Генезис и эволюция церковного феминизма в англиканском сообществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Третьяков, Андрей Валентинович

  • Третьяков, Андрей Валентинович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 163
Третьяков, Андрей Валентинович. Генезис и эволюция церковного феминизма в англиканском сообществе: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2004. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Третьяков, Андрей Валентинович

Введение.

Глава 1. Основные причины возникновения и принципы развития церковного феминизма в Англиканском

Сообществе в первой половине XX века.

§1. Возникновение и развитие светской феминистской идеи с XVII до XX веков.

§2. Истоки церковного феминизма в Англиканском

Сообществе.

§3. Формы реализации феминистских идей в церкви

Англии.

Глава 2. Церковный феминизм второй половины XX века и его религиозно-философские корни.

§1. Философские и богословские концепции феминизма во второй половине XX века.

§2. Социальные и богословские основания женского священства и его практика в Англиканской церкви.

§3. Проблема женского священства в современной католической теологии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис и эволюция церковного феминизма в англиканском сообществе»

Актуальность темы исследования. На протяжении последних десятилетий XX в. в самых многочисленных и консервативных христианских сообществах1 стали высказываться профеминистские идеи, тождественные тем, которые были впервые сформулированы в начале XX в. в церкви Англии, и которые в течение прошлого века привели Англиканское Сообщество2 к кардинальному пересмотру традиционной позиции по вопросу женского священства. Сложившаяся ситуация в Англиканстве, а именно наличие здесь 20-25% женщин-священников от общего числа духовенства, делает исследование предложенной темы насущно необходимым. Во-первых, это явление до сих пор не было подвергнуто анализу в российской науке, а, во-вторых, рассмотрение процессов и причин, обусловивших появление женского священства в Англиканстве, позволяет правильно оценить масштаб влияния феминизма на внутрицерковную жизнь других христианских конфессий, в том числе и действующих на территории современной России.

Также одной из причин написания данной работы явилось стремление диссертанта дать собственное видение концепций, направленных на внедрение церковного феминизма в консервативные христианские конфессии. Данные концепции основывают возможность рукоположения женщин в священнический сан на том, что эта практика не имеет прямых запретов в Священном Писании и Священном Предании. Главным же основанием к

1 Здесь подразумеваются Православная и Католическая Церкви, которые вместе объединяют 1.2 миллиарда верующих людей.

2 Англиканское Сообщество (Anglican Communion) объединяет 44 церкви, провинции и экстра-провинции из 161 страны. Единство Церквей, входящих в Англиканское Сообщество, основывается на признании Священного Писания Ветхого и Нового Заветов как Богооткровепного слова, Никейского или Апостольского символов веры как достаточного исповедания христианской веры, двух таинств — крещения и евхаристии, епископального устройства Церкви, а также 4 пунктов т.н. Chicago-Lambeth Quadrilateral (Четырехстороннего чикагско-ламбетского соглашения). Номинальным главой Сообщества является архиепископ Кентерберийский. Раз в десять лет все епископы Сообщества собираются на т.п. Ламбстские Конференции для решения насущных вопросов. изменению сложившейся двухтысячелетней практики рукоположения только мужчин, по убеждению сторонников этих концепций, является изменение социально-культурного состояния общества (особенно на Западе).1

Активизация приверженцев церковного феминизма, поддерживаемого многими членами Всемирного Совета Церквей, заставила диссертанта обратиться к изучению вопроса о возникновении женского священства в Англиканском Сообществе. Этот выбор объясняется особенностью англиканского христианства. Англикане (в отличие од других протестантских деноминаций) сохранили три степени священства2, а отсутствие четкого I богословского учения о священстве позволяло им на протяжении почти 100 лет (с середины XIX в. и до 1948 г.) вести диалог с православными церквами о восстановлении литургического общения. Однако оказалось, что церковная жизнь Англиканства настолько тесно связана со светской жизнью, что изменение общественных традиций и устоев с неизбежностью должно было привести к «революционным» преобразованиям церковной жизни.

Актуальность настоящего исследования обуславливает также то, что в основе женского священства в Англиканском Сообществе лежит такое малоисследованное, но обладающее огромной социальной значимостью явление, как светский феминизм.

Степень научной разработанности темы. По данной теме никогда не проводились исследования на русском языке. Иноязычная литература состоит из источников, освещающих либо проблемы светского феминизма, либо внутрицерковные процессы, связанные с женским движением. Нам не удалось обнаружить ни одного исследования, подробно рассматривающего связь церковного и светского феминизма. В связи с этим, в данном исследовании используются труды, содержащие описание конкретных фактов, а также анализирующие причины возникновения и развития феминизма.

1 См.: Кер-Сижель Э., Уэр Каллист еп. Рукоположение женщин в Православной церкви. Москва, 2000.

2 Вопрос о сохранении англикапами исторического епископата (восходящего к апостольским временам) остается открытым. С католической точки зрения, англиканская иерархия является «безблагодатной», т.е. она утратила непосредственную связь с апостолами. С православной точки зрения, этот вопрос окончательно не решен.

1 См. ниже в Главе 2.

Среди авторов, которые рассматривали виутрицерковиую жизнь в Англиканстве, в том числе и процесс зарождения и развития церковного феминизма, следует выделить: A. Russell, В. Неепеу, О. Chadwick, J.E. Booty, В.Н. Streeter.1

Также следует выделить работы западных философов и теологов, в которых предпринята попытка осмыслить идеи и концепции церковного феминизма. Этой тематике посвящены работы следующих авторов: Emmett Carter, Emily Hewitt, Suzanne Hiatt, Pope Paul VI, Fredrica Thompsett, M. Daly, Duane Litfin.2

Исследованием проблем («теология освобождения», «черное движение», движение «миряне - церковь» и т.п.), которые помогли ускорить процесс формирования церковного феминизма в самостоятельное движение в Англиканском Сообществе, занимались следующие авторы: F.O. Ayers, Robert Bennett, James Cone, R. Grant, Henrik Kraemer.3

Светский феминизм был наиболее основательно исследован в работах В. Harrison , V. Bryson, С. Bacchi, О. Banks и других.4

Особый интерес представляют работы, рассматривающие тему светского феминизма, на русском языке: С. Де Бовуар, Д. Роулс, Б. Фридан, К. Миллет.5

1 Russell A., The Clerical Profession - London, 1980; Неепеу В., A Different Kind of Gentleman - Harden, Conn., 1976; Chadwick O., Victorian Church - SCM Press, London, 1966; Booty J.E. Episcopal Church in crisis - Cawley, 1992; Streeter B.H., Picton-Turbervill E. Woman and the Church - London, 1917.

2 Carter G Emmett. Why the Catholic Church maintains a male priesthood - Globe and Mail. - Toronto ON. - 1997. APR. 7; Hewitt Emily C., Suzanne R. Hiatt. Women Priest: Yes or No? - New York, Seabury, 1973; Pope Paul VI. Response to the Letter of His Grace the Most Reverend Dr. F. D. Coggan, Archbishop of Canterbury, concerning the Ordination of Women to the Priesthood - 1975-NOV-30: AAS 68 (1976); Thompsett Fredrica H. Christian Feminist Perspective: On History, Theology and the Bible - Cincinnati: Forward Movement Publications, 1986; Daly M. Beyond God the Father. Towards a Philosophy of Women's Liberation - Boston: Beacon Press. 1973; Litfin A. Duane, Theological Issues in Contemporary Feminism - Chicago: Moody Press, 1982; Ruether R., Religion and sexism. Images of women in jewish and Christian trudition - In: Liberation theology. - N.Y., 1974; Litfin A. Duane, Theological Issues in Contemporary Feminism - Chicago: Moody Press, 1982.

3 Ayers F.O. The Ministry of the Laity: A Biblical Exposition - Philadelphia: The Westminster Press, 1962; Bennett Robert A. Black Episcopalians: A History from the Colonial Period to the Present - The History Magazine of the Protestant Episcopal Church. - 1974. - vol. 43; Cone James H. For My People: Black Theology and the Black Church - New York: Oi bis Books, 1984; Grant R. Christian Ministry and the People of God/Hoday's Church and Today's World. Lambeth 1978. - London: CIO, 1977; Kraemer Henrik. ATheology of the Laity - London: Lutterworth, 1958.

4 Harrison В., Separate Spheres: The Opposition to Women's Suffrage in Britain - London, 1978; Bryson V., Feminist Political Theory: An Introduction - MacMilan, UK, 1992; Bacchi C. Same Difference. Feminism and Sexual Difference - London: Allen and Unwin, 1990; Banks O. Face of Feminism - Oxford: Basil Blackwell, 1986; Barrett M. Women's Oppression Today, The Marxist//Feminist Encounter. - London: Verso, 1988; Bulbeck C. One World Women's Movement. - London: Pluto Press, 1988; Carter A. The Politics of Women's Right. - London and New York: Longman. 1988 и многие другие.

5 Де Бовуар С. Второй пол - Москва, 1998; Роулс Дж. Теория справедливости - Новосибирск, 1997; Фридан Б. Загадка женственности -М., 1994; Миллет К. Сексуальная политика//Воиросы философии. - 1994, №9.

При исследовании рассматриваемой темы автор опирался на работы известных русских теологов, которые сделали серьезный анализ англиканского учения о священстве и иерархическом устройстве церкви. К этим работам можно отнести труды прот J1. Воронова, П. Образцова, еп. Сергия Серафимова.1

Особо следует выделить кандидатскую диссертацию Т.Н. Благовой.2 Её работа положила начало исследованию влияния феминизма на церковную жизнь. Однако ее труд посвящен процессам, происходившим в Католической церкви, что заставляет нас обращаться к нему только как к первой попытке рассмотрения вопроса о церковном феминизме на русском языке. В Католичестве церковный феминизм возникает позже, чем в Англиканстве. Следовательно, логичнее было бы взять за основу нашего исследования процессы, происходившие в конфессии, являющейся родоначальницей церковного феминизма.

Следует выделить и работу православной феминистки Элизабет Бер-Сижель. В 2000 г. Библейско-Богословский Институт св. Апостола Андрея издал книгу «Рукоположение женщин в Православной Церкви». Соавтором Э. Бер-Сижель был епископ Диоклийский Каллист (Ware). В этой книге описаны различные процессы, главная цель которых - доказать жизненность церковного феминизма в Православии.

Таким образом, проведенный анализ степени изученности проблемы позволяет заключить, что в отечественной и зарубежной литературе нашли отражение отдельные аспекты влияния светского феминизма на процесс феминизации Англиканского Сообщества. Однако на сегодняшний день целостных и комплексных работ по данной проблеме практически нет.

Воронов Л. Л. прот., Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной науки/Люгословские труды. - 1964. №3; Образцов П. О попытках к соединению Английской Епископальной Церкви с Православного/Православное обозрение. - 1866. март; Серафимов Сергий Еп., Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан - Кострома, 1882.

2 Клагова Т.И. Критический анализ традиционных и модернистских концепций католицизма о роли женщины в обществе -Дне. канд. философе, наук. Москва. 1980.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование генезиса и эволюции церковного феминизма в Англиканском Сообществе, а также выявление его философских и теологических корней.

Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

- установить социально-философский генезис феминизма;

- проследить эволюцию идей и охарактеризовать деятельность светских и церковных представителей феминизма;

- выявить место и роль философских идей и принципов светского феминизма в церковном феминизме;

- выявить специфику теологических идей и концепций в феминистской трактовке основных христианских догм;

- рассмотреть процессы расширения прав женщин в Англиканском Сообществе и показать, что церковный феминизм - основная причина возникновения жснскогб священства в Англиканстве;

- показать реальное состояние церковного феминизма в настоящее время.

Объектом исследования автор избрал Англиканство, как конфессию, в которой возникает церковный феминизм.

Предметом исследования является возникновение и развитие церковного феминизма. Особого рассмотрения требуют профеминистские преобразования в церкви Англии и Епископальной церкви США, т.к. события, происходившие на их канонических территориях, повлияли на судьбу всего Англиканства.1 Наш выбор объясняется еще и тем, что Англия считается родоначальницей не только англиканского вероисповедания, но также светского и церковного феминизма, а Епископальная церковь США приняла эстафету у церкви Англии после Второй мировой войны и стала самой феминизированной церковью Англиканского Сообщества. Следует подчеркнуть, что как в первом, так и во втором случаях обе англиканские церкви шли следом за развитием светского феминизма в этих странах. Поэтому нам предстоит рассмотреть процесс

1 В первую очередь мы говорим здесь о женском священстве. исторического формирования и развития церковного феминизма, как следствия светского феминизма.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследовании явились принципы объективности, системного, комплексного подхода к анализу философско-религиозных и теологических взглядов феминистов. Диссертант, применяя устоявшиеся в науке методы: критическо-аналитического подхода к содержанию материала и историко-логического метода, проследил становление феминистских идей в религиозном мировоззрении англикан. Системно-комплексный подход позволил дать, насколько это возможно, целостное представление об отношении светского феминизма к церковному феминизму в Англиканском Сообществе.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и новизна диссертационного исследования заключаются в том, что в работе:

- вскрыты социально-философские истоки феминизма;

- дано развернутое определение церковного феминизма как одной из форм светского феминизма;

- проанализированы философско-методологические основы феминизма и показана связь светского и церковного феминизма в Англиканском Сообществе;

- рассмотрена проблема изменения традиционной христианской теологии и возникновения профеминистских теологических систем;

- раскрыта связь между светским и церковным феминизмом, приведшая к появлению женского священства в Англиканском Сообществе;

- рассмотрено современное положение церковного феминизма в Англиканстве.

Научно-практическая значимость исследования. Диссертация открывает новое направление в исследовании генезиса и эволюции церковного феминизма в Англиканском Сообществе. Материалы и выводы диссертационного исследования представляют собой содержательный анализ новых направлений и практик в светском и церковном феминизме, которые позволяют ввести их в круг религиоведческой проблематики. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исследовательской работе, в процессе преподавания философии, культурологии, религиоведения, философии религии.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования изложены в статьях: Третьяков А.В. Англиканская церковь // Православная Энциклопедия Т. 2, 2001 - сс. 322-333 (в соавт); Современное положение в Англиканском Сообществе // Богословский сборник, 1999, №3; Прейдут ли женщины на Афон // Радонеж, 2003, №2. Выводы и положения работы докладывались на богословских конференциях Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, были сделаны доклады на следующие темы: «Женское священство в Англиканской церкви» (Москва, 2000); «Теология феминизма» (Москва, 2001); «Отношение Римско-католической церкви к женскому священству» (Москва, 2002).

Структура работы. Работа состоит из двух глав, каждая из которых посвящена одному из двух периодов активизации феминистских движений (условно эти периоды делятся на этапы до Второй мировой воины и после нее), заключения и списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Третьяков, Андрей Валентинович

Заключение

На основании проведенного исследования мы можем сделать вывод, что произошедшие профеминистские реформы кардинально изменили церковную жизнь в различных церквах Англиканского Сообщества, начиная с церкви Англии, родоначальницы Англиканства, и Епископальной церкви США, заканчивая многими малочисленными англиканскими церквами. Описанные нами процессы по преимуществу происходили в XX в. и, в первую очередь, связаны с изменением положения женщин в обществе. Эти процессы привели к изменению самосознания женщин ввиду новых возможностей, которые открылись перед ними в церковной жизни.

Для того, чтобы показать прямую связь социальных реформ, происходивших в обществе, с последующим преобразованием церковной жизни в различных церквах Англиканского Сообщества, в работе был рассмотрен процесс возникновения и развития светского феминизма на территории Британии и Северной Америки в период с XVII по XX в. включительно. Мы постарались показать, что светские феминистки в первую очередь добиваются права женщин на классическое академическое образование. Впоследствии женщины начинают принимать активное участие в общественной жизни (в деятельности профсоюзов, школьных советов и т.п.), создаются чисто женские общественные организации, главной целью которых становится получение права избирательного голоса. Добившись этого права, светские феминисты останавливаются на достигнутом. По причине развязывания фашистской Германией Второй мировой войны борьба женщин за равноправие затихает. Новая вспышка активности светских' феминисток, которую можно назвать второй волной феминизма, происходит только в 60-е гг. XX в.

После Второй мировой войны ситуация, связанная с женским вопросом, изменилась. Мы показали, что этот процесс привел к формированию различных направлений феминизма, начиная с либерального и заканчивая радикальным. Послевоенный феминизм, в первую очередь, получил выражение в политических акциях и кампаниях, пренебрегая теоретическим обоснованием.

Мы постарались рассмотреть концепции основных направлений феминизма и показать их несостоятельность.

Мы выявили параллели между положением женщин и положением чернокожего населения.1 Когда после 1964 г. часть черного движения решила отказаться от либеральных идей о гражданских правах и обратилась к более радикальным и воинственным идеям о власти черных, которая должна была проявиться, как противовес империализму белых людей. ;Главным оружием этого направления освободительного движения был - «черный сепаратизм», ведущий к освобождению революционным путем. Некоторые женщины увидели в этом модель женского освобождения, выходящую за рамки идей равноправия. В соответствии с этой новой точкой зрения, женщины стали заниматься революционной борьбой, направленной против мужчин. Не желая оставаться частью «угнетающей» их системы, феминистки посвятили себя делу се свержения. От светского феминизма церковный феминизм воспринял бессознательное неприятие церковного иерархического устройства, подобно тому, как радикальный феминизм не принимал традиционную систему государственной власти.

Сегодня феминизм может показаться менее популярным, чем несколько лет назад, но его идеи вошли в сознание слишком многих людей, чтобы оставаться без внимания. Современные феминистские теории во многом противоречат друг другу, однако имеют общую основу. Это попытка сделать женщину во всем равной мужчине. В настоящее время феминизм пытается пересмотреть свои позиции.

Хотя феминистки все больше приходят к тому, что установки

• • t .

1 Rubin G. Woman as a Nigger // L.Tanner (ed). 1970; См. также: Рубин Г. Обмен женщинами // Литология тендерной теории. M.: Пропилеи, 2000, - СС. 99—113. существующей политической теории неадекватны, они все еще не выработали общей согласованной позиции, и трудно найти общность между теми, кто ищет успеха в зале заседаний, с теми, кто жаждет коммунистической революции, с теми, кто утверждает, что «женские достоинства» должны быть оценены и поняты мужчинами, и с теми, кто предпочел бы заменить мужчин на патогенез. Чтобы оправдать такое положение вещей, некоторые феминистки прибегают к аргументации, основанной на постмодернистской теории, и отказываются от самой идеи определения согласованной феминистской позиции, как общего дела, которое не приемлет разнообразия и специфичности женского опыта. Доведенная до крайности, эта позиция лишает феминизм всякого смысла и содержания. Феминизм лишается возможности иметь единую теоретическую базу и возможности коллективного действия. Все современные авторы признают, что вероятность привести к согласию тех феминисток радикального толка, которые верят, что тендерное разделение обусловлено биологией и, следовательно, видят единственное решение в однополом сепаратизме, очень мала. Большинство же продолжает верить, что мужчин можно изменить и что гендерно равноправное общество в принципе возможно. Поэтому, хотя феминистки либерального направления надеются изменить только тендерные отношения, оставив нетронутыми все остальные общественные структуры, на практике их идеи имеют далеко идущие последствия, которые бросают вызов как традиционному устройству семьи, так и господствующей системе мышления.

В то же время феминистки социалистического направления все меньше заинтересованы в проповеди неизбежности антикапиталистической революции и, подобно феминисткам радикального толка, скорее склонны защищать существующие правовые нормы и реформы (такие, как право на аборт или семейные пособия), чем отвергать их как «пустую формальность». В целом, большинство из них согласны с тем, что идеальным будет общество, в котором тендерному неравенству придет конец и женщины смогут полностью реализовывать свой личный потенциал во всех сферах жизни.

Похоже, что для существования такого общества необходимо, чтобы деятельность, традиционно приписываемая женщинам, оценивалась выше, чем в прошлом. Здесь феминистки либерального толка могут увидеть возможный аспект жизненной самореализации в воспитании детей с участием мужчин или профессиональных воспитателей, тогда как развитие марксистских концепций позволяет социалисткам понять важность домашнего труда. Если феминистская теория призвана создать базис для политического действия, она должна не только построить концепцию общества с тендерной справедливостью, но и проанализировать связанные с этим возможности и возникающие проблемы. Впрочем, не только корыстные интересы мужчин (основная идея радикальных феминисток) могут вступать в противоречие с феминистскими требованиями, но и конкретные экономические интересы или даже вся экономическая система.

Феминистки сами признают, что некоторые базисные концепции их теорий, типа универсальности женского опыта, должны быть отвергнуты, т.к. они игнорируют весьма реальные различия, существующие между женщинами, и также избирательная концепция сестринства, рассматривающая в качестве модели белых женщин среднего класса, которая может способствовать только развитию расизма. Помимо всего прочего, современная феминистская теория должна признать, что проблемы тендерного неравенства не имеют простого объяснения или легкого решения.

В настоящее время феминистская теория по-прежнему остается продуктом западной политической мысли, которая игнорирует традиции других культур. Светский феминизм не смог создать ни одной концепции, способной к воплощению в жизнь. Он оказался виртуальной системой, которая может существовать только на страницах феминистских изданий или в головах адептов этого движения.

Не имея возможности к реализации в полной мере, феминистская утопия все же смогла частично повлиять на мир. В светском обществе это коснулось, в первую очередь, избирательного права и семейного законодательства. В религиозной сфере это повлияло на изменение многовековых традиций западного христианского общества. В нашей работе мы постарались обозначить самое революционное преобразование, которое только можно было достигнуть феминисткам в Англиканском Сообществе, - женское священство.

Церковш.ш феминизм в своих проявления и достижениях стал полноценной копией светского феминизма.

В Англиканском Сообществе процесс феминистского завоевания прошел через несколько этапов, фактически повторяющих путь светского феминизма. Начальным этапом можно считать появление высокообразованных женщин, и, в то же время, уменьшение количества хорошо образованных мужчин, желающих и могущих посвятить свою жизнь служению церкви. Особенно четко этот процесс обозначается в церкви Англии в период Первой мировой войны. Следующий этап состоял в получении женщинами равных избирательных прав с мужчинами, причем этот процесс развивался ступенчато, начиная с достижения равных прав на приходском уровне и заканчивая общецерковным. Последний этап феминизации англиканской церкви состоял в попытке полного уравнивания прав мужчин и женщин. Это проявилось в возможности женщин стать проповедником, пастором и литургом, т.е. получить все священнические функции, которыми наделялся священник только после хиротонии.

Обозначенные нами этапы нельзя рассматривать как следующие один за другим. Правильнее было бы сказать, что они достигаются в вышеприведенной последовательности. Мы показали, что процесс борьбы феминистов за право женщин на произнесение проповедей связан с повышением уровня их образования. Борьба за кафедру проповедника возникает в тот же исторический период, что и борьба за женское избирательное право (но первое достигается только после достижения второго) и т.д. Также следует отметить, что стремление феминисток к священству стало формироваться по мере наделения женщин все более и более широкими полномочиями в церковной жизни: право избирать членов приходских собраний, право избираться в

149 : ; приходские собрания и т.д. вплоть до епархиального уровня; право произносить проповеди перед детьми и женщинами вне храмов, право произносить проповеди во время богослужений недневиого круга только с разрешения епископа, и т.д., вплоть до сакраментального богослужения.

Несмотря на то, что конец XIX и первая треть XX вв. стали временем значительного расширения прав женщин, очевидно, что в 30-е гг. XX в. этот процесс фактически прекращается. К 1930 г. прекращает свое существование самая активная феминистская организация начала XX в. - League of the Church Militant. Ее место во второй трети XX в. занимают менее агрессивные организации: Society for the Equal Ministry of Men and Women и Anglican Group for the Ordination of Women. Все попытки феминистских движений изменить ситуацию после Первой мировой войны были неудачными, что дало возможность сохранить положение в Англиканском Сообществе в более или менее традиционных рамках.

Рассмотренный нами первый исторический период, промежуток времени, начинающийся незадолго до Первой мировой войны и охватывающий первое десятилетие с момента окончания войны, можно признать как время зарождения церковного феминизма, причем не только в церкви Англии, но во всем Англиканском Сообществе. Фактически, можно утверждать, что английский церковный феминизм лежит в основе всех революционных, профеминистских преобразований, произошедших в современных протестантских конфессиях. В этот исторический период выдвигалось множество аргументов против посвящения женщин в пресвитеров, но главная причина заключалась в отсутствии женского священства на протяжении двухтысячелетней истории христианства.

В связи с возникновением вопроса о женском священстве, англикане разделились на три группы: !.••.••

1 Люди, выступающие за расширение прав женщин, вплоть до разрешения женского священства. 2.Традиционалисты, выступающие против радикальных преобразований церковной жизни.

З.Умеренные, пытающиеся изменить положение женщин, не прибегая при этом к радикальным преобразованиям традиционных христианских устоев.

Общая ситуация, которая складывается на протяжении XX в., такова, что церковь Англии является родоначальницей церковного феминизма, который становится причиной появления феминизма в Американской Епископальной церкви. Однако в период после Второй мировой войны центром феминистских преобразований церковной жизни становится ЕЦ США.

В послевоенный период происходит резкая активизация внутрицерковных движений, связанных с переосмыслением роли Епископальной церкви в мире. Как было показано выше, процесс реформирования затрагивал не только богословское наследие Англиканской церкви, но и литургическую практику. Составной частью литургических реформ явилось возрождение движения за активное участие мирян в богослужебной жизни Англиканского Сообщества. Если в первой половине двадцатого века не было богословского обоснования активного вовлечения мирян в литургическую жизнь церковного сообщества, то в 50-60-е гг. на эту тему появляется ряд работ известных богословов.

Миряне - церковь»1 был основным лозунгом движения за вовлечение мирян в активную церковную жизнь. Многие богословы этого периода выступали против клерикализации церкви, которая, по их мнению, возникла в Церкви довольно рано.

В этот период активно обсуждались вопросы, связанные с традиционным устройством трехстепенной иерархии в Епископальной церкви. Особое внимание уделялось роли диаконов, которые впоследствии должны были стать пресвитерами. В отношении второй степени священства поднимался вопрос об отмене платы за исполняемое служение, также рассматривалось положение клириков, занятых на светской работе. В вопросе епископата выражалась обеспокоенность, поскольку епископы все более и более вовлекались в административные и финансовые процессы. В этот сложный исторический

1 Kelley Л. D. The People of God: A study in the Doctrine of the Laity. - Greenwich: Seabury, 1962. - PP. 11,33. период церковный феминизм ухватился за возможность изменения церковных канонов. Если церковь готова привлекать мужчин-мирян к храмовому служению, то почему тогда не могут быть изменены и те каноны, которые запрещают женщинам быть диаконами?

В 70 гг. церковный феминизм становится реальной силой, и уже в 90-е гг. женский диаконат становится повсеместным фактом в Англиканстве.

Когда речь заходит о второй степени священства, то, рассматривая этот вопрос, мы можем ярче всего продемонстрировать связь церковного и светского феминизма. Церковные феминистки повторяют не только принципы действия светских феминисток, но, в равной степени, усваивают их главные цели. Если в первом случае они нарушают все сложившиеся традиции и обычаи, прибегая к революционному преобразованию церковной жизни, добиваясь права на рукоположение в священнический сан (светские феминистки в своих действия были менее активны), то во втором случае они принимают главную идею феминизма-женщины во всем равны с мужчинами.

Если вопрос о женском служении в низшей степени священства разрешался на протяжении первой половины прошлого века, то пресвитерского сана женщины добивались около сорока лет. Епископского же сана они добивались полтора десятка лет. Чем больше общество проникалось феминистскими взглядами, тем быстрее ломались церковные традиции.

Когда феминистки добились права на посвящение в епископский сан, это было воспринято всеми как естественное течение событий. В Англиканском Сообществе не было реального сопротивления этому процессу. Если в борьбе за пресвитерский сан было затрачено много сил и времени, то епископство, можно сказать, «само пришло к феминисткам в руки». В: 1988 г. женщинам было разрешено быть епископами, а в 1989 г. Барбара Харрис была рукоположена в этот сан. На ее примере мы постарались продемонстрировать, что церковный феминизм в лице Б. Харрис показал свою связь со светским феминизмом.

Современное положение в Англиканском Сообществе свидетельствует о полной феминизации Англиканства, т.к. 20% англиканских клириков -женщины. При этом число женщин - священников с каждым годом только возрастает.

Всего сто лет потребовалось, чтобы женщины заняли все возможные иерархические степени служения в Англиканском Сообществе. В первую очередь, они добились права на богословское образование и кафедру проповедника, затем получили все возможные степени участия в избирательных органах управления Сообщества, и, в конце концов, они получили возможность стать причастными к сакраментальному служению священства во все трех степенях. Чем больше идеи феминизма завладевали умами западного общества, тем быстрее происходил процесс. церковной феминизации. В конце XX - начале XXI в. феминистские идеи стали настолько естественны для западного сознания, что многие авторы отказываются понимать, как это женщины раньше не могли быть священниками. Англиканство возникло как Реформация сверху. Светская власть XVI в. захотела самостоятельно руководить жизнью поместной Английской церкви. Король объявил себя главой церкви Англии. В XX в. Англиканское Сообщество было реформировано снизу, и главной силой этого преобразования стали женщины.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Третьяков, Андрей Валентинович, 2004 год

1. Источники и литература на русском языке

2. Балаховская Ф. Тина Модотти: профессия фотограф // Новый взгляд. 1929. Фотографии Тины Модотги. М., 1999.

3. Бер-Сижель Э., еп. Каллист Уэр. Рукоположение женщин в Православной церкви. М. ББИ, 2000.

4. Благова Т.И. Критический анализ традиционных и модернистских концепций католицизма о роли женщины в обществе. -Дис. канд. философе, наук. Москва. 1980.

5. Булгаков А. И., Иерархия Англиканская, статья в ПБЭ.

6. Воронина 0. А., Женщина в "мужском обществе" // Социологические исследования. 1988. № 2.

7. Воронов J1. А. прот., Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной науки // Богословские труды. 1964. №3.

8. Тендерные исследования. Харьков: ХЦГИ. 2000. № 4.

9. Де Бовуар С. Второй пол. М., 1998.

10. Дэвис А. Расизм и миф о черном насильнике // Антология тендерной теории. М.: Пропилеи, 2000.

11. Миллет К. Сексуальная политика (главы из книги) // Вопросы философии. 1994, № 9.

12. Новый Завет, Брюссель: "Жизнь с Богом", 1979.

13. Образцов П. О попытках к соединению Английской Епископальной Церкви с Православной // Православное обозрение. 1866. март.

14. Роулс Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1997.

15. Рубин Г. Обмен женщинами // Антология тендерной теории. М.: Пропилеи, 2000.

16. Серафимов Сергий Ей., Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан. Кострома, 1882.

17. Фридан В. Загадка женственности. М., 1994.

18. Источники и литература на английском языке

19. Alcoff L. Cultural Feminism versus Postructuralism // Sigtis, vol. 13, 1988.

20. Alden D. K. The People of God: A study in the Doctrine of the Laity. -Greenwich: ЗёаЬигу, 1962.

21. Ayers F.O. The Ministry of the Laity: A Biblical Exposition. -Philadelphia: The Westminster Press, 1962.

22. Archbishops4 Commission on the Ministry of Women. London, 1935.

23. Bacchi C. Same Difference. Feminism and Sexual Difference. London: Allen and Unwin, 1990.

24. Banks O. Face of Feminism. Oxford: Basil Blackwell, 1986.

25. Barrett M. Women's Oppression Today, The Marxist // Feminist Encounter. -London: Verso, 1988.

26. Barrett'M., Mcintosh M. Ethnocentrisms and Socialist-Feminist Theory // Feminist Review. №20, 1985.

27. Bennett Robert A. Black Episcopalians: A History from the Colonial Period to the Present // The History Magazine of the Protestant Episcopal Church. 1974. vol. 43.

28. Bishop's Meeting, 21 Jun. 1905 (Lambeth).

29. Blunt J.H. Directorium Pastorate. London, 1864.

30. Booty J.E. The Servant Church: Diaconal Ministry and the Episcopal Church. -Cawley, 1982.

31. Booty J.E. Episcopal Church in crisis. Cawley, 1992.

32. Borchorst A. Siim B. Women and the Advance Welfare State A New Kind of Patriarchal Power? // A.S. Sassoon. - 1987.

33. Brooke C. The Retreat of Cultural Feminism // Redstockings (ed.), Feminine Revolution: An Abridged Edition with Additional Writings N.Y., 1978.

34. Bryson V. Feminist Political Theory: An Introduction. MacMillan, UK, 1992.

35. Bulbeck C. One World Women's Movement. London: Pluto Press, 1988.

36. Cameron D. The Feminist Critique of Language. London: Routledge, 1990.

37. Carolyn Scott. Shepperd: A Biography. London, 1977.

38. Carter A. The Politics of Women's Right. London and New York: Longman. 1988.

39. Carter G Emmett. Why the Catholic Church maintains a maje priesthood // Globe and Mail. Toronto ON. - 1997. APR. 7.

40. Central Committee of Women's Church Work // Minute Book 178. Church House Archive, London.

41. Central Committee of Women's Church Work. 5 Dec. 1916,

42. Central Committee of Women's Church Work. 7 Jun. 1917.

43. Chad wick O. Victorian Church. SCM Press, London, 1966.

44. Chafe William H. The Unfinished Journey: America Since World War II. -New York: Oxford University Press, 1986.

45. Church of England Year-book. London, 1921.

46. Church of England Year-book. London, 1931.

47. Cobbe F. P., The First Cause of Women' in Butler, Woman's Work and Woman's Culture // Yonge, Womankind.

48. Cone James H. For My People: Black Theology and the Black Church. New York: Orbis Books, 1984.

49. Daly M. Beyond God the Father. Towards a Philosophy of Women's Liberation. Boston: Beacon Press. 1973.

50. Davis A. Women, Race and Class. London: Women's Press. 1982.

51. Dayningcr R. Coals in Clinical Pastoral Education // Pastoral Psychology, Ap. 1971.

52. De Beauvoir S. Force of Circumstances. Harmonsworth: Penguin. 1968.52. de Lubac H., cited in Dulles A. Models of the Church. Garden City, N.Y.: Image Books, Doubleday and Company. 1978.

53. Delphy C. A Materialist Feminism is Possible // Feminist Review. 1980, № 2. ;

54. Dictionary of Religion and Philosophy. N.Y., 1989.

55. Donovan J. Feminist Theory: The Intellectual Traditions of American Feminism. N.Y., Frederick Ungar. 1985.

56. Eisenstei Z. The Radical Future of Liberal Feminism. New York and London: Longman. 1981.

57. Evans R. The Feminists: Women's Emancipation Movements in Europe, America and Australasian 1840-1920. London: Croom Helm, 1977.

58. Episcopal Church Archive, RG 3-49.

59. Fawcett Library. Women and the Church (Box IV). London.

60. Ferguson M. First Feminist. British Women Writers 1578-1799. -Bloomington: Indiana University Press, 1985.

61. Firestone S. The Dialectic of Sex. London: Women's Press. 1979.

62. Flax J. Postmodernism and Gender Theory // Sigtis, vol. 12, 1986.

63. Friedan B. The Second Stage. London: Michael Joseph. 1981.

64. General Convention // Journal of the General Convention of.The Episcopal Church, Minneapolis, 1976. New York: General Convention, 1977.

65. General Convention // Journal of the General Convention of.The Episcopal Church, inrieapolis, 1976. New York: General Convention, 1983.

66. General Convention // Journal of the General Convention of.The Episcopal Church, Anaheim, 1985. New York: General Convention, 1986.

67. General Convention // Journal of the General Convention of.The Episcopal Church, Detroit, 1988. New York: General Convention, 1989.

68. Grant R. Christian Ministry and the People of God // Today's Church and Today's World. Lambeth 1978. London: CIO, 1977.

69. Griffin S. Women and Nature: The Roaring Inside Her. Harper & Row: N.Y. 1978.

70. Gudorf C. Who Says The Church Can't Change? US Catholic Reporter, 1998.

71. Haber Paul L. Identity and Political Process: Recent Trends in the Study of Latin American // Latin American Research Review. 1996. Vol.31. № 1.

72. Hall S., Jaques M. (eds.) New Times. The Changing Face of Politics in the 1990s. London: Lawrence and Wishart. 1989.

73. Heeney Brian. A Different Kind of Gelntleman. Harnden, Conn., 1976.

74. Hemes H. The Welfare State, Citizenship and Scandinavian Women // K. Jones and A. Jonasdottir (eds). 1988.

75. Hewitt Emily C., Suzanne R. Hiatt. Women Priest: Yes or No? New York, Seabury, 1973.

76. Hewlett S.A. A Lesser Life. The Myth of Women's Liberation. London: Sphere. 1988.

77. Hill B. The First English Feminist. Aldershot: Gower, 1986.

78. Hines J. John Coburn to the New York Times. September 8, 1969.

79. Holly Barnet-Sanchez. Social movements. Frida Kahlo: Her Life and Art Revisitet // Latin American Research Review. 1997. Vol.32. № 3.

80. Hooker. Laws, Book V. chapters 56-67

81. Jaggar A. Feminist Politics and Human Nature. Brighton: Harvester. 1983.

82. Iremonger F. A. William Temple, Archbishop of Canterbury: His Life and Letters. London, 1948.

83. Kennedy E., Mendus S. Women in Western Political Philosophy: Kant to Nietzsche. Brighton: Wheatsheaf Books, 1987.

84. Kidd Alice to Archbishop Davidson // Davidson Papers, Women's Suffrage, 1908-1914. London. 29 Oct. 1914.1. New York: Oxford

85. King B. Multiple Jeopardy. Multiple Consciousness: the Context of a Black Feminist Ideology // Signs, vol. 14, 1988.

86. Kraemer Henrik. A Theology of the Laity. London: Lutterworth, 1958.

87. Lambeth Conference, 1867-1920.-London 1920.

88. Lamdeth Conference, 1867-1948. London, 1948.

89. Lerner G The Creation of Patnarchy. Oxford and University Press. 1986.

90. Litfin A. Duane, Theological Issues in Contemporary Feminism. Chicago: Moody Press, 1982.

91. Macaulay C. Letters on Education, 1790. Oxford and New York: Woodstock Books, 1994.

92. Macquarrie J. Principles of Christian Theology. NY: Scribner's, 1966.

93. Mansbridge J. Why We Lost The ERA. Chicago and London: University of Chicago Press. 1986. j ■

94. Millett K. Sexual Politics. London: Virago. 1985.

95. Minute Book 187 //Training Committee, 1919-1920.

96. Minute Book, Church House Archives, London; William Temple. Cooperation in Social Work. С. С. B. Bardsley (ed.) // Women and Church Work. -London, 1917.

97. Morgan R. Sisterhood is Powerful. An Anthology of Writings from the Women's Liberation Movement. New York: Vintage. 1970.

98. Mrs. Creighton on The Modern Home // International Congress of Women: Women in Professions. London, 1899.

99. Mrs. Ward H. Pusey House Library. Oxford, CCR. 1909.

100. National Assembly of the Church of England: Report of Proceedings, 1920. -London, 1921.

101. Norris R. The People of Grace // Theology in Anglicanism. Arthur A. Vogel. -1984.

102. Okely J. Simone de Beauvoir: A Re-reading. London: Virago, 1986.

103. Okin S. M. Justice, Gender and the Family. New York: Basic Books. 1990.

104. Paget Emma to Archbishop Davidson, March 1914 // Davidson Papers, W16.

105. Pearl Adam H. Women in Council, The Jubilee Book of the National Council of Women of Great Britain. London, 1945.

106. Phillips A. Divided Loyalties: Dilemmas of Sex and Class. London: Women's Press. 1987.

107. Pope Paul VI. Response to the Letter of His Grace the Most Reverend Dr. F. D. Coggan, Archbishop of Canterbury, concerning the Ordination of Women to the Priesthood // 1975-NO V-30: A AS 68 (1976).

108. Pope John Paul II. Apostolic Letter Mulieris Dignitatem // 1988-AUG-15, 26; AAS 80 (1988).

109. Report of the Committee to the Representative Church Council on the Report of the Archbishops//Committee on Church and State. London, 1918.

110. Report of the Special Committee of the House of Bishop. On the Ordination of Women // House of Bishop documents 72165.

111. Rich A. Of Women Born. Motherhood as Experience and Institution. -London: Virago. 1977.

112. Richards J. R. The Skeptical Feminist. Harmondsworth: Penguin. 1982.

113. Robinson J. A. T. The Ministry of the Laity. Layman's Church. London: Lutterworth, 1963.

114. Rowbotham S. Women's Consciousness, Man's World. Harmondsworth: Penguin. 1973.

115. Rubin G. Woman as a Nigger // L. Tanner (ed). 1970.

116. Rubinstein D. Before the Suffragettes. Brighton: Harvester Press, 1986.

117. Ruether Rosemary R. Liberation Theology. Paulist Press, 1972.

118. Russell A. The Clerical Profession. London, 1980.

119. Schwarzer A. Simone de Beauvoir Today. Conversation 1972 1982. -London: Chatto and Windus. 1984. ;

120. Segal L. Is the Future Female? Troubled Thoughts on Contemporary Feminism. London: Virago. 1987.

121. Skinner J. The Meaning of Authority. Washington, D.G.: The University of America, 1983.

122. Smart C. Feminism and the Power of Law. London and New York: Routledge. 1989.

123. Smith P. V. Church Self-Government. London, 1920.

124. Spelman E. Inessential Woman. Problems of Exclusion in Feminists Thought. Boston: Beacon Press. 1988.

125. Spender D. For the Record. The Making and Meaning of Feminist Knowledge. London: Women's Press. 1985.

126. Spender O. Women of Ideas (and What Men Have Done to Them). London: Ark. 1983. :

127. Streeter B.H., Picton-Turbervill E. Woman and the Church. London, 1917.

128. Stringfellow W., Towne A. The Bishop Pike Affair. New York: Harper and Row, 1967.

129. The Blue Book Report to the 73rd General Convention of the Committee on the Status of Women // Executive Council, 2000.

130. The Diary of Virginia Woolf, 1915-1918. London, 1977.

131. The Ministry of Women: A Report by a Committee Appointed by the Archbishop of Canterbury. London, 1920.

132. The Modern Catholic Encyclopedia. Minnesota, 1994. ;

133. The Penguin Dictionary of Religions. London, 1984.

134. Thompsett Fredrica H. Christian Feminist Perspective: On History, Theology and the Bible. Cincinnati: Forward Movement Publications, 1986.

135. Ware S. Beyond Suffrage. Women in the New Deal. Cambridge, May.

136. Wainwright H., Rowbotham S., Segal L. Beyond the Fragments. London: Merlin Press, 1979.

137. Wakin D. Vatican Closes Loophole on Dissent //Associated Press, 1998-JUN-30.

138. Walby S. Theorizing Patriarchy. Oxford: Basil Blackwell. 1990.

139. Wilson E. Only Halfway to Paradise. Women in Postwar Britain 1945-1968. -London and New York: Tavistock. 1980.

140. Winner Langdon. The Whale and the Reactor: A Search for Limits in an Age of High Technology. Chicago: University of Chicago Press, 1986.

141. Wollstonecraft M. Vindication of the Rights of Women. Harmondsworth: Penguin, 1978.

142. Young I. Polity and Group Difference: A Critique of the Ideal of Universal Citizenship //Ethics. 1989, vol. 99. No 2.

143. Интернет источники и литература в электронном виде 1

144. Are Liberation Theology, Feminism Compatible? // http://www.innr.org/HTclash.htm144. de la Kruz Sor Juana I. A Response ; to": Jealousy // http://www.wsu.edu:8080/~wldciv/world civ reader/world civ reader 2/cruz.html

145. Doug M. Clark wants end to parish protests: Bishop turns impatient as Corpus Christi youths are latest group to rally for Callan // Democrat and Chronicle. Rochester NY, 1998-AUG-26. http://www.democratandchronicle.com/news/0826church.html

146. Echenique M. E. The Emancipation of Women. // http.7/wwvv.wsu.edu:8080/~wldciv/world civ reader/world civ reader 2/echenique. html.

147. EWTN. Cardinal says no punishment for bishops who ordained female deacons // http://www.ewtn.com/vnews/getstory.asp?number=2719

148. Geisler Norman L. Neopaganism and feminism // Christian Research Journal. http://w\vw.iclnet.org/pub/resources/text/cn7cri-jrnl/web/crj() 143a.html150. http://www.anglicancommunion.org/acns/archive/1958/1958

149. Hutchurson L. Women who seek a place at the altar take stock // Democrat and Chronicle, Rochester NY, 1998-AUG-23. http://www.rochesterdandc.com/news/0823corpus.html

150. Manifesto of The International Movement We Are Church // http://www.we-are-church.org/uk/pagel4.html

151. Nunley J. Women's ordination mandatory, but opponents' rights respected // Episcopal News Service, 1997-AUG-7.

152. Polk P. Europe's bishops seek wider role for women//Religion News Service, 1999-OCT-16. http://www.sltrib.com/1999/oct/10161999/religion/38421.htm

153. Pope John Paul II. Ordinatio! Sacerdotal is// http://www.cin.org/users/james/files/w-ordination.htm, 1994-MAY-22.

154. Pullella P. Draft legislation for women bishops released // ACNS, Anglican Communion Office, London, 2OOO-NOV-I6.

155. Ratzinger Joseph Card. Reply to the dubium Concerning the teaching contained in the Apostolic Letter Ordinatio Sacerdotalis // http://www.medugorje.com/catholic/ordination.html

156. The declaration of the Sacred Congregation for the Doctrine of the Faith on the question of admission of women to the ministerial priesthood // http://www.christusrex.org/wwwl/CDHN/is.html

157. Vigil J. Is There a Change of Paradigm in Liberation Theology? // Latin American theological Magazine, http: www.sedos.org/english/iose.httn

158. Wooden C. Sri Lankan Modernist Threatened with Excommunication // http://www.catholicism.org/pages/balasuriya.htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.