Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Подуфалова, Татьяна Николаевна

  • Подуфалова, Татьяна Николаевна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 398
Подуфалова, Татьяна Николаевна. Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2008. 398 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Подуфалова, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 МОЛОДЕЖНАЯ МОДА АНГЛИИ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ КАК ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА.

1Л Анализ основных факторов, определяющих авангардное развитие английской моды.

1.2 Причины зарождения и формирования молодежных течений и молодежной моды.

1.3 Стили, субкультуры и факторы, влияющие на формирование и развитие английской молодежной моды.

1.4 Процессы, происходящие между уровнями английского модного рынка и тенденции развития английской моды.

1.5 Изучение английской молодежной моды методом анкетирования.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОЛЛЕКЦИЙ АНГЛИЙСКИХ МОДЕЛЬЕРОВ НА ОСНОВЕ ОБРАЗНО-ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ «КОСТЮМ».

2.1 Обоснование метода исследования английской молодежной моды на основе образно-знаковой системы «костюм».

2.2 Выявление множества символов образно-знаковой системы «костюм», характеризующих творчество английских модельеров.

2.3 Вычисление относительных частот и доверительных интервалов для оценки вероятности появления символов в материале и форме костюма в коллекциях английских модельеров.

2.4 Выявление основных групп символов, характеризующих английский молодежный костюм начала XXI века.

2.5 Исследование закономерностей использования символов образно-знаковой системы «костюм» ведущими английскими модельерами.

2.5.1 ОЗСК в коллекциях Вивьен Вествуд.

2.5.2 ОЗСК в коллекциях Джона Галльяно.

2.5.3 ОЗСК в коллекциях Александра МакКуина.

2.5.4 ОЗСК в коллекциях Софии Кокосалаки.

2.6 Анализ особенностей появления символов образно-знаковой системы «костюм» в коллекциях английских модельеров в зависимости от сезонов.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕТОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ МЕЖДУ СИМВОЛАМИ ОБРАЗНО-ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ «КОСТЮМ» В КОЛЛЕКЦИЯХ АНГЛИЙСКИХ МОДЕЛЬЕРОВ.

3.1 Разработка метода исследования коллекций модельеров на основе выявления зависимостей между символами образно-знаковой системы «костюм».

3.2 Разработка метода художественного проектирования костюма на основе зависимостей между символами, выявленных в молодежных коллекциях английских модельеров.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды»

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуются теоретические и методологические основания исследования, формулируются цели и задачи работы, основные положения, определяющие новизну исследования. Здесь также представлены сведения о методологической и научно-практической значимости результатов исследования и об апробации этих результатов.

Актуальность темы исследования определяется потребностями изучения и прогнозирования процессов развития современной моды, как одного из важных элементов социального и культурного пространства, оказывающего значительное влияние на формирование человеческой личности, становление и социализацию молодежи, а также как направляющего вектора для современной индустрии производства одежды. Необходимость поиска новых подходов к художественному проектированию костюма и совершенствования методов научных исследований в области моды обусловлена:

- значительным ускорением смены модных тенденций, в первую очередь в области молодежной моды, и необходимостью повышения уровня дизайна новых моделей;

- необходимостью создания более эффективной и мобильной системы проектирования одежды для промышленного производства; появлением качественно новых технологий, включая информационные, в сфере дизайна и производства одежды;

- необходимостью изучения процессов, происходящих в моде на рубеже XX - XXI веков;

- социальными и демографическими процессами, происходящими в обществе; повышением уровня жизни населения и возрастающими требованиями к разнообразию, качеству и дизайну одежды;

- влиянием процессов глобальной информатизации общества на взаимное проникновение и взаимодействие национальных культур.

В связи с этим, являются актуальными исследования коллекций модельеров, стоящих в авангарде мировой моды, а использование их опыта художественного проектирования костюма может быть весьма эффективным в отечественном производстве.

По мнению обозревателей и исследователей моды (К. Бреварда, Д. Хебдиджа, Д. Лохмана, А. Дэфонтен, К.А. Агабабяна и др.) в настоящее время английская мода вышла на одно из первых мест в мире. «Именно из Объединенного Королевства в моду пришло много новых, интересных идей, оказавших важное влияние на изменившийся мир моды в целом» [160]. Современные модные течения в этой стране характеризуются особенной волной инноваций, деконструктивизма и авангарда, эпатажа и шока. Французский обозреватель моды А. Дэфонтен отмечает, что «Английская мода креативна и экспериментальна» [160]. Она внесла тем самым огромный вклад в становление нового взгляда на моду — рассмотрение модного костюма, как предмета искусства. Уникальность данного явления состоит в том, что такой инновационный всплеск произошел в стране, славящейся своим консерватизмом в жизненном укладе и костюме.

Кроме того, эпицентром внимания современного мира является молодежь. Как пишет Т.В. Козлова: «На нее ориентируются все модельеры. Уличная мода в конце тысячелетия стала одной из главных» [1].

Следовательно, представляет интерес изучение креативной английской моды, важной составной частью которой является молодежная мода, выявление особенностей ее развития, вскрытие причин, выдвинувших английскую моду в авангард мировой моды.

Проведенный анализ современного состояния процессов художественного проектирования костюма выявил необходимость поиска новых подходов к их совершенствованию. С этой целью в диссертации разрабатывается образно-знаковая система «костюм» (сокращенно ОЗСК) и на ее базе развиваются методы исследования и проектирования, основанные на получении детальной информации о взаимосвязях между использованием символов в моделях и коллекциях, более полном и системном применении возможностей статистического анализа. Данные вопросы недостаточно отражены в научной литературе.

Таким образом, актуальным является проведение всестороннего анализа зависимостей между символами в форме и материале костюма в коллекциях английских модельеров с целью использования опыта этих модельеров при художественном проектировании костюма для повышения конкурентоспособности отечественного модного производства, а также разработка необходимых для этого новых математических моделей и методов проектирования.

Необходимо отметить, что проблемы совершенствования методов художественного проектирования костюма рассматривались многими учеными, в том числе Т.В. Козловой, И.Н. Савельевой, Т.В. Белько, А.И. Затулий, T.JI. Макаровой, И.Д. Маркеловой и другими.

Цель диссертационного исследования — создание адекватных современным условиям и уровню развития моды методов решения образа и художественного проектирования костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды и молодежных коллекций английских модельеров.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решаются следующие задачи:

- проводится анализ основных факторов формирования английской моды, определяющих ее авангардное развитие;

- исследуются процессы формирования и развития молодежных течений и английской молодежной моды, начиная с 50-х годов прошлого столетия;

- анализируется взаимное влияние уровней английского модного рынка в контексте формирования молодежной моды; разрабатывается анкета, охватывающая различные области проблематики английской моды, учитывающая социальные, политические, культурные, религиозные и психологические аспекты; проводится анкетирование среди представителей английской молодежи;

- разрабатывается образно-знаковая система «костюм» и на ее основе проводится комплексный анализ молодежных коллекций английских модельеров (за двенадцать сезонов: осень/зима 2001-02 - весна/лето 2007); разрабатывается метод исследования коллекций одежды, базирующийся на использовании корреляционного анализа и теории графов;

- разрабатывается новый метод художественного проектирования костюма на основе зависимостей между символами ОЗСК, выявленных при исследовании коллекций английских модельеров;

- проводятся апробация полученных результатов при выполнении ряда модных проектов и разработка лабораторных работ для использования в учебном процессе.

Предмет исследования — факторы, оказывающие влияние на формирование английской моды и ее авангардное развитие; процессы взаимовлияния и развития уровней английского модного рынка в контексте формирования молодежной моды; английский молодежный костюм, как образно-знаковая система.

Объект исследования - английская молодежная мода, начиная с 50-х годов прошлого столетия и до нашего времени; костюм в молодежных коллекциях 31 английского модельера одежды: Джона Галльяно (John Galliano), Александра МакКуина (Alexander McQueen), Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood), Джулиена МакДоналда (Julien MacDonald), Зандры Роудз (Zandra Rhodes), Хуссейна Чалаяна (Hussein Chalayan), Софии Кокосалаки (Sophia Kokosalaki), Мичико Кошино (Michiko Koshino), Джонатана Сандерса (Jonathan Saunders), Джаэлса Дикэна (Giles Deacon), Пола Смита (Paul Smith), Гарэфа Пью (Gareth Pugh), Роланда Мюрея (Roland Mouret), Гарани Строук (Gharani Strok), Аллегры Хикс (Allegra Hicks), Бассо и Брук (Basso & Brooke), Клер Таф (Clare Tough), Кристофера Кейна (Christopher Капе), Прин (Preen), Луеллы (Luella), Стеллы МакКартни (Stella McCartney), Хэмиша Морроу (Hamish Morrow), Дженса Логусена (Jens Laugesen), Мариоса Своба (Marios Schwab), Эли Кишимото (Eley Kishimoto), Беберри (Burberry), Будикки (Boudicca), Эммы Кук (Emma Cook), Марьяна Пежоски (Marjan Pejoski), Гоуста (Ghost), Кэфрин Хамнетт (Katherine Hamnett). Коллекции указанных модельеров анализируются за период, начиная с сезона осень/зима 1995-96 и заканчивая сезоном весна/лето 2008, то есть за двадцать шесть сезонов, характеризующих английскую моду конца двадцатого - начала двадцать первого столетий. Более детально, с построением таблиц и диаграмм, были изучены коллекции 19 модельеров (первые 19 в указанном выше списке) за двенадцать сезонов: осень/зима 2001-02 - весна/лето 2007.

Методы исследования

Работа базируется на целостном системном подходе к проблеме проектирования современного костюма. В качестве инструментария использовались: литературно-аналитический метод; конкретно-исторический анализ; системный анализ; качественный и количественный анализ; вероятностно-статистические методы, включая корреляционный анализ; математическое моделирование; методы теории графов; эксперименты при изучении образно-знаковой системы «костюм»; анкетирование.

Теоретические основы исследования

При проведении исследований были рассмотрены различные научные подходы к изучению моды. Т.В. Козлова исследовала циклы развития моды [1]. Е.А. Заболотская изучала взаимодействие формы костюма с орнаментом на протяжении периода с 1975г. по 1994г. Графический и корреляционный анализ развития форм костюма и орнамента позволили выявить наличие прямых и обратных связей между композиционными признаками орнамента и формой костюма [58]. Т.В. Козлова и Е.В. Ильичева использовали методы нечеткой логики, разработанные Лодфи Заде в 1973 г., «.для создания шкал и оценки по ним критериев, описывающих как стили, так и моды.» [2, 61]. Т. Л. Макарова под руководством Т.В. Козловой разработала информационно-знаковую систему «костюм» [3, 4]. Т.В. Белько изучала бионические принципы формообразования костюма, разработала методику бионического формообразования костюма [60, 146]. И.Д. Маркелова и Т.В. Козлова исследовали закономерности построения и гармонизации системы «человек-костюм» с позиции структурно-геометрического формообразования костюма [141]. А.И. Затулий разработала основные положения теории авангардного костюма. В частности, при изучении авангардного костюма она использовала корреляционный анализ «для установления взаимосвязей между разновременными аналогичными тенденциями в живописи и костюме» [154]. И.Н. Савельева при изучении основ дизайна в народной одежде использовала корреляционный анализ для выявления зависимостей между элементами композиции народной одежды [170].

Был изучен опыт применения методов математической статистики в различных областях искусства и культуры в целом. Так, по мнению В.П. Фоменко и Т.Г. Фоменко эмпирико-статистические методы могут использоваться при решении различных хронологических и других смежных проблем, например, при поиске авторских инвариантов и установлении авторства письменного документа [11]. В работе В. Фукса изучался вопрос об авторстве некоторых древних текстов на основе статистического анализа различных грамматических структур их языка [11]. Много исследований посвящено обнаружению количественных закономерностей, позволяющих различать между собой литературные жанры.

Различные математические модели и методы начинают все шире использоваться в самых неожиданных областях искусствознания. Волна таких исследований во всех странах привела к созданию в 1967г. Международной ассоциации эмпирической эстетики и в 1996г. — Международной ассоциации математической эстетики. По мнению В.М. Петрова: ««поверка алгеброй гармонии» (т.е. применение количественных методов к такой тонкой и деликатной материи как искусство), требуется не только самой научной сфере, но и просто духовному миру любого развитого человека, ибо он нуждается в единстве и самосогласованности своего внутреннего мира; необходимо для осуществления научно обоснованной культурной политики в каком либо регионе или же в стране в целом (например, для оказания государственной поддержки каким-то видам искусства). Нужно понимать специфику искусства и механизмы взаимодействия человека с искусством, уметь количественно оценивать параметры этого взаимодействия. Для прогнозирования развития социальной сферы необходимо знать, каким будет искусство в перспективе» [7].

Такой подход в полной мере относится и к исследованию моды. Т.В. Козлова обращает внимание на то, что при изучении формы костюма важны как качественные, так и количественные признаки: «Зная закономерности изменений формы, можно участвовать в программировании ее на стадии проектирования» [1]. По мнению Т.В. Козловой: «прогноз в моде в значительной степени определяет экономику промышленного производства»

Представляется обоснованным предположение о том, что ранние коллекции влияют на более поздние, как в рамках творчества одного модельера, так и различных модельеров. Это может быть вызвано конкуренцией между модельерами и Домами моды, изучением работ и прогнозированием деятельности конкурентов, промышленным шпионажем.

Также модельер, создавая новые коллекции, явно или неявно учитывает свои предыдущие работы в поисках новых подходов и решений.

Таким образом, можно предположить, что справедлива следующая

Гипотеза 1. Между коллекциями и моделями, созданными модельерами в различные периоды времени, а также созданными различными модельерами, существуют зависимости, влияющие заметным образом на развитие моды.

Если Гипотеза 1 справедлива, то при исследовании творчества модельеров методами математической статистики важное место должен занять корреляционный анализ, позволяющий выявлять различные связи и зависимости, возникающие в процессе разработки моделей и коллекций.

Результаты данной диссертационной работы подтвердили справедливость Гипотезы 1.

При проведении настоящих исследований и подготовке диссертации были изучены труды Т.В. Козловой, Т.В. Белько, А.И. Затулий, Г.И. Петушковой, Р.А. Степучева, Е.А. Рыбкиной, T.JI. Макаровой, В.М. Шепеля, Р.А. Гузявичуте, С.Н. Жученковой, Е.А. Заболотской, А.Н. Киселевой, Е.В. Ильичевой, JI.B. Смуровой, И.В. Каллаговой, Е.В. Егоричевой, Н.А. Филатовой, И.Д. Маркеловой и других авторов [1-6, 53-65, 141, 146, 154].

Был проведен анализ обзоров моды в журналах, ориентированных на молодежного потребителя: «i-D Magazine», «Pop», «Dazed & Confused», «Another Magazine», «Ten Magazine», «Plastique», а также в журналах, рассчитанных на более взрослую и профессиональную аудиторию: «Harper's Bazaar», «Vogue», «L'Officiel», «InternationaJ/Textiles», «Монитор» [67-75, 142-145].

Проанализирован значительный объем материала по коллекциям и модельерам в сети Интернет (www.vogue.co.uk, www.firstview.com, www.fashionbank.ru,www.couturiers.ru и др.).

С целью выявления исторических и социально-экономических факторов, повлиявших на становление и развитие английской моды, была изучена литература по истории английского общества и английского костюма: труды Д. Тревельяна, У. Черчиля, JI. Кертмана, Дж. Нанна, Д. Вильсона, Т. Пауэлла, К. Бреварда, Д. Хебдиджа, Д. Лохмана и др. [21-28, 1218,45,46, 167, 168].

Настоящая диссертационная работа содержит три главы, выводы по главам и приложения.

В первой главе «Молодежная мода Англии на рубеже XX - XXI веков как продукт социально-культурного развития общества» проведен обзор ряда научных и аналитических работ в области английской моды. Выявлены основные факторы, оказывающие влияние на формирование английской моды и обеспечивающие ее авангардное развитие: сохранение традиций, инновационные подходы к костюму, наличие альтернативных течений и процесса синтезирования. Необходимо отметить, что важную роль также играют передовая система образования и поддержка моды государством и частными организациями.

Рассмотрены предпосылки зарождения и формирования молодежных течений, субкультур и стилей, а также факторы, влияющие на формирование и развитие английской молодежной моды.

Проведен комплексный анализ процессов развития и взаимодействия уровней английского модного рынка. В результате систематизации полученной информации, определены схема данного взаимодействия и место молодежной моды в ней. Выявлены наиболее общие тенденции развития английской молодежной моды: демократизация, экологизация и использование новейших технологий.

Проведено анкетирование представителей английской молодежи с целью изучения состояния и развития молодежной моды Англии. Анализ ответов респондентов подтвердил и проиллюстрировал основные положения, полученные в результате теоретических исследований.

Наиболее полную картину процессов, происходящих в моде, можно получить только при комплексном использовании качественных и количественных методов исследований. В связи с этим, результаты первой главы дополняются в последующих главах анализом количественных характеристик процесса художественного проектирования, основанном на применении образно-знаковой системы «костюм» и вероятностно-статистических методов.

Во второй главе «Анализ коллекций английских модельеров на основе образно-знаковой системы «костюм»» разрабатывается образно-знаковая система «костюм», рассматриваемая как целостная система символов и связей между ними, описывающая художественный образ костюма. За основу множества символов ОЗСК взяты символы информационно-знаковой системы «костюм», разработанной Т.Л. Макаровой под руководством Т.В. Козловой, дополненные диссертантом рядом новых символов, характерных для современной молодежной моды Англии.

Качественная картина молодежной моды Англии, систематизированная в первой главе, дополняется количественными характеристиками, полученными в результате анализа молодежных коллекций английских модельеров на основе ОЗСК.

Для осуществления эксперимента по выявлению множества символов, характеризующих английскую молодежную моду конца XX - начала XXI века, а также особенностей их использования ведущими английскими модельерами, были вычислены относительные частоты встречаемости символов и построены таблицы абсолютных и относительных частот встречаемости символов в материале и форме костюма в коллекциях всех исследуемых английских модельеров и для каждого из них в отдельности.

Анализ встречаемости символов в молодежных коллекциях английских модельеров на протяжении двенадцати сезонов начала XXI в. показывает стабильность использования основных групп символов при переходе от сезона к сезону. Это дает основание предположить, что данные группы символов будут продолжать характеризовать английскую молодежную моду, по крайней мере, в ближайшие несколько лет, и позволяет находить инварианты, характеризующие коллекции модельеров с точки зрения ОЗСК.

Исследование изменения формы костюма показало, что в коллекциях английских модельеров основными геометрическими формами в рассматриваемый период являются: прямоугольник, трапеция и овал.

Результаты, полученные в первой и второй главах диссертации, дополняя друг друга, комплексно и системно характеризуют процессы развития английской молодежной моды, как с точки зрения качественных, так и количественных характеристик, и позволяют разработать и обосновать новый метод художественного проектирования костюма в третьей главе диссертации.

В третьей главе «Разработка метода художественного проектирования на основе исследования зависимостей между символами образно-знаковой системы «костюм» в коллекциях английских модельеров» изучаются зависимости между символами, характеризующими английский молодежный костюм, с целью нахождения перспективных вариантов их использования для решения образа современного костюма при проектировании новых моделей одежды.

Выявлены зависимости в использовании различных символов ОЗСК в коллекциях английских модельеров, позволяющие учитывать не только факт присутствия в костюме того или иного символа, но и степень совместного их использования и влияния на образ костюма. Результаты анализа коллекций группы английских модельеров подтверждают гипотезу о том, что зависимости, существующие между символами в коллекциях модельеров, являются инвариантом, характеризующим их творчество с точки зрения образно-знаковой системы «костюм».

Разработан алгоритм нахождения максимального корреляционного остовного дерева и совместно с Сутырко И.И. написана программа на языке С44*, позволяющая строить эти «деревья». Построенные на их основе графы дают наглядную картину о взаимосвязях наиболее значимых символов ОЗСК в коллекциях модельеров, упрощая этап нахождения оптимальных сочетаний символов при решении художественного образа костюма.

Построены таблицы рекомендуемых сочетаний символов ОЗСК, отражающие наиболее существенные зависимости между основными группами цветов, формой костюма и символами в материале и форме костюма.

Таблицы и графы максимально-значимых корреляций, дополняя друг друга, описывают наиболее существенные зависимости между символами, выявленные при анализе коллекций английских модельеров, и позволяют осуществлять творческий поиск оптимального сочетания символов при создании художественного образа современного молодежного костюма.

Данный подход является основой разработанного диссертантом метода художественного проектирования костюма с позиций ОЗСК. Реализация метода предполагает следующие этапы: выявление зависимостей между основными символами образно-знаковой системы «костюм» в коллекциях модельеров; интерпретация этих зависимостей в виде графов; построение таблиц рекомендаций по оптимальному сочетанию символов ОЗСК; решение художественного образа костюма на основе этих рекомендаций; проектирование костюма.

В Приложениях представлен иллюстративный материал (рисунки, таблицы, диаграммы), не вошедший в основной текст диссертационной работы; ответы респондентов на вопросы анкеты; блок-схема и программа построения корреляционных графов; блок-схема алгоритма построения таблицы рекомендуемых сочетаний символов; описание построенных математических моделей; некоторые сведения из теории корреляций.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- проведен всесторонний анализ формирования и развития английской молодежной моды (Гл.1);

- систематизированы базовые факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие английской моды (Гл.1);

- разработана и обоснована образно-знаковая система «костюм», расширена система символов, входящих в информационно-знаковую систему «костюм» (Гл.2, Гл.З);

- впервые осуществлен всесторонний анализ творчества английских модельеров, ориентированных на молодежь, на основе образно-знаковой системы «костюм» (Гл.2, Гл.З); впервые комплексно применены методы теории графов и корреляционного анализа для описания зависимостей между символами ОЗСК в коллекциях английских модельеров (Гл.З);

- разработан алгоритм нахождения максимального корреляционного остовного дерева для последующего построения графа корреляционных зависимостей с целью изучения работ модельеров на основе анализа корреляционных связей, имеющихся в коллекциях (Гл.З, параграф 3.1).

- разработан новый метод решения образа и художественного проектирования костюма, в основе которого лежит построение графов корреляций и таблиц рекомендуемых корреляций, отражающих зависимости между символами в коллекциях модельеров (Гл.З);

Автор защищает:

1. Образно-знаковую систему «костюм» как целостную систему символов и связей между ними, адекватно описывающую художественный образ костюма.

2. Методику и результаты комплексного исследования английской молодежной моды на основе исторического и социально-культурного анализа процессов, происходящих в молодежной среде, а также изучения коллекций английских модельеров с позиции ОЗСК.

3. Метод художественного проектирования костюма, разработанный на основе изучения молодежных коллекций английских модельеров, позволяющий осуществлять творческий поиск оптимальных вариантов сочетаний символов для решения образа костюма и создания новых коллекций на основе образно-знаковой системы «костюм».

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования

Разработанная в диссертации образно-знаковая система «костюм», математические модели и методики исследования на ее основе, позволяют получать более полную и глубокую информацию о процессах развития моды, о формировании и динамике развития художественного образа костюма.

Данные подходы могут быть применимы и при исследовании других объектов, описываемых с помощью образно-знаковых систем, например, при изучении творчества в области изобразительно™ искусства.

Полученные результаты вносят вклад в развитие теории и методологии применения ОЗСК. Выявленные закономерности в творчестве ведущих английских модельеров могут быть использованы как при исследовании творчества других модельеров, так и при анализе развития моды в целом. Применение результатов диссертации в учебном процессе позволит повысить уровень теоретической и практической подготовки специалистов в области художественного проектирования костюма.

Практическая значимость работы состоит в: создании информационной базы данных «Английский молодежный костюм как образно-знаковая система»;

- разработке нового метода, позволяющего осуществлять творческий поиск оптимальных вариантов сочетаний символов для решения современного образа и художественного проектирования костюма;

- разработке алгоритма и программы построения графов, отражающих зависимости между символами в коллекциях, для реализации одного из этапов разработанного автором метода; разработке блок-схемы алгоритма построения таблицы рекомендуемых сочетаний символов, для дальнейшей реализации в виде компьютерной программы;

- разработке анкеты для применения ее при комплексном исследовании состояния и развития молодежной моды.

Новый метод художественного проектирования на основе ОЗСК реализуется с использованием компьютеров, позволяет оперативно учитывать новые тенденции в моде, находить перспективные решения образа костюма, обладающего высоким потенциалом потребительского спроса за счет улучшения его эстетических качеств. Применение метода сокращает время и средства на исследовательском этапе проектирования одежды и обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной модной продукции.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертации опубликованы в 9 печатных работах, обсуждены и получили положительную оценку на заседаниях кафедры художественного проектирования костюма Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина» (в 2004-2008 г.г.) и на конференциях международного, всероссийского и межвузовского характера, среди которых:

- Международная научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ

2006), 28-29 ноября 2006, Москва, МГТУ им. А.Н. Косыгина;

- Межвузовская научно-техническая конференция аспирантов f и студентов «Молодые ученые — развитию текстильной и легкой промышленности» (ПОИСК 2007), 24 - 26 апреля 2007, Иваново, ИГТА;

- Международная научно-техническая конференция «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (ПРОГРЕСС - 2007), 29 - 31 мая 2007, Иваново, ИГТА;

- Всероссийская научно-техническая конференция студентов и аспирантов «Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической промышленности» (ДНИ НАУКИ —

2007), 24-28 апреля 2007, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна.

Результаты диссертации использованы при разработке следующих коллекций и модных проектов:

1. Разработка и изготовление коллекции (16 предметов одежды), ее показ в Лондонском университете искусств 26 апреля 2007г. При создании моделей учитывались результаты диссертационного исследования по изучению английской молодежной моды (Приложение Ж).

2. Результаты диссертации, полученные при изучении экологического направления в моде, были использованы в разработке модного проекта, организованного компанией «А National Voice» («Голос нации») для показа, проведенного в музее «Tate Britain» (осень 2005 г.).

3. Результаты изучения факторов, влияющих на развитие британской молодежной моды, были использованы при разработке модного проекта для английской компании «Dunlop» и его показа в клубе «Cafe De Paris» (зима 2005/2006 гг.).

4. Результаты изучения процессов происходящих между уровнями английского модного рынка были воплощены в разработке модного группового проекта в рамках Лондонского колледжа моды для английской компании «Next» (производителя одежды, на рыночном уровне - Хай Стрит (High Street)) (2006 г.).

5. Результаты изучения образно-знаковой системы «костюм» были использованы при создании единичных экземпляров моделей для английской компании Мичико Кошино для выставки в Японии (2007 г.).

6. Разработка дизайна принтов и вышивок, ручная роспись эксклюзивных моделей для рекламных фотосессий, а так же для коллекций одежды компаний Мичико Кошино, Орэндж Ен Лэйбл (Orange Yen Label), Рэд Ен Лэйбл (Red Yen Label), 59 Броадвик Стрит (59 Broadwick Street). Данные разработки внедрены в производство в 2006 г. (имеется акт внедрения, Приложение Ж).

Разработка принтов и ручная роспись эксклюзивной коллекции топов для солиста группы «Take That» Марка Овэна, использованных им в турне по Великобритании (2006 г.).

При разработке принтов и вышивок были использованы результаты диссертационной работы, связанные с изучением субкультур в английской молодежной моде.

Разработаны две лабораторные работы для использования в учебном процессе в рамках практических занятий со студентами, обучающимися в

Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина» по специальности 071501 «Художественное проектирование костюма»: «Исследование формы костюма в коллекциях одежды в зависимости от сезонов» и «Анализ зависимостей между символами ОЗСК в коллекциях модельеров».

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам и общих выводов по работе, рекомендаций по использованию результатов диссертационного исследования, списка литературы (170 наименований) на русском и иностранных языках и 7 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 196 страницах, включая 17 таблиц, 87 рисунков, 5 диаграмм; приложения содержат 201 страницу.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Подуфалова, Татьяна Николаевна

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. На основе анализа факторов, обеспечивающих авангардное развитие английской моды, выявлены базовые: сохранение традиций, инновационные подходы к костюму, наличие альтернативных течений, а также передовая система образования и активная поддержка государством и обществом прогрессивных направлений развития дизайна одежды.

2. В результате комплексного исследования исторических и социально-культурных предпосылок формирования молодежных течений, субкультур и стилей выявлено существенное влияние на развитие английской молодежной моды искусства, спорта, модного рынка, публичных людей, социальной дифференциации и других факторов. Определено место молодежной моды в процессах взаимодействия уровней английского модного рынка.

3. Установлено и изучено воздействие глобальных процессов современности - демократизации, экологизации и использования новых технологий на тенденции развития английской молодежной моды, решение художественного образа костюма, проектирование и производство одежды и материалов.

4. Разработана образно-знаковая система «костюм» как целостная система символов и связей между ними, адекватно описывающая художественный образ костюма. Обосновано, что эта система позволяет выявлять сущностные признаки, характеризующие как моду в целом, так и творческие предложения отдельных модельеров.

5. Впервые проведены научные эксперименты по выявлению закономерностей и особенностей развития английской молодежной моды с точки зрения ОЗСК: выделены основные группы символов, характеризующие английскую молодежную моду конца XX — начала XXI века; подтверждены результаты качественного анализа о наличии альтернативных течений; доказана стабильность использования основных групп символов при переходе от сезона к сезону, подтверждающая наличие традиционализма в английской моде.

6. Разработана методика комплексного исследования процессов, происходящих в моде, включающая использование корреляционного анализа для выявления взаимосвязей между символами образно-знаковой системы «костюм», построение таблиц рекомендуемых сочетаний символов и графов корреляционных зависимостей, метод анкетирования молодежи. Данная методика позволила получить целостное представление о формировании английской молодежной моды.

7. Обоснована и решена научная проблема поиска оптимальных вариантов сочетаний символов образно-знаковой системы «костюм» при разработке новых моделей одежды. На основе выявленных зависимостей между символами ОЗСК в молодежных коллекциях английских модельеров разработан новый метод художественного проектирования, позволяющий находить перспективные решения образа костюма и обеспечивающий повышение конкурентоспособности отечественной модной продукции.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Автор рекомендует при проектировании одежды использовать новый метод художественного проектирования костюма, разработанный в данной диссертации на основе системного изучения английской молодежной моды с позиций образно-знаковой системы «костюм».

Рассмотрим, как пользоваться разработанным методом на примере таблицы рекомендуемых сочетаний символов ОЗСК, составленной на основе анализа коллекций английских модельеров (таблица 3.2.1). На начальном этапе решения художественного образа современного костюма модельеру предлагается осуществить выбор основной группы цветов, которая будет использоваться в разрабатываемой им коллекции (костюме). Пусть, например, это будут черные цвета. Выбранную группу цветов находим в таблице 3.2.1 (1-я клетка, левая верхняя подклетка). Из первой клетки видно, что в качестве основной геометрической формы костюма для данной группы цветов рекомендуется использовать прямоугольную форму (правая нижняя подклетка). Аналогично, из рассматриваемой клетки видно, что в качестве основных символов в материале костюма рекомендуется использовать символы клетка и вертикальные полосы (правая верхняя подклетка); в качестве основных символов в форме костюма - угол (левая нижняя подклетка).

Определившись с основной группой цветов, формой костюма и символами в материале и форме костюма, модельер, может подобрать и другие символы ОЗСК, оптимально сочетающиеся с уже выбранными. Для этого предлагается воспользоваться графом, отражающим наиболее существенные зависимости между наиболее значимыми символами (рисунок 3.1.5), а также таблицами значений коэффициентов корреляции (Приложение Д, таблицы Д.2, Д.З, Д.4).

Например, из графа на рисунке 3.1.5 видно, что черные цвета хорошо сочетаются с серебристыми пастельными (вершина 6, соответствующая черным цветам, соединена с вершиной 8, соответствующей серебристым пастельным цветам). Следовательно, целесообразно совместно использовать указанные выше группы цветов при решении образа костюма.

Анализ таблицы Д.З (Приложение Д) показывает, что с указанными выше символами является перспективным использование диагональных и горизонтальных полос и дуг в материале костюма (коэффициент корреляции между вертикальными полосами, которые уже выбраны, и диагональными полосами равен 0,543; между вертикальными и горизонтальными полосами — 0,535; между диагональными и горизонтальными полосами - 0,495; между диагональными полосами и дугами - 0,584; между клеткой, которая уже была рекомендована ранее, и дугами - 0,393).

Таким образом, с помощью таблицы рекомендуемых символов ОЗСК модельер осуществляет творческий поиск оптимальных вариантов сочетаний символов для решения современного образа костюма при его художественном проектировании.

Художник по костюму может построить свои таблицы рекомендуемых сочетаний символов, проанализировав коллекции любой другой группы модельеров или одного модельера. В этом случае его работа будет состоять из следующих этапов:

1) Эксперимент, состоящий - в выборе модельера или группы модельеров и анализе их коллекций с подсчетом абсолютных частот встречаемости символов ОЗСК в исследуемых коллекциях;

2) Обработка данных эксперимента с помощью программы Microsoft Excel, включающая вычисление относительных частот встречаемости символов и значений коэффициентов корреляции между абсолютными частотами встречаемости символов, а также составление таблиц полученных значений;

3) Обращение к программам, реализующим построение графов и таблицы рекомендуемых сочетаний символов. Программа реализации алгоритма построения максимального корреляционного остовного дерева и блок-схема программы формирования таблицы «Рекомендуемые сочетания символов ОЗСК» находятся в Приложении Е;

4) Применение построенной таблицы и графов при решении образа современного костюма и его художественном проектировании.

Результаты диссертационного исследования также рекомендуется использовать при подготовке специалистов в области моды с целью ознакомления их с процессами формирования английской молодежной моды, опытом творчества креативных британских модельеров и новыми технологиями художественного проектирования костюма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Подуфалова, Татьяна Николаевна, 2008 год

1. Т.В. Козлова. Костюм. Теория художественного проектирования. Учебник для вузов. М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2005. - 380 с.

2. Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева. Стиль в костюме XX века. Учебное пособие для ВУЗов. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. - 160 с.

3. T.JI. Макарова. Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МГТУ им. А.Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства М., 2004.

4. Т.В. Козлова, T.JI. Макарова. Информационно-знаковые системы костюма в коллекциях Домов моды «Yohji Yamamoto» и «Мах Мага» (прет-а-порте, все сезоны 1997-2001гг.). Сборник научных трудов аспирантов. Выпуск 8. М., МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2004.

5. Т. В. Козлова, Костюм как знаковая система: Конспект лекций. — М.: МТИ, 1980.

6. Т. В. Козлова. Основы теории проектирования костюма. — М.: Легпромбытиздат, 1988.

7. В.М. Петров. Количественные методы в искусствознании. М.: Фонд «Мир», 2004. - 429 с.

8. Л.В. Бондаренко, Л.А.Вербицкая, М.В. Гордина. Основы общей фонетики. М. «Академия», - 160 с.

9. В.Е. Гмурман. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. Изд. 7-е, стер. — М.: Высш. шк., 1999. 479 е.: ил.

10. В. Е. Гмурман. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 5-е, стер. — М.: Высш. шк., 1999. 400 е.: ил.

11. А.Т. Фоменко. Античность это средневековье. Авторский инвариант русских литературных текстов. - Санкт-Петербург: «Нева», 2005. -с. 688-703.

12. Ф.Ф. Комиссаржевский. История костюма. — М.: Астрель, ACT, Люкс, 2005.-335 с.: ил.

13. В.Брун, М.Тильке. История костюма от древности до Нового времени. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. 463 с.: ил.

14. Дж. Нанн. История костюма, 1200 2000. -М.: Астрель, ACT, 2005. - 343 с.

15. История костюма, составленная Наталией Будур. М.: «ОЛМА ПРЕСС», 2001.-479 е.: ил.

16. Т.П. Неклюдова. История костюма. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.-335 с.

17. История костюма. Учебник для учащихся. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. 406 с.

18. Б. Харенберг. Хроника человечества. — Германия, РФ: «Большая энциклопедия», 1994. 1199 е.: ил.

19. Большая советская энциклопедия, Т.4. — М.: «Советская энциклопедия», 1971. — 599 с.

20. БСЭ, т.16, с. 478. М.: «Советская энциклопедия», 1974. — 615 с.

21. У. Черчилль. Рождение Британии. Смоленск: «Русич», 2005. - 510 с.

22. У. Черчилль. Британия в новое время. XVT XVTI века, 2005. - 411 с.

23. Т. Пауэлл. Кельты. Воины и маги. М.: Центрполиграф, 2004. - 236 с.

24. Д.М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии. М.: Центрполиграф, 2004. - 188 с.

25. Дж.М. Тревельян. История Англии от Чесера до королевы Виктории. Смоленск: «Русич», 2002. — 619 с.

26. Дж.М. Тревельян. Социальная история Англии. — М.,1959. 214 с.

27. Л.Е. Кертман. География, история и культура Англии. М.: «Высшая школа», 1979. - 384 с.

28. Новейшая история зарубежных стран, XX век, ч.1, 1900-1945. М.: «Владос», 1998. - 359 с.

29. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т.2 . М.: «Русский язык», 1989. - 779 с.

30. С. И. Левикова. Молодежная культура. — М.: «Вузовская книга», 2002.-357 с.

31. A.Toffler. The Futureshock. NY, 1970.

32. К. Кенистон. Юность, перемены и насилие, 1969. Америка, № 150, с. 43.

33. Дж. Д. Моррисон. «Послушай, парень, объяви нас как нужно. Мы — «Дорз»!». -М.: «Янус», 1996. 158 с.

34. Культурология. -М.ЮНИТИ, 2003.

35. Benedict le Vay. Eccentric Britain. Bradt Travel Guides Ltd, UK; The Globe Pequot Press Inc, USA, Ed. 2, 2005. - 290 p.

36. Benedict le Vay. Eccentric London. Bradt Travel Guides Ltd, UK; The Globe Pequot Press Inc, USA, 2004. - 366 p.

37. A. Tucker. The London Fashion Book». London: Thames and Hudson Ltd, 1998.

38. C. Breward, E. Ehrman, C. Evans. The London Look. Yale University Press, New Haven & London in association with the Museum of London, 2004. -174 p.

39. C. Wilcox. Radical Fashion. London: V&A Publications, 2001.149 p.

40. S. Black. Fashioning Fabrics. London: Black Dog Publishing, 2006.207 p.

41. S. E. Braddock, C. and M. O'Mahoni. Techno Textiles 2. Thames & Hudson, 2005.-208 p.

42. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Около 53000 слов. Изд. 6-е, стереотип. М.: «Советская Энциклопедия», 1964. — 900 с.

43. Словарь иностранных слов. Под ред. И. В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955.

44. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002. 576 с.

45. Иллюстрированная энциклопедия моды. / Под ред. Л. Кибаловой, 0. Гербеновой, М. Ламаровой. — Прага: Артия. — 1988.

46. Н. А. Дмитриева. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды. — Д.: Сталкер, 1998. — 464 е.: ил. (Серия «Загадки мира»).

47. Д. Я. Райгородский. (редактор-составитель). Психология масс. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 592 с.

48. Ю. М. Лотман. Семиотика и искусствометрия. -М.: Мир, 1972.

49. М. И. Килошенко. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: СПГУТ, 2001. - 192 с.

50. М.Ф. Покна. Кристиан Диор. М.: Вагриус, 1998.

51. Журнал «L'Officiel», 1997, № 1.

52. Л. В. Орлова. Азбука моды. М.: Просвещение, 1989.

53. Г. И. Петушкова. Структурообразование легкой женской одежды на основе методов симметрии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МТИ им. А. Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства. М., 1984.

54. Р. А. Степучев. Практикум по художественному проектированию костюма (Семиотический аспект, дизайнерский аспект): Учебное пособие. -М.:МГТУ, 2001.-374 с.

55. Р. А. Степучев. Костюмографика. Учебник для вузов. М: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. 706 с.

56. Р. А. Гузявичуте. Исследование стабильных признаков в проектировании одежды XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МТИ им. А. Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства М., 1977.

57. С. Н. Жученкова. Разработка принципов программирования цвета в костюме при проектировании коллекции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МГТА им. А. Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства — М., 1995.

58. Т. В. Белько. Создание бионической модели функционирования моды в костюме. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МГТА им. А. Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства — М., 1996.

59. Е. В. Ильичева. Формирование стиля в проектировании европейского костюма XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МГТУ им. А, Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства -М., 1999.

60. JI. В. Смурова. Принципы гармонизации костюма с использованием фрактальной системы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МГТУ им. А. Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства — М., 2001.

61. И. В. Каллагова. Влияние доминирующего психотипа личности на цикличность изменения стилей костюма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МГТУ им. А. Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства М., 2002.

62. Н. А. Филатова. Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МГТУ им. А. Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства М., 2004.

63. Г. Г. Почепцов. Профессия: имиджмейкер. 2-е изд., испр. и доп. -К.: ИМСО МО Украины, НВФ "Студцентр", 1998. - 256 с.

64. Журналы «International Textiles» за 1998,1999гг.

65. Журналы «L'Officiel» за 2001 2007 гг.

66. Журналы «Vogue» за 1995 2007гг.

67. Журналы «ELLE» за 1995 2007 гг.

68. Журналы «Harper's Bazaar» за 1995 2005гг.

69. Журналы «i-D Magazine» за 1995-2007гг.

70. Журналы «Dazed & Confused» за 1997-2007гг.

71. Журналы «Монитор» за 2002 2006 гг.

72. Журналы «Another Magazine» за 2002-2006гг.

73. Г. Вейс. История культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы. М.: Издательство ЭКСМО, 2002. - 960 е., илл.

74. Г. Вейс. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Новое время (XIV -XIX в.в.) Т. 3 М.: Издательство ЭКСМО - ПРЕСС, 2000. - 768 с.

75. М. Н. Мерцалова. Костюм разных времен и народов: В 4-х т. Том 1. М.: Академия Моды, 1993. - 543 е., ил.

76. М. Н. Мерцалова. Костюм разных времен и народов: В 4-хт. Том 2. -издание 2-е, с дополнениями и изменениями. — М.: Академия Моды, 1996. -432 е.: ил.

77. Fashion Design 1800 1940. - The Pepin Press BV, 2001. - 408 p.

78. G. O'Hara. Fashion and Fashion Designers. London: Thames and Hudson Ltd, 1986.

79. J. Peacock. 20th Century Fashion the Complete Sourcebook. London: Thames and Hudson Ltd, 1994.

80. J. Peacock. Fashion Accessories. 20th Century Fashion the Complete Sourcebook. — London: Thames and Hudson Ltd, 2000.

81. A. Mackrell An Illustrated History of Fashion. 500 years of Fashion. -Batsford Costume Books, 1997.

82. P. Кох. Книга символов. M.: Издательство АДЕ «Золотой Век», 1995. — 106 с. (Серия «Символы»)

83. Э. Лехнер. Символика. -М: Издательство АДЕ «Золотой Век», 1998. -256 с.

84. Д. Фоли. Энциклопедия знаков и символов: Пер. с англ. 2 изд. испр. и доп. - М.: Вече, 1997. - 509 е.; 22 см. - (Энцикл. справ. Неумирающие кн.).

85. R. Blum. The Book of Kunes. London, 1984.

86. Энциклопедия искусства XX века / Автор-сост. О. Б. Краснова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 352 е.: ил.

87. А. & I. Livingston. Dictionary of Graphic Design and Designers. -London: Thames And Hudson, 1998.

88. T. A. Sebeok. The sign and its masters. Austin: University of Texas Press, 1979.

89. Ж. Жан. Знаки и символы / Ж. Жак; Пер с фр. И. Алчеева. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. 208 е.: ил.

90. Ю. М. Лотман. Динамическая модель семиотической системы. В кн.: Семиотика культуры. Труды по знаковым системам Тартусского университета. Вып. № 463. - Тарту, 1978.

91. П. С. Гуревич. Философия культуры. Учебник для высшей школы. — М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. 352 с.

92. А. Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. — М.: Мир,

93. Ж. Натаф. Символы, знаки, приметы. Берг-интернасьональ, 1973.

94. Д. Барони. Графика и дизайн. Шэн, 1987.

95. А. Ф. Лосев. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. - М.: Искусство, 1995. - 320 с.

96. В. В. Кандинский. О духовном в искусстве. М.: МАШМИР, 1992.112 с.

97. Н. В. Серов. Эстетика цвета: Методол. аспекты хроматизма / Рос. ин-т цвета. СПб.: БИОНТ, 1997. - 60 е.: табл.; 20 см.

98. П. В. Яныпин. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 1996. 218 с.

99. Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд. Цветовой тест отношений: Метод. Рекомендация. Л., 1985. 17 с.

100. В. В. Драгунский. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. М.: ACT, Мн.: Харвест, 2001. — 448 е., ил. - (Библиотека практической психологии).

101. Проблема цвета в психологии; Сб. ст. / РАН. Ин-т психологии. — М.: Наука, 1993.-205 е.: ил., табл.; 20 см.

102. М. Люшер. Цвет вашего характера. — Пер. с англ. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, ВЕЧЕ, 1997. 240 с.

103. Г. Фрилинг, К. Ауэр. Человек цвет - пространство. — М., 1973.

104. М. Купер, А. Мэтъюз. Язык цвета. М: Изд-во Эксмо, 2002. - 144 е., илл.

105. F. М. Adams, Ch. Е. Osgood. A cross-cultural study of the affective meanings of color / J. of cross-cultural psychol. 1973. 4. № 2. 135-156.

106. F. Birren. Color preferens as a clue to personality / Art psychotherapy,

107. J. Itten. The elements of color. N.Y., 1970. - 95 p.

108. R. J. Lewinski. An investigation of individual responses to chromatic illumination / Psychol. 1938. 6. 155-160.

109. G. G. Nelson, M. T. Pelech, S. F. Foster. Color preference and stimulation seeking. / Pers & Motor Skills. 1984. V. 59/39. 913 914.

110. C. Robinson. Colore preference as a function of introversion and extraversion / Pers. & Motor Skills. 1975. Jfc 40. P. 702.

111. J. V. Williams, J. K. Morland, W. L Underwood. Connotations of color names in the USA, Europe and Asia // The j. of social psychol. V. 82. 1970.1. P. 3-12.

112. В. С. Опев. Исследование вопросов взаимосвязи формы, орнамента и цвета в современном костюме. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МТИ им. А. Н. Косыгина, Фак. Прикладного искусства — М., 1980.

113. Б. Мальмберг. Знаки и символы. Пикар, 1977.

114. В. Н. Топоров. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1995. - 624 с.

115. А. Менегетти. Женщина третьего тысячелетия. — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 2000.

116. А. Менегетти. Этический критерий человека: гуманистические предпосылки третьего тысячелетия. — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 2000.

117. А. Я. Зисъ. Конфронтации в эстетике. -М.: Искусство, 1980. 239 с.

118. В. В. Кандинский. Текст художника. Ступени. -М., 1918.

119. JI. Бенуа. Знаки, символы и мифы. Пресс Юниверситер де Франс,1975.

120. Е. С. Вентцель, JI. А. Овчаров. Теория вероятностей. Издание 2-е, стер. —М.: Наука, 1973. 368 е., с ил.

121. Журнал «L'Officiel» №46, апрель 2003 г.

122. JIМ. Бугкевич. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.-272 е., 8 с. ил.

123. Р. Ассаджоли. Словарь символов. — Спб., 2002.

124. Ф. А. Кузин. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. -М.: «Ось-89», 2000. 320 с.

125. Ф. А. Кузин. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 5-е изд., доп. - М.: «Ось-89», 2000. - 224 с.

126. В. В. Радаев. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ - ВШЭ: Инфра - М, 2001. - 203 с.

127. Л.В. Денисова, Г.М. Черногорова. Химия. Таблица Д.И. Менделеева и справочные материалы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 16 с.

128. Зимние «Крылья бабочки» Зандры Роудз. www.kalitva.ru.

129. Хулиганы в стиле casual или мода под грозой. — yoki.ru.

130. Вествуд Вивьенн. — couturier.couturiers.ru.

131. Британские Кутюрье. — couturier.couturiers.ru.

132. Современная мода, -modern-fashion.couturiers.ru.

133. Стиль гранж. ref.askme.legko.ru.

134. Стиль гранж. modern-fashion.couturiers.ru.

135. Пол Смит (Дизайнер): Мода для меня это прежде всего веселье, а уже потом - бизнес. — style.rbc.ru

136. И. Д. Маркелова. Пространственно-геометрическое формообразование в костюме. Диссертация на соискание ученой степеникандидата технических наук / МГТУ им. А. Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства М., 2005.

137. Журналы «Рор» за 2006-2007гг.

138. Журналы «Теп Magazine» за 2002-2005гг.

139. Журнал «Plastique» издание №1, весна 2007г.

140. Журнал «Сапоп» выпуск «The Other Side of Fashion», 2006.

141. T.B. Белько. Бионические принципы формообразования костюма. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / МГТУ им. А. Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства — М., 2006.

142. И.Е. Счетчиков. Эволюция фирменного стиля в проектной культуре XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук/ МГТУ им. А. Н. Косыгина. Фак. прикладного искусства — М., 2005.148 Biba. www.bigfashion.ru.

143. Легенды свингующего Лондона возвращаются! -www.ukstyle.ru.

144. Е. Богданчикова. «Имидж и Стиль» — www.gazeta.ru.

145. П. Кулеш. Swinging London. Журнал "Music Box", N2 (11), июль1998г.

146. Дженис Джоплин черным по белому. — www.cosmo.ru.

147. Walter Van Beirendonck www.waltervanbeirendonck.com.

148. Cottoning on to a Good Thing. — http://www.guardian.co.uk.

149. Our Organic Standards, -http://www.soilassociation.org.

150. Katherine Hamnett. www.katharinehamnett.com.

151. Chic Gear to Suit Net Generation. news.bbc.co.uk.

152. К.А. Агабабян. Креативная индустрия Великобритании и ее значение для мировой моды. archvuz.ru.

153. Н.В. Анашкина, М.М. Глухов. Алгоритмы на графах. Курс лекций. М.: Институт криптографии связи и информатики, 2002. - 71 с.

154. М. Свами, К. Тхуласираман. Графы, сети и алгоритмы. — М.: Мир, 1984.-454 с.163 21st century Dandy. Издание подготовлено отделом Искусства, Архитектуры и Дизайна, Британский совет, Лондон 2003.

155. Fashion Британская мода. Издание подготовлено коммерческим отделом и отделом прессы и связей с общественностью британского посольства в России, 2004.

156. F. Davis. Fashion, Culture, and Identity. С.: The University of Chicago Press, 1992. - 238 p.

157. T. Polhemus. Pop Styles. -L.: Vermillion, 1984. 144 p.

158. C. Breward. The London Look: Fashion from Street to Catwalk. L.: Yale University Press, 2004. - 174 p.

159. C. Wilcox. Radical Fashion. -L.: V&A Publications, 2001. 149 p.

160. Dr. Marten's, -ru.wikipedia.org.

161. И.Н. Савельева. Истоки основ дизайна в народной одежде. -Журнал «Швейная промышленность», №4, 2007. с. 25 - 27.

162. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

163. ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТимени А.Н. КОСЫГИНА»04200850141

164. РАЗРАБОТКА ОБРАЗНО-ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА АНГЛИЙСКОЙ1. МОЛОДЕЖНОЙ МОДЫ1. На правах рукописи

165. Подуфалова Татьяна НиколаевнаИ

166. Специальность 17.00.06 Техническая эстетика и дизайн

167. Диссертация на соискание ученойстепени кандидата технических наук1. Научный руководительдоктор технических наук, профессор Т.В. Козлова

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.