Генезис знакового языка русских памятных медалей времени становления и расцвета барокко тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.12, кандидат искусствоведения Шуткина, Маргарита Александровна

  • Шуткина, Маргарита Александровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.12
  • Количество страниц 211
Шуткина, Маргарита Александровна. Генезис знакового языка русских памятных медалей времени становления и расцвета барокко: дис. кандидат искусствоведения: 07.00.12 - История искусства. Москва. 1999. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Шуткина, Маргарита Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Особенности историографии русских памятных

медалей

Глава II. Предыстория и первый этап развития

медальерного искусства в России

Глава III. Сложение знакового языка русских медалей

периода барокко

Заключение

Список использованной литературы

Приложение. Каталог исследуемых медалей и монет

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис знакового языка русских памятных медалей времени становления и расцвета барокко»

ВВЕДЕНИЕ

К последней трети XVIII века русское медальерное искусство, вычленившееся из общего русла развития монетного дела, насчитывало уже около века самостоятельного существования. К этому моменту многие проблемы становления медальерного искусства как отдельной области художественного творчества Нового времени1 были уже решены. Медаль стала значительным явлением русской культуры XVIII века. Резко возросшая внешне- и внутриполитическая активность Российской империи, новые возможности технической оснащенности монетного дела способствовали расширению круга сюжетов медальерного искусства, что придало ранним русским медалям характер известной "публицистичности". Социальный спрос на медаль вызвал к жизни увеличение числа мастеров-медальеров и институт подготовки их при Академии художеств, где был создан класс резания на стали и крепких камнях, и учреждение несколько ранее Гравировальной палаты. В русской культуре XVIII века обозначились новые, неведомые ранее проблемы: необходимость фундаментальной подготовки граверов; взаимоотношения между русскими и иностранными медальерами; увлечение коллекционированием медалей и монет; появление первых печатных трудов, посвященных медалям; создание и

1 Нужно заметить, что под термином "искусство Нового времени" мы, как это принято в искусствоведении, понимаем искусство XVIII века, первая треть которого считается начальным и основополагающим этапом (см., например: Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. М., 1987. С.З).

деятельность Медальных комитетов, предназначенных для контроля за выработкой сюжетов и изготовлением медалей.

За последнее время в нашей стране появился ряд работ, авторы которых в той или иной степени обращались к отдельным вопросам медальерного искусства, не предпринимая комплексного исследования русских медалей. Между тем в медальерном искусстве, с одной стороны, прослеживаются наиболее общие тенденции, определяющие характер развития других видов "изящных" искусств (графики, скульптуры, живописи и пр.), так как это диктуется сходными условиями, временем бытования и художественным менталитетом. С другой стороны, русские медали обладают и рядом отличительных черт, исследовать которые было бы очень сложно в рамках одной работы.

Если определить медаль как совокупность специфической системы символов, то рассматривая изменения этой системы, можно попытаться проследить развитие "языка" медальерного искусства как самостоятельного объекта русской художественной культуры. На наш взгляд является важным изучение его генетических корней и этапов развития, его взаимосвязей и взаимозависимости в культурной жизни России XVIII века.

Русское медальерное искусство, как и всякий другой вид искусства, имело свой особый знаковый язык, предполагающий определенные национальные черты. Россия не только хорошо знала и умела использовать язык, присущий европейскому медальерному искусству уже на протяжении длительного времени. Познакомившись с ним на рубеже ХУН-ХУШ веков, она сумела изменить его, приспосабливая к своему собственному

менталитету. Проблема освоения русскими мастерами западноевропейского опыта и перенесения его на русскую почву в соответствии с национальными традициями представляется нам одним из интереснейших аспектов изучения русского медальерного искусства XVIII века.

В исторической и искусствоведческой отечественной литературе медаль, как правило, рассматривалась в качестве исторического источника, несущего некую единицу информации ("текст"1). Однако слагаемые этого "текста", то есть сумма изобразительных приемов, которые использовали мастера изучаемого периода, тщательному рассмотрению не подвергались. Почти не делалось попыток расшифровать символику медалей, проследить смену символов (мифологических, библейских) и приоритетов, не изучались надписи на медалях, где варьировались русский и латынь, не рассматривались декоративно-орнаментальные мотивы, использовавшиеся при оформлении поля медали. Даже краткий перечень проблем, встающих перед исследователями русских медалей и не решенных до сих пор, свидетельствует о сложности и многоплановости темы, выбранной автором настоящей работы. Актуальность предлагаемой диссертации заключается в том, что она является первым опытом специального исследования в данной области. Нам представляется, что в результате нашей работы общая картина развития русского искусства XVIII века станет богаче и разнообразнее, а история русского медальерного искусства

1 См.: Лотман Ю.М., Успенский Б.А. К семиотической типологии русской культуры XVIII века //Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции. М., 1973. С.281.

обретет новые грани.

Хронологические рамки работы заключаются между последним десятилетием XVII века и началом правления Екатерины II (1762-1796 гг.) - периодом, считающимся завершением российского барокко.

Выбор таких хронологических рамок обусловлен следующими соображениями. Исследователями отечественного и зарубежного искусствознания традиционно отмечается феномен русского восемнадцатого столетия. Необычайно резкие, динамичные изменения в истории культуры огромной страны, обусловленные новациями в политической, социально-экономической и интеллектуальной сферах конца XVII - начала XVIII веков, стремительно вывели Россию на уровень прочих европейских государств. Разумеется, "европеизация" была подготовлена собственными закономерностями и общей логикой развития страны. Жесткий, стремительный перелом обозначился с эпохой реформ Петра I. Процесс перехода от древнерусского искусства к искусству Нового времени, от религиозного к светскому, общеевропейскому оказался необычайно сложным и многогранным. В нем трудно выявить четкую последовательность. Изменения в различных видах искусств происходили не одновременно, отсутствовала плавная стадиальность развития. Это последнее обстоятельство оказалось очень существенным для формирования специфических черт русского медальерного искусства. Также трудно определить в нем границы существования различных стилей и установить четкие хронологические рамки этапов развития. Именно поэтому временные ограничения в нашей

работе следует рассматривать как условные. В процессе исследования нам придется обращаться к более поздним памятникам медальерного искусства, да и в определении основных этапов развития знакового языка русских памятных медалей мы зачастую будем вынуждены отказываться от четких хронологических характеристик.

Последняя треть XVIII века была периодом расцвета русского медальерного искусства, так же как и русской художественной жизни вообще, что было следствием динамизма и прогресса в развитии общественной жизни того времени. Ни один из видов и жанров искусства не оставался в стороне от процессов, происходивших в художественном творчестве. Сам этот процесс уже свободно и уверенно протекал в рамках художественных принципов Нового времени. Работы русских мастеров последней трети XVIII века ни в чем не уступали шедеврам иностранных художников и скульпторов. Изменился сам склад творческих индивидуальностей, характеризующих новое поколение художественной русской интеллигенции. Менялось отношение к творческому наследию русской культуры. Если художественное творчество начального периода Нового времени было не свободно от норм и влияния средневековья, то для последней трети XVIII века мы можем говорить уже о сознательном (ретроспективном или резонирующем) их применении мастерами нового поколения.

Нечто новое также знаменовало путь творческой молодежи в России. Менялось ее положение в обществе, коренным образом менялись взаимоотношения в паре "художник - заказчик", так же как и собственно отношение к творческому процессу. Первые

теоретические трактаты, в которых художники формулировали и обосновывали свои взгляды на этот процесс, цели и задачи искусства в целом, впервые появились именно в это время.

Необходимость оценки творчества широкими слоями общества (своего рода "отклики") закономерно выливались в первые публичные выставки и печатание серий гравюр с изображениями тех или иных произведений искусства. Одним из последствий такого положения вещей было ускорение темпов художественного развития страны и расширение этого процесса в пределах Российской империи.

Но все это было признаками итогового, завершающего этапа творческих процессов в художественной жизни России XVIII века. Нас же интересуют процессы, подготовившие расцвет искусства медали последней трети этого столетия, период, который характеризуется как эпоха стиля "русского барокко" или "русского варианта барокко"1 (как бы ни был условен этот термин).

Несомненная привлекательность эпохи русского барокко состоит в том, что, как и для многих других видов искусства, для русского медальерного искусства это было время освоения нового, того искренне заинтересованного "ученичества", которым отличалась эпоха Петра I. Именно тогда начали вырабатываться те каноны, жанры и специфические особенности русской медалистики, которые приведут к расцвету медальерного дела в конце XVIII века. Русские мастера "пробовали перо", отсеивая неприжившееся, выбирая понравившееся из огромного количества хлынувших в страну "образцов".

1 Эфрос А. Два века русского искусства. М., 1969.

Исследуя это время, следует помнить, что в России начала XVIII века ведущую роль в культурном развитии общества играли живопись и лишь затем литература. Это объяснялось необходимостью пропаганды преобразований, выводящих страну на уровень европейских государств. Отсюда - жизненно важные требования новых форм и содержания, помимо переосмысления старых художественных форм. В этот период именно живопись, графика и медальерное искусство сумели со всей полнотой запечатлеть идейно-художественный образ эпохи. В этом плане они несомненно опережали литературу. "Технические" средства изобразительных искусств оказались более действенными и гибкими, чем те, которыми обладала литература. Вот почему живопись, графика, скульптура, медальерное искусство намного ранее, чем литература, нашли адекватный язык для нового содержания, определенный новой исторической реальностью.

Естественно предположить, что моменты истории, "отбираемые" и "передаваемые" этим языком, в официальных видах искусства высвобождались от некоего числа фактов, казавшихся в то время несущественными. Таким путем создавался некий "автопортрет" официальной культуры, практически монохромный и не отражающий всей пестроты жизни. Медальерное искусство, с его спецификой, направленностью на коммеморативность, "вечный" характер существования, подходило для этого наиболее полно1. Сложность исполнения и небольшие размеры медали диктовали не только тщательный отбор предназначенных для увековечивания

1 Об этом подробнее см.: Щукина Е.С. Медальерное искусство в России XVIII века. Л., 1962. С.10-12.

моментов, но и выбор символов и аллегорий, воплощавших идею медали. Необходимость применения определенного знакового языка обуславливалась тем, что медаль была не только "текстом", имеющим безусловную автономную эстетическую ценность, но и ее "коммуникативностью", то есть возможностью донесения до смотрящего некой .единицы информации. А информация эта необходимо предполагала наличие символов (знаков), понятных любому из зрителей, рассматривающих медаль.

Эти возможности медали как наглядного пособия для проведения в сознание подданных официальной идеологии были в полной мере оценены и использованы Петром I. Функциональные возможности медали определили стремительность развития этого вида искусства в петровскую эпоху. Металл - материал производства - гарантировал известную вечность медали, а уровень технического развития времени - возможность тиражирования в достаточных количествах. Вместе это превратило медаль в вещь, неоценимую в пропаганде государством своих политических, военных и экономических задач. Русское медальерное искусство, пожалуй, ярче чем какой-либо другой вид изобразительного искусства, подчеркивало, что "показательной чертой русского искусства этого времени является его государственный, общественный, естественно в границах того времени, характер"1.

В силу определенных закономерностей развития мышления и искусства подобную пропаганду было удобней вести языком иносказаний. Язык этот был не только универсален, но и

1 Евангулова О.С. Указ. соч. М., 1987. С.265.

многозначен. С его помощью одна из функций медали - функция оповещения получала самые широкие возможности. Медаль не только говорила о событии, важном для страны, языком понятным Западной Европе, но и приучала к нему русских подданных. С помощью иносказаний медаль прославляла великого государя, его подвиги, обозначала интересы государственной политики и идеологии. Медали не только "навечно" запечатлевали событие или деяние, но и рассказывали о нем в назидание потомкам, выполняя тем самым еще одну функцию - дидактическую. Если говорить об адекватности русских памятных медалей просветительской направленности культуры XVIII века, то следует заметить, что все те пропагандистские, идейно-воспитательные и учебные функции, которые были общими для изобразительного искусства и литературы этой эпохи, присущи и медальерному искусству. Следовательно, если определить медаль (вне зависимости от хронологических и географических условий) как "язык", образованный с помощью определенной системы символов, то рассматривая развитие этой системы, возможно исследовать изменения "языка" русского медальерного искусства во времени.

Основными источниками для работы автору послужили медальные собрания отделов нумизматики Государственного Исторического музея (ГИМ), Государственного Эрмитажа (ГЭ) и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ).

Коллекция отдела нумизматики Государственного Исторического музея, одна из наиболее обширных на сегодняшний

момент (после Государственного Эрмитажа), насчитывает несколько десятков тысяч медалей и жетонов, выполненных в золоте, серебре, меди и различных сплавах русскими и иностранными медальерами. Часть из них очень редки (как например, медаль в честь адмирала Ф.Ушакова, отчеканенная на о.Кефаллиния в 1800 г.). Но более существенным для автора является то обстоятельство, что коллекция Исторического музея оказалась очень полной и, кроме того, представленной большим количеством копий и вариантов.

Выше автор определил хронологические рамки работы: рубеж ХУП-ХУШ веков - 1770 гг. Соответственно этому ограничился и круг используемых материалов. Исторически сложилось так, что все русские памятные медали можно подразделить на три подвида, или три ветви: наградные, памятные и так называемые персоналии. Для нашей работы мы будем привлекать все три вида, так как в интересующее нас время жесткое разделение видов еще не практиковалось и, кроме того, все они взаимно дополняют друг друга.

Необходимо также обозначить и еще один важный для работы момент. Произведения русского медальерного искусства традиционно подразделяются на работы русских мастеров, иностранцев на русской службе и работы иностранцев, выполненные по заказу России за границей (россику)1. Оговоримся сразу, что в нашей работе мы будем рассматривать, как правило, произведения русских мастеров и, иногда, произведения иностранцев на русской службе. Разумеется, это ограничение во

1 См.: Щукина Е.С. Указ. соч. Л., 1962. С.13.

многом сузит круг исследуемых памятников, но оно диктуется следующими соображениями - если в качестве предмета изучения мы определили генезис знакового языка русских медалей (подчеркиваем - русских), то для нас будет очевидной необходимость вычленить работы русских мастеров из общей совокупности медалей. При этом мы никоим образом не будем отрицать огромное влияние на русское медальерное искусство произведений, попавших в Россию из-за границы, но то, насколько явственно это влияние, вероятно, следует считать темой самостоятельного исследования.

Число разновидностей медалей, созданных русскими мастерами в рассматриваемый в работе период времени, сравнительно невелико - около полусотни1. Тем не менее, при их изучении можно выявить наиболее общие тенденции начального этапа развития знакового языка русских памятных медалей.

В изучении сложения знакового языка русских памятных медалей существует еще один аспект, о котором необходимо упомянуть. В большинстве случаев инициатива в области композиции медалей и использования в ней тех или иных символов и аллегорий принадлежала "инвенторам" - Петру I, Ф.Прокоповичу, графу де Санти, Я.Штелину и другим - и, только затем, мастеру2. Естественно, что при таких условиях, особенно на

1 Следует отметить, что общее количество медалей, отчеканенных в период от правления Петра I до правления Елизаветы Петровны русскими мастерами, иностранцами на русской службе и медальерами за границей, составляет 150 экз. (см.: Смирнов В.П. Описание русских медалей. СПб., 1908).

2 Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России/Под ред. К.В.Малиновского. М., 1990. T.I-II. Глава "0 медальерном искусстве".

раннем этапе, знаковый язык русского медальерного искусства складывался усилиями образованных людей того времени, знакомых с сочинениями по символике и эмблематике. Очевидно, что в русском медальерном искусстве, как и в прочих видах искусств, выбор символов и языка надписей (русский, латынь) диктовался требованиями момента, государственной политикой периода. Далее проект ("инвенция") передавался мастеру, который и создавал медаль, руководствуясь полученными указаниями, сохраняя при этом, тем не менее, известную самостоятельность.

Эта черта русского медальерного искусства позволит нам в процессе исследования работ отечественных мастеров иногда обращаться к произведениям, выполненными по заказу иностранными граверами.

Собственно медалью называется круглый или овальный монетовидный памятный знак, исторически вычленившийся из тех или иных- памятных монет. Одной из основных ее особенностей является то, что она не представляет собой платежное средство. В производстве медалей применялись самые различные техники: чеканка, гравировка, литье - и самые разные материалы: золото, серебро, бронза, медь; гораздо реже - фарфор, кость или дерево.

Памятные медали - чрезвычайно характерный памятник, интерес к которому определяется прежде всего его многоплановостью. Одно из основных его функциональных

Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. В 15 т., 2-е изд. М., 1838. Т.12. С.14.

Спасский И.Г., Щукина Е.С. Медали и монеты Петровского времени. Л., 1974. С.31.

Евангулова О.С. Указ. соч. М., 1987. С.40-64.

назначений определяется тем, что памятные медали (русские в том числе) являются средством пропаганды и, следовательно, в этом аспекте выступают как памятник, отражающий основные направления государственной идеологии. Одновременно он является произведением искусства, и в качестве такового выявляет основные художественные и стилистические особенности своего времени. Он же может рассматриваться как памятник, характеризующий уровень развития современных ему науки и техники, так как появление новых материалов и способов обработки металла сказывались в технологии изготовления медалей. Кроме того, представляя собой один из видов изобразительного искусства - мелкую пластику - медальерное искусство (в частности русское) имеет собственные историю и специфику.

С момента своего выделения в самостоятельную область мелкой пластики в эпоху Возрождения медали приобрели самые различные функции. Они могли быть наградами, подарками, коммеморативными знаками. Главным в них было то, что они представляли собой инструмент официальной пропаганды, обличенный в специфическую художественную форму. Лишь на рубеже Х1Х-ХХ веков, в эпоху модерна, от официальной медали ответвляется медаль художественная, в которой на первый план выдвигаются задачи чистого изобразительного искусства (в России работы А.Васютинского, некоторые работы Ф.Разумного и других авторов), решенные специфическими средствами медальной техники.

Итак, целью диссертации является исследование

выполненных русскими мастерами памятных медалей времени становления и расцвета барокко и их знакового языка как специфического художественного феномена в контексте общего развития художественной культуры России. В соответствии с этим, автором работы ставятся следующие задачи:

- исследовать эволюцию русского медальерного искусства в определенный временной период: конец XVII в. - 70-е гг. XVIII в., имеющий основополагающее значение для последующего развития медальерного дела в России;

проследить сложный и неоднозначный процесс взаимосвязи и взаимоотношений медальерного искусства с "родственными" ему видами искусств;

- выявить знаковую специфику русских памятных медалей;

- определить место медали как историко-художественного цамятника и исторического источника, отражающего реалии русской государственности рассматриваемого периода.

Все эти аспекты исследования необходимы в связи с тем, что памятные медали в России XVIII века представляют собой исторический и художественный памятник, который очень полно сфокусировал основные стороны исторического процесса, имевшего место в России в этот период.

Поставленные задачи и особенности изучаемого материала определяют метод исследования. Он предполагает сочетание искусствоведческого, семиотического и историко-культурного анализа.

Существенное значение имеют исходные материалы, на которых проводились исследования. Дело в том, что довольно

обширный фонд русских памятных медалей XVIII века (если иметь ввиду работы русских мастеров, иностранцев и россику) дошел до нас в нескольких видах. Это, прежде всего, официальные медали, отчеканенные сразу, по горячим следам событий. Затем копии, отчеканенные не в "том" металле (золото оригинала заменено серебром или медью), начавшие появляться в связи с увеличением числа коллекционеров-любителей. В 1729 г. появляется специальный сенатский указ, разрешающий желающим заказывать копии медалей на Монетном дворе1.

К копиям относятся также медали, выполненные другим медальером по образцу-оригиналу, что было привычной практикой ученичества любого медальера. Кроме того, к фонду относятся так называемые новоштемпельные экземпляры, когда с сохранившейся оригинальной матрицы оттискивался новый штемпель. Нужно

fO

отметить, что для нашего исследования^' располагаем мы оригинальной медалью или ее копией в том или ином металле, принципиального значения иметь не будет, так как идентификация медалей и атрибуция их тому или иному мастеру не являются задачами диссертационной работы.

Несмотря на ориентированность диссертации на работы отечественных мастеров, для полноты картины развития знакового языка медальерного искусства в России автором привлекаются произведения "россики", а также русские монеты.

Новизна диссертационной работы заключается в том, что

1 Деммени М.Г. Сборник указов по монетному и медальному делу в России, помещенных в полном собрании законов с 1649 по 1881 годы. СПб., 1887. Вып.1. С.341.

Щукина Е.С. Указ. соч. Л., 1962. С.43-44.

нетрадиционный подход к исследованию русского медальерного искусства, включающий дифференцированный и комплексный анализ памятных медалей обозначенного периода, позволяет взглянуть на него с новой точки зрения и привлечь к его изучению пограничные искусствоведению дисциплины - историю, литературоведение и семиотику.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В Приложении приведены описания и изображения наиболее характерных медалей и монет, позволяющих проследить особенности и изменения знакового языка медалей изучаемого периода.

Отдельные разделы работы докладывались и обсуждались на ежегодных Всероссийских нумизматических конференциях. По теме опубликованы или сданы в печать ряд работ в специальных изданиях1.

Автор благодарит за предоставление возможности работать с медалями и консультации хранителей коллекций русских медалей отдела нумизматики Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина к.и.н. Л.А.Заворотную, отдела нумизматики Государственного Эрмитажа д.и.н. Е.С.Щукину, отдела нумизматики Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника Т.В.Рязанцеву.

Е.С.Щукиной автор хотел бы выразить особую благодарность, не только за ценные консультации и советы, которые очень помогли в работе над диссертацией. Большое количество проблем, которые постарался решить автор, впервые были поставлены в

1 См.: Список использованной литературы.

книгах Евгении Семеновны и работа автора, в определенной мере, является продолжением ее трудов.

Глубочайшую благодарность автор выражает также своему научному руководителю к.и. В.В.Кириллову и заведующей отделом нумизматики Государственного Исторического музея д.и.н. А.С.Мельниковой, так как работа без их направляющего руководства вряд ли была бы осуществлена.

Похожие диссертационные работы по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История искусства», Шуткина, Маргарита Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, сформулируем основные черты генезиса знакового языка русских памятных медалей, которые удалось вычленить в результате проведенной работы:

1. Временные градации процесса не всегда совпадают с хронологическими границами царствований. Оговорив определенные условия, весь.процесс можно разделить на четыре этапа. Первый - от рубежа XVII - XVIII веков до второй половины 1710-х годов. Второй - от конца 1710-х годов до конца царствования Петра I. К третьему этапу относятся медали Петра II, Анны Иоанновны и начала царствования Елизаветы Петровны. Четвертым этапом являются соответственно медали царствования Елизаветы Петровны и начала правления Екатерины II (70-е годы XVIII века).

Основным критерием подобного разделения на этапы может служить степень освоения знакового языка русскими мастерами, своего рода стилевая целостность медалей. Именно это позволяет вычленить тот первоначальный круг медалей, в которых мастера еще не совсем уверенно "пробуют руку". Затем, пройдя первый этап "ученичества", медальеры начнут с упоением демонстрировать свои знания и навыки, не слишком заботясь о совместимости отдельных объектов изображения. Другими словами, русское медальерное искусство пока еще ищет свой "канон" или "код".

На следующем этапе характер задач, стоящих перед мастерами, существенно изменится. Не столько освоение нового и незнакомого, сколько умение правильно отобрать символы и аллегории, с наибольшей полнотой раскрывающие основную мысль медальной композиции. То, что это не всегда удавалось, было обусловленно отнюдь не незнанием предмета. Скорее, причины лежали в стечении внутренних и внешних обстоятельств, характерных для времени правления Петра II и Анны Иоанновны. Процесс освоения знакового языка начинает даже затормаживаться, что было связано с общественно-политической ситуацией периода. Делаются более явственными ассоциации с работами иностранцев, что было нехарактерным для петровских мастеров. Искусство, "заказной" характер которого был определен изначально, делается все более и более официальным. При дворе медалями интересуются все меньше, и поступательное развитие медальерного искусства было в этот период скорее инерционным, чем прогрессивным. Этот этап можно определить как латентный. Но, толчок полученный при Петре I, был столь мощным, что его вполне хватило на два десятилетия по смерти императора.

У четвертого, последнего из интересующих нас, этапа совершенно иной характер. Со второй половины 40-х годов XVIII века, когда императрица Елизавета, старательно возрождавшая все начинания своего отца, обращает внимание и на медальерное искусство, начинается его расцвет, определяющий характер русского медальерного искусства на несколько последующих десятилетий. Полное осознание возможностей медали, умение пользоваться специфическим знаковым языком, ясные представления о перспективах развития - все это было признаком становления "большого" стиля в медальерном искусстве правления Елизаветы Петровны, несмотря даже на то, что в основном эти медали дошли до нас в проектах.

2. Феноменом становления русского медальерного искусства является его стремительное развитие до мирового, европейского уровня. Разумеется во многом это определялось характером личных устремлений Петра I. Но и не только им. Этот вид искусства, с его возможностями вневременной, вечной фиксации моментов, прославляющих новую российскую государственность, был видом, наиболее адекватным суровому, торжественному духу петровского времени. Не следует забывать и о безграничных возможностях процесса тиражирования медалей (для экономного Петра I это было одним из существеннейших достоинств !). При внимательном рассмотрении списка русских медалей этого периода можно увидеть, что ни одно значимое для страны событие (даже построение гавани в Таганроге) не обходилось без увековечивания. Бросается в глаза и явная декларативность медалей, которая была так сродни бытовавшим в это время триумфам, фейерверкам и ассамблеям, выгодно отличаясь от них всех длительным периодом существования.

Распространение пристрастий царствующей особы на нравы двора и, далее, всего государства, стало достаточно привычным и естественным. Этот факт находит отражение в знаковом языке и общем характере русских памятных медалей. С восшествием на престол известной своей набожностью императрицы Елизаветы в декоративном оформлении самых различных празднеств, в ставших привычными триумфальных вратах, возводимых к торжественным случаям, главенствующее место начинает занимать христианская и библейская символики. То же самое мы наблюдаем и в медалях.

Итогом подобного рода действий было не только упорядочение использования тех или иных символов, но и создание собственной, гибкой и хорошо разработанной системы передачи информации, с помощью которой создавалось цельное произведение искусства, разговаривающее со зрителем звучным и понятным языком.

Но наиболее важным нам представляется влияние, оказываемое на суть особенностей медальерного искусства общественно-политической ситуацией в стране в различные этапы ее исторического развития. На такой официальный вид искусства, каким является медальерное, во всех гранях его развития значительно воздействовали политические приоритеты не только внутренней, но и внешней жизни государства, на которые ориентировалась правящая особа.

Одним из следствий такого отношения к проблеме медальерного искусства было развитие его как отдельного вида искусства в необычайно короткий срок. Ко времени появления в России мюллеровской серии это было уже искусство с четко обозначенными целями, задачами и проблемами. Представленные в работе примеры выявили основные вехи ускоренного художественного процесса, характерного для медальерного искусства петровского времени. К концу правления Петра I задача создания полноценного и общезначимого национального медальерного искусства получила блистательное решение. Для последующих периодов существования русских памятных медалей петровская эпоха стала неисчерпаемым источником вдохновения.

3. Естественно, что для решения столь сложной задачи, как создание собственного национально-русского медальерного искусства и выработки его знакового языка, необходимо было использовать все возможности. Имеющиеся на тот момент собственные традиции, традиции, привнесенные из Европы приглашенными медальерами и, несколько позднее, "россика" были основными составляющими первоначального процесса. Все три составляющие находились в достаточно активном взаимодействии, но ни одна из них не получила ощутимого приоритета. Казалось бы, можно предположить, что до тех пор, пока национальная школа не приобрела необходимого количества наработок и опыта, она должна была опираться на достижения иностранных школ. Так как знаковый язык медальерного искусства вырабатывался, прежде всего, на уровне идеологическом (идеологами трона, историками и литераторами), а освоение его в художественном плане шло, в основном, в стенах монетных дворов усилиями русских мастеров, то на первом этапе эти мастера должны были пользоваться опытом приглашенных иноземцев и знакомством с образцами западноевропейского медальерного искусства. Тем не менее, русские мастера не отдавали явного предпочтения ни одной из них, полагаясь на свое собственное решение проблемы. Иностранные медали служили, скорее указателем направления поисков, нежели четким ориентиром. Необходимо отметить, что сфера общения с западноевропейским медальерным искусством и проблема его влияния на русское медальерное искусство достаточно интересны и сложны для изучения. То что это влияние несомненно, говорит сам факт возникновения русских памятных медалей как отдельного вида искусства. Но прямые заимствования в русских медалях будут более чем ограничены. Желание заявить о себе, как о государстве европейском, сказалось и на выборе путей развития русского медальерного искусства. Преимущество отдается национальным ментальным особенностям, важности самосознания в приемлемости чужой схемы или дистанцированию от нее. Решением было признание медали как исторического и художественного памятника и совершенно явственное предпочтение национального пути развития этого вида искусства.

4. В процессе работы обозначены закономерные зависимости между русским медальерным искусством и другими видами изобразительных искусств как базовых источников или, по меньшей мере, источников влияния. На первом этапе развития знакового языка русских памятных медалей наиболее значительным из источников нам представляются гравюры и ландкарты петровского времени. Об этом, помимо прямых заимствований, говорит и сам стиль изображений на ранних медалях - суховатый и документальный. Именно графика как один из видов изобразительного искусства была тем прообразом, на который первоначально ориентировались медальеры петровского времени. Это было абсолютно оправданным с точки зрения адекватности сути задач, поставленных перед русским медальерным искусством. Динамичность и информационные функции этого вида искусства оказались в этом случае наиболее полно востребованными временем, получили "прикладной" характер.

Возникающая в 20 - 30-х годах XVIII века переориентация

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Шуткина, Маргарита Александровна, 1999 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Артемьев А.И. Медальные комитеты, учрежденные императрицей Екатериной П//Записки Императорского Археологического общества. СПб., 1851. Т. III.

Бартошевич В.В. Наградная медаль участника Отечественной войны 1812 года как памятник эпохи. М., 1992.

Вилинбахов Г.В. К истории учреждения ордена Андрея Первозванного и эволюция его знака//Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования/Науч. ред. Г.Н.Комелова. Л., 1977.

Вилинбахов Г.В. Основание Петербурга и императорская эмблематика//Семиотика города и городской культуры. Труды по знаковым системам. Т.18. Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 664. Тарту, 1984.

Гольдбах X. Мнение о медалях юстицкого советника г.Гольдбаха//Архив АН СССР. Фонд 3. Оп.1. № 3.

Деммени М.Г. Сборник указов по монетному и медальному делу в России, помещенных в полном собрании законов с 1649 по 1881 годы. СПб., 1887. Вып. I-III.

Дуров В.А. Наградные медали России первой четверти XVIII века//Нумизматический сборник. 4.V. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 2. М., 1977.

Дуров В.А., Шуткина М.А. Две греческие медали для адмирала Ф.Ф.Ушакова//Третья Всероссийская нумизматическая

конференция в Г.Владимире 17-21 апреля 1995г. Тезисы докладов.

М., 1995. С.85-86.

Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. В 2 т./Под ред. К.В.Малиновского. М., 1990.

о Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997.

Калинин В.А. Типы Московских и Петербургских рублевиков 1723-1725 гг.//Тезисы VI Всероссийской нумизматической конференции. СПб., 1998.

Карзинкин А. 0 медалях царя Дмитрия Иоанновича (Лжедмитрия I). М., 1889.

Клебек В.П. Выделка медалей на С.-Петербургском монетном дворе и опыты применения алюминия в выделке медалей//Труды Московского нумизматического общества. М., 1901. Т. II.

Косарева А.В. Искусство медали. М., 1977.

Лотман Ю.М. Семиотика культуры//Избранные статьи. В 3-х т. Таллинн, 1992. Т. 1.

Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема //Избранные статьи. В 3-х т. Таллинн, 1992. Т. 1.

Лотман Ю.М., Успенский Б.А. К семиотической типологии русской культуры XVIII века//Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции. М., 1973.

Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)//Труды по русской и славянской филологии. Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 414. Тарту, 1977.

Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции "Москва -третий Рим" в идеологии Петра I. (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко)//Художественный язык

средневековья. М., 1982.

/О Максимова М.И. Портреты русских князей и государей работы резчика Иоганна Дорша//Сборник Государственного Эрмитажа. Вып. III. Л., 1926.

Мельникова A.C. Булат и злато. М., 1990.

Морозов A.A., Софронова Л.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко//Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.

Мроз Е. Федор Петрович Толстой. М., 1946.

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

Одноралов Н.В. Техника медальерного искусства. М., 1983.

Оленин А.Н. Опыт о правилах медальерного искусства с описанием проектов медалей на знаменитейшие происшествия с 1812 по 1816 г. и трех проектов памятника из огнестрельных орудий, отбитых у неприятеля в 1812 году. СПб., 1817.

Орешников A.B. Русские монеты до 1547 года. М., 1896.

Орешников A.B. Василий Андреев - резчик монетных штампов//Сборник в честь гр. П.С.Уваровой. М., 1916.

Орешников A.B. Фряжских резных дел мастер Василий Андреев//Сборник Оружейной палаты. М., 1925.

■9 Петере Д.И. Некоторые редкие наградные медали России первой четверти XIX века//Новые нумизматические исследования. Труды Государственного Исторического музея. М., 1986.

Софронова Л.А. Принцип отражения в поэтике барокко// Барокко в славянских культурах. М., 1982.

Спасский И.Г. Петербургский Монетный двор от возникновения до начала XIX века. Л., 1949.

Спасский И.Г. "Золотые" - воинские награды в допетровской Руси//Труды Государственного Эрмитажа. Т. IV. JL, 1961.

Спасский И.Г. Дукаты и дукачи Украины. Киев, 1970.

Сухова Н.В., Шуткина М.А. Портретные изображения П.И.Багратиона в медальерном искусстве. Проблемы идентификации//Материалы IV Голицынских чтений 18-19 января 1997 г. 4.II. Большие Вяземы, 1997. С.42-49.

Татищев В.П. Краткое изображение, в чем монетное дело требует исправления//Исторические записки. Т.101. М., 1978.

Татищев В.Н. Разсуждение о том, есть ли польза монету российскую удобрить, а нискую истребить//Исторические записки. Т.101. М„ 1978.

Топоров В.Н. Пространство и текст//Текст: семантика и структура. М., 1983.

Фоллендорф Н. Современное состояние монетного дела в России и Западной Европе. СПб., 1883.

19 Шатэн A.B. Советские памятные медали. Серия статей//Советский коллекционер. 1973-1988.

Шкурко A.C. Страницы истории СССР в памятной медали (19191982 гг.)//Новые нумизматические исследования. Труды Государственного Исторического музея. М., 1986.

Шлаттер И.А. Описание при монетном деле потребного искусства, в двух главных частях состоящее. СПб., 1739.

Шлаттер И.А. Задачи, касающиеся до монетного искусства, сочиненные для определенных при монетных дворах, коллегии и титулярных юнкеров и прочих учеников статским советником и монетной канцелярии главным судьей Иваном Шлаттером в 1754 году. СПб., 1754-1758. 4.1-3.

Шуткина (Борина) М.А. Медальная серия Ф.П.Толстого "На события Отечественной войны 1812 г."//Нумизматика, бонистика, фалеристика. Исследования и материалы. Нумизматический сборник. Ч.Х1. Труды Труды Государственного Исторического музея. Вып.80. М., 1992. С.118-129.

Шуткина М.А. К вопросу о сложении изобразительного языка русских памятных медалей (на примере нескольких ранних медалей Петра 1)//Монеты и медали. Сборник статей по материалам коллекции отдела нумизматики. М., 1996. С.226-232.

Шуткина М.А. 0 создании "Исторической серии медалей на события 860 - 980 гг."//Нумизматический альманах. 1997. № 3-4. С.58-65; 1998. № 1. С.30-36; 1998. № 2.

Шуткина М.А., Сухова Н.В. Россика в медальерном искусстве//Хозяева и гости усадьбы Вяземы. Материалы V Голицынских чтений 24-25 января 1998 г. Большие Вяземы, 1998. С.256-267.

Щербатов М.М. Житие и славные дела Петра Великого. СПб., 1774. Т.1-П.

Щукина Е.С. Федор Алексеев, русский медальер и механик начала XVIII века//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып.54. М., 1953.

<0 Щукина Е.С. Памятники истории Петербурга-Ленинграда в медальерном искусстве//Труды Государственного Эрмитажа. Т.П. Л., 1959.

Щукина Е.С. Ломоносов и русское медальерное искусство//Статьи и материалы. Институт истории естествознания и техники АН СССР. М.-Л., 1960.

Щукина Е.С. Медальерное искусство в России XVIII века. Л.,

1962.

Щукина Е.С. 0 создании медали в память взятия Азова работы Я.Боскама//Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования/Науч. ред. Г.Н.Комелова. JI., .1977.

Щукина Е.С. К вопросу о монограммисте "0К" и "К0"//Тезисы докладов и сообщений. Вологда, 1993.

Янин B.JI. Актовые печати Древней Руси. М., 1970. T.I.

Bolzenthal H. Skizzen zur Kunstgeschichte der Modernen Medaillen Arbeit. (1429-1840). Berlin, 1840.

Forster A. v. Die Erzeugnisse der Stempelschneidekunst in Augsburg und Ph. H. Milliers. Leipzig, 1910.

Loon Gérard van. Histoire métallique des XVII provinces des Pay-Bas, depuis l'abdications de Charle Quint, jusqu'à la paix de Bade en MDCCVI. Haye, MDCCXXXII-MDCCXXXVII.

Pelc J. Ofcraz-Slowo-Znak. Wrocïaw-Warszawa-Krakow, 1973. io Tiregal F. Ricaud de. Médailles sur les principaux événement de L'Empire de Russie depuis le regne de Rierre le Grand jusqu'à celui de Catherinell avee des explications historiques. Potsdam, MDCCLXXII.

ЛИТЕРАТУРА ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ

Алексеева M.А. Гравировальная палата Академии наук//Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования/Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1968.

Алексеева М.А. Из истории гравюры петровского времени//Русское искусство первой четверти XVIII века.

Материалы и исследования/Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1974.

Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990.

Андреев А.И. Петр I в Англии в 1698 г.//Петр Великий. Сборник статей/Под ред. А.И.Андреева. М.-Л., 1947.

Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. М., 1987.

Вагнер Г.К. Некоторые структурные особенности русской пластики Х1У-ХУ веков//Византия, южные славяне и Древняя Русь, Западная Европа. Сборник статей в честь В.Н.Лазарева. М., 1973.

Врангель Н.Н. Иностранные скульпторы XVIII века в России//Старые годы. 1907. № 7-9.

Врангель Н.Н. Иностранцы в России//Старые годы. 1911. Июль - сентябрь.

Гаврилова Е.И. "Санкт-Петербург" 1718-1722 гг. в натурных рисунках Федора Васильева//Русское искусство первой четверти XVIII века. Материалы и исследования/Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1974.

Гаврилова Е.И. Русский рисунок XVIII века. Л., 1983.

Гаврилова Е.И. Об истоках русской графики Нового времени//Отечественное и зарубежное искусство XVIII века. Основные проблемы. Вып. З/Под ред. Т.В.Ильиной. Л., 1986.

Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. В 15 т., 2-е изд. М., 1838.

Гравировальная палата Академии наук XVIII века//Сборник документов. Л., 1985.

Гравюра в системе искусств. Сборник статей по материалам конференции в Государственном Русском музее. СПб., 1995.

Даркевич В.П. Подвиги Геракла и декорации Дмитровского

собора во Владимире//Советская археология. 1962. № 4.

Даркевич В.П. О некоторых византийских мотивах в древнерусской скульптуре//Славяне и Русь. Сборник статей. М., 1968.

Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. JL, 1972.

Записки гр. Ф.П.Толстого//Русская старина. 1873. Т.VII. Кн.1.

Жидков Г.В. Русское искусство XVIII века. М., 1951. ■■о Евангулова О.С. Русский портрет XVIII века и проблема "россики'У/Искусство. 1986. № 12.

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. М., 1987.

Евангулова О.С. К вопросу об особенностях художественного процесса в России XVIII века//Отечественное и зарубежное искусство XVIII века. Основные проблемы. JI., 1988.

Евангулова О.С., Карев A.A. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994.

Ильина Т.В. Квопросу об историографии русского искусства XVIII века//Проблемы историографии и источниковедения отечественной и всеобщей истории/Под ред. В.А.Ежова. JL, 1978.

Калягина Н.В. Монументально-декоративная роспись в дворцовых интерьерах первой четверти XVIII века. (К проблеме развития стиля барокко в России)//Русское искусство барокко. Материалы и исследования/Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1977.

Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. Калуга, 1993.

Климова Н. Что означали древние образы для крестьян в XIX веке//Декоративное искусство. 1974. № 11.

Коваленская H.H. История русского искусства первой половины XIX века. М., 1951.

Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. 2-е изд. М., 1962.

¡о Коваленская Н.Н. Русский классицизм XVIII века. М., 1964. Коваленская Н.Н. Русский классицизм в живописи, скульптуре, графике. М., 1964.

Комелова Г.Н. Русская светская миниатюра на эмали XVIII -начала XIX века (Специфика и основные направления)//Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXIII. Л., 1983.

Коростин А.Ф., Смирнова Е.И. Русская гравюра XVIII века. М.,

1952.

Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования/Науч. ред. Г.Н.Комелова. Л., 1977.

Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и открытия/Науч. ред. Б.В.Сапунов. Л., 1981.

Лазарев В.Н. Древнерусские художники и методы их работы//История русского искусства/Под ред. И.Э.Грабаря, В.С.Кеменова, В.Н.Лазарева. В 13 т. М., 1962. Т. I.

Лазарев В.Н. Татарское иго и судьбы владимиро-суздальского искусства//История русского искусства/Под ред. И.Э.Грабаря, В.С.Кеменова, В.Н.Лазарева. В 13 т. М., 1962. Т. I.

Левинсон-Лессинг В.Ф. Первое путешествие Петра I за границу//Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования/Науч. ред. Г.Н.Комелова. Л., 1977.

Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1959. Т. 7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (конец XVIII - начало XIX в.). СПб., 1994.

Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII века. М.,

1973.

Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время. 17251740. Л., 1976.

Мозговая Е.Б. Исторический рельеф во второй половине XVIII века//Отечественное и зарубежное искусство XVIII в. Основные проблемы. Л., 1988.

Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925.

Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. Л., 1927. Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика XI-XVI веков. М., 1968.

Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси XIII-XVI веков. М., 1976.

Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Перетц В.Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы семнадцатого столетия. М.-Л., 1962.

? Пигарев К.В. Панегирический стиль//Русская литература и изобразительное искусство (XVIII - первая половина XIX века). Очерки. М., 1966.

Полоцкий С. Гусль доброгласная//Рифмологион. Избранные сочинения/Под ред. И.П.Еремина. М.-Л., 1953.

Полоцкий С. Орел российский// Рифмологион. Избранные сочинения/Под ред. И.П.Еремина. М.-Л., 1953.

Преснова Н.Г. Творчество Леонтия Семеновича Миропольского//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1989 г. М., 1990.

Ромм А. Русские монументальные рельефы. М., 1953.

Русское декоративное искусство. XVIII век. М., 1968.

Рыбаков Б.А. Сюжеты прикладного искусства//История русского искусства/Под ред. И.Э.Грабаря, В.С.Кеменова, В.Н.Лазарева. В 13 т. М., 1964. Т. I.

Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры XVIII века. М., 1985.

Рязанцев И.В. Барокко в России XVIII - начала XIX в. М., 1991.

Рязанцев И.В. Русская скульптура второй половины XVIII -начала XIX века (Проблемы содержания). М., 1994.

19 Смирнов Л. Врата в ученость Российского барокко// Декоративное искусство. 1988. № 1(362).

Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII веков//Сборник Отделения русского языка и словесности. 1903.

Устрялов Н.Г. Царствование Петра Великого. СПб., 1858.

Эфрос А. Два века русского искусства. М., 1969.

Янин В.Л. Патрональные сюжеты и атрибуция древнерусских художественных произведений//Византия, южные славяне и Древняя Русь, Западная Европа. М., 1973.

Angyal Е. Die slawische Barockwelt. Leipzig, 1961.

Barner W. Barock-Rhetorik. Tübingen, 1970.

Fare M. La nature morte en France: Son histoire et son evolution du XVIIe au XXe siecle. Geneve, 1962.

Gammelbo P. Dutch still-life painters from 16th to the 18th centuries in Danish collections. Copenhagen, 1960.

Haig E. The floral symbolism of the great masters. London,

1913.

ic Hartlaub G.F. Zauber des Spiegels: Geschichte und Bedeutung des Spiegels in der Kunst. München, 1951.

Ingen F.J. van. Vanitas und Memento mori in der deutschen Barocklyric. Groningen, 1966.

Iversen E. The Myth of Egypt and its Hieroglyphs in European Tradition. Copenhagen, 1961.

КАТАЛОГИ, СЛОВАРИ, АЛЬБОМЫ

Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М., 1990.

Архитектурная графика России первой половины XVIII в. Собрание Эрмитажа. Научный каталог/Сост. А.Н.Воронихина и др. Л., 1981.

Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей Русской земли, составленный Бантыш-Каменским. СПб., 1847. Ч. 1-3. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996. Виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII в. Альбом гравюр по рисункам Махаева из собрания Государственного Эрмитажа/Сост. и автор текста Г.Н.Комелова. Л., 1968.

Георгий Михайлович, в. кн. Монеты царствования Петра I. СПб., 1914.

Георгий Михайлович, в. кн. Монеты царствования императрицы Екатерины I и Петра II. СПб., 1904.

w Георгий Михайлович, в. кн. Монеты царствования императрицы Анны Иоанновны. СПб., 1901.

Георгий Михайлович, в. кн. Монеты царствования императрицы Елизаветы и императора Петра III. СПб., 1896. T.I-II.

Георгий Михайлович, в. кн. Монеты царствования императрицы Екатерины II. СПб, 1894. Т.1-П.

Иверсен Ю.Б. Медали на деяния Петра Великого. СПб., 1872.

Иверсен Ю.Б. Словарь медальеров и других лиц, имена которых встречаются на русских медалях. СПб., 1874.

Майкапар А. Новый Завет в искусстве (Очерки иконографии западного искусства). М., 1995.

Максимович-Амбодик Н. Избранные емблемы и символы на Российском, Латинском, Французском, Немецком и Английском языках объясненные, прежде в Амстердаме, а потом во граде Св.Петра 1788 года, с приумножением изданные Статским Советником Нестором Максимовичем-Амбодиком//Эмблемы и символы. М., 1995.

Михайлова К.В., Смирнов Г.В. Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея. Л., 1974. Т. 1-2.

Прозоровский Д.И. Каталог русским и западноевропейским медалям и монетам, хранящимся в Минцкабинете Императорской Академии Художеств. СПб., 1869.

Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886-1889. Т. 1-4.

к Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX веков. СПб., 1895. Т. 1-П.

Русские портреты ХУШ-Х1Х столетий. Изд. Вел. Князя Николая Михайловича. СПб., 1905-1090. Т. 1-5.

Слава России или собрание медалей дел Петра Великого и еще некоторых. СПб., 1770.

Петров П.Н. Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ее

существования. СПб., 1864-1866. Ч. 1-3.

Смирнов В.П. Описание русских медалей. СПб., 1908.

Спасский И.Г., Щукин а Е.С. Медали и монеты Петровского времени. JI., 1974.

Собко Н.П. Словарь русских художников: ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и пр. с древнейших времен до наших дней (XI-XIX вв.). СПб., 1897-1899. Т. 1-3.

Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков. JI., 1983.

Толстой И.И. Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц Ю.Б.Иверсена//Записки Императорского Русского Археологического общества. СПб., 1883.

Уздеников В.В. Монеты России. М., 1992.

Уздеников В.В. Объем чеканки российских монет на отечественных и зарубежных монетных дворах 1700 - 1917. М., 1995.

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1997.

Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1997.

Alciato Andrea. Emblematum líber. Augsburg, 1531.

В ВАН имеются издания: Антверпен, 1581, 1605; Лион, 1522, 1566; Лейден, 1593, 1608.

Ars emblemática: Katalog. W-wa, 1981 (2nd ed. English: Bulletin du Musée National de Varsovie. Varsovie, 1982. [Vol.j 23, № 1-4).

Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII

Jahrhunderts. Stuttgart, 1967.

Forrer L. Biographical dictionary of medallists, coin, gem, and seal engravers, mint-masters, etc., ancient and modern, vv. I-VIII. London, 1904-1930.

Horapollo. The hieroglyphies. N.Y., 1950.

KÖhne F.B. v. Medaillen Peter des Grossen. Berliner Blatter für Munz-Siegel und Wappenkunde, b. V. Berlin, 1870.

Landwehr J. Dutch emblem books: A bibliography. Utrecht,

1962.

f.; Landwehr J. German emblem books 1531-1888. Utrecht, 1972. Mechel C. de. Oeuvre du Chevalier Hedlinger. Basle, 1776. Paviere S.H. A dictionary of flower, fruit and still-life painters. Leigh-on-Sea, 1962. Vol. 1.

Schubert T.F. de. Monnaies et medailles Russes. Leipzig, 1958.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.