологии предлагается называть императивно-целевой концепцией методологии историко-философского исследования. См.: Каменский 3. А. Методология историко-философского исследования. -М.: ИФРАН, 2002. // Электронный ресурс. URL:
http:// www. ph i lo sophy. г u/1 i brary/kamen sk у/ meto do 1 /method 1. htm (дата обращения: 11.09.2010)
философских идей и учений, выявление предметной детерминированности философского развития и его кумулятивности.
Рассматривая закономерности историко-философского процесса, Каменский подчеркивает, что «каждая из них может быть интерпретирована методологически, т. е. рассмотрена как метод (средство, способ, процедура, операция) анализа той «клеточки» историко-философской действительности, которой является философская система, иными словами, анализа исходной формы всякого историко-философского исследования»22.
В данном диссертационном исследовании осуществлен учет всех четырех закономерностей историко-философского процесса. Однако наиболее продуктивным для исследования гуманистических аспектов философии Адорно представляется выявление предметной, социально-исторической детерминации и детерминации по традиции. Предметная детерминация выявляется посредством двух процедур: редукции и реконструкции.
Операция редукции состоит в решении трех задач: а) фронтального ознакомления с материалом, б) отбора собственно философского материала из всей его совокупности, в) выявления структурных частей системы идей и атрибутирования выявленных идей в соответствии с этими частями. Выполнению этой операции посвящена II глава диссертационного исследования, в которой анализируется интеллектуальное наследие Адорно.
Реконструкция системы идей, предполагает синтез, субординацию идей, выявленных посредством редукции. Реконструкция может быть охарактеризована как экспликация имплицитной (объективной) системы идей. Операция реконструкции состоит в решении двух задач: а) реконструкция внешней системы и б) реконструкции внутренней системы. Внешняя система - это априорная, или идеальная, по отношению к исследуемой, система идей, структурные элементы которой получены
22 ^
См.: Каменский 3. А. Методология историко-философского исследования. -М.: ПФР АН, 2002. // Электронный ресурс. URL: http://www.philosophy.ru/library/kamensky/metodol/methodl.htm (дата обращения: 11.09.2010)
безотносительно к реальному содержанию какой-либо (этой) конкретной системы путем расчленения предмета философии на его жестко фиксированные надысторичные составные части. Эти части иерархически связаны. Внешняя система является базовой, она дает историку философии само понимание своего предмета и рассматривается в историко-философском исследовании как теоретическая модель, предшествующая исследовательской работе. Внешняя система используется в процессе исследования для постановки вопросов, которыми историк философии задается при анализе конкретной философской системы.
Внешняя система конструируется в I главе данного диссертационного исследования. Она представляет собой теоретическую, идеальную модель, позволяющую реконструировать гуманистические воззрения любого автора. Эта система сформирована на основе анализа гуманистической проблематики, представленной в исследовательской литературе.
Внутренняя система историко-философского исследования - это то содержание, которым наполняются структурные элементы внешней системы и которое остается после того, как историк философии «устранит форму, жестко фиксирующую это содержание».
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Развитие социально-философских взглядов г. Маркузе2008 год, кандидат философских наук Бабак, Максим Владимирович
Философская реконструкция сущности критического метода франкфуртской школы2007 год, кандидат философских наук Бердникова, Ирина Александровна
Религиозно-философские основания позднего творчества Ф.М. Достоевского (1863-1881)2006 год, кандидат филологических наук Пичугина, Ольга Викторовна
Экзистенциальный психоанализ и история в философии Эриха Фромма2022 год, кандидат наук Гнедько Андрей Владимирович
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии Жана-Жака Руссо: 1712 - 17782007 год, кандидат педагогических наук Герасимова, Ольга Ивановна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Микичур, Елена Александровна, 2012 год
Список литературы
1. АдорноТ.В. Жаргон подлинности. О немецкой идеологии. - М.: «Канон+»РООИ «Реабилитация», 2011.
2. Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998.
3. Адорно Т. В. Исследование авторитарной личности. - М.: Серебряные нити, 2001.
4. Адорно Т. В. К логике социальных наук. // Вопросы философии. - 1992. - № 10. - С. 76-86.
5. Адорно Т. В. Негативная диалектика. - М.: «Научный мир», 2003.
6. АдорноТ.В. О технике и гуманизме. / Философия техники в ФРГ - М.: Прогресс, 1989. - С. 364-371.
7. Адорно Т. В. Оглядываясь на сюрреализм. // Синий диван. - 2006. - Выпуск VIII. Электронный ресурс. URL:
8. Адорно Т. В. Проблемы философии морали. - М.: Республика, 2000.
9. Адорно Т. В. Типы и синдромы. // Соц. исследования. - 1993. - №3. - С. 75-80.
10. Адорно Т. В. Философия новой музыки. - М.: Логос, 2001.
11 .Адорно Т. В. Что значит «проработка прошлого». // «Неприкосновенный запас» -2005.-№2-3.-С. 36-45.
12. Адорно Т. В. Эстетическая теория. - М.: «Республика», 2001.
13.Альтюссер Л. За Маркса. - М.: Праксис, 2006.
14. Андерсон П. Размышления о западном марксизме; На путях исторического материализма. - М.: Интер-Версо, 1991.
\5.Арсланов В.Т. «Критическая теория общества» франкфуртской школы. (Афтореф. дисс. к. филос. н.) - М., 1975. - С. 22.
16.Афанасьевский В. Л. Логика гуманизма в современном мире. / Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. — М.: РОХОС, 2004. - С. 25-26.
П.Ахиезер А. С., Матвеева С. Я. Гуманизм как элемент культуры.// Общественные науки. - 1990. - N2. - С. 143-159.
18.Бабак М. В. Критическая теория: проблема существования / Материалы III региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2005.-С. 77-81.
19. Бабак М. В. Критична ли критическая теория общества? О предмете исследований Франкфуртской школы. / Материалы IX Летней философской школы «Голубое озеро - 2005». Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2005, -С. 193-196.
20.Баллаев А. Эта очень грустная книга. Рецензия на книгу «Адорно, Хоркхаймер. Диалектика Просвещения» // Логос. - 1999. - № 1. - С. 224-226.
21 .Баталов Э. Я. Философия бунта (критика идеологии левого радикализма). - М.: Политиздат, 1973.
22.БаткинЛ.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.
23 .Батыгин Г. С. Ремесло Пауля Лазарсфельда (Введение в научную биографию) // Вестник АН СССР - 1990. -N 8. - С. 94-108.
24.БенъяминВ., Адорно Т. Из переписки с Теодором В. Адорно / БеньяминВ. Франц Кафка = Franz Kafka. - М.: Ad Marginem, 2000. - С. 196-211.
25. БенъяминВ. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. // Электронный ресурс. URL: http://www.out-line.ru/ben.html (дата обращения: 17.09.2009).
26. Бердяев Н. А. Пути гуманизма / Бердяев H.A. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: РХГИ, 1996. - С. 180-195.
27.Бессонов Б. Н. Франкфуртская школа и социальные концепции современного мелкобуржуазного леворадикального движения. / Социальная философия Франкфуртской школы. - М., «Мысль»; Прага «Свобода», 1975. - С. 304-344.
28.БлокА. Крушение гуманизма. Собр. соч.: В 9 т. - М. - Л.: Гослитиздат, 1962. -Т. 6.-С. 93-116.
29.Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма: Учеб. пособие для вузов. - М.: Рос. Гуманист, о-во, 2005.
30.Бородавкин С. В. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме // Вопр. философии. - 2004. - № 5. - С. 163-176.
31.Бородавкин С. В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры. - СПб.: Изд-во Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2004.
32.Бородавкин С. В. Человек в зеркале культуры. // Здравый смысл. - 2002/2003. -№1 (26). - С. 27-29.
33 .Ванслов В. В. От искусства - в ничто. (Взаимодействие искусств и теория Т. В. Адорно). / Эстетика, искусство, естествознание: Вопросы теории и истории. -М.: Изобраз. Искусство, 1983. - С. 390-410.
ЪА.Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. - М.: Прогресс, 1988.
35.Васильев С. Ф. Гуманизм как метастабильный феномен / Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. - М.: РОХОС, 2004. - С.44-46.
36.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990
37.Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки / Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юристъ, 1994. - С. 469-550.
38. Веряскина В. П. Природа человека в историческом измерении. / Человек- наука - гуманизм: к 80-летию со дня рождения академика И. Т. Фролова (отв. Ред. А. А. Гусейнов). -М.: Наука, 2009. С. 31-40.
39.Гайденко П. П. Идея рациональности в социологии музыки М. Вебера / Кризис буржуазной культуры и музыка - М., 1976. - Вып. 3. - С. 7-48.
40.Гарэн. Э. Проблемы итальянского Возрождения. -М.: Прогрес, 1986.
41 .Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. - М.: Мысль, 1974.
42.Глядков В. А. Феномен марксистской философии. - М.:ЦОП Института философии РАН, 2001.
АЪ.ГоранВ.П. Теоретические и методологические проблемы истории западной философии. - Новосибирск.: Изд-во СО РАН, 2007.
44.Горан В. 77. Философия и наука в европейской истории // Философия науки. -2001.-№3 (11).-С. 3-26.
45.Горелое А. А. Развитие гуманизма (от древности до наших дней) Электронный ресурс. URL: http://www.humanist-
center.ru/doklady/Razvitiegumanizmaotdrevnostidonashihdnei.doc (дата обращения: 7.08.2009).
46 .Горозия В. Е. Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса. /
Человек. Государство. Глобализация: Сборник философских статей. Вып. 3. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество; Тбилиси: Институт политологии АН Грузии, 2005. - С.98-117.
47.Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980.
48.Горюнов И. А. Истинный гуманизм как альтернатива современным технологиям манипуляции человеком. / Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. - М.: РОХОС, 2004. - С. 50-51.
49. Грецкий М. 77. Классический марксизм: что устарело, что выдержало проверку временем. / Экономико-философские тетради. - Вып. 2. - 2004. - С. 179-181.
50. Григоръян Б. Т. Философская антропология: (Критич. очерк). - М.: Мысль, 1982.
51.Губман Б. Л. Современная философия культуры. - М.: РОСПЭН, 2005.
52.Гуревич П. С. Философия человека. Электронный ресурс. URL: http://www.psylib.org.Ua/books/gurep01/txt09.htm# (дата обращения: 18.07.2010).
53. Давыдов Ю. 77. Бегство от свободы. Философское мифотворчество и литературный авангард. -М.: Художественная литература, 1978.
54.Давыдов Ю. Н. Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно / Кризис буржуазной культуры и музыка. - М., 1976. - Вып. 3. - С. 49 - 105.
55.Давыдов Ю. 77. Искусство как социологический феномен. -М.: Наука, 1968.
56.Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - М.: Наука, 1977.
51 .Давыдов Ю. Н. Неомарксистский синтез социологизма и антропологизма. / Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму). - М.: Наука, 1994. - С. 107-116. 58.Давыдов Ю. Н. Основные концепции Франкфуртской школы и их историческая судьба. / Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму). - М.: Наука, 1994. -С. 117-132
59 Давыдов Ю. Н. Проблема искусства в социальной философии Франкфуртской
школы. / Социальная философия Франкфуртской школы. - М.: Мысль; Прага: Свобода, 1975.-С. 216-239.
60 Давыдов Ю. Н. Черт Адриана Леверкюна. // Вопросы литературы. -1965. - № 9.
С. 139-165.
61.Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые»). - М.: Искусство, 1975.
62. Декомб В. Современная французская философия. - М.: Весь мир. 2000. 63 Деревянченко Ю. И. Радикальный мыслитель и политический радикализм.
Электронный ресурс. URL: http://philos.omsk.edu/sub/derev2.html (дата обращения: 18.02.2010). 64. Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя
Франкфуртская школа (1920-1930-е гг.). - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге; М: Летний сад, 2004. 65 Дмитриев А. Н. Опыт сотрудничества П. Лазарсфельда и Т. Адорно в исследовании массовой коммуникации. // Электронный ресурс. URL: http://www.sociournal.ru/article/351 ?print=yes (дата обращения: 11.02.2009).
66. Дмитриев А. С. «Число зверя»: к происхождению социологического проекта «Авторитарная личность» // Социологические исследования. - 1993. - № 3. - С. 66-74
67.Жукоцкий В. Д. Основы современного гуманизма: российский контекст. - М.: РГО, 2006.
68.Земляной С. Н. История, создание, диалектика. Философско-политическая мысль молодого Лукача в контекстах XXI века. / Лукач Г. История и классовое
создание. Исследования по марксистской диалектике. - М.: Логос-Альтера, 2003.-С. 7-69.
69. Земляной С. Н. Левая эстетическая теория о мимесисе и катарсисе. Заочные дебаты между Лукачем и Брехтом 30-х годов XX века // Синий диван. - 2004. -№5.-С. 106-125.
70.ЗолтайД. Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно.
// Вопросы философии. -1968. - №3. - С. 97-107. 71 .Иванов В. Кризис гуманизма. / Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. 12. Иванов Г. И. Противоположность «критической теории» общества материалистическому пониманию истории. / Социальная философия Франкфуртской школы. М.: Мысль; Прага: Свобода, 1978. - 357с. 73. Иванов Д. В. Критическая теория и виртуализация общества. // Социологические исследования. - 1999. -№ 1. - С. 32-40.
I А. Иванов Д. В. Критическая теория Франкфуртской школы. / Немецкая
социология. - СПб.: Наука, 2003. - С. 367^119. 15. Иванов Д. В. Эволюция критической теории общества. (Автореф. дисс. канд.
социол. н.) СПб., 1998. С. 18. 76.Идеалистическая диалектика в XX столетии. Под. ред. Ю.Н.Давыдова и М. Б. Митина. - М.: Политиздат, 1987.
II .Ильенков Э. В. Маркс и западный мир. // Электронный ресурс. URL: http://caute.net.ru/ilyenkov/texts/phc/marxww.html (дата обращения: 5.09.2008).
78.Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998.
79.История США. Ответ, ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. В 4-х т. Т. 3. - М.: Наука, 1985.
80.Каменский 3. А. Методология историко-философского исследования. -М.: ИФРАН, 2002. // Электронный ресурс. URL:
http://www.philosophy.ru/library/kamensky/metodol/method 1 .htm (дата обращения: 11.09.2010)
81 .Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
82. Красиков В. И. Проблема философских оснований гуманизма. / Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. - М.: РОХОС, 2004.-С. 73-75.
83.Красин Ю. А. Революцией устрашенные. - М.: Политиздат, 1975.
84. Круглое А. Природа человека и идея прогресса. // Здравый смысл. - 1997/1998, -№2 (6)-С. 19-22.
85.Крутоус В. П. Категория прекрасного и эстетический идеал. - М.: Изд-во Московского университета, 1985.
86.Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. - СПб.: «Алетейя», М.: «Логос», 1998.
87.Кудишина А. А. Гуманизм - феномен современной культуры. - М.: Академический Проект, 2005.
88. Кудишина А. А. Современный гуманизм как феномен культуры. Афтореф. дисс. д. филос. н.) - М., 2007. - С.40.
89.Кузнецов М. М. Теодор В. Адорно - философ неидентичности. // История философии - № 10. - 2003. - С. 24-49.
90.Кузнецов М. М. Теодор В. Адорно. / Философы двадцатого века. - М.: Искусство XXI век, 2004. - С. 7-39.
91 .Кузнецов М. М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути.// История философии - № 12. - 2005. - С. 3-44.
92.Куликова О. Б. Гуманистический идеал как философская проблема. / Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. -М.: РОХОС, 2004. - С 75-76.
93. Култыгин В. П. Теодор Адорно и его концепция авторитарной личности. / Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М.: Серебряные нити, 2001. -С. 5-14.
94.Куртц П Что такое светский гуманизм. - М.: РГО, 2008.
95.Куртц П. «Начало начал: В поисках стержневого определения гуманизма»./ П. Куртц Мужество стать: Добродетели гуманизма. - М.: Российское гуманистическое общество, 2000. - С. 136-151.
9б.Куртц П. Гуманизм в исторической перспективе. // Вестн. Моск. Ун-та. - Сер. 7. Философия. -1992. -№ 2. - С. 21-26.
91.Куртц П. Гуманизм и скептицизм - парадигмы культуры третьего тысячелетия / Возможность невозможного: планетарный гуманизм для России и мира. - М.: РГО, 2001
98. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. - М.: РГО, 2000.
99.Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. - М.: Наука, 2005.
100. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990.
101. Лекторский В. А. Идеалы и реальность гуманизма. // Вопросы философии. -1994.-№6.-С. 22-28.
102. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М. Эдиториал УРСС, 2001.
103. Леоненко О. Слово о гуманизме. // Общественные науки и современность. -1991. -№ 6. -С. 24-30
104. Леонов В. Г. Принципы гуманизма и гуманитарная природа познания. Новосибирск: Рос.акад.естеств.наук, 1997.
105. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М.: Институт эксперементальной социологии; СПб: Алетейя, 1998.
106. Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий / Редкол.: М. Б. Митин (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1979.
107. Лукач Д. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. - М.: Логос-Альтера, 2003.
108. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. - М.: Прогресс, 1991.
109. Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. В двух томах. Т. 1. - М.: Советский художник, 1967.
110. Магун А. О негативной диалектике Теодора Адорно // Синий диван. - 2004. -№ 4. - С. 256 - 269.
111. Магун А. Понятие мимесиса в эстетике и онтологии XX века. // Электронный ресурс URL:
http://www.eu.spb.ru/index.php?option=comcontent&task=view&id=332&ItemicN2 48 (дата обращения: 08.08.2010)
112. Майленова Ф. Г. Гуманистический взгляд на природу человека как основа гуманистической этики. / Человек - наука - гуманизм: к 80-летию со дня рождения академика И. Т. Фролова (отв. Ред. А. А. Гусейнов). - М.: Наука, 2009. С. 85-91.
113. Максутов А. Б. Критическая теория и современность. - Екатеринбург: УрО РАН, 1998.
114. Малахов В. С. Эта непреходящая классика (АдорноТ., ХорхаймерМ. «Диалектика просвещения». М., 1997). // Иностранная литература. —1992. — №12.-С. 237-243.
115. Мамардашвши М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. -М.: Логос, 2004.
116. МанхеймК. Идеология и утопия / МанхеймК. Диагноз нашего времени. -М.: Юрист, 1994. - С. 7-260
117. Манъковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000.
118. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд.-Т. З.-С. 1-4.
119. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / Маркс К. Энгельс Ф. Соч . Т. 42. -М.: Политиздат, 1985. - С. 41-174.
120. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология / Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. - М.: 1985. Т. 2.
121. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: Ермак, 2003.
122. Межу ев В. М. Был ли Маркс утопистом? / Карл Маркс и современная философия. Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К. Маркса // Электронный ресурс URL: http://www.philosoptiY.rii/ipliras/library/marx/marx3.html (дата обращения: 08.08.2010).
123. МинчукА. А. Политика геноцида еврейской нации - официальная политика Третьего рейха // Российские немцы Die Russlanddeutschen. Научно-информационный бюллетень Wissenschaftliches Informationsbulletin. - 2008. - № 4 (56)-С. 396-412.
124. Михайлов А. В. Выдающийся музыкальный критик. / Теодор В. Адорно. Избранное: Социология музыки. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 281-290.
125. Михайлов А. В. Концепция произведения искусства у Т. В. Адорно. / О современной буржуазной эстетике. - М.: Искусство, 1972. Вып.З. — С. 156-260.
126. МоисеевН. Н. Рациональный гуманизм // Общественные науки и современность. - 1992. -№ 3. - С. 147-151.
127. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. - 1995. - №1. - С. 330.
128. Моисеев Н. Н. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы. // Общественные науки и современность. - 1994. - № 3. - С. 77-87.
129. Моложанова С. В. Гуманизм: к новой системе ценностей. - Мн.: Беларуская навука, 1998.
130. Московичи С. Век толп. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.
131. Мотрошилова Н. В. Работы разных лет. Избранные статьи и эссе. - М.: Феноменология - Герменевтика, 2005. - С. 425-500.
132. Назаретян А. П. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // Общественные науки и современность. - 1991. - № 6. - С. 74-79.
133. Найдорф М. И. Введение в теорию культуры: Основные понятия культурологи. Электронный ресурс. URL: http ://www.countries .ru/library/theory/naidorf_theory/ (дата обращения: 15.03.2011).
134. Найман Е. А. Эстетические основания спекулятивного мышления. - Томск: ТГУ, 2003.
135. Нарский И. С. Негативная философия Адорно. / Социальная философия Франкфуртской школы. - М., «Мысль»; Прага «Свобода», 1975. С. 89-122.
136. Немцев М. Ю. Наступательный гуманизм. / Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. - М.: РОХОС, 2004. - С. 86-88.
137. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. Под. Ред. Г. В. Осипова. М.: Наука, 1980.
138. Никитич JI. Ценности гуманизма универсальны.// Общественные науки и современность. - 1991. - № 6. - С. 80-84.
139. Ницше Ф. К генеалогии морали / Так говорил Заратустра. - Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. С. 287-368
140. Новая история. 1871-1917. Учеб. Для студентов пед. ин-тов по ист.спец. Под. ред. Н. Е. Овчаренко. - М. Просвещение, 1984.
141. НовикИ. Б. Гуманизм - демократия - глобализм. // Общественные науки и современность. - 1992. - № 5. - С. 155-162.
142. Новикова А. А. О парадоксах гуманизма. / Человек - философия - гуманизм. Материалы I Российского философского конгресса. Т. VII. - СПб. Из-во Санкт-Петербургского гос. ун-тета: 1997. С. 420-422
143. Ойзерман Т. И. Отражение марксизма в мелкобуржуазном сознании. / Социальная философия Франкфуртской школы. - М., «Мысль»; Прага «Свобода», 1975. С. 64-89.
144. Ортега -и- Гассет X. Восстание масс. - М.: Издательство ACT, 2001.
145. Панфилова Т. В. Понятие гуманизма и проблема его развития. / Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. -М.: «Гнозис», 1997. С. 93-97.
146. Панфилова Т. В. Универсальность гуманизма не исключает его ограниченности. //Общественные науки и современность. - 1992. - № 5. - С. 169-171.
147. Перин Р. В. Проблема социально-критической функции философии в учении франкфуртской школы. (Афтореф. дисс. к. филос. н.) - Тверь, 2006. С. 20
148. Пивоваров Д. В. Понятие отчуждения: альтернативные подходы. // Электронный ресурс URL: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0054(04 04-2007)&xsln^showArticle.xslt&id^a08&doc^../content.isp (дата обращения: 23.04.2009).
149. Плахов В. Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX—XX вв.): Учебное пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
150. Подорога В. А. Законы и методы «негативной диалектики» Т. В. Адорно. / Критика современного «неомарксизма» (на материалах ФРГ). - М.: ИФАН, 1981. - С.47-75.
151. Подорога В. А. Проблема языка в негативной философии Т. В. Адорно. // Вопросы философии, - 1979 - №.11. - С.
152. Прокофьев А. В. Парадоксальный гуманизм и критика морали // Вопр. философии. - 2001. - № 1. - С. 56.
153. Радугин А. А. Исторические формы гуманизма в европейской философии. / Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. -M.: РОХОС, 2004. С. 104-105.
154. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 1. Античность. - СПб.: Пневма, 2003.
155. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т 4. От романтизма до наших дней. - СПб.: Пневма, 2003.
156. Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. - Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-тета, 2000.
157. Рубанцова Т. А. Гуманизация современного образования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.
158. Рубанцова Т. А. Философско-методологические основания гуманизации образования. //Автореф. Дисс. ...докт.филос.наук. - Новосибирск, 2001.
159. Рыбин В. А. Гуманизм как этическая категория. - М.: Логос, 2004.
160. Рыков А. В. Теодор Адорно как теоретик искусства. Вестник СПб. ун-та. Сер. История. - 2007 - № 4 - С. 287-295.
161. Силичев Д. А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. - М.: ФА, 1998.
162. Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм. / Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 319-343.
163. Свасьян К. А. Философское мировоззрение Гёте. // Электронный ресурс. URL: http://www.rvb.ru/swassian/goethe/03 .htm (дата обращения: 10.04.2010).
164. Седов E. Прагматический гуманизм и искусственный интеллект. // Общественные науки и современность. - 1992. - № 4. С. 84-86.;
165. Сивков Д. Ю. Гуманизм и проблема целостности в философии Т. В. Адорно. / Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские,
социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. -М.: РОХОС, 2004. С. 107-108.
166. Сивков Д. Ю. Концепция «ускользающей реальности»в философии Теодора В. Адорно. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. «Философия. Филология». - 2009. - № 1 (5) - С. 48-59.
167. Сивков Д. Ю. Проблема целостности в философии Теодора В. Адорно. (Афтореф. дисс. к. филос. н.). - Волгоград, 2006. С. 24
168. Силичев Д. А. Философия. Культура. Гуманизм. Анализ западных концепций: Учеб. Пособие. -М.: Республика, 1992.
169. Скирбекк Г.Гжъе Н. История философии: учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.
170. Соколов А. А. Ценность человека и ложный гуманизм. / Человек в современных философских концепциях. - Волгоград Изд-во ВолГу, 2000. С. 336-339с.
171. Соловьев Э. Ю. Критика социальной философии «Франкфуртской школы» // Вопросы философии. - 1973. -№ 9. - С. 151-155.
172. Соловьева Г. Г. Негативная диалектика: (Два образа критической теории Т. В. Адорно). - Алма-Ата: Голым, 1990.
173. Сынкова И. А. Эстетические проблемы немецкого гуманизма. (Афтореф. дисс. к. филос. н.). - СПб., 2003. С. 25
174. Телятникова Э. М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его радикальный подход к проблеме деструктивности // Социологические исследования. - 1992. -№6.-С. 113-120.
175. Толстая Н. Е. Гуманизм как проблема философского сознания в современном социокультурном контексте. - М.: Народный учитель, 1996.
176. Тыртышный А. Г. Основные аспекты этики марксизма. / Труды XXXVII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». - Новосибирск. Новосиб. ун-т, 1999. С. 141-143.
177. Фарман И. П. Концепции «негативной диалектики» Франкфуртской школы. / Современные зарубежные концепции диалектики (Критические очерки). - М.: Наука, 1987. С. 82-133.
178. Федорова Т. Д. Гуманизм как проблема философии (в онто-метафизическихи гносеологических контекстах). - Саратов: СЮИ МВД России, 2000.
179. Философская антропология и гуманизм. / Отв. ред. Ф. В. Цанн-кай-си. -Владимир: Из-во Владим. гос. пед. ун-та, 2004.
180. Философская антропология: Учебное пособие. / Под. ред. С. А. Лебедева. -М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.
181. ФогеллерЯ.Г История развития идей Франкфуртской философско-социологической школы. / Социальная философия Франкфуртской школы. - М.: Мысль; Прага Свобода, 1975. С. 7-60
182. Франк С. Достоевский и кризис гуманизма. // Творчество
Ф. М. Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 гг. - М.: Книга, 1990. - С. 391397.
183. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990.
184. Фролов В. Реплика к дискуссии о гуманизме // Общественные науки и современность. - 1992. -№ 5. - С. 172-175.
185. Фролов И. Т. Новый гуманизм. / Человек - наука - гуманизм: к 80-летию со дня рождения академика И. Т. Фролова (отв. Ред. А. А. Гусейнов). - М.: Наука, 2009. С. 393-403.
186. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса / Жукоцкий В. Д. Основы современного гуманизма: российский контекст. - М.: РГО, 2006. С.477-517.
187. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО «Изд-во ACT-ЛТД», 1998.
188. Фромм Э. Революция надежды: о гуманизации технологического общества; Избавление от иллюзий: сопоставлений взглядов Маркса и Фрейда. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2005.
189. Фуре В. Н. Контуры современной критической теории. - Мн.: ЕГУ, 2002.
190. Фуре В. Н. Рецепция идей Маркса в современной критической теории. // Общественные науки и современность. - 2002. - № 5. - С. 115-130.
191. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. //Вопросы философии. - 1989. -N2.-С. 35-40.
192. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. - М.: Весь Мир, 2003.
193. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. / Проблема человека в западной философии.-М.: Прогресс, 1988.-С. 314-356.
194. Хоннет А. Критика власти: ступени рефлексии критической теории общества. // Электронный ресурс. URL:
http://topos.ehu.1t/zine/2001/l/honneth.htm (дата обращения: 16.09.2009).
195. Хоркхаймер М. Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. -М.: Медиум; СПб.: Ювента, 1997.
196. Хоркхаймер М., Адорно Т. Психоанализ антисемитизма / Психология национальной нетерпимости. - Мн.: Харвест, 1998.
197. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2008.
198. Цанн-кай-сиФ., Плеханов Е. Гуманизм как философско-антропологическая проблема. // Здравый смысл. - 2005 - № 3 (36). - С. 36-41.
199. Черный Ю. Ю. Современный гуманизм. / Философия в XX веке: В 2 ч. Ч. 2. -М.: РАН ИНИОН, 2003. С. 125-167.
200. Чухров К. Интродукция. / Адорно Т. Философия новой музыки. - М.: Логос, 2001.-С. 7-37
201. Шварцман К. А. «Гуманистическая этика» Э. Фромма // Вопросы философии. - 1971. -№ 6. - С. 89-100.
202. Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. -1992,-№6.-С. 91-105.
203. Шевченко В. Антропология и гуманизм // Здравый смысл. - 1996/1997. - № 2.С.-61-64.
204. Шеллинг Ф. В. Система трансцендентального идеализма. - Л.: ОГИЗ, Соцекгиз, 1936.
205. Шендрик А. И. Социология культуры. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
206. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. - М.: Прогресс, 1998.
207. Школенко Ю. А. Безграничность гуманизма. // Общественные науки и современность. - 1992. - № 4. - С. 80-83.
208. Шнеерсон Г. М. О музыке живой и мёртвой. - М.: Музыка, 1964.
209. Штайгервальд Р. Буржуазная философия и ревизионизм в империалистической Германии. - М.: Прогресс, 1983.
210. Штирнер М. Единственный и его собственность. - СПб.: Азбука, 2001.
211. Штумпф С. П. Гуманизм как принцип функционирования духовности. / Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские,
социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. -М.: РОХОС, 2004.-С. 117-118.
212. Эстетика: Учеб. для вузов. Под общ. ред. Кривцун О. А. - М.: Аспект Пресс, 1998.
213. Яковлев М. В. Концепция идеологии в «критической теории общества» Франкфуртской школы» // Вопросы философии. - 1974. - № 5. - С. 140-147.
214. Adorno Т. W. Minima Moralia. // Электронный ресурс. URL: http://www.efn.org/~dredmond/MinimaMoralia.html (дата обращения: 23.10.2009).
215. Adorno Т. W. The Stars Down to Earth and Other Essays on the Irrational in Culture. - London.: Routledge, 1994.
216. Adorno T. The Culture Industry: Selected Essays on Mass Culture. - London, N.Y.: Routledge. 2001.
217. Alexander K. Adorno in America: German exiles and the American experience. // GHI BULLETIN - №.34(Spring 2004) - P. 228-230.
218. Bayoumi M. Reconciliation without Duress: Said, Adorno, and the Autonomous Intellectual. // Alif: Journal of Comparative Poetics. - 2005. - № 25. - P. 46-51.
219. Bernstein J. M. Adorno Theodor Wiesengrund (1903-69). / Routledge Encyclopedia. Ed. by E. G. Raid. - N.Y., London: Macmillian Publishing, The Free Press. 1998.-P. 36-42.
220. Bernstein J. M. The Introduction / Adorno T. The Culture Industry: Selected Essays on Mass Culture. - London, N.Y.: Routledge. 2001. P.l-29.
221. BronnerS. Dialectics at a Standstill: A Methodological Inquiry Into the Philosophy of Theodor W. Adorno // Электронный ресурс. URL: http://www.uta.edu/huma/illuminations/bron2.htm (дата обращения: 4.06.2009).
222. ClaussenD. Theodor W. Adorno: One Last Genius. - Harvard Belknap U.P., 2008.
223. CookD. Adorno, Habermas and the Search for a Rational Society. - N.Y.: Routledge, 2004.
224. Dawson S. Humanism and Suffering // Free inquiry. - 2002. - № 2. - P. 58-59.
225. DevenneyM. Ethics and Politics in Contemporary Theory: Between Critical Theory and Post-Marxism. - London. Routledge, 2004.
226. Durant W. Humanism in historical perspective.// The Humanist. - 1997 - №. 37. (January/February). - P. 24-26.
227. DuttmannA. Adorno's American Dream. // Telos. - № 149 (Winter 2009) // Электронный ресурс URL:
http://www.telospress.com/main/index.php?main_page=news article&article_id=351 (дата обращения: 23.11.2009).
228. Edgar A. Sedgwick P. Cultural Theory: The Key Thinkers. - London, Routledge, 2002. P.1-4.
229. Encyclopaedia of Sociology. Ed. by Borgatta E. and Montgomery R. V.I. - N.Y.: McMillan Publ. Co., 1992.
230. Fine R. Turner C. Social Theory after the Holocaust. - Liverpool: Liverpool University Press, 2000.
231. Fleming D. Adorno T. W. Scientific experience in America. / Intellectual migration in America. 1930-1960. - Cambridge. (Mass.): Cambridge University Press, 1969. -P. 342-364.
232. Forester J. Critical Theory and Public Life. // Электронный ресурс. URL: http://books.google.ru/books7id (дата обращения: 14.03.2008).
233. Hohendahl P. Prismatic Thought: Theodor W. Adorno. - University of Nebraska Press. Lincoln, NE. 1995.
234. HonnethA. Frankfurt School. / Routledge Encyclopedia. Ed. by E. G. Raid. -N.Y., London: Macmillian Publishing, The Free Press. 1998.
235. Horkheimer M. Traditional and Critical Theory / Critical Theory. The Essential Readings. Ed. by D. Ingram, J. Simon-Ingram. - N.Y.: Paragon House, 1991. - P. 239-254.
236. JayM. The Dialectical Imagination. A History of the Frankfurt School and the Institute of Social Research 1923-1950. - Berkley-Los Angeles-London: University California Press, 1996.
237. KaufmannD. Adorno and the Name of god. // Электронный ресурс. URL: http://webdelsol.com/FLASHPOINT/adorno.htm (дата обращения: 16.05.2009).
238. Kincheloe J. Critical Constructivism Primer. - N.Y.: Publisher: Peter Lang, 2005.
239. Kogawa T. Adorno's «Strategy of Hibernation» // Электронный ресурс. URL: http://webdelsol.com/FLASHPOINT/adorno.htm (дата обращения: 22.11.2009).
240. LuikJ. С. Humanism // Routledge Encyclopedia. Ed. by E. G. Raid. - N.Y., London: Macmillian Publishing, The Free Press. 1998. Vol. 4.
241. Marcus H. The New left and the 1960s. - London and N. Y.: Routledge, 2005.
242. Marcuse H. Philosophy and critical theory. / Critical Theory. The Essential Readings. Ed. by D. Ingram, J. Simon-Ingram. -N.Y.: Paragon House, 1991. - P. 519.
243. Nicholls A. The inadequacy of life: observations on Adorno. / History of the Human Sciences. - 2007. - Vol. 20, No. 4. - P. 147-166 Электронный ресурс. URL: 6
244. Nielsen K. Naturalism without Foundations. - Amherst, N.Y.: Prometheus Books., 1996.
245. Rasmussen D. Horkheimer, Adorno, Habermas. / Routledge Twentieth-Century Continental Philosophy. - N. Y.: Routledge, 2005. P. 210-240.
246. Rose G. The Melancholy Science. An Introduction to the Thought of T.W.Adomo. -London: Basinsstoke, 1978.
247. SherrattY. Adorno's positive dialectic. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2002.
248. Social Theory after the Holocaust. Ed. by R. Fine, C. Turner: - Liverpool, England: Liverpool University Press, 2000.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.