Основные тенденции развития женского движения в европейских странах в 70 - 80-е гг. ХХ в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Горбаткова, Александра Николаевна

  • Горбаткова, Александра Николаевна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 170
Горбаткова, Александра Николаевна. Основные тенденции развития женского движения в европейских странах в 70 - 80-е гг. ХХ в.: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2003. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Горбаткова, Александра Николаевна

Введение.

Глава 1. Истоки социально-политической активности женщин в Западной Европе в 70-80 гг. XX века.

1.1. История женского движения в европейских странах.

1.2. Проблемы равенства социальных прав и возможностей мужчин и женщин.

1.3. Сущность и основные направления современного феминизма.

1.4. Оппозиция женскому движению со стороны общества.

Глава 2. Основные тенденции женского движения в 70 - 80-е гг. XX века.

2.1. Содержание демократического женского движения.

2.2. Особенности участия женщин во внутренней общественно-политической жизни своих стран.

2.3. Влияние и тенденции изменения позиции католической церкви на положение женщины в европейских странах.

2.4. Прогностические варианты изменения роли женщины в семейно-брачных отношениях.

2.5. Современное женское движение в различных европейских странах и его особенности в России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основные тенденции развития женского движения в европейских странах в 70 - 80-е гг. ХХ в.»

Актуальность проблемы. В XX веке произошло резкое изменение роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Она прочно заняла значимое место в экономике, политике, культуре. Значимое, важное, но не равноправное. В начале XXI века, так же как и в начале XX века, пока рано говорить о достижении равноправия женщин и мужчин.

Длительная борьба женщин за равноправие привела к определенным изменениям общественного сознания во взглядах на социально-политическую роль женщины, но, несмотря на это, фактическое равноправие не достигнуто.

В теоретическом плане проблема женского равноправия, начиная с XIX века, является объектом пристального внимания политологов, философов, социологов, однако интенсивность тендерных изменений такова, что многие актуальные факты действительности остаются без теоретического осмысления и обоснования. В силу этого практические решения в этой сфере зачастую основываются не на научных рекомендациях, а на конъюнктурных интересах, не на научной методологии, а на методе "проб и ошибок". В этой связи значительный теоретический и практически-политический интерес представляет опыт европейского женского движения. Актуальность его политологического исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, в условиях формирования гражданского общества, предполагающего существенное возрастание в общественной жизни новых "нетрадиционных" элементов политической системы, наряду с существующим госаппаратом управления, политическими партиями и так далее, возрастает значимость различного рода общественных организаций, объединений, учреждений, к числу которых относится и женское движение, оказывающее все большее влияние на жизнь общества. Женское движение является одним из значимых общественных движений демократической ориентации, координирующим свои действия в международном масштабе. В зависимости от своей политической направленности женские организации и объединения отстаивают экономические интересы, социальные потребности, политические права женщин. Более того, действуя совместно с профсоюзным, молодежным, экологическим, пацифистским и другими общественными движениями, женские организации вносят существенный вклад в борьбу народов за общественный прогресс, социальную справедливость, демократию, сохранение мира на планете, утверждение гуманистических принципов в отношениях между людьми.

Во-вторых, практика остро нуждается в теоретическом обосновании тех новых явлений в тендерных отношениях, которые появились на рубеже веков. В русле феминологии возникает множество школ и направлений, исследующих различные аспекты тендерных ролей. Отсутствие философско-политического обоснования, недостаточная разработанность общей методологии современных тендерных процессов сдерживает исследования различных сторон женского движения и роли женщин в современном обществе.

В-третьих, несмотря на то, что как международные, так и национальные законодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины не обладают равноправием в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярко выраженное противоречие между новыми потребностями и отсутствием условий в обществе для их удовлетворения: возрастает общественное самосознание женщин, их больше не удовлетворяет навязанный им стереотип социальных ролей, где семья и материнство являются единственными ценностями. На этой основе в середине XX века складываются новые потоки движения, возникают новые организации и группы со своими программами действий. В 70 - 80-х гг. XX века наступает качественно новый этап в развитии женского движения, характеризующийся ростом его массовости, изменением и расширением социальной базы, прежде всего за счет «новых» средних слоев, сменой его лозунгов и целей. Этими обстоятельствами и обусловлен выбор данного периода настоящего диссертационного исследования.

В-четвертых, актуальность исследования обусловлена также тем, что Европейскими странами накоплен огромный опыт, который может применяться в практике женского движения в России. В вопросах зарубежного опыта предполагается не только использование несомненных достижений, но и учет неизбежных промахов и недостатков. Автор диссертационного исследования рассматривает противоречия, крайние точки зрения и теоретическое многообразие современного феминизма через призму политической ситуации, складывающейся в современной России.

Наконец, следует особо подчеркнуть, что актуальность исследования напрямую связана с важнейшей чертой женского движения: возникнув как общественно политическое движение за равноправие мужчин и женщин, женское движение переросло в движение за общественный прогресс, и те задачи и цели, которые ставят перед собой участницы движения, касаются отнюдь не только женщин, они значимы для развития всего общества в целом по пути гуманизма.

Все это в совокупности определяет целесообразность научно-политологического исследования основных тенденций женского движения в европейских странах в 70 - 80-гг. XX века.

Степень научной разработанности. Женское движение является объектом серьезного теоретического осмысления. Исследования этого рода проводятся практически во всех развитых странах, и, разумеется, в России.

Что касается России, то за последнее время наблюдается возросший интерес к данной тематике. Изменения, произошедшие в российском обществе в конце XX века, коснулись всех слоев населения, и женщины не были исключением. При этом они оказались наименее защищенными, в обществе резко обозначилась проблема определения социально-правового статуса женщины/Вместе с тем в этот период возросла социальная и политическая активность значительной части женщин.

Общие проблемы положения женщин в России анализируются в работах Айвазовой С., Бабаевой Л., Шинелевой Л., Зуйковой Е.1.

Женская проблематика чрезвычайно многообразна, она содержит большой спектр проблем. Так, роль женщин в общественном производстве рассматривается в работах Швальбе Б., Швальбе X., Михайлюк В.Б.2. Проблеме совмещения женщинами работы и семейных обязанностей посвящены, например, следующие работы: Машика Т., Бойко В., Шинелевой JL3. Участие женщин в принятии политических решений рассматривается в работах Васецкого Н., Айвазовой С., Михайлюк В.4.

История женского движения в России представлена работами Хасбулатовой О., Стеллецкого Н., Хвостова В., Шабановой А., Коллонтай А.5.

Таким образом, вопросы положения российских женщин, а также проблематика женского движения в России представлены в целом ряде работ, как общего направления, так и по отдельным аспектам.

Женское движение в европейских странах имеет давние традиции, опыт женского движения изложен в многочисленных работах активисток: Bonnie Charles Blush, Charlotte Bunch, Beauvoir S., Deckard B.S., Janeway E., Mead M., Mitchell J6.

1 Айвазова С. «Женщины и общество. Тендерное измерение политического процесса» - М., 1996. Бабаева Л. «Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь» - М., 1996. Шинелева Л. «Гендерная политика в условиях системного кризиса в России» - М., 1998. Зуйкова Е.М., Кулагина В.И. Женщина в обществе и семье. - Ниж.Новгород, 1991.

2 Швальбе Б., Швальбе X. «Личность, карьера, успех» - М., 1993. Михайлюк В.Б. Использование женского труда в народном хозяйстве. - М.:Экономика, 1970.

3 Машика Т. «Занятость женщин и материнство». - М., 1989. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. - М.,Мысль,1985. Шинелева Л.Т. Гендерная политика в условиях системного кризиса в России. М., 1998.

4 Васецкий Н. «Женщины: во власти и без власти». - М., 1997. Айвазова С. Женщины и общество. Тендерное измерение политического процесса. М, 1996. Михайлюк В.Б. Легенда и правда о женском труде. -М.:Политиздат, 1981. s Хасбулатова О. «Эволюция российской государственной политики в отношении женщин: обзор исторического опыта. Интеграция женщин в процессе общественного развития». - М., 1994. Стеллецкий Н. Христианское назначение женщины и женская эмансипация нашего времени. Киев. 1909. Хвостов В.М. Женщина и человеческое достоинство: исторические судьбы женщины. Природа женщины. Женский вопрос. - М., 1914. Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России. - СПб., 1912. Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. М., 1908.

6 Bonnie Charles Blush. Woman to Woman. European Feminists. - NY, 1974. Charlotte Bunch. Feminism in the 80 s. Facing down the right. -NY, 1988. Feminists Manifesto. - NY, NY Radical Feminists, 1969. Beauvoir S. The Second Sex. NY, 1953. The Women's Movement: Political, Socioeconomic and Psychological Issues. NY, e.a. Harper and Row, 1975. Janeway E. Man's World, Woman's Place: a Study in Social Mythology. NY, Dell. publ. со, 1971. Mead

70-80 гг. XX века - это новый период женского движения (первый завершился получением женщинами избирательных прав в начале XX века), он характеризуется борьбой женщин за достижение фактического равенства во всех областях жизни.

В базовых работах по теории феминизма рассматриваются основные положения проблематики женского движения: В 1952 году вышла книга феминистки Симоны де Бовур «Второй пол». Уже название говорит о том, что отношение к женщине в обществе - второстепенное. Влияние этой книги было огромно. Автор провела биологический, антропологический, культурный анализ причин, почему женский род стал чем-то второсортным, низшим, ущербным. Книга изменила взгляды многих, она говорит о притеснении женщин и превосходстве мужчин (см. сноску 6 на предыдущей стр.).

В теориях радикального феминизма содержатся резкие, противоречащие общепринятым нормам идеи. Это такие авторы, как Adam R, Decter М., Goldberg S.1 Одной из первых и самых значительных феминисток-радикалов является Суламифь Файерстоун. В своей книге «Диалектика секса» она призывала разработать марксистскую теорию в биологическом направлении по отношению к женщинам. Теория классов предстала у неё в виде теории классов/полов, где экономическая зависимость классов/полов женщин стала вторичным результатом биологической и психологической зависимости от мужчин.

Феминистки-радикалы утверждают, что в семье женщина подвергается экономической зависимости, психологическому унижению, сексуальной эксплуатации. Женщина вынашивает и растит детей, ведет домашнее хозяйство. Самое радикальное требование самого радикального крыла -упразднение роли матери и, таким образом, семьи. «Брак означает рабство для женщины и ясно, что женское движение должно сосредоточить свои усилия на

М. Male and Female: a Study of Sexes in a Changing World. NY, 1949. Mitchell J. Woman's Estate. NY Vintage Books, 1973. том, чтобы устранить институт брака. Свобода женщины не может быть завоевана без отмены брака»2. ^ Некоторые феминистки специально сгущают краски, для того чтобы быть услышанными. Мужской стереотип у них выходит резко отрицательным. Утверждения, что мужчины никогда серьезно не относятся к женщинам, всегда сексуально озабочены, все склонны к жесткости и насилию превращают мужчин в нечто нечеловеческое. Об этом пишут такие авторы, как Gene Marine3. Цель подобных утверждений - заставить мужчин признать, что проблема существует. Для политики радикализма характерны такие резкие утверждения, они призваны привлечь внимание общественности своими шокирующими резкими выпадами.

Общественное мнение настроено по отношению к женскому движению неоднозначно. Более того, у женского движения много противников. Довольно значительное число авторов-мужчин, а также некоторые авторы-женщины ф, высказываются против женского равноправия, за сохранение патриархальной культуры. Это отражено в следующих работах: Elizabeth Gould Davis, Elshtein Y., Dworkin A.4.

Некоторые ученые резко выступают против практики феминизма. К таким явным противникам феминизма относится Стивен Гольдберг1. В своей книге «Неизбежность патриархата» этот автор выступает против тех, кто верит в прошлое или будущее матриархата, при этом он пользуется данными антропологических и биологических исследований. Во всех обществах, по его мнению, мужчины властвуют над женщинами. Власть мужчин, согласно Гольдбергу, обусловлена их "чрезвычайно мощной агрессивностью" {superior power of aggression), не только в смысле физического насилия, но в их

1 Adam R. A Women's Place, 1910-1975, London, Chatto and Windus, 1975. Decter M. The New Chastity and Other Arguments against Women's Liberation, London, Wildwood House, 1973. Goldberg S. The Inevitability of Patriarchy,

• NY, William Morrow, 1973.

2 Sheila Cronan, "Marriage in Koedt et al", Radical Feminism, 1981.

3 Gene Marine "A Male Guide to Women's" Liberation, NY, Holt, Rinehart and Winston, 1972. John Gordon "The Myth of the Monstrous Male and Other Feminist Fables", NY, Playboy Press, 1982.

4 Elizabeth Gould Davis. The First Sex. Harmondsworth, Penguin, 1974. Elshtein Y. Public Man, Private Woman: Women in Social and Political Thought, Oxford, Robertson, 1981. Dworkin A. Women Hating, NY, Dulton, 1974. внутренней необходимости доминировать в своей среде. Обращаясь к биологическим исследованиям животных и человека, Гольдберг утверждает, что большая мужская агрессивность характерна для всех типов животных, и особенно для человека. Эта разница дает мужчинам как клану стартовое преимущество, которое позволяет им лучше справляться с элементами социальной среды, где агрессивность ведет к успеху.

Джордж Гилдер утверждает, что биологические различия существенны для социальных целей. Слово «самоубийство» в названии книги подразумевает судьбу, на которую обрекает себя общество, если оно вдохновляет женщину отказаться от роли матери как определяющей основы ее жизни. Женщины социализируют и гуманизируют мужчин, переделывают и ограничивают мужскую агрессивность, и это дает возможность цивилизованного развития общества.

Проблема женского равноправия тесно связана с проблемой современной семьи. Многие зарубежные авторы рисуют непривычную картину разнообразия форм семейных отношений в современном обществе: Toffler A, Glazeer-Maldin N., Janeway Е., Mead М.3

Образ женщины 70-х гг. XX века - бизнес леди (superwoman) с молниеносной карьерой, домом и семьей, достигающей всего и ничего не теряющей. Успех таких книг как Коллетт Даулинг «Комплекс Золушки»4, которые призывают женщин отбросить сомнения и страхи в отношении успеха и конкуренции с мужчинами показал, что образ superwoman жив. Но при этом подтвердились опасения женщин в том, что можно легко добиться успеха без особых затрат.

В некоторых культурах отношение к женщине всегда было очень строгое, так как женщина рассматривалась как нечто опасное, приносящее хаос и •Steven Goldberg " The Inevitability of Patriarchy NY, William Morrow, 1973 2 Gilder G.F. Sexual Suicide. NY, Quadrangle, 1973.

1 Toffler A. The Fractured Family, NY, 1978. Glazeer-Maldin N. ed., Old Family - New Family. International Relationship, NY, e.a. Van Nostrand, 1975. Janeway E. Man's World, Woman's Place: a Study in Social Mythology, NY, Dell. publ. со., 1971. Mead M. Male and Female: a Study of Sexes in a Changing World, NY, 1949. -Collett Dawling "The Cinderella Complex "Women's Hidden Fear of Independence, NY,Summitl981 несчастья Таковы следы в иудейско-христианской традиции, легенды и мифы всех культур полны женщинами - демонами, начиная с богини Кали и кончая фуриями древней Греции. При этом женщина вызывает страх из глубины мужского сознания 2. Главенствует здесь страх всемогущей матери, всевластной богини детства, когда она карает и милует, любит и отвергает.

Итак, анализ работ зарубежных авторов показывает, что в европейских странах накоплен огромный опыт по вопросам женского движения, разработаны теоретические вопросы женской проблематики различных направлений. Поскольку большинство работ о женском движении за рубежом представлено на иностранном языке, они не доступны широкому кругу лиц.

Автором диссертационного исследования предпринята попытка проанализировать те новые политические процессы, которые появились в европейском женском движении в 70-80гг. XX века.

Одной из причин обращения к названной проблеме явилось то, что как у отечественных, так и у зарубежных специалистов по проблемам женского движения остаются неполно освещенными такие важные проблемы, как оппозиция женскому движению со стороны политической власти, СМИ, противоречивость проявлений самого женского движения.

Изменения семейно-брачных отношений на рубеже XX-XXI веков привлекают многих специалистов, при этом многообразие точек зрения и полярность подходов к этой проблеме и ее решению оставляют ее открытой -она требует дальнейшего изучения.

Анализ литературы показывает, что значительная часть зарубежных авторов чрезвычайно пристрастна в изложении своей точки зрения, многие идеи и выводы можно, скорее, назвать вызовом традиционным представлениям, чем теориями, которые возможно воплотить на практике.

Таким образом, несмотря на возросший интерес к таким вопросам, как положение женщин, равноправие мужчин и женщин, изменение тендерных Fatima Mernissi, Beyond the Veil, NY, Wiley, 1975.

2 Wolfgang Lederer The Fear of Woman, NY, Harcourt Brace Yovanovich, 1968. ролей, семейно-брачных отношений, женского движения следует отметить, что женская тематика требует дальнейшего изучения, причем именно в наше время решение женского вопроса стало насущной проблемой современности.

Объект исследования представляет собой Европейское женское движение как значимая важная социально-политическая, экономическая и духовная составляющая развития современной цивилизации.

Предметом исследования в данной работе являются направления, тенденции, особенности Европейского женского движения 70-80 гг. XX века. Исторический опыт Европейского женского движения дает основание для его использования в политической практике России.

Общий замысел работы заключается в том, чтобы исследовать политические процессы, динамику изменения содержания, форм, методов женского движения в 70-80гг. XX века, определить основные тенденции этих изменений, выявить возможность использования положительного опыта Европейского женского движения в политической практике Российской Федерации.

Задачи исследования:

- изучить специфику женского движения в Европейских странах в 7080гг. XX века;

- выявить и раскрыть теоретические концепции современного феминизма;

- систематизировать основные направления оппозиции современному женскому движению;

- проанализировать общедемократическое содержание женского движения 70-80-гг. XX века;

- исследовать тенденции изменения роли женщин в общественно-политической жизни общества;

- изучить специфику современных семейно-брачных отношений и изменение роли женщины в этих отношениях;

- рассмотреть возможность использования положительного опыта Европейского женского движения в политической практике России.

Методологическую основу исследования составляет комплексное использование различных методов и видов научного анализа: диалектический, системный, феноменологический, герменевтический; теоретические методы-приемы: социально-политический анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, моделирование, аналогия, контент-анализ и другие.

Теоретико-правовую базу исследования составляют Международные правовые документы, труды классиков мировой философской и политологической мысли, работы теоретиков феминистского движения на иностранных языках, монографии и научные статьи отечественных исследователей женского движения.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- осуществлен анализ политических предпосылок и условий формирования западноевропейского женского движения как составляющей современной цивилизации;

- исследована диалектика общего и особенного в содержании женского движения в различных странах Европы во второй половине XX века;

- выявлены тенденции практики современного женского движения и их обращение в теории феминизма;

- предложен вариант систематизации институтов, выступающих в качестве оппозиции современному женскому движению;

- определены основные закономерные тенденции в изменении содержания женского движения во второй половине XX века;

- исследована специфика роли женщины в «традиционных» для нее сферах тендерных отношений;

- к элементам научного подхода можно отнести и то, что в отечественный научный оборот введен новый материал из общественной жизни Западной Европы: диссертантом изучено свыше 40 научных работ, не переведенных на русский язык.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности при осуществлении социальной политики государства; при выработке стратегии и тактики тендерной политики. Исторический и социально-политический опыт Европейского женского движения может быть использован отечественными женскими организациями.

Материалы исследования могут быть использованы в воспитательных учреждениях (начиная с детских), в учебно-воспитательном процессе ВУЗов, при чтении курсов общей и прикладной политологии, феминологии и семьеведения, истории политических движений и других.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебников, учебных пособий и спецкурсов.

В своей совокупности исследования названных проблем представляют собой решение научной задачи, имеющей важное социально-политическое значение.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на кафедре Политологии и социальной политики Московского государственного социального университета. Основные положения и выводы исследования были изложены в выступлениях на секции II Международного социального конгресса "Россия в системе глобальных координат", на конференции "300 лет Российской журналистики, на "IX годичных чтениях МГСУ" и в научных публикациях автора.

Структура работы определяется логикой поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Горбаткова, Александра Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Женское движение, равно как и положение женщины в обществе, является важнейшим фактором общественного развития, критерием и показателем цивилизованности общества, уровня его демократизации. Оно прошло непростой путь, будучи определено целым рядом обстоятельств: экономическими, социально-политическими, религиозными, духовно-идеологическими и многими другими. Как общественно-политическое движение, являясь элементом политической жизни общества, политической системы и политического режима, оно оказывает большое влияние на общественную и политическую жизнь общества. По этой причине, оно совершенно аргументированно и оправданно, наряду с другими общественно-политическими движениями и организациями, относится к важнейшим элементам политической системы общества, в значительной степени определяющей ее характер, политический режим, а главное - возможности и перспективы развития той или иной страны. От положения женщины в обществе, иными словами, зависит его состояние и возможности развития.

В XX веке произошло изменение роли женщины: она прочно заняла место в системе общественного производства. Женское движение, ставя своей целью равноправие женщин во всех сферах жизни, выдвигает на повестку дня не только специфические женские вопросы, касающиеся исключительно женщин, оно ставит вопросы пересмотра и изменения позиций общества в основных сферах жизни и деятельности. Женское движение стало настолько значимой прогрессивной силой, что оно оказывает влияние на все общественное развитие, политику, экономику и культуру.

В истории развития человеческого общества женщине традиционно отводилась второстепенная роль, она находилась в подчинении у мужчины. Такое положение считалось установившимся и естественным, то есть то общество, которое мы имеем на сегодняшний день - это общество патриархальной культуры, где все существующие формы общественной организации гендерно не нейтральны, они повернуты в сторону мужчин. Теоретические работы и практическая деятельность участниц женского движения направлены на то, чтобы изменить второстепенное положение женщины в обществе.

Вопрос о равенстве возможностей мужчин и женщин является ключевым вопросом не только женского движения, но и всего общественного развития. Женщины с самого начала не имеют возможностей вступить в честное соревнование с мужчинами, постоянно наталкиваясь на препятствия, заложенные в самой культуре общества. Стереотип жизненной роли преследует женщину с раннего детства. Система воспитания и образования, приоритеты при приеме на работу и продвижению по службе, семейные традиции и распределение бытовых обязанностей - все сориентировано в интересах мужчин, и женщины могут только попробовать приспособиться к этой системе, она не рассчитана на них. Женщине надо приложить горазда больше усилий, чем мужчине, чтобы добиться равного с ним положения.

Такое положение связано с некоторыми биологическими особенностями. Так, "яблоком раздора" в теории феминизма является вопрос о соотношении биологического и социального в неравноправном положении женщин и мужчин. Если мужчины как биологическая группа повсеместно главенствуют над женщинами как биологической группой, то резонно предположить, что истоки этого идут от биологических причин. На сегодняшний день аргументы о степени важности биологических различий между мужчиной и женщиной не могут поставить точку в этом вопросе. Биологическо-функциональное различие между полами абсолютно не должно приводить к различию прав в политических, юридических, экономических и других аспектах. С другой стороны, равенство политических и других прав вовсе не ликвидирует биологически-функциональные различия мужчин и женщин. Диалектика общих прав равенства и различия не должны противопоставляться, а, напротив, должны учитываться.

При этом, существует и другая точка зрения - теория женского превосходства. Она основана на том, что выживаемость женщин' в младенчестве выше, женщины живут дольше, лучше адаптируются к физическим перегрузкам, у женщин сильнее сопротивляемость к некоторым болезням. Сюда же относится утверждение феминисток о моральном превосходстве (у женщин меньше «пороков»). Эти положения составляют основу теории женского превосходства, характерную для некоторой части радикального феминизма.

Призыв к женскому равенству всегда вызывал большую оппозицию. С середины XIX века и до настоящего времени женское движение сталкивается с сильными противниками, которые само существование феминизма рассматривают как угрозу обществу. Самая большая оппозиция была и остается со стороны тех, кто мало знает о взглядах и требованиях феминисток. В ходу популярные стереотипы, распространяемые средствами массовой информации, они и являются той основой, на которой строится точка зрения о женском движении у основной массы людей, в этом смысле (с некоторыми исключениями) журналисты - многочисленные и сильные противники феминизма. Движение за освобождение женщин обвинили во многих социальных переменах в обществе, большинство из которых основная масса людей считает опасными и даже угрожающими: увеличение числа разводов, конкуренция женщин на рынке труда, растущая независимость женщины как личности, смещение традиционных тендерных ролей, нарастающие стрессы семейной жизни. В действительности эти изменения явились не результатом женского движения, а основными причинами его возникновения.

Большое значение имеют исследования по проблемам женщин (Women's Studies), которые проводятся на Западе. Такие исследования женщин- ученых стали частью научной жизни, результаты этих исследований находят свое применение в виде учебных программ и практических рекомендаций. Женские исследовательские программы меняют взгляд на мир, как девушек-студенток, так и юношей-студентов. Женские исследования тендерных ролей затем вкрапляются по всей программе обучения, входя как часть в учение о неравноправии, политической власти, экономике, рынке труда, истории, культуре, искусстве.

70 - 80 гг. XX века сопровождались значительными завоеваниями женского движения в общественно-политической сфере. Женщины активно включаются в работу местных органов власти, они все чаще становятся мэрами городов, генеральными и муниципальными советниками, депутатами региональных советов, членами парламента и даже главами правительств крупнейших западноевропейских стран. Но все же женщины в большинстве случаев активно работают в низовых партийных организациях, в массовых движениях.

Одновременно женщины стали активно бороться за участие в работе законодательных органов власти - парламентов своих стран. Политические партии были вынуждены изменить всю систему своих отношений с женской частью общества. Предвыборные платформы претендентов на высшую государственную должность строятся во многом хотя бы с формальным учетом этих нужд; кандидаты от партий ведут работу среди женщин; партийные организации специально набирают женщин в свои ряды.

Претерпела изменение и позиция церкви в вопросах влияния на взгляды и положение женщины в обществе. Церковь, идя в ногу со временем, провозглашает равенство мужчин и женщин. И все же, говоря о роли женщины, приоритеты некоторых конфессий остаются прежними: ее первостепенный долг - материнство и служение церкви, другие ее функции просто ставятся на второй план.

Важное место в женском движении занимает вопрос о семье. Женское движение оказалось особенно значимым фактором, повлиявшим на изменение образа жизни и повышение интереса к межличностным отношениям. Возникнув в результате угнетенного социально-экономического положения, оно охватило и эти отношения, где приобрело форму вызова традиционным представлениям о семье. В обществе наметилась тенденция не только к разрушению традиционной моногамной семьи и возникновению альтернативных вариантов совместного проживания людей, но и к другим социально-структурным сдвигам в отношениях женщин и мужчин.

Женское движение самим фактом своего существования и достигнутыми результатами по решению всего спектра общественно-политических проблем доказало, как много могут женщины, насколько велика их созидательная роль. Поэтому женское движение, его идеология, становятся действенным фактором социально-политического развития современного общества.

Проведенное диссертационное исследование позволило сформулировать практические рекомендации.

Женским организациям в России следует учитывать исторический и социально-политический опыт деятельности Европейского женского движения; причем как положительный опыт для достижения определенных результатов, так и отрицательный, во избежание тех же промахов и ошибок, с которыми столкнулись в своих действиях женщины европейских стран.

СМИ следует подходить более объективно к освещению различных сторон деятельности женских организаций, давать возможность высказаться от первого лица самим участницам движения, учитывать возрастание роли и социальной ответственности СМИ.

При составлении программ Вузов социального профиля по курсу Феминологии и семьеведения знакомить студентов как с направлениями, так и с результатами исследований по данной тематике, широко представленной многочисленными и разнообразными работами Западных специалистов в этой области.

Опыт Европейского женского движения представляет собой ценный материал для использования в просветительской деятельности по преодолению патриархальных стереотипов, в воспитании молодого поколения на принципах равенства, уважения и толерантности.

Практические достижения изменения неравноправного положения женщины в обществе в европейских странах могут быть использованы в законотворческой деятельности при осуществлении социальной политики, при выработке стратегии и тактики тендерной политики.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Многообразие форм семейных отношений как проявление толерантности в современном обществе (на примере европейских стран). Журнал "Россия: духовная ситуация времени", 2002, № 3 - 4, 0,5 п.л.

2. Женское движение - важный фактор развития современного общества; статья в сборнике "IX годичные чтения МГСУ", 2002, 0,7 п.л. (в печати).

3. Общественное мнение против требований женщин. Аспирантский сборник МГСУ, 2002, 0,7 пл.

4. Европейское женское движение: опыт борьбы по достижению равноправия. Тезисы на секции II Международного социального конгресса "Россия в системе глобальных координат", 2002, ноябрь, 0,1 п.л. (в печати).

5. Отображение вопросов женского движения средствами массовой информации (опыт Западной Европы); выступление на конференции "300 лет Российской журналистики, 2002, декабрь, 0,5 п.л. (в печати).

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Горбаткова, Александра Николаевна, 2003 год

1. Айвазова С. Женщины и общество. Тендерное измерение политического процесса. М, 1996

2. Барнетт А. Род человеческий / Пер. с англ. М.:Мир, 1968

3. Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М.:Прометей, 1989

4. Бебель А. Женщина и социализм / Пер. с нем. М.: Госполитиздат, 1959

5. Бережная Н.А., Блинова Е.П. Женщины в борьбе за мир. М.:Наука,1986

6. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. -М.,Мысль,1985

7. Васецкий Н.А. женщины: во власти и без власти. М., 1997

8. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальные исследования / Пер. с нем. М.: Терра, 1992

9. Витек К. Проблемы . супружеского благополучия / Пер. с чеш.-М.:Прогресс, 1988

10. Дудченко О., Ясная Л., Дейнз Ш. Работа женщины и семья. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995

11. Дэвис А. Женщина, раса, класс / Пер.с англ.-М.:Прогресс, 1987

12. Женщина, брак, семья до начала нового времени: Демографические и социокультурные аспекты.-М.:Наука, 1993

13. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука, 1991

14. Зуйкова Е.М., Кузнецова Н.В. Молодая семья. М., 1994

15. Зуйкова Е.М., Кулагина В.И. Женщина в обществе и семье. -Ниж.Новгород, 1991

16. Киселева Н.А. Международное демократическое движение за мир, равноправие и социальный прогресс. М., 1982

17. Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. М., 1908.

18. Личность и семья в эпоху перемен. Институт социально экономических проблем народонаселения. РАН. Выпуск 11., М., 1994

19. Маркс К. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. т. 23

20. Машика Т.А. Занятость женщин и материнство. М., 1989

21. Милль Д.С. О подчинении женщины. СПб., 1896

22. Михайлюк В.Б. Использование женского труда в народном хозяйстве. -М. .'Экономика, 1970

23. Михайлюк В.Б. Легенда и правда о женском труде. М.гПолитиздат, 1981

24. Новикова Э.В. Старый и новый феминизм о равноправии полов. М., Мысль, 1981

25. Современный мир глазами «зеленых» / Под ред. Б.М. Маклярского. М.,1987

26. Стеллецкий Н. Христианское назначение женщины и женская эмансипация нашего времени. Киев. 1909

27. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989

28. Сюллеро Э. История и социология женского труда / Пер. с франц. -М. .'Прогресс, 1973.

29. Феминизм и российская культура. Спб., 1995

30. Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (18601977) / Иван. Гос.ун-т.-Иваново, 1994

31. Харчев Г.А., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья: Социол. исследование. Л.:Наука, 1971

32. Хвостов В.М. Женщина и человеческое достоинство: исторические судьбы женщины. Природа женщины. Женский вопрос. М., 1914

33. Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России.-СПб., 1912.

34. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М., 1993. Доклады, справочники

35. Шинелева Л.Т. Женщины и общество. Декларации и реальность. М., Политиздат, 1990

36. Шинелева JI.T. Тендерная политика в условиях системного кризиса в России. М., 1998

37. Шинелева JI.T. Женщина в трансформирующемся обществе. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1995

38. Шинелева JI.T. Путь в XXI век. (Четвертая Всемирная конференция по положению женщин в Пекине, глазами участника). М., Изд-во МГСУ «Союз», 1995

39. Сборники документов и материалов

40. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления: Научн.докл./Ин-т социологии АН СССР. М., 1990

41. Биологическое и социальное развитие человека:Сб.статей.-М.:Наука, 1977

42. Государственная служба социальной помощи семье / Сб.материалов из практики работы. М.:Минсоцзащиты РФ, 1991

43. Государственная система социальной помощи семье и детям: Официальные документы и материалы. Вып. 1-И. М.:Минсоцзащиты РФ., 1991-1992

44. Женская судьба в России: Докум. И воспом.-М.:Россия молодая, 1994

45. Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен: Мат.Междунар.конф. 1993/РАН Ин-т этнологии и антропологии. -М.:Наука, 1994

46. Женщины в науке: Сборник. М.:Наука, 1989

47. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука, 1991

48. Женщины и социальная политика: (гендерный аспект) / РАН.Ин-т соц.-экон.проблем народонаселения.-М., 1992

49. Женщины мира, 1995 год: Тенденции и статистика/ Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1995

50. Женщины России в XX столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы / Материалы межрегионал. науч. конференции. Иваново, 1993

51. Женщины России: проблемы адаптации и развития в новых экономических условиях: Сб. научно-метод. материалов / Ивановский гос. ун-т. Иваново, 1995

52. Кодекс законов РСФСР о семье и браке. М.:Юрид. лит.,1989

53. Кодекс законов о труде Российской Федерации.-М.:Брандес, 1992. Гл.Х1

54. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М.: Известия, 1993. - (Разд.1)

55. Концепция государственной программы улучшения положения женщин, семьи, охраны материнства и детства / АН СССР, Госкомтруд СССР, Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения. М.,1991

56. Международное рабочее движение: Справочник. М., 1987

57. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994

58. О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Конвенция ООН 1979 г. ООН (Нью-Йорк), 1980. - Ст.464

59. О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин. Указ Президиума РФ от 4 марта 1993 г. // Российские вести, 1993 г. 5 марта.

60. Семейный кодекс РФ. М. :Юридическая литература, 1996

61. Семья в процессе развития: Материалы Международ.научно-практич.конференции. М., 1993

62. Семья в процессе развития. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 18-19 мая 1993. М.,1994

63. Современная женщина: Энциклопед. справ. М.: Глас, 1994

64. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития: Материалы международного семинара М.:Изд-во РГСИ «Союз», 1992

65. Четвертая всемирная конференция по положению женщин. Пекин 4-15 сентября 1995 года. Проект платформы действий. ООН а / CONF. 177/. 1.24 may 1995

66. Феминизм: проза, мемуары, письма/ Пер. с англ. М.:Прогресс, 19921681. Периодическая печать

67. Аргументы и факты, 1994, № 18

68. Аргументы и Факты, 2001, № 8

69. Вестн.социал.работы/РГСИ. 1993, № 2

70. Вестн.Санкт-Петерб.гос.ун-та.-Сер.№6.-СПб., 1992

71. Вопросы философии, 1991. № 3

72. Вопросы философии, 1998, № 57. Женщина Плюс, 20008. За рубежом. 1990. № 46

73. Междунар. жизнь. 1987. № 6. С. 18

74. Московская правда № 53.198211. Правда. 1986. 16 апр.12. Правда. 1987. 6 ноябр.13. Правда 1986. 13 ноябр.14. Правда 1987. 6 ноябр.

75. Преображение. Феминистический журнал. М., 1993-1997

76. Пробл. Мира и социализма. 1977. № 4. С. 73.

77. Социологические исследования.-1992, № 5

78. Социологические исследования.-1992, № 7

79. Человек и труд. 1995: - № 41. Иностранная литература

80. Miles, G. Finn (ed). Feminism from Pressure to Politics, Montreal, 1989

81. Acker S. Women in Higher Education: What is the Problem? In Acker S. and Warren Piper D. (eds). Is Higher Education Fair to Women? London, SRHE/NFER Nelson, 1984

82. Adam R. A Women's Place, 1910-1975, London, Chatto and Windus, 1975

83. Beauvoir S. The Second Sex. NY, 1953

84. Benston M. The Political Economy of Women's Liberation. NY, 1970

85. Bonnie Charles Blush. Woman to Woman. European Feminists. NY, 1974

86. Brenton M. The American Male: A Penetrating Look at the Masculinity Crisis. NY, 1966

87. Charlene Spretnak (ed). The Politics of Women's Spirituality. NY, Anchor/Doubleday, 1982

88. Charlotte Bunch. Feminism in the 80's. Facing down the Right. NY, 1988

89. Cronan Sh. Marriage in Koedt et al, Radical Feminism, 1981

90. Daly C.M. Equality in the Female Professions. Social Work and Feminism: Complement or Contradiction? A Historical Perspective. University of Hawaii Press, 1990

91. David Bouchier. The Feminist challenge, The Movement for Women's Liberation in Britain and the USA, Schocken Books, NY, 1984

92. David M. The State, The Family and Education. London, Routledge and Kegan Paul, 1980

93. Deckard B.S. The Women's Movement: Political, Socioeconomic and Psychological Issues. NY, e.a. Harper and Row, 1975

94. Decter M. The New Chastity and Other Arguments Against Women's Liberation. London, Wildwood House, 1973

95. Deem R. Women and Schooling. London, Routledge and Kegan Paul, 1978

96. Delamont Sara. The Sociology of Women. London, Allen and Unwin, 1980

97. Dildon J. The White Album. NY, Simon and Schuster, 1979

98. Dowling C. The Cinderella Complex. Women's Hidden Fear of Independence, NY, Summit, 1981

99. Dworkin A. Women Hating. NY, Dulton, 197421. ed. by Miles A., Finn G. Feminism. From Pressure to Politics. Montreal, 1989

100. Ehrlich C. Socialism, Anarchism and Feminism. London, Black Bear, 1978

101. Elizabeth Gould Davis. The First Sex. Harmondsworth, Penguin, 1974

102. Elshtein J. Public Man, Private Woman: Women in Social and Political Thought. Oxford, Robertson, 1981

103. Facts about Sweden: The Swedish Institute. Stockholm, 1986

104. Feminists' Manifesto. NY, NYRadical Feminists, 1969

105. Firestone S. the Dialectic of Sex. The Case for Feminist Revolution. Rev. Ed. NY, e.a. Bantam Books, 1972

106. Freeman J. The Politics of Women's Liberation. A Case Study of an Emerging Social Movement and its Relation to the Policy Process. NY, McKay, 1975

107. Gilder G.F. Sexual Suicide. NY, Quadrangle, 1973

108. Gilder G.F. Wealth and Poverty. NY, Basic, 1981

109. Glazeer-Maldin N., ed. Old Family New Family. International Relationship. NY, e.a., Van Nostrand, 1975

110. Goldberg S. The Inevitability pf Patriarchy. NY, William Morrow, 1973

111. Gordon J. The Myth of the Monstrous Male and Other Feminist Fables, NY, Playboy Press, 1982

112. Greer G. The Female Eunuch, NY, McGraw Hill, 1971

113. Grimwood C, Popplestone R, Women, Management and Care. London, Macmillan, 1993

114. Hole J. The Rebirth of Feminism, NY, Quadrangle, 1971

115. How much women achieved in the Decade. N. 90's survey assesses the gains and failure. UNIS/WOM/82, Vienna, Oct. 25, 1984

116. Janeway E. Man's World, Woman's Place: a Study in Social Mythology. NY, Dell. publ. со, 1971

117. Lederer W. The Fear of Women. NY, Harcourt Brace Jovanovich, 1968

118. Marine G. Women's Liberation, NY, Holt, Rinehart and Winston, 1972

119. Mead M. Male and Female: a Study of Sexes in a Changing World. NY, 1949

120. Mernissi F. Beyond the Veil. NY, Wiley, 1975

121. Millet K. Sexual Politics. Garden City, NY, Doubleday, 1970

122. Minifacts on equal rights. Norway, 1984

123. Mitchell J; Woman's Estate. NY Vintage Books, 1973

124. Mossus-Lavau J., Sineau M. Op. cit, 1979

125. Oakley Ann. Subject Women. London, Fontana, 1982

126. Phillipson J. Practicing Equality: Women, Men and Social Work. London, CCETSW, 1992

127. Ruitenbeek H.M. the Male Myth. NY, 1974

128. Sisterhood is Powerful: An Anthology of Writing from the Women's Liberation Movement. Vintage Books a Division of Random House. NY, 1970

129. Stasely M., Price M. Women, Power and Politics. London, Tavistock, 1981

130. Swedish Women on the Move. Stockholm, 1981

131. The Gallup Poll, Wilmington, Delaware: Scholary Resources, 1982

132. Toffler A. The Fractured Family, NY, 1981

133. United Nations Decade for Women (1976-85). NY, 1978

134. Warren Farrel. The Liberated Man, NY, Random House, 1974

135. Weed Elizabeth, ed, Coming to Terms. NY, 1989

136. Why a Women's Peace Camp? Women's Encampment for a Future and Justice. 150 Castle Street, Geneva, New York, 1987

137. Wilson E.O. Sociology, Cambridge, Mass Harward University Press, 1975

138. Wirtshaft und Statistik. 1987. N 4

139. Working Woman. Past Present - Future. Wash., 1987

140. Zimmerman S. Understanding Family Policy. NY, 1988

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.