Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Дудкина, Юлия Ивановна

  • Дудкина, Юлия Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 219
Дудкина, Юлия Ивановна. Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2006. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дудкина, Юлия Ивановна

Введение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

§1.1. Профессионально-прикладная физическая культура в структуре физической культуры.

§1.2 Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций как психолого-педагогическая проблема.

§1.3 Профессиональная деятельность будущих специалистов культуры музыкальных специализаций и требования к их профессиональноприкладной физической культуре.

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

§2.1. Определение начального уровня профессионально- прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

§2.2. Направленность занятий на формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

§2.3 Динамика формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств»

Актуальность исследования. Современное общество предъявляет высокие требования к качеству подготовки будущих специалистов. Реализовать себя в будущей профессиональной деятельности, в современных достаточно сложных и изменяющихся условиях может специалист, обладающий профессиональными знаниями, умениями, навыками, профессионально важными качествами личности, развитым духовно-творческим потенциалом, а также устойчивыми психофизическими качествами и хорошим здоровьем. Становление такой личности, будущего специалиста - задача профессиональной подготовки в вузе.

Для студентов музыкальных специализаций, решивших стать профессионалами, слабое здоровье и низкая психофизическая подготовленность становятся препятствием в совершенствовании профессионального мастерства, приводят к возникновению профессиональных заболеваний

Профессиональная деятельность специалистов культуры и искусств многоаспектна. Она включает организаторскую, педагогическую, исполнительскую, художественно - творческую работу с людьми. Профессия музыканта со стороны психофизических требований к личности относится к наиболее сложным. Наряду с музыкальными способностями музыканты должны обладать развитыми психофизическими качествами: быстротой реакции, гибкостью, координацией движений, статической выносливостью, силой, ловкостью, равновесием, подвижностью и устойчивостью нервных процессов, способностью к активной саморегуляции психического состояния, а также хорошим состоянием функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной), опорно-двигательного аппарата.

В этой связи необходимо отметить важную роль физической культуры в подготовке будущих специалистов, и являющейся ее составной частью, профессионально-прикладной физической культуры в подготовке будущих специалистов культуры музыкальных специализаций.

Забота о здоровье и физическом воспитании учащийся молодежи является одной из задач нашего государства, которая указана в Национальной доктрине образования Российской Федерации, в утвержденных федеральных целевых программах «Здоровый образ жизни населения Российской Федерации»; принятой программе «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2006г.)».

Исследования показали, что большой процент студентов различных вузов страдает хроническими заболеваниями, среди которых распространены заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, болезни органов зрения и опорно-двигательного аппарата.

Ущерб здоровью наносит одна из острых проблем современного общества - наркомания и наркопреступность. Под данным Минздрава России, за последнее десятилетие число больных наркоманией увеличилось более чем в 9 раз. Масштабы и динамика этого явления таковы, что ставят под вопрос будущее значительной части молодежи, так как до 70% потребителей наркотиков составляют лица в возрасте до 30 лет.

Одним из наиболее эффективных средств и методов профилактики и лечения наркомании является создание условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, для ведения здорового образа жизни.

Обучение искусству, овладением большим объемом научно-теоретической, гуманитарной и профессиональной информации требует от студентов музыкальных специализаций умственного напряжения и значительных затрат физических сил.

Этот вывод подтверждается результатами исследований, проведенных в студенческой среде. По мнению большинства авторов

А.Л.Димова, В.Г.Жидких, С.С.Коровин, О.А.Михневич, С.А.Полиевский), основной причиной низкого физического развития и слабой психофизической подготовленности студенческой молодежи является недостаточная двигательная активность, отсутствие мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а у многих (в более раннем возрасте) -опыта физкультурной активности, личного яркого, сильного переживания, связанного с этим.

Причиной, ограничивающей участие студентов в занятиях физической культурой и спортом, является комплекс факторов, специфичных для высшей школы: постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания. Студенты сталкиваются с массой негативных факторов современной жизни. Недостаточное материальное положение заставляет значительную часть молодых людей идти работать. Высокий темп жизни, стрессы, перегрузки, (а у музыкантов еще и концертно-исполнительская деятельность) приводят к психо-эмоциональному напряжению, ухудшению здоровья.

В этой связи современный социальный заказ системе образования на федеральном уровне можно сформулировать следующим образом: государству нужен здоровый специалист высокого класса, психологически готовый к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы; обладающий свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации, способный поддерживать свое психофизическое состояние на профессиональном уровне.

Для этого необходимо систематические занятия физическими упражнениями, применение оздоровительных технологий физической культуры, современные виды спорта, в том числе и на занятиях в вузе.

Особую значимость для будущих специалистов, в том числе музыкальных специализаций приобретает формирование профессионально-прикладной физической культуры в процессе подготовки в вузе.

Таким образом, актуальность исследования определена противоречиями между потребностью современного общества в здоровых специалистах и ухудшением здоровья выпускников; между специфическими требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к психофизическим качествам будущих специалистов культуры музыкальных специализаций и недостаточным удовлетворением этих требований в процессе подготовки в вузе; между необходимостью формирования профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов и не разработанностью методического обеспечения этого процесса; между возможностями физической культуры и спорта в формировании профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов и недостаточным использованием этих возможностей.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы профессиональной подготовки специалистов, совершенствования учебно-воспитательного процесса обсуждаются в трудах ведущих педагогов и психологов: Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, Н.В.Кузьминой, Б.Т.Лихачева, В.А.Сластенина, и др.

Формированию специалистов культуры посвящены исследования

A.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, В.И.Черниченко, В.М.Чижикова и др., в том числе работы, отражающие специфику деятельности специалистов культуры музыкального профиля - Н.К.Баклановой, Л.А.Баренбойма, Г.Л.Ержемского, Л.С.Зориловой, А.С.Каргина, Г.Г.Нейгауза, В.Г.Кузнецов,

B.И.Петрушина, Г.М.Цыпина и др.

В сфере физической культуры в последние годы разработаны концепции физического и физкультурного воспитания и образования (В.М.Выдрин, Л.П.Матвеев, Г.Г.Наталов и др.). В исследованиях М.Я.Виленского, В.И.Ильинича, В.А.Кабачкова, С.А.Полиевского,

Р.Т.Раевского и др. доказана эффективность профессионально-прикладной физической подготовки в развитии основных физических качеств будущих специалистов.

Проблема взаимодействия физической культуры и труда является важным направлением исследований В.К.Бальсевича, Л.И.Лубышевой, С.С.Коровина, Л.П.Матвеева, В.М.Менщикова, В.П.Полянского, Н.И.Тонкова. Они отмечают, что овладение молодыми специалистами знаниями, умениями и навыками профессионально-прикладной физической культуры, развитие психофизических качеств и способностей позволяет им успешно осваивать профессиональную деятельность при оптимальном расходовании физиологических ресурсов организма. Отдельные аспекты профессионально-прикладной физической подготовки специалистов художественного профиля рассмотрены в работах В.Г.Батуриной, М.П.Галичаева, И.Т.Толкачевой, А.Р.Хачатурова.

Проделанный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что проблема формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций разработана недостаточно.

Решение проблемы формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций требует анализа профессиональной деятельности и тех требований, которая она предъявляет к психофизической подготовленности, психофизическим качествам музыканта-исполнителя (пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах). Необходима разработка содержания прикладных физкультурно-теоретических знаний, оптимальных объемов и интенсивности физических нагрузок, специальных комплексов упражнений, создание методического обеспечения формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы и обусловили ее выбор в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования: профессионально-прикладная физическая культура студентов музыкальных специализаций вузов культуры и искусств.

Предмет исследования: процесс формирования профессионально -прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в условиях подготовки в вузе.

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций. Задачи исследования:

1) выявить структуру и содержание профессионально-прикладной физической культуры специалистов культуры музыкальных специализаций;

2) проанализировать специфику профессиональной деятельности специалистов культуры - музыкантов и выявить требования, которые она предъявляет к их профессионально-прикладной физической культуре;

3) определить показатели профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций;

4) выявить возможности физической культуры и спорта в формировании их профессионально-прикладной физической культуры;

5) теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в процессе физического воспитания в вузе.

Гипотеза исследования - формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций будет эффективным при выполнении следующих условий: выявления требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к профессионально-прикладной физической культуре будущих специалистов культуры музыкальных специализаций (профессионально-прикладным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, психофизическим качествам, мотивации к двигательной активности); разработки содержания, форм и методов формирования профессионально-прикладной физической культуры; - использования дисциплины «Физическая культура», потенциала современной физической культуры и спорта в формировании профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

Методологическую основу исследования составили положения философов, психологов и педагогов о непрерывном развитии человека при неповторимости и целостности его личности, об определяющем значении деятельности для этого развития (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).

Общенаучная методология ориентирована на системный подход, обусловливающий рассмотрение профессионально-прикладной физической культуры как системы. В работе реализуется целостный и деятельностный подходы.

Конкретно-научную методологию исследования составили теория познания и деятельности в области физической культуры (В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, Л.П.Матвеев, Ю.М.Николаев и др.), концепции физической культуры как части общей культуры человека (В.М.Выдрин,

A.С.Игнатьев, Ю.Ф.Курамшин, М.С.Каган, В.А.Пономарчук, Н.И.Пономарев, В.И.Столяров и др.); исследования процесса профессионально-прикладной физической подготовки (В.И.Ильинич,

B.А.Кабачков, С.А.Полиевский, Р.Т.Раевский и др.); положения об основах профессиональной физической культуры (С.С.Коровин), концепции прикладной физической культуры в современном обществе (В.П.Полянский).

Наибольший интерес для нашего исследования представляют выполненные в разные годы работы по профессиональной деятельности и профессиональной подготовке специалистов музыкальных специализаций (Н.К.Бакланова, Л.Л.Бочкарев, Г.Е.Ержемский, В.Г.Кузнецов,

В.И.Петрушин, Ю.А.Цагарелли, Г.М.Цыпин и др.); а также выполненные во МГУКИ диссертации: докторская (Ю.М.Лагусев), кандидатские (Е.А.Соротокина, Л.П.Лосева), в которых рассматриваются различные аспекты формирования физической культуры личности.

Методы исследования: теоретические - анализ, синтез и эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ учебно-методической документации, опытно-экспериментальная работа.

Базы исследования: Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), физкультурно-спортивный комплекс; Московский областной колледж искусств (МОКИ); Московская государственная консерватория (МГК).

Диссертантка принимала непосредственное участие в опытно-экспериментальной работе на всех указанных базах.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2000 по 2005гг.

На первом этапе (2000-2001гг.) изучалась разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе, определялись теоретико-методологические основы, намечался общий замысел исследования (цель, задачи, гипотеза). Проводилось изучение особенностей профессиональной деятельности будущих специалистов-музыкантов и путей повышения уровня их профессионально-прикладной физической культуры.

На втором этапе (2002-2003гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование. Всего в нем участвовало более 200 человек (студенты дневной формы обучения дирижерско-хорового и дирижерско-оркестрового факультетов, аспиранты МГУКИ, преподаватели кафедр физического воспитания, музыкальных специализаций МГУКИ, МОКИ, МГК; музыканты - исполнители). В процессе наблюдений, опросов, анкетирования, бесед изучался уровень знаний, умений, навыков студентов по предмету «Физическая культура» и уровень профессионально-прикладной физической культуры студентов; разрабатывалось содержание опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций, которое включило специальные комплексы упражнений для студентов - пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах, а также лекционный курс.

На третьем этапе (2003-2005гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами дирижерско-хорового и дирижерско-оркестрового факультетов МГУКИ.

Осуществлялись анкетирование студентов, тестирование психофизической подготовленности (начальный уровень), в том числе специальные тесты с учетом специфики профессиональной деятельности: для студентов -пианистов (теппинг-тест, челночный бег), студентов - дирижеров (статическая выносливость мышц), студентов - исполнителей на духовых инструментах (проба Штанге, Генче); проводились занятия с использованием разработанного содержания, форм и методов; осуществлялась повторная диагностика (анкетирование, тестирование психофизической подготовленности). Велось обобщение и оформление результатов исследования.

В исследовании использован опыт работы автора в качестве преподавателя кафедры физического воспитания МГУКИ.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема формирования профессионально-прикладной физической культуры рассмотрена применительно к профессиональной подготовке специалистов культуры музыкальных специализаций:

- выявлена структура профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов культуры музыкальных специализаций, которая включает профессионально-прикладные физкультурные знания, умения, навыки, специальные психофизические качества, мотивацию к занятиям физическими упражнениями;

- определено содержание профессионально-прикладной физической культуры, которое обусловлено спецификой профессиональной деятельности и требованиями, которые она предъявляет к профессионально-прикладным физкультурным знаниям, умениям, навыкам, психофизическим качествам, мотивационно-ценностному отношению к регулярным занятиям физическими упражнениями; выявлены возможности вузовской подготовки по дисциплине «Физическая культура», потенциал современной физической культуры и спорта в формировании профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций; разработана и экспериментально апробирована методика формирования профессионально-прикладной физической культуры для студентов — пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах, включившая для каждой специализации оригинальную диагностику, содержание, формы и методы с учетом специфики профессиональной деятельности (в том числе, специальные комплексы упражнений и лекционный курс).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- уточнено понятие профессионально-прикладной физической культуры как специфической части физической культуры, целенаправленно использующей средства физической культуры, спорта, физической рекреации для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности и способствующей сохранению в ней физического и психического здоровья;

- выявлены показатели профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций (психофизические качества, профессионально-прикладные физкультурные знания, умения, навыки, мотивация к двигательной активности);

- определены психолого-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и внедрена в учебный процесс МГУКИ, МОКИ методика формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций;

- разработаны комплексы специальных упражнений для студентов-пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах, методика диагностики для каждой из указанных специализаций, содержание лекционного курса по формированию профессионально-прикладной физической культуры;

- разработан и внедрен график учебно-тренировочного процесса на весь период обучения, позволяющий корректировать нагрузку, объем и интенсивность тренировочных занятий с учетом концертно-исполнительской деятельности;

- издана и применяется в процессе физического воспитания студентов музыкальных специализаций МГУКИ методическая разработка «Психорегулирующая тренировка как фактор снятия сценического волнения»; материалы исследования могут быть использованы в формировании профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций вузов, средних специальных учебных заведений культуры и искусств, других творческих вузов;

- результаты исследования могут быть использованы для обновления Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для музыкальных специализаций.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Профессионально-прикладная физическая культура является специфической частью физической культуры, целенаправленно использующей средства физической культуры, спорта, физической рекреации для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности и способствующей сохранению в ней физического и психического здоровья. Ее структура включает профессионально-прикладные физкультурные знания, умения, навыки, специальные психофизические качества, мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

2.Содержание профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов культуры музыкальных специализаций определяется спецификой их профессиональной деятельности и требованиями, которые она предъявляет к их профессионально-прикладным физкультурным знаниям, умениям, навыкам, психофизическим качествам, мотивации к регулярным занятиям двигательной активностью (в том числе прикладными видами спорта, физической рекреацией).

3.Психолого-педагогическими условиями формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в процессе подготовки в вузе являются: выявления требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, к профессионально-прикладной физической культуре будущих специалистов культуры музыкальных специализаций (к их профессионально-прикладным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, психофизическим качествам, мотивации студентов к двигательной активности);

- разработка содержания, форм и методов формирования профессионально-прикладной физической культуры и осуществления их методического обеспечения;

- максимальная реализация возможностей вузовской подготовки по дисциплине «Физическая культура», потенциала современной физической культуры и спорта;

- профилирование процесса физического воспитания

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, разнообразием источников информации, сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике, временной продолжительностью исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в научных докладах и сообщениях автора на межвузовских научных, научно -практических конференциях в 2000 - 2005 гг. в Московском государственном университете культуры и искусств, Московском гуманитарном педагогическом институте;

- в 10 публикациях по теме исследования.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Дудкина, Юлия Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в соответствии с поставленными задачами теоретико-эмпирическое исследование формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в процессе подготовки в вузе культуры и искусств дает основание сделать следующие выводы.

Реализовать себя в будущей профессиональной деятельности, в современных достаточно сложных и изменяющихся условиях может специалист, обладающий не только профессиональными знаниями и умениями, творческим потенциалом, но и хорошим здоровьем, устойчивыми психофизическими качествами. Становление такой личности, будущего специалиста - задача профессиональной подготовки в вузе.

Профессия музыканта со стороны психофизических требований к личности относится к наиболее сложным. Наряду с музыкальными способностями музыканты должны обладать развитыми психофизическими качествами: быстротой реакции, гибкостью, координацией движений, статической выносливостью, силой, ловкостью, равновесием, подвижностью и устойчивостью нервных процессов, способностью к активной саморегуляции психического состояния, а также хорошим состоянием функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной), опорно-двигательного аппарата.

Слабое здоровье и низкая психофизическая подготовленность становятся препятствием в совершенствовании профессионального мастерства, приводят к возникновению профессиональных заболеваний.

В этой связи необходимо отметить важную роль физической культуры в подготовке будущих специалистов, и являющейся ее составной частью, профессионально-прикладной физической культуры.

Физическая культура - сложное явление. Она состоит из органически взаимосвязанных частей — базовой физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации; процесса физического воспитания.

Опираясь на исследования ученых в области физической культуры В.К.Бальсевича, М.Я.Виленского, С.С.Коровина, Л.П.Матвеева, В.П.Полянского и др., мы уточнили понятие и определили структуру профессионально-прикладной физической культуры.

Профессионально-прикладная физическая культура является специфической частью физической культуры, целенаправленно использующей средства физической культуры, спорта, физической рекреации для подготовки человека к опредленной профессиональной деятельности и способствущей сохранению в ней физического и психического здоровья. Ее структура включает профессионально-прикладные физкультурные знания, умения, навыки, специальные психофизические качества, мотивацию к двигательной активности.

Проделанный анализ литературы показал, что проблема формирования профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов культуры и искусств, в том числе, музыкальных специализаций, полностью не решена.

Содержание профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов культуры музыкальных специализаций определяется спецификой их профессиональной деятельности и требования, которые она предъявляет к их профессионально-прикладным физкультурным знаниям, умениям, навыкам, психофизическим качествам, моивации к регулярным занятиям двигательной активностью (в том числе прикладными видами спорта, физической рекреацией). Кроме того, прочтение лекционного курса.

В этой связи, в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры наряду с упражнениями общей физической подготовки необходимо использовать специальные комплексы упражнений, отдельно для студентов-пианистов направленных на укрепление пальцевого аппарата, для развития скоростных способностей, упражнения гимнастики А.А.Шмидт-Шкловской; для дирижеров - использование современной методики ритмоатлетических упражнений, комплекса атлетической гимнастики, упражнений для ловкости рук; для исполнителей на духовых инструментах на укрепление мышц дыхательного аппарата, мимических мышц, развитие выносливости.

Принимая во внимание профессиональные особенности студентов музыкальных специализаций и требования, предъявляемые профессиональной деятельностью, мы предлагаем для более эффективного совершенствования психофизических качеств, знаний, умений и навыков распределять студентов-музыкантов по таким группам: студенты-пианисты, инструменталисты; студенты - дирижеры; студенты -исполнители на духовых инструментах, то есть - индивидуальный, дифференцированный подход.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базах Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), физкультурно-спортивный комплекс; Московский областной колледж искусств (МОКИ); Московская государственная консерватория (МГК). Всего в нем участвовало более 200 человек (студенты дневной формы обучения дирижерско-хорового и дирижерско-оркестрового факультетов, аспиранты МГУКИ, преподаватели кафедр физического воспитания, музыкальных специализаций МГУКИ, МОКИ, МГК; музыканты-исполнители).

Эмпирическое исследование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций включало: изучение профессиональной деятельности будущих специалистов культуры музыкальных специализаций, ее трудностей, требований, предъявляемых к их психофизическим возможностя; выявление уровня профессионально-прикладной физической культуры студентов-музыкантов и ее динамикой в процессе обучения; опытно-экспериментальную работу по формированию профессионально-прикладной физической культуры.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование психофизической подготовленности, опытно-экспериментальная работа.

Уровень профессионально-прикладной физической культуры студентов оценивался по следующим параметрам: их психофизическая подготовленность (по показателям); мотивация студентов к занятиям физическими упражненями; знания теоретического курса, умения и навыки по профессионально-прикладной физической культуре.

Диагностика начального уровня профессионально-прикладной физической культуры студентов показала: недостаточное развитие основных физических качеств (выносливости, быстроты движений, силы); низкий уровень функционального состояния и психофизической подготовленности; несформированность мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями, у 47% студентов МГУКИ, и 66% студентов МОКИ недостаточный уровень теоретических знаний, умений применять специальные средства и формы профессионально-прикладной физической культуры в профессиональной деятельности и музыкально-педагогической практике.

Результаты диагностики начального уровня профессионально-прикладной физической культуры студентов-музыкантов МОКИ в целом аналогичны результатам диагностики студентов МГУКИ.

Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций потребовало планирования учебно-тренировочного процесса. Распределение задач, объема и интенсивности учебно-тренировочных нагрузок осуществлялось на основе составленного графика, который включил этапы: подготовительный, специальный, этап концертно-исполнительской деятельности, восстановительный.

Были использованы комплексы упражнений общей физической подготовки и специальной, отдельно для студентов-пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах. Студенты обучались методам психорегулирующей тренировке, энергетизации, физической рекреации, релаксации.

Для повторной диагностики использовались те же методы что и при первичной. Результаты показали, что студенты усвоили знания по профессионально-прикладной физической культуре, положительно изменилась мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями; имеет место положительная динамика в развитии психофизических качеств (повысился уровень устойчивости и подвижности нервных процессов, внимания); улучшились - статическая и динамическая сила мышц, выносливость, быстрота реакции, скорость, ловкость, подвижность, гибкость.

Так если до проведения опытно-экспериментальной работы 45% опрошенных студентов МГУКИ и 53% студентов МОКИ музыкальных специализаций считали, что занятия физическими упражнениями повышают настроение, улучшают состояние организма 54% (МГУКИ) и 42% (МОКИ) респондентов указали, что занятия физической культурой улучшают состояние организма, то после ее проведения 100% опрошенных студентов МГУКИ и 80% (студенты-пианисты, дирижеры, студенты-исполнители на духовых инструментах) МОКИ отметили, что занятия профессионально-прикладной физической культурой укрепляют здоровье; 69% студетов МГУКИ и 60% студентов МОКИ указали, что занятия профессионально-прикладной физической культурой повышают работоспособность; 63% студентов МГУКИ и 50% студентов МОКИ -противостоят заболеванию (ОРЗ). Полученные знания и умения применять релаксационную гимнастику, владеть аутотренингом, способствовали тому, что 92% от общего количества опрошенных студентов музыкальных специализаций МГУКИ научились регулировать сценического волнение. У 50% опрошенных студентов МГУКИ и 50% студентов — пианистов МОКИ уменьшилась утомляемость в процессе занятий на музыкальном инструменте, 48% МГУКИ и 33% МОКИ студентов отметили, что специальные физические упражнения способствовали развитию исполнительских приемов.

Такие тесты, как теппинг-тест, челночный бег, показали, что у студентов-пианистов улучшились скоростные качества, которые необходимы для подвижности нервной системы (прирост составил 5% как у мужчин, так и у женщин). Улучшилось состояние дыхательной системы у студентов-исполнителей на духовых инструментах (прирост составил у женщин проба Генче 26%, проба Штанге 20% , у мужчин - 29% и 17%).

Эффективность реализации профессионально-прикладной физической культуры способствовала тому, что в системе ценностей у студентов музыкальных специализаций физическая культура стала иметь важное значение, повысилась мотивация к систематическим занятиям физическими упражнениями; студенты овладели знаниями и умениями рационально использовать средства физической культуры и спорта в учебно-профессиональной деятельности и повседневной жизни; специально разработанная методика профессионально-прикладной физической культуры положительно повлияла на уровень психофизической подготовленности, оздоровления организма студентов музыкальнных специализаций.

Формирование профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов культуры музыкальных специализаций требует определения его психолого-педагогических основ (цель, содержание, формы, методы, средства), профилированного использования всех составляющих частей физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическая рекреация) и их возможностей.

Разработанная методика формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций весьма эффективна, и может быть использована для обновления Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для музыкальных специализаций.

Овладение студентами в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры умениями и навыками психорегулирующей тренировки оказывает положительное влияние на устойчивость психофизического состояния студентов, как в концертно-исполнительской, так и в учебно-профессиональной деятельности.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанной методики формирования профессионально-прикладной физической культуры для студентов - пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах, включившая оригинальную диагностику, содержание, формы и методы с учетом специфики профессиональной деятельности (в том числе, специальные комплексы упражнений и лекционный курс).

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что задачи исследования формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций решены, гипотеза подтверждена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дудкина, Юлия Ивановна, 2006 год

1. Алифанов Г.Д. Полчаса для здоровья души и тела. М.:"Терра-Спорт", 2002.- 112 с.

2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987; С. 14-19.

3. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. С. 220-232.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Д.: ЛГУ, 1969. - 339 с.

5. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Музыкальная педагогика. Исполнительство: Материалы научно-метод.конф.- М.: МГУКИ, 2001.- С. 11-15.

6. Астахов A.M. Физическая подготовка студентов вузов культуры: Учебное пособие. М.: МГИК, 1992. - 117 с.

7. Атлетизм /Сост. П.И.Андросов. М.: Физкультура и спорт, 1989. -32с.

8. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. М.: «Физкультура и спорт», 1977. 99 с.

9. Афанасьев Ю.А. Методология здоровья XXI века. М., 2001. 203 с.

10. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Избр. пед. тр.- М.: Педагогика, 1989.560 с.

11. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учебное пособие. -М.: МГУКИ, 2001.- 222 с.

12. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства: Учебное пособие. -М.: МГУКИ, 1991.- 53 с.

13. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1994. - 120с.

14. Бакланова Н.К., Бакланов К.В. Шаг к успеху: Учебно-методическое пособие.- М.: Изд. ИПО Профиздат. 2000. - 137 с.

15. Бакланова Н.К., Дудкина Ю.И. Профессионально-прикладная физическая культура как условие формирование профессионального мастерства специалистов/ЛПрофессиональная деформация и проблемы профессионализма: Сб. науч. тр. Вып. № 9. М.: ВШК, 2005.- С.40 47.

16. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь) М.: ГЦОЛИФК, 1992.-25с.

17. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность// Теория и практика физической культуры. 1995. - № 4.-С. 2-8.

18. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодежи: Материалы междунар. конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации». СПб., 1996. С. 25-33.

19. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л., 1973.- 58 с.

20. Батурина В.Г. Физическое воспитание студентов-пианистов: Дисс. .кан. пед. наук.- Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1973.-53с.

21. Беляев Р.В. Особенности профессионально-прикладной физической культуры кинооператоров// Теория и практика физической культуры. 1971. - № 3. - С. 58-60.

22. Беляев И.А. Решение проблем профилирования физического воспитания учащихся медицинских училищ.: Автореф. дисс. .кан. пед. наук. Екатеринбург, 1994.- 22с.

23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Просвещение, 1989.-607с.

24. Бобылев Ю.П., Назаров В.П. Влияние развития точности мышечных усилий на точность выполняемых движений //Материалы V научной конференции по физвоспитанию детей и подростков. М., 1974. - С. 97-98.

25. Боген М.М. Задачи обучения двигательным действиям//Теория и практика физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1985.-192с.

26. Богданов Д.Я., Горбунов Г.Д., Киселев Ю.Я. и др. Практические занятия по психологии. Для студентов институтов физической культуры / Отв. ред. А.Ц. Пуни. М.: «Физкультура и спорт», 1977.160 е.: ил.

27. Божович Л.П. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4,- С. 24-34.

28. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд. -«Институт психологии РАН», 1997. - 352 е.: ил.

29. Борисов М.М., Виленский М.Я. Формирование здорового образа жизни в процессе профессиональной подготовки учителя// Тезисы науч.- прак. конференции «Физическая культура и здоровый образ жизни», М., 1990. С. 109-111.

30. Брехман И. «Валеология» наука о здоровье. М., 1990.- С. 27-29.

31. Бундзен П.В., Унесталь Л.Э., Лейснер П. Нейропсихология и психофизика ментального тренинга//Физическая культура и спорт -здоровье нации: Материалы междунар. конгресса. СПб., 1996.- С. 2227.

32. Валеев Д.А. Экспериментальное исследование профессионально-прикладной физической подготовки студентов по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин»: Автореф. дисс. . кан. пед. наук.-Л., 1978.-20с.

33. Варнавин В.И. Использование средств физвоспитания с целью профессионально-прикладной физической подготовки студентов вуза по специальности «Горячая обработка металлов»: Автореф. дисс. .кан. пед. наук. -М., 1970.-21с.

34. Васильев И.Г. Некоторые закономерности развития и проявления мышечной силы в различных условиях: Дисс. . кан. пед. наук. М., 1992.- 186с.

35. Виленский М.Я. Физическая культура в профессиональных ориентациях студентов и процесс их формирования // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11.- С.27-30.

36. Виленский М.Я., Беляева В.А. Физическая культура в самосовершенствовании личности будущего учителя: Учебное пособие. -М.:МГПИ, 1985.- 119 с.

37. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. - С. 2-7.

38. Виноградов Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. СПб., 1998. -446с.

39. Вороханов Б.М. Развитие дыхательного аппарата музыканта-духовика средствами физической культуры и спорта: Учебно-методическое пособие. М.: МГК, 1988.- 30с.

40. Востоков В.Ф. Тайны тибетской медицины. Харьков: «Паритет» ЛТД, 1991.-С.127-143.

41. Востоков В.Ф. Тайны тибетской медицины и восточных целителей.: В It.T.1.- СПб., «КАРО», 1995.- 288с.

42. ВитенасТ.Ф. КабачковВ.А. Некоторые требования к профессионально-прикладной физической подготовке студентов// Физическое воспитание и спорт студентов. Вильнюс, 1979. - С. 1112.

43. Витенас Т.Ф. Роль и место профессионально-прикладной физической подготовки // Тезисы семинара-совещания институтов культуры и искусств. -М, 1985.- С. 48-49.

44. Владиславлев А.П. В поисках концепции// Вестник высшей школы. -1989. №6.- С. 48-50.

45. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т.З.: Проблемы развития психики/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. - 368с.

46. Выдрин В.М. Введение в специальность. М.: Физкультура и спорт, 1980.-119с.

47. Выдрин В.М. Методологические проблемы теории физической культуры. 1984. № 6. - С. 5-6.

48. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры (проблемы и пути) // Теория и практика физической культуры. 1987. № 8. - С. 22-24.

49. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование// Теория и практика физической культуры. 1995. - № 5. - С.15-17.

50. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры. магистральный путь формирования её теории// Теория и практика физической культуры. - 1996.- № 5.- С. 59-62.

51. Высоцкий Ю.М. Повышение эффективности плавательной подготовки студентов средствами психорегуляции двигательной активности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Д., 1981. - 17с.

52. Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Государственного совета РФ 30 января 2002 года, Москва //Национальная безопасность и геополитика России. 2002.- № 1 (15)-Вып.2.- С.3-4.

53. Галкин Ю.П. Проблемы физической рекреации и неспециального физкультурного образования работников промышленного производства (на примере А/О г. Смоленска).: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб.: ГАФК им. Лесгафта, 1997.- 32 с.

54. Галичаев М.П. Физическая культура музыканта: Учебное пособие.-Ростов-на-Дону: РГК им. С.В.Рахманинова, 1996. 148с.

55. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970. 231с.

56. Ганелин Л.М. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения при подготовке музыкантов-исполнителей. // Психическая саморегуляция. - Алма-Ата, 1973. -135 с.

57. Гаралис А.И. Социологическое исследование среди инженеров в связи с проблемой профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов//Теория и практика физической культуры. 1979. № -5. - С. 39-40.

58. Гафуров Л.В. Психологическая подготовка музыканта к концертному выступлению // Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы: Материалы научно-прак. конф. (45 марта, 2003 г.). -М.: МГУКИ, 2003.- С.90.

59. Голубев И.П. Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических языковых вузов: Учебное пособие. М., 1983.- 128с.

60. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физвоспитания и спорта: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб., 1994,- 45с.

61. Гончаров В.Д. Социально-психологические основы физической культуры. Д., 1990. 76 с.

62. Голубев Р.А. Еще раз о спортивном аутотренинге. Минск, 1991. -73с.

63. Грибан Г.П., Богданов С.Н., Чубаров М.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов сельскохозяйственных вузов. -М., 1990.-131 с.

64. Давыдов А.Ф., Рязанцев А.А. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры // Материалы научно-метод. конф. по физическому воспитанию студентов вузов культуры и искусств. Астрахань, 1990. - С.23-25.

65. Димова А.Л. НИИ ОУ-ОФЦ-КФВ в сфере физической культуры оздоровления студенческой молодежи: Тез. докл. 4 Междунар. науч. Конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех». Варшава: РАФВ, 2002.-С. 229-300.

66. Димова А.Л., Чернышева Р.В. Комплексная методика оздоровления студентов, повышения показателей качества жизни и работоспособности//Физическая культура в высших учебных заведениях: Материалы межвуз.научно-практ.конф.- М.: МГАС, 2002. С.13-15.

67. Диренко JLJI. Активный отдых в профилактике утомления студентов-пианистов // Материалы заседания секции физического воспитания вузов культуры и искусств. Петразоводск, 1989. - С. !9-20.

68. Докшицер Т.А. Штрихи трубача // Музыкальная педагогика. Исполнительство. М.: МГУКИ, 2001. - С. 32-39.

69. Дудкина Ю.И. Физкультурное образование студентов художественных специализаций в вузах культуры и искусств //Подготовка специалистов в сфере культуры и искусств: Юбилейный сб. к 40-летию открытия художественных специализаций. М.: МГУКИ, 2000.- С. 38-40.

70. Дудкина Ю.И. Индивидуальный подход к физическому воспитанию студентов художественных специализаций //Созидательная миссия культуры: Сб. ст. молодых ученых. М.: МГУКИ, 2003.- С. 168-171.

71. Дудкина Ю.И. Роль теоретических занятий в формировании профессионально-прикладной физической культуры студентов художественных специализаций //Созидательная миссия культуры: Сб.ст. молодых ученых. М.: МГУКИ, 2004.- С. 105-110.

72. Дудченко З.Ф. Психологические особенности поддержания профессионального здоровья: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -СПб., 2003.-23 с.

73. Егорычев А.О. Методика контроля и коррекции уровня развития профессионально важных физических качеств студентов с использованием ЭВМ: Автореф. дисс. .кан. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1992.- 22 с.

74. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. -Спб., 1993.- 260 с.

75. Жидких В.П., Кабачков В.А., Шпак В.Г. Основы развития силовых качеств юношей с использованием тренажеров: Методические рекомендации. Воронеж: ВГПИ, 1991. - 14с.

76. Жидких В.П. Педагогические условия управления процессом физического совершенствования студентов// Тезисы и материалы Международного симпозиума. -М.:РГАФК, 1994. С. 48-49

77. Железняк Ю.Д., Купянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства/ Под ред. Питерцева Ю.В. М.: Изд. «ФАИР - ПРЕСС», 1998. - 133с.

78. Зайцев В.Н., Смирнова В.В. Секреты активного долголетия и здорового образа жизни // Материалы Международ, науч.-прак. конф. «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности»,- Смоленск: СГИФК, 2004.- С. 154-156.

79. Зелинский А.Б. Экспериментальная диагностика индивидуальных особенностей музыкальной памяти студента-пианиста. Одесса, 1981. -83 с.

80. Зорилова JI.C. Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России: Монография. М.: Изд-во МГУК, 1997.-182с.

81. Игнатьев А.С. Теоретико-методологические аспекты физической культуры студентов. Воронеж, 1999. - 134 с.

82. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1987.- 75с.

83. Ильинич В.И. Средства физической культуры и спорта в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности: перспективы разработки проблемы // Теория и практика физической культуры -1987. № ю.-С. 15-20.

84. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) // Теория и практика физической культуры. 1990. № 3. - С. 13-15.

85. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1995. - 186с.

86. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1982.- 176с.

87. Кабачков В.А., Жуков С.А., А.А. Астапец и др. Физическое воспитание в учебных заведениях профессионально-технического образования: Методическое пособие. М., 1983. - 46с.

88. Каган М.С. Философия культуры как теоретическая дисциплина (философия культуры. Становление и развитие). СПб., 1998. 448с.

89. Каргин А.С., Цагарелли Ю.П. Призвание и мастерство. М.: Сов. Россия, 1986.- 104с.

90. Кан Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя в вузе // Советская педагогика. - 1981. № 1. - С. 97-100.

91. Каравашкина О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: Автореф. дисс. . .кан.пед наук. М., 2000. 24с.

92. Кемза А.И. Организация физкультурно-массовой и оздоровительной работы студентов консерватории // Тезисы семинара-совещаниязаведующих кафедрами физического воспитания институтов культуры искусств. М., 1985. - С. 53-54.

93. Ким Ден Тхе. Использование восточных оздоровительных систем в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Автореф. дисс. .кан. пед. наук.- Хабаровск, 2000. 22с.

94. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Автореф. Дис. . д-ра пед. наук. Л., 1983. -48 с.

95. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, - 197 с.

96. Комаров И.И. Экспериментальное обоснование физической подготовки рабочих кузнечно-прессового производства: Автореф. дис. кан. пед. наук. JL, 1974.-19 с.

97. Коробков А.В. Упражнение, тренировка // Нормальная физиология.- М.: Высшая школа, 1980. - С.457- 477.

98. Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Дисс. .докт. пед. наук.- М., 1997.-371с.

99. Кузнецов В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. М.: Музыка, 2000 -246 с.

100. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Д., 1965.-39с.

101. Кузьмина Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузах. Л., 1976.- 112с.

102. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта.- Оренбург, 1997.- 121 с.

103. Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск, 1992. - 87с.

104. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2005.- 192 е.: ил.

105. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1985.-304 с.

106. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981.-584 с.

107. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. / Сост. И.И.Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1987. - С .17.

108. Лечебная физическая культура: Справочник/ В.А.Епифанов В.Н. Мошков, Р.И. Антуфьева и др.: Под ред. В.А. Епифанова.- М.: Медицина, 1987.- 528 е.: ил.

109. Лосева Л.П. Формирование физической культуры детей и подростков в условиях социально-культурной среды: Автореф. . .дис.кан.пед. наук. М., 2002.- 24с.

110. Лисицин Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни//Сб. научных трудов. М., 1991.- С. 3-27.

111. Линдеман X. Аутогенная тренировка. М., 1985.- 45с.

112. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей Юрайт, 1998. - 464с.

113. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические организационные основы формирования физической культуры студентов: Автореф. докт. .пед. наук,- М., 1992.- 58с.

114. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни// Матер. Междунар. конф. «Современныеисследования в области спортивной науки». СПб.: СПБНИИФК, 1994. - С.57-59.

115. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. -1997,- № 6. С. 10-15.

116. Лысенко Е.М. Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно ориентированного образования: Автореф. дисс. . кан. пед. наук.- Саратов, 1998,- 22с.

117. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности 030700 Музыкальное образование. - Изд. 2-е, допол. - М.: МГУКИ, 2005. - 68 с.

118. Мамонов В. Атлетическая гимнастика: техника независимого тренинга. - М., 1998.- 37с.

119. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. -М.: Академия, 2001. 320 с.

120. Маслоу А. Самоактуализация: Психология личности. Тексты / Под ред.: Ю.Г.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.- С. 108-117.

121. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.

122. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1991.-483с.

123. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд.- СПб.: Лань, 2003.- 585 с.

124. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. - С.42-47.

125. Менщиков В.М. Дидактические основы профессионально-прикладной физической подготовки учащейся молодежи: Дисс. . докт. пед. наук. Челябинск, 2001. - 394с.

126. Менщиков В.М. Влияние занятий физической культурой на формирование личности: Учебно-методическое пособие. Челябинск: Урал - ГАФК, 1997. - 89 с.

127. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ.воспитание»/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, и др. М.: Просвещение, 1984.- 191с.: ил.

128. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 2005. 202 с.

129. Михневич О.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов и учащихся музыкальных заведений. Минск, 1990.- 45с.

130. Муравов И.В. Активный отдых в регуляции мышечной работоспособности, кровообращения и дыхания молодых и пожилых людей: Автореф. дисс. .докт. мед. наук. Киев: КГПИ, 1966.- 25с.

131. Муравов И.В. Физическая культура в режиме труда и ускорения социально-экономического развития страны//Теория и практика физической культуры. 1988. - № 8. - С.4-7.

132. Мусин И.А. Техника дирижирования. Л.: Изд. «Музыка», 1967.-139с.

133. Мышко В.И., Жилкина Л.Г., Юрьева В.Д. Основы здорового образа жизни. М.: МГУКИ, 2003. - 61 с.

134. Мякотных В.В. Оздоровительная тренировка студентов. -Новосибирск, 1996. 43 с.

135. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физвоспитания: Дисс. . докт. пед. наук. Краснодар, 1998. - 60 с.

136. Найн А.Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного многоуровнего высшего физического образования//Теория и практика физической культуры. 1995. № 10. С. 46-47.

137. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.- 2-изд. М.: Музыка, 1961. - 319с.

138. Никифоров Ю.Б. Опыт применения психорегуляции в занятиях по физическому воспитанию в вузе// Теория и практика физической культуры. 1998. № 3.- С.- 20-24.

139. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб., 1998.- 65с.

140. Носова P.M. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов 1-4 курсов технического вуза: Автореф. дисс. . кан. пед. наук. М., 1987.- 18с.

141. Новикова Б.И. Физическое воспитание студентов. / МГУ.- Москва, 1990.-40с.

142. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970. - 479с.

143. Осташов И.П. Методы реабилитации в профессиональной подготовке студентов вузов культуры: Учебное пособие. М.: МГУК, 1996,- 97с.

144. Павлов И.П. Полн. собр. соч.: В 4т.Т.2. М.,1949- С.103-104.

145. Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2004.- 40 е.: ил.

146. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. -М.: Гуманит. изд. цент. ВЛАДОС, 1997. -384с.

147. Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход.-М.: ООО «Педагогика», 1988 132 с.

148. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996,- 280с.

149. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. -М., 1970. — 142 с.

150. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты). М.: Медицина, 1989. - 160 с.

151. Полянский В.П. Теоретико-методические основы совершенствование прикладной физической культуры (её содержания и форм) в современном обществе: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М., 1999.-62с.

152. Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физическая культура и становление личности М.: Физкультура и спорт, 1991. - 159 с.

153. Попов С.М. Определение и оценка физического развития особенностей телосложения и состояния опорно-двигательного аппарата // Спортивная медицина. М.: Физкультура и спорт, 1975.- С.-97-113.

154. Протасов В.Ф. Планирование и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом. М., 1994. - 23с.

155. Поставнев И.М. Развитие профессиональных способностей машиниста у учащихся средних учебных заведений желездорожного транспорта средствами физической подготовки: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб, 1993.- 20 с.

156. Пуни А.Ц. О состоянии психической готовности спортсмена к соревнованию // Теория и практика физической культуры. 1967. - № 4. С.

157. Пуни А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта//Теория и практика физической культуры. -1985.- № 6.- С.10-13.

158. Раевский Р.Т. Экспериментальное обоснование профессионально-прикладной физической подготовки специалистов химической промышленности: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1969.- 28с.

159. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1985. - 53с.

160. Романова О.В. Система индивидуализированной профессиональной подготовки студентов технического вуза: Автореф. дисс. . кан. пед. наук.- Толльяти, 2000.- 17с.

161. Рубинштей C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2.- М., 1989.-235с.

162. Рудик П.А. Психология. Учебник для учащихся техникумов физической культуры. М., 1976. - 234 с.

163. Сафин Р.С. Содержание и методика профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических институтов по физвоспитанию//Теория и практика физической культуры. 1978.-№ 11.-С. 44-46.

164. Селуянов В.Н., Димова А.Л. Контроль физической подготовленности студентов с помощью малонагрузочных тестов //

165. Тезисы докл. 4 Международ. Научного конгресса «Олимпийский спорт и спор для всех». Варшава: РАФВ, 2002. - 287-288с.

166. Сеченов И.М. К вопросу о влиянии раздражения чувствующих нервов на мышечную работу человека // Избранные труды. М., 1935. -С.135.

167. Сигов Н.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка горноспасателей: Дисс. . кан. пед. наук. СПб., 1996.- 137 с.

168. Сиднева JI.B., Гониянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания: Учебное пособие. М., 2000.- 74 с.

169. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., и др. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1998.- 195 с.

170. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе. СПб., 1995. - 40 с.

171. Смирнов Б.Б. Психологические аспекты воспитания волевых качеств// В кн. Психология физического воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорт., 1979. - 175 с.

172. Соколов В.А. Мотивации занятий физической культуры и спорта школьников: Автореф. дисс. . кан. пед. наук. Минск, 1993. - 27 с.

173. Соротокина Е.А. Оптимизация учебного процесса на факультете дополнительного образования в вузах культуры: Автореф. .дис. кан. пед. наук. М., 1994.-17с.

174. Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. соч. В 8 т. Т. 2. -М., 1954.-С. 133.

175. Степанов Н.И. Объективное и субъективное в музыкальном исполнительстве // Музыкальная педагогика. Исполнительство. М.: МГУКИ, 2001. - 121-123с.

176. Степанов П.П. Особенности физического воспитания в музыкальных учебных заведениях. Астрахань: АГК, 1990. - 87 с.

177. Столяров В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1984.-103 с.

178. Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1988. - 27 с.

179. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое развитие детей и подростков. -М.: Медицина, 1991.-272 с.

180. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд.: стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 252с.

181. Теория и методика физической культуры/Под общей редакцией Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова, Г.З.Карнаухова. М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. - 320 с.

182. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Сост.: Ф.П.Суслов, Д.А.Тышлер.- М.: Спорт. Академ. Пресс, 2001.338 с.

183. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

184. Тонков Н.И. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов экономического профиля: Автореф. дисс. . кан. пед. наук. М., 1999. 19с.

185. Тютан В.И. Пути совершенствования учебного процесса консерватории. Астрахань: АГК, 1990. - 79 с.

186. Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе. М.: Музыка, 1984.

187. Ушинский К.Д. Собр. соч. В 11 т. Т.2. М., 1958.

188. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.В 11т.Т 8 М., 1950 - Т.8. - С.55.

189. Федотов А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом // Музыкальная педагогика. Исполнительство. -М.: МГУКИ, 2001.-87 с.

190. Филатов А.Т. Аутогенная тренировка: Методические рекомендации. -Киев, 1987.- 20с.

191. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224с.

192. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные особенности физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972 - 176 с.

193. Фохтин В. Атлетическая гимнастика без отягощений. - М.: «Терра -Спорт», 1999.- 80с.

194. Фроленков А.П., Никандров А.В., Стома М.Ф. Психорегулирующая тренировка как одна из новых форм совершенствования учебного процесса по физвоспитанию//Материалы заседания секции физвоспитания вузов культуры и искусств. Петрозаводск, 1989.- С.4-6.

195. Хачатуров Р.С. Организация и планирование учебной работы по физическому воспитанию в художественных институтах// Тезисы семинара-совещания заведующих кафедрами физического воспитания институтов культуры и искусств. М.: МГИК, 1985. С.19-21.

196. Худякова В.А. Волейбол в учебном процессе по физическому воспитанию в вузе: Методические рекомендации. Тамбов.: ТГУим. Г.Р.Державина, 1996,- 114с.

197. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблема психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1988.- 384с.

198. Черниченко В.И., Христидис Т.В. Основы профессионально-педагогической деятельности библиотекаря: Материалы к курсу «Педагогика» М.: МГУК, 1998. - 177с.

199. Чоговадзе А.В., Рыжак М.М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов// Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. - С. 8-10.

200. Чумаков Б.Н. Валеология: Учебное пособие. М.: Российское пед. агенство. - 1997. - 217 с.

201. Чумаков Б.Н. Психофизиологические, гигиенические и медицинские проблемы здоровья студентов: Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. Коломна, 1996. 125с.

202. Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. Ставрополь: СГУ, 1996. 123с.

203. Шмид-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. -М.: Классика XXI, 2002. - 84с.

204. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968. -92с.

205. Щеглова Т.Т. Подготовка к концерту как важнейшая стадия творческой работы над музыкальным произведением // Музыкальная педагогика. Исполнительство. -М.: МГУКИ, 2002.- 172-178с.

206. Щульц И.Г. Аутогенная тренировка. М.: Медицина, 1985.- 15с.

207. Shiling С. The Body and Sozial Theory. London, 1994.

208. Biot В., Ferran P., Porchel. Pedagogie de / environment Paris: Armand Colin, 1975.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.