Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кузьмичев, Лев Анатольевич

  • Кузьмичев, Лев Анатольевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 226
Кузьмичев, Лев Анатольевич. Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ярославль. 2004. 226 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кузьмичев, Лев Анатольевич

ВведениеЗ

Глава 1. Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания как педагогическая проблема

1.1 .Сущность ируктура понятия «ценностные ориентации»

1.2.Механизмы (факторы и элементы) формирования ценностных ориентаций

1.3. Возможности музыкально-художественного воспитания в формированиистемы ценностных ориентаций детей

Выводы по первой главе

Глава 2. Реализация комплекса педагогическихедств и условий в процессе формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности

2.1. Характеристика процесса формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности

2.1.1 .Культуроориентированный подход в контексте музыкально-художественного воспитания школьников

2.1.2. Цели идержание воспитанияцелью формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности

2.1.3. Источники иедства воспитанияцелью формирования ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественной деятельности

2.1.4. Критерии и уровни сформированности ценностных ориентаций школьников в процессе музыкальнохудожественной деятельности

Выводы по параграфу 2.1.

2.2.Реализация педагогических средств на примере авторской программы по формированию ценностных ориентаций детей в процессе музыкально-художественного воспитания

Выводы по параграфу 2.2.

2.3. Реализация педагогических условий в процессе формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности

Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания»

Актуальность исследования. Нарастающий в обществе прагматизм, утрата общественно значимых ценностей, интереса к знаниям, к ТРУДУ> ослабление института семьи, подвергающегося многочисленным испытаниям рыночной экономики, уродливые формы инициативы и предпринимательства, изменение ценностных ориентаций учащихся: культ «успеха», погоня за удовольствиями, ограниченность духовной жизни, неуверенность в завтрашнем дне; все эти явления общественной жизни отрицательно влияют на нравственное, психическое и физическое здоровье индивида, ослабляют «генетический банк» российского общества.

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности и напряжения всех его духовно-нравственных сил. Именно такой период переживает наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется ценностно-эстетическим потенциалом общества и живущих ныне поколений. Сейчас важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, что чревато культурным оскудением жизни общества и духовным обнищанием его членов. Приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, не стоят такой цены. Более того, без задействования ценностно-эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Поэтому уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» необходимо подвергать беспристрастной ценностно-нравственной экспертизе.

Вплоть до середины 80-х годов XX века основной тенденцией в развитии теории и практики воспитания являлся примат ценностей, общественно значимых и продиктованных политикой государства. С одной стороны, при подобном подходе сводилась к минимуму роль общечеловеческих и личностно значимых ценностей, но с другой - молодые люди все же имели четко обозначенную систему нравственных ценностей и приоритетов.

Этап перестройки общественного сознания, который продолжается в нашей стране с середины 80-х годов, . характеризуется неопределенностью системы ценностных ориентиров. «Частная собственность», «свобода», «демократия» -внедрение данных понятий в сферу морального сознания создает определенные условия для реальной свободы слова, свободы воли, свободы ценностного выбора. Но следует также отметить, что демократические процессы в значительной степени изменили характер влияния на ребенка различных общественных институтов. Например, семья в условиях рынка значительно больше времени и сил вынуждена тратить на материальное обеспечение условий жизни, чем на становление духовной нравственности детей. Педагогам трудно выбрать верную стратегию воспитания в связи с недостаточностью методического обеспечения данного процесса. В настоящее время, по мнению ряда исследователей, на ребенка все большее влияние оказывают различные неформальные объединения, в том числе асоциальные. В таких условиях необходимо уделять повышенное внимание формированию духовной нравственности подрастающего поколения, поскольку наиболее важным этапом развития человека является школьный возраст, когда школьный возраст, когда происходит рост самосознания личности и активно идет процесс формирования ценностных ориентаций.

Данные обстоятельства актуализируют проблему формирования ценностных ориентаций в обществе и создания для этого необходимых условий. Обращение к данной теме вызвано такими противоречиями:

-между необходимостью формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественном воспитании и неэффективно используемыми условиями для формирования ценностных ориентаций детей в учреждениях дополнительного образования и школах;

-между вредным и не представляющим ценности для ребенка пассивным восприятием огромного потока поступающей музыкальной информации и слабым развитием в педагогической практике активного (волевого) слушания;

-между необходимостью целенаправленной работы педагогов по эффективной организации процесса формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности и недостаточным уровнем содержательной и методической разработанности этих вопросов.

Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентаций школьников?

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, которые позволили бы наиболее эффективно организовать процесс формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций в музыкально-художественном воспитании учащихся.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий формирования ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-художественного воспитания.

Гипотеза исследования. Мы исходили из того, что формирование ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания будет осуществляться на основе личностного культуроориентированного подхода и предусматривать комплекс педагогических условий: создание ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций; использование заданий на развитие аксиотворчества; организация рефлексии ценностно-творческой деятельности.

Поставленная цель, выдвинутые гипотетические положения определили задачи исследования:

1.Уточнить сущность понятия «ценностные ориентации», охарактеризовать основные механизмы (факторы, элементы) процесса формирования ценностных ориентаций школьников.

2.Разработать содержание, критерии и уровни сформированности ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания.

3.Экспериментально обосновать совокупность условий, при которых наиболее эффективно формирование ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания школьников.

Теоретико-методологической основой исследования явились теоретические положения философии, психологии и педагогики о формирующей роли общечеловеческих ценностных ориентаций в воспитании школьника, когда его потребностно-мотивационная сфера не только проявляется, но и складывается в условиях ценностно-ориентированной образовательной и творческо-созидательной деятельности.

Философский аспект изучаемой идеи нашел отражение в работах Г.В. Гегеля, И. Канта, Ж.-Ж.Руссо и других ученых, а психолого-педагогический - в научных трудах В.Видельбенда, Г.Риккерта, Г.Спенсера, А.Мейнонга, Дж.Дьюи, Э.Фромма, А.Г.Маслоу, Т.Парсонса, У.Томаса, Ф.Знанецкого.

В нашей стране вопросам ценностных ориентаций посвящены труды К.А.Абдульхановой-Славской, М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Л.А.Воловича, С.И.Гессена, А.Г.Спиркина, П.Синисало, изучавших эту проблему в связи с самоопределением и жизненным путем человека.

При рассмотрении дидактического аспекта проблемы по формированию творческой личности мы опирались на труды А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, а также на работы О.С.Гребенюка и М.А.Данилова.

Стремление анализировать ход педагогических событий через призму существующих культурных норм и ценностей привело многих исследователей к осознанию своего подхода к образованию и воспитанию как культурологического. У истоков этого подхода в нашей стране стояли П.Ф.Каптерев, В.А.Сухомлинский, Л.А.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий. В настоящее время в рамках культурологического подхода процесс воспитания рассматривают Е.В.Бондаревская, О.С. Газман, С.В.Кульневич, Л.И.Новикова, В.В.Сериков. Их концепции легли в основу нашего исследования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов: теоретических (анализ педагогической, психологической, музыковедческой литературы, диссертационных исследований; наблюдения и анализ продуктов деятельности детей и учителей; моделирование); эмпирических (анкетирование, опрос, тестирование, диагностические беседы, беседы в форме диалога, изучение музыкальных дневников, включенное наблюдение, эксперимент и пр.).

База исследования. Основная теоретико-экспериментальная работа осуществлялась в Ярославском городском анимационном центре «Перспектива» и в Детской школе искусств им. Е.М.Стомпелева.

Исследование проводилось в четыре этапа:

Первый этап - диагностический (1995-1996) - изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, обобщение педагогического опыта учителей музыки, разработка гипотезы исследования.

Второй этап - поисково-констатирующий (1997-1998)-разработка программы исследования, выявление и теоретическое обоснование условий формирования ценностных ориентаций в музыкально-художественной деятельности ребенка, проведение констатирующего эксперимента по выявлению направленности творческой деятельности учащихся, обобщение и систематизация полученных материалов, поисковая работа, цель которой выявление ценностных ориентаций, их возможностей влияния на культуру воспитания школьников в процессе музыкально-художественной деятельности.

Третий этап - экспериментальный (1999-2000) - работа по реализации педагогических условий формирования ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания, уточнения отдельных теоретических положений, разработка методических рекомендаций.

Четвертый этап - заключительный (2001-2003) - обработка и систематизация полученных результатов, оформление теоретических и практических выводов, внедрение полученных результатов в практику работы педагогов внешкольного образования и преподавателей учреждений дополнительного образования (ДМШ, ДШИ, музыкально-эстетические центры и пр.).

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивались методологическими и теоретическими позициями, логикой научного исследования и адекватным применением методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования. Положения и выводы исследования проверялись в процессе опытной работы, непосредственно связанной с профессиональной деятельностью автора.

Научная новизна исследования состоит в следующем: -разработана модель комплексного воздействия на детей педагогическими средствами в процессе музыкального воспитания с целью формирования ценностных ориентаций;

-определены критерии и уровни сформированности ценностных ориентаций в музыкально-художественном воспитании школьников;

-выявлены и обоснованы педагогические условия формирования ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания понятия «формирование ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания школьников» на основе личностного культуроориентированного подхода, а также ценностного компонентного состава сформированности ценностных ориентаций школьника; в составлении авторской программы по формированию ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания, с акцентом на ценностные музыкально-художественные средства (дисциплины).

Практическая значимость исследования:

- предлагаемая авторская программа формирования ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания при комплексном изучении предметов эстетического направления позволяет повысить эффективность восприятия у детей на уроках искусства;

- активное использование материалов исследования в учебном процессе школ, внешкольных учреждений способствует повышению его эффективности;

- материалы исследования могут быть использованы для чтения спецкурсов в институтах повышения квалификации, в работе учителей общеобразовательных школ, а также преподавателей учреждений дополнительного образования в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Личный вклад автора заключается:

- в определении возможностей музыкально-художественного воспитания в процессе формирования ценностных ориентаций школьников;

- в обосновании педагогических условий для эффективного формирования ценностных ориентаций детей;

- в составлении программы по музыкально-художественному обучению учащихся во внешкольных учреждениях, где приоритет отдается ценностно-ориентированным воспитательным ситуациям.

На защиту выносятся:

1. Построение процесса формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественном воспитании на основе личностного культуроориентированного подхода.

2.Комплекс педагогических условий, при которых будет обеспечен процесс формирования ценностных ориентаций школьников в музыкально-художественной деятельности: создание ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций; использование заданий на развитие аксиотворчества; организация рефлексии ценностно-творческой деятельности.

3.Совокупность педагогических средств, обеспечивающих систему формирования ценностных ориентаций детей на уроках искусства: построение учебно-эстетической деятельности учащихся на основе формирования у них музыкально-образного ассоциативного восприятия через эвритмию; создание ситуаций успеха, необходимого для активизации учебной деятельности школьников; обновление ценностного содержания учебного материала.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в общеобразовательных учреждениях г. Ярославля: в музыкально-эстетическом центре детского сада № 31, городском анимационном центре «Перспектива», Детской школе искусств им. Е.М. Стомпелева, детском доме Фрунзенского района, коррекционной школе № 38, летнем оздоровительном лагере им. В.П.Чкалова, а также докладывались и обсуждались на различных научных конференциях: Региональная научная конференция преподавателей игры на русских народных инструментах. Ярославль, 1999; Первые Алмазовские чтения: Материалы научной конференции, посвященные 100-летию Ярославского хорового общества. Ярославль, 2000; Вторые Алмазовские чтения. Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: Материалы региональной научной конференции. Ярославль, 2002 и др.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений. В исследование включены также схемы, таблицы, диаграммы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кузьмичев, Лев Анатольевич

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время процессы гуманизации и гуманитаризации в музыкальном воспитании вызывают потребность более глубокого и детального рассмотрения понятия формирование ценностных ориентаций школьников с позиции культурологического подхода. В рамках этого подхода мы определяем музыкально-художественную воспитанность или эстетическую культуру личности как систему ценностных ориентаций, лежащих в основе творческой музыкально-художественной деятельности школьника. Большинство исследователей, признавая целостность эстетической воспитанности личности, исходят из компонентного ее состава, но наименее разработанным оказался выделенный рядом автором аксиологический (ценностный) компонент в музыкально-художественном воспитании.

2.Многообразие подходов к определению компонентного состава сформированности ценностных ориентаций школьников привело к необходимости выделения инвариантных и вариативных его компонентов на каждом возрастном этапе.

Инвариантными компонентами, по нашему мнению, являются ценностный, когнитивный, деятельностный, творческий и личностный компоненты.

В дошкольном и младшем школьном возрасте (5-9 лет) в качестве вариативного компонента целесообразно рассматривать эмоциональный и коммуникативный компоненты, в младшем подростковом (10-12 лет) к существующим компонентам добавляется правовой.

Основополагающим, определяющим именно сформированность ценностных ориентаций или музыкально-художественную культуру личности, в данной системе взаимосвязанных компонентов, по -нашему мнению, является ценностный компонент.

3.Под содержанием ценностного компонента сформированности ценностных ориентаций или культуры школьника мы понимаем проекцию социально значимых ценностей на сферу музыкально-художественной (творческой) деятельности.

4.В качестве критериев, определяющих уровень сформированности ценностного компонента, мы выделяем:

-меру освоения социально значимых ценностей; -глубину рефлексивного анализа ценностно-творческой деятельности;

-степень проявленного личностью аксиотворчества.

5.В ходе педагогического эксперимента была выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, при которых наиболее эффективно возможно формирование ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания школьников на основе культуроориентированного подхода.

В качестве таких педагогических условий выступают: -содержание воспитания (в виде содержательных блоков) с целью формирования ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания школьников, представляющее собой проекцию социально значимых ценностей на сферу эстетической составляющей культуры общества;

-средства формирования ценностных ориентаций, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности детей;

-специальным образом выстроенный процесс формирования системы ценностных ориентаций в музыкально-художественном воспитании школьников, включающий в себя: а) создание ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций; б) использование заданий, востребующих личностное аксиотворчество ребенка; в) организацию рефлексии и ценностно-творческой деятельности учащихся.

6.Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с формированием ценностных ориентаций в процессе музыкально-художественного воспитания школьника. Так, на наш взгляд, дальнейшей разработки требуют вопросы, касающиеся изучения влияния ценностного компонента на формирование деятельностного, когнитивного, личностного компонентов, а также его взаимосвязи с вариативными компонентами в процессе музыкально-художественного воспитания на разных возрастных этапах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кузьмичев, Лев Анатольевич, 2004 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1983.-195с.

2. Абдуллин Э.Б. Методическая подготовка учителя музыки: Хрестоматия.- М.: МИРОС, 1992.-57С.

3. Алексеева В.В. Потомки Мнемосины // Искусство и образование.- М.,1998.-№5. -С.38-46.

4. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание в формировании духовного мира школьника.- М.: Педагогика, 1979.-192с.

5. Алиев Ю.Б., Гембицкая Е., Белобородова В. и др. Музыкальное воспитание в системе эстетического развития личности.- М.: Педагогика, 1983.-С.214-240.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1980.Т.1.-С.384.

7. Ананьев Б.Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли: Избранные психологические труды т.2./ Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова, И.В.Кузьмина. М.: Педагогика, 1980. С.82-90.

8. Анисимова Т.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1996. -23с.

9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.-224с.

10. Ю.Апресян Р. Постижение добра. М.: Педагогика, 1986. 84с. 11 .Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки.- М.: Музыка, 1984.-111с. 12.Арчажникова Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности //Советская педагогика, 1986.-Вып.4. С.91-95.

11. З.Асафьев Б.В. Интонация. В кн.: «Музыкальная форма как процесс». Л.: Музыка, 1963.- С.211-365.

12. Н.Асафьев Б.В. Анализ понятия «художественного» в отношении к преподаванию музыки в трудовой школе// Музыкальное воспитание в школе.-М.: Музыка. -1976.- Вып. 11. -С.23-25.

13. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973.-С.52.

14. Асмолов А.Г.Личность как предмет психологического исследования.- М.: МГУ, 1984.-104с.

15. Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности//Вопросы психологии. М., 1992. -Вып. 1-2. -С.6-14.

16. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. -192с.

17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса //Методические основы. М.: Просвещение, 1982. -191с.

18. Баренбойм Л.А. Еще раз о воспитании молодых исполнителей. Кн.: «Музыкальная педагогика и исполнительство». Л., 1974. -С.206-216.

19. Бартенев М., Михайлова А. Современные дети в мире театра// Искусство и образование.- М., 1998. Вып.4.-С.74-81.

20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М., 1975.-321с.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.-436с.

22. Бердяев Н.А. Самопознание.- Л.,1991. 398с.

23. Бестужев-Лада И.В. Школа XXI века.- М.: Педагогика. -1988. 179с.

24. Бестужев-Лада И.В. Деградация искусства XX века глазами социолога // Искусство и образование.- М., 1998.-№ 4.- С.81-90.

25. Бехтерев В.М. Влияние коллектива на личность/ Сборник «Педология и воспитание». М.,1928.

26. Богоявленская А.С. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью. М.,1975.- С. 18-27.

27. Бодалев А.А. Личность и общение.- М.:Педагогика,- 1983.- С.27.

28. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464с.

29. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания// Учебное пособие,- Ростов-н/Д.: « Учитель»,-1990. -550с.

30. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х томах. Смоленск: «Русич», 1997.-640с.

31. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: «Аргус», 1994. -208с.

32. Бочкарева О.В. Музыка и диалог. Ярославль: ЯГПУ, 1999.- 137с.

33. Вайнер И. Эстетическое воспитание. Философская энциклопедия в 5 т. М.: Педагогика, 2001.

34. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -58с.

35. Волк П.Л. Эсрадно-джазовая музыка и молодежь// Искусство и образование.-М.,-1991.-№ 1.-С.37-41.

36. Волохов А.В. Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельности детских организаций// Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.51-53.

37. Вопросы оптимизации учебного процесса в вузе/ Методические рекомендации. Курск, 1980.- 50с.

38. Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью// Социальная работа.- М., 1992. № 1. С.54-57.

39. Выготский JI.С. Искусство и жизнь. Кн.: Психология искусства/под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Искусство, 1987-С.229-250.

40. Выготский JI.C. Вопросы психологии детской игры// Вопросы психологии. М., 1966. -№ 6.- С.38.

41. Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6 т.- М.: Педагогика Т.З.- М.: Педагогика, 1983. - 386с.- Т.4.- М.: Педагогика, 1984.- 432с.

42. Гавриков С.Т. Нравственное закаливание с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 2001.-24с.

43. Газман А.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.-175с.

44. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.: Педагогика, 1982.- 96с.

45. Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания//Высш. школа, М., 1974. 103с.

46. Гальперин П. Разумность действий и предмет науки//Психологические исследования. М.: Высш. школа, -1973.-С. 123.

47. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений в 14-и томах. М.: Политиздат, 1932.

48. Горюнова Л.В., Школяр Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроке музыки// Музыка в школе. М., 1991.- Вып.1.-С.30-33.

49. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград: КПУ, 1995.93с.

50. Гулина Т.П., Швед В.М. Путешествие в мир музыки. Минск: «Беларусь», 1991.-С.9-13, 17-18, 23-24, 29-32.

51. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. Берлин: «Слово», 1923.-447с.

52. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.-С.17.

53. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: МГУ, 1985.-337с.

54. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1972. 423с.

55. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.

56. Дивненко О.В. Эстетика. М.:«Спектр 5», 1994.-145с.

57. Дмитриева А.А. Художественное слово и детский рисунок// Искусство и образование. М., 1998. № 5.-С.44-54.

58. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки //Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1982. Вып.15.-С.78-87.

59. Доценко И.Г. Педагогическое управление временным объединением подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1997.-21с.

60. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей//Проблемы ценностей в философии. М.: Политиздат, 1966.

61. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.-144с.

62. Ильин B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984.-146с.

63. Интонация и музыкальный образ/ Сборник статей. М.: Музыка, 1965.-354с.

64. Ищук В.В. Взаимосвязь музыкальных дисциплин при обучении студентов игре на детских инструментах как условие их профессиональной подготовки: Автореф. дис.канд. пед. наук.- М.: НИИ дошк. воспит. АПН СССР, 1987.-25с.

65. Ковалив В. Развитие ассоциативного мышления младших школьников //Искусство в школе. М., 2001. -№ 1.-С. 17-21.

66. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Музыка, 1973.

67. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1985.-111с.

68. Каган М.С. Мир общения: проблема межличностных субъективных отношений. М.: Политиздат, 1988.- 319с.

69. Каптерев П.Ф. Избранные пед. сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704с.

70. Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда. Ярославль: ЯГПУ, 1994. 115с.

71. Кант И. Критика чистого разума. М.: Политиздат, 1960.

72. Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассников. -М.: «Знание», 1984. 80с.

73. Кирьякова А.В. Автор, дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 2002.-21с.

74. Ковальчук М.А. Подготовка к социальной самозащите// Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.31-35.

75. Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Советский композитор, 1977. - 176с.

76. Колберг А. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.,1992.

77. Комаров М.С. Введение в социологию. М.: Педагогика, 1994.-290с.

78. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Педагогика, 1988.- С.110-166.

79. Концепция воспитания учащейся молодежи.- А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский//М.: Педагогика. 1992.- Вып. 3,4. -С.11-19.

80. Копусова В.В. Формирование нравственных цен. ориентаций сельских подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 2000.-23с.

81. Копцева Т.А. Мир изобразительного искусства. Проблемы организации урока// Искусство и образование. М., 1998,- № 3.-С.41-60.

82. Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. Тбилиси, 1987.

83. Кошмина И.В. Православная музыка в школе// Искусство и образование. М., 1998. № 5.-С.63-73.

84. Красильников И.М. Музыкальная культура и образование// Искусство и образование. М., 1999.- № 4.-С.29-54.

85. Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки// Вопросы эстетики. М., 1963.

86. Краткий музыкальный словарь/под ред. Ю.Булучевского и В.Фомина.

87. Кубинева JI.A. Психология формирования первичных нравственных представлений на занятиях музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-23с.

88. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Педагогика, 1988.

89. Левицкий О.В. Эстетический аспект концепции массовой культуры. В книге: Этика и эстетика. М.: Музыка, 1977.- Вып.20.

90. Левина О.Г. Подготовка учащихся к разрешению социальных проблем с помощью компьютерных средств: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1996.-20с.

91. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.- 49с.

92. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.-С.226.

93. Леквеишвили Г.Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности. Тбилиси: ТГУ, 1987.-167с.

94. Юб.Лузан С.А. Различие систем ценностей и ценностных ориентаций социальных субъектов как источник конфликтов: Автореф. дис. канд. социологических наук.- М., 1993 .-21с.

95. Ю7.Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.

96. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. 276с.

97. Ломов Б.Ф. Психологические процессы и общение. Сборник статей/под ред. Е.В.Шорохов. М.: «Наука», 1975.- 295с.

98. Ю.Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Высш. школа, 1963. -583с.

99. Ш.Мазель А.А., Цукерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., Искусство, 1985.

100. И2.Майерс Девиз. Агрессия: причинение вреда другим. Социальная психология. М.: «Логос», 2000.-583с.

101. З.Майорова Н.Л. Тестирование как педагогическое средство изменения успешности обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1995.-21с. 1 Н.Макаренко А.С. Общие вопросы педагогики. Соч. в 7 т.- М.: Политиздат, 1958.- т.5.

102. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.- 138с.

103. Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. М.: Педагогика, 1993. 81с.

104. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьников М.: Педагогика, 1985.-136с.

105. Маслоу А.Г. Самоактуализация// Психология личности: Тексты. М.: Просвещение, 1982. 110с.

106. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

107. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л. Музыка, 1988.- 88с.

108. Мачильский В.А. Дорога к храму//Искусство и образование. М., 1999.№ 4.-С.82-107.

109. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 246с.

110. Метенова Н.М. Развитие чувств// Методическое пособие для детсадов.-Ярославль: «Нюанс», 1998.-40с.

111. Метелягин А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников на традициях русской культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986.-23с.

112. Михайлова М.А. Средства народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1997.-21с.

113. Москвина Т.В. Формирование духовных понятий или путь к очищению // Искусство и образование. М., 1999. № 4.-С.62-68.

114. Молодов А.Н. Основы культуры музыкально-педагогического общения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома: КГПУ, 1996.-24с.

115. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: «Аргус», 1997.-С.96-137.

116. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.-195с.

117. Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Ю.В.Келдыша.

118. Музыкально-педагогическая подготовка учителя: сборник трудов. М.: Музыка, 1972.-383с.

119. Назайкинский Е.В. Слух. Слушание. Слышание. Кн.: «Звуковой мир музыки». М.: Педагогика, 1988. С. 177-203.

120. Назарова JI. Введение в песенный фольклор//Искусство в школе. М., 2000.-№ 1.-С.24-29.

121. Наторп П. Социальная педагогика. СПб.,1911. Исследование М.И.Рожкова.

122. Нейгауз Г. Учитель и ученик. Кн.: «Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога» 4-е изд. М.: Музгиз,1982.-С. 184-218.

123. Неменский Б. Искусство и отношение к миру. Книга «Мудрость красоты». О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика, 1987.-С. 18-23.

124. Нечаев Н.Н Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Наука, 1985. 0,21.

125. Никандров Н.Д. Цели воспитания на рубеже XXI века. М.: «Эйдос лист», 1999.- Вып.7.

126. Новикова А.А. Влияние средств массовой информации и коммуникации на индивида. Медиа//Искусство и образование. М., 1999. № 4.-С.68-81.

127. Новикова Л.П. О мотивации учащихся на уроках музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1997.-23с.

128. Новое педагогическое мышление/под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. 308с.142,Общение и формирование личности школьника/ под ред. А.А.Бодалева, Р.Л.Кричевского. М.: Педагогика, 1987.- 152с.

129. Орлова Е.М. Инновационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История, становление, сущность. М.: Музыка, 1984.-302с.144.0собенности подражания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.

130. Перри Р.Б. Презентация философских тенденций. Лондон, 1929.

131. Павловский А.Ф. Формы и методы эстетического воспитания школьников//Искусство в школе. М., 2000. -№ 4.-С.82-95.

132. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов. М.: Педагогика, 1998. -640с.151 .Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Просвещение, 1992. -253с.

133. Психология. Словарь/под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. -495с.

134. Психолого-педагогический словарь/ Ред. А.М.Мижериков. Р/Д., 1998.

135. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности /Редактор В.М. Подуровский и Н.В.Суслова. М.: «Владос», 2001.-318с.

136. Попов Г.А. Противоречия в процессе нравственного становления личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. -24с.

137. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.:«Владос», 2000.-573с.

138. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Музгиз, 1976.

139. Радугин А.А. Эстетика. М.: «Центр», 1998.- 236с.

140. Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Автореф. дис. канд. пед наук. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-23С.

141. Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань: Татарское кн. изд-во. 1987.- 119с.

142. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 1994.- Вып.1.- С. 16-19.

143. Рожков М.И. Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.3-17.163 .Рожков М.И. Социализация личности ребенка в условиях СПО-ФДО.- М., 1991.-38с.

144. Рожков М.И. Подготовка учащихся профтехучилищ к управленческой деятельности//Методические рекомендации. М.: Выс. школа, 1988. -78с.

145. Рожков М.И., Байбородова JI.B., Жедунова Л.Г., Посысоев О.Н. и др. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 1997. Вып. 10.-196с.

146. Рожков М.И. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот// Методическое пособие. Автор, коллектив: Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, М.А. Ковальчук, О.Н. Посысоев. Ярославль: ЯГПУ, 1999.-65с.

147. Рожкова О.Ф. Включение учащихся в процесс социального творчества // Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.22-24.

148. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. Соч. в 2-х т. Т.1.М., 1963.-С. 135.

149. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб.,1911.

150. Сазонова А.Н. Воспитание ценностного отношения к образованию// Мир образования. М.,2001. -№-1.-С.58-62.

151. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос», 1999.- 227с.

152. Сластенин В.А. Формирование культуры учителя. М.: Прометей, 1993.-123с.

153. Словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1989.- 621с.

154. Смекалова Е.М. Воспитательная система в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1994.-24с.

155. Смелзер Н. Социология. М.: «Феникс», 1994.- С.390.

156. Смирнов К. Курс педагогики. Часть 1. Изд. № 6. М., 1913.

157. Соколова М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта уч-ся: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ярославль, 1997.-21с

158. Солдатенков А.Д. Духовно-значимые ценности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-23с.

159. Сохор А. Воспитательная роль музыки. JL: «Музыка», 1975.

160. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки// Сов.композитор, М., 1980.- С.79.181 .Социальная адаптация учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1999. -132с.

161. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Изд. Уральского университета. Свердловск, 1989. 148с.

162. Стравинский И. Хроника моей жизни. М.: Музгиз, 1963.- С.122.

163. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М., 1963.

164. Сухомлинский В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания// Народное образование. М.,1968.-Вып.Ю. С.55-56.

165. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань, 1991.-23с.

166. Теплов Б.Психология музыкальных способностей. М.-Л.АПН РСФСР, 1947

167. Трегубова Т.И.Подготовка школьников к управленческой деятельности // Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.26-31.

168. Уманская И.А.Педагогическое стимулирование преодоления затруднений взаимодействия старшеклассников с педагогами: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1996.-25с.

169. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 150с.

170. Ушинский К.Д. Пед. сочинения в 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1990.-528с.

171. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Избр. пед. соч.: в 2-х томах/ под ред. А.И.Пискунова, Г.С.Костюни, Д.О.Лорднипанидзе, М.Ф.Шабаевой. М.: Педагогика, 1974.-Т.1.-С.229-547.

172. Филиппов Г.А. Социокультурный механизм развития воспитательной системы образовательных учреждений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1993.-25с.

173. Философский энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 1983.

174. Фришман И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях// Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.53-56.

175. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-39с.

176. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 256с.

177. Хуторской С.А. Информатизация образования. М.: Педагогика, 1994. -Вып.1.-С.13-15.

178. Шварцман К.А. Проблемы нравственного воспитания (в поиске решений). М.: Знание, 1988.- Вып. 3.

179. Шендрик А. Духовная культура современной молодежи: сущность, состояние, пути развития. М.: Педагогика, 1990.

180. Эльконин Д. К проблеме переодизации психического развития в детские годы// Вопросы психологии. М.,1971. Вып.4. Избранные психологические труды. М.Д989.-С.25-263.

181. Эстетическое воспитание. М.: Высш. школа, 1979.-396с./Под ред. В.Н.Толстых, Б.А.Эренгросса, К.А.Макарова.

182. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство.-1964.-С.67.210Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989.426с.

183. Энциклопедический словарь/ под ред. Б.А. Введенского. М.: БСЭ, 1957. 712с.

184. Пузыни Т.Г. Педагогические условия формирования авторства подростков в художественной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 2003.-23с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.