Исторический опыт взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей в XIX - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Федотов, Сергей Петрович
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 208
Оглавление диссертации кандидат наук Федотов, Сергей Петрович
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Становление взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей
1.1 Предпосылки и первые попытки диалога православных и англикан
1.2 Поиск сближения англиканских миссионеров с Русской православной церковью в первой половине XIX века
Глава 2. Трансформация диалога Русской православной и Англиканской церквей во второй половине XIX века
2.1 Взаимодействие Русской православной церкви с англиканскими интерконфессиональными организациями в 1850-х - 1870 годах
2.2 Отношение Русской православной церкви к попыткам англикан ввести западно-православный обряд в Великобритании
Глава 3. Сближение Русской православной и Англиканской церквей на рубеже XIX - XX веков
3.1. Развитие диалога Русской православной и Англиканской церквей в 1880-х - 1890-х годах
3.2. Взаимодействие Русской православной и Англиканской церквей в 19001917 годы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Представление митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора в Синод Русской православной церкви от 24 сентября 1896 года
Приложение Б
Предложение Обер-прокурора Синода Русской православной церкви Д.А. Толстого от 14 декабря 1869 года
Приложение В
Предложение Обе-прокурора Синода Русской православной церкви Д.А. Толстого от 19 марта 1870 года
Приложение Г
Фотография, сделанная после завершения посвящения Реджинальда Хибера Веллера в коадъюторы 8 ноября 1900 года в соборе Святого апостола Павла в Фонд дю лак
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Англиканская церковь как конфессиональный феномен2006 год, кандидат философских наук Козыренко, Людмила Владиславовна
Генезис и эволюция церковного феминизма в англиканском сообществе2004 год, кандидат философских наук Третьяков, Андрей Валентинович
Экуменизм и антиэкуменизм в современном православии2011 год, кандидат философских наук Радецкая, Анна Вадимовна
Церковь Англии: проблемы конфессиональной самоидентификации2018 год, кандидат наук Фадеев Иван Андреевич
Проблема экуменизма в контексте взаимоотношений Русской Православной и Римско-католической Церквей в конце 1950-х - начале 2000-х гг.2006 год, кандидат исторических наук Филонов, Владимир Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторический опыт взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей в XIX - начале XX вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, вновь обострившимся противоречием Востока и Запада. Участники это процесса Россия и Великобритания уже в XIX веке во многом определили свои позиции и активно использовали православно -англиканский диалог в построении межгосударственных взаимоотношений. Основанием для развития данного явления стало стремление Англиканской церкви получить признание своего положения со стороны Русской православной церкви. Англикане обосновывали близкую связь Русской и Англиканской церквей и вели диалог с православными России, к которому в XIX веке подключились государственные органы.
Во-вторых, актуальность темы исследования определяется тем, что изучение «теории ветвей», инициаторами которой выступили англикане с целью сближения с Русской Православной Церковью, имеет важное научное значение, так как позволяет исследовать тезис о том, что все христианские конфессии являются равными и могут объединиться в единую церковь по английскому парламентскому принципу. С течением времени в Англиканской церкви усилился духовный либерализм. Русская православная церковь все более критично относилась к этому явлению, рассматривая его опасным для российского православного менталитета, основанного на традиционных ценностях.
В-третьих, актуальность темы данной работы обусловлена малой изученностью истории диалога двух церквей - Православной и Англиканской - который оказывал воздействие не только на взаимоотношения христианских конфессий, но и на политику их государств на протяжении почти двух веков. Анализ этих особенностей требует новых научных подходов с учетом требований сегодняшнего дня и, как следствие, формулирования новых выводов и положений.
В-четвертых, актуальность темы обусловлена отсутствием специальных комплексных монографий, крупных научных исследований, обобщающих публикаций и т.д. по основным аспектам формирования взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей в исследуемый исторический период.
В-пятых, актуальность темы состоит и в том, что комплексное ее исследование позволяет выявить позитивные и негативные аспекты взаимоотношений Православной и Англиканской церквей в XIX - ХХ веках, сформулировать полезные выводы, положения и рекомендации, которые могут быть использованы заинтересованными конфессиями и практиками России и Великобритании в их профессиональной деятельности.
Объектом исследования являются взаимоотношения Русской православной и Англиканской церквей в XIX- начале XX веков.
Предмет исследования - механизм реализации, особенности и перспективы взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей.
Целью исследования является выявление основных направлений, тенденций и особенностей взаимодействия Русской Православной и Англиканской церквей в XIX - начале XX веков, специфики их международного сотрудничества.
Достижение цели требует решения следующих задач:
- проанализировать базовые принципы и концептуальные основы исторического опыта взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей в XIX - XX веках;
- определить периодизацию взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей в исследуемый период;
- исследовать предпосылки и причины взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей;
- изучить характер, особенности и динамику взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей в исследуемые годы;
- проследить ход и характер диалога Русской православной и Англиканской церквей в контексте попыток их сближения;
- проанализировать основные направления религиозного фактора в дипломатических отношениях Российской империи и Великобритании в исследуемый период;
- рассмотреть причины кризиса в отношениях Русской православной и Англиканской церквей в период революционных событий в России в 1917 году.
Хронологические рамки исследования - начало XIX века - 1917 год выбраны не случайно. Нижняя граница их определяется началом XIX века. Этот рубеж связан с воцарением императора Александра I, сближением России с Великобританией и вступлением обеих стран в Наполеоновские войны, которые предопределили новую геополитическую ситуацию в Европе. В это же время началась деятельность первых англиканских интерконфессиональных и миссионерских организаций на территории Российской империи, вступивших в контакт с Русской православной церковью.
Верхняя граница исследования определяется отречением императора Николая II и русской революцией 1917 года, приходом к власти большевиков, а также участием Великобритании в интервенции на территории России. Как следствие, это привело к изоляции Русской церкви советским государством и прекращению религиозных контактов с Англиканской церковью на длительный период времени.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на важность данной темы специальных работ, посвящённых её изучению, в отечественной и зарубежной историографии до сих пор нет, хотя отдельные труды историков
и богословов, в которых затрагиваются в той или иной степени исследуемая нами проблема имеются.
В целом историографию можно разделить на три периода: дореволюционный, в течение которого российские и зарубежные исследователи анализировали взаимоотношения православных и англикан с точки зрения богословского подхода; советский, когда историография СССР и зарубежная историческая наука пополнилась научными работами, в которых затрагивались отдельные аспекты диалога православных и англикан, а также современный период, характеризующийся тем, что в историографии появились работы, написанные с привлечением архивных источников, ранее недоступных для исследователей.
Во второй половине XIX - начале XX веков в России в связи с усилением контактов Русской православной и Англиканской церквей исследуемой тематики касался ряд работ. Так, в 1860-е годы была издана книга известного духовного писателя и богослова протоиерея В.Я. Михайловского1, а также ряд статей настоятеля посольской церкви в Лондоне
Л -5 Л
Е.И. Попова, русского экзегета П.А. Матвеевского и богослова П.Е. Образцова5. Содержание данных работ имело чисто богословский характер и не раскрывало исторической подоплёки общения англикан и православных.
В 1864 году в ходе обсуждения идей о соединении англикан с православием в Санкт-Петербургской духовной академии студентом, впоследствии священником Русской православной церкви в Стокгольме П.С.
1 См.: Михайловский В.Я., протоиерей. Англиканская церковь и ее отношение к
православию. СПб.: Типография Безобразова и К°, 1864. 283 с.
См.: Попов Е.И., протоиерей. Начатки движения в Англиканской церкви к соединению с Восточною // Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе (ПрТСО). М., 1864. Ч. 23. К. 4. С. 483-502. Экзегет - богослов, занимающейся истолкованием библейских текстов.
4 Матвеевский П.А., протоиерей. Трактарианское движение в англиканской церкви в 18331862 гг. // Странник. СПб., 1866. №5. Отд.2. С. 59-88.
5 См.: Образцов П.Е. О попытках к соединению Англиканской епископальной церкви с Православною // Православное обозрение (ПО). М., 1866. Т.19. январь, февраль, март. С. 244-270.
Образцовым1 (1840-1895) была подготовлена кандидатская диссертация «О попытках к соединению англиканской Епископальной церкви с православной». В конце XIX века профессор Московской духовной академии В.А. Соколов2 подготовил докторскую диссертацию, где выступал за признание англиканских рукоположений.
Л
К началу XX века относятся работы И.П. Соколова - профессора Санкт-Петербургской духовной академии А.И. Булгакова4 - профессора Киевской духовной академии. Это фундаментальные исследования, которые посвящены выяснению вопроса о законности и действительности англиканской иерархии. Среди богословских работ стоит отметить также статьи А.П. Лопухина5 - известного русского православного писателя. Однако его публикации также носили богословский характер и лишь частично затрагивали вопрос практического взаимодействия Русской православной и Англиканской церквей.
О контактах православных и англикан в конце XIX века по вопросу об их воссоединении сообщается в работах известного историка церкви профессора А.П. Доброклонского6 (1856 - 1938). Хотя его обзор отношений православных и англикан, помещённый в общей работе, последователен и логичен, но весьма схематичен и занимает всего одну страницу.
Подводя итог развитию отечественной историографии в XIX - начале XX веков по вопросу изучения взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей, стоит отметить, что работы этого периода
1 См.: Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XVIII курсов СПбДА. 1814 - 1869. СПб., 1907. С. 321.
См.: Соколов В.А. Иерархия англиканской Епископальной церкви. Сергиев Посад, 1897. 374 с.
См.: Соколов И.П. О действительности Англиканской церкви // Христианское чтение (ХЧт.). 1913. Ч. 2. С.153-174.
4 См.: Булгаков А.И. Стремления англикан к восстановлению Древне-Вселенской церковности в Англии в последние шестьдесят лет. К., 1894. 39 с.
5 См.: Лопухин А.П. Сношения американской Епископальной Церкви с Православным Востоком по вопросу о соединении Церквей // ХЧт. 1882. Ч. 2. С. 74-126; 1883. Ч. 3. С. 152-183.
6 См.: Доброклонский А.П. Руководство по истории русской церкви. М., 1999. 940 с.
отличались богословско-теоретическим характером, а также игнорированием архивных источников при их написании. В большинстве своём исследователями выступали богословы, которые рассматривали вопрос взаимодействия двух церквей в рамках догматики и церковной иерархии.
Зарубежная литература того же периода по теме диссертации
представлена рядом работ, касающихся вопросов деятельности
1 2 «нонджуреров» и представителей Оксфордского движения . Некоторый
интерес для понимания развития диалога Русской православной и
-5
Англиканской церквей имеет книга историка Д. Бивенна «Об отношениях церкви Англии и церквей Востока». Кроме фактологического изложения материала в ней автор отметил важность диалога Русской православной и Англиканской церквей.
Контакты Русской православной церкви с англиканами в начале XVIII века представлены в работе Д. Уильямса4 «Православная церковь Востока в XVШ веке». Автор рассмотрел в этой книге связи англиканских «нонджуреров» с Русской православной церковью.
Английский епископ Д. Вордсвот5 в своей работе «Англиканская церковь и восточные патриаршества» рассмотрел отношения Русской православной и Англиканской церквей в XIX веке. Однако его книга носит публицистический характер, в ней отсутствует документальный материал.
Пребывание английского богослова, архидиакона В. Пальмера в России в первой половине XIX века представлено в книге известного религиозного
1 Нонджуреры - англиканские епископы, отказавшиеся в 1688 году присягнуть королю Вильгельму III Оранскому.
Оксфордское движение - движение среди англикан Высокой Церкви (High Church) в Церкви Англии, которое постепенно развилось в англо-католицизм.
"3
См.: Beaven J. Intercourse between the Church of England and the Churches of the East. London ( L.), 1840. 431 s.
4 См.: Williams G. The Orthodox Church of the East in the XVIII century. L., 1868. 284 s.
5 См.: Wordsworth D. The Church of England and the Eastern Patriarchates.Oxford, 1898. 284 s.
деятеля Великобритании Уильяма Джона Биркбека1. В этой работе автор проводит богословское рассуждение о возможных вариантах соединения Русской православной и Англиканской церквей.
Таким образом, и зарубежная литература XIX - начала XIX веков по исследуемой теме представлена работами, в которых рассмотрена тема взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей с точки зрения лишь богословского анализа.
С наступлением 1917 года и началом революционных событий в Российской империи в феврале, а затем октябре 1917 года и приходом к власти партии большевиков международные контакты Русской православной церкви с англиканами были прерваны. Однако идеи церковного единства обсуждались и после Октябрьской революции. В этом плане интересна позиция обновленцев2, которую выразил церковный историк, профессор Б.В. Титлинов . Этот автор отмечал, что крушение Российской империи наряду с другими государствами на Западе приводит к падению препятствий для соединения религий. Поэтому он, отражая позицию обновленцев, отмечал заинтересованность обновленческой церкви вопросом сближения Русской православной и Англиканской церквей.
Еще одним представителем обновленчества был профессор Киевской духовной академии В.Д. Попов4. Он поддерживал англиканскую «теорию ветвей», но считал, что соединить церкви невозможно, по причине того, что каждая из них обладает своими особенностями. Правда, несмотря на это, они (эти церкви) очень близки.
Но обновленческая литература по теме не успела развиться как из-за поражения обновленчества в борьбе с патриаршей церковью, так и из-за
1 См.: Birkbeck W.J. Russia and the English Chuch. L., 1895. 227 p.
2 Обновленцы - представители раскольнического движения в русском православии, которое возникло после Февральской революции 1917 года. Основной идеей обновленческой Церкви стали демократизация управления и модернизация богослужения.
См.: Титлинов Б.В., профессор. Единое христианство // Вестник Священного Синода Православной российской церкви (ВССПРЦ). 1925. № 4. С. 8 - 9.
4 См.: Попов В.Д. Проблема соединения церквей // ВССПРЦ. 1925. № 5. С. 5 - 10.
усиления государственного контроля в СССР за духовной жизнью, что сделало невозможным не только диалог церквей, но и любые рассуждения по его поводу.
Однако не стоит забывать об эмигрантской историографии, которая получила свое развитие в результате отъезда видных гражданских ученых и богословов за пределы страны в ходе революционных событий и Гражданской войны. В основном в их работах рассматривались общие тенденции зарождения диалога Русской православной и Англиканской церквей.
Среди эмигрантской литературы по вопросу взаимодействия Русской православной и Англиканской церквей стоит выделить работы русского экзегета, богослова и историка церкви Н.Н. Глубоковского1 (1863-1937). В них частично приводится история диалога православных и англикан в XIX веке.
Вопросы взаимодействия Русской православной и Англиканской церквей затрагивал эмигрант, историк религии и культуры, а также поэт Н.С.
Л
Арсеньев (1888-1977). Ему принадлежит подготовка работ, посвященных Англиканству. В них он обратил внимание как на само устройство церкви и жизнь англиканского сообщества, так и на взаимодействие англиканства с Русской православной церковью. В частности, он вскользь коснулся вопроса о деятельности Оксфордского движения, отметил его значимость в активизации отношений с Русской православной церковью.
Рассматривал взаимодействие Русской православной церкви с англиканами, наряду с анализом диалога с представителями других
1 См.: Глубоковский Н.Н. Eastern Orthodoxy and Anglicanism // Christian East, 1922, III, 1 March, 20. To же по-сербски: Англиканство и Православие // Хришпански Живот, 1926, №
2, 79-86; № 3, 117-127. То же по-гречески в журнале «Ортодоксиа», 1927, № 10, 405-410; № 11, 448-453; № 13, 6-42; № 15, 114-117. То же по-болгарски: Православната Црква и англиканството // Духовна культура, 1931, кн. 46, 91-96. Въпросът за лрисъединяването на Англиканството към Православието // Православен мисионар, 1933, № 9, 1-8. Глубоковский. Православният Изтокъ. 1926/1927. С. 37.
См.: Арсеньев Н.С. Англиканское благочестие (главы из книги «Англиканство и Православие»). Варшава, 1931. 57 с. Он же. Учение Англиканства в тридцати девяти «Articles of religion» в его отношении к учению Православной Церкви. Варшава, 1932.
христианских конфессий, и известный богослов протоиерей Г. Флоровский (1893-1979). В написанном им разделе коллективной обобщающей работы по истории экуменического движения1 в 4 главе упомянуты контакты православной и Англиканской церквей, начиная с XVI века. В частности, говорится о первой попытке диалога православных и англикан в период правления Петра I, а также о взаимоотношениях Русской православной и Англиканской церквей в XIX веке. Правда, в работе наблюдается отсутствие развернутого описания событий, так как автор ограничивается только минимальным изложением указанных фактов.
К числу эмигрантских историографов также следует отнести ученика
Л
протоиерея С. Булгакова - русского богослова, философа Н.М. Зёрнова (1898 - 1980), который был вынужден эмигрировать вместе с семьей в 1921 году в Константинополь, в Белград, Париж, а затем и в Лондон. Им был подготовлен ряд работ по истории взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей. Правда, стоит заметить, что, несмотря на определённую информативность его сочинения вряд ли можно назвать историческими исследованиями.
Отношения Русской православной церкви с англиканами рассмотрены в работе русского эмигранта, епископа Вашингтонского и Флоридского Русской
Л
православной церкви заграницей (РПЦЗ) Григория (Граббе)3 (1902-1995). Однако в его консервативных работах наибольшее место занимают размышления о богословском аспекте единения двух церквей, которое он не одобряет, а исторический анализ в них не производится. Аналогичными
1 См.: Florovsky G. The Orthodox Churches and the Ecumenical Movement prior 1910. ch. 4//A History of the Ecumenical Movement. Vol 1. 1517-1948. /ed. Rouse R. and Neill S C. 3rd. ed. G., 1986; Он же. Collected Works, vol. 2,4. Belmont, 1974, 1975, так же - vols. 13-14. Vaduz/Belmont, 1989; Флоровский Г., протоиерей. Об участии православных в экуменическом движении // Мера. СПб., 1994. №2.
2 См.: Зёрнов Н.М. Православие и англиканство // Путь. 1934. № 43. С. 49-66.
"3
См.: Граббе Ю. Англикане и Православная Церковь. Варшава, 1930. 39 с.
являются работы протоиерея Георгия Бенингсона1, настоятеля Свято-Троицкого собора в Сан-Франциско, который также был вынужден покинуть Россию в 1924 году.
Начальный период рассмотрения взаимоотношений православных и англикан отражён в обширной общей работе церковного историка, доктора
Л
философии и богословия эмигранта И.К. Смолича (1898-1970 гг.) «История Русской церкви 1700-1917». Данное исследование включает в себя Синодальный период истории Русской православной церкви. В этой книге наиболее важной для нас является глава IX «Отношение Русской церкви с другими христианским исповеданиям». В ней автор рассматривает историю отношений Русской православной церкви с англиканами в XIX начале XX веков. Однако при всех достоинствах этого фундаментального исторического труда следует заметить, что автор весьма схематично анализирует отношения Русской православной церкви с англиканами, глубоко не вдаваясь в то, что сближает и что разделяет эти христианские церкви.
Таким образом, для эмигрантской историографии 1920-30-х годов характерны тенденции осмысления диалога Русской православной и Англиканской церквей, правда, в основном, в богословском плане. Несмотря на это, в данных работах присутствуют фактические данные о контактах православных и англикан, которые охватывают весь период, анализируемый в диссертационном исследовании.
Зарубежная литература 1920-30 - х годов по вопросу взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей в большей степени также была представлена богословскими сочинениями, в которых упоминались отдельные исторические факты. К примеру, видный болгарский богослов, историк
Л
церковного права протопресвитер Стефан Цанков (1881-1965) в своей работе
1 См.: Бенигсен Г. К вопросу о действительности англиканского священства. Париж, 1927. С. 98-100.
2 См.: Смолич И.К. История Русской церкви. 1700-1917. М., 1997. Ч.1. 800 с.; Ч. 2. 800 с.
3 См.: Цанков С. Англиканская Церковь // Церковный вестник (Цв). 1935. № 20. Он же. Англиканская Церковь и мы, православные // Цв. 1935. № 21.
рассмотрел вопросы устройства Англиканской церкви. Он также отметил, что соединение англикан с другими направлениями христианства возможно только в случае их внутреннего церковного единства.
История диалога православных и Американской епископальной церкви в период второй половины XIX начала XX веков представлена в работе американского исследователя У. Имхардта1. Описание завершается 1919 годом, когда состоялась встреча в Детройте по вопросам объединения христианских церквей. Становления Оксфордского движения и общения его представителей с православными касается в своей работе американский исследователь П. Шоу .
Таким образом, в работах зарубежных ученых, написанных в межвоенный период, диалог православных и англикан представлен локальным описанием событий разных этапов взаимоотношений двух церквей.
Вопросы взаимодействия Русской православной и Англиканской церквей начинают подниматься в СССР почти сразу же после Второй мировой войны в связи с новым этапом развития отношений между Русской церковью и англиканами. Это было связано с заинтересованностью советского государства, которая реализовывалась путём оказания влияния на Англиканскую церковь через её взаимодействие с Русской православной церковью в нужном для советского руководства духе на международной арене.
Отдельные составляющие этой темы присутствуют в докладе кандидата
-5
богословия Г.И. Разумовского (1893-1967). В нём он анализирует в целом ситуацию с объединением церквей, а также приводит отдельные факты православно-англиканского диалога в конце XIX века.
1 См.: Emhardt W. C. Historical Contact of the Eastern-Orthodox and Anglican Churches. New York, 1920.
См.: Shaw P. The Early Tractarians and the Eastern Church. Milwaukee, 1930. 200 p. См.: Разумовский Г., протоиерей. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь. Доклад. М., 1948. 112 с.
Истории взаимоотношений Русской православной церкви с англиканами посвящена работа кандидата богословия М. Виноградова1. Она изобилует богословскими рассуждениями и не содержит исторического анализа проблемы межцерковного диалога. Аналогичный характер присущ и
Л
публицистичным статьям епископа Михаила (Чуба) .
Диалог англикан и православных в XIX веке рассмотрен в статье
-5
историка церкви, профессора Московской духовной академии А.И. Иванова (1890-1976) оформленной в соответствии с научными требованиями и имеющей ссылки на ряд источников, в которой излагается история взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей в XIX и XX веках.
Следует отметить, что вопросов развития православно-англиканского диалога касается церковный журналист и богослов А.Л. Казем-Бек (19021977). В его статьях4 присутствует описание диалога Русской православной и Англиканской церквей во второй половине XIX начале XX века.
Об отношениях православных с англиканами в середине XIX века упоминает в своей работе протоиерей А.А. Сергеенко5 (1902-1973). В его статьях имеются ссылки и научный аппарат, но материал излагается путанно.
Переговоры Русской православной церкви с англиканами в первых десятилетиях XX века, когда диалог достиг максимума своей активизации, отражены в статье протоиерея И. Свиридова6.
1 См.: Виноградов М. Православная церковь и Англиканское исповедание после Первой Мировой войны // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1956. № 2. С. 62-66.
2 См.: Михаил (Чуб), епископ Смоленский и Дорогобужский. Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской церквей // ЖМП. 1956. № 10. С. 117-120.
3 См.: Иванов А. И. Из истории взаимоотношений Англиканской и православной церквей // ЖМП. 1954. № 11. С. 48-49.
4 См.: Казем-Бек А.Л. Русская православная церковь и экуменическое движение // ЖМП. 1962. №5. С. 29-34; Он же. «Экумена», «кафоличность» и современный экуменизм // ЖМП. 1962. № 7. С. 66-67.
5 См.: Сергеенко А.А., протоиерей. О старокатолическом движении // ЖМП. 1954. № 2; Он же. На пути к церковному общению // ЖМП. 1962. № 4. С. 51-61; Он же. Взаимоотношения старокатоликов с православными поместными церквами // ЖМП. 1958. № 12. С. 56-63.
6 См.: Свиридов И., священник. К 25-летию вступления Русской православной церкви во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) // ЖМП. 1987. № 2. С. 55-59.
С 1960-х годов XX века возникает интерес к данной теме и у ряда светских исследователей, в первую очередь философов-религиоведов в СССР, что можно связать с активным интересом советского государства к диалогу православных и англикан.
Публикуются работы доктора философских наук Ю.В. Крянева1, который в рамках рассмотрения становления экуменического движения частично коснулся вопросов взаимодействия православных и англикан.
На рубеже 1970-х годов публикуются исследования доктора
Л
философских наук Н.С. Гордиенко , который в то время был заведующим кафедрой научного атеизма, этики и эстетики Ленинградского пединститута имени А.И. Герцена. В его книге об экуменизме также затронуты вопросы отношений Русской православной и англиканской церквей.
Особый интерес представляет монография историка и религиоведа Я.Я. Вейша . В ней наряду с историей становления Церкви Англии проводится рассмотрение взаимодействия Англиканской и Русской православной церквей. В частности, отмечено зарождение Оксфордского движения, приводятся данные о деятельности английского богослова, архидиакона В. Пальмера в период его пребывания в России. Однако существенным недостатком работы остается отсутствие ссылок на архивные данные.
К юбилею 1000-летня крещения Руси по инициативе Русской православной церкви был издан коллективный труд4. Книга имела 2 выпуска. В конце первого, весьма кратко упоминается о взаимоотношениях Русской православной и Англиканской церквей в период XIX - начала XX века. В
1 См.: Крянев Ю.В. Практическая и теологическая подготовка христианского экуменизма // Вопросы научного атеизма. Вып.7. М., 1969; Он же. Христианский экуменизм. М., 1980. 159 с; Он же. Экуменическое движение протестантских церквей Запада // Очерк истории западного протестантизма. М., 1995. С. 235-254.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма: середина XX - начало XXI вв.2014 год, кандидат наук Филонов, Владимир Иванович
История взаимодействия Русской православной церкви с экуменическим движением: конец XIX – начало XXI в.2013 год, доктор исторических наук Ливцов, Виктор Анатольевич
Советское государство и внешнеполитическая деятельность Русской православной церкви: 1945-1961 гг.2005 год, кандидат исторических наук Шкуратова, Ирина Викторовна
Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития: 1917-1961 гг.2004 год, кандидат исторических наук Лепилин, Алексей Владимирович
Семиотика храма в русском и английском общественном сознании на примере Храма Христа Спасителя в Москве и Собора Святого Павла в Лондоне2011 год, кандидат культурологии Крючкова, Ольга Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Федотов, Сергей Петрович, 2017 год
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники.
1 .Архивные материалы.
2.Опубликованные документы государственных, общественных и религиозных организаций, политических деятелей.
3.Мемуарная литература.
4.Периодическая печать.
II. Литература.
1 .Монографии, сборники статей.
2.Статьи.
3.Диссертационные работы, авторефераты диссертаций. 4.Энциклопедические издания, справочники.
5. Шегпе^ресурсы.
I. Источники
I. Архивные материалы
1.1.1 Российский государственный исторический архив (РГИА)
Ф. 728: Филипповы.
Опись 1. Дневники Т.И. Филиппова.
1.1.1.1. Д. 33. Письма Александра Алексеевича Киреева Тертию Ивановичу Филиппову о ходе дел по организации сношений между Западной и Восточной церковью.
Ф. 796: Канцелярия Синода.
Опись 150. Документы канцелярии Синода за 1869 год.
1.1.1.2 Д. 638. По словесному предложению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского об учреждении особой комиссии для рассмотрения просьб, поступающих от лиц Англиканской церкви.
Опись 205. Документы канцелярии Синода за 1720-1917 годы.
1.1.1.3 Д. 396. О присоединении протестантских епископальных церквей США и Англии к православию. Записки бакалавра Оксфордского университета С.Г. Гаферлея. Журналы комиссии при Синоде по рассмотрению предложений доктора богословия Овербека.
Опись 445. Документы канцелярии Синода за 1803-1919 годы.
1.1.1.4. Д. 39. Письма заграничных корреспондентов, указы Синода и записки заседаний комиссий по старо-католическому и англиканскому
вопросам.
1.1.1.5. Д. 40. Журналы заседаний комиссии по старо-католическому и англиканскому вопросам.
1.1.1.6. Д. 41. Дело о снабжении английского библейского общества книгами св. писания на монгольском языке для распространения их среди бурят - монголов.
Ф. 797: Канцелярия Обер-прокурора Синода.
Опись 44. Документация канцелярии Обер-прокурора Синода за 1874 год.
1.1.1.3 Д. 254. По письму адъютанта Великого князя Константина Николаевича А.А. Киреева о сообщении ему экземпляра литургии доктора Д. Овербека для провождения этого экземпляра Аббату Мишо.
Опись 46. Документация канцелярии Обер-прокурора Синода за 1876 год.
1.1.1.7. Д. 135. По ходатайству доктора богословия и философии Овербека о предоставлении по решению Священного Синода записки по возбуждаемым им вопросам личного его положения.
Опись 51. Документация канцелярии Обер-прокурора Синода за 1881 год.
1.1.1.8. Д. 132. По определению Священного Синода о разрешении священнику посольской церкви в Лондоне Евгению Смирнову сопровождать в Санкт-Петербург англичанина Георгия Ньюже, изъявившего желание принять православие.
Опись 87. Документация канцелярии Обер-прокурора Синода за
1804-1869 годы.
1.1.1.9. Д. 64. О желании диакона Англиканской церкви Пальмера быть в общении с Православной церковью
1.1.1.10. Д. 66. О желании североамериканских епископов войти в общение с Восточной церковью.
1.1.2 Государственный архив Российской Федерации (Г АРФ)
Ф. 1099: Филиппов Тертий Иванович, государственный контролер, общественный и литературный деятель.
Опись 1. Опись дел фонда Т.И. Филиппова.
1.1.2.1 Д. 1222. Письма Т.И. Филиппова доктору Овербеку. 01.01.31.12.1876.
Ф. 6991: Совет по делам религий при Совете Министров СССР (1943-1991 гг.): Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР (1943-1965 гг.). Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР (1944-1965 гг.). Совет по делам религий при Совете Министров СССР (1965 г. - март 1991 г.) Совет по делам религий при Кабинете Министров СССР (март-ноябрь 1991 г.).
Опись 1. Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР (1943-1962 гг.).
1.1.2.2 . Д. 446. Материалы по экуменическому движению. Т.2. I Ассамблея /11 июня - 11 октября 1948 г./.
Опись 2. Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР (1943-1965).
1.1.2.3. Д. 427. Материалы III Генеральной ассамблеи Всемирного Совета церквей, состоявшейся в г. Нью-Дели (тезисы докладов и выступлений, справки) /18 ноября 1961 г. - 6 декабря 1961 г./.
1.1.3 Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. (ОР
РГБ)
Ф. 126: Киреевы и Новиковы.
1.1.3.1 Единица хранения № 6 «Дневники 1869-1876».
1.1.3.2. Единица хранения № 9 «Дневники 1881-1884».
1.1.3.3. Единица хранения № 12 «Дневники 1894-1899».
2. Опубликованные источники
2.1. Опубликованные документы политических и духовных деятелей.
2.1.1. Булгаков, А.И. Общее собрание англиканских епископов в 1888 году в июле месяце / А.И. Булгаков // Труды Киевской Духовной Академии (ТКДА). -1889. - №2. - С. 348-349.
2.1.2 Бондарь, С. Д. Американская Епископальная Церковь / С. Д. Бондарь - СПб., - 1911
2.1.3. Зернов, Н.М. Русское религиозное возрождение ХХ в. / Н.М. Зернов. - Париж, 1991. -368 с.
2.1.4. Карташев, А. В. Церковь, история, Россия / А.В. Карташев. - М., 1997. - 304 с.
2.1.5. Отчет протоиерея И. В. Васильева о поездке его в Англию (1865) //
Хрестианское чтение (ХЧ). - 1897. - T. 2. Ч. 204. - С. 24-25.
2.1.6. Соловьёв, С.М. Настольные боги и Бог истинный / С.М. Соловьёв // Христианская мысль. - 1917. №3/4. - С.143-152.
2.1.7. Титлинов, Б.В., профессор. Единое христианство / Б.В. Титлинов // Вестник Священного Синода Православной русской церкви (ПРЦ). - 1925. -№4. - С.8-9.
2.1.8. Флоровский, Г. В., протоиерей. Избранные богословские статьи / Г. В. Флоровский. - М., 2000. - 318 с.
2.1.9. Хомяков, А.С. Сочинения богословские / А.С. Хомяков. - СПб., 1995. - 479 с.
2.1.10. Acaster, J. The Church in Danger from Herself: or, the Causes of her present declining State explained / J. Acaster. - London, 1829. - 171 p.
2.1.11. Birkbeck and the Russian Church // Ed. A. Riley /. - L., 1917. - 135 p.
2.1.12. Frere, W. English Church Ways (described to Russian friends in 4 lectures at St. Petersburgh in March, 1914) / W. Frere. - L., 1914. - 148 p.
2.1.13. Newman, J. H. Apologia Pro Vita Sua being a Reply to a Pamphlet
entitled «What, then, does Dr. Newman mean?» / J. H. Newman. - L., 1864. - 557 p.
2.1.14. Overbeck, J. J. Catholic Orthodoxy and Anglo-Catholicism / J. J. Overbeck. - L.: N. Truebner & Co. 1866. - 200 p.
2.1.15. Palmer, W. Notes of a visit to the Russian Church in the Years 18401841, ed. Cardinal Newman / W. Palmer. - L., 1882. - 654 p.
2.1.16. Puller, F. M. The Continuity of the Church of England (a course of lectures delivered in Russia for the Anglican and Eastern-Orthodox Union) / F. M. Puller. - L., 1912. - 152 p.
2. 2. Опубликованные документы государственных, общественных и религиозных организаций
2.2.1. Боннская конференция(2-4 сентября 1874 г.) / [Протоиерей Иоанн
Янышев]. - СПб.: Тип. Деп. уделов, 1874. - 37 с.
2.2.2. Общество ревнителей единения Восточно-православной и Англиканской церквей: Материалы и отчёты. 1906-1910 г. - СПб, 1912. - 53 с.
2.2.3. По пути сближения Англиканской церкви с православно-восточною. Рига. Православное религиозно-просветительское общество при кафедре Рижского епископа. - Рига, 1911. - 11 с.
2.2.4 Papers of the Russo-Greek Committee: Documentary Narrative. - L., 1865. - 24 p.
2.2.5 The Reports of the Eastern Churches Association. - L., 1861-1874. -
222 p.
2.2.6 The Occasional Papers of the Eastern Churches Association. - L., 1866-1879. - 232 p.
2.2.7. The Eastern Churches Association: Rules. - L., 1869. - 22 p.
3. Источники личного происхождения
3.1. Болдаков, И.М. Путешествие и пребывание в России сэра Томаса Смита в 1604 - 1605 г. - СПб., 1893. - 154 с.
3.2. Гордон, П. «Дневник» 1659 - 1667. Ред. М. Р. Рыженков. - М., «Наука», 2003. - 317 с. Он же. «Дневник» 1677 - 1678. Ред. М. Р. Рыженков. -М., «Наука», 2005. - 236 с. Он же. «Дневник» 1684- 1689. Ред. М. Р. Рыженков. - М., «Наука», 2009. - 340 с. Он же. «Дневник» 1690—1695. Ред. М. Р. Рыженков. - М., «Наука», 2014. - 624 с.
3.3. Горсей, Д. Записки о России. XVI - начало XVII в. / Д. Горсей // Под ред. В.Л. Янина; Пер. и сост. А.А. Севастьяновой. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
3.4. Коллинс, С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу в Лондоне. Сочинение Самуэля Коллинса, который девять лет провел при Дворе московском и был врачом царя Алексея Михайловича. 1667 г. / С. Коллинс / Пер. П. Киреевского // Утверждение династии. - М.: Фонд Сергея
Дубова. Рита-Принт, 1997. - С. 185-230.
3.5. Флетчер, Д. О государстве русском (Of the Russe Common Wealth) / Д. Флетчер // Под редакцией князя Н.В. Голицына, перевод князя М.А. Оболенского. С. - Петербург.: Акц. Общества Типограф. Дела в Спб. 1911. -168 с.
3.6. Newman, J. H. Apologia pro vita sua / J. H. Newman. - L., 1912. - 479
P.
3.7. The Letters and Diaries of John Henry Newman. Vol. 1-32. - Oxf., 1979. 4. Периодическая печать
4.1. Журнал Московской патриархии (ЖМП) (1931-1932, 1943-1945,
1948-1949 гг.).
4.2. Православно-русское слово (1902. №19).
4.3. Странник. СПб. (1866. №5. Отд.2).
4.4. Труды Киевской Духовной Академии. Киев. (1864, №8; 1898. №8; 1916. №11-12).
4.5. Христианское чтение. (ХЧт.) Санкт-Петербургская духовная академия (1872. №3; 1874. №.10.; 1876. Ч.1; 1882. Ч.2; 1897. Т.2. Ч.2; 1913. Ч. 2,3).
4.6. Церковные ведомости. СПб., (1894. №44; 1903. №17,24; 1905. № 28; 1912. №3; 1915. №14-15).
4.7. Церковный вестник (ЦВ). Санкт-Петербургская духовная академия (1888. №7; 1889. №7,8; 1894. №29-31; 1895. №44; 1902. №23; 1903. №23,24,42. 1904, №24; 1906. №1,2,40; 1911. №35).
4.8. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. СПб. (1887. Т.9. Ч.1).
4.9. The Union of the Churches (Greek and English). Fortnightly. L. Nos. 161.
4.10. Eirene (Official organ of the Anglican and Eastern Churches Union.In
English and Greek).Annual. L. (1908-1913). II. Литература.
1. Монографии, сборники статей.
1.1. Бенигсен, Г. К вопросу о действительности англиканского священства / Г. Бенигсен. - Париж. 1927. - С. 100-101.
1.2. Булгаков, А.И. Стремления англикан к восстановлению Древне-Вселенской церковности в Англии в последние 60 лет / А.И. Булгаков. - К., 1894.
1.3. Водовозов, В. В. Эмансипация католиков в Англии / В. В. Водовозов // Энциклопедия Брокгауза и Евфрона : в 86 т. Т. 40а. - СПб., 1904. - С. 708709
1.4. Глубоковский, Н.Н., профессор. Светлой памяти друга России и русского Православия Ивана Васильевича Биркбека / Н.Н. Глубоковский. ТКДА. - 1916. № 11-12. - С. 236-237
1.5. Гордиенко, Н.С. Современный экуменизм: Движение за единство христианских церквей / Н.С. Гордиенко. - М., 1972. - 200 с.
1.6. Граббе, Ю. Англикане и Православная Церковь / Ю. Граббе. -Варшава.: Варшавская синодальная типография, 1930. - 39 с.
1.7. Доброклонский, А.П. Руководство по истории русской церкви / А.П. Доброклонский. - М., 1999. - 940 с.
1.8. Епископ Каллист (Уэр). «Православная церковь». - М.: ББИ, 2001. -
376 с.
1.9. Карацуба, И. В. «Добро само по себе есть общительно»: митрополит Московский Платон (Левшин) в беседах с иностранцами / И. В. Карацуба // Вера - диалог - общение: проблемы диалога в Церкви: Материалы Международной научно-богословской конференции, 24-26 сентября 2003 г. / Науч. ред. А. М. Копировский; Коллектив авторов Свято-Филаретовского православно-христианского института. - М., 2004. - С. 137-145.
1.10. Карташев, А. В. Очерки по истории Русской Церкви: 2000-летию христианства посвящается / А. В. Карташев. - Москва.: Эксмо. 2006. - Том 1, 846 с., Том 2. 814 с. Он же. Церковь.История. Россия. - М., 1997. - 304 с.; 2000. - 304 с.
1.11. Кросс, Э. У Темзских берегов. Россияне в Британии в 18 веке / Э. Кросс. - СПб.: «Академический проект», 1996. - 387 с.
1.12. Ливцов, В. А. Экуменическое движение и Русская православная церковь в контексте государственной конфессиональной политики России с середины XIX в. по начало XXI в. / В. А. Ливцов. - Орел.: Издательство ОФ РАНХИГС, 2015. - 324 с.
1.13. Мансуров, П. Б. Церковное возрождение в Англии / П. Б. Мансуров. - М., 1912. - 32 с.
1.14. Миллер, А. История христианской церкви / А. Миллер. / [Пер. с англ.]. - Dillenburg, 1994. Т.2. - 720 с.
1.15. Михайловский, В.Я. протоиерей. Англиканская церковь и ее отношение к православию / В.Я. Михайловский. - СПб.: Типография Безобразова и К°, 1864. - 283 с.
1.16. Поспеловский, Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР / Д.В. Поспеловский. - М., 1996. - 408 с.
1.17. Попов, Е.И., протоиерей Начатки движения в Англиканской церкви к соединению с Восточною / Е.И. Попов // Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе (ПрТСО). - М., 1864. Ч. 23. К. 4. - С. 483-502.
1.18. Разумовский, Г.И., протоиерей. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь / Г.И. Разумовский Доклад. -М.: Моск. Патриархия, 1948. - 112 с.
1.19. Роберсон, Р. Восточные христианские церкви / Р. Роберсон. - СПб., 1999. - 191 с.
1.20. Родосский, А.С. Биографический словарь студентов первых XVШ курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814-1869 / А.С. Родосский.
- СПб., 1907. - С. 321.
1.21. Русская православная церковь, 988-1988: [Тысячелетию Крещения Руси посвящается]. - М.: Московская Патриархия. Выпуск 1 Очерки истории I-XIX вв. - 111 с.; Выпуск 2. Очерки истории. 1917-1988 гг. -, 1988. - 111 с.
1.22. Семёнов-Тян-Шанский, А. Десятая Ламбетская конференция англиканских епископов. Общество ревнителей единения Восточно-православной и Англиканской церквей. 1910 годов / А. Семёнов - Тян-Шанский. - СПб., 1912. - С. 25-42.
1.23. Сарни, М. Русская церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней / М. Сарни. - Издательство «Арефа», макет, 2012. - 79 с.
1.24. Смолич, И. К. История Русской Церкви: 1700-1917 / И. К. Смолич.
- М.: Валаамский монастырь. 1997: Ч. 1. - 800 с.; Ч. 2. - 798 с.
1.25. Соколов, В.А. Иерархия англиканской Епископальной церкви / В.А. Соколов. - Сергиев Посад, 1897. - 367 с.
1.26. Соловьёва, Т. А. К причалам Английской набережной / Т. А. Соловьёва. - СПб., 1998. - 288 с.
1.27. Суттнер, Э. Христианство Востока и Запада / Э. Суттнер. - М., 2004. - 313 с.
1.28. Тальберг, Н. Д. История Русской церкви / Н. Д. Тальберг. - N. Y.: Джорданв., 1959. - 924 с.
1.29. Уляхин, В. Русская Православная Церковь и экуменическое движение XIX-XX в. / В. Уляхин // Ежегодная богословская конференция Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: Материалы, 1997. - М., 1997. - С. 31-37.
1.30. Alivisatos, H. The Ecum.Movem.and the Orthodox Church//The Ecum. Rev. 1948-1949 / H. Alivisatos. № 1. - P. 267-276.
1.31. Beaven, J. Intercourse between the Church of England and the Churches of the East / J. Beaven. - L., 1840. - 129 p.
1.32. McLeod, H. Religion and society in England. 1850-1914 / H. McLeod.
- L., 1996. - 226 p.
1.33. Emhardt, W. C. Historical Contact of the Eastern-Orthodox and Anglican Churches / W. C. Emhardt. - N. Y., 1920.
1.34. Fouyas, M. [Phougias M.] Orthodoxy, Roman Catholicism and Anglicanism / M. Fouyas. - L., 1972. - 280 p.
1.35. Helmut, K. Reasons for a Reunion of the Russian and the Anglican Churches / K. Helmut. - Bonn, 1962;
1.36. Hodges, H. A. Anglicanism and Orthodoxy / H. A. Hodges. - L., 1955.
- 55 p.
1.37. Istavridis, V.T. Orthodoxy and Anglicanism in the 20th century / V.T. Istavridis. L., 1959. - 185 p. Oh ®:e. Orthodoxy and Anglicanism. - L., 1966; Oh ®:e. The Work of Germanos Strenopoulos in the Field of Inter-Orthodox and InterChristian Relations // The Ecumenical review 1958-1959. №11; Oh ^e. The Ecumenical Patriarchate and the WCC. Brookline. Mass, 1963; and in The Greek-Orthodox Theological review. Vo l.9. no.I. Slimmer, 1963; Oh ®;e. The Orthodox World // The Layman in Christian 1.85. History.ed. S.C. Neill and H.R. Weber, L.: S.C.M. Press, 1963; Oh ^e. The Ecumenicity of Orthodoxy. - G.: WCC., 1977.
1.38. Johnson, J. Life and Letters of Henry Parry Liddon / J. Johnson. - L., 1904. - 424.
1.39. Kahle, W. Westliche Orthodoxie: Leben und Ziele Julian Joseph Overbecks / W. Kahle. - Köln, 1968.
1.40. Moorman, J. A. History of the Churchin England / J. A. Moorman. - L., 1961. - 329 p.
1.41. Papmehl, K. A. Metropolitan Platon of Moscow (Petr Levshin, 17371812): the enlightened prelate, scholar and educator. Oriental Research Partners / K. A. Papmehl. -Newtonville, Mass., 1983. - 143 p.
1.42. Puller, F. W. The Continuity of the Church of England before and after its Reformation in the sixteenth centure / F. W. Puller. - Cowley, 1912. - 94.
1.43. Rigg, J. H. Oxford High Anglicanism and its chief leaders / J. H. Rigg -
L., 1899.
1.44. Sandys, E. A. Relation of the State of Religion, and with what Hopes and Policies it hath beene Framed and is Mantained in the Severall States of the Western Parts of the World / E. A. Sandys. - L., 1605. 192 p.
1.45. Shaw, P. The Early Tractarians and the Eastern Church / P. Shaw. -Milwaukee, 1930. - 200 p.
1.46. Stanley, А. Lectures on the History of the Eastern Church / А. Stanley. -L., 1861. - 302 p.
1.47. Williams, G. The Orthodox Church of the East in the XVIII century / G. Williams. - L., 1868. - 180 p.
1.48. Wordsworth, D. The Church of England and the Eastern Patriarchates / D. Wordsworth. - Oxf., 1898.
2. Статьи.
2.1. Амбарцумов, И.В. Англиканская церковь в Российской империи (конец XIX - начало XX в.) / И.В. Амбарцумов // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. - 2015. Вып. 2 (63). - С. 18-32
2.2. Андреев, А. Н. Англикано-православные отношения в XVIII в. / А. Н. Андреев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. -№ 38 (176).
2.3. Бартенев, П. Русский священник Я.И. Смирнов / П. Бартенев // Русский архив. - 1879. - кн.1, №3. - С. 354-356.
2.4. Бильбасов, В.А. Россия и Англия в XVIII веке / В.А. Бильбасов // Русская старина, LXXX, - 1893. - С.1-37.
2.5. Боборыкин, П. Английское влияние в России / П. Боборыкин // Северный вестник. - 1895. - №10. - С.177-185.
2.6. Вейш, Я.Я. Экуменические поиски Англиканской церкви // Вопросы научного атеизма. - 1973. - № 14.
2.7. Глубоковский, Н.Н. Eastern Orthodoxy and Anglicanism / Н.Н.
Глубоковский // Christian East. - 1922, III, 1 March, 20. To же по-сербски: Англиканство и Православие // Хришпански Живот. - 1926. - № 2. - С.79-86; № 3, 117-127. То же по-гречески в журнале «Ортодоксиа», 1927, № 10, 405410; № 11, 448-453; № 13, 6-42; № 15, 114-117. То же по-болгарски: Православната Црква и англиканството // Духовна культура, 1931, кн. 46, 9196. Въпросът за лрисъединяването на Англиканството към Православието // Православен мисионар, 1933, № 9, 1-8. Глубоковский. Православният Изтокъ. -1926/1927. - С. 37.
2.8. Зернов, Н.М. Православие и англиканство / Н.М. Зернов // Путь. -1934. - № 43. - С. 49-66.
2.9. Иванов, А. И. Из истории взаимоотношений Англиканской и православной церквей / А. И. Иванов // ЖМП. - 1954. - № 11. - С. 48-49.
2.10. Казем-Бек, А. Русская православная церковь и экуменическое движение / А. Казем-Бек //ЖМП. - 1962. - №5; Он же. «Экумена», «кафоличность» и современный экуменизм // ЖМП. - 1962. - №7.
2.11. Копылова, Е.А. «Дело Овербека» в жизни Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения / Е.А. Копылова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - Т. 2. - № 4 (14).
2.12. Костина, А. К. Джон Генри Ньюмен и Оксфордское движение / А. К. Костина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. - 2016. - № 1.
2.13. Крянев, Ю.В. Практическая и теологическая подготовка христианского экуменизма / Ю.В. Крянев // Вопросы научного атеизма. Вып.7. - М., - 1969; Он же. Христианский экуменизм. - М., - 1980; Он же. Экуменическое движение протестантских церквей Запада // Очерк истории западного протестантизма. - М., - 1995; Он же. Экуменическая глобалистика и миссиология // Проблемы экуменизма и миссионерской практики. - М., -1996.
2.14. Лаврова, П. В., Соловьёва Т. С., Сперанская Е. С. Англикано-
православные связи, богословские диалоги XVШ-XX вв. / П. В. Лаврова, Т. С. Соловьёва, Е. С. Сперанская // Православная энциклопедия. Т. 2. - М., 2001. -С. 301-312.
2.15. Лопухин, А.П. Сношения американской Епископальной Церкви с Православным Востоком по вопросу о соединении Церквей / А.П. Лопухин // Христианское чтение. - 1882. Ч. 2; 1883. Ч. 3.
2.16. Люттер, Г. Кризис экуменической теологии и политическая активность верующих / Г. Люттер // Вопросы научного атеизма. - М., 1978. Выпуск 22. - С.242-252.
2.17. Матвеевский, П. Трактарианское движение в Англиканской церкви в 1833-1862 гг. / П. Матвеевский // Странник. - СПб., 1866. №5. Отд.2. - С. 5988.
2.18. Михаил (Чуб), епископ Смоленский и Дорогобужский. Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской церквей / епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил (Чуб) // ЖМП. - 1956. - № 10.
2.19. Образцов, П. О попытках к соединению англиканской Епископальной церкви с православной / П. Образцов // Православное обозрение (ПО). - 1866. - Т.19. январь - С.41-70, февраль - С.169-201, март. -С.244-270.
2.20. Остапенко, Г.С., Чернышева, О.В. Проблема женского равноправия в протестантских церквах Европы / Г.С. Остапенко, О.В. Чернышева // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. - М., -1996. - №7. - С. 57-71.
2.21. Помазанский, М., протоиерей. Друг Святой Руси: Вильям Биркбек, 1859-1916 // Он же. О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей. Выпуск II. 1огёапуШе, N. У., 1976.
2.22. Попов, Е.И., протоиерей. Начатки движения в Англиканской церкви к соединению с Восточною / Е.И. Попов // Прибавлениям к творениям святых отцов (ПрТСО). XXXIII. - М., 1864. - С. 495-496
2.23. Соколов, И.П. О действительности Англиканской церкви / И.П. Соколов // Христианское чтение (ХЧт). - 1913. Ч.2. - С.153-174; Ч.3. - С.374-400.
2.24. Потемкина, Е.В. Истоки русской англомании в середине ХУШ века / Е.В. Потемкина // Мавродинские чтения. - СПб., 1994. - С. 150-153.
2.25. Соловьёва, Т. С. Англиканская и Православная церкви в XIX в. / Т. С. Соловьёва // Поиски единства: Проблемы религиозного диалога в прошлом и настоящем: Сб. статей. - М, 1997. - С. 37-55. Она же. Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии // Альфа и омега. - М., 2000. - № 3 (25). - С. 334-353.
2.26. Сперанская, Е. Межправославная и экуменическая деятельность РПЦ / Е. Сперанская // Московский патриархат 1917-1977. - М., 1978. - С. 3956.
2.27. Стецкевич, М.С. В поисках выхода: последние англиканские проповеди ДЖ. Г. Ньюмена / М.С. Стецкевич // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 11-2 (73). - С. 173-176. Он же. Социально-политические аспекты Оксфордского движения // В сборнике: Актуальные проблемы истории и историографии стран Западной Европы и Америки в Новое и Новейшее время памяти наших учителей - создателей ленинградской-петербургской школы историков: материалы научной конференции. Ответственный редактор Н.П. Евдокимова. - 2012. - С. 109-114.
2.28. Титлинов, Б.В., профессор. Единое христианство / Б.В. Титлинов // Вестник Священного Синода ПРЦ. - 1925. - №4.
2.29. Филонов, В.И. Начало взаимоотношений Русской православной церкви и Англиканской церкви в эпоху Петра I / В.И. Филонов //Научное мнение. - 2015. - № 11- 4. - С. 34-37. Он же. Взаимодействие РПЦ и Англиканской церкви во второй половине ХУШ веке / В.И. Филонов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые
гуманитарные исследования. - 2015. - № 6 (47). - С. 53-54. Он же, Меркулов П.А. Взаимоотношения РПЦ и Англиканской церкви в первом десятилетии XX века / В.И. Филонов, П.А. Меркулов // История: факты и символы. 2016. № 8 (3). - С. 134-138.
2.30. Цанков, С. Англиканская Церковь / С. Цанков // Церковный вестник. - 1935. - № 20. Он же. Англиканская Церковь и мы, православные // Церковный вестник. - 1935. - № 21.
2.31. Alivisatos, H. The Ecumenical Movement and the Orthodox Church / H. Alivisatos // The Ecumenical review.1948-1949. №1; Он же.The Roman Catholic Church as a Member of the WCC // The Ecumenical review. - 1969. - №21.
2.32. Florovsky , G. The Orthodox Churches and the Ecumenical Movement prior 1910. ch. 4 / G. Florovsky //A History of the Ecumenical Movement. Vol 1. 1517-1948. /ed. Rouse R. and Neill S.C. 3rd. ed. G., 1986;
3. Диссертационные работы, авторефераты диссертаций.
3.1. Алексеева, И.А. Всемирное христианское молодёжное движение в России в конце XIX - н. XX вв.: дисс. ... к.и.н. 07.00.02 / Алексеева Ирина Алексеевна. - М., 2006. - 156 с.
3.2. Амбарцумов, И.В. Не православные христианские исповедания в системе российской государственности: конец XIX в. - июль 1914 г. : автореф. дисс. ... к.и.н.: 07.00.02 / Амбарцумов Иван Владимирович.- Санкт-Петербург, 2014. - 26 с.
3.3. Козыренко, Л.В. Англиканская церковь как конфессиональный феномен: дисс ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Козыренко Людмила Владиславовна. - Москва, 2006. - 173 с.
3.4. Копылова, Е.А. Московское общество любителей духовного просвещения: становление и традиции духовного просвещения в России в период середины XIX - начала XX в.: автореф. дис. ... к.и.н.: 07.00.02 /
Копылова Елена Анатольевна. - Москва, 2016. - 23 с.
3.5. Ливцов, В.А. История взаимодействия Русской православной церкви с экуменическим движением: конец XIX - начало XXI в.: дисс. ... д.и.н.: 07.00.02 / Ливцов Виктор Анатольевич. - Москва, 2013. - 569 с.
3.6. Литвинов, C.B. Западная Европа: историческая динамика взаимодействия культур: середина XVI - середина XIX вв.: автореф. дисс. ... д.и.н.: 24.00.01 / Литвинов Сергей Владимирович. - Москва, 2009. - 44 с.
4. Энциклопедические издания, справочники.
4.1. Всемирная энциклопедия. Христианство. - Минск, 2004. - 832 с.
4.2. Комт Ф. Христианская цивилизация. Энциклопедический словарь. Перевод. - М., 2006. - 874 с.
4.4. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. -М„ 1992. - Т. 1-2.
4.5. Православие. Словарь атеиста. - М., 1988. - 272 с.
4.6. Религии мира. Перевод. - Минск-Москва, 1994. - 464 с.
4.8. Советская историческая энциклопедия. Т.1. М., 1961. 1023 с.; Т.2. М., 1962. 1023 с.; Т.3. М., 1963. 975 с.; Т.4. М., 1963. 1071 с.; Т.5 М., 1964. 959 с.; Т.6. М., 1965. 1023 с.; Т.7. М., 1965. 1023 с.; Т.8. М., 1965. 991 с.; Т.9. М., 1966. 999 с.; Т.10. М., 1967. 1039 с.; Т.11. М., 1968. 1023 с.; Т.12. М., 1969. 973 с.; Т.13. М., 1971. 1023 с.; Т.14. М., 1973. 1039 с.; Т.15. М., 1974. 1007 с.; Т.16. М., 1976. 1004 с.
4.10. Философский энциклопедический словарь. Ст. «Культура». -Москва. - 1997.
4.11. Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х томах. М., 1995.
4.12. Конфессии, культы, рел. движения. Справочное пособие. - М., 1998. - 349 с.
4.13. Католическая энциклопедия. ТТ.1-3. Т.1. -М., 2002. -1906 с., Т.2. -М., 2005. - 1818 с., Т.3 - М., 2007. - 1910 с.
5. Internet -ресурсы.
5.1. Официальный сайт Англиканской церкви. - Режим доступа: http: //www.anglicancommunion. org/
5.2. Официальный сайт Англиканской церкви Святого Андрея (Москва). - Режим доступа:: http://moscowanglican.org/
5.3. Церковь Англии. - Режим доступа: https://www.churchofengland.org/
5.4. Официальный сайт Всемирного совета церквей. - Режим доступа: http: //www.oikoumene.org/en/
5.5. Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московской патриархии. - Режим доступа: https://mospat.ru/ru/
5.6. Официальный сайт Московского патриархата. - Режим доступа: http: //www.patriarchia.ru/
5.7. Официальный сайт Московской духовной академии. - Режим доступа: http://history-mda.ru/publ/rozhdenie-sovremennogo-ekumenicheskogo-dvizheniya_3114.html
5.8. Официальный сайт Санкт-Петербургской духовной академии. -Режим доступа: http://spbda.ru/
5.9. Официальный сайт Посольского Спасо-Преображенского мужского монастыря на Байкале. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://posolsk-monastery.prihod.ru/index
5.10. Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.pravenc.ru/
5.11. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.sedmitza.ru/
5.12. Агентство религиозной информации «Благовест». [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.blagovest-info.ru/index.html71487963783
5.13. Портал «Родон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rodon. org/
5.14. Православие - RU. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.pravo sl avie.ru/475 .html
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.