Глобализация и проблема национально-культурной идентичности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Галоян, Артур Станиславович

  • Галоян, Артур Станиславович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 220
Галоян, Артур Станиславович. Глобализация и проблема национально-культурной идентичности: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2015. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Галоян, Артур Станиславович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Определение основного терминологического аппарата, используемого в исследовании

§ 1. Определение понятий «этнос», «народ», «нация»

§ 2. Происхождение и значение понятия «идентичность»

§ 3. Этническая идентичность как одна из разновидностей коллективной идентичности

§ 4. Национальная и национально-культурная идентичности

§ 5. Критический подход к понятию идентичности

§ 6. Предварительное определение понятия глобализации

Глава 2. Феномен глобализации. Многообразие подходов

§ 1. Глобализация как завершающий этап процесса «пространственно-временного

сжатия»

§ 2. Политическое и социальное значение глобализации

§ 3. Глобализация и вестернизация: необязательное тождество

§ 4. Альтернативные направления развития процесса глобализации

§ 5. Концепция глобальной этики как возможное направление развития альтернативного глобализма

Глава 3. Последствия глобализации для национально-культурной идентичности

§ 1. Стратегия этнизации - обоюдоострое оружие политики идентичности

§ 2. Мультикультурализм как возможное решение проблем идентичности

§ 3. Позиция Ч. Тейлора в вопросе о мультикультурализме

§ 4. Мультикультурализм в представлении У. Кимлика

§ 5. Альтернативные модели мультикультурализма

§ 6. Сущность проблемы национально-культурной идентичности в свете миграционного фактора

§ 7. Проблемы национально-культурной идентичности, порождаемые культурной глобализацией, и возможные пути их решения

Заключение

Библиография

208

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Глобализация и проблема национально-культурной идентичности»

Введение

Глобализационные процессы в настоящее время выступают неотъемлемой частью окружающей действительности. Зародившись в не столь отдалённом по историческим меркам прошлом, они и по сей день продолжают сопровождать нашу жизнь и влиять на неё. Их последствия осознаются далеко не всеми и не всегда, однако они затрагивают жизнь каждого человека независимо от этого. В силу своего сложного и противоречивого характера глобализация неизбежно связана с рядом глобальных проблем, которые, с одной стороны, порождаются самим этим процессом, а с другой стороны, выдвигаются в качестве задач,, на решение которых направлены глобализирующие тенденции. Одна из таких проблем - проблема национально-культурной идентичности - как раз выступает предметом настоящей научной работы.

Острота и значимость для современного человека данной проблемы придают актуальность заявленной теме работы. Важность исследования данной темы определяется не только её теоретической значимостью, но и практическими потребностями. Её сущность заключается в том, что глобализация приводит к ослаблению могущества национальных государств, их роли и значения в мире. Вследствие этого нации перестают быть доминирующей формой социального единства. Они становятся в один ряд с другими формами общности, и могут быть среди них далеко не самыми значимыми. Национальные культуры также перестают быть основной формой культуры, уступая место другим, транснациональным и глобальным культурным феноменам, а значит, трансформируется и национально-культурная идентичность. Она принимает новые очертания и приобретает иные критерии, нежели те, которые она имела прежде, а также иное значение. Вследствие этого современный человек сталкивается с проблемой определения и, в отдельных случаях, переживания собственной национально-культурной принадлежности и идентичности в новых жизненных реалиях.

Степень разработанности проблемы. Проблематика, связанная с процессами глобализации, в ретроспективе выглядит заметно развитой, причём в ходе её разработки постепенно сменилось как отношение к самому исследуемому феномену, так и ракурсы, с которых его можно рассматривать. Первые работы специалистов в данной области были выдержаны в восторженном духе и весьма оптимистически и обещающе настроенном тоне. В них повествовалось о тех благах и выгодах (вроде информационной революции или свободы перемещения, устранения всех границ), которые сулит и несёт в себе глобализация, а основное внимание заострялось на её различных экономических, политических, правовых аспектах. При этом авторы этих работ далеко не всякий раз брали на себя труд дать точное определение понятию «глобализация», видимо, считая его значение очевидным и прозрачным. Если же они давали определение глобализации, то представляли её в неполном, однобоком виде, освещая предмет исследования в удобном для себя свете.

Учитывая это, мы не заостряли особенного внимания на работах подобного рода исследователей, однако, поскольку с ними всё равно неизбежно приходится иметь дело при обращении к теме глобализации, некоторых из этих авторов мы всё же обязаны упомянуть. Прежде всего, это Э. Гидденс и Д. Бхагвати; также к ним можно добавить и отечественного специалиста А. Чумакова.

Более поздние работы представляют собой реакцию интеллектуальных элит различных стран на складывающуюся в современном мире ситуацию. Поэтому среди них встречается всё больше материалов критического характера, обнаруживающих более осторожный, вдумчивый подход к теме глобализации и смещение внимания с одних её аспектов на другие. Теперь во главу угла ставятся проблемы, связанные с национальным самоопределением, взаимодействием культур, межэтническими и межрелигиозными конфликтами; вопросы сохранения национального культурного наследия и существования мировой, глобальной культуры, и многие другие. В число ведущих западных специалистов в данной области входят такие широко известные авторы, как 3. Бауман, У. Бек, X. Беркинг, К. Робине, И. Валлерстайн, Р. Робертсон, А. Аппадураи, Й. А. Шолт, Ж. Деррида и другие.

Среди отечественных исследователей этой темы в первую очередь следует упомянуть А. Панарина, В. Иноземцева, Ю. Гранина, В. Малахова, Л. Зеленова, А. Владимирова, Е. Степанова, Н. Отургашеву, Э. Крюкова, В. Иванова, Т. Савицкую, Н. Жукову.

Свой вклад в дальнейшее развитие темы глобализации, способствующий её лучшему, более детальному постижению, вносят следующие исследователи: Г. Анилионис, Н. Зотова, С. Гасникова, Т. Горбач, К. Кантор, О. Кармадонов, Л. Круглова, У. Макбрайд, В. Пантин и А. Толстоухов. Отдельным образом хотелось бы отметить значимость для настоящего диссертационного исследования работ сотрудников кафедры культурологии СГТбГУ: В. М. Диановой, Л. А. Орнатской, Е. Г. Соколова и Е. Э. Суровой.

Современные исследователи не перестают писать и на основополагающую тему сущности глобализации. Данный феномен продолжает занимать умы специалистов в самых различных сферах знания и деятельности, подвергаясь в них новому переосмыслению. Свидетельством тому может служить, например, набирающее в настоящее время всё большую силу движение альтернативного глобализма. К числу его наиболее видных теоретиков и практиков принадлежат такие зарубежные и отечественные авторы, как К. Агитон, Р. Петрелла, Ш.-А. Удри, Ф. Утар, Б. Кагарлицкий, А. Бузгалин, А. Колганов, А. Михайлова и другие.

Таким образом, несмотря на очевидную разработанность избранной проблемы, считать её полностью исчерпанной едва ли уместно, поскольку готовых решений пока так никехМ и не было предложено. Наряду с этим в процессе погружения в заявленную тему открываются целые области исследования, которые, в свою очередь, требуют отдельного внимания и рассмотрения в русле изучаемой проблемы. К ним можно отнести, например, политику мультикультурализма как конкретную стратегию политики идентичности. Здесь невозможно обойти стороной таких её теоретиков и исследователей, которыми являются Ч. Кукатас, Ч. Тейлор, У. Кимлика, И. Тюрикова, А. Назарчук и многие другие. Освоению данной темы также способствовали следующие авторы: Е. Новожилова, О. Громцев, И. Рогов.

Не меньшего внимания, на наш взгляд, заслуживает и тема глобальной этики. Сама по себе она также заметно развита, имеет богатую историю и немалое число своих идеологов и исследователей. Так, в число наиболее видных и признанных зарубежных авторитетов в данной области входят М. Ганди, М. Л. Кинг, А. Швейцер, Ю. Хабермас, К.-О. Апель, Г. Кюнг, Ф. Даллмар и другие персоны. Отечественная этическая традиция дала не меньшее число имён первой величины, таких как Л. Толстой, В. Соловьев, С. Булгаков, С. Франк, С. и Е. Трубецкие, П. Флоренский, Л. Карсавин, А. Гусейнов и так далее. Современные авторы, такие как Е. Середкина, О. Евдокимова, А. Неклесса и

А. Назарчук, вносят свой вклад в дальнейшую разработку данного направления мысли. Тем не менее, этическое измерение глобализации, как нам кажется, пока не привлекалось в контекст феномена глобализации и порождаемых им проблем в качестве одного из воЗхМожных путей или средств их решения.

Углубление в тему исследования было бы весьма затруднительно без определения и уточнения значений основных используемых в нём понятий. В связи с этим мы не можем не признать важности и значимости для нашей работы следующего обширного круга авторов. Общее представление о том, что такое этнос, дают С. Широкогоров, П. ван ден Берг, Л. Гумилёв, а также Ю. Семёнов, Н. Яценко, Ю. Арутюнян, Л. Дробижева, А. Сусоколов, А. Садохин, А. Коркмазов, Г. Денисова и М. Радовель. С содержанием при-мордиалистской концепции этносов мы ознакомились у таких её сторонников, как Ю. Бромлей, В. Козлов, К. Козлов, С. Елишев, а также К. Гирц, У. Коннор, Э. Смит и Дж. Армстронг.

Другие подходы к понятию этноса - конструктивизм и инструментализм - представлены следующими двумя кругами авторов. Так, к числу наиболее известных конструктивистов относятся Б. Андерсон, Э. Геллнер, П. Бурдье, Э. Хобсбаум, а также отечественный исследователь В. Тишков. Инструменталистское направление представляют Д. Белл, Г. Вулп, II. Глейзер, Т. Гир и Д. Мойнихен, а в отечественной традиции С. А. Арутюнов, М. Н. Губогло, Г. С. Денисова, Н. II. Чебоксаров.

В определении понятия нации мы опираемся на таких авторов, как И. Гердер, Ю. Ха-бермас, Э. Геллнер, Б. Андерсон, Й. А. Шолт, Ж. Маритен и С. Пыхтин. Постижение того, что собой представляет идентичность, было бы невозможно без обращения к Э. Эриксону, В. Малахову, 3. Бауману, Ж. Девосу, Г. Шпету. Свой вклад в освоение этой темы для нас внесли Т. Румянцева, Т. Стефаненко и И. Мазуренко.

Основным материалом настоящего диссертационного исследования выступают многочисленные письменные источники, посвящённые темам глобализации и идентичности, или так или иначе связанные с ними. Преобладающую часть использованных в работе источников составляют монографии и статьи в журналах и сборниках материалов конференций, выполненные как иностранными, так и отечественными специалистами в данной области знания.

Объектом исследования является феномен глобализации как характерное для современного мира сложное, многомерное сочетание самых различных, порой разнонаправленных или даже прямо противоположных процессов.

Предметом исследования являются последствия влияния процессов глобализации на национально-культурную идентичность современного человека.

Цель диссертационного исследования заключается в установлении того, как и в какой мере процесс глобализации порождает проблему национально-культурной идентичности, а также в попытке обнаружения возможных путей или способов её решения.

Для достижения поставленной цели требуется решить последовательный ряд задач, диктуемых логикой исследования:

- выработать то определение глобализации, которое станет основой для дальнейшего исследования;

- уточнить значение основных используемых в диссертации понятий «этнос», «нация», «идентичность»;

- выяснить, каким образом процессы глобализации могут повлиять на формирование и изменение национально-культурной идентичности в современном мире, определить характер этих изменений;

- установить, в чём именно заключается проблема национально-культурной идентичности в условиях глобализации;

- обозначить возможные способы и варианты решения исследуемой проблемы.

Теоретико-методологическая основа исследования. Настоящее диссертационное

исследование носит междисциплинарный характер. Оно осуществляется с привлечением материала и понятийного аппарата целого ряда самых различных научных дисциплин. Интегрирующую, объединяющую все привлекаемые дисциплины функцию в рамках настоящей работы выполняет философский подход, поскольку само исследование направлено на выявление сущности того или иного феномена, будь то глобализация, идентичность, этнос, нация или непосредственно сама проблема национально-культурной идентичности.

Обращение к философским обобщениям характерно и для исследователей, занимающихся данной проблемой в рамках социальной психологии, социологии, конфликтологии, этнологии и этнографии, социальной и культурной антропологии и других научных дисциплин. Этому способствует, с одной стороны, испытываемый ими недоста-

ток эмпирической базы, с другой - глубины исследуемых процессов, затрагивающих основные сферы человеческого существования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили различные методы, исследовательские приёмы и подходы, используемые как в сфере гуманитарного знания, так и в философии. При предварительном определении понятия глобализации, как и при последующем постижении сущности данного феномена современности, мы прибегаем к гипотетико-дедуктивному методу, наряду с умозаключением по аналогии. Данным методом мы руководствуемся и для определения основной для настоящего исследования проблемы национально-культурной идентичности.

Другим широко применяемым нами научным методом, наряду с описанием, является критический и сравнительный анализ того или иного используемого в работе материала. Его мы осуществляем при определении основного употребляемого в диссертации терминологического аппарата: понятий этноса, нации, идентичности, глобализации и прочих.

Большое внимание в работе уделяется уточнению понятийных оснований, поскольку междисциплинарный подход потребовал их «универсализации». Необходимо отметить и то, что аналитическое в целом исследование диссертант пытается дополнить диалогическим подходом к каждому из изучаемых авторов и представить тем самым полифонию взглядов на исследуемые процессы.

Научная новизна полученных результатов диссертационной работы заключается в следующем:

- предпринята попытка выработать интегративное определение понятий этноса, народа и нации;

- даётся широкое определение понятия глобализации, обеспечивающее соизмеримость различных подходов к данному феномену современности;

- концепции единой глобальной этики рассматриваются в качестве одного из возможных направлений развития движения альтернативного глобализма;

- предложены возможные способы устранения опасности, исходящей от стратегии этнизации;

- рассмотрена стратегия мультикультурализма как один из инструментов миграционной политики и политики идентичности;

- определено, какие изменения национально-культурной идентичности порождены собственно глобализационными процессами, а какие её трансформации имеют иную причину;

- делается вывод, что субъектом, способным дать адекватную оценку культурным трансформациям, является носитель данной конкретной культуры.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- процессы глобализации оказывают определённое влияние на национальную и национально-культурную идентичность современного человека. Характер этого воздействия неоднозначен: оно приводит как к положительным, так и к отрицательным последствиям;

- то направление, в котором процессы глобализации протекают в настоящее время, несёт в себе больше отрицательных, чем положительных последствий для национальной и национально-культурной принадлежности и идентичности;

- от культурной глобализации исходит угроза трансформации и разрушения национальной культуры посредством подмены и вытеснения одних идеалов и ценностей другими, а через неё и национальной общности, и национально-культурной идентичности;

- такие аспекты культурной глобализации, как глобальный оборот товаров, финансов, образов и информации, выступают причинами более значительных изменений национальной и национально-культурной идентичности, чем те, к которым приводит миграционный фактор;

- проблема национально-культурной идентичности есть проблема сохранения национальной культуры в условиях глобализации. Для мигрантов проблемой становится обретение и формирование новой национально-культурной идентичности в новой стране проживания;

- лучшей оценки последствиям глобализации для той или иной конкретной культуры не может дать никто, кроме её собственных носителей;

- кардинальным средством решения проблем национально-культурной идентичности является смена направления развития современного процесса глобализации;

- разработки концепции единой глобальной этики могут задать возможное направление развитию движения альтернативного глобализма, выступить его этическим обоснованием;

- угрозе применения стратегии этнизации в деструктивных, антигосударственных целях национальные государства могут противопоставить политику национальной идентичности, которая культивировала бы осознание приоритета ценности единства над ценностью различий.

Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в расширении представления о сущности феномена глобализации посредством интегративного подхода к нему с включением как основных, общепринятых точек зрения, так и альтернативных концепций. Выработанные в процессе исследования рабочие определения понятий этноса, нации и идентичности также являют собой результат такого подхода.

В диссертации представлен детальный анализ политики мультикультурализма с привлечением её альтернативных проектов. Он дополняет и уточняет представление о данной стратегии политики идентичности, а также демонстрирует существующее разнообразие её концепций.

Некоторые темы, рассматриваемые в настоящей работе, позволяют определить перспективы дальнейшего развития данного направления исследования.

Научно-практическая значимость диссертации заключается, прежде всего, в предложенных вариантах решения исследованных в работе проблем. К ним могут обратиться органы государственной власти при принятии тех или иных мер и разработке программ, направленных на сохранение и поддержание национального единства, устранения проблем национальной и национально-культурной идентичности населения. Полученные результаты также могут быть использованы в деле разрешения и предотвращения возникновения этнических конфликтов и сепаратистских тенденций, а также при проведении государственной культурной политики и выработке национальных глобализацион-ных стратегий.

Междисциплинарный характер проведённого исследования позволяет использовать его материалы и теоретические результаты в самых различных сферах науки и в учебных программах по самым разным дисциплинам: в этнологии, культурологии, этнопсихологии, этнической конфликтологии, международных отношениях, в философии и этике. Также они могут быть применены в разработке специализированных курсов по изучению современных глобализационных процессов, по проблемам идентичности, по этике, а также по политике мультикультурализма и государственной культурной политике в целом.

Полученные результаты могут быть востребованы и при написании научных работ по аналогичной тематике, особенно с учётом того, что некоторые темы и сюжеты, обращение к которым было осуществлено в диссертации, требуют своей дальнейшей основательной проработки в качестве отдельных самостоятельных направлений исследования.

Апробация результатов исследования. В процессе работы над диссертационным исследованием промежуточные результаты научных изысканий нашли отражение в ряде статей, которые автор посвятил раскрытию отдельных аспектов исследуемой темы. Результаты исследования были использованы при работе со студентами в процессе проходимой автором педагогической практики на философском факультете СПбГУ.

Объём и структура работы. Диссертация общим объёмом 220 страниц состоит из введения, трёх глав основной части, каждая из которых подразделяется на параграфы, заключения и библиографии, насчитывающей 156 источников.

Глава 1. Определение используемого в исследовании понятийного аппарата

§ 1. Определение понятий «этнос», «народ», «нация»

Приступить к изучению проблемы национальной идентичности в условиях глобализации невозможно без прояснения того, что подразумевается под словом «национальное», а значит, и под нацией. Это понятие оказывается не таким простым и однозначным, каким кажется на первый взгляд. С ним тесно связаны термины «этнос», «народ». В литературе и разговорной речи они употребляются различным образом: где-то используются как синонимы, а кое-где между ними проводится различие. Для того чтобы избежать недоразумений и путаницы в понятиях, нам необходимо чётко определить, что мы понимаем под этносом, народом и нацией, тем более что такое различение может быть важно и полезно в контексте всего исследования.

Понятие «этнос» используется в целом ряде наук, таких как этнография, этнология, этносоциология, социальная и культурная антропология, и многих других, а обозначаемая им общность людей, обладающих едиными объективными либо субъективными признаками, выступает в качестве предмета их изучения. В научной среде нет единого мнения о том, что такое этнос, и поэтому различные исследователи включают в число его характерных отличительных признаков происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и прочее. В русскоязычной научной среде вместо термина «этнос» долгое время использовался термин «народ». Понятие же «этнос» было введено в отечественное академическое словоупотребление русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым в 1923 году. Согласно его определению, этнос - это «группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих ком-

плексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освящённых традицией и отличаемых ею от таковых других групп».1

Но это только одна из дефиниций понятия «этнос». Наряду с ним существует множество других отличных друг от друга представлений о том, чем по своей сущности является данная общность людей. Из всего многообразия различных точек зрения на предмет того, что такое этнос, можно выделить несколько основных подходов. Первым, исторически наиболее ранним направлением в этнологии является иримордиализм, который иначе ещё обозначают как эссенциализм. Это подход, в рамках которого этническая принадлежность человека воспринимается как естественная объективная данность. Этнос здесь выступает как некая неизменная, первозданная общность людей «по крови» с присущими ей от природы, а значит, изначально данными неотъемлемыми чётко выраженными постоянными признаками, которые позволяют отличить её от какого-либо другого этноса.2

Примордиализм оказал заметное влияние на представления об этносе, дальнейшее развитие многих из которых происходило как раз в его рамках. В нём существует большое количество различных не соприкасающихся друг с другом теорий и концепций. Большинство отечественных авторов предпочитает разделять их на два основных на-

о

правления: социобиологическое и эволюционно-историческое.

Представители социобиологического направления примордиализма полагают, что этническая принадлежность человека задана изначально, заложена в его генетическом коде и является его неизменной характеристикой. Осознание своей этнической принадлежности выступает основанием для объединения людей в эти особые биологические -кровнородственные - сообщества. Однако, несмотря на некоторую общность взглядов, среди авторов, относящихся к социобиологическому направлению, нет единого мнения по вопросу о том, что собой представляет этнос, и в силу этого нам приходится иметь дело с большим количеством его различных определений. Например, Пьер ван ден Берг,

1 Широкогоров С. N1. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений / Кафедра социологии международных отношений Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. -M., 2010.-С. 16.

2 См.: Яценко H. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - Лань, 1999. - 528 с.

3 См.: Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. - М., 1998. - 271 е.; Садохин А.

П. Этнология. - Калуга, 1999. - 267 е.; Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология. - Ростов-на-Дону, 2000. -280 с. ' •

один из видных зарубежных представителей данного направления примордиализма, трактует этнос как «расширенную родственную группу», которая сформировалась благодаря альтруистическим мотивам и имеет целыо поддержание и воспроизведение собственного генофонда.1

Что до отечественных авторов, то среди них ярким представителем социобиологиче-ского направления выступает Л. Н. Гумилёв и его последователи. В рамках разработанной им пассионарной теории этногенеза этнос предстаёт в виде коллектива людей, который естественным образом складывается в некую единую целостную энергетическую систему на основании общего стереотипа поведения. Каждый из этносов обладает уникальным местом развития, которое складывается из своеобразия ландшафта местности его обитания, а также собственной традицией, принадлежность к которой позволяет его представителям выделять себя среди других этнических общностей и противопоставлять себя им. Основанием для такого этнического самоопределения, по мысли автора, служит комплиментарность, которую он определял как «ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих».2

Кроме того, Гумилёв полагал, что ни один реальный признак этноса, будь то язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология и прочее, не может всегда и во всех случаях выступать определяющим моментом. Им является лишь признание каждым субъектом своей общности с остальными представителями своего этнического сообщества и его отличия от других этносов.

Пассионарная теория этногенеза Л. Гумилёва в отечественной, в частности, советской этнологии фактически представляла собой концепцию, альтернативную по своему содержанию эволюционно-историческому направлению примордиализма. Приверженцы данного подхода рассматривают этносы не как природные, а как социальные сообщества, сложившиеся в результате общественно-исторического развития. Они полагают, что осознание человеком собственной этнической принадлежности обусловлено не социо-биологическими факторами, но воздействием конкретных социально-исторических условий, которые определяют содержание и существенные черты культуры этих сообществ и отдельных индивидов, приобретённые в результате процессов социализации и

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Галоян, Артур Станиславович, 2015 год

Библиография

1. Агитон К. Альтернативный глобализм: новые мировые движения протеста [Текст] / Кристоф Агитон; пер. с фр. Е. Константиновой, Е. Кочетыговой; общ. ред. Ю. Марковой. - М.: Гилея, 2004. - 208с. -(Час "Ч". Современная мировая антибуржуазная мысль). - 1500 экз. - ISBN 5-87987-031 -6.

2. Азроянц Э. А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции [Текст]. М.: Издательский дом «Новый век», 2002. - 416 с. - ISBN 5-8235-00087.

3. Акопян К. 3. Пределы глобализации (культура в контексте глобализационных процессов) [Текст] // Пределы глобализации. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир» / Институт микроэкономики. - М., 2002. - Вып. 17.

4. Алексеев-Апраксин А. М. Культурные контакты в контексте глокальных изменений [Текст] // Диалог культур и культура диалога: Сб. статей. - СПб, 2010. - С. 17-27.

5. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма [Текст] / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. -М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - 288 с. - ISBN 5-93354-017-3

6. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. [Текст] Пер. с англ. и нем. / Серия «Новая наука политики». М.: «Праксис», 2002. - 416 с. - ISBN 5-901574-079.

7. Анилионис Г. П., Зотова Н. А. Глобальный мир: единый и разделённый. Эволюция теорий глобализации [Текст]. - М.: Международные отношения, 2005. - 676 с. -ISBN 5-7133-1245-3.

8. Арутюнян Ю. В., Дробижева JI. М., Сусоколов А. А. Этносоциология [Текст]. -М.: Аспект-Пресс, 1998. - 271 с. - ISBN 5-7567-0215-6.

9. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание [Текст] // Социологические исследования. - Вып. 7. 1990. - С. 42-49.

10. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности [Текст] / Пер. с нем. М. М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с. - (Studia histórica). - ISSN 1726-135Х, ISBN 5-94457.176-4.

11. Астафьева О. Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации: будущее национально-культурной идентичности [Текст] // Вопросы социальной теории. Научный альманах. 2010. Том IV. Человек в поисках идентичности / Под ред. Ю.М. Резника и М.В. Тлостановой. - М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. - С. 255 - 281.

12. Багаутдинов А. А. Язык и этнокультура [Текст] // Человек как творец и творение культуры: Сб. статей. - СПб., 2009, с. 16-25. - 540 с. - ISBN 987-5-288-04890-6.

13. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества [Текст] / Пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 188 с. - ISBN 5-7777-0303-8.

14. Бауман 3. Идентичность в глобализирующемся мире [Электронный ресурс] / Сайт Владимира Кудрявцева. - Режим доступа: hUp://tovievich.ru/book/meropriatiya/5585-zbauman-identichnost-v-globalizimyushchemsya-mire.html

15. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию [Текст] / Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника; Общ. ред. и послесл. А. Филиппова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с. - Библиогр.: с. 279-280. - Пер. изд.: Beck U. Was ist Globalisierung?: Irrutumer des Globalismus? Antworten auf Globarisierung. - Frankfurt-a.-M., 1997.-ISBN 5-89826-109-5.

16. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру [Текст] / Пер. с англ.; под ред. В. JI. Иноземцева. - М.: Логос, 2003. - 350 с. - ISBN 598704-076-0.

17. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания [Текст] / Перевод Е. Руткевич. - М.: Медиум; Academia-Центр, 1995. -323 с.-ISBN 5-85691-036-2.

18. Бжезинский 3. Великая шахматная доска [Текст].-М.: Международные отношения, 1999. - 256 с. - ISBN 5-7133-0967-3.

19. Бобков Л. И. Религиозный опыт и этническое самосознание в условиях кризиса национально-цивилизационной идентичности: монография [Текст] / А. И. Бобков; науч. ред. В. А. Решетников; М-во образования и науки Рос. Федерации ФГБОУ ВПО "Иркут. гос. ун-т". - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. - 287 с.

20. Бромлей Ю. В. К вопросу о сущности этноса [Текст] // Природа. - 1970. - Вып. 2.-С. 51-55.

21. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса [Текст]. - М.: «Наука», 1983. - 412 с.

22. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография [Текст]. - М., 1965.

23. Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» [Текст] // Ab Imperio, 2002. №3.-С. 61-115.

24. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Противоречия глобальной гегемонии капитала (к вопросу о содержании и противоречиях так называемой «глобализации») [Текст] // Аль-терглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения» / Под ред. А. В. Буз-галина. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с. (Научно-публицистическая серия «Библиотека журнала "Альтернативы"».). - С. 8-28. - ISBN 5-354-00277-Х.

25. Бхагвати Д. В защиту глобализации [Текст] / Пер. с англ.; под ред. В. JI. Иноземцева. - М.: Ладомир, 2005. - 451 с. - ISBN 5-86218-391-4.

26. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире [Текст] / пер. с англ. П. М. Кудюкина. Под общей редакцией канд. полит, наук Б. 10. Кагарлиц-кого. - СПб.: Издательство «Университетская книга», 2001. - 416 с. - ISBN 5-94483-0425.

27. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века [Текст] / пер. с англ.; под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2004. - 368 с. - ISBN 5-94010-255-7.

28. Гасникова С. 10. Феномен диалога и его социокультурные функции в контексте исторического развития [Текст] // Вопросы культурологии. - № 10, 2009. - С. 8-11.

29. Геллнер Э. Нации и национализм [Текст] / пер. с англ. Т. В. Бредниковой, М. К. Тюнькиной; ред. и послесл. И. И. Крупника. - М.: Прогресс, 1991. - 320 с. - ISBN 5-01002692-9.

30. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества [Текст]. - М.: «Наука», 1977.-705 с.

31. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь [Текст] / пер. с англ. - М.: «Весь мир», 2005. - 120 с. - ISBN 5-7777-0304-6.

32. Глобализация и столкновение идентичностей. Международная интернет-конференция 24 февраля-14 марта 2003 [Текст] / Сб. материалов; Под ред. А. Журавско-го, К. Костюка. - М., 2003. - 440 с. - ISBN 5-94761-048-5.

33. Глобальное пространство культуры [Текст]: материалы международного научного форума 12-16 апреля 2005. - СПб: Центр изучения культуры, 2005.

34. Горбач Т. В. Культура в контексте глобализации [Текст] // Великие преобразователи естествознания: Леонардо да Винчи: XVIII Международные чтения. 20-21 ноября 2002 г., Минск: Тезисы докладов. - Ми., БГУИР, 2002. - 330 с.

35. Гранин Ю. Д. «Глобализация» или «вестернизация»? [Текст] // Вопросы философии.-№2, 2008.-С. 3-15.

36. Гранин Ю. Д. Глобализация и национализм [Текст] // Философские науки. - № 7, 2006.-С. 5-23.

37. Гранин Ю. Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования [Текст] / Ю. Д. Гранин; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2007. - 167 с. - ISBN 978-5-9540-0071-9.

38. Громцев О. В. Политические последствия трудовой миграции [Текст] // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). -№ 2, 2013. - С. 104-107. - ISSN 1997-5996.

39. Грошева Г. В. Категории этноса и этничности в современном научном дискурсе [Текст] // Вестник ТПГУ. - Вып. 1 (52). - С. 104-110.

40. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли [Текст]. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - ISBN 5-286-00669-8.

41. Гусейнов А. А. Возможно ли глобальное общество без глобального этоса? [Текст] // Дни науки в университете. Избранное / Науч. ред. Л. А. Санкин, Г. М. Бирже-шок. - СПб.: Изд-во СПБГУП, 2007. - 628 с. - ISBN 5-7621-0306-4.

42. Даллмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм» - «партикуляризм» [Текст] // Вопросы философии. - № 3, 2003. - С. 13-29.

43. Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь [Текст]. Изд. 2-е, переработ, и доп. -М.: «Русский язык», 1976. - 1096 с.

44. Делягин М. Мировой кризис: общая теория глобализации [Текст]. - 3-е изд. -М.: Инфра-М, 2003.-333 с. - ISBN 5-16-001603-1.

45. Делягин М. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи [Текст] / М. Делягин. М.: София, 2002. - 302 с.

46. Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этносоцнология [Текст]: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. - 280 с. -ISBN 5-94153-010-2.

47. Деррида Ж. Глобализация, мир и космополитизм [Текст] // Космополис. - № 2 (8), 2004. - С. 125-140; перевод Дмитрия Ольшанского.

48. Дианова В. М. Космополитизм в эпоху глобализации [Текст] П Вопросы культурологии. - № 1, 2007. - С. 8-12.

49. Дианова В. М. Плюрализм как черта универсальной культуры [Текст] // Studia Culturae. - Вып. 4. - СПб., 2002.

50. Дианова В. М. Процессы универсализации культуры в контексте глобализации [Текст] // Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. - М., 2005. -С. 136-151.

51. Евдокимова О. JI. Современное конфуцианство в диалоге культур и актуальные дискурсы по вопросу создания глобальной этики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://\v\v\v.nbuv.gov.ua/portal/natural/VKhNU/Tk/829/31 .html

52. Елишев С. О. Основы национальной политики [Текст]. — М.: Канон + РООИ "Реабилитация", 2012. - 352 с. - ISBN 978-5-88373-304-7.

53. Жукова II. Г. Глобализация и сохранение национальной идентичности [Текст] // Философия и общество: научно-теоретический журнал. М.: «Учитель». -№ 2 (43), 2006. -С. 146-153.

54. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Текст]. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. - 200 с.

55. Зеленов JI. А., Владимиров А. А., Степанов Е. И. Современная глобализация: состояние и перспективы [Текст]. - М.: ЛЕНАНД, 2010. - 304 с. - ISBN 978-5-97100270-3.

56. Иванов В. Н. Влияние глобализационных процессов на национальную идентичность на современном этапе [Текст] // Фундаментальные исследования. - № 8, 2014. - С. 1003-1007.

57. Идентичность: Хрестоматия [Текст] / Сост. Л. Б. Шнейдер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003 (Серия «Библиотека психолога»). - 272 с. - ISBN 5-89502-503-Х (589395-542-0).

58. Иноземцев В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация [Текст] // Вопросы философии. - № 4, 2004. - С. 58-69.

59. Иноземцев В. Л. Глобализация и неравенство: что - причина, что - следствие? [Текст] // Россия в глобальной политике. - Том 1. - № 1. - Январь - март 2003. - С. 158 — 175.

60. Иноземцев В. Л. Глобализация - наивная мечта XX века [Текст] // Человек. - № 5, 2003.-С. 38-45.

61. Ин-Сук Ча. Мондиализация нашего дома: к философии мирной жизни [Текст] / Ин-Сук Ча; пер. с англ. Д. Г. Лахути // Вопросы философии. - 2009. -N 4. - С. 20-28. -Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 28. - ISSN 0042-8744.

62. Кагарлицкий Б. Уроки Праги [Текст] // Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения» / Под ред. А. В. Бузгалина. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с. (Научно-публицистическая серия «Библиотека журнала "Альтернативы"».) - С. 65-72. - ISBN 5-354-00277-Х.

63. Кантор К. М. Глобализация? - Да! Но какая? [Текст] // Вопросы философии. -№ 1,2006.-С. 25-37.

64. Кармадонов О. А. Глобализация и символическая власть [Текст] // Вопросы философии. - № 5, 2005. - С. 47-56.

65. Карнаух В. К. Глобализация: критика неолиберального подхода [Текст] // Глобализация в социально-философском измерении. Сб. мат. конференции. - СПб, 2003. -С. 47-51.

66. Кессиди Ф. X. Глобализация и культурная идентичность [Текст] // Вопросы философии. -№ 1, 2003. - С. 76-79.

67. Кимлика У. Современная политическая философия: введение [Текст]. - М.: Изд. Дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010 (Серия «Политическая теория»). - 592 с.-ISBN 978-5-7598-0715-5.

68. Кини А. Г. Динамика социально-политического действия в традиционном обществе: (ислам) [Текст]. -М., 1996.

69. Коркмазов А. Ю. Проблема этноса и этничности в науке: в поисках парадигмы [Текст] // Сборник научных трудов. - Выпуск 1 (11). - Серия «Гуманитарные науки» // Северо-Кавказский государственный технический университет. - Ставрополь, 2004. - С. 26-39.

70. Круглова Л. К. Диалог культур в условиях глобализации [Текст] // Диалог культур и культура диалога: Сб. статей. - СПб, 2010. - С. 159-165.

71. Крюков Э. Регионализация как глобально узнаваемый бренд? [Текст] // Суть времени. Общероссийская политическая газета. -№ 2, 31 октября 2012. - С. 15.

72. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма [Электронный ресурс]. // InLiberty [веб-сайт]. Режим доступа: http://vvmv.inliberty.ru/library/study/327

73. Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. - М.: «Нестор-История», 2009. - 632 с. - ISBN 978-5-98187-483-3.

74. Кюнг Г. Декларация мирового этоса [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vvwvv.regels.org/World-Ethos.htm

75. Мазуренко И. В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философский анализ [Текст]: автореф. дисс. ... канд. фил. наук: 09.00.11. -М., 2009.-25 с.

76. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог [Текст] // Вопросы философии.-№ 1,2003.-С. 41-51.

77. Малахов В. Зачем России мультикультурализм [Текст] // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова. - М., 2002. - С. 48-60.

78. Малахов В. Культурный плюрализм versus мультикультурализм [Текст] // Логос. -№5-6, 2000.-С. 4-8.

79. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью [Текст] // Вопросы философии. - № 2, 1998.-С. 43-53.

80. Малахов В. Парадоксы мультикультурализма [Текст] // Иностранная литература.-№ 11, 1997.-С. 171-175.

81. Мандзаридис Г. Глобализация и глобальность: химера и истина [Текст] / пер. с новогреч. к. ф. н. А. Маркова. МГУ. - М., 2004. - 149 с.

82. Маритен Ж. Человек и государство [Текст] / пер. с фр. Т. Лифинцевой. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 196 с. - ISBN 5-7333-0033-7.

83. Марков Б. В. Человек и глобализация мира [Текст] // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. ст. - Вып. 1. - СПб., 2001.

84. Мартин Г.-П., Шуман X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию [Текст] / пер. с нем. - М., 2001.

85. Мацуура К. Глобализация это также культурный процесс [Текст] / Международная жизнь. - №8-9, 2000. - С. 25-32.

86. Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сб. статей [Текст] / Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2004. - 492 с. (Труды. Т. 161). -ISBN 5-94708-034-6.

87. Михайлова А. С. Теория и практика альтерглобалистского движения: социально-философский анализ [Текст]: автореф. дисс. ... канд. фил. наук: 09.00.11. - М., 2012. -17 с.

88. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире [Текст] / Ред.: Питер JI. Бергер, Сэмюэль П. Хантингтон; пер.: В. Сапов, М. М. Лебедева. -М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с. - ISBN 5-7567-0320-9, 0-19-515146-1.

89. Мотрошилова П. В. О современном понятии гражданского общества [Текст] // Вопросы философии. - № 6, 2009. - С. 12-32.

90. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации [Текст] / под ред. Г. Зверева. - СПб.: АСПЕКТ ПРЕСС. - 168 с.

91. Назарчук А. В. Мультикультурализм в сетевом обществе [Текст] // Мониторинг общественного мнения. -№ 1 (107), 2012. - С. 108-112.

92. Назарчук А. В. Этика глобализирующегося общества: Тенденции и проблемы глобализации в свете социально-этической концепции К.-О. Апеля. - М.: Директмедиа, 2002. - 381 с. - ISBN 5-948650-01-4.

93. Неклесса А. И. Этос глобального мира. (Круглый стол. Доклад А. И. Неклесса) [Электронный ресурс] // Источник: М.: Горбачев-фонд, Восточная литература РАН, 1999 г. / Русский архипелаг: сайт. // Режим доступа: http://vv\v\v.archipelag.ru/geoeconomics/global/challenge/etos/

94. Новожилова Е. О. Современные международные миграции: причины, особенности, последствия [Текст] // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - № 1, 2013. - С. 101-105.-ISSN 1997-5996.

95. Ольшанский Д. Глобализация и реальность Жака Деррида [Текст] // Космопо-лис. -№ 2 (8), 2004. - С. 140-146.

96. Орлова И. В. Теория гражданского общества: к истории вопроса [Текст] // Философия и общество. -№ 2 (43). - 2006. - С. 116-132.

97. Орнатская JI. А. Межкультурный диалог: проблемы и перспективы исследований [Текст] // Вестник СПбГУ. - № 1. - Вып. 6,2014.

98. Орнатская Л. А. Унификация или дифференциация культур? К предыстории идеи глобализации [Текст] // Глобальное пространство культуры. Материалы международного форума 12-16 апреля 2005 г. - СПб., 2005.

99. Отургашева Н. В. Проблема культурной идентичности в условиях глобализации [Текст] // Фундаментальные проблемы культурологии: том VII: Культурное многообразие: теории и стратегии. - М.: Новый хронограф; СПб.: Эйдос, 2009. - С. 83-91.

100. Павлова О. Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности [Текст]. - М.: Институт Психоанализа, 2001. - 124 с.

101. Панарин А. С. Искушение глобализмом [Текст]. - М.: Изд-во «Эксмо», 2003. -416 с.

102. Панарин А. С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств [Текст] // Вопросы философии. -№6, 2003.-С. 16-37.

103. Пантин В. И. Циклы и волны глобальной истории: глобализация в историческом измерении [Текст]. - М.: Новый век, 2003. - 276 с. - ISBN 5-8235-0102-1.

104. Попов М. Е. Конфликты идентичностей и гуманитарная безопасность в посттрадиционной культуре [Текст] // Человек как творец и творение культуры: Сб. статей. - СПб., 2009, с. 315-323. - 540 с. - ISBN 987-5-288-04890-6.

105. Пыхтин С. П. Русская национальная идея и современность [Текст] // Русский строй.-М., 1997.-С. 152-180.

106. Пыхтин С. П. Русские революции в судьбе империи [Текст] // Неизбежность империи. Сборник статей по проблемам российской государственности / Сост. и вводная статья А. Савельев - М.: Интеллект, 1996. - С. 199-257.

107. Рогов И. И. Неконтролируемая миграция: новое переселение народов или глобализированная урбанизация? [Текст] // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - № 4, 2013. - С. 83-86. - ISSN 1997-5996.

108. Румянцева Т. В. Особенности структуры идентичности студентов второго курса медицинского вуза [Текст] // Ярославский психологический вестник. - Выпуск 16. -Ярославль, 2005. - С. 73-75.

109. Рыбаков B.B. Творчество и смысл в процессе коммуникации [Текст] // Человек как творец и творение культуры: Сб. статей. - С.-Петербург, 2009. - С. 352-361. -540 с. - ISBN 987-5-288-04890-6.

110. Савицкая Т. Е. Янусов лик глобализации: размышления культуролога [Текст] // Обсерватория культуры. - № 1, 2004. - С. 4-13.

111. Сагалакова Г. А. Роль культуры в формировании толерантной личности [Текст] // Человек как творец и творение культуры: Сб. статей. - С.-Петербург, 2009. -С. 361-367. - 540 с. - ISBN 987-5-288-04890-6.

112. Садохин А. П. Этнология [Текст]. - Калуга, 1999. - 268 с.

113. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания [Текст] // Вестник ТГПУ. - Вып. 1 (45), 2005. - С. 13-17.

114. Семенов Ю. И. Торопиться с заупокойной молитвой по этносу вряд ли стоит (Об основных идеях книги В. А. Тишкова «Реквием по этносу. Исследования по соци-алыю-культурной антропологии». М., 2004) [Текст] // Философия и общество: научно-теоретический журнал. - № 2(43). - М.: «Учитель», 2006. - С. 94-106. - ISSN 1681^1339.

115. Семенов Ю. И. Этносы, нации, расы [Электронный ресурс] // «Скепсис»: научно-просветительский журнал. Режим доступа http://scepsis.ru/library/id_75.html

116. Середкина Е. В. Этический глобализм и русская философия [Электронный ресурс] / режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/seredkina/ruethics.html

117. Смитиенко, Б. М., Кузнецова, Т. А. Противоречия глобализации мировой экономики [Текст]. // Б. М. Смитиенко, Т. А. Кузнецова. Современный антиглобализм и альтерглобализм. - М.: Московский государственный университет печати, 2005. - С. 81103. - 132 с. - ISBN 5-8122-0335-0.

118. Соколов Е. Г. Аналитика масскульта [Текст]. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 280 с.

119. Соколов К. Б. Глобализация культуры и культура глобализации [Текст] // Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. - М.: ГИИ, 2005. - С. 68-88.

120. Соловьёв В. С. Оправдание Добра [Текст] / Соловьёв В. С. - Соч. в 2 т. - Т. 2 -М., 1990.

121. Стефаненко Т. Г. Социальная и этническая идентичность [Текст] // Идентичность: Хрестоматия/сост. J1. Б. Шнейдер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С. 196-220.

122. Стиглиц Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции [Текст] / Пер. с англ. и примеч. Г. Г. Пирогова. - М.: Мысль; Нац. общественно-науч. фонд, 2003. - 300 с.

123. Струл К. Дж. Возможна ли глобальная этика? [Текст] // Сравнительная философия.-М., 2004.-С. 304.

124. Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста: Сб. [Текст]. - М.: ООО «Издательство ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 348 с. - ISBN 5-17-022175-4 (ООО «Издательство ACT»), ISBN 5-9577-1091-1 (ЗАО НПП «Ермак»).

125. Сурова Е. Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности [Текст]. - СПб.: Издательство «Осипов», Центр изучения культуры, 2005. - 352 с.

126. Сурова Е. Э. Идентичность. Идентификация. Образ [Текст]. - СПб., 2010. -232 с. - ISBN 978-5-28805125-8.

127. Тишков В. А. «Этнос или этничность» [Текст] / Тишков В. А. Этнология и политика. Научная публицистика. - М.: Наука, 2001, с. 229-233. - 240 с. - ISBN 5-02008799-8.

128. Толстоухов А. В. Глобальный социальный контекст и контуры эко-будущего [Текст] // Вопросы философии. -№ 8, 2003. - С. 49-63.

129. Тюрикова И. И. Феминистская критика теорий либерального мультикультурализма: автореф. дисс. ... канд. фил. наук [Текст]. - Архангельск, 2012. - 24 с.

130. Удовик С. J1. Глобализация: семиотические подходы [Текст]. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 2002. - 462 с. - (Образовательная библиотека). - ISBN 966-543-048-3 (сер.). - ISBN 5-87983-110-8 (Рефл-бук). - ISBN 966-543-074-2 (Ваклер).

131. УткинА. И. Глобализация: процесс и осмысление [Текст]. -М.: «Логос», 2001. -271 с.-ISBN 5-94010-113-5.

132. Хабермас 10. Гражданство и национальная идентичность [Текст] // Хабермас 10. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью: пер. с нем.; отв. ред. Н. В. Мортошилова. - М.: «KAMI»: «Academia», 1995. - 245 с. - На рус. яз. -ISBN 5-86187-044-6, с. 217-223.

133. Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности [Текст] / С. Хантингтон; пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ООО «Издательство ACT»:

ООО «Транзиткнига», 2004. - 635 с. - ISBN 5-17-024800-8 (ООО «Издательство ACT»), ISBN 5-9578-1030-4 (ООО «Транзиткнига»).

134. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [Текст].-М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 603 с. - ISBN 5-17-007923-0.

135. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности [Текст] // Вопросы философии.-№10, 1994.-С. 112-123.

136. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. [Текст] / Пер. с англ. - СПб.: Алетейя, 1998. - 306 с. - ISBN 5-89329-048-8.

137. Хэлд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э. и Перратон Дж. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура [Текст] / Пер. с анг. В. В. Сапова и др. - М.: Прак-сис, 2004. - 576 с. - ISBN 5-901574-35-4.

138. Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира [Текст]: Материалы III Междунар. науч. конф. - Вып. 3. Электронная культура и новые гуманитарные технологии. / Под ред. К. Э. Разлогова, Ю. М. Резника. - М., 2004.

139. Черных О. Н. Человек в сетевой культуре [Текст] // Человек как творец и творение культуры: Сб. статей. - С.-Петербург, 2009. - С. 509-515. - 540 с. - ISBN 987-5288-04890-6.

140. Чешков М. А. «Глобализация - глобальность - глобалистика» [сб. ст. за 20032005 гг.] [Текст]. - М.: ИМЭМО РАН, 2005. - 98 с.

141. Чумаков А. Н. Глобализация и космополитизм в контексте современности [Текст] // Вопросы философии. - № 1, 2009. - С. 32-40.

142. Чумаков А. II. Глобализация. Контуры целостного мира: монография [Текст]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 432 с. - ISBN 972-5-392-00290-0.

143. Чумаков А. Н. Метафизика глобализации: культурно-цивилизационный контекст [Текст]. - М.: «Канон+», 2006. - 516 с. - ISBN 5-88373-189-9.

144. Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений [Текст]. - Серия: Академия фундаментальных исследований: этнология. -М.: ЛИБРОКОМ, 2012. - 138 с. - ISBN 978-5-397-02818-9.

145. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию [Текст]. - СПб.: П.Э.Т. - Алетейя, 1996. - 156 с. - ISBN 5-85233-003-28.

146. Элиас Н. Общество индивидов [Текст] / пер. с нем. - М.: Праксис, 2001. - 336 с.-ISBN 5-901574-01-Х.

147. Эриксон Э. Идентичность: юностБи кризис [Текст]: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с. - ISBN 501-004479-Х.

148. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей [Текст] / под ред. Фредрика Барта; пер. с англ. Игоря Пилыцикова. - М.: Новое изд-во, 2006. - 198 с. - Пер.: . Ethnic Groups and Boundaries. -Oslo: Universitetsforlaget AS, 1969. - ISBN 5-98379-064-1.

149. Яценко H. E. Толковый словарь обществоведческих терминов [Текст]. - СПб.: Лань, 1999. - 528 с. - ISBN 5-8114-0167-1.

150. Berking Н. Ethnicity is Everywhere: On Globalization and the Transformation of Cultural Identity [Электронный ресурс] // Current Sociology, May 1, 2003 vol. 51 no. 3-4 / Режим доступа: http://csi.sagepub.c0m/cgi/c0ntent/abstract/51 /3-4/248

151. Hamelink G. J. New Information and Communicating Technology, Social Development and Cultural Change [Текст]. - Geneva: UNRISD, 1997. - 37 pp. - ISSN 1012-6511.

152. Mittelman, J. H. The Globalization Syndrome: Transformation and Resistance [Текст]. - Princeton (NJ): Princeton University Press, 2000. - 304 pp. - ISBN 9780691009889.

153. Robins K. Tradition and Translation: National Culture and its Global Context [Текст] // Corner J., Harvey S. (Ed.) Enterprise and Heritage: Crosscurrents of National Culture. London: Routledge, 1991, pp. 21-44. - 228 pp. - ISBN 0-415-04702-1.

154. Scholte, J. A. Globalization: A Critical Introduction [Текст]. - New York: Palgrave Macmillan, 2nd edition, 2005. - 492 pp. - ISBN 978-0-333-97702-5.

155. Taylor Ch. Multiculturalism and the "Politics of Recognition" [Текст]. - Princeton, Princeton University, 1992. - 192 pp. - ISBN 9780691037790.

156. Van den Berghe P. L. The Ethnic Phenomenon [Текст]. - New York: Elsevier, 1981.-301 pp.-ISBN 0-275-92709-1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.