Гаитянская революция конца XVIII-начала XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Чернова, Александра Васильевна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Чернова, Александра Васильевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В КОЛОНИАЛЬНОМ САН-ДОМИНГО
§ 1. Становление экономики Сан-Доминго и системы ее эксплуатации Францией
§ 2. Классовые и расовые антагонизмы в верхушке гаитянского общества v
§ 3. Положение и интересы негров-рабов
ГЛАВА II. БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В САН-ДОМИНГО
§ 1. Революционное движение белых колонистов за независимость
§ 2. Борьба "цветных" собственников за гражданские права
§ 3. Партия Сен-Марка и английская интервенция в Сан
Доминго
ГЛАВА III. РЕВОЛЮЦИЯ НЕГРОВ-РАБОВ
§ 1. «Испанский» период негритянской революции (1791-1794)
§ 2. «Французская» фаза негритянской революции (1794-1803)
§ 3. Национально-освободительный этап негритянской револю- 126 ции (1803-1806)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Становление франко-карибских обществ: 1635-17892005 год, кандидат исторических наук Яшина, Мария Вячеславовна
Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии, ХVII - первая половина ХVIII вв.2003 год, кандидат исторических наук Кушнир, Андрей Викторович
Негритянский вопрос в политике правительства США (1933-1941)1985 год, кандидат исторических наук Ниязов, Улугбек Адхамович
Восприятие колониальной империи во Франции во второй половине XVIII века (просветительский, правовой, культурный аспекты)2018 год, кандидат наук Демичева Таисия Максимовна
Умеренные монархисты в годы Французской революции конца XVIII века: Мунье, Малуэ, Малле дю Пан и их сторонники2005 год, кандидат исторических наук Сергиенко, Владислава Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гаитянская революция конца XVIII-начала XIX вв.»
Актуальность темы, избранной для данного диссертационного исследования, обусловлена целым рядом причин. Во-первых, путь к современному пониманию и состоянию прав человека в мире был весьма и весьма нелегким. И, как справедливо отмечается в докладе Национальному собранию Франции по случаю 150-й годовщины окончательной отмены рабства в ее бывших колониях, даже такому пионеру в борьбе за эти ценности, как Франции, пришлось еще долго преодолевать негативные последствия работорговли1. Это обстоятельство, кстати, подсказывает, что и российскому обществу тоже не следует питать чрезмерный оптимизм относительно исторических сроков приобщения к ценностям современного мирового сообщества, поскольку на этом пути ему еще предстоит преодолеть многие серьезные проблемы.
Во-вторых, оказав положительное воздействие на упразднение рабства и работорговли, революция на Гаити уже одним этим снискала, как и ее современница во Франции, всемирно-историческое значение.
В-третьих, новое время в истории человечества чрезвычайно богато социальными революциями. Однако всеобщую известность получили лишь революции в центрах мировой системы - Нидерландская, Английская, Французская и т.д. Между тем на периферии тоже происходили события, отличавшиеся не меньшим драматизмом. Их изучение, особенно в условиях образовавшегося вакуума вследствие отказа большинства отечественных ученых как от марксистско-ленинской школы истории, так и от значительной части ее проблематики, способно восполнить серьезные про
Assemblée Nationale. Constitution du 4 octobre 1958. Onzième Législature. Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 10 février 1999. Rapport fait au nom de la Commission des lois constitutionnelles, de la Législation et de l'Administration Générale de la République sur les propositions de loi. - http://www.assemblee-nat.fr/rapports/rl378.asp. белы отечественной историографии в изучении феномена буржуазных революций, в том числе вскрытых в ходе дискуссий по поводу 200-летия Французской революции.
Предметом исследования данной диссертации является Гаитянская, или, как ее чаще всего называют, революция негров-рабов в Сан-Доминго. По времени она ровесница Великой французской революции, поскольку была ее прямым следствием. Хотя в исторической науке она получила явно недостаточное освещение. Между тем эта революция еще более очевидным образом, чем французская, обнаруживает в своем развитии последовательную смену фаз и движущих сил — от верхушечного выступления "больших белых", составлявших элиту общества Сан-Доминго, до победоносных восстаний самой угнетенной части народа — негров-рабов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Гаитянская революция по сей день вызывает значительные расхождения и споры между исследователями и при дальнейшем изучении способна дать немало ценных наблюдений, которые могут помочь скорректировать устаревшие представления о буржуазных революциях в целом.
Историография проблемы. Гаитянская революция оказала огромное воздействие на негритянское движение и последующую отмену рабства во многих странах Америки. Поэтому она по праву занимала и занимает столь большое внимание у зарубежных ученых, что приведенный в конце диссертации перечень использованной литературы отнюдь не исчерпывает всего списка посвященных ей работ. Благодаря этому неугасающему интересу достаточно полно освещена событийная сторона революции1, написано немало политических портретов Туссена Лувертюра и других негритян
Имеется даже объемистый исторический роман "Папа Туссен", написанный как бы от лица сына Туссена Лувертюра почетным профессором Таусонского университета в Балтиморе Ричардом Джилеспи. - См.: Gillespie С. R. Papa Toussaint. New York: Exel, 1998. - http://www.towson.edu/~richard/chap35.html. ских руководителей1, не забыты даже гаитянские женщины, подчас вместе 2 с мужчинами сражавшиеся за счастье своего народа .
Накопленные документы, факты и знания позволили ученым разработать многие важные вопросы, связанные с ходом, движущими силами, содержанием, характером и конкретными результатами революции. В итоге Гаитянская революция не только исследована "сверху", т.е. со стороны воззрений и политической деятельности ее вождей3, но и получила в последние годы освещение "снизу", т.е. с точки зрения чаяний "маленьких людей", ее рядовых участников, которые, однако, сумели свести на нет все попытки негритянско-мулатской элиты восстановить систему крупного плантационного хозяйства и в конечном счете превратили Гаити из крупнейшего в мире экспортера сахара в страну, где по сей день преобладают, по сути своей, натуральная крестьянская экономика и связанные с нею формы крестьянской жизни4.
Вместе с тем целый ряд принципиальнейших вопросов Гаитянской революции до сих пор либо порождает неоднозначные оценки у историков, либо не исследован вовсе.
См., например: François Dominique Toussaint Louverture (May 20, 1743-April 7, 1803). — http://haphi.com/fran%C3%A7oisdominiquetoussaintlou.htm; Cesaire A. Toussaint-Louverture. La Revolution française et problème coloniale. Paris, 1962; Jean-Jacques Dessalines: 1758-1806 — Hero or tyrant? — http://www.discoverhaiti.com/history0010l.htm; Tante M. Le Macandal. Episode de l'insurrection des noirs a St. Domingue. Nouvelle-Orleans: Imprimerie Geo. Müller, 50, rue Bienville, 1892. — http://www.centenary.edu/departme/french/macandall.html; Manigat M. Boukman (. — novembre 1791). — http://www.ahad-kreyol.org/Newsletter/numberl3/boukmanf.htm.
2 Anacaona, Fleur d'or. — http://www.haiti20041akay.com/femmeshonneur/anacaona.htm.
3См., например: Toussaint L'Ouverture. Discours de Wendell Phillips, Décembre 1861, à New York et à Boston. — http://windowsonhaiti.com/wendell.htm; Cesaire A. Toussaint-Louverture. La Revolution française et problème coloniale. Paris, 1962. ^ick C.E. The making of Haiti: the Saint Domingue revolution from below. Knoxville: The University of Tennessee Press, 1990. — http://www.webster.edu/~corbetre/haiti/bookreviews/fick.htm; Théodat J.-M. Le jardin, berceau de l'identité haïtienne. Article paru dans la Revue Espace et Culture de l'Université de la Sorbonne Paris 1, novembre 2000 — http://www.gensdelacaraibe.org/recroi/haiti/theodats1100.htm.
Взять хотя бы вопрос о движущих силах и вытекающих из него хронологических рамок революции. Одни историки, придерживаясь традиционной точки зрения, увязывают Гаитянскую революцию исключительно с революцией негров-рабов и доводят ее до завоевания независимости Сан-Доминго или переименования страны в Гаити1. В этом случае хронологические рамки революции ограничиваются 1791-1804 гг. Другие ученые включают в нее революционное движение за независимость белых плантаторов и движение за гражданские права свободных "цветных" . И тогда хронологические рамки охватывают, как правило, период 1789-1804 гг. Третий подход предложил H.H. Марчук, который тоже датирует нижнюю планку 1789 годом, но отодвигает верхнюю до 1806 г., когда с убийством императора Ж.Ж. Дессалина был осуществлен, по его мнению, гаитянский "термидор", который вернул страну в период первоначального накопления капитала путем постепенного разворовывания государственной собственности новой негритянско-мулатской элитой Гаити3.
См., например: Boeglin Е. Vente aux enchères à Pontarlier. — http://www.alsapresse.com/jdj/99/04/28/MA/article21.html; Butel P. Histoire des Antilles françaises (XVIIe-XXe siècles). Paris: Librairie académique Perrin, 2002. — http://perso.club-internet.fr/jacbayle/livres/Nouveau/Butel.html; Cesaire A. Toussaint-Louverture. La Revolution française et problème coloniale. Paris, 1962; Cornevin R. Guerres d'indépendance d'Haïti: La Première République Noire http://perso.wanadoo.fr/aldroen/histoire/indexhist.htm; DorestantN. A look at haitian history from a haitian perspective. — http://www.geocities.com/CapeCanaveral/9972/haitipai.htm; Ruchala C. American Sodom. Santhonax and the Haitian Revolution. - In: Degenarate Magazine. Diacrítica Press, 2002. —http://www.diacritica.eom/degenerate/7/sonthonax6.html; Thomson J. The Haitian Revolution and the Forging of America — http://www.hist0ryc00perative.0rg/j0urnals/ht/34.l/th0ms0n.html.
2См., например: Corbett R. History of Haiti. — http://www.hartford-hwp.com/archives/43a/106.html; James C.L.R. The Black Jacobins — http://www.haiti-progres.eom/2000/sm000830/xeng0830.htm; Ruchala C. American Sodom. Santhonax and the Haitian Revolution. - In: Degenarate Magazine. Diacrítica Press, 2002. — http .//www. diacrítica. com/degenerate/7/sonthonax20. html. a
Подробнее см.: Марчук H.H. Либеральные реформы и Война за независимость Латинской Америки. — М.: Изд-во МПГУ, 1999, с. 386-389.
Другой из принципиальных, но все еще спорных проблем Гаитянской революции является вопрос о природе общественного строя, возникавшего (или возникшего) в результате победы негров-рабов в Сан-Доминго, а следовательно, и о характере негритянской революции. С одной стороны, революция уничтожила рабство, и в этом ее непреходящее значение. С другой же — созданная революцией специфическая система государственного плантационного хозяйства с принудительным, но в то же время оплачиваемым трудом бывших рабов поставила перед исследователями настолько трудную задачу, что большинство из них ее попросту избегает.
Так, в частности, поступили М. С. Альперович и JI. Ю. Слезкин, которые, не давая оценки плантационному хозяйству Гаити, но следуя "офранцуженному", т.е. построенному на опыте якобинской Франции, представлению о буржуазных революциях в целом, считали победу негритянской революции победой капиталистического пути развития страны1, то есть делали вывод о буржуазной природе негритянской революции.
Их точке зрения в корне противоречит мнение Н.Д. Луцкова, который, не обращая внимания на государственную природу порожденного революцией плантационного хозяйства, считает ее феодальной . Ей также противоречит и точка зрения аргентинского ученого Торкуато ди Тельи, который прекрасно уловил государственное начало данной системы, но у видит в ней "азиатский способ производства" . Отрицает точку зрения М.С. Альперовича и Л.Ю. Слезкина и постановка проблемы американским историком С.Р. Кингом. Отвергая "практическую пользу марксистского
Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.). М., 1981, с. 45.
2Луцков Н.Д. Гаити: от колонии до образования независимого государства (1789-1818). -В кн.: История Латинской Америки. Доколумбовая эпоха - 70-е годы XIX века. М., 1991, с. 141-154.
3Di Telia Т. S. La rebelión de esclavos de Haití. Buenos Aires, 1984, p. 94. анализа, основанного в значительной степени на социально-классовой идентификации", Кинг подчеркивает, что «классовое сознание различных угнетенных групп в Сан-Доминго во время революции не было высоко развито, и, таким образом, борьба могла бы только в лучшем случае иметь буржуазный характер, но в действительности. являлась добуржуазной борьбой за власть с этническим подтекстом»1.
При всей обоснованности неприятия тезиса о буржуазном характере борьбы негров-рабов это отрицание приводит указанных авторов - и скорее всего незаметно для них самих — к отрицанию революционного характера этой борьбы вообще. Ведь по всем трем вариантам выходит, что события в Сан-Доминго, привычно называемые "революцией", предстают вовсе и не революцией, а либо "феодальной", либо "раннерабовладельче-ской", либо просто "добуржуазной" реакцией с "этническим подтекстом".
Свой выход из образовавшегося тупика предложил H.H. Марчук, который считает, что создававшаяся на Гаити государственная система плантационного хозяйства являлась воплощением не только эгалитарных устремлений бывших рабов и их вождя Дессалина, но и какой-то разновидности утопического социализма2.
Помимо отмеченных фундаментальных вопросов Гаитянской революции имеется множество разногласий и по ряду более мелких проблем, в частности по составу буржуазно-либерального революционного движения за независимость Сан-Доминго, по его отношению к движению свободных мулатов за гражданские права и т.п. Различные подходы исследователей к данным вопросам анализируется в самом тексте диссертации.
King S.R. Comments on Corbett, Haitian Revolution. - In: Corbett R. History of Haiti. -http: //www. hartfor d -hwp .com/ агсЫ ve s/43 al 106. html.
2См.: Марчук H.H. Либеральные реформы и Война за независимость Латинской Америки. — М.: Изд-во МПГУ, 1999, с. 386-389.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы реконструировать и оценить революционный процесс на Гаити во всей его сложности, в том числе в попытке ответить на вопросы, поставленные современной историографией. Исходя из этого, диссертантка ставит перед собой ряд задач:
1) Подвергнуть тщательному анализу содержание, движущие силы и характер борьбы верхушки общества Сан-Доминго за независимость на различных ее этапах и ее взаимоотношения с "параллельными" революционными потоками.
2) Проанализировать содержание, характер и взаимоотношения с другими потоками движения свободных "цветных" за гражданские права.
3) Уточнить, с учетом поднятых современной историографией проблем, содержание, состав и характер революции негров-рабов как "сверху", так и "снизу" на различных ее этапах.
4) Попытаться ответить на вопрос о том, какой именно строй в конечном счете создавался негритянской революцией, и уточнить на этой основе хронологические рамки Гаитянской революции в целом.
Хронологические рамки диссертационной работы отличаются от принятых отечественной наукой и большинством зарубежных ученых. В частности, нижняя планка отмечается не 1791 годом, т.е. началом собственно негритянского восстания, а 1789 годом, когда революционное движение за независимость начала элита гаитянского общества во главе с белыми плантаторами. Верхняя же планка не ограничивается ноябрем 1803 года, когда негритянское движение освободило остров от французских колонизаторов, или 1 января 1804 г., когда новое независимое государство приняло название Гаити, а отодвигается к тому моменту, когда это движение создало адекватные своим устремлениям экономический базис в виде государственного плантационного хозяйства и политическую надстройку, освященную конституцией 1805 г., и когда с 1806 г. наступил гаитянский "термидор".
Научная новизна работы состоит в том, что в ее составлении были использованы некоторые новые материалы, которые помогли лучше понять ход исторических событий вокруг революции в Сан-Доминго, а также в том, что подробно рассмотрен вопрос о сущности движения белых плантаторов, показана эволюция негритянского движения от монархического до революционно-демократического этапа, а сама революция четко разделена на этапы с разными содержанием и характером.
Методологическую основу диссертации составили принципы историзма и научной объективности. Использовались также проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, социо-культурный и системный подходы к исследованию, позволившие всесторонне изучить поставленные проблемы на фоне общего исторического развития Гаити в период, определенный хронологическими рамками.
В диссертации нашли также отражение труды тех исследователей, которые пытаются "примерить" к Гаитянской революции цивилизацион-ный подход, например, работа американца Дэвида Николлса, который считает, что доминантой во всей истории Гаити, в том числе революции, выступала не столько классовая, сколько расово-культурная принадлежность и что в истреблении белого меньшинства победившими неграми "фактически проявилось отторжение чернокожими западной культуры"1.
Однако, по мнению диссертантки, такие попытки вряд ли можно признать удачными, потому как для подавляющего большинства ученых совершенно очевидно, что дело здесь не в неприятии неграми европейской м., например: Nicholls D. From Dessalines to Duvalier: Race, color and national inde-pendendace in Haiti. Cambridge press, 1979. — http : //www. hartford-hwp.com/archives/43 a/363.html. культуры как таковой, а в отрицании той формы, в которой эта "культура" им навязывалась. Речь идет о работорговле и рабстве, которые в течение нескольких столетий причиняли неисчислимые потери человеческих ресурсов в Африке и которые в 1998 г. само Национальное собрание Франции предложило мировому сообществу признать "преступлением против человечества"1.
Источники. Характер поставленных цели и задач исследования диктует необходимость обращения в первую очередь к источникам, а также критерии отбора используемых документов.
Отобранные источники диссертант распределяет на 4 группы.
Первую группу составляют акты законодательной и исполнительной властей метрополии2. Вторая группа источников представлена документами органов колониальной администрации, а также сборниками документов или отдельными документы по колониальной истории в целом3. В сово
См.: Assemblée Nationale. Constitution du 4 octobre 1958. Onzième Législature. Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 10 février 1999. Rapport fait au nom de la Commission des lois constitutionnelles, de la Législation et de l'Administration Générale de la République sur les propositions de loi. — http://www.assemblee-nat.fr/rapports/rl378.asp.
2См., например: 4 fevrier 1794 un nouveau contrat entre les peuples -http://kawann.kl.online.fr/panneau7.htm; Cardinal Richelieu. Political Testament. - In: Robinson J.H. (ed.). Readings in European History. Boston: Ginn, 1906, vol. 2, p. 268-270; Code Noir. Edit du roi, ou Code noir, sur les esclaves des îles de l'Amérique. Mars 1685. A Versailles. - http://www.africultures.com/Articles/Edi o%20francais/Edito6.htm; Colbert J.B. Lettres, Instructions et Mémoires de Colbert. /Ed. P. Clement. Paris: Librairie Imperiale, 1863, vol. 2, pp. 263, 268-71. - http://www.fordham.edu/halsall/mod/1664colbert.html; Décret de 1794. DÉCRET DU 16 PLUVIÔSE AN II. - http://www2.ac-lille.fr/heg/esclavage/Escla022.htm; Loi du 16 juillet 1802 sur la suppression des droits aux hommes de couleur. - http://www2.ac-lille.fr/heg/esclavage/Es La023.htm; Louis XIV's Letter to the Town Officers and People of Marseilles (August 26, 1664). - In: Robinson J.H. Readings in European History. Boston: Ginn, 1906, t. 2, p. 277-280. Scanned by Brian Cheek, Hanover College. November 12, 1995. - http://history.hanover.edu/early/colbert.htm и др.
3См., например: A free man of color tracks a maroon slave. Translated by J. Garrigus. - In: French Colonial Texts. Sue Peabody, Assoc. Prof, of History, Washington State University, Vancouver. - http://www.vancouver.wsu.edu/fac/peabody/sd.htm; Documentos para la historia de Haiti en el Archivo Nacional. La Habana, 1954; Au nom de la République Française. Proclamation à tous les Citoyens de la Colonie. http://www.superdoc.com/aidel/iecf/Cours/proclaml.htm; Constitution d'Haïti du 3 julliet 1801. — http://www.upmf-grenoble.fr/Haiti/Constl801.htm; Fisher К. Haitian History Colкупности эти источники позволяют достаточно точно воспроизвести картину экономических, социальных, политических и расовых отношений в колонии, а также основные линии, характер и остроту противоречий, лежавших в основе общественной трансформации в ходе Гаитянской революции.
Третья группа источников состоит из документов революционных властей независимого Гаити1 и позволяет воспроизвести широкий комплекс экономических, социальных и политических преобразований, осуществленных в ходе Гаитянской революции.
Четвертую группу составляют мемуары, путевые дневники и географические описания, составленные европейскими путешественниками или миссионерами2. Они ценны прежде всего тем, что их авторами были известные ученые, писатели, путешественники, т.е. образованнейшие люди своего времени, наблюдения которых отличаются точностью и объективностью. Сюда же автор диссертации отнес документы участников иноlection. Association de Généalogie d'Haïti. The New York Public Library. Schomburg Center for Research in Black Culture. — http://www.agh.qc.ca/Schomburg.htm; Grievance List (September 1789). Cahiers, contenant les plaintes, Doleances, et reclamations des citoyens-libre et propriétaires de couleur, des isles et colonies Françaises. Paris, 1789. - In: Slavery and the Haitian Revolution — http://chnm.gmu.edU/revolution/chap8b.html# и др. ^м., например: Act of Independence. Liberty of Death. Gonaïves, January 1, 1804, Year 1 of the Independence - http://haiti.uhhp.com/historicaldocs/actofindependence.html; Fuentes documentales para la historia de la Independencia de América. Caracas, 1976; Las Constituciones de Haití /Recop. y estud. prelim, de L.Marinas Otero. Madrid, 1956; Liberté ou la mort. Proclamation du Général en Chef au Peuple d'Haïti. — http://haiti.uhhp.com/historicaldocs/proclamationdessalinesfr.html и др.
2См., например: Alexander von Humboldt. Les problèmes de l'Amérique latine. -http://www.analitica.eom/bitblioteca/ahumboldt/amerique.asp#LesConditionsDesEsclavesNoi rs; Buckley RN. (ed.) The haitian journal of lieutenant Howard, York Hussairs, 1796-1798. Knoxville: The University of Tennessee Press, 1985. — http://www.webster.edu/~corbetre/haiti/bookreviews/howard.htm; De WimpffenF. A. S. Voyage à Saint-Domingue, pendent les années 1788, 1789 et 1790. — In: Von Grafenstein J. Haití, t. 1, p. 94-95; Father Jean-Baptiste Labat. "Nouveau voyage aux isles de l'Amérique". Describing his visit to Saint-Domingue in 1700. Translated by John Garrigus. - In: French Colonial Texts. Sue Peabody, Assoc. Prof, of History, Washington State University, Vancouver. - http://www.vancouver.wsu.edu/fac/peabody/sd.htm. странных интервенций в Сан-Доминго1. Кроме того, по причине малочисленности в эту группу включены также эпистолярные источники2, некоторые газеты времен Гаитянской революции3 и историческая статистика4.
Научная и практическая значимость полученных результатов диссертации определяется тем, что в ней использован актуальный и малоизученный материал. Поэтому фактические данные, приведенные в работе, их интерпретация, выводы и оценки могут быть применены для дальнейшей научной разработки проблем истории Латинской Америки и революций нового времени в целом ряде академических институтов России.
Структура диссертации, в соответствии с поставленными целями и задачами исследования, включает в себя введение, 3 главы, заключение и список источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Буржуазные революции в Европе XVII - первой половины XIX вв. и их изучение в советской историографии довоенного периода: 1917-1941 гг.2011 год, кандидат исторических наук Якименко, Максим Валентинович
Эволюция центральной британской колониальной администрации в XVII-XVIII вв.2008 год, кандидат исторических наук Киселёв, Александр Александрович
Образ России в общественном мнении революционной Франции конца XVIII в.: по материалам публицистики и печати2010 год, кандидат исторических наук Митрофанов, Андрей Александрович
Политика Великобритании в отношении Франции во второй половине XVIII века: 1756-1789 гг.2004 год, доктор исторических наук Бугашев, Сергей Иванович
Альфред Коббен как историк французской революции конца XVIII века2010 год, кандидат исторических наук Меер, Евгения Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Чернова, Александра Васильевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотя Франция приступила к колониальным захватам в Карибском бассейне позднее Испании, менее чем за столетие своего господства в Сан-Доминго она сумела создать настоящую "Жемчужину Антшгл", самую богатую й процветающую колонию, которая по объему производства превосходила все колонии Карибского бассейна вместе взятые.
В то же время эксплуатация колонии посредством "исключительной" системы представляла собой типичную меркантилистскую политику метрополии, ничем принципиально не отличавшуюся от систем эксплуатации всех колоний Нового Света, независимо от принадлежности к конкретной европейской державе.
Поэтому, с одной стороны, бурное развитие экономики Сан-Доминго сопровождалось громадным ростом богатства местных плантаторов, с другой - причин для недовольства плантаторов Сан-Доминго и других французских колоний, связанных по рукам и ногам "исключительной" системой, было никак не меньше, чем у колонистов английских владений в Северной Америке или у креолов Ибероамерики, сбросивших колониальные цепи в войнах за независимость.
В гаитянском обществе, как и в обществе любой другой рабовладельческой колонии, самое привилегированное положение занимали белые — как собственно французы, так и их местные потомки. На самой вершине социальной пирамиды в Сан-Доминго находились высшие чиновники колониального аппарата, собственники крупных плантаций, сахарных заводов и рабов, агенты французских торговых компаний, крупные импортеры и экспортеры, — все те, кого негры величали "большими белыми" (grands blancs). Часть из них была представлена собственно французами, в особенности чиновниками, высшим духовенством, торговыми агентами, в меньшей мере — крупными плантаторами, хотя среди них тоже имелись "абсентеисты", которые проживали во Франции, но на острове имели плантации во главе с управляющими. В целом "больших белых" насчитывалось, по-видимому, не более 4 тыс. человек.
Чем более стеснительными становились для Сан-Доминго рамки колониальной политики метрополии, тем острее вставал вопрос о свободной торговле. Как и всем другим колонистам Нового Света, гаитянским плантаторам удавалось пробивать бреши в "исключительной" системе с помощью контрабандной торговли с иностранцами. Но на протяжении колониального периода они еще не один раз пытались добиться легального изменения ряда установлений метрополии. Уже тогда у них проявился бунтарский дух и стремление к независимости, которые нарастали по мере капиталистического развития колонии. А в 1723 г. возникла настоящая угроза отделения Сан-Доминго во время ее восстания против Компании западных островов.
Вторая группа белых — негры называли их "маленькими белыми" (petit blancs) — была более многочисленной, но менее могущественной. В сельской местности ее составляли мелкие плантаторы, управляющие и распорядители плантаторов-абсентеистов, а в городах — мелкие юристы, нотариусы, клерки, врачи, преподаватели, ремесленники, бакалейщики, торговцы. Многие из них владели небольшим числом рабов. Среди "маленьких белых" имелись также толпы городских бродяг, беглецы от правосудия, сбежавшие с галер каторжники, некредитоспособные должники, авантюристы, ищущие острых ощущений или быстрого обогащения.
Промежуточное положение в обществе и в социальном, и в культурном отношении занимали свободные "цветные" (la gens de coleur или les sang-meles). Некоторые из мулатов были весьма состоятельными людьми. Помимо имени они получали от белых родителей капитал, богатые плантации и толпы рабов. Не удивительно, что "цветным" в целом принадлежало примерно 25% всех плантаций и 20% рабов. С юношеских лет они получали воспитание в Париже и проводили в Европе многие годы. Вернувшиеся в Сан-Доминго мулаты нередко составляли там самую образованную часть общества и становились проводниками французской культуры в стране.
Обогащение свободных "цветных", приближавшее их к белым, вызывало недовольство последних. Глубинной причиной этого недовольства было опасение потерять повиновение рабов, из чьей среды вышли мулаты. По этой причине, несмотря на состоятельность многих свободных "цветных", все они не имели прав на занятие государственных постов, но были обязаны почитать даже самых "маленьких белых".
Между белыми и "цветными" плантаторами имелись объективные точки совпадения интересов - недовольство французской "исключительной" системой, а также отсутствие каких бы то ни было органов защиты их классовых интересов перед французской бюрократией. И даже независимость Сан-Доминго "цветные" мыслили так же, как и белые — как независимость рабовладельческого государства, в котором бы они стали свободными и независимыми гражданами.
Однако "цветным" собственникам в эпоху Просвещения требовались еще и гражданские права, которых они были лишены дискриминационными законами колониальной администрации.
За сохранение рабства выступали и "маленькие белые". Однако как угрозу своему положению в обществе "маленькие белые" воспринимали возвышение экономического статуса свободных "цветных". Поэтому они выступали категорическими противниками наделения "цветных" гражданскими правами, цепляясь за сохранение расового угнетения не только рабов, но и темнокожих богачей.
История рабства в Сан-Доминго, подобно его истории повсюду в Новом Свете, является историей и постоянной борьбы негров за свободу. Одной из наиболее распространенных форм освободительной борьбы негров-рабов в Новом Свете был так называемый марронаж — бегство с плантаций и основание поселений в труднодоступных районах. Глубоко в горах Сан-Доминго также имелась большая группа беглых рабов — марронов, которые жили в маленьких деревнях, занимались натуральным сельским хозяйством, сохраняли африканские традиции и архитектуру, развивали африканские социальные отношения, религию и обычаи. Они были абсолютными противниками рабства, но неохотно вели борьбу за освобождение рабов.
Второй формой являлись восстания рабов. Восставшие обычно не имели союзников ни среди белых, ни среди свободных "цветных". Они, как правило, не поддерживались и домашними рабами. Но зато они имели тенденцию вовлекать самую многочисленную массу негров - плантационных рабов.
Именно слияние разрозненных восстаний плантационных рабов с борьбой марронов привела к значительной активизации негритянского движения. А с соединением борьбы марронов и борьбы рабов на плантациях разрозненные ручейки негритянского сопротивления стали стекаться в весьма грозный освободительный поток.
Вопреки тем российским и зарубежным ученым, которые отождествляют Гаитянскую революцию исключительно с революцией негров-рабов, ее близость к Французской революции выражалась и в том, что она состояла из нескольких обособленных освободительных потоков. Упрощая подход к постижению этих сложных реалий, можно представить революцию как борьбу трех разных социальных групп в колонии за три разные политические цели. При этом каждая из противоборствовавших групп могла применять разнообразные средства, постоянно менять врагов и союзников, создавать подчас курьезные союзы как внутри колонии, так и с силами во Франции, Англии, США или Испании, но делала это в борьбе за неизменные цели. Поэтому, несмотря на отмеченные внутриклассовые противоречия во всех трех социальных группах, думается, что с точки зрения целей борьбы вполне оправданно разделение Гаитянской революции на движение белых колонистов за независимость, движение свободных "цветных" за гражданские права и движение негров-рабов за отмену рабства.
Гаитянская революция началась не в 1791, а в 1789 г. и развивалась в дальнейшем под непосредственным воздействием революционных событий в метрополии. На первом своем этапе, примерно до осени 1792 г., она имела главным образом буржуазно-либеральный характер, весьма похожий на революции времен Войны за независимость в Северной Америке (1775-1783), а также в Ибероамерике (1810-1826). Ведущая роль в революции на этом отрезке времени принадлежала белым плантаторам, которые были полны решимости повторить опыт североамериканцев, если того потребовали бы обстоятельства.
Когда революционная Франция разрешила колонистам образовать в своих странах представительные учреждения — провинциальные и колониальные собрания, местные революционеры, с одной стороны, ликвидировали на деле французскую "исключительную" систему, а с другой — быстро превратили эти учреждения в органы, обладавшие фактически всей полнотой власти в колонии. Иными словами, этими мерами они приступили к преобразованию как экономического базиса, так и политической надстройки.
Но создававшееся революционерами Сен-Марка «правовое государство» в Сан-Доминго было призвано обслуживать интересы не всего класса буржуазии, а только его белой части. И эту позицию белые революционеры отстаивали, даже оказавшись выброшенными с острова неграми. В какой-то мере эта позиция противоречила классовым интересам "больших белых" и была им навязана "маленькими белыми" — главными противниками наделения мулатов политическими правами, но и главной социальной опорой революционного движения белых колонистов.
В условиях острого противоборства в самой верхушки гаитянского общества, в том числе вооруженного столкновения между движением белых за независимость и движением "цветных" за гражданские права, французские комиссары во главе с Сантонаксом и революционная Франция сделали выбор в пользу свободных мулатов. Наделив их этими правами и заручившись их военной помощью, французская администрация сумела нанести осенью 1792 г. серьезное поражение революционерам Сен-Марка. Хотя их движение на этом не закончилось и даже возродилось в последующем в иных формах, с этого момента оно по крайней мере перестало быть главным содержанием Гаитянской революции.
Освободительное движение "цветных" было озабочено главным образом борьбой за гражданские права. Бывало, что в этой борьбе они сталкивались не только с белыми революционерами, но и с французской администрацией. Но, когда революционная Франция, отвергнув идеологию господства белого меньшинства и уничтожив правительственную структуру, которая ее устанавливала, в лице своих комиссаров привела свободных "цветных" к разделению власти с республиканцами из Франции на большей части территории Сан-Доминго, освободительное движение "цветных" можно, видимо, считать успешно завершенным. С этого момента защита достигнутых завоеваний осуществлялась мулатами главным образом в форме поддержки французского колониального режима.
Со вступлением Франции в войну с Англией и Испанией движение белых революционеров Сен-Марка оживилось и даже попыталось взять реванш у комиссаров и мулатов. Однако разгром "больших" и "маленьких белых" вместе с их руководителем Гальбо и бегство из Кап-Франсе до 10 тыс. белых колонистов, конечно же, ослабил их лагерь и не оставил иного выбора, кроме как уповать лишь на иностранную помощь. С изгнанием с острова иностранных интервентов было нанесено окончательное поражение белым революционерам.
С августа 1791 г. берет свое начало самое массовое в истории Нового Света восстание негров-рабов, которое охватило всю северную равнину. Поначалу повстанцы представляли собой не очень организованную и плохо вооруженную силу, что и обернулось гибелью одного из главных вождей восстания - Букмана - и склонностью других к переговорам и соглашениям с революционерами Сен-Марка и властями на невыгодных для большинства негров условиях.
Однако постепенно двум другим вождям восстания Жану-Франсуа и Жоржу Биассу удалось установить в своих отрядах железную дисциплину, выработать эффективную стратегию и тактику ведения войны, а также заручиться поставками оружия не только от контрабандистов, но и от испанцев соседнего Санто-Доминго. Когда же в марте 1793 г. Франция официально объявила войну Испании, почти все вожди негритянского восстания оказались со своими отрядами на службе у испанцев, предоставивших неграм личную свободу и использовавших их в качестве наемников.
Понятно, что уже сама по себе цель уничтожения рабства придавала негритянскому движению революционный характер. Но если оценивать движение в этот "испанский" период по его отношению к буржуазно-либеральному освободительному движению Сен-Марка, к абстрактному лозунгу независимости и даже пусть к метрополии, но все-таки революционной Франции, то во всем гаитянском обществе не сыскать силы более реакционной, нежели восставшие негры-рабы. Влияния французских революционных идей на повстанцев не просматривается вовсе. Негры выступали как защитники церкви и короля, а не прав человека, шли в бой под лозунгом "Да здравствует Людовик XVI!" и, в отличие от французских и местных революционеров, носивших трехцветные кокарды, использовали белую кокарду роялистов. Попытки комиссаров перетянуть негров на сторону революционной Франции даже с помощью декретов об уничтожении рабства их вожди неизменно отвергали, не желая вести переговоры с "цареубийцами" до тех пор, пока французы не реставрируют у себя власть Бурбонов.
В итоге декреты об отмене рабства еще более ухудшили положение колониальной администрации, поскольку, не добившись ни поддержки, ни даже нейтралитета негров, они оттолкнули от администрации ее главную опору, свободных мулатов, оскорбленных конфискацией их частной собственности — рабов. Это обстоятельство оказалось весьма кстати для наступавших испанцев, вторгшихся на остров англичан и воспрянувших духом революционеров Сен-Марка.
К весне 1794 г. колониальный режим Франции в Сан-Доминго оказался на грани гибели и непременно был бы уничтожен, если бы переход Туссена Лувертюра на его сторону не положил начало "французской" фазе негритянского освободительного движения.
Под его командованием негры нанесли поражение своим бывшим вождям Жану-Франсуа и Жоржу Биассу, заставив испанцев убраться в Санто-Доминго. В 1798 г. они очистили остров от английских оккупантов и тем окончательно сокрушили буржуазно-либеральных революционеров Сен-Марка. В 1801 г. они же оккупировали восточные две трети о. Гаити, ускорив переход испанского Санто-Доминго под французский суверенитет. Попутно в течение "французской" фазы негры в "Войне ножей" 17991800 гг. нанесли сокрушительное поражение и свободным "цветным".
Таким образом, негритянское освободительное движение не только спасло французский колониальный режим в Сан-Доминго, но и распространило его на весь остров. За выдающиеся заслуги перед метрополией Туссен был возведен в чин дивизионного генерала, назначен помощником губернатора и главнокомандующим всеми вооруженными силами Сан-Доминго. Декретом от 1 января 1798 г. французская Директория подтвердила свободу и равноправие бывших рабов, а сам Туссен Лувертюр предпринял и такие меры, которые в свое время стремились осуществить революционеры Сен-Марка. В частности, он подписал торговое соглашение с англичанами и открыл гаитянские порты для английских и американских купцов, т.е. заменил французскую монополию свободой торговли.
Новую политическую надстройку была призвана возвести и разработанная по поручению Туссена конституция Сан-Доминго, принятая Центральной ассамблеей страны 1 июня 1801 г. и посланная на утверждение во Францию. Она признавала Сан-Доминго колонией и составной частью Французской империи, но руководствующейся особыми законами. Конституция закрепляла отмену рабства и устанавливала равенство людей независимо от цвета кожи. В ней нашел отражение и принцип неприкосновенности частной собственности наряду со всеми буржуазными свободами. Внутренний строй колонии определялся законами, предложенными губернатором, но обязательно утвержденными Центральной ассамблеей Сан-Доминго. На должность губернатора пожизненно назначался главком вооруженных сил Туссен Лувертюр с правом назначить себе преемника.
Иными словами, установлением свободы торговли и предпринимательства, защитой частной собственности и основных буржуазных свобод, с одной стороны, а с другой — подтверждением запрета рабства и равенства негров конституция как бы приглашала капитал встать на свою "естественную" основу — наемный труд. И вполне возможно, что Туссен искренне желал декретировать в Сан-Доминго такие же общественные отношения, как и в послереволюционной Франции.
Но уже на данном этапе опыт Гаитянской революции ставит под сомнение универсальность как минимум одного из компонентов "якобинского" представления о буржуазной революции — суждения о наиболее революционном пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Негры, завоевавшие свободу с помощью оружия и ценой колоссальных потерь, действительно в массовом порядке стали оседать на покинутых эмигрантами землях и создавать мелкие крестьянские хозяйства. Однако в результате выбора ими "американского пути" в стране начало стремительно деградировать даже то немногое, что еще оставалось от некогда образцового экспортного хозяйства. Желание бывших рабов заниматься чем угодно, кроме труда на ненавистных плантациях, лишало это хозяйство рабочих рук и приводило к резкому падению общественного производства страны. В итоге спасенные неграми французские власти Гаити столкнулись с противоречием чрезвычайной сложности, в разрешении которого им надлежало сделать выбор между свободой негров и императивами производства, то есть буржуазного прогресса.
Уже комиссар Сантонакс в законодательном порядке пытался помешать массе освобожденных негров овладеть землей и орудиями труда, а также переходить из одних плантаций в другие. Став фактическим правителем острова, Туссен Лувертюр продолжил и развил эту политику. С одной стороны, в стремлении возродить производство он рядом декретов, в том числе "Регламентом обработки земли" 1801 г., запретил бывшим рабам занимать покинутые плантации и основывать там будь то индивидуальные мелкие хозяйства или ассоциации для коллективной обработки земли. Напротив, он всячески пытался реставрировать крупное плантационное хозяйство и ради этого не только утвердил уцелевших на острове хозяев в правах собственности на плантации, но и обратился к эмигрировавшим плантаторам с призывом вернуться в страну, обещая гарантировать им неприкосновенность личности и собственности. Те же плантации, что так и не обрели своих старых хозяев, не делились на парцеллы, а целиком переходили в государственную собственность и управлялись чиновниками. Собственники и управляющие плантаций получали третью часть доходов, другая треть отдавалась в виде налога государству, а оставшаяся треть составляла фонд заработной платы работников. Негров Туссен в принудительном порядке возвращал на их бывшие плантации в качестве неимущих, но и несвободных "пролетариев", запретив им покидать "свои" плантации и установив декретами железную дисциплину труда. Но с другой стороны, Туссен запретил телесные наказания работников, а государство через уполномоченных комиссаров осуществляло контроль за плантаторами и управляющими, карая их за дурное обращение с работниками, хищения и прочие злоупотребления. Так постепенно логика общественного развития Гаити, нарушенная, было, негритянской революцией, превращала Туссена Лувертюра из "открывателя" светлой жизни для недавних друзей по оружию в душителя их свободы.
Послетермидорианская" Франция внимательно следила за событиями в Сан-Доминго и тоже видела противоречивое состояние своей бывшей колониальной жемчужины. Но разрешить противоречие она вознамерилась, отрядив на Гаити генерала Леклерка и 34 тыс. солдат. Леклерку удалось заставить Туссена капитулировать, арестовать его и выслать во Францию, где через год он и умер в заключении.
Но когда берегов Сан-Доминго достигла весть о восстановлении Наполеоном рабства на соседней Гваделупе, вчерашние рабы превратили свое социальное движение в национально-освободительное. Поднятое ими восстание завершилось блестящей победой под руководством бывшего туссеновского лейтенанта Жана-Жака Дессалина и образованием независимого государства, принявшего 1 января 1804 г. название Гаити.
Негритянское освободительное движение вполне укладывается в определения "революционного демократизма", но в условиях Гаити являет нам весьма необычную его сущность. При Дессалине были безжалостно вырезаны остатки белых колонистов. Этим была обеспечена этническая, а во многом и социальная однородность гаитянского общества, которое отныне состояло из огромного негритянского большинства и немногочисленных мулатов и по конституции 1805 г. именовалось "неграми".
Вместе с белыми была уничтожена частная собственность примерно на 75% земельного фонда страны, а на ее месте создан уникальный для того времени экономический базис — государственное плантационное хозяйство. В качестве новой, оплачиваемой рабочей силы в нем в принудительном порядке трудились вчерашние рабы, которым запрещалось переходить с одной плантации на другую. Этот базис составлял разительный контраст с соседними США и Ибероамерикой, где строился классически либеральный капитализм — со свободой торговли и предпринимательства, в том числе невмешательством государства в экономику, ведущей ролью частной собственности, свободной наемной рабочей силой.
Своеобразные черты проявляет и возводившаяся над данным базисом политическая надстройка в форме выборной, а не наследственной монархии, но с правом императора Дессалина назначить себе преемника.
Поскольку нарождавшийся в Гаитянской революции общественный строй являет собой отрицание капитализма, но более чем на столетие предвосхищает госсектор в СССР и других соцстранах (например, в форме совхозов), ее опыт опровергает расхожий тезис об "объективном" стремлении революционного демократизма к "общественным отношениям последовательно буржуазного характера". Поскольку создававшийся революцией строй менее всего похож на "последовательно буржуазный", да и на буржуазный тоже, его существование и берется в качестве кульминационной точки в развитии революции.
Точно так же не подтверждает Гаитянская революция и тезис о тяготении революционного демократизма к буржуазному либерализму. Конечно, ради обретения свободы негры-рабы, восставшие поначалу как ярые монархисты, в дальнейшем не раз меняли врагов и союзников: то помогали испанцам завоевывать французскую часть острова, то, наоборот, на стороне французских колонизаторов изгоняли испанцев, душили революционеров Сен-Марка и громили высаживавшийся тем на помощь английский десант, то, наконец, разделались с французами и провозгласили независимость. Но ни на один миг за все долгие годы революции буржуазный либерализм, представленный на острове именно белым меньшинством, "партией" Сен-Марка, не прекращал оставаться для негров врагом номер один, пока не был беспощадно ими истреблен окончательно в ходе кампании "национальной мести" 1804 г.
С убийством Дессалина в 1806 г. наступает "термидор" и страна начинает заново процесс первоначального накопления капитала посредством постепенного разворовывания "общенародной" собственности новой военной и гражданской элитой гаитянского общества — бюрократией.
Почти весь остаток XIX века продолжалось первоначальное накопление. Во всех опробованных вариантах, будь то в "прусском" или "американском", при президентах или военных диктаторах, королях и императорах, этот процесс встречал ожесточенное сопротивление масс, то и дело выливаясь в восстания, мятежи, перевороты, гражданские войны, распад страны на провинции. Насколько же он был долог и мучителен в целом,
153 легко судить по тому, как прыжок в "царство свободы" обернулся для некогда богатейшей колонии Франции и крупнейшего в мире производителя сахара, деградацией до положения самого отсталого государства Латинской Америки, каковым Гаити остается и поныне.
Интересно, однако, что иностранные путешественники и ученые единодушно отмечали неудержимое распространение в независимом Гаити мелкого крестьянского хозяйства, несмотря на всемерное противодействие властей, а также больший достаток и меньшую интенсивность труда у подавляющего большинства населения, чем при французах.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Чернова, Александра Васильевна, 2003 год
1. Законодательные и правительственные акты Франции11. 4 fevrier 1794 un nouveau contrat entre les peuples -http://kawann.kl.online.fr/panneau7.litm. (дата просмотра страницы 22.05.2002).
2. Arrêt de règlement du CS de la Mart sur les saisies réelles (7 septembre 1683) http : //j ulienas. ip t. uni v-p aris 8. fr/~aceme/c о de s. html. (5.10.2002).
3. Cardinal Richelieu. Political Testament. In: Robinson J.H. (ed.). Readings in European History. Boston: Ginn, 1906, vol. 2, p. 268-270.
4. Code Noir. Edit du roi, ou Code noir, sur les esclaves des îles de l'Amérique. Mars 1685. A Versailles.http://www.africultures.com/Articles/Edi o%20francais/Edito6 .htm. (18.01.2002).
5. Colbert J.-B. Lettres, Instructions et Mémoires de Colbert. /Ed. P. Clement. Paris: Librairie Imperiale, 1863, vol. 2, pp. 263, 268-71. -http://www.fordham.edu/halsall/mod/1664colbert.html. (18.01.2002).
6. Décret de 1794. DÉCRET DU 16 PLUVIÔSE AN II. -http://www2.ac-lille.fr/heg/esclavage/Escla022.htm. (18.01.2002).
7. Discours de J.J. Queyramie, Secrétaire d'Etat à l'Outre-Mer. Conférence de presse 7 avril à 16 h 15 http://www.outre-mer.gouv.fr/actu/discours/1998/0407dc.htm. (18.01.2002).
8. Edict of 1626 Ordering the Demolition of the Feudal Castles in France. In: Robinson J.H. Readings in European History. Boston: Ginn, 1906, t. 2, p. 180-183.
9. French Prize Regulations (1744). In: Marsden R.G. Documents Relating to the Law and Custom of the Sea. London, 1916, t. II, p. 312-316.
10. Isambert. Recueil general des anciennes Lois françaises XIX, 530 sqq, translated in: Robinson J.H. Readings in European History. Boston: Ginn, 1906, vol. 2, p. 180-183. http://www.fordham.edu/halsall/mod/1685revocation.html. (18.01.2002).
11. Jean Baptiste Colbert. Memoirs. In: Robinson J.H. Readings in European History. Boston: Ginn, 1906, vol. 2 p. 277-280. -http://history.hanover.edu/early/colbert.htm. (18.01.2002).
12. Le "Code Noir" 1723 pour les îles de France et de Bourbon. Édit Royal de décembre 1723 signé par Loi 15. -http://www.guetali.fr/home/dvandanjon/code%20noir.html. (18.01.2002).
13. Loi du 16 juillet 1802 sur la suppression des droits aux hommes de couleur. -ht^//www2.ac-hlle.fr/beg/esclavage/Es La023.htm. (18.01.2002).
14. L'Ordonnance de Villers-Cotterêts (1539) http://cire.henn.free.fr/french/catharesj^1801.2002).
15. Règlement que le Roi veut & ordonne être observé dans la construction des vaisseaux de Sa Majesté. Du 4 Juillet 1670 à S. Germain en Laye. http://pc-78120.udac.se:8001/WWW/Nautica/Shipbuilding/Reglement(1670).html. (18.01.2002).
16. Документы колониального Сан-Доминго
17. A free man of color tracks a maroon slave. Translated by J. Gar-rigus. In: French Colonial Texts. Sue Peabody, Assoc. Prof, of History, Washington State University, Vancouver. http://www.vancouver.wsu.edu/fac/peabody/sd.htm. (20.11.2002).
18. Au nom de la République Française. Proclamation à tous les Citoyens de la Colonie. -http://www.superdoc.com/aidel/iecfCours/proclaml.htm. (18.01.2002).
19. Constitución de Haiti. — In: Pensamiento político de la Emancipación (1790-1825). Caracas, 1977, t. 1., p. 81-83.
20. Constitution d'Haïti du 3 julliet 1801. — http://www.upmf-grenoble.fr/Haiti/Constl801 .htm. (18.11.2002).
21. Fisher K. Haitian History Collection. Association de Généalogie d'Haïti. The New York Public Library. Schomburg Center for Research in Black Culture. —http://www.agh.qc.ca/Schomburg.htm. (24.11.2002).
22. Franco J.L. Documentos para la historia de Haití en el Archivo Nacional. La Habana, 1954.
23. Mireille Le Trouher. L'été révolutionaire d'un commerçant traiteur. http://www.ifrance.com/soleil-noir/mir/revo/revo6.html. (18.01.2002).
24. Proclamation de Sonthonax Leger-Felicité (1793). http://haiti.uhhp.com/historicaldo (18.01.2002).3. Акты независимого Гаити
25. Act of Independence. Liberty of Death. Gonaïves, January 1, 1804, Year 1 of the Independencehttp : //haiti. uhhp. com/historicaldocs/actofindependence. html. (18.01.2002).
26. Fuentes documentales para la historia de la Independencia de América. Caracas, 1976.
27. Jean Jacques Dessaline: Acta de Independencia y Proclama (1804). — In: Pensamiento político de la Emancipación. Caracas, 1977, t. 1, p. 84-87.34. La Dessalinienne.http.V/haiti.uhhp.com/historicaldocs/hymne.html. (18.01.2002).
28. Las Constituciones de Haití /Recop. y estud. prelim, de L.Maiïnas Otero. Madrid, 1956.
29. Liberté ou la mort. Proclamation du Général en Chef au Peuple d'Haïti. Quartier-général des Gonaïves, le 1er janvier 1804, an 1er de l'Indépendance. — htip://haiti.uhhp.com/Wstoricaldocs/proclamationdessalinesfr.html. (18.01.2002).
30. Second Constitution of Haiti (1805). http ://haiti.uhhp.com/historicaldocs/constitutionmay1805. html. (18.01.2002).
31. Von Grafenstein J. (Сотр.). Haiti. T.l-2. México, 1988.
32. Мемуары, путевые дневники, эпистолярные источники ипериодика
33. Alexander von Humboldt. Les problèmes de l'Amérique latine. -http://wvm.analitica.com^itbliotecayahwnboldtyamerique.asp#LesConditionsDe sEsclavesNoirs. (18.02.2002).
34. Barbot J. A Description of the Coasts of North and South Guinea. -In: Astley T., Churchill J. Collection of Voyages and Travels. London, 1732. — http://vi.uh.edU/pages/mintz/l.htm. (31.05.2002).
35. Buckley R.N. (ed.) The haitian journal of lieutenant Howard, York Hussairs, 1796-1798. Knoxville: The University of Tennessee Press, 1985. — http://www.webster.edu/~corbetre/hait^ookreviews/howard.htm. (18.01.2002).
36. De Wimpffen F.A.S. Voyage à Saint-Domingue, pendent les années 1788, 1789 et 1790. — In: Von Grafenstein J. Haiti, t. 1, p. 94-95.
37. Dubois P.M. (10/08/1753 — mars 1804). La lettre de Saint-Domingue — http://www.agh.qc.ca/oldgenese/alaune.htm; http://www.agh.qc.ca/oldgenese/haiti2.htm. (18.11.2002).
38. General Whyte's Proclamation to the People of Haiti (8 June 1794). Reference Library of Diplomatic Documents. —http://www.napoleonseries.org/reference/diplomatic/whyte.cfin. (28.11.2002).
39. Hassal M. Secret history. Written by A Lady At Cape Francois to Colonel Burr. Books For Libraries Press, Freeport, NY, 1971. — http://www.webster.edu/~corbetre/haiti/bookreviews/hassal.htm. (21.11.2002).
40. Jefferson's letter to James Monroe (1800). http://www.pbs.org/wgbh/aia/part3/3h492t.html.
41. Journal de Paris — http://www.1789-1815.com/saint-dominguel .htm. (20.11.2002).
42. Labourie P. J. The Coffee Planter of Saint-Domingo (London, 1798), 157-170. In: Slavery and the Haitian Revolution — http://chnm.gmu.edU/revolution/chap8b.html#. (30.10.2002).
43. Moreau de Saint Mery M.-L.E. Description topographique, civile, politique et historique de la partie française de l'île Saint-Dominique. Paris, 1958. (30.10.2002).
44. Moreau de Saint Mery M.-L.E. Discours sur l'utilité du Musée établi à Paris; prononcé dans sa séance publique du 1er décembre 1784. Parme, Bodoni, 1805. —http://www.polybiblio.com/basane/184.html. (30.10.2002).
45. Tobias Lear to Madison (1801 ). -http://www.pbs.org/wgbh/aia/part3/3h49lt.html. (30.05.2002).1. Литература
46. Акимов Ю. Г. Франция Старого Порядка в Америке в XVII — XVIII вв. М., 1979.
47. Альперович М.С., Спезкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.). М., 1981.
48. Гонионский С.А. Гаитянская трагедия. М., 1974.
49. Жорес Ж. Социалистическая история Французской Революции. / Пер. с франц. в 6-ти томах. М.: Прогресс, 1977.
50. Кулакова H.H. Гаитийцы формирование этноса. М., 1993.
51. Луцков Н.Д. Гаити: от колонии до образования независимого государства (1789-1818). В кн.: История Латинской Америки. Доколум-бовая эпоха - 70-е годы XIX века. М., 1991, с. 141-154.
52. Мартынов М. В. Гаити. М., 1969.
53. Марчук H. Н. Борьба за независимость в Латинской Америке в конце XVIII начале XIX в.: Учеб. пособие. М.: Изд-во УДН, 1988.
54. Марчук H.H. Либеральные реформы и Война за независимость Латинской Америки. — М.: Изд-во МПГУ, 1999.10. Народы Америки. М., 1959.
55. Санин Л. О. Гаити страна трагической судьбы. M., 1985.
56. Слезкин Л. Ю. Революция негров- рабов на острове Сан-Доминго в 1791-1803 гг. М., 1956.
57. Томас А. Б. История Латинской Америки, М., 1960.
58. Фостер У. Очерк политической истории Америки. М., 1955.
59. Цукерник Д. Я. Начало колониальной экспансии в Америку. Л.,1950.
60. Черкасов Н. П. Судьба империи. М., 1983.
61. Anacaona, Fleur d'or. — http://www.haiti20041akay.com/femmeshomieur/anacaona.htni. (30.10.2002).
62. Bambuck C. -A. Histoire politique, économique et sociale de la Martinique sous L'Ancien Regime (1635-1789). Fort-de-France, 1972.
63. Barefîeld M. D. Old Demopolis Land Office Records and Military Warrants 1818-1860 and Records of the Vine and Olive Colony. Easley, SC: Southern Historical Press, 1988.
64. Boeglin E. Vente aux enchères à Pontarlier. http://www.alsapresse.com/jdj/99/04/28/MA/article21.html. (16.10.2002).
65. Butel P. Histoire des Antilles françaises (XVIIe-XXe siècles). Paris: Librairie académique Perrin, 2002. — http://perso.club-internet.fr/jacbayle/livres/Nouveau/Butel.html. (20.11.2002).
66. Cesaire A. Toussaint-Louverture. La Revolution française et problème coloniale. Paris, 1962.
67. Childs F. S. French Refugee Life in the United States, 1790-1800. Baltimore, MD: n.p., 1940.
68. Cifre de Loubriel E. Catalogo de extranjeros residentes en Puerto Rico en el siglo XIX. Rio Piedras, PR: Ediciones de la Universidad de Puerto Rico, 1962.
69. Cooper A.J. Slavery and the french revolutionists (1788-1805). The Edwin Mellen Press, 1988.http://www.webster.edu/~corbetre/haiti/bookreviews/cooper.htm. (27.02.2002).
70. Corbett R. History of Haiti. http://www.hartford-hwp.com/archives/43a/106 .html.
71. Cornevin R. Guerres d'indépendance d'Haïti : La Première République Noire http://perso.wanadoo.fr/aldroen/histoire/indexhist.htm. (27.02.2002).
72. David S. Haiti, France noir. -http://perso.respublica.fr/radicaux/exce/exce5.htm. (27.02.2002).
73. Davis H. P. Black democracy. The story of Haiti. The wiking press,1967.
74. Debien G. Les traveaux d'histoire sur Saint-Dominique. Chronique bibliografique. Paris, 1958.
75. Debien G. Refugies de Saint-Domingue expulses de la Havane en 1809. // Anuario de Estudios Americanos, 1979, № 35, p. 555-610.
76. Debien G., Le Gardeur R. Les colons de Saint-Domingue refugies a la Louisiane (1792-1804). // Revue de Louisiane, № 9 (Winter 1980), p. 101140; № 10 (Winter, Summer 1981), p. 11-49, 97-141.
77. Debien G., Wright Ph. Les Colons de Saint-Domingue passés a la Jamaïque (1792-1835). // Bulletin de la Société d'Histoire de la Guadeloupe 26 (4th trimester 1975), p. 3-217.
78. Di Telia T. S. La rebelión de esclavos de Haití. Buenos Aires, 1984.
79. Dorestant N. A look at haitian history from a haitian perspective. — http://www.geocities.com/CapeCanaveral/9972/haitipai.htm. (20.10.2002).
80. Dorsinville R. Toussaint Louverture ou La Vocation de la liberté. Paris, 1965.
81. Dupuy A. Haiti in the world economy: class, race, and underdevelopment since 1700. London; Boulder, 1989.
82. Duvivier V. Bibliographie generate et méthodique d Haiti. Port-o-Prince, 1941.
83. Fass S. M. Political economy in Haiti: the drama of survival. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers, 1990.
84. Fick C.E. The making of Haiti: the Saint Domingue revolution from below. Knoxville: The University of Tennessee Press, 1990. — http: // www.webster.edu / ~ corbetre/haiti/bookreviews/fick.htm. (27.02.2002).
85. Fondements de l'Histoire Antillaise. — http://www.multimania.com/fdl/Histoire6.htm. (27.02.2002).
86. Franco J. L. La batalla por el dominio del Caribe. — In: Von Grafenstein J. Op. cit., t. 1, p. 132-137.
87. François Dominique Toussaint Louverture (May 20, 1743-April 7, 1803). — http://haphi.com/fran%C3%A7oisdominiquetoussaintlou.htm.
88. Gillespie C.R. Papa Toussaint. 1998. -http://www.towson.edu/~richard/chap35.html. (28.11.2002).
89. Girardin J.-C. De la liberte politique des noirs. Paris, 1996.
90. James C.L.R. The Black Jacobins http.V/www.haiti-progres.com/2000/sm000830/xeng0830.htm. (18.01.2002).
91. King S.R. Comments on Corbett, Haitian Revolution. In: Corbett R. History of Haiti. - http://www.hartford-hwp.com/archives/43a/106.html. (18.01.2002).
92. Knight F.W. The Haitian Revolution. — http://www.swagga.com/haitian.htm. (20.11.2002).
93. La Compagnie des Indes Occidentales. -http://www.chez.coWmadimnal502/histoire/lacompagniedesmdesoccidenta.htm . (27.02.2002).
94. La Selve M. E. La Republique d'Haiti, ancienne partie française de Saint-Domingue. In: Le tour du monde, vol. XXXYIII, 975eme LIV. pp. 162224. —http://www.lyalls.net/haiti/Okap4.html. (27.02.2002).
95. L'abolition de l'esclavage a Saint-Domingue: été 1793. -http://kawann.kl .online.fr/panneau6.htm. (18.01.2002).
96. Lachance P. The 1809 Immigration of Saint-Domingue Refugees to New Orleans: Reception, Integration and Impact. -In: The Road to Louisiana. The Saint-Domingue Refugees, 1792-1809. Lafayette, LA: The Center for Louisiana Studies, 1992.
97. Las Constituciones de Haiti. Madrid, 1956.
98. Lepkowski T. Haiti. La Habana, 1968-1969, t. 1 -2.
99. L'expedition de Saint-Domingue —http://perso.wanadoo.fr/didier.desnouvaux/saintdomingue.htm. (18.11.2002).
100. Mabry D. J. Revolt of Haiti. 2001 — http://historicaltextarcMve.com/sections.php?op=:viewarticle&artid==301. (2.03.2002).
101. Madinina pays adore et blesse. -http://www.chez.com/madininal502/histoire/unpeudhistoire.htm. (2.03.2002).
102. Manigat M. Boukman ( . novembre 1791). - http://www.ahad-kreyoI.org/Newsletter/numberl3/boukmanf.htm. (2.03.2002).
103. Me Jacob J.-B. L'accès au juge constitutionnel. Présentation de la Cour de Cassation d'Haïti à l'association des Cours Constitutionnelles partageant l'usage du français (ACCPUF) — http://www.accpuf.org/hai/rapporthai.htm. (21.10.2002).
104. Memoire del'outre mer. Cronologie de la traite des noirs. — http://www.outremer44.org/chrotrai.htm. (2.03.2002).
105. Mir P. Acerca de las tentativas históricas de unificación de la isla de Santo Domingo. — http://www.cielonaranja.com/mir-tentativas.htni. (2.03.2002).
106. Nicholls D. From Dessalines to Duvalier: Race, color and national independendace in Haiti. Cambridge press, 1979. — http://www.hartford-hwp.com/archives/43a/363.html. (2.03.2002).
107. Pierre H. History and the Constitution. Main news story and analysis // Institute for Research in the Sciences of Politics. Weekly Bulletin, Edition # 23 (Week of July 2 through July 8, 2001) — http://www.readnrun.com/irscp24.htm. (2.03.2002).
108. Ruchala C. American Sodom. Santhonax and the Haitian Revolution. In: Degenarate Magazine. Diacrítica Press, 2002. — http://www.diacritica.eom/degenerate/7/sonthonax6.html. (24.11.2002).
109. Sheridan R. Sugar and Slavery: An Economic History of the British West Indies, 1623-1775. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1973.
110. Sontag D. Canonizing a Slave: Saint or Uncle Tom? // The New York Times, Sunday 23 February 1992.167
111. Tante M. Le Macandal. Episode de rinsurrection des noirs a St. Domingue. Nouvelle-Orleans: Imprimerie Geo. Müller, 50, rue Bienville, 1892. — http://www.centenary.edu/departme/french/macandall.html. (4.01.2001).
112. Théodat J.-M. Le jardin, berceau de l'identité haïtienne. Article paru dans la Revue Espace et Culture de l'Université de la Sorbonne Paris 1, novembre 2000http://www.gensdelacaraibe,org/recroi/haiti/theodatsl 100 .htm. (30.10.2002).
113. Thomson J. The Haitian Revolution and the Forging of America — http://www.historycooperative.org/journals/ht/34.1/thomson.html. (2.03.2002).
114. Toussaint L'Ouverture. Discours de Wendell Phillips, Décembre 1861, à New York et à Boston. — http://windowsonhaiti.com/wendell.htm. (2.03.2002).
115. Trouillot M.-R. Peuples des Terres Mêlées: Les Républiques d'Hispaniola. http://www.ahadkreyol.org/Newsletter/Numberl8/terresmelees.htm. (2.03.2002).
116. Woodward R.L. The political economy of the Caribbean. -http://www.tulane.edu/~woodward/olemiss.htm. (19.05.2002).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.