Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Силкин, Петр Афанасьевич

  • Силкин, Петр Афанасьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 165
Силкин, Петр Афанасьевич. Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова): дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Санкт-Петербург. 2008. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Силкин, Петр Афанасьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОВ ОТБОРА ДЕТЕЙ

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ТАНЦА.

1.1. Формирование искусства танца и подходов к определению качеств танцовщиков в зарубежных странах.

1.2. Становление педагогического отбора и обучения искусству танца в российской школе балета.

1.3. Развитие методов диагностики детей для обучения искусству танца в отечественных учреждениях балетного образования.

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ, НЕОБХОДИМЫХ

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ТАНЦА.

2.1. Подходы к определению и диагностике индивидуальных качеств, способствующих успешному освоению и выполнению деятельности.

2.2. Классификация и характеристика индивидуальных качеств, необходимых для обучения искусству танца.

2.3. Характеристика и диагностика психомоторной креативности детей для обучения искусству танца.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ТАНЦА.

3.1. Методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца: этапы и приемы.

3.2. Педагогические приемы развития качеств, необходимых детям для обучения искусству танца.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова)»

Актуальность исследования.

Развитие всех сфер российского общества в начале XXI века выдвигает высокие требования к системе образования, которая провозглашена в Российской Федерации приоритетной областью и должна стать основой социально-экономического и духовного развития страны [106]. Ведущую роль в достижении современного уровня образования, повышении его эффективности, реализации целей играет педагогика, развитие педагогической теории и практики [1, 51].

Важным условием решения стоящих перед российским государством и обществом задач становится формирование духовно-нравственного потенциала, воспитание граждан страны, создание условий для развития личности, включая и развитие её познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой (профессиональной), физической культуры. Развитие личности является одним из определяющих ориентиров, важным аспектом деятельности систем образования и воспитания [70].

Важным аспектом решения данной проблемы является совершенствование образования, обучения, воспитания в учебных заведениях культуры и искусства, включая проведение на различных этапах образовательного процесса педагогической диагностики как фактора успешности обучения, воспитания, образования. Элементы педагогического диагностирования применялись во всех педагогических системах с древнейших времен в целях выявления и учета обученности, воспитанности, подготовленности, психологических особенностей обучающихся, оценки их деятельности, профессионального и личностного развития, контроля результатов обучения и воспитания.

В настоящее время педагогическая диагностика рассматривается как самостоятельная познавательно-преобразовательная деятельность в ходе педагогического процесса в интересах совершенствования обучения, воспитания, профессионального и личностного развития [39, 47, 48].

Педагогическая диагностика достаточно активно развивается в настоящее время, как в научно-теоретическом отношении, так и в практическом плане [15, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 48, 58, 73, 79, 80, 107, 111].

В исследованиях последних лет отмечается значительный рост внимания к проблемам педагогической диагностики (А.В.Барабанщиков, Н.В.Бордовская, Б.П.Битинас, Н.К.Голубев, И.Ю.Гутник, В.П.Давыдов, П.П.Дерюгин, О.Ю.Ефремов, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.А.Реан, С.А.Писарева, А.П.Тряпицына). Вместе с тем, как показывает проведенный анализ, не в полной мере изучены возможности, особенности и преимущества реализации методов и приёмов педагогической диагностики в ходе отбора детей для обучения искусству танца, в учреждениях балетного образования.

Балет — вид музыкально-театрального искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах, и который включает в себя драматургию, музыку, хореографию, исполнительское творчество танцовщиков, изобразительное искусство. Причем, все эти уровни и составляющие элементы балета существуют не сами по себе, не изолированно друг от друга, а в сложном синтетическом интегрированном эстетическом единстве.

Центральным звеном, главным стержнем, ведущим вектором, осуществляющим активный синтез и интеграцию всех многоуровневых, многомерных художественных структур историко-культурологического феномена балета является искусство танца, хореография [27, 142].

Термин «хореография» впервые появился в теории и практике балета в трактате Рауля Фейе «Хореография или Искусство записи танца» (1701 г.), первоначально он понимался как «запись танца» (от греческого «хорео» -танец, «графос» - пишу), затем, по мере развития балетного творчества, это понятие истолковывали в качестве умения мастера сочинять балеты и танцы, а с конца XIX - начала XX веков хореографией уже стали называть все виды танцевального искусства [13, 77].

Создание балетного искусства и рождение балетного спектакля становится возможным только благодаря совместным творческим усилиям всего коллектива авторов - сценариста, композитора, хореографа, артистов балета, художника. Балет - высшая форма хореографии, т. к. танцевальное искусство в нем поднимается до уровня музыкально-сценического представления.

Начиная с XVI века, времени зарождения балета в современном понимании данного явления культуры, и вплоть до наших дней, основным средством эстетической выразительности балета являются танец и пантомима, Проводниками и носителями хореографии в балете — искусстве красоты и изящества движений человеческого тела — являются танцовщицы и танцовщики. В связи с этим на всем протяжении многовековой истории балетного искусства краеугольным камнем его существования и развития являлась проблема отбора и обучения детей искусству танца.

Профессия артиста балета весьма трудна. В основе классического хореографического воспитания и обучения лежит не только систематический, долголетний и очень тяжелый ежедневный физический труд, но и огромная эмоционально-интеллектуальная нагрузка на личность будущего артиста балета. Посему служение музе Танца требует от человека не только огромной самодисциплины, упорства и фанатизма, но также, в буквальном смысле слова, жертвенности и самоотречения [7, 17].

Кроме того, дополнительный драматизм профессиональному творческому самовыражению артиста балета придает ограниченность творческой деятельности танцовщика жесткими возрастными рамками, связанными с естественным старением человеческого организма. В отличие от других видов художественного творчества, в которых, как правило, процесс создания произведения искусства мало зависит от возрастных и физиологических состояний организма человека, совершенствуясь на протяжении всей жизни вплоть до самой глубокой старости мастера, инструментом созидания произведения искусства в балете выступает подверженное болезням и биологическому старению хрупкое живое человеческое тело, а потому профессиональный век балетного артиста недолог.

Обучение балету начинается в раннем возрасте. Дети, желающие поступить на исполнительское отделение и пришедшие на приемные испытания в хореографические училища, должны изначально обладать определенными природными задатками, на основании которых в процессе обучения формируются профессиональные качества классического танцовщика.

На всем протяжении многовековой истории балетного искусства краеугольным камнем его существования являлась проблема отбора, диагностики детей для обучения искусству танца. Такое обучение начинается с 9 - 10 летнего возраста. Дети, желающие посвятить свою жизнь искусству танца, должны обладать определенными задатками, на основании которых в процессе обучения можно сформировать профессиональные качества танцовщиков, развить способности к танцу и обеспечить успешность обучения.

Исторически сложилось, что отбор юных претендентов для обучения искусству танца был основан, прежде всего, на интуитивном, «экспертном» подходе. При этом основные критерии учебной пригодности традиционно определялись на основе субъективных оценок. При отборе детей приоритетным критерием была их внешняя эстетическая привлекательность. Данный критерий был определен еще в древности. В трактате древнегреческого писателя Лукиана Самосатского «О пляске» имеется описание того, что танцовщик должен был обладать особыми внешними данными. Существующая практика отбора кандидатов для обучения в учреждения балетного образования такова, что для того, чтобы выявить и распознать в 9 — 10 летнем ребенке хореографические способности необходимы высокая балетная интуиция экзаменатора-эксперта и большой педагогический опыт работы с детьми.

Вместе с тем, за более чем 260-летнюю историю русского балета специалистами накоплен огромный и уникальный опыт отбора юных абитуриентов для обучения искусству балета [136].

С учетом указанных обстоятельств назрела необходимость свести к минимуму субъективизм при отборе детей для обучения искусству балета и на основе разработки научных положений, обобщения и систематизации педагогического опыта сформировать теоретические положения и практические рекомендации по применению обоснованных методик, критериев и показателей педагогической диагностики будущих артистов балета, обеспечивающих их обучение на уровне современных требований к образованию.

На основании анализа существующей теории и современной практики было выявлено противоречие между потребностями образовательной практики в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей, проходящих отбор и обучение искусству танца и недостаточным уровнем разработки теории и реализации на практике комплекса мероприятий педагогической диагностики в учебных заведениях балетного образования, высокой степенью субъективности процедур отбора, их методической неразработанностью.

Таким образом, исходя из анализа состояния и задач развития отечественного образования, научной литературы, теории и практики образования и педагогической диагностики, можно констатировать объективно существующую проблему исследования, которая в обобщенном виде состоит в необходимости обоснования и реализации методов и приёмов педагогической диагностики как фактора повышения объективности и успешности отбора и обучения детей искусству танца и непосредственно учащихся учреждений балетного образования.

Актуальность, значимость, недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца (на примере Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой)».

Цель исследования: разработать методику педагогической диагностики конкурсного приема детей в учреждения балетного образования в интересах повышения объективности отбора и успешности обучения детей искусству танца.

Объект исследования: обучение детей искусству танца.

Предмет исследования: методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца в учреждениях балетного образования.

Гипотеза исследования: проведение педагогической диагностики детей для обучения искусству танца станет фактором повышения эффективности и объективности отбора и последующего обучения учащихся учреждений балетного образования при выполнении следующих условий: разработки и практической реализации в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования методики педагогической диагностики, ориентированной на объективное и системное распознавание и развитие задатков, навыков, умений и способностей, необходимых для успешного освоения детьми искусства танца; осуществления педагогической диагностики в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования как познавательно-преобразовательной деятельности, включающей в комплексе приемы не только выявления, но и развития качеств, необходимых для успешного освоения балетного искусства.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1) провести историко-педагогический анализ формирования методов отбора детей для обучения искусству танца;

2) рассмотреть теоретические основы осуществления педагогической диагностики в процессе конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования;

3) выделить особенности и характеристики задатков, навыков, умений и способностей, необходимых для успешного освоения искусства танца;

4) разработать и провести опытно-экспериментальную проверку методики педагогической диагностики конкурсного отбора учащихся в учреждениях балетного образования;

5) определить педагогические приемы развития качеств, необходимых детям для обучения искусству танца.

Методологической основой исследования являются: на философском уровне - основные положения диалектики, гносеологии, система философских знаний; на общенаучном уровне - положения системного, деятельностного подходов; на конкретно-научном уровне — методология и методика педагогических исследований.

Теоретическую основу исследования составили: исследования современных тенденций развития образования (Г.А.Бордовский, Э.В.Балакирева, Р.У.Богданова, Е.И.Бражник, Б.С.Гершунский, Л.С.Илюшин, Е.И.Казакова, О.Е.Лебедев); концепция модернизации образования (О.В.Акулова, В.В.Лаптев; С.А.Писарева, Е.В. Пискунова,

A.С.Роботова, А.П.Тряпицына); системный подход к изучению и анализу педагогических технологий, методов обучения и воспитания (В.П.Беспалько,

B.Б.Ежеленко, М.В.Кларин, В.В.Краевский, С.А.Расчетина, Г.К.Селевко, Н.Н.Суртаева); исследования по проблемам педагогической диагностики, контроля, оценки, конкурсного отбора (В.С.Аванесов, Н.П.Архангельский, Ж.А.Байрамова, А.Е.Бахмутский, Б.П.Битинас, Е.Д.Божович, Н.М.Борытко, Л.С.Выготский, Н.К.Голубев, И.Ю.Гутник, О.Ю.Ефремов, К.Ингенкамп, А.И.Кочетов, В.Г.Максимов, Е.А.Михайлычев, С.А.Русинова); материалы по теории и практике обучения искусству танца (М.И. Петипа, Х.П. Иогансон, Н.Г. Легат, А. Я. Ваганова, В.И. Пономарев, А.И. Пушкин, B.C. Костровиц-кая, Н.П. Базарова, В.П. Мей, Н.И. Тарасов); работы по отбору детей и выявлению у них способностей к освоению искусства танца (Н.А. Дембо, И.А. Баднин, Т.И. Васильева, М.Ф. Иваницкий, Д.К. Кирнарская, З.С. Миронова,

C.С. Холфина и др.).

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ литературы по истории, теории и практике балета, педагогической диагностики и конкурсного приема учащихся учреждений образования; анализ и синтез результатов исследований педагогов и других специалистов в области балетного искусства; эмпирические: педагогические наблюдения автора работы, занимающегося преподаванием классического танца в традициях петербургской школы, опросы (тестирование, анкетирование, интервью, беседы), педагогический эксперимент, изучение опыта, экспертное оценивание, анализ результатов деятельности; методы математической статистики. Научная новизна исследования: раскрыты основные психолого-педагогические закономерности проведения педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования; впервые в отечественной педагогике системно рассмотрены содержание и приемы педагогической диагностики и учета задатков и способностей детей к освоению искусства танца, систематизированы и классифицированы критерии отбора детей для обучения искусству танца в учреждениях балетного образования; теоретически обоснована методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца; показано значение данной методики как фактора повышения эффективности отбора и последующего обучения учащихся учреждений балетного образования; выделены педагогические приемы диагностики и развития у детей качеств, необходимых для их успешного обучения искусству танца в процессе конкурсного приема и подготовки в учреждениях балетного образования. Теоретическая значимость исследования: проведен историко-педагогический анализ развития теории и практики отбора детей для обучения искусству танца; теория обучения дополнена новыми положениями о сущности, содержании и приемах педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, в том числе в процессе конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования; проанализированы теоретические подходы к обоснованию и выделению индивидуальных качеств ребенка, определяющих успешность освоения им искусства танца; выявлены и обоснованы критерии и показатели педагогической диагностики детей для обучения искусству балета, конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования; разработана методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, основой которой являются педагогические приемы распознавания и развития задатков, навыков, умений и способностей учащихся учреждений балетного образования.

Практическая значимость: разработаны и апробированы рекомендации по реализации методики и приемов педагогической диагностики в отборе и обучении учащихся учреждений балетного образования, что позволяет более качественно и объективно отбирать детей для обучения исполнительскому хореографическому искусству; разработки автора могут быть использованы в образовательном процессе учреждений балетного образования, в процессе освоения искусства танца как элемент системы диагностики и развивающего обучения; результаты исследования целесообразны к применению в обучении, подготовке и повышении квалификации педагогических кадров учреждений балетного образования.

Обоснованность и достоверность результатов обусловлены исто-рико-культурологической и педагогической обоснованностью исходных методологических позиций и теоретических основ; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; адекватностью методик, репрезентативностью экспериментальной базы; качественным и количественным анализом, экспертизой; публикацией основных выводов. На защиту выносятся следующие положения: методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, включающая компоненты: цель и задачи диагностики (отбор детей, предрасположенных к успешному освоению искусства танца); содержание (объекты) диагностики (индивидуальные качества (задатки, способности, навыки и т.п.), способствующие успешному освоению искусства танца); средства, методы, приемы педагогической диагностики (наблюдение, проведение упражнений), позволяющие распознавать качества, необходимые для успешного освоения искусства танца; критерии и показатели диагностики (уровень развития необходимых качеств); организация диагностических процедур (непосредственное проведение диагностики); анализ результатов диагностики и принятие решений в ходе конкурсного приема; характеристика приёмов педагогической диагностики детей для обучения искусству танца как целенаправленно разработанных на основе субъект-субъектного и познавательно-преобразующего подходов диагностических и развивающих действий педагогов учреждений балетного образования, обеспечивающих распознавание, учет и преобразование (развитие) задатков, навыков, умений и способностей детей, необходимых для освоения искусства танца; педагогические условия проведения педагогической диагностики детей для обучения искусству танца в процессе конкурсного отбора учащихся как фактора повышения эффективности обучения в учреждениях балетного образования, включающие: разработку и практическую реализацию методики педагогической диагностики, ориентированной на объективное и системное распознавание и развитие задатков, навыков, умений и способностей, необходимых для успешного освоения детьми искусства танца; осуществление педагогической диагностики в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования как познавательно-преобразовательной деятельности, включающей в комплексе приемы не только выявления, но и развития качеств, необходимых для успешного освоения балетного искусства; психолого-педагогические закономерности проведения педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, определяющие целесообразность реализации методики педагогической диагностики как фактора повышения эффективности обучения в этих учреждениях: использование методики диагностики увеличивает объективность выявления данных, необходимых для формирования специальных качеств танцовщика; выполнение творческих диагностических заданий обеспечивает высокую активность учебно-познавательной, творческой деятельности, позитивное отношение учащихся к освоению балетного искусства, формирует готовность к самостоятельным учебным действиям, помогают развитию после-произвольного внимания и способности его переключения на другие явления по мере необходимости; совокупность критериев и показателей диагностики у детей данных, необходимых для формирования специальных качеств танцовщика: общая эстетика телосложения (антропометрические данные): пропорциональность сложения; стройная, хорошая форма ног; гибкая, красивая линия вытянутой ступни — подъем ноги; изящная, пластическая форма рук; функциональные особенности биомеханики движений: выворотность; шаг; подъем; гибкость корпуса; прыжок; психомоторная креативность', координация, музыкальность, чувство ритма, апломб.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при личном участии в работе приемной комиссии Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, а также участии в работе приемной комиссии Национальной балетной академии в Нидерландах (г. Амстердам). Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедр в Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой, докладывались на научно-теоретических и научно-практических конференциях, научно-методических семинарах.

Теоретические и практические положения исследования нашли отражение в научных и методических публикациях, внедрены в практику нового, оригинального авторского курса «История и теория педагогики балета», опирающегося на опыт работы приемной комиссии Академии Русского балета.

Исследование проводилось на базе Академии Русского балета им. АЛ.Вагановой и включало три этапа: первый этап (2003-2004): анализ литературы по проблеме исследования, изучение состояния педагогической практики, определение основных направлений исследования; второй этап (2005-2006): разработка теоретических и практических основ педагогической диагностики конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования, проведение педагогического эксперимента; третий этап (2007-2008): завершение опытно-экспериментальной работы: уточнение и систематизация результатов, положений, выносимых на защиту, разработка и внедрение рекомендаций.

Структура работы определена логикой исследования и поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Общий объем текста составляет 156 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Силкин, Петр Афанасьевич

Выводы по третьей главе

По результатам исследования были разработаны методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца и практические рекомендации по организации и проведению приема детей в хореографические учебные заведения.

Авторская методика прошла экспериментальную проверку в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой и получила подтверждение своей эффективности.

На основе опыта ведущих педагогов классического танца Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой и опыта работы автора исследование показало, что профессионально важные данные абитуриентов могут быть скорректированы системой упражнений, направленной на развитие таких способностей, как выворотность, шаг, подъем, гибкость. С учетом этого, на основе обобщения и усовершенствования имеющихся методик, автором была разработана и апробирована методика развития качеств, необходимых для успешного обучения детей искусству балета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного педагогического исследования проблемы отбора детей для обучения искусству танца были сделаны следующие теоретические выводы.

1. Историко-педагогический анализ формирования и развития методов отбора детей для обучения искусству танца позволил определить, что в современных условиях особое значение приобретает обоснование, разработка и реализация процесса педагогической диагностики в различных сферах образовании, включая обучение искусству танца, поиск новых, инновационных подходов к балетному образованию, включая повышение эффективности методов, приёмов педагогической диагностики конкурсного отбора детей.

2. Обоснована необходимость привлечения и использования в практике отбора детей для обучения искусству танца современных научных достижений в смежных областях знаний (педагогики, анатомии, биомеханики, психологии, теории музыкального творчества) будут способствовать повышению и эффективности и оптимизации процесса отбора и приема абитуриентов и работе с детьми на начальной стадии обучения танцу.

Исследование теоретических основ осуществления педагогической диагностики в процесса отбора и обучения детей искусству танца показывает необходимость проведения диагностики как целенаправленного субъект-субъектного обучающего, воспитывающего и развивающего взаимодействия всех участников этого процесса.

3. Выделены и систематизированы качества (задатки и способности, навыки и умения), необходимых для успешного освоения искусства танца, формирования специальных качеств танцовщика: общая эстетика телосложения (антропометрические данные): пропорциональность сложения; стройная, хорошая форма ног; гибкая, красивая линия вытянутой ступни - подъем ноги; изящная, пластическая форма рук; функциональные особенности биомеханики движений: выворотность (способность танцовщика к свободному развертыванию ног наружу от бедра до кончика пальцев); шаг (возможность подъема ноги кверху - вперед, назад и в сторону); подъем (внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами); гибкость корпуса (свойство опорно-двигательного аппарата); прыжок (способность человека преодолевать земное притяжение посредством собственных мышечных усилий, легкий и высокий прыжок одно из важнейших качеств танцовщика); психомоторная креативность: координация (способность, состоящая в умении гармонично согласовывать сложные движения), музыкальность и чувство ритма (способность воспринимать музыку, согласовывать движения частей тела во времени и пространстве в соответствии с музыкальным ритмом), апломб (устойчивость, способность фиксировать и удерживать принятую позу, сохраняя в равновесии все части тела).

Все эти качества являются определяющими для выявления предрасположенности ребенка к обучению искусства балета.

4. Разработаны и экспериментально проверены методики педагогической диагностики и развития качеств, необходимых для обучения искусству балета. Экспериментальное исследование методики педагогической диагностики в процессе конкурсного отбора и обучения детей искусству танца подтвердило практическую значимость данных приемов педагогической диагностики как фактора повышения эффективности отбора и последующего обучения учащихся учреждений балетного образования. Полученные в ходе эксперимента результаты доказали адекватность разработанной методики педагогической диагностики целям, задачам, функциям и принципам диагностики как компонента процесса отбора и обучения детей искусству балета.

5. Ведущим условием и закономерностью реализации методики педагогической диагностики детей для обучения искусству танца как фактора повышения эффективности отбора и последующего обучения учащихся учреждений балетного образования является обоснование и практическая реализация в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования приемов педагогической диагностики, ориентированных на объективное и системное распознавание и развитие задатков, навыков, умений и способностей, необходимых для успешного освоения искусства танца и осуществление педагогической диагностики в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования как познавательно-преобразовательной деятельности на основе субъект-субъектного, компетентностного и рефлексивного подходов к взаимодействию участников процесса освоения балетного искусства.

В ходе выполненного исследования были сделаны практические рекомендации по совершенствованию отбора детей для обучения искусству танца:

1. Внедрить в деятельность учреждений балетного образования разработанный типовой пакет документов, который должен сопровождать весь процесс приема и отражать процедуры обследования поступающих, что позволяет наиболее полно и точно фиксировать характеристики абитуриента. Это следующие документы:

Заявление», которое заполняется родителями ребенка;

Личная карта поступающего», отражающие современные требования, предъявляемые к поступающим, полученные в настоящем исследовании;

Протокол педагогической диагностики абитуриента, поступающего на специальность "артист балета"». Это принципиально новый документ, созданный в результате нашего педагогического опыта и размышлений о повышении эффективности отбора детей для обучения искусству танца.

2. Издать методическое пособие, раскрывающее разработанные практические рекомендации по организации и проведению приемных испытаний в хореографические учебные заведения в современных условиях.

3. Рекомендовать к применению в учреждениях балетного образования разработанные автором новые программы обучения детей на подготовительном отделении для поступления в хореографические учебные заведения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Силкин, Петр Афанасьевич, 2008 год

1. Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. Дис. . докт. пед.н. - СПб., 2004.

2. Ананьев В. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

4. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: в 2 т. М.,1980. Т.2. С.128-268.

5. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Владос, 2004. - 128 с.

6. Баднин И.А. Охрана труда и здоровья артистов балета. — М.: Медицина, 1987.-207 с.

7. Баднин И.А. Отбор детей в хореографические училища // Советский балет. 1985. №5. с. 62-64.

8. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. Л — М., 1964. -208с.

9. Баланчин Ж., Мэйсон Ф. Сто один рассказ о большом балете. М.: Крон - Пресс, 2000. - 494 с.

10. Балет его история и место в ряду изящных искусств. Балетомана. -СПб. Типография А. С. Суворина, 1882. — 280 с.

11. Блазис К. Искусство танца: Извлечение из книги "Manuel complet de la danse". Перевод с французского О. Н. Брошниовской // Классики хореографии. -Л-М.: Искусство, 1937. С.94 178.

12. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. — М.: Искусство, 1987.-556 с.

13. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб., 2001.

14. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2000.

15. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. — М.: Академия, 2006.

16. Бочарникова Э. Страна волшебная балет. М.: Дет. лит. 1974 — 190 с.

17. Ваганова: Статьи, воспоминаний материалы / Ред. Н.Д. Волков, Ю.И. Слонимский. JL- М.: Искусство, 1958. — 343 с.

18. Ваганова А.Я. Основы классического танца. — JI. — М.: Искусство, 1963.

19. Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. -Л.-М., 1937. 244 с.

20. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. Дис. . д.п.н. СПб., 1973.

21. Васильева М.А. Советы педагогам младших классов. // Вестник академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб., 2004 № 12 С. 177 — 179.

22. Васильева М.А. Педагогические секреты Н.Г. Легата // Вестник академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб., 2004 № 13. С. 15-16.

23. Васильева М.А. Особенности урока Гилен Тесмар // Вестник академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб., 2004. № 13. С. 38 - 40.

24. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. М., ГИТТИС, 1994. -160 с.

25. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации образования. СПб.: Изд. ГУПМ, 1994.

26. Всеволодский (Гернгросс) В. История русского театра. Т. 2. Л.-М.: Теа-Кино-Печать, 1929.- 508 с.

27. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Театр в России при императрице Елиса-вете Петровне. СПб.: «Гиперион», 2003. - 335 с.

28. Всесоюзная конференция хореографических училищ // Бюллетень методического кабинета № 1, часть 1. Хореографическое училище ГАБТ СССР -М., 1958/59 уч. год.-С. 99-100.

29. Выготский JI.C. Развитие высших психических функции. М.: Педагогика, 1960.-493 с.

30. Высотская Н.Е. Особенности взаимосвязей показателей психомоторики у обучающихся хореографии. Психомоторика // Сборник научных трудов. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. - С. 115 - 122.

31. Высотская Н.Е. Развитие психомоторики и успеваемость по танцевальным дисциплинам учащихся хореографического училища. Психомоторика. // Сборник научных трудов. ЛГПИ им. А. И .Герцена. Л., 1976. - С. 123 - 128.

32. Гинецинский В.И. Педагогическое знание как методологическая и теоретическая проблема. Дисс. . докт. пед. наук. 1988. - 332 с.

33. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.

34. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.

35. Голубев Н.К. Измерение и прогнозирование в педагогической диагностике. Л., 1986.

36. Голубев Н.К. Методология и методы социально-педагогической диагностики. СПб., 2001.

37. Грэм Г. Философия искусства. — М., Слово, 2004. —256 с.

38. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. - 158 с.

39. Давыдова Л.Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1995.

40. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б.Эльконина. М., 1981.

41. Диагностика как фактор развития образовательной системы. СПб., 1995.

42. Дембо Н. А. Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища. Л.: Ленинградское хореографическое училище, 1941. — 55с.

43. Евментьева Л. В. Записки балерины. Л., 1991. — 160 с.

44. Ежеленко В.Б. Теория методов воспитания в педагогическом процессе. Дис. . докт. пед. наук. СПб., 1993.

45. Ефремов О.Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе России. СПб.: ВУС, 2000.

46. Ефремов О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. Дис. . докт. пед. н. СПб., 2001.

47. Ефремов О.Ю. Педагогическая диагностика в вузе: сущность, структура, функции // Региональное образование XXI века. 2006. № 10. Тюмень: ТОГИРРО, 2006.

48. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

49. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для учащихся выс. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.

50. Заир-Бек Е.С. Современные подходы к стандартам образования // На путях к новой школе: Педагогический журнал. СПб., 1992. № 12.

51. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Дис.докт.пед.н. СПб., 1995.

52. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф-пед. ун-та, 2000.-258 с.

53. Зиновкина М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. 1999. - № 3. - С. 101-104.

54. Иваницкий М.Ф. Выворотность // Бюллетень методического кабинета № 2. Хореографическое училище ГАБТ СССР. М., 1958/59 уч. год. - С. 21 -29.

55. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И.Васильевой. -М., 1991.

56. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учеб для вузов. -СПб.: Питер, 2003. 384 с.

57. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1991.

58. Кадневский В.М. История тестов. — М.: Народное образование, 2004. — 464 с.

59. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

60. Карсавина Т.П. Театральная улица. Л.: Искусство, 1971. - 247 с.

61. Карсавина Т. Воспоминания / Пер. с англ. И.Э. Балод. М., 2004.

62. Каратыгин П.А. Записки. — Л.: Искусство, 1970. 327 с.

63. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век, 2004. - 495 с.

64. Клиорин А.И., Чтецов В.П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л.: Наука, 1979. — 164 с.

65. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1992.

66. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.

67. Коловарский П.Б. Ориентация и отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 1974. 19 с.

68. Коменский Я.А., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. Кларин В.М., Джуринский А.Н. М.: Педагогика, 1988.

69. Комлева Г.Т. Танец счастье, боль. Записки петербургской балерины. - СПб - М.: РОССПЭН, 2000. - 367 с.

70. Константинов С.А. Психолого-педагогические основы воспитания в учебных заведениях. СПб, 2005.

71. Константинов Н.А. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.

72. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. Минск, 1987.

73. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2003.

74. Краевский В.В. Методология научного исследования. — СПб.: СПбГУП, 2001.

75. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. -СПб.: СПбГУП, 2002.

76. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века. Л.: Искусство, 1979. - 295 с.

77. Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины 19 века. Л. - М., 1958. - 309 с.

78. Кудаев М.Р. Педагогическая диагностика в учебном процессе. Проблемы и методы построения и реализации его системы. Майкоп: Качество, 1997.-195 с.

79. Кудаев М.Р. Педагогическая диагностика в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы: Дисс. докт. пед. наук. -Майкоп, 1998.-431 с.

80. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.:ЛГУ, 1970.-114 с.

81. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: ЛГУ, 1980.-172 с.

82. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.,1990.

83. Кшесинская М. Воспоминания. М.:Артист. Режиссер. Театр, 1992. 414 с.

84. Лаптев В.В., Тряпицына А.П., Богословский В.И., Бендюкова Т.С., Писарева С.А. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете.- СПб.: Книжный дом, 2005.- 320 с.

85. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М.:ВШ, 1991.

86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

87. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.

88. Лукиан Самосатский. О пляске. Диалог / Пер. Н. П. Баранова // Сочинения. Т. 2 / Под общ. Ред. А. И. Зайцева. СПб.: Алетейя, 2002. С. 30-48.

89. Материалы по истории русского балета. Т.1 /Сост. Борисоглебский. -М.-Л.: Ленинградское Государственное хореографическое училище. — Л. 1939.

90. Материалы конференции по хореографическому образованию // Бюллетень методического кабинета № 2, часть 1. Хореографическое училище ГАБТ СССР. М., 1958/59 уч. год. С. 4 - 20.

91. Методические рекомендации по диагностированию и целеполаганию в воспитательном процессе / Под ред. З.И.Васильевой. Л., 1991.

92. Михайлычев Е.А. Дидактические тесты как средство педагогических измерений // Школьные технологии. 2001. - № 3. - С. 170-178.

93. Михайлычев Е.А. Технология стандартизации педагогических тестов // Школьные технологии. 2001. - № 4. - С. 32-53.

94. Менхин Ю. А., Волков А. В. Начала гимнастики. Киев.:Здоров'я, 1980.-272 с.

95. Методическое пособие по приему в хореографические училища. / Сост. Холфина С.С., проф. Иваницкий М.Ф. М.: Московское академическое хореографическое училище, 1963. - 49 с.

96. Миловзорова М. С. Анатомия и физиология человека. — М.: Медицина, 1972.-231 с.

97. Миронова З.С., Баднин И.А. Повреждение и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета. М. Медицина, 1976. 320 с.

98. Михайлов М.М. Жизнь в балете. Л - М.: Искусство, 1966 - 316с.

99. Немов Р.С. Психология: В 3 книгах. М., 2002.

100. Никандров В.В. Психомоторная организация человека: учеб пособие. — СПб., 2004. 68 с.

101. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. Л. - М.: Искусство, 1965. 375 с.

102. Мориц В. Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. — Л.: Искусство, 1940. 187 с.

103. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

104. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с.

105. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.02 г. № 393.

106. Патеева Н.Е. Реализация инновационных приемов педагогической диагностики как фактор повышения образованности учащихся старших классов. Дисс.канд. пед. наук. — СПб, 2007. — 216 с.

107. Писарева С.А. Качество современного диссертационного исследования по педагогике: методология оценки. Монография. СПб., 2005.

108. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

109. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1974

110. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы.-СПб., 1993.

111. Педагогика / Под. ред. Л.П. Крившенко М.:«Проспект», 2004.

112. Педагогика / Под.ред. П.И. Пидкасистого М.: Педагогическое общество России, 2003.

113. Педагогика: Учебное пособие для учащихся пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — Изд. 3-е. — М.: Школа-Пресс, 2000.

114. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

115. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапаце-вич. — Мн.: Современное слово, 2005.

116. Правила приема в хореографические училища СССР на 1941/42 учебный год. М. — Л.: Искусство, 1941. - 5 с.

117. Правила приема в хореографические училища СССР на 1948/49 учебный год. М - JL: Искусство, 1948. - 5 с.

118. Процесс учения: диагностика, коррекция, оценка / Под ред. Е.Д.Божович: Учебное пособие. Московский психолого-социальный институт, 1999.-224 с.

119. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческие достоинства: Учеб. пособие. М., 2001.

120. Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие для учащихся / М.К.Акимова, Г.А.Берулава, Е.М.Борисова и др ./Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.-360 с.

121. Радионова Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе. Автореферат, дис. . д-ра пед. наук. СПб., 1991.

122. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Образованность обучающихся как один из показателей качества образования // Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции. СПб., 1998.

123. Реан А.А. Психолого-педагогические основы познания педагогом учащихся. Дис. . докт. пед. наук. СПб., 1991.

124. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. -СПб., 2000.

125. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. -М.: "Большая Российская энциклопедия", 1993. Т. 1. 608 с.

126. Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М., 1998.

127. Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. М.: МГОУ, 2005.

128. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся. М: МПА, 1999.

129. Силкин П.А. К проблеме постановки корпуса в младших классах // Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. СПб., 2004 № 14.-С. 75-78.

130. Силкин П.А. Методология «Истории и теории педагогики балета» // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. II. Челябинск, 2005. - С. 86-88.

131. Силкин П.А. Особенности профессиональных данных абитуриентов, поступающих в хореографические учебные заведения в современных условиях // Вестник Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб., 2007. № 16. - С. 81 - 100.

132. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1986.-234с.

133. Скопылатов И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. Автореферат диссертации . докт. пед . наук. СПб., 1995.

134. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2004.

135. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Киев: Наукова думка, 1989.

136. Словарь-справочник по педагогике / автор-составитель В.А.Мижериков. Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. -М.: ТЦ Сфера, 2004.

137. Слонимский Ю. Мастера балета. Л.: Искусство, 1937. - 287 с.

138. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

139. Соковикова Н.В. Психологические условия оптимизации развития специальных танцевальных способностей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — Новосибирск, 2003. 25 с

140. Спортивная медицина: учеб. для институтов физкультуры / Под ред.

141. B.Л. Карпмана. -М.: Физкультура и спорт, 1980. 349 с.

142. Стенографический отчет методического совещания по вопросу о правилах приема в хореографическое училище от 8-го февраля 1940. С. 31 35.

143. Субетто А.И. Квалитология образования. М., 2000.

144. Суриц Е.Я. Балет и танец в Америке: Очерки истории. Екатеринбург: - Изд-во Урал, ун-та, 2004. - 392 с.

145. Суртаева Н.Н. Избранные педагогические произведения. Тюмень: ТОГИРРО, 2003. - 238 с

146. Суртаева Н.Н. Индивидуальный педагогический стиль в социальном взаимодействии. СПб.: ИОВ РАО, 2006. - 251 с.

147. Суртаева Н.Н. Инновации как вектор развития образования в современной России // Образование без границ. СПб.: ИОВ РАО. - 2004. - № 1.1. C. 12-16.

148. Тарасов Н.И. Вопросы хореографического воспитания // Бюллетень методического кабинета № 1, часть 1. Хореографическое училище ГАБТ СССР. -М., 1958/59 уч. год. С. 9-22.

149. Тарасов Н. Классический танец. М.: Искусство, 1971. - 493 с.

150. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология: учеб. пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 320 с.

151. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

152. Третья республиканская научно-практическая конференция по комплексной проблеме: «Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка». Пермь, 20 - 22 октября 1977.

153. Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Дис. . докт. пед. наук. Л., 1991.

154. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. СПб., 1997. - 176с.

155. Тряпицына А.П. Актуальные направления исследования проблемы педагогического проектирования // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. СПб., 1995.

156. Ушинский К.Д. Собр. Соч. в 11 томах. Т. 8. М., 1951.

157. Фокин М.М. Против течения. Л.-М.: Искусство, 1962.

158. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.

159. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988.

160. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.

161. Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета. — М.: Искусство, 1990. 378 с.

162. Чередниченко О.И. Системный подход к диагностике результатов обучения в вузе: Дисс.канд. пед. наук. — Казань, 2000. 203 с.

163. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

164. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

165. Швейцер А. Культура и этика. — М.: Прогресс, 1973. 344 с.

166. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 512 с.

167. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. — СПб.: Союз художников, 2002.-319 с.

168. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 315 с.

169. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-144 с.

170. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 223 с.

171. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. СПб.: Питер, 2005.

172. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.

173. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978.

174. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1988. - 160 с.

175. Якунин В.А. Педагогическая оценка как фактор формирования личности учащихся // Вестник ЛГУ, 1983, №17.

176. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 2001.

177. Beaumont C.W., Idzikowski A. Manual of the theory and practice of classical theatrical dancing. New York, Dover publications, INC., 1975. 225 c.

178. Karsavina T. Ballet technique. London, Adam and Charlies Black, 1956. 48 c.

179. Karsavina T. Classical ballet: The flow of movement. London, Adam and Charlies Black, 1960. 98 c

180. Schorer S. Balanchine technique. London, Dance books, 1999. 428 c.

181. Severn G. Teach Your Child Ballet, Based on Boris Kniaseffs New System. -London,Heinemann, 1958. 35 c.

182. Sparger C. Anatomy and ballet. London, Adam and Charlies Black, 1960. 78 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.