Экзистенциальный психоанализ и история в философии Эриха Фромма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Гнедько Андрей Владимирович

  • Гнедько Андрей Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 196
Гнедько Андрей Владимирович. Экзистенциальный психоанализ и история в философии Эриха Фромма: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2022. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гнедько Андрей Владимирович

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Экзистенциальный психоанализ и социокультурный контекст человеческого бытия

1.1 Эволюция философского мировоззрения Э. Фромма и проблема постижения истории в свете экзистенциального психоанализа

1.2. Экзистенциализм и психоанализ: проблема синтеза в концепции

Э. Фромма

1.3. Экзистенциальный психоанализ и неомарксизм в концепции

Э. Фромма

Выводы по Главе

Глава 2. История в перспективе интерпретации экзистенциального психоанализа Э. Фромма

2.1. Эрих Фромм: свобода и отчуждение в поле истории

2.2. Анатомия человеческой деструктивности в интерпретации

Э. Фромма

2.3. Идеал «здорового общества» Э. Фромма

Выводы по Главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциальный психоанализ и история в философии Эриха Фромма»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Идейное наследие Эриха Фромма (1900-1980), главным звеном которого является разработанная им теория экзистенциального психоанализа, не только позволяет осмыслить многие важные грани человеческого бытия на фоне стремительно меняющейся ситуации современности, но и содержит в себе оригинальную стратегию интерпретации истории. Осуществив синтез экзистенциализма, психоанализа и марксизма, он разработал теоретико-методологическую платформу постижения глобального смыслового содержания культурно-исторического развития человеческого сообщества в гуманистической перспективе. Сделав центральной в своем творчестве проблему свободы и аутентичности человеческого бытия, Фромм обращается к аналитике богатого исторического материала, раскрывая на его фоне ситуацию личности в рамках современного технологического общества потребления. В этой перспективе он отчетливо показал, что современное общество существуют в состоянии социального невроза, так как человек вынужден жить в деструктивных условиях, где он не может реализовать весь заложенный в нем потенциал, реализовывать свою подлинную природу. С этой точки зрения, Фромм гораздо глубже, нежели Маркс, раскрыл сущность капиталистической системы и показал психологические механизмы взаимодействия этой системы и человека. Он наглядно представил всю степень обезличивания и отчуждения, которое сопровождает людей в таком обществе. Проблему социального невроза он рассматривает в контексте глобальных смысложизненных проблем человеческого бытия, которые являются спутниками человека на протяжении всей человеческой истории: поиск человеком самого себя и своего место в жизни, обретение гармонии с миром и счастья, которое заключается в ощущении полноты бытия, достигаемого, по мнению Фромма, лишь путем реализации всей целостности человеческой природы.

Актуальность проведенного исследования обусловлена, во-первых, необходимостью показать теоретико-методологическую значимость концепции

экзистенциального психоанализа Фромма для рассмотрения истории. В этой перспективе концептуальный аппарат, созданный им, предстает эффективным методологическим инструментом изучения истории, рассмотренной в экзистенциально-психоаналитическом измерении.

Во-вторых, Фромм разработал собственный весьма продуманный вариант видения всеобщей истории в гуманистическом измерении, позволяющий выявить её имманентное смысловое содержание в перспективе создания условий для реализации экзистенциального потенциала личности. Предложенный им набор антиномичных экзистенциально-личностных характеристик служит и для раскрытия смыслового содержания отдельных стадий культурно-исторического развития и их сравнительного изучения.

В-третьих, представляет интерес, разработанный Фроммом, особый экзистенциально-психоаналитический метод толкования феномена социального характера, а также отчуждения и социального невроза в исторической плоскости. Он позволяет показать историко-психологический генезис социального характера, деструктивных невротических состояний, лучше понять сущность и причины социального невроза как спутника отчуждения в истории.

В-четвертых, платформа экзистенциального психоанализа Фромма дает возможность обстоятельного изучения выдающихся деятелей истории в перспективе раскрытия их внутреннего мира, преобладающих экзистенциальных диспозиций, позволяющих им воздействовать на ход исторического развития.

В-пятых, выводы данного исследования найдут применение в преподавании курсов философии, философской антропологии, культурологии, психологии, всеобщей и российской истории и ряда других университетских дисциплин.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на обширный круг работ, посвященный наследию Фромма в отечественной и зарубежной литературе, далеко не все грани его творчества изучены в должной мере. В особенности, это можно констатировать применительно к экзистенциасльно-психоаналитической интерпретации истории. Вместе с тем, многие важные моменты, связанные с истолкованием экзистенциального психоанализа как теоретико-методологической

платформы изучения культурно-исторических феноменов, стали предметом изучения специалистов в нашей стране и за её пределами. Исследования, релевантные теме настоящей диссертации, можно условно разбить на несколько групп.

Среди трудов зарубежных историков философии, анализирующих тематический слой настоящего исследования, прежде всего, выделяются сочинения, сфокусированные на видении значимости экзистенциально -психологического видения истории в перспективе общей эволюции философского мировоззрения Фромма. Здесь встречаются работы различной социальной и теоретико-методологической ориентации. Так, например, резкое неприятие и ортодоксально-марксистское, идеологизированное истолкование его идей характерно для сочинений американского философа Г. Уэллса, которые широко переводились в СССР в доперестроечный период, поскольку соответствовали ортодоксальному неприятию всего, что выпадало за кадр диалектико-материалистических установок1. Однако подавляющее большинство зарубежных авторов, обращавшихся к жанру целостного анализа эволюции концепции экзистенциального психоанализа Фромма в контексте его биографии, в целом фокусируют свое внимание на поиске продуктивной новизны его построений и их значимости для постижения феноменов культурно-исторического плана. В данной связи следует отметить сочинения Д. Бастона, Д.Д. Фридмана, Э. Функа, Г. Вера, Д. Хаусдорфа и др.2.

В отдельную группу зарубежных исследования можно объединить сочинения авторов, которые специально акцентируют роль категориального синтеза экзистенциализма, психоанализа и марксизма, осуществленного Фроммом, для создания эффективного аналитического аппарата постижения культурно-исторических явлений. В этом плане выделяются работы Бирхоффа Б.,

1 Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. - Москва, Издательство «Прогресс», 1968. - 290с.

2 Buston D. Legacy of Erich Fromm. - Cambridge: Harvard University Press, 1991.- 260 p.; Friedman L.J. The Lives of Erich Fromm: Love's Prophet. -New York: Columbia University Press, 2013 - 410 p.; Funk R. Erich Fromm: His Life and Ideas. An Illustrated Biography.- New York: Continuum, 2000.- 176 p.; Funk R. The Courage to Be Human. - New York: Continuum, 1982.- 424 p.; Hausdorff, D. Erich Fromm. - New York: Twayne Publishers 1972, - 180 p.; Wehr H. Fromm zur Einfuhrung. - Hamburg: Soak im Junius Verl., 190. -145 S.

М. Маккоби, Г. Макентуна, К. Фролих и др.3. В трудах К. Даркина, К.Л. Шнелла, М. Кортина и др. исследователей отмечается значимость попытки Фромма предложить целостное понимание гуманистического смыслового содержания истории, дать оценку в этой перспективе отдельных её этапов4. Особое внимание Т. Гросса, П. Прехтла, В.А. Йенсена и ряда других западных авторов привлекает аналитика Фроммом феномена социального характера, отчуждения и социального невроза, дающая шанс глубокой проработки содержания событий социальной и культурной жизни, политики в их историческом измерении5. Серьезному анализу личностного измерения истории, открываемому экзистенциальным психоанализом Фромма уделили внимание в своих работах Р. Болвин, Н. Маклафлин, П. Таушер и др.6.

В ряду отечественных исследований, относящихся к теме диссертации, следует специально выделить группу работ советских авторов, посвященных психоаналитической философии Фромма и написанных еще в доперестроечный период. Сюда относятся труды Л.В. Верченова7, В.И. Добренькова8, В.М.

3 Bierhoff B. Erich Fromm: analytische Sozialpsychologie und visionäre Gesellschaftskritik.- Oplander: Westdeutscher Verl. 1993. - 238 S.; Fröhlich K. Erich Fromms Beitrag zur Kritischer Theorie: Verhältnisbestimmung und Konsequenzen für die emanzipatorische Erwachsenenbildung. Hamburg: Verl. R. Krämer, 1992.- 142; Maccoby M. The Two Voices of Erich Fromm: The Prophetic and the Analytic // Society, 1994, № 32 (July/August ). Pp. 72-82; Mackenthun G. Die Entstehungsgeschichte der 'Analytischen Sozialpsychologie' Erich Fromms 1928-1938. Eine Einführung. - Frankfurt am Main: Haag & Herchen, 1991. -112 S.

4 Durkin K. The Radical Humanism of Erich Fromm. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2014.- 250 p.; Shell K.L. Erich Fromm's "Escape From Freedom": A Critical Commentary. - N.Y.: American R.D.M., 1967. - 63 p.; Cortina M.. The Greatness and Limitations of Erich Fromm's Humanism // Contemporary Psychoanalysis, 2015, 51:3. Pp. 388-422

5 Gross T. Mensh zwischen Wachstum und Verfall: Beiträge zu Erich Fromms humanistischer Charakterehre. Münster: Lit, 1992.- 167 S.; Prechtl P. Bedurfnisstruktur und Gesellschaft: die Problematik der Vermittlung von Bedurfnis des Menschen und gesellschaftlicher Versaggung bei Gehlen, Fromm und Marcuse. Würzburg: Königshausen und Neumann, 1983.- 195 S.; Jensen W. A. Erich Fromm's contributions to sociological theory. Kalamazoo, MI: Printmill, 2017.-236 p.

6 Bolvin R. Erich Fromm's Concept of Man.- Jonquiere, Que. : Campus of Jonquiere, 1973. - 182; McLaughlin N. Nazism, Nationalism, and the Sociology of Emotions: Escape from Freedom Revisited // Sociological Theory, Washington (American Sociological Association), 1996, Vol. 14 (No. 3, November). Pp. 241-261; Tauscher P. Nekrophilie und Faschismus: Erich Fromms Beitrag zur soziobiographischen Deutung Adolf Hitlers und weitere sozialpsychologischen Interpretationen. - Fr. am Main: Haag und Herchen, 1985. - 116 S.

7Верченов Л.Н. Критика социальной теории Э.Фромма: диссертация кан. философских наук / Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. - М., 1969. - 202 с.

8Добреньков В.И. Критика неофрейдистской концепции Эриха Фромма. — М.: Знание, 1972. - 48 с; Неофрейдизм в поисках «истины». - М., «Мысль», 1974. - 144 с.

Лейбина9 и др. авторов, в которых рассматриваются основные положения философии Фромма и затрагивается сюжет о его видении истории. Так, например, в работе В.И. Добренькова «Неофрейдизм в поисках истины» впервые анализируется проблема взаимодействия марксизма и фрейдизма, а также, психоаналитического толкования истории. Несмотря на достаточно высокий профессиональный уровень работ доперестроечного периода, в них, в силу очевидных идеологических причин, экзистенциально-психоаналитический подход Фромма к истории не мог получить адекватной оценки.

Периоды перестройки в СССР и последующего посткоммунистического развития России открыли возможность более продуктивного историко-философского видения учения Фромма и раскрытия его теоретико-методологической значимости для изучения истории. Одновременно с критико-аналитическим академическим освоением трудов Фромма в это время осуществляется публикация основных его работ на русском языке, сделавшая их весьма популярными у отечественного читателя. Академическое исследование его трудов на данном этапе связано с именами В.М. Лейбина10, П.С. Гуревича11, А.М. Руткевича12, К.М. Любутина13, Л.А. Прибытковой14, И.В. Егоровой15, Г.А. Титаренко16, Э.М. Телятникова17, С.Е. Вершинина18 и др. В этих работах

9 Лейбин В.М Психоанализ и философия неофрейдизма. — М.: Политиздат, 1977. - 246 с.

10 Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990. - 397 с.; Постклассический психоанализ. Энциклопедия. — М.: АСТ, 2008; Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии. — М.: «Канон+», 2008. — 768 с

11 Гуревич П. С. Проблема целостности человека. Российская академия наук. Институт философии. - М.: ИФ РАН, 2004. - 178 с.; Стойкость быть...: Вступительная статья. // Фромм Э. Иметь или быть. - М.: Айрис-пресс, 2004. - С.5-27.

12 Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. - М.: Политиздат, 1985. - 175 с; «Анатомия деструктивности» // Вопросы философии. - 1991. - №9. - С. 161170; Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. - М.:ИНФРА-М ФОРУМ, 1997. - 352

13 Любутин К. Н. Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму [Текст]: учеб. пособие / К. Н. Любутин, А. В. Грибакин. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. юрид. акад., 1994. - 160 с.

14 Прибыткова Л.А. Социальная утопия Эриха Фромма: [Монография] / Л.А. Прибыткова. - Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 2000. - 68 с.

15 Егорова И.В. Философская антропология Эриха Фромма / РАН. Институт философии. - М.: ИФ РАН, 2002. - 164 с.

16Титаренко, Г. А. Э. Фромм — психоаналитик и экзистенциалист Текст. / Г. А. Титаренко // Философские науки 1985. - № 3. - С. 109-117.

рассматриваются как общие, так и отдельные проблемы учения Фромма. Особое внимание уделяется философско-антропологическим и социально-этическим аспектам его учения, а также вскрывается его эвристическая значимость для постижения культурно-исторического развития человеческого сообщества. В это время отечественные исследования выходят на уровень, характерный для мировой исследовательской практики наследия Фромма.

Серьезный вклад в изучение наследия Фромма составляют исследования фрейдомарксизма и философии Франкфуртской школы. Взаимодействие Маркса и Фрейда в рамках концепции Фромма стали основой для адаптации психоанализа в исторической плоскости. И не последняя роль в этом принадлежит Франкфуртской школе, частью которой более 10 лет был Эрих Фромм. В этих работах, в частности, рассматривается проблема негативной диалектики в контексте критического понимания истории, её смыслового содержания. И здесь стоит выделить таких авторов как Ю.Н. Давыдов19, П.П. Гайденко20, Б.Л. Губман21, В.В. Дамье22, И.А. Михайлов23, К.Е. Тарасов24.

Несмотря на наличие значительного количества отечественных и зарубежных исследований, в которых, так или иначе, затрагивается тема значимости экзистенциального психоанализа как стратегии постижения истории, в существующей историко-философской литературе до сих пор нет работ,

17 Телятникова Э.М. Предисловие / Фромм Э. Искусство любви. - М.: Знание, 1990. - С. 5-9; Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструктивности // Социологические исследования. 1992. №6. С. 113-119.

18 Вершинин С.Е. Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы / С.Е. Вершинин, Г.А. Борисова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. - 126 с.

19 Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - Москва, «Наука», 1977. - 317 с.; Давыдов Ю.Н. «Бегство от свободы». — М.: Издательство «Художественная литература», 1978. - 365 с.; Неомарксизм и проблема социологии культуры. — М.: Наука, 1980. - 352 с.

20 Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991. - 367 с.

21 Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991.

22 Дамье В.В. Философия Франкфуртской школы [Электронный ресурс]. URL: https://avtonom.org/old/lib/theory/damier_frankfurt.html (дата обращения 07.08.2020)

23 Михайлов И.А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Ч.1: 1914-1939 / И.А. Михайлов; Российская академия наук, Институт философии. - М.: ИФ РАН, 2008. - 207 с.; Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Ч.2: 19401973 / И.А. Михайлов; Российская академия наук, Институт философии. - М.: ИФ РАН, 2010.- 294 с.

24 Тарасов К.Е., Кельнер М.С. Фрейдо-марксизм о человеке. - М.: «Мысль», 1989. - 211 с.

специально посвященных этой проблеме. Это свидетельствует о необходимости более комплексного и системного исследования выделенного предметного поля.

Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования, объект которого является экзистенциальный психоанализ Эриха Фромма, а предметом теоретико-методологическая платформа экзистенциального психоанализа как основание рассмотрения истории.

Цель диссертационного исследования: анализ экзистенциально-психоаналитической концепции Эриха Фромма как способа осмысления истории. Её реализация предполагает постановку следующих задач:

- показать эволюцию взглядов Фромма на экзистенциальный психоанализ как стратегию постижения истории в контексте трансформации его мировоззрения;

- исследовать эвристический потенциал синтеза экзистенциальной установки и психоанализа, осуществленный Фроммом в перспективе аналитики истории;

- выявить значимость синтеза Фроммом учения психоанализа и марксизма для интерпретации исторического процесса;

- рассмотреть экзистенциально-психоаналитическую трактовку истории в свете свободы и отчуждения как ключевых категорий философии Фромма;

- предложить аналитику теоретико-методологического аппарата решения Фроммом проблемы человеческой деструктивности в контексте постижения истории;

- рассмотреть проект альтернативного развития общества в философии Эриха Фромма как результат недогматического переосмысления исторического опыта в рамках экзистенциального психоанализа.

Источники диссертационного исследования. В первую очередь к ним нужно отнести многочисленные работы самого Э. Фромма, а также труды З. Фрейда и К. Маркса, на базе которых сложилось мировоззрение и теоретико-методологическая стратегия видения истории этого автора. К источникам исследования принадлежат также памятники религиозной мысли, многочисленные труды классиков философии и социологии, крупных представителей религиоведения и истории, которые существенно повлияли на

воззрения Фромма. Среди них особо стоит отметить таких авторов как Л. Мамфорд, И. Бахофен, Д. Судзуки, М. Вебер25.

Важную самостоятельную группа источников составляют работы представителей неомарксистской философии и фрейдомарксизма (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, В. Райх)26. К числу источников также относятся работы по экзистенциальной философии и экзистенциальному психоанализу (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Л. Бинсвангер)27, позволяющие понять и оценить оригинальность идей Фромма, его способа понимания истории.

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование опирается на спектр эмпирических и теоретических методов, специфичных для историко-философского анализа. Его отличительной чертой является попытка синтеза метода историзма, позволяющего рассмотреть предмет изучения в его развитии во времени, социокультурной обусловленности, и метода структурно -семиотического анализа философского текста, дающего возможность понять его имманентную организацию, проследить интертекстуальные связи. В ходе осуществления работы также использовались метод аналогии, синтеза, концептуализации, обобщения, сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставить различные взгляды на социально-историческую реальность. Методология работы носит интердисциплинарный характер, в силу обращения к

25 Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М. Логос, 2001. - 408 с.; Бахофен И. Материнское право / Классика мирового религиоведения. Антология. Т.1. - М.: Канон+, 1996. - 496 с.; Судзуки Д. Т. Основы Дзэн-буддизма. Практика Дзэн. - Бишкек: МП «Одиссей», 1993. - 672 с.; Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

26 Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. - Москва - Санкт-Петербург: «Медиум», «Ювента», 1997. - 314 с.; Адорно Т.В. Негативная диалектика. - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.; Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. Перевод Юдина А.А. - М.: ООО «Издательство АСТ, 2003. - 526 с.; Райх В. Анализ личности. — М.: «Ювента», 1999. - 333 c.; Психология масс и нацизм. - СПб.: «Университетская книга» АСТ, 1997. - 381 с.

27 Ясперс К. Общая психопатология. - Москва: Практика, 1997. - 1056 с.; Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.; Хайдеггер М. Бытие и время. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.; Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. - 639 с.; Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ. - М. Институт общегуманитарных исследований. 2014. - 272 с.

инструментарию психологии, социологии, истории, истории религии и других социально-гуманитарных наук.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые предложено углубленное рассмотрение проблемы теоретико-методологической значимости платформы экзистенциального психоанализа Э. Фромма для постижения истории. В рамках осуществленного исследования достигнуты следующие результаты:

- Представлена эволюция мировоззрения Эриха Фромма в перспективе формирования его подхода к интерпретации истории. Показаны источники, оказавшие влияние на становление его концепции экзистенциального психоанализа как методологической стратегии постижения социально-исторической реальности.

- Демонстрируются особенности взаимодействия психоанализа и экзистенциализма в рамках философии Фромма. Выявлены экзистенциальные основания теоретических построений Фромма и их связь с экзистенциальной философией, а также дзен-буддизмом.

- Изучены особенности синтеза психоанализа и марксизма в его неомарксистской трактовке в рамках философии Фромма. Показано, что переосмысление Фрейда и Маркса в рамках его концепции привело к формированию особого социально-психологического подхода к изучению социально-исторических явлений.

- Представлена экзистенциально-психоаналитическая трактовка смыслового содержания истории и отдельных её этапов в контексте феномена бегства от свободы. Подобный подход обнаруживает себя как своеобразный экзистенциально-психоаналитический вариант критики «исторического разума», ориентированный на развенчание субстанциалистско-прогрессистских концепций классической европейской историософии.

- Раскрыты концептуальные средства анализа Фроммом проблемы человеческой деструктивности в контексте экзистенциально-психоаналитической трактовки истории. Демонстрируется, что критика им рационалистической парадигмы просвещенческого понимания истории ведется на базе собственной

интерпретации взаимосвязи деструктивности и отчуждения, социального характера и невроза.

- Выдвинутый Фроммом идеал «здорового общества» рассматривается как результат анализа современной социокультурной реальности и экзистенциально-психоаналитического переосмысления исторического опыта. Особое внимание уделено критической интерпретации видения Фроммом продуктивного и деструктивного путей развития человека, которые представлены в контексте их философского, психоаналитического и религиозного осмысления.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Конституирование экзистенциального психоанализа как теоретико-методологической платформы постижения истории являет собой процесс эволюции мировоззрения Э. Фромма от иудейской религиозности к многогранному философскому синтезу психоанализа, марксизма и экзистенциализма. В реальной диахронии его творческого пути прослеживается ряд этапов становления экзистенциально-психоаналитической категориальной стратегии осмысления истории в гуманистическом измерении.

2. Взаимодействие психоанализа и экзистенциальной мысли в сочетании с религиозной философией, в особенности, установками дзен-буддизма в рамках философии Фромма привели к ревизии фрейдизма и особой трактовке экзистенциальных идей. Он расширил границы психоанализа, преодолев биологический детерминизм и создав особую динамическую концепцию человека, которая раскрывается в контексте неразрывной взаимообусловленной связи психологической структуры и социально-исторической реальности.

3. Фромм использует недогматическую (неомарксистскую) трактовку Маркса, которая актуализируется в рамках ключевых экзистенциальных проблем его философии (свобода и отчуждение) и критике капиталистической системы. Синтез экзистенциального психоанализа и неомарксизма в рамках концепции Фромма позволил по-новому взглянуть на основные проблемы марксистской теории и философии истории.

4. В воззрениях Фромма, возникших в полемике с Гегелем и Марксом, история предстает как глубоко противоречивый процесс, в основе которого лежат скрытые иррациональные мотивы и деструктивные влечения (невротические механизмы бегства от свободы), которые находят свое воплощение в типах социального характера. Солидаризируясь в целом с Франкфуртской школой в критике исторической рациональности и технологической цивилизации, Фромм, в отличие от Адорно и Хоркхаймера, видит причины репрессивной рациональности в конкретных деструктивных социально-исторических условиях.

5. Деструктивность рассматривается Фроммом как социально-исторический продукт, обусловленный развитием репрессивной цивилизации и отчуждения. Он использует концепцию социального характера и «механизмов бегства от свободы» для анализа деструктивных социальных систем. Перспективы современной позднекапиталистической технологической цивилизации рассматриваются им в контексте развития механистической (социальной) некрофилии, выступающей в качестве крайней формы рыночно-потребительского социального характера.

6. Концепция «коммунитарного социализма», основанная на экзистенциально -психоаналитическом переосмыслении марксизма и исторического опыта, представляет программу социально-экономических, политических реформ в контексте духовно-культурного обновления общества. Концепция здорового общества Фромма, при всей кажущейся утопичности, поднимает многие актуальные проблемы современной цивилизации и заставляет по-новому взглянуть на исторический процесс.

Теоретическая и практическая значимость работы: проведенное рассмотрение экзистенциальной психоаналитической концепции Э. Фромма позволит рассмотреть вопрос о ее применении к интерпретации истории. Оно позволяет характеризовать построения этого автора как особый достаточно перспективный вариант методологии изучения истории. Предложенное рассмотрение проблемы диссертационного исследования позволяет выявить

ресурсы экзистенциального психоанализа для интерпретации социокультурного смыслового содержания исторической реальности.

Выводы работы найдут применение в преподавании курсов философии, философской антропологии, культурологии, всеобщей и отечественной истории, психологии и ряда других университетских дисциплин.

Апробация материалов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования получили апробацию в научных статьях, выступлениях на конференции и теоретическом семинаре кафедры философии и теории культуры ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет». Основные положения диссертации апробированы в 4 научных статьях (общим объемом 3 печатных листа), опубликованных в издании списка ВАК РФ:

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гнедько Андрей Владимирович, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абросимова Е.А. Уязвимость экзистенциальной психологии [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x016.htm (дата обращения 20.08.2020)

2. Агапов П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник МГУКИ. 2012. №6(50). С.56-61.

3. Адорно Т.В. Негативная диалектика. - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.

4. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма. - М.: Интер-Версо, 1991. - 271 с.

5. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. - 672 с.

6. Бахофен И. Материнское право / Классика мирового религиоведения. Антология. Т.1. - М.: Канон+, 1996. - 496 с.

7. Берковитц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: «прайм -ЕВРОЗНАК»; Издательский дом НЕВА», 2001. - 512 с.

8. Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ. - М.: Институт общегуманитарных исследований. 2014. - 272 с.

9. Бланкенбург В. Экзистенциальный анализ. Из Энциклопедии глубинной психологии. Т 4. - М.: «Когито-Центр», МГМ, 2004. - С.429-453.

10.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: «Добросвет», 2000. -387 с.

11.Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма : Философия существования / Отто Фридрих Больнов; [Сост. Ю. А. Сандулов]; Научные редакторы: А. С. Колесников, В. П. Сальников; [Пер. С. Э. Никулина]. - СПб. : Лань, 1999. -222 с.

12. Бороненкова Я.С. Психоаналитическая социальная философия: монография [Электронный ресурс]. URL:

https: //bookap.info/book/boronenkova_psihoanaliticheskaya_sotsialnaya_filosofi ya/gl3.shtm (дата обращения 22.08.2020)

13. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. - Пер. с англ., послесл. А.М.Руткевича. - М.: REFL-book; Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.

14.Бурхардт Я. Культура возрождения в Италии. - М.: Юристъ, 1996. - 591 с.

15.Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1998 - 565 с.

16.Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

17.Вершинин С.Е. Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы / С.Е. Вершинин, Г.А. Борисова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. - 126 с.

18. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. От Канта к Ницше. - М.: «Гиперборея», 2007. -512 с.

19.Власова Ольга Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. - 640 с.

20.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991. - 367 с.

21. Гегель Г. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - 495 с.

22. Гегель Г. Философия истории. Лекции по философии истории. - СПб.: Наука, 2000. - 480 с.

23. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

24. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991. - 192 с.

25. Гуревич П. С. Проблема человека в западной философии : Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. — М. : Прогресс, 1988. — 544,[2] с.

26. Гуревич П. С. Проблема целостности человека. Российская академия наук. Институт философии. - М.: ИФ РАН, 2004. - 178 с.

27. Гуревич П.С. Расколотость человеческого бытия [Текст] / П.С. Гуревич; Рос. акад.наук, Институт философии. - М.: ИФ РАН, 2009. - 199 с.

28. Гуревич П.С. Стойкость быть...: Вступительная статья. // Фромм Э. Иметь или быть. - М.: Айрис-пресс, 2004. - С.5-27.

29. Давыдов Ю.Н. «Бегство от свободы». — М.: Издательство «Художественная литература», 1978. - 365 с.

30. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - Москва, «Наука», 1977. - 317 с.

31. Давыдов Ю.Н. Неомарксизм и проблема социологии культуры. — М.: Наука, 1980. - 352 с.

32. Дамье В.В. Философия Франкфуртской школы [Электронный ресурс]. URL: https://avtonom.org/old/lib/theory/damier_frankfurt.html (дата обращения 07.08.2020)

33. Добреньков В.И. Критика неофрейдистской концепции Эриха Фромма. — М.: Знание, 1972. - 48 с.

34. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины». - М., «Мысль», 1974. -144 с.

35. Добреньков В.И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма. - М.: Альфа-М, 2006. - 448 с.

36. Дхаммапада / Перевод с пали В.Н. Топорова. Ответственный редактор Ю.В. Рерих. - М.: Издательство восточной литературы, 1960. - 158 с.

37. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 317 с.

38. Егорова И.В. Философская антропология Эриха Фромма / РАН. Институт философии. - М.: ИФ РАН, 2002. - 164 с.

39. История теоретической социологии. Т.2. Ответ. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. - М.: Изд-во «Канон», 2002. - 560 с.

40. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Наука, 1999. - 655 с.

41. Кант И. Критика практического разума // И. Кант. Сочинения в 4 томах. Т.3. - М.: Московский философский фонд, 1997. - 784 с. - С.227-733.

42. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. - М.: Издательство «Наука», 1980. - 488 с.

43. Кроче Б. Антология сочинений по философии. - СПб., «Пневма», 1999. -480 с.

44. Лейбин В.М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. — М.: АСТ, 2008. - 1024 с.

45. Лейбин В.М. Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии. — М.: «Канон+», 2008. — 768 с.

46. Лейбин В.М Психоанализ и философия неофрейдизма. — М.: Политиздат, 1977. - 246 с.

47. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990. - 397 с.

48. Лифинцева Т.П. «Забота» Хайдеггера, «бытие-для-себя» Сартра и буддийская духкха: онтология негативности // Вопросы философии. 2015. №7. - С.184-203.

49. Лоренц К. Агрессия, или так называемое зло. - М.: «Аст», 2017. - 352 с.

50. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. - 623 с.

51. Лукач Г.История и классовое сознание. Исследование по марксистской диалектике. - М.: «Логос-Альтера, 2003. - 416 с.

52. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. - М.: «Наука», 1987. - 616 с.

53. Любутин К. Н. Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму [Текст]: учеб. пособие / К. Н. Любутин, А. В. Грибакин. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. юрид. акад., 1994. - 160 с.

54.Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М.: Логос, 2001. - 408 с.

55. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собр. соч., изд. 2, т. 3. — М.: Политиздат, 1955. - 630 с. - С.7-544.

56. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. Соч., изд.2, т.3. - М.: Политиздат, 1955. - 630 с. - С.1-4.

57. Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии // Собр. соч., изд. 2, т. 13. — М.: Политиздат, 1959. - 772 с. - С.1-167.

58. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Т.1 // Собр. соч., изд. 2, т. 23. — М.: Политиздат, 1960. - 920 с.

59. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Из ранних произведений. - 699 с. - С. 517-642.

60. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. -СПб.: «Владимир Даль», 2000. - 542 с.

61. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. Перевод Юдина А.А. - М.: ООО «Издательство АСТ, 2003. - 526 с.

62. Миллмэн Д. Путь мирного воина [Электронный ресурс]. URL: https://avidreaders.ru/book/put-mirnogo-voina.html (дата обращения 29.08.2020)

63. Михайлов И.А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Ч.1: 1914-1939 / И.А. Михайлов; Российская академия наук, Институт философии. - М.: ИФ РАН, 2008. - 207 с.

64. Михайлов И.А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Ч.2: 1940-1973 / И.А. Михайлов; Российская академия наук, Институт философии. - М.: ИФ РАН, 2010.- 294 с.

65. Моаканин Р. Психология Юнга и буддизм. - Челябинск: Социум, 2010. -160 с.

66. Мотрошилова Н.В. Экзистенциализм // История философии: Запад-Россия-Восток. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. - С.3-93.

67. Налчаджян А. Агрессивность человека. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

68. Нейсбит Д. Мегатренды. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 380 с.

69. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // «Культурно-историческая психология». 2007. №4. - С.68-77.

70. Очерки по истории теоретической социологии 20 столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму) / Ю.Н. Давыдов, А.Б. Гофман, А.Д. Ковалева и др. - М.: Наука, 1994. - 380 с.

71. Прибыткова Л.А. Социальная утопия Эриха Фромма: [Монография] / Л.А. Прибыткова. - Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 2000. - 68 с.

72. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1. - М.: «Миф», 1993. - 621 с.

73. Райх В. Анализ личности. — М.: «Ювента», 1999. - 333 с.

74. Райх В. Психология масс и нацизм. - СПб.: «Университетская книга» АСТ, 1997. - 381 с.

75. Руткевич А.М. «Анатомия деструктивности» // Вопросы философии. - 1991. - №9. - С. 161-170.

76. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. - М.: Политиздат, 1985. - 175 с.

77. Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития.-М.:ИНФРА-М ФОРУМ, 1997. - 352 с.

78. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. - 639 с.

79. Сидорова Е.Г. Буддизм, психоанализ и юнгианство: Перспективы развития межкультурного диалога // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2006. Т 7. Вып.1. - С.7-15.

80. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. - М.: ИНФРА-М, 1999 [Электронный ресурс]. ШЬ: Шрв://рдш-online.com/assets/files/lib/books/soros.pdf (Дата обращения 06.09.2020)

81. Спиноза Б. Этика. - М.: АСТ, 2001. - 336 с.

82. Судзуки Д. Т. Основы Дзэн-буддизма. Практика Дзэн. - Бишкек: МП «Одиссей», 1993. - 672 с.

83. Тарасов К.Е., Кельнер М.С. Фрейдо-марксизм о человеке. - М.: «Мысль»,

1989. - 211 с.

84. Телятникова Э.М. Предисловие / Фромм Э. Искусство любви. - М.: Знание,

1990. - С. 5-9.

85. Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструктивности. // Социологические исследования. 1992. №6. С.113-119.

86. Титаренко, Г. А. Э. Фромм — психоаналитик и экзистенциалист Текст. / Г. А. Титаренко // Философские науки. 1985. - № 3. - С. 109-117.

87. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. — М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел синтез», 1998. - 238 с.

88. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. - М.:Айрис-пресс, 2003. - С.592 с.

89. Тойнби А.Дж., Икеда Д. Избери жизнь. Диалог Арнольда Дж. Тойнби и Дайсаку Икеды. - М.: Издательство Московского университета, 2007. - 448 с.

90. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 2002. - 320 с.

91. Торчинов Е.А., Корнеев М.Я. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 324 с.

92. Улановский А.М. Феноменология в психологии и психотерапии: прояснение неотчетливых переживаний. // Московский психотерапевтический журнал. 2009. №2. - С.27-51.

93. Уэллс Гарри. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. - Москва, Издательство «Прогресс», 1968. - 290 с.

94. Фейербах Л. Сущность христианства // Сочинения в 2-х томах. Т.2. - М.: Наука, 1995. - 425 с.

95. Фрейд З. Малое собрание сочинений. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 992 с.

96. Фрейд З. Недовольство культурой / Фрейд З. // Собрание сочинений в 10 томах. Т.3. - М.: ООО «Фирма СТД», 2006. - 608 с. - С.191-270.

97. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения / Фрейд З. // Собрание сочинений в 10 томах. Т.3. - М.:ООО «Фирма СТД», 2006. - 449 с. - С.227-290.

98. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 447 с.

99. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. - М: АСТ МОСКВА, 2006.

- 571 с.

100 .Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 448 с.

101 . Фромм Э. Вы будете как боги (сборник). - Москва, Аст, 2013. - 193 с.

102 . Фромм Э., Судзуки Д. Дзен-буддизм и психоанализ [Электронный ресурс]. URL: https://www.libfox.ru/386508-dayzettsu-sudzuki-dzen-buddizm-i-psihoanaliz.html (дата обращения 20.08.2020)

103 . Фромм Э. Душа человека. - М.: «АСТ-ЛТД», 1998. - 664 с.

104 . Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. - М.: Аст, 2005. - 571 с.

105 . Фромм Э. Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом. // Душа человека. - М.: ООО Издательство «АСТ-ЛТД», 1998. - 664 с. -С.471-584.

106 .Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. - М.: Айрис-пресс, 2004.

- 384 с.

107 . Фромм Э. Искусство любить // Душа человека. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. -664 с. - С.171-282.

108 . Фромм Э. Кризис психоанализа. - М.: АСТ, 2017. - 256 с.

109 . Фромм Э. Марксова концепция человека // Душа человека. - Москва: «Республика», 1992. - 664 с. - 585-658 с.

110 . Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общая редакция А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1990. - С. 143-221.

111 . Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 352 с.

112 . Фромм Э. Человек для самого себя. - М.: АСТ, 2010. - 350 с.

113 . Функ Р. Эрих Фромм: страницы документальной биографии // Эрих Фромм. Мужчина и женщина. Составитель С. Левит. - М.: Аст, 1998 [Электронный ресурс]. URL: https: // www.rulit.me/author/fromm-erich-zeligmann7muzhchina-i-zhenshchina-get-152665.html (дата обращения 17.08.2020)

114 . Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 416 с.

115 . Хайдеггер М. Бытие и время. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.

116 .Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.

117 . Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. - Москва - Санкт-Петербург: «Медиум», «Ювента», 1997. - 314 с.

118 . Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

119 . Эйдман И.В. Прорыв в будущее. - М.: ОГИ, 2007. - 384 с.

120 . Энгельс Ф. Анти-Дюринг / К. Маркс, Ф. Энгельс. // Полное собрание сочинений. Т.20. - М.: Политиздат, 1961. - 828 с. - С.1-338.

121 . Юнг К. Г. Аналитическая психология и психотерапия: Хрестоматия / Сост. В.М. Лейбин. - СПб.: «Питер», 2001. - 512 с.

122. Юнг К. Г. О психологии восточных философий и религий. - М.: Медиум, 1994. - 256 с.

123 . Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Выпуск 1. - М.: Академия наук СССР, 1978. - 212 с.

124 . Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Выпуск 2. - М.: Академия наук СССР, 1978. - С.212 с.

125 . Ясперс К. Общая психопатология. - Москва: Практика, 1997. - 1056 с.

126 . Ясперс К.Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с. 127. Bierhoff B. Erich Fromm: analytische Sozialpsychologie und visionäre

Gesellschaftskritik.- Oplander: Westdeutscher Verl. 1993. - 238 s.

128 . Bolvin R. Erich Fromm's Concept of Man.- Jonquiere, Que. : Campus of Jonquiere, 1973. - 182 p.

129 . Buston D. Legacy of Erich Fromm. - Cambridge: Harvard University Press, 1991.- 260 p.

130 . Cortina M.. The Greatness and Limitations of Erich Fromm's Humanism // Contemporary Psychoanalysis, 2015, Vol. 51, No. 3. - P. 388-422.

131 . Durkin K. The Radical Humanism of Erich Fromm. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2014.- 250 p.

132 .Fröhlich K. Erich Fromms Beitrag zur Kritischer Theorie: Verhältnisbestimmung und Konsequenzen für die emanzipatorische Erwachsenenbildung. Hamburg: Verl. R. Krämer, 1992.- 142 s.

133. Friedman L.J. The Lives of Erich Fromm: Love's Prophet. -New York: Columbia University Press, 2013 - 410 p.

134. Funk R. Erich Fromm: His Life and Ideas. An Illustrated Biography.- New York: Continuum, 2000.- 176 p.

135 . Funk R. The Courage to Be Human. - New York: Continuum, 1982.- 424 p.

136 . Gross T. Mensh zwischen Wachstum und Verfall: Beiträge zu Erich Fromms humanistischer Charakterehre. Münster: Lit, 1992.- 167 s.

137 . Hausdorff, D. Erich Fromm. - New York: Twayne Publishers 1972. - 180 p. 138. Jensen W. A. Erich Fromm's contributions to sociological theory. Kalamazoo,

MI: Printmill, 2017.-236 p.

139 . Maccoby M. The Productive Narcissist. - NY: Broadway books, 2003.-298 p.

140 . Maccoby M. The Two Voices of Erich Fromm: The Prophetic and the Analytic // Society, 1994, № 32 (July/August ). P. 72-82

141 .Mackenthun G. Die Entstehungsgeschichte der 'Analytischen Sozialpsychologie' Erich Fromms 1928-1938. Eine Einführung. - Frankfurt am Main: Haag & Herchen, 1991. - 112 S.

142 .McLaughlin N. Nazism, Nationalism, and the Sociology of emotions: Escape from Freedom Revisited // Sociological Theory, Washington (American Sociological Association), 1996, Vol. 14 (No. 3, November). Pp. 241-261.

143 . Prechtl P. Bedurfnisstruktur und Gesellschaft: die Problematik der Vermittlung von Bedurfnis des Menschen und gesellschaftlicher Versaggung bei Gehlen, Fromm und Marcuse. Würzburg: Königshausen und Neumann, 1983.- 195 S

144 .Tauscher P. Nekrophilie und Faschismus: Erich Fromms Beitrag zur soziobiographischen Deutung Adolf Hitlers und weitere sozialpsychologischen Interpretationen. - Fr. am Main: Haag und Herchen, 1985. - 116 S.

145 . Wehr H. Fromm zur Einfuhrung. - Hamburg: Soak im Junius Verl., 190. - 145 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.