Формирование способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гарькина, Екатерина Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гарькина, Екатерина Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ МДАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Теория , рпособностей в психолого-педагогическом зна
1.2. Виды способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности.
1.3. Модель формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности.
Выводы по первой главе.
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1 Игры-драматизации как фактор эффективного формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности.
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности. Результаты и анализ проведенного исследования.
2.3 Педагогические условия эффективного формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий2008 год, кандидат педагогических наук Боркина, Наталья Викторовна
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Райцева, Татьяна Евгеньевна
Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста2011 год, кандидат педагогических наук Айкина, Любовь Павловна
Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития в процессе певческой деятельности в общеобразовательной школе2005 год, кандидат педагогических наук Пронина, Татьяна Александровна
Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе2011 год, кандидат педагогических наук Бахтин, Вячеслав Васильевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования»
Актуальность темы. В настоящее время одним из важнейших направлений развития системы образования России является обеспечение разностороннего развития ребенка в процессе обучения. На решение этой задачи направлена деятельность различных видов учреждений системы отечественного образования, в» том числе учреждений дополнительного образования. В данных учреждениях музыкальной направленности формируются музыкально-эстетические идеалы, вкусы и потребности детей; эмоционально-личностное и творческое отношение к различным видам музыкальной деятельности.
Занятия детей в учреждениях дополнительного образования представляют собой процесс формирования и развития личностных качеств каждого ребенка, а также и их способностей к музыкально-творческой деятельности.
Проблеме формирования музыкальных, творческих и артистических способностей личности посвящены исследования таких ученых, как О.С. Булатова, A.JL Готсдинер, В.А. Загвязинский, А.В. Запорожец, Д.К. Кирнар-ская, JI.C. Майковская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Мясищев, Е.В. Назайкин-ский, В.И. Петрушин, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.
Однако в педагогической теории и практике недостаточно обоснована связь формирования способностей детей с их готовностью к музыкально-творческой деятельности.
Недостаточное внимание уделяется диагностике готовности младших школьников к музыкально-творческой деятельности. В основном при вступительных испытаниях в учреждения дополнительного музыкального образования используются методики проверки музыкальных способностей ребенка. Однако представление о том, что триединство музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти гарантирует высокие достижения в области музыкального искусства, утратило ведущие позиции среди педагогов, психологов и музыкантов. Это подтверждает тот факт, что в силу своей специфики итогом образовательного процесса учреждений дополнительного образования музыкальной направленности является готовность личности к реализации себя в музыкально-творческой деятельности, что требует наличия не только музыкальных, но также творческих и артистических способностей.
Эти особенности составляют проблему реализации образовательного процесса в учреждениях дополнительного музыкального образования. Исходя из этого, проблемой нашего исследования является определение условий эффективного формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.
Необходимость решения этой проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Формирование способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования».
Объект исследования: учебный процесс в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования: формирование способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному формированию способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности будет эффективным, если:
- теоретически обоснована сущность процесса формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности;
- разработана и апробирована модель формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования;
- определены критерии и показатели сформированности способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности, их содержание и структура;
- выявлены, охарактеризованы и экспериментально подтверждены педагогические условия эффективного формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности.
Для проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
- осуществить анализ разработанности проблемы формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в педагогике и психологии;
- определить критерии и показатели формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности;
- обосновать и экспериментально проверить модель формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования;
- выявить и опытно-экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие эффективному формированию способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.
Методологическую основу нашего исследования составляют теория развития личности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.); личностно-деятельностный подход в образовании (А.Н. Леонтьев, И.П. Подласый и др.) с опорой на принципы индивидуализации, субъ-ектности и рефлексивности; основные идеи музыкальной педагогики и психологии (Э.Б. Абдуллин, Г.М. Цыпин, В.И. Петру шин, Е.В. Назайкинский и ДР-)
Теоретическую базу исследования составляют следующие концепции: педагогического творчества (Ю.К. Бабанский, Э.А. Гришин, А.И. Кочетов, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин); формирования и развития способностей (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков); формирования и развития музыкальных, творческих и артистических способностей (С.Н. Беляева-Экземплерская, Н.А. Ветлугина, A.JI. Готсдинер, А.И. Катинене, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова, Б.М. Те-плов, Г.М. Цыпин, О.С. Булатова, Л.С. Майковская, В.А. Загвязинский и др.).
В исследовании использован ряд научных положений: о формировании и развитии сенсомоторных навыков (А.В. Запорожец, Н.А. Бернштейн и др.); об особенностях психофизиологического развития детей младшего школьного возраста (Э.А. Голубева, С.А. Изюмова, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, А.Н. Зимина и др.).
С целью раскрытия некоторых свойств и особенностей музыкального искусства были проанализированы труды по теории музыки Б.В. Асафьева, А.П. Агажанова, Л. А. Мазеля, В.В. Медушевского, А.Ф. Мутли, Е.В. Назай-кинского, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой и др.
Для решения поставленных задач использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ зарубежной и отечественной педагогической, психологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования; анализ программ учреждений дополнительного музыкального образования; педагогическое наблюдение, моделирование социально-педагогических ситуаций в образовательном процессе, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, обобщение экспериментальных данных; аналитическая и математико-статистическая обработка полученных данных.
База исследования: детская школа искусств №1 (г. Ханты-Мансийск), театр песни «Экспромт» (г. Ханты-Мансийск), Центр детского эстрадного творчества (г. Пенза).
Исследование осуществлялось в 3 этапа в течение 2000-2008 гг.
Первый этап (2000 - 2003 гг.): анализ и обобщение литературы по изучаемой проблеме; определение теоретического положения проблемы исследования; уточнение содержания терминологического аппарата; обоснование темы, определение объекта и предмета исследования, его цели и задач, формулирование гипотезы; разработка модели формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования; проведение констатирующего эксперимента; подготовка программно-методического обеспечения экспериментальной работы.
Второй этап (2003 - 2006 гг.); определение педагогических условий эффективного формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования, апробация модели формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования; проверка выводов и положений гипотезы.
Третий этап (2006 - 2008 гг.): продолжение формирующего эксперимента. Анализ, обработка и систематизация полученных результатов; оформление диссертационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- уточнено содержание и структура понятий «способности к музыкально-творческой деятельности», «артистические способности» и др.;
- раскрыта сущность процесса формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования;
- разработана модель формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования;
- выявлены критерии и показатели сформированности способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности;
- полученные в ходе исследования данные дополняют существующие в психолого-педагогической теории представления о возможности формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования;
- разработаны, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в реализации разработанной автором программы, способствующей эффективному формированию способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Методические материалы данной программы могут быть использованы в практике работы учреждений дополнительного музыкального образования, в лекционных и практических курсах подготовки и переподготовки педагогических работников; для оценки сформированности способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованно* стью методологии, ее соответствием поставленной цели; анализом современных подходов к проблеме формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования; организацией экспериментальной работы с применением математико-статистического аппарата при обработке и анализе эмпирических данных; использованием апробированных и валидных методик диагностики, адекватных целям, задачам и логике исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Способности к музыкально-творческой деятельности - это свойства личности, проявляющиеся в процессе музыкально-творческой деятельности на основе реализации четырех структурных компонентов: потребностно-мотивационного (наличие положительной устойчивой мотивации к проявлению младшими школьниками способностей к музыкально-творческой деятельности), когнитивного (представление младших школьников о способностях к музыкально-творческой деятельности), поведенческого (импровизация, сочинение, исполнение, умение и активность проявления младшими школьниками способностей к музыкально-творческой деятельности), эмоционального (отношение младших школьников к проявлению способностей в процессе музыкально-творческой деятельности).
2. Модель формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя цель, принципы, задачи, методы работы с младшими школьниками; компоненты музыкальных, творческих и артистических способностей, критерии сформированности данных способностей, педагогические условия эффективного формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.
3. Эффективность модели формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополI нительного образования обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
- направленность педагогической деятельности на реализацию умений, позволяющих сформировать у младших школьников способности к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования;
- реализация аксиологического подхода педагога музыкального образования к формированию музыкальных, творческих и артистических способностей младших школьников;
- субъект-субъектное взаимодействие педагога музыкального образования и младших школьников в процессе музыкально-творческой деятельности;
- использование игр-драматизаций в процессе формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности;
- реализация взаимосвязи музыкальных, творческих и артистических способностей младших школьников в музыкально-творческой деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические выводы и разработанные на их основе рекомендации прошли апробацию на заседаниях кафедры педагогики и психологии профессионального обучения Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского и кафедры музыкального образования факультета искусств Югорского государственного университета; освещались в научных докладах и сообщениях на следующих научных конференциях: Международной научно-практической конференции «Философия духовно-нравственной и гражданской самореализации личности в условиях региональной ментальности» (Пенза, 2006); Международной научно-практической конференции «Наука и образование» (Белово, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Современное музыкальное образование: перспективы развития» (Пенза, 2006); Всероссийских научно-практических конференциях VIII и IX открытых фестивалей преподавателей и студентов музыкальных факультетов России (Кострома, 2006 и 2008); Межрегиональной научно-практической конференции «Концептуальные основы формирования социально-культурного облика специалистов художественных профессий на современном этапе» (Ханты-Мансийск, 2007); I Всероссийской научно-практической конференции «Педагогшса и психология: практика и применение» (Новосибирск, 2008).
В целях практического применения результатов исследования автором проведены лекционные и практические занятия с преподавателями детских музыкальных центров и школ искусств города Пензы и Ханты-Мансийска по разработанной экспериментальной программе.
Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников: На материале марийского фольклора2005 год, кандидат педагогических наук Жирнова, Ирина Васильевна
Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств2008 год, кандидат педагогических наук Разуткина, Людмила Ивановна
Формирование опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности2009 год, кандидат педагогических наук Мильтонян, Степан Ованесович
Развитие интонационного мышления младших школьников в процессе освоения народного музыкального творчества2009 год, кандидат педагогических наук Плыгун, Светлана Викторовна
Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе музыкальных учреждений дополнительного образования2011 год, кандидат педагогических наук Харлашко, Милена Александровна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гарькина, Екатерина Николаевна
Выводы по второй главе: 1. Осознание особенностей психофизиологического развития детей младшего школьного возраста позволят педагогу музыкального образования выявить формы, методы его профессиональной педагогической деятельности, направленной на формирование способностей детей данного возраста к музыкально-творческой деятельности. Среди них особое место занимают сказка и игра.
2. Игры-драматизации являются фактором эффективного формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.
3. Сущность метода драматизации музыкального материала является одним из способов теоретического и практического овладения на занятиях знаниями, умениями и навыками в области музыки, хореографии и актерского мастерства.
4. Игра-драматизация является художественной формой усвоения социального опыта детей, причем не только познавательного, но и опыта общения, что согласуется с задачами детского объединения.
5. Педагог музыкального образования в профессиональной педагогической деятельности, направленной на формирование способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования, обязан осознавать следующие педагогические условия, при которых данная деятельность будет эффективной: направленность педагогической деятельности на реализацию умений, позволяющих сформировать у младших школьников способности к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования; реализация аксиологического подхода педагога музыкального образования к формированию музыкальных, творческих и артистических способностей младших школьников; субъект-субъектное взаимодействие педагога музыкального образования и младших школьников в процессе музыкально-творческой деятельности; использование игр-драматизаций в процессе формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности; реализация взаимосвязи музыкальных, творческих и артистических способностей младших школьников в музыкально-творческой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования способностей у младших школьников к музыкально-творческой деятельности является важнейшим направлением в области дополнительного образования в России. Теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы выявил существенные противоречия во взглядах различных авторов на данную проблему. Анализ практики показал, что данный процесс нуждается в реформировании.
На основе обнаруженных нами противоречий между современными психологическими, педагогическими знаниями и содержанием профессиональной педагогической деятельности по формированию способностей у младших школьников к музыкально-творческой деятельности мы пришли к выводу о необходимости разработки программы, основанной на современном понимании сущности, классификации, механизме формирования музыкальных, творческих и артистических способностей. Нами была разработана программа формирования способностей у младших школьников к музыкально-творческой деятельности, которой мы руководствовались в нашей работе с детьми экспериментальной группы. По окончанию эксперимента нам предстояло выявить условия, оказывающие эффективное влияние на процесс формирования способностей у младших школьников к музыкально-творческой деятельности.
На основе полученных данных в ходе формирующего эксперимента, нами были выявлены и подтверждены опытно-экспериментальных путём психолого-педагогические условия формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности.
Получены значимые различия по всем компонентам музыкальных способностей между детьми контрольных и экспериментальных групп. В ходе наблюдения также установлено, что развитию подвергается эмоциональная отзывчивость, воображение ребёнка, обогащающее его духовный мир, что в свою очередь являются составной частью творческих и артистических способностей.
В ходе нашего исследования были выявлены проблемы, которые могут представлять интерес для будущих исследователей:
1. Способности к музыкально-творческой деятельности - это свойства личности, проявляющиеся в процессе музыкально-творческой деятельности на основе реализации четырех структурных компонентов: потребностно-мотивационного (наличие положительной устойчивой мотивации к проявлению младшими школьниками способностей к музыкально-творческой деятельности), когнитивного (представление младших школьников о способностях к музыкально-творческой деятельности), поведенческого (импровизация, сочинение, исполнение, умение и активность проявления младшими школьниками способностей к музыкально-творческой деятельности), эмоционального (отношение младших школьников к проявлению способностей в процессе музыкально-творческой деятельности).
2. Музыкально-творческая деятельность младшего школьника — опосредованное культурно-историческими условиями жизнедеятельности и уровнем развития личности активное взаимодействие младшего школьника с источником музыкальной культуры, проявляющееся в виде творческого отношения ребенка к проявлению своих возможностей. Музыкально-творческая деятельность содержит четыре компонента: потребностно-мотивационный, когнитивный, поведенческий и эмоциональный. Данные компоненты взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, составляют диалектическое единство процесса формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.
3. Особенности формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования обусловлены возрастными особенностями младшего школьника, педагогическим сопровождением поиска собственного уровня музыкальной культуры, проявлением положительно-устойчивой мотивации к музыкально-творческим занятиям.
4. Критериями сформированности способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности являются чистота интонирования, точность воспроизведения ритмического рисунка, эмоционально-выразительное исполнение и умение проявлять имеющийся уровень познавательных музыкальных способностей.
5. Для формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности разработана и апробирована модель формирования данных способностей. Реализация данной модели предусматривает постепенный перевод педагогического сопровождения формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в процесс самостоятельного и активного проявления младшими школьниками потребности в формировании способностей к музыкально-творческой деятельности.
6. Формирование способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования происходит в процессе специально организованного педагогического сопровождения их деятельности по программе, включающей совокупность музыкально-творческих занятий, основанных на сказках, сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, способствующей последовательному формированию способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.
7. Модель формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования реализуется при наличии следующих условий: направленность педагогической деятельности на реализацию умений, позволяющих сформировать у младших школьников способности к музыкально-творческой деятельности в условиях учреждений дополнительного образования; реализация аксиологического подхода педагога музыкального образования к формированию музыкальных, творческих и артистических способностей младших школьников; субъект-субъектное взаимодействие педагога музыкального образования и младших школьников в процессе музыкально-творческой деятельности; использование игр-драматизаций в процессе формирования способностей младших школьников к музыкально-творческой деятельности; реализация взаимосвязи музыкальных, творческих и артистических способностей младших школьников в музыкально-творческой деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гарькина, Екатерина Николаевна, 2008 год
1. Аминов, Н.А. Психофизиология и психофизиологические предпосылки педагогических способностей Текст. / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1988. - №5.- С.71-77.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. -288с.
3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 67 с.
4. Апраксина, О. Музыкальное воспитание в школе Текст. / О. Апраксина. М.: Музыка, 1978. - №6.-134с.
5. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей Текст. / Т.И. Артемьева. М.: НАУКА, 1977.-183с.
6. Артоболевская, А.Д Первая встреча с музыкой Текст. / А.Д. Артоболевская. М.: Советский композитор, 1986. - 101с.
7. Асафьев, Б.В. Речевая интонация Текст. / Б.В. Асафьев. М.- Л.: Музыка, 1965. - 135с.
8. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б.В. Асафьев,- М.: Музыка, 1971,- 375с.
9. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б.В. Асафьев. М,- Л.: Музыка, 1965. - 160с.
10. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560с.
11. Бабанский, Ю.К. Система способов оптимизации обучения Текст. / Ю.К. Бабанский. //Вопросыпсихологии. 1982. - №5. - С. 12-22.
12. Баланчивадзе, Л.В. Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения Текст. / Л.В. Баланчивадзе // Психологический журнал.- 1998,- Т. 19. -№1,- С. 126-134.
13. Баренбойм, Л А. Музыкальная педагогика и исполнительство Текст. / Л.А. Баренбойм.- Л.: Музыка, 1974. 335с.
14. Беляева-Экземплярская, С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке Текст. / С.Н. Беляева-Экземплярская // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.- С.303-329.
15. Бердяев, Н.А. Самопознание Текст. /Н.А. Бердяев. —М., 1989. —С. 197
16. Березовский, Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей Текст. / Б.Л. Березовский // Вопросы психологии,- 1982.- №5. С.94-100.
17. Беркман, Т.Л. О методах формирования музыкально-слуховых представлений Текст. / Т.Л. Беркман // Развитие художественных способностей. М.: АПН РСФСР, 1959,- С. 319-367.
18. Бернштейн, Н. А. Современные искания в физиологии нервного процесса Текст. / Н.А. Бернштейн // Под ред. Фейнберга И.М., Сиротки-нойИ.Е. М.: Смысл, 2003.-330с.
19. Блинова, М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения Текст. / М.П. Блинова.- М,- Л.: Просвещение, 1964.-104с.
20. Богословский, В.В. Общая психология Текст. / В.В. Богословский. -М., 1978.-543с.
21. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д.Б. Богоявленская. Ростов-н/Д.: Изд-во РТУ, 1983.- 173с.
22. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству Текст. / Д.Б. Богоявленская. -М.: Знание, 1981. -96с.
23. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л.И. Божович. М: Просвещение, 1968. - 464с.
24. Бочкарев, Л.П. Исследование структуры музыкальности в современной психологии Текст. / Л.П. Бочкарев // Психологический журнал,1986.- №4.- С.138-148.
25. Бочкарев, Л.П. Социально-перцептивные механизмы музыкального переживания Текст. / Л.П. Бочкарев //Вопросы психологии.- 1986.-№3,- С. 150-157
26. Бочкарев, Л.П. Психология музыкальной деятельности Текст. / Л.П. Бочкарев. М.: Ин-т психологии, 1997,- 350с.
27. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Уч. пособие Текст. / В М. Букатов. М.: Московский психолого-социальный институт/Флинта, 1997.-96с.
28. Булатова, О.С. Педагогический артистизм Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Булатова. М.: Академия. -2001.- 136 с.
29. Венгер, Л.А. Педагогика способностей Текст. / Л.А. Венгер. М.: Знание, 1973. - 98с.
30. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка Текст. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. М.: Просвещение, 1988. - 144с.
31. Вербицкий, А. А. Игровые формы контекстного обучения Текст. / А.А. Вербицкий. М.: Знание, 1983,- 95с.
32. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь Текст. / Н.А. Ветлугина. М.: Музыка, 1964. - 96с.
33. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребёнка Текст. / Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1968.-405с.
34. Возрастная и педагогическая психология Текст.; под ред. А.В. Петровского,- М.: Педагогика, 1973. 288с.
35. Волина, В. Пословицы, поговорки, ребусы Текст. / В. Волина. -Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 1997. 350с.
36. Волков, С. О формировании представлений в образно- художественном мышлении современного музыканта исполнителя Текст. / С. Волков // Вопросы теории и эстетики музыки. - Л.: Музыка, 1972. -№11. -С. 184-200.
37. Выготский, JL С. Воображение творчество в детском возрасте: Пси-хол. очерк: Кн. для учителя Текст. / Л.С. Выготский. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
38. Выготский, JI.C. Вопросы детской психологии Текст. / Л.С. Выготский. СПб: СОЮЗ, 1999.- 222с.
39. Выготский, JI.C. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский. -Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 1998. 480с.
40. Выготский, Л.С. Психологический очерк: книга для музыкального работника Текст. / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. - 90с.
41. Газман, О. С. В школу с игрой Текст. / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. М.: Просвещение, 1991.- 96с.
42. Гарбер, Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей Текст. / Л.А. Гарбер // Проблемы способностей,- М.: АПН РСФСР, 1962,- С. 214-227.
43. Гарбузов, Н.А. Зонная природа динамического слуха Текст. / Н.А. Гарбузов.-М.: Гос. муз. изд-во, 1955.- 107с.
44. Гарбузов, НА. Зонная природа темпа и ритма Текст. / Н.А. Гарбузов,- М.: Изд-во АН СССР, 1950,- 73с.
45. Гарькина, Е.Н. Развитие артистизма у детей на музыкальных занятиях Текст. / Е.Н. Гарькина // Наука и образование: Сб. статей VI Международной научно-практической конференции. Белово 2006. -С. 148152.
46. Гоноболин, Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя Текст. / Ф.Н. Гоноболин //Вопросы психологии. 1975. - №1.
47. Готсдинер, A.JL Велико ли расстояние от дошкольника до первоклассника? Текст. / A.JI. Готсдинер // Вопросы педагогики. М.: Музыка, 1986. - №7. - С.29-38.
48. Готсдинер, A.JI. Музыкальная психология Текст. / А.Л. Готсдинер.-М.: NB Магистр, 1993. 192с.
49. Григорьев, В.О. некоторых психологических аспектах работы педагога-музыканта Текст. / В.О. Григорьев //Вопросы музыкальной педагогики.- М.: Музыка, 1987.- Вып.8,- С.44-54.
50. Гришин, Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки музыкального работника Текст. / Э.А. Гришин. Ростов н/Д.: Министерство просвещения РСФСР. Ростов н/Д. гос. пед. ин-т, 1970.-257с.
51. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений Текст. / В.В. Давыдов. М.: Издательский центр Академия, 2004.- 288с.
52. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В.В. Давыдов. М.: Интор, 1996. - 544с.
53. Демидова, А.С. Вторая реальность Текст. / А.С. Демидова. М., 1980.-106с.
54. Джалоголия, JI.A. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения Текст. / JI.A. Джалоголия //Вопросы психологии. 2001.-№1. - С.130-133.
55. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений Текст. / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко.- 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия»,2000. - 145с.
56. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: кн. для музыкального работника Текст. / В.К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. - 192с.
57. Ершов, П.М. Общение на уроке, или режиссура поведения музыкального работника Текст. / П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов. -Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: МПСИ, Флинта, 1998. - 336с.
58. Загвязинский, В.А. Педагогическое творчество учителя Текст. / В.А. Загвязинский. М. - 1987.
59. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь Текст. / Л.В. Занков. М.: Просвещение, 1968. - 175с.
60. Занько, С.Ф. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового обучения Текст. / С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова. -М.: Ассоц. Проф. образование, 1992. -Ч. 1. 126с.
61. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды, т.1 Текст. / А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. - 318с.
62. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды, т.2 Текст. / А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. - 296с.
63. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / А.Н. Зимина. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 186 с.
64. Игламова, М. Некоторые проблемы развития творческих способностей детей в начальный период музыкального обучения Текст. / М.
65. Игламова // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Труды / ГМПИ им.Гнесиных.- М., 1976.- Вьш.ХХГУ,- С. 5-22.
66. Игры обучение, тренинг, досуг Текст. / Под ред. В.В. Петрусинско-го. - М.: Новая школа, 1994. - 368с.
67. Изюмова, С.А. Уровни памяти и их психофизиологические характеристики Текст. / С.А. Изюмова //Вопросы психологии. 1984. - №6. - С. 110-117.
68. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения Текст. / Д.Н. Кавтарадзе. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во Флинта, 1998.- 192с.
69. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя Текст. / В.А. Канн-Калик. М.: Просвещение, 1987. - 190с.
70. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. - 140с.
71. Кирдяшкнна, Т.А. Методы исследования внимания: учебное пособие Текст. / Т.А. Кирдяшкина. Челябинск: ЮурЕУ, 1999. - 72с.
72. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности Текст. / Д.К. Кирнар-ская. М.: Таланты-XXl век, 2004. - 496с.
73. Кирнарская, Д.К. Новый имидж музыкального образования в XXI веке Текст. / Д.К. Кирнарская // Культура, искусство, образование. -2003.-№3.-С. 19-27.
74. Кононенко, М.А. Творческие аспекты музыкального исполнительства в период начального обучения Текст. / М.А. Кононенко //Вопросы гуманитарных наук,- 2004.- №5.
75. Кочетов, А.И. Педагогические технологии Текст. / А.И. Кочетов. -Славянск-на-Кубани: Изд. Цетр СФАГПИ, 2000. 195с.
76. Кочетов, А.И. Исследовательская деятельность в школе Текст. / А.И. Кочетов. Славянск-на-Кубани: Изд. Цетр СФАГПИ, 2002. - 340 с.
77. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника: кн. для воспитателей детского сада и родителей Текст. / Е.Е. Кравцова. М.: Просвещение,1996. 160с.
78. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей/Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс,2004. - 416 с.
79. Кремлёв, Ю. Интонация и образ в музыке Текст. / Ю. Кремлёв //Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. - С. 35-52.
80. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика Текст. / В.В. Крюкова.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
81. Кузанский, Н. Соч. в 2-х т.Т2 Текст. / Н. Кузанский .-М., 1979. -258с.
82. Кузнецова, А.С. Профессия «актер»: о способах саморегуляции эмоциональных состояний Текст. / А.С. Кузнецова, О.В. Шипарева // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. №1. - с. 12-19.
83. Кузьмина, Н.В. Об особенностях педагогической деятельности и педагогических способностей Текст. / Н.В. Кузьмина // Проблемы способностей.-М.: АПН РСФСР, 1962. С. 255-261.
84. Кузьмина, Н.В. Способности, одарённость, талант музыкального работника Текст. / Н.В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985. - 32с.
85. Кузнецов, Н.В. Драматизация, инсценировка и импровизация в современной школе на уроках родного языка Текст. / Н.В. Кузнецов. -Рига, 1996.
86. Куликов, JIB. Психические состояния Текст. / Л.В. Куликов. СПб., 2001.-345с.
87. Леви, В. Нестандартный ребенок Текст. / В. Леви. М.: Знание, 1989. - 256с.
88. Леонтьев, А.Н. Психология общения Текст. / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. - 365с.
89. Леонтьева, О.Т. Карл Орф Текст. / О.Т. Леонтьева. М.: Музыка, 1984. - 334с.
90. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребёнка Текст. / А.А.
91. Люблинская. М.: Просвещение, 1972. - 256с.
92. Майкапар, С.М. Музыкальный слух, его значение, особенности и метод правильного развития Текст. / С.М. Майкапар. — Петроградь: Якорь, 1915. -233с.
93. Майковская, JI.C. Артистизм учителя музыки Текст. / Л.С. Майков-ская. -М.МГПУ;1999. -245 с.
94. Макаренко, А.С. О воспитании Текст. / А.С. Макаренко.- Москва: Издательство политической литературы, 1990 416с.
95. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. /В.В. Медушевский.- М.: Музыка, 1976.-253с.
96. Межуев, В.М. Культура как объект познания Текст. / В.М. Межу ев // В кн.: Философские проблемы культуры. — М., 1984.
97. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / АЛ. Мелик-Пашаев.-М.: Знание, 1981.- 96с.
98. Меньших, И.В. С музыкой растем, играем и поем Текст. / И.В, Меньших. Ростов н/Д: Феникс, 2007 - 57 с.
99. Мерлин, В.С. Темперамент как фактор учебной деятельности. В кн.: Очерк теории темперамента Текст. / B.C. Мерлин. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1973.- С. 168-180.
100. Минияров В.М. Педагогическая психология: учебник Текст. / В.М. Минияров. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модекс», 2005. - 316с.
101. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей у детей Текст. / М.А. Михайлова. Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
102. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития: детство, отрочество Текст. / B.C. Мухина. М.: ACADEMIA, 2002. - 454с.
103. Мясищев, В.Н. Проблема музыкальных способностей и её социальное значение Текст. / В.Н. Мясищев, А.Л. Готсдинер. Л.: Музыка, 1981.1. С. 14-29.
104. Мясищев В.Н. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографическим и психологическим показателям Текст. / В.Н. Мясищев, A.JI. Готсдинер //Вопросы психологии. 1975. - №1. - С.54-67.
105. Надолинская, Т.В. Игра-драматизация в школе: история и современность: Монография Текст. / Т.В. Надолинская // Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом. М., 2000. Вып. 1. -Поз. 9. - 114 с.
106. Надолинская, Т.В. Музыкально-дидактические игры и драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: Методическое пособие Текст. / Т.В. Надолинская. Таганрог: ТГПИ, 1993. - 32 с.
107. Надолинская, Т.В. Драматизация как метод музыкального воспитания и обучения учащихся в 1-2 классах Текст. / Т.В. Надолинская // Проблемы гуманизации музьпсального воспитания: Межвуз. сб. науч. трудов. -Таганрог: ТГПИ, 1992. С. 15-18.
108. Надолинская, Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе Текст. / Т.В. Надолинская. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003,- с. 232 с. (Библиотека учителя музыки)
109. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е.О. Незайкинский. М.: Музыка, 1972.-383 с.
110. Назайкинский Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музьпсального слуха Текст. / Е.О. Незайкинский // Сб. статей /Воспитание музыкального слуха. Ред/сост. Агажанов А.П. М.: Музыка, 1977. - С.25-77.
111. Наумеико, С.И. Индивидуально-психические особенности музыкальности Текст. / С.И. Науменко //Вопросы психологии. 1982. - №5. -С.85-93.
112. На следов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие Текст. / А.Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004,- 392с.
113. Небылицын, В. Д. Психологические исследования индивидуальных различий Текст. / В.Д. Небылицын.- М.: Наука, 1976. 336с.
114. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Психология образования Текст. / Р.С. Немов. 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 502с.
115. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 489с.
116. Нижегородцева, Н.В. Психоло-педагогическая готовность ребёнка к школе Текст. / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. М.: ВЛАДОС, 2001.-256с.
117. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры Текст. / Б.П. Никитин. 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
118. Орлов, Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия Текст. / Г.А. Орлов // Сб. «Вопросы теории и эстетики музыки». Л.: МУЗГИЗ. - 1963.-№2. - С. 181-215.
119. Осеннева, М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом Текст. / М.С. Осеннева, В.А. Самарии, Л.И. Уколова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224с.
120. Пашина, А.Х. Особенности эмоциональной сферы музыкантов с различным уровнем музыкальности Текст. / А.Х. Пашина // Психологический журнал. 2000. - Т.21.-№1,- С. 109-115.
121. Петрова, В.А. Музыкальные занятия с малышами Текст. / В.А. Петрова. М.: Просвещение, 1993. - 180с.
122. Петрушии, В.И. Музыкальная психология Текст. / В.И. Петрушин. -М.: ВЛАДОС, 1997. 383с.
123. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия Текст. / В.И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 2000,- 176с.
124. Петрушин, В.И. Моделирование эмоций средствами музыки Текст. / В.И. Петрушин // Вопросы психологии. 3988. -№5. С. 141-144.
125. Петухов, В.В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции Текст. / В.В. Петухов // Вопросы психологии,- 2002,- №3,- С.20-32.
126. Пидкасистый, ПИ. Технология игры в обучении и развитии: уч. пособие Текст. / П.П. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. М.: МПУ, 1996. -269 с.
127. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий Текст. / К.К. Платонов. — М., 1984. — С. 147
128. Платонов, К.К. Проблемы способностей Текст. / К.К. Платонов. -М.: Наука, 1972.-312 с.
129. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я.И. Пономарев. —М., 1976. С.
130. Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств. М.: Министерсво культуры Российской Федерации, научно - методический центр по художественному образованию, 2003. - 56с.
131. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб, заведений Текст. / Д. К. Кирнарская [и др.]; под ред. Г. М. Цыпина. — М.: Академия, 2003. — 368с.
132. Пятигорский, Г. Виолончелист. Исполнительское искусство зарубежных стран Текст. / Г. Пятигорский,- Вып.5. М., Музыка. - 78 с.
133. Радынова, О.П., Катинене А.И., Палавандишвили M.JI. Музыкальное воспитание дошкольника Текст. / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М.: ACADEMA, 2000. - 235с.
134. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики Текст. / В.Г. Раж-ников.- М.: Знание, 1980.-96с.
135. Ражников, В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении Текст. / В.Г. Ражников //Вопросы психологии. 1988. - №1. -С.33-41.
136. Рогова, Е.И. Общая психология Текст. / Е.И. Рогова.- М., 1998.
137. Рождественская, Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей Текст. / Н.В. Рожденственская // Сб. Художественное творчество. JI.,1983. - С. 105-122.
138. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. / Гл. ред.
139. B.В.Давыдов. Т.2. М., 1999.
140. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн. М., 1999. - С.476
141. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования Текст. /
142. C.Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1958.-116с.
143. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие Текст. / Г.К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. 256с.
144. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления у детей: популярное пособие для родителей и педагогов Текст. / А.Э. Симановский. Ярославль: Академия развития, 1996. - 189с.
145. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений Текст. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 576с.
146. Смирнов, М.А. Эмоциональный мир музыки Текст. / М.А. Смирнов.-М.: Музыка, 1990.-319с.
147. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура Текст. / А.Н. Со-хор.-М.: Советский композитор, 1975.-202с.
148. Сохранов, В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования Текст.: монография / В.В. Сохранов. Пенза: БИ, 1996. - 120с.
149. Спирин, Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: учеб. пособие под ред. В.А. Сластенина Текст. / Л.Ф. Спирин, М.А. Степинский, М.Л. Фрумкин. Ярославль, 1974.130с.
150. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. Текст. / К.С. Станиславский// Собр. соч.: В 8 т. Т.З. М.: Искусство. 1957. -643 с.
151. Станиславский, К.С. Собрание сочинений, т.З Текст. / К.С. Станиславский. -М.: Искусство. 1990. 505с.
152. Сулейманов, Р.Ф. Психологическая диагностика и развитие музыкального слуха: учебное пособие Текст. / Р.Ф. Сулейманов. Казань: Таглимат, 2003. - 97с.
153. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей Текст. / К.В. Тарасова. -М.: Педагогика, 1988. 175с.
154. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов Текст. / Под ред. А.Б.Никитиной.-М.Туманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. 253 с.
155. Теп лов, Б.М Психология музыкальных способностей Текст. / Б.М. Теплов,- М.-Л.: АПН РСФСР, 1947.-335с.
156. Теплов, Б.М. Способности и одаренность Текст. / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
157. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б.М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 536с.
158. Теплов, Б.М Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий Текст. / Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын// Вопросы психологии. 1963. - №5. - С.38-47.
159. Тихомиров, O.K. Психология мышления Текст. / O.K. Тихомиров. -М.: Изд-во Московского университета, 1984. 268с.
160. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч., т. 8. Текст. / К.Д. Ушииский. М.: Просвещение, 1960. - 324с.
161. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1968. - 557с.
162. Филиппова, Л.В. Педагогическая валеология: опыт и перспективаразвития Текст. / JI.B. Филиппова, Ю.А. Лебедев, Ю.В. Филиппов. -Н.Новгород: Ниж. арх.-стр. академия, 1997. 102с.
163. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. Л., 1989. - 30с.
164. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отделений пед. вузов и консерваторий Текст. / Г.М. Цыпин. М.: Интерпракс, 1994.- 373с.
165. Черенков, Ю.Н. Исполнитель и техника: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений Текст. / Ю.Н. Черенков. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.
166. Чистяков, М.И. Психогимнастика Текст. / М.И. Чистяков. -М.,1995. 132с.
167. Чудновский, В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей Текст. / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. — 1986. №3. -С.78-89.
168. Чуприкова, Н. И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития Текст. / Н.И. Чуприкова // Вопросы психологии. -1987.-№6.-С.31 -41.
169. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности Текст. / В.Д. Шадри-ков. М.: Логос, 1994. - 320с.
170. Шадриков, В.Д Познавательные процессы и способности в обучении Текст. / В.Д. Шадриков. М.: Просвещение, 1990. - 142с.
171. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В.Д. Шадриков. М.: Издательская корпорация Логос, 1996. -329с.
172. Шадриков В.Д. Мнемические способности: развитие и диагностика Текст. / В.Д. Шадриков, Л.В. Черёмопжина. М.: Педагогика, 1990. -175с.
173. Шнабель, А. Моя жизнь и музыка Текст. / А. Шнабель // Исполнительское искусство зарубежных стран. вып.З. - М:,Музыка, 1967.134с.
174. Элиава, H.JI. К вопросу о роли установки в процессах восприятия Текст. / Н.Л. Элиава//Вопросы психологии. 1961. - №1. - С.73-80.
175. Эльконин Д.Б. Психология игры Текст. / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978,- 304с.
176. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Текст. / Д.Б. Эльконин //Вопросы психологии. -1971.-Xo4.-C.6-20.
177. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учебное пособие Текст. / Д.Б. Эльконин. М.; ACADEMIA,2001 .-144с.
178. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия Текст. / П.М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. - 86с.
179. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника Текст. / П.М. Якобсон. -М., 1966. 154с.
180. Orff С. The Schulwerk Autobiograpfy //Carl Orff. Documentations. Vol. 3, English Edition. -Schott, New York, 1978.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.