Гостеприимство и куначество в этносоциальной традиции балкарцев и карачаевцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Конаков, Мустафа Магомедович

  • Конаков, Мустафа Магомедович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 184
Конаков, Мустафа Магомедович. Гостеприимство и куначество в этносоциальной традиции балкарцев и карачаевцев: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Нальчик. 2005. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Конаков, Мустафа Магомедович

Введение

Глава I. Гостеприимство и куначество как культурно -исторический феномен.

§ 1.1. Институт гостеприимства и куначества в этнокультурном пространстве Северного Кавказа.

§ 1.2. Гостеприимство и куначество балкарцев и карачаевцев в контексте межцивилизационных контактов (по свидетельствам европейских авторов).

Глава II. Гостеприимство и куначество в традиционной системе нравственных ценностей карачаевцев и балкарцев.

§ 2.1. Этногенетическая основа карачаево-балкарских институтов гостеприимства и куначества.

§ 2.2. Структурные и функциональные особенности традиционного карачаево-балкарского гостеприимства.

Глава III. Современное состояние институтов гостеприимства и куначества в Балкарии и Карачае.

§ 3.1. Карачаево-балкарское гостеприимство в конце XIX -первой половине XX в.

§ 3.2. Гостеприимство и куначество в системе современных этнокультурных взаимоотношений на Северном Кавказе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гостеприимство и куначество в этносоциальной традиции балкарцев и карачаевцев»

Известно, что Северный Кавказ традиционно представляется как один из самых сложных во всех отношениях регионов России. В первую очередь, это связано, конечно, с особенностями его многовековой истории, географическим расположением, частыми и радикальными изменениями социально-экономической, этнополитической, миграционной ситуации, разнообразием и взаимопроникновением этносов, языков, конфессий, обычаев и традиций. Без учёта вышеперечисленных, как и некоторых иных факторов, особенностей, своеобразия, неповторимости, а скорее всего -уникальности Северного Кавказа, безусловно наложивших неизгладимый отпечаток на менталитет, национальное самосознание, психологию автохтонных этносов народа, не представляется возможным выработка адекватной современным реалиям политики мирного, цивилизованного сосуществования многонационального гражданского общества на Северном Кавказе.

Северный Кавказ - один из древнейших очагов человеческой цивилизации, народы которого, отстаивая свои обычаи и традиции, самобытную многообразную культуру, независимость и свободу, прошли через войны не только с Россией, но и с Турцией, Персией, Крымским ханством; испытали в XIX веке сложный и противоречивый процесс интеграции в Российскую империю, последовавший за трёхвековым периодом мирной колонизации на традициях добрососедства и сотрудничества, сопровождавших процесс добровольного вхождения горских обществ в состав России. Одной из самых значимых и эффективных традиций при этом служило куначество, тесно связанное с вековыми традициями горцев, определяемыми как гостеприимство и институт искусственного родства, но по мнению многих учёных-этнографов, как российских, так и зарубежных, обособившееся в отдельный институт по своему генезису, этическим нормам, влиянию на миграционные процессы.

Нам представляется небезосновательным утверждение, что именно институт гостеприимства и куначества стал тем базисом, на котором зародилось и получило развитие тесное и всестороннее взаимодействие русского и кавказских народов в различных сферах общения.

Актуальность этнографического исследования института гостеприимства и куначества и его востребованности на разных исторических этапах межличностного и межнационального общения обусловлена и нынешним состоянием гражданского общества в регионе. Особую остроту ситуации придают очаги межэтнической напряжённости на Северном Кавказе и в Закавказье (осетино-ингушский, карачаево-черкесский, грузино-абхазский, грузино-осетинский, внутридагестанский, карабахский) и особенно - длительное вооружённое противостояние в Чечне. Дополнением к силовым методам решения межнациональных проблем и конфликтов (особенно - земельного) до начала XX века стали волюнтаристские меры административно-территориального деления Северного Кавказа при Советской власти. Насильственная депортация балкарского, карачаевского, ингушского, чеченского, народов Северного Кавказа в первой половине 40-х годов XX века привела к раздробленности населения по национальному признаку. Институту куначества реально угрожало забвение.

На современном этапе развития народов Северного Кавказа, сохранение национального согласия, стабильности и продолжение устойчивых традиций позволит цивилизованно развивать культуро-экономические отношения с соседними и другими народами России.

Горцы свято хранили выработанные веками основы и правила куначества как института, вобравшего в себя признаки и гостеприимства, и искусственного родства, олицетворявшего традиционные методы горской народной дипломатии. Куначество было одной из главных составляющих в постоянном поиске формулы выживания и компромисса.

Исследование генезиса института гостеприимства и куначества представляется особенно актуальным на фоне обилия проявлений сепаратизма на Северном Кавказе с начала 90-х годов прошлого столетия, в числе которых:

- спор между чеченцами и ингушами о принадлежности Сунженского и Малгобекского районов;

- требование населения Наурского и Шелковского районов, являющегося русскоязычным, о присоединении районов к Ставропольскому краю;

- требование Ингушетии о возврате ей Пригородного района РСО-А;

- идея о Республике Лезгистан на землях Дагестана и Азербайджана;

- спор между чеченцами и лакцами по Новолакскому району Дагестана;

- требования кумыков и ногайцев об образовании своих республик;

- требование казаков Моздокского района РСО-А о передаче района в Ставропольский край;

- инициатива Республики Адыгея по обмену территориями с Краснодарским краем с целью создания единого территориального и экономического пространства с другими этнически родственными народами: черкесами, абхазами, кабардинцами;

- требования в начале 90-х годов 20 века Конгресса кабардинского народа и Национального Совета балкарского народа о разделении КБР на две республики.

Все эти проявления носят социокультурный характер и базируются на ряде факторов: своеобразие процессов демократизации в обществе; муссирование негативной исторической памяти; ущербность взаимоотношений между субъектами РФ и федеральным Центром; искусственно навязываемое извне среди нетрудоустроенной части молодых людей агрессивных и не приемлемых идей Ваххабизма, что в корне противоречит традиционному исламу.

Жёсткость межэтнического противостояния обусловлена и следующими обстоятельствами: в основе образования национально-админстративных единиц - автономий на Северном Кавказе изначально был заложен конфликтный потенциал в борьбе титульных этносов за власть (кабардинцы и балкарцы в КБР, карачаевцы и черкесы в КЧР, аварцы, лезгины, кумыки, даргинцы, лакцы, ногайцы, табасаранцы и др. в Дагестане. Остроту в борьбе за власть придаёт тот факт, что субъекты РФ на Северном Кавказе - дотационные и местная власть получает возможность контролировать все финансовые потоки, бизнес и доступ к ресурсам); депортация ряда народов в 40-е года XX века актуализировала оппозицию "свой - чужой" в негативной коннотации, а возвращение их на прежние территории обитания породило внутрикавказские территориальные и иные конфликты; память о Кавказской войне XIX века воспринимается как событие недавнего прошлого, а военные действия в Чечне последнего десятилетия XX века обостряют все имевшиеся противоречия и усугубляют нестабильность ситуации.

На протяжении веков карачаево-балкарский и другие этносы Северного Кавказа породили самобытное социокультурное пространство, в котором сформировались специфические отношения между человеком и природой, составляющие основу мировоззренческой картины человека. Эти особенности связаны с исторически сложившимся отношением к природе, земле, другим людям, пониманием добра и зла, свободы и справедливости. Они определяли мотивацию деятельности человека. Кавказский образ жизни имел свою специфику: почитаемое отношение к земле и привязанность к ней, ко всему живому, которое следовало свято оберегать, о чём свидетельствует многочисленный эмпирический материал.

Ценность прошлого в кавказском сознании, традиционно занимавшего высшую иерархическую ступень в системе ценностных приоритетов, определяла диалог человека и внешней среды. Значительную роль в этом играли основные положения института гостеприимства и куначества. К сожалению, в последнее время разрушается кавказское социокультурное пространство. Происходит подмена смыслового содержания, искусственная, а порой и насильственная смена ценностей, в результате чего Северный Кавказ оказывается в концептуальном и стратегическом тупике.

Это требует поиска более адекватной модели социального развития, сочетающей в себе региональные и глобальные аспекты. Ключевым условием в решении этой проблемы, по-видимому, является развитие традиций во взаимоотношении людей, таких, как куначество и др., сформированных в кавказском социокультурном пространстве с незапамятных времён.1

Необходимо так же отметить о обязательной передачи из поколения в поколение чистых хорошо отточенных национально-культурных ценностей в отношениях между народами Северного Кавказа, что отмечено в трудах Отечественных, Современных и Зарубежных ученых.

Источниковая база исследования.

До конца XIX и начала XX в.в. балкарцы и карачаевцы не имели своей письменности, способной сохранять сведения о различных аспектах жизни и развития общества, а посещавшие их учёные и путешественники упоминали балкарцев и карачаевцев под разными названиями: горские черкесы, кара-черкесы, кушха, караджяки, горские татары, басияны, малкары, хуламы, чегемы, баксанцы, урусбиевцы. Да и сами описания выше указанных лиц по раскрываемой теме носят фрагментарный, поверхностный характер.

Источниковая база исследования включает в себя информацию, накапливавшуюся веками и отражённую в устном народном творчестве; произведениях фольклора и художественной литературы; путевых заметках, дневниках, отчётах и научных статьях отечественных и зарубежных авторов; архивных документах. При подготовке настоящей диссертации использовался и полевой материал, собранный в горных сёлах Балкарии. Школы этнографических исследований и научные направления по данной проблематике впервые сформировались в кавказском регионе в конце XIX начале XX веков. Цели и задачи кавказоведческой этнографии касались сфер традиционно-бытовой культуры. Объектом широкого изучения стали проблемы этногенеза и этнической истории, быта, материальной и духовной культуры, форм социальных взаимоотношений.

Фольклорные источники представлены и использованы с первых записей конца XIX - начала XX веков. Они были собраны и введены в оборот известными просвещенцами Исмаилом, Сафар-Али и Наурузом Урусбиевыми, Мисостом Абаевым, на которых большое влияние оказали личные контакты с представителями русской академической науки - Вс. Миллером, М.М. Ковалевским, Л.Г. Лопатинским и др. Фольклорный материал был издан в «Сборнике материалов для описания личностей и племен Кавказа», «Сборнике сведений о кавказских горцах», «Терском сборнике», «Вестнике Европы». В Новейшее время карачаево-балкарские фольклорные тексты из изданий конца XIX - начала XX веков были собраны в одно и увидели свет в 1983 г.2 Фольклор позволяет анализировать исторические предания и этногенетические легенды, многие факты и реалии общественного быта, которые на протяжении длительного времени сохраняли специфику функционирования социальных и общественных институтов.

При всей значимости фольклорных материалов основными источниками при написании диссертационной работы явились письменные источники на русском, грузинском и европейском языках.

Самые ранние сведения русских источников о балкаро-карачаевцах отложились в документах Посольского приказа (статейные списки русских посольств, отписки терских воевод, материалы кабардинских и грузинских посольств и т.д.). Практически все они опубликованы и использовались в диссертации по изданиям С.А. Белокурова, М.А. Полиевктова, Е.О. Крикуновой и И.М. Павловой, «Кабардино-русским отношениям в XVI-XVIII в.в.», «Переписке на иностранных языках грузинских царей с о российскими государями от 1639 по 1770 г.г.» . В первой половине XIX века появляются этнографические описания, выполненные офицерами русской армии (A.M. Буцковский, А.П. Щербачев, Шаховский и др.).

Особую значимость для изучения общественного быта балкарцев и карачаевцев имеют нормы обычного права-адаты («тау адет» - «горские законы»). Первоначально многие из них были собраны в 1840 г. ротмистром Давидовским и секретарем Кабардинского суда Я. Шардановым. В последующем они были систематизированы начальником Центра Кавказской линии кн. Голицыным. Впервые сборник адатов горцев был опубликован известным профессором права Ф.И. Леонтовичем4. Социальная история балкарцев и карачаевцев середины и второй половины XIX в. хорошо представлена в документах различных правительственных комиссий. Это-«Сведения о зависимых сословиях Кабардинского округа»; документы Комитета по освобождению зависимых сословий в горских племенах Кавказа; материалы работы комиссии по разбору личных и поземельных прав горцев Кабардинского округа; материалы Абрамовской комиссии и др.

Сведения большой группы западно-европейских авторов как К. Главани, И. Гюльденштедт, П.С. Паллас, Г.-Ю. Клапрот, Я. Рейнегс, И. Барбаро, А. Ламберти, Ж.-Ш. де Бесс и других являются одновременно и авторскими описаниями, которые содержат авторскую позицию, а также выступают и как ценнейшие источники и использованы по изданию «Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX в.в.»5.

По ряду исторических документов допускалось их опосредованное исследование по ссылкам на них в научных трудах других авторов из-за трудностей ознакомления с первоисточниками ввиду давности их издания (XVIII - XIX века), публикации на национальных языках, малого тиража и пр. Вместе с тем, это не могло повлиять на научную чистоту и аналитические выводы, поскольку подобные источники исследования использовались как фактологический материал при исследовании института гостеприимства и куначества у отдельных народов, населяющих Северный Кавказ и горное Закавказье. Той же цели служат в диссертации произведения художественной литературы и устного народного творчества.

Вышеуказанные источники (труды отечественных и зарубежных учёных; этнографические описания, дневники, наблюдения горских, русских и европейских авторов; произведения народного творчества и художественной литературы; исторические документы официальных властей и др.) послужили научной основой исследования.

Состояние изученности проблемы.

Научные направления этнографических исследований по Северному Кавказу стали формироваться в основном с конца XIX века и получили дальнейшее развитие в советской этнографии, уделявшей значительное внимание сферам традиционно-бытовой культуры. Объектами изучения стали проблемы этногенеза и этнической истории традиционных для балкарцев и карачаевцев обычаев гостеприимства и куначества; быта, материальной и духовной культуры, нашедших отражение в этикетных нормах этих институтов, как и формы социальных взаимоотношений. Проводились они, в основном, комплексно-интенсивным методом сбора полевых материалов и сравнительно-историческим методом их лабораторного изучения и анализа. Применялись и методы анкетного опроса, структурно-компонентного анализа. Приоритетными направлениями считались изучение этнодемографических процессов, сближение и слияние наций и народов, воспитание людей в духе дружбы народов и интернационализма, соблюдение интересов национальных меньшинств. Историко-этнографические исследования, проводимые в XX веке советскими учёными, сыграли определённую положительную роль в культурном развитии народов Северного Кавказа.6

Значительный вклад в изучение института гостеприимства и куначества на Северном Кавказе внесли Гарданов В.К., Лавров Л.И., Косвен М.О., Першиц А.И., Анчабадзе Ю. Д., Мамбетов Г.Х., Виноградов В.Б., Кумыков Т.Х., Мусукаев А.И., Шаманов И.М. и ряд других авторов в советский период. Однако события последнего десятилетия XX века внесли серьёзные изменения в кавказоведческую науку под влиянием разразившихся этноконфликтов, нанёсших значительный урон масштабам традиционных этнографических исследований, сместили акценты в отношении целей и задач в угоду псевдонаучным утверждениям об этнической несовместимости народов, многие века живших в условиях добрососедства и стабильности. Возникла угроза создания благоприятного фона для этнической обособленности и этноцентризма. Стремление к этнической идентичности, наряду с конфессиональным размежеванием, способствует возникновению идеи этнической обособленности, приводящей к пробуждению тенденции этнической изоляции, что в конечном счёте становится причиной возникновения новых, ещё более острых этноконфликтов.

Пути и модели решения этой проблемы сквозь призму традиционно -социокультуры и изучение этнической ментальности исследуется в работах Маремшаовой И.И., Кучмезовой М. Ч., Баразбиева М.И.

Восстановление в последние годы тесных взаимоотношений на базе процессов интеграции научных исследований, начатых по инициативе академических центров на Кавказе, позволяет надеяться на перспективу дальнейших исследований в области этнографии балкарцев и карачаевцев, как и всего Северного Кавказа. При изучении вопросов истории возникновения и расселения автохтонных этносов Северного Кавказа, их взаимоотношений и степени взаимопроникновения институтов культуры и быта всё чаще обращаются к традиционным реалиям многовековой бытовой культуры, результаты исследования и анализа которых рассматриваются в тесной связи с достижениями в глобальном масштабе. Элементам национальной культуры отдельного этноса обоснованно придаются признаки общечеловеческих ценностей культурного наследия. На этом фоне дальнейшие исследования возникновения, функционирования и развития такой формы культурного взаимодействия карачаево-балкарского и других этносов Северного Кавказа, как между собой, так и с другими народами, какой является институт гостеприимства и куначества, становятся особенно актуальными.

Географические рамки диссертации определяются территорией в границах современной Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, местами компактного проживания балкарцев и карачаевцев.

Хронологические рамки исследования определяются поставленными целями и задачами и охватывают период с конца XVII до начала XXI века.

Объектом исследования стали этногенез и развитие институтов гостеприимства и куначества у балкарцев и карачаевцев, отражённые в памятниках устного народного творчества (нартские сказания и пр.), исторических документах, этнографических наблюдениях, проводимых в XVIII - XX веках, произведениях русских, балкарских, карачаевских, черкесских авторов, путевых заметках европейских авторов, научных трудах учёных-этнографов и историков советского периода, полевых материалах и результатах опросов информаторов в горных ущельях Балкарии.

Предметом исследования настоящей диссертации является зарождение, трансформация и функционирование института гостеприимства и куначества у балкарцев и карачаевцев на разных этапах социально-экономического развития, социокультурного и общественно-политического взаимодействия, формирования многонационального гражданского общества.

Цели и задачи исследования. Целью и задачей диссертационной работы является описание и исследование вопросов, связанных с институтом гостеприимства и куначества карачаево - балкарского народа на Северном Кавказе, особое внимание при этом в диссертации уделено его трансформации на различных исторических этапах развития общества. До настоящего времени гостеприимства и куначества у балкарцев и карачаевцев отражено в рукописях и трудах известных путешественников, военачальников, историков, отечественных и зарубежных ученых, лишь фрагментарно. Настоящая тема до сих пор не была предметом специального исследования в эволюционном ракурсе. Задача диссертации состоит в описании и анализе института гостеприимства и куначества карачаево -балкарского народа со стадии его зарождения и поэтапное изучение указанных отношений до настоящего времени.

Научная новизна исследования.

Научная новизна состоит в том, что впервые проведено комплексное этнографическое исследование института гостеприимства и куначества карачаево- балкарского этноса Северного Кавказа и представлена модель поэтапных составляющих элементов гостеприимства и куначества от случайной встречи двух индивидов и зарождения в дальнейшем межличностных отношений до сформирования устойчивых, долгосрочных связей межличностного и межэтнического характера. Исследовано взаимовлияние элементов института гостеприимства и куначества и его этикетных норм в процессе интеграции с соседними этносами в условиях языковой иноэтнической изоляции карачаевцев и балкарцев. Выявлены этикетные различия и особенности этого института, присущие только карачаево-балкарскому народу, прослежена динамика изменений данного института.

Методология исследования основывается на системно-хронологическом подходе, позволяющем проследить истоки зарождения, развитие и распространение институтов гостеприимства и куначества на всей территории расселения балкарцев и карачаевцев, соседних этносов Северного Кавказа с общими для всего населения чертами и особенностями, присущими отдельным этносам. Представляется обоснованным исследование института гостеприимства и куначества в его органичном развитии со стадии традиционного гостеприимства, предшествующего, как правило, куначеству, а также института искусственного родства, как качественно обособленной формы, вытекающей из развития отношений куначества.

Проведённое в диссертации исследование этногенеза, развития и трансформации института гостеприимства и куначества карачаево-балкарского этноса на разных этапах исторического развития выявило двуединую задачу данного института: согласованность действий индивида, принимающего гостя - кунака, с менталитетом своего этноса и передачу вовне информации широкого диапазона о степени развития и морально-нравственных устоях этноса через поведение своего индивида.

Теоретическая и практическая ценность результатов данного исследования в том, что содержащиеся в нём материалы и выводы могут использоваться для создания более полной и научно обоснованной картины многовековой эволюции института гостеприимства и куначества карачаево-балкарского этноса, как одного из органичных частей народной дипломатии, педагогики, культуры и морали, присущих народам Северного Кавказа. Содержащиеся в диссертации материалы и выводы могут быть использованы в лекционных курсах и спецкурсах ВУЗов, в общественно-политической деятельности партий и общественных движений, при подготовке учебно-методических пособий по эстетическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения, укреплению межнациональных связей. Структура диссертации состоит из введения, трёх глав, Примечание:

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Конаков, Мустафа Магомедович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние общественно-политических, социально-бытовых, хозяйственно - экономических, морально - этических, культурных и иных взаимоотношений как в мировом сообществе в целом, так и в среде северо - кавказских народов, относящихся к различным этносам, представляется движением как бы в двух направлениях, по противонаправленным, на первый взгляд, векторам развития. Хозяйственно -экономическое и, в немалой степени, общественно - политическое тяготеют к глобализации, наднациональным объединениям. С другой стороны, со времени распада Советского Союза, карачаевцы и балкарцы, как и горские народы Северного Кавказа, народы Закавказья, Средней Азии и Казахстана, Прибалтики, Восточной Европы проявляют повышенный интерес к своим национальным морально - этическим и культурным особенностям, корни которых уходят в далёкое прошлое. К числу этих особенностей у карачаево-балкарского этноса, сохранившихся, на наш взгляд, без заметных изменений, следует отнести институт гостеприимства и куначества, как яркий выразитель духовности и морали этих народов.

По существу невозможно исследовать развитие и функционирование человеческой личности,., не обращаясь к понятию общения, не интерпретируя это понятие тем или иным образом и не анализируя его конкретных форм и функций в тех или иных социальных и исторических условиях".1 Подобный вывод обоснован при исследовании зарождения, развития и функционирования института гостеприимства и куначества у карачаево-балкарского народа, как и у соседних с ней этносов Северного Кавказа, ибо именно этот институт был основным инструментом межэтнического общения и информационных связей, формировавшимся на этапе ассимиляции алано-асского компонента в тюрко-кочевническом пласте и кавказском субстрате в этногенезе карачаевцев и балкарцев.

Действенным средством выживания представляется гостеприимство и куначество в этногенезе карачаевцев и балкарцев, формировавшихся как этнос в весьма уникальных условиях. Во-первых, разрозненные на начальном этапе общины (малкъарлыла, бызынгылыла, холамлыла, бахсанчыла, чегемлиле, къарачайлыла) оказались в условиях языковой изоляции, так как ни один из ближайших этносов - соседей не относился к тюркской группе. Во-вторых, рельефные особенности среды обитания были настолько сложными для интенсивного общения не только с соседними этносами, но даже между общинами самого этноса, что обуславливало их положение изолянтов. Однако, суровые условия жизни и характерное для всех этносов Кавказа стремление к общению, как непременному условию развития, формировали такие этнопсихологические черты, как трудолюбие, взаимопомощь, открытость, веротерпимость и, как сочетание всех этих качеств, гостеприимство, перераставшее органично в куначество. Именно гостеприимство и куначество стали тем связующим звеном между десятками этносов Кавказа, которое обеспечило проницаемость культурно - языковых границ, способствовало созданию соционормативной инфраструктуры и принятию этикетных норм, сходных в основных компонентах.

Весьма устойчивыми, хотя, к сожалению, ещё недостаточно изученными, являются этнические традиции в сфере различных обычаев повседневного поведения людей; за этими обычаями, как правило, стоят характерные для данного народа исторически сложившиеся нормы о общения". Иерархия ценностей могла и не совпадать у отдельных этносов, но все этикетные нормы была подчинены основным моральным принципам, идентичным для всех народов Северного Кавказа. У хевсуров бытовал гетеризм и гостя укладывали на ночь с местной девушкой; верхняя правая часть головы жертвенного барашка была для гостя у балкарцев и карачаевцев; престижным блюдом у кабардинцев был куриный желудок, который, как и баранью голову, адыгейцы считали неприличным для угощения гостя. Но при этом подразумевался единый принцип: предоставить гостю самое лучшее и проявить наивысшее почтение. Более того, многое из ритуала приёма гостя, а тем более - будущего кунака, то есть "чужого", могущего стать "своим", носило сакральный характер у всех горцев. С давних пор бытуют у балкарцев и карачаевцев такие высказывания: "Къонакъ Тейрини атындан келеди" (Гость-кунак приходит от имени Тейри -верховного языческого божества), "Сен адамны сюймесенг, сени Тейри сюймесин" (Если не полюбишь человека (не желаешь гостя), пусть не любит тебя Тейри) или проклятия: "Юйюнг къонакъ кирмеген юй болсун" (Пусть твой дом будет непосещаемым гостем-кунаком), "Мюлкюнг кёп болуп, адамынг жокъ болуп, къонакъ суусап ичмесин юйюнгде" (Пусть при твоём достатке некому будет утолить жажду гостя-кунака). Сакральное значение сохраняют и место для сидения гостя, наиболее удалённое от входной двери, и подаваемая пища, и ритуал жертвоприношения. Ублажая гостя, горцы Северного Кавказа ублажали божество.

А. И. Мусукаев отмечает, что "литературные источники, архивные документы и фольклор рассказывают о частых посещениях не только отдельными представителями, но и целыми делегациями поселений соседних народов ради знакомства, установления дружеских отношений, торговли, трудовых контактов, оказания помощи во время стихийных бедствий и болезней».3

Таким образом, следует признать, что институт гостеприимства и куначества у балкарцев и карачаевцев зародился на ранней стадии и формирования карачаево-балкарского народа из симбиоза автохтонно кавказской и кипчакско-тюркской кочевой группы племён. Основная база зарождения и развития института - потребность в информации, преодолении изоляции, сохранении стойких черт этносознания, обеспечении этнокультурных контактов в целях безопасности жизнедеятельности.

В условиях этнополитической стабильности северо-кавказского региона в ХУ-ХУШ веках институт гостеприимства и куначества эволюционизируется, приобретая черты, характерные для отрасли обычного права карачаевцев и балкарцев - адата. Усиливаются проницаемость культурно-языковых границ и миграция народов, ассимилирующихся с помощью куначеских связей в карачаево-балкарских обществах. Выработка общекавказского этикета нивелирует нормы поведения при образовании и развитии куначеских связей.

XVIII - XIX века оказали серьёзное влияние на укрепление и значимость куначеских контактов по нескольким направлениям: 1. Проникновение ислама и его всеобъемлющее внедрение в карачаево-балкарскую среду, препятствовало, но не приостановило куначеские связи с русскими, осетинами, горскими евреями, сванами и иными "немусульманинами"; 2. Кавказская война и военно-политическая экспансия России вызвала не только внутриэтническую консолидацию, но и межэтническую взаимопомощь в пределах всего региона, в результате чего в горных обществах Балкарии и Карачая скрывались, становясь кунаками, горцы из соседних этносов, дезертиры из русской армии, казаки, бежавшие из родных мест крепостные крестьяне; 3. Отмена крепостного права и земельный передел, ломка феодальных отношений и внедрение промышленных технологий привели в горы Балкарии и Карачая новую волну "инородцев", оседавших на этой земле с обретением куначеского статуса; 4. К концу XIX века и далее куначеские отношения стали основной формой общения с учёными, промышленниками, творческой интеллигенцией, альпинистами и путешественниками из России и Европы, приведшей к интеграции в рамках общеевропейской цивилизации.

Новейшая история, начиная со второй четверти XX века, с её внедряемыми в централизованном порядке социокультурными инновациями, подавляющими традиционное этнокультурное взаимодействие балкарцев и карачаевцев с другими этносами, трансформирует обычаи в сторону русификации. К середине XX века (40-50-е годы) карачаево-балкарский этнос вынужденно находится в состоянии толерантности под угрозой исчезновения родного языка, традиционных форм хозяйствования и общения, традиций и обычаев, в том числе и института гостеприимства и куначества. Последующий этап в жизни карачаевцев и балкарцев характерен возрождением полноценной этничности и самосознания, реанимированием культурно - нравственных норм, но уже не в первозданном виде, а с учётом влияния многосторонних интегральных связей. И в этих условиях институт карачаево-балкарского гостеприимства и куначества с его этикетными нормами сохранил ментальность этноса.

Приём гостя извне, как кунака, является поступком этносфокусированного индивида, связанного множеством нитей с социумом, оценивающим его роль и определяющим весь комплекс морально - этических ценностей народа. Этнос сохранил свои коллективистские традиции родов и общин. Весь исторически обозримый путь зарождения и развития карачаево-балкарского этноса свидетельствует, что горцы психологически осознавали себя частью большой семьи, рода, общины. Сенокос, пастьба скота и другие трудоёмкие работы издавна проводились сообща, строить кому-то дом помогала вся округа (эзеу), приём гостя, кунака был делом чести не одного хозяина, а и его соседей, родственников, односельчан. И сегодня главная составляющая во взаимоотношениях - сохранение патронимических связей. Подтверждением тому служат и многочисленные в последние годы фамильные и родовые сходы.

В этой связи необходимо отметить тот факт, что в родовых сходах образуется оргкомитет из числа деятельных членов рода (фамилии), который как правило ставит перед собой цель собрать как можно больше членов своего рода, при этом ставиться несколько задач; познакомить всех приглашенных, где также присутствует представители других фамилий поддерживающие родственные отношения, при этом идут не простые отношения межу всеми пригашенными, а именно при знакомстве с старейшим рода при этом, доводят до сведения собравшихся место проживания, количество членов семьи, род занятий, фамилию второй половины при этом выясняется (автоматически) с какого ущелья, особое значение старший рода дает оценку значимости фамилии супруги и в конце разговора как правило старший рода по традиции высказывает напутствие прося от всевышнего для всех здоровья и удачи во всех начинаниях.

Проведённое исследование этногенеза, развития и трансформации на разных этапах института гостеприимства и куначества карачаево-балкарского этноса выявило двуединую задачу данного института: согласованность действий индивида, принимающего гостя - кунака, с менталитетом своего этноса и, вместе с тем, передача вовне информации о степени развития и морально-нравственных устоях этноса через поведение своего индивида. Институт остаётся действенным средством для решения проблемы как межнациональных контактов, так и локальных конфликтов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Конаков, Мустафа Магомедович, 2005 год

1. Архив внешней политики России. МИД СССР. Ф. «Кабардинские дела» 1754г. Д.№6.

2. Госуд. архив Краснодарского края. Ф.348. Оп.1. Д.8, лист 26. Центр. Госуд. Архив древних актов. Москва. Разр.ХХШ. Д.13. 4.111, лист 26-об.

3. Архив Института этнографии. Пол ев. Карточки 1975г. ИСТОЧНИКИ

4. АбаевМ.К. Балкария.\\ Журнал "Мусульманин". Париж, 1911. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссиею. Том II. Тифлис, 1868.

5. Алейников М. Карачаевские сказания. \\Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Выпуск 8. Тифлис, 1883.

6. Баранов Е. 3. Баксанское ущелье. \\Газета "Кавказ" № 336. Тифлис,1891.

7. Баранов Е. 3. Поездка в Урусбиевское общество горских татар. \\Терские ведомости №№ 55, 56. Владикавказ, 1891.

8. Белл Джемс. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 г.г. Том 1-2. Лондон, 1840. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

9. Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

10. Борисевич К. Черты нравов православных осетин и ингушей Северного Кавказа.\\ Этнографическое обозрение № 1-2. Москва, 1899.

11. Броневский Мартин. Описание Татарии. Кёльн, 1595. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

12. Будагов JI. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Том 2.1. Спб.

13. Вахушти Багратиони. География Грузии. \\3аписки Кавказского отделения Императорского Русского географического общества. Книга 24. Вып.5. Тифлис, 1904.

14. Венюков М. И. Очерк пространства между Кубанью и Белою.\\Записки Императорского русского географического общества. Книга 2. Спб., 1863.

15. Виноградов В. Б. Балкарцы в русско-кавказских отношениях XVII в. \\Журнал "Вопросы истории" № 6. Москва, 1985.

16. Витсен Николас. Северная и Восточная Татария или сжатый очерк нескольких стран и народов.\\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974. Военный сборник. Том 7. Спб., 1859.

17. Вули Г. Восхождение на Дых-тау.\\Альпийский журнал № 109. 1890. Гамрекели В. Н. Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII веке. Тбилиси, 1968.

18. Ган К. Ф. По долинам Черека, Уруха и Ардона. \\Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 20. Тифлис, 1898.

19. Главани Ксаверио. Описание Черкесии.\\Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 17. Тифлис, 1893.

20. Голубев С. Я. Экскурсии по Центральному КавказуА\Ежегодник Русского географического общества. Вып. 10. Москва, 1914.

21. Грабовский Н. Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушевского округа. \\Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1870.

22. Грабовский Н. Ф. Экономическое положение бывших зависимых сословий Кабардинского округа. \\Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1870.

23. Гюльденштедт Иоганн-Антон. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в. в. Нальчик, 1974.

24. Гяургиев Х.,Сукунов X. Русско-кабардинский словарь. Нальчик, 1991.

25. Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей.\\ Изд. ЧИНИИК, Вып. 2-3. Грозный, 1930.

26. Де Бесс Жан-Шарль. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 г.г. Париж. 1838. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

27. Де ла Мотрэ Абри. Путешествие господина А. де ла Мотрэ в Европу, Азию и Африку. Гаага, 1727. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

28. Де Мариньи Тебу. Путешествия в Черкесию в 1818, 1823 и 1824 г.г. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

29. Де Монпере Фредерик Дюбуа. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхиду, Грузию, Армению и в Крым. Том I. Париж, 1839. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

30. Дзадзиев А. Институты искусственного родства у осетин.\\Тезисы докладов Всесоюзной сессии по итогам полевых этноисследований 1980 -1981 г.г. Нальчик, 1982.

31. Дьячков-Тарасов А. И. Заметка о Карачае и карачаевцах.\\Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 25. Тифлис, 1898.

32. Иваненков Н. С. Карачаевцы. \\Известия общества любителей изучения Кубанской области. Вып. 5. Екатеринодар, 1912.

33. Иванов С. О сближении горцев с русскими на Кавказе.\\ Военный сборник. Том 7. Спб., 1859.

34. Интериано Джорджио. Быт и страна знхов, именуемых черкесами. Венеция, 1502. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

35. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.) Москва,1988.

36. История Осетии в документах и материалах. Том 1. Цхинвали, 1962. Кабардино-русские отношения в ХУ1-ХУ111 в.в. Том 2. Москва, 1957. ' Карданов Б., Бичоев А. Русско-кабардинско-черкесский словарь. Москва, 1995.

37. Кемпфер Энгелъберт. Новейшие государства Казань, Астрахань, Грузия и многие другие,. татарские земли и провинции. Нюрнберг, 1723. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

38. Клапрот Генрих-Юлиус. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 г.г.\\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

39. Ковалевский М. М. Поклонение предкам у кавказских народов. \\Вестник всемирной истории. № 3. Спб., 1902.

40. Кох Карл. Путешествие по России и в Кавказские земли. Том 1. Берлин, 1842. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

41. Кумыков Т. Расселение кабардинцев и балкарцев в 40-60-х годах XIX века. \\Учёные записки КБНИИ. Нальчик, 1965.

42. Ламберти Арканджело. Описание Колхиды, называемое теперь Мингрелией.\\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

43. Ланге Б. А. Балкария и балкарцы. \\Газета "Кавказ" № 283. Тифлис,1903.

44. Лонгворт Дж. Год среди черкесов. Том 1-2. Лондон, 1840 г. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

45. Лукка Джиованни. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха Доминиканского ордена. 1625. \\3аписки Одесского общества истории и древностей. Том II. Одесса, 1879.

46. Люлье Л. О гостеприимстве у черкес. \\3аписки Кавказского отделения русского географического общества. Книга 5. Тифлис, 1862.

47. Паллас Пётр-Симон. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 г.г. Том 1. Лейпциг, 1803. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

48. Пастухов А. В. Сведения о восхождении на Эльбрус. \\Русские ведомости. № 125. Москва, 1897.

49. Пейсонель Карл. Трактат о торговле на Чёрном море. Париж, 1787. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

50. Полиевктов М. А. Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию (1650 1652 г.г.) Тифлис, 1926.

51. Посольство дъяка Фёдора Елчина и священника Павла Захарьева в Дадианскую землю (1639-1640г.г.) «Чтения в обществе истории и древностей российских при Москевском университете. Книга 2.» Москва, 1887.

52. Потоцкий Ян. Путешествие в астраханские и кавказские степи. Париж, 1829 г.\\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

53. Рейнеггс Якоб. Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа. Спб., 1796. \\Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX в.в. Нальчик, 1974.

54. Тизенгаузен Г. В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том 2. Москва-Ленинград, 1941.

55. Туганов Р. У.Страницы истории (заметки кавказоведа). Нальчик, 1989. Урусбиев С. И, Сказания о нартских богатырях у татар горцев Пятигорского округа Терской области. \\Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 1. Тифлис, 1891г.

56. Харузин Н. Заметки об юридическом быте чеченцев и ингушей. \\Сборник материалов по этнографии России. Вып. 3. 1888.

57. Хубиев И. А. (Ислам Карачайлы). Горцы и казаки в XVIII веке. \\Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в.в. Избр. Том 2. Нальчик, 1996.

58. Чёрный И. Я. Горские евреи. \\Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3. Тифлис, 1870.

59. Шадже А. Ю. Ценностный смысл экокультурных традиций кавказских народов. \\Тезисы докладов IV конгресса этнографов и антропологов России. Москва, 2001.

60. Шамиладзе В. Первое постсоветское десятилетие этнологии на Кавказе. \\Тезисы докладов IV конгресса этнологов и антропологов России. Москва,2001.1. ЛИТЕРАТУРА

61. Абрамов Я. Кавказские горцы. Краснодар, 1927.

62. Адат. Традиции и современность^ Международный НИИ народов Кавказа. Москва-Тбилиси, 2003.

63. Азаматов К.Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX в. Нальчик, 1968.

64. Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа. Черкесск, 1963.

65. Алиев У.Д. Карачай. Ростов-на-Дону, 1927.

66. Алиева А.И. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983.

67. Анисимов С. От Казбека к Эльбрусу. Москва-Ленинград, 1928.

68. Анчабадзе Ю.Д. Прекрасный обычай гостеприимства.\\Советская этнография. Москва-Ленинград, 1985.

69. Арутюнов С.А. Этнография питания народов стран зарубежной Азии. Москва, 1981.д, Асколи Эмиддио. Описание Чёрного моря и Татарии. \\3аписки Одесского общества истории и древностей. Том 24. Одесса, 1902.

70. Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в ХУ111-начале XX в.в. Нальчик, 2000.

71. Батчаев А.-М. X. Из истории развития карачаево-балкарских и русских языковых связей.\\Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. Материалы межд. Науч. Конференции 14-19. 10.91г. Черкесск, 1991.

72. Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986.

73. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

74. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.

75. Берже А.П. Краткий обзор горских племён на Кавказе. Тифлис, 1858.

76. Белокуров С.А. Посольство дьяка Федота Елчина и священника Павла

77. Захарьева в Федианскую землю. 1639-1640

78. Борлаков Ю. Адеб. Намыс. Адет. Карачаевск, 1998.

79. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. Москва, 1981.

80. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические сведения о Кавказе. Москва, 1823.

81. Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов Горного Кавказа в общественном быту (Х1Х-начало XX века).\\Кавказский этнографический сборник. Вып.IX. Москва, 1989.

82. Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура грузин Х1Х-ХХ в.в.: традиции и инновации. Москва, 1982.

83. Г дъ. Поездка к южному отклону Эльбруса в 1848 году.\\Библиотека для чтения. Том 97. Спб., 1849.

84. Гамбашидзе Г.К. К вопросу о культурно-исторических связях средневековой Грузии с народами Северного Кавказа. Тбилиси, 1977.

85. Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов (черкесов) в XI11-первой половине XIX в.в. Москва, 1964.

86. Гарданов В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в ХУ111-начале XIX в.\\Советская этнография №5. Москва, 1960.

87. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (ХУ111- первая половина XIX в.в.) Москва, 1967.

88. Гарданов В.К. Аталычество. Москва, 1973.

89. Гарданов В.К. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х в.в. Нальчик, 1974

90. Грове Ф. Холодный Кавказ.\\ «Природа и люди». Спб., 1879.

91. Давидович С. В горах Кавказа.\\ «Природа и охота».Москва, 1883-октябрь.

92. Давидович С. Восхождение на ЭльбрусАШсторический вестник. Том 28. Спб., 1887.

93. Динник Н.Я. Поездка в БалкариюЛУЗаписки Кавказского отдела Русского географического общества. Книга 14. Тифлис, 1884.

94. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Том 1. Спб., 1871.

95. Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыге). Краснодар, 1927. Зевакин Е. Культура и быт адыгов. ХУ111-первая половина XIX в. \\Очерки истории Адыгеи. Том 1. Майкоп, 1957.

96. Зиссерман А.Д.Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867г.г.) Спб., 1879. Иваненков И.А. Карачаевцы. Черкесск, 1978.

97. Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльбруса.\\Вестник Европы. Книга 1.Спб., 1886.

98. Калоев Б. Осетины. Историко-этнографическое исследование. Москва,1967.

99. Канделаки М. Из общественного быта горцев Грузии. Институт аманатства. Тбилиси, 1987.

100. Караулов И.А. Болкары на Кавказе. \\Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып.38. Тифлис, 1908.

101. Карачаевцы и балкарцы: Язык, этнография, археология, фольклор. Москва, 2001.

102. Кипиани М.З. От Казбека до Эльбруса. Владикавказ, 1881. КовалевскийМ.М.,МиллерВ.Ф.В горских обществах Кабарды.\\Вестник Европы. Спб., 1884.

103. Кушхов Х.С. Гостеприимство как регулятор общественного бытия кабардинцев в XIX вЛЮбщественный быт адыгов и балкарцев. Нальчик, 1986.

104. Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в. \\Кавказский этнографический сборник. Вып.4. Москва, 1969.

105. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. Леонтьев И. Поездка к Баксанскому леднику. \\Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып.22. Тифлис, 1897. Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту, 1974.

106. Магометов А. Общественный строй и быт осетин (ХУ11-Х1Х в.в.) Орджоникидзе, 1974.

107. Мамбетов Г.Х. Некоторые традиции и обычаи кабардинцев и балкарцев, связанные с жилищем.\\Вестник КБНИИ. Нальчик, 1970.

108. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1999.

109. Маремшаова И.И. Балкария и Карачай в этнокультурном пространстве Кавказа. Нальчик, 2003.

110. Мерцбахер Готфрид. Из высокогорных районов Кавказа.Лейпциг, 1901. Мибчуани Т.Ш. Этнокультурные связи горцев Грузии (сванов) с балкарцами и карачаевцами. Тбилиси, 1979.

111. Мизиев И.М. Балкарцы и карачаевцы в памятниках истории. Нальчик,1981.

112. Мориц фон Деш. Путешествие и исследование в горах Центрального Кавказа. Берлин, 1905-1907.

113. Мусукаев А.И. О Балкарии и балкарцах. Нальчик, 1982. Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик, 1986. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990.

114. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

115. Невская В.П. КарачаевцыЛ\Народы мира Этнографические очерки. Москва, 1960.

116. Невская В.П. Карачай в XIX веке. Черкесск, 1966.

117. Очерки истории балкарского народа (с древнейших времён до 1917 года). Нальчик, 1961.

118. Очиаури А. Обычай гостеприимства в Хевсурети. Тбилиси, 1980. Ошаев X. Мотивы дружбы в чечено-ингушских песнях.\\Известия Северо-Осетинского НИИ. Том 22. Вып.2. Орджоникидзе, 1961.

119. Пахомов Д.А. Покорённый Кавказ.\\Сборник-Очерки исторического прошлого и современного положения Кавказа. Спб., 1904.

120. Перебийнос Ф.М. В теснинах Кавказа. По Балкарии и Сванетии. Ростов-на-Дону, 1930.

121. Поггенполь Н. Через Сванетию в долину Баксана. \\Ежегодник Русского горного общества. Москва, 1904.

122. Поггенполь Н. По ледникам Дигории и Балкарии. \\Ежегодник Русского горного общества. Москва, 1906.

123. Рихтер 3. Кавказ наших дней. Москва, 1923-1924.

124. Ровинский П. Черногория в её прошлом и настоящем. Том 2.Спб.,1901.

125. Сафарян С.Н. Султан-бек Абаев. Нальчик, 1964.

126. Смирнов H.A. Политика России на Кавказе в ХУ1-Х1Х в.в. Москва,1958.

127. Студенецкая Е.М., Сергеева Г.А. Карачаевцы. \\Народы Кавказа. Москва, 1960.

128. Сысоев В.М. Карачай.\\Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып.43. Тифлис, 1912.

129. Тавлинов Н. В горах Баксанского ущелья. \\Природа и охота. Книга 2. Москва, 1900.

130. Такоева Н.Ф. БалкарцыДЩароды Кавказа. Москва, 1960. Талицкий Н.Е. Очерки Карачая. \\Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 40. Тифлис, 1903.

131. Тедорадзе Г. Пять дней в Пшав Хевсурети. Тбилиси, 1980. Текеев K.M. Жилища карачаевцев в XIX веке.\\Вестник КБНИИ. Нальчик, 1972.

132. Текеев K.M. Карачаевцы и балкарцы. Москва, 1989. Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека. \\Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 14. Тифлис, 1892.

133. Токайшвили Е.С. Карачай. \\Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 43. Тифлис, 1913.

134. Толгуров Б. Таулу учала.\\Газета «Заман» №202. Нальчик, 2003. Толстой JT.H. Казаки. Хаджи-Мурат. \\Библиотека мировой литературы для детей. Москва, 1978.

135. Тресков И.Ф. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик, 1963. Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды. \\Терский сборник. Вып. 5.Владикавказ, 1903.

136. Фёдоров Я.А., Фёдоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. Москва, 1978.

137. Фрешфильд Дуглас. Исследования Кавказа. Лондон, 1896.

138. Харузин Н. По горам Северного Кавказа. \\Вестник Европы. Спб., 1888.

139. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.

140. Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961.

141. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Спб., 1986.

142. Чхеидзе К.А. Страна Прометея. Нальчик, 2004.

143. Шаханов Б.А. Два слова к туземной интеллигенции.\\Газета «Казбек» №475. Владикавказ, 1899.1. ИНФОРМАТОРЫ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.