Фортепианные пьесы Арнольда Шёнберга: эволюция стиля и проблемы интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Казанцева, Юлия Александровна

  • Казанцева, Юлия Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 223
Казанцева, Юлия Александровна. Фортепианные пьесы Арнольда Шёнберга: эволюция стиля и проблемы интерпретации: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2015. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Казанцева, Юлия Александровна

Содержание

Введение

Глава первая. Традиции Брамса в ранних (доопусных) фортепианных произведениях Шёнберга

1. Шесть пьес для фортепиано в 4 руки (1896)

2. Три пьесы для фортепиано (1894)

3. Скерцо (1894)

Глава вторая. Перелом в стиле и композиторской технике

Шёнберга

1. Три пьесы для фортепиано ор. 11

2. Шесть маленьких пьес для фортепиано ор. 19

Глава третья. Между атональностью и додекафонией

1. Пьеса ор. 23 №1

2. Пьеса ор.23 №2

3. Пьеса ор. 23 №3

4. Пьеса ор. 23 №4

5. Пьеса ор. 23 №5

Глава четвертая. Додекафонные фортепианные пьесы

1. Сюита для фортепиано ор. 25

2. Пьесы для фортепиано ор. 33а, Ь

Глава пятая. Об интерпретации фортепианных пьес

Шёнберга

1. Как менялся интерес к фортепианному творчеству Шёнберга

2. Об исполнении фортепианных пьес Шёнберга

Заключение

Список литературы

Приложение. Библиография на русском языке в хронологическо-

алфавитном порядке

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианные пьесы Арнольда Шёнберга: эволюция стиля и проблемы интерпретации»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Интерес к творчеству Шёнберга как к классику современной музыки неуклонно растет, о чем свидетельствует всё растущее число публикаций, затрагивающих разные стороны его искусства. То же самое наблюдается в исполнительской практике. В частности, пианисты всё чаще выносят его произведения на фестивали, конкурсы, включают в концертные программы. Однако при огромном числе публикаций о Шёнберге явно не хватает литературы о фортепианной музыке, и, главное, не хватает анализа ее стилистики, толкования заложенного в ней смысла. Нет работы, которая полностью была бы посвящена всему фортепианному творчеству Шёнберга. Необходимость восполнить этот пробел и делает эту диссертацию актуальной, тем более что в ней предпринята попытка выдвинуть и рассмотреть проблемы интерпретации фортепианных сочинений Шёнберга, остро стоящие перед исполнителями ввиду чрезвычайной сложности его музыки.

Творчество Арнольда Шёнберга на протяжении уже ста лет является объектом пристального внимания исследователей, в основном немецкоязычных стран и США. С начала 1990х гг. и в нашей стране наблюдается неуклонный рост публикаций, связанных с исследованием его музыки. Мы составили по возможности полный библиографический указатель публикаций на русском языке, касающихся творчества Шёнберга, и расположили ссылки в нём в хронологическо-алфавитном порядке (см. Приложение), что позволило нам проиллюстрировать историю шёнберговедения в СССР - России диаграммой на рис. 1 (заштрихованные участки на диаграмме показывают, сколько среди этих публикаций монографий и диссертаций, посвященных непосредственно Шёнбергу и его творчеству). Некоторое оживление в русском шёнберговедении в начале 1970х, очевидно, связано со столетним юбилеем композитора (1974 г.).

щ

ео 50

ко

ьо 20 (О

Чцс(\о публикаций

I

195$ 60 65 то 75 80

са

гг.

90 95 2000 05 10

Рис. 1

Первым в России написал о музыке Шёнберга В. Каратыгин в 1913 году, дав высокую оценку его сочинениям (от Песен Гурре и до монодрамы Ожидание ор. 17) в своей обзорной статье «Новейшие течения в западноевропейской музыке»: «Сразу видно, что это — творчество, обусловленное внутренней душевной потребностью и богатое внутренним содержанием»'. И это в то время, когда в Вене его не понимали и не принимали.

Осмысление творчества Шёнберга продолжилось в 1920-30-х гг. в статьях Б. Асафьева, Н. Рославца, известной брошюре И. Соллертинского. Значительно позднее серьезный анализ эстетических принципов и техники композиции Шёнберга был дан в статьях Р. X. Лаула . 1970-80х гг. углубленное изучение техник композиции Шёнберга связано с именами Ю. Холопова и Э. Денисова1. Статья Ю. Кремлёва «Эстетические взгляды Арнольда Шёнберга»

' Каратыгин В. Новейшие течения в западноевропейской музыке / Каратыгин В.Г. Избранные статьи. М. -Л., 1965. С. 116.

2 Лаул Р. О творческом методе Шёнберга // Вопросы теории и эстетики музыки, IX. Вып. 19. Л., 1969. Лаул Р. Кризисные четы в мелодическом мышлении Л. Шёнберга // Кризис буржуазной культуры и музыка. М„ 1972.

1 Холопов Ю. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. М., 1966. С. 216 -

330. Денисов. Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и

современность: Сборник статей. Вып. 6. М., 1969. С. 478 - 525.

выделяется своей крайне критичной оценкой музыки Шёнберга4. Проблемам эстетики экспрессионизма посвящены ценные работы М. Друскина5, Н. Шахназаровой6.

Настоящий прорыв в шёнберговедении начался на рубеже веков. В ноябре 1999 г. в Москве состоялась международная конференция «Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра», по материалам которой в 2002 г. опубликован одноименный сборник статей7. Для исследователей фортепианных произведений Шёнберга особый интерес представляет статья Ю. Холопова «"Tonal oder atonal?" - о гармонии и формообразовании у Шёнберга»8, в которой дается весьма детальный анализ пьесы для фортепиано ор. 11 №1.

Первым целостным монографическим исследованием на русском языке жизни и творчества Шёнберга стала книга Стефании Павлишин (подготовленная в конце 1970-х, но вышедшая только в 2001 году). С. Павлишин рассматривает творчество композитора в самом широком контексте развития австро-немецкой культуры XIX-XX вв.

Тернистым был и путь к ценнейшему изданию избранных писем Шёнберга, на которое мы широко опираемся, - изданию, задуманным М. Друскиным в конце 1960х и увидевшим свет лишь в 2001 г.

Огромным шагом вперед стал выход в свет основного теоретического труда Шёнберга «Основы музыкальной композиции» в 2000 году (издание подготовила Е. А. Доленко), а в 2006 году - первого на русском языке собрания избранных литературных работ композитора: Арнольд Шёнберг. «Стиль и мысль. Статьи и материалы». Сборник составлен и снабжен комментариями Н. О. Власовой и О. В. Лосевой, выполнивших также все переводы. Для любого исследования высказывания самого композитора (в

4 Кремлёв Ю. Эстетические взгляды Арнольда Шенберга // Кремлёв Ю. Очерки творчества и эстетики новой

венской школы. Л.: Советская музыка, 1970. С. 10 - 49.

5 Друскин М. О западно-европейской музыке XX века. М., 1973. С. 128 - 176.

6 Шахназарова Н. Об эстетических взглядах Шёнберга // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1973.

Вып. 2. С. 169 - 215.

7 Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. М.:

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2002. 240 с.

8 Там же, с. 17-42.

письмах или статьях) о его творчестве являются бесценным материалом. Поэтому мысли Шёнберга, изложенные в его трудах, послужили основой в интерпретации многих проблем, касающихся и техники сочинения его фортепианных произведений, и требований к их исполнению.

За период 2003 - 2010 гг. было защищено шесть диссертаций, посвященных различным граням творчества Шёнберга9.

Особую ценность для нас представляет вышедшая в свет в 2007 г. монография Н. Власовой (публикация ее докторской диссертации) «Творчество Арнольда Шёнберга» - самое полное на сегодняшний день русскоязычное исследование всех сочинений Шёнберга, его музыкально-теоретической и педагогической деятельности. В этом фундаментальном труде исследованы и все фортепианные произведения композитора (кроме ранних доопусных), хотя и с разной степенью подробности.

Самый ранний период творчества Шёнберга - до 1897 года - в мировой музыковедческой литературе освещен наименее полно. Большой интерес с этой точки зрения представляет диссертация Е. А. Доленко «Молодой Шёнберг» (2003 г.). В ней освещена его разносторонняя деятельность как композитора, живописца, музыкального теоретика и преподавателя в широком историческом контексте художественной жизни его времени, прослежен творческий путь композитора от ранних песен до оркестровых песен ор. 16. При анализе фортепианных пьес 1894 - 1896 гг. мы использовали англоязычную монографию Уолтера Фриша «Ранние сочинения Арнольда Шёнберга. 1893 - 1908», вышедшую в 1993 году, которая, в свою очередь, опирается на результаты других зарубежных исследователей этого периода10. Большая часть монографии Фриша посвящена вокальным, камерным и оркестровым произведениям Шёнберга, написанным до 1908 года, но

9 1) Доленко Е. А. Молодой Шёнберг. М., 2003. 2) Кришталюк О. А. Художественные функции культурных парадигм в Лунном Пьеро А. Шёнберга. М., 2004. 3) Суханова Е. А. «Моисей и Аарон» Арнольда Шёнберга: Слово. Музыка. Контекст. М., 2004. 4) Власова Н. Творчество Арнольда Шёнберга. М., 2007. 5) Рыжинский А. С. Хоровое творчество Арнольда Шёнберга. М., 2008. 6) Ницевич Е. В. Синтез музыки, поэзии живописи в сочинениях Арнольда Шёнберга 1908 - 1913 годов. Ростов, 2010.

10 Thieme U. "Studien zum Jugendwerk Arnold Schönbergs: Einflüsse und Wandlungen". 1979. Hattesen, Heinrich Helge. "Emanzipation durch Aneignung: Untersuchungen zu den Frühen Streichquartetten Arnold Schoenbergs. 1990.

несколько страниц уделяется анализу композиции ранних малоизвестных фортепианных пьес 1894 года11.

На русском языке монографий и диссертаций, посвященных именно фортепианному творчеству Шёнберга, до сих пор не было. В зарубежной музыковедческой литературе анализу Пяти фортепианных пьес ор. 23 -монография Катрин Бэйли12 (2001). В ней систематизируются, обобщаются и развиваются исследования пьес ор. 23 за несколько предшествующих десятилетий: подробно разбирается тоновый состав каждой пьесы, а также уделяется пристальное внимание анализу их форм. Наш ракурс исследования несколько шире: он направлен на раскрытие художественного содержания пьес и особенностей их исполнения различными пианистами.

При анализе теоретических взглядов Шёнберга на исполнительское искусство мы опирались на статью О. Лосевой «А. Шёнберг и теоретические проблемы исполнения»13, на материалы статей, писем и заметок самого Шёнберга (некоторые из которых не переводились ранее на русский язык, но вошли в англоязычный сборник «Schoenberg A. Style and Idea. Selected Writings of Arnold Schoenberg»14) и на его интервью, помещенные на официальном сайте Центра Арнольда Шёнберга в Вене15. При исследовании стилевых особенностей его фортепианных пьес мы использовали комментарии П. Роггенкампа к венскому изданию фортепианных сочинений Шёнберга16, а также очерк Л. Гаккеля «Арнольд Шёнберг»17.

Признанием того факта, что творчество Арнольда Шёнберга прочно заняло своё место в мировой музыкальной культуре, стало принятое в июне 2011 года специальным комитетом ЮНЕСКО решение о включении трудов

11 Frisch W. The early works of Arnold Schoenberg, 1893-1908. University of California Press, 1993. P. 20 - 28.

12 Bailey K."Composing with Tones". A Musical Analysis of Schoenberg's Op. 23 Pieces for Piano. London, 2001.

13 Лосева О. А. Шёнберг и теоретические проблемы исполнения // Современное исполнительство: к

проблеме интерпретации музыки XX века: Материалы научно-практической конференции в ГМПИ им. М.

М. Ипполитова-Иванова. М., 2003. С. 20 - 30.

14 Schoenberg A. Style and Idea. Selected Writings of Arnold Schoenberg / Ed. by L. Stein. University of Califirnia,

2010 (Reprint /originally published: New York, 1975). 559 p.

15 URL: http://schoenberg.at/

16 Roggenkamp P. Interpreting Schönberg at the Piano // A. Schönberg. Ausgewählte Klaviermusik. Vienna 1995.

P. 87-88.

17 Гаккель Л. Арнольд Шёнберг // Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века: Очерки. 2-е изд., доп. Л.:

Советский композитор. 1990. С. 106 -122.

Шёнберга в мемориальный реестр наследия ЮНЕСКО "Memory-of-the-World" - «Память мира»18. Этот реестр охраняет документы, которые, согласно уставу, являются духовным наследием всего человечества.

Всё перечисленное является выражением растущего интереса к творчеству и личности Шёнберга как в нашей стране, так и в мире и подтверждает актуальность выбранной для исследования темы.

Фортепианные произведения Шёнберга немногочисленны (их общее время звучания чуть более одного часа). Хотя сам Шёнберг не играл на фортепиано, он писал для этого инструмента в переломные, ключевые моменты своей творческой биографии, испытывая на нем свои новые идеи. Поэтому все традиционно выделяемые «этапы», или «периоды» творчества композитора открываются теми или иными фортепианными сочинениями.

Три пьесы для фортепиано 1894 года отмечают начало творческого пути Шёнберга; это вполне традиционная тональная музыка.

В Трех пьесах op. 11 (1909 г.) Шёнберг впервые полностью отказался от тональности, следовательно, именно эти пьесы отметили начало нового (второго) периода.

Пять пьес ор. 23 и Сюита для фортепиано ор. 25 сочинялись одновременно (1920-23 гг.) и представляют начало «додекафонного» периода.

После двух фортепианных пьес ор. 33а (1929) и ор. ЗЗЬ (1931) Шёнберг больше не обращался к фортепиано как сольному инструменту, однако написал додекафонный Концерт для фортепиано с оркестром. Но его анализ выходит за рамки нашей диссертации, ибо концертный жанр Шёнберга может стать темой самостоятельной работы.

Цель исследования - раскрыть стилистику фортепианных сочинений Шёнберга, дать свое собственное толкование их смысла с позиций исполнителя.

18 Сайт «Новости Австрии». URL: http:/A-)lb-austria.org/nasledie-shvonberga-teper-ohfanvaet-yunesko-sr/ Дата обращения 01.07.2011

Основные задачи исследования.

• Проделать музыкально-теоретический анализ всех фортепианных произведений Шёнберга, включая ранние, доопусные.

• Рассмотреть все фортепианные пьесы Шёнберга в хронологическом порядке, проследить эволюцию в них музыкального языка.

• Раскрыть музыкальные образы пьес, учитывая, что во всех названных музыкально-теоретических работах анализ произведений Шёнберга в

19

основном ограничивается «технологическими» аспектами .

• Проанализировать исполнение фортепианных пьес Шёнберга выдающимися пианистами разных поколений, от современников композитора до современников наших дней.

• Методом сравнительного анализа выявить тенденции изменения исполнительского стиля за последние 50 лет.

• Изучить взгляды Шёнберга на исполнительское искусство и на интерпретацию его музыки.

Помимо музыкально-теоретического анализа, мы стремились раскрыть художественные образы пьес. Мы понимаем всю субъективность музыкальных впечатлений. И всё же мы попытались говорить о тех образах, ассоциациях и

настроениях, которые та или иная пьеса вызывает у нас, а также о тех

20

«сюжетах» , которые могут помочь построить концепцию ее интерпретации. Среди зарубежных публикаций нам известна лишь одна работа, в которой автор рассказывает о своем видении художественных образов и сюжета одной

из фортепианных пьес Шёнберга (ор. 23 №2) - это диссертация (2012 г.)

21

канадского пианиста Кристофера Даниэля Бэгана .

19 Как говорил в одном из писем Антон Веберн, «сколько бы мы ни дорожили тем фактом, что люди ценят нашу технику, то есть наши выразительные средства, как мы всё ждем хотя бы слова непосредственно о том, что мы выражаем и что это даёт другим» (в кн.: Веберн А. Лекции о музыке. Письма / Сост. и ред. М. Друскина и А. Шнитке. M.: Музыка, 1975. С. 103).

20 По определению М. Арановского, сюжет - это способ выстроить все элементы текста в определенную последовательность событий, ведущую к какой-то заранее намеченной цели (Арановский А. Музыкальный текст. Структура и свойства. С. 326-327).

21 Bagan С. D. Performance Practice Considerations in Schoenberg's Fünf Klavierstücke, Op.23. PhD thesis. The University of British Columbia. Vancouver, 2012.

При анализе исполнений нас интересовало не столько сравнение творческих стилей разных пианистов, сколько сравнение различных трактовок одного и того же произведения, раскрывающих его многомерность. Подчеркнем новизну именно этого аспекта в исследовании фортепианного творчества Шёнберга. Среди десятков пианистов, записавших фортепианные произведения Шёнберга на аудионосителях, мы выбрали наиболее известных исполнителей с мировым именем: Глена Гульда, Маурицио Поллини, Алексея Любимова, а также яркого представителя современного поколения -немецкого пианиста Харди Риттнера (р. 1981, запись 2009 года). Но «отправной точкой» сравнительного анализа исполнений для нас служили записи Эдуарда Штойермана (Eduard Steuermann, 1882 - 1964) и Эльзы Краус (Else С. Kraus, 1899 - 1979), поскольку эти пианисты не просто были лично знакомы с Шёнбергом, но неоднократно играли ему и старались воплотить в своих интерпретациях все рекомендации композитора.

Поскольку Штойерман и Краус не столь широко известны в России, следует

рассказать о них подробнее. Имя Эдуарда Штойермана особенно тесно связано с именем

Шёнберга. Этот австрийский пианист, занимавшийся композицией с Шёнбергом с 1912 года

и ставший его ближайшим соратником и другом. Именно ему Шёнберг доверил первое

исполнение фортепианных партий многих своих произведений, начиная с Лунного Пьеро 22

(1912 г.) . Когда в 1918 году Шёнберг и его единомышленники основали в Вене Общество закрытых музыкальных исполнений (Verein fur musikalische PrivatauJJuhrungen), Штойерман стал его ведущим пианистом23. Шёнберг, когда речь шла об исполнении его произведений, отдавал предпочтение Штойерману перед всеми другими пианистами, так как, по словам самого композитора (в радиобеседе 1949 года), «м-р Штойерман очень хорошо знает мою музыку. <...> Он знал ее даже до того как она была написана»24. Штойерман переложил Камерную симфонию ор. 9 Шёнберга для сольного фортепиано, а струнный секстет Просветленная ночь - для фортепианного трио; он также является автором фортепианной транскрипции оркестровой партии Фортепианного концерта Шёнберга. Штойерман писал

22 Штойерман был также первым исполнителем Пяти фортепианных пьес ор. 23, Сюиты для фортепиано ор. 25, фортепианных партий Сюиты дчя фортепиано, трех кларнетов и струнных ор. 29, Фортепианного концерта ор. 42.

23 За три года (до декабря 1921, когда Общество прекратило работу в Вене из-за гиперинфляции в Австрии) было дано 117 концертов и исполнено 154 различных произведений; на концерты допускались только члены Общества, присутствие же музыкальных критиков категорически запрещалось.

24 Arnold Schoenberg interviewed by Rose Bampton (1949?):Transcription. URL: http:/Ayww.schoenberg.at/index.php?optioii=com_content^

g=en

и собственную музыку в додекафонной технике. Еще при жизни Шёнберга он сделал аудиозаписи некоторых его сочинений (фортепианных пьес ор. 19 и ор. 23 и Фантазии для скрипки и фортепиано ор. 47), и композитор был доволен его интерпретациями, подтверждением чему может служить следующая выдержка из письма Шёнберга Штойерману: «Дорогой друг, я очень рад твоему сообщению, что ты уже записал мою фортепианную музыку. Совершенно не разделяю твоих опасений по поводу того, что где-то, может быть, прозвучит фальшивая нота. Убежден, в истории музыкального исполнительства найдется лишь немного случаев, когда все обошлось без нескольких фальшивых нот. В этом мире не существует абсолютной чистоты - чистая вода содержит инфузории. Но я уверен: ты умеешь играть настолько убедительно, что создается впечатление чистоты — художественной чистоты, а ведь только она и имеет значение. Оставим это псевдосовершенство тем, кто не может извлечь из музыки ничего другого» '. В 1952 году Международное Общество Современной музыки (18СМ) удостоило Штойермана своей высочайшей награды - медали имени Шёнберга. В 1957 году, уже после смерти Шёнберга, Штойерман записал все его фортепианные произведения, и эти записи были переизданы в 2010 году на компакт-дисках. «Как замечательно, что записи фортепианных пьес Шёнберга в исполнении Штойермана снова доступны; они являются эталоном интерпретации этих сочинений» - написал Альфред Брендель26.

Эльза Краус - немецкая пианистка, ученица Шнабеля. Во многих источниках ее

называют первой исполнительницей Пьесы ор. 33а Шёнберга (она сыграла эту пьесу в

Берлине в январе 1931 года), хотя другой немецкий пианист, Эрих Кан, исполнил ее на год

27

раньше во Франкфурте . Вероятно, такая историческая «аберрация» не случайна. Краус оставила заметки о своих занятиях с Шёнбергом в 1930-31 гг. (выдержки из них приводит Р. Бринкман в своём Предисловии к венскому изданию фортепианных пьес Шёнберга). И именно Краус впервые (в 1952 г.) записала на грампластинку все фортепианные пьесы Шёнберга; в 1960 г. она сделала вторую такую же запись. Ее концертная деятельность во многом способствовала росту популярности фортепианных сочинений Шёнберга в Германии. Теодор Адорно в аннотации к её грампластинке 1960 года пишет, что Эльза Краус с 1933 года исполняла сочинения Шёнберга во многих больших и маленьких немецких городах. Записи Краус не переиздавались на СБ и являются сейчас редкостью.

25 Шёнберг А. Письма / Сост. Э. Штайн; пер. с нем. В. Шнитке. Ред. М. Друвскина и Л. Ковнацкой. Предисловие Л. Ковнацкой. СПб., 2001. С. 381-382.

26 Отзыв Бренделя приводится в аннотации к дискам. URL: http://www.crotchet.co.uk/TACET186.html.

27 Brinkmann R. Pref. to "Schönberg. Ausgewählte Klaviermusik". P. 14.

Предметом исследования стали все сочинения Шёнберга, написанные для сольного фортепиано, включая его доопусные пьесы 1894-96 гг., и их интерпретации известными пианистами разных стран и поколений.

Материалом исследования стали нотные и литературные тексты Шёнберга (многие из которых ранее не переводились на русский язык), исследовательская литература (в том числе монографии, диссертации, статьи, материалы сайта Арнольда Шёнберга) и аудиозаписи фортепианных произведений Шёнберга, выполненные по меньшей мере 40 пианистами.

Методы исследования - разнообразны, носят комплексный характер, сочетающий теоретико-аналитический, исторический, исполнительский, источниковедческий и статистический подходы, методы слухового анализа и компьютерной обработки звука.

Научная новизна работы. Это первое на русском языке исследование, целиком посвященное фортепианным пьесам Шёнберга, в котором они рассматриваются и в плане особенностей их форм, и в плане заложенного в них смысла, и, наконец, под углом зрения их интерпретаций исполнителями разных стран и поколений.

Научная новизна исследования заключена также в сравнительном анализе исполнений одних и тех же пьес различными пианистами: Эдуардом Штойерманом, Эльзой Краус, Гленом Гульдом, Маурицио Поллини, Алексеем Любимовым, Харди Риттнером.

Положения, выносимые на защиту:

• Поэтапная характеристика всех сольных фортепианных пьес Шёнберга в аспекте эволюции примененного в них композиторского метода сочинения.

• Раскрытие стилевых особенностей пьес, относящихся к различным периодам творчества композитора, и определение их эстетических параметров.

• Выявление (с субъективных позиций) их содержательного аспекта.

• Статистические данные об исполнении пьес Шёнберга в период с начала 1950-х годов и до начала 2000-х.

• Сравнительный анализ интерпретаций всех фортепианных сочинений Шёнберга названными пианистами.

• Обобщение и систематизация принципов исполнения фортепианной музыки Шёнберга, соответствующих ее стилевым особенностям. Практическое значение исследования. Исследование содействует

более глубокому пониманию пианистами и исследователями фортепианной музыки Шёнберга. Материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах истории западноевропейской музыки, в курсе анализа музыкального содержания и анализа форм, при работе пианистов над произведениями Шёнберга, при подготовке комментариев исполнителя или лектора, для аннотаций компакт-дисков и концертных программ.

Высокую степень достоверности результатов проведённого исследования обеспечивает опора на первичные источники - нотные тексты и аудиоматериалы, собранные автором диссертации, письма, статьи и интервью композитора, а также историко-теоретические, культурологические труды отечественных и зарубежных музыковедов.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского 21 апреля 2014 года и была рекомендована к защите в качестве диссертации на соискании степени кандидата искусствоведения.

Структура работы. Исследование содержит Введение, пять глав, Заключение, список использованной литературы и Приложение, в котором приводится по возможности полный список публикаций на русском языке, касающихся творчества Шёнберга. Работа снабжена нотными примерами, таблицами, рисунками и схемами.

Во Введении обосновывается актуальность темы, формулируются предмет и задачи исследования, дается обзор литературы по теме.

В первых четырех главах последовательно анализируются все фортепианные пьесы Шёнберга, что позволяет отчетливо проследить эволюцию его музыкального языка и фортепианного стиля, а также сравниваются интерпретации разобранных пьес разными пианистами.

Разделение на главы соответствует традиционному выделению основных

28

периодов в творчестве Шёнберга: тональному, атональному и додекафонному. Пьесы ор. 23 мы выделили в отдельную (третью) главу, так как их нельзя отнести ни к одному из названных периодов: в них отражены этапы перехода от техники свободной атональности к додекафонии. В начале каждой главы дается краткая обобщающая характеристика соответствующего периода.

28 Шёнбергу термин atonal, предложенный венскими критиками, не нравился, ибо буквально он означает «без тонов». Тем не менее, этот термин прочно утвердился и в русскоязычной, и в западной литературе о Шёнберге (как бы против него не протестовали некоторые музыковеды), означая музыку «внетональную», с неустановившейся тональностью.

Глава первая

Традиции Брамса в ранних (доопусных) фортепианных произведениях Шёнберга

Перечень сочинений Шёнберга, как правило, начинают со Струнного квартета D-dur (еще без обозначения опуса), написанного в 1897 году 23х-летним композитором. Между тем его друг Александр Цемлинский (1872 -1942), который в период 1895-97 (или 1896-97 - историки музыки не уверены в точности дат) был единственным учителем Шёнберга по композиции, в своих «Воспоминаниях о молодых годах» рассказывал, что в начале 1890-ых Шёнберг уже вовсю писал всевозможные вещи: скрипичные сонаты, дуэты,

29

хоры, а главным образом - песни . Но начался творческий путь Шёнберга-композитора еще раньше: «Ребенком девяти неполных лет я начал сочинять сначала маленькие, а затем и более крупные пьесы для двух скрипок, подражая той музыке, которую я обычно играл с моим учителем или кузиной. Когда я

играл скрипичные дуэты Виотти, Плейеля и других, я имитировал их стиль.

гг зо

1акя развивался как композитор параллельно с развитием как исполнитель» .

Его первые сочинения - небольшие пьески и поппури из любимых мелодий -

предназначались для развлечения в кругу семьи и школьных друзей. Их

главная характеристика - простота и общая приятность звучания31.

Сохранившиеся ранние сочинения и незавершенные фрагменты разных лет

32

начали издаваться после 1966 года в полном собрании трудов Шёнберга .

Есть свидетельства, что к 18-летнему возрасту Арнольд Шёнберг выделялся среди своих ровесников-музыкантов серьезным отношением к искусству. Его друг и коллега П. Вильгельм вспоминал позднее, в 1909 году: «Около 17 лет тому назад [т.е. в 1892 г. - Ю. К.] мы оба были членами

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Казанцева, Юлия Александровна, 2015 год

Список литературы

1. Адорно, Т. В. Избранное: Социология музыки / Т. В. Адорно. - М; СПб.: Университетская книга, 1999. - 445с.

2. Адорно, Т. В. Философия новой музыки / Т. В. Адорно. - М.: Логос, 2001. -352 с.

3. Арановский, М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства / М. Г. Арановский. -М.: Композитор, 1998. - 343 с.

4. Арнольд Шёнберг - Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки. / Ред. Я. В. Брук. -М.: Пинакотека, 2001.- 175 с.

5. Арнольд Шёнберг: Вчера, сегодня, завтра // Материалы международной научной конференции / под ред. Е. И. Чигаревой, Е. А. Доленко. - Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. - Сб. 38. - 2002. - 240 с.

6. Артемов, М. Никто не хотел быть Шёнбергом - пришлось мне / М. Артёмов // Музыкальная жизнь. - 2000. - №2. - С. 12 - 13.

7. Асафьев, Б. В. О музыке XX века / Б. В. Асафьев (И. Глебов). - Л.: Музыка, 1982.-200 с.

8. Асафьев, Б. В. Шёнберг и его Gurre-Lieder / Б. В. Асафьев (И. Глебов) // Асафьев Б. Критические статьи, очерки и рецензии: Из наследия конца десятых—начала тридцатых годов. - Л.: Советская музыка, 1967. - С. 62 - 72.

9. Афанасьев, В. Арнольд Шёнберг / В. Афанасьев // Афанасьев В. Что такое музыка? Эссе, мемуары, стихи. -М.: Аграф, 2007. С. 105 - 107.

10. Барсова, И. А. Австро-немецкий музыкальный авангард в России: Послереволюционное десятилетие / И. А. Барсова // Музыкальная академия. -2008.-№2.-С. 174-182.

11. Барсова, И. А. Бах - Шёнберг: Две хоральные прелюдии И.С. Баха в оркестровой обработке А. Шёнберга / И. А. Барсова // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 2; под ред. Е. В. Назайкинского. - Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. - Сб. 60. - 2007. - С. 167 - 197.

12. Берг, А. Другу и учителю / А. Берг; вступ. статья, пер., прим. Е. Таракановой // Музыкальная академия. - 1994. - №1. - С. 117 - 119.

13. Берман, Л. Н. Годы странствий. Размышления пианиста / Л. Н. Берман. -М.: Классика XXI, 2006. - 240 с.

14. Берченко, Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире» / Р. Э. Берченко. - М.: Классика-ХХ1, 2008.-372 с.

15. Благой, Д. Д. К пониманию пианистом авторского текста / Д. Д. Благой // Вопросы фортепианного искусства: очерки, статьи. Вып. 3. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1973. - С. 188 - 217.

16. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы / В. П. Бобровский. - М.: Музыка, 1978. - 332 с.

17. Бузони, Ф. О пианистическом мастерстве / Ф. Бузони // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. - М.: Музгиз, 1962. - С. 141 - 175:

18. Булатова, О. Г. Изменяет ли транскрипция идею: К истории творческих контактов Ферруччо Бузони и Арнольда Шёнберга / О. Г. Булатова // Музыковедение. -2009. - №10. - С. 37 - 49.

19. Булез, П. Шёнберг мертв! / П. Булез // Музыка. Миф. Бытие; пер., коммент.

B. М. Цыпина. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1995. - С. 36 - 47.

20. Ванечкина, И. Л. Куда скачет синий всадник? / И. Л. Ванечкина // Музыкальная академия. -1994. - №1. - С. 122 - 124.

21. Вартанов, С. О роли контрастов в фортепианной интерпретации / С. Вартанов // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 6-9 апреля 2009 года. М.: Человек, 2010. С. 340 - 354.

22. Вартанов, С. Я. Приём диалога и сюжет в фортепианной интерпретации /

C. Вартанов // Проблемы художественной интерпретации: Материалы Всероссийской научной конференции 9-10 апреля 2009 года. - РАМ им. Гнесиных, 2010.-С. 115-131.

23. Веберн, А. Лекции о музыке. Письма / А. Веберн; сост. и ред. М. С. Друскин, А. Г. Шнитке. - М.: Музыка, 1975. - 143 с.

24. Векслер, Ю. С. Альбан Берг и его время: опыт документальной биографии / Ю. С. Векслер. - СПб.: Композитор. 2009. - 1136 с.

25. Векслер, Ю. С. Берг и Шёнберг. Страницы переписки / Ю. С. Векслер // Музыкальная академия. - 2004. - № 2. - С. 166 - 183. - №3. - С. 196 - 219.

26. Векслер, Ю. С. Шёнберг о стиле и мысли / Ю. С. Векслер // Музыкальная академия. - 2008.-№1.-С. 197-201.

27. Веприк, А. М. Встречи с Хиндемитом, Шёнбергом и Равелем / А. М. Веприк // Советская музыка. - 1962. - №12. - С. 110 - 117.

28. Верхозина-Стрекаловская, X. Диалоги в постромантическую эпоху: Бузони - Шёнберг - Пфицнер / X. Верхозина-Стрекаловская // Музыкальная академия. - 1995. - №№4 - 5. - С. 175 - 183.

29. Власова, Н. О. Консервативный революционер / Н. О. Власова. // Музыкальная академия. - 2004. - №11. - С. 27 - 28.

30. Власова, Н. О. «Лунный Пьеро»: пространство культурных диалогов / Н. О. Власова. // Музыкальная академия. - 2004. - №1. - С. 177 - 184.

31. Власова, Н. О. Последний из могикан: Шёнберг - педагог и теоретик / Н. О. Власова. // Музыкальная академия. - 2001. - №3. - С. 210 - 228.

32. Власова, Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга / Н. О. Власова. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 527 с.

33. Гаккель, Л. Фортепианная музыка XX века: Очерки / Л. Гаккель. - 2-е изд., доп. - Л.: Советский композитор, 1990. - 288 с.

34. Галлеев, Б. М. Наши на симпозиуме Шёнберг-Кандинский / Б. М. Галлеев // Музыкальная академия. - 1994. - №1. - С. 121-122.

35. Гершкович, Ф. М. Тональные истоки шёнберговской додекафонии / Ф. М. Гершкович // Гершкович Ф. М. О музыке: статьи, заметки, письма, воспоминания. - М.: Советский композитор, 1991. - С. 13 - 45.

36. Гинзбург, JI. О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства / Л. Гинзбург // Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки. -М.: Советский композитор, 1971. - С. 209 - 251.

37. Голубовская, Н. И. Искусство педализации / Н. И. Голубовская. - 2-е издание. - Л.: Музыка, 1974. - 96 с.

38. Голубовская, Н. И. О музыкальном исполнительстве: Сборник статей и материалов / Н. И. Голубовская; сост. Е. Бронфин. - Л.: Музыка, 1985. - 142 с.

39. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. - 224 с.

40. Гоц, Т. А. Звуковысотная система и особенности формообразования в фортепианных сочинениях А. Шёнберга 1910-х годов / Т. А. Гоц // Новосибирск: Сибирский музыкальный альманах. - 2000. - №1. - С. 34 - 43.

41. Григорьев, В. Исполнительское искусство: состояние, некоторые перспективы / В. Григорьев // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 2. - Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. - Сб. 19. -1997.-С. 15-25.

42. Грицевич, В. С. История стиля в фортепианном исполнительстве / В. С. Грицевич. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. - 148 с.

43. Гульд, Г. Арнольд Шёнбрег: взгляд в будущее / Глен Гульд; пер. В. Бронгулеева, А. Хитрука. // Гульд Г. Избранное: в 2 кн. Книга 1. - М.: Классика-XXI, 2006. - С. 117 - 129.

44. Гульд, Г. Арнольд Шёнберг: взгляд в будущее / Глен Гульд; пер. С. Исхаковой // Музыкальная академия. - 1997. - №2. - С. 215 - 222.

45. Гульд, Г. Арнольд Шёнберг: Камерная симфония №2 / Глен Гульд; пер. В. Бронгулеева, А. Хитрука. // Гульд Г. Избранное : в 2 кн. Книга 1.- М.: Классика-ХХ1, 2006. - С. 140 - 147.

46. Гульд, Г. Фортепианная музыка Арнольда Шёнберга / Глен Гульд; пер. В. Бронгулеева, А. Хитрука. // Гульд Г. Избранное : в 2 кн. Книга 1. - М.: Классика-ХХ1, 2006. - С. 130 - 135.

47. Гульд, Г. Фортепианные концерты Моцарта и Шёнберга / Глен Гульд; пер.

B. Бронгулеева, А. Хитрука. // Гульд Г. Избранное : в 2 кн. Книга 1. - М.: Классика-ХХ1, 2006. - С. 135 - 140.

48. Дальхауз, К. Музыкальная поэтика Шёнберга / К. Дальхауз; прим. Н. Власовой // Музыкальная академия. - 1996. - №№3 - 4. - С. 249 - 252.

49. Денисов, Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники / Э. Денисов; сост., ред. Т. М. Лебедева // Музыка и современность: Сборник статей. Вып. 6. - М.: Музыка, 1969. - С. 478 - 525.

50. Доленко, Е. Молодой Шёнберг: дисс. канд. искусств.: 17.00.02 / Доленко Елена Александровна. - М., 2003. - 538 с.

51. Доленко, Е. О трех загадках "Просветленной ночи" / Е. Доленко // Музыкальная академия. - 1999. - №4. - С. 221 - 226.

52. Друскин, М. С. О западно-европейской музыке XX века / М. С. Друскин. -М.: Советский композитор, 1973. - С. 128 - 176.

53. Друскин, М. С. Пассионы и мессы И. С. Баха / М. С. Друскин. - М., Л.: Музыка, 1976.- 168 с.

54. Дубов, М. Джон Кейдж. Фортепианное творчество. Идеи / М. Дубов // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века: Материалы научно-практической конференции в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. - М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2003. -

C. 31-36.

55. Дубов, М. "...До самых крайних пределов": [Беседа] / М. Дубов; вёл Софронов Ф.//Музыкальная академия. - 2004.- №2.- С. 130-135.

56. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К. В. Зенкин. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1997. - 509 с.

57. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма: автореф. дисс. д-ра искусств.: 17.00.02 / Зенкин Константин Владимирович. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1997. - 54 с.

58. История зарубежной музыки. Начало XX века - середина XX века века / Под ред. В. В. Смирнова. Вып. 6. - СПб.: Композитор. 2001. - 632 с.

59. Карачевская, М.А. Музыкальное чтение М. Гнесина и 8ргесЬ§е8аг^ А. Шёнберга / М. А. Карачевская // Музыкальная академия. - 2010. - №2. - С.

106-109.

60. Каратыгин, В. Г. Арнольд Шёнберг / В. Г. Каратыгин // Каратыгин В. Г. Жизнь, деятельность, статьи и материалы. Т. 1. - Л., 1927. - С. 222 - 224.

61. Каратыгин В. Г. Новейшие течения в западноевропейской музыке / В. Г. Каратыгин // Каратыгин В. Избранные статьи. - М., Л.: Музыка, 1965. - С.

107-122.

62. Климовицкий, А. И. «Люди должны знать, что я хочу сказать!» Арнольд Шёнберг в Петербурге / А. И. Климовицкий // Музыкальная академия. -1995. - №№4 - 5. - С. 166 - 174.

63. К. Н. Игумнов о творческом пути и исполнительском искусстве пианиста. Из бесед с психологами / сост. и комм. М. Смирнов // Вопросы фортепианного искусства. Вып. 3. - М.: Музыка, 1973. - С. 3 - 10.

64. Коган, Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. - 200 с.

65. Коган, Г. М. У врат мастерства: психологические предпосылки успешности пианистической работы / Г. М. Коган. - М.: Советский композитор, 1961. -115 с.

66. Коган, Г. М. Ферручио Бузони / Г. М. Коган. - 2-е изд., доп. - М.: Советский композитор, 1971. - 236 с.

67. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. - М.: Музыка, 1975.-358 с.

68. Кокорева, Л. М. И. Брамс. Камерный инструментальный ансамбль / Л. М. Кокорева // Музыка Австрии и Германии 19 века. Книга вторая. - М.: Музыка, 1990. - С. 430 - 463.

69. Кокорева, Л. М. Клод Дебюсси / Л. М. Кокорева. - М.: Музыка, 2010.-495с.

70. Кокорева, Л. М. Михаил Плетнев / Л. М. Кокорева. - М.: Композитор, 2005. - 164 с.

71. Кокорева, Л. М. Неожиданные параллели: Дебюсси - Шёнберг, Берг, Веберн / Л. М. Кокорева // Музыкальная Академия. - 2013. - №3. - С. 124 -134.

72. Кокорева, Л. М. «Пять песен для голоса с оркестром Альбана Берга» и музыкальный символизм / Л. М. Кокорева, А. А. Филиппов // Музыкальное искусство XX века. Вып. 2. - Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. - Сб. 9.-1995.-С. 3-21.

73. Кон, Ю. А. Шёнберг и «критика языка» / Юзеф Кон // Музыкальная академия,-1994.-№1.-С. 113 - 117.

74. Кон, Ю. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке / Юзеф Кон // Музыка и современность. Вып. 7. - М.: Музыка, 1971. - С. 294 - 318.

75. Кон, Ю. Шёнберг / Юзеф Кон // Музыка XX века: Очерки. Ч. 2: 1917-1945. Кн. 4. - М.: Музыка, 1984. - С. 401- 425.

76. Конен, В. Д. О музыкальном экспрессионизме / В. Д. Конен // Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. - М.: Музыка, 1975. - С. 481 - 488.

77. Корто, А. О фортепианном искусстве / Альфред Корто. - М: Классика-ХХ1, 2005. -252 с.

78. Корыхалова, Н. П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике / Н. П. Корыхалова. - Л.: Музыка, 1979. -208 с.

79. Крастинь, В. М. Традиции и новаторство в исполнительском искусстве / В. М. Крастинь // Вопросы музыкального исполнительского искусства. Вып. 5. -М.: Музыка, 1969. - С. 65 - 84.

80. Кремлёв, Ю. А. Эстетические взгляды Арнольда Шёнберга / Ю. А. Кремлёв // Кремлёв Ю. А. Очерки творчества и эстетики новой венской школы. Сборник статей. - Л.: Советская музыка, 1970. - С. 10 - 49.

81. Кузнецов, И. Полифония и форма в произведениях Шёнберга / И. Кузнецов // Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной

научной конференции (науч. ред. Е. И. Чигарёва, Е. А. Доленко). - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. - С. 43 - 55.

82. Курбатская, С. А. К проблеме анализа додекафонной музыки / С. А. Курбатская // Музыкальное искусство XX века. Вып. 2. - М.: МГК им. II. И. Чайковского, 1995. - С. 84 - 101.

83. Ландовска, В. Тайны интерпретации / Ванда Ландовска // Ландовска В. О музыке. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - С. 323 - 332.

84. Лаул, Р. X. Арнольд Шёнберг. Альбан Берг. Антон Веберн / Р. X. Лаул // История зарубежной музыки (под ред. В. В. Смирнова). - СПб.: Композитор, 1999.-С. 304-368.

85. Лаул, Р. X. Кризисные черты в мелодическом мышлении А. Шёнберга / Р. X. Лаул // Кризис буржуазной культуры и музыка (ред. А. Гозенпуд). - М.: Музыка, 1972. - С. 264 - 287.

86. Лаул, Р. X. О творческом методе Шёнберга / Р. X. Лаул // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 9. - Л.: Советская музыка, 1969. - С. 41 - 71.

87. Лонг, М. За роялем с Дебюсси / М. Лонг. - М.: Советский композитор, 1985.- 157 с.

88. Лосева, О. А. Шёнберг и теоретические проблемы исполнения / О. Лосева // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века: Материалы научно-практической конференции в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. - М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2002. - С. 20 - 30.

89. Лосева, О. К предыстории пражской речи Арнольда Шёнберга / О. Лосева // Музыкальная академия. - 2002. - №4. - С. 184 - 188.

90. Любимов, А. Вечный поиск [Беседа] / А. Любимов; вела Е. Кривицкая // Музыкальная жизнь. - 2002. - №11. - С. 36 - 39.

91. Мазель, Л. Исследования о Шопене / Л. Мазель. - М.: Советский композитор, 1971. - 247 с.

92. Медушевский, В. Интонационная форма музыки / В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 262 с.

93. Мильштейн, Я. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха и особенности его исполнения / Я. Мильштейн. - М.: Классика-ХХ1, 2001. - 352 с.

94. Михайлов, А. В. Арнольд Шёнберг. Афористическое / пер. А. В. Михайлова // Советская музыка. -1988. - №12. - С. 106 - 113.

95. Михайлов, А. В. Отказ и отступление. Пространство молчания в произведениях Антона Веберна / А. В. Михайлов // Адорно Т. Избранное: Социология музыки. - М., СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 412 - 427.

96. Монсенжон, Б. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! / Б. Монсенжон. - М.: Классика-ХХ1, 2008. - 270 с.

97. Монсенжон Б. Рихтер. Диалоги. Дневники / Б. Монсенжон. - М.: Классика-ХХ1, 2002. - 480 с.

98. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

99. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Г. Нейгауз. - 6-е изд. - М.: Классика- XXI, 1999. - 232 с.

100. Нестьев, И. В. В общении с современниками / И. В Нестьев // Советская музыка. - 1967. - №31(4). - С. 77 - 85.

101. Носина, В. О символике «Французских сюит» И. С. Баха / В. Носина // Б. Яворский. Сюиты Баха для клавира. В. Носина. О символике «Французских сюит» И. С. Баха. - М: Классика-ХХ1, 2002. - С. 82 - 153.

102. Павлишин, С. Арнольд Шёнберг: Монография / Стефания Павлишин. - М.: Композитор, 2001. - 477 с.

103. Пейтер, У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии / Уолтер Пейтер . -М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. - 399 с.

104. Перельман, Н. В классе рояля / Н. Перельман. - Л.: Музыка, 1975. - 64 с.

105. Райе, М. Безакцентная ритмика и музыкальное развитие [Электронный ресурс] / М. Райе // Музыкальный интернет-журнал «Израиль-XXI». - 2008. -№9. Режим доступа: http://www.21israel-music.com/Bez_Ril2.htm

106. Ротенберг, В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. - М.: Наука, 1984. - 193 с.

107. Рыжинский, А. Творчество А. Шёберга и каббала: возможные точки пересечения / А. Рыжинский // Музыка и время. - 2007. - №3. - С. 14 -18.

108. Рыжкин, И. Арнольд Шёнберг — ликвидатор музыки / И. Рыжкин // Советская музыка. - 1949. - №8. - С. 97 - 103.

109. Рыжкова, Н. Теория музыкального текста М. Г. Арановского [Электронный ресурс] / Н. Рыжкова // Вестник РАМ им. Гнесиных. - 2011. -№2. Режим доступа: http://vcstnikram.ru/file/ryzhkova.pdf

110. Сабанеев, Л. Л. Золотое сечение в природе, в искусстве и в жизни человека / Л. Л. Сабанеев // Сабанеев Л. Л. Воспоминания о России. - М.: Классика-XXI, 2005. - С. 219 - 220.

111. Северина, И. М. В тени Скрябина / И. М. Северина // Музыкальная академия. - 2005. - №2. - С. 49 - 52.

112. Скребкова-Филатова, М. С.С. Скребков о взаимодействии композиторского и исполнительского творчества / М. Скребкова-Филатова // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 6-9 апреля 2009 года. - М.: Человек, 2010. - С. 46 - 54.

113. Смирнов, Д. О тайнах творческого процесса в музыке / Д. Смирнов // Музыкальная академия. - 2002. - №2. - С. 39 - 48.

114. Соколов, А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. Исследование / А. С. Соколов. - М.: Композитор, 2007. - 272 с.

115. Соколовский, В. Арнольд Шёнберг - Василий Кандинский / В. Соколовский // Музыкальная жизнь. - 2002. - №4. - С. 34 - 35.

116. Соллертинский, И. И. Арнольд Шёнберг / И. И. Соллертинский. - Л., 1934. 56 с. То же в сб.: Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования / сост. Л. Михеева. - Л.: Советский композитор, 1978.-С. 168-190.

117. Сорокина, Е. Фортепианный дуэт. История жанра: Исследование / Е. Г. Сорокина.-М.: Музыка, 1988. -319 с.

118. Софронов, Ф. Взгляд на «старую» музыку с позиций новой: теоретические воззрения Рудольфа Колиша в свете учения А. Шёнберга о форме / Ф. Софронов // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века: Материалы научно-практической конференции в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. - М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2003. - С. 65 - 74.

119. Стогний, И. С. Интерпретация - идея, необходимость, неизбежность / И. С. Стогний // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 6-9 апреля 2009 года. - М.: Человек. - С. 328 - 340.

120. Стравинский, И. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии / И. Стравинский; послесл. и общ. ред. М. С. Друскина. - JL: Музыка, 1971. -С. 101-112.

121. Сунь Кэнлян. Особенности циклообразования в западноевропейской инструментальной музыке первой половины XX века: автореф. канд. дисс. искусств.: 17.00.02 / Сунь Кэнлян. - СПб., 2012. - 21 с.

122. Тараканов, М. Новая тональность в музыке XX века / М. Тараканов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. - М.: Советский композитор, 1972. -С. 5-35.

123. Тараканова, Е. М. Музыкальная «коммуникабельность»: взгляд на новую венскую школу. Система коммуникативных триад / Е. М. Тараканова // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 6-9 апреля 2009 года. - М.: Человек, 2010. - С. 417 - 424.

124. Фархадов, Р. Я. Арнольд Шёнберг: Преодоление эпохи / Р. Я. Фархадов // Музыкальная жизнь. - 2007. - №2. - С. 30 - 32.

125. Фейнберг, С. Е. Мастерство пианиста / С. Е. Фейнберг. - М.: Музыка, 1978.-206 с.

126. Холопов, Ю. Н. Гармония: Теоретический курс / Ю. Н. Холопов. - М.: Музыка, 1988.-537 с.

127. Холопов, Ю. Н. Кто изобрел двенадцатитоновую технику / Ю. Н. Холопов // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть XX века. Сб. трудов Института им. Гнесиных. - М., 1983. - С. 34 - 58.

128. Холопов, Ю. Н. О трех зарубежных системах гармонии / Ю. Н. Холопов // Музыка и современность. Вып. 4. - М.: Музыка, 1966. - С. 216 -330.

129. Холопов, Ю. Н. «Tonal oder atonal?» - о гармонии и формообразовании у Шёнберга / Ю. Н. Холопов // Арнольд Шёнберг: вера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции / Под ред. Е. И. Чигаревой, Е. А. Доленко. - Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. - Сб. 38.-2002.-С. 17-42.

130. Холопова В. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество / Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. - М.: Советский композитор, 1984. - 319 с.

131. Холопова, В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века / Холопова В. Н. - М.: Музыка, 1971. - 304 с.

132. Хруст, Н. Новые техники игры на музыкальных инструментах / Н. Хруст // Музыкальная жизнь. - 2010. - №11. - С. 30 - 32.

133. Цареградская, Т. В. Сет-теория в США: Милтон Бэббитт и Ален Форт [Электронный ресурс] / Т. В. Цареградская // Искусство музыки: теория и история. - Государственный институт искусствознания. - 2012. - №6. - С. 150 - 168. Режим доступа: http://sias.ru/magazine2/vypusk-6-2012/articles/806.html

134. Чинаев, В. Додекафонно-сериальное произведение: стиль и исполнительская поэтика / В. Чинаев // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 2. - Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. - Сб. 19. --1997.-С. 60-83.

135. Чинаев В. Глен Гульд / В. Чинаев // Музыкальное просвещение. - 2008. - №1. - С. 20 - 26.

136. Чинаев, В. Мгновения в тишине. Исполнительская поэтика в условиях додекафонно-сериальной композиции / В. Чинаев // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века: Материалы научно-практической конференции в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. - М: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2003. - С. 50 - 64.

137. Шахназарова, Н. Об эстетических взглядах Шёнберга / Н. Шахназарова // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 2. - М.: Музыка, 1973. - С. 169 - 215.

138. Шахназарова, Н. Современность как традиция Н. Шахназарова // Музыкальная академия. - 1997. - №2. С. 3 - 15.

139. Шёнберг, А. Основы музыкальной композиции / А. Шёнберг; пер., коммент., вступ. ст. Е. А. Доленко. - М.: ПРЕСТ, 2000. - 232 с.

140. Шёнберг, А. Письма / А. Шёнберг; сост. и публ. Э. Штайна; пер. В. Шнитке; общ. ред. М. Друскина и Л. Ковнацкой; предисл. Л. Ковнацкой. - СПб.: Композитор, 2001. - 464 с.

141. Шёнберг, А. Современные течения и преподавание / А. Шёнберг // Музыкальная академия. - 1997. - №2. - С. 59 - 60.

142. Шёнберг, А. Стиль и мысль. Статьи и материалы / А. Шёнберг; сост., пер., коммент. Н. Власовой и О. Лосевой. - М.: Композитор, 2006. - 528 с.

143. Шёнберг в Америке: «Невозможно было избежать его влияния» [Интервью] / Д. Фейгин, С. Нефф; автор вступ. текста и интервьюер Н. О. Власова // Музыкальная академия. - 2000. - №2. - С. 140 - 145.

144. Шлекер, Б. Два течения русской музыки / Б. Шлекер // Музыкальная академия. -1997. - №2. - С. 149 - 150.

145. Шмидт, К. М. От будущего к прошлому / К. м. Шмидт // Музыкальная академия. - 1998.-№1.-С. 196-201.

146. Шнеерсон, Г. М. Арнольд Шёнберг - музыкант и человек (по материалам его писем и высказываний) / Г. М. Шнеерсон // Шнеерсон Г. М. Статьи о современной зарубежной музыке: Очерки, воспоминания. - М.: Советский композитор, 1974. - С. 127 - 223.

147. Шнеерсон, Г. М. О музыке живой и мертвой / Г. М. Шнеерсон. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1964. - 435 с.

148. Шнеерсон, Г. М. Письма Шёнберга / Г. М. Шнеерсон // Музыка и современность. Вып. 4. - М.: Музыка, 1966. - С. 330 - 400.

149. Шонберг, Г. Великие пианисты / Г. Шонберг. - М.: Аграф, 2003. - 416 с.

150. Эйслер, Г. Арнольд Шёнберг / Г. Эйслер // Избранные статьи музыковедов ГДР. - М.: Музгиз, 1960. - С. 179 - 192.

151. Элик, М. Sprechgesang в «Лунном Пьеро» А. Шёнберга / М. Элик // Музыка и современность: Сборник статей. Вып. 7. - М.: Музыка, 1971. - С. 164-210.

152. Arnold Schönberg: Interview with myself [Электронный ресурс] / A. Schönberg // Deutsche Allgemeine Zeitung. - 16 Dezember 1928. -URL:http://schoenberg.at/index.php?option=com_content&view=article&id=481& Itcmid=710&lang=en

153. Arnold Schoenberg interviewed by Rose Bampton (1949?): Transcription [Электронный ресурс]. - URL: http://www.schoenberg.at/index.php?option=com_content&view=article&id=960 %3Avr01&Itemid=716&1ang=en

154. Bagan, С. Performance Practice Considerations in Schoenberg's Fünf Klavierstücke, Op.23: PhD thesis Doctor Of Mus. Arts / Christopher Daniel Bagan. - Vancouver, 2012. - 131 p.

155. Bailey, K."Composing with Tones". A Musical Analysis of Schoenberg's OP. 23 Pieces for Piano / K. Bailey. - London: Royal Musical Association, 2001. -134 pp.

156. Banks, L. What is "modern" music? [Электронный ресурс] / Louis Banks // Los Angeles Times. - June 27, 1937. - URL: http://schoenberg.at/index.php?option=com_contcnt&view=article&id=1020&Item id=735&lang=en

157. Barkin, E. A View of Schoenberg's Op. 21/1 / E. Barkin // Perspectives of New Music. - Vol. 12. - No 1/2 (Autumn 1973 - Summer 1974). - Pp. 99 - 127.

158. Bassermann, D. A Conversation with Arnold Schönberg [Электронный ресурс] / Dieter Bassermann // Schallkiste - April 1928. - URL: http://schoenberg.at/index.php?option=com_content&view=article&id=1016&Item id=728&lang=cn

159. Brinkmann, R. Preface. Detailed Notes on Interpretation // A. Schönberg. Ausgewählte Klaviermusik / pref., critical notes by R. Brinkmann, comments by P. Roggenkamp. - Wien: Wiener Urtext Edition, 1995. - P. 11 - 16, 89 - 93.

160. Cramer, A. The Schoenberg Circle's Utopian Performance Practice [Электронный ресурс] / A Cramer. - URL: http://pages.pomona.edu/~awc04747/ams96/ams96.html

161. DeLio, T. Language and Form in an Early Atonal Compositiom: Schoenberg's Opus 19, No 2 / T. DeLio // Indiana Theory Review 15. - 1994. -No. 2.-P. 17-40.

162. Deutsche Grammophon Complete Catalogue 2006-2007. - 240 p.

163. EDUARD STEUERMANN [Электронный ресурс] // Summers J. A-Z of Pianists. Biographies of 300 great pianists: Booklet with 4 CD. - Naxos 8.55810710. - 870 p. URL: http://www.naxos.com/person/Eduard_Steuermann/16142.htm

164. Frisch, W. The early works of Arnold Schoenberg, 1893-1908 / W. Frisch. -University of California Press, 1993. - 328 p.

165. Graziano, J. Serial Procedures in Schoenberg's Opus 23 / J. Graziano // Current musicology. - 1972. - Vol. 13. - P. 58 - 63.

166. Hyekyung Park. Repetition and Developing Variation in terms of Derrida's Concept of the Trace [Электронный ресурс] / Hyekyung Park. - State University of New York, University at Buffalo. - URL: http://sysmusl 2.oicrm.org/wp-content/uploads/2012/02/proceeding_Hvekyung.pdf

167. Moody, S. Schoenberg Composes 'Musical Vision,' 'Needs Many Hearings to Find Beauty' [Электронный ресурс] / Sally Brown Moody // Union. - July 26, 1938. - URL:

http://www.schoenberg.at/index.php?option=com_content&view=ariicle&id=1024 &Itemid=739&lang-en

168. Perle, G. Serial Composition and Atonality: An Introduction to the Music of Schoenberg, Berg, and Webern / G. Perle. - University of California Press, 1962. -164 pp.

169. Rodriguez, J. Conversation with a Legend / J. Rodriguez; ed. by M. Armitage // Schoenberg. - New York: G. Shirmer, 1937. - P. 135-156.

170. Roggenkamp, P. Interpreting Schönberg at the Piano // A. Schönberg. Ausgewählte Klaviermusik / pref., critical notes by R. Brinkmann, comments by P. Roggenkamp. - Vienna: Wiener Urtext Edition, 1995. - P. 87 - 88.

171. Ross, C. Set Theory: a Gentle Introduction [Электронный ресурс] / Clare Ross. - URL: http://www.clarkross.ca/460_Set_Thcory Intro.pdf

172. Ross6 C. 12-Tone Technique - Row Analysis [Электронный ресурс] / Clare Ross. - URL: http://www.clarkross.ca/480_12_Tone_Technique.pdf

173. Schönberg, A. Ausgewählte Klaviermusik / pref., critical notes by R. Brinkmann, comments by P. Roggenkamp. - Vienna: Wiener Urtext Edition, 1995.

174. Schönberg, A. Explanatory Notes // A. Schönberg. Concerto for Piano and Orchestra, Op. 42. - New York/London: G. Schirmer, 1944. - P. 5.

175. Schoenberg, A. Style and Idea. Selected Writings of Arnold Schoenberg / A. Schoenberg; ed. by L. Stein. - University of Califirnia, 2010 (Reprint; originally published: New York, 1975). - 559 p.

176. Scofield, R. Learn to Hear, Says Composer [Электронный ресурс] / Ronald Scofield // Santa Barbara News Press. - July 18, 1948. - URL: http://www.schoenberg.at/index.php?option=com_content&view=article&id= 1106 &Itemid=786&lang=en

177. Swarthout M. Inteview, 1st Broadcast in Los Angeles. Radio talk, KHJ, 1935; transcribed from typescripts, Arnold Schönberg Center, Wien [Электронный ресурс] / Max van Lewen. - URL:

http://schoenberg.at/index.php?option=com_content&vievv=article&id=1017&Item id=730&1ang=en

178. Swing, R. Music in Dissonance [Электронный ресурс] / Raymond Swing 11 The Chicago Daily News. - November 1, 1913. - URL: http://schoenberg.at/index.php?option=com_content&vie\v=article&id=485&Itemi d=714&lang=en

179. Where is German Music Headed? An Interview with Schonberg in Paris [Электронный ресурс] // Berliner Borsenzeitung. - December 16, 1927. -URL:http://schocnhcrg.at/indcx.php?option=com_contcnt&view=articlc&id=1015 &ltemid=727&lang=en

180. Wilhelm, P. With Arnold Schonberg [Электронный ресурс] / Paul Wilhelm // Neues Wiener Journal. - January 10, 1909. - URL: http://schoenberg.at/index.php?option=com_content&vicw=articlc&id=484&Itemi d=713&lang=en

181. With Arnold Schonberg: A Discussion Before the Train Departed [Электронный ресурс] // Bohemia, morning edition. - March 2, 1912. - URL: http://schoenberg.at/index.php?option=com_content&view=article&id=101 l&Item id=724&lang=en

182. Wayne Shoaf's Schoenberg Discography [Электронный ресурс]. - URL: http://www.usc.edu/libraries/archives/schoenberg/as_disco/shoar.htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.