Галло-римская аристократия IV века: Социокультурный и личностный модусы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Бойко, Наталья Витальевна

  • Бойко, Наталья Витальевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2006, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 191
Бойко, Наталья Витальевна. Галло-римская аристократия IV века: Социокультурный и личностный модусы: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ярославль. 2006. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Бойко, Наталья Витальевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ГАЛЛО-РИМСКАЯ АРИСТОКРАТИЯ IV ВЕКА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ ПОЗДНЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

1.1. Социокультурный модус тенденций исторического развития римской Галлии

1.2. Культурная элита IV в. в контексте формирования субкультур римского социума

ГЛАВА 2. КАРТИНА МИРА ДЕЦИМА МАГНА АВСОНИЯ

2.1. Представление об образе галло-римского аристократа у Авсония

2.2. Трансформация понятий «otium»/«negotium»: от Магна Авсония к Понтию Павлину

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Галло-римская аристократия IV века: Социокультурный и личностный модусы»

Поздняя Римская империя, временные рамки существования которой, по мнению большинства ученых, совпадают с эпохой домината (284-476 гг.), чаще всего воспринимается как время упадка. Такое представление, сформированное в отечественной и зарубежной историографии XIX-XX вв., в значительной степени привело к ослаблению интереса ученых к этой эпохе, а, следовательно, и неполной разработке в науке проблем, связанных, в частности с культурой поздней Римской империи.

Исследователи концентрировали свое внимание, главным образом, на изучении социально-экономических отношений и политической истории поздней Римской империи: на формировании института колоната1, на особенностях рабства в западных провинциях2, на вопросах становления феодальных отношений в эпоху домината3, на характере императорской власти в поздней Римской империи4.

В то же время широкое освещение, особенно в зарубежной историографии, получила проблема распространения и легитимизации христианства в Римской империи5. В рамках этих исследований ученые нередко обращались к вопросу о роли римской аристократии в борьбе за утверждение христианства как государственной религии римской державы, а также противостоянию апологетов языческой веры и христианской религии, при этом социально-политическая роль, мировоззренческий потенциал, культурные интенции провинциальной знати, как правило, элиминировались. Однако есть все основания полагать, что именно галло-римская аристокра

1 См., к примеру: Ранович А. Колонат в римском законодательстве II—V вв. // ВДИ.1951.№ 1.С.83-110.

2 См., к примеру: Штаерман Е М. Рабство в III—IV вв. в западных провинциях Римской империи // ВДИ. 1951. №2. С. 84-105.

3 См., к примеру: Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе [Учеб. пособие для ист. фак.]. М.: «Высшая школа», 1970.

4 См., к примеру: Князький И. О. Император Диоклетиан и конец античного мира. (Государственные и правовые реформы начала домината). М.: МОНФ, 1999.

5 См., к примеру: Буасье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV веке / Под ред. и с пред. М.С. Корелина. М., 1892; его же. Последние времена язычества. Исторические очерки конечных религиозных столкновений на Западе в IV веке / Н. Трескина. Т. 1. СПб., 1893; тия смогла сохранить античное историко-культурное наследие, во многом определив его дальнейшую судьбу в средневековой Европе. Актуальность исследования определяется тем, что:

- в настоящее время, когда культура новоевропейской эпохи заканчивает свой очередной цикл развития, а контуры культуры следующей эпохи только намечаются, внимание философов, историков и культурологов привлекают переломные в истории человечества эпохи, связанные со сменой культурно-исторических парадигм; к числу таких переломных принадлежит и эпоха поздней Римской империи;

- в современной социокультурной ситуации заново осмысливается роль провинции не только как хранителя традиционных культурных ценностей, но и как среды формирования и консервации духовного и повседневного опыта; такое осмысление невозможно без обращения к историческому прошлому человечества, в том числе, к истории провинций Римской империи;

- в современной науке и общественной жизни широко обсуждается и интерпретируется понятие «провинция», поэтому актуальным представляется системное определение ментальных особенностей личности и особенностей жизни представителя провинции в аутентичном качестве, как это можно сделать применительно к Римской империи IV в.

Целью исследования является реконструкция картины мира галло-римского аристократа IV в. с учетом социокультурного и личностного аспектов. Этим обусловлены задачи исследования:

1. Выявить и проанализировать контекстуальные особенности существования галло-римской аристократии IV в.;

2. Определить место галло-римской аристократии в культурной элите Римской империи IV в.;

3. Выявить специфику поведения представителя культурной элиты IV в. через призму категорий "otium'V'negotium" («дело/досуг»);

4. Построить шкалу ценностей, характерную для галло-римского аристократа IV в.;

5. Выявить образ «Я», характерный для самосознания галло-римского аристократа IV в.;

6. Соотнести проблематику, характеризующую картину мира галлоримского аристократа IV в. с личностью и текстами Децима Магна

Авсония.

Проблема исследования состоит в реконструкции картины мира гал-ло-римского аристократа IV в. в ее социокультурном и личностном модусах.

Объектом исследования является галло-римская аристократия IV в. как культурно-исторический феномен.

Предмет исследования - образ «Я», характеризующий самосознание галло-римского аристократа IV в. и воплощенный в ценностных ориента-циях (в ментальной модели поведения представителя галло-римской элиты IV в. и в личности Децима Магна Авсония).

Хронологические рамки исследования определены IV в. - временем, когда, одна из провинций, Галлия, играла ведущую роль в политическом, экономическом и социокультурном развитии западной части всей Римской империи, а представители местной аристократии оказывали существенное влияние на политическое и культурное развитие всего римского общества.

Материалом исследования послужили следующие группы источников:

1. Нарративные источники: a) Сочинения Децима Магна Авсония1 b) Произведения Августина (IV-V вв.)2, Аврелия Виктора (IV в.)3, Ав

1 О релия Симмаха (IV в.) , Амвросия Медиоланского (IV в.) , Аммиана

1 «Благодарственная речь императору Грациану», «Гриф о числе три», «Действо семи мудрецов», «Круглый день», «Мозелла», «О знаменитых городах», «О преподавателях Бурдигалы», «О родных», «Свадебный центон», «Усадьба» // Авсоний Магн. Стихотворения / Издание подготовил М.Л. Гаспа-ров. М.: Наука, 1993; Decimi Magni Ausonii Burdigalensis Opuscula / Edidid Sextus Prete. BSB B. G. Teubner Verglasgeselschaft. Leipzig, 1978.

2 Блаженный Августин. О Граде Божием. В двадцати двух книгах. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

3 Секст Аврелий Виктор. О цезарях. Извлечения о жизни и нравах римских императоров // Римские историки IV в. М.: «Российская политическая энциклопедия » (РОССПЭН), 1997.

Марцеллина (IV в.)3, Аполлинария Сидония (V в.)4, Иеронима Стри-донского (IV в.)5, Макробия (V в.)6, Павлина Ноланнского (IV в.)7, Рутилия Намациана (IV-V вв.)8, сборник "XII Panegyrici latini" (IV в.)9.

2. Документальные источники: «Кодекс Феодосия» (438 г.), «Кодекс Юстиниана» (529 г.), «Дигесты» (533 г.), вошедшие в "Corpus iuris civilis"- кодификацию римского права, связанную с именем ранневи-зантийского императора Юстиниана (527-565). Методология исследования

Междисциплинарный характер проблемного поля исследования, связанного, с одной стороны, с рассмотрением такого историко-культурного феномена как галло-римская аристократия IV в., с другой - с изучением личности галло-римского аристократа, - феномена социально-психологического, - предопределил использование ряда научных методов, характерных для активно взаимодействующих сегодня общественных дисциплин (истории, культурологии, социологии, философии): системного метода, ретроспективного метода, сравнительного метода, в частности его синхронического и диахронического ракурсов, метода моделирования, микро- и макроанализа, контент-анализа, герменевтического метода.

К числу наиболее важных теоретико-методологических ориентиров нашего исследования принадлежат:

1 Симмах. Переписка с Авсонием. Письма к разным лицам //Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II—V века / Отв. ред. М.Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука, 1964. С. 205212.

2 Амвросий Медиоланский. Письмо об Алтаре Победы. Утешение на смерть Валентиниана II // Памятники латинской средневековой литературы IV—IX веков / Отв. ред. М.Е. Грабарь-Пассек и М.Л. Гаспаров. М.: Изд-во «Наука», 1970. С. 25-27.

3 Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб.: Алетейя, 1994.

4 Сидоний Аполлинарий // Поздняя латинская поэзия / Пер. с лат. М.: Худож. лит., 1982. С. 543-571.

5 Бл. Иероним. Избранные письма // Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. Приложение: Бл. Иероним. Избранные письма / Составление и комментарии А.А. Столярова. М.: Канон+, 2002. С.120-372.

6 Макробий. Сатурналии // Памятники поздней античной научно-художественной литературы II—V века / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М.: Наука, 1964. С. 342-356.

7 «Первый ответ Павлина Авсонию», «Второй ответ Павлина Авсонию» // Авсоний Магн. Стихотворения. С. 192-201; S. Paulinus Nolanus // Patrologiae cursus completes. Series Latina/Ed. J. P. Migne. Pari-sis, 1847.T. LXI. S. 453-462.

8 Рутилий Намациан. Возвращение на родину // Поздняя латинская поэзия. С. 283-302.

9 Латинские панегирики ("XII Panegyrici latini") / Пер. с лат., вступ. ст. и комментарий И.Ю. Шабага // ВДИ. 1996. № 3. С. 214-221; ВДИ. 1996. № 4. с. 255-263; ВДИ. 1997. № 1. С.

- философское осмысление феноменов культуры (B.C. Библер, П.С. Гуре-вич, М.С. Каган, А.Ф. Лосев);

- культурологическая и антропологическая концепции истории культуры (Ж. ле Гофф, А .Я. Гуревич, Ж. Дюби, Л.П. Карсавин, Г.С. Кнабе, Л.П. Репина);

- учение о сознании и самосознании творческой личности, в том числе и в античную эпоху (С.С. Аверинцев, А.В. Азов, Т.С. Злотникова, И.С. Кон, А.Г. Спиркин);

- социокультурное осмысление таких феноменов, как «личность», «аристократия», «субкультура», «элита» (Ю.Л. Бессмертный, П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, Л.П. Карсавин, И.В. Кондаков);

- учение о личности как субъекте ценностного осмысления действительности, в том числе и в античную эпоху (П.С. Гуревич, Г.С. Кнабе, С.Л. Ут-ченко, Е.М. Штаерман);

Гипотеза исследования: в диссертации доказывается предположение

0 том, что социокультурный и личностный модусы галло-римской аристократии IV в. сформировались под воздействием двух смыслообразующих факторов, к которым мы относим: приверженность традиционным римским ценностям и особенности провинциального менталитета.

Степень разработанности проблемы определяется в нескольких ас/ пектах:

1. Обобщающие труды по истории поздней Римской империи.

Издание свода всех латинских надписей (CIL) в XIX в. привело к появлению многотомных исследований (Т. Моммзен1), в которых излагалась, главным образом, политическая история Римского государства, в том числе, и эпохи домината. Представители галло-римской аристократии в этих трудах упоминались редко и преимущественно в контексте рассмотрения процесса романизации провинций. К XIX в. относится труд Я. Буркхарда2, в котором рассматривается политическая история позднего Рима (III- начало IV в.), где Галлии посвящена отдельная глава.

1 Моммзен Т. Римская история / Отв. ред. А.Б. Егоров. Т. 1. СПб., 1997.

2 Буркхард Я. Век Константина Великого. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.

В начале XX в. в западной историографии (особенно в немецкой и австрийской) появляется большое количество обобщающих трудов по истории поздней Римской империи1. Так, фундаментальное шеститомное исл следование О. Зеек , посвященное гибели античной цивилизации, до сих пор пользуется авторитетом среди западноевропейских антиковедов, несмотря на то, что в нем представлена главным образом политическая история Римской средиземноморской державы.

Немецкую историографию3 второй половины XX в. обращенную к исследованию поздней античности, характеризуют принципиально новые тенденции: междисциплинарный подход, многофакторное объяснение исторического процесса, внимание к повседневной жизни людей.

В дореволюционной России авторы обобщающих трудов по истории Средних веков, зачастую рассматривали эпоху поздней Римской империи как исходную ступень последующего развития западноевропейской цивилизации (например, П.Г. Виноградов, Д.М. Петрушевский4). Проблематика этих работ концентрировалась вокруг социально-экономической и политической сфер жизни позднеримского общества как фундамента нарождавшихся тенденций последующего развития Западной Европы.

Отметим, что уже в начале XX в. в отечественной науке возник интерес к переломным эпохам в жизни античного мира. Так, в исследованиях П. Бицилли5 и И. Гревса рассматривались вопросы упадка и гибели Римской империи.

1 См., к примеру: Dopsch A. Wirtschaftliche und soziale Grundlagen der europaische Kulturentwicklung. Aus der Zeit von Caesar bis auf Karl der Grossen. Wien, 1924; Stein E. Geschichte des spatromischen Rei-ches. Bd. 1. Vom romischen und bysantischen Staate (284-476 n. Chr.). Wien, 1928.

2 Seeck O. Geschichte des Untergangs der antiken Welt. Stuttgard, 1920-1923/ Bd. 1-6.

3 См, к примеру: Alfoldi G. Romische Sozialgeschichte. Wiesbaden. 1986; Bleicken J. Verfassungs- und Sozialgeschichte des Romischen Kaiserreiches. Paderborn; Miinchen; Wien; Zurich: Schoningh. 1995. Bd. 1, 2; Demandt A. Geschichte der Spatantike: das Romische Reich von Diokletian bis Justinian 284-565 n. Chr. Miinchen: Beck, 1998; Heuss A. Romische Geschichte. Paderborn; Miinchen; Wien; Zurich: Schoningh. 1998.

4 Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства / Под общ. ред. М.А. Морозова; вступ. ст. Г.Е. Лебедевой, В.А. Якубского. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2003.

5 Бицилли П. Падение Римской империи. Одесса: Книгоизд-во А.А. Ивасенко. 1919.

Обобщающие труды по истории Древнего Рима были созданы в отечественной историографии в XX в. Они имели в основном учебный характер1 Л исключение составляют сочинения Е.М. Штаерман ). В этих работах основной акцент был сделан на социально-экономическую и политическую проблематику, что, в свою очередь, было обуславливалось господством идеологизированного марксистского подхода к изучению исторических процессов.

Весьма основательной по характеру исследования является работа А.Р. Корсунского, написанная в соавторстве с немецким ученым Р. Понтером3. В настоящее время это наиболее значимая монография, связанная с проблемой нашего исследования.

2. Труды, посвященные истории римской Галлии.

Проблематику истории римской Галлии впервые стали разрабатывать французские исследователи XIX в., среди которых наиболее существенный вклад в историческую науку внесли Г. Блок4, Ф. Гизо5 и Н. Д. Фюстель де Куланж6. Во второй половине XX в. к истории римской Галлии в рамках своего масштабного исследования обратился Ф. Бродель .

В отечественной историографии проблемы, связанные с доримским и о римским периодами в истории Галлии, рассматривались Н.С. Широковой и С.В. Шкунаевым9. Последний, в частности, занимался выявлением своеобразия процесса романизации Галлии. Однако необходимо отметить, что

1 История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1993. Сергеев B.C. Очерки по истории Древнего Рима. М., 1938. Ч. 1-2.

2 См., к примеру: Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957; ее же. Кризис античной культуры. М.: Наука, 1975.

3 Корсунский А.Р., Понтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М.: Изд-во МГУ, 1984.

4 Общая история европейской культуры. Т. VII. История Франции в Раннее средневековье. СПб.: Издание Брокгауз-Ефрон, 1913.

5 Гизо Ф. История цивилизации во Франции / Пер. П. Г. Виноградова. Т. 1 и 2. М., 1879.

6 Фюстель-де-Куланж Н.Д. История общественного строя Древней Франции. Т. I. Римская Галлия; Т. И. Германское вторжение и конец Римской империи. СПб.: Типография Альтшулера, 1904.

7 Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 2. Люди и вещи. Ч. 1 / Пер. с фр. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995.

8 Широкова Н.С. Древние кельты на рубеже старой и новой эры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989; ее оке. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб.: Евразия, 2000.

9 Шкунаев С.В. Культура Галлии и романизация // Культура Древнего Рима. М.: Изд-во Наука, 1985. Т. И; его же. Община и общество западных кельтов. М., 1989. вопросы развития позднеримской Галлии в работах отечественных историков практически остались без освещения.

3. Труды, посвященные поздней латинской литературе.

Поздняя латинская литература начала рассматриваться и в зарубежном, и в отечественном литературоведении в XIX и первой половине XX в. Это делалось с учетом социально-политической проблематики, а именно общего упадка Римской империи, который автоматически приписывался всей словесной культуре поздней Римской империи. Исключением можно считать двухтомное научное издание «История римской литературы» 1959-1962 гг., авторы которого уделили внимание не только текстам поздних латинских произведений, но и их авторам, например, Авсонию и Рути-лию Намациану. В начале XX в. важную попытку «реабилитировать» позднюю латинскую литературу, и ее представителей предпринял В. Брюсов, который показал логику развития латинской словесности в эпоху заката Римской империи в ее неразрывной связи как с общими социокультурными и политическими тенденциями того времени, так и с психологическими особенностями творческой личности, выбрав в качестве предмета своего исследования галло-римского поэта IV в. Децима Магна Авсония1.

Во второй половине XX в. в отечественной науке к проблемам литературного наследия поздней Римской империи обращаются С.С. Аверинцев и M.JI. Гаспаров3, которые активно применяют культурно-антропологические подходы, ставят проблемы, связанные с вопросами самосознания, ценностных ориентаций и, в целом, картины мира творческой личности позднего Рима.

4. В трудах, посвященных взаимоотношениям христианства и язычества, церкви и государства в IV в., важное место отводится позднеримской аристократии. Проблема религиозного миросозерцания элиты по

1 Брюсов В. Пентадий (III—IV вв) // Русская мысль. Кн. I. 1910. С. 206-214; его же. Великий ритор. Жизнь и сочинения Децима Магна Авсония // Русская мысль. Кн. III. 1911. С. 1-48.

2 Аверинцев С.С. Литература // Культура Византии, IV - первая половина VII в. / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР З.В. Удальцова. М.: Изд-во Наука, 1984. С. 272-330; его же. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997.

3 Гаспаров M.JI. Поэзия риторического века // Поздняя латинская поэзия С. 5-34; его же. Поэт и поэзия в римской культуре //Культура Древнего Рима С. 300-335; его же. Авсоний и его время // Авсо-ний. Стихотворения. С. 251-272. лучила наиболее полное освещение Г. Буасье1, рассмотревшего языческую и христианскую «партии» IV в. под углом зрения взглядов, идей и ценностей их наиболее ярких представителей, в числе которых были и галло-римские аристократы: Авсоний, Понтий Павлин, Рутилий Намациан, Суль-пиций Север.

В отечественном антиковедении начала XX в. «христианская» проблематика позднего Рима получила свое развитие в статьях Л.П. Карсави

У л на и Ю.А. Иванова . Л.П. Карсавин через «вживание в аристократическую атмосферу» IV в. старался воссоздать психологический портрет конкретной исторической личности. Его статьи до сих пор не потеряли свою научную ценность.

Во второй половине XX в. появляется целый ряд исследований, освещающих те или иные проблемы христианизации поздней Римской империи. В нашей стране такие работы принадлежат перу М.М. Казакова4, Г.Л. Курбатова5. Не обращаясь напрямую к проблемам, связанным с мировоззрением галло-римской аристократии, эти авторы нередко точно воссоздают контекстуальные особенности провинциальной культуры IV в. 5. В западноевропейской историографии XX в. создано немало трудов6, посвященных высшим слоям общества поздней Римской империи, в которых исследованы, в том числе, и вопросы самосознания представителей поздней римской аристократии. Предметом исследования К.Ф. Штрое-кера7, являлась непосредственно сенаторская знать поздней Галлии.

1 Буасье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV веке / Под ред. и с пред. М.С. Корелина. М., 1892; его же. Последние времена язычества. Исторические очерки конечных религиозных столкновений на Западе в IV веке / Н. Трескина. Т. 1. СПб., 1893.

2 Карсавин Л.П. Магнаты конца Римской империи // К 25-летию учено-педагогической деятельности И.М. Гревса (1884-1909): Сб. ст. СПб., 1911. С. 1-62; его же. Из истории духовной культуры падающей Римской империи (Политические взгляды Сидония Аполлинария) // ЖМНП. 1908. № 2. С. 285337.

3 Иванов Ю.А. К вопросу о религиозном миросозерцании Авзония//ЖМНП. 1916. №4. С. 138-164.

4 Казаков М.М. Епископ и империя (Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV в.). Смоленск: ТрасТ-ИМАКОМ, 1995; его же. От язычества к христианству. Алтарь Победы // ВДИ. 1995. № 4. С. 161-174.

5 Курбатов Г.Л., Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988.

6 К примеру, Lohken Н. Ordines dignitatum. Untersuchungen zur formalin Konstituirung der spatromischen Fiihrungschicht. Koln, 1982; Naf B. Senatorisches StandesbewujStsein in spatromischer Zeit. Freiburg: Schweiz, 1995.

7 Stroheker K. F. Der senatorische Adel in spStantike Gallien. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1970.

Подводя итог обзору широкого круга трудов, актуализированных в диссертации, необходимо констатировать: в отечественной историографии целостный образ ни позднеримской аристократии, ни галло-римской знати IV в. никогда не являлись предметом отдельного исследования. Лишь иногда в поле зрения ученых попадали отдельные проблемы жизни обозначе-ных социальных групп. Так, вопросы достижения высшего уровня образованности средиземноморской элитой IV-V вв. освещались в работах Т.Б.

1 9

Перфиловой , В.Д. Савуковой ; вопросы социального положения авторов сборника "XII Panegyrici latini" - И.Ю. Шабагой ; проблема интерпретации категорий "otium'V'negotium" у галло-римской аристократии V в. - О.Н. Маминой4. Отдельные представители позднеримской элиты становились предметом исследований П.П. Шкаренкова5.

Научная новизна исследования определяется:

- актуализацией категорий «субкультура», «элита» применительно к обществу поздней Римской империи;

- семантическим анализом понятий, выражающих важнейшие моральные категории римской культуры и определением той смысловой нагрузки, которую они несут в произведениях Децима Магна Авсония;

- построением шкалы ценностей галло-римского аристократа поздней Римской империи с использованием синхронического и диахронического методов на материалах произведений Авсония;

- реконструкцией картины мира представителя культурной элиты галло-римского общества через интерпретацию важнейших категорий римского

1 См., к примеру: Перфилова Т.Б. Преподаватели высших школ Римской империи (профессиональный портрет и структура личности). Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002; ее же. Воспоминания Авзония и Аполлинария Сидония о преподавателях высших школ Галлии IV-V вв. // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 2. С. 14-22.

2 Савукова В.Д. Состояние латинской образованности в Галлии периода падения Римской империи // Вопросы античной литературы и классической филологии. М.: Изд-во Наука, б/г. С. 346-360.

3 Шабага И.Ю. Социальное положение авторов Сборника "XII Panegyrici latini" // Общество и государство в древности и средние века / Под ред. Ю.М. Сапрыкина. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 29-38.

4 Мамина О.Н. Понятия "negotium" и "otium" в сочинениях Сидония Аполлинария // Античная и средневековая идеология: Античная древность и средние века: Сб. науч. тр. Свердловск: Изд. УрГУ, 1984. С. 66-79.

5 Шкаренков П.П. Квинт Аврелий Симмах: риторика и политика // ВИ. 1999. № 7. С. 154-159; его же. «Последние римляне»: Квинт Аврелий Симмах и Кассиодор Сенатор // История через личность: историческая биография сегодня / Под ред. Л.П. Репиной. М.: Кругь, 2005. С. 607-640. менталитета "otium'V'negotium" и изучением их трансформации в среде галло-римской аристократии в IV в.

Теоретическая значимость исследования определена тем, что

- выявлено своеобразие картины мира галло-римского аристократа IV в. с учетом социокультурного контекста эпохи;

- сформирован аксиологически детерминированный портрет галло-римского аристократа IV в.;

- систематизирован значительный эмпирический и историографический материал, характеризующий высшие слои галло-римского общества IV в.;

- проделан семантический анализ важнейших категорий римской менталь-ности "otium'7 "negotium" на материале произведений представителей гал-ло-римской аристократии IV в.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут способствовать дальнейшим научным разработкам, связанным с проблемами культуры поздней Римской империи, а также быть использованы при чтении спецкурсов и лекций, при проведении практических и семинарских занятий по темам, связанным изучением особенностей перехода от эпохи античности к эпохе средневековья.

Личный вклад состоит в том, что были изучены и проинтерпретированы произведения представителя галло-римской аристократии IV в. Авсо-ния. Представление о картине мира, характерной для галло-римского аристократа IV в., было введено в контекст истории поздней Римской империи.

На защиту выносятся следующие положения:

- В Галлии IV в. не существовало единой системы ценностей, характерной для привилегированных слоев общества. Галло-римский аристократ, интегрированный в несколько социальных групп (семья, круг друзей, профессиональное сообщество, муниципальная община), мыслил себя исключительно в рамках категорий, принятых в данных общностях и соотносил себя с типом личности, культивируемой в каждой из групп.

- Для высших слоев галло-римского общества было характерно наличие сходных ценностных ориентиров, которые выражались в приверженности этой части общества таким староримским добродетелям как honor («почет»), pietas («благочестие»), nobilitas («знатность»). Востребованность этих ценностей провинциальной элитой говорит о том, что сознание ее представителей было ориентировано на высшие образцы великого римского прошлого. Такие образцы приобретали силу моральных эталонов.

- Большинство ценностей, культивируемых в высших кругах галло-римского общества, носило ярко выраженный экстравертивный характер. Это свидетельствует о долговечности и устойчивости традиционной для римской культуры ментальной модели личности. В рамках этой модели сущность человека определялась через его общественное положение, сословный статус, род занятий, а не его индивидуальные качества; все действия такой личности были направлены на получение одобрения сограждан.

- В основе картины мира, сформированной у культурной элиты в Галлии IV в. (в нашем случае у Авсония), лежало традиционное для римского менталитета понимание категорий "otium'V'negotium"; при этом жизнь галло-римского аристократа IV в. характеризуется тенденцией к сокращению роли "negotium'a" и к постепенному отходу от общественно значимой деятельности, что, в свою очередь, вело к возрастанию удельного веса "otium'a".

- В элитарной среде Галлии IV в. возникают два типа мировосприятия, характерными представителями которых выступают Авсоний и Павлин. Если картину мира Авсония можно обозначить как эклектическую, то картина мира Павлина, напротив, является концентрической, сфокусированной вокруг христианских ценностей. В эту эпоху разные картины мира еще сосуществуют рядом друг с другом.

- Особенностью картины мира, актуализирующей социокультурный и личностный модусы галло-римской аристократии IV в., является устойчивая приверженность римским ценностям, римскому образу жизни в целом, что и дает все основания называть некоторых ее представителей «последними римлянами»». Специфика состоит в том, что на окраине империи в эпоху ее заката римская культурная компонента проявляется с новой силой, продлевая на галло-римской почве жизнь античных образцов, воплощенных в том числе, и в картине мира Децима Магна Авсония, где представлены глубинные структуры сознания, константы именно римской ментальности, которые продолжали сохраняться вопреки значительным изменениям, произошедшим в данную эпоху.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры культурологии ЯГПУ имени К.Д.Ушинского; на региональных и международных научно-практических конференциях в Москве и Ярославле: «Человек в информационном пространстве» (Международная научно-практическая конференция, Ярославль, 2005 г.), «Науки о культуре - шаг в XXI век» (VII всероссийская конференция-семинар молодых ученых, Москва 2005 г.), на научных чтениях им. К. Д. Ушинского ЯГПУ (2004-2005 гг.). Материалы исследования использовались в педагогической работе автора в Ярославском Филиале Московской Академии предпринимательства при правительстве Москвы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, двух приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Бойко, Наталья Витальевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эпоха поздней античности, продлившаяся несколько столетий, была сложным и во многом противоречивым периодом западноевропейской истории. IV в., став отправной точкой данной эпохи, вместил в себя важнейшие вехи, определившие особенности дальнейшего культурного развития Западной Европы на многие столетия вперед. Среди значимых событий IV столетия центральным стало утверждение христианства, превращение его в государственную религию Римской империи. Другим, не менее важным фактором, явилось разъединение двух, некогда существовавших в рамках одного государства регионов, ставших самостоятельными историко-культурными феноменами, - Западной Римской империи и Восточной Римской империи. Именно в IV в. закладывались основы движения западноевропейской и византийской цивилизаций по разным путям исторического развития.

Однако важно было и то, что IV в. - время, когда зарождавшиеся социокультурные тенденции были неразрывно связаны с устоявшимися, привычными формами жизни, характерными для римской цивилизации. Взаимодействие старых и новых культурных элементов в каждом отдельном регионе Империи, а также внутри разных социальных слоев римского общества отличалось своей спецификой, что в итоге способствовало формированию многомерной картины переходной эпохи и создавало возможности для многовариантного развития.

На фоне разнообразных и противоречивых тенденций этого времени обозначилась одна из существенных культурологических проблем, которая привлекает внимание современных исследователей. Это проблема судьбы римской культуры и, в целом, античного наследия в эпоху перехода от античности к средневековью. Именно в рамках решения данной обширной проблемы было проведено наше исследование, где был предпринят опыт определения как роли провинциальной, в частности, галло-римской аристократии в деле сохранения и передачи культурных ценностей эпохи уходящей, так и роли, которую в данном процессе играла конкретная творческая личность, личность Децима Магна Авсония. Таким образом, мы стремились вычленить не только общие и типичные черты, присущие самосознанию галло-римской интеллектуальной элиты IV в., но и выявить неповторимые особенности, присущие одному из представителей данной социальной группы.

Попытка исследовать социокультурную ситуацию в Галлии IV в. «изнутри», посмотреть на нее глазами современников обусловила актуализацию такой категории, как «картина мира». Проблемное поле исследования потребовало изучения картины мира галло-римского аристократа IV в. в ее социокультурном и личностном модусах.

Изучив на основании использования целого рядя научных методов, характерных для смежных с культурологией дисциплин (истории, социологии, философии), обширный эмпирический материал, основой которого стали произведения Авсония, мы пришли к следующим выводам.

Галло-римская аристократия, в целом, и отдельные ее представители, в частности, сыграли одну из ведущих культурных ролей в эпоху перехода от античности к средневековью.

Важной отличительной чертой картины мира, присущей галло-римской аристократии IV в., являлась сознательная ориентация на римские ценности, на римский образ жизни, что, в сою очередь, дало нам основания называть некоторых ее представителей «последними римлянами».

Большинство культивируемых в данной социокультурной среде добродетелей, носило ярко выраженный экстравертивный характер, что может свидетельствовать о долговечности и устойчивости ментальной модели личности, традиционной для римской культуры.

Образ галло-римского аристократа, сфокусированный в картине мира Авсония, в своей целостности был ориентирован на нормативный тип римлянина эпохи ранней Империи.

В центре картины мира, присущей галло-римской культурной элите IV в., оставалось традиционное для римской ментальности понимание категорий, определяющих социокультурную практику, "otium'V'negotium" («досуг»/«дело»).

IV век был временем смены культурно-исторических парадигм. В среде галло-римской аристократии это проявилась в формировании у отдельных ее представителей нового миропонимания, новой картины мира. В качестве носителя традиционной, эклектической картины мира, которая в своих общих чертах была присуща подавляющему большинству интеллектуальной элиты Галлии, идентифицирован Авсоний. Ярким представителем аристократии, актуализировавшей нарождающуюся концентрическую, сфокусированную вокруг христианских ценностей картину мира был гал-ло-римлянин Понтий Павлин, будущий святой Павлин Ноланский.

Расхождения между сосуществовавшими рядом в эту эпоху картинами мира выразились, как показало наше исследование, в том числе и в различном понимании Павлином и Авсонием категорий "otium'V'negotium". В то же время мы подчеркиваем, (и это быть может, для нас более существенный фактор), что и в новой, уже всецело принадлежащей будущей эпохе, картине мира Павлина сохраняются элементы традиционной римской мен-тальности. Подтверждением тому может служить тот факт, что обновленный христианский negotium для многих представителей церкви, вышедших из аристократических кругов Галлии, сохраняет традиционное римское значение общественно значимой практической деятельности и трактуется, как и прежде, в категориях долга и обязанности. Таким образом, мы-констатируем, что отдельные элементы римской ментальности, особенно прочно закрепившиеся в личностном модусе, служат своеобразным мостиком, соединяющим культуру прошлого с культурой будущего.

Подводя итог проделанной работе, и намечая дальнейшие пути исследования проблемы, обозначенной нами в диссертации, мы обращаем особое внимание на то, что процесс превращения античной культуры в культуру средневековую подчинялся крайне сложным правилам, которые нельзя уместить в одну, раз и навсегда выведенную формулу. Учитывая социокультурный опыт последующих переходных эпох и экстраполируя его на интересующую нас эпоху, следует признать, что падение Западной Римской империи как государства не сопровождалось культурным падением. Во всяком случае, эти явления не совпадали между собой по временным ритмам. И если в плане политическом мы вправе говорить о наличии дискретности в переходе от античности к средневековью, то в плане культурном о каком традиции не может идти речи. Культурный континуум во многом стал возможен благодаря усилиям представителей галло-римской аристократии, в том числе и таких, как Авсоний.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Бойко, Наталья Витальевна, 2006 год

1. Авсоний Магн. Стихотворения / Издание подготовил М.Л. Гаспаров. М.: Наука, 1993.-368 с.

2. Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб.: Алетейя, 1994. 559 с.

3. Блаженный Августин. О Граде Божием. В двадцати двух книгах. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. T.I-IV.

4. Бл. Иероним. Избранные письма // Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. Приложение: Бл. Иероним. Избранные письма / Составление и комментарии А. А. Столярова. М.: Канон+, 2002. С. 120-372.

5. Дигесты Юстиниана / Пер. с лат., в 2 тт. / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак., и др. / Отв. ред. и авт. введ. Л.И. Кофанов. М.: Статут: Консультант Плюс, 2002.

6. Латинские панегирики ("XII Panegyrici latini") / Пер. с лат., вступ. Ст. и комментарий И. Ю. Шабага // ВДИ. 1996. № 3. С. 214-221; ВДИ. 1996. № 4. С. 255-263; ВДИ. 1997. № 1. С. 232-238.

7. Памятники латинской средневековой литературы IV-IX веков / Отв. ред. М. Е Грабарь-Пассек и М. Л. Гаспаров. М.: Изд-во «Наука», 1970. 444 с.

8. Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II-V века / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука, 1964. 236 с.

9. Памятники поздней античной поэзии и прозы II V века / Отв. ред. М.

10. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука, 1964. 306 с.

11. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II-V века / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1964. 414 с.

12. Плиний Младший. Письма Плиния Младшего: Кн. 1-Х / Изд. подгот. М.Е. Сергиенко, А.И. Доватур. 2-е изд. М.: Наука, 1984. - 407 с.

13. Поздняя римская поэзия / Пер. с лат. М.: Худож. лит., 1982. 719 с.

14. Римские историки IV века. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997.-414 е., илл.

15. Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. док. ист. наук C.JI. Утченко. М.: Соцэкгиз, 1962. 675 с.

16. Decimi Magni Ausonii Burdigalensis Opuscula / Edidid Sextus Prete. BSB B. G. Teubner Verglasgeselschaft. Leipzig, 1978 422 S.

17. S. Paulinus Nolanus // Patrologiae cursus completes. Series Latina / Ed. J. P. Migne. Parisis, 1847.T. LXI. S. 453-462.1. Литература

18. Аверинцев С. С. Литература. С. 272 330 // Культура Византии, IVпервая половина VII в. / Отв. Ред. чл.-корр. АН СССР 3. В. Удальцо-ва. М.: Изд-во Наука, 1984. 723 с.

19. Аверинцев С. С., Гаспаров М. Л., Самарин Р. М. Латинская литература // История всемирной литературы в 9 ТТ. Т. 2. М.: Наука, 1984. С. 439-454.

20. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. 278 с.

21. Аверинцев А. А. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997.-343 с.

22. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа Языки русской культуры, 1996. 448 с.

23. Азов А. В. Проблема теоретического моделирования самосознания художника в изгнании: русская эмиграйия «первой волны»: Монография / ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 1996. 224 с.

24. Античная эпистолография. Очерки / Под ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука, 1967.-288 с.

25. Античный мир: Проблемы истории и культуры: Сб. статей / Под ред. И. Я. Фроянова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998. 460 с.

26. Бенвинист Э. Словарь индоевропейских терминов: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. Ю. С. Степанова. М.: Прогресс - Универс, 1995. -456 с.

27. Беркова Е. А. Поздняя римская эпистолография (IV-V вв.). //Античная эпистолография. Очерки / Под ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука, 1967. С. 260-284.

28. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

29. Бицилли П. Падение Римской империи. Одесса: Ивасенко, 1919. -201 с.

30. Бродель Ф. Что такое Франция? Книга вторая: Люди и вещи, ч.1. / Пер. с фр. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995 244 е., 6 л. цв. ил.

31. Бродский И. Письма римскому другу // Сочинения в четырех томах. Том 2. С-Пб.: Изд-во Пушкинский дом, 1994. С. 284-285.

32. Брюсов В. Я. Великий ритор // Русская мысль, Кн. III. 1911. 1—4S.

33. Брюсов В. Я. Пентадий (III—IV вв.) // Русская мысль. Кн. I. 1910. С. 206-214.

34. Буасье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке / Пер. с фр. под ред. и с предисл. М.С. Корелина. М.: Издание К.Т. Солдатенкова, 1892. 575 с.

35. Буасье Г. Последние времена язычества. Исторические очерки конечных религиозных столкновений на Западе в IV веке / Н. Трескина. Т. 1.СП6., 1893.-291 с.

36. Буасье Г. Римская религия от Августа до Антонинов / Пер. М. Корсак. М.: Издание К. Т. Солдатенкова, 1878. 645 с.

37. Буркхард Я. Век Константина Великого. М.: Центрполиграф, 2003. -367 с.37,38

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.