Государство и власть в основных христианских доктринах: сравнительно-правовое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Киселева Елена Юрьевна
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат наук Киселева Елена Юрьевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ВЕТХОЗАВЕТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ВЛАСТИ КАК ЧАСТЬ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ
§ 1. Становление израильского общества
с момента исхода до первого царя
§ 2. Государство в Ветхом завете
Глава II. НОВОЗАВЕТНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
О ГОСУДАРСТВЕ И ВЛАСТИ
§ 1. Формирование принципов христианского учения
о государстве и власти
§ 2. Становление восточной и западной церквей
§ 3. Патристика о государстве и власти
Глава III. ПРОТЕСТАНТСКОЕ ХРИСТИАНСТВО
И ГОСУДАРСТВО
§ 1. Становление политико-правовых воззрений
протестантизма
§ 2. Протестантские деноминации
и их государственно-правовая идеология
§ 3. Современные протестантские воззрения
о государстве и власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Государственная защита православной веры и церковной организации в России: X - XVII вв.2004 год, кандидат юридических наук Салтыкова, Светлана Александровна
Учение о государстве и праве в раннем христианстве2004 год, кандидат юридических наук Исаев, Андрей Владиславович
Основной принцип соборности как «единство во множестве» и его реализация в современной Русской Православной Церкви2021 год, кандидат наук Лебедев Илья Андреевич
Учение Отцов Церкви в политико-правовой мысли Византийской империи2017 год, кандидат наук Кецба, Бата Игоревич
Идея достоинства личности и прав человека в христианской правовой мысли2021 год, доктор наук Фоминская Марина Дмитриевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государство и власть в основных христианских доктринах: сравнительно-правовое исследование»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования опосредована тем, что исследование Священного писания и учений о государстве и власти основных христианских доктрин приобрело особую актуальность в настоящее время. Так как религия оказывала и оказывает огромное влияние на жизнь, как отдельного человека, всего общества, так и отдельного государства, определяя нормы поведения и структурируя социум. В настоящее время религия занимает значимое место в современной России, и это очень актуально после эпохи тотального атеизма. Сегодня современное Российское государство и его политическое сообщество в целом благосклонно относится к церкви и возрождению веры и святынь, а церковь, в свою очередь, активно участвует в общественной жизни России. Но, несмотря на взаимопонимание, часть общества негативно относится к сотрудничеству церкви и государства. Более того, современная мировая политика преподносит примеры, в которых церковь является заложницей политических игр государства, что приводит к дестабилизации как государства, так и общества в целом. В этих условиях современная Россия, в частности, в сфере государственно-церковных отношений, нуждается в формировании единой государственно-церковной политики, основанной на едином подходе, учитывающем историко-правовой опыт взаимодействия государства и христианской церкви в разные периоды времени существования церкви, учитывающем практику учений о государстве и власти основных христианских доктрин; учитывающем государственные, церковные и общественные интересы, и имеющих во главе нравственную основу.
При взаимоотношении государства и церкви возникает вопрос о пределах допустимого вмешательства церкви в государственные дела, и наоборот, государства - в дела церкви. Этот вопрос является камнем преткновения и по сей день. Именно исследование истоков учения о государстве в Священном писании, исто-рико-правовой опыт взаимоотношений государства и церкви, сравнительно-правовой анализ основных христианских доктрин способствует поиску оптимальных выводов и решений. В работе большое внимание уделено исследованию протестантского христианства и его государственно-правовых воззрений. Это связано
с тем, что протестантизм является неотъемлемой частью западного мира, его общественной и государственной составляющей, несмотря на многообразие протестантских деноминаций, и неоднозначного отношения к государству и его взаимодействию с церковью. Поэтому в попытках найти наиболее совершенные методы и подходы к взаимоотношениям государства и церкви и их соработничества, исследователи оперируют к опыту прошлого, чтобы учесть допущенные ошибки, извлечь все рациональное и использовать его, с учетом реалий современности на благо Российского государства. Тогда как игнорирование историко-правового опыта не только взаимоотношений государства и восточной церкви, но и западных государственно-церковных отношений, удлиняет путь к истине.
Поэтому изучение проблем и вопросов, раскрытых в работе еще раз подтверждает, что в течение двух тысячелетий своего существования христианская церковь, отстаивавшая свою независимость, показала твердость своих принципов и традиций, нравственный авторитет и, главное, примеры положительного влияния на государство, власть и право. Взаимодействие и сотрудничество церкви и государства являются естественным для этих двух институтов. Несмотря на обилие философской, богословской и юридической литературы, проблема отношения христианства к государству и взаимодействия с ним до сих пор крайне недостаточно изучена. Это обстоятельство и предопределило выбор темы диссертации.
Степень научной разработанности темы диссертации. Взаимоотношения церкви и государства, отношения христианского вероучения к власти и праву глубоко волновали историков церкви, христианских богословов, ученых-юристов в разные времена. В начале XX в. исследованию государственно-церковных отношений большое внимание уделял русский церковный историк Болотов В.В. В своих трудах он анализировал деятельность Вселенских соборов, где много внимания уделялось взаимоотношениям духовной власти и светской, деятельности императоров по отношению к церкви и ее учению, и их противостоянию. Русский историк Карташов А.В. в своих трудах анализировал отношения государства и церкви, особенности Восточной и Западной церквей, их пути развития и особенности отношений с государством. Также изучению вышеназванных проблем ве-
дущее место принадлежит Е. Гергею, А.П. Лебедеву, С. П. Мансурову, И. Ф. Мейендорфу, М.Э. Поснову, Н.Д. Тальбергу.
Анализ отношения христианской идеологии к государству, власти и праву был проведен в трудах русского правоведа Спекторского Е.В. Он анализировал, как государство вписывается в христианское учение, как оно соотносится с правом. Е. В. Спекторский сделал вывод о том, что в нормах Евангелия содержится богатая юриспруденция: от гражданских норм до норм регулирующих отправление правосудия. В этой сфере работали также Б.П. Вышеславцев и Н. Н. Фиолетов.
Большой вклад в развитие концепции христианского учения о государстве и власти вложили отцы церкви - идеологи патристики. Иоанн Златоуст в своих творениях анализировал вопросы происхождения власти от Бога, пользы государства для общества, важности закона для государства, а также, что отрицательного несет в себе государство. Василий Великий анализировал законные способы получения власти, значимость правителя и его главные особенности. Говорил о том, что патристика признает только легитимность власти. Также в формирование христианского учения о государстве и власти огромный вклад внесли: Григорий Богослов, Афанасий Великий, Августин Блаженный, Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский.
Формированием мнения о государственно-церковных отношениях занимались протестантские мыслители. Родоначальниками протестантской мысли о государстве и власти стали Мартин Лютер и Жан Кальвин. Мартин Лютер в своих трудах рассуждал об отношениях церкви и государства, о независимости светской власти от духовной и полной суверенности светского правителя, отрицал теократическое государство. Работы Жана Кальвина были посвящены рассуждениям о служении государства христианской церкви, о положении церкви в государстве, анализу гражданского устройства, о важности закона. Современными протестантскими мыслителями ХХв. был внесен вклад в развитие протестантского учения о государстве: Карлом Бартом, Абрахамом Кайпером, Мартином Лютером Кингом, Р.Ч. Спролом.
Хронологические рамки исследования охватывают период от исхода древнеизраильского народа из Египта в Ветхом завете до становления протестантской идеологии, который имеет особое значение для формирования положений об отношении христианского вероучения к государству и власти, и определения особенностей взаимодействия государства и церкви у основных христианских доктрин.
В Ветхом завете (Исход, Х^в до н.э.), как части Священного писания содержатся истоки учения о государстве и власти. Ветхозаветный период раскрывает проблемы лидерства, особенности правления (в безгосударственный и государственный периоды), особенности становления земного государства, общественных и государственных институтов, взаимоотношения светской и духовной властей.
Новый завет (I в.) обосновывает не строительство земного государства, а царства Небесного. Но отражает отношение к земной власти, суду, правовые нормы, учение о свободе и равенстве, внесение божественной благодати в земное государство. В период зрелой патристики (!У-УГ вв.) начинают различать восточную и западную патристики, и, несмотря на единство церкви, отцы церкви показывали разные подходы к взаимодействию государства и церкви. Эпоха Вселенских соборов до Великого раскола (1054 г.) показала становление восточной и западной церквей, взаимодействие и противостояние церкви и государства, установление двух политических, культурных и правовых путей - восточного и западного.
Эпоха Реформации (ХУЬначало XVII вв.) и ее итоги раскололи западную религиозную традицию на католическую и протестантскую, опровергнув католическую модель примата церковного над государственным. Эпоха Реформации породила множество учений и неоднозначный подход к государственно-церковным отношениям.
Объектом исследования выступили отношения христианской церкви и государства в их эволюционном развитии.
Предметом исследования явились труды евангелистов, отцов церкви, наиболее известных христианских (православных, католических, протестантских) мыслителей, политико-правовые исследования.
Цель диссертационной работы - комплексный анализ проблемы отношения христианского вероучения к государству, власти и праву, и определение особенностей взаимодействия церкви и государства в ряде христианских доктрин.
Достижению заявленной цели послужило решение следующих задач:
- исследование истоков учения о государстве и власти в Ветхом завете;
- анализ проблематики государства, власти и права в Новозаветном писании;
- толкование взаимоотношений государства и власти в учениях отцов церкви (патристика);
- обоснование процесса взаимодействия государства и церкви во времена Вселенских соборов (период единой Кафолической церкви), процесс становления восточной и западной церквей и взаимодействие при этом их со светской властью;
- выявление проблематики государства и власти в эпоху Реформации;
- определение отношения к государству и праву классического протестантизма;
- раскрытие проблематики государства и власти в современной протестантской мысли.
Методология диссертационного исследования представлена следующими методами: историко-правовым, сравнительно-правовым, логическим, диалектическим, анализа и синтеза. Историко-правовой метод был использован при анализе фактов истории древнееврейского народа, фактов существования единой христианской церкви и становления восточной и западной церквей; при анализе фактов периода Вселенских соборов и эпохи Реформации. Логический метод использован при исследовании безгосударственного общества и государствогенеза в ветхозаветном писании. В тоже время сравнительно-правовой метод способствовал формированию представления о различных государственно-церковных отношениях при сравнении учений о государстве и церкви основных христианских доктрин, мыслителей и богословов. Также применялся диалектический метод в форме анализа, синтеза при изучении патристики и формулировании выводов об отношении отцов церкви к госу-
дарству, а также при изучении взглядов современных протестантских мыслителей о государстве и власти.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили выводы, обобщения и положения, разработанные в отечественном и зарубежном правоведении, исторической науке, и, в первую очередь в теоретико-правовой науке и историко-правовой науке. Использовались результаты научных исследований отечественных и зарубежных историков, философов, ученых-юристов, богословов, нашедшие отражение в опубликованных научных статьях, диссертациях, монографиях, учебных курсах.
Источниковая база диссертационного исследования представлена как опубликованными, так и неопубликованными источниками. Выбор источников был предопределен хронологическими рамками исследования.
Важными источниками явились Ветхий и Новый заветы, составляющие Священное писание. Данные источники не только представляют собой религиозную ценность, но и историческую и правовую.
Источниками, раскрывающими формирование древнеизраильского общества, древнего законодательства, теории лидерства, судебной системы, древнеиз-раильской государственности, особенностей правления стали историко-правовые труды отечественных ученых В. Сорокина, Л.А. Тихомирова, Ю. Решетникова, П.Е. Люкимсона, П. Баренбойма, Д. М. Бондаренко; исторические очерки зарубежных исследователей С. Рот, Ла Сор У., Д. Хаббарда, Ф. Буша, И. Флавия.
Большую роль в формировании положений о государстве и власти новозаветного писания сыграли труды ученых-правоведов Е.В. Спекторского, Н. Фиоле-това, Е.Н. Трубецкого, Л. Мелина, Б.П. Вышеславцева, труды исследователей истории раннего христианства И.С. Свенцицкой, А.П. Каждана, труды богословов А. Кесарийского, А. Блаженного, Й. Райценгера, А. Мазуркевича. Источниками, раскрывающими становление восточной и западной церквей, причины Великого раскола, взаимодействия и противостояния церкви и государства в эпоху Вселенских соборов стали труды исследователей по истории христианской церкви, истории Вселенских соборов, истории папства, истории разделении церквей. Весьма
важными источниками стали творения отцов церкви (патристики), которые сформулировали стройную концепцию христианского учения, в том числе отношение патристики к государству и власти.
Источниками исследования отношения протестантского христианства к государству стали труды главных идеологов Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, а также труды современных протестантских историков, правоведов, богословов и религиозных деятелей Г. Брендлера, Ф. Шаффа, Дугласа Ф. Келли, С. Цвейга, Б. Хенгглунда; философско-социальный очерк Л.Н. Митрохина, исследования Н. Ревунковой, Н.И. Ильиных.
Исследование перечисленных источников позволило выявить и обосновать отношение к государству и власти основных христианских доктрин и их взгляд на государственно-церковные отношения.
Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют выступления, статьи, современных правоведов, общественных, религиозных деятелей (Ю.В. Сорокиной, М.Л. Кинга, Г. Зассе), официальные интернет-ресурсы религиозных, общественных организаций, вероисповедальные книги евангельско-лютеранской церкви, Барменская декларация (1934), катехизисы Русской православной церкви, лютеранской церкви, Основы социальной концепции Русской православной церкви, Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека.
Научная новизна диссертации заключается в том, что на основании выполненных автором исследований:
- разработана новая научная идея о неоднозначности государственно-церковных отношений в зависимости от догматических положений конфессии;
- предложены: особенности концепций о государстве и власти с момента их обозначения в Ветхом завете до возникновения многочисленных протестантских течений; значение учений отцов церкви (патристики) для формирования принципов христианского вероучения о государстве и власти; выявленные особенности протестантских учений о государстве и власти, и реализация этих принципов в реальной жизни;
- доказана плодотворность характера взаимоотношений церкви (власти духовной) и государства (светской власти) на Западе;
- введены в научный оборот авторские трактовки различных моделей взаимоотношения церкви и государства с точки зрения различных христианских доктрин.
На защиту выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны.
1. Вывод о том, что Ветхий завет отразил безгосударственное состояние общества, которое можно с полным правом назвать гражданским обществом, поскольку оно основывалось на самоорганизации и самоуправлении. В этот период действовал избираемый обществом суд, который разрешал споры и выполнял функции управления, действовало народное собрание. Кроме того имели место прообразы современных органов власти - лидер общества, начальники общества, старейшины.
2. Авторская трактовка процесса государствогенеза, перехода от самоуправления, которое называлось богоправлением, к формированию нового способа властвования - государства. Показано, что появление государства и, в частности, царской власти было результатом свободного волеизъявления древнеизраильско-го общества.
3. Аргументы в пользу того, что тезис - «всякая власть от Бога» - сформулирован в Священном писании с существенными оговорками. Во-первых, с точки зрения апостолов государственная власть не абсолютизируется и не обладает вседозволенностью. Во-вторых, христианство привнесло в учение о власти тезис о нравственности, ответственности властвующих перед Богом. В-третьих, положение - «нужно более повиноваться Богу, нежели человекам» - показывает, что власть должна реализовываться исходя из христианских принципов нравственности и гуманизма.
4. Выявленные своеобразные пути развития восточной и западной христианских церквей. Западная церковь формировалась в условиях глубокого государственного кризиса Римской империи и взяла на себя роль организующей и спла-
чивающей общество силы. Восточная церковь складывалась в условиях сильного государства - Восточной Римской империи - Византии, что обусловило зависимость церкви от государства. При этом становление восточной христианской церкви сопровождалось протестными движениями и отстаиванием самостоятельности. Католическая церковь утвердила примат церкви над государством, что привело в XIII в. к папской революции.
5. Теоретическое обоснование взаимоотношений церкви и государства сформулировано в трудах отцов церкви - патристике. Богословы развивали христианские положения о привнесении нравственного начала в государственную власть, отстаивали тезис о достоинстве и свободе воли человека. Стремление к независимости церкви от государства в своих истоках преследовало цель защиты человека от произвола или чрезмерного давления государственной власти.
6. Обосновано, что протестантизм утвердил новый взгляд на личность и на взаимоотношение церкви и государства. Протестантская идеология разделила церковь и государство на две самостоятельных сферы общественной жизни. Отныне церковь утратила влияние на государственные дела и либо низводилась до уровня департамента в государстве, либо становилась исключительно частным делом.
7. Установлено, что протестантские деноминации не имеют в своей основе единую концепцию о взаимоотношении церкви и государства. Каждая из них утверждает свой собственный взгляд на взаимоотношения государства и церкви: от признания главенствующей роли государства до полного невмешательства и неучастия в общественной и государственной жизни.
Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что:
- доказаны положения, вносящие вклад в расширение представлений о взаимодействии государства и церкви;
- изложены и классифицированы основные государственно-правовые идеи основных христианских доктрин;
- раскрыты особенности становления восточной и западной церквей как двух государственно-правовых путей - восточного и западного;
- изучены учения о государстве и власти православных, католических и протестантских мыслителей, правоведов, богословов;
- проведен анализ государственно-правовых воззрений протестантизма, обобщены учения о государстве и власти современных протестантских мыслителей.
Практическая значимость результатов исследования восполняет значительный пробел в современном понимании отношения христианского вероучения к государству и власти, и их взаимодействия с церковью. Результаты работы могут быть использованы при преподавании курсов «Теории истории государства и права», «Истории государства и права зарубежных стран», «История правовых и политических учений», «История отечественного государства и права», «Философии права».
Степень достоверности результатов проведенного исследования обусловлена подлинностью и значимостью источников, которые легли в основу; применением апробированных и надежных методов, обеспечивающих комплексное исследование проблемы; обоснованностью теоретических положений, логичностью научно-теоретических аргументов и выводов, соответствующим цели и задачам исследования, полнотой рассмотрения проблемы.
Апробация результатов диссертационного исследования осуществлена в ходе обсуждения и одобрения на заседаниях кафедры теории государства и права, международного права и сравнительного правоведения.
Основные положения диссертационного исследования апробированы в ходе выступлений на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях.
Диссертационная работа выступает логически завершенным исследованием автора, основные положения и выводы которой отражены в 8 научных публикациях, 3 из которых - в российских рецензируемых научных журналах, общим объемом более 3 п.л.
Структура диссертационного исследования обусловлена его целью и задачами, теоретической и практической значимостью, логикой развития проблемы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, за-ключния, списка использованных правовых источников и литературы.
Глава I. ВЕТХОЗАВЕТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ВЛАСТИ КАК ЧАСТЬ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ
§1. Становление израильского общества с момента исхода до первого царя
Понятие «религия» имеет двоякое значение. С одной стороны - это система мировоззрений, связанных с верой в Высший разум, с другой - это совокупность нормативов, истин, ритуалов, определенный образ жизни. Поэтому как религиозная доктрина она отражает не только взгляды на окружающий мир, нравственные нормы, но и отношение к общественным институтам, среди которых наиболее значимым является государство.
Ветхий завет - это религиозный источник, исторический, правовой памятник, который имеет несомненную ценность для выяснения становления государственных и религиозных концепций. В нем берут начало три религии, две из которых стали основой цивилизации. На каждую Ветхий завет по-особому оказал свое влияние. Он лежит в основе иудаизма. Христианская доктрина рассматривает Ветхий завет и Новый завет как неделимое целое, как ступени великой нравственной эволюции человечества.
Вместе с тем Ветхий завет сформулировал учение о государстве и власти. Перед тем как приступить к рассмотрению, оговоримся, что в Ветхом завете нет особого раздела или главы, специально посвященной государству, но тот факт, что положения логично можно связать в единую парадигму сомнению не подлежит. Древнеизраильское общество прошло два больших этапа. Первый следует обозначить, как безгосударственный период, который охарактеризуется еще и как теократическое общество и одной из его важнейших характеристик является власть Судей. Второй этап - формирование и развитие государства, который можно обозначить еще и как период царств. Следует отметить, что первый период можно определить во временных рамках от исхода евреев из Египта под предводительством Моисея (1446 г до н.э.) до первого царя Саула, соответственно второй этап, то есть период царств, исчисляется с воцарения первого ветхозаветного царя Саула (1050 г. до н.э.) до Вавилонского пленения (586 г. до н.э.).
В настоящем параграфе рассмотрим первый этап формирования древнеиз-раильского общества - безгосударственный период.
Изначально обратимся к теории безгосударственных обществ. Мы полагаем, что существование описанного далее теократического общества (в период Исхода под руководством пророка Моисея до первого царя Саула) можно именовать безгосударственным периодом. Современные ученые, занимающиеся исследованием категории «государство», утверждают, что наряду с государственными обществами, т.е. государствами, существуют общества безгосударственные, которые не уступают первым по уровню сложности социально-политической организации, и ее эффективности. То есть, современная наука о государстве четко говорит, об альтернативе государству - безгосударственном обществе. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Исследователь Д.М. Бондаренко в своей научной статье «Гомологические ряды» социальной эволюции и альтернативы государству в мировой истории (постановка проблемы)», утверждает о существовании безгосударственных, принципиально с приставкой «без», а не «догосударственных» обществ. Общество, в период от правления Моисея до установления царской власти, можно назвать примером такого безгосударственного общества со сложной социально-политической иерархией: народ, «начальники общества», судьи, церковь, священники, пророки и другие. Главной особенностью данного общества являлась так называемая судейская власть, которой большое внимание уделяется в настоящем параграфе. Безгосударственные общества, по теории Д.М. Бондаренко, делятся на иерархические и неиерархические. Если иерархические общества формируются насильственно, по рассуждению ученого, то неиерархические -образовываются мирно. Безгосударственное общество, описанное в ветхозаветном писании подпадает под критерий неиерархического социума, и не только потому, что «объединение компонентов сложного общества осуществляется на добровольной и более или менее равноправной основе»1. Нельзя отрицать, что объединение данного народа, бежавшего из-под гнета египетского царя, в общество,
1 Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография/Под редакцией Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши, - М.:Логос, 2000, с. 202
в союз, произошло мирным путем, хотя факторы, способствующие исходу из Египта и его объединению были отнюдь не мирными, но породили общество с единой идеей. А, самое главное, что один из критериев неиерархического общества подходит для характеристики древнеизраильского общества этого периода, именно, в том что «только на этом эволюционном направлении оказывается возможным становление гражданского общества»1. В данной главе позднее будут неоднократно отмечаться особенности данного общества, которые в своей совокупности будут напоминать прообраз современного понятия «гражданское общество»: право выбора, наличие правосудия и открытого суда и другие. Несомненно, ветхозаветное общество безгосударственного периода можно назвать альтернативой государству. И можно согласиться с умозаключением Д.М. Бондаренко о том, что государство не единственная и высшая форма существования общества.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Государственно-правовая концепция Йозефа Ратцингера (теоретико-правовое исследование)2022 год, кандидат наук Костенникова Екатерина Андреевна
Формирование социально-политической доктрины Русской православной церкви2011 год, кандидат политических наук Горкунова, Полина Игоревна
Личность и собственность в христианстве: Православие. Католицизм. Протестантизм. Сравнительный анализ2009 год, доктор исторических наук Коваль, Татьяна Борисовна
Церковно-организационные и политические идеи кальвинизма и их реализация в контексте швейцарской реформации: 30-е - 50-е гг. XVI в.2011 год, кандидат исторических наук Власенко, Игорь Сергеевич
Государственно-церковные отношения: политологический анализ2006 год, доктор политических наук Логинов, Андрей Викторович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Киселева Елена Юрьевна, 2019 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Августин Блаженный. Исповедь. - М.: «ГЕНДАЛЬФ», 1992, - 544 с.
2.Августин Блаженный. О свободе воли. URL: http://prihod-graz.orthodox.ru/Stage/assets/pdf/Avgustin_Avrelij-O_svobode_voli.pdf (дата обращения 02.10.2017г.)
3. Альтернативные пути к цивилизации: Кол.монография/Под редакцией Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши, - М.:Логос, 2000, - 368 с.
4. Амвросий Медиоланский. Письмо LVII. URL: http://krotov.info/acts/04/3/amb_mediol_04.htm (дата обращения 12.05.2017г.)
5. Амвросий Медиоланский. Письмо 18. URL: http://agios.org.ua/wiki/index.php/ (дата обращения 20.05.2017г.)
6. Аугсбургское вероиповедание URL:
http://www.soluschristus.ru/biblioteka/kniga_soglasiya/kniga_soglasiya_veroispovedani e_i_uchenie_lyuteranskoj_cerkvi/augsburgskoe_veroispovedanie/ (дата обращения 27.02.2017г.)
7. Баренбойм П. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда: Учебное пособие. - М.: Белые альвы, 1997, - 144 с.
8. Барменская декларация (1934) URL: http://sionnach-beag.livejournal.com/913.html (дата обращения 19.09.2017г.)
9. Барт К. Христианская община и гражданская община URL: http://krotov.info/library/02_b/ar/t_krl_1.htm (дата обращения 10.07.2017г.)
10. Бартелеми Д. Бог и его образ. Очерк библейского богословия. «Христианская Россия» - Италия, Gennaio - Январь, 1992, - 280 с.
11. Бейтон Р. На сем стою. Жизнь Мартина Лютера. URL: http://www.reformed.org.ua/2/45/Bainton (дата обращения 01.03. 2017г.)
12. Бердяев Н. О рабстве и свободе человека URL: http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/031a.html (дата обращения 15.12.2017г.)
13. Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва, Типография А.И. Снегиревой. Остоженка, Савеловский переулок, собств.дом, 1891г., - 381 с.
14. Библия, 2001. - 1470 с.
15. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли / Сост. Д.В. Шатов, В.В. Шатохин. - М.: Поколение, 2007, -720 с.
16. Брендлер Г. Мартин Лютер: Теология и революция. М., СПб.: Университетская книга, 2000, - 368 с.
17. Вероисповедальные книги Евангелическо-лютеранской церкви («Книга согласия») Большой Катехизис. URL: http : //www.luteranstvo .info/library/credo/bolkat 1. htm (дата обращения 17.12.2017г.)
18. Волков А.Б. Ветхозаветные пророки. М., Институт Востоковедения РАН, 2005, - 127с.
19. Вышеславцев Б.П. Мораль и закон// История философии права. Под ред. Ке-римова Д.А. - СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998, с. 604
20. Гарнак А. Сущность христианства. Раннее христианство: В 2т. Т.1. - М., ООО "Издательство ACT"; Харьков: "Фолио", 2001, - 656 с.
21. Гергей Е. История папства: (пер. с венгр.) - М.: Республика, 1996г., - 463 с.
22. Граждан В.Д. Вероучение и мораль пятидесятников. - М.: знание, 1989, - 64 с.
23. Григоренко А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки. URL: http://stavroskrest.ru/sites/default/fîles/fîles/pdf/grigorenko_adventizm_pdf.pdf (дата обращения 12.08.2017г.)
24. Добреньков В.И. Современный протестанский теололический модернизм в США: его замыслы и результаты. М., Иззд-во Моск. Ун-та, 1980, - 248 с.
25. Дубнов С.М. Краткая история евреев/Изд-во Феникс, Ростов-на-Дону, 2000. -683 с.
26. Дуглас Ф. Келли Появление свободы в современном мире. URL: www.reformed.org.ua/2/605/3/kelly (дата обращения: 21.05.2017г.)
27. Егер О. Всемирная история (том первый. Древний мир) URL: http : //www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eger/02. php (дата обращения 23.04.2016г.)
28. Зассе Г. Кто такие лютеране? URL: http://www.luthers.ru/was-heist-lutherisch.html?start=9 (дата обращения 07.06.2017г.)
29. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк URL: http://www.eleven.co.il/article/11758 (дата обращения 20.09.2016г.)
30. Зноско-Боровский М. Сравнительное богословие. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. М: Издательство «Артос-Медиа», 2003г., - 256 с.
31. Иероним Стридонский. Письмо к Непоциану. Об образе жизни клириков и монахов URL:http://krotov.info/library/10_i/er/onim_01.htm#005 (дата обращения 15.06.2017г.)
32. Илларион (Алфеев), митрополит Беседы с митрополитом Иларионом/ Митрополит Иларион (Алфеев). - М.: Эксмо, 2010, - 384 с.
33. Ильиных Н.И. О современном меннонитстве. М., «Знание», 1968, - 32 с.
34. Интерпретация христианской доктрины и право западно-европейских государств/ Сорокина Ю.В., Малиновская Н.В.//История государства и права.2008. №11
35. Исаев С. А. Ереси и расколы в раннем лютеранстве. [протестантизм] — часть1 URL: http://www.cef.ru/about/articls/?id=66 (дата обращения 07.06.2017г.)
36. Каждан А.П. От Христа к Константину. Издательство «Знание», Москва, 1965г. - 304 с.
37. Кайпер Абрахам, "Христианское мировоззрение" URL: http://www.reformed.org.ua/2/140/5/Kuyper (дата обращения 29.09.2017г.)
38. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. URL: http://www.reformed.org.ua/2/859/20/Calvin (дата обращения 17.06.2017г.)
39. Карташев А.В. Вселенские соборы. Вселенские соборы. URL: http://www.magister.msk.ru/library/bible/history/kartsh01.htm (дата обращения 02.07.2017г.)
40. Катехизис Русской Православной Церкви. URL: http://katexizi.narod.ru/Files/1.htm. (дата обращения 02.10.2017г.)
41. Кернс Эрл Л. Дорогами христианства. URL:http://profilib.com/chtenie/71744/erl-kerns-dorogami-khristianstva.php (дата обращения 25.01. 2018г.)
42. Книга Иисуса Навина. Книга Судей. Ветхий Завет.Перевод с древнееврейского. Российское Библейское Общество, 2003, - 144 с.
43. Книга Исхода. Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Российское Библейское общество, 2002, - 112 с.
44. Козлов М. Англиканство URL: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=305 (дата обращения 12.08.2017г.)
45.Краткий Катехизис URL: http://www.soluschristus.ru/biblioteka/kniga_soglasiya/kniga_soglasiya_veroispovedani e_i_uchenie_lyuteranskoj_cerk (дата обращения 27.02.2017г.)
46. Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/lasor/04.php (дата обращения 19.08.2016г.)
47. Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X, XI веках . - СПб: Алетейя, 2001, -650 с.
48. Лопухин А.П. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. URL: http: //www. odinblago. ru/patrologia/zhizn_i_trudi_sv_ioanna/(дата обращения 15.08.2017г.)
49. Люкимсон П.Е. Моисей/ Петр Люкимсон. - М.: Молодая гвардия, 2011, -367 с.
50. Лютер М. О светской власти. URL: http://www.skatarina.ru/library/putzhizn/osvvl.htm (дата обращения 15.12.2017г.)
51. Лютер. М. О свободе христианина URL: http://krotov.info/library/12_l/lut/er_12.html, (дата обращения 03.03.2017г.)
52. Лютер М. 95 тезисов. - СПб.: Роза мира, 2002, - 674 с.
53. Мазуркевич А. Толкование Откровения Св. Иоанна Богослова. URL: http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/17.htm (дата обращения 08.10.2017г.)
54. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979. - 433 с.
55. Мансуров С. Очерки из истории церкви. Изд-во фонда «Христианская жизнь», 2002г., - 328 с.
56. Мартин Лютер Кинг «Гражданское право № 1 — право на голосование» URL: http://krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_05.htm#85 (дата обращения 18.09.2017г.)
57. Мартин Лютер Кинг «Есть у меня мечта...» URL: http://krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_05.htm#82 (дата обращения 18.09.2017г.)
58. Мартин Лютер Кинг «Кризис свободы» URL: http://krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_05.htm#001 (дата обращения 18.09.2017г.)
59. Мартин Лютер Кинг «Молот гражданских прав» URL: http://krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_05.htm#84, (дата обращения 18.09.2017г.)
60. Мартин Лютер Кинг «Равенство — сегодня: президент располагает необходимой властью» URL: http://krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_05.htm#78 (дата обращения 18.09.2017г.)
61. Мартин Лютер Кинг. «Странные освободители» http://krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_01.htm#93, (дата обращения 18.09.2017г.)
62. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Ioann_Mej endorf/vvedenie-v-svj atootecheskoe-bogoslovie/ (дата обращения 15.07.2017г.)
63. Мейендорф И. Единство империи и разделения христиан URL: http://krotov.info/library/13_m/ey/yendorf_005.htm (дата обращения 09.04.2017г.)
64. Мелина Л. Нравственное действие христианина. Под руководством Л. Мели-на. - Москва, «Христианская Россия», 2007. - 334 с.
65. Мережковский Д.С. Кальвин URL: www.flibusta.net/b/141068/read (дата обращения 14.07.2017г.)
66. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социальные очерки), - СПб: РХТИ, 1997, - 480 с.
67. Надольский Р.В. Баптизм в прошлом и настоящем. - Мн.: Беларусь, 1987, - 62 с.
68. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Архиерейский собор, Москва, 2000г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения 26.01.2017г.)
69. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2000, - 40 с.
70. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. URL: http://azbyka.ru/dictionary/05/ (дата обращения 02.10.2017г.)
71. Порозовская Б.Д. Жан Кальвин (1509-1564) . Его жизнь и реформаторская деятельность. URL: www.flibusta.net/b/169022read (дата обращения 30.07.2017г.)
72. Порозовская Б.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятель-ность.URL:http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/poroz2/ (дата обращения 25.06.2017г.)
73. Порублев Н. Феномен глоссалалии URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/comporative_bogoslov/Porubl/index.php (дата обращения 04.03.2017г.)
74. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorij a-hristianskoj -tserkvi-do-razdelenij a-tserkvej-1054-g/ (дата обращения 14.06.2017г.)
75. Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). В начале сотворил Бог... О творении и грехопадении. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - 160 с.
76. Ревункова Н. Протестантизм URL: https://flibusta.is/b/350748/fb2 (дата обращения 15.07.2017г.)
77. Решетников Ю. Закон Моисеев как правовой документ древности URL: http: //www.gumer.info/bogo slov_Buks/Relig/Article/Resch_Zak.php (дата обращения 13.06.2016г.)
78. Рот Сесиль История евреев с древнейших времен по шестидневную войну URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269041946#T0C_idm140482890119472 (дата обращения 13.11.2016г.)
79. Салыгин Е.Н. Теократическое государство. URL : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Sal/03 .php (дата обращения 26.01.2017г.)
80. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. URL: https://www.litmir.co/br/?b=95504&p=1 (дата обращения 15.10.2017г.)
81. Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Том II, Издание Спасо-преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1994, - 509 с.
82. Святитель Григорий Богослов архиепископ Константинопольский. Собрание творений в 2-х томах. Рептинтное издание. Том 1, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, - 950 с.
83. Святитель Григорий Богослов архиепископ Константинопольский. Собрание творений в 2-х томах. Рептинтное издание. Том 1, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, - 680 с.
84. Словарь Библейского Богословия URL: http://krotov.info/spravki/2_life_ukaz/14_n/narod.htm (дата обращения 15.08.2016г.).
85. Сорокин В. Введение в Ветхий Завет URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/sorok/01.php (дата обращения 24.04.2016г.)
86. Сорокин В. Историко-культурный контекст Ветхого Завета URL: http://www.bible-center.ru/book/context#chapter=context~statesystem (дата обращения 12.01.2016г.)
87. Спекторский Е.В. Христианство и культура /Сост., вступ.статья и примеч. П.Е. Бойко. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2013, - 360 с.
88. Спрол Р.Ч., "16 Лекций по посланию к Римлянам" URL: http://www.reformed.org.ua/2/502/Sproul (дата обращения 18.10.2017г.)
89. Сун-Чжон Ким, Пиков Г.Г. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации. URL: www.flibusta.net/b/54838read (дата обращения 10.06.2017г.)
90. Тальберг Н.Д. История Церкви. URL: http://sdruzhie-volga.ru/knigi/nd.talberg-istorija_cerkvi.htm (дата обращения 01.06.2017г.)
91. Творения св. Василия Великого. Беседы. Восьмой том. Творения Святых Отцов. Часть IV, Москва, Изд-во «Паломник», 1993, - 600 с.
92. Творения св. Василия Великого. Беседы на Шестоднев. Изд-во Четвертое. Часть первая. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Москва, 1900, - 570 с.
93. Творения св. Василия Великого. Часть III, Москва, типография Августа Семена, 1846, - 550 с.
94. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе, том 12-й, в 3-х книгах, книга вторая, С.Петербург, Изд. С.-Петербургской Духовной академии, 1906 г., - 1587 с.
95. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского, в русском переводе, том девятый, книга вторая. С. -Петербург, Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1903г., - 775 с.
96. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность раздел II Теократия прямая и делегированная, VIII Идея теократии. URL: http://monarhiya.narod.ru/mg_07.htm#2_1_8 (дата обращения 29.10.2016г.)
97. Толкование на Апокалипсис св. Андрея Архиепископа Кесарийского. Перевод с греч. Изд. четвертое афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1901, - 270 с.
98. Три вселенских символа веры URL:
http://www.soluschristus.ru/biblioteka/kniga_soglasiya/kniga_soglasiya_veroispovedani e_i_uchenie_lyuteranskoj_cerkvi/tri_vselenskih_simvola_very/ (дата обращения 27.02.2017г.)
99. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. URL: http://www.6lib.ru/download/smisl-jizni-179868.fb2 (дата обращения 15.05.2017г.)
100. Улонска Р. Дар говорения на языках URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/comporative_bogoslov/Article/Ulon_DarGov.p hp (дата обращения 04.03.2017г.)
101 . Филарет митрополит Московский. В чем состоит покаяние, и как нам должно приступать к нему //Сборник статей по истолковательному и назидательному чте-
нию Четвероевангелия, с библиографическим указателем. Составил инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. Изд-е 2. Т. 1. 1892, С. 446 - 447.
102. Фиолетов Н. Очерки христианской апологетики. URL: http : //lib .eparhia-saratov.ru/books/20f/fioletov/fioletov1/12.html (дата обращения 24.04.2017г.)
103. Флавий Иосиф Иудейские древности URL: http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/03.html (дата обращения 13.06.2016г.)
104. Цвейг С. Совесть против насилия. Кастилио против Кальвина. www.flibusta.net/b/185936/read (дата обращения 14.07.2017г.)
105. Цыпин В.А. Церковное право. - М.: Издат-во МФТИ, 1994. - 440с.
106. Шарапов С., Улыбышева М. Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства. - М.: «Ковчег», 2011, - 320 с.
107. Шафф Ф. История христианской церкви. Том VII. Современное христианство. Реформация в Германии. - СПб.: «Библия для всех», 2009 г., - 463 с.
108. Шмонин Д.В. Введение в средневековую философию. Патристика. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та; Изд-во Рус.христианск.гуманит.академия, 2008, - 145 с.
109. Хегглунд Б. История теологии URL: http : //www.gumer.info/bogo slov_Buks/History_Church/hegglund/3 8 .php (дата обращения 26.01.2017г.)
110. Berkhof L. Summary of Christian Doctrine URL: http://www.ntslibrary.com/PDF%20Books/Summary%20of%20Christian%20Doctrine %20-%20Berkhof.pdf (дата обращения 12.12.2017г.)
111. Guido de Bres, "Belgic Confession" URL: http://www.reformed.org.ua/1/24/Bres (дата обращения 17.12.2017г.)
112. McGrath, Alister E. Reformasion Thougth: An Introduction, John Willey & Sons Ltd, 2012, - 304 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.