Организация воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX века: на материале Смоленской губернии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Назарова, Анастасия Игоревна

  • Назарова, Анастасия Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 187
Назарова, Анастасия Игоревна. Организация воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX века: на материале Смоленской губернии: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Смоленск. 2012. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Назарова, Анастасия Игоревна

Содержание

3

ГЛАВА I. Общественная мысль в России второй половины XIX -начала XX века о воспитании в духе православной традиции

1.1. Теоретические основы воспитания в духовных учебных заведениях России

1.2. Влияние государственной политики на деятельность духовных учебных заведений

1.3. Учебно-воспитательная работа в духовных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX века,

Выводы по главе I

ГЛАВА II. Воспитательная работа в Смоленской духовной семинарии и подчиненных ей уездных духовных училищах

2.1.Содержание учебно-воспитательной работы Смоленской духовной семинарии во второй половине XIX - начале XX

2.2.Проблема развития личности в условиях уездных духовных училищ

2.3. Отражение ценностных ориентаций в традициях, творчестве и профессиональной деятельности воспитанников Смоленской духовной семинарии

Выводы по главе II

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организация воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX века: на материале Смоленской губернии»

ВВЕДЕНИЕ

Одной из характерных черт, знаменующих начало третьего тысячелетия в нашей стране, является трансформация общественной системы ценностей как на уровне государственной идеологии, так и на уровне внутренней системы ценностей отдельной личности. Происходит поиск новых ценностных ориентаций. При этом все больше значение приобретает диалог с Церковью.

Русская Православная Церковь на сегодняшний день оказалась в новых для нее исторических условиях. С одной стороны, происходит возрождение влияния Церкви на общественное сознание - культурный феномен, исторически присущий Российскому государству и в течение нескольких десятилетий искусственно подавлявшийся властью. С другой, особенностью современных церковно-государственных отношений является максимально свободное положение Церкви, отсутствие опеки со стороны государственных структур. При этом, проводя активную социальную и социо-культурную работу, Православная Церковь претендует на доминантное положение в обществе, что в условиях многонационального и многоконфессионального государства вызывает неоднозначную оценку.

Однако нельзя отрицать , что именно Православная Церковь со времен Древней Руси составляла культурообразующую основу формирования русской нации и русской государственности. Она оказала важнейшее влияние на формирование этнически присущей нашему народу системы ценностей и до сегодняшнего дня осталась неизменной хранительницей национальных традиций.

Кроме того Русская Православная Церковь является старейшим в стране очагом просвещения. И сложившиеся в духовных учебных заведениях традиции нравственного воспитания личности легли в основу всей последующей воспитательной системы русской светской школы.

Сложившиеся новые условия общественной жизни требуют коренной перестройки системы воспитания юношества. При этом необходимым условием развития педагогической науки является связь ее исторической составляющей с современностью, изучение наследия предыдущих поколений. Осознание и творческое переосмысление многовекового опыта, накопленного русской духовной школой, может явиться ценнейшим источником для потроения системы духовно-нравственного воспитания.

В связи с этим актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления историко-педагогического опыта, накопленного духовной школой в процессе ее развития, поскольку этот опыт обладает огромным потенциалом для духовного и нравственного формирования современной личности; возможностью трансформации этого опыта в современную теорию воспитания, а также в практику современной педагогической деятельности на различных ступенях обучения и воспитания детей и юношества; результаты переосмысления этого опыта могут быть использованы при построении системы воспитания в учебных заведениях различных ступеней.

Работы по истории Русской Православной Церкви и духовной школы как одного из ее институтов можно разделить на три группы, взяв за основу принцип историзма.

Первую группу составляют исследования, проводившиеся до 1917 года. В этот наиболее длительный исторический период был создан целый пласт трудов по истории Церкви. Данным вопросом занимались такие исследователи, как Е.Е.Голубинский, П.В.Знаменский, А.В.Карташев, митрополит Макарий (Булгаков).

Анализ работ данного периода, содержащих ценнейший фактологический материал, касающийся развития Церкви как социального института в различные исторические эпохи, биографические данные о ее ведущих деятелях, выявляет для нас необходимость глубокого анализа их педагогического потенциала в русле системного подхода к осмыслению

логико-исторического развития педагогических закономерностей и фактов. При этом авторы затрагивали вопросы развития духовной школы на различных исторических этапах.

Вторую группу составляют исследования, проведенные в период с 1917 по 1991 год. В Советском Союзе большую часть этого времени исследования, касающиеся истории Церкви, или не велись совсем, или же подверглись таким искажениям, связанным с принятой в обществе идеологией, что в большинстве своем не могут служить источником объективной оценки влияния Православной Церкви на общественное сознание.

Исключение составляют труды, созданные за рубежом, в эмигрантской среде. Здесь необходимо упомянуть таких исследователей, как Н.Н.Глубоковский, И.К.Смолич, протоиерей Г.Флоровский, протопресвитер

A.Шмеман, Д.Поспеловский, давшие в своих работах, помимо богатого фактического материала, еще и глубокий исторический и философский анализ бытия и развития Русской Православной Церкви в различные исторические эпохи. Вопросам истории духовного образования в России в этот период практически не уделяется внимания.

Третью группу составляют исследования, проводимые в России начиная с 1991 года, обобщающие и трансформирующие весь накопленный к этому времени материал. Эти исследования направлены на то, чтобы восполнить пробел, возникший в результате долгой отторгнутости нашего общества от собственного национального наследия и восстановить связь поколений, использовать богатейший духовный опыт Церкви в общественной жизни современной России. Среди исследователей в этой области необходимо упомянуть Е.П.Белозерцева, П.А.Гагаева, А.И.Осипова,

B.Н.Топорова, Т.П.Довгий, Е.А.Плеханова. В работах этих ученых рассматриваются некоторые частные вопросы, касающиеся истории духовных школ.

Помимо работ, касающихся истории Церкви в рамках всего Русского государства, в каждом регионе осуществлялись собственные исторические

исследования, позволяющие обобщить и осмыслить исторические условия и особенности, ему присущие. Исследования истории церкви в нашем регионе в дореволюционный период проводились Н. Мурзакевичем, И. Сперанским, П.В. Цезаревским, И.И. Орловским.

В последние десятилетия этой проблемой занимались такие исследователи истории края, как А.Я. Трофимов, М.Е. Стеклов, Г.В. Зуев, В.М. Петруленков.

Но, несмотря на достаточно полную и глубокую разработку темы истории Русской Церкви и ее образовательных учреждений, система воспитательной работы в них все же практически не являлась предметом исследования. Существует всего несколько научных работ, затрагивающих тему православного воспитания в его историческом контексте. Так, Н.В.Маслов исследовал проблему православного воспитания личности как феномен русской педагогической культуры, указывая, что православие является духовной основой всей русской педагогической культуры и именно православием определяется весь ее педагогический потенциал [91]. М.В.Разина в своей работе анализировала эволюцию религиозного, а именно православного, воспитания в России с XVIII века до настоящего времени. Она отмечает, что традиции, исторически присущие православному воспитанию, созвучны современной гуманистически ориентированной образовательной парадигме [130]. А.Н. Иващенко-Хевронина рассматривает проблему аксиологической неоднородности духовного воспитания в отечественной педагогике конца XIX - начала XX века и доказывает преемственность аксиологических основ православного духовного воспитания в дореволюционной России и коммунистического воспитания в Советском Союзе, вскрывая завуалированную преемственность православных ценностей в российском обществе [57], Э.А.Чурсина рассматривала православное воспитание как традицию отечественной педагогики, а также анализировала практику православного воспитания в современной России [176]. И.А. Соловцова сравнивала особенности,

исторически присущие духовному воспитанию в православной и светской педагогике [144]. С.И. Тарасова исследовала исторически сложившуюся традицию духовного воспитания в народной педагогике [155]. Т.А. Красницкая рассматривала начальное духовное образование в провинциальной России XIX - начала XX века на материалах Владимирской и Костромской губерний [72].

Необходимо отметить, что история светского образования в России дореволюционного периода освещена в исследованиях достаточно полно. Существует целый ряд работ, посвященных характеристикам педагогических взглядов деятелей отечественного образования, а также их практической реализации [2; 12; 29; 68; 122; 161].

Существуют научные работы, исследующие целостную картину развития образования в Смоленской губернии в конце XIX - начале XX века. Так, Е.С. Мертенс проанализировала особенности развития культурно-образовательной среды Смоленской губернии во второй половине XIX -начале XX века. Ею отмечена ведущая роль в просвещении населения города в этот период Смоленской мужской гимназии и Мариинской женской гимназии как центров культурной жизни [99]. Но совершенно не освещена роль Смоленской духовной семинарии. Т.М. Леонтьева охарактеризовала особенности развития региональной системы образования в Смоленской губернии на протяжении XIX века. В своей работе она дает сжатую характеристику Смоленской духовной семинарии и Епархиального училища девиц духовного звания как учебных заведений и построения учебной работы в них [79].

Н.Ю. Налетова в диссертационном исследовании на тему «Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках» сформировала целостную картину развития духовного образования на территории Смоленской епархии на протяжении XVIII - XIX веков, акцентировала внимание на создании семинарии в Смоленске,

подробно касаясь построения учебной работы в ней в различные исторические эпохи [106].

Но ни в одной из упомянутых работ не затронута тема воспитательной работы в духовных учебных заведениях, не раскрыты подходы к вопросу духовно-нравственного воспитания учащихся семинарий и духовных училищ.

Проблема исследования состоит в том, чтобы на основе историко-теоретического анализа научно обосновать пути разрешения противоречия между актуальностью осмысления опыта организации воспитательной работы в духовных учебных заведениях дореволюционной России и недостаточной изученностью этого опыта в соответствии с запросами теории и практики духовно-нравственного воспитания юношества в современной России.

Осознание актуальности разрешения данного противоречия определило выбор темы исследования: «Организация воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX века (на материале Смоленской губернии)».

Цель исследования - анализ организации воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях России, выявление основных особенностей, присущих воспитательной работе в учебных заведениях духовного ведомства.

Объект исследования - воспитательное пространство духовных учебных заведений.

Предмет исследования - воспитательная работа в смоленских духовных учебных заведениях второй половины XIX - начала XX века.

Сформулированные цель, объект и предмет исследования определили следующие его задачи.

1. Выявить теоретико-методологические аспекты духовного воспитания в России и обосновать процесс становления и развития идей духовного воспитания в истории отечественной педагогической мысли.

2. Определить влияние государственной политики в области духовного образования на практическую деятельность духовной школы в исследуемый период.

3. Охарактеризовать состояние учебно-воспитательной работы в Смоленской духовной семинарии и духовных училищах губернии во второй половине XIX - начале XX века.

4. Представить процесс развития личности в условиях уездных духовных училищ.

Методологическую основу диссертации составили:

- исследования в области религиозной философии, устанавливающие место исторического христианства в системе научных знаний (Н. А. Бердяев, о. С. Булгаков, И.О. Лосский, B.C. Соловьев);

- культурологические исследования, характеризующие социально-культурную функцию религии (П.А. Сорокин);

- исследования по философии и истории образования (Е.П. Белозерцев, М.В. Богуславский, С.Ф. Егоров, Н.П. Сенченков, М.Е. Стеклов);

- ведущие положения аксиологии (E.H. Бондаревская, В.Я. Лыкова, З.И. Равкин, E.H. Степанов, А.П. Сманцер, Н.Е. Щуркова,).

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы историко-педагогического исследования: методы теоретического анализа и синтеза философской, педагогической, методической литературы и архивных материалов; историко-структурный метод (выделение тенденций развития воспитательной системы духовной школы и выявление причин возникновения этих тенденций); конструктивно-генетический метод (рассмотрение выявленных тенденций во времени и пространстве с выделением этапов их развития).

Источниковедческую базу исследования составил следующий комплекс источников:

1. Философские и богословские труды, затрагивающие исследуемую проблему;

2. Историко-педагогическая, энциклопедическая литература;

3. Законодательные и нормативные акты;

4. Мемуарная литература воспитанников различных учебных заведений России изучаемого периода;

5. Архивные материалы Государственного архива Смоленской области (ГАСО): фонды № 47. Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского, № 49. Смоленская духовная семинария, № 51. Смоленское епархиальное женское училище.

Этапы исследования.

Первый этап (2004 - 2005) — аналитический. На этом этапе осуществлялось изучение философской, исторической и историко-педагогической литературы по проблеме исследования. Был произведен поиск архивных материалов, отражающих структуру и содержание воспитательной работы в духовных учебных заведениях Смоленской епархии в исследуемый период. Были проведены систематизация научных источников, анализ и обобщение архивных материалов. Выявлена основная проблематика исследования.

Второй этап (2006 - 2007) - теоретический. На втором этапе была проведена систематизация накопленного материала, определена структура и логика изложения диссертационного исследования; осуществлена апробация результатов путем публикации научных статей, написан текст диссертационного исследования.

Третий этап (2008 - 2011) - обобщающий. На этом этапе были произведены обобщение и систематизация всей собранной информации, формулирование выводов по результатам исследования, редактирование текста диссертации. Оформлены результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проанализированы и уточнены теоретические основы воспитания в духовных учебных заведениях России (этическое учение Ветхого и Нового завета, труды ведущих христианских религиозных мыслителей, работы русских

и

религиозных философов, учение старцев, призванное вернуть христианское учение к его истокам), уточнено влияние государственной политики на деятельность духовных учебных заведений, выделены методы воспитательной работы с учащимися (включение воспитанников в жизнь Церкви, участие во внеклассных мероприятиях религиозного, трудового и патриотического содержания, надзор за поведением как в стенах учебных заведений, так и за их пределами, вовлечение учащихся в просветительскую и благотворительную деятельность) и определены тенденции трансформации этих методов, связанные с изменением политической ситуации в стране и эволюцией общественной жизни.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и систематизации содержания воспитательной работы в духовных учебных заведениях России второй половины XIX - начала XX века, что вносит вклад в изучение истории отечественной педагогики; в определении тенденций развития русской духовной школы на рубеже XIX - XX веков (попытки приближения воспитательной системы духовных учебных заведений к историческим корням православия) в их связи с тенденциями развития русской общественно-политической мысли, что обогащает подходы к философии российского образования; в анализе проблемы развития личности в условиях проживания и обучения в стенах уездных духовных училищ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют в дальнейшем трансформировать исторически сформировавшийся богатый опыт духовной школы в современную воспитательную систему, создавая преемственность и увязывая сложившуюся на сегодняшний день систему воспитания с ее историческими этническими корнями.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на современные методологические подходы, принципы научности и историзма, использованием комплекса взаимодополняющих источников, введением в научный оборот

малоизвестных и неопубликованных историко-педагогических материалов и архивных источников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования и основные его результаты отражены в опубликованных статьях, обсуждались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях и чтениях: на Международной научно-практической конференции «Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования» (Смоленск, 2006, 2008), на Третьих педагогических чтениях, посвященных памяти А.Е. Кондратенкова (Смоленск, 2006), Пятых педагогических чтениях, посвященных памяти А.Е. Кондратенкова (Смоленск, 2010), отражены в статьях «Формирование воспитательного потенциала православных ценностей в истории отечественной религиозно-педагогической мысли» (Известия Смоленского государственного университета, 2009) и «Нравственно-патриотический характер традиций учебных заведений дореволюционной России» (Известия Смоленского государственного университета, 2010).

Основные положения, выносимые на защиту

1. В истории отечественной педагогической мысли со времен крещения Руси и до конца XIX века происходило постепенное развитие идей духовного воспитания, осмысление культурной и социальной функции Церкви в обществе. Представители течения славянофилов обобщили и систематизировали весь накопленный исторический опыт, создав национальную систему ценностного воспитания юношества, основанную на этическом учении, содержащемся в Ветхом и Новом завете и всесторонне раскрытом в трудах отцов Восточной Церкви (Василия Великого, Григория Богослова, Антония Великого, Максима Исповедника). В рамках этой системы нравственное формирование личности определяется как

- воспитание человеколюбия и милосердия, из которых, как следствие, вытекает готовность личности к активной созидательной деятельности в социуме;

- формирование индивидуума в постоянной тесной связи с общиной, рассматриваемой как симфоническая личность, и, как следствие, осознание идеи внутренней ответственности каждого за других;

- активное самовоспитание, подавление в себе негативного отношения к окружающим, борьба с пагубными привычками, постоянное духовное совершенствование, достигаемое при помощи двух важнейших составляющих жизни христианина: молитвы (размышления, самоанализа) и поста (умеренного питания, очистки организма, здорового образа жизни);

- восприятие Бога и мира как единого целого и, как следствие, гармоничное и бережное отношение к природе;

- восприятие истории как постепенного развития человечества, достижение духовного и телесного совершенства, конечной целью которого является преодоление разрыва, возникшего между Богом и человеком в результате грехопадения;

- опора в воспитании юношества на семейные и национальные ценности и традиции, то есть превращение православного воспитания в глубоко национальное и патриотическое.

2. Внутренняя жизнь церкви находилась в постоянной тесной связи с политической ситуацией в стране. Русская Церковь, являясь с XIII до начала XVIII века ведущей духовной силой в обществе, оказывала основополагающее влияние на формирование национального самосознания. Внутренняя жизнь духовной школы, первоначально обособленная и замкнутая, в период секуляризации попала в сильную зависимость от политики правительства. На протяжении всего XIX века деятельность духовной школы определялась общественными запросами, государственной политикой. При этом постоянная нехватка финансирования влияла на

отставание ее от школы светской, что к началу XX века привело к возникновению кризисной ситуации в русском духовном образовании.

3. Воспитательная работа в Смоленской духовной семинарии включала комплекс разнообразных мер: творческое осмысление учащимися православного учения посредством написания сочинений и проповедей, а также ведения диспутов; активную и постоянную вовлеченность в жизнь Церкви, регулярное посещение богослужений, участие в них, соблюдение постов, принятие причастия; педагогическую практику воспитанников.

Комплекс традиций учебного заведения играл в деле воспитания свою, совершенно особую роль, заключающуюся в вовлечении учащихся в ритм жизни, определявшийся национальными религиозными традициями, церковным календарем, одновременно способствовавший незаметному, постепенному и глубокому приобщению учащихся к национальной культуре.

4. Уездные духовные училища представляли собой первую ступень духовного образования, базу для последующего поступления в семинарию, а для многих юношей из беднейших слоев - возможность самостоятельно заработать в дальнейшем на жизнь. Развитие личности подростков в условиях уездных духовных училищ основывалось, с одной стороны, на глубоком изучении воспитанниками основ православной веры, с другой -основу воспитательной системы составляло создание теплой, домашней атмосферы в стенах духовных училищ, благоприятной для раскрытия дарований и способностей учащихся. Важнейшей составляющей воспитательной работы в духовных училищах являлась система внеклассных мероприятий, позволяющая, так же как в семинариях, активно вовлечь воспитанников в жизнь Церкви и приобщить к традициям своего народа.

ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА О ВОСПИТАНИИ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ

1.1. Теоретические основы воспитания в духовных учебных заведениях России

Рассмотрение вопроса о воспитании в духовных учебных заведениях России второй половины XIX - начала XX века необходимо начать с раскрытия понятия «ценностные ориентации» применительно к изучаемой проблеме.

Мы исходим из понятия, что «ценностные ориентации - это разделяемые личностью и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни в их субъективной значимости» [127, с. 584].

Понятие «ценность» используется в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного [127, с. 585].

Естественно каждая историческая эпоха и каждый общественный строй выдвигают специфический набор ценностей, которые в совокупности образуют систему ценностей данного общества, последняя выступает в качестве одного из ведущих механизмов социальной регуляции. Усвоение принятой в обществе системы ценностей на уровне структуры личности и составляет цель воспитательной работы.

С возникновением христианства закладываются принципиально новые основы аксиологического подхода. На первое место выдвигается проблема формирования человека как образа и подобия Творца. В качестве ведущих в

иерархии системы ценностей выступают этические ценности, заложенные в книгах Нового завета и отраженные в трудах ведущих деятелей Церкви.

Основу христианской этики составляют, безусловно, положения, содержащиеся в тексте нагорной проповеди: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить... Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят... И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки... Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные... Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» [15, Евангелие от Матфея, с. 7].

Все эти положения прежде всего толковались и раскрывались в посланиях апостолов. Так, к примеру, в Первом соборном послании апостола Петра сказано: «Наконец (будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей, уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему...» [15, Первое соборное послание святого апостола Петра, с. 175]. Апостол Павел в Первом послании в Коринф отмечает: «... тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» [15, Первое послание к коринфянам святого апостола Павла, с. 208]. И в том же послании делает акцент на одном из наиболее значимых понятий всей христианской аксиологии - понятии любви: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять,

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Назарова, Анастасия Игоревна, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.В. М.И. Демков о факторах нравственного воспитания [Текст] / Л.В. Алексеева // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы международ, научно-практ. конференции. - Смоленск: [б. и.], 2004. - Ч. 1. - С. 36-41.

2. Алексеева, Л.В. Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М.И. Демкова [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Алексеева Любовь Викторовна. - Смоленск, 2004. - 167 с.

3. Алексеева, С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856 - 1904 гг. [Текст] / С.И. Алексеева. - СПб.: Наука, 2003. - 276 с.

4. Алпатов, Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: (из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России) [Текст] / Н.И. Алпатов. - М.: Учпедгиз, 1958. - 243, [1] с.

5. Аксенов, М.В. Историческая записка о Смоленской губернской гимназии [Текст] / М.В. Аксенов. - Смоленск: [б.и.], 1912 (Тип. П.А. Силина). - 192 с. - Ч. 1 (1786-1833). - Изд. Смол. Стат. Комитета.

6. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. -559 с. - (Университет - школе).

7. Андреев, Н.В. Очерки по истории культуры на Смоленщине: очерк первый. История развития образования и школ в Смоленском крае с IX столетия до начала XIX века [Текст] / Н.В. Андреев // Материалы по изучению Смоленской области. - 1952. - Вып. 1. - С. 126-155.

8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX вв. [Текст] / сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с. -(Антология пед. мысли народов СССР).

9. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV - XVII вв. [Текст] / сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. -М.: Педагогика, 1985. - 367 е.: ил.

10. Антология педагогической мысли России XVIII в. [Текст] / сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. - 479 е.: ил.

11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. [Текст] / сост. П.А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1987. - 558, [1] е.: ил.

12. Архангельская, И.В. Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в воскресной школе X.Д. Алчевской [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Архангельская Инна Валерьевна. -Смоленск, 2004. - 172 [2] е.: ил.

13. Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен [Текст]: курс лекций / Е.П. Белозерцев. - СПб.: Юридический центр-пресс, 2004.-704 с.

14. Бердяев, H.A. Самопознание [Текст] / H.A. Бердяев. - М.: Книга, 1991.- 446 с.

15. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. [Текст] - T.B.S. 217 Kingston Road, London, SW19 3NN England. - 925, 292 с.

16. Боброва, Е.А. Национальные ценности образования [Текст] / Е.А. Боброва // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы II международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. - Смоленск: СмолГУ, 2006. - С. 175-179.

17. Большая Советская Энциклопедия [Текст]. В 30 т. Т. 12: Кварнер -Конгур / гл. ред. A.M. Прохоров. - М., 1973. - 624 е.: ил.

18. Богуславский, М.В. Подвижники и реформаторы российского образования [Текст] / М.В. Богуславский. - М.: Просвещение, 2005. - С. 5866.

19. Богуславский M.B. История отечественной педагогики (первая треть XX века) [Текст] / М.В. Богуславский. - Томск: Изд-во HTJ1, 2005. -312 с.

20. Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: РГПИ, 1986. - 120 с.

21. В духовной семинарии: [дружины добровольцев-санитаров из учащейся молодежи] [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1915.

№ 13-14.-с. 488-491.

22. Валуев, Д.В. Духовное просвещение и образование в Смоленской епархии в 12 - 17 вв. [Текст] / Д.В. Валуев // Материалы V Международ, научно-практ. конф.: в 2 ч. - Смоленск: СГ, 2000. - Ч. 2. - С. 13-14.

23. Гавриленков, А. Уездное духовное училище в Рославле (1805 -

1905) [Текст] / А. Гавриленков // Рославльская правда. - 2003. - 22 марта.

» »

24. Гагаев, A.A. Русские философско-педагогические учения XVIII XX веков: культурно-ист. аспект [Текст] / A.A. Гагаев. - М.: Русское слово, 2002. - 462 с.

25. Ганелин, Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века [Текст] / Ш.И. Ганелин. - М.: Учпедгиз, 1954. - 304 с.

26. Глебова, Г.Ф. Ценностные основы воспитания в контексте гуманистической философии и педагогики [Текст] / Г.Ф. Глебова // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы II международной научно-практической конференции. -Смоленск: [б. и.], 2006. - Ч. 1. - С. 38-51.

27. Глубоковский, H.H. По вопросам Духовной школы (средней и высшей) [Текст] / H.H. Глубоковский // Православный собеседник: Издание Казанской Духовной Академии. - 1907. - № 10. - С. 520-535.

28. Голубинский, Е.Е. История русской церкви [Текст]: в 2 т., 4 полутомах / Е.Е. Голубинский. - М.: Крутиц, патриаршее подворье: О-во

любителей церковной истории: Изд. дом. «Грааль», 1997. - (Материалы по истории церкви, кн. 16).

29. Горбылева, Е.В. Воспитательные ценности в педагогическом наследии E.H. Водовозовой [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Горбылева Елена Владимировна. - Смоленск, 2002. - 199 с.

30. Губернский съезд педагогов духовно-учебных заведений [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1917. - № 10. - С. 265-267.

21. Данилюк, А.Я. Образовательное пространство как предмет методологической рефлексии [Текст] / А.Я. Данилюк // Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. - М., 2006. - Гл. 1. - С. 9-54.

32. Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной

благотворительности, науки и народного образования [Текст] // Смоленские

Ä *

епархиальные ведомости. - 1898. - № 22. - С. 1241-1244.

33. Деятельность духовенства Смоленской епархии по поводу преобразования духовно-учебных заведений [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1868. - № 3. - С. 85-91.

34. Дневник священника Никифора Адриановича Мурзакевича. 17661834 гг. [Текст] / сост. и вступ. ст. В.М. Аникеева. - Изд. 3-е. - Смоленск: Годы, 2005. - 60 с. - (Б-ка журн. «Годы», Вып. 66).

35. Добротолюбие [Текст] / сост. и авт. предисл. JI.C. Кукушкин. - М.: Изд-во ACT; Харьков: Фолио, 2001. - 528 с.

36. Доватор, P.JI. Вклад прогрессивной русской педагогики конца XIX - начала XX в. в разработку теории нравственного воспитания [Текст] / P.JI. Доватор. // Советская педагогика. - 1982. - № 3. - С. 98-101.

37. Довгий, Т.П. Тяжба о России: эволюция русской интеллигенции [Текст]: учеб. пособие / Т.П. Довгий, А.Г. Егоров. - М.: Академия повышения квалификации работников образования, 1997. - 71 с.

38. Докучаев, B.B. Сочинения [Текст]. Т. IX. Жизнь и деятельность. Библиография трудов / В.В. Докучаев; отв. ред. И.В. Тюрин; АН СССР. -М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 326, [2] е.: ил.

39. Донесение преосвященного г. обер-прокурору Святейшего Синода об устройстве внутренней жизни училища [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1874. - № 16. - С. 590-591.

40. Дроздов, М. Смоленская духовная семинария по воспоминаниям ее питомцев [Текст] / М. Дроздов // Смоленские епархиальные ведомости. -

1892.- №23.-С. 1145-1150.

41. Дроздов, М. Смоленская духовная семинария по воспоминаниям ее питомцев [Текст] / М. Дроздов // Смоленские епархиальные ведомости. -

1893.- № 1.-С. 43-47.

42. Дроздов, М. Смоленская духовная семинария по воспоминаниям ее питомцев [Текст] / М. Дроздов // Смоленские епархиальные ведомости. -1893.- №2.-С. 104-107.

43. Евлампиев, И.И. История русской философии [Текст] / И.И. Евлампиев. - М.: Высшая школа, 2002. - 584 с.

44. Егоров, С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России до Великой Октябрьской социалистической революции [Текст] / С.Ф. Егоров. - М.: Просвещение, 1974. - 527 с.

45. Егоров, С.Ф. Развитие теории методов обучения в педагогике России начала XX века [Текст] / С.Ф. Егоров // Советская педагогика. -1981.- №4.-С. 104-111.

46. Жиркевич, A.B. Сомнительное беспристрастие: (запоздавший ответ H.A. Энгельгардту - за покойников): [в защиту историка И.И. Орловского от клеветы] [Текст] / A.B. Жиркевич. - Вильна: [Б.и.], 1913 (Типография «Русский почин»). - 50 с.

47. Жуковский, В.А. Полное собрание сочинений и писем [Текст]: в 20 т. / В.А. Жуковский. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - Т. 13:

Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804 - 1833 [Текст] / сост. и ред. О.В. Лебедева, A.C. Янушкевич. - 607 с.

48. Жуковский, В.А. Сочинения [Текст]: В 3 т. Т. 3. Сказки. Эпос. Художественная проза. Критика. Письма / В.А. Жуковский; сост. И.М. Семенко; коммент. И.Д. Гликмана, И.В. Измайлова. - М.: Худож. лит., 1980.-621 с.

49. Жураковский, Т.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России [Текст]: очерки / Г.Е. Жураковский; под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: Педагогика, 1978. - 160 с.

50. Журналы Вельского окружного духовно-училищного съезда [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости.,- 1874. -№ 23-24. - С. 310— 317.

51. Законодательство Петра I [Текст] / [отв. ред. A.A. Преображенский,

Т.Е. Новицкая]. - М.: Юрид. лит., 1997^ - 878, [2] с.

»

52. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии [Текст] / В.В. Зеньковский. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.

53. Знаменский, П.В. Духовные школы в России до реформы 1909 года [Текст] / П.В. Знаменский. - СПб.: Летний сад: КОЛО, 2001. - 799 с.

54. Знаменский, П.В. Руководство к русской церковной истории [Текст] / П.В. Знаменский. - Минск: Изд-во Белорус. Экзархата, 2005. - 572 с.

55. Зуев, В. Церковь и школьное дело [Текст] / В. Зуев // Край Смоленский. - 1993. - № 11-12. - С. 60-64.

56. Иванова, Е.А. Национальные ценности образования [Текст] / Е.А. Иванова // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы II международной научно-практической конференции. - Смоленск: [б. и.], 2006. - Ч. 1. - С. 175-179.

57. Иващенко-Хевронина, А.Н. Аксиологическая неоднородность духовного воспитания в отечественной педагогике конца XIX - первой трети

XX вв. [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Иващенко-Хевронина Анна Николаевна. - М., 2004. - 181 с.

58. Из воспоминаний о Преосвященном Архиепископе Смоленском Тимофее [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1873. — № 10. -С. 396-419.

59. Из жизни епархии [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1915. - № 22. - С. 784-794.

60. Из жизни семинарии: [закрытие Смол. дух. семинарии в связи с забастовкой] [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1905. - № 20.

С.1002-1005.

61. Измайлова, А.Б. Учитель в русской народной педагогике [Текст] / А.Б. Измайлова // Учитель и время: третьи педагогические чтения, посвященные памяти А.Е. Кондратенкова. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006.-С. 57-63.

62. Историко-статистическое описание Смоленской епархии [Текст] / сост. Р.В. Трофимовский. - С.-Петербург: [б. и.], 1864. - 380 с.

63. Исторический вестник [Текст]: ист.-лит. журн. - 1909 (год тридцатый). - №9 (сентябрь). - С. 1116-1118.

64. История педагогики [Текст] / отв. ред. H.A. Константинова. - М., 1955.-587 с.

65. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф. Каптерев. - ML: Педагогика, 1982. - 704 с.

66. Карташев, A.B. Очерки по истории русской церкви [Текст]. В 2 т. Т. 2 / A.B. Карташев. - М.: Терра, 1992. - 596 с.

67. Киреевский, И.В. Избранные статьи [Текст] / И.В. Киреевский. -М.: Современник, 1984. - 363 с.

68. Киселева, М.П. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии Д.И. Тихомирова [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Киселева Маргарита Петровна. - Смоленск, 2006. - 164[4] е.: ил.

69. Кларин, В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов 19 - 20 вв. [Текст] / В.М. Кларин, В.М. Петров. -М., 1996.

70. Ключевский, В.О. Сочинения [Текст]. В 9 т. Т. 1. Ч. 1 / В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1987. - 430 с.

71. Колыванов, Е.Г. Проблема реформирования Духовных Семинарий в России в начале XX века [Электронный ресурс] / Е.Г. Колыванов // http: //seminary. ugresha.org / modules.php ? name = Pages&pa= showpage&pid=17.

72. Красницкая, Т. А. Начальное духовное образование в провинциальной России XIX - начала XX веков (на материалах Владимирской и Костромской губерний) [Электронный ресурс]: дис. ... канд. ист. наук / Красницкая Татьяна Александровна. - Иваново, 2003. - 180 с.

73. Краткая Литературная Энциклопедия [Текст]. В 9 т. Т. 2. Гаврилюк * >

- Зюльфигар Ширвани / гл. ред. A.A. Сурков. - М.: Сов. Энциклопедия, 1964. - 1056 столб.: ил. - (Энциклопедии. Словари. Справочники).

74. Краткий очерк истории Смоленского училища девиц духовного звания [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1874. - № 17. - С. 611-636.

75. Краткий очерк истории Смоленского училища девиц духовного звания [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1874. - № 20. - С. 735- 760.

76. Кружкова, Л.А. Формирование духовно-нравственных ценностей в истории российского образования [Текст] / Л.А. Кружкова // Учитель и время: третьи педагогические чтения, посвященные памяти А.Е. Кондратенкова. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. - С. 67-73.

77. Леонтьев, К. Восток, Россия и славянофильство: философ, и полит, публицистика. Духов, проза (1872- 1891) [Текст] / К. Леонтьев. - М.: Республика, 1996. - 799 е.: портр. - (Прошлое и настоящее).

78. Леонтьева, Т.Г. Православная культура и семинарский быт (конец XIX - начало XX в.) [Электронный ресурс] / Т.Г. Леонтьева// http: // www. krotov.info/history/20/1900/ leontyeva2.htm

79. Леонтьева, Т.М. Развитие региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Леонтьева Татьяна Михайловна. - Смоленск, 2002. - 194 с.

80. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф. Лесгафт; [вступ. ст. И.Н. Решетень; АПН СССР]. - М.: Педагогика, 1988. - 398, [1.] с. - (Пед. б-ка).

81. Ломоносов, М.В. О воспитании и образовании: сборник] [Текст] / М.В. Ломоносов. -М.: Педагогика, 1991.

82. Лыкова, В.Я. Последовательно и гармонично: преемственность в воспитании [Текст] / В.Я. Лыкова. - Смоленск: СГИИ, 2001. - 131 с.

83. Макарий (Иванов). Собрание писем преподобного Макария

*

Оптинского к мирским особам [Текст]. В 2 т. Т. 1 / Петрозаводский гос. унт; [сост. и вступ. ст. к текстам писем и коммент. С.О. Захарченко]. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. - (Собр. Писем оптинских старцев в авторской орфографии и пунктуации). - 875 с.

84. Макарий (Булгаков М.П.). История Русской Церкви [Текст]. В 9 кн. Кн. 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю русской церкви / Макарий (Булгаков М.П.), митрополит Московский и Коломенский. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - 406, [1] с.

85. Макарий (Булгаков М.П.). История Русской Церкви [Текст]. В 9 кн. Кн. 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988 - 1240) / Макарий (Булгаков М.П.), митрополит Московский и Коломенский. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - 702, [1] е.: ил.

86. Макарий (Булгаков М.П.). История Русской Церкви [Текст]. В 9 кн. Кн. 3. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к

самостоятельности (1240 - 1589). Отд. 1. Состояние русской церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы / Макарий (Булгаков М.П.), митрополит Московский и Коломенский. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. - 702, [1] е.: ил.

87. Макарий (Булгаков М.П.). История Русской Церкви [Текст]. В 9 кн. Кн. 4. Ч. 1. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240 - 1589) / Макарий (Булгаков М.П.), митрополит Московский и Коломенский. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. -590, [1] е.: ил.

88. Макарий (Булгаков М.П.). История Русской Церкви [Текст]. В 9 кн. Кн. 8. Ч. 2. (1700 - 1917) / Макарий (Булгаков М.П.), митрополит Московский и Коломенский. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 799 е.: ил.

89. Макарий (Булгаков М.П.). История Русской Церкви [Текст]. В 9 кн.

> >

Кн. 7. Период самостоятельности Русской Церкви (1589 - 1881): патриаршество в России (1589 - 1720) / Макарий (Булгаков М.П.), митрополит Московский и Коломенский. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - 670, [1] с.

90. Макарова, И.В. Деятельность преподавателей духовных семинарий Владимирской, Костромской и Ярославской губерний: 60-е годы XVIII -первая четверть XIX вв. [Электронный ресурс]: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Макарова Ирина Вячеславовна. - Иваново, 2005. - 188 с.

91. Маслов, Н.В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры на материале трудов Схиархимандрита Иоанна (Маслова) [Электронный ресурс]: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Маслов Николай Васильевич. - Курск, 2004. - 502 с.

92. Материалы по истории духовно-учебных заведений [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1885. -№ 1. - С. 15-26.

93. Материалы для истории Смоленской семинарии [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1871. -№ 2. - С. 28-52.

94. Материалы для истории Смоленской семинарии /[Текст]/ Смоленские епархиальные ведомости. - 1871. - № 3. - С. 70-76.

95. Материалы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии [Текст]: Состояние духовных училищ (1848 - 1849) // Смоленские епархиальные ведомости. - 1887. — № 6. — С. 276-283.

96. Материалы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии [Текст]: Об открытии Вельских духовных училищ (1848 - 1849) // Смоленские епархиальные ведомости. - 1887. - № 9. - С. 411-416.

97. Мейендорф, И. (протоиерей). Византия и Московская Русь: очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке [Текст] / И. Мейендорф. - Париж: YMCA - PRESS, 1990. - 442 с.

98. Медведев, Н. Возвращение к истокам [Текст] / Н. Медведев // Смоленские епархиальные ведомости. - 1995. - №9. - с. 59-63.

99. Мертенс, Е.С. Развитие культурно-образовательной среды

> 8

Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX века [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мертенс Елена Сергеевна. - Смоленск, 2006.-218 е.: ил.

100. Модзалевский, Б. Л.Ф. Людоговский [Текст] / Б. Модзалевский // Русский архив. - 1905. - Кн. 3. - С. 505-509.

101. Д.П. Рунич Л.Ф.Людоговскому [Текст]: [письмо 1825 г.] // Русский архив. - 1905. - Кн. 3. - С. 514.

102. Н.С. Мордвинов Н.Ф. Людоговскому [Текст]: [письма 1813, 1823 г.] // Русский архив. - 1905. - Кн. 3. - С. 509-512.

103. П.И. Голенищев-Кутузов Л.Ф. Людоговскому [Текст]: [письмо 1812 г.]// Русский архив. - 1905. - Кн. 3. - С. 512-513.

104. Мурзакевич, H.H. Автобиография. 1806 - 1883 гг. [Текст] / H.H. Мурзакевич; примеч. и биогр. очерк кн. В.Д. Дабижа // Рус. старина. -1887. - №1-3 (Т. 53). - С. 1 - 46, 263 - 298, 647-666.

105. Налетова, Н.Ю. Духовное образование в годы правления Николая I [Текст] / Н.Ю. Налётова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 4. - С. 3-8. - («Педагогика»).

106. Налётова, Н.Ю. Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Налетова Наталья Юрьевна. - Смоленск, 2006. - 193 с.

107. Налетова, Н.Ю. Трансформация русского духовного образования (Смоленская епархия первой половины XVIII века) [Текст] / Н.Ю. Налетова // Учитель и время: третьи педагогические чтения, посвященные памяти А.Е. Кондратенкова. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. - С. 93-96.

108. Об отношении духовенства к вопросам воспитания [Текст]// Смоленские епархиальные ведомости. - 1909. -№ 2. - С. 41-46.

109. Об улучшении быта смоленских духовно-учебных заведений

собственными средствами епархии [Текст] // Смоленские епархиальные » *

ведомости. - 1865. - № 3. - С. 84-102.

110. Образовательная деятельность русской православной церкви: проблемы освоения наследия [Текст]. Кн. 1. Аннот. справочник учебно-метод. лит. - Новосибирск: Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, 1996. - 415 с.

111. Определение Св. Синода от 26 марта - 17 июня 1887, за № 593, о мерах к возвышению успехов семинарских воспитанников по предмету церковного пения [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1887. -№14.-С. 643-646.

112. Осипов, А.И. Православное понимание смысла жизни [Текст] / А.И. Осипов; Общество любителей православной литературы. - Киев: Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2001. - 239 с.

113. Отчет о состоянии женской образцовой 1-классной церковноприходской школы при Смоленском епархиальном женском училище за 1898 - 1899 учеб. г. [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1900. -№4.-С. 178-182.

114. Педагогическая Энциклопедия [Текст]. [В 4 т.]. Т. 2: Ж -Мясищев [Текст] / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1965. - 912 столб.: ил. - (Энциклопедии. Словари. Справочники).

115. Педагогическая Энциклопедия [Текст]. [В 4 т.]. Т.З. H - Ст. [Текст] / гл. ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1966. - 88 столб.: ил. - (Энциклопедии. Словари. Справочники).

116. Педагогическая Энциклопедия [Текст]. [В 4 т.]. Т.4: Сн - Я. / [Текст] гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1968. -912 столб.: ил. - (Энциклопедии. Словари. Справочники).

117. Пирогов, H.H. Избранные сочинения [Текст] / Н.И. Пирогов. - М.: Педагогика, 1985. -496 с.

118. Платонов Г.М. Православная церковь и общество - политическая жизнь провинциальной России. 1900 - 1914 гг. [Электронный ресурс]: (на матер. Саратовской губ.): специальность 07.00.02 «Отечеств, история»: автореф. дис... канд. ист. наук / Платонов Г.М. - Саратов, 2003. -241 с.

119. Повесть временных лет [Текст] / пер. Д.С. Лихачёва; худож. М.М. Мечев; [Вступ. ст. и примеч. О.В. Творогова]. - Петрозаводск: Карелия, 1991.- 188, [3] е.: ил.

120. Полищук, А. Первые школы в России [Текст] / А. Полищук // Сел. зори. - 2003. - 23, 30 апр.

121. Полное собрание русских летописей, издаваемое постоянною историко-археографическою комиссиею Академии Наук СССР [Текст]. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Вып. 1. Повесть временных лет. - Изд. 2-е. -Ленинград, 1926. - 286 с.

122. Полторацкая, Н.Л. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания личности в научном наследии П.Д. Юркевича [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Полторацкая Нина Леоновна. - Смоленск, 2006. -205 с.

123. Попов, H.A. Московский университет после 1812 года [Текст] / H.A. Попов // Русский архив. - 1881. - Кн. 1. - С. 396-421.

124. Поспеловский, Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР [Текст] / Д. Поспеловский. - М.: Библейско-богослов. ин-т. св. ап. Андрея, 1996.-408 с.

125. Православная энциклопедия. Русская Православная церковь [Текст] / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Церковно-научный центр «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2000.

126. Преосвященный епископ Смоленский Тимофей в своем отношении к расколу и раскольникам Смоленской епархии [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1889. - № 3. - С. 131-137; № 4. - С. 175-181.

127. Психологический словарь [Текст] / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. - 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 640 с. - (Серия «Словари»).

128. Равкин, З.И. Есть ли будущее у прошлого? [Текст] / З.И. Равкин. // Воспитание школьников. - 1993. -№ 5. - С. 13-15.

129. Равкин, З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры [Текст] / З.И. Равкин // Педагогика. - 1995. - № 5. - С 87-91.

130. Разина, М.В. Эволюция религиозного (православного) воспитания России с XVIII века до настоящего времени [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Разина Мария Владимировна. -Екатеринбург, 2006. - 176 с.

131. Рапов, О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства [Текст] / О.М. Рапов. - М.: Высшая шк., 1988. - 416 с.

132. Рачинский, С.А. Сельская школа [Текст] / С.А. Рачинский. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

133. Репина, Г.А. Этапы развития аксиологического подхода в образовании [Текст] / Г.А. Репина // Аксиологические проблемы педагогики: сборник науч. тр. - Смоленск, 2005. - Вып. II. - С. 20-28.

134. Розанов, В.В. Сумерки просвещения: сборник [Текст] / В.В. Розанов. - М.: Педагогика, 1990. - 622 с.

135. Русский биографический словарь [Текст]. В 20 т. Т. 7. - М.: Терра - Книжный клуб, 1999. - 544 с.

136. Русский биографический словарь [Текст]. В 20 т. Т. 15. - М.: Терра - Книжный клуб, 1999. - 542 с.

137. Сенченков, Н.П. Учитель в контексте «Новой народной школы» П.П. Блонского: компетентностно-педагогический аспект [Текст] / Н.П. Сенченков // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы международ, научно-практич. конференции. -Смоленск, 2008. - Вып 3. - С. 222-228.

138. Словарь русского языка [Текст]. В 4 т. Том 1. А - Й / Рос. АН, Инт лингвист, исследований. - 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. - 698 с.

V «

139. Слово Преосвященнейшего Епископа Смоленского Феодосия в 40-й день по кончине Японского Архиепископа Николая [Текст] // Смоленские епархиальные ведомости. - 1912. - № 7. - С. 373-378.

140. Сманцер, А.П. Превентивная педагогика: методология, теория, методика [Текст] / А.П. Сманцер, Е.М. Рангелова. - Минск: БГУ, 2008. -263 с.

141. Смолич, И.К. История Русской Церкви [Текст]. В 9 кн. Кн. 8. Ч. 1. (1700 - 1917) / И.К. Смолич. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 798, [1] с.

142. Смолич, И.К. История Русской Церкви [Текст]. В 9 кн. Кн. 8. Ч. 2. (1700 - 1917) / И.К. Смолич. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 798, [1] с.

143. Смолич, И.К. Русское монашество 988 - 1917. Жизнь и Учение старцев [Текст: приложение к «Истории Русской Церкви»] / И.К. Смолич. -М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 1997. - 606 с.:ил.

144. Соловцова, И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике [Электронный ресурс]: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Соловцова Ирина Афанасьевна. - Волгоград, 2006. - 330 с.

145. Соловьев, Н.И. Из семинарских нравов 70-х годов [Текст] / Н.И. Соловьев // Русская старина. - 1900. - Январь-февраль-март (101). - С. 491— 500.

146. Соловьев, Н.И. Как нас учили [Текст] / Н.И. Соловьев // Русская старина. - 1899. - Ноябрь. - С. 375-398.

147. Сорокин, П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали [Текст] / П.А. Сорокин; изд. подготовил В.В. Сапов. - СПб.: РХГИ, 1999. - 447 с. - (Русская социология XX века).

148. Сперанский, И. Материалы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии [Текст] / И. Сперанский // Смоленские епархиальные ведомости. - 1887. -№ 4. - С. 157-183.

149. Сперанский, И. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по Уставу 1867 года (1728-1868) [Текст] / И. Сперанский. Смоленск: [б. и.], 1892. - 468, XXXII с.

150. Сперанский, И. Основатель Алтайской миссии, о. архимандрит Макарий (Глухарев) [Текст] / И. Сперанский // Смоленские епархиальные ведомости. - 1892. - № 21. - С.1003-1013.

151. Стеклов, М.Е. Русские педагоги: учеб. пособие для вузов [Текст] / М.Е. Стеклов. - М.: Скрин, 1997. - 221 с.

152. Стеклов, М.Е. Четыре портрета: С.А. Рачинский, В.П. Вахтеров, Х.Д. Алчевская, К.Н. Вентцель [Текст] / М.Е. Стеклов. - М. - Смоленск: Вердикт: Траст. -Имкпом, 1995. - 159 с.

153. Таинственнее, чем мир... (О духовности личности) [Текст]: отрывки из произведений отечественных религиозных мыслителей конца XIX - начала XX века / сост., авт. введения., коммент., примечаний В.М.

Кларин, В.M. Петров. - M.: Знание, 1991. - 80 с. - (Новое в жизни,

науке и технике. Серия «Педагогика и психология»; № 12).

154. Тарасова, В.А. Высшая духовная школа в России в конце XIX -начале XX века: история православных духовных академий [Электронный ресурс] / В.А. Тарасова. - М.: Новый хронограф, 2005. - 567 с.

155. Тарасова, С.И. Духовное воспитание детей в русской народной педагогике [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Тарасова Светлана Ивановна. - М., 2003. - 241 с.

156. Толстой, JI.H. Педагогические сочинения [Текст] / JI.H. Толстой. -М.: Педагогика, 1989. - 542, [1] с.

157. Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре [Текст] / В.Н. Топоров; [Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т высш. гуманит. исслед.]. -М.: Гнозис, 1995. - (Язык. Семиотика. Культура).

158 Трофимов, А. Смоленский Ломоносов: Сто любопытных событий

я «

и фактов из смол, истории [Текст] / А. Трофимов // Рабочий путь. - 1994. -4 авг.

159. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст]. В 6. Т. 1 / К.Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1988. - 414 е.: ил.

160. Федоров, Н. В Правление Смол. дух. семинарии: доклад: [предложение организовать О-во вспомоществования бедным воспитанникам семинарии] [Текст] / Н. Федоров // Смоленские епархиальные ведомости. - 1913. - № 10. - С. 34-38.

161. Федорук, K.P. Педагогические идеи Н.И. Пирогова как средство гуманистического воспитания учащихся юношеского возраста. [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Федорук Ксения Романовна. - Тирасполь, 2007. - 22 с.

162. Филиппов, Ю. Революционное движение и Духовные Школы России в конце XIX - начале XX веков. Часть V. Нелегальная деятельность в стенах духовных школ. Участие семинаристов в либерально-

демократическом движении 1861-1864 гг. [Электронный ресурс] / Ю. Филиппов // http://www.pravoslavie. ru/put/060411150717.htm.

163. Филонов, А.Г. Как я шел пешком в Петербург учиться [Текст]/ А.Г. Филонов. - СПб.: [б. и.], 1903 (Тип. Акинфиева и П. Леонтьева). - 75 с.

164. Филонов Андрей Григорьевич // Энциклопед. слов. Т. XXXV. Фенолы - Финляндия [Текст] / [начатый И.Е. Андреевским, продолжается под ред. К.К. Арсеньева, Ф.Ф. Петрушевского]; издатели Ф.А. Брокгауз, И.Е. Ефрон. - С.-Петербург, 1902. - С. 818-819.

165. Философская Энциклопедия [Текст]. В 4 т. Т. 1. А - Дидро / гл. ред. Ф.Н. Константинов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1960. - 500 с.:ил. -(Энциклопедии. Словари. Справочники).

166. Философская Энциклопедия [Текст]. В 4 т. Т. 2. Дизъюнкция -комическое / гл. ред. Ф.Н. Константинов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1962. -

575 е.: ил. - (Энциклопедии. Словари. Справочники).

* *

167. Философская Энциклопедия [Текст]. В 5 т. Т. 4. «Наука логики» -Сигети / гл. ред. Ф.Н. Константинов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1967. - 591 е.: ил. - (Энциклопедии. Словари. Справочники).

168. Философская Энциклопедия [Текст]. В 5 т. Т. 5. Сигнальные системы - Яшты / гл. ред. Ф.Н. Константинов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1970. - 740 е.: ил. - (Энциклопедии. Словари. Справочники).

169. Флоровский, Г. Пути русского богословия [Текст] / Г. Флоровский. - 3-е изд. - Париж: YMCA - PRESS, 1983. - 599 с.

170. Хомяков, A.C. Сочинения. В 2 т. Т. 1 [Текст] / A.C. Хомяков,- М.: Моск. филос. фонд: Медиум, 1994. - 589 с.

171. Христианство и Русь [Текст]: [сборник ст.]. - М.: Наука, 1988. -135 с. - (Сер. «Совет, религиоведение»).

172. Христианство: энциклопедический словарь [Текст]. В 3 т. Т. 2: Л -С / редкол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.), А.Н. Мешков, Ю.Н. Попов. - М.: Большая Рос. энциклопедия, 1995. - 670, [2] с.

173. Цезаревский, П.В. Страничка из истории Смоленской Духовной семинарии [Текст] / П.В. Цезаревский. - Смоленск: [б. и.], 1907 (Тип. П.А. Силина). - 48 с. - Изд. Смол. Губерн. Стат. Комитета.

174. Черепнин, П. Отчет о состоянии образцовой церковно-приходской школы при Смоленской духовной семинарии за 1895 - 96 учебный год [Текст] / П. Черепнин // Смоленские епархиальные ведомости. - 1897. -№3.- С. 129-136.

175. Чмелева, Е.В. Концепция религиозного воспитания М.М. Манасеиной [Текст] / Е.В. Чмелева // Педагогика. - 2007. - № 3.

176. Чурсина, Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Чурсина Элеонора Александровна. - Елец, 2001. - 150 с.

177. Шмеман, А. Исторический путь православия [Текст] / А. Шмеман.

- 3-е изд. - Париж: YMCA - PRESS, 1989. - 389 с.

* >

178. Щуркова, Н.Е. Когда урок воспитывает: (нравственный аспект) [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогика, 1981. - 128 с. - (Воспитание и обучение: б-ка учителя).

179. Эльманович, Г. Об отношении духовенства к вопросам воспитания [Текст] / Г. Эльманович // Смоленские епархиальные ведомости.

- 1909. -№1.- С. 41^46.

180. Энциклопедический словарь [Текст]. Т. 19. Давенпорт - Десмин. -С.-Петербург: [б. и.], 1893 (Типо-Литография И.А. Ефрона, Прачешный пер., 6). - 480 е.: ил. - На титуле: Том X. - Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. -Словарь начат под ред. И.Е. Андреевского, продолжен под ред. К.К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского.

181. Энциклопедический словарь [Текст]. Т. 33. Кулагой - Лед. -С.-Петербург: [б. и.], 1896 (Типо-Литография И.А. Ефрона, Прачешный пер., 6). - 482 е.: ил. - На титуле: Том X. - Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. -Словарь начат под ред. И.Е. Андреевского, продолжен под ред. К.К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского.

182. Энциклопедический словарь [Текст]. Т. 39. Моск. Университет -Наказания исправительные. - С.-Петербург: [б. и.], 1897 (Типо-Литография И. А. Ефрона, Прачешный пер., 6). - 480 е.: ил. - На титуле: Том X. -Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - Словарь начат под ред. И.Е. Андреевского, продолжен под ред. К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского.

183. Энциклопедический словарь [Текст]. Т. 48. Полярные сияния -Прая. - С.-Петербург: [б, и.], 1898 (Типо-Литография И.А. Ефрона, Прачешный пер., 6). - 958 е.: ил. - На титуле: Том X. - Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - Словарь начат под ред. И.Е. Андреевского, продолжен под ред. К.К. Арсеньева, Ф.Ф. Петрушевского.

184. Яковлев, А. Народ. Просветитель: [Урож. Ельнин. у., педагог, автор учеб. «Хрест. рус. словесности» А.Г. Филонов] [Текст]/ А. Яковлев // Рабочий путь. - 1991.-24 мая.

л л

185. ГАСО. Ф. 49. Смоленская духовная семинария. On. 1. Д. 63. Об аресте воспитанника VI класса Семена Васильевича Медведкова, о массовых беспорядках в семинарии в марте 1904 года. О ревизии семинарии членом-ревизором Учебного Комитета Д.И. Тихомировым.

186. ГАСО. Ф. 49. Смоленская духовная семинария. On. 1 Д. 71. Рапорт инспектора о поступлении воспитанников. Прошения об увольнении из семинарии.

187. ГАСО. Ф. 49. Смоленская духовная семинария. On. 1. Д. 88. Журнал педагогического собрания правления семинарии.

188. ГАСО. Ф. 49. Смоленская духовная семинария. On 1. Д. 98. Ведомости о воспитанниках экзаменующихся и получивших переэкзаменовку. Отчеты смотрителей о состоянии училищ.

189. ГАСО. Ф. 49 Смоленская духовная семинария. On. 1. Д. 118. Журнал педагогического собрания правления Смоленской духовной семинарии и переписка с ним по поводу неявки вовремя воспитанников с

отпусков и расписание сроков сочинений для воспитанников семинарии во втором полугодии 1914-1915 года.

190. ГАСО. Ф. 49. Смоленская духовная семинария. Оп. 1. Д. 126. Программа по церковному пению для духовных училищ, I - V класс.

191. ГАСО. Ф. 49. Смоленская духовная семинария. Оп. 1. Д. 128. О ходе учебных занятий в 1917 - 1918 учебном году.

192. ГАСО. Ф. 51. Смоленское епархиальное женское училище. Оп. 1. Д. 6. Журналы заседаний совета епархиального женского училища.

193. ГАСО. Ф. 51. Смоленское епархиальное женское училище. Оп. 1. Д. 7. Основные положения проекта реформы Епархиального женского училища.

194. ГАСО. Ф. 51. Смоленское епархиальное женское училище. Оп. 1. Д. 37. Свидетельство Желниной Пелагеи об окончании ею Смоленского епархиального женского училища.

195. ГАСО. Ф. 47. Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского. Оп. 1. Д. 69. Представления, повестки, списки и журналы заседаний членов Рославльского училищного окружного съезда.

196. ГАСО. Ф. 47. Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского. Оп. 1. Д. 77. Препровождение актов окружных училищных съездов в Смоленскую духовную консисторию; журнал заседания, составленный членами Смоленского и Рославльского училищных окружных съездов.

197. ГАСО. Ф. 47. Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского. Оп. 1. Д. 86. Копии журналов заседания Троицкого монастыря, Смоленского окружного училищного съезда.

198. ГАСО. Ф. 47. Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского. Оп. 1. Д. 88. Журнал заседаний Вяземского училищного окружного съезда.

199. ГАСО Ф. 47. Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского. Оп. 1. Д. 538. Представление Смоленского епархиального училищного совета об образцовых школах при духовных семинариях.

200. URL: http://www.vob.ru/eparchia/semmary/index.htm.

201. URL: http://co6op.narod.ru/txt/Feodor/index.htm.

Таблица баллов по поведению воспитанников Вельского духовного училища за 1906-1907 учебный год

Классы Кол-во Баллы по поведению

учеников

5 4 3

в классе

IV 21 21 - 3

III 24 22 4 -

II 27 18 9 -

I 35 29 4 -

Приготовительный 14 12 2 -

Итого 124 102 19

(Ф. 49. Оп. 1. Д. 98. Л. 1159).

* л

Таблица баллов по поведению воспитанников Смоленского духовного училища за 1906-1907 учебный год

Классы С баллом

5 4 3

в IV классе 29 4 -

в III классе 31 7 -

в II классе 41 4 -

в I классе 35 5 -

(Ф. 49. Оп. 1. Д. 98. Л. 1141).

Рапорт инспектора семинарии Феодора Воронина епископу Смоленскому и Дорогобужскому от 14 апреля 1907: «9 апреля группой крайне настроенных воспитанников был выпущен номер журнала с социалистическим направлением под названием «Борьба», очевидно имевшего целью использовать недовольство воспитанников, вызванное Синодальным циркуляром о переводных экзаменах в семинарии, для произведения среди воспитанников смуты и призывавшего к активной борьбе с высшим и местным начальством. С этой же целью, можно полагать, в ночь на 11 апреля над зданием семинарии к кресту был прикреплен

красный флаг с надписью «Да здравствует свобода!», замеченный в часа

утра городовым и немедленно после этого снятый. Между тем среди воспитанников в это время совершалась, по слухам, тайная работа агитаторов, склонявших своих товарищей к бойкоту экзаменов и даже забастовке, которая, несмотря на дружное противодействие всей корпорации, инспекции и о. Ректора, привела семинарию к следующим беспорядкам, особенно резко выразившимся среди учеников I — класса и одного (параллельного) отделения IIш класса.

В среду 11 апреля, в промежуток времени от 3~ до 4~ часов дня, в спальне Зт класса было устроено совещание сравнительно небольшой группы воспитанников ( около 100 человек), желавшей во что бы то ни стало сорвать учебные занятия. Результаты не замедлили обнаружиться в вечер того же дня. Время вечерних занятий 11ш апреля представляло картину необузданных безобразий... В разных местах здания семинарии через самые короткие промежутки времени раздавались оглушительные взрывы петард, бросаемых в классах, коридорах, на лестнице, несмотря на присутствие членов инспекции. Из комнаты Iе2 параллельного класс, через раскрытое окно, очевидно, посредством рогатки, был пущен камень в одно из окон

квартиры о. Ректора, пробившей два стекла насквозь. В тот же вечер, а так же в ближайшие предшествующие дни было выбито очень большое количество стекол в здании семинарии... В четверг 12 апреля, по прекращении учебных занятий,... в столовой была устроена воспитанниками сходка, в количестве около 200 человек, для обсуждения вопроса об экзаменах. На эту сходку для переговоров был приглашен 3 депутатами от собравшихся о. Ректор, но о. Ректор явился в столовую к воспитанникам лишь за тем, чтоб объявить сходку незаконной и приказать разойтись, присоединив при этом, что если воспитанникам нужно передать ему что-нибудь через депутатов, то он их выслушает. После этих слов о. Ректор удалился. Сходка между тем продолжалась. В результате ее была вынесена резолюция^ об экзаменах (в смысле признания их нецелесообразности и вреда и необходимости устроить забастовку), через классных депутатов переданная о. Ректору и принятая им, как он говорил, неофициально. После сходки воспитанники толпой ходили по семинарии с пением «Марсельезы», между прочим пением ее перед дверьми V— класса воспитанниками его был выражен протест за открыто высказанное ими перед инспекцией решительное осуждение сходки и всех вообще безобразий. «Марсельеза» была спета также перед дверьми инспектора и помощника инсп□ ктора г. Преображенского. ВПчПром в тот же день от 7 до 8 часов, несмотря на решительное запрещение сходок о. Ректором, сходка была повторена; на ней, можно сказать, решались практические вопросы о способах, облегчающих бойкот экзаменов после Пасхи. Рекомендовалось давать Правлению Семинарии подписи за экзамены, с целью дать возможность бойкотистам под этим фальшивым флагом, явиться в семинарию на время экзаменов и вновь повторить бойкот. Против указанных подписей предупреждали лучшие воспитанники, искренно желавшие сдавать экзамен» (Ф. 49 Оп. 1 Д. 98 Л. 933).

Песнь восхождения

Проходят толпы за толпами К тебе, о наш город святой: И старцы, и мужи с женами, И юноши резвой толпой.

Как волны прилива, стремятся Колена Израиля в храм, Где милости жертвы курятся

И к небу идет фимиам. > *

Отсель, из долины глубокой, Мы видим великий Сион, Обнесен стеною высокой, Садами из роз окружен.

О город великий, державный Давида пророка-Царя, Да будешь во веки ты славный, Своею святыней горя!

Из сердца исходит народа Могучий молитвенный клик. Тебя да минует невзгода, Да будешь во веки веков!

Н* ^ Н*

Молись, дитя! Твоя молитва Пылает верою святой, И веет Ангел твой хранитель Крылом лазурным над тобой. Молись, дитя! Восходит к небу Молитва чистая твоя. И в этой пламенной молитве Не позабудь меня, дитя! (Смоленские епархиальные ведомости. 1889 г.).

Моление о чаше

>

Глухая полночь. Воздух ночи Прохладной негой напоен; Звезд мириады, словно очи, Одели синий небосклон.

Мир утомленный мирно спит, Дневной заботой удручен. Луны на небе рог блестит И светом слабым озарен.

Свои раскинул пышно сени Сад Гефсиманский, и каймой Легли широкой кедров тени В свет лунный мягкий, голубой.

Все спит, и тихо все кругом,

Уснул и ветер меж листьев, Но в тишине, склонясь челом, Стоит Христос в тени дерев.

Откинув длинный свой хитон, Творя усердную молитву, Стоит, коленоприклонен, Готовясь с ложью злой на битву.

И изнуренный он творит Молитву «Отче мой небесный! Моя душа болит, скорбит

Земной печалью безутешной.

>

И если можно, о Отец, Меня да минет смерти доля, Но да твоя, миров Творец, Святая будет вечно воля...»

И дважды Он учеников, Объятых сном будил: «Проснитесь! Последний смертный час готов -Со мной возстаньте и молитесь...»

Но оставлял Он их - они В сон крепкий снова погружались, Невольно очи их смыкались, А Он склонялся до земли.

Власы разбились по плечам,

И капал пот с Него кровавый, Взор обращенный к небесам Блистал божественною славой.

Небесный ангел белокрылой С небес явившеся предстал. И Божья слава чудной силой Его в молитве укреплял.

Молитвой этой укрепленный К ученикам Он подошел Дремой тяжелой удрученным И рек: «Вставайте, час пришел...

Довольно спать: настало время -Я на страдания готов; Несу с собой на крест Я бремя Людской неправды и грехов...

И вот предатель перед нами...» И в это время в мрачный сад Первосвященника отряд Вступал; вдали между ветвями

Блистали факелов огни, Мелькало лезвие меча, И пред толпою впереди Иуда шел предать Христа. (Смоленские епархиальные ведомости. 1889 г.).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.