Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе "Изобразительное искусство" как компонент экологического образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Панкина, Марина Владимировна

  • Панкина, Марина Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 220
Панкина, Марина Владимировна. Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе "Изобразительное искусство" как компонент экологического образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2004. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Панкина, Марина Владимировна

Введение

Глава 1. Формирование субъектного восприятия мира природы как компонент экологического образовапш]

1.1.1. Экологическое образование - приоритетное направление 13 современной системы образования, его сущность и содержание.

1.1.2. Современные тенденции развития экологического образования. 24 1.2.1 Экологическая исихопедагогика об экологическом сознании как цели экологического образования. 1.2.2. Субъектное восприятие объектов природы как признак 34 экоцентрического сознания. Механизмы субъектификации природных объектов. 1.3.1 Отношение к природе в-младшем школьном и подростковом 55 возрасте.

1.3.2. Субъектное восприятие и воображение в процессе познания 71 мира природы.

1.3.3. Формирование картины мира природы средствами 83 изобразительного искусства. Роль изобразительного творчества в формировании субъектного восприятия мира природы.

Глава 2. Формирование субъектного ноенрштш мира природы в процессе обучения изобразительному искусству в школе

2.1. Современный педагогический опыт экологизации содержания 104 школьного курса изобразительного искусства.

2.2. Формирование субъектного восприятия мира природы и 113 экологического воображения средствами изобразительного искусства.

2.3. Характеристика экспериментальной базы исследования.

2.4. Оценка результатов формирования субъектного восприятия 156 мира природы в экспериментальном школьном курсе изобразительного искусства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе "Изобразительное искусство" как компонент экологического образования»

Ведущие ученые-экологи считают, что экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, - это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной конкретной стратегии социального, технического, политического развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой (125, с.7). Технократическая парадигма мышления, свойственная нынешним поколениям, настолько сильна, что выход из данной ситуации ищется, прежде всего, в привычных направлениях: принятие природоохранных законов, контроль за применяемыми в промышленности технологиями, создание «экологически чистых» производств и т.п. Экологический кризис воспринимается как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нем самом. Однако действенность любых мер по защите природы, в конечном счете, определяется поведением и отношением людей, взаимодействующих с ней.

Очевидно, что решение экологической проблемы, гармонизация взаимоотношений человека и природы возможны только при условии формирования экологического сознания населения. В связи с этим, актуальным является вопрос о всеобщем экологическом образовании, целью которого является формирование экологического сознания населения.

Экологическое образование в России официально принято как одно из приоритетных направлений совершенствования природоохранной политики (ст. 41, 42 Конституции РФ, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», Указ Президента РФ «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Проект стандарта экологического образования).

Педагогической общественностью России обсуждаются проблемы разработки содержания экологического образования, совершенствования методики преподавания природоведения, экологии, рассматриваются пути экологизации других школьных дисциплин. Проблемным Советом по экологическому образованию Российской Академии образования (Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н., Салеева Л.П. и др.) разработана концепция, сформулированы принципы, определены цель и задачи экологического образования.

Проблемы экологического образования учащихся общеобразовательной школы раскрыты в трудах Глазачева С.Н., Ердакова JI.H., Зверева И.Д., Захлебного А.Н., Кудрявцевой Е.М., Кучер Т.В. Лихачева Б.Т., Мамедова Н.М., Салеевой Л.П., Сенкевич В.М., Суравегиной И.Т. и др.

Сущность понятия "экологическое сознание" и проблемы его формирования освещены в работах Дерябо С.Д., Ясвина В.А., Алдашевой A.A., Медведева В.И., Зверева И.Д., Суравегиной И.Т., Гирусова Э.В., Моисеевой Л.В., Родзевича Н.Ф. и др.

Однако, существующее ныне экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о природе, не смогло изменить природоразрушительных мотивов в сознании значительной части населения. В средних учебных заведениях в настоящее время достаточно апробировано преподавание знаний о законах природы и законах общества. Преподавание знаний о законах совместимости, взаимодействия общества и природы как целостной коэволюционирующей системы осуществляется недостаточно (62).

В связи с этим, необходимо коренное изменение философии и методологии экологического образования, основанного на целостном представлении о мире и месте в нем человека. Такое образование должно дать людям аргументированное знание об основных принципах и закономерностях взаимодействия общества и природы, вооружить технологиями взаимодействия с ней, сформировать субъективное отношение к природе.

Все большее число исследователей приходит к выводу, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философскоидеологический кризис и решение глобальных экологических проблем невозможно без изменения экологического сознания. Термином «экологическое сознание» обозначают совокупность представлений людей о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. Необходимо построение новой системы взаимоотношений человека с природой, когда природа будет осознаваться им как универсальная ценность.

Главной движущей силой, рычагом этого процесса должно стать экологическое образование, которое становится приоритетной частью системы образования, призванной формировать новое отношение общества и каждого человека к природе, экоцентрический тип экологического сознания. Это такая система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования. Взаимное обогащение естественнонаучного и гуманитарного знания следует рассматривать как основу для превращения концепции устойчивого развития в систему духовных установок. Проблемы экологии здесь пересекаются с концептуальными идеями реформирования школьного образования, в которых мы находим понимание роли культуры, искусства как духовного источника и способа развития целостного мировосприятия, целостного и ценностного мышления ребенка.

Степень разработанности проблемы. В педагогической практике уже существуют попытки интеграции идей экологического образования в школьные гуманитарные курсы, в частности в курс «Изобразительное искусство». В программах «Изобразительное искусство» (под рук. Кузина B.C.), «Изобразительное искусство и художественный труд» (Шпикаловой Т.Я.), «Изобразительное искусство и художественный труд» (под рук. Йеменского Б.М.) (91, 92), ставится задача развития наблюдательности, способности анализировать, обобщать, преобразовывать, стилизовать природные формы и объекты, уметь изображать их реалистично и в декоративном стилизованном виде. Авторы отмечают познавательную и эстетическую сущность изобразительного искусства, возможность и необходимость средствами искусства воспитывать эстетические чувства и понимание прекрасного на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, формировать эмоционально-эстетическое и нравственно-оценочное отношение к действительности.

Программы Копцевой Т.А «Природа и художник» (1999), Завалишиной Т.С. «Экология и изобразительное искусство», Степанова В.Р., Кузнецовой JI.B. «Проблемы экологии - языком искусства» (1983) (36, 55, 105) предлагают введение экологического компонента в преподавание изобразительного искусства. Но специальные научные исследования, посвященные педагогическому проектированию формирования субъектного восприятия природных объектов, отсутствуют.

Таким образом, налицо противоречие: между необходимостью формирования у учащихся субъектного восприятия мира природы и отсутствием в педагогической практике научно-методического обоснования, программно-методического обеспечения, возможности и практических примеров его реализации.

Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования, которая заключается в определении оптимальных педагогических условий, способствующих формированию субъектного восприятия мира природы школьниками, поиске и определении теоретико-методических основ этого процесса.

На основании вышеизложенного сформулирована тема исследования: «Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе «Изобразительное искусство» как компонент экологического образования».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить систему педагогических условий, обеспечивающую в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» формирование у учащихся субъектного восприятия мира природы.

Объект исследования - формирование у учащихся субъектного восприятия мира природы как компонент экологического образования.

Предмет исследования — процесс формирования субъектного восприятия мира природы у учащихся в курсе «Изобразительное искусство».

Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что субъектное восприятие мира природы у учащихся будет сформировано на уроках изобразительного искусства в школе, если:

• использовать педагогические возможности изобразительной деятельности как средство формирования и диагностики субъектного восприятия мира природы у учащихся;

• процесс формирования субъектного восприятия мира природы состоит из целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов и осуществляется как системно организованная деятельность;

• методика формирования субъектного восприятия мира природы у учащихся основана на реализации программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» (развитие творческого мышления и экологического сознания), разработанного с учетом принципов и предполагающего использование методов экологической психопедагогики;

• разработана квалиметрически обоснованная методика оценки уровня субъективного отношения к природе у школьников в процессе изобразительной деятельности.

Гипотеза, цель, объект и предмет исследования определили постановку и решение следующих задач: Раскрыть сущность, дать авторскую интерпретацию понятия «субъектное восприятие мира природы».

2. Определить роль курса «Изобразительное искусство» и изобразительной деятельности в формировании субъектного восприятия мира природы у школьников.

3. Обосновать педагогические возможности формирования субъектного восприятия мира природы на уроках изобразительного искусства в школе.

4. Разработать показатели и уровневые характеристики для диагностики формирования субъектного восприятия мира природы в процессе изобразительной деятельности.

5. Провести опытно-экспериментальное исследование формирования субъектного восприятия мира природы у учащихся средствами предмета «Изобразительное искусство» в процессе изобразительной деятельности.

Теоретической основой исследования являются:

- положение о диалектическом единстве человека и природы, представленное в трудах русских косм истов Бердяева H.A., Соловьева B.C., Федорова Н.Ф., Флоренского П.П. и др.;

- теоретические и методологические основы организации педагогического процесса, разработанные Бабанским Ю.К.;

- теория экологического образования, разработанная Зверевым И.Д., Захлебным А.Н., Левиным В.А., Дерябо С.Д., Суравегиной И.Т., Мамедовым Н.М., Моисеевой JI.B., Салеевой Л.Г1. и др.;

- разработки Выготского J1.C., Лихачева Д.С., Пономарева B.C., Печко Л.П., Сухомлинского В.А., Мухиной B.C. о роли изобразительной деятельности в развитии сознания ребенка;

- теоретические разработки Йеменского Б.М., Кузина B.C. и др. о роли искусства в жизни общества и формировании духовной культуры личности в процессе обучения изобразительному искусству.

Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- организация и проведение педагогического эксперимента; наблюдение, руководство процессом творческой деятельности детей; психологический и педагогический анализ продуктов этой деятельности; качественный и количественный анализ полученных данных; их табличное и графическое оформление;

- анкетирование;

- методы математической статистики.

Исследование проводилось с 1996 по 2004 гг. в три этапа: Первый этап - теоретико-поисковый (1996 - 2001 гг.). Изучена методологическая, педагогическая, психологическая литература по вопросам экологического образования. Определены концептуальные подходы и категориальный аппарат, цель работы. Уточнены основные позиции исследования, сформулирована в предварительном виде его рабочая гипотеза. Разработана, апробирована и сертифицирована программа «Изобразительное искусство» (развитие творческого воображения и решение изобретательских задач на уроках ИЗО) для дошкольного отделения и начальной школы (Сертификат соответствия № 0331 Серия-ОП выдан департаментом образования администрации Свердловской области 21.02.1997). В ходе этой работы выявились возможности разрабатываемой концепции в формировании субъектного восприятия мира природы.

Второй этап - экспериментальный (2001 - 2003 гг.). Сконструирована модель, определено содержание, разработана технология формирования субъектного восприятия мира природы у учащихся в процессе изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе. Осуществлена их апробация и внедрение в практическую деятельность. Проведено экспериментальное исследование в различных образовательных учреждениях г. Екатеринбурга. В нем приняли участие 895 детей от 7 до 14 лет, проанализировано более 3000 детских работ. Была разработана, апробирована и сертифицирована программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (развитие творческого мышления и экологического сознания) для дошкольного отделения и 1-9 классов (Сертификат соответствия № 0562 Серия-ОН выдан департаментом образования администрации Свердловской области 17.01.2004). В формирующем эксперименте приняли участие 434 учащихся гимназии № 116 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

Третий этап - итогово-аналитический (2003 - 2004 г.). Проведены систематизация, обобщение и анализ результатов эксперимента, сформулированы теоретические выводы исследования. Осуществлялась работа по оформлению диссертации.

Научная новизна исследования:

• Обоснованы основные научные подходы к исследованию проблемы, возможность и необходимость реализации идей экологического образования в преподавании школьного курса «Изобразительное искусство».

• Определены педагогические условия формирования у учащихся субъектного восприятия мира природы в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» в школе.

• Разработана квалиметрически обоснованная методика диагностики уровня развития субъектного восприятия мира природы у школьников в процессе изобразительной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении и обосновании научных подходов к исследованию проблемы и выявлении возможностей содержания курса «Изобразительное искусство» в формировании субъектного восприятия мира природы. Предложены способы формирования и диагностики субъектного восприятия мира природы у учащихся, разработана система критериев для определения его уровня.

Практическая значимость исследования: на основе обоснованных теоретических положений предложена технология реализации педагогического проекта, позволяющая формировать субъектное восприятие мира природы в процессе изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе, технология диагностики уровня субъектного восприятия мира природы у учащихся, позволяющая в процессе изобразительной деятельности отслеживать динамику его развития.

Разработаны: учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (развитие творческого мышления и экологического сознания), методические рекомендации по диагностике уровня субъектного восприятия мира природы в процессе изобразительной деятельности. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями общеобразовательных школ и высших педагогических учебных заведений.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются избранной методологической основой, объединяющей теоретическое познание и практику, системой методов научного исследования, адекватных природе изучаемого явления, длительностью (9 лет) и неоднократной повторяемостью экспериментальной работы, что позволило провести объективный анализ эффективности методов формирования и диагностики субъектного восприятия мира природы на уроках изобразительного искусства в школе.

Апробации и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на всероссийских и региональных научно-практических конференциях в г. Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Бийске, Йошкар-Оле, Пензе, Нижнем Тагиле. Апробация и внедрение результатов исследования проводились в процессе педагогической деятельности автора в МОУ гимназии №116 г.Екатеринбурга, системе повышения квалификации педагогов в Институте развития регионального образования Свердловской области в качестве преподавателя курса «Теория и методика преподавания изобразительного искусства в школе». Автором разработана, сертифицирована и реализована на практике программа курса «Изобразительное искусство» (развитие творческого мышления и экологического сознания). На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование у учащихся субъектного восприятия мира природы — обязательное условие гармонизации взаимодействия в системе «природа — общество».

2. Изобразительная деятельность может стать инструментом формирования и диагностики субъектного восприятия мира природы у учащихся.

3. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (развитие творческого мышления и экологического сознания) является эффективной для формирования субъектного восприятия мира природы.

4. Предложенная методика диагностики субъектного восприятия мира природы обоснована, валидна и квалиметрически подтверждена.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, включающего 129 источников, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Панкина, Марина Владимировна

Выводы

1. На основе анализа научной литературы в работе раскрыта и конкретизирована сущность понятия «субъектное восприятие мира природы». Определены понятия «воображение», «творчество», «картина мира» в контексте философско-культурологического и психолого-педагогического знания.

2. На основе анализа понятия «картина мира» в антропосоциогенезе и онтогенезе выявлены особенности формы детского рисунка как отражения развития самосознания ребенка.

3. Обоснованы педагогические возможности, роль и место изобразительной деятельности в формировании субъектного восприятия мира природы.

4. Разработана программа, обеспечивающая формирование у учащихся субъектного восприятия мира природы в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» в школе.

5. Разработаны критерии, показатели и уровневые характеристики для диагностики уровня субъектного восприятия мира природы школьниками в процессе изобразительной деятельности. Создана методика оценки материалов изобразительной деятельности детей с целью коррекции процесса формирования субъектного восприятия мира природы.

174

Заключение

Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование в целом подтвердило актуальность и значимость проблемы и темы работы, целесообразность выдвинутой гипотезы о возможности формирования субъектного восприятия мира природы на уроках изобразительного искусства в школе как части процесса экологического образования.

В процессе теоретического исследования нами были определены и систематизированы проблемы, возникающие в процессе экологического образования, предложен вариант их решения. Была теоретически обоснована методика формирования субъектного восприятия мира природы школьниками в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе.

В результате эмпирического исследования были созданы методики оценки уровня формирования субъектного восприятия мира природы школьниками, проверена их эффективность и достоверность, разработаны методические рекомендации их использования в педагогической практике. Экспериментально доказана эффективность разработанной нами программы «Изобразительное искусство» (развитие творческого мышления и

Таким образом, была достигнута цель исследования, заключающаяся в разработке методики формирования и диагностики уровня субъектного восприятия мира природы школьниками, и подтверждена гипотеза исследования о целесообразности применения предлагаемой программы при осуществлении экологического образования школьников.

Это позволяет в заключении сделать следующие выводы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Панкина, Марина Владимировна, 2004 год

1. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей.-Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 272 с.

2. Ананьев Б.Г., Рыбалко П.Л. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Наука, 1984. - 287с.

3. Арсеньев В.Р. Звери = боги = люди. М.: Искусство, 1991. - 275 с.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Советский художник, 1974. - 360с.

5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.

6. Бакушннский A.B. Искусство в трудовой школе: Сб. ст. / Под ред. А.В.Бакушинского. М.: Просвещение, 1926. - 56 с.

7. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание.- М.: Просвещение, 1922. -35 с.

8. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Просвещение, 1994. т.1. -280с.

9. Беркинблит МБ., Петровский A.B. Фантазия и реальность. М.: Искусство, 1968- 183 с.

10. Библер B.C. М.М.Бахтин или поэтика культуры. М.: Просвещение, 1991.- 189 с.

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 240с.

12. Бордов В.Е. Камни: мистика и реальность. Минск: Наука, 1985. - 269 с.

13. Буркина Н. Экологическая культура. Подходы к ее реализации в дополнительном образовании //Мое отечество № 4, 2000. с. 38-50.

14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер, 1998.- 195 с.

15. Ватагин В.А. Изображение животного. Москва: Сварог, 1999. - 125с.

16. Виноградова H.Л. Китайская пейзажная живопись. М.: Изобразительное искусство, 1972.-276с.

17. П.Виноградова Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М.: Дрофа, 2000. -128с.

18. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб: Лита, 1998. - 298 с.

19. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 160с.

20. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.- 96 с.

21. Выготский JI.C. Детская психология. Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984.

22. Выготский JI.C. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. - 144с.

23. Выготский Л.С. Собр. Соч.: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1987.

24. Глинская И.П. Доперспективные способы передачи пространственной информации и некоторые вопросы обучения рисованию младших школьников. Художественное образование в школе. Л.: Питер, 1973. -126 с.

25. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Национально-региональный компонент. Содержательная линия "Экологическая культура". Екатеринбург, ИРРО, 1999.-26с.

26. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность школьников: Учебное пособие. М.: Академия, 1998. - 272с.

27. Гуляев С.А., Жуковский В.М., Комов C.B. Основы естествознания: Учеб. пособие для туман, направ. бакалавр. УрГУ, Екатеринбург, 1997. -645с.

28. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Искусство, 1984. -288с.

29. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. -224с.

30. Дерябо С.Д. Антропоморфизация природных объектов. Психологический журнал, Т. 16, 1995, 3, С. 61 69.

31. Дерябо С.Д. Природный объект как "значимый другой".- Даугавпилс, 1996.-129 с.

32. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. -310с.

33. Дерябо С.Д., Левин В.А. Природа: объект или субъект отношений личности. Школа здоровья, 1995, 1, С. 81-92.

34. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. -480с.

35. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве) Свердловск: УрГУ, 1991.-282с.

36. Завалншина Т.С. Экология и искусство. Общеобразовательная программа. Екатеринбург, изд-во Дома учителя, 1998. 5с.

37. Закон Р.Ф. "Об образовании" //Вестник образования № 7, 1996, с.3-60.

38. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 1990.-424с.

39. Запорожец A.B., Венгер Л.А., Зинченко В.П. Восприятие и действие. -М.: Педагогика, 1967. -256с.

40. Запорожец A.B. Психическое развитие ребёнка. Избр. Психологические труды в 2-х т.- М. 1986. т. 1 с.86

41. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Кудрявцева Е.М. /Под ред. Суравегиной И.Т. Отношение школьников к природе. АПН СССР, НИИ содержания методов обучения. М.: Педагогика, 1988. -127с.

42. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования /Предисл. Зверева И. Д.- М.: Педагогика, 1981.-184с.

43. Зверев И.Д. Экогласность и образование. //Советская педагогика №1, 1991. с.9-12.

44. Иванов В.П. Человеческая деятельность, познание, искусство. Киев.: Мистецтво, 1977. - 274 с.

45. Иванова O.J1. Педагогическое проектирование творческой индивидуальности ребёнка. // дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург: УрГПУ, 2000.

46. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1961. - 146 с.

47. Калитина Н. Французская пейзажная живопись. 1870-1970. JL: Искусство, 1972. - 176с.

48. Калитина II. Проблемы пейзажа в европейском искусстве XIX века. -М.: Изобразительное искусство, 1978. 114с.

49. Калмыков A.A. Введение в экологическую психологию. Курс лекций. -М.: Издательство МНЭПУ (Международного независимого эколого-политологического университета), 1999. 128 с.

50. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребёнка. -М., 1914.-96с.

51. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: Психология, 1983. - 56 с.

52. Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Педагогическое наследие, 1989.-372 с.

53. Коп И.С. Открытие «Я». М.: Педагогика, 1978. - 250с.

54. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жаиейро, июнь 1992 года) информационный обзор. Сибирское отделение РАН. Новосибирск, 1992. - 67с.

55. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для начальной школы 1-4 классы. М.: Дом учителя, 1999. - 96с.

56. Костенков П.П. Экологическое воспитание детей и молодежи: Пособие для дошкольных учреждений и школ. Барнаул, Анна Поом и К, 1995. -165 с.

57. Костепков П.П. Экологическое воспитание школьников: учебно-метод. пособие. Барнаул, Алт. кн. изд-во, 1990. - 160с.

58. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. -Москва: Просвещение, 1983. 271 с.

59. Лаврентьева И.Г. Развитие познавательной деятельности детей в природе как основа воспитания экологической культуры личности // дисс. канд. пед. наук Екатеринбург: УрГПУ, 2000 г.

60. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Искусство, 1930. - 89 с.

61. Леонтьев А.Н. Психология образа. Вестник Московского университета: серия 14. «Психология». М. 1979. №2.

62. Лисеев И.К. Новая задача фундаментальной важности. //Экология и жизнь № 2, 2002. с. 30-31.

63. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979.-815с.

64. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство М.: ВЛАДОС, 2001,- 126с.

65. Лосев А.Ф., Провадкин Г.Г. Социальная экология: Учебн. пособие для вузов /под ред. Жукова В.И. М.: ВЛАДОС, 1998. - 312с.

66. Лупандин В.И. Математические методы в психологии. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 1997. - 119 с.

67. Мамедов Н.М. Экологическое образование: концепции и методические подходы. М.: Экономика и информатика, 1996.-136с.

68. Маркович Д.Ж.Социальиая экология. Кн. для учителя: Пер. с серб.-хорв. М.: Просвещение, 1991. - 176с.

69. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира: Учебное пособие для студентов,- М. Просвещение, 1995. 334с.

70. Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. -М.: Согласие, 1997.-328с.

71. Моисеева JI.B. Диагностические методики в системе экологического образования: Кн. для учителя. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, Урал.гос.проф. пед. ун-т, 1996. - 166 с.

72. Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированное™ экологических отношений у школьников.- Екатеринбург: Уральский пединститут, 1993. 39 с.

73. Мочалов A.B. Пространство мира и пространство картины М.: Советский художник, 1983 г. - 125 с.

74. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 240с.

75. Неизвестный Э. Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии. М.: изд. группа «Прогресс», 1992. - 240с.

76. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 112с.

77. Неменский Б.М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы // Новые ценности образования. М., 1995, №3, с.84-91.

78. Немов P.C. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 576 с.

79. Никонорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования. Киев: Наукова думка, 1989. - 1 16с.

80. Никулина О.Р. Природа глазами художника. М.: Просвещение, 1982.- 154с.

81. Новосёлов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. Екатеринбург, 1997,- 180с.

82. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Трипола, 1995. -360с.

83. Островская Г.И. Формирование экологического сознания детского старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы.// дисс. канд. пед. наук,- Екатеринбург: УрГПУ, 1998.

84. Петровский Л.В. Воображение. Общая психология, под ред. Л.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1977. 273 с.

85. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Просвещение, 1992,- 195 с.

86. Печко Л.П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. Москва: Педагогика, 1984. 123 с.

87. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.: Рига, 2000. - 160с.

88. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303с.

89. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Книги 1,2 / Гл. ред. В.М.Полевой М.: Сов. энциклопедия. 1986. - с. 447 и 432.

90. Проблемы экологического образования школьников. Пособие для слушателей экологич. школы. /Сост. Винокурова Н.Ф., Николина В.В. -Н.Новгород, 1991. -40с.

91. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа. Сост. В.С.Кузин, Е.О.Яременко. 3-е изд., перераб. -М.: Дрофа, 2001.-224 с.

92. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство 1 9 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.-288 с.

93. Психология. Словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 462 с.

94. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.-288с.

95. Родзевич H.H. Проблемы формирования экологического мировоззрения // География в школе № 3, 2001. с.38-44.

96. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологическом диагностике. М.: Дидактика, 1992. - 256с.

97. Ростовцев H.H. Методы преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1998. - 162 с.

98. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2003. 350 с.

99. Симановский Л.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Гринго, 1996 - 163 с.

100. Симонова Л.П. Ключи от природы, или этические беседы по экологии. М.: Агар, 1997,- 143с.

101. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов E.H. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебн. для студ. высш. и сред. учеб. заведений. Под ред. С.А.Смирнова М.: ИЦ «Академия», 1999. - 512с.

102. Смольников И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1984. - 264 с.

103. Соколов З.П. Культ животных в религиях. М.: Искусство, 1972. -271 с.

104. Соснина Т.Н., Семядова Г.С. Из урока в урок. изо дня в день: Методич. пособие но экологии для учителей младших классов общеобразовательных школ. Самара: Самар. гос. аэрокосм, ун-т, 2001.-91с.

105. Степанов В.Р., Кузнецова Л.В. Проблемы экологии языком искусства. Программа интегрированного учебного курса. - Чебоксары: Дом учителя, 1983. - 19 с.

106. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М.: «Памятники исторической мысли», 1995. -96с.

107. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994. -464с.

108. Суравегина И.Т., Сенксвич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика № 12, 1990. с.47-51.

109. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. М.: ИКЦ «Март», 2003. - 288с.

110. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: «Радяньска школа», 1974.-287 с.

111. Тарабукин Н. Проблема пространства в живописи. Вопросы искусствознания. 1993. т. 1 с. 170-208.

112. Телегина И.С. Психолого-педагогические условия становление экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой // дисс. канд. нед. наук. Екатеринбург: УГПУ, 2000 г.

113. Узнадзе Д.Н. Основные условия деятельности и установки. Тб.: Мысль, 1956.-71 с.

114. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1966,- 153 с.

115. Урусул А. Д., Мамедов Н.М., Лось В.А. и др. Введение в социальную экологию М.: Луч, 1993. - 274 с.

116. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII нач.XIX в. - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 234с.

117. Философский словарь. Под ред. Н.Т. Фролова. М.: Политическая литература. 1986.-492с.

118. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. -321с.

119. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. - 336с.

120. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабалистической и розенкреицеровской символической философии. -Новосибирск: Наука, 1993. 385 с.

121. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. М.: Педагогическое общество России, 2000,- 176с.

122. Шкловский В. Искусство как приём. О теории прозы. -М.: Искусство, 1983.- 185с.

123. Шуклин В.В. Возвращение к искусству: (Искусство как средство индивидуализации социального опыта) Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1993.- 192 с.

124. Экологическое образование школьников./ Под общ. ред Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. М.: Педагогика, 1983. - 160с.

125. Экология и образование (материалы "круглого стола" журналов "Вопросы философии" и "Экология и жизнь") //Вопросы философии № 10, 2001. с.3-26.

126. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Вопросы психологии, 1971, № 4 с. 12.

127. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. М.: Искусство, 1991. -62с.

128. Яковлева ЕЛ. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Педагогика, 1997. - 158с.

129. Ясвин В.А. Психология отношения к природе М.: Смысл, 2000. -456 с.субъектными свойствами (рисунок «Образ дерева»)

130. Полнота образа природного объекта (по рисунку «Дерево»)1. Объекты живой природы1. Объекты живой природы- -4 г .г

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.