Фортепианная соната XIX века: дискурсы романтического мирочувствия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Гейнц, Мария Александровна

  • Гейнц, Мария Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Саратов
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 258
Гейнц, Мария Александровна. Фортепианная соната XIX века: дискурсы романтического мирочувствия: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Саратов. 2013. 258 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гейнц, Мария Александровна

Содержание

Введение

Глава I

Мир личности

Глава II

Лиризм

Глава III

Психологизм

Заключение

Библиография

Приложение I

Перечень фортепианных сонат композиторов XIX века

Приложение II

Нотные примеры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианная соната XIX века: дискурсы романтического мирочувствия»

Введение

Актуальность исследования. Соната занимает центральное место в мировой музыкальной культуре, как один из самых сложно организованных и богатых по своим выразительно-смысловым возможностям жанр. За время существования он прошёл довольно длительный путь развития, претерпев значительные изменения.

Интенсивные преобразования в сонатном жанре во многом связаны с наступлением эпохи Романтизма. Это период, когда соната, достигнув вершин классического искусства, менялась согласно веяниям наступающей романтической эпохи, подвергалась активному воздействию новых стилевых, структурных, художественных преобразований. Пониманию причин подобного развития жанра способствует осмысление характера эволюционных процессов, протекавших в культуре XIX столетия и отразившихся в сфере музыкального творчества. Выбор сонатного жанра обусловлен рельефностью отражения в нём особенностей романтической музыкальной стилистики. Закономерен также и интерес к фортепиано - инструменту, достигшему в XIX веке своего «технического расцвета» и ставшему своеобразным «голосом Романтизма» (У. Ньюмен).

Опираясь на опыт и достижения музыкальной науки, в данной работе предпринята попытка рассмотрения фортепианной сонаты XIX века в новом ракурсе - от анализа её выразительно-смысловых особенностей к раскрытию заложенных в ней сущностных характеристик романтического мирочувствия. Таким образом, в центр исследовательского внимания ставится постижение основополагающих категорий эпохи Романтизма, определяющих художественный облик изучаемого жанра. Всё это, вместе с непреходящей ценностью сонатного жанра в фортепианной музыке эпохи Романтизма, определяет актуальность исследования. Об актуальности рассматриваемой темы свиде-

тельствует также неиссякаемый исполнительский интерес к фортепианной сонате XIX века и непрерывно пополняемая, обновляемая и расширяющаяся база музыковедческих исследований.

Изучение такого сложного явления, как мирочувствие романтической эпохи, предстающее в призме образного мира фортепианных сонат того времени, потребовало обращения к понятию дискурса - многозначного термина ряда гуманитарных наук. Существует несколько определений данного понятия. Во вступительной статье к вышедшему на русском языке в 1999 году сборнику работ, посвящённых французской школе анализа дискурса, П. Серио приводит заведомо не исчерпывающий список из восьми различных пониманий, и это только в рамках французской традиции [198, 549-562\ Одно из них от испанского discurso - речь, выступление, дар речи. Другое значение — манера речи. Третье - рассуждение, а также - рассудок и идеология. Ещё одно - суждение, выражающее мысль.

Понятие дискурс не является изолированной текстовой или диалогической структурой. Дискурс - это не только речь, процесс языковой деятельности, способ говорения, но и «существенная составляющая социокультурного взаимодействия» (Т. ван Дейк). Дискурс - это единство непосредственно речи и внешних факторов, влияющих на особенности этой речи. Дискурс - это социально обусловленная организация системы речи, а также «определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени». Такое специальное значение слова дискурс впервые ввёл французский учёный, один из выдающихся лингвистов XX века Э. Бенвенист.

Дискурс может выполнять ряд функций: ритмическую, семантическую, эмоционально-оценочную и другие. В постмодернистском лексиконе, дискурс - понятие, означающее стиль мышления и способ аргументации, вид речевой коммуникации, ориентированной на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний её участников. Дискурсивными могут называться мышление и аргументация (М. Бахтин), логи-

ка доказательства, рассудок, убеждение, познание и знание (А. Лосев), разум и размышление, даже язык как средство такого размышления (М. Мамардашвили).

В настоящей работе понятие дискурс используется в соответствии с его этимологической основой: от позднелатинскогорассуждение, довод.

Объект исследования - жанр фортепианной сонаты в музыке XIX века.

Предмет исследования - романтические дискурсы жанра фортепианной сонаты в творчестве композиторов XIX века.

Материалом исследования являются фортепианные сонаты K.M. Вебера, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и др. Существенное место в этом перечне занимают произведения Л. ван Бетховена, особенно позднего периода творчества.

Введение в центр исследовательского внимания фигур Вебера, Шуберта, Мендельсона, Шопена, Шумана, Листа, Брамса, Грига обусловлено тем, что именно в творчестве этих композиторов представлены наиболее яркие и значительные образцы сонатного жанра рассматриваемой эпохи.

Наряду с хрестоматийно известным материалом в целях полноты картины в исследование включён ряд целый ряд малоизвестных сонат композиторов XIX века (У. Беннет, Я. Воржишек, С. Геллер, Ф. Дресеке, П. Дюка, Дж. Макфаррен, Ю. Ройбке и др.).

Таким образом, в поле зрения исследования находятся преимущественно западноевропейские сонаты эпохи Романтизма. Отечественная соната в этот период была представлена не столь широко и находилась на исходных рубежах своего становления. Исторический интерес представляют собой сонаты композиторов-иностранцев, работавших в России (И. Прач, И. Гесслер, А. Эберль и др.), а также фортепианные сонаты Л. Гурилёва, М. Балакирева, А. Рубинштейна. Заметной вехой в развитии жанра стала Большая соната П. Чайковского. Однако, необходимо подчеркнуть, что наиболее интенсивные процессы в сонатном жанре шли именно в западноевропейской музыке.

Классическое ядро там особенно ощутимо, поэтому более наглядны и все изменения и метаморфозы жанра, происходившие в эпоху Романтизма.

В качестве точки отсчёта в данном исследовании принято начало XIX века, отметившее вступление в новую художественную эпоху. Верхней границей выбран период рубежа XX века, когда открывалась волна следующего исторического этапа.

Романтизм прошёл несколько периодов развития, среди которых можно выделить в качестве основных ранний (примерно 1800-1820-е), центральный (1830-1850-е) и поздний (с 1860-х годов). При этом наблюдаются существенные временные расхождения в развитии Романтизма, связанные с различными видами искусства, национальными школами, отдельными художественными индивидуальностями. В музыке Романтизм наиболее раннее выражение получил в начале XIX века в творчестве композиторов Австрии и Германии (Э.Т.А. Гофман, K.M. Вебер, Ф. Шуберт). Это объясняется воздействием ряда факторов. Определяющее значение для музыкальной культуры этих стран имела романтическая эстетика, раньше всего разработанная именно в немецкой литературе. Отдельные черты музыкального Романтизма сформировались в творчестве композиторов Венской классической школы (к которой принадлежал и уроженец Германии JI. ван Бетховен).

К середине XIX века романтическое направление в литературе и живописи в основном завершает своё развитие, а музыкальный Романтизм, напротив, переживает свой расцвет (Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шопен). С 1860-х годов начинается его последний этап, продолжающийся приблизительно до 1880-1890-х годов (Ф. Лист, Р.Вагнер, И.Брамс). В отдельных же национальных школах (Норвегии, Финляндии, России) на 1890-е годы XIX столетия приходится кульминация развития Романтизма (Э. Григ, Я. Сибелиус, П. Чайковский, А. Рубинштейн, М. Балакирев).

Цель работы - определить сущностные образно-художественные качества фортепианной сонаты композиторов XIX века путём выявления в ней основополагающих романтических дискурсов.

Задачи исследования:

- рассмотреть определяющие идейно-эстетические представления эпохи Романтизма, получившие рельефное отражение в сонатном жанре;

- проследить процесс формирования и развития жанра романтической фортепианной сонаты;

- исследовать особенности сонатного жанра в фортепианном творчестве композиторов XIX века.

Методологическая основа исследования обусловлена проявляющейся в последнее время ориентацией на системность и интегративность различных отраслей знания. В ходе работы применялись различные методы исследования, в частности сравнительно-исторический, системно-аналитический, культурологический.

Методологической основой исследования послужили интонационная теория Б. Асафьева, посвященная вопросам постижения смысла текста, а также идеи М. Арановского и М. Михайлова. Значимыми для данной работы стали труды таких исследователей, как В. Бобровский, Л. Мазель, В. Медушевский, А. Сохор, Ю. Тюлин, В. Цуккерман, предлагающие различные методики семантического анализа.

Основополагающее значение приобрели труды, рассматривающие проблемы музыкального содержания (М. Арановский, Б. Асафьев, В. Бобровский, А. Демченко, К. Зенкин, Л. Казанцева, Л. Мазель, В. Медушевский, В. Холопова), а также работы по истории, стилевому развитию музыки и теории жанра (М. Михайлов, Е. Назайкинский, А. Сохор).

Многоуровневый подход к категориям романтического мирочувствия потребовал обращения к трудам по эстетике, философии музыки, литературоведению. Среди работ общеэстетической направленности, связанных с разработкой проблематики Романтизма, особо следует выделить труды В. Ванслова, А. Михайлова, И. Соллертинского, Т. Чередниченко, и конкретно - статьи в сборниках «Музыкальная эстетика Германии», «Проблемы романтизма». Большую роль для данного исследования сыграли работы, затра-

гивающие различные стороны философии (Г. Гегель, И. Кант, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и др.).

В ходе анализа фортепианной сонаты по мере необходимости использовался материал смежных видов искусства, прежде всего литературы. Это особенно касается творчества Дж. Байрона, поскольку великий английский поэт определил в своём творчестве многие константы романтического жизнеощущения, что оказало сильнейшее влияние и на музыкальное искусство.

В исследовании не делался акцент на обширное привлечение материала биографического характера. Заключения, изложенные в работе, извлекались в основном из музыкального материала. В основу работы положено такое рассмотрение музыкального текста, которое предполагает многократное, под разными углами зрения обращение к фортепианным сонатам, принадлежащим различным авторам и относящимся к различным периодам XIX века. Так преподносимый многоликий материал располагает возможностями с наибольшей отчётливостью аргументировать ведущую мысль того или иного раздела диссертации и с максимальной рельефностью раскрыть то качество, которое в данном разделе выделено. Каждый выход на следующее сочинение выявляет новые грани исследуемого предмета и их преломление. Таким образом, в методологическом отношении работа основана на свободном обращении к сонатам, принадлежащим разным композиторам и разным периодам Романтизма, что позволяет проводить анализ, с помощью которого в музыкальном материале вычленяется наиболее необходимое для раскрытия рассматриваемых дискурсов и наиболее полно их иллюстрирующее. Для аргументации выдвигаемых положений избран именно такой метод исследования, а не рассмотрение отдельных сочинений как некой целостности, тем более что в научной искусствоведческой литературе подобные анализы представлены в изобилии.

Научная новизна диссертации обусловлена следующим. В предлагаемой работе предпринята попытка дать целостную образно-семантическую характеристику фортепианной сонаты XIX века, что впервые осуществляется

посредством выявления и раскрытия основополагающих дискурсов романтического мирочувствия. Сонатный жанр XIX века представлен наиболее крупными именами западноевропейских композиторов-романтиков, а также вовлечением в поле исследования малоизвестных сочинений изучаемого периода. Таким образом, осуществляется максимально широкий охват жанра, рассмотрение фортепианной сонаты всего XIX века.

В качестве исходной гипотезы исследования предлагается следующее: при всём многообразии художественных ракурсов, представленных в музыкальном искусстве XIX века, романтические дискурсы фортепианной сонаты связываются прежде всего с такими категориями, как мир личности, лиризм и психологизм.

Положения, выносимые на защиту:

- понятие мир личности является одним из центральных оснований, определяющих суть Романтизма как исторической эпохи и как способа мирочувствия;

- лиризм - ещё один магистральный фактор, определяющий сущность изучаемого объекта;

- важнейшей составляющей романтического мировосприятия является психологизм.

Все три отмеченные позиции рассматриваются в проекции на музыкальную материю фортепианной сонаты XIX столетия.

Разумеется, понятия мир личности, лиризм и психологизм, принадлежат сфере общехудожественных ориентиров, но они приобрели первостепенное значение для музыки эпохи XIX века и являются ключевыми моментами в определении сущности романтической фортепианной сонаты. Следовательно, в данной работе речь идёт о том, что в романтическую эпоху эти категории были акцентированы с особой силой и составили основу эстетического кредо. Рассмотрение музыкального материала сквозь призму индивидуально-субъективного, лирического и психологического определяет и соответству-

ющие проекции на структурные закономерности фортепианных сонат эпохи Романтизма.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут способствовать решению ряда проблем общеэстетического и искусствоведческого характера, направленных к осмыслению центральных оснований Романтизма.

Практическая значимость настоящей диссертации состоит в возможностях применения её методов и выводов для дальнейшей разработки вопросов, связанных с жанром фортепианной сонаты XIX века и собственно с Романтизмом как исторической эпохой, а также с соответствующим способом художественного мышления. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах истории музыки, анализа музыкальных произведений, истории фортепианного исполнительства, в индивидуальных занятиях со студентами класса специального фортепиано.

Степень изученности. На настоящий момент музыкальный Романтизм, его становление и пути развития, философские основания и способы художественного воплощения изучены довольно глубоко. Примечательно, что существует большое количество трактовок понятия романтизма, его природы и сущности. «Споры вокруг романтизма, разгоревшиеся уже в первые десятилетия его существования, не утихают и по сей день. К множеству определений романтизма добавляются новые, открываются неизвестные стороны этого культурного феномена, термин дополняется иными оттенками значений - и "омонимическое древо" (Г. Поспелов) продолжает разрастаться» [250, 145].

Среди огромного числа работ, посвящённых романтизму, большую группу составляют исследования общеэстетической направленности. Можно особо выделить работу И. Соллертинского «Романтизм, его общая и музыкальная эстетика» [209], где приводится целый ряд характеристик, ставших уже хрестоматийными в описании Романтизма (антирационализм, раздвоенность между действительностью и мечтой, фантастика, экзотика и т. д.).

Следует отметить и труд В. Ванслова «Эстетика романтизма» [47], ориентированный на проблематику Романтизма в художественном творчестве в целом, включая музыку. Интерес представляют также многочисленные статьи в сборниках «Музыкальная эстетика Германии XIX века» [154, 155], «Проблемы романтизма» [177, 178].

Наряду с рассмотрением Романтизма в рамках определённого исторического периода существует подход к пониманию Романтизма как некой надвременной категории. «Это и есть широко понимаемый романтизм, который потому и не может кончиться, что это тип мышления (исследователи говорят о его "неувядаемости" и "неистребимости")» [250, 154]. В подобном ракурсе явление Романтизма представлено Ю. Кремлевым в работе «Прошлое и будущее романтизма» [111].

Вопрос о природе и сути понятия романтизм задаёт и О. Соколов: «Сколько существует разновидностей романтизма? Являются ли эти разновидности резко различными или между ними есть что-то общее, позволяющее рассматривать романтизм как единое в своей основе направление? Исчерпывается ли романтизм конкретным историческим направлением определённой эпохи или он существует и за пределами этого направления? Если верно последнее, то как понимать этот "романтизм вне романтизма " и как широко он распространяется? И в чём же, наконец, сущность романтизма?» [206, б].

Общеэстетическое и общефилософское изучение Романтизма часто обращается к музыкальному творчеству, которое в эпоху Романтизма наделяется большой значимостью. Именно музыка «выдвигается на совершенно особое место среди искусств и очень часто выступает как излюбленный и наделённый особой ясностью объект философии, а также как особый язык действительности, выявляющий самую суть происходящего в мире» [154, 9].

Музыкальное искусство приобрело одно из ведущих значений в эстетических концепциях таких философов-идеалистов, как Ф. Шеллинг, братья А. и Ф. Шлегели, А. Шопенгауэр.

Для таких представителей немецкой классической философии, как И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, сфера музыки представляется весьма существенной и подвергается глубокому философскому осмыслению. Важная роль в философии Романтизма принадлежит А. Шопенгауэру: «Никто до сих пор не придавал ей [музыке] такого онтологического статуса: ведь музыка в интерпретации "философа мировой скорби" приобретает метафизическое значение, то есть выражает нечто существенное, скрытое от непосредственного чувственного восприятия, но выступающее причиной и основой всего существующего... В своей субстанциональной значимости музыка уподобляется самому миру» [227, 57-58].

Развивая идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше говорит о музыке как о единственном, что может дать подлинную полноту бытия, как «ощущения "единства с сердцем мира", растворения в природной стихии, ..., возникающего в результате нарушения принципа индивидуации» [227, 61].

При всей особой значимости музыкального искусства для Романтизма оно развивается в тесных связях с литературным Романтизмом, поэтому осмысление музыки требует обращения к литературе этой эпохи. Как известно, музыкальный Романтизм был подготовлен предшествовавшим ему течением литературного Романтизма, общие принципы которого нашли отражение в музыкальном искусстве. Литературный Романтизм получил довольно широкое освещение. Как пример, можно назвать работы С. Аверинцева, М. Андреева, М. Гаспарова, П. Гринцера, А. Михайлова («Категории поэтики в смене литературных эпох» [2]), Н. Берковского («Романтизм в Германии» [31]), И. Бэлзы («Литература романтизма и музыка» [43, 145-201]), Ф. Фёдорова («Художественный мир немецкого романтизма. Структура и семантика» [223]), сборник «Романтизм: два века осмысления» [188], а также статью А. Михайлова «Диалектика литературной эпохи» [144], в которой автор, анализируя немецкую литературу первой половины XIX века, размышляет о природе Романтизма, подчёркивает исключительную трудность её рационального осмысления.

Естественно, что базой изучения Романтизма служили и труды, посвященные общим вопросам романтической музыки. Проблемы Романтизма рассматриваются в отдельных главах работы И. Бэлзы («Исторические судьбы романтизма и музыка» [43]), большого труда «Музыка Австрии и Германии XIX века» [151, 152], который открывается статьёй Н. Николаевой «Романтизм и музыкальное искусство» с обоснованием общих принципов романтического искусства Западной Европы в тесной связи с явлениями литературы и изобразительного искусства [151, 7-26]. Рассматриваемой эпохе посвящены также два выпуска сборника «Проблемы музыкального романтизма» [175, 176].

Романтизм - это не только общехудожественная, но и стилевая категория, поэтому в данной работе неизбежно затрагиваются вопросы этого стиля как «общности образной системы, средств художественной выразительности, творческих приёмов, обусловленная единством идейно-художественного содержания» [189, 1506]. К ним можно отнести работы М. Михайлова («Стиль в музыке» [146]), В. Медушевского («К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей» [135], «Музыкальный стиль как семиотический объект» [136]), С. Скребкова («Художественные принципы музыкальных стилей» [203]).

Романтический стиль представляет собой неоднородное, сложное и противоречивое явление. Он включает в себя разнообразные, порой даже антагонистические направления. В зависимости от общественно-политического развития отдельной страны, её истории и культурных традиций эстетические особенности романтизма принимали свои своеобразные формы. Существенно отличались друг от друга проявления романтизма в литературе, музыке, живописи.

В связи с содержательным аспектом рассмотрения фортепианной сонаты большую ценность представляют музыковедческие труды по теории музыкального содержания. Среди них следует отметить книги Л. Казанцевой («Основы теории музыкального содержания» [98]), А. Кудряшова («Теория

музыкального содержания» [118]), В. Холоповой («Музыка как вид искусства» [235]).

Исследованию композиционных принципов жанра сонаты, выявлению закономерностей и особенностей его строения посвящен крупный раздел книги «Музыкальные жанры» под редакцией Т. Поповой, а также её отдельная работа под названием «Соната» [131]. Большое значение в осмыслении теории музыкального жанра имеет работа Е. Назайкинского «Стиль и жанр в музыке» [123].

Изучению проблемы формы в фортепианных сонатах романтиков посвящены разделы работ В. Беркова («Сонатная форма и строение сонатно-симфоничского цикла» [30]), Н. Горюхиной («Эволюция сонатной формы» [64]), Т. Кюрегян («Форма в музыке VII-XX веков» [119]), JI. Мазеля («Вопросы анализа музыки» [128], «Строение музыкальных произведений» [129]), И. Способина («Музыкальная форма» [214]), Ю. Тюлина («Музыкальная форма» [221]), В. Холоповой («Формы музыкального произведения» [236]).

Как отдельный объект изучения фортепианная соната рассматривается в рамках освещения художественного наследия композиторов романтической эпохи в коллективных трудах по истории западноевропейской музыки «Музыка Австрии и Германии XIX века» [151, 152].

Работы, в которых анализируются сонаты предшествующего исторического этапа, также соприкасаются с основной темой исследования. В музыкальном Романтизме ярко проступает преемственность с классическим искусством. Хорошо известно, насколько значительны связи ранних романтиков с Венской классической школой. С этой точки зрения интерес вызывают труды, посвящённые «предромантическому» периоду в истории музыки. Отдельного внимания заслуживает работа JI. Кириллиной, вышедшая в трёх частях: Ч. I - «Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика» [103], Ч. II- «Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции» [104], Ч. III - «Поэтика и стилистика» [105].

В творчестве композиторов Венской классической школы соната достигла расцвета. Трёхчастная соната в сочинениях И. Гайдна и В.А. Моцарта до сих пор остаётся образцом данной формы. Историческое значение венского классицизма заключается в типизации и систематизации всех основных параметров сонатного жанра. Соната венских классиков - не только сложившаяся композиционная модель, ставшая образцом, эталоном, «архетипом», но и «особая драматургическая система, превратившаяся в своеобразный "метасюжет" инструментального музыкального театра» [151, 483].

Следует выделить целый комплекс работ посвящённых творчеству отдельных композиторских фигур, участвовавших в формировании классического стиля. Среди них- исследования, касающиеся сонатного наследия Й. Гайдна (Н. Баттерворт [25], Е.Вартанова [49], В. Тропп [218]), В.А. Моцарта (Г. Аберт [1], Г. Чичерин [251], А. Эйнштейн [265]).

В творчестве Л. ван Бетховена фортепианная соната достигает вершины своего развития. Бетховен открыл и всесторонне использовал многообразные возможности сонатной формы, а его музыкальное наследие знаменует собой кульминацию классической сонаты. О творчестве Бетховена, как источнике художественных идей новой романтической эпохи, говорили многие исследователи. В качестве примера можно назвать Н. Николаеву и её статью «Бетховен и романтизм» [165].

По мнению А. Серова «музыкант-мыслитель... легко может проследить в позднейших творениях Бетховена все начала нынешнего развития музыки. Все любимые приёмы Мендельсона, все так называемые нововведения Шопена, Листа... всё это уже есть в Бетховене (в третьем периоде его музыки), и даже не в зародыше, а в полном развитии» [151, 28].

Ю. Кремлёв в монографии «Фортепианные сонаты Бетховена» осуществил сравнительный анализ нескольких художественных позиций, основываясь на суждениях музыкальных деятелей в отношении той или иной сонаты [112]. Интерес представляют и работы зарубежных музыковедов, посвященные сонатному наследию композитора [267, 282, 290а].

В истории сонаты время зарождения Романтизма- весьма сложный этап. В фортепианном творчестве ранних романтиков жанр сонаты, хотя ещё и тесно связанный с классической традицией, обретает новые специфические черты, оригинальные выразительные средства, отражающие образы и настроения, навеянные современностью.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гейнц, Мария Александровна, 2013 год

Библиография

1. Аберт Г. В.А. Моцарт. - М.: Музыка. - Ч. 1, кн. 1. - 1987. - 534 с. -Ч. 1, кн. 2. - 1988. - 606 с. - Ч. 2, кн. 1. - 1989. - 495 с. - Ч. 2, кн. 2. - 1990. -588 с.

2. Аверинцев С., Андреев М., Гаспаров М., Гринцер П., Михайлов А. Категории поэтики в смене литературных эпох: Сб. статей. - М.: Наследие, 1994.-С. 3-38.

3. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. - М.: Практика, 1995. - 256 с.

4. Александрова В., Бронфин Е. Ян Сибелиус: Очерк жизни и творчества. - М.: Музгиз, 1963. - 172 с.

5. Алексеев А. История фортепианного искусства: в 3 ч. - М.: Музыка, 1982.-Ч. 1 и 2.-415 с.

6. Алексеев А. Русская фортепианная музыка конца XIX - начала XX века. - М.: Наука, 1969. - 388 с.

7. Алексеев А. Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма. - М.: Музгиз, 1948. - 314 с.

8. Алексеев А. Творчество музыканта-исполнителя.- М.: Музыка, 1991.- 102 с.

9. Алексеева Л., Григорьев В. Страницы зарубежной музыки XIX века. -М.: Знание, 1983.- 112 с.

10. Алъшванг А. Людвиг Ван Бетховен. - М.: Музыка, 1977. - 446 с.

11. Алъшванг А. П. Чайковский. - М.: Музыка, 1967. - 928 с.

12. Амброс А. Роберт Шуман: Жизнь и творчество.- М.: Музыка, 1988.-62 с.

13. Антонова С. Иоганнес Брамс и Антон Брукнер: к проблеме историзма музыкального мышления // Актуальные проблемы высшего музыкаль-

ного образования: Материалы Шестой Всероссийской научно-методической конференции аспирантов и молодых преподавателей. - Н. Новгород, 2004. -С. 14-22.

14. Арановский М. Музыкальный текст: Структура и свойства. - М.: Композитор, 1998. - 344 с.

15. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. - С. 90-188.

16. Арановский М. Романтизм и русская музыка XIX века// Вопросы теории и эстетики музыки. - М. - Л.: Музыка, 1965. - Вып. 4. - С. 87-105.

16а. Арановский М. Симфонические искания: исследовательские очерки. -Л.: Сов. композитор, 1979. -288 с.

17. Арановский М. Что такое программная музыка.- М.: Музгиз, 1962.- 120 с.

18. Арутюнова Н. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь.-М.: Сов. энциклопедия, 1990.-С. 136-137.

18а. Асафьев Б. Григ. -М. - Л.: Музгиз, 1948.- 152 с.

19. Асафьев Б. Избранные труды. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955.-Т. 2.-384 с.

20. Асафьев Б. Избранные труды. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955.-Т. 4.-440 с.

21. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: в 2 кн. - Л.: Музыка, 1971.-376 с.

22. Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. - Л.: Музыка, 1979.-342 с.

23. Балакирев М. Воспоминания и письма. / Ред.-сост. Э. Фрид. - Л.: Музгиз, 1962.-477 с.

24. Баранова И. Характерные черты сонатной формы XIX века: дис... докт. иск. - Петрозаводск, 2000. - 327 с.

25. Баттерворт Н. Гайдн / пер. с англ. А.Н. Виноградовой. - Пермь: изд-во «Урал», 1999. - 157 с.

26. Бачинская Н. Роберт Шуман. - М.: Музгиз, 1952. - 164 с.

27. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. - 446 с.

28. Бенестад Ф., Шелъдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ - человек и художник. - М.: Радуга, 1986. - 376 с.

29. Берков В. О гармонии Бетховена. На пути к будущему // Бетховен. -Вып. 1.-М.: Музыка, 1971. - С. 276-332.

30. Берков В. Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла. - М.: Сов. композитор, 1961. - 42 с.

31. БерковскийН. Романтизм в Германии. - Л.: Худож. лит., 1973. —

567 с.

32. Бетховен. Сборник статей в 2-х выпусках. - Вып. 1. - М.: Музыка,

1971.-445 с.

33. Бетховен. Сборник статей в 2-х выпусках. - Вып. 2. - М.: Музыка,

1972.-376 с.

34. Биркан Р. Полифонические черты в формообразовании Брамса // И. Брамс. Черты стиля: Сб.статей. - СПб: изд-во СПбГК, 1992. - С. 172-197.

35. Битерякова Е. Кристиан Синдинг. Портрет норвежского композитора. - М.: Импэто, 2007. - 504 с.

36. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. - М.: Музыка, 1978.-332 с.

37. Бонфелъд М. Теоретический курс анализа музыкальных произведений. - Вологда: Вологодский гос. пед. ин-т, 1982. - 103 с.

38. Бородин Б. Мир Брамса и русская культура: некоторые параллели // Муз. академия. - 2002. - № 2. - С. 144-148.

39. Бородин Б. О трансцендентном в исполнительском искусстве: «демоническая виртуозность» // Фортепиано. - 2012. - № 1-2. - С. 45-57.

40. Бородин Б. О фортепианной фактуре эпохи романтизма // Фортепиано. - 2003. - № 4. - С. 22-25.

41. Бочарникова Е. О соотношении понятий «текст» и «дискурс» в лингвистике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2010.-№ 1 (5), Ч. 1.-С. 50-52.

42. Буасье А. Уроки Листа / Пер. с фр. Н. Корыхаловой. - СПб.: Композитор, 2002-2003.-74 с.

43. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки. - М.: Музыка, 1985.-256 с.

44. Бэлза И. Ф. Шопен. - М.: Наука, 1968. - 380 с.

45. Бюкен Э. Музыка рококо и классицизма. - М.: Музгиз, 1934. -

272 с.

46. Валъкова В. Соната // Музыкальная энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - Т. 5. - С. 193-199.

47. Ванслов В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство, 1966. - 401 с.

48. Вартанова Е. К проблеме типологии романтической сонатной формы в ракурсе философской антропологии // Памяти Марианны Фёдоровны Гейлинг: сб. науч. статей. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. - С. 2431.

49. Вартанова Е. Логика сонатных композиций Гайдна и Моцарта. Учебное пособие по курсу анализа музыкальных произведений. - Саратов: изд-во СГК, 2003.-24 с.

50. Васильева К. Франц Шуберт. - Л.: Музыка, 1969. - 88 с.

51. Венок Шопену: Сб. статей. - М.: Музыка, 1989. - 279 с.

52. Владыкина-Бачинская Н. Роберт Шуман.- М.: Музгиз, 1959. —

208 с.

53. Ворбс Г. Феликс Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников - М.: Музыка, 1966.-913 с.

54. Воспоминания о Роберте Шумане. - М.: Композитор, 2000. - 556 с.

55. Воспоминания о Шуберте. - М.: Музыка, 1964. - 412 с.

56. Вулъфиус П. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта. - М.: Музыка, 1974. - 83 с.

57. Вулъфиус П. Франц Шуберт: Монография. - М.: Музыка, 1983. —

447 с.

58. Ганзбург Г. Статьи о Шуберте. - Харьков: Институт музыкознания, 1997.-28 с.

59. Ганина М. А. Глазунов. Жизнь и творчество. - Л.: Музгиз, 1961. -

389 с.

60. Гейрингер К. Иоганнес Брамс. - М.: Музыка, 1965. - 432 с.

61. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве: Сб. статей и материалов. - Л.: Музыка, 1985. - 142 с.

62. ГолъдшмидтГ. Франц Шуберт. Жизненный путь. - М.: Музыка, 1968.-450 с.

63. Горностаева В. Два часа после концерта. - Дубна: Свента, 1995. -

224 с.

64. Горюхина Н. Эволюция сонатной формы. - Киев: Музична Украша, 1970.-314 с.

65. Григорьев В. Музыкальный романтизм: Сущность стиля и проблемы интерпретации // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве. -М.:МГК, 1994.-С. 3-26.

66. Грохотов С. И.Н. Гуммель и фортепианное искусство первой трети XIX века: автореф. дис... канд. иск. - Л., 1990. - 25 с.

(Л.Даме В. Франц Шуберт. - М.: Музыкальный сектор, 1928. - 199 с.

68. Дейк ван Т. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. -

312 с.

69. Дейк ван Т., Кинч В. Стратегия понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1988. - Вып. XXIII. - С. 153-211.

70. Демченко А. Западноевропейское искусство. Барокко и Романтизм // А.Демченко. Избранные статьи о музыке. - Саратов: изд-во СГК, 2003. -Вып. 1.-144 с.

71. Демченко А. К методологии музыкально-исторического анализа // Памяти Марианны Фёдоровны Гейлинг: сб. науч. статей. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. - С. 31-43.

72. Демченко А. Концепционный метод музыкально-исторического анализа. - Саратов: Pan-Art, 2001. - 108 с.

73. Демченко А. Творчество Р. Шумана в системе романтического искусства первой половины XIX века // Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы: Сб. науч. трудов. / Сост. Г. Ганзбург. - Харьков: Ра - Каравелла, 1997.-С. 4-15.

74. Демченко А. Феликс Мендельсон-Бартольди: ракурсы романтического мирочувствия // Статьи о музыке. - М.: Композитор, 2008. - С. 59-70.

75. Демченко А. Ференц Лист: вехи эволюции // Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. науч. трудов / Сост. Г. Гангзбург. - Харьков: Ра -Каравелла, 2002. - С. 25-42.

76. Демченко Г. Искусство бидермайера и «Песни без слов» Ф. Мендельсона // Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сб. науч. трудов / Сост. Г. Ганзбург. - Харьков, 1995. - С. 44-48.

77. Демченко Г. Феноменология романтизма в фортепианном творчестве Р. Шумана (Аспекты музыкальной герменевтики): дис... канд. иск. -Саратов, 2006. - 208 с.

78. Доброхотов Б. Александр Алябьев. Творческий путь. - М.: Музыка, 1966.-338 с.

79. Дожина Н. Гармония Шумана как язык душевных движений (на примере фортепианных произведений) // Романтизм в музыке. - Минск: Белорус. гос. академия музыки, 1999. - С. 132-137.

79а. Дроздова Т. Проблемы понимания научного текста: монография. -Астрахань: Изд-во АГТУ, 2003. - 224 с.

80. ДрускинМ. Зарубежная музыка первой половины XIX века. - М.: Сов. композитор, 1967. - 108 с.

81. Друскин М. Иоганнес Брамс. Монографический очерк. - М.: Музыка, 1969.-111 с.

82. Друскин М. История зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1983. -Вып. 4. - 528 с.

82а. Друскин М. К полемике о романтизме // Избранное. - М.: Сов. композитор, 1981.-С. 166-195.

83. Егорова М. Фортепианные сонаты Мендельсона: особенности раннего стиля композитора // Музыковедение. - 2010. - № 4. - С. 20-23.

84. Жабинский К. Фортепианное творчество Роберта Шумана и австро-немецкая клавирная традиция ХУН-ХУШ веков // Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы. - Харьков: Каравелла, 1997. - С. 114-133.

85. Жабинский К., Зенкин К. Музыка в пространстве культуры: Избр. статьи. - Ростов-н/Д: МП «Книга», 2001. - Вып. 1. - 232 с.

86. Житомирский Д. Заметки о музыкальном романтизме (Шопен и Шуман) // Советская музыка. - 1960. - № 2. - С. 16-28.

87. Житомирский Д. Избранные статьи. - М.: Сов. композитор, 1981. -

390 с.

88. Житомирский Д. Роберт Шуман. - М.: Музыка, 1964. - 880 с.

89. Житомирский Д. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. - М.: Композитор, 2000. - 376 с.

90. Житомирский Д. Романтизм// Муз. энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Т. 4. - С. 697-704.

91. Зенкин К. О некоторых проблемах изучения музыкального романтизма // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. — Ростов-на-Дону, 1998. - С. 9-13.

92. Зенкин К. Романтизм в контексте христианской культуры // Музыкальная культура христианского мира: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. - Ростов-н/Д: Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С.В. Рахманинова, 2001. - С. 83-93.

93. Зенкин К Романтизм как историко-культурный переворот// К. Жабинский, К. Зенкин Музыка в пространстве культуры: Избр. статьи. -Ростов-н/Д: МП «Книга», 2001. - Вып. 1. - С. 8-28.

94. Зенкин К Шуберт в мире Марии Юдиной // К. Жабинский, К. Зенкин Музыка в пространстве культуры: Избр. статьи. - Ростов-н/Д: МП «Книга», 2001. - Вып. 1. - С. 172-204.

95. Зингер Е. Из истории фортепианного искусства Франции. - М.: Музыка, 1976.- 112 с.

96. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Е. Апенко. -М.: ПБОЮЛ Захаров М.А., 2001. -416 с.

97. История русской музыки: В 10 т. - Т. 7: 70 80-е годы XIX века / Ю. Келдыш, Л. Корабельникова и др. - М.: Музыка, 1994. - 479 с.

98. Казанцева Л. Основы теории музыкального содержания. - Астрахань: Факел, 2001. - 368 с.

99. Как исполнять Шопена. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - 236 с.

100. Каменская О. Текст и коммуникация. - М.: Высшая школа, 1990. -

152 с.

101. Караулов Ю., Петров В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса: вступ. статья // Дейк ван Т. Язык. Познание. Коммуникация. -М.: Прогресс, 1989. - С. 5-11.

102. Кенигсберг А. Карл Мария Вебер (1786-1826).- Л.: Музыка, 1981.- 112 с.

103. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII- начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. - М.: изд-во МГК, 1996.- 192 с.

104. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII- начала XIX века. Ч. II: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. — М.: Композитор, 2007. - 224 с.

105. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII- начала XIX века. Ч. III: Поэтика и стилистика. - М.: Композитор, 2007. - 376 с.

106. Кирина К Мажоро-минор зрелого романтизма (Ф. Лист) // Музыкознание: сб. статей аспирантов и соискателей. - Алма-Ата, 1967. -Вып. III.-С. 96-102.

107а. Коней В. История зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1981. -Вып. 3.-534 с.

107. Конен В. Шуберт. - М.: Музгиз, 1959. - 303 с.

108. Коробова А. Современная теория музыкальных жанров и её методические аспекты // Музыковедение. - 2008. - № 4. - С. 2-6.

109. Крауклис Г. Фортепианные сонаты Шуберта. Путеводитель. - М.: Музгиз, 1963.- 120 с.

110. Кремлёв Ю. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. - М.: Музыка, 1972.-318 с.

111. КремлёвЮ. Прошлое и будущее романтизма.- М.: Музыка, 1968.-77 с.

112. Кремлёв Ю. Фортепианные сонаты Бетховена. - М.: Сов. композитор, 1970.-333 с.

113. КремлёвЮ. Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества. - М.: Музыка, 1971.-608 с.

114. Кремлёв Ю. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. - М.: Музгиз, 1958.-237 с.

115. КремлёвЮ. Эстетика Шопена// Сов. музыка.- 1994,- № 7.-С. 41-48.

116. Кубрякова Е. О понятии дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике: обзор // Дискурс, речь, речевая деятельность. Функциональные и структурные аспекты: сборник обзоров. - М.: ИНИОН РАН, 2000. - С. 7-25.

117. Кудряшов А. Музыкальный романтизм: идеи эпохи и их воплощение // Муз. академия. - 2002. - № 1. - С. 139.

118. Кудряшов А. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв. - СПб.: Лань, 2006. - 432 с.

119. КюрегянТ. Форма в музыке VII-XX веков. - М.: Композитор, 2003.-312 с.

120. Лаврентьева И. Поздние сонаты Бетховена. - М.: Музыка, 1966. -

138 с.

121. Лапко Т. Фортепианные сонаты Р. Шумана. Загадки финалов // Романтизм в музыке. - Минск: Белорус, гос. академия музыки, 1999. -С. 127-132.

121а. ЛарошГ. Шуман как фортепианный композитор// ЛарошГ, Избр. статьи. - Л.: Музыка, 1978. - Вып. 5. - С. 19-29.

122. Левашёва О. Ференц Лист: Молодые годы. - М.: Музыка, 1998. -

334 с.

123. Левашёва О. Эдвард Григ. Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1975.-624 с.

124. Левик Б. Франц Шуберт. - М. - Л.: Музгиз, 1952. - 34 с.

125. Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом: В 2-х т. - М.: Музгиз, 1952-1953. - Т. 1. — 536 с.-Т. 2.-247 с.

126. Лист Ф. Избранные статьи. - М.: Музгиз, 1959. - 462 с. 126 а. Лист Ф. Шопен Ф. - М.: Музгиз, 1956. - 428 с.

127. Лосев А. Конспект лекций по эстетике Нового времени // Литературная учёба. - 1990. -№ 6. - С. 132-157.

128. МазельЛ. Вопросы анализа музыки.- М.: Сов. композитор,

1978.-352 с.

129. МазельЛ. Строение музыкальных произведений. - М.: Музыка,

1979.-539 с.

130. Мозель Л. Шопен. - М.: Музгиз, 1960. - 40 с.

131. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1967.-752 с.

132. Мамай Е.В. К вопросу о категориях эстетики музыкального романтизма // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педаго-

га-музыканта: Сборник научных трудов. - М.: МПГУ, 2002. - Вып. 8. - С. 2431.

133. Манн Т. Германия и немцы / Полное собрание сочинений. - М.: Худож. лит., 1961.-Т. 10.-696 с.

134. Медушевский В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993.-268 с.

135. Медушевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей// Музыкальный современник.- М.: Сов. композитор, 1984.-Вып. 5.-С. 5-17.

136. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект// Сов. музыка. - 1979. - № 3. - С. 29-37.

137. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. — 255 с.

138. Мержанов В. Ф. Шопен. Соната № 2 b-moll // Фортепиано. -2000.-№ 1.-С. 22-23.

139. Мизитова Р. Фортепианная соната 10-20-х годов XIX столетия (К проблеме исторической типологии раннего романтизма): дис... канд. иск.-М., 1999.- 195 с.

140. Мизитова Р. Черты оперной драматургии в фортепианных сонатах Карла Марии Вебера // Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы. - Харьков: Каравелла, 1997. - С. 234-239.

141. Мильштейн Я. Очерки о Шопене. - М.: Музыка, 1987. - 176 с.

142. Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. - М.: Музыка, 1967. —

119 с.

143. Мильштейн Я. Ференц Лист. - М.: Музыка, 1999. - 653 с.

144. Михайлов А. Диалектика литературной эпохи// Контекст-1982: Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1983. - С. 99-135.

145. Михайлов А. Романтизм // Муз. жизнь. - 1991. -№ 6. - С. 20-23.

146. Михайлов М. Стиль в музыке. - Л.: Музыка, 1981. - 262 с.

147. Михайлов М. Этюды о стиле в музыке. - Л.: Музыка, 1990. - 288 с.

148. Москалец Ю. Русская фортепианная соната рубежа XIX-XX столетий в атмосфере художественных исканий эпохи: дис... канд. иск. - М., 2004. - 232 с.

149. Музалевский В. Григ. - Л.: Музгиз, 1938. - 39 с.

150. Музалевский В. Русское фортепианное искусство. - Л.: Музгиз, 1961.-319с.

151. Музыка Австрии и Германии XIX века. - М.: Музыка, 1975. — Кн. 1.-512 с.

152. Музыка Австрии и Германии XIX века. - М.: Музыка, 1990. — Кн. 2.-527 с.

153. Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен. - М.: Музыка, 1967.-442 с.

154. Музыкальная эстетика Германии XIX века. - М.: Музыка, 1981. -Т. I. - 415 с.

155. Музыкальная эстетика Германии XIX века. - М.: Музыка, 1982. -Т. II.-432 с.

156. Музыкальные жанры / Общ. ред. Поповой Т. - М.: Музыка, 1968. -

327 с.

157. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982.-319 с.

158. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972.-384 с.

159. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. - М: ВЛАДОС, 2003.248 с.

160. Натансон В. Прошлое русского пианизма (XVIII первой половины XIX века). - Л.: Музгиз, 1961. - 317 с.

161. Нейгауз Г.Г. О последних сонатах Бетховена // Сов. музыка. -1963.-№4.-С. 67-72.

162. Николаев А. Джон Фильд. - М.: Музыка, 1979. - 158 с.

163. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. - М. - J1.: Муз-гиз, 1949.-208 с.

164. Николаев В. Шопен-педагог. - М.: Музыка, 1980. - 93 с.

165. Николаева Н. Бетховен и романтизм// Сов. музыка.- 1960. -№ 12.-С. 44-56.

166. Новак Л. Йозеф Гайдн. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

167. Орлова Е. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. - М.: Музыка, 1984.-302 с.

168. Переписка М. Балакирева с П. Чайковским. - СПб., М., Рига, Лейпциг: Ю. Циммерман, 1917. - 100 с.

169. Петраш А. Жанры позднеренессансной инструментальной музыки и становление сонаты и сюиты // Вопросы теории и эстетики музыки. - Л.: Музыка, 1975.-Вып. 14.-С. 177-202.

170. Пихт-Аксенфельд Э. Некоторые соображения по поводу интерпретации фортепианной музыки Франца Шуберта / Пер. с нем. Е. Гуревич // Муз. жизнь, 1995. - № 5-6. - С. 24-25.

171. Попова Т. Пути к музыке. - М.: Знание, 1973. - 111 с.

172. Попова Т. Соната. - М.: Музгиз, 1962. - 96 с.

173. Пошвина Е. Романтическая соната в творчестве «малоизвестных» композиторов и представителей позднего романтизма // Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории. Материалы Российской научно-практической конференции (Оренбург, 25-27 апреля 2007 года) / Гл. ред. Б.П. Хавторин, сост. и науч. ред. В.А. Логинова - Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ИПК ГОУ ОГУ, 2007.-С. 400-411.

174. Приходъко В. Фактура Шумана: некоторые психологические аспекты восприятия // Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы. - Харьков: Каравелла, 1997. - С. 134-143.

175. Проблемы музыкального романтизма.- Л.: ЛГИТМиК, 1987. —

127 с.

176. Проблемы музыкального романтизма.- Л.: ЛГИТМиК, 1987. —

144 с.

177. Проблемы романтизма. Вып. 1. -М.: Искусство, 1967. - 360 с.

178. Проблемы романтизма. Вып. 2. - М.: Искусство, 1971. - 304 с.

179. Проблемы романтизма в исполнительском искусстве. - М.: МГК, 1994. - 144 с.

180. Протопопов В. Принципы музыкальной формы Бетховена. - М.: Музыка, 1970.-329 с.

181. Протопопов В. Сонатная форма в западноевропейской музыке 2-й половины XIX века. - М.: Музыка, 2002. - 134 с.

182. Пурталес Г. де Шопен / Пер. с фр. А. Ставрина. - М.: Классика-XXI, 2001.-272 с.

183. Пылаев М. К теории и истории сонатной формы конца XVIII начала XIX века: дисс... канд. иск. — М., 1993. - 208 с.

184. Роговой С. Письма И. Брамса. - М.: Композитор, 2003. - 640 с.

185. Рогожина Н. Сезар Франк. - М.: Сов. композитор, 1969. - 266 с.

186. Розанов И. От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов. - СПб: Изд-во «Лань», 2001. - 448 с.

187. Романова Е. Музыкальная эстетика Роберта Шумана// Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы. - Харьков: Каравелла, 1997.-С. 144-147.

188. Романтизм: два века осмысления. - Калининград: Изд-во Кал. унта, 2003.- 188 с.

189. Российский энциклопедический словарь. - М: Большая Российская энциклопедия, 2000. - Т. 1-2.-2016 с.

190. Рубинштейн А. Лекции по истории фортепианной литературы / Ред. и коммент. С. Гинзбурга. - М.: Музыка, 1974. - 109 с.

191. Рубинштейн А. Музыка и её представители. - СПб.: Союз художников, 2005.- 160 с.

192. Рубинштейн А. Сборник статей / Под ред. Т.А. Хопрова. - СПб.: Канон, 1997.- 197 с.

193. Рудъ П. Параллель «Бетховен - Мендельсон» (к проблеме исторического становления лирического сознания музыки) // Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма. - Харьков, 1995. -С. 82-84.

194. Русанова Г. Последние фортепианные сонаты Франца Шуберта: проблемы композиции и исполнительской интерпретации: дис... канд. иск. -

!. М., 2003.- 188 с.

*

I

}' 195. Русская музыкальная культура XIX начала XX века: сб. трудов /

Сост. Т. Масловская - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - Вып. 123. - 132 с.

196. Ручъевская Е. Классическая музыкальная форма. - СПб.: Композитор, 1998.-268 с.

197. Ручъевская Е. Формообразующий принцип как историческая категория // История и современность: Сб. статей. - JI.: Сов. композитор, 1981. -С. 120-138.

198. Семиотика: Антология / Сост. Ю. Степанов. - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 702 с.

199. Сенилов В. Забытый деятель Иоган Гесслер // РМГ. - 1901. - № 29-30.-С. 707-711.

200. СиняверЛ. Жизнь Шопена. -М.: Музгиз, 1959. - 188 с.

201. Скорбященская О. Фортепианное творчество Карла Марии Фон Вебера в контексте культуры немецкого романтизма: автореф. дис... канд. иск. - Санкт-Петербург, 1993. - 18 с.

202. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. - М.: Музгиз, 1958.-232 с.

203. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973.-446 с.

204. Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции. - М.: Музыка, 1985. - 285 с.

205. Смирнов М. Русская фортепианная музыка. Черты своеобразия. -М.: Музыка, 1983.-335 с.

206. Соколов О. К спорам о романтизме // Проблемы романтизма. - М.: Искусство, 1967. - Вып. 1. - С. 5-40.

207. Соколов О. Морфологическая система музыки и её художественные жанры: Монография. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. - 220 с.

208. Соколов О. Об индивидуальном претворении сонатного принципа // Вопросы теории музыки. - М.: Музыка, 1970. - Вып. 2. - С. 196-228.

209. Соллертинский И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика // Музыкально-исторические этюды. - Л.: Музгиз, 1956. - 363 с.

210. Соловцов А. Фридерик Шопен. - Жизнь и творчество. - М.: Музгиз, 1960.-466 с.

211. Сорокина Е. Некоторые проблемы развития фортепианной сонаты в России: дис... канд. иск. - М., 1976. - 195 с.

212. СохорА. Музыка как вид искусства. -М.: Музыка, 1970. - 192 с.

213. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. - М.: Музыка, 1968.- 105 с.

214. Способин И. Музыкальная форма. - М.: Музыка, 2007. - 400 с.

215. Стогний И. Смысловая многомерность музыкального произведения: к проблеме смысловых коннотаций // Музыковедение. — 2012. - № 10. -С. 2-9.

216. Стручалина Э. Франц Шуберт - Открытие романтической гармонии // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения): Сб. статей/ Ред.-сост. В. Ценова. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2003. - С. 166-171.

217. Стуколкина С. Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины XVIII - начала XIX веков: дис... канд. иск. - М.:, 2002. - 200 с.

218. Тропп В. Клавирные сонаты Гайдна. К проблеме формирования жанра и эволюции стиля: автореф. дис... канд. иск. - М., 2001. - 29 с.

219. Туманина Н. Чайковский. Путь к мастерству 1840-1877 гг. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. - 559 с.

220. Тынянова Е. Иосиф Геништа // Советская музыка. - 1941. - № 2. -С. 62-65.

221. Тюлин Ю. Музыкальная форма. -М.: Музыка, 1965. - 395 с.

222. Тюлин Ю. О программности в произведениях Шопена. - Л.: Муз-гиз, 1963. - 56 с.

223. Фёдоров Ф. Художественный мир немецкого романтизма. Структура и семантика, - М.: МИК, 2004. - 368 с.

224. Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Классика-ХХ1, 2001. —

340 с.

225. Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. науч. трудов/ Сост. Г. Гангзбург. - Харьков: Ра - Каравелла, 2002. - 336 с.

226. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века: В 2-х т. - М. - Л.: Музсектор, 1928. - Т. 2. -994 с.

227. Фомина 3. Онтология музыки. - Саратов: СГК, 2005. - 87 с.

228. Фомина 3. Сущность музыкального в интерпретациях мастеров Романтизма (Онтологический аспект) // Музыка в системе культуры. -2012.-№ 1 (10).-С. 28-31.

229. Фрумкис Т. Жизнь музыканта: к 200-летию со дня рождения Вебе-ра//Муз. жизнь. - 1986.-№24.-С. 15-17.

230. Хангелъдиева И. Музыка в синтетических видах искусства, - М.: Знание, 1987. - 64 с.

231. Холопов Ю. Введение в музыкальную форму. — М.: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 2008. - 432 с.

232. Холопов Ю. Гармония: Теоретический курс. - СПб.: Лань, 2003. -

544 с.

233. Холопов Ю. О музыкальной программности. - М.: Музгиз, 1963. -

144 с.

234. Холопова В. К теории стиля в музыке: нерешённое, решаемое, неразрешимое // Муз. академия. - 1995. -№ 3. - С. 165-168.

235. Холопова В. Музыка как вид искусства.- М.: Лань, 2000. - 320 с.

236. Холопова В. Формы музыкальных произведений. - СПб: Лань, 2001.-496 с.

237. Хохлов Ю. Франц Шуберт: Жизнь и творчество в материалах и документах. - М.: Сов. композитор, 1978. - 252 с.

238. Хохлов Ю. Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии. -М.: Музыка, 1972.-414 с.

239. Хохлов Ю. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. - М.: Эдито-риал УРСС, 2007. - 528 с.

240. Царёва Е. Иоганнес Брамс: Монография. - М.: Музыка, 1986. —

383 с.

241. Царёва Е. Шуберт и Шуман// Шуберт и шубертианство. - Харьков, 1994.-С. 78-82.

242. Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. - М.: Сов. композитор. - 1975. - 464 с.

243. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964. - 160 с.

244. Цуккерман В. Соната си минор Ф. Листа. - М.: Музыка, 1984. —

112 с.

245. Чередниченко Т. Эстетика// Муз. энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия. - 1982. - Т. 6. - С. 554-566.

246. Черемисин А. Музыкально-коммуникативное событие: факторы формирования музыкального дискурса: автореф. дис... канд. филос. наук.-Тамбов, 2004. - 22 с.

247. Чернова Т. Драматургия в инструментальной музыке. - М.: Музыка, 1984.-144 с.

248. Черныш Э. Артикуляция в клавирных сонатах Й. Гайдна: автореф. дисс... канд. иск. - Саратов, 2012. - 26 с.

249. Чернявская В. От анализа текста к анализу дискурса // Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования. -Рязань, 2002. - С. 230-232.

250. Чигарева Е. Романтизм в музыке // Романтизм: Эстетика и творчество.-Тверь: ТГУ, 1994.-С. 145-155.

251. Чичерин Г. Моцарт: Исследовательский этюд.- Л.: Музыка, 1979.-279 с.

252. Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкальной темы // Музыкальное содержание: наука и педагогика. - Уфа: Изд. УГАИ, 2005. -С. 81-102.

253. Шишова-Горская Е. Программная музыка. - М.: Музгиз, 1961.56 с.

254. Шлифштейн Н. Об эволюции классического цикла на примере фортепианных сонат Бетховена // Муз. академия. - 2012. - № 3. - С. 123-126.

255. Шопен Ф. Письма. В 2-х т., Т.2 / Сост. Г.С. Кухарский. - М.: Музыка, 1984.-461 с.

256. Шопен Ф. Статьи и исследования советских музыковедов. - М.: Музыка, 1960.-411 с.

257. Штейпресс Б. Музыка XIX века. - М.: Сов. композитор, 1968. —

486 с.

258. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. - М.: Музгиз, 1956. - 400 с.

259. Шуман Р. О музыке и музыкантах. - М.: Музыка, 1975. - Т. I. -

406 с.

260. Шуман Р. О музыке и музыкантах. - М.: Музыка, 1978. - Т. Н-А. -

327 с.

261. Шуман Р. О музыке и музыкантах. - М.: Музыка, 1979. - Т. П-Б. -

294 с.

262. Шуман Р. Письма. -М.: Музыка, 1970. -Т. 1.-719 с.

263. Шуман Р. Письма. - М.: Музыка, 1982. - Т. 2. - 525 с.

264. Щукина Т. Фортепианная соната в творчестве Клементи и её стилевые параллели: дис... канд. иск. - М., 2006. - 197 с.

265. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество.- М.: Музыка, 1977.-454 с.

266. Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / Под ред. проф. Г. Мананенко. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.-Вып. 7.-448 с.

267. Badura-Skoda Р., Demus J. Die Klaviersonaten von Ludwig van Beethoven. - Wiesbaden: F.A. Brockhaus, 1970. - 223 S.

268. Bjorndal A. Norsk folkemusik. - Bergen, 1952.

269. Böttinger P. Durch die Hölle unserer Gefühle // Musik-Konzepte 52. Carl Maria von Weber. - München: Dieter Vollendorf, 1997. - S. 22-47.

270. Chissell J. Schumann Piano Music. - Seattle: University of Washington Press, 1972.-72 p.

271. Colles H. Brahms. - New York: AMS Press, 1978. - 168 p.

272. Cooper M. Beethoven. The Last Decade. 1817-1827. - London: Oxford University Press, 1970. - 483 p.

273. Demuth N. French Piano Music. - London, 1959. -179 p.

273a. Dijk van T. The study of discourse // Discourse as structure and process. - London, 1997. - Vol. 1. Discourse studies: a multidisciplinary introduction. -P. 1-34.

274. Egert P. Die Klaviersonate im Zeitalter der Romantik. Beitrage zur Geschichte der Klaviermusik. - Berlin: Selbstverlag, 1934. - Bd. I. - 166 s.

275. Eggebrecht H. Spätwerk Beethovens // Anuario musical: Revista de musicologia del CSIC (Barcelona). - 1997. - № 52. - S. 143-153.

276. Einstein A. Music in the Romantik era: A history of musical thought in the 19th century. - London: J.M. Dent & Sons LTD, 1948. - 371 p.

277. FinckH. Edvard Grieg. - Stuttgart, 1908.

278. Fischer E. Ludwig van Beethovens Klaviersonaten. - Wiesbaden: Insel-Verlag Zweigstelle, 1956.- 139 S.

279. Gertler W. Robert Schumann in seinen frühen Klavierwerken. - Wolfenbüttel: Georg Kallmeyer Verlag, 1931.- 173 S.

280. HedleyA. Chopin. - London. 1974. -214 p.

281. Johansen D. Edvard Grieg. - Oslo, 1956.

281a. Kahl W. Dusek // Musik in Geschichte und Gegenwart. - 1954. -Bd. 3.-S. 1001-1006.

282. Matthews D. Beethoven piano sonatas. - Seattle: University of Washington Press, 1969. - 56 p.

283. Mauser S. Zeit- und Wahrnehmung s strukturen in Schuberts letzten Klaviersonaten - Versuch einer rezeptionsästhetischen Analyse II Franz Schubert. Der Fortschrittliche Analysen-Perspektiven-Fakten. - Tutzing: Verlegt bei Hans Schneider, 1989. - S. 189-200.

284. Meilers W. The sonata principle. - London, 1957. - 237 p.

285. Newman W. A history of the sonata idea. - Vol. 1. The Sonata in the Baroque Era. - Chapel Hill: Univ. of North Carolina Press, 1959. - 392 p.

286. Newman W. A history of the sonata idea. - Vol. 2.The Sonata in the Classic Era. - Chapel Hill: Univ. of North Carolina Press, 1963. - 897 p.

287. Newman W. A history of the sonata idea. - Vol. 3. The Sonata since Beethoven. - Chapel Hill: Univ. of North Carolina Press, 1969. - 854 p.

288. Raabe P. Franz Liszt - Suttgardt; Berlin. - 1931. - Bd. 1, 2.

289. Radcliffe P. Schubert piano sonatas. - Seattle: University of Washington Press, 1971.-58 p.

290. Rosen Ch. The classical style. Haydn, Mozart, Beethoven. - New York: The Viking Press, 1971. - 467 p.

290a. Rosenberg R. Die Klaviersonaten Ludwig van Beethovens. Studien über Form und Vortrag. II Band - Olfen und Lausanne: URS Graf-Verlag, 1957. -454 S.

291. Schjelderup G., Niemann W. Edvard Grieg. Biographie und Wurdigung seiner Werke. - Leipzig, 1908.

291a. Schjelderup-Ebbe D. Edvard Grieg (1858-1867). - Oslo, 1964.

292. Setkova D. Stepan // Musik in Geschichte und Gegenwart. - 1965. -Bd. 12.-S. 1257-1261.

293. Sisman E. Brahms and the variation canon // 19th Century Music. -1990. -XIV/2. - P. 132-153.

294. Solomon M. Late Beethoven. Music, Thought, Imagination. - Berkeley: University of California Press, 2003. - 327 p.

295. Thayer A. The Life of Ludwig van Beethoven. V. 1-3. - G.: CentaurPress GTD, 1960. -V. I - 447 p., V. II - 416 p., V. Ill - 350 p.

296. Vogel B. Robert Schumanns Klaviertonpoesie. - Leipzig: Max Hesse's Verlag, 1887,-76 S.

297. Wessely O. Kozeluch // Musik in Geschichte und Gegenwart. - 1958. -Bd. 7.-S. 1658-1670.

Приложение I Перечень фортепианных сонат композиторов XIX века

Алябьев А. (1787-1851)

Соната As-dur (1830-1840) - не окончена

Афанасьев Н. (1821-1898)

Соната G-dur (ок. 1870) «Раздолье» - утеряна

Балакирев М. (1837-1910)

4 сонаты:

b-moll op. 3 (1855) Большая соната - не окончена b-moll op. 5 (1856-1857) Первая соната - не окончена D-dur (1870) - не окончена b-moll (1905)

Беннетт У. (1816-1875)

2 сонаты:

f-moll op. 13 - посвящена Мендельсону ор. 46

Бетховен Л.В. (1770-1827)

32 сонаты:

Первая f-moll op. 2 № 1 (1795) Вторая A-dur op. 2 № 2 (1795) Третья C-dur op. 2 № 3 (1795) Четвёртая Es-dur op. 7 (1796-1797) Пятая c-moll op. 10 № 1 (1796-1798)

Шестая F-dur op. 10 № 2 (1796-1798) Седьмая D-dur op. 10 № 3 (1796-1798) Восьмая c-moll op. 13 (1798-1799) Девятая E-dur op. 14 № 1 (1798-1799) Десятая G-dur op. 14 № 2 (1798-1799) Одинадцатая B-dur op. 22 (1799-1900) Двенадцатая As-dur op. 26 (1800-1801)

Тринадцатая Es-dur op. 27 № 1 (1800-1801) «Sonata quasi una Fantasia»

Четырнадцатая cis-moll op. 27 № 2 (1801) «Sonata quasi una Fantasia»

Пятнадцатая D-dur op. 28 (1801)

Шестнадцатая G-dur op. 31 № 1 (1801-1803)

Семнадцатая d-moll op. 31 № 2 (1801-1803)

Восемнадцатая Es-dur op. 31 № 3 (1801-1803)

Девятнадцатая g-moll op. 49 № 1 (1795-1796, закончена 1798)

Двадцатая G-dur op. 49 № 2 (1795-1796, закончена 1798)

Двадцать первая C-dur op. 53 (1803-1804)

Двадцать вторая F-dur op. 54 (1804)

Двадцать третья f-moll op. 57 (1804-1805)

Двадцать четвёртая Fis-dur op. 78 (1809)

Двадцать пятая G-dur op. 79 (1809)

Двадцать шестая Es-dur op. 81a (1809-1810) носит авторское название -«характеристическая» (I часть - «Прощание», II часть - «Разлука», III часть -«Встреча»)

Двадцать седьмая e-moll op. 90 (1814) Двадцать восьмая A-dur op. 101 (1816)

Двадцать девятая B-dur op. 106 (1817-1818) Grosse Sonate fur das Hammerklavier

Тридцатая E-dur op. 109 (1820) Тридцать первая As-dur op. 110 (1821) Тридцать вторая c-moll op. Ill (1821-1822)

Бортнянский Д. (1751-1825)

5 сонат: B-dur(1784) C-dur F-dur

F-dur - утеряна Соната - утеряна

Брамс И. (1833-1897)

3 сонаты:

C-dur op. 1 (1852-1853) fis-moll op. 2(1852) f-moll op. 5 (1853)

Буальдьё A. (1775-1817)

Сонаты

Вагнер P. (1813-1883)

4 сонаты:

d-moll (1829) - не опубликована B-dur op. 1 (1831) A-dur (1832) As-dur (1853)

Ваньхаль Я. (1739-1813)

D-dur (изд. 1806) «Военная соната»

Вебер K.M. (1786-1826)

4 сонаты: C-dur op. 24(1812)

As-durop. 39(1816) d-mollop. 49(1816) e-moll op. 70(1822)

Вёльфль И. (1773-1812)

36 сонат

сонаты op. 6 - посвящены JI. ван Бетховену c-moll op. 25

3 сонаты op. 28 D-dur op. 31 C-dur op. 33 № 1 d-moll op. 33 № 2 E-dur op. 33 № 3

Верстовский A. (1799-1862)

Соната (около 1840) - посвящена Дж. Фильду

Витоль И. (1863-1948)

Соната b-moll op. 1 (1885) - посвящена Н. Римскому-Корсакову

Воржишек Я. (1791-1825)

Соната b-moll op. 20 «quasi una Fantasia»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.