Гражданское воспитание студентов средствами архитектурного проектирования в условиях вуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Карпанина, Елена Николаевна

  • Карпанина, Елена Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 201
Карпанина, Елена Николаевна. Гражданское воспитание студентов средствами архитектурного проектирования в условиях вуза: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ставрополь. 2004. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Карпанина, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ т

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО

ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 Теория гражданского воспитания в социально-историческом контексте

1.2 Психолого-педагогическая характеристика студентов ВУЗа как 28 социально-возрастной категории

1.3 .Архитектурное проектирование в процессе гражданского воспитания как один из факторов развивающего и воспитывающего воздействия на личность студента: состояние и постановка проблемы

Глава И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 62 2.1 Педагогические основы гражданского воспитания студентов ВУЗа средствами архитектурного проектирования 62 2.2. Современная модель гражданского воспитания студентов факторами архитектурного проектирования /опыт комплексного опытно- экспериментального исследования/ 83 2.3 Архитектурное проектирование - основа гражданского воспитания студентов в условиях ВУЗа: региональный аспект. 115 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155 БИБЛИОГРАФИЯ 165 ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гражданское воспитание студентов средствами архитектурного проектирования в условиях вуза»

Актуальность проблемы исследования. Важнейшим условием существования любого государства является крепкое, стабильное гражданское общество, способное к активной жизнедеятельности и репродукгивности. Поэтому гражданское воспитание подрастающего поколения — одна из важнейших и приоритетнейших целей государственной политики в любой области ее реализации. Однако поскольку ведущей деятельностью подавляющей части подрастающего поколения является учебная, основной сферой, обеспечивающей осуществление гражданского воспитания, становится сфера образования. При этом уже неоспорим тот факт, что основную нагрузку по формированию гражданственности у молодежи несут на себе общеобразовательные учебные заведения.

Вместе с тем молодые люди, сменившие общеобразовательную школу на высшее учебное заведение, тем самым шагнувшие на следующую ступень своего образования и развития, нуждаются не только в не меньшем, но и в большем внимании к процессу становления их как граждан своей страны. Это особенно актуально для непедагогических ВУЗов, ставящих своей основной целью подготовку специалиста — профессионала в ущерб процессу сопровождения его личностного развития. В этой связи назрела объективная необходимость интеграции процесса, технологий, форм и методов гражданского воспитания в процесс профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений нашей страны.

Выполнению поставленной задачи как нельзя лучше, на наш взгляд, способствует использование в организации и содержании гражданского воспитания средств архитектурного проектирования. И прежде всего потому, что именно архитектура в ходе исторического развития России была и продолжает оставаться одним из главных факторов становления или разрушения человека как гражданина и патриота своей страны. Архитектура воздействует на гражданское сознание и самосознание молодежи многими способами: многовековыми традициями в строительстве и отделке зданий, памятников истории и культуры, в планировке населенных пунктов, промышленных и рекреационных зон; через воплощение в архитектурных проектах этнического, регионального и общероссийского колорита и, наконец, через отношение самих людей к архитектуре (восстановление и разрушение зданий и памятников, стройка в соответствии с государственным заказом и потребностями общества и др.).

В настоящее время выделены признанные и одобренные обществом правовые нормы и нравственные ценности, которые являются приоритетными для гражданского воспитания подрастающей молодежи (Н.Д. Никандров, 1999; Г.Н. Филонов, 2000). Гражданское воспитание во многих высших и средних учебных заведениях, в том числе архитектурного направления, ориентировано на преодоление проблем социального и психологического ряда среди студенческой молодежи и на формирование уверенности, ответственности, творческой активности, иначе говоря, гражданственности. Однако, несмотря на стремление педагогической науки к внедрению активных технологий гражданского воспитания в деятельность ВУЗов, на практике процесс гражданского воспитания студентов продолжает оставаться дополнительным, отодвинутым на второй план.

Анализ научной литературы, массового педагогического опыта, современной образовательно-воспитательной практики ВУЗов позволил выделить ряд противоречий между:

- необходимостью решения задач гражданского воспитания студентов в условиях непедагогических ВУЗов и недостаточно оптимальным использованием образовательно-воспитательных средств данной категории учебных заведений;

- богатыми возможностями средств архитектурного проектирования применительно к процессу гражданского воспитания студентов и практически отсутствием педагогических условий их использования;

- воспитательным потенциалом средств архитектурного проектирования и недостаточной разработанностью практико-методических основ его применения в процессе образования студентов ВУЗов;

- необходимостью педагогического управления качеством гражданского воспитания студентов и отсутствием подготовленных должным образом архитекторов-преподавателей ВУЗов.

Актуальность и неразработанность данной проблемы обусловливает тему исследования: «Гражданское воспитание студентов средствами архитектурного проектирования в условиях ВУЗа».

Объект исследования: гражданское воспитание студентов в условиях ВУЗа.

Предмет исследования: педагогические условия, пути, формы и методы гражданского воспитания студентов средствами архитектурного проектирования в условиях ВУЗа.

Цель исследования: обоснование теоретико-методологических, дидактических и методических основ гражданского воспитания студентов путем использования средств архитектурного проектирования в условиях ВУЗа.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи.

1. Провести анализ современного состояния проблемы гражданского воспитания студентов средствами архитектурного проектирования в условиях ВУЗа.

2. Выявить и обосновать педагогические условия эффективного использования средств архитектурного проектирования в процессе гражданского воспитания студентов в условиях ВУЗа.

3. Разработать модель гражданского воспитания студентов в ходе их обучения в ВУЗе, базирующуюся на использовании средств архитектурного проектирования.

4. Разработать и апробировать комплекс методических рекомендаций по гражданскому воспитанию студентов средствами архитектурного проектирования в условиях ВУЗа.

Гипотеза исследования. Гражданское воспитание студентов в условиях ВУЗа будет эффективным, если:

- гражданское воспитание студентов осуществляется путем использования средств архитектурного проектирования;

- одним из важнейших педагогических условий эффективного использования средств архитектурного проектирования в гражданском воспитании является региональный подход;

- в основе системы гражданского воспитания студентов в условиях ВУЗа лежит разработанная модель гражданского воспитания средствами архитектурного проектирования.

Методологической основой исследования явились современные философско-культурологические и научно-педагогические подходы к проблемам гражданского воспитания подрастающей молодежи, ее приобщения к культуре в обучении, гражданскому воспитанию.

Исследование опирается на общепринятые методологические принципы современной педагогики и психологии в теоретическом исследовании образовательно-воспитательного процесса, в частности — гражданского воспитания личности в современных социокультурных условиях, в организации педагогической деятельности при подготовке, планировании, проведении и оценке результатов опытно-экспериментальной работы.

Теоретической основой исследования являются фундаментальные труды в области педагогики, психологии, философии и социологии, раскрывающие различные аспекты рассматриваемой проблемы.

Теорией и практикой гражданского воспитания на протяжении истории развития человеческого общества занимались такие ученые, как Платон, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, В.Г. Белинский, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Г. Кершенштейнер, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, Н.Г. Чернышевский и др. Современные идеи гражданского воспитания изложены в трудах

Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, М.Н. Аплетаева, Н.И. Аполлонова, А.А. Аронова, А.В. Беляева, О.С. Газмана, В.П. Киселёва, Б.Т. Лихачева, Е.Н. Медынского и др.

Вопросы формирования гражданственности у учащихся общеобразовательной школы рассматривали Ю.К. Бабанский, А.В. Беляев, И.В. Бестужев-Лада, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, И.А. Долгова, Э.П. Козлов, И.А. Королев, B.C. Мухина, В.В. Столин, Т.И. Шамова и др.

Социально-педагогическим аспектам проблемы гражданского воспитания уделяли внимание B.C. Библер, В.Г. Бочарова, A.M. Виноградова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, И.С. Кон, Г.Н. Филонов,

A.Б. Фомина, Т.Ф. Яркина и др.

Различные аспекты основ гражданского воспитания подростков как особой социально-возрастной категории интересовали таких ученых, как: М.А. Алемаскин, М.Н. Аплетаев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский,

B.И. Загвязинский, В.П. Кащенко, М.Ю. Кондратьев, В.Н. Лукина, Л.И. Маленкова, С.К. Масгустова, А.В. Махов, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, А.В. Харчев и др.

Роль семьи как основного социального института в формировании гражданственности рассматривали О.С. Тасмании, И.В. Гребенников, В.Н. Гуров, А.Д. Жариков, И.А. Малашихина, А.В. Мудрик, И.Н. Музолев, Л.Ф. Островская, Г.Н. Филонов и др.

Методы исследования.

Для достижения поставленных задач исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов:

- теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, абстрагирование, моделирование;

- эмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод (изучение документации ВУЗа и результатов деятельности), эксперимент; статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение, шкалирование.

Исследование проводилось в течение 5 лет (1999 - 2004 гг.) и включало четыре этапа.

На первом этапе (1999 — 2000 гг.) осуществлялось накопление эмпирического опыта в области проблем гражданского воспитания студентов в условиях ВУЗа.

На втором этапе (2000 - 2001гг.) проводился анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы по теме исследования, изучение теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил определить проблему, объект, предмет, цель, задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, теоретически разработать модель гражданского воспитания студентов средствами архитектурного проектирования в условиях ВУЗа.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений исследования: внедрялась модель гражданского воспитания студентов в систему учебно-воспитательной деятельности ВУЗа на базе экспериментальных учреждений, систематизировались полученные данные, анализировались результаты, вследствие чего вносились изменения как в модель, так и в процесс её использования.

На четвертом этапе (2003-2004 гг.) проходило завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования и оформление их в виде диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Кубанский государственный университет, Кубанский государственный аграрный университет, Кубанский государственный технологический университет.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые средства архитектурного проектирования рассмотрены как средства формирования гражданственности студентов в процессе их профессионального образования в условиях ВУЗа; как образовательно-воспитательный феномен. В профиль специальных архитектурных дисциплин интегрирована наука педагогика через педагогическое управление процессом гражданского воспитания студентов специалистами в области архитектуры и дизайна в условиях непедагогических ВУЗов.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что выявлены оптимальные педагогические условия эффективного использования средств архитектурного проектирования в процессе гражданского воспитания студентов в условиях ВУЗа; теоретически и методологически обосновано использование регионального подхода как основного педагогического условия гражданского воспитания студентов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке модели гражданского воспитания студентов в условиях ВУЗа и технологии её использования, создании комплекса методических рекомендаций по повышению эффективности гражданского воспитания студентов средствами архитектурного проектирования.

Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательной деятельности высших учебных заведений, в системе работы методических центров, учреждений повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью его теоретических и методических положений, позволяющих определить общепринятые научные психолого-педагогические подходы к изучению искомой проблемы, использованием методик, соответствующих предмету «Архитектурное проектирование», поставленным целям и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой его эффективности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены на занятиях со студентами, обучающимися на факультете архитектуры и дизайна на базе Кубанского государственного университета; со студентами, обучающимися на инженерно-строительном факультете на базе Кубанского государственного аграрного университета. Основные выводы и положения диссертационного исследования апробировались на научно-практических конференциях различного уровня: международных (Пятигорск, 2004), региональных (Краснодар, 2002, 2003), краевых (Ставрополь, 2004), университетских (Краснодар, 2004).

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Использование средств архитектурного проектирования позволяет повысить эффективность процесса гражданского воспитания студентов в условиях ВУЗа.

2. Педагогические условия эффективного использования средств архитектурного проектирования в процессе гражданского воспитания студентов:

- региональный подход;

- внедрение педагогической составляющей в профессиональную деятельность специалистов непедагогических ВУЗов;

- специальный акмеолого-развивающий характер образования студентов, обеспечивающий формирование гражданственности через успешное самоопределение в современном социуме.

3. Модель гражданского воспитания студентов средствами архитектурного проектирования в условиях ВУЗа.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Диссертационное исследование изложено на 186 страницах машинописного текста, содержит 13 таблиц, 3 схемы. Список литературы включает 327 источников, в том числе 294 -отечественных авторов, 33 - зарубежных.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Карпанина, Елена Николаевна

Заключение.

В результате проведённого анализа философской, социологической, культурологической и психолого-педагогической литературы в исследовании установлено, что гражданское воспитание - не абстракция, но понятие, наполненное конкретно-историческим содержанием, всегда соотносимое с реальной гражданской принадлежностью субъекта воспитания, конкретным государством, обществом, народом с конкретной историей и культурой. Таким образом, в данном контексте речь идет не о воспитании «гражданина вообще», а о воспитании гражданина России в современных исторических условиях.

Это направление воспитания лежит в русле формирующейся парадигмы современного образования - ориентации на ценности отечественной культуры с ее приоритетами нравственности, патриотизма, государственности, восстановления исторической преемственности.

Как известно, в современную эпоху особенно ценится ориентация не на прошлую, а на настоящую и будущую жизнь с позиций рационализма и научности. Сегодня важно быть готовым к диалогу, осознавать многоаспектность решения встающих задач, к социальным переменам, уважать технические умения и формальное образование, проявлять активности, инициативности и гражданскую ответственность как высшую ценность, признавая свободу индивида и его права.

Касаясь ситуации в России, выделим особую значимость традиционных отечественных и национальных ценностей как для развития общества, так и для духовного здоровья индивида.

Обращение к традиционным ценностям отечественной культуры с ее приоритетами духовности, нравственности, коллективизма, государственности и патриотизма отражает желание людей восстановить свою историческую память. Это не означает, что ценности других культур не могут оказать влияния, быть принятыми. Выводы, сделанные а педагогической науке об ориентации в воспитании современной российской молодежи на традиционные общероссийские и национальные ценности, выглядит логично и обоснованно. В области воспитания, - пишет Н.Д. Никандров, - считать целью воспитания человека-патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур.

Гражданское воспитание сегодня есть целенаправленный процесс воздействия на личность, который должен активно способствовать формированию у них культуры гражданственности, или гражданской культуры. Гражданственность — это интегративное свойство социализированной личности, позволяющее последней быть действительным субъектом и объектом политико-правовой активности на различных уровнях бытия общества и государства. Гражданственность преполагает достаточно высокий уровень «самостояния» и возвышения личности, помогающий человеку участвовать в управлении страной, в решении задач общенационального и местного масштаба с позиции просвещенного патриотизма. Гражданственность характеризуется как одно из ведущих идейно-нравственных качеств личности.

Гражданственность - ведущая черта личности, которая проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного. Близко к этому определение гражданственности как политического, социально-психологического, нравственного качества субъекта, характеризующегося зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастности к судьбам своей Родины и ее народа, осознанием себя полноправным гражданином своей страны. Отметим, что приведенные характеристики гражданственности в публикациях последних лет выходят за пределы только лишь нравственного понятия и предполагают наличие иных элементов дееспособности, готовности выразить себя в социальном плане. Такое расширение понятия подводит к наиболее полному воплощению гражданственности — гражданской культуре.

Имеются все основания охарактеризовать гражданскую культуру как явление, где органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические, а также иные ценности, создающие единую базу для осознания человеком гражданских прав и обязанностей индивида и общества, личности и государства.

В отечественной литературе гражданская культура рассматривается:

• как ценностно-нормативная система, которую разделяет большинство граждан;

• как способ существования субъекта гражданских отношений;

• как совокупность стереотипов гражданского сознания и поведения, присущих определенной социальной общности.

Представляется, что понятие гражданской культуры охватывает те значительные области политической, правовой, экономической, духовно-нравственной культуры, которые относятся, главным образом, к массовому сознанию и поведению, т. е. связаны с выполнением типичных гражданских ролей. Гражданская культура личности является фундаментальной, целостной и универсальной персональной характеристикой.

В итоге теоретического обобщения взаимосвязей феноменов «гражданин» и «культура» установлено, что с гуманитарных позиций гражданской культуры личности в условиях профессионального образования специалистов представляет собой процесс и результат персонального самоосознания студентом системы политических, правовых, духовно-нравственных, социо- и этнокультурных ценностей, существующих в конкретном гражданском общества. Эти ценности, посредством их системного познания и личностно значимого осмысления в процессе обучения, превращаются в персональные духовно-смысловые ориентиры поведения и творческой деятельности, в жизненные принципы, которые обусловливают духовно-ценностные отношения личности — к себе и другим людям, своей профессии, окружающей природной и социокультурной среде, тем самым обеспечивая гармоничную жизнедеятельность человека в культуре общества, в которой он складывается как личность.

Теоретический анализ литературы позволил выделить объективные факторы, обусловливающие гражданское воспитание личности в системе профессионального образования специалистов.

Во-первых, конкретно-исторические, социально-экономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся в содержании его гражданского сознания и кристаллизовавшиеся в объективные социальные требования к функционалу профессиональной деятельности и моральному облику конкретных специалистов.

Во-вторых, духовно-культурное наследие общества: его исторически формировавшиеся социальные нормы, нравственные идеалы и патриотические ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, литературой, архитектурой, искусством и религией, духовными традициями и художественным творчеством народа, содержанием целевого и организационно-процессуального компонентов практики воспитания и образования личности в социуме.

В-третьих, гражданское самосознание, как система ценностных установок и ориентаций, убеждений, идеалов и деятельностных принципов, направляющих эмоционально-волевую, интеллектуально-творческую, профессиональную, социальную, гражданскую активность личности в процессах мировоззренческого саморазвития, гражданского и социально-нравственного самоопределения будущих специалистов в условиях профессиональной подготовки и обучения в высшей школе.

Психологическая структура гражданского воспитания охватывает основные сферы проявления личности — когнитивную, эмоционально-ценностную, мотивационно-смысловую, волевую и поведенческую и включает в себя такие структурные компоненты, как: знания и представления человека о политической и правовой, социокультурной действительности и о самом себе, персональные ценности, смыслы и ценностные ориентации, мировоззренческие взгляды, идеалы и убеждения, деятельностные установки, принципы и позиции, проявляющиеся во взаимодействиях с данной действительностью и в самоотношении личности в гражданском обществе.

Компонентное содержание гражданской культуры закрепляется в систему интегративных значимых качеств личности — когнитивных, эмоционально-ценностных и волевых, коммуникативно-поведенческих и продуктивно-деятельностных.

Система гражданских знаний и ценностей, содержание процессов мировосприятия, миропонимания и миропреобразования у человека, посвятившего себя определённой профессии, интегративно характеризуют специалиста с позиций готовности к системному (научно-теоретическая готовность), духовно и нравственно зрелому осмыслению культурно-ценностной информации (духовно-нравственная зрелость), готовности применять ценностные убеждения и принципы в социально и профессионально компетентной деятельности в гражданском обществе (социальная и профессиональная компетентность), в саморегуляции персонального поведения (поведенческо-волевая готовность).

В опытной работе подтвердилось, что уровень проявления научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности, духовно-нравственной зрелости, профессиональной и социальной компетентности личности при педагогическом анализе может объективно выступать в качестве основных критериев сформированности гражданской культуры в процессе обучения будущих специалистов в высшем учебном заведении.

По результатам нашего констатирующего эксперимента, обнаружились достаточно противоречивые тенденции. Так, несмотря на наличие устойчивого ценностного отношения студентов к своей профессиональной деятельности как личностно значимой, мы не обнаружили такого же ценностного отношения к самому предмету деятельности специалиста-архитектора - формирование и сохранение региональной культуры. При этом отмечалась слабая выраженность социально-смысловых и творческих мотивов профессионального выбора, направленности студентов на формирование у себя аналитических и проектировочных умений деятельности, способов персонального самопознания, нравственного самообразования и др. Вместе с тем, констатировалась проявленная заинтересованность студентов в их мировоззренческом развитии в процессе изучения учебных дисциплин. Это объективно обусловило наш выбор курса «Архитектурное проектирование» в качестве содержательной основы педагогического проектирования критериальной модели гражданского воспитания специалистов-архитекторов.

Исходя из теоретически выделенных критериев гражданского воспитания, нами обоснована структурно-психологическая модель его по-сферного формирования в системе профессионального образования специалистов-архитекторов и определены показатели уровней сформированности гражданского воспитания у студентов в ВУЗе.

На выделенной критериальной основе, равно как и с учётом исходного уровня гражданского воспитания обучающихся, далее была спроектирована модель педагогического влияния на формирование гражданской культуры личности и программа, реализующая данную модель в условиях гуманитарно-профильного обучения будущих специалистов.

Педагогическое достижение поставленных целей и задач обучения обусловлено выделением преподавателем инварианта процесса освоения студентами содержания дисциплины. Основу освоения культурно-ценностного материала составляет реализация принципов научности, генерализации знаний и проблемности изложения — во-первых.

Во-вторых - применение межпредметных связей в обучении и образовательных технологий на базе преемственно-исторических традиций российской культуры и общечеловеческих ценностей.

В-третьих - реализация акмеолого-развивающих условий обучения, обеспечивающих высокий уровень сознания личности и единство развития её самосознания и поведения, взаимосвязь творческого решения задач гражданского саморазвития в контексте интересов и целей самих студентов.

Системный отбор преподавателем комплекса творческих задач и практико-ориентированных заданий, направленных на погружение личности в ценностно-смысловой контекст изучения региональной культуры, поддерживает заинтересованную включённость студентов в познавательную деятельность и формирует персональную осмысленность саморазвития личности на патриотически-ценностной основе.

В ходе опытно-экспериментальной работы, прежде всего, решались педагогические задачи развития научно-теоретической мировоззренческой готовности обучающихся к социокультурной деятельности, велась «переплавка» культурно-ценностных знаний специалиста в убеждения, формировались аналитические и диалектические способы мышления. Развитие эмоционально-ценностного отношения обучающихся к изучению, сохранению и распространению российской духовной и материальной культуры как основе профессиональной деятельности в социокультурной сфере обеспечивало рост гражданской направленности личности, а формирование готовности студентов к сознательно-волевой регуляции своих поступков и стремлений реализовать индивидуально выработанные гражданские принципы и идеалы осуществлялось в технологически организованной педагогом практике деятельности специалиста-архитектора.

В технологически-процессуальном плане учебно-познавательная деятельность, обеспечивающая гражданское воспитание личности в ходе освоения студентами архитектурного проектирования, выстраивалась на основе применения комплекса технологий обучения: проблемно и ценностно информирующих, социально ориентирующих, субъектно и рефлексивно стимулирующих, позиционно и деятельностно закрепляющих.

Применение технологий обучения в условиях диалоговой организации форм учебной и внеучебной познавательно-ценностной деятельности, в процессе самообразования студентов обеспечивает целостное формирование гражданского сознания и самосознания, поведения и деятельности будущих специалистов, эффективность становления активной субъектной позиции в этом плане.

В процессе организации учебного времени преподавателем применялись проблемные лекции и семинары, практические занятия и учебные дискуссии, деловые игры и творческие игры, где формировались системное миропонимание и духовно-нравственные позиции будущих специалистов. В процессе внеучебного времени — архитектурные экспедиции и экскурсии, научно-исследовательская и проектно-творческая работа студентов, специально организовывались архитектурная практика, которые закрепляли преобразовательный опыт проявления позиций готовности пропагандировать российскую культуру. Самообразовательная работа студентов, организованная на основе изучения, анализа произведений архитектуры, персональной идентификации с традициями художественного творчества и его практического освоения, деятельностно закрепляла направленность будущих специалистов на сохранение культурных ценностей.

По итогам опытно-экспериментальной работы диагностированы позитивные изменения в содержании компонентов гражданского воспитания. В индивидуальном духовном мире и отношениях личности произошло преломление патриотических ценностей на базе осмысления будущим специалистом их гражданской, социальной и личностной значимости. У студентов зафиксирован рост позитивных переживаний персональной духовной сопричастности российской культуре, формирование личного опыта творчески применять сформированные ценностные убеждения и нравственные принципы в профессионально и социально направленной деятельности, в самообразовании личности.

В ходе опытно-экспериментальной работы, таким образом, подтверждён комплекс педагогических условий, который обеспечивает успешность гражданского воспитания студентов в системе гуманитарнопрофильной подготовки будущих специалистов в ВУЗе. К этим условиям, в частности, относятся дидактико-методические, обусловливающие системно-технологическую организацию освоения студентами содержания духовно-культурных ценностей общества в процессе изучения гуманитарного курса.

Социально-педагогические условия поддерживают ценностно ориентирующий диалог и творческие взаимодействия педагога и студентов в процессе освоения обучающимися культурных традиций и идеалов своего народа как ведущих гражданских ориентаций личности. Акмеологические условия стимулируют высокий уровень персональной активности студентов в самопознании и самоактуализации способностей к творческой деятельности, в самореализации гражданской позиции согласно выработанному гражданскому идеалу и адекватной самооценке своего мироощущения.

Таким образом, в исследовании доказано, что гражданская культура личности интегративно характеризует будущего специалиста по критериям научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности к организации гражданской, социально и профессионально компетентной деятельности в обществе, выстроенной с духовно и нравственно зрелых персональных позиций.

Показателями гражданской культуры специалиста-архитектора выступают высокая степень осознанности гражданских, духовно-культурных ценностей народа, личная потребность и способность внести свой творческий вклад в деятельность по изучению, сохранению традиций и нравственных идеалов родной культуры. Обладая высоким уровнем сформированности гражданской культуры, специалист способен ставить адекватные жизненные цели, творчески планировать и проектировать деятельность по их достижению и максимально реализовываться в ней.

В итоге современная действительность универсально осваивается специалистом в единстве духовных и практических начал интеллектуальной, профессиональной и социокультурной деятельности человека, успешно интегрированного в социум на основе духовно-культурной преемственности, гражданской самоидентификации и творчески активной жизненной и гражданской позиции личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Карпанина, Елена Николаевна, 2004 год

1. Абраменкова В.В., Большакова Н.Г. О возможностях психологического изучения личности ребенка в социогенезе. На материале сказки. — М., 1988.

2. Абрамова A.M. Просуществует ли культура в России до 2005 года?//Учительская газета, 1995. — № 3, 6.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.

4. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью//Из истории культуры средних веков и Возрождения. — М., 1976.

5. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. — М.: Мир, 1982.-181 с.

6. Азаров Ю.П. Педагогическая интуиция//Народное образование, 1966. -№8.

7. Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания//Избр. психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - с. 16-178.

9. Аникеева Н.М. Гармония как понятие социального мышления. — Ростов н/Д., 1986.

10. Анненков П.В. Литературные воспоминания. — М.:Худ. лит. 1983. — 680 с.

11. И. Арзямова Г.В., Багреева Е.Г., Мандалян Э.А. и др. Основы эстетическойкультуры: Для общеобразоват. и спец. школ, лицеев, гимназий и внешкольных детск. учреждений. М.: ИЦЭВ РАО, 1998. — 47 с.

12. Аркин Д. Искусство бытовой вещи. — М.: ОГИЗ, 1932. — 169 с.

13. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. (В поддержку актуальной науки). М., 1999. - 136 с.

14. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.,1974. - 391 с.

15. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994.-352 с.

16. Аронов В.Р. Традиции дизайнерского образования в Британии//Труды ВНИИТЭ. М., 1986. - № 50. - с. 13-29.

17. Артюшина Л.Ф. Цветоведение. М.: Книга, 1982. - 200 с.

18. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. -М.: МГУ, 1976. 151 с.

19. Бабанский Ю. С. Укрепление взаимосвязи общественного и семейного воспитания/ЯТолит. самообраз., 1984. № 12. - С. 85-93.

20. Байкова Л.А., Евсеева A.M., Орлова Е.А. Гуманизация школы: теория и опыт: Монография/Под ред. Л.А. Байковой. Рязань: РГПУ, 1999. — 163 с.

21. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. худ., 1981. - 352 с.

22. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.-240 с.

23. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. М.: Мир, 1969. - 168 с.

24. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Мысль, 1916. - 200 с.

25. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

26. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. — М., 1991.

27. Берсенева В.Я., Яглом И.М. Симметрия и искусство орнамента. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

28. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л., 1978. - 199 с.

29. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

30. Бестужев-Лада И.В. Культура, контркультура, антикультура//На пороге XXI века: образование и культура. М.: РАО/РАФК, 1996. - С. 22-23.

31. Бестужев-Лада И.В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.

32. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Петроград: Колос, 1921. -430с.

33. Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. — М., 1924.

34. Бехтин Н.Б. Специфика искусства. М.: Искусство, 1984. - 56 с.

35. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.

36. Битинас Б. Структура процесса воспитания. (Методологический аспект). Каунас: Швиеса, 1984. - 190 с.

37. Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В 2-х т./Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1 - 334 е.; Т. 2 - 399 с.

38. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-341 с.

39. Богданов А.А. О пролетарской культуре: Книга 1924. — 344 с.

40. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. -М., 1981.

41. Бойко А.П. Моделирование социальных процессов//Социол. исслед., 1987.-№4.

42. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Ростовский пед. ун-т, 2000. — 352 с.

43. Бонде JI. Магия цвета. Спб.: Питер Паблишинг, 1997. - 384 с.

44. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Уч. для вузов. Спб.: Питер, 2000.-304 с.

45. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. — М., 1968. — 150 с.

46. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. - 207 с.

47. Брилл Т. Свет: воздействие на произведения искусств. М.: Мир, 1983. — 307 с.

48. Бринкман А.Е. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. — М., 1935. 35 с.

49. Буров А.И. Об архитектуре. М.: Госстройздат, 1960.

50. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства//Проблемы и споры. — М., 1980.-290 с.

51. Буров А.И. Эстетическая функция искусства. — М.: Искусство, 1956.

52. Вавилов С.И. Глаз и солнце. М.: Наука, 1982. - 128 с.

53. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. — М.: Советский художник, 1963. 301 с.

54. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М.: Изд-во И.В. Сытина, 1916.

55. Введение в философию: Уч. для студ.: В 2 ч./Сост. И.Т. Фролов, Э.А. Араб-оглы, Г.С. Арефьева и др. — М.: Политиздат, 1989. — Ч. 2. 639 с.

56. Вельфлин Г. Истолкование искусства. М., 1923.

57. Вельховер Е.С., Вершинин Б.В. Тайные знаки лица: Научно-популярное издание. М.: Евразийский регион, 1998. - 327 с.

58. Вернадский В.И. Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии, 1912-1917: Открытия и судьбы. -М.: Современник, 1993. 688 с.

59. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -520 с.

60. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе//Сб. по учебно-методическим вопросам. — Л. j 1988.

61. Взаимодействие искусств. Методология, теория, гуманитарное образование/Материалы международной научно-практической конференции 25-29 августа 1997 г./Сост. П.С. Волкова/Ред. Л.П. Казанцева. — Астрахань, 1997.

62. Взаимодействие искусств. Советское изобразительное искусство в контексте художественной культуры//Сб. статей ВНПИ искусствознания. -М., 1989.

63. Взаимодействие наук как фактор их развития//Сб. н. тр. АН СССР. -Новосибирск: Наука, 1988.

64. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1985.

65. Волков Г.Н. Этнопедагогика /Под ред. И.Т. Огородникова. Чебоксары, 1974.-375 с.

66. Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.

67. Волков Н.Н. Композиция в живописи. — М.: Искусство, 1977. 138 с.

68. Воронов А.А. Проблемы этнографии и этнической антропологии. — М., 1978.

69. Выготский JI.C. Психология искусства. — Ростов н/Д: Феникс, 1988. — 480.

70. Выготский JI.C. Собрание соч., в 6 т. — Т. 1 — М.: Наука, 1982; Т. 4. — М.: Мысль, 1982.

71. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.

72. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения в поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. - С. 110-149.

73. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления. Деятельность и психические процессы//Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. — М., 1977.-С. 54-55.

74. Гафурова Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность. -Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Красноярск, 1996. - 24 с.

75. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М., 1995. 479 с.

76. Гвишнани Д.М. Наука, дизайн и будущее//Техническая эстетика,1970. -№ 1.

77. Герчук Ю. Структура и смысл орнамента//Декоративное искусство СССР, 1979. -№1.

78. Гете И.В. К учению о цвете//Избр. соч. по естествознанию. Л., 1957.

79. Глазычев В.Л. Включение художественной деятельности в систему проектирования//Искусство и научно-технический прогресс. — М., 1973.

80. Глазычев В.Л. О дизайне. М.: Искусство, 1970. - 190 с.

81. Глазычев В.Л. Образы пространства//Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-С. 159-174.

82. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т./Пер. с франц. — М.: Мир, 1992.-Т. 2.-376 с.

83. Голубева Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. — М.: Педагогика, 1989. 160 с.

84. Грибачев В.Г. Эстетика производственной среды и промышленного изделия. М.: Знание, 1968. - 64 с.

85. Грузенберг С.О. Гений и творчество — Л., 1924.

86. Гуманистические традиции воспитания в России на ненасильственной основе (История, теория, практика): Тезисы докладов X Региональной научно-практической конференции. — Н. Новгород, 28- 30 марта 1996. -132.

87. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: Уч. пособие. — М.Ставрополь: СГУ, 2001. 155 с.

88. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. — М.Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-228 с.

89. Гусев В.Е. О специфике восприятия фольклора//Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.

90. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: Интор, 1996. — 544 с.

91. Давыдов В.В., Переверзев Л.В. К исследованию предметной среды для детей//Техническая эстетика, 1976. № 3-4. - С. 4-6.

92. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красоты в воспитании зрителя. Л., 1990. - 221 с.

93. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика. Авторская концепция. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — 98 с.

94. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Уч. пособие. М.: ВЛАДОС, 1999. - 200 с.

95. Дижур А.Л. Дизайн в капиталистических странах. М.: Знание, 1968.

96. Димитров А.И. Наглядно-образные картины мира в системе культуры. -Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.,1987. -24 с.

97. Долгоаршинных Н.Г. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы. — Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1999. 18 с.

98. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. -Мн.: Харвест, 1999. 448 с.

99. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности. — М.: Политиздат, 1987.

100. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания М., 1921.

101. Евсюков В.В. Мифы о мироздании. — М.: Изд-во политич. лит., 1990.

102. Егорова З.В. Теоретические и методологические основы интеграции воспитательных сил микросоциума в целостном педагогическом процессе. — Автореф. дисс. .доктора пед. наук. — Чебоксары, 2000. 48 с.

103. Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. - 365 с.

104. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. — Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: МПСИ, 1998.

105. Жадова Л.А. О японском дизайне и его создателях//Техническая эстетика, 1968. № 4, 5.

106. Журавлев А.П. Звук и смысл. -М.: Просвещение, 1991.

107. Журавлев И.К., Краевский В.В. Современный урок. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-328 с.

108. Зайцев Е.В. Наука о цвете и живописи. М.: Искусство, 1987.

109. Земпер Г. Практическая эстетика. М., 1970. - 302 с.

110. Зефельд В. К вопросу о пространственном обеспечении деятельности человека//Техническая эстетика, 1969. № 7.

111. Зись А.Я. Современный синтез искусств//Виды искусств в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984.

112. Золотникова А.С. Личность в структуре педагогического общения. — Ростов н/Д, 1979.-156 с.

113. Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре XX века//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974.

114. Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мора и знаковых систем. — М., 1978.

115. Иванова Н.С., Мигалина И.В. Основы архитектурного цветоведения: Уч. пособие. М.: МАРХИ, 1981. - 102 с.

116. Игры для интенсивного обучения/Под ред. В.В. Петрусинского. — М.: Прометей, 1991.-219 с.

117. Иконников А.В. Дизайн в городской среде или дизайн городской среды. Дизайн и город. М., 1988.

118. Ильенков Э.В. Философия культуры. — М.: Изд-во политич. лит-ры, 1991.

119. Искусство для детей (для школы и для семьи)/Сост. Р. Флёрих, Б. Сноу. -Кн. З.-М., 1914.-64 с.

120. Исследование художественных интересов школьников//Под ред. Е.В. Квятковского, Ю.У. Фохт-Бабушкина. — М., 1974. — 160 с.

121. История культуры античного мира. — М.: Наука, 1977.

122. Иттен Иоханнес. Искусство цвета/Пер. с нем.; Предисловие Л. Монаховой. -М.: Изд. Д. Аронов, 2000. 96 с.

123. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие Выпуск 1 : Концепция и программное обеспечение. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- 68 с.

124. К исследованию предметной среды для детей//Техническая эстетика, 1976.-№3-4.

125. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. - 120 с.

126. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе//Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. — Л., 1989.

127. Каган М.С. Системный подход к комплексному изучению искусства// Методологические проблемы современного искусства. Вып. 3. — Л., 1980.

128. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход. — М.: Изд-во МГУ, 1983. 168 с.

129. Каменский Я.А., Локк Д. Педагогическое наследие. М., 1987.

130. Кандинский В.В. О духовности в искусстве. — М.: Творчество, 1982. -78 с.

131. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество— М.: Педагогика, 1990.140 с.

132. Кап Л. Пространство и вдохновение//Современная архитектура, 1969. -№2.

133. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М., 1986. - 232 с.

134. Карпова Н.К. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий. — Автореф. дисс. .доктора пед. наук. — Ростов н/Д., 1995.-43 с.

135. Кашинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.

136. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.

137. Кершенштейнер Р. Развитие художественного творчества ребенка. — М.: Изд-во Сытина, 1914. 214 с.

138. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи: Уч. пособие. Киев, 1989.

139. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. - 351 с.

140. Коган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретного социологического исследования. М.: Мысль, 1966. - 213 с.

141. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1993.

142. Корбюзье Ле. Архитектура XX века. М., 1977. - 303 с.

143. Корво Д., Вернер-Бондз Л. Целебная сила цветозонотерапии/Пер. с англ. Л. Евелевой. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 184 с.

144. Коротеева Е.И. Искусство и ты. М.: Просвещение, 1997. - 142 с.

145. Коротов В.М. Введение в педагогику. — М.: УРАО, 1999. 256 с.

146. Краевский В.В. Наука об образовании в современной России: методологический анализ//Известия РАО, 1999. № 1. — С. 13-22.

147. Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. - 86 с.

148. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989. -479 с.

149. Кринский В.Ф. Объемно-пространственная композиция в архитектуре/Под ред. А.В. Степанова. — М.: Стройиздат, 1975. 193 с.

150. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. — М.-Л., 1934.

151. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. - 208 с.

152. Кузин B.C. Психология изобразительного искусства. — 1979.

153. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. — 183 с.

154. Кулаев К. В. Советская эстетическая мысль 20-х годов. 1990. - 63 с.

155. Кулаев К.В. Эстетика России 20-х годов и современность: Уч. пособие. М.: МТИ ЭТ (ТУ), 1964. - 64 с.

156. Культура Древней Руси. М.: Наука, 1966. - 327 с.

157. Культура и художественное воспитание: проблемы социального проектирования: Сб. статей/Сост. и отв. ред. М.М. Берлянчик, В.Г. Бутенко. Новосибирск-Херсон, 1991. - 256 с.

158. Куницина В.М., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение: Уч. для вузов. Спб.: Питер,2001.- 544 с.

159. Купач Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. -М., 2000. - 52 с.

160. Курьерова Г.Г. Феномен и дизайн образование в Италии//Труды ВНИИТЭ. - М., 1986. - № 50. - С. 29-44.

161. Лазебник Ю.С. Поэт и язык поэтической модели мира//Художественный текст: антология и интерпретация. Саратов, 1992. - С. 47-55.

162. Леонтьев А.А. Образ мира//Избр. психолог, тр. М., 1993.

163. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975.-245 с.

164. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981.

165. Линтинен Я., Кондратьев К. Проблема этнокультурной идентичности и современный дизайн. Гуманитарно-художественная проблема образа жизни и предметной среды//Труды ВНИИТЭ. М., 1989. - № 58.

166. Липе Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. -М.: Иностранная литература, 1954.

167. Лихачев Б.Т. Воспитание и социум: личностные смыслы общественного самосознания. М., 1999. - 149 с.

168. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников: Уч. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979. 167. с.

169. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. — 500 с.

170. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2000. - 523 с.

171. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Уч. пособие для студентов вузов М.: Прометей, 1995. — 282 с.

172. Лихачев Д.С. Книга беспокойств. Статьи, беседы, воспоминания. М.: Новости, 1991.-528 с.

173. Лобова А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку. — Автореф. дисс. .доктора пед. наук. М., 2001.

174. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М.: МГУ, 1985.

175. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль. РОУ, 1993. - 850 с.

176. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политическая литература, 1991. - 120 с.

177. Лук А.Н. Мышление и творчество. — М.: Политиздат, 1976. 144 с.

178. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений/Пер. с англ. -Междунар. пед. академия. — М., 1994.

179. Люшер М. Цвет вашего характера/Пер. с англ. М.: РИПОЛ КЛАССИК, Вече, 1997.-240 с.

180. Малица Мирча. Культура и новый экономический порядок//Культуры, 1982. -№ 1,2.-С. 53-61.

181. Ман Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство, 1990.

182. Маршутаев М.А. О гармонии как закономерностях. Принцип симметрии. М.,1978.

183. Масляев О.И. Психология личности. Д.: Сталкер, 1997. 416 с.

184. Матис А. Статьи об искусстве. Переписка. М.: Искусство, 1993. -461 с.

185. Маца И. Творческий метод и художественное наследство. — М.: Изогиз, 1933.-33 с.

186. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. — М.: Искусство, 1985. 316 с.

187. Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.-331 с.

188. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

189. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.-96 с.

190. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. — М., 1995.-143 с.

191. Мельников К.С. Мир художника. М.: Искусство, 1985. - 310 с.

192. Месенер Е. Основы композиции. М., 1968.

193. Методика художественного конструирования. — М., 1983. 165 с.

194. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография. -Тюмень: ТГУ, 1997. 168 с.

195. Мигал А.О. О красоте науки//Наука и жизнь. 1983. - № 3.

196. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. - 425 с.

197. Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.

198. Миронова JI.H. Цветоведение: Уч. пособие. Минск: Вышэйная школа, 1984.-286 с.

199. Мифы народов мира: В 2-х т. — М., 1990.

200. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/Под ред. Ю.Н. Кулюткина. М.: Педагогика, 1982. — 120 с.

201. Московская С. Цвет и звук. Педагогика будущего синтез искусств. -Спб., 1995.-79 с.

202. Мочалов JI.B. Пространство мира и пространство картины. — М.: Искусство, 1982.- 133 с.

203. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Уч. пособие. — Пенза, 1994.

204. Мухина В. Таинство детства. М.: Экономическая газета, 1998. - Т. И.

205. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.

206. Наторп П. Социальная педагогика. Спб., 1911.

207. Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. Т. I. - 164 с.

208. Некрасова М.А. Народное искусство и художественное наследство. -М.: ОГИЗ, ИЗОТИЗ, 1933. 336 с.

209. Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального. Традиции и новизна. Проблемы народного искусства/Под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макаровой. М.: ИЗО, 1982. — 150 с.

210. Немов Р.С. Психология: Уч. пособие. -М.: Просвещение, 1990. 301 с.

211. Неплох Я.М. Человек, познай себя! Записки психиатра. Спб.: Наука, 1991.-208 с.

212. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. — М.: МИРОС, 1997.-144 с.

213. Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя//Советская педагогика, 1982. № 4. - С.90-92.

214. Никандров Н.Д. Российская национальная идея основа воспитания //Известия РАО,1999. - № 2. - С. 13-23.

215. Никандров Н.Д. Россия: гражданское воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. - 229 с.

216. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). — М.: Профессиональное образование, 1996.

217. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. — М.: Политиздат, 1976.-287 с.

218. Нурмакова М.С. Этнопедагогика в сфере культурно-содержательной деятельности. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. - М., 1997. -47 с.

219. Общая психология/Под ред. А.В. Петровского. — М., 1988.

220. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Казань:, 1989. - 142 с.

221. Основы эстетической культуры и эстетики/Отв. ред. и сост. Л.П. Печко. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1990. - 47 с.

222. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Уч. пособие/ Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.

223. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999. - Ч. 1. - 573 с.

224. Положение о комплексной игре «Новая цивилизация» (1999/2000 учебный год). -М.: МООДиМ «Новая цивилизация», 1999. 16 с.

225. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.

226. Полунина В.Н. Одолень трава. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М., 1989. - 140 с.

227. Полуянов Ю. Воображение и способность. М.: Знание, 1982. - 96 с.

228. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.

229. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/Под ред. Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверева, Э.И. Моносзона; Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1980.-224 с.

230. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. - 288 с.

231. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе: Сб. научных трудов/Под ред. А.А. Мелик-Пашаева. М.: ВНИК «Школа», 1990.-105 с.

232. Проведение практического занятия «Оценка уровня совместимости в малой социальной группе (семье)» (учебно-методическая разработка в помощь слушателям)/Сост. B.C. Торохтий. — М., 1996. 25 с.

233. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в школах РСФСР: Из опыта работы учителей-экспериментаторов/Ред.-составители Копцев В.П., Борисова О.Н. — М.: НИИ школ МО РСФСР, 1991.

234. Программа «Развитие» (основные положения) . М.: Новая школа, 1994.

235. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры//Под ред. Е.В. Смирницкой. — М., 1995.

236. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.

237. Прутченков А.С., Иванова Л.Ю. Как изучить общественное мнение в регионе (практикум). М.: МООДиМ «Новая цивилизация», 1999. — 40 с.

238. Психология личности: тесты, опросники, методики/Авторы-составители Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. М.: Геликон, 1995. - 220 с.

239. Психология цвета: Сб./Пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1996. - 352 с.

240. Пушкина Т.Ф. Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. - Воронеж, 2000. - 22 с.

241. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М.: Мир, 1978.

242. Ражников В.К. О программе эмоционально-эстетического развития детей. «Маленький ЭМО»//Дошкольное воспитание, 1996. № 9. — С. 5365.

243. Разумный В.А. Художественная педагогика. М., 1999. — 75 с.

244. Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. -Самара: БАХРАТ, 1996. 480 с.

245. Раппопорт А. Стиль и среда//Декоративное искусство, 1989.

246. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: Наука, 1968. — 415 с.

247. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология. Спб.: Питер Ком, 1999.-416 с.

248. Революция искусство - дети: В 2-х Т.//НИИ ХВ АПН СССР . - М.: Просвещение, 1968.-415 с.

249. Рейзенкинд Т.И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров и художественно- просветительской деятельности. — Автореф. дисс. . .доктора пед. наук. — М., 1998.

250. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. Спб., 1901.

251. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974. -299 с.

252. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Уч. пособие. М.: Владос, 1996. - 529 с.

253. Рок И. Введение в зрительное восприятие: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - 312 е.; Т. 2 - 280 с.

254. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974. - 244 с.

255. Рубина Г.В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов. — Автореф. дисс. .доктора пед. наук. М., 1995. - 34 с.

256. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, 1958.-453 с.

257. Руднева Е. Художественное воспитание в новой школе//Художественное воспитание в школе I ступени. М., 1927.

258. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы/Под. ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. — М.: Академия, 1995.

259. Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников (Сборник научных трудов)/Под редакцией Н.С. Дежниковой.- Выпуск № 2.- М., 2000- 80 с.

260. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Природа, пространство, архитектура для 1-11 классов. Интегрированные программы. М.: Просвещение, 1995. — 76 с.

261. Савенкова Л.Г. Освоение художественной организации предметно-пространственной среды//Взаимодействие и интеграция искусств/Под ред. Б.П. Юсова, Г.Г. Шевченко. Луганск, 1990. - С. 109-123.

262. Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры: интегрированный полихудожественный подход к преподаванию изобразительного искусства. М., 2000. — 360 с.

263. Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Сов. худ., 1984. — 304 с.

264. Семья в России//Научный общественно-политический журнал, 1998.-№ 2.

265. Семья и социум: проблемы и перспективы: Сб. материалов респ. науч.-практ. конф./Ин-т повышения квалификации работников образования. Ассоциация народной педагогики Якутии. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1998.

266. Сидорин В.Ф. Направления в дизайне 70-х годов. Экологическое движение в мире//Труды ВНИИТЭ, 1998. № 48.

267. Симонов П.В. Мозг и творчество//Вопросы философии, 1992. № 11. -С. 13-26.

268. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1987. - 352 с.

269. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.-160 с.

270. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М.: Школа -Пресс, 1995.-385 с.

271. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990.-342 с.

272. Содружество педагогов и учащихся как педагогическое явление: Межвуз. сб. науч. трудов. Л., 1989. - 161 с.

273. Социология молодежи: Уч./Под ред. В.Т. Лисовского. — Спб., 1996.460 с.

274. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере: Уч. пособие. Киев: Вища школа, 1985.

275. Степанова В.В. Рисунок и творчество. — Владивосток, 1996. 806 с.

276. Столович Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1987. - 39 с.

277. Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников: Вопросы теории и организации, образовательное и воспитательное значение. М.: Педагогика, 1984. - 160 с.

278. Сулейманова Ф.С. Национально-региональный компонент содержания художественно-графического образования студентов педагогического вуза. —Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Казань, 2000. 20 с.

279. Суслова Е. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. М., 1993.

280. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.

281. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев: Рязанская школа, 1984.-254 с.

282. Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред. Е.В Пискунова. М.: Педагогика, 1979. - 20 с.

283. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт/Под ред. В.Г. Бочаровой, Т.Ф. Яркиной. М., 1993.

284. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-492 с.

285. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. — М.: Мысль, 1974.-229 с.

286. Усов Ю. Н. Концепция художественного образования на материале кино, телевидения, видео, медиа, компьютерного экрана//Симпозиум художественного образования. 20-21 октября 1998 г. —ЛМ., 1999. — 201 с.

287. Ушинский К.Д. Избр. соч. Т. 1. - М.: Учпедгиз, 1945.

288. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Искусство, 1986.

289. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. — М: МПСИ/ Флинта, 1999.-672 с.

290. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве и времени Детства. М.: МПСИ/Флита, 1997. - 160 с.

291. Филонов Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

292. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.

293. Флерина Е.А. Роль материальной среды в развитии художественно-творческой активности дошкольника. — М., 1921.

294. Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях//Декоративно-прикладное искусство, 1980. № 7. - С. 24-29.

295. Флоренский П.А. О типах возрастания//Богословский вестник, 1906.-№ 7.

296. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. — М.: Знание, 1982.

297. Франкфурт Б.А. Теоретико-педагогические проблемы построения современных моделей общеобразовательных учреждений. — Автореф. дисс. .доктора пед. наук. М., 2000. — 35 с.

298. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1993. - 400 с.

299. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство. - М.: Стройиздат, 1973.-117 с.

300. Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк„ 1990. 576 с.

301. Харчев А.Г. Социология воспитания. — М., 1990.

302. Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987. - 256 с.

303. Художественная культура и развитие личности/Под ред. Фохт-Бабушкина. М.: Наука, 1987. - 223 с.

304. Художественное творчество и ребенок/Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972.-287 с.

305. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение/Пер. с англ. М.: Мир, 1990. - 239 с.

306. Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971. - 158 с.

307. Человек, предмет, среда: Сб. ст./Сост. В.Н. Толстой. М.:, 1980. — 250 с.

308. Человек: деятельность, творчество, стиль мышления: Сб. — Симферополь, 1987.-272 с.

309. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л., 1968.

310. Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. -М„ 1964. Т. 3.

311. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1985.

312. Шевелев И.Ш., Марутаев Н.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990.

313. Шилова М.И. Гражданское воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Уч. пособие. Красноярск: КГПУ, 1998. — 196 с.

314. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сб. научных трудов/Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999.-308 с.

315. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М.,1994. —17 с.

316. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. - Т. 1. - 480 с.

317. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

318. Эстетические ценности предметно пространственной среды. — М.: Стройиздат, 1990. - 334 с.

319. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1984.-256 с.

320. Юсов Б.П., Сухова Т.И., Пеня Т.Г. и др. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя. М.: ИЦЭВ РАО, 1995. - 107 с.

321. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. — 343 с.

322. Яшкин Ф.А. О дифференциации и интеграции как философских категориях и методологическом значении для специальных наук. -Тбилиси —М., 1968.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.