Генеалогическая традиция и потенциал семьи в системе факторов формирования духовных ценностей личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Баикина, Юлия Олеговна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Баикина, Юлия Олеговна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. Теоретико-методологические проблемы роли генеалогической традиции в формировании ценностных ориентаций личности.
1.1 Взаимодействие генеалогической традиции и ценностных ориентаций личности.Ю
1.2. Генеалогическая культура в синтезе культур.
1.3. Семья в социокультурном пространстве как сфера становления и развития духовных приоритетов личности.
Глава И.Становление и развитие генеалогической культуры в России.
2.1. Этапы развития генеалогической культуры /ретроспективный анализ/.
2.2. Современная Россия и необходимость возрождения генеалогической культуры.
Глава III. Социологический анализ влияния генеалогической традиции на формирование духовных ценностей личности.
3.1 Социологическое исследование родовой памяти как основополагающего параметра генеалогической традиции и воплощения духовных ценностей личности.
3.2 Инновационная социальная технология: «родословная навигация».
3.3 Анализ документов генеалогических реконструкций.
3.4. Поисковая модель развития генеалогической культуры и алгоритм ее возрождения как важнейший механизм формирования духовных ценностей личности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы2011 год, доктор педагогических наук Извеков, Игорь Николаевич
Генеалогия как сфера и метод исследования культурно-исторического процесса: на материале культурного наследия рода Урусовых-Шиловских2012 год, кандидат культурологии Тарасова, Евгения Александровна
Родовое основание социального и духовного становления человека2011 год, кандидат философских наук Бохан, Галина Максимовна
Генеалогия в эмигрантской мемуаристике 1920-х - 1950-х гг.2009 год, кандидат исторических наук Алексеев, Денис Александрович
Образование и профессиональный труд в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи: На материале вузов г. Казани2001 год, кандидат социологических наук Абдрахманова, Лилия Виловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генеалогическая традиция и потенциал семьи в системе факторов формирования духовных ценностей личности»
Актуальность темы исследования. На рубеже XX-XXI веков наука исследует феномен культуры как многоаспектное образование, проявляющееся в природно-социальном мире, представляющее собой универсальный космосоциокультурный организм, развивающийся в пространстве-времени.
В современном прочтении культура предстает как комплексный феномен, вбирающий в себя понятия деятельности, способа, отношений, процесса, нормы, результата, системы. И главным и единственным субъектом и преимущественным объектом в ней является человек.
Генеалогическая культура настолько древняя, насколько человек впервые ощутил себя общественной единицей, стал соотносить себя с коллективом, в котором жил, и с соседними этносами. Мудрость людей, вылившаяся в систему мировосприятия происходящих событий, была направлена прежде всего на рождение родовых и этногенетических преданий, историй, традиций. Жизнь народа зависит не только от решений властей, но сами люди выбирают свои судьбы, принимают индивидуальные решения, из которых формируются «потоки» и сливаются в единое реальное течение истории. Социальная память, «микрорешения» людей, повторяемые в миллионах судеб, могут направить или изменить ход Истории.
В российской истории XX века произошли глубокие «разрывы» в социальной памяти поколений. Не остались без последствий революции, две мировые войны, массовые репрессии, вынужденные миграции. Все это усилило тенденцию к исторической и социальной амнезии, вызвало сложности и серьезные издержки в генеалогической культуре, в запасе социально-духовных ресурсов общества. Крупные социальные потрясения, произошедшие в России в начале XX века и наблюдаемые на рубеже столетий, сходны с геологическими катаклизмами, при которых разрушается не только видимая поверхность, но сотрясаются до основания все глубинные слои, весь устоявшийся порядок социальной жизни. Связи общества и индивида заметно ослабли, государство утратило прежние позиции в регулировании поведения человека. Основную ставку в выполнении функции социальной регламентации поведения индивидов приходится делать на ближайшее социальное окружение, на семью.
Просыпающийся интерес современного общества к генеалогической культуре, к родословной традиции — это не мода, это императив времени. Одна из болевых точек современной науки — это слабая разработка подходов, позволяющих включать генеалогический ресурс в тендерную политику, в восстановление престижа семьи, престижа «малого государства». Актуальность разработки проблем генеалогической культуры связана с демографическим кризисом в России, с разложением института семьи, искажением его духовного содержания, с кризисом морали, разрушением тончайшего механизма духовного единения народа. Прогрессирующая культурная и социальная дезинтеграция общества, являющаяся результатом разрушения биографий, соотношения пройденного жизненного пути и перспективных жизненных планов, - все это актуализирует задачу социологического осмысления концептуальных основ генеалогической культуры и определения ее приоритетных факторов, способных сформировать ценностные ориентации молодежи.
Разработка проблем генеалогической культуры, выявление, изучение и использование семейно-родового опыта, поиски духовного смысла поколенческого измерения социальной жизни являются актуальными еще и потому, что способны стать частью механизма духовно-нравственной профилактики общества.
Актуальность избранной темы усиливается острой потребностью в использовании аксиологического потенциала генеалогической культуры в социально-образовательной, культурной, демографической, тендерной, информационной политике как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне.
Теоретико-методологические основы диссертационного исследования и степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии социальной сферы; социально-философские и социологические теории личности и ценностей; социологические концепции изучения ценностных ориентаций; методология системного анализа.
В мировой гуманитарной науке тема ценностей представлена достаточно широко. Имеется множество исследований по данной проблеме. Методология исследования феномена ценностного сознания, категориальный аппарат разрабатываются в философских, культурологических, психологических и социологических концепциях.
Общий анализ проблемы ценностей представлен в работах Л.Архангельского, В.Василенко, М.Кагана, В.Тугаринова, Н.Лапина, А.Здравомыслова, Д.Леонтьева, В.Лисовского, В.Ядова. Природе ценностей в аксиологическом аспекте посвящены труды А.Шопенгауэра, В.Виндельбанда, Г.Риккерта, М.Шелера, Г.Мюнстерберга, Г.Лотца. Ценностная проблематика наиболее широко представлена в социологии. Начало изучения ценностей положено в трудах Э.Дюркгейма и М.Вебера. Серьезный вклад в разработку проблемы в XX веке внесли У.Томас, Т.Парсонс, К.Клакхом, Д.Олпорт, Р.Вильямс, Ф.Знанецкий, Ч.Моррис, Р.Инглехарт.
Ценностная проблематика находится в центре научных исканий российских ученых. Ценностное сознание различных социальных групп, поиски новых методик в изучении ценностей отличают работы В.Бакштановского, Ю.Беспаловой, А.Вардамацкого, Н.Лапина, М.Охотниковой. Отечественные исследователи В.Лисовский, К.Барбакова, В.Мансуров, С.Иконникова, Б.Ручкина, Ю.Вишневский предметом изучения избрали проблемы социального развития молодежи; А.Кулагин,М.Руткевич, В.Лисовский, З.Файнбург -жизненные планы молодежи; В.Бакштановский, В.Лисовский, В.Алексеева,
B.Шубкина, М.Руткевич занимаются проблемами самоопределения молодежи и выбора жизненного пути; разработка межпоколенческого аспекта в социологии молодежи принадлежит российским социологам В.Бакшутову, В.Боровику,
C.Григорьеву, С.Иконниковой, В.Лисовскому, Ю.Ожегову, В.Слуцкому, В.Харчевой.
Серьезной основой исследования ценностей являются работы по социологии семьи философов В.Соловьева, В.Розанова, Н.Бердяева, С.Булгакова, И.Ильина. М.Ковалевский создал «генетическую социологию», в трудах П.Сорокина дан анализ и классификация кризисных явлений традиционной семьи. Процессу семейной социализации посвящены работы А.Артюхова, Э.Ильенкова, А.Маслоу, Дж.Мида, У.Джемса, Ж.Пиаже.
В российской досоветской научной традиции ценностные аспекты генеалогической культуры не стали предметом особых самостоятельных исследований. Исключением является статья К.Труша «Культ предков» (1914г.). Феномен родовой памяти и семейно-родовых духовных ценностей в современной отечественной науке еще не стал предметом специального исследовательского интереса. Позиционирование генеалогической культуры в системе духовных ценностей многие десятилетия выпадало из общего спектра исследовательских тем, что никоим образом не умалило его научной значимости. Наоборот, проблема взаимозависимости и взаимообусловленности семейно-родовой культуры и духовных ценностей на рубеже XX-XXI веков, можно сказать, вызрела для научного осмысления. Ее структурирование позволяет вычленить в ней наряду с социологическим историко-генеалогический, культурологический аспекты.
Фундаментальной базой для исследования процесса формирования генеалогической культуры в России стали труды генеалогов, создавших в совокупности информационное генеалогическое поле. Работы П.Хавского, М.Гастева, П.Долгорукова, А.Лобанова-Ростовского, В.Руммеля, Н.Лихачева, А.Барсукова, К.Губастова, Г.Власьева, Н.Эссена и др. отразили накопление социальной памяти и формирование генеалогического источниковедения. Они свидетельствовали о становлении общественного интереса к генеалогии, к формированию семейно-родового опыта познания частного жизненного пути.
Исторический процесс становления современной генеалогической культуры нельзя представить без работ Ю.Шмарова, П.Бурышкина, А.Аксенова, без фундаментальных библиографических трудов В.Рыхлякова и других. В совокупности они создали информационную базу для развития качественной социологии и культуры.
В русле философских и культурологических концепций, повлиявших на формирование генеалогической культуры, следует отметить направление «философии жизни». Идеи Ф.Ницше, В.Дильтея, Г.Зиммеля, А.Бергсона, О.Шпенглера в той или иной мере способствовали формированию «философии человеческой судьбы». Соотношение биологического и социального в стереотипах человеческого поведения как важнейший аспект культуры представлено в работах З.Фрейда, Э.Фромма, Ю. Лоренца.
В отечественной науке произошла переориентация на осмысление самоценности человека. Разработка проблем генеалогической культуры была бы невозможна без обоснования духовных приоритетов культуры как основополагающих. Выбору духовных ценностных ориентиров посвящены работы П.Сорокина, Г.Головных, А.Здравомыслова, А.Кирьякова, Н.Коваля,
A.Меня, А.Какурина.
Некоторые подходы к разработке социологической концепции генеалогической культуры и ее нравственных оснований содержатся в междисциплинарных исследованиях «человеческого измерения жизни». В современной социологии настал период гуманизации, переориентации от макро- к микроанализу социальных явлений. Проблемам качественной социологии посвящены работы зарубежных авторов: А.Шюца, В.Фишера, Е.Богардуса, Р.Тернера, У.Томаса, Ф.Знанецкого, П.Томпсона, А.Хоффмана, Д.Берто, Р.Мертона а также отечественных социологов: Е.Мещеркиной, М.Малышевой, В.Семеновой,
B.Воронкова, Е.Здравомысловой, В.Голофаста, В.Журавлева, И.Киселевой,
C.Рождественского. В последнее десятилетие складывается группа авторов /А.Баикина, О.Божков, А.Родионов/, работающих в пограничной области социологии, генеалогии, генетики, системологии и других наук. Появились работы о формировании современной культуры обращения с родоведческой информацией.
Методологической основой предлагаемой работы следует считать и гуманистический метод социологического исследования (субъективный фокус интереса, микроанализ конкретных ситуаций человеческого взаимодействия, укрупненное рассмотрение отдельных случаев) а также принцип историзма как совокупность историко-генетического, историко-типологического, историко-сравнительного и структурно-системного подходов.
Таким образом, для исследования духовных семейно-родовых ценностей личности есть определенная теоретико-методологическая база. В то же время можно констатировать, что родительская семья и в целом родовой генеалогический духовный ресурс не рассматривались исследователями как фактор в процессе формирования личности. Наряду с актуальностью темы это обусловило выбор проблемы диссертационного исследования.
Объект исследования - ценностные ориентации молодежи.
Предмет исследования — семейно-родовой потенциал семьи как важнейший фактор в формировании ценностных ориентаций личности.
Цель диссертационного исследования — разработка механизма реализации духовного потенциала семьи в процессе формирования ценностей личности.
Для достижения поставленной цели решались следующие основные задачи:
1. Операционализация категориального аппарата (ценности и ценностные ориентации, духовный потенциал семьи, генеалогическая культура, генеалогическая традиция).
2. Уточнение типологии ценностей и параметров взаимодействия субъективных и объективных факторов их формирования.
3. Выявление практического потенциала генеалогической культуры семьи, его продуцирующей роли в поисках ее социальной устойчивости, а также параметров порядка генеалогической культуры.
4. Разработка инновационных социальных технологий практического использования генеалогического ресурса в современной молодежной политике.
5. Моделирование процесса формирования генеалогической культуры.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических опросов, проведенных диссертантом в 2003-2004 годах, вторичная обработка опросов 2001-2 002г., анализ нарративных источников, научный архив студенческой научной лаборатории «Моя родословная» ТюмГНГУ, а также итоги выполнения программы «Практическая генеалогия: физическое и духовное здоровье семьи», реализованной на базе кафедры истории и культурологии ТИИ-ТГНГУ в 1992-2001 годах.
Основными методами исследования были: социологические, исторические, статистические, анализ документов и другие общенаучные методы.
Научная новизна выдвинутых в исследовании положений заключается в следующем:
• разработано категориально-операциональное понятие генеалогической культуры и генеалогической традиции;
• обоснован феномен предкопочитания как ценностного ядра генеалогической культуры;
• определены индикаторы семейно-родовой культуры;
• установлена специфика воплощения духовных ценностей через механизм родовой памяти;
• обосновано взаимодействие генеалогического потенциала семьи и духовных ценностей личности;
• выявлена роль генеалогического потенциала семьи в поддержании ее социальной устойчивости;
• предложены новые авторские технологии сохранения семейно-родовой памяти (родословная навигация, типологизация родословных схем).
• разработан алгоритм возрождения генеалогической культуры и генеалогической традиции.
Практическая значимость проделанной работы, выводов и предложений диссертации состоит в выявленном механизме взаимодействия генеалогической традиции и духовных ценностей.
Концептуальные решения диссертационного исследования применимы в образовательной, культурной, информационной и молодежной политике, в профессиональной подготовке социальных работников широкого спектра, а также в спецкурсах по актуальным проблемам социологии духовной жизни.
Апробация и практическое использование результатов работы. Ключевые положения и идеи диссертационной работы нашли отражение в научных публикациях, докладывались на научно-практических коллоквиумах и конференциях: областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» (Тюмень, 2003), всероссийская научно-практическая конференция «Региональная культура» (Тюмень, 2003), II Всероссийский генеалогический коллоквиум «Корни древних родов» /Великий Новгород, 2003/, III Тюменские родословные чтения, межрегиональная научно-практическая конференция (Тюмень, 2003), Всероссийская научно-практическая конференция «XXI век: образование и духовно-нравственное воспитание» (Тюмень, 2004), IV Уральская родоведческая научно-практическая конференция (Екатеринбург, ноябрь 2004), IV Тюменские родословные чтения (Тюмень, 2004), IV Рождественские чтения (Тюмень, январь 2005), V Тюменские родословные чтения (Тюмень, 2005). Апробации научных идей диссертанта послужил информационный обмен опытом с другими вузами через Интернет (сайт Новгородского университета им. Ярослава Мудрого), а также газету Гражданского форума Тюменской области «Гражданская трибуна».
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Социальная динамика формирования гражданских и патриотических позиций молодежи в современном российском обществе: Опыт социолого-исторического анализа2001 год, доктор социологических наук Козлов, Анатолий Александрович
Ценностные ориентации западносибирского предпринимательства, становление и развитие: На материалах второй половины XIX - начала XX вв.1999 год, доктор философских наук Беспалова, Юлия Михайловна
Отечественные издания по генеалогии: типология, этапы развития, редакционно-издательская подготовка2010 год, кандидат филологических наук Рожков, Роман Сергеевич
Ценностные аспекты социализации молодежи1997 год, кандидат философских наук Прокоп, Анна Владимировна
Русская сельская молодежь полиэтнического региона: трансформация духовно-нравственных ценностей в условиях становления гражданского общества: на материалах Республики Бурятия и Читинской области2007 год, доктор социологических наук Бояк, Татьяна Николаевна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Баикина, Юлия Олеговна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Выполненная исследовательская программа была направлена автором на преодоление рассогласованности путей, комплекса средств и приемов возрождения генеалогической культуры. Главные результаты ее реализации состоят в следующем: разработана концепция взаимодействия генеалогической традиции и духовных ценностей в семье, разработан механизм взаимодействия духовно-нравственных ценностей и генеалогического ресурса семьи, предложены авторские технологии сохранения семейно-родовой памяти («родословная навигация» и типологизация родословных схем), впервые сформулировано определение генеалогической культуры и генеалогической традиции, выявлены индикаторы семейно-родовой культуры. На завершающем этапе исследования с помощью экспертов разработан алгоритм возрождения генеалогической культуры /макрозадача/ и генеалогической традиции /микрозадача/, который можно считать прогнозной моделью этого процесса на ближайшие годы.
Осуществленное на базе научной студенческой лаборатории исследование специфично своей системностью, серийностью и регулярной сопряженностью с практикой. Первый блок вытекающих из него практических предложений касается превращения информационных генеалогических ресурсов в составную часть национального информационного пространства. В результате выполненного исследования выявлены главные параметры информационной генеалогической карты ТюмНГУ: средняя точка информационной насыщенности родовой памяти здесь составляет 55%; в рейтинге нравственных ценностей, воспринятых респондентами от предыдущих поколений, предкопочитание занимает среднее место (IV ранг, 50% предпочтений); точка средней информационной насыщенности «вертикали» и «горизонтали родства» (по технологии «родословной навигации») составила 84%.
При поддержке областной службы статистики предстоит найти способы создания банка генеалогических данных (БГД) с перспективой его использования при формировании демографической и молодежной политики региона. Автор предлагает организовать мониторинг «Родословная навигация» (для начала на уровне одной из территориальных администраций).
Блок предложений для департамента молодежной политики сформирован по итогам формализованных интервью: родоведческие фестивали, семейные марафоны, родословные шествия, праздники семьи (Форумы западно-сибирских родов, «Родословие от земли», «Мой дальний берег детства», «Старожильческие роды Обского Севера», «Отчий дом», «Родовые династии» и т.д.).
Практика подсказывает структурное преобразование и самой студенческой лаборатории «Моя родословная» ТюмГНГУ в музей-лабораторию родоведения, что позволит при повышении научного статуса этого центра сохранить и даже усилить ресурс воспитательной и просветительской деятельности. Автор диссертации обобщил мнение более 200 респондентов о вариантах экспозиции музея родоведения.
Из предлагаемого исследования вытекает вывод: в современных условиях семья, несмотря на девальвацию, может и должна стать подлинным носителем и хранителем родового потенциала. Чтобы не утерять духовный ресурс семьи, общество должно позаботиться о создании специальных генеалогических служб. В России генеалогические службы нужны как очаг для внедрения массовой генеалогической грамотности, где граждане имели бы возможность получать консультацию (как у психоаналитика) по конфигурации семейно-родовой памяти, по навыкам расчета баланса ее травматических и поддерживающих элементов. Консультативные структуры генеалогов и психологов призваны сообща обучать «сличению» воспоминаний с действительностью. Социально-эмоциональному усвоению опыта предыдущих поколений.
Дальнейшая разработка проблем генеалогической культуры и генеалогической традиции обеспечит генеалогическое сопровождение социологии личности и изучение проблем семьи с позиций долгосрочных трансформаций и уровня «прочности» родовых корней. В деле изучения и внедрения генеалогической культуры социологические методы способны стать ускорителем этого процесса. У социологии и генеалогии долгий путь сотрудничества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Баикина, Юлия Олеговна, 2005 год
1. Абрамян P.M. Кабардинская генеалогия: вчера, сегодня, завтра. В сборнике: Генеалогия юга России: история и современность. — Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2004 - С. 4-13.
2. Алтухов В. Философия многомерного мира // Общественные науки и современность. 1992.- №1.- С. 15-27.
3. Американская социологическая мысль. Мертон Р., Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А. Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1996.- 495с.
4. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Автореферат диссертации. д.ф.н.- Н.Новгород, 1997.- 36с.
5. Анищенко Ю., Новиков С. Биометрика: чужие здесь не ходят //Компьютеры. 2002. №3.-С. 101-103.
6. Антология исследований культуры. Т.1: Интерпретация культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997. — 728с.
7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996. - 304с.
8. Артемьев В.А. Социальное время: проблемы изучения и использования.-Новосибирск: Наука, 1987.- 184с.
9. Артюхов А.В. Общее и особенное в развитии семьи российского Севера.-Тюмень: Вектор Бук, 1998.- 157с.
10. Артюхов А.В., Павлов Б.С. Молодежь на крайнем севере: Проблемы социализации и жизненного самоопределения. Екатеринбург: Институт экономики, 2000.- 437с.
11. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М.: Изд-во МГИДА, 2002.- 295 с.
12. Ахам К. Социологизм и проблема ценности // Научные и вненаучные формы мышления. -М., 1996.- 192с.
13. Баикина А.И. Генеалогическая эвристика: научный и воспитательный ресурс // Генеалогический вестник. Вып. 19.- СПб., 2004.- С. 21-25.
14. Баикина А.И. Летопись студенческой научной лаборатории открытого типа «Моя родословная», 1992-2003гг.- Тюмень: Вектор Бук, 2003.- 168с.
15. Баикина А.И. Семейная генеалогия: путь к духовному здоровью семьи. В сборнике: Медицина и охрана здоровья. Тезисы и материалы международного симпозиума 16-17 сентября 1997. Тюмень, 1997.- 321с.
16. Баикина А.И. Генеалогия и ее роль в создании информационной среды в социальной системе. В сборнике: Первые Тюменские родословные чтения. Материалы и тезисы докладов.- Тюмень: Вектор Бук, 2001.-С.23-26.
17. Баикина А.И. Зеркало семейной жизни. В сборнике: Первые Тюменские родословные чтения. Материалы и тезисы докладов.- Тюмень: Вектор Бук, 2001.-С.85-88.
18. Баикина А.И. Технологии сохранения родовой памяти. В сборнике: Третьи Тюменские родословные чтения. Тюмень: Вектор Бук, 2003.-С.90-95.
19. Баикина А.И. Генеалогия информационный ресурс модернизации современного общества. В сборнике: Проблемы личности в условиях модернизации современного российского общества. — Тюмень, ТюмГНГУ, 2001.-С.31-33.
20. Баикина А.И. Воспитательный ресурс генеалогии. В сборнике: XXI век: образование и духовно-нравственное воспитание. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2-6 февраля 2004г.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2004.- С.76-80.
21. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная метаэтика воспитания // Университет в XXI веке. Ведомости.- Вып. 16./ Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова/. Тюмень: НИИПЭ, 2000.- 164с.
22. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Ситуация морального выбора: универсальные и социокультурные модели. Ведомости.- Тюмень: ТГНГУ, 2002.20.- С.6-7.
23. Барбакова К.Г. «С чего начинается.». В сборнике: Вторые Тюменские родословные чтения. Материалы и тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. — Тюмень: Вектор Бук, 2002.- с. 221.
24. Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Молодежные движения и самосознание молодежи. В книге: ФРГ глазами западногерманских социологов.- М.: Наука, 1989.-342с.
25. Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум в онтологии культуры.- Волгоград, 2002,- 300с.
26. Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности. М.: Academia- Центр Медиум, 1995.- 322с.
27. Бердяев Н. Философия свободы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 351с.
28. Берто Д., Виам-Берто И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений. Вопросы социологии.- М., 1992. Т.1.-С. 106-123.
29. Беспалова Ю.М. Ценностные ориентации в культуре ЗападноСибирского предпринимательства второй половины XIX — начала XX вв. -Тюмень: ТГНГУ, 1998.-202с.
30. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. /Философские размышления о жизненных проблемах/. М.: Политиздат, 1990.- 156с.
31. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ /Под ред. В.Воронкова и Е.Здравомысловой. — Спб., 1997.
32. Биографический метод: история, методология, практика /Под ред. Е.Мещеркиной и В.Семеновой. М.: ИСАН, 1994.
33. Богданова М.В. Генеалогия как социальный ресурс. В сборнике: Первые Тюменские родословные чтения. Материалы и тезисы докладов.- Тюмень: Вектор Бук, 2001.-С. 115-116.
34. Божков О.Б. Биографии и генеалогии: ретроспективы социально-культурных трансформаций // Социологический журнал. 2001. - №1-2.
35. Божков О.Б. Родословные/генеалогические/ деревья как объектсоциологического анализа // Социологический журнал. 1998. - №3-4.- С. 117143.
36. Боряз В.Н. Молодежь — методологические проблемы исследования. JL: Наука, 1973.- 155с.
37. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социологические исследования. 1993. - №4.- С. 46-55.
38. Вардомацкий А.П. Аксиобиографическая методика // Социологические исследования. 1991. - №7.- С. 80-84.
39. Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М.: Изд-во МГУ, 1984.- 200с.
40. Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры.-СПб.: Университетская книга, 1999.- 564с.
41. Вебер А. Введение в культуру.- Мюнхен, 1955.- 525с.
42. Вебер М. Образ общества. Избранные произведения. М.: Юрист, 1994.-704с.
43. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия.-М.: Наука, 1993.- 103с.
44. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства: Философско-исторический анализ. -М.: Наука, 1988.- 187с.
45. Винокур Г.О. Биография и культура. М.: Русские словари, 1997.
46. Винокурова С.П. Личность в системе нравственных отношений.- Минск: Наука и техника, 1988.- 1 Юс.
47. Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. Материалы семинаров /Под ред. М.М.Малышевой.- М.: Московский центр тендерных исследований, 1997.
48. Волков В.В. О концепциях практик в социальных науках / В кн.: Социологические чтения. Вып.2.- М., 1997.
49. Волновые процессы в общественном развитии. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1992.- 227с.
50. Воротилова С. Из опыта работы: городская программа «Твоя родословная» // Генеалогический вестник. Вып.15.- СПб.- 2003.- С. 22-29.
51. Вторые Тюменские родословные чтения. Материалы и тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. ТюменыВектор Бук, 2002.- 240с.
52. ВУЗ, нефть, люди. К 30-летию ТюмИИ Тюмень, 1993.- 239с.
53. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. - № 3-6.- С. 16-32.
54. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996.150 с.
55. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. / Гердер И.Г., Пер. и примеч. А.В.Михайлова. Отв.ред.А.В.Гулыга.- М.: Наука, 1977.- 703с.
56. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. — 1989. №6.- С.85-89.
57. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи.-СПб.: Филиал ИС РосАН, 1994,- с. 10.
58. Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах / под ред. Т.Шанина. -М.: Аспект-Пресс, 1996.- 411с.
59. Голофаст В. Многообразие биографических повествований // Социологический журнал. 1995. - №1. - С. 71-89.
60. Гончаренко Н.В. Духовная культура: Источники и движущие силы прогресса. Киев: Наук, думка, 1980.- 379с.
61. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: JIEAH, 1997.- 288с.
62. Гуткина И.М., Петрова Г.Н. Категория «культурное пространство» и бытие культуры // Категории и ценности культуры. Саратов: Сарат.гос.ун-т, 1994.-С. 67-75.
63. Диалог поколений. Тезисы докладов научно-практической конференции. Тюмень: ТГНГУ, 2000.- 56с.
64. Динамика культурной ментальности в системе гуманитарного образования XXI века.- ТГУ: Тюменский экспресс, 2004.- 148с.
65. Докторов Б.З. Россия в Европейском социокультурном пространстве //
66. Социологический журнал. 1994. - №3.- С. 4-19.
67. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб., 2000.
68. Думин С. Второй международный генеалогический коллоквиум. // Генеалогический вестник. Вып.4.- СПб.- 2001.- С. 5-9.
69. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения. //Социологические исследования.- 1991.-№2.- С. 106-114.
70. Елькин М.Ю. Генеалогия на службе обществу. В сб.: Материалы первой Уральской родоведческой научно-практической конференции /15-16 ноября 2001г., Екатеринбург/.- Екатеринбург, 2003.-С.25-29.
71. Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. СПб., 1992.
72. Ерасов Б.С. Социальная культурология. 2-е издание. М.: Аспект пресс, 1997.- 591с.
73. Журавлев В. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1993-94. -№ 3-4.
74. Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества. Учебное пособие. В.Новгород: Изд-во НГУ, 2000.- С. 81-90.
75. Закон божий для семьи и школы. Сост.Протоиерей Серафим Слободской. Изд.4-ое., Printed in the USA.- 1967.- 723c.
76. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию: Учебное пособие.-Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992.- 224с.
77. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223C.
78. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии. В книге: Американская социологическая мысль. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.- С. 60-76.
79. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление: философско-эстетические исследования .- Томск: Изд-во Томск, унта , 1984.-249с.
80. Зотова А.Ю. Применение экспертных методов в социологических4156исследованиях. Автореферат к.с.н.- М., 1996.- 24с.
81. Известия русского генеалогического общества. Сборник статей.- СПб: Российская национальная библиотека, 2003.- 120с.
82. Из истории Русского генеалогического общества. Сборник статей и материалов.- СПб.: Изд.-во ВИРД, 2001.- 108с.
83. Извеков И. Коллоквиум в Новгороде. // Генеалогический вестник. Вып.15.- СПб.- 2003.- С. 8-15.
84. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. JL: Лениздат, 1987.- 203с.
85. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 164с.
86. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М.: Политиздат, 1991. 464с.
87. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие.- 2-е изд. — М.: Логос, 1998.-278с.
88. Ионин Л.Г. К антропологии повседневности. В кн.: Свобода в СССР.-М.: Университетская книга, 1997. — 230с.
89. Каган М.С Человеческая деятельность.- М.: Политиздат, 1974.- 328с.
90. Каган М.С. Пространство и время как культурологические категории // Вестник СПбГУ. Сер.6. Философия, политология, социология. Вып.4.- СПб., 1994.
91. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. Статьи. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- 383с.
92. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988.-315с.
93. Какурин А. А. Духовные основы преемственности поколений. В сборнике: Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Вып.З. СПб.: СПбГУ, 1996.- с. 27-29.
94. Кива А.В. Сверять часы с часами наших предков // УРФО. 2003. - №.2-3.- С. 92-93.
95. Кива А.В. Духовность и преодоление кризиса. // Общественные науки иш157современность. 2001. - №2.- с. 20-30.
96. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей.-Оренбург: Б.и, 1996.- 188с.
97. Коваль Н.А. Духовность в личностном поле, пространстве, времени и обществе // Вестник Тамбов. Ун-та. Сер. Гуманитарные науки.- Вып. 7.- Тамбов, 1997.
98. Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1992.- 117с.
99. Коган Л.Н. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1994.
100. Козлов А.А., Лисовский В.Т. Ценностный мир современного студенчества.- М.: НИИВО, 1992.- 40с.
101. Коновалов Ю.В. Обзор развития генеалогии на Урале. Материалы 1-й Уральской родоведческой научно-практической конференции /15-16 ноября 2001г., Екатеринбург/. Екатеринбург, 2003.-С.5-9.
102. Континуум: Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
103. Кризис и молодежь: проблемы социализации специалиста. Материалы и тезисы докладов 4 июня 1999г.- Тюмень: Вектор Бук.- 1999. 140с.
104. Культура и ее виды / Отв.ред.К.Г.Рожко.- Тюмень: Вектор Бук, 2002.- 192с.
105. Культурология, XX век: Словарь /Сост. А.Я.Левит,- СПб.: Университетская книга, 1997.- 640с.
106. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. -М.: Высшая школа, 2002.- 511с.
107. Лакис П.П., Редович А.А. Место ценностных ориентаций в структуре личности. В сборнике: Методологические и мировоззренческие аспекты социологического познания.- Рига: Зинатне, 1987.-216с.
108. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России.// Социологические исследования.- 1994. №5.- С. 3-8.
109. Латыпов И.А. Духовная собственность: социальный смысл и перспективы. Автореферат диссертации. к.ф.н. — Екатеринбург, 1998.- 24с.
110. Левичева В.Ф. Воспитание и образование в условиях модернизации российского общества. В сборнике: Молодежь в современном российском обществе.-М.: Ин-т молодежи, 1995.
111. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. Психодиагностическая серия.-Вып. 5.-М., 1992.
112. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. - №4.- С. 15-17.
113. Летопись историко-родословного общества в Москве Вып 3/47/. - М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.- 136с.; Вып.4-5 /48-49/.- М.: Энциклопедия российских деревень, 1997. - 200с.; Вып. 6-7 /50-51/. — М.: ООО «Наука», 2000. - 167с.
114. Летопись Тюменского государственного нефтегазового университета. Справочно-информационный выпуск. Вып.2,- Тюмень, 2000. — 246с.; Вып.З.Тюмень, 2001.- 272с.; Вып.4. Тюмень, 2002. - 317с.
115. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России.- СПб, 2000.- 508с.
116. Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга. Издание «Русской старины».- Т.1-3.- СПб., 1873-1878. Т.1- 1873 -XII.- 388с.
117. Лосский Н.О. Ценность и бытие. В книге: Лосский Н.О. Бог и мировое зло. -М: Республика., 1994.-431с.
118. Лотман Ю.М. Избр.ст.: В 3 т. Т. 1. — Таллинн: Александра, 1992.- 479с.
119. Луман Н. Почему необходима «системная теория»? В сборнике: Проблемы теоретической социологии.- СПб.: Петрополис, 1994.
120. Мазлумянова Н.Я. «Жизнь в науке»: Концептуальная схема и предварительные описания биографических материалов российских социологов// Ведомости. Вып.23.- Тюмень: НИИПЭ, 2003. - С. 180-196.
121. Маслоу А.Г. Мотивация и личность.- СПб: Евразия, 1999.- 479с.
122. Материалы заседания Совета Гражданского форума Тюменской области.-Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 13 мая 2004г.- 61с.
123. Материалы заседания Совета Гражданского форума Тюменской области. —
124. Тюмень:Изд-во «Вектор Бук», 13 ноября 2003г. 78с.
125. Межуев В.М. Культура и история. М: Политиздат, 1977.- 199с.
126. Мень А. Культура и духовное возрождение.- М.: Искусство, 1992,- 495с.
127. Молодежь в изменяющемся мире. Материалы международного симпозиума молодых ученых.- Тюмень: «Вектор Бук», 1998.- 83с.
128. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.- 406с.
129. Мосин А.Г. Родоведение как альтернатива поискам национальной идеи в современной России. Материалы 1-й Уральской родоведческой научно-практической конференции /15-16 ноября 2001г., Екатеринбург/.- Екатеринбург, 2003.- С. 23-25.
130. Налетова И.В. Социокультурные основы духовности: история и современность: Уч.пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999. -112с.
131. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого.- М.: Interbook, 1990.-301с.
132. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Сб Мн: ООО «Попурри», 2001. 624с.
133. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности.- М.: Изд-во УРАО, 2000.- 320 с.
134. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что ждет нас в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы,- М.Республика, 1992.- 415с.
135. Опыт библиографии отечественной генеалогии. Части 1 и 2. /Сост. В.Н.Рыхляков.- СПб.: Изд-во ВИРД, 1998.-126с.
136. Опыт библиографии отечественной генеалогии. Часть 3. /Сост. В.Н.Рыхляков.- СПб.: Изд-во ВИРД, 2000.-232с.
137. Орлов Б.Ф., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения. -Екатеринбург: УРГУ, 1993.- 184с.
138. Орлова Я.А. Введение в социальную и культурную антропологию.- М., 1994.
139. Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения ирегуляторы практической деятельности. — Минск: Наука и техника, 1989.- 219с.
140. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах.- М.: Весна, 1993. Т.2.- С. 94-122.
141. Первые Тюменские родословные чтения. Материалы и тезисы докладов научно-практической конференции.- Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2001.- 176с.
142. Петровская И.Ф. Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801-1917 годов.- СПб.: Изд-во «Logos», 2003 .-490с.
143. Пигалев А.И. Культура как целостность /методологические аспекты/. — Волгоград: ЛИБРИС, 2001.
144. Плаксина М.Г. Обзор справочных изданий по истории Урала: в помощь составителям родословий. Материалы первой Уральской родоведческой научно-практической конференции.- Екатеринбург, 2003,- С. 89-96.
145. Полная энциклопедия символов /Сост.В.М.Рошаль.- М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003.- 528с.
146. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.- 232с.
147. Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Сб.статей. -Томск: ТГУ, 1980.-284с.
148. Проблема человека в западной философии./Общ. Ред. Ю.Н.Попова. М: Прогресс, 1988.- 544с.
149. Проблема ценности в философии. /Отв. Ред. А.Г.Харчев.- М-Л: «Наука», 1966.-261с.
150. Проблемы теории культуры. Сборник статей /Сост.Н.С.Злобин. М.: НИИК, 1980.- 163с.
151. Проблемы теоретической социологии./Под ред. А.О.Бороноева.- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996.- 314с.
152. Прохоренко Л.Е. Социокультурный контекст биографического текста культуры. Автореферат диссертации.к.ф.н.- СПб., 1997.- 22с.
153. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России.- М.: Русскаякнига, 1992.- 427с.
154. Пчелов Е.В. Полидисциплинарный антропологический подход в изучении генеалогии Северного Кавказа. В сборнике: Генеалогия юга России: история и современность.- Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2004.- С. 57-58.
155. Ратиев В.В. Информация в пространственно-временном континууме культуры. Автореферат диссертации . к.ф.н. — Ростов-на-Дону, 2000.- 24с.
156. Риккерт Г. Два пути теории познания. Новые идеи в философии. Сб.7. Теория познания.- СПб., 1913.- с.69.
157. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.- М.: Республика, 1998.-410с.
158. Родионов А.В. Поморские селения Онежского берега как полигон комплексных социологических исследований. //Известия русского генеалогического общества. Вып 13. СПб.: Изд-во РНБ, 2003.-С. 5-41.
159. Рождественский С. Подходы к формализации жизненных историй качественными методами. В книге: Судьбы людей. Россия. XX век.- М., 1996.- С. 412-422.
160. Российская Федерация сегодня.// Парламентский федеральный журнал. -2003.-№12.-С. 30-32.
161. Рыхляков В.Н. Петербуржцы авторы работ по генеалогии и истории семей. Библиографический справочник.- СПб.: «Акционер и К», 2003.- 280с.
162. Рыхляков В.Н. Отечественная генеалогия конца XIX века и создание Русского генеалогического общества. /Из истории Русского генеалогического общества. Сборник статей и материалов,- СПб., 2001,- 108с.
163. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий.- Томск: Томский государственный медицинский институт, 1973.- 428с.
164. Самопознание европейской культуры XX в. -М.: ИПЛ, 1991.- 366с.
165. Свищев П.А. К вопросу о новой парадигме историко-генеалогических исследований. Материалы 2-й Уральской родоведческой научно-практической конференции /15-16 ноября 2002г. Екатеринбург/. -Екатеринбург. 2004.-С.66-70.
166. Свищев П.А. Проблемы интерпретации генеалогических источников // Генеалогический вестник. Вып.8.-СПб.- 2002.
167. Свищев П.А. Основные перспективы применения генеалогии в программе энциклопедического описания российских деревень. В сборнике: История сел и деревень Зауралья. Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2002.- С. 10-14.
168. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию.- М.: Добросвет, 1998.- 289с.
169. Синергетика, философия, культура. М.: Изд-во МГУ, 2001.- 359с.
170. Согомонов А.Ю. Нравственная асинхрония современного российского общества //Ведомости. Вып.21 /Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова.-Тюмень: НИИ ПЭ, 2002.- С. 70-83.
171. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. JL, 1990.
172. Соколов Э.В. Культура и личность. JL: «Наука», Ленинградское отделение, 1972.-228с.
173. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории и философии культуры. -М.: Политиздат, 1991.- 430с.
174. Солодовникова И.В. Социальная идентичность и жизненный путь личности.- М.: Ин-т молодежи, 1993.
175. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат., 1992.-с. 543.
176. Социологические исследования на пороге XXI века. РАН Институт научной информации по общественным наукам. Сборник обзоров и рефератов. Предисловие Л.В.Гирко. М., 2000.- 391с.
177. Социология на пороге XXI века: новые направления исследования / Сост. С.И.Григорьев.- М.: Интеллект, 1998.
178. Социология молодежи. Учебник /под ред. Лисовского В.Т.- СПб.: С-П Университет, 1996.-457с.
179. Спенсер Г. Синтетическая философия.- Киев: Ника Центр, 1997.- 512с.
180. Становление духа университета: Опыт самопознания. Коллективная монография / под ред. В.И.Бакштановского и Н.Н.Карнаухова.- Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ: Центр прикладной этики, 2001.- 755с.
181. Ступников А.А. Генеалогия и судьбы русских деревень // Известия русского генеалогического общества,- Изд. РНЦБ.- 1998.- Вып.9.- С. 98-100.
182. Субэтто А.И. Рефлексивная квалиметрия и рефлексосистемогенетика // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Ч. 1-2.- М.: Принт, 1994.- 140с.
183. Судьбы людей. Россия. XX век. Биография семей как объект социологического исследования .- ИС РАН. Проект «Социодинамика поколений».- М.,1996.- 422с.
184. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования.- М.: Ин-т молодежи, 1996.
185. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. Вопросы теории и методологии.- М.: МГУ, 1999.- 182 с.
186. Сухомлинский В.О. Отцовская педагогика. — Киев: Политиздат Украины, 1978.-263с.
187. Тарасов-Борисенко М.В. Ареал генеалогии русских крестьян: проблемы и опыт микроисследований по материалам Тобольского и Тарского уездов конца XVI-начала XX вв. СПб.: Изд-во СПб университета, 2001.- 300 с.
188. Тайлор Э.Б. Первобытная культура.- М.: Политиздат, 1989,- 572с.
189. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии.-М., 1992.- Т.1.- №1.- С. 121-134.
190. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки /В кн.: Американская социологическая мысль.- М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.- с. 333-356.
191. Традиция в истории культуры. Сборник статей.- М: Наука., 1978.- 279с.
192. Третьи Тюменские родословные чтения. Материалы и тезисы межрегиональной научно-практической конференции. -Тюмень: Вектор Бук, 2003.- 186с.
193. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии.- М.: Прогресс, 1990.-716с.
194. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Книга 3. Антропологическая историософия. Новосибирск.- Изд.СО РАН: 2000.- 714с.
195. Филиппов Ф.Р. Советское студенчество как общественная группа. В книге: Изменение социальной структуры социалистического общества.- М.: Мысль, 1976.-С. 85-104.
196. Философия культуры: Становление и развитие: Учебное пособие для вузов /М.С.Каган и др. СПб.: Лань, 1998.- 445с.
197. Философия культуры.Межвузовский сборник научных статей. — Самара: Самарский университет, 1993.- 96с.
198. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.- 366с.
199. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., 1997.- 452с.
200. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.- 445с.
201. Хакен Г. Можно ли применять синергетику в науках о человеке? Синергетика и психология. Тексты //. Социальные процессы /Под ред. И.Н.Трофимовой.- М.- 1999.- Вып.2. с. 14-27.
202. Хакен Г. Синергетика /Пер. с англ. Под ред. Ю.Л.Климонтовича.- М.: Мир, 1980.- 404с.
203. Хоффман А. Проблемы достоверности и надежности в устной истории /пер. с англ./ /В книге: «Биографический метод. История. Методология. Практика.- М.: ИСАН, 1995.- С. 30-65.
204. Чапля Т.В. Ценностные аспекты информационного взаимодействия в познании. В сборнике: Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания.- Томск: Изд-во ТГУ, 1996.- С. 174-176.
205. Чапля Т.В. Ценностные аспекты информации и культуры. В сборнике:
206. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы.-Краснодар, 1997.- С.27-28
207. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990.- 238с.
208. Человек и социокультурная среда. Вып.1. Специализированная информация по академической программе «Человек, наука, общество». Комплексные исследования /Отв. Ред. С.Я.Левит; РоАН. Институт научной информации по общественным наукам.- М., 1991.- 264с.
209. Четвертые Тюменские родословные чтения. Молодежный проект «Генеалогия и история семей».- Тюмень: Вектор Бук, 2005.-195с.
210. Швейцер А. Культура и этика.- М.: Прогресс, 1973.- 343с.
211. Шелер М. Избр. произведения.- М.: Политиздат, 1994.- С.51-83.
212. Ширшов И.Е. Динамика культуры. Минск: Изд-во БГУ, 1980.- 110с.
213. Шор Ю.М. Очерки теории культуры: Учебное пособие. -Л.: ЛГИТМИК, 1989.- 158с.
214. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры: Т.1, -М.: Мысль, 1998.-663с.
215. Шютц А. Возвращающийся домой // Социологические исследования. -1995. №2.- С. 139-142.
216. Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов. // Социологические исследования.- 1999. №8.- С. 98-101.
217. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности- М.: Добросвет, 2000.- 596с.
218. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- 2-е изд.- М.: Наука, 1987.- 245с.
219. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991.-527с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.