Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Гусева, Элла Валерьевна

  • Гусева, Элла Валерьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 220
Гусева, Элла Валерьевна. Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Волгоград. 2011. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гусева, Элла Валерьевна

Введение.

Глава I. Теоретические основы формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов.

1.1.Сущностные характеристики сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов

1.2.Модель процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов.

Выводы первой главы.

Глава II. Экспериментальная работа по формированию сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников.

2.1.Средства процесса формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников.

2.2.Динамика процесса формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов.

Выводы второй главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов»

Социокультурные и экономические изменения в различных сферах современного российского общества, модернизация высшего профессионального образования ориентируют вузы искусств и культуры на поиск механизмов повышения качества профессиональной подготовки специалистов сферы культуры, в том числе будущих режиссеров-педагогов. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. — Распоряжение Правительства РФ 2008 г., Программа долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Федеральные государственные стандарты третьего поколения (2010) предусматривают компетентностную образовательную направленность профессиональной подготовки специалистов, создание условий для их успешной социализации и эффективной самореализации. В названных документах подчеркивается важность повышения качества высшего профессионального образования, позволяющего выпускникам успешно работать в избранной сфере деятельности, быть востребованными на рынке труда, обладать социальной мобильностью, универсальными профессионально-личностными качествами.

Сегодня у специалистов режиссерских специальностей одним из наиболее востребованных профессионально-личностных качеств является сценарная культура, включающая способности создания актуальных по содержанию, высокохудожественных театрализованных представлений и праздников, нацеленных на осмысление современных проблем, поиск вместе со зрителями ответов для их разрешения, имеющих не только развлекательный, но и духовно развивающий характер, педагогически оформляющих досуг. От выпускников требуются умения активизировать аудиторию к самообразованию, позитивному созиданию, блокировать ее негативный настрой на разрушение. Особую ценность в этой связи приобретает формирование сценарной культуры (О.И. Марков) будущих режиссеров-педагогов как профессиональноличностного качества, от уровня которого зависит качество их общей; профессиональной подготовки, способствующей реализации художественного; и воспитательного потенциала театрализованных представлений и праздников^ организуемых специалистами, что актуализирует теоретическое осмысление феномена «сценарная культура», требует уточнения его сущностных характеристик в связи с быстро меняющимися условиями жизни и новыми возрастающими потребностями зрителей как участников театрализованных представлений и праздников.

Фрагментарное обучение сценарной культуре в вузах искусств и культуры является недостаточным для профессиональной деятельности на высоком уровне (41% респондентов - студентов режиссерских факультетов, проходивших производственную практику в качестве режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, преподавателей театральных дисциплин в домах детского творчества, школах искусств, дворцах и домах культуры, учреждениях дополнительного образования, испытывают затруднения в умении подбирать сценарный проблемный материал; 38% -затрудняются в построении творческого продуктивного сценария; 20% — не овладели в процессе обучения в вузе достаточными навыками воплощения; сценариев праздников в жизнь). Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированное™ сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов« театрализованных представлений и праздников и необходимости разработки соответствующих моделей процесса их профессиональной подготовки с учетом особенностей современного социокультурного пространства, требований к качеству высшего профессионального образования из-за отсутствия на сегодняшний день таковых, что препятствует исследуемому процессу.

Анализ практики профессиональной подготовки в вузах искусств и культуры (Волгоград, Краснодар, Орел) показывает, что недостаточная обоснованность и разработанность средств формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества в ходе создания театрализованных представлений и праздников сказываются на качестве общей и специальной подготовки будущих режиссеров-педагогов, отвечающих потребностям реальности. Несмотря на то, что к настоящему времени накоплен богатый опыт традиционной профессиональной подготовки названных специалистов, он, однако, направлен преимущественно на формирование общепрофессиональных знаний в области режиссуры и воспитание актерского мастерства. Не подвергая сомнению его ценность как базы театрального искусства, следует отметить, что применительно к исследуемой подготовке он недостаточно эффективен, т.к. не учитывает специфику создания, разработки и реализации сценариев для открытой массовой аудитории, что требует пересмотра, обоснования соответствующих средств реализации модели процесса формирования сценарной культуры.

Вместе с тем можно говорить о том, что в науке сложились теоретические предпосылки для разработки теоретических основ по исследуемой проблеме. Режиссеры-педагоги рассматривают различные направления режиссерской и педагогической деятельности, отдельные аспекты сценарной культуры будущих специалистов, придавая важное значение педагогической составляющей в работе режиссера (С.И. Гавдис, Д.М. Генкин, О.И. Марков, O.JI. Орлов, Н.М. Туманов, А.И. Чечетин, И.М. Шароев и др.). Педагогическая теория целостного педагогического процесса в вузе исследовалась в работах Н.М. Борытко, B.C. Ильина, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова и др., накоплен обширный материал, раскрывающий условия эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста в вузе (O.A. Абдуллина, C.B. Белова, М.И. Дьяченко, K.M. Дурай-Новакова, Н.В. Кузьмина, B.C. Мерлин, В.М. Монахов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.А. Сластенин и др.), исследованы общие основы сценарной культуры (О.И. Марков), особенности профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов (Е.В. Бондарева, Ю.С. Голованова (Скворцова)).

Одновременно с теоретическими основаниями формировались и практические предпосылки. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. - Распоряжение Правительства РФ 2008 г., Программа долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Федеральные государственные стандарты третьего поколения (2010) требуют переосмысления содержания профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, что предусматривает наличие знаний об особенностях различных видов искусств, профессиональную грамотность по теории и истории мировой художественной культуры, драматургии и сценарному мастерству, умения написать высокохудожественные сценарии, имеющие смыслопоисковый характер, целенаправленное формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих специалистов, что до настоящего времени не получило достаточного теоретического обоснования. Несмотря на возрастающее количество исследований, посвященных различным аспектам повышения качества профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов в вузе, многие аспекты проблемы, в частности выявление сущностных характеристик формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, обоснование моделей, разработка эффективных средств исследуемого процесса, пока не раскрыты.

Теоретическое осмысление и анализ практической деятельности позволил выделить ряд противоречий между: требованиями, предъявляемыми к режиссерам-педагогам на рынке труда, включающими сценарную культуру как профессионально-личностное качество, позволяющее создавать содержательные, смыслопоисковые театрализованные представления и праздники для массовой аудитории, соответствующие современной социокультурной и экономической ситуации в обществе, и недостаточным обоснованием сущностных характеристик сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, важных для качественной профессиональной подготовки в вузе; необходимостью системы высшего профессионального образования в повышении качества подготовки специалистов режиссерских специальностей, отвечающей современным требованиям, и недостаточной разработанностью моделей процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, которые могут обеспечить этот процесс, востребованный в учебном процессе вузов и профессиональной деятельности в сфере культуры;

- потребностью перехода от информативных к активным средствам профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов к деятельности с открытой массовой аудиторией, с включением в учебный процесс проблемности, личностного опыта и недостаточностью технологической г обеспеченности реализации этого процесса в системе профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов по специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

Проблема исследования заключается в необходимости научного обоснования процесса формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов».

Объект исследования - профессиональная подготовка будущих режиссеров-педагогов в вузе.

Предмет исследования - процесс формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин в вузе.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании процесса формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе будет более эффективным, если:

- сценарная культура будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, в отличие от традиционных фрагментарных представлений, будет пониматься как целостное, динамическое профессионально-личностное качество, исследуемое на основе культурологического, целостного и системного подходов; отличающееся ценностным отношением к сценарной культуре (мотивационно-ценностный компонент), общепрофессиональными и специальными знаниями в области сценарного мастерства (интеллектуально-смысловой компонент), умениями по созданию высокохудожественных массовых театрализованных представлений и праздников (творческо-деятельностный); включающее профессиональный и личностный аспекты художественно-эстетического, творческого развития, проявляющегося в функциях (аксиологическая, гносеологическая, регулятивная);

- процесс формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в ходе профессиональной подготовки в вузе будет включать три этапа: первый этап — профессионально-ориентационный, направленный на формирование мотивационно-ценностного компонента (нацеленность на сценарную культуру как на профессионально и личностно значимую ценность); второй этап — содержательно-преобразовательный, ориентированный на формирование интеллектуально-смыслового компонента (обретение и осмысление студентами общих и специальных знаний и навыков сценарной культуры); третий — креативно-практический — на формирование творческо-деятельностного компонента (самостоятельная творческая деятельность по созданию театрализованных представлений и праздников на основе разработанных сценариев, становление сценарного мастерства), предполагающие последовательное восхождение исследуемого феномена у студентов от низкого (иррационально-эмоционального) к среднему (рационально-аналитическому) и высокому (синтезирующе-корректирующему) уровням сформированности сценарной культуры;

- формирование сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов в вузе будет осуществляться с помощью педагогических средств, соответствующих приоритетным задачам каждого этапа формирования данного профессионально-личностного образования: на первом этапе - дискуссии, беседы, встречи с опытными режиссерами-педагогами, решение проблемных задач, посещение городских театрализованных представлений и праздников; на втором этапе - использование межпредметных связей, проблемное обучение, творческие задания различного уровня сложности; на третьем этапе — метод проектов, учебно-драматургические и режиссерско-педагогические задачи по созданию и реализации сценариев театрализованных представлений ■ и праздников.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущностные характеристики сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов.

2. Разработать модель процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов в ходе профессиональной подготовки в вузе.

3. Обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность средств процесса формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников.

Методологическую основу исследования составили: идеи концепции «рассеянных методических знаний» (В.М. Монахов); философские представления о культуре как качественной характеристике деятельности и ее результатов (Ю.А. Малышев); как творчестве, созидательной деятельности, творческом содержании деятельности (Н.С. Злобин); проникновении внутрь самого себя (О.В. Долженко), способе существования, самоосуществления человека в мире (H.A. Бердяев, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Э.С. Маркарян); положения гуманитарной парадигмы высшего профессионального образования (Н.М. Борытко, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, JIM. Лузина, И.А. Соловцова); методология целостного подхода к исследованию педагогического процесса и его организации (Н.М. Борытко,

B.C. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин.); положения системного подхода к педагогической деятельности (В.П. Беспалько, В.В. Краевский); выводы о человеке как субъекте культуры, его социокультурном опыте (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, A.B. Мудрик и др.); положения о подготовке специалистов сценарно-режиссерской деятельности (Д.Н. Аль, Е.В. Бондарева, C.B. Гавдис, Ю.С. Голованова (Скворцова), О.И. Марков и др.); идеи культурологического подхода (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Л.С. Выготский, И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова), реализации тендерного подхода в вузе (И.В. Костикова, С.Л. Рыков, Л.И. Столярчук, Л.В. Штылева); исследования о роли смыслов в профессиональном и личностном становлении будущих специалистов (Н.М. Борытко, В.П. Зинченко, А.К. Маркова и др.); положения о роли и условиях саморазвития, самореализации будущего специалиста (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский,

C.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин), роли коллективного субъекта воспитания в сфере культуры (Л.И. Столярчук, В.Е. Триодин и др.), о творчестве как высшем проявлении мастерства в профессиональной деятельности, особенно в творческих профессиях (H.B. Бакланова, Н.Б. Букаева, A.A. Деркач, З.Я. Карагодский, К.К. Платонов, В.Г. Ражников и др.); ведущие идеи теории профессионального образования об особенностях профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов (Е.В. Бондарева, Ю.С. Голованова (Скворцова)); об условиях формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников (О.И. Марков).

Основные этапы исследования

Теоретико-поисковый (2003-2005 гг.) — изучение научной литературы и опыта по проблеме исследования; определение концептуального замысла и эмпирической базы исследования; экспериментальное изучение методических приемов в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры», способствующих формированию сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин; утверждение различных подходов к проектированию процесса формирования сценарной культуры у будущих режиссеров-педагогов.

Экспериментально-исследовательский (2006—2009 гг.) — подбор диагностических методик; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры», разработка модели процесса формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников; апробация положений исследовательской гипотезы, педагогических средств, способствующих формированию сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов, теоретической модели процесса и реализации ее в образовательных учреждениях.

Завершающий (2010-2011 гг.) — анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, оформление текста диссертационной работы.

Методы исследования

На теоретико-поисковом этапе применены теоретический анализ и синтез научных концепций, позволившие выявить базовые положения для исследования, изучить и обобщить массовый и инновационный педагогический опыт; провести научное наблюдение с целью получения эмпирических данных о состоянии исследуемого качества и о динамике процесса.

На экспериментально-исследовательском этапе применялись теоретическое моделирование процесса формирования сценарной культуры будущего режиссера-педагога, система педагогических средств ее формирования в вузе; педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, тестирование, анкетирование обследуемых в процессе констатирующего и формирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов деятельности студентов.

На завершающем этапе исследования применялись методы сравнения, абстрагирования, обобщения полученных теоретических и эмпирических результатов; математическая обработка исследовательских результатов.

Базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая автором на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников факультета режиссуры и актерского мастерства (ныне — кафедра режиссуры и актерского мастерства факультета художественного творчества) ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» в группах режиссерской специализации. Всего в эксперименте приняли участие 240 студентов и 40 преподавателей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сценарная культура будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, в отличие от традиционных фрагментарных представлений в профессиональной подготовке в вузе, рассматривается как переход к целостному ее пониманию как динамического профессионально-личностного качества, исследуемого на основе культурологического, целостного и системного подходов. Структура сценарной культуры включает мотивационно-ценностный компонент (мотивация к овладению сценарной культурой, отношение личности к сценарной культуре как личностно значимой ценности, ориентация на сценарную культуру как профессионально значимую ценность); интеллектуально-смысловой компонент (общепрофессиональные и специальные знания в области современных тенденций развития театрального искусства, сценарного мастерства, осмысление полученных знаний в процессе обучения); творческо-деятельностный компонент (профессиональные умения в области сценарного мастерства, креативность в создании сценариев театрализованных представлений и праздников, умения по созданию высокохудожественных массовых театрализованных представлений и праздников, навыки и опыт их воплощения в современном социокультурном пространстве города, области, учреждений культуры и образовательных учреждений), проявляющиеся в функциях (аксиологическая, гносеологическая, регулятивная).

2. Процесс формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе состоит из трех последовательных этапов: профессионально-ориентационный, направленный на формирование мотивационно-ценностного компонента (нацеленность на сценарную культуру как на профессионально значимую ценность); содержательно-преобразовательный — на формирование интеллектуально-смыслового компонента (обретение и осмысление студентами знаний и навыков); креативно-практический — на формирование творческо-деятельностного компонента (самостоятельная творческая деятельность в создании театрализованных представлений и праздников), обеспечивающих формирование сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов, характеризующейся последовательным восхождением исследуемого профессионально-личностного образования от иррационально-эмоционального к рационально-аналитическому и синтезирующе-корректирующему уровням.

3. Педагогические средства, эффективные для реализации процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе, в ходе профессиональной подготовки целесообразны в соответствии с приоритетными задачами каждого этапа модели. На первом этапе - дискуссии, беседы, встречи с опытными режиссерами-педагогами, решение проблемных задач, посещение городских театрализованных представлений и праздников; на втором этапе — использование межпредметных связей, проблемное обучение, творческие задания различного уровня сложности; на третьем этапе — метод проектов, учебно-драматургические задачи, обеспечивающие реализацию процесса формирования данного профессионально-личностного образования будущих режиссеров-педагогов в процессе обучения в вузе.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые обоснована модель процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников как специально организованный педагогический процесс, состоящий из трех последовательных этапов: профессионально-ориентационный (нацеленность на сценарную культуру как на профессионально значимую ценность); содержательно-преобразовательный (обретение и осмысление студентами знаний и опыта); креативно-практический (самостоятельная творческая деятельность по созданию театрализованных представлений и праздников), характеризующийся развитием уровней от низкого (иррационально-эмоционального) к среднему (рационально-аналитическому) и высокому (синтезирующе-корректирующему). Уточнены научные представления о сущности сценарной культуры как профессионально-личностного качества, обеспечивающего взаимосвязь и взаимообусловленность мотивационно-ценностного, интеллектуально-смыслового, творческо-деятельностного компонентов; позволяющего будущим режиссерам-педагогам театрализованных представлений и праздников занять позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание режиссерского опыта, обмен ценностями, побуждениями, смыслами в ходе воспитания, развития и саморазвития. Уточнено научное знание о совокупности педагогических средств формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется их вкладом в теорию профессионального образования — уточнением сущностных характеристик сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов как профессионально-личностного качества, что расширяет современные представления об исследуемом феномене. Разработанная уровневая модель формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов может служить базой для построения эффективного процесса профессиональной подготовки в вузе на основе положений целостного подхода. Обоснованные в исследовании подходы способствуют развитию и уточнению содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин как основы реализации процесса формирования в практике вузовского обучения, дают возможность дополнить научное знание о построении профессионального режиссерского образования в контексте проблематики его гуманитаризации. Полученные результаты исследования могут служить теоретической основой для построения процесса формирования сценарной культуры режиссеров-педагогов шоу-программ и спортивных праздников в иных образовательных условиях.

Достоверность результатов исследования обеспечивается культурологическим, целостным и системным подходами к решению исследуемой проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; организацией параллельных экспериментальных процессов; повторяемостью полученных в процессе формирующего эксперимента результатов; корректностью использования научных подходов и методов исследования, адекватных цели, задачам и логике исследования, состоящей в применимости его результатов к организации учебно-воспитательного процесса в вузах искусств и культуры РФ; корректной организацией опытно-экспериментальной работы в течение пяти лет; достаточной количественной базой эксперимента

240 студентов 1-5-х курсов, 40 преподавателей); репрезентативностью объема выборки; сочетанием количественного и качественного анализа; сопоставлением полученных результатов с результатами контрольных групп и их апробацией.

Практическая ценность результатов исследования заключается в том, I что разработанная и экспериментально апробированная модель формирования сценарной культуры позволяет преподавателям вузов искусств и культуры переосмыслить традиционную логику построения профессионального режиссерского образования, выделить в нем новые приоритеты и ценностные ориентиры. Созданный комплекс диагностических методик, система учебно-профессиональных задач, показатели для определения сформированности сценарной культуры, соответствующие природе данного профессионально-личностного образования, последовательность ситуаций взаимодействия способствуют расширению методического арсенала преподавателей и могут .быть использованы ими в практической деятельности для повышения эффективности педагогического процесса в вузе.

Апробация результатов исследования осуществлялась через выступления на региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2006); Второй общероссийской научно-практической конференции «Молодежь и формирование гражданского общества в России» (Волгоград, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Опыт работы центров социально-психологической адаптации студентов» (Волгоград, 2006); Третьей общероссийской научно-практической конференции «Молодежь и формирование гражданского общества в России» (Волгоград, 2007); Международной научно-практической конференции «Воспитание студента-кооператора - активного участника кооперативного движения России» (Волгоград, 2007); V Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 2008); научно-практических конференциях «Проектный подход как ресурс качества образования»

Волгоград, 2008), «Проблемы и перспективы тендерных исследований в образовании» (Волгоград, 2009), внутривузовских научно-практических конференциях в Волгоградском государственном институте искусств и культуры (2005-2011 гг.), через публикацию основных положений и результатов исследования (опубликовано 11 работ автора общим объемом более 3,0 п.л., в том числе в периодическом издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ).

Внедрение результатов исследования проходило в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» и ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 220 с. состоит из введения (15 е.), двух глав (гл.1 — 72 е., гл.2 — 67 е.), заключения (4 е.), списка литературы (255 наименований), включает 23 приложения с материалами опытно-экспериментальной работы, диагностическими методиками. Текст диссертации содержит 7 таблиц, одну схему, систематизирующих теоретический и эмпирический материалы. В первой главе «Теоретические основы формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов» на основе научно-теоретического анализа уточнены сущностные характеристики сценарной культуры как педагогической категории, установлены компоненты, критерии и уровни сценарной культуры, обоснована модель процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов в процессе изучения общепрофессиональных и специальных' дисциплин в вузе. Вторая глава исследования «Экспериментальная работа по формированию сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников» посвящена обоснованию системы педагогических средств и их применения в учебно-воспитательном процессе в вузе, динамике процесса формирования сценарной

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Гусева, Элла Валерьевна

Выводы второй главы

В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов были сделаны следующие выводы.

1. В процессе диагностического исследования определен ряд факторов традиционного обучения, препятствующих эффективному развитию сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов — недостаточная ориентированность программ и учебно-методических комплексов дисциплин на формирование сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников;

- недостаточность дисциплин посвященных направленности на специализацию «сценарная культура» будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников;

- недостаточная теоретическая подготовленность преподавателей профессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации к целенаправленной работе по формированию у студентов данного профессионально-личностного образования.

3. Анализ полученных в ходе эксперимента значимых данных о достижении высокого - 63% (20% на начало ОЭР), среднего - 30% (38%) уровней студентами экспериментальной группы вместе с уменьшением студентов отличающихся низким 41% (11%) уровнем сформированности сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов, являются свидетельством динамики изменения его развития в ходе формирующего эксперимента.

4. Педагогические средства формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов выступают как система (дискуссии, беседы, встречи с опытными режиссерами-педагогами, решение проблемных задач, посещение городских театрализованных представлений и праздников; межпредметные связи общепрофессиональных и специальных дисциплин, проблемное обучение, творческие задания различного уровня сложности; метод проектов и разработка квалификационной работы) обеспечивая реализацию процесса формирования данного профессионально-личностного качества у студентов в процессе обучения вузе.

157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, когда современный этап развития российского общества, характеризующийся глубочайшими социально-экономическими преобразованиями, требует подготовки творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, совершенствование самого человека, его творческих и созидательных способностей, развитие в человеке духовного начала всего потенциала творческих возможностей, высокого интеллекта, нравственности и ответственности является важным условием выживания человечества в кризисном состоянии общественной системы. Успех этих преобразований во многом определяется характером личности и деятельности преподавателей, качеством и эффективностью профессиональной подготовки выпускника высшей школы, в том числе и режиссеров-педагогов.

Определены критерии для отбора содержания компонентов формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, направленной на формирование личности студента. Разработаны такие критерии как мотивация к овладению сценарной культурой, отношение личности к сценарной культуре как личностно значимой ценности, направленность на сценарную культуру как профессионально значимую ценность, знания в области общепрофессиональных и специальных дисциплин, осмысление полученных знаний в процессе обучения, профессиональные умения в области сценарного мастерства, способность создания креативных сценариев театрализованных представлений и праздников и навыки его воплощения в социокультурное пространство. Выявлена и обоснована совокупность педагогических средств формирования сценарной культуры режиссеров-педагогов в вузе.

В ходе работы проведенного исследования были получены следующие результаты: уточнены сущностные характеристики сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов, как — целостного динамического профессионально—личностного образования будущих режиссеров—педагогов, которое отличается ценностным отношением к сценарной культуре, знаниями в области сценарного мастерства, умениями создания высокохудожественных массовых театрализованных представлений и праздников, и включает такие структурные компоненты как мотивационно—ценностный (мотивация к овладению сценарной культурой, отношение личности к сценарной культуре как личностно значимой ценности, направленность на сценарную культуру как профессионально значимую ценность), интеллектуально-смысловой (общие знания в области общепрофессиональных дисциплин, профессиональные знания в области специальных дисциплин, осмысление полученных знаний в процессе обучения), творческо-деятельностный (профессиональные умения в области сценарного мастерства, креативность мышления в создании сценария театрализованных представлений и праздников, умение создания сценариев и навыки его воплощения в социокультурное пространство), реализующаяся посредством следующих функций: аксео логическая, познавательная, регулятивная.

В ходе исследования была разработана модель процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе. Модель процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов состоит из трех последовательных этапов: первый профессионально-ориентационный этап, направленный на формирование мотивационно-ценностного компонента (нацеленность на сценарную культуру как на профессионально значимую ценность); второй содержательно-преобразовательный — на формирование интеллектуально-смыслового компонента (обретение и осмысление студентами знаний и навыков); третий ктеативно-практический — на формирование творческо— деятельностного компонента (самостоятельная творческая деятельность в создании театрализованных представлений и праздников), обеспечивающих формирование сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов, характеризующаяся последовательным восхождением исследуемого профессионально—личностного образования от низкого уровня иррационально-эмоционального), к среднему (рационально-аналитическому) и высокому уровню сформированности (синтезирующе-корректирующему).

Элементы процесса формирования сценарная культура будущих режиссеров-педагогов описаны в понятиях, «цель», «средства», «результат». Психологической основой для моделирования процесса формирования у студентов ценностного отношения к сценарной культуре, выступили выделенные В.А.Разумным, процессы потребности, переживания, действия.

В ходе решения третьей задачи были обоснованы педагогические средства эффективные для реализации процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе в ходе профессиональной подготовки, которые целесообразны в соответствие с приоритетными задачами каждого этапа модели. На первом этапе - дискуссии, беседы, встречи с опытными режиссерами-педагогами, решение проблемных задач, посещение городских театрализованных представлений и праздников; на втором этапе — использование межпредметных связей, проблемное обучение, творческие задания различного уровня сложности; на третьем этапе - разработка квалификационных работ, метод проектов и решения учебно-драматургических задач обеспечивающие реализацию процесса формирования данного профессионально-личностного качества у студентов в процессе обучения вузе.

Анализ полученных в ходе эксперимента значимых данных о достижении высокого - 63% (20% на начало ОЭР), среднего - 30% (38%) уровней студентами экспериментальной группы вместе с уменьшением студентов отличающихся низким 12% (40%) уровнем сформированности сценарной культуры будущего режиссера-педагога, являются свидетельством динамики изменения развития исследуемого профессионально-личностного образования в ходе профессиональной подготовки в вузе.

Наше исследование было выполнено в русле гуманитарной парадигмы и имеет теоретический и практико-ориентированный характер, затрагивает аспекты проблемы сценарной культуры режиссеров—педагогов, представляется перспективной дальнейшая разработка следующих проблем: формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов, тендерные особенности формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов.

161

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гусева, Элла Валерьевна, 2011 год

1. Аль, Д. Н. Основы драматургии : учеб. пособие / Д. Н. Аль ; Санкт-петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - 4-е изд. - СПб. : СПбГУКИ, 2005. - 280 с.

2. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. — М. : Просвещение, 1990. — 141 с.

3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М. : Мысль, 1991. - 300 с.

4. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. 335 с.

5. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать: книга для учителя / Ю. П. Азаров. М. : Просвещение, 1985. - 488 с.

6. Азаров, Ю. П. Театральное наследие. Кн.1: Об искусстве театра. Театральный художник / Ю. П. Азаров; под ред. С. Л. Цимбала; сост.: В. М. Миронова. Л.: Искусство, 1978. - 295 с.

7. Азаров, Ю. П. Театральное наследие. Кн.2: О режиссуре. Режиссерские экспликации и заметки / Ю. П. Азаров; под. ред. С. Л. Цимбала; сост.: В. М. Миронова. Л. : Искусство, 1978. - 287 с.

8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — 287 с.

9. Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого самоопределения / В. И. Андреев. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

10. Аришина, Э. С. Формирование ценностного отношения у студентов вуза к профессиональной деятельности : автореф. дис. .канд. пед. наук / Э. С. Аришина. Магнитогорск, 2004. - 23 с.

11. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М. : Высш. шк., 1980. -368 с.

12. Багаева, И. Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущих учителей : дис. . доктора пед. наук / И. Д. Багаева. Усть-Каменогорск, 1991. — 365 с.

13. Байденко, В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В. И. Байденко. М. : Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый ун-т, 2002. — 36 с.

14. Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры / Н. К. Бакланова. М.: Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1994. - 120 с.

15. Бакланова, Н. В. Психологические основы профессионального мастерства специалиста культуры художественного профиля : дис. . доктора пед. наук / Н. В. Бакланова. М., 1997. - 425 с.

16. Банько, Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров : автореф. дис. . канд. пед. наук Н. А. Банько. Волгоград, 2002. - 27 с.

17. Барабанщиков, А. В. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. М. : ВПА, 1985.- 173 с.

18. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М. : Искусство, 1986. — 306 с.

19. Библер, В. С. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. — М. : Политиздат, 1991.-412 с.

20. Библер, В. С. Нравственность. Культура. Современность: (философские раздумья о жизненных проблемах) / В. С. Библер // Этическая мысль: научно-публицист. чтения / под ред. И. Т. Фролова. — М., 1990. ■— 167 с.

21. Библер, В. С. Диалог. Сознание. Культура: идея культуры в работах М. М. Бахтина / В. С. Библер // Одиссей. Человек в истории. М., 1989. — С. 2159.

22. Белова, C.B. Текстуально-диалогический принцип в проектировании гуманитарного образования : автореф. дис. . докт. пед. наук. / C.B. Белова. — Волгоград, 2006. 40 с.

23. Белозерцев, Е. П. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда»/ Е. П. Белозерцев, А. В. Усачев // Aima mater (Вестник высшей школы. 2003. - № 9. - С. 30-36.

24. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М., 1995. - 196 с.

25. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М., 1989. - С. 330.

26. Бодалев, А. А. Изучение взрослого человека важная задача акмеологии / А. А. Бодалев. М., 1996. - 154 с.

27. Божович, JI. И. Проблемы формирования личности: избр. Психолог, труды / Л. И. Божович ; под. ред. Д. И. Фельдштейна. — М.; Воронеж: Междунар. пед. акад., 1995. 352 с.

28. Большой энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров .- 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая Рос. энциклопедия ; СПб. : Норинт, 1997. - 1456 с.

29. Бондарева, Е. В. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. В. Бондарева. Волгоград : Перемена, 2003. - 20 с.

30. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно— ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов н/Д : Изд—во РГПУ, 2000.-352 с.

31. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб. : Питер, 2000. - 304 с.

32. Борисов, П. П. Компетентности©-деятельиостный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. — № 1. С. 58-61.

33. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко. Волгоград : Перемена, 2001. — 181 с.

34. Борытко, Н. М. Этическое воспитание / Н. М. Борытко. — Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 232 с.

35. Бочкина, Н. В. Процесс обучения: его проектирование и организация / Н. В. Бочкина // Будущему учителю о проблемах педагогики : курс лекций. — Волгоград : Перемена, 1995. С. 29 - 39.

36. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М. : Мысль, 1988.-304 с.

37. Букаева, Н.Б. Методическое сопровождение становления педагогической культуры преподавателя вуза искусств : дис. . канд. пед. наук / Н.Б. Букаева. Волгоград, 2006. - 156 с.

38. Булатова, О. С. Педагогический артистизм : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова. — М. : Академия, 2001. -240 с.

39. Буров, А. Г. Режиссура и педагогика / А. Г. Буров. — М. : Сов. Россия, 1987. 160 с.

40. Валькова, Н. П. Культурно-эстетический смысл и профессиологические основы деятельности художника-конструктора : автореф. дис. . канд. искусствоведения /ВальковаН. П. М., 1986. - 20 с.

41. Василенко, В. А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. М; Л. : Наука, 1966. - 149 с.

42. Вахтангов, Е. Б. Записки. Письма. Статьи / Е. Б. Вахтангов. — М. : Искусство, 1939. 278 с.

43. Введение в педагогическую культуру : учеб. пособие / под общ. ред. Бондаревской Е. В. Ростов н/Д.: РГПУ, 1995.-172 с.

44. Введение в психологию развития: (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. М.: Тривола, 1994. — 167 с.

45. Вербицкий, А. А. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов : обзорная информация / А. А. Вербицкий, И. М. Сыроежин. -М.: НИИВШ, 1981. -48 с.

46. Виленский, М. Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя : учеб. пособие / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева. -М.: Прометей, 1993. 117 с.

47. Витлин, Ж. Л. Развитие общей и профессиональной культуры учителей иностранного языка / Ж. Л. Витлин // Иностранный язык в школе. — 1993.-№ 6.- С.50-53.

48. Воронов, Н. В. Российский дизайн: очерки истории отечественного дизайна. Т. 1 / Н. В. Воронов. М. : Союз дизайнов России, 2001. — 424 с.

49. Воронов, Н. В. Российский дизайн: очерки истории отечественного дизайна. Т. 2 / Н. В. Воронов. — М. : Союз дизайнов России, 2001. — 392 с.

50. Вульфов, Б. 3. Технология педагогического творчества / Б. 3. Вульфов // Сов. педагогика. 1989. - № 9. - С. 148.

51. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

52. Гутник, И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников : дис. . канд. пед. наук. / И. Ю. Гутник. СПб., 1997. - 202 с.

53. Гавдис, С. И. Основы сценарного мастерства : учеб. пособие / С. И. Гавдис. Орёл, 2005. - 242 с.

54. Тендерное образование : учебное пособие / под ред. Л. И. Столярчук. Краснодар : ООО "Просвещение - Юг", 2011. - 386 с.

55. Генкин, Д. М. Возможности использования художественных выразительных средств в методике театрализации / Д. М. Генкин, А. А. Конович // Труды / ред. Д. М. Генкин. Л. : ЛГИК 1983. - С. 74-92.

56. Генкин, Д. М. Массовые праздники : учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / Д. М. Генкин. — М. : Просвещение, 1975. 140 е.: с ил.

57. Глазман, М. С. Творчество как диалог / М. С. Глазман // Научное творчество. М.: Наука, 1989. - С. 221-232.

58. Голованова, Ю.С. Творческие конструкты в профессиональной формировании компетентности будущего режиссера-педагога: метод, разраб. / Ю.С.Голованова. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. — 20 с.

59. Голованова, Ю. С. Формирование профессиональной компетентности будущего режиссера-педагога : автореф. дис. . канд. пед. наук / Ю. С. Голованова. Волгоград : Перемена, 2007. - 20 с.

60. Головин, С. Ю Словарь практического психолога Электронный ресурс. / С. Ю. Головин // Читаем книги по-русски. — 2005. — Режим доступа: http://www.ipd.ru/

61. Горчаков, Н. М. Работа режиссера над спектаклем / Н. М. Горчаков. -М.: Искусство, 1956.-464 с.

62. Гуревич, П. С. Философия культуры : пособие для студентов гуманит. вузов / П. С. Гуревич. М.: АО Аспект-Пресс, 1994. — 317 с.

63. Дадамян, Г. Г. Парадоксы театрального мышления / Г. Г. Дадамян // Театр. 1987. -№ 2. - С. 76-83.

64. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1 : А-З.-М., 1996.-699 с.

65. Данильчук, В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе : монография / В. И. Данильчук. — Волгоград : Перемена, 1996. — 185 с.

66. Даринская, Л. А. Педагогика творческого развития личности : учеб.-метод. пособие / Л. А. Даринская. СПб., 2007. - 84 с.

67. Демин, В. И. Молодой режиссер: проблемы и суждения / В. И. Демин // Театр. 1977. - № 2. - С. 7-10.

68. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. — М. : РАУ, 1993. — 32 с.

69. Дмитриев, Л. А. Тайны искусства: законы телевизионной драматургии как законы творчества : учеб. пособие / Л. А. Дмитриев. М. : ИПКРТиР, 1994. - 192 с.

70. Дмитриевский, В. Н. Основы социологии театра: история, теория, практика : учеб. пособие / В. Н. Дмитриевский. — М. : Изд—во ГИТИС, 2004. — 116 с.

71. Долженко, О. В. Очерки философии образования / О. В. Долженко. М.: Медиа, 1995. - 240 с.

72. Дробницкий, О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей / О. Г. Дробницкий // Проблема ценностей в философии : сб. статей. М. ; Л., 1966. -С. 25-40.

73. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : дис. . докт. пед. наук. -М., 1983. 356 с.

74. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. —Минск : БГУ, 1972. 175 с.

75. Ингелькамп, К. Педагогическая диагностика : пер. с нем. / К. Ингелькамп. М.: Педагогика, 1991. - 239 с.

76. Евстигнеева, Ю. М. Формирование профессиональнойкомпетентности будущих юристов : дис. . канд. пед. наук/Евстигнеева Ю. М. -М., 2002.

77. Ершов, П. М. Режиссура как: практическая психология / П. М. Ершов; М: : Искусство; 19751 350 с:

78. Ершову П. М: Искусство толкования : в 2 ч. Ч. 2 '. Режиссура как практическая психология / П. М. Ершов; Дубна : Изд. центр «Феникс», 1997 — 288с.

79. Захава^ Б. Е. Мастерствоактера и режиссера учеб:пособие для ин— тов культуры, театр, и культ.-просвет. училищ /'Б; Е. Захава. Изд. 3-е;.испрі и доп.-М.: Просвещение, 1973. - 320 с.

80. Зеер, Э. Ф. Модернизация» профессионального образования / Э. Ф. Зеер ; под; ред. В. И. Байденко, Дж. Ван Занворта.,- М:, 2001. С.44 -46.

81. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие для вузов / Э; Ф. Зеері- А. М! Павлова, Э. Э. Сыманюк. -— М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. -211 с. .

82. Зинченко, В. П. Человек развивающийся: очерки российской? психологии / В. П. Зииченко, Е. Б. Моргунов. М. : Триволо, 1994. -301 с.

83. Злобин, Н. С. Культура и общественный прогресс / 1-І. С. Злобит — Мі : Наука; 1980: — 303 с.

84. Иванов, В. В. Современная наука и театр / А. А. Иванов // Театр. — 1977. -№ 8. С.97-107.

85. Иванова, Н: В. Элементы театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н: В. Иванова.-Минск, 1993. -20 с.

86. Иконников, А. В. Проблемы формирования эстетической ценности / А. В: Иконников.-М. : ВНИИТЭ, 1981. 176 с.

87. Ильин; В: С. Формирование личности школьника: (целостный процесс) / В. С. Ильин. М. : Педагогика, 1984. — 144 с.

88. Ильин, В. С. О структуре педагогической теории / В. С. Ильин // Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, 1979. - С. 3-16.

89. Ильин, B.C. Целостный подход к формированию личности школьника и студента / B.C. Ильин. Волгоград, 1990. - 178 с.

90. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Ильин. -Москва; Белгород, 1993. — 218 с.

91. Исаева, И. И. Развитие профессиональной культуры психологообразования : автореф. дис. . докт. психол. наук / Н. И. Исаева. — Ставрополь, 2002 43 с.

92. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган. JI. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 384 с.

93. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1996.-415 с.

94. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. — М. : Политическая литература, 1974. 328 с.

95. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М., 1998.135 с.

96. Казанский, Н. Г., Назаров Т.С. Дидактика : начальные классы / Казанский, Н. Г., Назаров Т.С. М.: Просвещение, 1978. - 224 с.

97. Карпушкин, М. А. Размышление о театральной педагогике / М. А. Карпушкин. Самара, 2001. - 458 с.

98. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография / А. В. Кирьякова. Оренбург, 1996. - 187 с.

99. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. — Рига : Эксперимент, 1995. — 176 с.

100. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М. : Изд-во МГУ, 1988. - 200 с.

101. Клушина, Н. П. Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы / Н. П. Клушина. — Ставрополь : Изд-во Сев.-Кав. гос. тех. ун-т, 2001. — 195 с.

102. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики / М. О. Кнебель. М. : ВТО, 1976.- 342 с.

103. Корогодский, 3. Я. Воспитание в профессии / 3. Я. Корогодский // Наука, культура, образование на рубеже XXI века : материалы Всерос. научно-практ. конф. СПб.; 1995. - С. 310-314.

104. Ковалева, Г. И. Теоретические аспекты проблемы самореализации личности школьников в процессе обучения / Г. И. Ковалева // Развитие личности в процессе образования: концепции и технологии. — Волгоград, 1996. -С. 73-74.

105. Ковтунова, О. М. Воспитание ценностного отношения к профессии «специалист по социальной работе» у старшеклассников в условиях средней общеобразовательной школы : автореф. дис. . канд. пед. наук / О. М. Ковтунова. Екатеринбург, 2002. - 21 с.

106. Коган, JI. Н. Искусство и мы / JI. Н. Коган. М. : Мол. гвардия, 1970. -269 с.

107. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии : курс лекций по философии педагогики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 288 с. - (Педагогическое образование).

108. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. — СПб. : СПбГУМП, 1999.- 242 с.

109. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. — М.: Наука, 1976. 720 с.

110. Корепанова, М. В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач : автореф. дис. . канд. пед. наук / М. В. Корепанова. — Волгоград, 1994. 20 с.

111. Корепанова, М. В. Роль мотивации достижения в развитии творческого потенциала студентов / М. В. Корепанова // Инновационные; технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза: сб. науч. ст. — Волгоград, 1993. — 196 с.

112. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования; пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара : Изд—во Самар. гос. пед. ин—та, 1994. - 165 с.

113. Краевский, В. В. Основные характеристики и логитса. педагогического исследования / В. В. Краевский. — Волгоград, 1994. — 32 с.

114. Краевский, В. В. Преподавание как творческая деятельность / В. В. Краевский // Дидактика средней школы. М. : Просвещение, 1978. - 319 с.

115. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста / ЗНГ. Б. Крылова. М. : Высш. шк., 1990. - 142 с.

116. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. — 3VL9 1990.-230 с.

117. Кузьмина, Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. 1984.-№ 1.-С. 20-26.

118. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М. : Высш. ж., 1990. -119 с.

119. Кузьмина, Н. В. Профессионально-педагогическая деятельность / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб., 1993. - 223 с.

120. Кузьмина, Н. В. Способность, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. — JI. : Знание, 1985. 32 с.

121. Кульневич, С. В. Педагогика личности : учеб. пособие. Ч. 1 / С. В. Кульневич. Ростов н/Д, 1995. - 167 с.

122. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И Я. Лернер. -М.: Знание, 1980. 120 с.

123. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

124. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1981.-584 с.

125. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. — М., 1994. 62 с.

126. Лессинг, Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г. Э. Лессинг. М.: Гослитиздат, 1957. - 520 с.

127. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М. : Прометей, 1993. 516 с.

128. Логачева, Т. Н. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. Н. Логачева. — Волгоград : Перемена, 2004. -20 с.

129. Лотман, Ю. М. К проблеме типологии культуры / Ю. М. Лотман // Ученые записки Тарт. ун-та. Вып. 198 (Труды по знаковым системам). Тарту, 1967. - С. 30-38.

130. Лукьянов, М. И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя : автореф. дис. . канд. пед. наук / М. И. Лукьянов. -М, 1996.-18 с.

131. Малышев, Ю. А. Технологии представления учебных курсов для дистанционной формы обучение в среде WWW / Ю. А. Малышев, М. И. Нежурина, В. А. Шатровский // Информационные технологии. 1997. — № 6. -с. 39-42.

132. Мамардашвили, М. К. Психологическая топология пути (М. Пруст "В поисках утраченного времени") / М.К. Мамардашвили ; под общ. ред. Ю.П. Сенокосова. — СПб. : Изд-во Рус. Христ. гуманит. ин-та, 1997. — 568,, 8. с.

133. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ) / Э. С. Маркарян. Л. : Мысль, 1983. - 285 с.

134. Марков, О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников : учеб. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств / О. И. Марков. — Краснодар : Изд. КГУКИ, 2004. 408 с.

135. Марков, О. И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О. И. Марков. — М. : Просвещение, 1988. -158 с.

136. Маркова, А. К. Психология труда учителя : кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. - 192 с. - (Психологическая наука - школе)

137. Массарский, С. М. Сценарий рождается в клубе : пособие для работников клубных учреждений, КСК, парков культуры и отдыха. — М. : М-во культ. СССР ВНМЦНТ и КПР, 1988. 42 с.

138. Материалы Совета Европы. Страсбург, 1992. — 221 с.

139. Матюшкин, A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М. : Педагогика, 1972. - 168 с.

140. Матяш, Н. В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н. В. Матяш. — Брянск,1994. 16 с.

141. Махновская, С. И. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами искусства / С. И. Махновская // Педагогическое образование и наука. 2006. - №3. - С. 17.

142. Мацкайлова, О. А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография / О. А. Мацкайлова. — Волгоград : ВГИПКРО, 2002 131 с.

143. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. — М. ; Воронеж, 1996.-448 с.

144. Мир профессий: Человек — художественный образ / сост. А. Смирнов. М. : Молодая гвардия, 1982. - 383 с.

145. Миронова, Р. Е. Методологические вопросы ценностного подхода к проблеме формирования личности : дис. . канд. филос. наук / Р. Е. Миронова. -Саратов, 1986.- 176 с.

146. Митина, JI. М. Психология профессионального развития учителя / JI. М. Митина. М. ; Флинта : Моск. психолого-социолог, ин-т, 1998. - 200 с.

147. Михаил Семенович Щепкин: записки, письма. Современники о М. С. Щепкине / сост. А. П. Клинчин . М., 1952. - 384 с.

148. Михоэлс, С. М. Статьи, беседы, речи : воспоминания о Михоэлсе / С. М. Михоэлс. М. : Искусство, 1981. - 557 с.

149. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград : Перемена,1995. 152 с.

150. Мудрик, А. В. Учитель : мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. -М. : Просвещение, 1986. 160 с.

151. Мясищев, В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. М.; Воронеж, 1995. - 356 с.

152. Нарский, И. С. Ценность и полезность / И. С Нарский // Философские науки. 1969. - № 3. — С. 11-28.

153. Немирович-Данченко, В. И. Рождение театра : воспоминания, статьи, заметки, письма / В. И. Немирович-Данченко. — М., 1989. 576 с.

154. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. - №3. - С. 3-10.

155. Новикова, JL И. Дизайн, в структуре эстетики / JI. И. Новикова // Эстетика и производство. М., 1969. — С. 7-21.

156. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : 70 ООО слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шевцовой. 23-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1991. - 917 с.

157. Основы Системы Станиславского : учеб. пособие / авт. — сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. Ростов н/Д : Феникс, 2000. — 128 с.

158. Осовцов, С. М. Драматургия и театр в системе искусств : учеб. пособие / С. М. Осовцов. СПб. : СПбГУКИ, 2000. - 148 с.

159. О программе модернизации педагогического образования : ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 01.04.2003 № 1313 Экономика образования. 2003. - № 3. - С. 102-106.

160. Павлютенков, Е. М. Профессиональное становление будущего учителя / Е. М. Павлютенков // Педагогика. — 1990. № 11. — С. 64-69.

161. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М. : Пед. об-во России, 1998. — 640 с.

162. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М. : Школа-Пресс, 1998. -512 с.

163. Перфильев, И. А. Философско-эстетическое основание новой парадигмы музыкально-педагогического образования / И. А. Перфильев //

164. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. — М., 1999. С. 28-31.

165. Петрова, JI. М. Режиссура и мастерство актера : метод, указания и контрольные работы / JI. М. Петрова. М., 1987. — 36 с.

166. Петровский, А. В. Личность в психологии : парадигма субъектности / А. В. Петровский. Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.

167. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива / А. В. Петровский, 3. В. Сталинский. М. : Просвещение, 1978. - 176 с.

168. Петровский, В. А. Личность. Деятельность. Коллектив / В. А. Петровский. М. : Политиздат, 1982. —255 с.

169. Пискунов, А. И. Педагогическое образование цель задачи и содержание / А. И. Пискунов // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59-63.

170. Покровский, Б. А. Ступени профессии / Б. А. Покровский. М. : ВТО, 1984.-20 с.

171. Поляков, М. Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы / М. Я. Поляков ; Междунар. агентство «А.Д. и Театр». М., 2000. - 384 с.

172. Попов, А. Д. Спектакль и режиссер / А. Д. Попов. М. : ВТО, 1972,108 с.

173. Попова, Е. В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. В. Попова. Ростов н/Д, 1996. - 17 с.

174. Проблемы методики режиссерского творчества : сб. науч.трудов / МГУКИ. -М., 2000. 193 с.

175. Проблемы формирования эстетической ценности / под ред. А. В. Иконникова и др.; ВНИИТЭ, 1981. 186 с.

176. Профессиональная компетентность: понятие и виды: информ. справочник / сост. Н. JI. Солянкина. — Красноярск, ИПК РО, 2003. 25 с. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. А. А. Бодалева. — М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2002. - 585 с.

177. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.

178. Психологические условия и механизмы воспитания подростков : сб. науч. трудов. М. : АПН СССР ; НИИ общ. и пед. психологии. - М., 1983. - 160 с.

179. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. А. А. Бодалева. -М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2002. — 585 с.

180. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, JI. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М. : Совершенство, 1998. —320 с.

181. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб. : Питер, 2000. - 96 с.

182. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. -М.: Музыка, 1989. 141 с.

183. Разбегаева, Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография / Л. П. Разбегаева. Волгоград : Перемена, 2001. -289 с.

184. Разумный, В. А. Эстетическое воспитание: сущность, формы, методы / В. А. Разумный. М. : Мысль, 1969. - 190 с.

185. Рогов, Е. И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности : автореф. дис. . докт. пед. наук / Е. И. Рогов. — Ростов-н/Д., 1999.-42 с.

186. Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. - №3. - С. 164-168.

187. Розовский, М. Г. Режиссер зрелища / М. Г. Розовский. — М. : Сов. Россия, 1973. 122 с.

188. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1 : А-М / гл. ред. Давыдов В. В. М. : Большая рос. энциклопедия, 1993. — 512 с.

189. Рыков, Н. В. К вопросу об образовании умения / Н. В. Рыков // Советская педагогика. 1953. - №10. - С. 46-51.

190. Рубинштейн, С. Л. Избранные философско-психологические труды. М., Наука, 1997. 463 с.

191. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Учпедиз, 1946. 704 с.

192. Савельев, Д. С. Материалы с семинарских занятий заместителя директора школы. Ульяновск : ИПК ПРО, 1996.-187с.

193. Сапегин, Б. Е. Введение в режиссуру : учеб. пособие / Б. Е. Сапегин. СПб. : СПбГАК, 1997. - 246 с.

194. Сергеев, Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепции и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории) : монография / Н. К. Сергеев. СПб.; Волгоград : Перемена, 1997. - 166 с.

195. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии : монография / В. В. Сериков. Волгоград : Перемена, 1994. — 152 с.

196. Сериков, В. В. Личность и образование : теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. М. : Логос, 1999. — 272 с.

197. Силин, А. Д. Театр выходит на площадь: специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках / А- Д-Силин. М. : ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991.-178 с.

198. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. Н. Ершов. -М.: Наука, 1984. 161 с.

199. Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В. А. Сластенин // Магистр. — 1994. № 6. - С. 3-8.

200. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. VI- : Просвещение, 1976. - 160 с.

201. Сластенин, В. А. Формирование социально-активной личности учителя / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1981. - № 4. - С. 76-84.

202. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — Школьная пресса, 2000. 416 с.

203. Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. Т. 13 / под ред. В. И. Чернышева. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1962. - 1704 с.

204. Сохор, А. М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции / А. М. Сохор. -М. : Педагогика, 1988. 128 с.

205. Станиславский, К. С. Мое гражданское служение России : воспоминания, статьи, очерки, речи, беседы : из записных книжек / К. С. Станиславский. М. : Правда, 1990. - 656 с.

206. Станкевич, JI. П. О типах, формах и уровнях социальной активности личности / Л. П. Станкевич // Вопросы истории материализма и критика, некоторых концепций буржуазной социологии;— М., 1968. С. 190-196.

207. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога. : акмеология воспитания и обучения / М. И^Станкин; — М;: Флинта; 1998: -— 368 с. ■ •"

208. Столярчук, Л. И. Полоролевая социализация школьников: теория: и практика воспитания: монография / Л; И. Столярчук. — Волгоград : Перемена,1999. -275 с.

209. Сущенко, О. Г. Развитие творческой активности будущего учителя вучебной деятельности:: автореф дисс. . канд. пед. наук / О. Г. Сущенко. — Луганск, 1992. 20 с.

210. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. М. : Просвещение, 1988.- 175 с.223: Товстоногов^ Г. А. О профессии режиссера / F. А. Товстоногов.— .у : ВТО, 1967. -355 с.

211. Толковый словарь русского языка / под ред. Б. М. Волина, Д. Н. Ушакова. -М: : Рус. яз., 1993. 740 с.

212. Толковый словарь управленческих терминов. — М. : Аланск, 1994. —306 с.

213. Триадский, В. А. Методические указания к Государственному экзамену по режиссуре театрализованных представлений / В. А. Триадский. — М., 1995.-34 с.

214. Триодин, В. Е. История и теория социально-культурной деятельности/ В. Е. Триодин ; СПБГУП. М., 2000. - 248 с.

215. Трусов, В. П. Современные психологические теории личности / В. П. Трусов ; ЛГУ. Л., 1990. - 72 с.

216. Туманишвили, М. И. Введение в режиссуру / М. И. Туманишвили // Альманах «Менон» . М. : Изд-во театра «Школа драматического искусства», 2005.-269 с.

217. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта : учеб. пособие для институтов культуры / И. М. Туманов. — М. : Просвещение, 1976. 87 с.

218. Философский словарь / под ред. И. Г. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

219. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — М. : Республика, 2001.-719 с.

220. Философский энциклопедический словарь / Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. М.: Инфра-М, 1997. - 576 с.

221. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сб. / В. Франкл ; пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. -368 с.

222. Хорошенкова, А. В. Формирование ценностного эстетического отношения как личностного образования старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам : автореф. дис. . канд. пед. наук / А. В. Хорошенкова. — Волгоград : Перемена, 2001. — 22 с.

223. Чекалева, Н. В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе : дис. . докт. пед. наук / Н. В. Чекалева. — СПб., 1998. 534 с.

224. Черняк, Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ : учеб. пособие / Ю. М. Черняк. Минск : ТитераСистемс, 2004. — 224 с.

225. Чечетин, А. И. Основы драматургии театрализованных представлений: история и теория : учебник для студентов ин-тов культуры / А. И. Чечетин. -М. : Просвящение, 1981. 192 с.

226. Шакуров, Р. X. Опыт управления средним ПТУ : метод, рекомендации / Р. X. Шакуров. Казань : НИИ ПТО АПН СССР, 1982. - 36 с.

227. Шамова, Т. И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т. И. Шамова. М.: Педагогика 1991. - 192 с.

228. Шароев, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И. Г. Шароев. М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

229. Шихматов, Л. М. Сценические этюды: (Подход и роли) / Л. М. Шихматов. -М.: Просвещение, 1971. 247 с.

230. Шиян, О. М. Продуктивное развитие аутопедагогической компетентности учителя : автореф. дис. . докт. пед. наук / О. М. Шиян. М., 1996.-42 с.

231. Штоф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штоф. Л: Наука, 1966.-301 с.

232. Шульпин, С. Е. Этическая компетентность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя : дис. . канд. пед. наук / С. Е. Шульпин. Курган, 1999. - 183 с.

233. Щекатунова, А. Д. Образовательная модель «школа — школа искусств» как личностно-развивающая система : дис. . канд. пед. наук / А. Д. Щекатунова. Волгоград, 1995. - 177 с.

234. Щербакова, А. И. Аксиология в музыкально-педагогическом образовании: концепция ориентации личности в мире музыкальных ценностей

235. А. И. Щербакова // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. — М., 1999. — с. 38-45.

236. Эйзенштейн, С. М. Избранные статьи / С. М. Эйзенштейн. — М. : Искусство, 1956. 456 с.

237. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. - 412 с.

238. Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Педагогика-Пресс, 1998.-424 с.

239. Эфрос, А. В. Профессия: режиссер / А. В. Эфрос. М. : Искусство, 1979.-367 с.

240. Юдин, Э. Т. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э. Т. Юдин. — М. : Наука, 1978.-392 с.

241. Юсов, Б. П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Б. П. Юсов. — Луганск, 1990.- 175 с.

242. Якиманская, И. С. Тест пространственного мышления (ТПМ) : метод, рекомендации по работе с тестом (для психологов-профессионалов) / И. С. Якиманская, В. Г. Зархин, Х.-М. X Кадаяс. М., 1988. - 218 с.184

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.