Англиканская церковь как конфессиональный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Козыренко, Людмила Владиславовна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат философских наук Козыренко, Людмила Владиславовна
ВВЕДЕНИЕ.1
Раздел I. ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ В ЭПОХУ РЕФОРМАЦИИ.10
Раздел II. ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ, КАНОНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ.39
Раздел Ш. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ И ИХ ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.65
Раздел IV. АНГЛИКАНО-ПРАВОСЛАВНЫЙ ДИАЛОГ.103
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Проект реформы канонического права в контексте ранней королевской Реформации в Англии: 1529-1553 гг.2006 год, кандидат исторических наук Иванова, Ольга Юрьевна
Генезис и эволюция церковного феминизма в англиканском сообществе2004 год, кандидат философских наук Третьяков, Андрей Валентинович
Религиозная история Англии XVI - первой половины XVII века в освещении современной британской историографии2009 год, доктор исторических наук Ерохин, Владимир Николаевич
Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия2013 год, доктор философских наук Погасий, Анатолий Кириллович
Западно-христианские вероисповедания и общество в России XVIII в.2011 год, доктор исторических наук Андреев, Александр Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Англиканская церковь как конфессиональный феномен»
Актуальность темы исследования. Религиозная сфера жизни в России в ее новейшее, постперестроечное время характеризуется распространением различных, не связанных с традиционной культурой страны, движений и организаций. Изучению причин этого процесса, а также вероучения и культовой практики новых для нашей страны деноминаций сегодня посвящено достаточно много работ в отечественном религиоведении1. Наряду с этими исследованиями сегодня активно проводится изучение и других аспектов идеологии неопротестантских организаций и иных новых религий2. Вместе с тем некоторые конфессии, которые имеют в России многовековую историю, еще слабо изучены. К ним относится Англиканская Церковь.
В области религиоведческого изучения Англиканской Церкви наибольшую актуальность представляют три круга вопросов: теоретико-методологический, философско-теологический и межконфессиональный. Рассмотрение этих вопросов в их единстве и взаимообусловленности позволяет объективно и всесторонне представить генезис и эволюцию англиканства как христианской конфессии.
1 См.: Бакланова Г.Ю. Православная Церковь Божией Матери «Державная» как социально-религиозный феномен. Дис канд. филос. наук. М., 1999; Иваненко С.И. Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы в России (социально-философский анализ). Дис. докт. филос. наук. М., 2002; Петрова В.В. Вера Бахай: основы вероучения, культовой практики (социально-философский анализ). М., 2002; Кукушкина Г.А. Церковь саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика (социально-философский анализ). М., 2003; Якуба О.В. Новоапостольская Церковь как социально-религиозный феномен. Дис. канд. филос. наук. М., 2005 и др.
См.: Копысов Д.Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий. Дис. канд. филос. наук. М., 1994; Григорьева Л.И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. Дис. докт. филос. наук. М., 2000; Ибрагимов В.И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества. Дис. канд. филос. наук. Н. Новгород, 2001; Макеев А.В. Анализ философско-теологических основ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов (на примере баптистов и евангельских христиан). Дис. канд. филос. наук. М., 2002; Манченко Д.Н. Религии «Нового века» в контексте культуры постмодерна. Дис. канд. филос. наук. М., 2002; Щипков Д.А. «Радикальная Ортодоксия»: критический анализ. Дис. канд. филос. наук. СПб., 2004 и др.
Теоретико-методологическое значение имеют проблемы типологизации и определения места Англиканской Церкви в системе христианских конфессий, а также анализ специфических черт вероучения, культовой практики и организационной структуры Церкви. В этом плане необходимо выделение тех признаков и критериев, которые дали бы возможность классифицировать данную религиозную организацию в качестве протестантской конфессии.
Философско-теологический аспект расширяет изучение основных религиозных направлений англиканства, выявляет их особенности и перспективы развития в современной Англии. Исследование данного аспекта позволило бы подчеркнуть специфику Англиканской Церкви в ряду других христианских организаций.
Межконфессиональный диалог, в частности, с Русской Православной Церковью выявляет конфессиональные приоритеты взаимоотношения Англиканской Церкви, аспекты их взаимодействия и перспективы развития.
Актуальность настоящего исследования обусловливает также факт либеральных нововведений в Англиканской Церкви. Отсутствие четкого и всеми признанного в Англиканском Сообществе богословского вероучения, исторически тесная связь Церкви со светской жизнью, а также влияние на религиозную жизнь Западной Европы секулярных процессов — все это ведет к изменению общественных традиций и устоев, к радикальным преобразованиям в Англиканской Церкви. Рассмотрение религиозных нововведений через призму этих процессов позволит определить современные тенденции и направление эволюции этой христианской конфессии.
Степень научной разработанности темы. Анализ имеющейся научной и научно-популярной литературы, посвященной вероучению, канонической практике, организационной структуре и другим аспектам
Англиканской Церкви в отечественном религиоведении, говорит о достаточно скромных изысканиях в этой области.
В дореволюционной отечественной (В. М. Михайловский, Е.И. Попов, П. Образцов, митрополит Филарет и др.) и зарубежной (В. Палмер, И. Пуси, В. Биркбек, Дж. Вэрдвэс и др.) литературе особое место уделялось в основном англикано-православному диалогу по широкому спектру межцерковных взаимоотношений1. В послереволюционный период англикано-православный диалог российской эмиграции и англиканского сообщества велся благодаря организации «Содружество св. Албания и св. Сергия», а также через их периодические печатные издания «Журнал св. Албания и св. Сергия» и «Соборность».
В советское время англикано-православный диалог возобновился в 40-х гг. XX века. Литература, в основном церковная, освящала вопросы истории взаимоотношений двух церквей, доктринального, организационного, внешнеполитического, экуменического и иного характера2. Современная литература, помимо уже указанных вопросов, затрагивает и проблемы, возникшие во взаимоотношениях Англиканской и Русской Православной Церкви за последнее десятилетие3.
1 См.: Palmer W. A Harmony of the Anglican doctrine with the doctrine of the Catholic and Apostolic Church of the East. Edinburgh, 1846; Пальмер У. Краткая церковная история. Нью-Йорк, 1850; Михайловский В.М., протоиерей. Англиканская церковь и ее отношение к Православию. СПб, 1864; Попов Е.И., протоиерей. Попытки в Англиканской Церкви к соединению с Православною в XVIII веке // Христианское чтение. - 1865. С. 263-265; Образцов П. О попытках к соединению англиканской епископальной церкви с православно-восточною // Православное обозрение, 1866; Pusey Е.В. On the Clause «And the Son». In regard to the Eastern Church and Bonn Conference. Oxford, 1876; Russia and the English Church during the last fifth years / Ed. By W.J. Birkbeck. London, 1895; Отчет протоиерея И.В. Васильева о поездке в Англию в 1865 г. // Христианское чтение, 1897; Wordworth J. The Church of England and the Eastern Patriarchates. Oxford, 1898; Bulgakov A. I. The Question of Anglican orders in respect to a «Vindication» of the Papal decision / Translated by W. Birkbeck. London, 1899; Творение Филарета, митрополита Московского и Коломенского. М., 1994 и др.
2 См.: Соборность. Сборник избранных статей из журнала Содружества SOBORNOST. М., 1998.
3 См.: Выбор судьбы: Проблемы современной России глазами русских архиереев. СПб., 1996; Соловьева Т. Из истории англикано-православного диалога в XIX веке // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16); Она же: Дискуссии о правах религиозных меньшинств и о привилегиях государственной церкви в англиканском сообществе 1820-х гг. // Альфа и Омега. 1999. № 2 (20); Иларион (Алфеев), иеромонах. Православие и инославие // Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999. С. 409-414; Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // ЖМП. 2000. № 10. С. 22-30; Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001 и др.
Вопросам возникновения и эволюции вероучения англиканства, а также иерархии Англиканской Церкви в дореволюционный период посвящены работы А. И. Булгакова, С. Д. Бондаря, И. Козина, А. Потехина, Н.Р. Соколова, В. А. Соколова1, а также статья в энциклопедическом словаре И.Д. Андреева2.
В советское время проблемам генезиса и особенностям развития Англиканской Церкви в XVI-XVII вв. в ее противостоянии с католичеством и радикальным протестантизмом в советской историографии были посвящены работы М.А. Барга, Ф. Капелюша, В.М. Лавровского, Т.В. Павловой и др.3 В них достаточно объективно и скрупулезно рассматривалось влияние на Англиканскую Церковь политических, социально-экономических, религиозных и иных факторов, которые так или иначе отражались на идеологии англиканства. Вместе с тем, наряду с религиоведческими сведениями и обобщениями, данные авторы не обошлись без включения советологических политических и идеологизированных моментов в оценке вероучения и деятельности исследуемой религиозной организации. С методологической точки зрения основной упор у них делался на социально-экономический контекст проблемы, тогда как иные аспекты затрагивались менее глубоко. Определенный контраст им как в содержательном, так и в методологическом плане представляет работа протоиерея Г. Пирожкова4. Основной упор в ней сделан на исследовании канонического устройства
1 См.: Булгаков А. Стремление англикан к восстановлению Древне-Вселенской церковности в Англии в последние шестьдесят лет. Киев, 1894; Соколов Н.Р. О действительности англиканской иерархии. М., 1902; Соколов В.А. Иерархия англиканской епископальной церкви. М., 1906; Он же: Реформация в Англии: Генрих VIII и Эдуард VI. М., 1881; Бондарь С.Д. Американская Епископальная Церковь. СПб., 1911; Козин И. Вероучение, учреждения и обряды англиканской церкви. СПб., 1868; Потехин А. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах, 1550-1630. Казань, 1894.
2 См.: ХРИСТИАНСТВО: Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 1. М., 1993. С. 75-80.
3 См.: Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М., 1931; Лавровский В.М. Английская буржуазная революция 17 в. М., 1958; Барг М.А. Кромвель и его время. М., 1960; Павлова Т.В. Оливер Кромвель. М., 1980; Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1990 и др.
4 См.: Пирожков Г., протоиерей. Англиканская литургия, ее история и анализ ее содержания: Курс. Соч. / МДА. Загорск, 1969.
Англиканской Церкви, форм и содержания ее богослужения. Вкратце в ней рассмотрена история становления англиканской литургии.
Особый интерес представляет монография Я.Я. Вейша1. Она положила начало исследованию не только ранней истории, но также последующей истории англиканства после Реформации. Большое место в ней было уделено также таким вопросам, как современное (к середине 1970-х) состояние Церкви в Англии, ее место в общественной жизни страны, философским основам современной идеологии англиканства и т.д. Я.Я. Вейш одним из первых в отечественном религиоведении начал рассматривать Англиканскую Церковь через призму различных его мировоззренческих направлений.
В постсоветский период помимо справочной, энциклопедической и учебной литературы интерес к Англиканской Церкви был выражен в изучении некоторых сторон ее общественной и религиозной жизни. Работы таких исследователей, как Е.Ю. Полякова, М.С. Стецкевич, А.В. Третьяков и др.3, затрагивали вопросы государственно-конфессиональных отношений в Англии, финансирования религиозной организации, а также современных тенденций в канонической практике, в частности, вопросы женского священства в Англиканской Церкви. Работы Д.А. Щипкова направлены на изучение новых направлений в англиканстве4.
Наиболее обширная литература, затрагивающая различные аспекты идеологии и деятельности Англиканской Церкви, опубликована в
1 См.: ВейшЯ.Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976.
2 См.: Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М., 1997. С. 208-210; Малерб М. Религии человечества. М., 1997. С. 52-53; Религиозные объединения Московской области: Справочник. М., 1998. С. 149-150; История религий в России: Учебник. М., 2004. С. 400-402
3 См.: Полякова Е.Ю. Государство и Церковь в Англии // Очерки истории западного протестантизма. М., 1995; Стецкевич М.С. Протестантизм, антикатолицизм и британское национальное самосознание нового времени // Христианская культура на пороге тысячелетия. СПБ., 2000; Третьяков А.В. Генезис и эволюция церковного феминизма в англиканском обществе: Автор, дис. канд. филос. наук. М., 2004 и др.
См.: Щипков Д.А. «Радикальная Ортодоксия» - новая англиканская теология // Религиоведение. 2003. № 4. С. 120-129; Он же: «Радикальная Ортодоксия»: критический анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб, 2004. англоязычных изданиях. Труды таких историков и религиоведов, как X. Александер, Дж. Босси, П. Коллинсон, А. Дьюрс, И. Эмерсон, Дж. Мормен и др., исследуют возникновение и эволюцию Англиканской Церкви, развитие ее догматических основ и канонического устройства, борьбу различных направлений англиканства по разным мировоззренческим вопросам, проблему свободы совести в современной Англии и т.д.1
Таким образом, проведенный анализ степени изученности темы позволяет заключить, что в отечественной и зарубежной литературе нашли отражение отдельные аспекты истории Англиканской Церкви и эволюции ее вероучения. Однако в комплексном виде поставленные и решаемые в диссертационной работе проблемы идентификации англиканства как конфессионального феномена и анализа его философско-теологических основ (с учетом процессов, происходящих на рубеже XX-XXI веков) не ставились.
Объектом исследования является Англиканская Церковь.
Предмет исследования - генезис и эволюция Англиканской Церкви, философско-теологические основы англиканства, культовая практика, организационная структура и направления в Церкви.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование Англиканской Церкви как конфессионального феномена в социально-философском контексте.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
1 См.: Moorman J.K. History of the Church of England. London, 1953; Alexander H.B. Religion in England, 1558-1662. London, 1968; Emerson E.N English Puritanism from John Milton. Durham (N.C.), 1968; Bossi J. The English Catholic Community, 1520-1850. London, 1975; Collinson P. The Elizabeth Puritan Movement. London-New York, 1982; Dures A. English Catholicism 1558-1642. Continuity and Change. Harlow, 1983; Mac Culloch P. The Later Reformation, 1547-1603. N.Y., 1990; Duffy E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England, 1400-1580. L., 1992; Haight C. English Reformations: Religion, Politics and Society under the Tudors. Oxf., 1993; The Impact of the English Reformation / Ed. Marshall. L.; N.Y., 1997; O' Day R. The Debate on the English Reformation. London-New York, 1998; Кампер П. Религиозная свобода в Великобритании // Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие. М., 1999 и др.
- проследить социально-религиозные и исторические предпосылки возникновения и эволюции Англиканской Церкви;
- проанализировать догматические и канонические положения англиканства, организационную структуру Англиканской Церкви; в результате анализа выявить их особенности в сравнении с аналогичными католическими и протестантскими установлениями; определить специфику англиканства;
- выявить и определить основные направления в Англиканской Церкви, осуществить анализ их философско-теологических основ; рассмотреть в динамике англикано-православный диалог по основным направлениям вероучения и практической деятельности.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились принципы историзма, системного, комплексного подхода к анализу Церкви как социального института и философско-теологических основ англиканства. При изучении проблемы автор исходил из принципа научной объективности и непредвзятого отношения к конфессиональным особенностям религиозной организации Англиканская Церковь.
Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных философов, религиоведов и историков религии, без учета которых был бы невозможен всеобъемлющий анализ изучаемого явления. Определенная роль при проведении данного исследования и сравнения вероучений отводилась анализу догматических основ англиканства через призму работ классиков протестантской мысли.
Основной источниковедческой базой исследования явились:
- работы известных протестантских богословов и крупнейших деятелей эпохи Реформации. К ним относятся труды М. Лютера и Ж. Кальвина, произведения которых по праву считаются классикой протестантской религиозной мысли;
- вероучительные и церковные документы Англиканской Церкви ( «Thirty-nine Articles», «Being Human», «Mystery of Salvation», «We Believe in God. The Doctrine Commission of the Church of England» и др.); работы современных англиканских философов, теологов и историков.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем заключаются в том, что в работе:
- прослежены социально-религиозные и исторические предпосылки возникновения и эволюции Англиканской Церкви; проанализированы вероучительные и организационно-канонические основы Англиканской Церкви, выявлена ее специфика и определена конфессиональная особенность;
- изучены основные направления англиканства и эволюция их религиозно-мировоззренческих устоев;
- рассмотрен диалог Англиканской и Русской Православной церквей по вопросам вероучения и сотрудничества по практическим вопросам совместного взаимодействия; выявлены проблемы современных взаимоотношений двух Церквей.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем материалы и выводы вносят определенный вклад в развитие религиоведческого знания. Результаты исследования могут быть использованы научно-исследовательскими учреждениями в дальнейшей разработке проблем протестантизма, а также в процессе преподавания курсов религиоведения, теологии, истории религии и других дисциплин в учебных заведениях. Они также могут быть использованы в практической деятельности федеральных и муниципальных органов власти при формировании базы данных о религиозных объединениях и общего представления об Англиканской Церкви как разновидности протестантизма в России.
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в трех научных публикациях (общий объем 1,6 п.л.).
Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.
Структура работы продиктована последовательностью решения поставленных автором задач. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Семиотика храма в русском и английском общественном сознании на примере Храма Христа Спасителя в Москве и Собора Святого Павла в Лондоне2011 год, кандидат культурологии Крючкова, Ольга Николаевна
Исторический опыт взаимоотношений Русской православной и Англиканской церквей в XIX - начале XX вв.2017 год, кандидат наук Федотов, Сергей Петрович
Идейные дискуссии в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв.2013 год, кандидат исторических наук Волкова, Елена Сергеевна
Вильям Тиндел и королевская реформация в Англии2005 год, кандидат исторических наук Чугунова, Татьяна Георгиевна
Граф Лестер и католическая оппозиция при Елизавете I Тюдор2000 год, кандидат исторических наук Журавель, Наталья Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Козыренко, Людмила Владиславовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление и эволюция Англиканской Церкви происходили в русле радикальных изменений, наблюдавшихся в различных областях социокультурной и политической жизни западноевропейских стран рубежа XV-XVI вв. Разложение феодальной системы сопровождалось появлением нового социального слоя - буржуа, заинтересованного в «дешевой» и социально адаптированной к новым условиям Церкви. Эпоха Возрождения с ее гуманистическими идеалами и секулярным мировоззрением, а также обмирщение и дискредитация Католической Церкви стали соответственно культурной и религиозной предпосылкой Реформации.
К XVI веку в Западной Европе усилился процесс противодействия отдельных государственно-национальных образований политике вмешательства Рима в их государственные дела. Это нашло выражение в выдвигавшихся требованиях создания национальных церквей, не подчиненных Ватикану. В Англии же, как показывает исследование, история противодействия диктату римских пап имела давнюю историю, начиная с XII века.
Островная обособленность Англии сказалась как на специфике церковной жизни, так и на политическом развитии страны. Поэтому церковные реформы здесь приняли особую форму. Политическим подтекстом разлада английской короны с Римом послужил развод Генриха VIII с королевой Катариной, родственницей императора Священной Римской империи Карла V. Результатом противоборства по этому вопросу короля и Римского Папы стало провозглашение Генриха VIII верховным главой Церкви, в котором выражались цезарепапистские претензии монарха на духовную и светскую власть в стране.
Изучение эволюции государственно-конфессиональных отношений в Англии приводит к выводу, что огромную роль в них играла монархическая власть. Это касалось не только политических и социально-экономических, но и вероучительных моментов, что является спецификой Реформации в Англии в отличие от континентальной Европы. Особую роль в становлении догматических основ вероучения, канонического устройства и структуры Англиканской Церкви сыграла королева Елизавета I, во время правления которой был в основном составлен Символ веры англиканства - 39 статей вероучения.
Другой такой особенностью, повлиявшей на содержание англиканского вероучения, является время, в котором оно создавалось. Историческое возникновение Англиканской Церкви проходило параллельно появлению в Англии парламентской демократии. Терпимость и уважение к личным правам и религиозным убеждениям утверждались одновременно. Все это придало англиканскому вероучению определенный мировоззренческкий настрой и религиозную специфику.
Елизавета I, как и последующие английские монархи, придерживалась точки зрения «среднего пути» (via media) реформации Церкви. Этот путь, благодаря своей доктринальной неопределенности, представлял собой широкие перспективы для маневрирования королевской власти между различными течениями англиканства. Идя на компромисс с прокатолическими и пропротестантскими партиями, монархическая власть, как показало исследование, находила для себя больше своих приверженцев. Поэтому Реформация в Англии носила менее радикальный характер, нежели в других европейских странах.
Рассмотрение эволюции англиканской теологии показывает, что в XVI-XVII вв. большое влияние на нее оказывали такие богословы и деятели Церкви, как Т. Кранмер, М. Паркер, Дж. Джевел, Р. Хукер, В. Лоуд, Дж. Браун, Т. Кен и др. В XVIII веке англиканская теология развивалась в оппозиции к рационалистическим и деистическим течениям. Наибольшее влияние на англиканство оказали в то время Дж. Батлер, В. Лоув, а также основатель Методистской Церкви Дж. Уэсли. Вместе с тем, необходимо отметить, что определенный вклад в развитии англиканской мысли сыграли и такие известные английские философы, как Дж. Локк, Дж. Беркли и другие. Развитие науки в XIX веке обусловило появление новой конфронтации теологии с историческими дисциплинами и естествознанием. На переднем крае этой борьбы были С. Колеридж, Т. Арнольд, Ч. Кингсли, Ф. Маурис и др.
Анализ вероучительных документов, в частности, 39 статей, а также канонических и организационных особенностей Англиканской Церкви показал, что в них сочетаются как католические, так и протестантские приоритеты. К протестантским элементам вероучения относятся такие положения, как спасение посредством веры, источником которой является Библия; кальвинистская трактовка греха и предопределения; лютеранское отрицание «сверхдолжных дел» (почитание святых, монашество, паломничества и т.д.) и др. К католическим - положения о священном характере и апостольской преемственности Церкви; наличие церковной иерархии; признание двух таинств (крещения и евхаристии) и др. Некоторые положения вероучения сочетают в себе одновременно как протестантские, так и католические элементы, что говорит о его компромиссном характере.
Как показало исследование, современные вероучительные документы («Being Human», «Mystery of Salvation», «We Believe in God. The Doctrine Commission of the Church of England» и др.) развивают первоначальные основы via media Англиканской Церкви. В догматическом аспекте они больше настроены на компромиссный характер, нежели на радикальное и прямолинейное решение тех или иных принципиальных вопросов вероучения.
Наряду с католико-протестантскими преференциями англиканство включает в себя и ряд особенных вероучительных моментов, что подчеркивает его специфику среди других, существующих сегодня традиционных христианских конфессий. К ним относятся: отсутствие положения о монашеском обете и воздержания от брака англиканского епископата; сочетание внутреннего единства вероучения с возможностью его различного толкования церквами Англиканского Содружества (что дает им определенную свободу в решении таких животрепещущих для современного христианства вопросов, как женское священство, разрешение на однополые браки и т.д.); признание английского монарха главой Церкви и др. При официально признанном иерархическом устройстве Англиканской Церкви власть архиепископа Кентерберийского носит в основном чисто номинальный характер, а церкви Англиканского Содружества имеют при этом определенную самостоятельность.
Таким образом, англиканство представляет собой особую форму протестантизма, в которой сочетаются различные содержания реформированного католицизма, характерные для конфессий начального периода Реформации. Наличие других специфических черт Англиканской Церкви позволяет говорить об уникальности этого конфессионального феномена среди других христианских направлений.
Особенный, «срединный» характер Церкви, в которой сочетаются как католические, так и протестантские положения, наложили особый отпечаток на эволюцию англиканства. На протяжении многих веков в нем возникали различные течения, которые придавали определенное конфессиональное своеобразие, доныне присущее англиканству. Анализ этих течений относится к трем основным религиозным направлениям в Церкви:
- близкое к католичеству, называемое «Высокой Церковью», или англокатолицизм (Дж. Херберт, Н. Феррар, JI. Эндрюс, У Лод, Дж. Экастер, Дж. Кибл, Э. Пьюзи, Дж. Ньюман, У. Уорд, Т. Меннинг и др.);
- в большей степени протестантское или «евангелическое» направление, называемое «Низкой Церковью» (У. Тиндейл, Дж. Нокс, Дж. Хунер, Ч. Симеон, У. Уолберфорс, С. Смит и др.);
- близкое либеральному протестантизму или католическому модернизму - «Широкая Церковь» (Р. Кедварт, Т. Мор, Н. Калверуэл, Дж. Смит, Б. Уичкот, Дж. Тиллотстон, Т. Теннисон, С. Патрик, У. Темпл и др.).
Как показывает исследование, современная тенденция развития англиканства идет в русле двух взаимопротивоположных течений: либерального и традиционалистского. К первому направлению относятся теологические разработки таких известных богословов в Англии, как Дж. Робинсон, Дж. Хик, А. Флю, А. Макинтайр, И. Рамсей и др. Провозвестники «новой теологии» отстаивают устоявшиеся уже сегодня в неохристианстве идеи Р. Бультмана, П. Тиллиха, Д. Бонхеффера о «безрелигиозном христианстве» и «демифологизации» языка религии, экзистенциального постижения трансцендентного Бога, а также более рационального осмысления богословия с позиций неопозитивизма.
Вместе с либеральными тенденциями «новой теологии» в англиканстве развиваются такие либеральные направления, как «теология освобождения», соединяющая в себе теологию и социально-политическую проблематику (К. Роуленд, Т. Гарриндж, Дж. Лейшли и др.), и «феминистская теология» (А. Лоурс, Дж. Соскис, М. Грей, С. Парсонс и др.), решающая тендерные проблемы в теологии.
Другое направление англиканства - «Радикальная Ортодоксия» -выступает с консервативных позиций (Дж. Милбанк, К. Пикстон, Г. Уорд, Дж. Лоуглин и др.). Это направление представляет собой теологическую реакцию на секулярные тенденции в английском обществе. Последователи традиционалистского толка выступают против приоритета либеральных ценностей, критикуют «бездуховную» действительность современного западного мира и ратуют за возврат к традиционному христианству.
Существенное место в развитии богословской англиканской мысли занимает сегодня «Комиссия по доктринам Главного Синода Англиканской Церкви». За последние почти двадцать лет ей было опубликовано четыре отчета: «Мы верим в Бога» (1987 г.), «Мы верим в Святой Дух» (1991 г.), «Таинство искупления» (1995 г.), «Быть человеком» (2003 г.). В этих документах дается позиция Англиканской Церкви по таким насущным проблемам современности, как отношение к феминизму, к другим конфессиям, христианского подхода к вопросам власти, деньгам, сексу, гомосексуализму, времени и т.д.
Внимательный анализ современных документов Церкви показывает гибкость и толерантность англиканства к иным точкам зрения, стремление приспособить, «примирить» научные взгляды с христианским вероучением, попытку найти компромисс и общие точки соприкосновения не только с инославными, но и с нехристианскими конфессиями и даже с атеистами.
В диссертации исследованы связи Англиканской Церкви с традиционными христианскими конфессиями, в частности, с Русской Православной Церковью. Англикано-православный диалог, который начался в XVIII веке, получил новый импульс в XIX веке в связи с деятельностью представителей Оксфордской богословской школы. Этот диалог активно продолжался вплоть до революции октября 1917 года в
России. За рубежом взаимоотношения между двумя Церквами были возобновлены благодаря обществу «Содружество св. Албания и преп. Сергия» и журнала «Соборность».
Взаимодействие Англиканской Церкви и Русской Православной Церкви по вопросам догматического, вероучительного, канонического и экуменического характера возобновилось с начала 50-х гг. XX века и продолжалось вплоть до недавнего времени. Сегодня этот диалог в силу ряда причин, рассмотренных в диссертации, активно не развивается.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Козыренко, Людмила Владиславовна, 2006 год
1. МОНОГРАФИИ, СБОРНИКИ СТАТЕЙ
2. Антее П. Религии современности: история и вера. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. -303 с.
3. Багрецов Л. Несколько слов по истории появления идеалистической философии Джорджа Беркли. Харьков: Типография Губернского Правления, 1908. - 18 с.
4. Барг М.А. Кромвель и его время. М., 1960.
5. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1990.
6. Барг М.А., Лавровский В.М. Английская буржуазная революция 17 в.-М., 1958.
7. Беркли. Сочинения / Сост., общ. ред. и вступит, статья И.С. Нарского. -М.: «Мысль», 1978. 556 с.
8. Боб Дж. Классическое христианство. Казань, 1997. - 222 с.
9. Бондарь С.Д. Американская Епископальная Церковь. СПб., 1911.
10. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. - 344 с.
11. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 14-18 вв.: В 3-х тт.-М., 1992.
12. Булгаков А. Стремление англикан к восстановлению Древне-Вселенской церковности в Англии в последние шестьдесят лет. -Киев, 1894.
13. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Соч. в 2-х тт. М., 1993.
14. Ваторонин А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм: социологический аспект. М.: Изд-во РАГС, 2003. - 206 с.
15. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.
16. Вебетер Н. Тайные сообщества и подрывные движения. -Христианский книжный клуб Америки, 1924.
17. Вейш Я.Я. Религия и Церковь в Англии. М.: Изд-во «Наука», 1976.- 182.
18. Воронкова Л.П. Критика теологических концепций секуляризации: (Эволюция американского протестантизма). М.: Знание, 1987. - 64 с.
19. Выбор судьбы: Проблемы современной России глазами русских архиереев. СПб., 1996.
20. Гараджа В.И. Критика современного протестантизма и поиски «новой теологии». М.: Знание, 1973. - 64 с.
21. Гараджа В.И. Критика новых течений в протестантской теологии. -М.: Знание, 1977.-64 с.
22. Гонсалес Хусто Л. История христианства: От эпохи Реформации до нашего времени. СПб.: Библия для всех, 2003. - 378 с.
23. Горичева Т.М. Христианство и современный мир. СПб., 1996. -298 с.
24. Грабе Ю. Англикане и Православная церковь. Варшава, 1930.
25. Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. - 192 с.
26. Гура В.А. Предыстория секуляризации. СПб., 2000.
27. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. М.: Изд-во Моск. унта, 1980.-248с.
28. Иларион (Алфеев), иеромонах. Православие и инославие // Православное богословие на рубеже столетий. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999. - С. 409-414.
29. История религий в России: Учебник. Изд. 2-е, доп. / Под общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. -М.: Изд-во РАГС, 2004. 696 с.
30. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М., 1931.
31. Коваль Т.Б. «Тяжкое благо». Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа.-М., 1994.
32. Ковард Б. Оливер Кромвель. Ростов-на-Дону, 1997.
33. Кокс X. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом пространстве. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1995. -263 с.
34. Крывелев И.А. История религий: В 2 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1988. -121 с.
35. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века: Учебное пособие для студентов филос. фак. ун-тов. М.: Высшая школа, 1986. - 400 с.
36. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
37. Макартур Д. Избрание от вечности: к вопросу об избрании. СПб.: 2001.-48 с.
38. Мак-Гарван Д. Закономерности роста Церкви. СПб.: Логос, 1994. - 464 с.
39. Малерб М. Религии человечества. М. - СПб.: «Рудомино», «Университетская книга», 1997. - 593 с.
40. Митер Генри X. Основные идеи кальвинизма. СПб.: «Христианский мост», 1995. - 229 с.
41. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб.: РХГИ, 1997.-480 с.
42. Михайловский В., протоиерей. Англиканская церковь и ее отношения к Православию. СПб., 1864.
43. Модернизация идей Бога в современной России. М.: Знамя, 1978. -64 с.
44. Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Религия и экономика // Религия народов современной России. М., 1999.
45. Никонов К.И. Англиканское сообщество // НРЭ. М., 2005. Т. 2. С. 398.
46. Новоселов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантизме. -М., 2003. 379 с.
47. Овсиенко Ф.Г. Пиетизм // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. -М., 2001. Т. 3. С. 231.
48. Огицкий Д., Козлов М. Православие и Западное христианство. -М., 1998.
49. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М.: ОВЦС МП, 2001. 125 с.
50. Отчет протоиерея И.В. Васильева о поездке в Англию в 1865 г. // Христианское чтение, 1897.
51. Очерки истории западного протестантизма. М.: ИВИ, 1995. - 256 с.
52. Пальмер У. Краткая церковная история. Нью-Йорк, 1850.
53. Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998 гг. -М., 1999.
54. Произ Роберт Д. Оправдание и Рим. М.: Фонд «Лютеранское наследие», 1999. - 113 с.
55. Протестантизм: Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
56. Прохоров К. Тайна предопределения. Минск, 2003. 346 с.
57. Религиоведение: Сборник. М.: Гардарика, 2002. - 535 с.
58. Религиозные объединения Московской области: Справочник / Авт. колл.: Аверичев Е.П. и др. М.: Славянский диалог, 1998. - 431 с.
59. Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. -СПб., 1991.-185 с.
60. Религия: История и современность: Учебное пособие для вузов. -М., 1988.-264 с.
61. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России (2-е изд. дополн. и перераб.). М.: Изд-во РАГС, 1997. - 469 с.
62. Робинсон Д. Честно перед Богом. М.: ИНИОН, 1992.
63. Рогозин П.И. Предопределение. М.: Титул, 2002. - 93 с.
64. Рубенис А.А. Критика основных принципов протестантской неоортодоксии. М., 1983. - 64 с.
65. Савельев А. Право без Традиции хуже, чем Традиция без Права // Британские политические традиции и реформа власти в России. Материалы конференции 2005 г. В Москве. -М., 2005.
66. Современные религиозно-философские течения в капиталистических странах: Сборники статей. М., 1962. - 262 с.
67. Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в. М.: Наука, Изд. фирма «Восточная литература», 1994.-406 с.
68. Стецкевич М.С. Протестантизм, антикатолицизм и британское национальное самосознание Нового времени // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. СПб., 2000.
69. Теологический энциклопедический словарь под ред. Уолтера Элвелла. -М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2003. 1488 с.
70. Творения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. -М., 1994.
71. Философия, религия, культура: критический анализ современной буржуазной философии. -М.: Наука, 1982. 397 с.
72. Франк О. Уверенность в спасении. Одесса, 2002. - 155 с.
73. Фукс Э. Иллюстрированная энциклопедия нравов: В 3-х тт. М., 1993.
74. ХРИСТИАНСТВО: Энциклопедический словарь: В 3-х тт. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 19931995.
75. Цаль Поль. Таинство искупления: История о Божьем даре. -Бирмингем: Кафедральная Церковь Рождества, 1997.
76. Чанышев А.Н. Протестантизм. М.: Наука, 1969. - 216 с.
77. Шлайфер Н.Е. Свобода личности и исторический детерминизм. Критика философской концепции американского протестантизма. -М.: Высшая школа, 1983. 96 с.
78. Элбакян Е.С. Религиозно-этические основы хозяйственно-предпринимательской деятельности в протестантизме // Протестантизм. Общество. Культура. Омск, 1998.
79. Эрл Керне. Дорогами христианства. М., 1992. 416 с.
80. Янг Дж. Христианство. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 381 с.
81. СТАТЬИ В СБОРНИКАХ, ЖУРНАЛАХ
82. Аралов А.В. Современная протестантская библейская герменевтика. Две парадигмы // Герменевтика в России: Сборники научных трудов. Воронеж, 2002. - С. 138-150.
83. Вандельфельс Г. Представление о спасении в разных религиях // Символ = Simbol. Paris. № 46. - С. 27-41.
84. Василий (Кривошеин), архиепископ. Межправославная комиссия по диалогу с англиканами (Белград, 1-15 сентября 1966 г.) // ЖМП. -1967.-№ 6.-С. 35.
85. Васильева О.Ю. Осень патриархов. К вопросу о взаимоотношениях Московской и Вселенской Патриархий в XX столетии // Православный палестинский сборник. Выпуск 100. М.: Издание Паломнического центра Московского Патриархата, 2003. - С. 28-55.
86. Ваторонин А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм // Социологические исследования. 2001. - № 11. - С. 84-92.
87. Заболотский Н. Перспектива богословских собеседований между православными и англиканами на конференции 1956 года // ЖМП. -1963.-№4.-С. 53-58.
88. Загородняя И.А. Диалог культур (к юбилею установления англорусских контактов) // Дипломатический ежегодник. 2002. М.: «Научная книга» 2003. С. 361-375.
89. Заседание Объединенной англикано-православной комиссии по доктринальным вопросам // ЖМП. 1984. - № 3. - С. 67.
90. Кампер П. Религиозная свобода в Великобритании // Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие (2-е изд-е, дополн. и перераб.). М.: Изд-во РАГС, 1999. - С. 48-80.
91. Кросс Э. Англо-русские отношения в эпоху Петра Великого // Дипломатический ежегодник. 2003. М.: «Научная книга» 2004. С. 386-400.
92. Ламбетская конференция 1988 года // ЖМП. 1989. - № 7. - С. 5658.
93. Ланн Э. Исхождение Святого Духа в западной традиции // Страницы. М., 2000. Т. 5. № 2. С. 170-185.
94. Лебедь Т.П. Религиозное измерение политической традиции: Запад и Россия // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2002. - № 1. - С. 67-79.
95. Митрохин Л.Н. Философия религии: Новые перспективы // Вопросы философии. 2003. - № 8. - С. 18-36.
96. Михаил, епископ. Из истории взаимоотношений Русской и Английской Церквей // ЖМП. 1956. - № 10.
97. Образцов П. О попытках к соединению Англиканской Епископальной Церкви с Православной // Православное обозрение -1866 март.
98. Овсиенко Ф.Г. Протестантизм // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 2. М.: Изд-во РАГС, 1995. С. 84-193.
99. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию //ЖМП. 2000. - № 10. - С. 22-30.
100. Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление // Философские науки. 1992. - № 2. - С. 62-73.
101. Попов Е.И., протоиерей. Попытки в Англиканской Церкви к соединению с Православною в XVIII веке // Христианское чтение. — 1865.-С. 263-265.
102. Православно-англиканское собеседование в Москве 26 июля — 2 августа 1976 г. //ЖМП. 1976. - № 11.-С. 45-51.
103. Резюме собеседований русских православных и англиканских богословов, принятых на заседаниях от 16, 17, 19, 20, 21 и 23 июля 1956 года в Москве // ЖМП. 1956. - № 9. - С. 34-36.
104. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодернизма» глазами христианской публицистики // Вопросы философии. 1991. -№5.-С. 75.
105. Собеседование по доктринальным вопросам // ЖМП. 1990. - № 3. - С. 65-67.
106. Соборность. Сборник избранных статей их журнала Содружества SOBORNOST. М.: Издательство ББИ, 1998. - 252 с.
107. Соловьева Т. Из истории англикано-православного диалога в XIX веке // Альфа и Омега. 1998. - № 2 (16).
108. Соловьева Т. Дискуссии о правах религиозных меньшинств и о привилегиях государственной церкви в англиканском сообществе 1820-х гг. // Альфа и Омега. 1999. - № 2 (20).
109. Сторчак В.М., Макеев А.В. Протестантизм и православие: этос труда и предпринимательства // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. -2000. -№ 1.
110. Федотов Г. Встреча с англичанами // Соборность. 1998. - С. 7378.
111. Щипков Д.А. «Радикальная ортодоксия» новая английская теология // Религиоведение. - 2003. - № 4. - С. 120-129.
112. ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
113. Иваненко С.И. Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы в России (социально-философский анализ): Дис. докт. философ, наук: 09.00.13 / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 2002. - 296 с.
114. Михайлов Н.Г. Протестантская вера: философский анализ: Дис. канд. философ, наук: 09.00.13 / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. -М., 1994. 139 с.
115. Третьяков А. В. Генезис и эволюция церковного феминизма в англиканском обществе: Автореф. дис. канд. философ, наук: 09.00.13 / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. -М., 2004.-28 с.
116. Щипков Д.А. «Радикальная ортодоксия»: критический анализ: Автореф. дис. канд. философ, наук: 09.00.13 / С.-Петерб. гос. ун-т. -СПб., 2004.-22с.
117. Якуба О.В. Новоапостольская Церковь как социально-религиозный феномен: Дис. канд. философ, наук: 09.00.13 / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 2005. - 146 с.1. ИСТОЧНИКИ
118. Аугсбургское вероисповедание: Пер. с нем. Эрланген: Мартин Лютер, 1988.- 145 с.
119. Большой катехизис доктора Мартина Лютера. Финляндия, 1996. -154 с.
120. Быть человеком. Отчет Комиссии по доктринам. Август 2003.
121. Вопросы кальвинизма и реформации России: По материалам «Теологического листка» общества «Реформация» за 1998 г. М.: ИКАР, 1999.-164 с.
122. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: В 5 тт. М.: Изд-во РГГУ, 1997.
123. Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 15201526 гг. / Пер. с нем., ист. очерк, комментарии Ю.А. Голубкина. 2-е изд. Харьков: Око, 1994. - 352 с.
124. Таинство искупления: История о Божьем даре. Комиссия по доктринам Англиканской Церкви. Лондон: Издание Морхауз Паблишинг (Morehouse Publishing), 1996. - 225 с.
125. Тридцать девять статей. Вероучение Англиканской Церкви.
126. We Believe in God. The Doctrine Commission of the Church of England. — L.: Church House Publishing, 1987. 168 p.
127. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
128. Alexander H.B. Religion in England, 1558-1662. L., 1968.
129. Bossi J. The English Catholic Community, 1520-1850. -L., 1975.
130. Collinson P. The Elizabeth Puritan Movement. L.-NY., 1982.
131. Duffy E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England, 1400-1580. L., 1992.
132. Dures A. English Catholicism 1558-1642. Continuity and Change. -Harlow, 1983.
133. Emerson E.N. English Puritanism from John Hooper to John Milton. -Durham (N.C.), 1968.
134. EncyklopediaKatolicka. TT. 1-10.-Lublin, 1995. T. l.S. 579-597.
135. Haugaard W.P. The struggle for a Stable Settlement of Religion. -Cambridge, 1968.
136. Haigh C. English Reformations: Religion. Politics and Society under the Tudors. Oxf., 1993.
137. Hudsen W.S. The Cambridge Connection and the Elizabeth Settlement of 1559. Durham (N.C.), 1980.
138. Keble J. National Apostasy // Famous Sermous / Ed. By D. Nacleane. -L., 1911.
139. Knappen M.M. Tudor Puritanism. A Chapter in the History of Idealism. -Chicago, 1939.
140. MacCulloch D. The Later Reformation in English, 1547-1603. NY., 1990.
141. Moorman J.K. A History of the Church of England. L., 1953.
142. O' Day R. The Debate on the English Reformation. L.-NY., 1998.
143. Palmer W. Notes of a Visit to the Russian Church in the years 1840, 1841.-L., 1882.
144. Palmer W. A Harmony of the Anglican doctrine of the Catholic and Apostolic Church of the East. Edinburgh, 1846.
145. Rose E. Cases of Conscience. Alternatives Open to Recusants and Puritans under Elizabeth I and James I. Cambridge, 1975.
146. Russia and the English Church during the last fifty years / Ed. By W.J. Birkbeck. — L., 1895.
147. The Impact of the English Reformation / Ed. Marshall. L.; N.Y., 1997.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.