Две волны женского движения в Великобритании: динамика взаимоотношений с властью и обществом тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Вершинина, Дарья Борисовна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 286
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Вершинина, Дарья Борисовна
Введение
Глава I.
Две волны женского движения и политическая власть в Великобритании
§1. Феминизм и его типы. Специфика становления и развития женского движения в Великобритании
§2. Женское движение Великобритании и политические партии
Глава II.
Вызов феминизма и британское общество в XIX-XX вв.
§ 1. Мужчины и женское движение в Британии XIX-XX вв.
§ 2. Женское движение в системе британских общественно-политических координат XIX-XX вв.
§ 3. Женское движение первой и второй волны и британские интеллектуалы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Суфражистское движение в Великобритании в годы первой мировой войны2000 год, кандидат исторических наук Новикова, Наталья Валентиновна
Беатрис Вебб: Лейборизм и суфражизм2004 год, кандидат исторических наук Юркина, Оксана Александровна
Суфражизм и политические партии Великобритании: 1867-1918 гг.2002 год, кандидат исторических наук Школьников, Игорь Александрович
Женское движение в борьбе за гражданские и политические свободы в США: начало XX в.2007 год, кандидат исторических наук Садовникова, Олеся Александровна
Генезис и эволюция церковного феминизма в англиканском сообществе2004 год, кандидат философских наук Третьяков, Андрей Валентинович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Две волны женского движения в Великобритании: динамика взаимоотношений с властью и обществом»
Актуальность темы исследования. Одной из тенденций развития стран Запада в современную эпоху является институционализация политики равенства, в том числе равенства полов непосредственно. Причиной тому стало активное развитие феминизма и женского движения, привлекавших внимание политиков, активистов различных общественно-политических движений, а также тех людей, которые определяли тенденции культурного и интеллектуального развития стран Запада. Вполне логично, что столь противоречивая, неоднозначная, взрывающая общественный порядок идеология и не менее шокирующая консерваторов и традиционалистов практика не могли не обратить на себя внимания представителей самых разнообразных социальных и политических групп западного общества. При этом в Великобритании, где к рубежу Х1Х-ХХ вв. уже установились основные характеристики национальной политической культуры, выражающиеся в приверженности либеральным принципам и ориентации на конституционные методы отстаивания своих политических позиций, именно борьба за равноправие полов и в начале, и во второй половине XX в. представила собой один из немногих образцов радикальной общественно-политической практики, выбивающейся из этой традиции. Британское женское движение, особенно первой волны, оказало также значительное влияние на общие тенденции развития феминизма в странах Запада. Таким образом, проблема взаимоотношений женского движения в Великобритании с обществом и властью актуальна и для понимания трансформации британской политической системы, и в контексте изучения истории феминизма как одного из значимых общественно-политических феноменов современного мира.
Научный интерес к проблемам отношения общества и власти Британии к женскому движению обусловлен также актуальностью тендерных исследований в современных гуманитарных науках. Внедрение понятия «гендер» в научный словарь позволило историкам обратиться к проблеме взаимоотношения полов на протяжении человеческой истории, исследовать механизмы выстраивания тендерной иерархии. Одно из центральных мест среди тендерных сюжетов, безусловно, занимает история женского движения, без понимания которой невозможно осознать значимость и специфику современного состояния тендерных отношений.
Хронологические рамки исследования определяются объектом исследования, включающем две волны женского движения в Великобритании. Традиционно считается, что точкой отсчета первой волны феминизма стало обсуждение в парламенте петиции по вопросу о женском избирательном праве в 1866 г., а завершилась первая волна предоставлением британкам равного с мужчинами права голоса в 1928 г. В конце 1960-х гг. под влиянием студенческой революции, роста рабочего и антивоенного движений феминизм в Великобритании возрождается, а событием, символизирующем возрождение британского женского движения на национальном уровне, стала первая Национальная конференция женского освобождения, прошедшая в 1970 г. в Рёскин Колледже Оксфордского университета с участием 600 делегаток. Сложнее определить конечную дату второй волны феминизма, поскольку некоторые исследователи считают, что вторая волна продолжается до сих пор, другие полагают, что она завершилась к началу 1980-х гг., когда наступила третья волна, или эпоха «постфеминизма». Этот термин объясняет Энн Брукс в книге «Постфеминизмы: Феминизм, культурная теория и культурные формы» 1997 г.: по ее мнению, постфеминизм представляет собой результат критики либерального феминизма, изменяющей его теоретическую базу на основе новых философских, политических и методологических подходов. Огромное влияние на принципиальные изменения в феминистской идеологии оказали такие философские течения, как постмодернизм и постструктурализм, а в самом женском движении толчок к переосмыслению феминистских ценностей дало политическое влияние цветных женщин, а также переосмысление роли сексуального различия1. Теоретики третьей волны в действительности не отказываются от базовых феминистских ценностей, однако больше внимания уделяют ранее не видимой проблеме «политик исключения» (исключения темнокожих, постколониальных и восточноевропейских женщин, маргинальных форм сексуальности из феминистского дискурса). В связи с этим нам представляется вполне обоснованным воспринимать теоретические дебаты эпохи «постфеминизма» как логическое продолжение достижений второй волны женского движения, что дает возможность рассматривать период конца 1960-х гг. - начала XXI в. как цельный этап в истории западного (и британского в частности) женского движения. Кроме того, термин «постфеминизм», или «третья волна», чаще всего используется для характеристики именно теоретических поисков феминистских идеологов, в то время как само женское движение последовательно развивалось на протяжении всей второй половины XX в. Таким образом, хронологические рамки исследования охватывают период с середины XIX до конца XX вв., при этом в центре особого внимания находятся периоды 1900-1910-х гг. и 1970-1980-х гг., когда женское движение достигало пика своего развития.
Объект исследования - женское движение Великобритании первой и второй волны в контексте развития британской политической системы и общества в целом. Под женским движением при этом понимается как феминистская идеология, лежащая в основе борьбы женщин за права и возможности их реализации, так и сама практическая деятельность активисток женского движения - суфражисток и феминисток.
1 См. об этом: Жеребкина И. «Прочти мое желание.». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000. С. 233-246.
Предмет исследования - это сравнительный диахронный анализ специфики взаимоотношений женского движения Великобритании с властью и гражданским обществом в динамике развития.
Под властью в работе понимается, в частности, политическая власть. За основу взято следующее определение: политическая власть - это «способность воздействовать на деятельность и поведение индивидов, групп, наций, социальных слоев и т.д., используя широкий ряд механизмов влияния
- от убеждения до насилия»1. Соответственно, в исследовании уделяется значительное внимание отношению субъектов власти - политических партий
- к женскому вопросу, а также истории активности женщин-феминисток в британском парламенте.
Под гражданским обществом мы понимаем различные организованные и неорганизованные группы британского населения, не представляющие собой субъекты политической власти, но обладающие авторитетом и влиянием. В данном исследовании наше особое внимание привлекают в качестве репрезентативных групп мужчины (поскольку отношение к мужчинам как группе является ключевым для многих феминисток), представители интеллектуальных кругов и активисты общественно-политических движений независимо от их половой принадлежности.
Степень изученности проблемы. В историографии британского женского движения можно выделить несколько типов исследований. Прежде всего это работы общего характера, прослеживающие развитие женского движения в целом; кроме того, существует целый блок исследований, посвященных отдельно истории суфражистского движения и женского движения второй волны. Большое число как монографических исследований, так и статей посвящено отдельным граням или ярким персонажам истории британского феминизма. Нельзя не отметить исследования, посвященные
1 Орачева О.И., Подвинцев О.Б. Политическая мысль в лицах. Пермь, 1998. С. 35. различным аспектам общественно-политической истории Великобритании XIX-XX вв. и так или иначе затрагивающие историю женского движения.
Из исследований, претендующих на комплексный анализ развития британского женского движения в целом, следует назвать прежде всего работу Барбары Кейн1. Однако надо отметить, что основное внимание исследовательница уделяет развитию феминизма до получения женщинами избирательных прав, а эволюция женского движения в XX в. не получила сколько-нибудь серьезного осмысления, несмотря на заявленные в названии хронологические рамки. В то же время важными являются размышления автора о роли традиции в британском женском движении: так, к примеру, в идеях суфражеток (то есть активисток Женского социально-политического союза (далее - ЖСПС)) Кейн видит реабилитацию взглядов Мэри Уоллстоункрафт (1759-1797), автора первой феминистской работы в Британии - «В защиту прав женщины» (1792).
Безусловную ценность представляет фундаментальное исследование л
Мартина Пью , в котором предпринята попытка рассмотреть разнообразные стороны жизни британок в XX в.: влияние первой мировой войны на проблемы материнства, ведения домашнего хозяйства, женской занятости; стратегия и тактика женского движения в 1920-е гг.; политика правительств в отношении женщин в межвоенный период; участие женщин в политическом процессе; новый феминизм 1930-х гг., представленный Элеанор Рэтбоун; влияние второй мировой войны на процесс женской эмансипации; проблемы упадка феминизма в 1940-1950-е гг. и, наконец, развитие второй волны женского движения в Британии. Кроме того, только в работе М.Пыо представлен анализ современной антифеминистской реакции в Британии.
В 1990 г. специалист по женскому движению в Британии Гарольд Смит издал сборник статей под названием «Британский феминизм в XX веке» ,
1 Caine В. English Feminism 1780-1980. Oxford, 1997.
2 Pugh M. Women and Women's Movement in Britain. London, 2000.
3 British Feminism in the Twentieth Century/Ed. by Harold L. Smith. Amherst, 1990. куда вошли статьи и о воинственном суфражизме Женского социально-политического союза (он представлен здесь как «продукт романтического понимания роли героических индивидуальностей в историческом процессе»1), и о развитии феминизма в 1920-1950-е гг. в русле более консервативной идеи различия полов. Развитию британского феминизма с 1960-х до 1980-х гг. в сборнике посвящена статья Элизабет Михэн, в которой, помимо прочего, автор подвергает сомнению уже устоявшуюся точку зрения об упадке феминизма в период консервативного правительства Маргарет Тэтчер. у
Не менее ценной является работа Дэвида Бушье , в которой наиболее интересной является попытка автора выделить специфические черты женского движения на Британских островах. Кроме того, Бушье предлагает полную типологию идей и стратегий основных направлений современного феминизма.
Если обращаться к историографии истории отдельных волн женского движения в Великобритании, то среди отечественных исследований, посвященных анализу специфики первой волны, т.е. суфражистского движения, следует отметить статьи Н. В. Новиковой «Женское движение в л
Великобритании в конце XIX - начале XX веков» и «Женский социально-политический союз: идеология и политика радикального феминистского движения в Великобритании в начале XX века»4. Н.В.Новикова выделяет в британском суфражистском движении два крыла: милитантское, или радикальное, представленное Женским социально-политическим союзом, и конституционное (основная организация - Национальный союз обществ
1 Ibid. Р. 2.
2 Bouchier D. The Feminist Challenge. The Movement for Women's Liberation in Britain and the United States. London, 1983.
3 Новикова H. В. Женское движение в Великобритании в конце XIX - начале XX веков // www.vsDu.var.ru/vestnik/novye Issledovaniy/6
4 Новикова Н. В. Женский социально-политический союз: идеология и политика радикального феминистского движения в Великобритании в начале XX века // www.yspu.var.ru/vestnik/novve Issledovaniy/2 3 женского избирательного права). При этом исследовательница аргументированно оправдывает милитантскую деятельность суфражеток из Женского социально-политического союза, споря тем самым с очень многими жесткими критиками союза. Не меньший интерес представляет статья Н.В. Новиковой «Пацифизм и интернационализм в британском суфражистском движении в годы первой мировой войны», детально анализирующая эволюцию отношения суфражисток как конституционного, так и милитантского крыла к первой мировой войне. Автор делает ценный вывод о доминировании патриотических настроений среди суфражисток в период 1914-1918 гг.1
Другим автором, обращающим свое внимание на проблемы милитантства в суфражистском движении Великобритании, является О.В.Шнырова , делающая акцент на проблемах историографии суфражизма и вслед за Н.В.Новиковой выделяющая конституционное и милитантское направления в британском суфражизме. Однако при этом она дает достаточно жесткую и критичную оценку феномену милитантства: если конституционное крыло, по мнению автора, «было типичным демократическим движением либерального толка, частью общедемократического движения Великобритании, направленного на распространение политических прав на те слои населения, которые его еще не имели», то «борьба милитанток была не столько борьбой за расширение демократии, сколько борьбой против демократии»3. Более того, исследовательница относит Женский социально-политический союз к движениям тоталитарного типа. Пожалуй, наиболее ценной для нас работой
1 Новикова Н.В. Пацифизм и интернационализм в британском суфражистском движении в годы первой мировой войны // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сборник научных статей / Под ред. И.Р. Чикаловой. Минск, 2002. Вып. 2.
2 Шнырова О.В. Милитантский период в суфражистском движении Великобритании начала XX века // http://www.ivanovo.ac.ru/win 1251 /югпа1/югпа14/511гпг.Ыгп; Шнырова О.В. Новые подходы в суфражизме // \у\у\у.1'ц11.гиУ1'п1е11сс1/уе5!п1кУуо13/раг14.1ит
3 Шнырова О.В. Новые подходы в суфражизме // www.igh.ru/intellect/vcstnikyvol3/part4.htm
О.В. Шныровой является статья «Культурные репрезентации суфражизма», в которой она рассматривает историю и степень эффективности суфражистской пропаганды1.
Одним из активно разрабатывающих суфражистскую тематику в отечественной историографии является исследователь из Иваново И.А.Школьников. Его статьи и диссертация посвящены самым разнообразным сторонам суфражистского движения в Англии, но прежде всего - проблемам взаимоотношений суфражистских организаций и британских политических партий. В то же время данная проблема достаточно полно изучена на Западе, о чем речь пойдет далее, в связи с этим диссертационное исследование И.А. Школьникова во многом представляется развитием выводов западных авторов.
Кроме того, в 2004 г. в Ивановском государственном университете О.Ю.Юркиной была защищена диссертация, посвященная деятельности Беатрис Вебб - идеолога Фабианского общества4; автор обращает внимание на отношение Вебб к суфражизму и исследует причины превращения лидера Фабианского общества из активной антисуфражистки в сторонницу идеи предоставления женщинам избирательных прав.
Отечественные исследования проблемы ограничиваются названными работами. Что касается зарубежной историографии, то вполне логично, что
1 Шнырова О. В. Культурные репрезентации суфражизма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 13. М., 2004.
2 Школьников И. А. Мужской суфражизм в Великобритании: риторика и репрезентации // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 13. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 392 с. С. 81 - 97; Школьников И А. Лейбористская партия Великобритании и суфражистское движение // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. № 4. М.: ИВИ РАН, 2002. С. 106-122; Школьников И. А. Парламентская деятельность либеральной партии Великобритании и политические права женщин (вторая половина XIX - начало XX вв.) // http://www.icgs.ivanovo.ru/piiblications.htm#pl11; Школьников И.А. Теория и практика английского феминизма второй половины XIX века в произведениях Дж. С. Милля, Гарриет Тейлор, Хелен Тейлор // http://wfww.icgs.ivanovo.ru/pub1ications.htm#pl 11.
3 Школьников И.А. Суфражизм и политические партии Великобритании (1867 - 1918 гг.): Дисс. канд. ист. наук. Иваново, 2002.
4 Юркина O.A. Беатрис Вебб: лейборизм и суфражизм: Дисс. . канд. ист. наук: 07.00.03. Иваново, 2004. осмысление исторической наукой такого сложного феномена, как британское суфражистское движение, должно было отразить весь спектр мнений о суфражизме, существовавших еще во время активной деятельности его участниц. Действительно, первыми историографами суфражистского движения стали сами его участницы. Еще в 1911 г. увидели свет два произведения, осмыслявших достижения и промахи британского суфражизма, - работа лидера конституционного крыла движения Миллисент Гаррет Фосетт1 и сочинение активистки милитантского направления Терезы Биллингтон-Грейг. Уже в этих работах наметилась серьезная критика действий Женского социально-политического союза во главе с Эммелин и Кристабель Панкхерст. Так, Т. Биллингтон-Грейг утверждала, что решения в союзе принимались исключительно узкой группой приближенных к семье Панкхерст лиц, а «свободный выбор и персональная свобода становились все более незначительными» . Что касается Милисент Гаррет Фосетт, то вполне объяснимо ее стремление приписать все успехи женского движения в Британии именно ее организации - Национальному союзу обществ женского избирательного права.
После победы суфражистского движения в Англии одной из главных задач его бывших участниц было закрепление за своей организацией достойного места в истории: активистки ЖСПС в мемуарах описывали свою деятельность как центральное событие в предвоенном женском движении не только Британии, но мира в целом4, а участницы конституционного крыла, напротив, обосновывали глубочайшие различия между не вполне разумными суфражетками и демократически настроенными суфражистками. Интересно, что подобные тенденции, заложенные в 1920-1930-е гг., мы можем
1 Fawcett M.G. Women's Suffrage: A Short History of a Great Movement. London; Edinburgh, 1911.
Billington-Greig T. The Militant Suffrage Movement. Emancipation in a Hurry. London, 1911.
3 Billington-Greig T. Op.cit. P. 80.
4 Pankhurst C. Unshackled. L., 1959; Mitchell H. The Hard Way Up: The Autobiography of Hannah Mitchell, Suffragette and Rebel. L., 1977. обнаружить и во всей последующей историографии суфражистского этапа в истории британского женского движения. Одну из наиболее критических оценок суфражистского движения в первой половине XX в. представил Джордж Дэнджерфилд, автор известной работы «Смерть либеральной Англии», в которой ЖСПС описывался как организация с «диктаторским, деспотическим и тираническим»1 управлением Эммелин и Кристабель Панкхерст. Кроме того, Дэнджерфилд оценил деятельность Женского социально-политического союза как «курьезное и иррациональное движение» , «грубую комедию» .
В целом в рамках критического направления исследователи оценивают деятельность Женского социально-политического союза как противоречащую той высокой демократической цели, которую они провозглашали, - получению женщинами права голоса, а вся политика милитанток расценивается как оппортунистическая.
Лишь в конце XX в. в британской историографии наметилась тенденция переосмысления вклада милитантского суфражизма в общее дело достижения равенства полов, и акцент стал делаться на феминистских ценностях во взглядах и деятельности активисток Женского социально-политического союза. Крупнейшими представительницами нового направления в исторической науке являются Пола Бартли и Джун Пурвис. Прежде всего следует назвать обобщающую монографию Полы Бартли «Голоса для женщин»4, в которой предпринята попытка целостного анализа суфражистского движения в его эволюции и различных аспектах: автор рассматривает такие проблемы, как место борьбы за избирательные права в широком контексте женских кампаний; дебаты по проблеме права голоса в британском обществе; различные организации, вовлеченные в борьбу, и их
1 Dangerfield G. The Strange Death of Liberal England. London, 1970. P. 170-171.
2 Ibid. P. 155.
3 Ibid. P. 145.
4 Bartley P. Votes for Women. 1860-1928. London, 1998. участники; ответная реакция мужчин, при этом внимание уделяется как тем, кто поддерживал борьбу женщин за право голоса, так и тем, кто относился к ней враждебно; влияние первой мировой войны и последствия предоставления женщинам избирательных прав. Кроме того, Пола Бартли является автором целого ряда статей, посвященных как персоналиям, так и отдельным проблемам суфражистского движения1. Английская исследовательница выступает против критики Женского социально-политического союза за его авторитарность и недемократичность.
Джун Пурвис, профессор социологии и женской истории Портсмутского университета, является одним из крупнейших британских специалистов по суфражистскому движению начала XX в. В многочисленных статьях2 она спорит с теми исследователями, которые критикуют Эммелин и Кристабель Панкхерст за их диктаторские устремления, и изображает лидеров Женского социально-политического союза как предшественниц современных радикальных феминисток.
Попыткой дать обобщающий анализ всей истории суфражистского движения в Британии является работа Гарольда Смита «Британская женская суфражистская кампания, 1866-1928» . Исследование отличается хорошей структурированностью, при этом незаменимую помощь оказывают представленные в работе документы, отражающие историю суфражизма в Британии.
1 Bartley P. Emmeline Pankhurst // History Review. March 2003 // www.britishcouncil.ru; Bartley P. Suffragettes, class & pit-brow women // History Review. December 1999 // www.britishcouncil.ru
2 Purvis J. A «Pair of. Infernal Queens"? A Reassessment of the Dominant Representations of Emmeline and Christabel Pankhurst, First Wave feminists in Edwardian Britain // Women's History Review. 1996. Volume 5. Number 2; Purvis J. Deeds Not Words: The Daily Life of Militant Suffragettes in Edwardian Britain // http://hiimanities.uwe.ac.uk/corehistorians/suffrage/document/deedwora/htm; Purvis J. Emmeline Pankhurst: leader of the militant suffragettes // History Today. May 2002. Volume 52. Issue 5 // www.britishcouncil.nl; Purvis J. The Prison Experiences of the Suffragettes in Edwardian Britain // Women's History Review. 1995. Volume 4. Number 1.
3 Smith H.L. British Women's Suffrage Campaign, 1866 - 1928. London, 1998.
Одной из фундаментальных работ, изданных в последние годы в Великобритании по проблематике суфражистского движения, является исследование Мартина Пью1, который уделяет особое внимание динамике взаимодействия суфражистских организаций Британии с политическими партиями. В то же время Пью обращает внимание читателя на отношение общественного мнения, в частности, прессы к феномену милитантского суфражизма и приходит к выводу, что, несмотря на бурное обсуждение проблемы женского избирательного права, общественное мнение в целом было настроено негативно по отношению к суфражеткам, прежде всего - к методам их борьбы.
Целый блок исследований посвящен взаимоотношениям суфражистского движения с политическими партиями. Это, к примеру, исследование Д.Моргана2, где представлен анализ позиции либеральной партии по суфражистскому вопросу; работа К.Ровер, детально рассматривающая эволюцию отношения партий к проблеме права голоса для женщин; монография С.С.Холтон4, в которой освещается история лейбористско-суфражистского альянса; наконец, многочисленные исследования, посвященные истории отдельных партий и, в том числе, обращающие внимание на отношение партийных функционеров к женскому вопросу5. Уникальным представляется исследование «Британские политические газеты и женское избирательное право, 1910-1918» 6, автор
1 Pugh M. The March of Women: A Revisionist Analysis of the Campaign for Women's Suffrage, 1866-1914. Oxford, 2004.
2 Morgan D. Suffragists and Liberals: The Politics of Woman Suffrage in England. Oxford, 1975.
3 Rover C. Women's Suffrage and Party Politics in Britain, 1866-1914. London, 1967.
4 Holton S.S. Feminism and Democracy: Women's Suffrage and Reform Politics in Britain, 1900-1918. Cambridge, 1986.
5 Hirshfield C. Fractured Faith: Liberal Party Women and the Suffrage Issue in Britain, 18921914 // Gender & History. 1990. Vol. 2. № 2; Women in the Labour Movement: the British Experience / Ed. by L. Middleton. Totowa; New Jersey; London, 1977; Maguire G.E. Conservative Women: A History of Woman and Conservative Party, 1874-1997. Houndmills; Basingstoke; Hampshire; London, 1998.
6 Nessheim, R. British political newspapers and women's suffrage, 1910-1918. Oslo, 1991. которого, норвежский исследователь Р. Нессхейм, детально анализирует аргументы за и против права голоса для женщин, представленные в британских газетах всего политического спектра.
К теме суфражизма обращены также исследование Д.Кроу «Эдвардианская женщина»1, посвященное в целом проблеме взаимоотношения полов в Англии начала XX столетия; статья М. Майолл л
Милитантский суфражизм леди Констанции Литтон» , где рассматриваются проблемы взаимоотношения элитистского и рабочего элементов в Женском социально-политическом союзе; многочисленные статьи разных авторов, опубликованные в журнале «Women's History Review»3.
Начиная с 1980-х гг. в историографии суфражистского движения начинает активно применяться тендерный анализ, что позволило взглянуть на историю борьбы женщин за избирательное право как на важный процесс ломки тендерных стереотипов в британском обществе начала XX в. Именно в таком контексте, к примеру, рассматривает суфражизм в своем уникальном исследовании Лиз Гарнер4, акцентируя внимание на развитии феминистских идей в британском суфражистском движении. Автор делает совершенно новый для историографии вывод о доминировании викторианских ценностей в риторике активисток Женского социально-политического союза и противопоставляет эту организацию истинно феминистскому журналу "The Freewoman".
1 Crow D. The Edwardian Woman. London, 1978.
2 Myall M. "Only be ye strong and very courageous": The Militant Suffragism of Lady Constance Lytton// Women's History Review. 1998. Volume 7. Number 1.
3 Bush J. British Women's Anti-Suffragism and the Forward Policy, 1908-14 // Women's History Review. 2002. Volume 11. Number 3. P. 431-453; Delap L. 'Philosophical vacuity and political ineptitude': The Freewoman's critique of the suffrage movement // Women's History Review. 2002. Volume 11. Number 4. P.613-629; Nym Mayhall Laura E. Creating the 'Suffragette Spirit': British feminism and the historical imagination // Women's History Review. 1995. Volume 4. Number 3. P. 319-344; Myall M. "Only be ye strong and very courageous": The Militant Suffragism of Lady Constance Lytton // Women's History Review. 1998. Volume 7. Number l.P. 61-84.
4 Gainer L. Stepping Stones to Women's Liberty: Feminist Ideas in the Women's Suffrage Movement 1900-1918. London, 1984.
В целом, несмотря на широкий спектр научных исследований, посвященных проблематике британского суфражизма, в историографии недостаточно внимания уделяется такой стороне женского движения первой волны в Британии, как взаимоотношения с обществом, реакция общественного мнения на деятельность различных суфражистских организаций. Между тем именно Женский социально-политический союз впервые стал уделять значительное внимание такому аспекту своей деятельности, как привлечение общественного внимания.
В связи с этим большую ценность представляют исследования, посвященные анализу литературного процесса в Великобритании, поскольку литература, безусловно, являлась индикатором отношения общества к феминистским идеям. Среди них классической считается работа Элейн Шоуолтер1, прослеживающая эволюцию женской литературы в Великобритании XIX-XX вв. и, в том числе, рассматривающая вклад женщин-романисток в развитие женского движения. Если монография Шоуолтер позволяет проследить динамику отношения писательниц к суфражизму и феминизму вплоть до 1970-х гг., то диссертационное исследование С. Парк посвящено более узкому аспекту - литературному творчеству суфражисток и восприятию суфражистской борьбы современными ей писательницами.
Несколько меньшее освещение в историографии получила история британского женского движения второй волны. В некоторой степени это связано с тем, что феминистки 1970-х гг. до сих пор активно работают в сфере политики равенства, что не дает возможность более отстраненно посмотреть на историю феминизма второй половины XX в. Тем не менее относительно полным является исследование Анджелы Нойштаттер3, поскольку, помимо собственно истории радикального феминизма 1970-1980
1 Showalter Е. A Literature of Their Own from Charlotte Brontë to Doris Lessing. London. 1988.
2 Park S.S. Suffrage Fiction: A Political Discourse in the Market-Place. Oxford, 1995.
3 Neustatter A. Hyenas in Petticoats : A Look at 20 Years of Feminism. London, 1989. х гг., в этом исследовании значительное внимание уделяется проявлению феминистских ценностей в прессе, литературе, искусстве, театре. Комплексный анализ достижений феминизма второй волны представлен также в исследовании Анджелы Картер1, которая пытается проследить тесную взаимосвязь современного ей феминизма с суфражистской традицией. В монографии Сары Грин анализируется сепаратистская составляющая женского движения на примере частных случаев жизни лондонских лесбиянок .
Сравнительный анализ британского женского движения с американским, немецким и итальянским вариантами феминизма представлен в монографии Сьюзен Басснетт. Автор размышляет о перспективах феминизма в Британии и делает пессимистический вывод о том, что «из-за антиинтеллектуализма британского общества, девальвации искусства и антитеоретической традиции в художественных и научных кругах. британский феминизм периода после 1960-х гг. не привел к расцвету женской культуры и женской теории»3.
Отдельный блок зарубежных исследований посвящен связи британского феминизма с другими общественно-политическими движениями и прежде всего с антивоенной и экологической борьбой. Одной из ранних попыток пересмотреть роль суфражисток в первой мировой войне стала статья американской исследовательницы Джо Веллакотт «Антивоенные суфражистки»4, в которой автор утверждала, что заявление о полной лояльности всех суфражисток по отношению к правительству в годы войны не соответствует действительности, и исследовала деятельность суфражисток, выступавших против военных действий. Классической работой в вопросе о феминистках пацифистского направления считается
1 Carter A. The Politics of Women's Rights. L.; N.-Y., 1988.
2 Green S.F. Urban Amazons: Lesbian Feminism and Beyond in the Gender, Sexuality and Identity Battles of London. New York, 1997.
3 Bassnett S. Feminist Experiences: The Women's Movement in Four Cultures. L., 1986.
4 Vellacott J. N. Anti-War Suffragists // History. 1977. № 62. P. 411-425. скрупулезное исследование всей истории женского движения за мир, предпринятое Джил Лиддингтон1. Кроме того, стоит упомянуть работу Ричарда Эванса , в которой уделяется внимание и отношению суфражисток к первой мировой войне. Позиция Эммелин и Кристабель Панкхерст по о вопросу о войне тщательно анализируется в статье Робина МакДональда . Наконец, истории женского лагеря мира в Гринэм-Коммон - самому известному примеру взаимного переплетения антивоенного и женского движений - посвящена работа Саши Роузнил «Разоружая патриархат: Феминизм и политическая деятельность в Гринэм»4, рассматривающая историю женского лагеря мира с точки зрения теории социальных движений.
Из работ на русском языке, посвященных проблемам современного женского движения в странах Европы и Америки, в том числе и в Великобритании, наиболее значимы опубликованная в сборнике «Массовые движения в современном обществе» статья С.Г. Айвазовой5, в которой рассматриваются основные тенденции развития женского движения в развитых странах; статья Н.М. Степановой «Тихая революция в Великобритании»6, где дан подробный анализ положения женщин в британском обществе в 1970-1990-е гг.; работа М.Бункиной «Разум против безумия: (Социально-экономические аспекты новых массовых движений)»7, в которой раскрываются причины возникновения и особенности
1 Liddington J. The Long Road to Greenham: Feminism and Anti-Militarism in Britain since 1820. L., 1989.
2 Evans R. Comrades and Sisters: Feminism, Socialism and Pacifism in Europe, 1870-1945. Brighton, Wheatsheaf, 1987.
3 MacDonald R. "White Feather" Feminism: The Recalcitrant Progeny of Radical Suffragist and Conservative Pro-War Britain // http://itech.fgcu.edu/&/issues/voll/issuel/feather.htm
4 Roseneil S. Disarming Patriarchy: Feminism and Political Action at Greenham. Buckingham; Philadelphia, 1995.
5 Айвазова С. Женское движение и политика // Массовые демократические движения. М., 1990. См. также: Айвазова С.Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. №6.
6 Степанова Н. М. «Тихая революция» в Великобритании // Рабочий класс и современный мир. 1989. №6.
7 Бункина М.К. и др. Разум против безумия: (Социально-экономические аспекты новых массовых движений). М., 1987. современных альтернативных движений (в том числе и женского); статья Е.В.Водопьяновой «Европейский феминизм: идеи и движение»1, представляющая ценность сравнительным анализом женского движения в различных европейских странах. Следует назвать также диссертационное исследование В.Н. Константиновой, в котором впервые в российской исторической науке анализировалась история женского лагеря мира в Гринэм-Комммон и делался вывод о степени важности для феминисток второй волны в Британии антивоенных и экологических ценностей . Однако время написания диссертации - 1989 год - повлияло на общий тон исследования, в котором как таковой отсутствует тендерный подход; более того, несмотря на попытку объективного взгляда на историю женского движения второй волны в Британии, основное внимание уделяется взаимоотношениям феминизма с Коммунистической партией Великобритании, роль которой в политической жизни страны, несомненно, преувеличена.
Нельзя не назвать также переведенное на русский язык исследование В. Брайсон «Политическая теория феминизма» , в котором прослеживается развитие феминистской теории с XVII в. до настоящего времени и анализируются глубокие теоретические разногласия, возникшие в феминистской мысли. Важный материал для работы содержит и курс лекций «Теория и методология тендерных исследований»4, разработанный Московским центром тендерных исследований. Большую ценность для нашего исследования представляют статьи зарубежных исследователей,
1 Водопьянова Е.В. Европейский феминизм: идеи и движение // Современная Европа. 2000. №4.
2 Константинова В.Н. Неофеминистское движеиие Великобритании и проблемы его взаимодействия с другими прогрессивными силами страны: Дисс. . канд. ист. наук: 07.00.03. М„ 1989.
3 Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001.
4 Теория и методология тендерных исследований: Курс лекций / Под общ.ред. О.А.Ворониной. М., 2001. рассматривающие современное женское движение Британии в рамках теории новых социальных движений1.
Литература на русском языке, анализирующая тендерный компонент в политике ведущих партий Великобритании во второй половине XX в., не столь обширна, как иностранная. Среди ведущих исследователей этого вопроса следует назвать имя белорусского историка И.Р. Чикаловой, чья книга «Партии и власть в США и Великобритании: Тендерная политика в 1970-1990-е годы» , выпущенная в Минске в 2000 г., представляет собой комплексный анализ тендерной политики законодательных и исполнительных органов власти, Лейбористской и Консервативной партий в Великобритании. В работе сопоставляются партийные платформы, конкретные действия женских организаций, пути реализации и практические итоги феминистских стратегий.
Крупнейшим специалистом по проблемам политического представительства женщин, равно как и по вопросам женского движения в Великобритании является уже упоминавшаяся Н.М.Степанова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН3. Проблемами применения тендерного анализа в политической науке занимается также доктор политических наук
1 См.: Byrne P. The politics of the women's movement // Parliamentary Affairs, January 1996, Volume 49, Number 1, p. 55(16) // www.britishcouncil.ru; Somerville J. Social movement theory, women and the question of interests // Sociology. November 1997. Volume 31. Number 4 // www.britishcouncil.ru
2 Чикалова И. Партии и власть в США и Великобритании: Тендерная политика в 19701990-е годы. Минск, 2000. См. также: Чикалова И.Р. Британский лейборизм: тендерные идеологии и практики (Первый парламентский успех 1906 г. - победные выборы 1997 г.) // http://\vww.gender-cent.ryazan.ru:8101/school/chikalova1.htm
3 Степанова Н.М. Опыт использования тендерных квот в странах Западной Европы // Общественные науки и современность. 1999. №4; Степанова Н.М. Женщины в парламенте: «роскошь» или необходимость? // Общественные науки и современность. 1993. №5; Степанова Н.М. Женщины в политических партиях и парламенте Великобритании // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. № 2. М.: ИВИ РАН, 2002. С. 71-80.
Н.А.Шведова1. Исследованию специфики тендерной политики в Великобритании посвящен ряд статей ведущих европейских специалистов -политологов, социологов, экономистов и юристов, опубликованных в сборнике «Обеспечение равенства полов: Политика стран Западной Европы»2.
Из британских исследователей проблем взаимоотношений британок с миром политики наиболее крупными являются Пиппа Норрис и Джони Ловендуски3. В целом проблемы политического представительства женщин и тендерной политики партий и правительств получили широкое освещение в британской историографии4. Наиболее полным мы считаем исследование Анны Кут и Полли Патулло5, поскольку здесь прослеживается отношение партий к женскому движению на общем фоне развития феминизма в Британии.
Шведова Н.А. Тендерный подход как фактор политической культуры // bttp://www.оwi.ru/iibrary/048t.htm; Шведова Н.А. Квоты: благо или новые проблемы? // http://w\vw.owl.ru/vvin/books/policy/quota.htm
Гардинер Ф., Лейенаар М. «Решительные и смелые»: Анализ политики «государства, дружественного женщинам», в Ирландии и Норвегии; Форбс Я. Приватизация политики равенства полов на рынке труда для женщин Британии // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. М., 2000.
3 Норрис П. Стратегии равенства и политическое представительство // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. М., 2000; Norris P. Mobilising the 'women's vote': the gender-generation gap in voting behaviour // Parliamentary Affairs. April 1996. Volume 49. Number 2 // vvvvw.britishcouncil.ru; Norris P. Women politicians: transforming Westminster? // Parliamentary Affairs. January 1996. Volume 49. Number 1 // www.britishcouncil.nl; Ловендуски Дж. Равенство полов и правила игры // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. М., 2000; Lovenduski J. Sex, gender, and British politics // Parliamentary Affairs. January 1996. Volume 49. Number 1 // www.britishcouncil.ru
4 См.: Боучел К., Бриггс Дж. Изменят ли женщины политику? // Современная Великобритания: Реферативный сборник. М., 2003; Childs S. The New Labour Women MPs in the 1997 British Parliament: issues of recruitment and representation // Women's History Review. 2000. Volume 9. Number 1; Milne K. Labour's quota women are on a mission to modernize // New Statesman. May 16, 1997. Volume 126. Number 4334 // http://www.britishcouncil.ru; Squires J., Wickham M. Women in Parliament: A Comparative Analysis // www.eoc.org.uk/cseng/dynpages/women in parliament findings.pdf и др.
5 Coot A., Patullo P. Power and Prejudice: Women and Politics. L., 1990.
Крайне ценной для диссертационного исследования является антология «Гендерная теория и искусство: 1970-2000»1, не только дающая возможность познакомиться с идеями западных феминисток, но и представляющая тексты крупнейших феминистских критиков искусства, в том числе и британской исследовательницы Гризельды Поллок. И хотя проблемы собственно британского искусства получили в антологии гораздо меньшее освещение по сравнению с искусством американским, следует отметить, что развитие феминистского искусства в Европе характеризуется активным восприятием американского опыта.
Проблемы антисуфражизма и антифеминизма в нашей стране до настоящего времени не являлись предметом исследований. Мы не обнаружили ни одной отечественной монографии и даже статьи, посвященных проблемам антисуфражистского и антифеминистского движений в Британии. Можно назвать лишь статью известного сексолога И.С. Кона «Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире»2, в которой автор исследует основные направления мужского движения в США; поскольку же британское мужское движение во многом наследует идейные принципы американского варианта, то данная статья представляет значительную ценность. Среди западных исследователей феномена антисуфражизма наиболее значимой фигурой является, безусловно, Брайан Харрисон, чья работа до сих пор является
-5 основополагающей по истории оппозиции женскому избирательном праву . Отдельные статьи4, посвященные феномену антифеминизма, в основном
1 Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000 / под ред. Л.М. Бредихиной, К.
Дипуэлл. М., 2005. 2
Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков; СПб., 2001.
3 Harrison В. Separate Spheres: The Opposition to Women's Suffrage in Britain. London, 1978.
4 Chafetz J.S., Dworkin A.G. In the Face of Threat; Organised Antifeminism in Comparative Perspective // Gender & Society. 1987. Vol. 1. № 1. P. 33-60; Morgan A., Wilcox C. Anti-Feminism in Western Europe, 1975-1987 // West European Politics. 1992. № 15. P. 151-169. сосредоточиваются на общей характеристике антифеминистских ценностей, не рассматривая британский вариант антифеминизма подробно.
Гораздо более популярной в историографии оказалась проблематика мужского суфражизма. Ключевой работой в этом направлении стало исследование Олив Бэнкс, анализирующее механизмы рекрутирования мужчин в женское движение первой волны1. Р. Страусс2 предлагает интересное наименование мужчин, принимавших участие в борьбе за право голоса для женщин, - «предатели пола», и пытается проследить разные фазы мужской суфражистской активности. Кроме того, в 1997 г. вышел сборник статей «Мужской вклад?», посвященный участию мужчин в суфражистском движении3.
Таким образом, несмотря на значительный массив научной литературы по истории британского феминизма и прежде всего суфражизма, можно сделать вывод о том, что в историографии не только существуют определенные лакуны, но и отсутствует комплексный взгляд на динамику отношений суфражисток и феминисток с представителями власти и общества, позволяющий сравнить две волны женского движения в Британии и сделать вывод о степени включенности феминистских ценностей в британскую политическую и духовную культуру на разных стадиях развития женского движения.
Поэтому цель диссертационного исследования состоит в выявлении основных тенденций в динамике взаимоотношений женского движения и различных политических и общественных сил путем сравнения ситуации рубежа Х1Х-ХХ вв. и второй половины XX столетия.
1 Banks O. Becoming a Feminist: The Social Origins of "First Wave" Feminism. Harvester Wheatsheaf, Brighton, 1986.
2 Strauss S. "Traitors to the Masculine Cause": The Men's Campaigns for Women's Rights. Westport, London, 1982.
3 The Men's Share? Masculinities, Male Support and Women's Suffrage in Britain, 1890-1920 / Ed. by A.V. John and C. Eustance. L.-N.Y., 1997.
Достижение поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
• Уточнить содержание понятий «женское движение» и «феминизм».
• Проанализировать специфику развития британского женского движения первой и второй волны.
• Выявить эволюцию отношения основных британских партий к феминизму и проблеме женского участия в политике.
• Определить эффект воздействия отношения суфражисток и феминисток к противоположному полу на позиции мужчин относительно женского движения.
• Найти точки соприкосновения развития британского женского движения с эволюцией других общественно-политических движений.
• Определить специфику восприятия феминистских идей представителями британских интеллектуальных кругов второй половины XIX - XX вв., прежде всего писателями, журналистами и деятелями искусства.
• Дать характеристику эффекту, оказываемому на развитие женского движения отношением к феминизму властей и структур гражданского общества.
Методологические основы и методы исследования. Работа выполнена в рамках тендерных исследований, анализирующих исторические явления с точки зрения взаимоотношения полов. Процесс «академизации» феминизма привел к тому, что к началу 1980-х гг. курсы женских исследований заняли прочное место в программах большинства университетов Западной Европы и Северной Америки. Более того, «женская революция», как пишет отечественная исследовательница С.Г.Айвазова, «в принципе изменила общественные представления о содержании демократии, заставила увидеть многогранность, многоликость, «пестроту» социального пространства.»1. В то же время историк Л.П. Репина, рассуждая о специфике женских исследований, отмечает, что «ярко выраженный «феминистский акцент».создал.дух изоляционизма и кастовости» . Об этом же говорит и американская феминистка Тереза де Лауретис: «Women's Studies жестко идентифицировались с феминизмом и вскоре стали выглядеть как своего рода «гетто». Кроме того, появился дух идеологической и интеллектуальной замкнутости» . Поэтому выход был найден в переходе от женских исследований к тендерным, которые изучают уже не просто женщин, но отношения между полами, что дало многим исследователям возможность уйти от радикального феминистского взгляда. Одним из важнейших признаков новой концепции явилась ее нейтральность, поскольку допускались не только женские, но и мужские исследования, а объектом изучения становились не два пола, изолированные друг от друга, а «акцентация взаимной соотнесенности и взаимоопределенности понятий «мужского и женского»4. Как писала американская исследовательница Джоан Скотт, «те, кто боялись, что женские исследования сосредоточиваются слишком узко или отдельно на женщинах, использовали термин тендер для введения относительности (relational notion) в наш аналитический словарь. Согласно этому взгляду, женщины и мужчины определяются в терминах друг друга, понимание ни тех, ни других не может быть достигнуто отдельным изучением»5.
Итак, «радикальный критический запал, который был свойствен некоторым направлениям феминизма, сменяется все более серьезным стремлением понять, как тендер присутствует, конструируется и
1 Айвазова С.Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. № 6. С. 166.
2 Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002. С. 10.
3 Де Лауретис Т. Американский Фрейд // Введение в тендерные исследования. Часть 2. Харьков, 2001. С. 35.
4 Репина Л.П. Указ.соч. С. 15.
5 Скотт Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа // Введение в тендерные исследования. Часть 2. Харьков, 2001. С. 406. воспроизводится во всех социальных процессах»1. Ключевой категорией анализа, таким образом, становится понятие «тендер», введение которого в научный оборот преследовало несколько целей: 1) перевести анализ с «биологического» уровня на уровень «социальный», поскольку биологический детерминизм приписывал все социокультурные различия, связанные с полом, универсальным природным факторам; 2) соответственно, раз и навсегда отказаться от постулата о «природном назначении полов»; 3) показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как «класс» или «раса».
В традиционной социальной науке пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. Как пишет Л.П.Репина, «гендерная иерархия и гендерно-дифференцированные модели поведения не детерминируются однозначно природой., а задаются всей сложившейся в обществе системой отношений»2; иными словами, тендер, в отличие от пола, конструируется обществом как социальная модель. Осознание человеком принадлежности к социальному полу воспитывается всю жизнь, в течение которой он осваивает поведенческие нормативы, характеризующие его как мужчину или женщину. Тендерные модели предписываются институтами социального контроля и культурными традициями, «конструируются» обществом и самими индивидами - на уровне сознания, посредством принятия заданных обществом норм и ролей (гендерная идентификация). Тендер оказывается одним из базовых измерений социальной структуры общества, которое вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему.
1 Воронина О. Гендерная система // Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований». М., 2001. С. 180.
2 Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. С. 159.
Тендер является системой, которая переводит различия между женщинами и мужчинами в отношения власти и подчинения. Как пишет Дж. Скотт, «государственная политика сама по себе есть тендерная концепция, так как устанавливает.причины и сам факт своей высшей власти именно в исключении женщин из своей деятельности»1. Ее размышления о том, что тендер является одной из ссылок, посредством которой «политическая власть воспринимается, легитимируется и критикуется»2, подтверждают важность использования тендерного подхода в изучении политической сферы общества.
Таким образом, методологической основой работы является тендерный анализ. Кроме того, в работе используются:
• историко-генетический метод, позволяющий выявить хронологическую последовательность развития женского движения первой и второй волны в Великобритании;
• сравнительный метод, дающий возможность провести сравнение отношения к феминизму различных политических и общественных сил на рубеже Х1Х-ХХ вв. и во второй половине XX в.;
• типологический метод, дающий возможность предложить типологию направлений женского и мужского движений.
Источниковая база исследования. Для анализа взаимоотношений женского движения с властью и обществом был привлечен обширный круг источников, большая часть из которых не переведена на русский язык.
К первой группе относятся программные документы и заявления многочисленных женских и мужских организаций, манифесты, публицистические произведения активисток как первой, так и второй волны женского движения в Великобритании. Среди них следует отметить
1 Скотт Дж. Указ.соч. С. 429.
2 Там же. сочинение Мэри Уоллстоункрафт «В защиту прав женщины»1, работу основоположника британского феминизма Джона Стюарта Милля «Подчиненность женщин»2, полемические произведения оппонентов суфражизма3, а также речи, статьи и эссе самих активисток суфражистского движения в Великобритании4. Многочисленные сочинения теоретиков второй волны феминизма5 дают представление о разнообразных подходах к проблеме угнетения женского пола, ставших основой для формирования различных направлений феминизма во второй половине XX в.
Отдельную группу составляют отчеты о заседаниях британского парламента, содержащие стенограммы парламентских дискуссий и позволяющие составить представление о позициях и настроениях британских парламентариев - представителей политической элиты страныб.
Следующий блок источников - это источники личного происхождения, то есть мемуарные произведения политических деятелей, деятелей культуры и самих участниц феминистской борьбы. При анализе такого рода источников учитывается специфика документов личного происхождения, а именно заинтересованность авторов в особой интерпретации описываемых событий. Ярким примером в этом отношении являются мемуары активисток различных суфражистских организаций, поскольку основная заслуга в достижении избирательного права приписывается той организации, в
1 Уоллстоункрафт М. В защиту прав женщины // Феминизм: Проза, мемуары, письма. М., 1992.
2 Mill J. St. The Subjection of Women. L., 1869.
3 Gladstone W. E. Female Suffrage: a Letter to Samuel Smith. L., 1892; Wright A. The Unexpurgated Case Against Woman Suffrage. L., 1913.
4 Billington-Greig T. The Militant Suffrage Movement. Emancipation in a Hurry. L., 1911; Fawcett M.G. Women's Suffrage: A Short History of a Great Movement. L.; Edinburgh, 1911.
5 Де Бовуар С. Второй пол. М., 1998; Greer G. The Female Eunuch. L., 1991;
Mitchell J. Woman's Estate. Harmondsworth, 1971; Rowbotham S. Woman's Consciousness, Man's World. Harmondsworth, 1981; Segal L. Is The Future Female? Troubled Thoughts on Contemporary Feminism. L., 1987; Walter N. The New Feminism. L., 1999.
6 Hansard Debates // www.parliament.the-stationery-office.co.uk/pa/cm/cmhansrd.htm; Parliamentary Debates, Commons. 5th Series, vol. 92, March 28th 1917// http://www.st-andrews.ac.uk/ifec/cal/women/summerfi/text/sumer4ii.htm которой состояла автор воспоминаний1. Аналогичным образом политические деятели в соответствии со своими пристрастиями давали субъективную оценку суфражистского движения .
Далее следует выделить в отдельную группу антологии. К ним относятся прежде всего сборники документов по истории женского движения первой волны. Так, историк П. Холлис составила антологию документов, связанных с историей викторианского феминизма3; последовательную историю деятельности Женского социально-политического союза устами очевидцев представляют антология «Голоса для женщин»4 и другие сборники документов5. В период развития второй волны женского движения в Британии его активистки выпускали сборники документов, отражающие эволюцию британского феминизма на протяжении конца 1960-х - начала 1980-х гг.6 В этих антологиях представлены уникальные материалы, свидетельствующие о дебатах среди британских феминисток второй волны не холько на национальном, но и на местном уровне. Кроме того, нельзя не назвать сборники документов по истории Великобритании отдельных периодов. К примеру, в антологии «Документы из эдвардианской Англии»
1 Mitchell H. The Hard Way Up: The Autobiography of Hannah Mitchell, Suffragette and Rebel. L., 1977; Pankhurst C. Unshackled. L., 1959; Pankhurst S. The Suffragette Movement: An Intimate Account of Persons and Ideas. L., 1931; Strachey R. The Cause. History of the Women's Movement in Great Britain. L., 1928.
2 Asquith H.H. Memories and Reflections. 1852-1927. Vol. 1. Boston, 1928; Nevinson H.W. More Changes, More Chances. L., 1925.
3 Women in Public, 1850-1900: Documents of the Women's Movement / Ed. by P. Hollis. L., 1981.
4 Votes for Women: The Virago Book of Suffragettes / Ed. by J. Marlow. L., 2000.
5 A Sylvia Pankhurst Reader / Ed. by K. Dodd. Manchester; New York, 1993; Speeches and Trials of the Militant Suffragettes: the Women's Social and Political Union, 1903-1918 / Ed. by C. R. Jorgensen-Earp. L., 1999; Suffrage and the Pankhursts / Ed. by J. Marcus. London, 1987; Voices and Votes. A Literary Anthology of the Women's Suffrage Campaign / Ed. by G. Norquay. Manchester; New York, 1995.
6 No Turning Back: Writings from the Women's Liberation Movement, 1975-1980. L., 1981; Sweeping Statements: Writings from the Women's Liberation Movement, 1981-1983. L., 1984; The Body Politic: Women's liberation in Britain, 1969-1972 / Ed. by M. Wandor. L., 1978. приводятся отрывки из мемуаров Эммелии Панкхерст1; в сборнике «Современная Британия с 1979 года»2 содержатся ценные материалы о социальном статусе современных британок.
Еще одним важным источником являются статьи из газет и журналов. К ним прежде всего относятся разнообразные публикации из периодических изданий самих женских организаций как первой, так и второй волны феминизма: газеты Женского социально-политического союза The Suffragette, независимого феминистского издания The New Freewoman, а также главного радикально-феминистского журнала 1970-1980-х гг. The Spare Rib. Кроме того, в эту группу входят статьи из общенациональных средств массовой информации: The Times, The Morning Post, Marxism Today.
В отдельную группу мы выдели различного рода интервью деятелей общественно-политической жизни Великобритании: женщин-политиков, представляющих различные политические партии , а также британских писательниц4.
Кроме того, ценную информацию можно найти на официальных сайтах партий и различных правительственных и общественных женских и мужских организаций. Прежде всего следует назвать сайты Комиссии по равным возможностям, созданной в 1975 г.5, Общества Фосетт (преемника Национального союза обществ женского избирательного права, который был переименован в честь его лидера Милисент Гаррет Фосетт в
1953 г.)6, Центра
1 Pankhurst Е. My Own Story // Documents from Edwardian England, 1901-1915 / Ed. by D. Read. L., 1973.
2 Modern Britain Since 1979: A Reader / Ed. By Christine F. Collette & Keith Layburn. L., 2003.
3 Горман Т. Интервью // www.envila.iatp.by/g centre/another3/art2.htm; Po M. Интервью // www.envila.iatp.by/gcentre/anotherl/articlel 7.htm
4 Лессинг Д. Я наслаждаюсь тем, что рассказываю истории // http://www.kultura-portal.ru/tree new/cu1tpaper/article.isp?number=499&crubric id=l00423&rubric id=209&pub id=515448; Fay Weldon: You ask the questions // www.arlindo-correia.com/020702.html
5 The Equal Opportunities Commission // www.eoc.org.uk
6 The Fawcett Society // www.fawcettsociety.org.uk по продвижению женщин в политику при университете Белфаста1, Женской национальной комиссии - официального органа консультативного характера . На этих сайтах содержится ценная информация о современном состоянии тендерных отношений в Великобритании, а также сообщаются сведения о правительственных инициативах по достижению тендерного равенства. Кроме того, в этот блок источников входят сайты политических партий Великобритании и их женских секций . Наконец, в сети Интернет представлены и независимые женские и мужские организации4.
Наконец, еще одна группа источников представлена литературными произведениями Х1Х-ХХ вв., авторы которых (как участники женского движения, так и сторонние наблюдатели и даже противники феминизма) обращаются к тендерной проблематике.
Научная новизна исследования заключается прежде всего в прослеживании динамики и эволюции форм и границ взаимоотношений женских организаций и активисток женского движения с властью и обществом на протяжении всего XX в., что является новым не только для отечественной, но и для зарубежной историографии. Кроме того, новизна заключается в хронологических рамках работы. Если история первой волны женского движения в Великобритании активно изучается в последние годы, то история феминизма второй волны, напротив, не получила достаточного освещения в отечественной историографии. В исследовании также анализируются такие почти не разработанные в мировой историографии и
1 The Centre for Advancement of Women in Politics // www.qub.ac.uk/cavvp
2 The Women's National Commission // www.thewnc.org.uk
3 The Labour Party // www.labour.org.uk; Labour Women's Network // www.lwn.org.uk; The Conservative Party // www.conservatives.com; Women 2 Win // www.women2win.com
4 Aldermaston Women's Peace Camp // http://aldermaston.net; Angry Harry // www.angrvharry.com; Concern For Family and Womanhood // www.mackey.demon.co.uk; Contemporary UK Feminism // www.thefword.org.uk; Greenham Common Women's Peace Camp // www.greenhamwpc.org.uk; Justice for Fathers UK // www.justiceinfamilylaw.co.uk; The Blackwomen // www.blackwomen.co.uk; The ManKind Initiative // www.mankind.org.uk; The United Kingdom Men's Movement // www.ukmm.org.uk; UK Men and Father's Rights // www.cocffic.demon.co.uk совершенно не освещенные в отечественной вопросы, как взаимоотношения феминизма с другими альтернативными движениями; мужское профеминистское и антифеминистское движение. Наконец, новизна заключается в том, что целый ряд источников (к примеру, художественные произведения и статьи периодической печати) впервые вводится в научный оборот.
Практическая значимость исследования видится в том, что его результаты были использованы в практике вузовского преподавания специального курса по истории женского движения в странах Запада, а также могут быть применены при разработке учебных пособий и курсов лекций по истории Великобритании нового и новейшего времени.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были представлены в докладах на научных конференциях: международных (Санкт-Петербург, 2005; Санкт-Петербург, 2007; Пермь, 2007); всероссийской (Тверь, 2006); межрегиональной (Екатеринбург, 2005) и отражены в публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Теория и практика феминистского движения в Швеции во второй половине XX века2006 год, кандидат исторических наук Тиайнен, Татьяна Валерьевна
Борьба женщин за политические права в США в 1970-1980-е гг.2007 год, кандидат исторических наук Третьякова, Наталья Александровна
Участие женщин в политическом процессе России и США: Сравнительный политологический анализ2005 год, кандидат политических наук Добриогло, Муза Афанасьевна
Женское движение во Франции: 1789-19142002 год, кандидат исторических наук Королева, Татьяна Валерьевна
Образ английской и американской женщины в представлении современников: Последняя треть XIX-начало XX веков2004 год, кандидат исторических наук Нестерова, Светлана Александровна
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Вершинина, Дарья Борисовна
Заключение
История британского феминизма демонстрирует пример одного из наиболее радикальных движений за всю историю страны, привлекавшего внимание представителей власти и общественности как в начале XX в., так и во второй половине столетия. Деятельность активисток Женского социально-политического союза во главе с Эммелин и Кристабель Панкхерст в начале второго десятилетия XX в. стала одной из наиболее обсуждаемых тем не только в британских интеллектуальных кругах, но и в британском парламенте. В историографии суфражистского движения до сих пор нет единого ответа на вопрос о том, благодаря или вопреки деятельности ЖСПС британки получили право голоса в 1918 г. Нам представляется, что заслуга суфражеток из Женского социально-политического союза заключалась прежде всего в привлечении внимания общества к проблеме женского равноправия, однако на практике агрессивные действия милитанток во многом лишь откладывали момент предоставления женщинам избирательных прав. Не случайно правительство Д. Ллойд Джорджа даровало британкам право голоса в годы первой мировой войны, когда и конституционные суфражистки, и воинственные суфражетки прекратили свою пропаганду и сосредоточили усилия на помощи правительству и фронту.
Предоставление женщинам избирательных прав в действительности не означало утверждения в Британии принципов тендерного равенства, и задачей феминисток второй волны стало изменение всей общественной системы; вполне логично, что они сосредоточились на более глубинных проявлениях дискриминации женского пола, нежели вопрос о политических правах, волновавший суфражисток начала XX в. Для феминисток второй волны принципиально важным было достижение не формального, а реального равенства женщин и мужчин, а это означало не только коренное изменение социального статуса британок, но и осознание представительницами женского пола политического значения тех проявлений дискриминации, с которыми они сталкивались в собственной жизни. Именно в связи с этим женское движение 1970-1980-х гг., во-первых, проявилось в форме «групп роста самосознания», а во-вторых, в силу доминирования радикально-феминистского подхода сконцентрировало свои усилия на многочисленных кампаниях по отдельным вопросам. Результаты второй волны женского движения в Британии очевидны: если в 1970 г. средняя заработная плата британки составляла 63,1 % среднего заработка британца , то в 1998 г. она составила 80 % , а в 2006 г. - 86,7%3. На протяжении последней трети XX в. постепенно увеличивалась доля женщин в общественном производстве; так, если в 1984 г. представительницами женского пола были 30% всех работников, то к 1992 г. эта цифра составила 32,7 %.4 Еще один показатель, свидетельствующий об эффективности борьбы феминисток, это увеличение числа женщин, откладывающих рождение первого ребенка или вообще отказывающихся от материнской роли; общепринятым стал контроль за рождаемостью, позволяющий женщинам принимать осознанное решение о рождении ребенка. Это привело к тому, что все чаще британки отказываются от брака и предпочитают концентрировать свои усилия не на семье и детях, а на карьерном росте. Кроме того, результатом феминистских усилий стало активное продвижение женщин в системе образования; так, если в начале 1970-х гг. в университеты поступало в год около 170 тысяч девушек и 240 тысяч юношей, то в 1998 г. в
1 Mayer A. Women in Britain, 1900-2000. L., 2002. P. 132.
2 Modern Britain Since 1979: A Reader / Ed. By Christine F. Collette & Keith Laybum. L., 2003. P. 216.
•J
Grimshaw D., Rubery J. Undervaluing women's work. L., 2007 // www.eoc.org.uk
4 Mayer O. Op. cit. P. 134. университеты были зачислены 599 тысяч представительниц женского пола и 528 тысяч мужчин1.
В то же время нельзя говорить о достижении полного тендерного равенства в Великобритании, поскольку приведенные цифры свидетельствуют о том, что женщины по-прежнему в среднем зарабатывают меньше мужчин; кроме того, представительницы женского пола в основном сосредоточены в низших секторах экономики, в то время как на менеджерских позициях преобладают мужчины. Так, в 2000 г. женщины занимали всего 9,6 % директорских должностей в британских компаниях2. Исследователи, таким образом, говорят о сохранении тендерной сегрегации на рынке труда в Великобритании.
Таким образом, до сих пор, несмотря на многочисленные усилия феминисток, не удалось добиться абсолютного равенства полов; в связи с этим феминистские ценности по-прежнему занимают важное место в общественно-политической жизни Британии, и логическим продолжением движения за женское освобождение 1970-х гг. стала работа феминисток по внедрению феминистских принципов в деятельность местных властей и политических партий. Поэтому говорить о завершении движения за женское освобождение в Великобритании нельзя, и перспективы современного женского движения тесно связаны с достижениями феминисток в рамках ведущих политических партий. В то же время женский вопрос, хотя и не окончательно утратил своей актуальности в современной Великобритании, все же находится сегодня на периферии политической жизни и не вызывает бурных политических дискуссий. Деление общества по тендерному признаку, как и по классовому, таким образом, постепенно теряет свою актуальность в современном британском обществе, в то время как национальный фактор, напротив, выходит на авансцену общественно-политической жизни.
1 Ibid. Р. 136.
2 Ibid. Р. 134.
Именно успехи или неудачи феминисток и первой, и второй волны в сотрудничестве с партиями оказали принципиальное влияние на результативность всего женского движения и прежде всего на степень его радикальности. Отказ всех партий по разным причинам в конце XIX - начале XX вв. включить в свои программы пункт о женском избирательном праве привел к формированию радикально настроенного Женского социально-политического союза, принципиально заявлявшего о своей беспартийности и вызвавшего негативное отношение представителей всех партий. Во второй половине XX в. именно готовность сначала лейбористской, а в последнее время и консервативной партии начать диалог с феминистками и всерьез работать над феминизацией облика партии привела к снижению радикального потенциала женского движения Великобритании. С одной стороны, проведение Лейбористской партией политики обеспечения равенства на государственном уровне привлекает к сотрудничеству с ней многочисленные женские организации и приводит в значительной мере к интеграции женского движения в политическую систему Великобритании. Феноменом политической жизни Великобритании последних лет является появление фемократок - женщин-политиков, отстаивающих интересы женского пола на государственном уровне. С другой стороны, Лейбористская партия, восприняв новый «женский» вопрос, тем самым во многом лишила женское движение самостоятельной базы. Интегрировавшись в существующую политическую систему, женское движение в Британии на сегодняшний день не приобрело значительного влияния и не смогло стать важным явлением в политической жизни страны конца XX - начала XXI вв. При этом следует признать, что на отношение самих политических партий к проблеме женского представительства в политике чаще всего влияла политическая конъюнктура, а не серьезные идеологические установки по женскому вопросу. Именно этим можно объяснить недостаточную представленность женщин в британском парламенте, поскольку до сих пор
Великобритания занимает лишь пятьдесят девятое место в мире по женскому представительству в законодательном органе власти1.
Первая и вторая волны женского движения различаются по динамике развития: если в начале XX в. движение перешло от многолетней умеренной агитации в защиту идеи женского избирательного права к воинственной активности Женского социально-политического союза, то во второй половине XX в. феминизм, напротив, возродился в Британии в радикально-социалистическом варианте и лишь к середине 1980-х гг. эволюционировал в сторону умеренного отношения к ключевым проблемам женского движения. Однако и в той, и в другой волне женского движения были периоды радикализма, когда было затруднено взаимодействие с партиями, когда феминистками отрицалось общение с мужчинами и когда в общественном мнении формировалось представление о суфражистках или феминистках как о мужененавистницах. Правда, суфражистки все же в принципе относились к мужской поддержке нейтрально (а в большинстве случаев позитивно), в то время как участницы второй волны феминизма в Британии в 1970-е гг. развивали исключительно женскую активность, в которой не было места мужчинам. Более того, мужчины стали восприниматься как враги, что не могло не отразиться на антифеминистских настроениях представителей сильного пола.
Именно в ответ на радикализацию женской активности и в первой, и во второй половине XX в. происходило усиление консервативного мужского движения - антисуфражизма и антифеминизма, соответственно. В то же время мужское движение стало ответом на постепенное внедрение феминистских ценностей в общество: наиболее радикальные антисуфражистские идеи были артикулированы тогда, когда британское общество и политическая элита в принципе уже приняли саму идею женской эмансипации, отвергая лишь крайние формы ее проявления. Аналогично во
1 Sex and Power: who runs Britain? 2007 // www.eoc.org.uk второй половине XX в. пик развития антифеминистских идей пришелся отнюдь не на 1970-е гг., время расцвета феминистского движения, а на рубеж ХХ-ХХ1 вв., когда большинство претензий феминисток были уже удовлетворены.
Взаимоотношения феминизма с другими общественно-политическими движениями не всегда складывались однозначно благополучно. Несмотря на то, что женское движение во многом вырастало из других радикальных протестов (радикалов начала XIX в., чартистов, борцов за ирландскую независимость стали источниками для формирования суфражизма; молодежное, студенческое, антивоенное движения - для феминизма конца 1960-х гг.), достаточно часто оно их отвергало как чересчур иерархично выстроенные и не учитывающие интересы женщин. Наиболее ярким примером этому является история зарождения движения за женское освобождение в конце 1960-х гг. Более того, отнюдь не всегда приверженность феминистским принципам однозначно предполагала склонность к левым движениям, и активность бывших суфражисток в рядах Британского союза фашистов свидетельствует о том, что преобладание материалистских установок могло привести феминисток в крайне правые политические организации.
Тем не менее наиболее тесные связи у женского движения сложились с движением за мир, что демонстрирует и история демократических суфражисток-интернационалисток в годы первой мировой войны, и практика создания женских лагерей мира в 1980-1990-е гг. Безусловно, следует признать, что и суфражистки первой волны, и феминистки второй волны женского движения по своим базисным установкам должны были придерживаться антивоенных установок, однако в начале XX в. целый ряд обстоятельств - от объективных вроде эволюции Женского социально-политического союза в сторону правой организации до субъективных (личной позиции Эммелин и Кристабель Панкхерст, а также Милисент
Гаррет Фоеетт) привели к тому, что в суфражистском движении первой волны пацифистские установки оказались на периферии, а доминировали патриотические и даже милитаристские принципы. Нам представляется, что ключевую роль в этом сыграли все же объективные обстоятельства участия Великобритании в мировой войне и охватившая всю страну, а не только суфражистские организации националистическая пропаганда. Совершенно иначе ситуация складывалась в период второй волны феминизма, когда антивоенные установки оказались тесно переплетены и с социалистическими принципами, и с радикально-феминистскими подходами, что выразилось в таком уникальном явлении британской общественно-политической жизни страны в 1980-х гг., как женский лагерь мира в Гринэм-Коммон. История женской борьбы против размещения в Англии ракет стала одной из наиболее ярких страниц в истории британского феминизма второй волны, но, так же, как и деятельность ЖСПС в начале века, вызвала значительные споры внутри самого женского движения и в общественном мнении по таким вопросам, как участие мужчин в активности лагеря, соотношение гетеросексуальных и гомосексуальных установок у участниц лагеря и т.д.
Противоречия, выявленные в женском движении, не могли не стать темой, активно обсуждаемой теми людьми, которые определяют тенденции культурного и интеллектуального развития страны. Британские интеллектуалы начали осмыслять женский вопрос еще до появления женского движения; так, развитие женской прозы в XIX в. стало базой для формирования в среде британок значительно числа критически мыслящих и независимых женщин, готовых бороться за собственные права; более того, именно английские интеллектуалки (такие, как Джордж Элиот или Гарриет Тейлор) зачастую становились образцами эмансипированных женщин. С оформлением женского движения и с началом организованной борьбы за женское избирательное право отношение многих интеллектуалов и интеллектуалок к феминизму меняется. Если кто-то от неприятия идеи женского права голоса приходил к ее поддержке (к примеру, Беатрис Вебб), то все же взгляды большинства постепенно эволюционировали в сторону отрицания агрессивной деятельности Женского социально-политического союза (яркие образцы - Вирджиния Вулф и Дора Марсден).
Во второй половине XX в., с возрождением женского освободительного движения, интеллектуальное осмысление женских проблем играло, пожалуй, еще более важную роль, чем в начале столетия, и в этом плане культура представила различные варианты осознания женской позиции в современном обществе. Однако отношение к феминизму у многих интеллектуалов осталось крайне осторожным, что проявлялось в отказе идентифицировать себя с женским движением. Характерно, что британские писательницы второй половины XX в. четко определяли себя как феминисток в своей личной жизни, однако предпочитали, чтобы их не называли феминистскими авторами. Подобную тенденцию можно объяснить, по-видимому, сохранением в общественном мнении стереотипного представления о недостаточно высокой художественной ценности феминистских текстов. Свою роль в этом, безусловно, сыграл этап суфражистской пропаганды, когда литература и искусство были поставлены на службу главной цели всех суфражистских организаций - достижению политического равенства мужчин и женщин и когда о художественной ценности создаваемых произведений задумывались во вторую очередь.
Подводя итоги, следует признать, что в целом наиболее радикальные направления и этапы развития британского женского движения и первой, и второй волны, с одной стороны, выносили женский вопрос на авансцену общественно-политической жизни страны, а с другой, - порождали серьезные размышления внутри самого женского движения и даже приводили к расколу внутри него.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Вершинина, Дарья Борисовна, 2007 год
1. Программные документы, манифесты, публицистические произведения
2. Де Бовуар С. Второй пол. М., 1998.
3. Феминизм: Проза, мемуары, письма. М., 1992.
4. Вах В. The Fraud of Feminism // http://members.garbersoft.net/~spartacus/bax.htm
5. Billington-Greig Т. The Militant Suffrage Movement. Emancipation in a Hurry. London, 1911.
6. Bright J. Speech on The Women's Disabilities Removal Bill // www.tasc.ac.uk/histcourse/suffrage/document/remospee.htm#title
7. Fawcett M.G. Women's Suffrage: A Short History of a Great Movement. London; Edinburgh, 1911.
8. Gladstone W. E. Female Suffrage: a Letter to Samuel Smith. L., 1892.
9. Greer G. The Female Eunuch. L., 1991.
10. Love Your Enemy: The Debate between Hetero-Sexual Feminism and Political Lesbianism. L., 1981.
11. Mill J. St. The Subjection of Women. L., 1869.
12. Mitchell J. Woman's Estate. Harmondsworth, 1971.
13. Rowbotham S. Woman's Consciousness, Man's World. Harmondsworth, 1981.
14. Segal L. Is The Future Female? Troubled Thoughts on Contemporary Feminism. L., 1987.
15. Smith S. Women's Suffrage// www.tasc.ac.uk/histcourse/suffrage/document/smitlett.htm#title
16. Walter N. The New Feminism. L., 1999.
17. Woolf V. A Room of One's Own. London, 1942.
18. Wright A. The Unexpurgated Case Against Woman Suffrage. London, 1913.2. Парламентские документы
19. Hansard Debates // www.parliament.the-stationery-office.co.uk/pa/cm/cmhansrd.htm
20. Parliamentary Debates, Commons. 5th Series, vol. 92, March 28th 1917// http://www.st-andrews.ac.uk/ifec/ca1/women/summerfi/text/sumer4ii.htm3. Мемуарные произведения
21. Майский И.М. Люди. События. Факты. М., 1973.
22. Этвуд М. Выбор профессии: «Кем ты себя воображаешь?» (Что такое «писатель» и как я им стала?) // Иностранная литература. 2006. №11.
23. Asquith Н.Н. Memories and Reflections. 1852-1927. Vol. 1. Boston, 1928.
24. Mitchell H. The Hard Way Up: The Autobiography of Hannah Mitchell, Suffragette and Rebel. L., 1977.
25. Nevinson H.W. More Changes, More Chances. L., 1925.
26. Pankhurst C. Unshackled. L., 1959.
27. Pankhurst S. The Suffragette Movement: An Intimate Account of Persons and Ideas. L., 1931.
28. Strachey R. The Cause. History of the Women's Movement in Great Britain. L., 1928.
29. Webb B. Our Partnership / Ed. by B. Drake, M. I. Cole. London; New York; Toronto, 1948.
30. Антологии и сборники документов
31. Введение в тендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков; СПб., 2001.
32. Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований». М., 2001.
33. A Sylvia Pankhurst Reader / Ed. by К. Dodd. Manchester; New York, 1993.
34. Documents from Edwardian England, 1901-1915 / Ed. by D. Read. L., 1973.
35. Feminist Action I / Ed. by J. Holland. Middlesex, 1984.
36. Modern Britain Since 1979: A Reader / Ed. By Christine F. Collette & Keith Layburn. L., 2003.
37. No Turning Back: Writings from the Women's Liberation Movement, 1975-1980. L., 1981.
38. Speeches and Trials of the Militant Suffragettes: the Women's Social and Political Union, 1903-1918 / Ed. by C. R. Jorgensen-Earp. L., 1999.
39. Suffrage and the Pankhursts / Ed. by J. Marcus. London, 1987.
40. Sweeping Statements: Writings from the Women's Liberation Movement, 1981-1983. L., 1984.
41. The Body Politic: Women's liberation in Britain, 1969-1972 / Ed. by M. Wandor. L, 1978.
42. The Victorian Age: An Anthology of Sources and Documents / Ed. By J. M. Guy. L., N.-Y., 2002.
43. Voices and Votes. A Literary Anthology of the Women's Suffrage Campaign / Ed. by G. Norquay. Manchester; New York, 1995.
44. Votes for Women: The Virago Book of Suffragettes / Ed. by J. Marlow. L., 2000.
45. Women in Public, 1850-1900: Documents of the Women's Movement / Ed. by P. Hollis. L., 1981.
46. Women's Studies: A Reader / Ed. By S. Jackson. L., 2001.5. Периодическая печать45. Marxism Today: 1983-1987.4647,4849,50
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.