Формирование стиля в проектировании европейского костюма ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.19.07, кандидат искусствоведения Ильичева, Елена Валерьевна

  • Ильичева, Елена Валерьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ05.19.07
  • Количество страниц 151
Ильичева, Елена Валерьевна. Формирование стиля в проектировании европейского костюма ХХ века: дис. кандидат искусствоведения: 05.19.07 - Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви. Москва. 1999. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ильичева, Елена Валерьевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Стиль и его компоненты

1.1. Определение основных понятий стилеобразования

1.2. Создание морфологической модели стиля в проектировании костюма XX века

1.2.1. Изучение стилевого контекста

1.2.2. Выявление внутренних стилевых черт

Выводы по главе

Глава 2. Исследование процесса формирования стиля в проектировании европейского костюма XX века

2.1. Моделирование структуры стилевого поля

2.1.1 .Определение отличительных черт стилевого поля XX века

2.2. Изучение признаков формирования стиля в проектировании европейского костюма

2.3. Модель функционирования стиля в XX веке

Выводы по главе

Глава 3. Разработка метода оценки и распознавания стиля в проектировании костюма XX века

3.1. Методика оценки процесса формирования стиля в проектировании европейского костюма XX века

3.1.1. Выбор критериев оценки стиля/стилей XX века

3.1.2. Создание оценочных шкал

3.2. Разработка процедуры распознавания стиля по оценкам совокупностей стилевых черт костюма в системе нечетких множеств

Выводы по главе

Глава 4. Экспериментальная проверка теоретических выводов и апробация способа распознавания стиля

4.1. Оценка процесса формирования стиля в проектировании

европейского костюма XX века

4.2. Осуществление процедуры Уагера

4.3. Характеристики предполагаемых стилей XX века

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви», 05.19.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование стиля в проектировании европейского костюма ХХ века»

Введение

При создании коллекции модельер должен полагаться на знание самых перспективных тенденций в художественном проектировании.

Для подготовки необходимых данных привлекаются различные средства: аналитические разработки, прогнозная информация и т. д.

Важно оценить насколько значительным и перспективным является то или иное модное течение, которое в дальнейшем может определить коммерческий успех предприятия и лидерство модельера в своей отрасли. В подобной информации заинтересованы также торговые, имиджмейкерские и другие организации - потребители индустрии моды.

Вместе с тем, костюм считается наиболее мобильным средством отражения происходящих в обществе событий, следовательно, по его анализу можно судить о стилевых тенденциях, которые не всегда удается оценить в других областях искусства из-за требующейся длительной временной дистанции.

Помимо практической функции, сведения о процессах формирования стилевых течений имеют общекультурное значение, так как позволяют современникам понять значимость и эстетическую ценность происходящих вокруг них событий.

Решению подобных задач посвящено достаточно большое количество исследований не только в художественном проектировании, но и в смежных областях знаний. В настоящий момент, когда приближается третье тысячелетие и неминуемо подведение итогов прошедшего века, возрастает значение исследований закономерностей и особенностей формирования культурных процессов. Эти темы привлекают внимание не только аналитиков моды и гуманитариев, но и представителей точных наук.

Исследованием закономерностей в формировании стилевых явлений и поиском достоверных способов их описаний занимались: Бергер Л. Г., Вёльфлин Г., Винкельман И. И., Гиро П., Гофман А. Б., Доценко М., Земпер Г.,

Иоффе И., Каган М. С., Карнейро Р. Л., Козлова Т. В., Крёбер А., Кэррол Д., Михель Г., Новикова Л. И., Отеккер Л., Пикок Д., Риффатер М., Сидоренко В. Ф., Степучев Р. А., Фабрикант М. И., Хайт В. Л., Хан-Магомедов С. О., Шпенглер О. и некоторые другие авторы.

По сравнению с другими областями знаний, в художественном проектировании костюма ощущается недостаточная разработанность терминологической и методологической базы, позволяющей описать процесс формирования стиля и определить особенности его функционирования в XX столетии. Из-за того, что моделирование костюма сложилось как самостоятельный вид творческой деятельности только в этом веке, до сегодняшнего времени перед исследователями не ставилась задача - определить понятие «стиль» в контексте художественного проектирования костюма. Внимание исследователей сосредотачивалось на изучении моды, ее прогнозировании и ретроспективном анализе. В настоящий момент моделирование одежды приобрело столь серьезное значение, что изучение стиля в костюме заняло обособленное положение в науке. В этой связи, для художественного проектирования костюма является актуальной задачей изучение не только процесса формирования стиля в XX веке, а также создание научно-обоснованной теории стилеобразования, отражающей специфику моделирования костюма.

Данная работа направлена на решение вышеперечисленных задач и является первым научным трудом, обращенным к исследованиям процессов формирования и функционирования стиля/стилей в проектировании европейского костюма XX века.

Целью исследования является обоснование и выбор критериев, способов их оценки и процедур распознавания стилевого течения, как инструмента исследования процесса формирования стиля в проектировании костюма XX века.

Объектом исследования является процесс формирования стиля в проектировании европейского костюма XX века.

Предметом исследования являются созданные в различные периоды XX века модели европейского костюма рге^а-ройе, созданного модельерами известных домов мод Франции, Италии и Японии.

Методологическую основу исследования составили ведущие положения теории стилистики различных областей знаний, системный подход. В качестве инструмента использовались методы конкретно-исторического анализа, системно-структурного и системно-функционального анализов, теория нечетких множеств, статистические методы сбора информации.

Границы исследования. Все исследуемые вопросы являются актуальными для проектирования костюма и рассматриваются в связи с этой областью знаний. Исторические рамки исследования - 1900 - 1998 гг. На защиту выносятся:

- Методика распознавания стилевого течения по оценкам оптимального числа произведений-носителей стиля.

- Морфологическая модель стилевого течения XX века. Научная новизна:

- Разработана морфологическая модель стиля в проектировании костюма XX века (Дом стиля)

- Произведен сравнительный анализ и систематизация определений понятия "стиль", данных в различных областях знаний (искусствоведение, лингвистика, теории архитектуры и дизайна ).

- Дано универсальное для различных областей знаний определение понятию «стиль».

- Разработаны способы построения многомерных шкал для оценки критериев наличия стиля в костюме, с использованием математического аппарата нечетких множеств.

- Разработана теоретическая база для многокритериальной оценки процесса стилеобразования в костюме.

- Создана эмпирическая модель функционирования стилевых течений в стилевом поле XX века.

- Разработан способ распознавания стиля по оценкам оптимального числа произведений - носителей стиля.

Практическая значимость

- Разработана инженерная методика многокритериальной оценки процесса стилеобразования с использованием экспертных оценок по нечетким шкалам и процедуры Уагера (процедура выбора на нечетких множествах).

- Выявлены и обоснованы критерии, определяющие возможность существования стилевой системы в костюме, инвариантные относительно различных промежутков времени.

- Создана модель оценки периодов функционирования стиля в костюме и проведена ее апробация на данных о процессе стилеобразования костюма XX века. Экспериментально доказана адекватность модели на примере проверки гипотез о функционировании стиля в истории костюма.

- Создан и научно обоснован теоретический аппарат, позволяющий давать многокритериальное описание процесса формирования и функционирования стиля/стилей в проектировании костюма.

- Собран значительный объем статистического и иллюстративного материала по стилеобразованию в костюме XX века.

- На основе разработанного теоретического аппарата оценки процессов стилеобразования в женском костюме экспериментально определены нормы исторических стилей в системе нечетких множеств.

- Отдельные выводы и методы решения поставленных задач могут быть спроецированы на смежные области знаний (искусствоведение, антропология культуры, теория рекламы, теория архитектуры, техническая эстетика).

- Практическая значимость диссертации подтверждена актами о внедрении результатов исследований в работу производственных фирм ООО «Февраль» и ООО «ТОКО».

- Методические и практические результаты исследования могут применяться в учебном процессе, при подготовке художников - стилистов, дизайнеров костюма и рекламы.

- Способ распознавания стиля может быть положен в основу компьютерных программ, способных без привлечения экспертов давать объективные оценки по шкалам n-мерной размерности и осуществлять процедуру Уагера для нечетких множеств.

Структура работы: Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснован выбор темы диссертационной работы, определены рамки исследования, сформулированы цель и задачи, описаны практическая значимость работы и реализация результатов исследования.

В первой главе представлены и проанализированы наиболее ценные, с научной точки зрения, работы в различных областях знаний ученых, занимающихся вопросами исследований и определений стиля и описанием его внутренней структуры. Обоснованы и описаны морфологическая модель стиля, условия функционирования стилевой системы, целесообразность заимствования в художественное проектирование из некоторых областей знаний терминологического инструментария. Рассмотрены существующие определения, классификации и периодизации стилевых течений.

Во второй главе проведены теоретические исследования по вопросам определения стиля в XX веке. Рассмотрена структура стилевого поля, проведен сопоставительный анализ теоретических моделей функционирования стиля в истории, культурной антропологии и искусствознании. Создана модель функционирования стиля в проектировании костюма. Выявлено множество

нормированных стилей в истории костюма и даны численные характеристики каждого элемента множества.

В третьей главе разработана и предложена методика оценки стилевых черт костюма в системе нечетких множеств и способ распознавания стиля, основанный на применении процедуры Уагера и математической логики.

В четвертой главе приведены и проанализированы результаты эксперимента, проведенного по предложенной в предыдущей главе методике. Выявлены и описаны предполагаемые стили XX века. Найдено математическое подтверждение предложенным в работе теоретическим гипотезам.

Объем диссертационной работы.

Основной текст диссертации изложен на 140 страницах. Диссертационная работа содержит 25 рисунков, 5 таблиц и 5 приложений. Список использованной литературы состоит из 255 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви», 05.19.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви», Ильичева, Елена Валерьевна

Выводы по главе

В главе 4 был апробирован способ распознавания стиля. Процедуры и шкалы которого описаны в главе 3.

В ходе эксперимента получены следующие результаты:

• Предложена пятая базовая форма (У- образная) силуэта костюма и образована 5-ти мерная матрица для оценки отношения формы фронтального силуэта к базовым формам.

• Разработан математический аппарат для расчета векторов оценок в матрицах п-мерной размерности.

• Определено оптимальное число (ш = 5) критериев, описывающих любую модель. Точность описаний которых позволяет оценить попадание в стилевое современное и/или нормированное течение.

• Рассмотрены коэффициенты комбинирования для оцениваемых критериев, позволяющие сгруппировать критерии в конвергенции.

• В результате анализа относительной частоты встречаемости, определены наиболее значимые конвергенции. Их оценки совпадают с оценками нормированных стилей. То есть в XX веке новые стилевые течения имеют меньшее распространение, чем элементы нормированных стилей. Все множество встретившихся в XX веке конвергенций состоит из 217 элементов, что составляет менее 1% от возможного числа допустимых комбинаций.

• Выявлены конвергенции, состоящие из цитат нормированных стилей и имеющих характеристики эклектичных образований, на определенных этапах функционирования.

• Доказано предположение главы 2, что в XX веке есть стилевые образования, не принадлежащие нормированным стилям и одновременно удовлетворяющие условиям функционирования стилевой системы. Они составляют множество (К„), состоящее из 56 элементов от 217 использованных в XX веке.

• Подтверждена гипотеза о более узком диапазоне варьирования элементов исторического костюма, по сравнению с современным.

• Отмечено явное влияние на женский костюм силуэта мужского костюма. Заимствовано 4 из 16 использованных в XX веке, что можно считать особенностью современного проектирования.

• Доказана необходимость для дифференциации конвергенций введения нового критерия, определяющего принципы «формосложение» и «формовычитание» при создании формы костюма.

• Получено множество оценок значимости принципов функционирования стилевой системы (множество А), позволяющее в XX веке поставить и оценить три условия, которым непременно должна удовлетворять конвергенция, от которой образовано предлагаемое стилевое течение.

• Найдено и обосновано оптимальное число наиболее информативных критериев в любой конвергенции, равное 3. Что подтверждает принятую в науке традицию описаний, но относящуюся к вербальным характеристикам. Часто наиболее информативными критериями считаются стилевые черты, рассчитанные на визуальную их оценку: базовая форма костюма, композиционные приемы, цвет. На основании найденных критериев в работе сформировано множество конвергенций (В), состоящее из 35 элементов.

• Найдены принципы функционирования стилевой системы и предложены методы оценки удовлетворения принципам элементов множества конвергенций (В). Из 35 совокупностей стилевых черт, оцененных с помощью предложенного метода, получено 8 конвергенций, удовлетворяющих поставленным условиям.

Доказано и подтверждено математически, что из всего множества встретившихся в XX веке совокупностей стилевых черт, только 2 попадают в стиль и образуют собственные нормы, не совпадающие с ранее известными.

Период активности стиля 2 приходятся на промежуток с 1922 по 1929 гг. Стиль 1 имеет три периода наибольшего распространения, что позволяет проследить изменение элементов стиля в пределах диапазона варьирования.

Заключение

Работа «Формирование стиля в проектировании европейского костюма XX века» направлена на изучение процесса стилеобразования, рассмотренного на примере художественного проектирования костюма. Определение особенностей этого процесса и условий для формирования стиля в XX веке.

В результате проведенного исследования получены следующие результаты:

1. Создана многомерная классификационная система, позволяющая на основании 12 типологических признаков давать подробные описания конкретного стилевого течения.

2. Создана схема периодизации стилевых течений XX века в проектировании костюма. Определены границы межстилевых периодов (межстилевые пространства). Доказано, что границы межстилевых пространств совпадают преимущественно с годами войн и других социальных потрясений.

3. Создана морфологическая модель стиля, включающая в себя внутренние и внешние стилевые черты, и обоснована возможность их применения в художественном проектировании.

4. Предложен новый для художественного проектирования графический метод представления информации. С помощью описываемого метода проиллюстрирована система стиля - «Дом стиля» (см. рисунок 5). В «Доме стиля» приведены иерархические построения элементов и черт внутри стиля, даны взвешенные оценки силы взаимоотношений между элементами стиля по четырехмерной шкале.

5. В системе «Дом стиля» найдены наиболее значимые критерии при описаниях: крой, силуэт костюма, пропорции фигуры человека, формовычитание, формосложение, ритм.

6. Выявлено, что для стиля важна не совокупность признаков, а структура построения взаимоотношений между ними.

7. На базе теории нечетких множеств разработаны оценочные шкалы, позволяющие численно измерить качественные описания стилевых черт костюмов.

8. Разработан математический аппарат для расчета векторов оценок в матрицах п-мерной размерности и предложена пятая (У-образная) форма фронтального силуэта костюма.

9. Разработан способ распознавания стиля на базе процедуры Уагера для принятия решений в системе нечетких множеств. Предложенный способ позволяет определить принадлежность существующих конвергенций стилю при заданных типологических характеристиках, диапазонах варьирования нормированных критериев и их весовых характеристиках.

10. Доказано и подтверждено математически, что из всего множества встретившихся в исследуемый период конвергенций только 2 попадают в стиль XX века и образуют собственные стилевые нормы, не совпадающие с ранее известными.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ильичева, Елена Валерьевна, 1999 год

Список литературы, написанной на русском языке:

1. Аверкин А. Н. и др. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта. М., 1986

2. Агостон Ж. А. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. М., 1982

3. Адаскина Н. Л. Об особенностях стилистических поисков в современной художественной литературе. // Проблемы стилевого единства предметного мира. (Труды ВНИИТЭ. Тех. эстетика. Вып. 24), М., 1980

4. Адлер Б. Ф. От наготы к обильности одежд. Берлин. 1923

5. Акилова 3. Т., Петушкова Г. И. Моделирование одежды на основе принципа трансформаций. М., 1993

6. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. М. 1979

7. Английские моды. Рига, 1915-1916

8. Андреевская В. Д. История одежды. Вологда. 1922

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974

10.Арщавская Н. М., Щербакова Л. С. Мода, вкус, красота. М., 1992

11.Бандура И. В. Эстетические проблемы моды. М., 1988

12.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994

13.Белько Т. В. Создание бионической модели функционирования моды в костюме. М., 1996

14.Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М., 1996

15.Бергер Л. Г. Эпистемология искусства. М., 1997

16.Береснева В. Я., Яглом И. М. Симметрия и искусство орнамента. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974 С. 274-289

17.Бидни Д. Культурная динамика и поиски истоков. // Антология исследований культуры. Т. 1, Спб., 1997 С. 385-421

18.Боас Ф. Эволюция или диффузия? // Антология исследований культуры. Т. 1, Спб., 1997 С. 343-348

19.Богославская И. В. Одежда народов библейских стран. Спб., 1995

20.Божко Ю. Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования. Киев. 1991

21.Бойм С. Китч и социалистический реализм. // НЛО. М., № 15

22.Борев Ю. Б. Природа стиля и стилистический анализ. М., 1979

23.Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1981

24.Браверман А. М. Об основных принципах развития современной одежды. Переяслав-Хмельницкий, 1956

25.Будалов Р. Введение в науку о языке. М., 1958

26.Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987

27.Вейдле В. В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991

28.Великая тайна одеваться к лицу: Искусство сочетать свой облик и стиль с костюмом, украшениями, обстановкой. Л., 1992

29.Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. М.-Л., 1930

30.Вёльфлин Г. Классическое искусство. СП б., 1997

31.Вестник моды. М., 1922-1926

32.Ветров (Аркин) Д. Современный костюм. // Красная нива, №39, 1926

33.Винкельман И. И. Избранные произведения и письма. М., 1996 Репринт 1935

34.Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961

35.Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963

36.Виноградов Ю. С. Математическая статистика и её применение в текстильной и швейной промышленности. М., 1970

37.Виолле-ле-Дюк, Беседы об архитектуре. Т. 1-2, М., 1937

38.Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985

39.Виппер Б. Р. Искусство без качества // Среди коллекционеров, № 1-2, М., 1923, С. 3-14

40.Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. 1, СПб., 1995

41.Возвышаева Т. Генезис, роль и перспективы архитектуры хай-тек. // Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки. М., 1998 С. 60-72

42.Волкова Е. В. Ритм как объект эстетического анализа. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974 С. 73-85

43.Вопросы методологии и социологии искусства. Л., 1988

44.Воробьев В. Я., Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. Минск, 1989

45.Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? М., 1998

46.Гизе М. Э. Очерки по истории художественного конструирования в России XVIII - начала XIX вв. Л., 1978

47.Гинзбург М. Я. Стиль и эпоха. М., 1924

48.Гиро П. Разделы и направления стилистики и их проблематика. // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1980 С. 35-69

49.Горбачёва Л. М. Костюм XX века от Поля Пуаре до Эмануэля Унгаро. М., 1996

50.Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. СП б., 1992

л

51.Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1994

52.Гречухин В. А. По реке Стиль. М., 1990

53.Гузявичюте Р. А. Исследование стабильных признаков одежды в XX века. М„ 1977

54.Дамские моды XIX века. СП б., 1899

55.Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.

56.Дзеньконьска-Козловска А. Женская мода XX века. М., 1981

57.Дизайн: сборник научных трудов НИИ теории и истории изобразительного искусства. Вып. 2. М., 1993

58.Дискуссия на тему: "Мода и стиль". // Декоративное искусство. №1 -12. 1963

59.Доценко А. С. Проблема стиля в эстетике и искусствознании. М., 1983

60.Дудучаева М. И. К вопросу о сущности художественного стиля. Тбилиси, 1969

61.Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М., 1995

62.Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. М., 1970

63.Женская жизнь. 1915

64.Жученкова С. Формирование эталона модного костюма. М., 1993

65.Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. М., 1973

66.Зеленое Л., Фролов О. Дизайн как стиль. // Проблемы формализации средств художественной выразительности. М., 1980

67.3емпер Г. Практическая эстетика. М., 1970

68.3инченко В., Вергилис Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969

69.Ив Сен Лоран. 28 лет творчества. Париж, 1986

70. Иконников А. Динамика культурных ценностей и архитектура рационализма от аббата Ложье до Альдо Росси. // Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки. М., 1998 С. 23-42.

71.Ильичев В. М. Принятие решений в условиях риска и неопределенности. Тольятти, 1993 С. 44.

72.Ильичёва Е. В. Методика анализа в проектировании костюма. // Сб. науч. тр. ПТИС. Вып. 1, Тольятти, 1995 177-179 с.

73.Ильичёва Е. В. "Стиль" в проектировании костюма. // Сб. науч. тр. ПТИС, Вып. 2, Ч. 3, Тольятти, 1996. С. 78-81

74.Ильичева Е. В., Козлова Т. В. Дискретная функция существования стиля в истории костюма. // Тез. докл. конф. ГАСБУ, М., 1997 С. 87

75.Ильичёва Е. В., Козлова Т. В. К вопросу о формировании стиля в истории костюма. // Сборник научных трудов аспирантов МГТА им. А. Н. Косыгина. Вып. 1,М., 1998 С.134-137

76.Ильичёва Е. В. Использование шкалы нечетких множеств для оценки стилеобразующих признаков костюма. // Тез. док. конф. МГТА им. А. Н. Косыгина. М., 1998 С. 357-358

77.Информатика за рубежом. № 6, М., 1991

78.Иоффе И. Культура и стиль. Система и принципы социологии искусства. Л., 1927

79.Каверин. О стиле. М., 1980

80.Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972

81.Каган М. С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974 С.26-39

82.Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997

83.Кандинский В. Марк Ф. Синий всадник. М., 1996

84.Каплун А. И. Стиль и архитектура. М., 1985

85.Карачун А. Ю. Стиль как эстетическая категория. Минск, 1991

86.Карнейро Р. Л. Культурный процесс. // Антология исследований культуры. Т. 1, СПб., 1997 С. 421-439

87.Карцева Е. Н. Кич, или торжество пошлости. М., 1977

88.Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1987

89.Киреева Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX века. М., 1976

90.Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995

91.Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. Калининград - М., 1997

92.Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. // Вопросы искусствознания. №1, М., 1997 С. 477-492

93.Кирсанова Р. М. Московский «Латинский квартал». // Искусствознание. №1, М., 1998 С. 428-445

94.Киселёва А. Н. Принципы художественного проектирования женской одежды для промышленного производства с учётом законов зрительного восприятия. М., 1990

95.Ковалевская И. Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1964

96.Козлова Т. В. Роль структуры костюма и моды в современных стилеобразующих процессах. // Проблемы формализации средств художественной выразительности. М., 1980

97.Козлова Т. В. Художественное проектирование костюма. М., 1982

98.Козлова Т. В. Основы теории проектирования костюма. М., 1988

99.Комианиченко Г. Н. Индивидуальный стиль и истоки стилевых тенденций в искусстве. М., 1971

100.Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. М., 1936

101.Коробцева Н. А., Петрова Е. А. Психофизика одежды: исследование порогов зрительного восприятия измерений конструктивных параметров. М., 1996

Ю2.Крёбер А. Л. Стиль и цивилизации. // Антология исследований культуры. Т. 1, СПб., 1997

ЮЗ.Крёбер А. Л. Конфигурации развития культуры. // Антология исследований культуры. Т. 1, СПб., 1997

Ю4.Кристал Д., Дейви Д. Стилистический анализ. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9., М., 1980 С. 148-172

105.Кудимова Л. Проектирование и моделирование коллекций одежды. Л., 1983

106.Кузин Л. Т. Основы кибернетики. М., В 2-х томах, Т. 2., 1979

107.Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. М., 1997

108.Кузичев А. Венна диаграмма. // Математическая энциклопедия. М., 1977

109.Кэррол Д. Факторный анализ стилевых характеристик прозы. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972 С. 183-198

1 Ю.Лабрюйер Ж. де Характеры или нравы нынешнего века. М.-Л., 1964

111 .Ливи-Стросс К. Из книги «Мифологичные. I. Сырое и вареное». // Семиотика и искусствометрия. М., 1972 С. 25-50

112.Литвинов А. Художественный стиль как феномен культуры. Луганск, 1991

ПЗ.Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1998

114.Мак-Уинни Г. Обзор исследований по эстетическим измерениям. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972 С.250-267

115.Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения. //Антология исследований культуры. Т. 1, СПб., 1997 С. 371-385

116.Мамонтов С. П. Направление, течение и стиль в искусстве. // Основы культурологии. М., 1994

117.Маринко Т. Г. Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности. М., 1982

118.Масалкова Л. А. Функционирование и развитие моды как социального явления. М., 1980

119.Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972

120.Маца И. Л. К вопросу о стиле. // Искусство. № 1, 1959

121.Маца И. Л. Буржуазные эстетические теории начала XX века во Франции // О современной буржуазной эстетике. М., 1965

122. Международная выставка исторических и современных костюмов и их принадлежностей. СПб. 1902-1903

123. Мёрдок Д. Фундаментальные характеристики культуры. // Антология исследований культуры. Т. 1, СПб., 1997

124.Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. Том 1, М., 1993

125.Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. Том 2, М.Калининград, 1996

126.Методологические проблемы современного искусствознания. М., 1986

127.Мильчина В. О Бюффоне и его "Стиле". // НЛО. №13, М., 1995

128.Михель Г. Основы теории стиля. // Новое в зарубежной лингвистике. М., Вып. 9,1980 С. 271-297

129.Мишеев Н. И. Лекции по курсу «Стиль и человек». Л., 1924

130.Моды. №1-7 М., 1926

131.Моды и моделирование. М., 1960

132.Нельсон Д. Проблемы дизайна. М., 1971

133.Новейшие заграничные модели. М., 1939-1940

134.Новикова Л. И. К определению понятия стиля. // Проблемы формализации средств художественной выразительности. М., 1980

135.Новикова Т. М. Философия искусства. Эзотерические традиции. М., 1996 136,Огданиц М. Ю. Проблема стиля в эстетике постмодернизма. М., 1997 137,Орленко Л. В. Терминологический словарь одежды. М., 1996 138,Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики

семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972 С. 278-298 139.Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. / ВНИИТЭ. М., 1988

140.Петров Л. В. Мода как общественное явление. Л., 1974

141.Петушкова Г. И. Симметрия в программированном формообразовании модного костюма. М., 1992

142.Петушкова Г. И. Структурный анализ формы костюма 1970-1976 гг. М., 1977

143.Пиралишвили О. Д. Теоретические проблемы изобразительного искусства. Критерии завершенности в искусстве и теория "Non-Finito". Тбилиси, 1973

144.Полевой В. M. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989

145.Покна М-Ф. Кристиан Диор. М., 1998

146.Поспелов Г. Г. Русское искусство XIX века. Вопросы понимания времени. М„ 1997

147.Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982

148.Ревзин И. И. Модели языка. М., 1962

149.Рейнгардт Н. В. Социальное и экономическое назначение моды. Казань, 1889

150.Риффатер М. Критерии стилистического анализа. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9., М., 1980 С. 69-98

151 Розенблюм Е. Роль личности художника в формировании стиля. // Проблемы формализации средств художественной выразительности. М., 1980

152.Рыбкина Е. Системный подход к созданию и построению коллекций моделей одежды. М., 1985

153.Рытвинская JT. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера. М., 1980

154.Рябенко В. В. Статистические методы сбора и анализа информации для управления производством и качеством продукции. Люберцы, 1992 С. 92

155.Савельева И. Н. Теоретико-методические основы гармонизации народной одежды. М., 1994

156.Савельева Н. Т. Мода и массовый вкус. М., 1966

157.Сарабьянов Д. В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989

158.Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич. М., 1993

159.Севостьянов А. Г. Методы и средства исследования механико-технологических процессов текстильной промышленности. М., 1980

160.Серов С. Стиль в графическом дизайне / 60 -80 годы /. М., 1991

161.Сидоренко В. Ф. Эстетические проблемы художественного конструирования комплексных объектов. Тех. эстетика №25, М., 1980 С. 9-36

162.Сидоренко В. Ф. Попадание в стиль. // Тех. эстетика. №3 М., 1989

163.Сидорина Е. Об образе эстетики целесообразности 20-х годов, стиле и эстетическом сознании. // Труды ВНИИТЭ. Тех. эстетика. Вып. 17, 1978

164.Сийм-Юзе К. Н. Фигура и мода. Таллинн, 1959

165.Синицина В. И. Основные исторические этапы в развитии костюма. М., 1976

166.Совдагарова 3. JI. Мода как эстетический феномен. М., 1982

167.Соколов А. Н. Теория стиля. М., 1968

168.Статистические методы повышения качества. М., 1990

169.Степанов Ю. С. Стиль. // Лингвистическая энциклопедия. М., 1990

170.Степанова К. А. Костюм и эпоха. М., 1978

171.Степучев Р. А. Стилистика костюмографического языка. Часть 1. М., 1993

172.Тагер Е. К. К проблеме условности и многообразия стилей. // Проблемы соц. реализма. М., 1961

173.Тарабукин Н. М. Очерки по истории костюма. М., 1994

174.Темников Ф. Е., Афонин В. А., Дмитриев В. И. Теоретические основы информационной техники. М., 1979

175.Теория художественных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982

176.Турчин В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн // Вестник Московского университета. Сер. История. М., 1977

177.Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993

178.Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. Л., 1924

179.Тэн И. Лекции об искусстве (Философия искусства). М., 1919

180.Уайт JI. А. Энергия и эволюция в культуре. // Антология исследований культуры. Т. 1, СПб., 1997 С. 439-465

181. Уайт JI. Понятие культуры. // Антология исследований культуры. Т. 1, СПб., 1997 С. 17-49

182.Ульяненко H. Б. Основные принципы проектирования спортивной одежды. М., 19

183.Умерова Ф. Стилевые критерии и критерии стиля. // Проблемы формализации средств художественной выразительности. М., 1980

184.Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978

185.Фабрикант М. И. Признаки стиля. // Искусство. Том 3. Вып. 1. 1927 С. 715

186.Фабрикант М. И. Вопросы научно-художественной лексикографии. // Искусство. 1928 Т. 4, С. 77-82

187.Феноменология искусства. М., 1996

188.Филиппов JI. И. Проведение научных исследований и педагогический процесс. М., 1987

189.Фишман Р. Б. Мода как социальное явление. Свердловск, 1990

190.Хайт В. Классицизм и новейший классицизм. // Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки. М., 1998 С. 42-60

191.Хайт В., Нащокина М. Нео-ар-деко 1980-1990-х годов и творчество Сезара Пелли. // Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки. М., 1998 С. 72-95

192.Хан-Магомедов С. О. Дизайн и некоторые проблемы стилеобразования. // Проблемы формализации средств художественной выразительности. Стиль, фирменный стиль и т. д. М., 1980

193.Хан-Магомедов С. О. О пропаганде современного архитектурного стиля. // Bon. эстетики. Вып. 4. М., 1960

194.Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995

195.Харвег Р. Стилистика и грамматика текста. // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1980 С. 212-227

196.Черневич Е. В. Язык графического дизайна. М., 1975

197.Шарль-Ру Э. Непостижимая Шанель. М., 1995

198.Шершнева Л. П. Качество одежды. М., 1985 С. 189

199.Шехман В. М. Пропорции человеческого тела и моделирование одежды. М., 1939. С. 67

200.Шмит Ф. И. Искусство - его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков, 1919

201.Шмит Ф. И. Искусство. Основные проблемы теории и истории. Л., 1925

202.Шпенглер О. Закат Европы. Т.1, М., 1993

203.Шубников А. В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М., 1972 С. 339

204.Эйзенштейн С. М. Цвет в кино. // Психология цвета. М., 1996 С. 257-281 205.Экман Г., Кюннапас Т. Шкалирование эстетических оценок «прямыми» и «косвенными» методами. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972 С. 267278

206.Элькина 3. Б. Мода и её соц. роль. Л., 1974

207.Энквист Н. Параметры контекста. // Новое в зарубежной лингвистике. М., Вып. 9., 1980 С. 254-271

208.Юиг Р. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи. // Психология цвета. М., 1996 С. 135-181.

209.Яноши Л. Теория и практика обработки результатов измерений. М., 1968 С. 462

Список литературы, написанной на иностранных языках:

210.Aiizi ehungskrafte. München, 1986

211.Bixler, S. The professional image. N.-Y., 1984

212.Black, A. and Garland M. A History of Fashion. London, 1980 213 .Boehn, M. von Die Mode. München, 1978

214.Boucher, F. Histoire Du costumes. Paris, 1965

215.Brown, C. Star-spangled, kitsch. N.-Y., 1975 202 c.

216.Butterrick's Modem Revue. 1902 № 1-12.

217.Carden, P. Past, present, future. London, 1990

218.Carter, E. The Changing World of Fashion, 1900 to the Present. N-Y., 1977

219.Ciroud. Dior. München, 1987

220.Collections. 1976 № 214, 215, 217; 1977 № 218, 219, 221; 1978 № 224, 225.

221.Craik, J. The face of Fashion. N-Y., 1994

222.Damase, J. Sonia Delanay. N-Y., 1991

223 Delburg-Delphis, M. Le Chic Et le look. Paris, 1985

224.Der Bazar. 1900 Berlin-Paris-Mien, 1901

225.Deslandres, Y. Muller F. Histoire de la Mode au XXe siecle. Paris, 1986

226.Femina. 1905;1909 №203,204,205,207,210,213,214;1910 №215-226; 1912 №263-274; 1914 №311-322; 1929; 1930

227.Femme chic. 1960 № 480; 1961 № 485; 1962 № 489.

228.Frank], P. Das System der Kunstwissenschaft. Leipzig, 1938

229.Glynn, P. Press in the XX century. N.-Y., 1978

230.Gross, K. Clothes, Chic simple. London, 1994

231 Hautecceur, L. Naissance vie et mort des styles. Paris, 1964

232.Hiebsch W. Sozialpsychologische Grundlanden der Personlichkeitsformung. Berlin, 1972

233.Howell, G. In Vogue. 1985

234.Holborn, M. Issey Miyake. Tokyo., 1995

235.International Textiles. 1986 № 670, 671, 678; 1987 № 698, 699; 1989-1990 № 703, 704, 705, 709.

236.Jardin des Modes. 1963 № 496, 501; 1979 № 26, 27, 28; 1980 № 29, 30, 31, 33, 34; 1981 № 40, 41, 42; 1982 № 49, 51, 52; 1983 № 65, 66, 68, 69; 1984 № 75, 77, 78,81; 1985 № 87, 88,91; 1988 № 117, 121, 122, 124; 1989 № 126, 134.

237.Juno. №11., Paris 1924

238.La Femme Chez Elle. Paris., 1936, № 617.

239.La Mode Pratique. 1913. Paris, №3-5, 78, 11, 14, 18, 26,30,32,34,50,52.

240.L'Art et la Mode. 1965, 1966, 1967, 1968.

241.Lerington, K. Fashion photography. Boston, 1989

242.Les Modesl906 №62,64,66,67,69-72; 1907 №73-84; 1908 №85-96.

243.Linea Italiana. 1970, 1971.

244.L'Officiel 1992 № 777; 1993 № 778.

245.Manfield A., Cunnington P.. Handbook of English Costume in the 20th Century. London, 1973

246.MiIbanc, C. The evolution of American style. N.-Y., 1985 247.0'Hara, G. The Encyclopaedia of Fashion. N.-Y., 1986 248.Peacock, J. The chronicle of Western Fashion. 1996

249.Steele, V. Women of Twentieth - century designers. N-Y., 1991 250.Steele, V. Fetish: fashion, sex and power. N.-Y., 1996 2 51. Stern berg, J. Kitsch. London, 1972 252.Sty 1 Helt. №3 Berlin, 1924

253.Vogue. 1916;1917; 1923;1925 №5,8; 1936;1937;1938;1994, № 749; 1995 № 759; 1991

254.Vogue. Pattern book. 1935

255.Voila. Glanzstuck histoscher Moden 1750-1960. Munchen, 1991

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.