Гендерная проблематика романов А. Мердок тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Муртазина, Дина Фаридовна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат наук Муртазина, Дина Фаридовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
ГЛАВА И. АЙРИС МЕРДОК И СИМОНА ДЕ БОВУАР: К ПРОБЛЕМЕ
ВЛИЯНИЯ
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМА ПОИСКА ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В
РОМАНАХ А. МЕРДОК
ГЛАВА IV. ТЕМА ВЛАСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. МЕРДОК В СВЕТЕ
ТЕОРИИ М. ФУКО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ОБЗОР ФЕМИНИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ
КРИТИКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Репрезентация гендерных отношений в прозе Ю. Трифонова, В. Маканина, Л. Петрушевской 70 - 90 - х годов2015 год, кандидат наук Шабанова, Анна Михайловна
Женская проза конца 1980-х - начала 1990-х годов: Проблематика, ментальность, идентификация2001 год, кандидат филологических наук Ровенская, Татьяна Александровна
Жанровое своеобразие романов Айрис Мёрдок: к проблеме пародирования жанровых моделей в современной метапрозе2001 год, кандидат филологических наук Малишевская, Наталья Александровна
Парадигма гендерной художественной картины мира в балкарской лирике 1960-1970-х годов: К. Кулиев - Т. Зумакулова2011 год, кандидат филологических наук Шигалугова, Зита Хаутиевна
Женская субъективность в проблемном поле феминизма: текстуальные практики2008 год, кандидат философских наук Сафонкина, Ольга Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерная проблематика романов А. Мердок»
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия особое место в развитии науки занимают гендерные исследования, в центре внимания которых находятся социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение индивидов в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о мужских и женских качествах.
Тендерной проблематикой занимаются различные науки и области исследования, в том числе и литературоведение. Художественная литература всегда стремилась ответить на основные вопросы человеческого бытия. Не проходит она и мимо тендерных вопросов, так интересующих современное общество. В данном случае современные ученые говорят о тендерной картине мира, включающей представления мужчины и женщины о мире, в котором каждому исторически отводилась определенная роль.
Как известно, создание художественного текста напрямую связано с воплощение творческого замысла писателя, с его желанием передать свои знания, представления и мысли о мире и человеке, а вынести эти представления за пределы авторского сознания и сделать достоянием других людей.
Произведения современной английской писательницы Айрис Мердок (Jean Iris Murdoch, 15 июля 1919, Дублин - 8 февраля 1999, Оксфорд) по праву занимают очень важное место в истории литературы. Ее творчество многогранно, многослойно и порой противоречиво, и именно поэтому вызывает неиссякаемый интерес читателей и исследователей.
Большое количество работ посвящено самым различным аспектам ее литературной деятельности. Очень подробно была изучена сложная система философских и эстетических взглядов писательницы. Этим вопросом занимались такие отечественные исследователи, как Н.П. Михальская [51], Г.В. Аникин [51], М. Воропанова [25], 3. Гражданская [30], Н. Демурова [31], В. Днепров [33, 34], Н.С.Еременко [35], А.К.Исламова [40], И.Левидова [4п],
А.Ливергант [48], В.Скороденко [55], С.Н.Филюшкина [61, 62], В.В.Ивашева [37, 38], М.Урнов [59], Н.А.Малишевская [50], О.Н.Самсонова [54] и др.
Большое влияние на литературную деятельность писательницы оказали разнообразные философские течения и направления XX века, что неудивительно: А. Мердок многие годы преподавала философию в Оксфорде и Кембридже, и сама написала несколько философских работ. В связи с этим перед исследователями возник вопрос об определении художественно о метода Мердок. В зарубежном и отечественном литературоведении мнения по поводу метода писательницы разделились. Ряд критиков, как отечественных, так и зарубежных, сходится во мнении о том, что А. Мердок является продолжателем реалистического романа XIX века (Фрэнк Бэлданза [68], И. Левидова [47], А. Кустарев [46]). Другие же не соглашаются с этим, например, В. В. Ивашева, которая отмечает смешение реализма с романтизмом в романах писательницы [37]. Аналогичное мнение также встречается в «Краткой Оксфордской истории английской литературы» Э. Сандерса [110], а Антония Байат полагает, что работы Мердок болы ;е связаны с французскими экзистенциалистами, нежели с реалистами XIX века [73]. На наш взгляд, нельзя однозначно утверждать, что Мердок придерживалась какого-то одного художественного метода. В связи с многочисленными и разнообразными философскими, психологическими, литературными направлениями, так или иначе повлиявшими на мировоззрение, а, соответственно, и творчество А. Мердок, в ее романах можно встретить элементы реализма, сюрреализма, романтизма, постмодернизма. Также в связи с проблемой художественного метода писательницы большое внимание уделялось жанровой природе романов Л. Мердок, которые в большинстве случаев определялись как философско-психологические (П. Вольф [120], Е. Диппл [82], Ф. Бэлданза [68], Д. Джонсон [100], П. Конради [78] и др.).
В ряде работ тщательно анализируется поэтика романов Мердок [53],
художественный мир произведений [58], проблема интертекстуальности в
4
романах [18]. Можно утверждать, что исследователями и критиками были подняты самые разнообразные вопросы, касающиеся творчества английской писательницы. Однако в изучении романов Мер док очень рано ставил точку. Многие аспекты ее творчества так и остались не до конца исследованными.
С развитием феминистского движения, в особенности с появлением такого направления, как феминистская литературная критика, интерес к произведениям, написанным женщинами, возрос в несколько раз. Происходит переосмысление традиционных взглядов на литературу и практику письма с точки зрения феминизма, после чего такие писательницы XIX века, как, например, Джейн Остин, Шарлотта и Эмилия Бронте, Эмили Дикинсон, стали причисляться к основоположникам феминистской мысли в литературе [90]. Наиболее известные работы по феминистской литературной критике - «Их собственная литература: британские женщины-писателышцы от Бронте до Лессинг», «Женское безумие. Женщины, безумие и английская культура», «Сексуальная анархия. Тендер и культура на рубеже веков» Э. Шоуолтер, «Безумная на чердаке: женщина-писательница и литературное воображаемое 19 века» С. Гилберт и С. Губар - рассматривают произведения как общепризнанных мировой общественностью мастеров письма, так и творчество женщин-писательниц, которое считается второстепенным с точки зрения «большого» литературного дискурса.
Как ни странно, предмет этих новаторских во многих отношениях
исследований не включает в себя романы Айрис Мердок, даже несмотря на
то, что писательница жила и творила в эпоху подъема и процветания
феминистского движения, открыто высказывала свою солидарность с
взглядами такой знаковой для феминизма личности, как Симона де Бовуар, а
также публично высказывалась о своем несогласии со стереотипным
общественным мнением по вопросу нетрадиционной сексуальной
ориентации и пропагандировала свободу выбора каждого индивида. Ответ
на вопрос, почему романы Айрис Мердок не стали объектом тщательного
5
анализа представителей феминистской литературной критики можно найти в работах исследователей творчества писательницы. По словам Деборы Джонсон, например, которая уделяла особое внимание повествовательной технике Мердок, ее произведения основываются «на явных маскулинных ценностях, что является одним из самых иррациональных аспектов ее творчества» [100,26]. Это утверждение кажется нам по меньшей мере спорным, а вопрос взаимодействия творчества Айрис Мердок и феминизма -требующим подробного рассмотрения.
В своем новаторском критическом исследовании произведений Айрис Мердок под названием «Айрис Мердок: работа для души», опубликованной в 1982 году, Элизабет Диппл заявляет, что «следующей серьезной задачей для критиков Мердок» должна стать тема «секса в связи с ее социальной секретностью, ложью и насилием» [82,46]. Поскольку социальная секретность и ложь часто являются результатом применения власти одного человека над другим, в то время как насилие, как правило, считается социально неуместным выражением силы, тема власти является связующим звеном в этих вопросах. Тем не менее, всеобъемлющей работы, охватывающей темы тайны, лжи, секса, насилия и власти в романах Айрис Мердок, не существует.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена рассмотрением произведений А. Мердок в контексте тендерных исследований и феминистской литературы, что позволяет раскрыть ранее не затронутые, но, безусловно, представляющие большое значение для современного литературоведения, темы и проблемы.
Целью работы является выявление тендерной проблематики произведений А. Мердок и специфики ее художественного осмысления. В связи с этим мы ставим перед собой следующие задачи:
• Определить основные принципы тендерных исследований литературных произведений, а также категории, которыми
оперируют исследователи при их анализе;
6
• Обозначить наиболее актуальные темы и проблемы для представителей различных направлений феминистской литературы и литературной критики;
• Проанализировать сходства и различия взглядов Айрис Мердок и Симоны де Бовуар на семью и брак, и выявить позицию Мердок по этим вопросам, отраженную в ее произведениях;
• Проанализировать особенности подхода к теме тендерной идентичности в романах А. Мердок;
• Рассмотреть тендерный аспект темы власти в творчестве А. Мердок в свете теории М. Фуко.
Материалом исследования стали романы «Колокол» ("The Bel"', 1958), «Вполне почетное поражение» ("A Fairly Honorable Defeat", 1970), «Ученик философа» ("The Philosopher's Pupil", 1983), «Генри и Катон» ("Henry and Cato", 1976), «Черный принц» ("The Black Prince", 1973), позволяющие наиболее полно раскрыть интересующую нас проблему. Романы «Колокол», «Вполне почетное поражение», «Ученик философа», «Генри и Катон» являются малоизученными в отечественном литературоведении, но анализ этих произведений совершенно необходим для понимания творчества А. Мердок, так как на примере этих произведений можно наиболее отчетливо продемонстрировать отношение А. Мердок к проблеме тендерной идентичности, а также проследить изменения, произошедшие в обществе и отраженные в ее романах. Мы также не могли не обратиться к роману «Черный принц», поскольку он, по справедливому мнению многих критиков, является вершиной творчества писательницы. В нем наиболее полно отражена сложная система философских и эстетических взглядов Мердок, во многом связанная с интересующей нас тендерной проблематикой.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые в
отечественном литературоведении была предпринята попытка осмыслен, уя
1
творчества А. Мердок с точки зрения тендерной проблематики. В то же время в научный оборот вводятся романы, ранее практически не изученные
отечественными исследователями.
Методология исследования базируется на нескольких взаимосвязанных научных подходах: тендерном, сравнительно-сопоставительном, историко-литературном, биографическом.
Теоретической основой диссертации стали работы по феминистской литературной критике Э. Шоуолтер, С. Гилберт и С. Губар, Э. Гросс, Д. Эльштайн, А. Колодны, Л. Иригарэ, Э. Сиксу и др., тендерные исследования М. Фуко, М. Макинтош, К. Пламмер, Д. У икс и др.
Теоретическая значимость диссертации связана с определенным вкладом в развитие феминистской литературной критики, а также выработкой нового теоретического подхода к изучению творчества А. Мердок.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты ее могут быть использованы при разработке курса зарубежной литературы XX века, а также в курсах, затрагивающих проб л ел ы феминистской литературы, на практических занятиях по истории и теории английского романа. Кроме того, материал диссертации может быть полезен при планировании и подготовке тематики курсовых и дипломных работ по английской литературе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Хотя А. Мердок и испытывала влияние многих философов и ученых: 3. Фрейда, М. Фуко, Г. Гегеля, С. де Бовуар, М. Макинтош и др., и разделяла многие положения их теорий, писательница не следует ни за одной из них, рассматривая человеческие отношения через приз1 гу сложной системы философских и эстетических взглядов, в которой тендер занимает далеко не последнее место.
2. Несмотря на сходство взглядов А. Мердок и С. де Бовуар на брак,
положение женщины в обществе в целом, и в семье в частности, во
8
многом обусловленных совпадением характеров и судеб обеих писательниц, позиция А. Мердок уникальна. Она заключается в том, что любые поднятые общественно значимые темы, с том числе и роль женщины в семейных и любовных отношениях, раскрывают,я ею через призму философских категорий. Различия трактовок С. де Бовуар и А. Мердок проблем семейных взаимоотношений обусловлены тем, что последняя, несмотря на свое увлечение экзистенциализмом, отдавала предпочтение философии Платона.
3. Проблема тендерной идентичности представлена Мердок в социальном, нравственном и философском ключах. В социальном плане писательница использует эту тему для художественного изображения нетерпимости, предрассудков и стереотипов, связанных с тендерной идентичностью героев, а также трудностей, с которыми сталкиваются люди, поведение которых считается «девиантным». В нравственном плане поиск тендерной идентичности - это путь духовных исканий. В философском ключе тендер связан с тайными желаниями, с высшим и низшим Эросом, с философскими категориями свободы и власти.
4. Анализ интерпретации мифа об андрогинах в романах А. Мердок выявляет значимость свободы от тендерных ограничений для достижения духовного совершенства героев романов.
5. Интерпретация романов А. Мердок в свете теории М. Фуко выявляет значимость темы власти для писательницы, в особенности, когда власть обретается с помощью знания о сокровенной тайне героя, в частности связанной с его тендерной принадлежностью. Власть, приобретенная таким образом, имеет особую силу в романах А. Мердок.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на ежегодных конференциях «Татьянин
день», международной конференции «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве».
ГЛАВА I
ТЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Тендер: к вопросу о терминологии
Тендерные исследования являются одними из самых перспективных моделей социальных явлений. Идеи, развиваемые тендерными исследованиями, дают возможность интенсивно воздействовать на теоретический и общественный уровни сознания, приобретая широкую популярность и высокий интернациональный интерес. Термин «тендер» междисциплинарен, он используется в ряде гуманитарных наук, но в первую очередь в социологии и психологии. Для нашего исследования крайне важно обращение к социологической и психологической интерпретации термина, поскольку именно они являются отправной точкой для исследований в других отраслях науки, в том числе и в литературоведении.
Тендерная проблематика - относительно новая отрасль исследовательского интереса. В начале 90-х годов была предпринята первая попытка анализа тендерной дифференциации отечественной наукой. На эту тему была подготовлена докторская диссертация Усачевой H.A. [60], защищен ряд кандидатских диссертаций, в частности, «Феминизм как философская проблема» С. Шакировой, «Женский труд в условиях рыночных отношений: социальный аспект» Н. Шаденовой и др. Отдельные элементы тендерных идей в последнее время стали активно вовлекаться в сферу интеллектуального обращения.
По словам А. Абикеновой. наряду с термином «гендерные
исследования» взаимозаменяемо используется широкий спектр других
обозначений: «женские исследования», «женская перспектива в науке»,
«женская наука», «исследования по проблемам женщин», «феминистские
исследования», «феминистская наука», и другие. В общих чертах любое из
звеньев данного терминологического ряда, в той иной мере, отражает
существенные признаки нового ракурса в науке. Однако, несмотря на
кажущуюся взаимозаменяемость указанных понятий, содержание их далеко
11
не тождественно и имеет принципиальные различия. Это зачастую является предметом дискуссий в научных кругах [125].
Процесс терминологического обоснования является частью общенаучного процесса становления и утверждения тендерных исследований. Следует согласиться с А. Абикеновой, утверждающей с своей статье «Гендерные исследования: проблема терминологического обозначения», что цепочка «исследования проблем женщин» - «женские исследования» - «гендерные исследования» свидетельствует об эволюции данной проблематики [125].
Поначалу феминистская мысль заявила о себе в публицистике, в дальнейшем она все более тяготеет к теоретизированию. В частности, феминистские авторы, осмысливая природу женского неравноправия, обнаружили, что вся западная культура в целом носит патриархатныи характер, который выразился в утверждении того, что мужчинам в социуме отводится доминантная роль, а женщинам - роль социального аутсайдера, т.е. положение «вторичного бытия» или «небытия». Открыв новые перспективы социального анализа, они стали рассматривать различные сферы проявления патриархатной культуры. При этом было замечено, что патриархата .'.я культура находит отражение в различных областях общественной структуры, в том числе, в гуманитарной науке, которая, будучи неотъемлемой частью культуры, отражает присущий ей менталитет в таких формах, как способ мышления, ценностные суждения и др. Так, феминистские авторы вплотную подошли к необходимости пересмотра господствующей парадигмы западной науки, все настоятельнее ощущая потребность в рефлексии по поводу методологии изучения женского бытия в целом.
Понятия «женские исследования» или «исследования по проблемам
1 В данной работе мы следуем за теоретиками тендерных исследований и используем два термина -«патриархальный» - для обозначения устаревшего семейно-бытового уклада, и «патриархатный», обозначающий разделение функций мужчины и женщины в семье и обществе, которое существует и по сей день [100]. [41,118].
женщин» возникли в противовес традиционной парадигме, где признается наличие мужской исключительности, которая задает биологическую модель в трактовке пола.
В контексте феминистского направления первоначально считалось естественным, что женские исследования должны осуществляться по схе,< е «изучение женщин с позиций женщин для женщин». Согласно предложенной формуле, общность пола исследуемых и исследовательниц расценивалась как гарантия адекватности, репрезентация и толкования материала. Эта позиция исходила из априорного мнения о существовании единой женской точки зрения на мир. Вполне очевидно, что с определения данного понятия и начался первый этап в эволюции женских исследований.
В трактовке единой женской точки зрения на мир доминировали социологические подходы, согласно которым возникновение женского видения действительности детерминировано опытом социального и культурного подавления. В качестве противоположности этой позиции выступала биологическая интерпретационная модель, известная также как концепция «природной сущности» или «квинтэссенции женского». Представители данного направления акцентировали внимание на опыте женщин, включающем биологические и анатомические особенности (опыт беременности, рождения детей), а также эмоциональные аспекты (интуиция, этика заботы и др.)
Разрабатывая тематику «женского опыта», «женской сферы», «женского видения», исследовательницы женских проблем обнаружили новые пласты общей проблемы природы человека. В частности, они выявили ценностную нагруженность концепции человека, которая, наряду с другими теориями, учитывала реалии индивида мужского рода, взятого в качестве эталона.
К концу 70-х годов вместо термина «женские исследования» стали применяться понятия, производные от понятия «феминизм»: «феминистская
наука», «феминистские исследования», «феминистская перспектива в науке».
13
Этот шаг выглядел вполне логично, поскольку новая исследовательская концепция была порождена рефлексией феминистского осмысления действительности.
Приверженцы «женских исследований» стали рассматривать отношения между полами в их взаимодействии в контексте различных социальных факторов. Это поставило вопрос о внесении изменений предметной направленности женских исследовательских программ. Женские исследования стали ориентироваться на изучение отношений полов, которые рассматривались как социальные отношения. В систему категорий социального анализа были введены понятия «социополовые отношения» и «гендер». Что касается методологии исследования, то она строилась с учетом социокультурной и конкретно-исторической реальностей.
Результатом ревизии предметной области женского знания стала смена терминологического обозначения.
В 80-е годы центральными вопросами для сферы женских исследований становятся проблемы теории. Теоретиками женских исследований был внесен существенный вклад в науку, в том числе в теорию исследований природы человека. Например, понятие «пол» становится аналитическим инструментом. Сама эта категория рассматривается к,.к совокупность конструктов. Проводится различие между полом как генетически предопределенной чертой и полом как изменяемым, социально формируемым набором качеств. Для обозначения последнего применяется термин «гендер».
Женские исследования начинают новый виток терминологического обновления. В частности, одним из важнейших явился вопрос о нейтральности понятия «гендер».
В целом интерпретация содержания эволюционных аспектов развития тендерных исследований показывает, что терминологическое определение данного направления прошло путь от революционной, оппозиционной
фразеологии к более стабильным, универсальным категориям.
14
Тендер, который часто называют социальным полом в отличие от биологического пола, рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества наряду с классовой принадлежностью, возрастом и другими характеристиками, организующими социальную систему. «Тендер» - это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения. Социальные статусы действуют в рамках культурного пространства данного сообщества. Это означает, что тендеру как статусу соответствует тендерная культура.
Мы используем в своей работе понятие «тендер», несмотря на всю сложность этого термина. Дискусии об этом термине идут не только в отечественной, но и в западной литературе по сей день. Профессор И. Кон критикует этот термин и предлагает заменить его словосочетанием «полоролевые стереотипы» или «полоролевая культура» [41]. Однако мы не считаем, что тендер исчерпывается понятием роли или совокупности ролей, предписанных обществом по признаку пола.
Тендер - это измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре. В нем есть элементы устойчивости и элементы изменчивости. В каждом обществе, особенно многокультурном и многонациональном, необходимо иметь в виду тендерное разнообразие. Это означает, что предписания и исполнения, соответствующие мужественности и женственности, могут быть различны для разных поколений, разных этнокультурных и религиозных групп, разных слоев общества.
В нашем исследовании мы основываемся на теории социальной конструкции тендера и теории тендерной системы. Изложим основные положения названных выше теорий.
Основное положение теории социальной конструкции тендера
заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы в процессе
социализации, продолжающемся в течение всей жизни. Период первичной
15
социализации связан в основном с бессознательными и пассивными механизмами усвоения культуры, в то время как вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды. По данным психологов, тендерная идентичность - константа - формируется у детей в возрасте 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет опытов и практик [60].
Значимость агентов социализации на разных этапах жизненного пути различна. В период младенчества и детства (первичной социализации) главную роль играют семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, школа. В дальнейшем, в период вторичной социализации, когда «уже социализированный индивид входит в новые сектора объективного мира своего общества» [60,80], особенно значимы образовательные институты (учебные заведения), сообщества, средства массовой информации. Именно здесь формируется среда, которую воспринимает индивид, с которой он себя идентифицирует и существование которой он поддерживает.
Итак, в процессе социализации происходит воспроизводство и развитие тендерной культуры сообщества. Социализация конструирует тендер личности в сообществе, к которому данная личность принадлежит.
Понятие «тендерная система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами. Так, шведская исследовательница Хирдман обозначает тендерную систему как совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включая идеи, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе [98,210-211]. «Тендерная система - это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом» [98,211]. Кроме термина «тендерная система» используется и термин «гендерный
контракт». Тендерная система представляет собой совокупность контрактов.
16
Тендерная система предполагает тендерное измерение публичной и приватной сферы. Она является относительно устойчивой и воспроизводится социализационными механизмами. Так, например, для «классического капитализма» первой половины 20-го века публичная сфера была преимущественно сферой мужской занятости, в то время как частная сфера -женской. Рыночные ценности диктовали значимость публичной - мужск ;й индустриальной сферы. При этом приватная - женская - домашняя сфера воспринималась как вторичная, второстепенная по значимости, обслуживающая. Соответственно поддерживалась иерархия ролей в тендерной системе, которая в феминистской теории обычно называется «патриархатной». Базовым тендерным контрактом был контракт «домохозяйки» для женщины и «кормильца» для мужчины.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Поэтика романов Айрис Мердок 1950-х годов2007 год, кандидат филологических наук Никифорова, Анна Николаевна
Иерархия ценностей в современной женской прозе: на материале произведений Т. Толстой, М. Арбатовой, Т. Москвиной2009 год, кандидат филологических наук Лазарева, Елена Витальевна
Гендерная саморефлексия в женской автобиографической прозе XX века: Переходный возраст как тема и образ; Лу Андреас-Саломе, Маргерит Дюрас, Криста Вольф, Ольга Войнович2003 год, кандидат филологических наук Кукес, Анна Александровна
Социально-философские смыслы женской англо-американской драматургии2003 год, кандидат философских наук Курашова, Вера Владимировна
Роль СМИ в формировании гендерных стереотипов2006 год, доктор филологических наук Бободжанова, Ранохон Махмудовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Муртазина, Дина Фаридовна, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ
Источники:
1. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2. — М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832с.
2. Мердок А. Колокол. - М.: Борисфен, 1995. - 512 с.
3. Мердок А. Вполне почетное поражение. - СПб.: Азбука, 2005. - 539 с.
4. Мердок А. Ученик философа. - М.: Эксмо, 2009. - 720 с.
5. Мердок А. Генри и Катон. - М.: Эксмо, 2010. - 496 с.
6. Мердок А. Черный принц. - М.: Эксмо, 2009. - 672 с.
7. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. - М.: Прогресс, 1994. - 240 с.
8. Foucault, М. The Will to Knowledge // The History of Sexuality, Vol. 1. -Harmondsworth: Penguin, 1998. - 584 p.
9. Foucault, M. The Eye of Power // Power/Knowledge: Selected Interviews and Other Writings. Edited by Colin Gordon. - Harlow: Longman, 1980. -P.147-164.
10.Foucault, M. Sex, Power, and the Politics of Identity // Ethics, Subjectivity, and Truth. Essential Works of Foucault, Vol. 1. - Harmonds worth: Penguin, 2000.-P. 163-73.
11.Freud, S. Three Essays on the Theory of Sexuality // The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud. - L.: Hogarth Press and the Institute of Psycho-Analysis, 1962. - 137 p.
12.Murdoch, Iris. Art and Eros: A Dialogue about Art // Existentialists and Mystics: Writings on Philosophy and Literature. Edited by Peter J. Conradi. - L.: Chatto & Windus, 1997. - P. 464-495.
13.Murdoch, Iris. Against Dryness // Existentialists and Mystics: Writings on Philosophy and Literature. Edited by Peter J. Conradi . - L.: Chatto & Windus, 1997. - P. 287-295.
H.Murdoch, Iris. The Idea of Perfection // Existentialists and Mystics: Writings on Philosophy and Literature. Edited by Peter J. Conradi. - L.: Chatto & Windus, 1997. - P. 299-336.
15.Murdoch I. The Fire and the Sun: Why Plato Banished the Artists // Existentialists and Mystics: Writings on Philosophy and Literature. Edited by Peter J. Conradi. - L.: Chatto & Windus, 1997. - P. 386-463.
16.Murdoch I. Hegel in Modern Dress // Existentialists and Mystics: Writings on Philosophy and Literature. Edited by Peter J. Conradi. - L.: Chatto & Windus, 1997.-P. 146-150.
17.Murdoch I. Metaphysics as a Guide to Morals. - L.: Penguin, 1994. - 532 p.
Научно-критическая литература:
18.Байрамкулова Jl.K. Поэтика А. Мердок в свете проблемы интертекстуальности: Мердок и Шекспир: АКД. - Нальчик, 2005. - 19 с.
19.Барчунова Т.В. Эксклюзия и инклюзия сообщества тендерных исследователей // Преодоление. Материалы Международной весенней школы «Социальные эксклюзии». Новосибирск: СибНовоЦентр, 2000. - С. 216-226.
20.Бендас Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. №1. - С. 87-95.
21.Бест Д., Уильяме Дж. Тендер и культура//Психология и культура/ Под ред. Д. Мацумото. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 316-355.
22.Воронина О.А. Философия пола // Философия / Под ред. В.Д.Губина. М.: Русское слово, 2000. - С. 388-407.
23.Воронина О.А. Формирование тендерного подхода в социальных науках // Тендерный калейдоскоп / Под ред. М.М.Малышевой. М.: Academia, 2002. - С.8 -33.
24.Воронина О.А., Клименковя Т.А. Тендер и культура // Женщины и социальная политика (тендерный аспект) / Под ред. З.А. Хоткиной. М.: ИСЭПН, 1992. - С. 10-22.
25.Воропанова М.П. Своеобразие художественной структуры романа А. Мердок «Черный принц» // Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе. - Красноярск, 1976. - Вып. 1. - С. 86-108.
26.Вулф Н. Миф о красоте // Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований» / Под ред. О.А.Ворониной. М.: Изд-во МЦГИ, 2000. -С. 281-287.
27.Герген К. Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности / Под ред. Н.И.Романовой, М.:ИНИОН РАН, 1995. - С. 50 -72.
28.Герген (Джерджен) К.Дж. Социальная психология как история //Социальная психология: саморефлексия маргинальности / Под ред. Н.И.Романовой, М.:ИНИОН РАН, 1995. - С. 23-49.
29.Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины//Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред.Е.Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дм. Буланин, 2000. -С.166-186.
30.Гражданская 3. Черный принц кто он? // Лит. обозрение. - 1975. - № 3.
- С. 86-89.
31.Демурова Н. Метафоры «Черного Принца» // Послесл. к роману А. Мердок «Черный принц». — М.: Художественная литература, 1977. -С. 431-444.
32. Дмитриева М.И. Семантико-прагматические и стилеобразующие характеристики экспрессивных единиц языка :На материале авторских текстов: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. - Нижний Новгород, 2000.
- 168 с.
33. Днепров В. Идеи времени и формы времени. - Л.: Сов. писатель, 1980.
- 598 с.
34. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Размышления о современной зарубежной литературе. — Л.: Сов. писатель, 1970. -424 с.
35. Еременко И.С. Особенности миропонимания А.Мердок 50-60х годов // Метод, жанр, поэтика в зарубежной литературе. - Фрунзе, 1990. - С. 69 -74.
Зб.Здравомыслова Е.А., Темкина A.A. Социальное конструирование тендера // Социологический журнал. 1998. № 3-4. - С.171-182.
37.Ивашева В.В. От Сартра к Платону // Вопросы литературы. - 1969. - № 11. —С. 134- 155.
38.Ивашева В.В. Современный английский философский роман // Иностр. лит. - 1970. - № 5. _ с. 190-202.
39.Иригарэ Л. Пол, который не идентичен // Введение в тендерные исследования. - СПб: Алетейя, 2001. - Ч. 2. - С. 127-135.
40.Исламова А.К. Становление и развитие эстетической системы Айрис Мердок // Филолог, науки. - 1990. - № 4. - С. 30-41.
41.Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -608 с.
42.Кон И.С. Маскулинность как история // Тендерный калейдоскоп / Под ред. М.М.Малышевой. М.: Academia, 2002. - С.209 -229.
43.Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире //Тендерный калейдоскоп. / Под ред. М.М.Малышевой. М.: Academia, 2002. -С. 188-208.
44.Клецина Е. Тендерная социализация индивида: полоролевой подход или теория социального конструирования тендера? //Тендерные отношения в современном российском обществе: Материалы второй межвузовской студенческой конференции / Под ред. Т.А. Мелешко, М.В. Рабжаевой. СПб.: Политехника, 2002. - С.227-236.
45.Клецина И.С. Вместо послесловия: тендерная психология и направления ее развития // Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. - С.444-470.
46.Кустарев А. Белая ворона английской словесности // Новое Время. -1999. —№7.-С. 39.
47. Левидова И. Читая романы Айрис Мердок. // Иностр. лит. - 1978. - № 11.—С. 208-216.
48. Ливергант А. Вариации на тему. О последних романах Айрис Мердок // Лит. Обозрение. - 1986. - № 1. - С. 110-112.
49.Мадорская Н.Я. Концепция личности в философско-психологическом романе Айрис Мердок: от первых опытов к "Ученику философа": дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05. - СПб, 1997. - 236 с.
50.Малишевская H.A. Жанровое своеобразие романов Айрис Мердок: к проблеме пародирования жянровых моделей в современной метапрозе: АКД. - Воронеж, 2002. - 24 с.
51 .Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман 20 века. - М.: Высшая Школа, 1982.- 190 с.
52.Никифорова А.Н. Поэтика романов Айрис Мердок 1950-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. — Уфа, 2007. - 178 с.
53.Осипенко, Е.А. Принципы игровой поэтики в романах А. Мердок 5080-х годов: АКД. - Балашов, 2004. - 24 с.
54.Самсонова О.Н. Интеллектуальный роман Айрис Мердок 70-х годов: АКД. - М., 1989,- 16 с.
55.Скороденко В. Счастье с печальным ликом // Предисл. К роману А. Мердок «Под Сетью». - М.: Художественная литература, 1991. - С. 38.
56.Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует о нас: очерки по истории философии и культуры. - М.: Политиздат, 1991.-432 с.
57.Соловьева М.А. Роль аллюзивного антропонима в создании
вертикального контекста :На материале романов А. Мердок и их
138
русских переводов: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. -Екатеринбург, 2004. - 300 с. 5 8.Толкачев С.П. Художественный мир Айрис Мер док: АКД. - М., 1999. -25 с.
59.Урнов М. Айрис Мердок: литература и мистификация // Вопр. лит. -1984.-№ 11.-С. 78-105.
60.Усачева Н.А. Женщина: её статус, судьба и образ в мировой культуре. - Караганда: Гылым, 1994. - 218 с.
61. Филюшкина С.Н. Современный английский роман. - Воронеж: Издательство Воронежского Университета, 1988. - 184 с.
62. Филюшкина С.Н. Авторское сознание и проблема повествовательной формы в английском романе 50-70х годов XX века: АДД. - М., 1992. -41 с.
63.Хитарова Т.А. Архетипические образы Верха и Низа в романе с притчевым началом :А. Платонов, А. Мердок, У. Голдинг: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01, 10.01.03. - Краснодар, 2003.-298 с.
64.Хуснулина P.P. Английский роман XX века :Диалог с Ф.М. Достоевским: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. - Москва, 2005. - 300 с.
65.Чебинева В.А. Развитие традиций JI. Стерна в творчестве В. Вульф и А. Мердок: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. - Казань, 2003. - 193 с.
66.Шевченко JI.JI. Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора :На материале произведений Айрис Мердок: дис. канд. филол. наук: 10.02.04. - Барнаул, 2005. - 194 с.
67.Antonaccio, М. Picturing the Human: The Moral Thought of Iris Murdoch. -N.Y.: Oxford University Press, 2000. - 256 p.
68.Baldahza, F. Iris Murdoch. Life and work. - N. Y.: Twayne Publishers, 1974,- 187 p.
69.Beauvoir, S. Women and Creativity // French Feminist Thought: A Reader.
Edited by Toril Moi. - Cambridge: Blackwell, 1987. - 189 p.
139
70.Bem S.L. Probing the promise of androgyny I I The Psychology of Women: Ongoing debates / Ed. by M.R.Walsh. London: Yale university press, 1987.-P.206-244.
71.Beyer, S. The accuracy of academic gender stereotypes // Sex Roles; A Journal of Research. 1999. Vol. 40, № 9-10. - P. 787-813.
72.Bove, Ch. New Directions: Iris Murdoch's Latest Women // Critical Essays on Iris Murdoch. Edited by Lindsey Tucker. - N.Y.: G. K. Hall, 1992. - p. 188-98.
73.Byatt, A. S. Degrees of Freedom: The Novels of Iris Murdoch - L.: Chatto & Windus, 1965.-358 p.
74.Butler, J. Sex and Gender in Simone de Beauvoir's Second Sex // Yale French Studies. - 1986. - №72. - P. 35-49.
75.Cixous, H. The Laugh of the Medusa // Signs 1. - №4. - P. 875-899.
76.Cohan, S. From Subtext to Dream: The Brutal Egoism of Iris Murdoch's Male Narrators // Women and Literature. - 1982. - №2. - P. 222-242.
77.Conradi, P. Iris Murdoch: A Life. - L.: HarperCollins, 2001. - 712 p.
78.Conradi, P. The Saint and the Artist: A Study of the Fiction of Iris Murdoch. - L.: HarperCollins, 2001. - 422 p.
79.Contemporary Feminist Theories. Edited by S. Jackson and Jackie Jones. -N.Y.: New York University Press, 1998. - 271 pp.
80.Crosland, M. Beyond the Lighthouse: English Women Novelists in the Twentieth Century. - L.: Constable, 1981.-260 p.
81.Culley, A. Theory and Practice: Characterization in the Novels of Iris Murdoch // Modern Fiction Studies. - 1969. - №15. - P. 344 - 351.
82.Dipple, E. Iris Murdoch: Work for the Spirit. - L.: Methuen, 1982. - 356 p.
83.Dollimore, J. The Challenge of Sexuality // Society and Literature. Edited by Alan Sinfield. - L.: Methuen, 1983. - P. 51-85.
84.Elsom, J. Iris Murdoch // Contemporary Review. - 1985. - №247. - 311 p.
85.Elstain, J. B. Public man, private woman: women in social and political
thought. - Princeton: Princeton University Press, 1981. - 372 p.
140
86.Fetterley, J. The Resisting Reader: A Feminist Approach to American Fiction. - Bloomington: Indiana University Press, 1978. - 198 p.
87.Friedan, Betty. The Feminine Mystique. - Harmondsworth, England: Penguin, 1965.-430 p.
88.Garber, M. Vested Interests: Cross-Dressing and Cultural Anxiety. - N.Y.: Routledge, 1992.-456 p.
89.Giddens, A. Sociology. - Oxford: Polity Press, 1994. - 750 p.
90.Gilbert, S., Gubar, S. The Madwoman in the Attic // The Woman Writer and the Nineteenth Century Literary Imagination. - L.: Yale Universny Press, 1979.-720 p.
91.Gilbert, S. What Do Feminist Critics Want? A Postcard from the Volcano // The New Feminist Criticism. Essays on Women, Literature and Theory. -N.Y.: Pantheon Books, 1985. - P. 29-45.
92.Gordon, D. Iris Murdoch's Fables of Unselfing. - Columbia: University of Missouri Press, 1995.- 199 p.
93.Grimshaw, T. Sexuality, Gender and Power in Iris Murdoch's Fiction. -Madison: Fairleigh Dickinson University Press, 2005. - 221 p.
94.Grosz, E. Space, Time, and Perversion // Essays on the Politics of Bodies. -N.Y.: Routledge, 1995. - P. 9-24.
95.Hall, W. Bruno's Dream: Technique and Meaning in the Novels of Iris Murdoch // Modern Fiction Studies. - 1969. - №4. - P. 429-443.
96.Hauser, R. The Homosexual Society. - L.: Bodley Head, 1962. - 167 p.
97.Heusel, B. Dame Iris at Seventy: An American Examines Her Feminist Record. - L.: Literary Review, 1989. - P. 36-37.
98.Hirdman, Y. The Gender System // Moving on. New Perspective on the Women's Movement. - Aarhus Univ. Press., 1991. - P. 208-220.
99.Higgins, P. Heterosexual Dictatorship: Male Homosexuality in Postwar Britain. - L.: Fourth Estate, 1996. - 340 p.
100. Johnson, D. Iris Murdoch . - Brighton: Harvester, 1987. - 150 p.
101. Jones, D. Love and Morality in Iris Murdoch's The Bell // Meanjin Quarterly. - 1966. - №26. - P. 85-90.
102. Kolodny, A. A Map for Rereading: Gender and the Interpretation of Literary Texts // The New Feminist Criticism. Essays on Women. Literature and Theory. - N.Y.: Pantheon Books, 1985. - P. 46-62.
103. Lundgren-Gothlin, E. Sex and Existence: Simone de Beauvoir's The Second Sex. - L.: Athlone, 1996. - 326 p.
104. Moi, T. Sexual/Textual Politics: Feminist Literary Theory. - N.Y.: Routledge, 1985.-220 p.
105. Moi, T. Simone de Beauvoir: The Making of an Intellectual Woman. -Oxford: Blackwell, 1994. - 324 p.
106. Mcintosh, M. The Homosexual Role // Social Problems. - 1968. -№16.-P. 182-192.
107. Packer, P. A. The Theme of Love in the Novels of Iris Murdoch // Durham University Journal. - 1977. - №38. - 220 p.
108. Plummer, K. Sexual Stigma: An Interactionist Account. - L.: Routledge, 1975.-280 p.
109. Renzetti C., Curran D. Women, Men and Society. - Boston: Allyn & Bacon, 1992.-512 p.
110. Sanders, A. The short Oxford History or English literature. - Oxford: Oxford University Press, 1994. — 800 p.
111. Spence, J. Gender Identity and Its Implications for the Concepts of Masculinity and Femininity // Nebraska Simposium on Motivation, Vol. 32. -Lincoln, 1994.-560 p.
112. Showalter, E. Toward« a Feminist Poetics // The New Feminist Criticism. Essays on Women, Literature and Theory. - N.Y.: Pantheon Books, 1985. - P. 125-143.
113. Showalter, E. A Literature of Their Own. The British Women Novelists from Bronte to Lessing. - Princeton.: Princeton University Press, 1977.-347 p.
114. Showalter, E. Towards a Feminist Poetics. - L.: Croom Helm, 19?9. -360 p.
115. Soper, K. The Qualities of Simone de Beauvoir // New Left Review. -1986. -№156. -P. 114-28.
116. Schofield, M. Sociological Aspects of Homosexuality: A Comparative Study of Three Types of Homosexuals. - Harlow: Longmans, 1965. - 244 P- .
117. Tidd, U. Simone de Beauvoir: Gender and Testimony. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 252 p.
118. Whiteside, G. The Novels of Iris Murdoch. - Critique: Studies in Modern Fiction. - 1964. - №7. - P. 44-49.
119. Weeks, J. Sex, Politics, and Society: The Regulation of Sexuality since 1800. - Harlow: Longman, 1989 - 255 p.
120. Wolfe, P. «Malformed Treatise» and Prizewinner: Iris Murdoch's «The Black Prince» // Studies in the Literary Imagination. -1978. - № 2. -P. 97-113.
121. Winsor, D. Solipsistic Sexuality in Iris Murdoch's Gothic Novels // Renascence: Essays on Value in Literature. -1981. - №1. - P. 52-63.
Справочная литература:
122. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
123. Словарь тендерных терминов. - М.: Информация XXI век, 2002. -256 с.
124. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
Интернет ресурсы:
125. Абикенова A.M. Тендерные исследования: проблема терминологического обозначения. - Режим доступа: http://giacgender.narod.ru/n3m2.htm. свободный.
126. Воронина О.А. Тендер // Словарь тендерных терминов. -http://www.owl.ni/gender/010.htm. свободный.
127. Жеребкина И. Феминистская литературная критика. - Режим доступа: http://www.rl-critic.ru/new/feminkr.pdf. свободный.
128. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. - Режим доступа: http://www.countries.ru/librarv/texts/sartre.htm. свободный.
129. Koje" ve, A. Introduction to the Reading of Hegel: Lectures on the Phenomenology of Spirit. - Режим доступа: http://www.marxists.org/reference/subiect/philosophv/works/fr/koieve.htm, свободный.
130. Rich, A . When We Dead Awaken: Writing as Re-Vision // On Lies, Secrets, and Silence. Selected Prose 1966-1978. - Режим доступа: http://www.nbu.bg/webs/amb/american/5/rich/writing.htm. свободный.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.