Гротеск и его разновидности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Шапошникова, Ольга Владимировна

  • Шапошникова, Ольга Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1978, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.08
  • Количество страниц 206
Шапошникова, Ольга Владимировна. Гротеск и его разновидности: дис. кандидат филологических наук: 10.01.08 - Теория литературы, текстология. Москва. 1978. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шапошникова, Ольга Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава X ПОНЯТИЕ О ГРОТЕСКЕ

I ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ.

П ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ.

Глава П ОСНОШЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ГРОТЕСКА.

I СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ГРОТЕСКА.ЮЗ

П КОМИЧЕСКОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ В ГРОТЕСКЕ.

Ш МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ И ГРОТЕСК.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гротеск и его разновидности»

В советском литературоведении последних десятилетий возрастает внимание к явлениям художественной условности. Возобновился интерес к одному из распространенных видов условности - гротеску. В 50-е годы начался новый период в его изучении после активного обсуждения вопросов гротескного стиля в 20-е годы, после резкого снижения интереса к гротеску и даже частоты употребления этого термина в 30-е и 40-е годы. В настоящее время о гротеске пишут эстетики, теоретики литературы, исследователи всех периодов развития литературы и искусства, то есть специалисты самых разных профилей. Однако большинство авторов исходит из какой-либо традиционной точки зрения на гротеск, сложившейся на протяжении двухвековой истории его изучения, или из своего понимания гротеска, основанного на частном материале конкретного исследования. Между тем теоретическая проверка авторитетных высказываний о сущности этого явления, выработка с новых позиций, с учетом всего предшествующего опыта, по возможности точного представления о нем становятся назревшей необходимостью. Зачастую противоречивость подходов к определению понятия гротеска ведет к излишней многозначности и предметной широте его толкования, что имеет место даже в энциклопедических изданиях*. Все это делает постановку проблемы гротеска в общепонятийном плане особенно актуальной.

Большая советская энциклопедия, т.13. М,, "Сов.энциклопедия", 1952, стр.21; Краткая литературная энцикплопедия, т,2. М., "Оов.энциклопедия", 1964, стр.401: Большая советская энцикло-- » -----------~ лдия , 1972, стр.354. 4

КНИГАМ MEET \

Теоретическая нечеткость, существование расширительных трактовок термина "гротеск" вызвали стремление ограничить область его применения, проявившееся в работах А.С.Бушмина, Д.П.Николаева"1*. Ряд других авторов также осуществляет довольно последовательный, но в том или ином аспекте уязвимый подход к понятию о гротеска в литературе . Б целом теоретическая разработка данной проблемы пока представляется недостаточной. Не вполне проясненными остаются вопросы стилевого своеобразия гротеска, его отличий от других видов условности, его функций в художественном произведении; времени возникновения гротескной образности; содержательных возможностей конкретных проявлений гротеска в разные периоды истории литературы. Создается необходимость обобщающего теоретического исследования гротеска, рассмотрения данного художественного явления в системе близких и смежных понятий, в кругу явлений, непосредственно от него зависимых и обусловливающих возникновение гротескной образности как в плане организации отдельного произведения, так и в плане закономерностей литературного процесса.

Теоретический подход к проблеме гротеска в диссертации направляется на решение двух основных задач: во-первых, определить

1Бушмин A.C. К вопросу о гиперболе и гротеске в сатире Щедрина, - В кн.: Вопросы советской литературы, Jfc 5. М.-Л., Изд-во'АН СССР, 1957; Николаев Д. Границы гротеска. - "Вопросы литературы", 1968, Ji 4; он же. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., "Худож.лит.", 1977 и др.

См.: Пинский Л. Смех Рабле. - В его кн.: Реализм эпохи Возрождения. М., ГЙХЛ, 1961; Кулешов В.И. Гротеск Гоголя и "фантазм" Гофмана. - В его кн.: Литературные связи России и западной Европы в XIX веке. Изд-во МГУ, 1965; Дубашинский И.А. "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта. М., "Высшая школа", 1969: Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М., "Худож.лит.", 1974, стр.78—79. отличительные признаки гротеока, общие для всех его проявлений, во-вторых, выделить разновидности гротескной образности.

Для решения первой поставленной задачи в первой главе диссертации предусматривается критическое рассмотрение ведущих направлений исследования гротеска, расширительных трактовок этого понятия и причин его многозначности. С целью определения специфических признаков гротеска намечается изучение истории заимствования термина из области изобразительного искусства и анализ соотношений понятия "гротеск" с близкими и смежными понятиями, с такими, как ".условность", "правдоподобие", "фантастика", и другими.

Вторая глава диссертации посвящается выделению разновидностей гротеска. Предложенные современной теорией принципы его типологии требуют конкретизации и уточнения. Основные недостатки в этой области состоят в номинативном определении разновидностей ^ ном учете его соотношений с компонентами стиля,

В связи с этим избранными параметрами типологии гротеска в диссертации являются стилевые проявления, конкретные связи с кате- ^ гориями комического и трагического, с типами авторского мировоззрения.

В качестве материала исследования привлекаются произведения античности как образцы зароздения гротескных форм в литературе ^ (комедии Аристофана, "Золотой осел" Апулея), наиболее характерные гротескные произведения Ренессанса ("Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле), Просвещения ("Путешествия Гулливера" Свифта), романтизма (повести Гофмана), критического реализма (повести Гоголя, "История одного города" Щедрина). Кроме того, с учетом стилеобкатегориями, с явлениями творческого процесса разующей роли творческого метода затронуты столь несхожие авторы, как Пушкин, Достоевский, Маяковский, Кафка, Ионеско* Выбор материала исследования обусловлен стремлением учесть многообразие формальных и содержательных свойств гротеска и проследить пути его развития. Ориентация на наиболее характерные гротескные произведения была продиктована необходимостью понятийного уточнения типологических свойств гротеска. Наряду с этим отмечаются факты переходного характера, совмещающие разные типы фантастики: мифологическая и гротескная образность в "Золотом осле" *Муля, легендная и гротескная фантастика в "Фаусте" Гете, в "йеобычайШс приключениях Петера Шлемиля" Шамиссо. Это дает возможность наметить пути изучения гротеска в широком плане и по V возможности максимально осветить разнообразие его проявлений. % Отсутствие национального единства в привлеченном материале объясняется историей гротескного стиля, вершины которого достигались в разных европейских литературах. ^

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Шапошникова, Ольга Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным итогом предпринятого исследования можно назвать попытку систематизировать понятийный аппарат литературоведения относительно проблемы гротеска. С этой цель© в первой главе выявлены основные стилевые признаки данного вида образности, которые усматриваются в особом качестве изобразительности и соотнесенности фантастических конструкций с художественным правдоподобием в системе произведения. Во второй главе диссертации выделяются конкретные стилевые разновидности гротеска в соответствии с его функциональной нагрузкой (гротеск как способ типизации и как способ построения образа), формальным уровнем проявления (гротеск словесный, предаетный, гротеск в сюжете, особенности композиции гротескного образа и произведения, типы мотивировок фантастики) и его ролью в системе художественных средств произведения (эпизодический гротеск, гротеск как доминанта стиля произведения). Определяются также основные содержательно-типологические особенности гротескной образности в связи с категориями комического (виды внешнего и обобщающего комизма в гротеске), трагического и с типами авторского мировоззрения (зависимость гротескных форм от миропонимания или мироощущения).

Возможны другие аспекты изучения гротеска и, соответственно, иные пути выделения его разновидностей. Не вполне изучены его связи с различными категориями эствтжш^ (прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, драматическое). Другое направление исследования - определение степени обобщенности гротескного образа и типов его соотношений с фактами реальной действительности. Намеченное разграничение символического и аллегорического гротеска может быть продолжено. Возможна особая система степеней обобщенности фантастических и гротескных образов, которая обнаруживается хотя бы в их сопоставлении с образами правдоподобными, причем имеющими как те же, так и другие значения. Неизученную область представляют особенности гротеска в разных родах (эпос, лирика, драма) и жанрах литературы (тяготение гротеска к "нравоописательным" жанрам).

Теоретический интерес может представлять исследование конкретных связей гротеска с другими разновидностями условности в сои левых системах отдельных произведений, творчества отдельных писателей или на другом фиксированном материале.

Необходимо выяснить пути и причины обращения разных писателей к гротеску, а также их отхода от условных способов изображения. Особую актуальность эти стилевые проблемы приобретают в связи с сопоставительным анализом творчества писателей социалистического реализма и модернизма, с детальным изучением противоположных методов и мировоззрений, определяющих содержательную специфику средств художественной условности.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.