ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА(на примере специальности «Народное художественное творчество») тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Громова Елена Владимировна

  • Громова Елена Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 349
Громова Елена Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА(на примере специальности «Народное художественное творчество»): дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет». 2016. 349 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Громова Елена Владимировна

Введение

Глава 1. Профессиональная компетентность в классическом танце и модель ее формирования у учащихся колледжа.

1.1. Профессиональная компетентность в классическом танце в системе подготовки артистов балета, ее сущность и содержание

1.2. Факторы, существенно влияющие на формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа

1.3. Модель формирования профессиональной компетентности в классическом танце учащихся и технология ее реализации в

колледже

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальная проверка технологии реализации модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество».

2.1. Организация экспериментальной проверки технологии реализации модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество»

2.2. Реализация технологии формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество» на этапе констатирующего эксперимента

2.3. Анализ становления профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество»

на этапе формирующего эксперимента

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА(на примере специальности «Народное художественное творчество»)»

Введение

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа в рамках специальности «Народное художественное творчество». Ведущие российские балетные школы, такие как Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, наряду со старейшими балетными школами за рубежом, используют апробированные технологии формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся - будущих артистов балета. Русская школа классического танца базируется на методических постулатах прославленных практиков педагогики балета - Н.П.Базаровой, А.Я.Вагановой, В.С.Костровицкой, В.П. Мей, А.А. Писарева, Н.Н. Серебренникова и др. Классический танец как учебная дисциплина в системе подготовки артистов балета занимает центральное место и логично вписывается в ее исторические традиции, которые обеспечивают эффективность процесса формирования профессиональной компетентности. В результате - неизменно высокое качество исполнительского мастерства танцовщиков, являющегося доминантой русской школы классического танца. Но в современных условиях классический танец как учебная дисциплина включен в подготовку многих творческих специальностей, которые не связаны напрямую с балетным театром. Сложившаяся система хореографического образования включает в себя множество учебных заведений разного уровня. Прежде всего, это колледжи, академии и университеты культуры и искусства, - учреждения, где представлены направления подготовки и специальности, связанные с хореографическим творчеством или те, в которых хореографические дисциплины являются частью цикла специальных дисциплин. По данным Министерства образования и науки таких учебных заведений в настоящее время насчитывается более 70, среди них более половины -колледжи. Одним из самых распространенных направлений подготовки специалистов в области хореографического искусства, работающих в сфере народного художественного творчества, являются выпускники колледжа по

специальности «Народное художественное творчество (специализация -«хореографическое творчество»)», присваиваемая квалификация - «руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель». Сфера деятельности выпускников -детское дополнительное образование, где осуществляется обучение детей основам хореографии, среда любительского хореографического творчества, где ведется обучение танцу, в том числе и классическому, а также создание хореографических произведений с участием исполнителей-любителей.

На современном этапе быстрого развития сферы любительского хореографического творчества и детского дополнительного образования, наблюдается рост количества любительских хореографических коллективов, центров и школ искусств. Например, в Ленинградской области, при ежегодном росте, в настоящее время (по данным на 2015 год) существует более 850 таких коллективов, среди которых 93 имеют звание «образцовый» и «народный».

Также в последнее время расширяется возрастной диапазон и количество вовлеченных в эту сферу детей и взрослых. Следствием этого является востребованность высококвалифицированных специалистов, а уровень их профессиональной компетентности в классическом танце становится особенно актуальным.

Таким образом, очевидна необходимость формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество».

Степень разработанности проблемы. Идеи и положения в области профессионального образования, а также профессиональной компетентности широко рассмотрены в трудах В.М. Журавского, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Курбушко, Л.В. Моисеева, Г.М. Романцева, В.А. Федорова и др. Различные теории о профессиональном образовании, личностном развитии и профессиональном становлении специалиста исследовали А.С. Белкин, С.Я. Батышев, В.И. Загвязинский, В.С. Леднев, А.К. Маркова, А.М. Новиков, В.В. Сенриков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др. Исследованием структуры профессиональной компетентности в педагогической науке занимались такие ученые как О.В.

Акулова, И.П. Ариадни, Н.В. Баграмова, Э.Н. Гусинский, В.А. Наперов, Дж. Равен, Ю.И. Турчанинова, С.Ф. Шатилов и др. В современной педагогической науке установлены основные положения компетентностного (В.А. Болотов, В.В. Сериков, Е.Е. Федотова, А. Хуторской), программно-целевого (А.Н. Аверьянов,

A.Г. Аганбегян, В.Г. Афонасьев, Л.Г. Евланов, Ю.А. Конаржевский, И.С. Ладенко, Б.З. Мильнер, Н.Н. Моисеев, М.,М. Поташник, С.А.Репнин, П.И. Третьяков и др.) и системного (В.Г. Афонасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, А.Д. Урсул) подходов в профессиональном образовании.

Процесс формирования профессиональной компетентности в классическом танце достаточно глубоко исследован в трудах А.Я. Вагановой, М.А. Ильичевой,

B.С. Костровицкой, Ю.И. Слонимского и др.; структура и содержание этого процесса отражены в программах учебных дисциплин и сборниках учебных планов, учебных пособиях и учебниках Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, Н.П. Ивановского, А.В. Лопухова, В.П. Мэй, В.С. Костровицкой, Н.Н. Серебренникова, А.В. Ширяева и др. Однако проведенный контент - анализ позволяет утверждать, что теоретические основы и факторы, существенно влияющие на процесс формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжей специальности «Народное художественное творчество» исследованы не достаточно.

Поиск возможностей решения данной проблемы определил логику настоящего исследования и позволил выявить сложившееся противоречие между необходимостью формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа и недостаточным теоретико-методическим его обеспечением в профессиональной подготовке по специальности «Народное художественное творчество». Это противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество».

В соответствии с проблемой определена тема диссертационного

исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество».

Предмет исследования: содержание и технология формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжей специальности «Народное художественное творчество».

Гипотеза исследования. Профессиональная компетентность в классическом танце выпускника колледжа определяет перспективы его самореализации в сфере любительского хореографического творчества, что диктует необходимость ее формирования. Эффективность ее формирования в колледже может быть обеспечена, если:

- исполнительская подготовка выступает основой профессиональной компетентности в классическом танце;

- качественный уровень исполнительской подготовки в классическом танце обеспечивается этапностью в формировании навыков техники;

- профессиональная подготовка носит индивидуально-ориентированный характер, определяемый индивидуальным образовательным маршрутом каждого студента, с учетом уровня развития его специальных физических кондиций и здоровья.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание профессиональной компетентности в классическом танце в системе подготовки артистов балета.

2. Выявить факторы, существенно влияющие на формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа.

3. Разработать модель формирования профессиональной компетентности в классическом танце обучаемых и технологию ее реализации в колледже.

4. Экспериментально проверить технологию реализации модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце обучаемых в колледже.

Теоретико-методологической основой исследования явился системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения как классической и современной педагогической науки, так и других наук (философии, психологии, социологии, физиологии, анатомии, статистики и др). Методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы профессиональной педагогики, а также исторические источники, архивные документы, философская, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования; документация: образовательные программы, учебно-методические документы, документы планирования и контроля.

В процессе решения задач исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ и синтез, обобщение, классификация, прогнозирование, проектирование и моделирование и др.); эмпирические (наблюдение, в том числе и включенное, опросы, беседы, тестирование, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент) а также методы математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная компетентность в классическом танце, как качественная характеристика подготовленности артиста балета, представляет собой единство теоретико-методического знания, исполнительского мастерства, опыта его воспроизведения и развитого чувственного восприятия классического танца. Основными компонентами профессиональной компетентности в классическом танце являются:

- когнитивный - теоретико-методическое знание теории и методики классического танца, а также базовых основ сохранения здоровья в условиях исполнительской деятельности;

- технологический - владение техникой танца и исполнительским

мастерством;

- эмоционально-личностный - богатство эмоционального проявления в танце, способность и готовность к его самовыражению;

- физическая и психосоматическая развитость;

- опыт исполнительского мастерства.

Уровни проявления: на основе традиционных уровней исполнительской подготовки артистов балета, определены начальный, средний и высокий уровни проявления профессиональной компетентности в классическом танце.

Критериями оценки и показателями проявления уровней профессиональной компетентности артиста балета выступают: уровень знаний (теории и методики классического танца, а также базовых основ сохранения здоровья в условиях исполнительской деятельности); владение техникой (техника исполнения элементов классического танца); уровень развития физических и психосоматических кондиций (выраженность специальных физических и психосоматических кондиций).

2. Формирование профессиональной компетентности в классическом танце артиста балета включает в себя теоретическую и исполнительскую подготовку, а также развитие качеств, определяющих разнообразие эмоционально-личностного проявления в классическом танце. Исполнительская подготовка занимает особое место, так как в процессе ее осуществления происходит формирование других компонентов профессиональной компетентности в классическом танце артиста балета.

Исполнительская подготовка по классическому танцу артиста балета представляет собой единство содержания, методики преподавания, а также мотивированной активности обучающихся и условий обучения. Главная ее цель -формирование качественных двигательных навыков техники.

3. Модель формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество» представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих прогнозируемый результат в процессе становления

профессионального мастерства. Она включает в себя: целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.

Целевой компонент модели направлен на повышение эффективности исполнительской подготовки путем восстановления этапности и индивидуализации в ее осуществлении.

Содержательный компонент модели включает в себя методики развития специальных физических и психосоматических кондиций и дополнительный курс обучения, как вспомогательный образовательный компонент в осуществлении исполнительской подготовки по классическому танцу, объединенные системой модулей.

Технологический компонент модели обеспечивается технологией наиболее целесообразной последовательности образовательной деятельности, определяемой системой модулей согласно этапам: адаптационному, основному и заключительному.

Результативный компонент модели представляет собой ожидаемый, прогнозируемый результат обучения, находящий свое отражение в качественной характеристике подготовленности выпускника колледжа специальности «Народное художественное творчество».

Главные преимущества модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество»: прогнозируемость ожидаемых результатов обучения, компенсация пробелов в содержании компонентов профессиональной компетентности в классическом танце за счет осуществления более эффективной исполнительской подготовки, а также направленность на индивидуализацию процесса ее формирования.

4. Пути повышения эффективности формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа:

- введение в систему отбора абитуриентов заданных физических и психосоматических критериев готовности к формированию профессиональной компетентности в классическом танце, а также критериев, выявляющих состояние

здоровья.

- устранение различия целевых установок в профессиональной подготовке;

- обеспечение целесообразной последовательности в реализации этапов профессиональной подготовки по специальности «Народное художественное творчество»;

- установление дидактических взаимосвязей между этапами освоения техники классического танца и других исполнительских дисциплин и обеспечение их реализации в процессе профессиональной подготовки;

- создание условий для формирования полноценного знаниевого компонента о сохранении здоровья в условиях специфической физической нагрузки в процессе осуществления исполнительской подготовки.

Научная новизна исследования:

- раскрыто понимание сущности и содержания профессиональной компетентности в классическом танце артиста балета;

- выявлены характерные уровни проявления и критерии оценки профессиональной компетентности в классическом танце в системе подготовки артистов балета;

- определены факторы, существенно влияющие на процесс формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество»;

- разработана модель формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжа и технологии ее реализации в рамках специальности «Народное художественное творчество»;

- определены пути совершенствования формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество»;

- выявлены условия реализации модели формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество».

Теоретическая значимость исследования определена тем, что полученные

в ходе исследования материалы обогащают теорию педагогики среднего профессионального образования в разделе профессиональной компетентности:

- расширено понимание сущности и содержания профессиональной компетентности в классическом танце артиста балета, выявлены уровни ее проявления и критерии оценки.

- выявлены и проанализированы факторы, существенно влияющие на процесс формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество».

- определены целевые ориентиры и содержание модели формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжа, а также теоретико-методическое обеспечение технологии ее реализации в рамках специальности «Народное художественное творчество»;

- определены и обоснованы пути совершенствования и условия эффективности формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество».

Практическая значимость состоит в том, что разработана технология реализации модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество», получены практические выводы и показан ее результат;

- разработаны рекомендации преподавательскому составу по обеспечению качества исполнительской подготовки обучаемых классическому танцу;

- разработана и внедрена в практику методика развития специальных физических кондиций обучаемых классическому танцу - партерная гимнастика;

- разработана и внедрена в практику программа обучения «Партерная гимнастика»;

- разработано учебно-методическое пособие «Партерная гимнастика»;

- разработан и внедрен в практику дополнительный образовательный компонент исполнительской подготовки по классическому танцу - «Введение в

практику классического танца»;

- разработаны и внедрены в практику программы обучения: «Введение в практику классического танца первого года обучения», «Введение в практику классического танца второго года обучения», «Введение в практику классического танца третьего года обучения»;

- разработано учебно-методическое пособие «Введение в практику классического танца первого года обучения»;

- результаты исследования смогут быть использованы в хореографическом образовании специальности «Народное художественное творчество», а также в системе детского дополнительного образования и в сфере любительского народного художественного (хореографического) творчества.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе состоялся выбор темы, определена методология и логика диссертационного исследования, которая выстраивалась в последовательном изучении:

• сущности и содержания профессиональной компетентности в классическом танце в системе подготовки артистов балета;

• теоретико-методических основ формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество»;

• факторов, оказывающих существенное влияние на формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество»

• модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество» и технологии ее реализации.

На втором этапе проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное

художественное творчество» на базе одного из государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Вологодской области, которая осуществлялась соответственно следующим этапам:

• подготовительному (2001-2005 гг.): в ходе которого стало возможным осуществление практической разработки содержания и технологии реализации модели профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся ГОУ СПО ВО «Вологодский областной техникум культуры», методик экспериментальной работы, критериев оценки эффективности и соответствующих показателей, а также процедуры эксперимента;

• констатирующему (с 2005 г.): в ходе которого были установлены негативные следствия факторов, существенно влияющих на процесс формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество» и определена степень готовности учащихся контрольных и экспериментальных групп к осуществлению исполнительской подготовки по классическому танцу;

• формирующему (2005-2013 гг.): в ходе которого была осуществлена поэтапная реализация модели формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжа, соответственно разработанной технологии ее внедрения. Эффективность модели проверялась на каждом технологическом этапе и подэтапе, согласно разработанной системе критериев оценки и соответствующих им показателей, накапливались, систематизировались и обобщались данные, уточнялись содержание, технология и методики экспериментальной работы;

• заключительному (2013-2015 гг.): в ходе которого была проведена обработка и анализ полученных данных, выполнена их интерпретация, выявлены наиболее значимые тенденции.

На третьем этапе проанализированы материалы, сделаны выводы, литературно оформлена диссертация.

Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка сокращений и условных обозначений, списка использованной литературы (343 источника), приложений.

Глава 1. Профессиональная компетентность в классическом танце и модель ее формирования у учащихся колледжа

1.1 Профессиональная компетентность в классическом танце в системе подготовки артистов балета, ее сущность и содержание

Схема восхождения человека ко все более индивидуально-личностным культурно-образовательным приобретениям согласно М.Б. Есауловой и Н.Н. Кравченко [75] может быть представлена следующим образом (рис. 1):

менталитет

культура

профессиональная компетентность

образованность

грамотность

Рисунок 1. Схема восхождения человека ко все более индивидуально-личностным культурно-образовательным приобретениям [75, С. 13]

Согласно словарю методических терминов и понятий Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, компетентность - термин, который получил широкое распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60-х годов XX века для обозначения способности личности к выполнению какой либо деятельности и решению профессиональных задач на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений и навыков [2].

В словаре С.М. Вишняковой «Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика», профессиональная компетентность - это сформированные на базе общего образования такие профессионально значимые для личности и общества качества, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности [46].

Профессиональная компетентность является одним из системообразующих качеств современного специалиста.

Идеи и положения в области профессионального образования, в том числе,

профессиональной компетентности, широко рассмотрены в трудах В.М. Журавского [78], Э.Ф. Зеер [82, 83, 84, 85, 86, 87], А. Г. Каспаржак [97], П.Ф. Курбушко [142], Никитиной Н.Н. [98], Г.М. Романцева [87, 225], Г.А. Федотова [279] и др. Различные теории о профессиональном образовании, личностном развитии и профессиональном становлении специалиста исследовали С.Я. Батышев [20, 218], А.С. Белкин [21], В.И. Загвязинский [80], В.С. Леднев [145], А.К. Маркова [155], А.М. Новиков [218], В.В. Сериков [240, 241], В.А. Сластенин [245], И.С. Якиманская [308] и др.

В современной педагогической науке установлены основные положения компетентностного (В.А. Болотов [29], В.В. Сериков [240, 241], А.В. Хуторской [297, 298, 299, 300] и др.), программно-целевого (А.Н. Аверьянов [1], В.Г. Афонасьев [12], П.И. Третьяков [261, 262, 263] и др.) и системного (В.Г. Афонасьев [12], В.П. Беспалько [24], И.В. Блауберг [26], А.Д. Урсул [266]) подходов в профессиональном образовании.

Проблемы педагогики среднего профессионального образования исследовали Н.А. Морева [172, 173], Л.Г. Семушина [233, 234, 235, 236, 237, 238] и др.

Для нашего исследования важно определить профессиональную компетентность в классическом танце, как качественную характеристику подготовленности артиста балета. Для этого необходимо установить сущность и содержание профессиональной компетентности в классическом танце в системе подготовки артистов балета, а также определить особенности традиционной модели ее формирования.

На протяжении XVIII - начала ХХ века профессиональное, т.е. дающее впоследствии право использовать полученные знания и умения на государственной (в данном случае императорской) службе, хореографическое образование в России существовало только в форме балетного. Этот вид хореографического образования тесно связан с развитием балетного театра в России и его потребностью в подготовке артистических кадров, что широко рассмотрено в трудах многих исследователей балета, например А.В. Фомкина

[284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291].

Содержание балетного образования основано на наследии французской и итальянской школ театрального танца, которое передавалось от поколения к поколению на протяжении XVIII и XIX веков и обогащалось новым художественным опытом складывающейся русской балетной школы. Весь путь передачи профессиональных знаний, достаточно подробно и достоверно отслежен в трудах Л.Д. Блок [27], В.М. Красовской [114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123] и других исследователей балета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Громова Елена Владимировна, 2016 год

литература

23. Слушание музыки и знакомство с современным и течениями

24.

Пантомима Режиссерско

балетмейст

ерское отделение:

Те же

дисциплины что и на исполнительс ком + :

1.Практическ ие занятия по балетмейстер ско-

режиссерской композиции

2.Специальн ые занятия по пластической анатомии

3.Театроведч еский практикум журнально-критического типа

4. Анализ музыкальных форм на основе

классической

и

современной литературы

5.Практикум по истории сценических стилей балета

Педагогическ ое

отделение:

Те же

дисциплины что и на исполнительс ком + :

1.Специальн ый курс по художественн ой педагогике

2.Специальн ые занятия по пластической анатомии

3.Театроведч еский практикум журнально-критического

типа.

4.Анализ музыкальных форм на основе

классической и

современной литературы

5.Методика хореографиче ского

обучения с пробными уроками

Приложение 1.1.2

Система методических последовательностей и взаимосвязей дидактического материала классического танца 1-3

классов (основные элементы)

I II III \/ |\/

grand pji

pas de chat

pas ballotte 90

Приложение 1.1.3

Система методических последовательностей и взаимосвязей дидактического материала классического танца

первого года обучения (основные элементы)

Приложение 1.1.4

Ретроспектива развития блока специальных исполнительских дисциплин (танцев) в системе подготовки артистов

балета (по материалам АРБ им. А.Я. Вагановой)

1928 1934-1935 1935-1936 1954-1955 1983 1989 1993

Часов в неделю Школа/техник ум Общ. кол час. за весь период обучения,3 года (техникум) Общ. кол. час. за весь период обучения,3 года (техникум) Час.в нед. по классам (9 лет) Час.в нед. Школа (по годам об.)/училище (по сем.) Общ.кол.час. за весь период школа/ училище Общ.кол. час.за весь пер.

Клас. т. 6/ 6 Клас.т. 624 (208,208,20 8) Клас.т. 208, 208,20 8 Клас. т. 12 Во всех классах Клас. т. 9,9,9,9,10/ 12,12,12,12, 12,12 Клас.т. 1700 / 1400 Клас. т. 3660

Этнограф . и характ. т. 2/ 2 Характ. т. 234 (78,78,78) Характ. т. 78,78,7 8 Нар-характ. т. -1,3,3,2,2,4 ,4 Нар-сцен.т. -,-,-,2,2/ 2,2,2,3,3,4 Нар-сцен.т. 140/ 230 Характ. т. 700

Ист.-быт. т. 104 (52,52,-) Ист.-быт. т. 52,52,5 2 Историче ч. т. 2,2,2,-,-,-,-,-,2 Ист. -быт.т. 2,2,1,-,-/ Ист. -быт.т. 180/ 80 Истори ко- быт.т. 280

Поддержк а (класс. дуэт) -/3 Поддержк а 156 (78,78,-) Поддержк а 78,78,5 2 Дуэтно-клас. т. ,2,2,2 ' Дуэтн о- клас.т. -,-,-,-,-/ 2 2 2 2 2 2 Дуэтно-клас.т. -/ 320 Дуэтно -клас. Т. 444

- - - - - - - - - - - - Танец модерн 240

Приложение 1.1.5

Взаимосвязь начала обучения исполнительским дисциплинам с уровнем освоения материала по классическому танцу в системе подготовки артистов

балета

(по материалам учебных планов 1928 -2001 гг)

1928

поддержка (классический дуэт)

I 7 класс I

I 6 класс I

5 класс I

I 1 класс I

Гклассический танец I

Примечание. В данной схеме отсутствует дисциплина «историко--бытовой танец», которая в учебном плане за 1918 г. называлась «салонные исторические танцы». По нашему мнению в учебном плане за 1928 год она отсутствует по политическим причинам.

II курс I курс

1954-1955

Примечание. Дисциплина «Историко-бытовой танец» вводится со второго полугодия первого класса. Это примечание относится ко всем остальным схемам.

| III курс | | II курс I

| I курс - поддержка

| V класс |

| IV класс [Щ- народно-характерный танец

III класс II класс

| I класс - историко-бытовой танец

*

классический танец

Примечание. Дисциплина «Народно-характерный танец» вводится на год позже в сравнении с 1954 г.- с четвертого года обучения.

Примечание. Дисциплина «Модерн танец» вводится с шестого года обучения классическому танцу. 2001

III курс современная хореография

II курс

I курс 4- поддержка (классический дуэт)

9 класс (V класс)

8 класс (IV класс) 4- народно-характерный танец

7 класс (III класс)

6 класс (II класс)

5 класс (I класс) •4- историко-бытовой танец

|" классический танец |

Примечание. Дисциплина «современная хореография» вводится с седьмого года обучения.

Приложение 1.2.1 Хронология становления культурно-просветительного образования

(среднее профессиональное образование)

Название, местоположение Культпросвет школа Культпросвет. училище Учили ще культур ы Колледж Введение «хореографиче ской специализации » на клубном отделении

БОУ СПО «Ленинградский колледж культуры и искусства», г.Санкт-Петербург 1938 вошла в состав 57 политико-просветительных школ и сеть учреждений Наркомпроса, в 1941 -ликвидированы, 1953-1960 культпросвет школа 1960 1989 1994 1959

БОУ СПО «Московский областной колледж» - ? 1948, г.Егорьевск ? 1962, г. Химки ? ? ?

Кировский областное ГАОУ «Вятский колледж культуры», г.Киров, Кировская область 1947, г.Халтурин в период 1959-1967 переменил статус в период 19861990 перемен ил статус 1998 1963

БОУ СПО «Курганский областной колледж культуры», г.Курган 1956 1961 1990 2005 1964

БОУ СПО «Пензенский колледж культуры и искусств», г.Пенза 1961 ? 2008 1962

БОУ СПО Удмурдский республики «Удмурдский республикански й колледж 1945 (библиотечное отделение при педагогическом училище, позднее Библиотечный 1961 1990 2006 1970

культуры», г.Ижевск техникум

БОУ СПО ? отделение 1968 1989 1999 - 1970

«Орловский областной культпросвет работы колледж искусств

колледж 2003 -

культуры и колледж

искусств», культуры и

г.Орел искусств

БОУ СПО - 1960 1990 1996 1961

«Тульский областной

колледж

культуры и

искусства»,

г.Тула

ГОУ СПО 1946 - Ненецкая 1962 1991 2003 - ГОУ 1966

Архангельской области окружная культ. -просвет. школа г. СПО «Архангель

«Архангельский Нарьян-Мар ский

колледж 1955 - переведена в областной

культуры и Архангельск колледж

искусства», культуры и

г.Архангельск искусства» 2010 - ГОУ СПО Архангельск ой области «Архангель ский колледж культуры и искусства»

БОУ СПО ? ? ? ? 1961

«Оренбургский областной

колледж

культуры и

искусства», г.Оренбург

БОУ СПО 1962 1966 1991 2009 1971

«Амурский областной

колледж

культуры»,?

БОУ СПО Преемник 1959 1989 1998 1973

«Владимирский колледж Владимирского библиотечного

культуры и техникума, 1933

искусства», г.Владимир

БОУ СПО 1947 1966 1983 1993 1959

«Марийский республикански й колледж культуры и искусства, г.Йошкар-Ола

БОУ СПО «Кемеровский колледж культуры и искусства, г.Кемерово 1957 Начало 60- х 1990 2007 В период 19591961

БОУ СПО Республики Алтай «Колледж культуры и искусства, г. Горно-Алтайск 2003

ГБОУ СПО Республики Башкортостан «Башкирский республикански й колледж культуры и искусства» 1933 - политпросвет. техникум при Совпартшколе г.Стерлитомака, 1936 - реорганизован в политпросвет школу, в 1941 закрыт, 1947 возобновляется как культпросвет школа 1960 1991 (техник ум культур ы) 2012 1962

БОУ СПО «Карельский колледж культуры и искусства, г. Петрозаводск 1937 - политпросвет школа 1938 - библиотечное отделение 1946 - библиотечный техникум с клубным отделением 1959 1990 2008 1962

БОУ СПО «Псковский областной колледж искусств» г.Псков ? 1960 как музыкальн ое училище ? ? 1960

Приложение 1.2.2

Направления целевых установок культурно-просветительного образования

1945- конец 80-х гг.

Первый период

Направления целевых установок культурно-просветительного образования

периода 1945-1955 гг.

- коммунистическая идеология

- история КПСС Огранизация и ведение культурно-просветительной работы:

- воспитание социалистического

сознания

- сущность, методыи средства

ведения

массовой пропаганды и агитации

- сущность, методы и средства

ведения политического просвещения масс

- организация свободного времени трудящихся

- основы исполнительских видов искусств - основы композиции и режиссуры

- основы педагогики творческих дисциплин

дисциплин

- основы руководства творческим колективом

Второй период

Направления целевых установок культурно-просветительного образования

периода 1955- конца 1980-х гг.

Приложение 1.2.3 Историческая справка о смене присваиваемых квалификаций выпускников культурно-просветительного образования в период 1985-2011

гг.

Историческая справка СПЕЦИАЛЬНОСТИ С ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ И

ПРИСВАЕВАЕМЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ ЧА ПЕРИОД 1985-2011 гг. В БОУ СПО ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ВЛАСТНОЙ ТЕХНИКУМ КУЛЬТУРЫ»

При составлении справки использованы данные архивных документов: Книги приказов по личному составу (прием, перемещение, выпу ск студентов) Вологодского культурно-просветительного училища №9,10,11; Вологодского областного училища культуры №12 1-4/3, 88 1-4/3, 93 1-4/3,98 1-4/3,101 14/3,104 1-4/3,107,110,113,116; ГОУ «Вологодское областное училище культуры» №120,124,130,133,136; ГОУ СПО «Вологодское областное училище культуры» №139; БОУ СПО ВО «Вологодский областной техникум культуры» №01-10, бе» номера за 2011.

|год прием/ специальность выпус

специализация квалификация приказ

1985 прием Культурно-

просветительная работа

выпуск

хореографическая

I Приказ № 26 от ¡25 августа 1985 года по Вологодскому КПУ

1986 прием Культурно-

просветительная

хореографическая

выпуск

1987

прием

выпуск

Культурно-просветительная работа

клубный Приказ №39 от 28

работник, декабря 1985 г. по

руководитель Вологодскому

самодеятельного 1 КПУ ,

хореографическог | о коллектива

Приказ №26 от 25 августа 1986 г. по Вологодскому ¡КПУ

Приказ №44 от27

клубный работник, руководитель самодеятельного хореографическог о коллектива

декабря 1986 года | по Вологодскому !КПУ

хореографическая

клубный работник, руководитель | самодеятельного ! хореографическог о колектива

Приказ №23 от 20 августа 1987 г. по Вологодскому КПУ_

Приказ №34 от 28 декабря 1987 г. по Вологодскому КПУ.

1988 прием ^Культпросвет хореографическая______Пршсвз №20 от 2о

1996

искусству

Администрации

Вологодской

области

Вологодское

областное

училище

культуры

Приказ от

25.08.1998 г. №17

0 зачислении на

1 учебу в 1998 году

организатор Комитет по делам

досуга, культуры и

руководитель искусства

самодеятельного Администрации

танцевального Вологодской

коллектива области

Вологодское

областное

училище

культуры

Приказ 25.06.1998

№12

О присвоении

квалификации

Департамент

культуры

Администрации

Вологодской

области

Вологодское

областное

училище

культуры

Приказ от

20.08.1999 №24

о зачислении на

учебу в 1999 году

педагог- Департамент

организатор культуры

социально- Администрации

культурной Вологодской

деятельности. области

руководитель Вологодское

самодеятельного областное

танцевального училище

коллектива культуры

Приказ от

23.06.1999 №19

О присвоении

Приложение 1.2.4

Рабочий учебный план специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»

Индекс

Наименование

дисциплин

Распределение по семестрам

Экз аме н

Кур сов ой

про

ект,

раб ота

Зач ето в

Кол иче ств о

кон

тро

льн

ых

раб

от

Макс имал ьная

Уч.

нагру зка

студе нта,

час.

Само стоят ельна я

уч.

нагру зка

студ.

час.

Обязательные учебные занятия, ч.

всего

Заня

тий на

урока

х

Лаб ора

тор

ные

пр.

зан яти я

Кур

сово й

про

ект

рабо т

Ин

ди

вид уал ьн ые

зан яти я

Распределение учебных занятий по семестрам

1 курс

сем

17 н.

сем

22 н.

2 курс

сем

17 н.

сем.

20 н.

3 курс

сем

16 н.

сем.

19 н.

4 курс

сем.

16 н

сем

12 н

ТО.00

Теоретическое

обучение

7506

5040

ТО.Ф

Теоретическое обучение дисциплины федерального компонента

6300

1467

4900

24

ОД. ЕН.

Общеобразовательные

математические и общие естественнонаучные

дисциплины

1321

288

1033

253

425

569

39

1

2

3

4

5

6

7

8

и

ОД.01 Русский язык 2 104 26 78 2 34 2 44

ОД.02 Литература 2 208 52 156 4 68 4 88

ОД.03 Иностранный язык 2 104 26 78 2 34 2 44

ОД.04 История 2 156 39 117 2 34 4 83

ОД.05 Обществознание 2 3 156 39 117 2 34 2 44 2 39

ОД.06 География 2 77 19 58 2 34 1 24

ОД.07 Математика и информатика 2 105 27 78 19 2 34 2 44

ОД.08 Основы естественнонаучного познания мира 156

Физика 2 51 12 39 1 17 1 22

Химия 2 51 12 39 1 17 1 22

Биология 2 51 12 39 1 17 1 22

2 1 1

Экология 51 12 39 17 22

ОД.09 Физическая культура 2 162 6 156 4 68 4 88

ОД.10 Основы безопасности жизнедеятельно сти 2 45 6 39 1 17 1 22

ОГСЭ. 00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 884 198 686 424 117 151 128 114 128 48

ОГСЭ.0 1 Основы философии 7 100 30 70 70 2 38 2 32

ОГСЭ.0 2 Основы права 7 44 12 32 32 2 32

ОГСЭ.0 3 Русский язык и культура речи 4 76 20 56 44 10 2 1 17 2 37 2

ОГСЭ.0 4 Иностранный язык 4,6, 8 276 76 200 200 2 34 2 40 2 32 2 38 2 32 2 24

ОГСЭ.0 5 Стретчинг 4,6, 8 212 12 200 200 2 34 2 40 2 32 2 38 2 32 2 24

ОГСЭ.0 6 Основы экономики 5 44 12 32 26 6 2 32

ОГСЭ.0 7 Основы социологии и политологии 4 44 12 32 28 4 2 32

1 вариант

ОГСЭ ДВ.00 Дисциплины по выбору студента 64

ДВ.01 История религии 5 44 12 32 2 32

ДВ.02 История края 4 44 12 32 2 32

2 вариант

ДВ.01 Гендерология и феминология 5 44 12 32 2 32

ДВ.01 История социально-культурной деятельности 5 44 12 32 2 32

ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дисциплины 85 19 66 2 34 32

ЕН.01 Математика и информатика 3 45 11 34 2 2 32 2

ЕН.02 Экологические основы природопользования 4 40 8 32 2 32

ОПД. 00 Общепрофессиональные дисциплины 911 214 697 5 100 116 128 149 97 107

ОПД. 01 История мировой культуры 6 170 38 132 2 32 2 38 2 32 2 30

ОПД. 02 История искусств 6 84 18 66 2 32 2 34

ОПД. 03 Отечественная литература 5 142 36 106 2 34 2 40 2 32

ОПД. 04 Психология 4 92 20 72 2 34 2 38

ОПД. 05 Педагогика 6 88 22 66 2 32 2 34

ОПД. 06 Этика и психология профессиональной деятельности 8 44 12 32 3 32

ОПД. 07 Информационное обеспечение профессиональной деятельности 6 40 8 32 3 2 29 3

ОПД. 08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности 8 59 14 45 2 32 1 13

ОПД. 09 Экономика и менеджмент социально-культурной сферы 8 104 26 78 2 1 19 2 32 1 2 25

1

ОПД. 10 Безопасность жизнедеятельно сти 8 88 20 68 2 32 3 36

СД.00 Специальные дисциплины 3188 770 2418 12 12

СД.01 Социально -культурная деятельность 4 5-6 5 135 31 104 6 2 32 2 2 38 2 2 28 2

СД.02 Народное художественное творчество 7 8 122 28 94 4 2 34 2 32 2 2 24 2

СД.03 Методика работы с творческим коллективом 8 48 12 36 1 16 2 20

СД.04 Технические средства социально культурной сферы 3 41 9 32 4 2 28 4

СД. ДС 01. Дисциплины специализации «Хореографическое творчество» 2630 638 1992 113 121 288 312 258 357 236

СД. ДС 01.01 Композиция и постановка танца 4,6 8 8 3,5, 7 394 106 288 20 2 34 4 2 40 3 3 43 4 4 71 3 2 32 3 4 48 3

СД. ДС 01.02 Классический танец 5,7 2,4, 6 687 167 520 50 4 68 11 4 88 7 4 68 7 3 60 7 3 48 7 4 74 5 4 64 2

СД. ДС 01.03 Народный танец 4,8 6 624 150 474 50 4 68 8 4 80 9 4 64 12 4 76 8 4 64 6 6 72 7

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.