Гендерные модели в культуре: философско-антропологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Потехина Екатерина Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат наук Потехина Екатерина Александровна
Введение
Глава I. Эволюция концептов мужского и женского в философско-
антропологической перспективе
§1. Теоретические основания работы
§2. Место, роль и предназначение мужчины и женщины как одна из
ключевых проблем античной философии и философии Средневековья
§3. Мужское и женское в философско-антропологической мысли Нового
времени
§4. Антропологический поворот XX века и феминистская антропология:
возникновение альтернативного антропологического дискурса
Глава II. Инвариантные гендерные модели в культуре
§1. Культурные модели маскулинного: философско-антропологический анализ
1.1. Традиционный мужчина
1.2. Радикальная маскулинность в гендерных моделях 1960-х - 1980-х гг: "мачо"
1.3. Феминная маскулинность: метросексуал и мужчина-содержанка
§2. Культурные модели феминного: философско-антропологический
анализ
2.1. Традиционная женщина и женщина-мать
2.2. Маскулинная феминность: женщина «героического типа» и деловая женщина
2.3. Женщины демонического типа: роковая женщина и женщина-вамп
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Языковые механизмы конструирования маскулинности и феминности в дискурсе глянцевых журналов: на материале английского и русского языков2018 год, кандидат наук Зиновьева, Елена Сергеевна
Атрибутивная сочетаемость маскулинных и феминных номинаций лица2011 год, кандидат филологических наук Комкова, Ольга Владимировна
Языковая репрезентация гендера в современном отечественном кинодискурсе: лингвоаксиологический аспект2022 год, кандидат наук Шушанян Наринэ Суреновна
Языковая репрезентация гендерных ценностей в современном русском языке2018 год, кандидат наук Сюй Шаньшань
Стратегии гендерных репрезентаций в русской женской литературе 1980-2010-х гг.2022 год, доктор наук Афанасьев Антон Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерные модели в культуре: философско-антропологический анализ»
Введение
Актуальность темы исследования. Масштабные социокультурные трансформации в обществе, ставшие реальностью сегодняшнего дня, требуют философско-антропологической рефлексии и нуждаются в разработке новых методов описания и анализа. Актуальность данного исследования определяется в первую очередь тем, что гендерные проблемы в настоящее время входят в число наиболее приоритетных и активно обсуждаемых в обществе, в современной философии культуры и в философской антропологии, что на данном этапе обусловлено целым рядом социально-антропологических явлений и факторов. С одной стороны, в современном обществе, характеризующемся процессами демократизации и гуманизации, возрастает роль «понимающей рефлексии»1, способности к восприятию «другого», иных, отличных от традиционалистских патриархатных, ценностей и точек зрения. В сфере полоролевого взаимодействия в культуре эти процессы привели к заметному повышению статуса женщины в социуме, отказу от жесткой нормативности и пересмотру взглядов на содержание как женских, так и мужских гендерных ролей, усложнению и пластичности гендерной идентичности личности, постепенному возрастанию уровня толерантности общества в отношении маргинальных типов гендерного поведения, расширению границ понятия «гендерная норма» и т.д., что в совокупности ведет к глобальной переоценке традиционных социальных, культурологических и философско-антропологических установок относительно места и роли мужчин и женщин в обществе. С другой стороны, вопреки принципам демократии и гуманизма, практики социокультурного контроля и контроля гендерного поведения личности со стороны государства и социума не только не исчезают, но и становятся более многообразными, осуществляясь, в том числе, на законодательном уровне, а также через государственную идеологию, пропаганду и СМИ. Это усугубляет ситуацию гендерной асимметрии в современном мире,
1 Малыгина А.В. Гендерные репрезентации как тексты культуры (на примере моды середины ХХ - начала ХХ1века): Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. - М., 2008. - с. 3.
провоцирует кризис идентичности личности, способствует процессу сегрегации в отношении отдельных индивидов и социальных групп. В этой связи особенную актуальность сегодня приобретает проблема соответствующего подхода к изучению гендерных аспектов культуры.
Гендерные исследования, возникшие как самостоятельная область гуманитарного знания на базе академических программ «Женских исследований» университетов США и Западной Европы в 1980-е гг., позволяют рассматривать человека с точки зрения гендерного подхода, «официально» принятого в круг философской проблематики в 1998 г. после ХХ Всемирного философского конгресса в Бостоне, на котором впервые состоялась секция «Философия и гендер».
Гендер конструируется через определенную систему социализации, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Являясь социальным конструктом, гендер формируется не природой, а представлениями людей, которые воплощаются в устойчивых формах их социальной практики.
В этой связи можно сказать, что каждый человек как носитель определенной культурной традиции и представитель того или иного социума обладает набором гендерных ролей - набором приписываемыхчеловеку и ожидаемых от него всоответствии с его полом образцов (или норм) поведения. Очевидно, что представления о содержании и специфике гендерных ролей закреплены по-своему в разные эпохи и в различных культурах и субкультурах. Гендерные роли представляют собой динамическое явление. В случае, если человек меняет пространство, переходит в иную социальную страту, социум предлагает ему другую гендерную роль. Но в любом случае, находясь в рамках одной культуры, мы можем рассматривать специфику гендерных ролей человека в связи с определенными культурными моделями, сформировавшимися,
функционирующими и задающими определенный вектор восприятия индивида в данной культуре.
Степень научной разработанности проблемы. Развитие в 1980-е гг. гендерных исследований в США и Западной Европе привело к дифференциации понятий «пол» / «sex» и «гендер» / «gender», однако, в настоящем диссертационном исследовании показывается, что философский интерес к проблеме пола / гендера прослеживается на протяжении всей истории культуры.
В философии античного периода представлены различные взгляды на соотношение мужского и женского в культуре (Аристотель, Платон, Марк Порций Катон Старший, Плиний Младший), однако, идея бинарной антропологической оппозиции полов и естественности доминирования мужского в культуре значительно преобладала над идеей о взаимодополняемости маскулинного и феминного начал и изначальной андрогинности человеческой природы.
Средневековые европейские и отечественные философы и богословы (Фома Аквинский, Иоганн Скотт Эриугена, Мани, Кирилл Туровский, Максим Грек) по большей части продолжают тему неравной ценности мужчины и женщины в пользу первого и противопоставления мужского и женского как разумного и природного, высшего и низшего, светлого и темного, духовного и телесного соответственно, однако, в рамках христианской доктрины появляется и альтернативный способ оценки женщины (Святой Григорий Нисский, Святой Максим Исповедник), основанный на образе добродетельной матери Христа Марии, культ почитания которой в позднесредневековый и ранневозрожденческий периоды в европейской культуре перерос в культ Прекрасной Дамы.
Новое время ознаменовалось частичным пересмотром господствовавшей на
протяжении всей аграрной эпохи тенденции отношения к женщине как к
существу, по своим моральным, интеллектуальным, физическим качествам
уступавшему «подлинному человеку» - мужчине, и возникновением
альтернативных теорий пола (Д. Локк, Т. Мор, Ф. Шлегель, Ф. фон Баадер, Ш.
Фурье, М. Уоллстонкрафт, Д. Милль, Д. Писарев и др.), объяснявших причины
женской дискриминации несовершенством социокультурных условий и впервые
5
имплицитно отражавших идею культурного конструирования гендерных различий. Тем не менее, актуальность по-прежнему сохраняли как традиционно мизогинистические подходы к проблеме пола (О. Вейнингер, Л. Толстой, П. Ткачев), так и внутренне противоречивые теории, авторы которых (И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Г. Зиммель) хотя и предпринимали попытку «оправдания женской природы», в итоге приходили всё к тем же выводам о «естественности» превосходства природы мужской и, соответственно, мужского доминирования в обществе.
Для рубежа XIX - XX веков характерным стало появление новых философских идей, касающихся проблемы пола. Отечественные мыслители -представители русской религиозной философии (В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Розанов) развивали восходящую к учению Платона теорию андрогинности человеческой природы и рассматривали человека как целостность, объединяющую в равной степени оба начала: мужское и женское, воплощая тем самым божественную идею.
ХХ век ознаменовался переосмыслением теорий пола в постструктуралистских критических концепциях (Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар, М. Фуко и др.), возникновением гендерной теории, альтернативного антропологического дискурса и появлением феминистской антропологии на фоне осмысления феминизмом своих философских оснований в трудах Д. Батлер, С. Бенхабиб, Р. Брайдотти, С. де Бовуар, Т. Де Лауретис, Э. Гросс, Д. Зиммермана, К. Гиллиган, Л. Иригарэ, Р. Коннелл, Ю. Кристевой, Д. Лорбер, К. Миллет, Г. Рубин, Э. Сиксу, К. Уэста, С. Файерстоун, С. Фаррелл, Б. Фридан, Н. Ходоров и др. В отечественной теории философское и культурологическое осмысление гендерной проблематики нашло отражение в исследованиях Г.А. Брандт, О.А. Ворониной, Е.И. Гаповой, О.Р. Демидовой, С.В. Жеребкина, И.А. Жеребкиной, Е.А. Здравомысловой, И.С. Кона, Л.С. Московчук, Н.Х. Орловой, Н.Л. Пушкаревой, А.А. Темкиной, А.Р. Усмановой, С.А. Ушакина, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.
В отечественном и западном академическом пространстве философское осмысление гендерной проблематики до сих пор не является полностью легитимированным, и особенно это касается российской науки, в рамках которой применение гендерной методологии остается весьма фрагментарным, что объясняется дискурсивным дефицитом предшествующего советского периода2. Философско-антропологический анализ базовых гендерных моделей в культуре не представлен системно ни в одной из имеющихся работ отечественных исследователей, несмотря на наличие ряда трудов, посвященных отдельным аспектам проблемы3. Подобное положение дел настоятельно требует интеграции отечественных и зарубежных исследований и разработки нового подхода к изучениюгендерного ракурса социального и индивидуального бытия человека.
Объектом диссертационного исследования является гендерная система общества в философско-антропологической перспективе; предметом - гендерные модели в культуре, рассматриваемые в процедурах философско-антропологического анализа.
Цель исследования: опираясь на философско-антропологическую методологию, представить аналитическую реконструкцию исторически сложившейся в западной и русской культурах инвариантной парадигмы гендерных моделей мужского и женского, а также варианты их современной трансформации.
Для реализации заявленной цели необходимо решение следующих задач:
2 Номеровская А.Н. Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. - СПб, 2015. - с. 13.
3 См., напр.: КуимовВ. С. Проблема типологии маскулинности в гендерных исследованиях // Теория и практика общественного развития. Издательский дом «Хорс». 2015. - №4.; Е. Здравомыслова, А. Тёмкина. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе; Кон И.С. Гегемнонная маскулинность как фактор мужского (не)здоровья // Социология: теория, методы, маркетинг. 2008. — № 4.; Beynon J. Masculinities and culture. - Open University Press, Buckingham, 2002; Котовская М.Г., ШалыгинаН.В. Анализ феномена мачизма // Общественные науки и современность. 2005. - №2.; Остроух И.Г. Метросексуал - стиль жизни, форма самореализации и самосознание мужчины в постиндустриальном обществе // Этнографическое обозрение. 2006. -№ 4.; Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России / Н.Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013; RichA. Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution. - London: Virago, 1977; Исаченко О.К. Деловая женщина России как социокультурное явление: дисс. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2009 и др.
- выявить место и значение гендерной проблематики в проблемном поле философии и философской антропологии;
- определить ключевые этапы становления и развития философии пола в истории и проследить преемственность основных парадигмальных установок;
- проанализировать, какие парадигмальные установки в истории философских идей и в настоящее время поддерживают и репродуцируют систему гендерной дифференциации в культуре и обществе;
- проанализировать существующие подходы к пониманию таких концептов как «пол», «гендер», «феминное», «маскулинное» в культуре;
- разработать философско-антропологическое определение понятия «гендерная модель»;
- выявить и проанализировать в философско-антропологической перспективе универсальные базовые гендерные модели в культуре, сформировавшиеся по большей части на базе основных культурных архетипов (материнского, воина и
пр).
Научная новизна диссертационного исследования.
• Систематизированы и структурированы ключевые концептуальные подходы к проблематике пола и гендера в классической философской антропологии, философской антропологии феминизма и постфеминизма.
• Предложено философско-антропологическое определение концепта «гендерная модель».
• Выявлены, описаны и проанализированы с философско-антропологической точки зрения универсальные базовые гендерные модели в культуре и представлена их историческая реконструкция.
• Предложено системное описание исторически складывавшейся инвариантной парадигмы гендерных моделей мужского и женского в динамике их взаимодействия и взаимовлияния.
• Описаны и проанализированы современные трансформации гендерных
8
моделей в ситуации «мира без границ».
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении научных представлений о содержании и процессе формирования парадигмы базовых гендерных моделей в культуре как о философско-антропологической проблеме, что позволяет расширить инструментарий современной отечественной философской антропологии, дальнейшему поступательному развитию дисциплины.
Практическая значимость исследования: материалы и результаты диссертации могут быть использованы в образовательных программах высшей школы для подготовки учебных курсов по философско-антропологической проблематике гендера и по гендерной теории.
Разработанная программа факультативного курса «Культура и гендер» для учащихся 11-х классов с 09.2016 г. внедрена в учебный процесс Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района г. Санкт-Петербурга.
Методология исследования. В методологическом инструментарии проведенного исследования ключевое место принадлежит:
- семиотическому подходу, вне которого культура непознаваема, поскольку представляет собой знаковое устройство, в основе которого лежат семиотические механизмы4; в рамках исследования семиотический подход применялся с целью дешифровки культурных смыслов, скрытых в знаковых системах, позволяя системно подойти к интерпретации культурного текста;
- герменевтическому анализу, применяемому для анализа культурного текста вглубь;
- сопоставительному культурному анализу российской и западной культур;
4 См. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. - Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. -Таллин: Александра, 1992. - С. 9 - 247; Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПб, 2005.
- критическому дискурс-анализу в версии Т. ван Дейка5, представляющему собой совокупность аналитических методов интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности людей, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях6.
Кроме того, диссертационная работа опирается на принцип социокультурной детерминации, экзистенциалистскую концепцию Ж.П. Сартра (как философию выбора) и междисциплинарную гендерную методологию.
Положения, выносимые на защиту.
- Каждая культура, отталкиваясь от общекультурных архетипов, формирует свои гендерные модели, которые отличаются друг от друга и имеют свои социокультурные особенности. На основании семиотического анализа и герменевтического прочтения культурных текстов представляется возможным при этом выявить некоторые универсальные модели, характерные как для русской, так и для западной культуры.
- В зависимости от эпохи, культуры и методологии, представления о мужском и женском, «спрессованные» в модель, являются различными. Применительно к гендерной проблематике рассматривается, каким социокультурным содержанием наполнены базовые модели мужского и женского в русской и западной культурах.
- На основании проведенного философско-антропологического анализа и с опорой на гендерную теорию возможно выделить как базовые в культуре следующие модели: модели традиционной феминности и маскулинности в русской и западной культурах (традиционная женщина / женщина-мать и традиционный мужчина); модели альтернативной феминности и маскулинности
5 Критический дискурс-анализ, по мнению Т. ван Дейка, является разновидностью дискурс-аналитической исследовательской процедуры, направленной прежде всего на изучение способов злоупотребления социальной властью, неравенства и доминирования, которые реализуются, воспроизводятся и сталкиваются с сопротивлением в форме дискурса в социальном и политическом контекстах.
(См.:Ван Дейк Т. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013 ;Шленская Т.В. Дискурс-анализ Тёна ван Дейка: этапы развития и основные положения // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». 2015. - №4. - С. 197.).
6 Сарна А.Я. Дискурс-анализ. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010 - 2017 (последняя редакция: 21.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7232
(маскулинная феминность: женщина героического типа и деловая женщина; радикальная маскулинность: мачо), а также модели маргинальной феминности (роковая женщина и женщина-вамп) и маргинальной маскулинности (метросексуал и мужчина-содержанка).
- Формирование гендерного сознания в социуме осуществляется посредством всех социальных институтов, образования, воспитания, моды, религии, СМИ, культуры в целом, с одной стороны, отражающих существующие в обществе гендерные модели, а с другой - воспроизводящих их. Содержание данных моделей, в свою очередь, «спрессовывается» в определенные гендерные стереотипы, которые закрепляются путем многократного повторения в процессе социализации личности, впоследствии оказывая определяющее влияние на выбор траектории жизненного пути.
- Одной из самых продуктивных стратегий формирования желаемых гендерно-дифференцированных моделей поведения человека в культуре представляется стратегия отчуждения. Современное общество оказывается сугубо отчуждающим по отношению к личности, поскольку препятствует реализации ее индивидуальных свойств, вынуждая человека не только существовать вне альтернативы сложившемуся порядку, но и лишая его возможности осознавать наличие какой-либо альтернативы. Таким образом, в рамках существующей системы личность оказывается отчужденной от своих возможностей7.
Апробация результатов исследования. Результаты и основные положения исследования были представлены на следующих конференциях:
«Царскосельские чтения» (2014, 2015, 2016 и 2017 гг.);
«Science and Education» (2014 г.);
«Свое» и «чужое» вкультуре(2017 г.).
7 Подробнее об отчуждении см., напр., в: Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек (исследова-
ние идеологии развитого индустриального общества). - М.: АСТ, 2002; Клюенков О.И. Феномен отчуждения человека как опыт его существования: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Архангельск, 2007 и др.
По теме диссертационного исследования было опубликовано 9 статей (общий объем - 4,62 п.л.), в том числе 3 статьи в научных журналах и изданиях, которые включены в перечень научных журналов, рекомендуемых ВАК:
1. Потехина Е.А. Женское в культуре: свое или чужое? // «Свое» и «чужое» в культуре: материалы XI Международной научной конференции (г. Петрозаводск, 22 - 24 июня 2017 г.) / отв. ред. Н.Г. Урванцева. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2017. - С. 253 - 255.
2. Потехина Е.А. Из истории формирования гендерных стереотипов в западноевропейской культуре: формирование гендерных стереотипов в античности // Science and Education: Материалы к первой международной научно-практической конференции "Science and Education". 5-6 September, 2014. - С. 8183.
3. Потехина Е.А. Культурные модели феминного в западноевропейском Середневековье // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. СПб. (Пушкин). - 2014. - №37. - С. 303 - 307.
4. Потехина Е.А. Культурные модели феминного: роковая женщина и женщина-вамп // XX юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 20 - 21 апр. 2016 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - Т.1. - С. 106 - 110.
5. Потехина Е.А. Культурные модели феминного: роковая женщина и женщина-вамп в российском и американском кинематографе // Парадигма. Философско-культурологический альманах. - 2017. - №26. - С. 105 - 121.
6. Потехина Е.А. Модель "мужчина нового типа - метросексуал" как альтернатива гегемонной маскулинности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина.
- 2015. - №4. - Т.2. - С. 77 - 85.
7. Потехина Е.А. Специфика гендерных образов в романе Дафны дю Морье «Ребекка» и его экранизациях // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - 2017.
- №25. - С. 2 - 29.
8. Потехина Е.А. Эволюция взглядов на проблему женского в западноевропейской философско-антропологической мысли // XXI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. 25 - 26 апр. 2017 г. / под общ.ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - Т.1. - С. 234 - 238.
9. Потехина Е.А. Эволюция гендерных образов в философско-антропологической мысли Нового времени // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина.
- 2017. - №3. - C. 275 - 286.
Глава I. Эволюция концептов мужского и женского в философско-антропологической перспективе
§1. Теоретические основания работы
Рабочие понятия исследования.
Биологический пол человека представляет собой совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского и могущих применяться по отдельности или в комплексе для идентификации и различения мужчины от женщины8.
Концепт «гендер» используется в рамках понятийного аппарата философии, социологии, психологии и культурологии для обозначения социальной организации половых различий. Новейший философский словарь предлагает трактовку понятия «гендер» как применяемого в «социальных науках для отображения
" 9
социокультурного аспекта половой принадлежности человека»9, то есть, имеется в виду культурная модель поведения, соответствующая мужскому или женскому полу в рамках рассматриваемой эпохи и общества. В контексте социальной философии гендер рассматривается как «совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность», «то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений»10. А.Р. Усманова определяет гендер как «социальные и культурные нормы, правила и роли, которые общество приписывает людям в зависимости от их биологического пола»11. Данного определения мы будем придерживаться в рамках диссертационного исследования. Рассмотрение гендера как формы социального бытия пола, поскольку пол как таковой может существовать и функционировать в обществе только как гендер, и легло в основу
8 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/811065
9 Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. - с. 155.
10 Шабурова О.В. Гендер // Социальная философия. Словарь под ред. Кемерова В. Е. и Керимова Т. Х. - М.:
Академический Проект, 2003. - С. 67 - 68.
11 Усманова А.Р. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований // Введение в гендерные
исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя,
2001. - с. 428.
современных феминистических и постфеминистических теорий, в рамках которых ранее существовавший эссенциалистский подход к проблеме пола сменился антиэссенциалистским (конструктивистским) 12. Сегодня появилась объективная необходимость обобщения и объединения междисциплинарных знаний и осуществления философско-культурологического и философско-антропологического анализа гендера как одного из важнейших факторов формирования современной культуры.
Архетип - понятие, восходящее к учению Платона об эйдосах как метафизических идеях, лежащих в основе бытия, и широко используемое в аналитической психологии К.Г. Юнга. По Юнгу, архетипы представляют собой универсальные врожденные структуры человеческой психики, составляющие содержание коллективного бессознательного, общего для всего человечества13. Архетипы не формируются на базе опыта отдельной личности, а наследуются как результат многовекового культурного опыта и составляют основу общечеловеческой символики14. Существует ограниченный набор общекультурных архетипов (например, анима и анимус - архетипы, обозначающие женское и мужское начала соответственно, архетипы матери, отца, девы, воина, младенца, персоны, ценности и др.).
Вследсствие стремления человеческого мышления к формированию понятий, на базе архетипов, находящихся в сфере бессознательного, возникают типы, представляющие собой мыслительные конструкты. Тип - это форма, которая составляет основу ряда расхожих или родственных индивидов; экземпляр или образец, который лучше всего представляет вид или род15. Типологизация, с одной
12 В рамках эссенциалистского подхода утверждается, что изначальные «природные», т.е. биологические различия мужчины и женщины обусловливают половую дифференциацию на всех уровнях социальных отношений. Согласно конструктивистскому подходу, первичным по отношению к биологическому полу является социокультурное конструирование гендера, определяющего социальный порядок в целом и представляющего собой «работу культуры по приписыванию половой принадлежности» (см. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 201. - с. 161.).
13 См.: Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.
14 Подробнее об этом см. в: Галсанова О.Э. Интерпретация понятия «архетип»: от античной культуры до культурологических мыслей начала ХХ в. // Вестник Бурятского государственного университета, 2011; Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. - Port-Royal, 1996.
15 Философский энциклопедический словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. - Одиссей, 1996.
стороны, способствует облегчению познания сущности предметов или явлений, поскольку заключается в объяснении последних с точки зрения их существенных сторон (напр., «мужчины / женщины какого-либо типа»); с другой стороны -обладает относительной гносеологической ценностью, поскольку «чистых» типов среди реально существующих предметов или явлений нет16.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Стратегии денатурализации категорий «мужское» и «женское» в современной философии2018 год, доктор наук Хитрук Екатерина Борисовна
Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека2007 год, доктор философских наук Ерошенко, Татьяна Игоревна
Философско-антропологические основания репрезентации "мужского" и "женского" в поэтическом тексте: На материале поэзии XX века2006 год, кандидат философских наук Малкова, Наталья Юрьевна
Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе2016 год, кандидат наук Номеровская Анна Дмитриевна
Гендерная инкультурация в современном российском обществе (на материале мужского военизированного и женского гимназического образования)2019 год, кандидат наук Клименко Наталья Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Потехина Екатерина Александровна, 2018 год
Список использованной литературы
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Справочное издание. - 11-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2010. - 568 с.
2. Антология гендерной теории // Сост., комментарии Гапова Е.И., Усманова А.Р. -Минск: Пропилеи, 2000. - 140 с.
3. Антология средневековой мысли. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2001. - Т.1. - 540с, Т.2. - 544 с.
4. Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. - М.: Время, 2016. - 352 с.
5. Аристотель. О возникновении животных. - М.-Л.: Академия наук СССР, 1940. - 250 с.
6. Аристотель. Политика// Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983.
7. Барабанов Д. Векторы советского героизма // Искусство. Приложение к газете «Первое сентября». - 2003. № 21. - с. 15-17.
8. Белогурова Ю. Г. Представление о материнстве в западноевропейской и русской философской мысли // Вестник Белгородского государственного университета. Серия «Философия». 2014. - №1. - с. 45 - 51.
9. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 336 с.
10. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2008. - 431 с.
11. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви / Русский Эрос или Философия любви в России. - М.: Прогресс, 1991. - 448 с.
12. Бойцова О.Ю., Орех Е.А. От светлой одежды - к светлому будущему: дискурс о цвете детской одежды в СССР в 1950 - 80х гг. // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. - №6. - С. 6 - 15.
13. Брайдотти Р. Женские исследования и политики различия // Введение в тендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - с. 13 - 22.
14. Брайдотти Р. Половое различие как политический проект номадизма// Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. - СПб: Дмитрий Буланин, 2000. - С. 220 - 250.
15. Брандт Г.А. Мужской и женский «принцип пола» в философии жизни Георга Зиммеля // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. Под ред. Л.П. Репиной. 2004. -№7. - М.: ИВИ РАН. - С. 243 - 259.
16. Брандт Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины / Г.А. Брандт. - СПб.: Алетейя, 2006. - 160 с.
17. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954. - 243 с.
18. Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с.
19. Ван Дейк Т. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 344 с.
20. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России / Н.Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 364 с.
21. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 708 с.
22. Введение в гендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина.
- Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 695 с.
23. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко.— М.: Прогресс, 1990.-С. 345 - 415.
24. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Астрель, 2012. - 512 с.
25. Волоцкий И. Просветитель. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 432 с.
26. Воронина О.А. Традиционные философские, социологические и психологические теории пола // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ -МВШСЭН - МФФ, 2001. - 416 с.
27. Галсанова О.Э. Интерпретация понятия «архетип»: от античной культуры до культурологических мыслей начала ХХ в. // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - №6. - С. 223 - 226.
28. Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. - СПб: Дмитрий Буланин, 2000. - С.166 - 186.
29. Гросс Э. Изменяя очертания тела // Введение в тендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
- С. 599-625.
30. Де Бовуар С. Второй пол. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.
31. Де Лауретис Т. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера//Антология гендерной теории. Сост., комментарии Гапова Е.И., Усманова А.Р. - Минск: Пропилеи, 2000. - С. 347 - 372.
32. Делёз Ж. Логика смысла: Пер. с фр. - Фуко М. The atrum philosophicum: Пер. с фр. -М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.
33. Демидова О.Р. «История изнутри»: женские мемуары о гражданской войне в России // Мир и война: культурные контексты социальной агрессии. Под ред. И.О. Ермаченко, Л.П. Репиной. - М.: ИВИ РАН, 2005. - С. 249 - 255.
34. Демидова О.Р. Канон и антиканон: образ матери в эмигрантской женской прозе // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Под ред. К. Хайдер и Э.Шоре. -М., 2003. - С. 251 - 265.
35. Демидова О.Р. К вопросу о типологии женской автобиографии // Models of Self / Russian Women's Autobiographical Texts. -Kikimora Publications, Helsinki, 2000. -P. 49 -59.
36. Демидова О.Р. A She-Private Eye - вариант «новой женственности»? // Постклассические гендерные исследования. Коллективная монография. - СПб., 2011.
- С. 183-201.
37. Деррида Ж. О грамматологии. - М.: AdMarginem, 2000. -512 с.
38. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. - М.: Астрель: АСТ, 2013. - 1578 с.
39. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции // Одиссей. - М., Наука, 1990. - 176 с.
40. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии. Пер. и примеч. О. В. Гладковой // Слово Древней Руси. М., 2000. - С. 415 -428.
41. Жеребкина И.А. «Прочти мое желание...». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм.
- М.: Идея-Пресс, 2000. - 256 с.
42. Жеребкина И.А. Субъективность и гендер: гендерная теория субъекта в современной философской антропологии. Уч. пос. / Ирина Жеребкина. - СПб.: Алетейя, 2007. - 312 с.
43. Здравомыслоыва Е.А., Тёмкина А.А. 12 лекций по гендерной социологии / Е.А. Здравомыслова, А.А. Тёмкина. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. - 768 с.
44. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе. - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/articles/tz m.htm#4
45. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А.Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 708 с.
46. Зиммерман Д., Уэст К. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. - СПб: Дмитрий Буланин, 2000.
- С.193 - 219.
47. Исаченко О.К. Деловая женщина России как социокультурное явление: дисс. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2009. - 175 с.
48. История философии: Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002.
- 1367 с.
49. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. - СПб.: Наука, 1999. - 471 с.
50. Кирилл Туровский. Повесть о белоризце-человеке и о монашестве / Туровский, Кирилл // Златоструй. Древняя Русь Х-ХШ вв. - М.: Молодая гвардия, 1990.
51. Клюенков О.И. Феномен отчуждения человека как опыт его существования: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Архангельск, 2007. - 141 с.
52. Кон И.С. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не)здоровья // Социология: теория, методы, маркетинг. 2008. — № 4. -С. 5 -16.
53. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. - М.: Время, 2017. - 704 с.
54. Кон И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под ред. М.М. Малышевой. - М., 2002. - 520 с.
55. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире.- М.: Время, 2009. - 496 с.
56. Коннелл Р. Современные подходы Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. - СПб: Дмитрий Буланин, 2000. - С.251 -279.
57. Котовская М.Г., Шалыгина Н.В. Анализ феномена мачизма // Общественные науки и современность. 2005. - №2. - С. 166 - 176.
58. Крамер Г. Шпренгер Я.Молот ведьм. / Пер. с лат. Цветков Н.; Предисл. Лозинский С. М., 1932; 2-е изд. - М.: Интербук, 1990. - 351 с.
59. Кристева Ю. От одной идентичности к другой // От Я к Другому. Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. - Минск: Менск, 1997. - С. 256 - 273.
60. Крюков А.Н. Философские записи / Н.А. Крюков // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: В 3 Т. - М., 1951. - Т.2.
61. Куимов В. С. Проблема типологии маскулинности в гендерных исследованиях // Теория и практика общественного развития. Издательский дом «Хорс». 2015. - №4. -С. 26 - 30.
62. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 1998. -231 с.
63. Локк Дж. Мысли о воспитании // Локк Дж. Сочинения: В 3 т./ Пер. с англ. и лат. Т.З-х./Ред, и сост., авт. примеч. А.Л. Субботин. - М.: Мысль, 1988. - 670 с. - С. 407 - 609.
64. Лорбер Д., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования// Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. - СПб: Дмитрий Буланин, 2000. - С.187 - 192.
65. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Избранные статьи в 3 томах. - Т.1. - Таллин: Александра, 1992. - С. 269 - 336.
66. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры // Избранные статьи в трех томах. - Т. 1. - Таллин: Александра, 1992. - С. 9-247.
67. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПб, 2005. - 752 с.
68. Лукач Г. История и классовое сознание. - М.: Logosaltera, 2003. - 416 с.
69. Лысенко Ю.В. Соотнесенность культурных моделей с поэтической метафорой в современной британской поэзии (на основе анализа стихотворных произведений) // Вестник МГЛУ. 2013. - №17 (677). - С. 136 - 146.
70. Малыгина А.В. Гендерные репрезентации как тексты культуры (на примере моды середины ХХ - начала XXI века): Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. - М., 2008. -198 с.
71. Максим Грек. Против утверждающих, что человеческий род имел размножаться посредством плотского совокупления и рождения, хотя бы и не согрешили праотцы // Соч. преподобного Максима Грека в русском переводе: В 3 ч. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910—1911. Ч. 2. - Режим доступа: https://profilib.com/chtenie/149386/maksim-grek-dogmaticheskie-sochineniya.php
72. Маркова О.Ю. Гендерные измерения современного общества // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: сб. философ. ст. / Под ред. Б.В. Маркова. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 2010. - 223 с.
73. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек (исследование идеологии развитого индустриального общества). - М.: АСТ, 2002. - 528 с.
74. Матюшина И.Г. О жанровой эволюции рыцарской саги. - Режим доступа: http://norse.ulver.com/articles/matyushina/evolution.html#_ftnref27
75. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 134 с.
76. Милль Дж. С. Подчиненность женщины. - СПб: Издание книгопродавца С.В. Звонарева, 1896. - 255 с.
77. Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность: (Социологический очерк) / Н.К. Михайловский// Полн. соб. соч.: В 10 т. - СПб., 1906-1909. - Т. 1.
78. Московчук Л.С. Л.С. Мужское и женское в традиционной и современной культурах: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2006. - 23 с.
79. Никифор, митрополит Киевский. Послание к князю Владимиру // Златоструй. Древняя Русь Х-ХШ вв. - М.: Молодая гвардия, 1990.
80. Нисский Григорий. Об устроении человека / Пер., послесл. и примеч. В. М. Лурье; Под ред. А. Л. Верлинского. - СПб.: Axioma, 1995. - 176 с.
81. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
82. Новикова Е.Д. Страх и желание: образ «роковой женщины» в фильмах-нуар 40-х и начала 50-х годов // Артикульт. 2015. - №17(1). - С. 45 - 54.
83. Номеровская А.Н. Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. - СПб, 2015. -117 с.
84. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии / Манетти Джовани, Пальмиери Маттео, Валла Лоренцо и др.; Университет РАО; Авт.-сост. Н.В.Ревякина, О.Ф.Кудрявцев. - М.: УРАО, 1999. - 400с.
85. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. Пер. с англ. -М.: ФЭИ, 1995. -174 с.
86. Орлова Н.Х. «Непоправимый сценарий» // Мужское и женское в культуре: Материалы международной научной конференции Санкт-Петербург, 26 - 27 сентября 2005 г. / Сост. Н.Х. Орлова. - СПб, 2005. - С. 31 - 36.
87. Остроух И.Г. Метросексуал - стиль жизни, форма самореализации и самосознание мужчины в постиндустриальном обществе // Этнографическое обозрение. 2006. - №4. - С. 14 - 22.
88. Писарев Д.И. Реалисты. - Режим доступа: http://www.azlib.ru/p/pisarew d/text 0350.shtml
89. Письма Плиния Младшего: Кн. I—Х / Изд. подгот. Сергеенко М. Е., Доватур А. И. -1-е изд. 1950 г.; 2-е изд., перераб. 1982. - 407 с.
90. Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3., М., 1994.
91. Платон. Законы // Платон. - М.: Оникс, 2011. - 44 с.
92. Платон. Пир // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1993. - 539 с.
93. Потехина Е.А. Женское в культуре: свое или чужое? // «Свое» и «чужое» в культуре: материалы ХГМеждународной научной конференции (г. Петрозаводск, 22 - 24 июня 2017 г.) / отв. ред. Н.Г. Урванцева. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2017. - С. 253 - 255.
94. Потехина Е.А. Из истории формирования гендерных стереотипов в западноевроаейской культуре: формирование гендерных стереотипов в античности // Science and Education: Материалы к первой международной научно-практической конференции "Science and Education". 5-6 September, 2014. - С. 81-83.
95. Потехина Е.А. Культурные модели феминного в западно-европейском Середневековье // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. СПб. (Пушкин). - 2014. - №37. - С. 303 - 307.
96. Потехина Е.А. Культурные модели феминного: роковая женщина и женщина-вамп // XX юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 20 - 21 апр. 2016 г. / под общ.ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - Т.1. - С. 106 - 110.
97. Потехина Е.А. Культурные модели феминного: роковая женщина и женщина-вамп в российском и американском кинематографе // Парадигма. Философско-культурологический альманах. - 2017. - №26. - С. 105 - 121.
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
Потехина Е.А. Модель "мужчина нового типа - метросексуал" как альтернатива гегемонной маскулинности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2015. - №4. - Т.2. -С. 77 - 85.
Потехина Е.А. Специфика гендерных образов в романе Дафны дю Морье «Ребекка» и его экранизациях // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - 2017. - №25. - С. 2 -29.
Потехина Е.А. Эволюция взглядов на проблему женского в западно-европейской философско-антропологической мысли // XXI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. 25 - 26 апр. 2017 г. / под общ.ред. проф. В.Н. Скворцова. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - Т.1. - С. 234 - 238.
Потехина Е.А. Эволюция гендерных образов в философско-антропологической мысли Нового времени // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2017. -№3. - C. 275 - 286.
Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X -начало XIX века). - М.: Ладомир, 1997. - 330 с.
Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. - М.: Высшая школа, 1999. - 205 с.
Российский гендерный порядок: социологический подход / Под ред. Е.А. Здравомысловой, А.А. Тёмкиной. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - 306 с.
Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. -СПб: Дмитрий Буланин, 2000. - С.89 - 139.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х томах. Том 1. - М.: Педагогика, 1981. — 656 с.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: в 3 т. Т. 1. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. - 852 с. - с. 546.
Рябов О.В. Русская философия женственности (XI - XX века). - Иваново: Юнона, 1999. - 360 с.
Рябова Т.Б. Женщина в истории западно-европейского Средневековья. - Иваново: Юнона, 1999. - 212 с.
Сарна А.Я. Дискурс-анализ. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010-2017 (последняя редакция: 21.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7232
Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: АСТ, 2015. -928 с.
Смагина Е.Б. Манихейство: по ранним источникам / Е.Б. Смагина / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Восточная литература, 2011. - 519 с.
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1979. - 448 с.
Соколюк Н.В. Гендерные отношения в сфере родительства: история и современность // Вестник ТГЭУ. 2009. -№1. - С. 88 - 104.
Соловьев В.С. Смысл любви / Русский Эрос или Философия любви в России. - М.: Прогресс, 1991. - 448 с.
Соловьев Н.И. Милль, Конт и Бокль о женском вопросе / Соч. Николая Соловьева. -М.: С.Н. Анненков, 1870. - 62 с.
Стебунова Е.И. Гендерная проблематика в философской традиции // Вопросы философии. 2009. - №11. - С. 78 - 90.
Суслонова Ю.Е. Вечно женственное: образ «второго» пола в истории философии (поиск новых оснований для сравнения) // Рабочие тетради по компаративистике. / Гуманитарные науки, философия и компаративистика. - СПб., 2003. № 2. - с. 76-79.
Ткачев П.Н. Примечания к статье Г.Т. Бокля "Влияние женщин на успехи знания" // Соч.: В 2 т. - М., «Мысль». 1975. - Т. 1. - 655 с.
Уваров М.С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры. - СПб.: изд-во БГТУ, 1996. - 214 с.
Усманова А.Р. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 708 с.
Ушакин С.А. Поле пола. - Вильнюс: ЕГУ; М.: ООО «Вариант», 2007. - 320 с.
Ушакова В.К. Общественная роль женщины и идеология феминизма: Дис... канд. филос. наук. -М., 1984. - 184 с.
Феминизм в общественной мысли и литературе. - М.: Грифон, 2006. - 400 с.
Феминизм: проза, мемуары, письма: Пер. с англ. / Под ред. М. Шнеир. - М.: Прогресс: Литера, 1992. - 474 с.
Философский энциклопедический словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. - Одиссей, 1996. - 607 с.
Фридан Б. Загадка женственности. - Режим доступа (полный текст): http://www.e-геа&па.Ьу/Ьоок^р?Ьоок= 1019773
Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 332 с. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: Прогресс, 1990. -331 с. Фромм Э. Человек для себя. - Минск: Харвест, 2003. -352 с.
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / Пер. с франц., комм. и послесл. С.Табачниковой - М.: Касталь, 1996. - 448 с.
Фурье Ш. Новый любовный мир. Фрагменты// Трактаты о любви. - М.: ИФ РАН, 1994. - 187 с. - С. 32 - 51.
Хлопонина О.О. Женский мир в русской культуре рубежа XIX-XX вв.: типологические характеристики и художественная репрезентация // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. -№ 3. - с. 19-24.
Ходоров Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола (часть III. Половая идентификация и воспроизводство материнства) //Антология гендерной теории. Сост., комментарии Гапова Е.И., Усманова А.Р. - Минск: Пропилеи, 2000. -С. 29 - 76.
Ходоров Н. Психодинамика семьи // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. - СПб: Дмитрий Буланин, 2000. - С.140 -165.
Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб: Дмитрий Буланин, 2000. - 305 с.
Чернышевский Н.Г. Письмо Ю.П. Пыпиной, [25 февр. 1878] / Чернышевский Н.Г. // Полн. собр. соч.: В 15 т. [Т. 16 - доп.]. - М., Государственное издательство художественной литературы. 1939-1953. - Т. 15. - 988с.
Шабатура Е.А. Образ советской женщины 1920-х годов в журналах «Коммунистка» и «Красная Сибирячка» // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. Под ред. Л.П. Репиной. - Москва: ИВИ РАН, 2004. - № 8. - С. 137 - 151.
Шабурова О.В. Гендер // Социальная философия. Словарь под ред. Кемерова В. Е. и Керимова Т. Х. - М.: Академический Проект, 2003.
Шлегель Ф. О философии. К Доротее // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1983. - 480 с. - С. 336 - 358.
Шленская Т.В. Дискурс-анализ Тёна ван Дейка: этапы развития и основные положения // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». 2015. - №4. - с 195 - 206.
Эрих-Хэфели В. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе XVIII в.: психоисторическая значимость героини Ж.-Ж. Руссо Софи // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Пер. Н. Носовой. - М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета. 2009. - С. 61 - 109.
Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 343 с. Юнг К.Г. Душа и миф: 6 архетипов. - Port-Royal, 1996. - 384 c.
Ярская-Смирнова Е.Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 17 - 49.
Benhabib S. Feminism and postmodernism: an uneasy alliance // Feminist contention: A Philosophical Exchange: Seyla Benhabib, Judith Butler, Drucilla Cornell, Nancy Fraser. -New York: Routledge, 1995. - P. 1 - 16.
147. Beynon J. Masculinities and culture. - Open University Press, Buckingham, 2002. - 185 p.
148. Butler J. Bodies That Matter: On the Discursive Limits of "Sex". - New York and London: Routledge, 1993, 2011. -256 P.
149. Butler J. Gender Trouble and the Subversion of Identity. - NY: Routledge Press, 1999. -272 p.
150. Cixous H., Clement C. The Newly Born Woman / Translation by B. Wing. - University of Minnesota Press, 1986. - 168 p.
151. Liebrand C. Vampir/inn/e/n. Anne Rice' Interview with the Vampire, Sheridan LeFanus Carmilla und Bram Stockers Dracula // Freiburger Frauenstudien. Zeitschrift für Interdisziplinäre Frauenforschung. - jos fritz Verlag, 1998. - №4. - S. 91 - 113.
152. Dawns L.L. If Woman is Just an Empty Category, Then Why Am I Afraid to Walk Alone at Night? Identity Politics Meets the Postmodern Subject // Comparative Studies in Society and History. 1993. - № 35. - P. 414 - 437.
153. Gilligan C. In a Different Voice. Psychological Theory and Women's Development. -Harvard University Press, 1982. - 184 p.
154. Ehrich-Haefeli V. Zur Genese der bürgerlichen Konzepte der Frau: der psychohistorische Stellenwert von Rousseaus Sophie // Freiburger literaturpsychologische Gespräche. 1993. -№12. - S. 89 - 134.
155. Firestone S. The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution. - Bantam book, 1972. - 242 p.
156. Higashi S. Virgins, Vamps, and Flappers: The American Silent Movie Heroine. Montreal and Quebec: Eden Press, 1978. - 226 p.
157. Hirsch F. The Dark Side of the Screen: Film Noir. New York: Da Capo Press. 2ndedition. 2008. - 272 P.
158. Irigaray L. This Sex Which Is Not One / Translated by C. Porter and C. Burke. - Ithaca: Cornell University Press, 1985. - 223 P.
159. Janes R.M. On the Reception of Mary Wollstonecraft's «A Vindication of the Rights of Woman» // Journal of the History of Ideas. 1978 - № 39. - P. 293-302.
160. Jung K.G. Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewusstsein. - München: dtv Verlagsgesellschaft, 2014. - 160 S.
161. Millett K. Sexual Politics. - University of Illinois Press, 2000. - 424 p.
162. Negra D. Immigrant Stardom in Imperial America: Pola Negri and the Problem of Typology // A Feminist Reader in Early Cinema. Bean, Jennifer M. and Diane Negra, eds. London: Duke University Press. 2002. - P. 374 - 403.
163. Oakley A. The Sociology of Housework. - Willey-Blackwell, 1984. - 243 p.
164. Okin S. Women in Western Political Thought. Princeton. N.Y.: Princeton University Press, 1979.
165. Parker H.N. Aristotle's Unanswered Questions: Women and Slaves in Politics // Eugesta [Journal on Gender Studies in Antiquity]. 2012. -№ 2. - P. 71 - 122.
166. Place J. "Women in Film Noir". Women in Film Noir. Kaplan, E. Ann, 2nded. London BFI, 1989. - 132 P.
167. Powell G. N., Butterfield. A. D. Investigating the 'glass ceiling' phenomenon: An empirical study of actual promotions to top management // Academy of Management Journal. 1994. -№ 37. - P. 68-86.
168. Quinn N., Holland D.Culture and Cognition // Cultural Models in Language and Thought / Ed. by Dorothy Holland and Naomi Quinn. - Cambridge, N.Y., Sydney, 1987. - P. 3 - 40.
169. Redstockings Manifesto. - Режим доступа (полный текст): http://www.redstockings. org/index.php?id=76
170. Rich A. Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution. - London: Virago, 1977. - 352 p.
171. Sharrock A. Uxorius: The Praise and Blame of Husbands // Eugesta [Journal on Gender Studies in Antiquity]. - 2013. - № 3. - P. 162 - 195.
172. Shelton J-A. The Women of Pliny's Letters. Women of the ancient world. - London; New York: Routledge, 2013. - 436 p.
173. Sherry B. Ortner. Is Female to Male as Nature is to Culture? // Feminist anthropology: a reader. - Edited by Ellen Lewin. - Blackwell Publishing, 2006. - 460 p.
174. Shore B. Culture in Mind: Cognition, Culture and the Problem of Meaning. - Oxord University Press, 1998. - 448 p.
175. Simmel G. Das Relative und das Absolute im Geschlechter Problem // Simmel G. Philosophische Kultur. - Leipzig: Alfred Kröner Verlag, 1919. - 295 S. - S. 58 - 94.
176. Staiger J. Bad Women: Regulating Sexuality in Early American Cinema. Minneapolis and London: University of Minnesota Press. 1995. - 248 P.
177. Tong R. Feminist Thought. A More Comprehensive Introduction. - University of North Carolina, 2009. - 430 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.