Государственно-правовая концепция Йозефа Ратцингера (теоретико-правовое исследование) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Костенникова Екатерина Андреевна

  • Костенникова Екатерина Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 166
Костенникова Екатерина Андреевна. Государственно-правовая концепция Йозефа Ратцингера (теоретико-правовое исследование): дис. кандидат наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет». 2022. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Костенникова Екатерина Андреевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Учение католической церкви о государстве, праве, гражданском обществе и его влияние на формирование воззрений Йозефа

Ратцингера

§1. Формирование доктрины католической церкви о государственной власти и

гражданском обществе в конце XIX — середине XX века

§2. Йозеф Ратцингер - папа Бенедикт XVI: формирование взглядов, становление

ученого

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЙОЗЕФА РАТЦИНГЕРА

§ 1. Концепция «ответственной» свободы Йозефа Ратцингера и его вклад в развитие

учения о правах, свободе и достоинстве личности

§ 2. Учение Йозефа Ратцингера о сущности публичной власти

§ 3. Правовые воззрения Йозефа Ратцингера

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В

ДОКТРИНЕ ЙОЗЕФА РАТЦИНГЕРА

§ 1. Дуализм церкви и государства: истоки формирования концепта и современная

интерпретация

§ 2. Политико-правовые проблемы современной Европы в оценке Йозефа

Ратцингера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-правовая концепция Йозефа Ратцингера (теоретико-правовое исследование)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Смена государственно-правовой парадигмы в России в конце XX века повлекла за собой изменения обществен-правового сознания в самых различных сферах, в том числе в сфере государственно-религиозных отношений и отношения к церкви как институту гражданского общества. Церковь оказалась вовлеченной в государственно-правовые процессы. Это касается политики государства по защите чувств верующих, восстановления традиционных ценностей, формировании правовой идеологии. В связи с этим особое значение приобретают отношения церкви и государства, а также права и религии. В большинстве документов, исходящих от церкви, раскрываются государственно-правовые вопросы, формулируется отношение к праву и государству. И это объяснимо, поскольку на протяжении всей истории России и Европы церковь и государство совместно осуществляли управление обществом, а нормы канонического права были тесно вплетены в правовую систему государств. В настоящее время христианская церковь как в России, так и на Западе остается очень влиятельной организацией в плане защиты прав человека, гуманизации политики государства.

В этой связи особый интерес представляет творчество выдающегося немецкого теолога и философа, крупного общественного деятеля и нашего современника - Йозефа Алоиза Ратцингера. Йозеф Ратцингер - 265-ый папа римский Бенедикт XVI (2005-2013 гг.), в настоящее время в связи с добровольным отречением от Святого престола носит титул Papa Emiritus - папа римский на покое.

Научная ценность трудов Йозефа Ратцингера является общепризнанной как в Европе, так и в России. Детальное изучение работ Й. Ратцингера позволяет сделать вывод о том, что его научное наследие не ограничено теолого-философской сферой, но также содержит массу глубоких мыслей и выводов, представляющих теоретико-познавательную ценность для современной государственно-правовой науки. Это, прежде всего, исследование сущности права в контексте идеи

естественного права, изучение и анализ таких категорий, как «свобода», «власть», «государство». Особый интерес представляют взгляды Й. Ратцингера на политические проблемы современного общества, например проблему идеологического обоснования объединения Европы, проблему соблюдения прав человека в условиях глобализации и многие другие.

Обращение к творческому наследию Й. Ратцингера позволит по-новому взглянуть на классические проблемы теоретико-правовой науки. Подобный новый взгляд способствует раскрытию не исследованных ранее ценностно-правовых ориентиров, углубленному познанию онтологических и метафизических характеристик государства и права, и в целом значительно расширяет границы правопонимания. В связи с этим, обращение к научному наследию Й. Ратцингера, безусловно, является актуальным.

Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на масштабность и оригинальность научных изысканий, учение Йозефа Ратцингера о праве и государстве до настоящего времени не было объектом целостного исследования.

Формирование и развитие взглядов Й. Ратцингера представлены в работах его биографов - М.Н. Хайма, М.Дж. Миллера, П. Сиволда, С. Мансфилда. Государственно-правовая проблематика воззрений мыслителя неоднократно становилась предметом научного поиска западных ученых. Так, в ряде научных статей Дж. Викса, П. Гамберини, П.Х. Лобейра проанализированы отдельные положения учения Й. Ратцингера, в частности вопрос отношения Католической церкви к иным христианским церквам, а также иным религиям, проблема культурной свободы в условиях либеральной демократии и др.

К творчеству мыслителя обращались также русскоязычные авторы. Так, анализу общественно-политических идей Й. Ратцингера посвящены работы В.М. Богомазова, Д. Витера, И. Дестивеля, Д.И. Корпусова, С.В. Мельник, А.В. Юдина. Религиозно-философские взгляды мыслителя рассмотрены в научных статьях Г.И. Быкова, С.В. Добронравова, Н.Н. Поташинской, Н.А. Тарнакина, М.Р. Торбург и др.

Современная юриспруденция не обошла своим вниманием вопросы взаимоотношения государства и церкви, а также права и религии. Огромную важность имеют труды Дж. Бермана, который исследовал влияние западного христианства на европейскую правовую систему. Также необходимо выделить работы А.Г. Залужного, И.А. Исаева, Г.В. Мальцева, Е.В. Тимошиной, И.Л. Честнова.

Следует отметить, что и в отечественной, и в зарубежной научной литературе воззрения Й. Ратцингера проанализированы в недостаточной степени: социально-политические аспекты его учения освещены лишь фрагментарно, а его государственно-правовые взгляды никогда не выступали в качестве самостоятельного объекта исследования со стороны юридической науки. Следовательно, выбор темы настоящей работы обусловлен не только ее значимостью, но и недостаточной разработанностью. Только комплексное и всестороннее исследование позволит справедливо оценить вклад Й. Ратцингера в развитие современной государственно-правовой науки и его влияние на современную социально-политическую мысль.

Постановка научной задачи заключается в том, чтобы выявить, систематизировать политико-правовые воззрения Й. Ратцингера, доказать целостность его концепции о государстве и праве.

Объектом исследования выступает современная государственно-правовая доктрина католической церкви, которая получила свое формирование в конце XIX — начале XXI века.

Предметом диссертации выступают взгляды Йозефа Ратцингера на государство, право, их природу и предназначение, а также на политическую и экономическую систему общества.

Целью исследования являются реконструкция и интерпретация политико-правовых воззрений Йозефа Ратцингера.

Постановка данной цели обусловливает следующие задачи исследования:

- обосновать значение процесса модернизации доктрины католической церкви о гражданском обществе и государстве в конце XIX - первой половине XX века на становление и развитие научных взглядов Й. Ратцингера;

- выявить эволюционную тенденцию научных воззрений Й. Ратцингера для обоснования их влияния на развитие учения о свободе, естественном праве, правах и свободах человека;

- дать характеристику концепции Йозефа Ратцингера об «ответственной» свободе в контексте христианского учения о свободе и естественном праве;

- систематизировать взгляды Й. Ратцингера на учение католической церкви о государственной власти;

- обобщить воззрения Йозефа Ратцингера в контексте учения католической церкви о естественном праве;

- выявить корреляцию воззрений Й. Ратцингера на проблемы взаимоотношений государства и церкви - политических институтов общества, объединенных идеей защиты личности и общества.

Источниковую базу исследования составили: во-первых, официальные документы Католической церкви - Катехизис Католической церкви (1992 г.), Кодекс канонического права Католической церкви (1917 г.). Во-вторых, документы Церкви, автором которых является Й. Ратцингер: энциклики «Deus Caritas Est» («Бог есть любовь», 2005 г.), «Spe Salvi» («Спасённые надеждой», 2007 г.), «Caritas in Veritate» («Милосердие в истине», 2009 г.), а также энциклика «Lumen Fidei» («Свет веры», 2013 г.), которая была опубликована уже за подписью папы Франциска - преемника Бенедикта XVI, но авторство папы Бенедикта было официально подтверждено самим Франциском. Помимо энциклик, в период понтификата Бенедикта XVI были изданы апостольские обращения - папские документы, которые призваны воодушевить и направить сообщество верующих, побуждая их к тем или иным активным действиям. При этом апостольские обращения не затрагивают вопросов церковной доктрины, но при этом направлены на привлечение внимание к социальным проблемам. К теме настоящей работы

относятся: «Sacramentum Caritatis» - «Постсинодальное апостольское обращение папы Бенедикта XVI о евхаристии - источнике и вершине жизни и миссии Церкви» (2007 г.) и «Verbum Domini» - «Постсинодальное апостольское обращение папы Бенедикта XVI о слове Божием в жизни и миссии Церкви» (2010 г.). Еще один достаточно обширный вид папских документов - послания, обращения и письма. Это различного рода заявления папы римского или тексты его выступлений. Для данной работы актуальными источниками стали следующие документы: Послание кардиналу Ривьера Каррера по случаю встречи, касающейся Компендиума социальной доктрины Церкви (2005 г.), Апостольское послание в форме motu proprio по случаю утверждения и опубликования Компендиума Катехизиса Католической Церкви (2005 г.), Послание кардиналу Вальтеру Касперу по случаю Второй Конференции о мире и толерантности, организованной Вселенским патриархатом Константинополя (2005 г.), Послание по случаю 40-летнего юбилея Декларации Второго ватиканского собора «Nostra aetate» об отношении Церкви к нехристианским религиям (2005 г.), Послание доктору Анхеле Меркель, Канцлеру Федеративной Республики Германии (2006 г.), послание Президенту Итальянской Республики по случаю 150-ой годовщины объединения Италии (2011 г.) и др.

В-третьих, научные труды Й. Ратцингера, опубликованные в виде монографий, лекций, докладов, научных дискуссий. По теме настоящего исследования представляют такие труды, как «Введение в христианство» (1968 г.), «Принципы христианской морали» (1975 г.), «Принципы католической теологии» (1982 г.), «Церковь, экуменизм и политика: новые очерки о экклезиологии» (1987 г.), «Поворотная точка для Европы?» (1991 г.), «Новая песнь Господу: вера во Христа и литургия сегодня» (1995 г.), «Много религий, один завет: Израиль, Церковь и мир» (1997 г.), «Истина и толерантность: христианская вера и мировые религии» (2003 г.), «Христианство и кризис культуры» (2005 г.), «Иисус из Назарета» (2007 г.), «Иисус, апостолы и ранняя Церковь» (2007 г.) и др.

Изучение и анализ указанных источников позволили автору исследования раскрыть сущность и содержание государственно-правовых взглядов Й. Ратцингера.

Методологическая основа настоящей работы обусловлена спецификой избранной тематики. Для наиболее полного отражения существа исследуемых идей автором применялась широкая методологическая база, характерная для правовых исследований, в частности истории учений о государстве и праве. Использовались общефилософские методы, в рамках которых применялись логические приемы, а именно: метод сравнения при исследовании процессов модернизации социально-политической доктрины католической церкви; диалектический метод при анализе становлении государственно-правовой концепции Й. Ратцингера, анализ и синтез, при исследовании и обобщении взглядов Й. Ратцингера на государство и право. Метод дедукции и индукции нашел применение при нахождении идей естественного права в источниках христианской доктрины, их обобщения с целью выведения общей концепции естественного права. В диссертационном исследовании использовался конкретно-исторический метод при анализе условий и исторических предпосылок формирования взглядов Й. Ратцингера. Метод правовой герменевтики был применен в процессе исследования канонических и богословских текстов, которые нуждались в их правовой интерпретации, и обнаружения в них государственно-правовых идей. Специфика работы предопределила необходимость использования специальных юридических методов, а именно: системно-правового, который позволил структурировать общую картину объекта исследования; формально-юридический метод, с помощью которого автор исследовал конкретные положения о государстве и праве в концепции Й. Ратцингера.

Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых: Августина Аврелия, Фомы Аквинского, Дж. Бермана, Р. Гвардини, В.Г. Графского, Г. Гроция, Л. Джуссани, И.А. Ильина, И.А. Исаева, П. де Лобье, А. Любака, Ю. Майки, Г.В. Мальцева, Ж. Маритена, В.С. Нерсесянца, Н. Нойхауза, Ф.Г. Овсиенко, Ж.-П. Сартра, Е.В. Спекторского, С.Л. Франка, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, Й. Хеффнера, И.Л. Честнова, В.А. Четвернина.

Научная новизна диссертации заключается в том, что на основании выполненных автором исследований:

- выявлены основные пути и этапы модернизации доктрины католической церкви о государстве, праве и гражданском обществе в конце XIX — середине XX века;

- показано становление и динамика научных воззрений Й. Ратцингера в области предназначения государства, государственно-церковных отношений; обоснования свободы и достоинства личности;

- систематизированы взгляды Й. Ратцингера на государство в контексте идеи «нравственной» власти и ее служения на благо человека и гражданина и для обеспечения стабильности общества;

- в научный оборот введены положения Й. Ратцингера о разумном консерватизме и «ответственной» свободе в контексте естественно-правового учения о сущности права и государства;

- дан авторский анализ политико-правовых воззрений Йозефа Ратцингера в контексте учения католической церкви о естественном праве и законе;

- предложена интерпретация взглядов Й. Ратцингера на объективный дуализм государства и церкви в политической системе общества, в рамках которой эти властные институты призваны сотрудничать в области соблюдения прав человека и поддержки наименее защищенных социальных групп;

- показано отношение к политико-правовым изменениям в странах Европы, суть которого признание необходимости демократии, которая способна создать условия для реализации прав и свобод человека, но осуждение чрезмерного индивидуализма, который имеет место в современном обществе.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие научной новизной:

1. Главным источником формирования политико-правового учения Й. Ратцингера явилась социально-политическая доктрина Римско-католической церкви о государстве, праве и гражданском обществе, сформированная в конце XIX - середине XX века. В церковных документах высшей ценностью провозглашались права и свободы человека, рассматриваемые через призму общего блага; обосновывалась свобода вероисповедования, свобода деятельности религиозных

объединений. Права и свободы человека были представлены в качестве доминирующих критериев для оценки общественной и государственной практики.

2. Политико-правовые воззрения Й. Ратцингера характеризуются как современный консерватизм, и их понимание осуществимо в контексте традиционного учения католической церкви. В то же время, ученый интерпретирует традиционализм уникальным образом - как принцип «единства в многообразии», где «единство» - это истина, а «многообразие» - пути ее поиска.

3. Воззрения Йозефа Ратцингера в контексте учения католической церкви о естественном нравственном законе - это идейный центр его учения, поскольку именно естественный закон в соответствии с естественным правом, устанавливает пределы государственного произвола и определяет содержание функциональной достаточности государства - упорядочения общественных отношений, поддержания нравственности.

4. Свое учение о государстве и праве Й. Ратцингер основывает на христианском понимании человека в контексте таких онтологических ценностей как достоинство, свобода, равенство, а также солидаризм. Эти и другие ценности детерминируют положение человека в системе его связей с обществом и государством. Такое утверждение обосновано, во-первых, его философской и религиозной картиной мира, а во-вторых, методами получения знаний: наряду с философскими, основным методом исследований Й. Ратцингера является экзегетика - толкование и интерпретация Священного писания.

5. Авторская концепция Й. Ратцингера о государстве и праве сформулирована на основе многочисленных энциклик, трудов, выступлений, интервью, посвященных анализу и интерпретации христианского учения, общей характеристике и тенденциям развития современного общества и государства. И хотя ученым не была написана работа, специально посвященная государству и праву, все же им была создана системная доктрина о государстве и праве.

6. Согласно концепции Й. Ратцингера, государство - это, во-первых, властный институт, необходимый для человека; во-вторых, существование государства обусловлено, с одной стороны, трансцендентальной божественной

волей, а с другой - природой человека, которая интерпретирована в традиционно религиозном ключе с привлечением догмата о божественной сущности человека; в-третьих, государство телеологически ориентировано на благо человека и обеспечение стабильности. Вместе с тем мыслитель выступает против слепой покорности человека и общества государственной власти и, тем более, обожествления государства. Основа отношений государства и церкви в рамках политической системы - их относительная автономия и сосуществование с учетом взаимного признания и уважения. Дуалистическая конструкция церковно-государственных отношений, по мысли Ратцингера, заложила основы идеи свободы. Функционирование такой системы возможно только в условиях христианства.

7. Концепция «ответственной» свободы Йозефа Ратцингера характеризует свободу как естественно-правовую потребность человека. Высказывая негативное отношение к современному ему пониманию свободы как абсолютизированного индивидуализма и отсутствия преград, мыслитель настаивает на действенности внешних гарантов свободы. К ним относятся демократия как основа государственного строя в системе с признаваемыми и гарантируемыми государством правами человека. Права человека представляют собой формальное выражение свободы индивида: это основа выстраивания отношений «человек-общество-государство» и та призма, через которую они взаимодействуют.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обоснована тем, что сформировано научное представление о политико-правовых воззрениях Й. Ратцингера о государстве и праве. Раскрыто содержание идей Й. Ратцингера о «нравственной» власти и ее служения на благо человека и гражданина и обеспечения стабильности общества; доказан вклад Й. Ратцингера в развитие концепции естественного права и выявление сущности государства и права. Предложена интерпретация взглядов Й. Ратцингера на взаимоотношения церкви и государства, в рамках которых эти властные институты призваны сотрудничать в области соблюдения прав человека и поддержки наименее защищенных социальных групп; доказано, что государственно-правовые вопросы наполнились

новым содержанием в ситуации постмодерна, а именно концепция «нравственной» власти, проблема взаимоотношений церкви и государства, теория естественного права, проблема положения личности в социально-правовом пространстве.

Полученные в диссертации выводы направлены на обогащение теоретико-правовой науки и философии права. Научные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития этих наук.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в при проведении исследований, посвященных современной зарубежной политико-правовой теории; при разработке учебных программ, учебно-методических комплексов и в ходе преподавания истории политических и правовых учений, теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, философии права, социологии права; при подготовки лекций, семинаров в образовательных учреждениях высшего образования на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Степень достоверности проведенного исследования подтверждается глубоким анализом и обобщением значительного количества первоисточников и научных трудов, составивших теоретическую основу работы по вопросам государственно-церковных отношений, естественно-правовой доктрины, гражданского общества и государства, прав и свобод человека.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена на кафедре теории и истории государства и права Юго-Западного государственного университета. По результатам диссертационного исследования автор выступил с докладами на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях, принимал участие в круглых столах. (Санкт-Петербург, 28 апреля 2015 г., Воронеж, 18-20 мая 2015 г., Воронеж, 11-12 июня 2015 г., Санкт-Петербург, 28-29 апреля 2020 г.).

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 6 опубликованных статьях, 3 из которых опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах.

Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. УЧЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ О ГОСУДАРСТВЕ, ПРАВЕ, ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ВОЗЗРЕНИЙ ЙОЗЕФА РАТЦИНГЕРА.

§1. Формирование доктрины католической церкви о государственной власти и гражданском обществе в конце XIX — середине XX века.

Конец XIX века и все XX столетие характеризуется высокой степенью социально-политической активности Католической церкви. В этот период церковь подвергалась серьезному давлению со стороны правительств различных государств, боровшихся против власти и влияния католического клира. В 1878 году папой был избран Винченцо Джоакино Печчи, взявший имя Льва XIII (1878-1903). Вновь избранный папа встал на путь преодоления всех конфликтов, в которые оказалась вовлечена церковь, посредством дипломатических соглашений и последовательных реформ. Польский социолог Юзеф Майка отмечал, что Лев XIII в полной мере осознал, что между церковью и современным миром «разверзается и углубляется пропасть, преодолеть которую становится все труднее, поэтому необходимо обновление христианства и одновременно приспособление его к реалиям современной жизни»1.

В связи с этим папа ставит перед собой цель - опираясь на классические ценности христианской философии, в том числе в области государства и права, придать цельный характер церковной оценке социально-политических процессов. Подобное «упорядочение» церковной доктрины позволило бы достичь взаимопонимания внутри католического сообщества и сформировать мировоззренческие ориентиры, могущие выступать не только в качестве идеологической основы, но и в качестве практического руководства к действию.

Кроме того, папа Лев XIII стремится модернизировать социально-политическую доктрину Католической церкви таким образом, чтобы она

соответствовала духу времени. С этой целью в своих речах и посланиях он поднимает самые актуальные и самые важные общественные вопросы. Однако наибольший интерес представляют собой обращения в форме энциклик -основного папского документа, в котором освещаются важнейшие вопросы государств и права, гражданского общества, экономические, нравственные проблемы. Серия энциклик, изданных Львом XIII, знаменует начало нового этапа в развитии социальной доктрины Католической церкви.

В 1879 г. папа Лев XIII издает энциклику «Aeterm Ра^» («Вечному Отцу»), где представляет систему взглядов Фомы Аквинского в качестве основы католической доктрины, на которую следует опираться всем католикам в различных научно-философских, теологических и государственно-правовых исследованиях. Так, возрождение томизма стало ключевым моментом программы понтификата Льва XIII.

Отправной точкой социального аспекта томизма является концепция естественного закона или естественного права. Естественное право, по Фоме Аквинскому - «это отпечатанный в нас божественный свет»1; сопричастность человека вечному божественному закону. Данный закон - источник и главный компонент мирового порядка, поскольку он «проистекает из разумеющей воли Бога»2. Предписания естественного закона содержат общие начала, которые используются человеком для создания собственных - человеческих - законов в целях регулирования конкретных жизненных ситуаций.

Благодаря естественному закону человек определяет цель своего существования - стремление к благу - и направляет свои действия к достижению этой цели. И в-третьих, именно естественный закон позволяет человеку отличать добро от зла3.

Предписания естественного права - неотъемлемая часть всякого человеческого разума, его положения неизменны и одинаковы для всех. Познание

естественного закона происходит на уровне интуиции, но реализация отдельных его положений требует действия практического разума - осознания, принятия, конкретизации и придания должной формы. Так появляются человеческие законы. Вследствие множества людей и разнообразия жизненных ситуаций, общие начала естественного закона не могут быть применены одинаково. Этим объясняются отличия установленных законов у разных народов. В то же время, всякий человеческий закон «происходит» от естественного закона, носит его характер, и «если он...является отклонением от естественного закона, то он уже не закон, а извращение закона»1.

Второе фундаментальное направление томистской социальной философии -это определение сущности государства в контексте идеи общего блага. Согласно данной концепции, все люди естественным образом стремятся к объединению в различные социальные общности. В таких общностях в обязательном порядке действуют нормы, регулирующие жизнь людей и их взаимоотношения друг с другом. Государство представляет собой разновидность подобных сообществ. В то же время, по сравнению с другими, государство обладает особой важностью и значимостью для человека, что обусловливается спецификой его задач и сложностью структуры. Так, стремясь удовлетворить потребности своих граждан в благополучии и безопасности, государство обеспечивает состояние определенного правового порядка, используя, в том числе, механизмы власти и принуждения. Власть, согласно Фоме, является не только инструментом для решения задач общества, но и фактором его единства. Богослов полагает, что наличие института власти соответствует ordo - общему порядку вещей, установленному божественным разумом и обеспечивающему мировую гармонию2.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Костенникова Екатерина Андреевна, 2022 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат.

— Минск: Харвест, 1999. — 1600 с.

2. Августин Блаженный. Творения. Том 3. О Граде Божьем. - СПб: Алетейя, 1998. - 598 с.

3. Аквинский, Ф. Сумма против язычников. Книга первая / Ф. Аквинский.

— М. : Институт философии и теологии св. Фомы, 2004. — 440 с.

4. Аквинский, Ф. Сумма теологии. Часть II-I / Ф. Аквинский. — Киев : Ника-Центр, 2010. — 432 с.

5. Аквинский, Ф. О правлении государей / Ф. Аквинский // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI - XVII вв. — Л. : Наука, 1990.

— С. 217-245.

6. Антошевский, Т. К истокам христианско-демократического движения в Европе [Электронный ресурс] / Т. Антошевский // Христианский демократ: электрон. газета. — 2004. — № 1. — Режим доступа: http://sd.net.ua/2011/04/03/k-istokam-xristiansko-demokraticheskogo.html.

7. Бенедикт XVI. Энциклика «Spe salvi» / Бенедикт XVI. — М. : Изд-во Францисканцев, 2008. — 62 с.

8. Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж. Берман. — М. : Изд-во МГУ, Инфра-М-Норма, 1998. — 624 с.

9. Богомазов, В.М. Понтификат Бенедикта XVI и основа социальных воззрений католицизма в начале XXI века / В. М. Богомазов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2011. — Вып. 1. — С. 45-56.

10. Боргош, Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргош. — М. : Мысль, 1966. — 217

с.

11. Быкова, Г.И. Религиозно-политический концепт «Вера» в работе Й. Ратцингера (Бенедикта XVI) «Ценности в эпоху перемен» / Г. И. Быкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2012. — № 1. — С. 107-116.

12. Вегас, Х.М. Основы христианской этики / Х. М. Вегас. — СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Рус. христ. гуманит. акад., 2007. — 171 с.

13. Витер, Д. Идеи либерального капитализма и экономика любви в концепции Бенедикта XVI / Д. Витер // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2015. — Вып. 1(9). — С.98-112.

14. Второй Ватиканский Собор: Конституции, Декреты, Декларации. — Брюссель : Жизнь с Богом, 1992. — 576 с.

15. Гвардини, Р. Конец нового времени / Р. Гвардини // Феномен человека: Антология. М. : Высшая школа, 1993. — С.240-296.

16. Гвардини, Р. Спаситель в мифе, откровении и политике: теолого-политические раздумья / Р. Гвардини // Философские науки. — 1992. — № 2. — С.132-165.

17. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства. учебник для вузов / В. Г. Графский. — М. : Норма, 2003. — 744 с.

18. Грохолевский, З. Естественный закон в учении Церкви / З. Грохолевский. — М. : НО Изд-во Францисканцев, 2009. — 64 с.

19. Гроций, Г. О праве войны и мира: Репринт с изд. 1956 г. / Г. Гроций. — М. : Ладомир, 1994. — 868 с.

20. Дествивель, И. От инкультурации к встрече культур. Взаимоотношения Церкви и культуры в учении Бенедикта XVI / И. Дествивель // Folia Petropolitana.

— 2012. — №1. — С.15-23.

21. Дествивель, И. От инкультурации к встрече культур. Взаимоотношения Церкви и культуры в учении Бенедикта XVI / И. Дествивель // Folia Petropolitana.

— 2012. — №1. — С. 12-20

22. Детство в «Третьем Рейхе» [Электронный ресурс] / пер. с нем. Чистов А. // Ратцингер-Информ: Римский Папа on-line. Бенедикт XVI - жизнь и работа Понтифика. — Режим доступа: http://www.benediktxvi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=723&Itemi d=57.

23. Добронравов, С.В., Торбург, М.Р. Католическая теология в эпоху постмодернизма (на примере книги Йозефа Ратцингера (Бенедикта XVI) «Иисус из Назарета») / С. В. Добронравов, М. Р. Торбург // Альманах современной науки и образования. — Тамбов : Грамота, 2013. — № 11 (78). — С. 62-68.

24. Епифанова, Т.В. Человек, общество и государство в политическом учении Августина Блаженного / Т. В. Епифанова. — М. : Международный юридический институт, 2012. —180 с.

25. Жильсон, Э. Дух средневековой философии / Э. Жильсон. — М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. — 560 с.

26. Задворный, В.Л. История римских пап. Том II. От св. Феликса II до Пелагия II / В. Л. Задворный. — М. : Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве, 1997. — 193 с.

27. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин. — М. : АСТ Москва, 2007. — 320 с.

28. Иоанн Златоуст. Толкование Евангелия от Матфея (в 2-х томах) / Иоанн Златоуст. — М. : Правило веры, 2017. — 1872 с.

29. Иоанн Павел II. Энциклика «Redemptor hominis» [Электронный ресурс] / Иоанн Павел II // Святой Престол. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_04031979_redemptor-hominis.html.

30. Исаев, М.А. История Российского государства и права: учебник / М. А. Исаев. — М. : Статут, 2012. — 839 с.

31. История II Ватиканского собора. Том I. Навстречу новой эре в истории католичества. Провозглашение и подготовка собора. Январь 1959 - Сентябрь 1962 / Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. — М. : Библейско-богословского институт св. апостола Андрея, 2005. — 621 с.

32. Иустин Философ. Творения / Иустин Философ. — М. : Паломник, 1995. — 484 с.

33. Кареев, Н.И. История Западной Европы в новое время : в 7 т. Последняя треть XIX века / Н. И. Кареев. — СПб : Типография М. М. Стасюлевича, 1910. — 630 с. — 6 т.

34. Катехизис Католической церкви. — М. : Духовная библиотека, 2001. —

815 с.

35. Кирьянов, Д. В. Томистская философия XX века / Д. В. Кирьянов. — СПб : Алетейя 2009. — 168 с.

36. Кнопп, Г. «Дети» Гитлера / Г. Кнопп. — М. : Олма-Пресс, 2004. — 288

с.

37. Корпусов, Д.И. Свобода и истина в трудах Йозефа Ратцингера / Д. И. Крпусов // Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам. — Тверь : Тверской государственный университет, 2017. — С. 242-248

38. Лактанций. Божественные установления. Серия: Библиотека христианской мысли. Источники / Лактанций. — СПб : Изд-во Олега Абышко, 2007. — 512 с.

39. Лобье, Патрик де. Три града. Социальное учение христианства / Патрик де Лобье. — М. : Алетейя, 2001. — 412 с.

40. Лортц, Й. История церкви, рассмотренная в связи с историей идей : в 2 т. Древность и Средние века / Й. Лортц. — М. : Христианская Россия, 1999. — 512 с. — 1 т.

41. Лютер, М. О свободе христианина / М. Лютер. — Уфа : ARC, 2013. —

728 с.

42. Майка, Ю. Социальное учение Католической церкви / Ю. Майка. — М. : Изд-во Святого Креста, 1994. — 478 с.

43. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика / Г. Г. Майоров. — М. : ЛИБРОКОМ, 2009. — 296 с.

44. Мельник, С.В. Вивиано Р. Бенедикт XVI, ислам и христиано-мусульманские отношения. Viviano R. Benedict XVI, Islam and Christian-Muslim

relations / С. В. Мельник, Р. Вививано // the downside review. — Somerset, 2016. — Pp. 1-21.

45. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений / В. С. Нерсесянц. — М. : Норма, 2004. — 944 с.

46. Нойхауз, Н. Ценности христианской демократии / Н. Нойхауз. — М. : Республика, 2005. — 192 с.

47. Овсиенко, Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма / Ф. Г. Овсиенко. — М. : Изд-во Моск. университета, 1987. — 256 с.

48. Папа Бенедикт XVI вспоминает о II Ватиканском Соборе [Электронный ресурс] // Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве. — Режим доступа: http://cathmos.ru/content/ru/publication-2013-02-22-20-48-03.html.

49. Послесинодальное Апостольское обращение Святейшего Отца Бенедикта XVI епископату, духовенству, лицам, посвященным Богу и верным мирянам о слове Божием в жизни и миссии Церкви. — Москва : Изд-во Францисканцев, 2011. — 144 с.

50. Поташинская, Н.Н. Бенедикт XVI и проблема экуменизма / Н. Н. Поташинская // Религии мира. История и современность. — 2012. — С. 659-689.

51. Почему Святой Престол заключил конкордат с нацистами? [Электронный ресурс] // Радио Ватикана. — Режим доступа: http://www.katolik.ru/vopros-otvet/113179-pochemu-svyatoj-prestol-zaklyuchil-konkordat-s-natsistami.html.

52. Пупар, П. Церковь и культура: заметки о пастырстве разума [Электронный ресурс] / П. Пупар // Библиотека Католической информационной службы «Agnuz». — Режим доступа: //http://www.agnuz.info/app/webroot/library/200/546/.

53. Рапп, Ф. Священная Римская империя германской нации / Ф. Рапп. — СПб : Евразия, 2009. — 427 с.

54. Ратцингер, Й. Введение в христианство / Й. Ратцингер. — Брюссель : Жизнь с Богом, 1988. — 318 с.

55. Ратцингер, Й. Вера - Истина - Толерантность. Христианство и мировые религии. Серия: Диалог / Й. Ратцингер. — М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 367 с.

56. Ратцингер, Й. Кризис закона [Электронный ресурс] / Й. Ратцингер // Международная ассоциация защиты наследия Бенедикта XVI. — Режим доступа: http://www.benediktxvi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2906&Item id=68.

57. Ратцингер, Й. О сущности человеческой свободы [Электронный ресурс] / Й. Ратцингер // Международная ассоциация защиты наследия Бенедикта XVI. — Режим доступа: http://papst.pro/ru/1421/.

58. Ратцингер, Й. Рыночная экономика и этика [Электронный ресурс] / Й. Ратцингер // Ратцингер-информ: Бенедикт XVI - жизнь и работа Понтифика. — Режим доступа: http://www.benediktxvi.ru/index2 .php?option=com_content&task=view&id= 1850&pop =1&page=0&Itemid=1.

59. Ратцингер, Й. Сущность и задачи богословия. Попытки определения в диспуте современности / Й. Ратцингер. — М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 144 с.

60. Ратцингер, Й. Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени / Й. Ратцингер. — М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 163 с.

61. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. От романтизма до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. — СПб : Пневма, 2003. — 800 с. — 4 т.

62. Роммен, Генрих А. Церковь и государство / Генрих А. Роммен // THESIS. — 1993. — Вып. 2. — С. 242-255.

63. Руссо, Ж.-Ж. Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми / Ж.-Ж. Руссо. — М. : Университетская типография Н. Новикова, 1782. — 309 с.

64. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. — М. : Республика, 2000. —

639 с.

65. Спекторский, Е.В. Христианство и культура / Е. В. Спекторский. — М. : Центр стратегической конъюнктуры, 2013. — 360 с.

66. Тарнакин, Н.А. К вопросу о некоторых богословских разногласиях архиепископа Михаила (Мудьюгина) и кардинала Йозефа Ратцингера (Бенедикта XVI) / Н. А. Тарнакин // Актуальные вопросы церковной науки. — 2019. — № 1. — С. 67-73.

67. Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. Апологетик. К Скапуле / Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. — СПб : Изд-во Олега Абышко, 2005. — 256 с.

68. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. — М. : Academia, 1995. — 252 с.

69. Хабермас, Ю. Эссе к конституции Европы / Ю. Хабермас. — М. : Весь Мир, 2013. — 144 с.

70. Хабермас, Ю., Ратцингер, Й. Диалектика секуляризации. О разуме и религии / Ю. Хабермас, Й. Ратцингер. — М: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 112 с.

71. Хёффнер, Й. Христианское социальное учение / Й. Хёффнер. — М. : Духовная библиотека, 2001. — 324 с.

72. Четвернин, В.А. Политическое учение Блаженного Августина (метод исследования, основные идеи и их историческое движение) / В. А. Четвернин // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. — 1980. — С.12-20

73. Чичерин, Б.Н. Курс государственной науки : в 3 т. Общее государственное право / Б. Н. Чичерин. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Куш-нерев и Ко, 1894. — 492 с. — 1 т.

74. Юдин, А. В. Диалектика постсекуляризации / А. В. Юдин // Континент.

— 2009. — Т. 1. — № 139. — С. 306-321.

75. Aymans, W. Mörsdorf Klaus [Электронный ресурс] / W. Aymans // Deutsche Biographie. — Режим доступа: http://www.deutsche-biographie.de/pnd118734474.html.

76. Gamberini, P. «Subsistit» in Ecumenical Ecclesiology: J. Ratzinger and E. Jüngel [Электронный ресурс] / P. Gamberini // Irish Theological Quarterly. — 2007. — Vol. 72(1). — Pp. 61-73. — Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0021140007079136.

77. Howard, R. Is Distributism a means of achieving third way economics? [Электронный ресурс] / R. Howard // Humanist Society of New South Wales Inc. — Режим доступа: http://www.hsnsw.asn.au/Distributism.html.

78. Jimenez, Lobeira P.C. Liberal Democracy: Culture Free? The HabermasRatzinger Debate and its Implications for Europe / P. C. Lobeira Jimenez // Australian and New Zealand Journal of European. — 2011. — Vol.2(2)/3(1). — Pp. 44-57.

79. Mansfield, S. Pope Benedict XVI - his life and mission / S. Mansfield. — New York: TarcherPerigee, 2005. — 208 p.

80. Nichols, A. The Thought of Pope Benedict XVI: New Edition / A. Nichols.

— London : Burns and Oates, 2007. — 300 p.

81. Ratzinger, J. A new song for the Lord: faith in Christ and liturgy today / J. Ratzinger. — Freiburg im Breisgau : Herder & Herder, 1996. — 240 p.

82. Ratzinger, J. Church, Ecumenism and Politics: New Endeavors in Ecclesiology / J. Ratzinger. — San Francisco : Ignatius Press, 2008. — 256 p.

83. Ratzinger, J. Europe. Today and tomorrow / J. Ratzinger. — San Francisco: Ignatius press, 2005. — 125 p.

84. Ratzinger, J. Milestones: memoires 1927-1977 / J. Ratzinger. — San Francisco : Ignatius Press, 1998. — 156 p.

85. Ratzinger, J. The New Pagans and the Church: lecture / J. Ratzinger // Homiletic & Pastoral review. — Режим доступа: https://www.hprweb.com/2017/01/the-new-pagans-and-the-church/.

86. Ratzinger, J. Volk und Haus Gottes in Augustins Lehre von der Kirch / J. Ratzinger. — Freiburg im Breisgau : Verlag Herder, 2011. — 800 s.

87. Seewald, P. Benedict XVI: An Intimate Portrait / P. Seewald. — San Francisco : Ignatius Press, 2008. — 260 p.

88. Seewald, P. Pope Emeritus Benedict XVI, God and the World: A Conversation With Peter Seewald / P. Seewald. — San Francisco : Ignatius Press. — 460 p.

89. Vitoria, Fransisco de. Political writings / Fransisco de Vitoria. — Cambridge: Cambridge University Press, 1995. — 446 p.

90. Wicks, J. Six texts by Prof. Joseph Ratzinger as peritus before and during Vatican Council / J. Wicks // Gregorianum. — 2008. — Vol. 89. — No. 2. — Pp. 233311.

91. Wolf, H., Kronenberg, K. Pope and Devil: The Vatican's Archives and the Third Reich / H. Wolf, K. Kronenberg. — Cambridge, MA : Belknap Press, 2010. — 325 p.

92. Woods, T.E. How The Catholic Church Built Western Civilization / T.E. Woods. — Washington, DC : Regnery Publishing. 2005. — 280 p.

Официальные документы Римско-католической церкви:

1. Бенедикт XVI. Апостольское послание в форме motu proprio по случаю утверждения и опубликования Компендиума Катехизиса Католической Церкви [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2005. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/motu_proprio/documents/hf_ben-xvi_motu-proprio_20050628_compendio-catechismo.html.

2. Бенедикт XVI. Обращение к 36-ой сессии Руководящего совета Международного фонда сельскохозяйственного развития (IFAD) [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2013. — Режим доступа:

http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/pont-messages/2013/documents/hf_ben-xvi_mes_20130213_ifad.html.

3. Бенедикт XVI. Обращение к участникам конференции «Всемирная продовольственная безопасность: изменения в климате и биоэнергии» [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2008. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/food/documents/hf_ben-xvi_mes_20081013_world-food-day-2008.html.

4. Бенедикт XVI. Пасторское послание Его Святейшества Бенедикта XVI католикам Ирландии [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2010. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2010/documents/hf_ben-xvi_let_20100319_church-ireland.html.

5. Бенедикт XVI. Послание Архиепископу Мюнхена и Фрайзинга по случаю Международной молитвенной встречи за мир «Связаны, чтобы жить вместе» - диалог религий и культур, организованной Обществом Св. Эгидия [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2011. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2011/documents/hf_ben-xvi_let_20110901_card-marx.html.

6. Бенедикт XVI. Послание Вселенскому Патриарху Константинополя по случаю седьмого симпозиума движения «Религия, наука и окружающая среда» [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2007. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2007/documents/hf_ben-xvi_let_20070901_symposium-environment. html.

7. Бенедикт XVI. Послание генеральному директору Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (FAO) господину Жаку Дюфу по случаю Всемирного дня продовольствия [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2007. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/food/documents/hf_ben-xvi_mes_20071004_world-food-day-2007.html.

8. Бенедикт XVI. Послание генеральному директору Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (FAO) господину Жаку Дюфу по случаю Всемирного дня продовольствия [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2009. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/food/documents/hf_ben-xvi_mes_20091016_world-food-day-2009.html.

9. Бенедикт XVI. Послание доктору Анхеле Меркель, Канцлеру Федеративной Республики Германии [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2006. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2006/documents/hf_ben-xvi_let_20061216_vertice-g8.html.

10. Бенедикт XVI. Послание достопочтенному г-ну Сильвио Берлускони, Председателю Совета министров Италии, по случаю саммита Большой восьмерки в г. Л'Акуила (8-10 июля 2009 г.) [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2009. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2009/documents/hf_ben-xvi_let_20090701_berlusconi-g8.html.

11. Бенедикт XVI. Послание кардиналу Вальтеру Касперу по случаю Второй Конференции о мире и толерантности, организованной Вселенским патриархатом Константинополя [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2005. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2005/documents/hf_ben-xvi_let_20051104_kasper-istanbul.html.

12. Бенедикт XVI. Послание кардиналу Питеру Кодво Аппиа Тарксону по случаю Пленарного заседания Папского совета справедливости и мира [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2010. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2010/documents/hf_ben-xvi_let_20101103_giustizia-pace.htmI.

13. Бенедикт XVI. Послание кардиналу Ривьера Каррера по случаю встречи, касающейся Компендиума социальной доктрины Церкви [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2005. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2005/documents/hf_ben-

xvi let 20051119 rivera-carrera.html.

14. Бенедикт XVI. Послание по случаю 40-летнего юбилея Декларации Второго ватиканского собора «Nostra aetate» об отношении Церкви к нехристианским религиям [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2005. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2005/documents/hf_ben-xvi_let_20051026_nostra-aetate.html.

15. Бенедикт XVI. Послание по случаю 97-го Всемирного дня мигрантов и беженцев [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2010. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/migration/documents/hf_ben-xvi_mes_20100927_world-migrants-day.html.

16. Бенедикт XVI. Послание по случаю 99-го Всемирного дня мигрантов и беженцев [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2012. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/migration/documents/hf_ben-xvi_mes_20121012_world-migrants-day.html.

17. Бенедикт XVI. Послание по случаю XVII Всемирного дня больных [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2009. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/sick/documents/hf_ben-xvi_mes_20090202_world-day-of-the-sick-2009.html.

18. Бенедикт XVI. Послание по случаю научной конференции по теме «Культура и религии в диалоге» [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2008. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/pont-messages/2008/ documents/hf_ben-xvi_mes_20081203_culture-religioni.html.

19. Бенедикт XVI. Послание по случаю празднования 40-го Международного дня мира [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2006. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/peace/documents/hf_ben-xvi_mes_20061208_xl-world-day-peace.html.

20. Бенедикт XVI. Послание по случаю празднования 41-го Всемирного дня социальных коммуникаций [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2007. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/communications/documents/hf_ben-xvi_mes_20070124_41 st-world-communications-day.html.

21. Бенедикт XVI. Послание по случаю празднования 42-го Международного дня мира [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2008. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/peace/documents/hf_ben-xvi_mes_20081208_xlii-world-day-peace.html.

22. Бенедикт XVI. Послание по случаю празднования 43-го Международного дня мира [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2009. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/peace/documents/hf_ben-xvi_mes_20091208_xliii-world-day-peace.html.

23. Бенедикт XVI. Послание по случаю празднования 45-го Всемирного дня социальных коммуникаций [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2011. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/communications/documents/hf_ben-xvi_mes_20110124_45th-world-communications-day.html.

24. Бенедикт XVI. Послание Президенту Итальянской Республики по случаю 150-ой годовщины объединения Италии [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2011. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2011/documents/hf_ben-xvi_let_20110317_150-unita.html.

25. Бенедикт XVI. Послание Премьер-министру Великобритании, достопочтенному г-ну Гордону Брауну, в канун саммита Большой двадцатки в Лондоне [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2009. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2009/documents/hf_ben-xvi_let_20090330_gordon-brown.html.

26. Бенедикт XVI. Послание участникам XII-й Пленарной ассамблеи Папской академии общественных наук [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2006. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/letters/2006/documents/hf_ben-xvi_let_20060427_social-sciences.html.

27. Бенедикт XVI. Послание участникам XVIII Пленарной ассамблеи Папской академии общественных наук [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2012. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/pont-messages/2012/documents/hf_ben-xvi_mes_20120427_social-sciences.html.

28. Бенедикт XVI. Постсинодальное апостольское обращение папы Бенедикта XVI о евхаристии - источнике и вершине жизни и миссии Церкви «Sacramentum Caritatis» [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2007. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/apost_exhortations/documents/hf_ben-xvi_exh_20070222_sacramentum-caritatis.html.

29. Бенедикт XVI. Постсинодальное апостольское обращение папы Бенедикта XVI о слове Божием в жизни и миссии Церкви «Verbum Domini» [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2010. — Режим доступа: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/apost_exhortations/documents/hf_ben-xvi_exh_20100930_verbum-domini.html.

30. Бенедикт XVI. Энциклика «Deus caritas est» [Электронный ресурс] / Бенедикт XVI // Святой Престол. — 2005. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/encyclicals/documents/hf_ben-xvi_enc_20051225_deus-caritas-est.html.

31. Бенедикт XVI. Энциклика «Spe salvi» / Бенедикт XVI. — М. : Изд-во францисканцев, 2008. — 64 с.

32. Бенедикт XVI. Энциклика Caritas in Veritate / Бенедикт XVI. — М. : Изд-во Францисканцев, 2009. — 112 с.

33. Декларация о религиозной свободе «Dignitatis humanae» от 7 декабря 1965 г. [Электронный ресурс] // Второй Ватиканский Собор: Конституции.

Декреты. Декларации. —

1992. — Режим доступа: http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_coun cil/documents/vat-ii_decl_19651207_dignitatis-humanae_en.html.

34. Декрет о средствах социального общения «Inter mirifica» от 4 декабря 1963 г. [Электронный ресурс] // Второй Ватиканский Собор: Конституции. Декреты. Декларации. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1992. — Режим доступа: http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_decree_19631204_inter-mirifica_en.html.

35. Иоанн XXIII. Энциклика «Mater et magistra» [Электронный ресурс] / Иоанн XXIII // Святой Престол. — 1961. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/j ohn-xxiii/en/encyclicals/documents/hf_j -xxiii_enc_15051961_mater.html.

36. Иоанн Павел II. Энциклика «Sollicitudo rei socialis» [Электронный ресурс] / Иоанн Павел II // Святой Престол. — 19S7. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/j ohn-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_30121987_sollicitudo-rei-socialis.html.

37. Лев XIII. Энциклика «Aeterni Patris» [Электронный ресурс] / Лев XIII // Святой Престол. — 1S79. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_040S1S79_aeterni-patris.html.

3S. Лев XIII. Энциклика «Diuturnum illud» [Электронный ресурс] / Лев XIII // Святой Престол. — 1SS1. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_29061881_diuturnum.html.

39. Лев XIII. Энциклика «Graves de communi [Электронный ресурс] / Лев XIII // Святой Престол. — 1901. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_1 S011901_graves-de-communi-re.html.

40. Лев XIII. Энциклика «Immortale Dei» [Электронный ресурс] / Лев XIII // Святой Престол. — 1SS5. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_01111SS5_immortale-dei.html.

41. Лев XIII. Энциклика «Inscrutabili Dei Consilio» [Электронный ресурс] / Лев XIII // Святой Престол. — 1S7S. — Режим доступа:

https://w2.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_21041878_inscrutabili-dei-consilio.html.

42. Лев XIII. Энциклика «Quod Apostolici Muneris» [Электронный ресурс] / Лев XIII // Святой Престол. — 1878. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_28121878_quod-apostolici-muneris.html.

43. Лев XIII. Энциклика «Rerum novarum» [Электронный ресурс] / Лев XIII // Святой Престол. — 1891. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_15051891_rerum-novarum.html.

44. Лев XIII. Энциклика «Sapientiae christianae» [Электронный ресурс] / Лев XIII // Святой Престол. — 1890. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_10011890_sapientiae-christianae.html.

45. Павел VI. Энциклика «Populorum progressio» [Электронный ресурс] / Павел VI // Святой Престол. — 1967. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/paul-vi/en/encyclicals/documents/hf_p-vi_enc_26031967_populorum.html.

46. Пастырская конституция Второго Ватиканского собора «Gaudium et spes» от 7 декабря 1965 г. // Второй Ватиканский Собор: Конституции. Декреты. Декларации. — Брюссель : Жизнь с Богом, 1992. — 112 с.

47. Пий XI. Энциклика «Mit brennender Sorge» [Электронный ресурс] / Пий XI // Святой Престол. — 1937. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/pius-xi/en/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_14031937_mit-brennender-sorge.html.

48. Приложение «Syllabus Errorum» («Список заблуждений») [Электронный ресурс] // Святой Престол. — 1864. — Режим доступа: http://w2.vatican.va/content/pius-ix/la/documents/encyclica-quanta-cura-8-decembris-1864.html.

49. Франциск I. Энциклика «Lumen Fidei» [Электронный ресурс] / Франциск I // Святой Престол. — 2013. — Режим доступа:

http://www.vatican.va/content/francesco/ru/encyclicals/documents/papa-francesco 20130629 enciclica-lumen-fidei.html.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.