Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Ежов, Константин Анатольевич
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 223
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ежов, Константин Анатольевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретико-методологические предпосылки формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре.
1.1. Профессиональные основы формирования готовности к деятельности в области музыкальной звукорежиссуры у будущих специалистов.
1.2. Профессиональная готовность как ведущее качество профессиональной личности специалиста по музыкальной звукорежиссуре.
1.3. Культурно-образовательная среда вуза как пространство формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре.
ВЫВОДЫ по первой главе.
ГЛАВА II. Совершенствование профессиональной подготовки будущих музыкальных звукорежиссеров с целью формирования профессионально-личностной готовности.
11.1. Моделирование процесса формирования профессионально-личностной готовности у будущих музыкальных звукорежиссеров в образовательном пространстве вуза.
11.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально-личностной готовности у будущих музыкальных звукорежиссеров.
11.3. Основные результаты опытно-экспериментального формирования профессионально-личностной готовности у будущих музыкальных звукорежиссеров.
ВЫВОДЫ по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Художественно-эстетический анализ звукового эфирного пространства телерадиовещания2005 год, доктор искусствоведения Ефимова, Наталья Николаевна
Профессионально-личностное становление учителя музыки в многоуровневой системе образования2006 год, доктор педагогических наук Петелин, Анатолий Степанович
Формирование готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы2006 год, кандидат педагогических наук Пикалова, Ольга Николаевна
Становление личностно-профессиональных качеств будущего педагога-музыканта: в процессе вокальной подготовки студентов в вузе2011 год, кандидат педагогических наук Сокерина, Ирина Владимировна
Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера2006 год, кандидат искусствоведения Игнатов, Павел Вячеславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре»
Актуальность исследования. Проблема выявления сущности профессиональной деятельности специалистов разных областей с целью определения главного направления их подготовки в системе образования неоднократно привлекала внимание исследователей. Ее решение особенно актуально для успешной подготовки специалистов в области бурно развивающихся в последние годы профессий, к группе которых относится профессия музыкального звукорежиссера.
Вопросы профессионализма специалистов в области музыкальной звукорежиссуры выходят на первый план при оценке их работы, рассматриваются в научных публикациях исследователей, музыкантов и композиторов, известных звукорежиссеров (Ю.И.Аниканова, И.П.Вепринцев, И.Н.Дворко, Н.Н.Ефимова, А.П.Загуменов, В.П.Леонтьев, Б.Я.Меерзон, А.Нисбетт, А.Н.Пахмутова, А.В.Севашко и др.). Авторы отмечают целый ряд недостатков, которые имеют место в деятельности звукорежиссеров -выпускников музыкальных вузов, среди которых на первом месте стоят следующие: низкий уровень музыкального вкуса и общего художественно-эстетического развития в области музыкального искусства; недостаточно развитый музыкальный слух; неумение ориентироваться в оркестровой партитуре музыкального произведения; отсутствие чувства динамики развития музыкальной фонограммы; в целом небрежное отношение к деятельности и отсутствие стремления повышать свою квалификацию во всех аспектах профессии, причем не только с целью получить необходимую новую информацию, но и с целью развития собственного творческого потенциала. Эти недостатки, по мнению абсолютного большинства авторов, вызваны как причинами социально-экономического и технологического характера (коммерциализацией профессиональной деятельности; глобальными процессами, приводящими к значительному расширению музыкального пространства; постоянной модернизацией студийного оборудования и т.п.), так и определенными «пробелами» в профессиональной подготовке специалистов данного профиля, что приводит к недостаточной художественно-эстетической и технологической «мобильности» личности специалиста; неразвитости необходимой ему способности чувствовать, «видеть» художественный образ музыкального произведения во всем многообразии его выразительных свойств и полноценно понимать его влияние на аудиторию и другим негативным последствиям, непосредственно отражающимся на качестве профессиональной деятельности. Это говорит о том, что устранение недостатков в подготовке современного специалиста в области музыкальной звукорежиссуры связано с педагогическим обеспечением развития его профессиональной личности.
Обоснованная в современной науке базовая модель личности профессионала (А.Д.Глоточкин, Ю.М.Забродин, Б.А.Сосновский и др.) в качестве главной задачи указывает на необходимость формирования его целостной личности во всем многообразии потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей человека, что актуализирует обращение к проблеме формирования профессионально-личностной готовности как важнейшего качества специалиста.
Обращение к разноплановым научно-педагогическим источникам показало, что специальных педагогических исследований проблемы формирования профессиональной готовности у специалистов в области музыкальной звукорежиссуры в процессе их подготовки в вузе, не обнаруживается. Анализ сложившейся практики обучения специалистов в области музыкальной звукорежиссуры в вузе свидетельствует, что формирование у них профессиональной готовности как ведущего качества профессиональной личности не стало важной задачей их подготовки. В то же время, труды в области изучения феномена готовности, а также - готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности создают необходимую теоретическую основу для научной разработки данной проблемы применительно к профессиональной подготовке специалистов в области музыкальной звукорежиссуры.
Таким образом, в существующей практике профессиональной подготовки специалистов в области музыкальной звукорежиссуры обнаруживаются противоречия между: объективной потребностью в научном осмыслении профессионально-личностной готовности как важнейшего качества специалистов в области музыкальной звукорежиссуры и отсутствием специальных исследований в этой области применительно к названным специалистам; необходимостью целенаправленного формирования профессионально-личностной готовности будущих звукорежиссеров, диктуемой спецификой этой деятельности, и неразработанностью целостной системы педагогических условий решения этой задачи.
На теоретическом уровне данные противоречия отражаются в форме педагогической проблемы настоящего диссертационного исследования: каковы педагогические условия формирования профессионально-личностной готовности у студентов - будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре?
Цель исследования: разработать модель формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре и выявить комплекс педагогических условий, обеспечивающий ее эффективное функционирование.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре в вузе.
Предмет исследования: формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре в период их обучения в вузе.
Гипотеза исследования: формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре будет эффективным, если:
- разработана и внедрена модель формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов указанного профиля с учетом специфики их профессиональной деятельности; определен комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования профессионально-личностной готовности в образовательном процессе вуза.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и специфику профессиональной деятельности специалиста в области музыкальной звукорежиссуры.
2. Уточнить сущность, структуру и раскрыть содержание понятия «профессионально-личностная готовность» специалиста по музыкальной звукорежиссуре.
3. Разработать модель формирования профессионально-личностной готовности у студентов вуза - будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре.
4. Выявить и научно обосновать комплекс педагогических условий эффективного формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре.
5. Выявить динамику формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре в процессе их подготовки в вузе.
Методологические основы исследования составили: системный подход к профессиональной подготовке специалистов в вузе, основанный на положениях общей теории систем; положения аксиологического и акмеологического подходов
Теоретические основы исследования: положения теории профессионального образования и моделирования в процессе профессиональной подготовки (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, С.М.Маркова, Н.Ф.Талызина); научные исследования, раскрывающие положения системного подхода к решению социальных и педагогических задач (В.Г.Афанасьев, В.П.Беспалько, Э.Н.Гусинский, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин); труды, раскрывающие специфику профессиональной деятельности специалиста в области музыкальной звукорежиссуры (И.П.Вепринцев, И.Н.Дворко Б.Я.Меерзон и др.); научные положения о психологической готовности человека к деятельности и, в частности, к профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, Д.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн); теоретические положения деятельностного, личностно-ориентированного, средового, контекстного подходов к профессиональной подготовке специалистов (К.А.Абульханова-Славская, Е.В.Бондаревская,
A.А.Вербицкий, М.А.Викулина, А.А.Деркач, А.Н.Леонтьев, Ю.С.Мануйлов,
B.В.Сериков, А.А.Реан, С.Л.Рубинштейн); положения педагогической теории о формировании профессиональной готовности в образовательном процессе (В.А.Сластенин); труды Б.Г.Ананьева, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, И.М.Сеченова, В.Т.Степанова, посвященные проблемам восприятия и формирования художественного образа.
Методы исследования: Для достижения поставленной цели и решения задач исследования использовался комплекс методов: изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы; теоретический анализ состояния изучаемой проблемы; диагностические методы (анкетирование, самооценка, экспертная оценка и ДР-); моделирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования. Исследование проводилось в Нижегородской государственной консерватории.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2009 г.г. Первый этап (2001-2002 г.г.) был посвящен изучению научных источников по проблемам музыкальной звукорежиссуры и профессиональной деятельности специалистов в этой области, научные публикации, раскрывающие проблему готовности специалистов к деятельности; анализу состояния практики подготовки специалистов и выявлению основных противоречий. Осуществлялось формулирование проблемы и рабочей гипотезы, определение цели, объекта, предмета и задач исследования. На втором этапе (2002-2007г.г.) осуществлялась разработка модели формирования готовности будущих специалистов в указной области, ее педагогическое обеспечение и опытная верификация. Происходило внедрение и апробация материалов исследования. Третий этап (2007-2008г.г.) был посвящен уточнению отдельных положений исследования, обработке полученных результатов, обобщению и систематизации материалов исследования. На четвертом этапе (2008-2009 г.г.) осуществлялось формулирование общих выводов, оформление рукописи диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования: разработана научно обоснованная модель формирования профессионально-личностной готовности у музыкальных звукорежиссеров в процессе их подготовки в вузе;
- выявлены педагогические условия формирования профессионально-личностной готовности у будущих музыкальных звукорежиссеров;
- разработано программно-дидактическое обеспечение формирования профессионально-личностной готовности у названных специалистов;
- выявлены уровни профессионально-личностной готовности на основе анализа показателей художественно-коммуникативной компетенции будущих специалистов.
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие профессионально-личностной готовности применительно к профессиональной деятельности музыкального звукорежиссера; обоснована совокупность теоретических положений моделирования процесса формирования профессионально-личностной готовности будущего звукорежиссера.
Практическая значимость исследования: разработано и внедрено программно-методическое обеспечение формирования профессионально-личностной готовности у будущего звукорежиссера.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается опорой на фундаментальные научные подходы и концепции в области психологии, педагогики, культурологи, теории профессиональной подготовки, опытно-экспериментальной проверкой разработанной модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обоснование сущностного содержания понятия «профессионально-личностная готовность» будущих специалистов в области музыкальной звукорежиссуры, которая рассматривается в исследовании как интегративное качество профессиональной личности, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: профессиональное сознание (аксиологический аспект); профессиональное отношение (акмеологический и личностно-творческий аспекты); профессиональное поведение и деятельность (личностно-творческий и технологический аспекты).
2. Модель формирования профессионально-личностной готовности будущих специалистов в области музыкальной звукорежиссуры в вузе, включающая взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки: целеполагания, содержания, функционирования, организации, оценки.
3. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования профессионально-личностной готовности будущих специалистов в области музыкальной звукорежиссуры, включающий в себя: оптимизацию программно-содержательного обеспечения подготовки студентов; развитие профессионально-рефлексивных качеств будущих специалистов; мониторинг уровней профессионально-личностной готовности будущих специалистов названного профиля.
Апробация исследования. Материалы исследования на различных его этапах были представлены и обсуждены в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А.Добролюбова (г.Нижний Новгород)на заседаниях кафедры педагогики и психологии; на заседаниях ученого совета Нижегородской государственной консерватории (2003 - 2009 г.г.). Теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы опубликованы в форме статей в сборниках научных трудов.
Разработанная в процессе исследования модель формирования профессиональной готовности и педагогические условия ее эффективного функционирования внедрены в образовательный процесс подготовки специалистов в области музыкальной звукорежиссуры в Нижегородской государственной консерватории.
Структура диссертации включает: введение, две главы, выводы по главам, библиографический список, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкально-эстетического профиля в ссузе2007 год, кандидат педагогических наук Кашенева, Рауза Абуталиповна
Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования2010 год, кандидат педагогических наук Ануфриев, Евгений Александрович
Формирование готовности учителя музыки к обучению игре на фортепиано детей дошкольного возраста2000 год, кандидат педагогических наук Игольникова, Ирина Викторовна
Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста2004 год, кандидат педагогических наук Никольская, Елена Васильевна
Содержание и методика преподавания отечественной военно-музыкальной культуры в системе высшего образования2011 год, кандидат педагогических наук Немирский, Александр Михайлович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Ежов, Константин Анатольевич
ВЫВОДЫ по второй главе
Результаты проведенного опытно-экспериментального исследования формирования профессионально-личностной готовности студентов -будущих музыкальных звукорежиссеров позволили сделать следующие основные выводы:
1. Получили экспериментальное подтверждение, развитие и конкретизацию основные положения, составляющие теоретико-методологические основу исследования и его исходную гипотезу: положение о том, что достижение оптимального уровня профессионально-личностной готовности будущих музыкальных звукорежиссеров в процессе их профессиональной подготовки возможно, если в процессе этой подготовки будет осуществлена теоретически обоснованная педагогическая модель формирования данной готовности, реализующая социальный заказ на личностно и профессионально подготовленного к деятельности специалиста, представляющая целостный комплекс целевого, содержательного, методического, критериально-оценочного и результативного компонентов; определяющая его функции, организацию, способы выполнения и оценки результатов;
- положение о том, что профессионально-личностная готовность формируется как интегративное качество профессиональной личности, становление которого обеспечивается последовательным переходом на более высокие уровни развития, и этот процесс обусловлен целенаправленным формированием ценностных установок будущего специалиста, творческой направленности его личности, ориентации на сознательное овладение технологическими умениями и навыками как средствами осуществления художественной коммуникации.
2. Разработанная в исследовании методика диагностики профессионально-личностной готовности студентов в совокупности показателей: мотивации достижений, соответствия предпочтений и интересов личности избранной профессии, однородности и дифференцированное™ предпочтений (профессиональные ориентации); осмысленности жизни, осознанности цели, ценностных ориентаций (аксиологические установки); диалогичности общения, наличия когнитивных искажений общения (коммуникативные ориентации); сенсорных способностей, духовно-нравственных ориентаций в области коммуникации показала высокую эффективность в выявлении состояния названной готовности.
3. По итогам диагностического эксперимента получены и систематизированы фактические данные: а) характеризующие многообразие мотивационных, коммуникативных, ценностно-ориентационньтх, профессионально-личностных и духовно-нравственных ориентаций и установок студентов, далеко не всегда соответствующих критериям оптимальности и эффективности их реализации в образовательной, профессиональной и коммуникативной деятельности; б) свидетельствующие о недостаточном уровне мотивации студентов, значительном распространении в коммуникативной сфере будущих музыкальных звукорежиссеров ряда серьезных затруднений и когнитивных искажений, недостаточном уровне развития ценностных и духовно-нравственных ориентаций, нуждающихся в специальной корректировке; в) убеждающие в необходимости специальной формирующей работы для становления профессионально-личностной готовности и формирования качеств профессионала, способного к эффективной художественной коммуникации.
4. Разработанная и реализованная программа формирующей работы, построенная в соответствии с гипотезой о главных условиях, составляющих педагогический механизм, обеспечивающий достижение профессионально-личностной готовности, показала свою высокую эффективность в решении этой задачи и подтвердила принципиальную возможность целенаправленного формирования данной готовности в профессе профессиональной подготовки.
5. Количественные результаты эксперимента, их статистический (в том числе корреляционный) и качественный анализ показал правильность выбранных направлений работы по формированию профессионально-личностной готовности у будущих музыкальных звукорежиссеров.
Выполненное исследование позволяет констатировать, что гипотеза получила подтверждение, а поставленные в исследовании задачи выполнены.
1. Выявлена сущность профессиональной деятельности музыкального звукорежиссера, которая обоснована в исследовании как вариант культурной, в частности, художественной коммуникации, осуществляемой специалистом профессиональными средствами. На основе анализа профессиональной деятельности музыкального звукорежиссера выявлена ее специфика, которая состоит в единстве аксиологического и технологического аспектов, взаимообусловленность которых определяет ее качество.
2. Выявлена сущность профессионально-личностной готовности будущего звукорежиссера к профессиональной деятельности которая рассматривается к исследовании как интегративное качество профессиональной личности музыкального звукорежиссера, в структуре которого определяются взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: профессиональное сознание (аксиологический аспект); профессиональное отношение (акмеологический и личностно-творческий аспекты); профессиональное поведение и деятельность (личностно-творческий и технологический аспекты).
3. Разработана модель процесса формирования профессионально-личностной готовности будущего звукорежиссера, опирающаяся на социальный заказ как выражение согласованных культурно-образовательных запросов государства, общества и обучающегося к системе профессиональной подготовки данного специалиста, представляющая единый комплекс целевого, содержательного, функционального, критериально-оценочного и результативного компонентов; определяющая его функции, организацию, способы выполнения и оценки результатов.
4. В процессе исследования выявлен комплекс педагогических условий формирования профессионально-личностной готовности у будущего звукорежиссера как совокупность мер, предусматривающих совершенствование содержания подготовки данного специалиста, обогащение организационных форм образовательной работы со студентами, формирование творческих способностей в области профессиональной деятельности, развитие ценностного отношения к музыкальному произведению как объекту данной деятельности и к слушателю как партнеру по художественной коммуникации.
5. В исследовании выявлена положительная динамика формирования профессионально-личностной готовности к деятельности в области музыкальной звукорежиссуры.
Перспективы исследования связаны с дальнейшим уточнением показателей профессионализма музыкального звукорежиссера, с разработкой теоретических основ и практических методов развития художественной и технологической культуры профессиональной деятельности данного специалиста.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ежов, Константин Анатольевич, 2009 год
1. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения / К. А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии.-М.: Наука, 1981.
2. Айнштейн, В.Г. Анализ с помощью моделирования В.Г.Айнштейн // Вестник высшей школы.- 1975.- № 10.- С. 7 21.
3. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш.А.Амонашвили,- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т.т. / Б. Г. Ананьев,- М.: Педагогика, 1980.- Т. 1 232 е.; Т. 2.- 288 с.
5. Андреев, A.JI. Место искусства в познании мира / А. Л.Андреев. —М.: Искусство, 1980.- 273 с.
6. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. -Казань, 1988 200 с.
7. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев.- Казань, 2000.- 608с.
8. Андреева, Г. М.Социальная психология / Г. М. Андреева.- М.: МГУ, 1980.- 324 с.
9. Анохин, С.М. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза: Дис.канд. пед. наук.-Уфа, 1997. 202 с.
10. Анцыферова, Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л.И. Анцыферова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала.-М.: МГУ, 1991.-С. 87-99.
11. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм //- М., 1994,- 352 с.
12. Артемов, В.М. Ценности нового века: свобода и нравственность / В.М. Артемов // Соц.-гуманит. знания. 2002.- № 4.- С. 163 -175.
13. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы / С.И. Архангельский.- М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
14. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В.Асафьев.- M.-JL: Музыка, 1971.-375 с.
15. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
16. Астафурова, Т. Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: Лингвистический и дидактический аспект: дисс. .д-ра пед. наук / Т. Н. Астафурова,- М., 1997.- 324с.
17. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А.Асташова // Педагогика. 2002. - № 8. - С. 8 - 13.
18. Афанасьева, О.В. Творчество личности как социально-духовный феномен. Автореф. дисс. докт.соц наук / О.В.Афанасьева. М., 1999.-43 с.
19. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы / Под ред. О.С.Газмана.- М.: Наука, 1989,- 198 с.
20. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М.Бахтин // Вестник МГУ. Сер.7. «Философия», 1991. - № 1.- с. 63.
21. Бестужев-Лада, И. Поворот школы к человеку / И. Бестужев-Лада // Народное образование, 1995. № 8. - С. 117 - 203.
22. Беркман, Т. Д. О методах формирования музыкально-слуховых представлений / Т.Д. Беркман // Развитие художественных способностей.- М.: АПН РСФСР, 1959,- С. 319 367.
23. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность / B.C. Библер,- М.: Прогресс, 1990.- 243с.
24. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин.- М.: Наука, 1993.- 270 с.
25. Блейз, О.С. Все о музыке / О. С. Блейз,- М.: АСТРЕЛБ, ACT, 2001,- 171 с.
26. Богомолова, Н. Н. О методах активной социально-психологической подготовки / Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская // Вестник МГУ.- 1987,- № 1.- С. 34 45.
27. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983,- 173 с.
28. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии,- 1999.- № 2.- С. 35 -41.
29. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком /
30. A. А. Бодалев.- М.: МГУ, 1982.- 199с.
31. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.- 237 с.
32. Бодалев, А.А. Психология о личности /А.А.Бодалев.- М.: МГУ, 1988.- 188с.
33. Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В.А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала (под ред.
34. B.А.Бодрова и др.). М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. - С. 3 - 26.
35. Большая Советская Энциклопедия,- М.: Сов. энциклопедия, 1982.- 623 с.
36. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.- С-Пб: Прайм-ЕВРОЗНАК.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.704 с.
37. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д., 2000. -202 с.
38. Бордовский, Г. Эдукология как наука об образовании / Г. Бордовский, Б. Извозчиков // Вестник высшей школы.- 1991.-№ 3.- С. 24 32.
39. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Борев.- 4-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988.- 496с.
40. Бочарова, В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: дис. д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. -М., 1991. -401с.
41. Бочкарев, JL П. Исследование структуры музыкальности в современной психологии / Л.П. Бочкарев // Психол. журнал.- 1986.- №4,-С.138-148.
42. Бочкарев, Л. П. Психология музыкальной деятельности / Л. П. Бочкарев.- М.: Ин-т психологии, 1997.- 350 с.
43. Брагусь, Б.С. Психология в моей жизни (интервью с Б.С.Братусем) / Б.С. Братусь // Мир психологии и психология в мире. 1994. - № 10. - С. 74 - 85.
44. Бубер, М. Диалог / М. Бубер // Два образа веры.- М.: Республика, 1995.- С. 114-124.
45. Бурлачук, М.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / М.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Киев: Наукова думка, 1989. -200 с.
46. Валицкая, А. П. Культуроведческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А. П. Валицкая // Педагогика, 1998. № 4.-С. 12-18.
47. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусств / В.В.Ванслов.- М.: Сов. художник, 1968.-111с.
48. Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание/ М.Вартофский/ Общ. ред. и послесл. И.Б.Новика и В.Н.Садовского.- М.: Прогресс, 1988.- 321 с.
49. Вербицкий, А.А Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: монография / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева- М.:ИЦПКПС, 2000. -200 с.
50. Вересов, Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи / Н.Н.Вересов // Вопросы психологии.-1992.- № 1.-С. 124 129.
51. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас,- М.: Изд-во МГУ, 1976.- 142 с.
52. Волков, С. О. О формировании представлений в образно-художественном мышлении современного музыканта-исполнителя / С.О.Волков // Вопросы теории и эстетики музыки,- Л.: Музыка, 1972.- № 11.-С. 184-200.
53. Волкова, Е.В. Произведения искусства в сфере художественной культуры / Е.В. Волкова.- М., 1979 (Сер. «Эстетика», №7).-64с.
54. Волкова, Т. Бескрайний информационный мир / Т.Волкова // Нар. образование.- 1998.- № 1.- С. 141-144.
55. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. -Ростов-н/Д: ФЕНИКС, 1998,- 480 с.
56. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации: Поколенный подход / В.В.Гаврилюк // СОЦИС.-2002.-№ 1,- С. 96- 104.
57. Гегель, Г. Эстетика / Г.Гегель.- М., 1998.- T.I.- с. 39.
58. Гершунский, Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б.С. Гершунский, Р. Шрейрман //Педагогика.- 1992.- № 5.- С. 3 13.
59. Гершунский, Б.С. Философско-методологические основания развития образования в России / Б.С. Гершунский,- М.: ИТП МИО, 1993.- 160 с.
60. Гогуадзе, В.В. Человек как эстетический феномен: Автореф. дис. .д-ра филос. наук./ В.В.Гогуадзе.- Тбилиси, 1983.- 35с.
61. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / JI. Я.Гозман.- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 175 с.
62. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988. -144 с.
63. Гостев, А.А. Образная сфера человека / А.А.Гостев.- М.: Наука, 1992,- 197 с.
64. Готсдинер, А. Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: автореф. дис. .д-ра психол. наук / Л. Я.Гозман. М., 1989.- 45с.
65. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер.-М.: NB Магистр, 1993.- 192 с.
66. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях (непараметрические методы) / М.И. Грабарь, К.А. Красноярская. М.: Педагогика, 1977. - 136 с.
67. Грегори, Р.Л. Разумный глаз / Р.Л.Грегори.- М.: Искусство, 1972.- 76с.
68. Грейдина, Н. Л. Основы системной концепции коммуникативно-культурного взаимодействия (теоретико-экспериментальное исследование). / дисс. .д-ра филос. наук / Н.Л.Грейдина /.- М.- 2000.- 342 с.
69. Гулыга, А.В. Принципы эстетики /А.В.Гулыга.- М.: Знание, 1987.- 98 с.
70. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э.Н. Гусинский.- М.: Школа, 1994,- 183 с.
71. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. М.: Логос, 2000. — 222 с.
72. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
73. Данилюк, А .Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк.- Ростов-н/Д: Изд. Рост. пед. ун-та, 2000.- 440 с.
74. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе/ А.Н.Дахин.- http://www.iuro.websib.ru/dak.htm.-18с.
75. Дворко, И. Н. Основы звукорежиссуры. Творческий практикум / И. Н.Дворко, В. Г.Динев, С. Г. Шугаль, Ю. А. Кубицкий СПб: СПбГУП, 2005.- 168 с.
76. Джалаголия, Л. А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения / Л. А. Джалаголия // Вопросы психологии.- 2001.- № 1.- С. 130 133.
77. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества: учеб. пособие / В.Л.Дранков. Л.: ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1991. - 76 с.
78. Дружинин, В.Н. Структура и логика психологического исследования / В.Н. Дружинин. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. - 163 с.
79. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.- Минск: Изд-во БГУ, 1981,- 383с.
80. Ежов, К. А. Межпредметные связи в профессиональной подготовке студентов-звукорежиссёров / К.А. Ежов // М-лы IV Межвуз. научно-практич. конфер. «Современные проблемы науки, образования и производства».- Часть 2.- Нижний Новгород, 2004. С. 139 - 141.
81. Ежов, К.А. Эстетические основы профессиональной готовности специалиста по музыкальной звукорежиссуре / К.А. Ежов // Вестник Нижегородского государственного ун-та им. Н.И. Лобачевского. — Нижний Новгород, 2008. № 5. - С. 315 - 318.
82. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. 2-е изд. / Б. С. Ерасов.- М.: Аспект Пресс, 1996,- 591с.
83. Ефимова, Н. Н. Культура работы со звуком в эфире / Н. Н. Ефимова.- М.: ИПК р-ков телевидения и радиовещания, 2003.- 123 с.
84. Ефимова, Н. Н. Проблемы профессионализма в области звукорежиссуры телерадиовещания / Н. Н. Ефимова // V-я Междунар. научно-практич. конфер. «Эхолот 2005». М.: 2 дек.2005г.-http://conf.cpic.iTi/echolot2005/rus/reports/theme 752.html.
85. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М.Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников.- М., 1990.- 104 с.
86. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
87. Загвязинский, В.И. Опосредованное влияние методологии на практику / В.И. Загвязинский // Сов. педагогика.- 1990.- № 3.- С.65 67.
88. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: Новая школа, 1992,- 61с.
89. Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика.- 2003.- № 3.- С. 16 -21.
90. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А.Зимняя. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 384с.
91. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня.-2003.-№5,- С. 34-42.
92. Зинченко, В.П. Образование, культура, сознание/ В.П. Зинченко // Философия образования для XXI века / Под ред. Н.Н. Пахомова и Ю.Б.Тупталова. — М.: Исслед. центр по пробл. управл. качеством подгот. специал., 1992. С. 87 - 104.
93. Иванова, Е.М. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е.М. Иванова, О.Г. Носкова, О.Н. Чернышева. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 83 с.
94. Ильин, Г.Л. Личностно-ориентированная технология (анализ понятия и практика применения) / Г. Л. Ильин. — М., 1999.- 187с.
95. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К.Ингенкамп.-М.: Педагогика, 1991.- 240 с.
96. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. В кн.: Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления / Д.Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1973.- 334 с.
97. Каган, М.С. Морфология искусства / М.С.Каган.- Л.: Искусство, 1972.- 440 с.
98. Каган, М.С. Философия культуры / М.С.Каган. СПб,-Петрополис, 1996.- 414 с.
99. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С.Каган. -СПб.: Петрополис, 1997. 204 с.
100. Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге XXI века) / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. СПб.: Петербург-XXI век. -160с.
101. Кидрон, А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: дисс. . канд. психол. наук / А.А. Кидрон. Л., 1991. -198 с.
102. Кирнарская, Д. К. Новый имидж музыкального образования / Д. К. Кирнарская // Культура, искусство, образование.- 2003.- № 3.- С.9-27.
103. Кирнарская, Д. К. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская.- М.: Таланты XXI век, 2004.- 496 с.
104. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов. Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993. - 56 с.
105. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов.- М.: МГУ, 1995.- 328с.
106. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов.- М.: МГУ, 1996.- 241с.
107. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пос. для студ. вузов / Е.А.Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 509с.
108. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев.- М.: Просвещение, 1970.- 390 с.
109. Ковалев, Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии.- 1987.-№3.
110. Коломинский, Я. J1. Психология общения / Я. Л. Коломинский,- М.: АПН СССР, 1975.- 231 с.
111. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
112. Кондратьев, С. В. Психология становления социальной сущности человека (вопросы теории): монография / С. В. Кондратьев.-Волгоград: Перемена, 1999.- 168с
113. Кондратьева, С. В. Межличностное понимание и его роль в общении: дис.докт. психол. наук / С. В. Кондратьева.- М., 1978.- 380 с.
114. Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства//Вопросы философии.- 1996.- № 10.- С. 46 57.
115. Коротков, Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности: специфика и соотношение / Н.З.Коротков,- М., 1983.-110 с.
116. Краткий словарь по эстетике / Под ред. Овсянникова М.Ф. — М.: Просвещение, 1983.- 224 с.
117. Краснова, О.В. Развитие информационной культуры личности как комплексная профессионально-педагогическая проблема / О. В. Краснова // Образование: исследовано в мире.- М.: OIM.RU, 2000 2001,-http://www.oim.ru.
118. Кремлев, Ю. Интонация и образ в музыке / Ю. Кремлев // Интонация и музыкальный образ.- М.: музыка, 1965.- С. 35-52.
119. Крылова, Н. Б. Эстетический потенциал культуры / Н.Б. Крылова. М.: Центр, - 1990,- 128 с.
120. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. Москва, «Высшая школа», 1990. - 140 с.
121. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина.- Л.: ЛГУ, 1987.- 317с.
122. Культурная среда и духовное формирование личности: Сборник статей / Отв.ред. М.М. Хайруллаев. АН Уз СССР, Ин-т философии и права им. И.М. Муминова— Ташкент: Фан, 1981. -156 с.
123. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977,- 304 с.
124. Леонтьев, А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл, 1997.- 365 с.
125. Леонтьев, А. А. Коммуникативность: Пришло или прошло ее время / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе.- 1991.- № 5.- С. 22 -25.
126. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: МГУ, 1981.583 с.
127. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А.Леонтьева.- М.: МГУ, 1994.- 272с.
128. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А.Леонтьев // Вопросы философии.-1987.-№ 7,-С. 21-23.
129. Лишин, Л. Звуковое сопровождение телевизионных программ / Л. Лишин, А. Курилятник // «625»- net.- 2007.- 04.- http: // www.625-net.ru.
130. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман.- М.: Гнозис, Прогресс, 1992.- 272 с.
131. Лукина, А. К. Социальная педагогика: учеб. пособие / А. К. Лукина.- Красноярск: КГУ, 1996.- 116 с.
132. Мануйлов, Ю.С. Воспитание средой / Ю. С.Мануйлов.-Н.Новгород: НГЦ, 2003,- 119 с.
133. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский.- М.: Музыка, 1976,- 253 с.
134. Меерзон, Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры / Б. Я. Меерзон.- М.: Аспект-Пресс, 2004.- 205 с.
135. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. - 96 с.
136. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В .В. Столина.- М.: Изд-во МГУ, 1987. 204с.
137. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, ТЛА.Кривченко, Н.А.Морозова. М.: ИЦПКПС, 1999. - 67 с.
138. Мясищев, В.Н. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показателей / В.Н. Мясищев, А.Л. Готсдинер // Вопросы психологии.- 1975.- № 1.- С. 54 67.
139. Назайкинский, Е.В. Психология музыкального восприятия / Е.В.Назайкинский.- М., 1972.- 87 с.
140. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский.- М.: Музыка, 1972.- 383 с.
141. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский,- М.: Музыка, 1988,- 254 с.
142. Науменко, С. И. Индивидуально-психические особенности музыкальности / С. И. Науменко // Вопросы психологии.- 1982.- № 5.- С. 8593.
143. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов.- М.: Просвещение, 1990.-301 с.
144. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов.-М.: 1990.- 341 с.
145. Образ и мысль// Музей и школа: диалог в образовательном пространстве.- СПб.: Питер, 1997.- Вып.2.- 144 с.
146. Орлов, В. В. Социальная биология: К разработке концепции / В. В. Орлов // Соотношение биологического и социального.- Пермь: Перм.ГУ, 1981.- С.14 37.
147. Оськина, С. Внутренний музыкальный слух / С.Оськина.- М.: Музыка, 1977.- 71 с.
148. Павиленис, Р.И. Проблема смысла / Р.И. Павиленис.- М.: Мысль, 1983.
149. Панов, В.Т. Эмоции. Мысли. Разум / В.Т. Панов.- М.: Мир, 1992.-216 с.
150. Педагогическая энциклопедия.- М.: Педагогика, 1968. Т.4.-912 стлб.
151. Петрушин, В.И. Моделирование эмоций средствами музыки / В. И. Петрушин // Вопросы психологии.- 1988.- № 5,- С. 141-144.
152. Платонов, К. К. Социально-психологический аспект проблемы личности / К. К. Платонов // Социальная психология личности.- М.: Наука, 1979.-С. 8-29.
153. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев. —М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
154. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина.- СПб: СПбГУ, 1994. 278 с.
155. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: сб.науч. тр. М., 1991.- 109 с.
156. Пряжников, Н. С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: автореф. дисс. докт. педаг. наук / Н.С. Пряжников. Екатеринбург, 1995. - 40 с.
157. Психология в управлении / Под ред. Е.С.Кузьмина.- Л.: ЛГУ,1983.
158. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен.- М., 2002.- 253 с.
159. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: В2-х т.т. / А. Ребер.- Т.2.- М.: Вече-Аст, 2001.- 592 с.
160. Рождение звукового образа / Сост. Е.Авербах.- М.: Искусство, 1985.- 251 с.
161. Рождение звукового образа.- М.: Искусство, 1991.- 229 с.
162. Розенберг, Н. М. Информационная культура в содержании общего образования / Н. М. Розенберг // Советская педагогика.- 1991.- №3,-С. 36-39.
163. Рыжов, В. В. Опыт построения модели коммуникативного потенциала личности / В. В. Рыжов // Личность в системе общественных отношений: Тез. VI Съезда общ-ва психологов.- Ч. 4,- М.: 1983.- С. 98 99.
164. Сайбединов, Л. Творчество как среда образования / Л. Сайбединов // Новые ценности образования.- Сб.4.- М.: Инноватор, 1996,- С. 48 -56.
165. Санжаева, Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: автореф. дис. д-ра психол.н. / Р. Д. Санжаева. Новосибирск, 1997.- 41 с.
166. Севашко, А.В. Звукорежиссура и запись фонограмм / А.В.Севашко.- М.: Альтекс А, 2004.- 432 с.
167. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В. Сенько.- М.: Академия, 2000.- 240 с.
168. Сенько, Ю.В. Гуманизация образовательной среды в университете // Педагогика.- 2002.- № 5,- С. 51 57.
169. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков.- М.: Изд. корп. «Логос», 1999.- 272 с.
170. СЛАСТЕНИН.- М.: Магистр-Пресс, 2000.- 488с.
171. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
172. Словарь по этике. М.: Политическая литература, 1989.- С. 148 - 149.
173. Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки / М. А. Смирнов,- М.: Музыка, 1974,- 216 с.
174. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения / С.Д. Смирнов.- М.: МГУ, 1985.- 231с.
175. Смирнов, С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов / С.Д. Смирнов // А.Н.Леонтьев и современная психология.- М., 1983.- С. 142- 151.
176. Смирнов, С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности / С.Д.Смирнов.- М.: Аспект-Пресс, 1995.- 271 с.
177. Современный мир и эстетическое развитие человека.- М.: Прометей, 1993.- 109 с.
178. Степанова, Л. П. Особенности работоспособности в условиях монотонной деятельности / Л. П. Степанова, В. И. Рождественская // Вопросы психологии.- 1986.- № 3.- С. 121 127.
179. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 284 с.
180. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.- М.: Политиздат, 1972.-271 с.
181. Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста/ Н.Ф.Талызина // Современная высшая школа.- 1986.- №2 (54).-С. 75 85.
182. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня.- 2004,-№3.-С. 20-28.
183. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов.- М.-Л.: АПН РСФСР, 1947.- 335 с.
184. Терентьев, А. А. Школа как социальный институт российского общества (структурно-гинетический анализ): автореф. дис. д-ра филос. наук / А. А. Терентьев. -Н. Новгород, 1998.- 40 с.
185. Фейнберг, E.JI. Кибернетика, логика, искусство / E.J1. Фейнберг.- М.: Радио и связь, 1981. 236 с.
186. Фельдштейн Д-И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: уч.пособие / Д.И.Фельдштейн. М.: Межд.пед.академия, 1995. - 368 с.
187. Философский энциклопедический словарь / Ред. Е.Ф.Губский и др.- М.: Инфра-М, 1997.- 576 с.
188. Франк, Г. Шесть бесед о звуке / Г. Франк.- М.: Искусство, 1971.- 221 с.
189. Франк, Г. Звук как зрительная ассоциация / Г. Франк.- М.: РИО СПИКиТ, 1993.- 127 с.
190. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франки. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
191. Фрумин, И. Д. Образовательное пространство как пространство развития / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии.- 1993. № 1.- С. 42 - 50.
192. Фрумин, И. Д. Тайны школы / И. Д. Фрумин. Красноярск: КГУ, 1999. - 132 с.
193. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и воспоминания / М. Хайдеггер.- М.: Республика, 1993.- 447с.
194. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В. Н. Холопова.- С-Пб: Лань, 2000.- 320 с.
195. Хуторской, А.В. Деятельность как содержание образования /А.В.Хуторской //Народное образование.- 2003.- № 8.- С. 107 144.
196. Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы междунар. научно-практич. кофер. (12 14 сент. 2000г.).- Ч.1.- М.: МПГУ,- 200 с.
197. Цырлина, Т. В. На путях к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т. В. Цырлина.- М.: 1997.- 369 с.
198. Чапля, Т. Ф. Ценностные аспекты коммуникативно-культурного взаимодействия в духовной сфере. Дисс. . канд. соц. наук / Т. Ф. Чапля.- Новосибирск, 1998.- 182 с.
199. Челышева, Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: автореф. дис. .д-ра пед. наук / Т.В.Челышева. М., 2003. - 41 с.
200. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков.- М.: Логос, 1994,- 320 с.
201. Шадриков, В. Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков.-М.: Магистр, 1996.- 102 с.
202. Шалаев, И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства / И.К. Шалаев, А.А. Веряев // Педагог. Наука, технология, практика.- 1998.- № 1(4).- С. 3 16.
203. Шалаев, И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: культурологический подход к проблеме / И.К. Шалаев, А.А. Веряев // Там же .- № 2(5).- С. 23-31.
204. Шаповалова, О. Музыкальный энциклопедический словарь / О. Шаповалова.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003,- 696 с.
205. Шердаков, В.Н. Добро.- Истина.- Красота / В.Н.Шердаков,-М.: Знание, 1984,- 64 с.
206. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении/ Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова.- М.: Академия, 2000.- 288 с.
207. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. / Т.В.Шуртакова. Изд-во Казанского университета, 1987. - 107 с.
208. Эльконин, Д. Б. Психология развития: учеб. пособие / Д.Б.Эльконин.- М.: AKADEMIA, 2001,- 144 с.
209. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. М.: Педагогика, 1978.-392 с.
210. Юдина, С. Д. Психологические факторы формирования и развития музыкальных способностей: дисс. . канд. психол.н. / С. Д. Юдина.-Новосибирск, 1996.- 145 с.
211. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон.- М.: Искусство, 1964.- 432 с.
212. Якунин, В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты / В.А. Якунин.- Д.: ЛГУ, 1988.
213. Ясвин, В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды / В.А. Ясвин // Дополнительное образование.- 2000.-№2,- С. 31-38.
214. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин.- М.: Смысл, 2001.- 365с.
215. Aronson Е. Avoidance of inter-subject communication // Psychol. Reports, 1966. V.19.
216. Barbara A. Nonverbal communication // Jornal of communication, 1963.-№13.- P.33-45.
217. Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe / Walo Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27 30 March, 1996. Coucil for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
218. Theyr L. Communication and System in Organization, Management and Interpersonal Relations. Homewood (Illinoice). 1968.
219. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
220. Специальность: 051500 Музыкальная звукорежиссура
221. Квалификация: звукорежиссер 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 051500 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА
222. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 24. 01.2002 № 181.
223. Квалификации выпускника: звукорежиссер; нормативный срок обучения 5 лет при очной форме обучения
224. Квалификационная характеристика выпускника. Специалист должен быть подготовлен для деятельности в качестве звукорежиссера, звукооператора и оператора-монтажера в области любых видов аудиовизуальных искусств и театрально-концертной практики.
225. Возможности продолжения образования специалиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 051500 Музыкальная звукорежиссура.
226. Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
227. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
228. Предшествующий уровень образования абитуриента- среднее профессиональное музыкальное образование.
229. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
230. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
231. ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0515001. ЗВУКОРЕЖИССУРА
232. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных практик.
233. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
234. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 051500 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА
235. Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Bci 0 ча< в1 2 3
236. ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 18(
237. ГСЭ.Ф.О 0 Федеральный компонент 12(
238. ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык 34
239. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
240. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствиях. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
241. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.
242. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
243. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
244. ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент 27
245. ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 27опд.оо Цикл общепрофессиональных дисциплин 2
246. ОПД.Ф.О 0 Федеральный компонент 2.
247. ОПД.Об Анализ музыкальных произведений Исследование музыкального языка, формы, музыкальных стилей, историко-стилистических и жанровых предпосылок и связей музыкальных произведений.
248. ОПД.Р.О 0 Национально-региональный (вузовский) компонент 2
249. ОПД.Р.О 1 Безопасность жизнедеятельности 1опд.в.о 0 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 2
250. СД.00 Цикл специальных дисциплин 3
251. СД.Ф.00 Федеральный компонент 3
252. СД.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент 7
253. СД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 2
254. ДС.00 Дисциплины специализации 21. РТД.00 Факультативы| 45(
255. Всего часов теоретического и практического обучения, включая практику 9210 часов.1. Практика 5 недель.
256. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ1. ВЫПУСКНИКА
257. ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 051500 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА
258. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
259. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
260. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
261. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО
262. СПЕЦИАЛЬНОСТИ 051500 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА
263. Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
264. Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
265. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «не зачтено»).
266. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО
267. СПЕЦИАЛЬНОСТИ 051500 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА
268. Требования к профессиональной подготовленности выпускника
269. Нормативный срок обучения5 лет
270. Пнлкс НАИМЕНОВАНИЕ дисциплин Объем учебной работы студента в часах Фор мы 1ГГО1 овог о К01П роля
271. Трудос мкость Объем работы студента в часах с прсподавак-'лем Сам осто ятел Ы1ЫХ Примерное распределение по семестрамвсего лекций (тео ретн ческ их) практи чсских Ш1Д11 виду апьи ых 1 2 3 5 6 8 V (1
272. ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1800 1093 707
273. Федеральный компонент 1260 823 437
274. Иностранный язык 340 170 170 + + + + + э к 3
275. Физическая культура 408 408 408 + + + + + + + + 3 а 4
276. Отечественная история 232 105 70 35 127 + + Э К 3
277. Философия 280 140 70 70 140 + + Э к 31. Культурология 1. Политология 1. Правоведение 1. Психология и педагогика
278. Русский язык и культура речи1. Социология 1. Экономика
279. Национально-региональный (вузовский) компонент 270 135 135
280. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые 270 135 135вузом
281. ОБЩЕПРОФЕССИОН АЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2700 1740 960
282. Федеральный компонент 2300 1540 760
283. Музыкальная информатика 140 70 35 35 70 + + Э к 3
284. Эстетика 100 70 70 30 + + Э к 3
285. История искусства 100 70 70 30 + + 3 а 4
286. Музыкальная психология 70 35 35 35 + 3 а 4
287. Гармония 160 105 10 5 55 + + + Э к 3
288. Анализ музыкальных Произведений 100 70 70 30 + + Э к 3
289. Сольфеджио 140 105 10 5 35 + + + Э к 3
290. Полифония 100 70 70 30 + + Э к 3
291. История музыки (зарубежной, отечественной) 420 315 31 5 10 5 + + + + + + + + Э к 3
292. Фортепиано 210 105 10 5 10 5 + + + + + + Э к 3
293. Инструментоведение 50 35 35 15 + Э к 3
294. Инструментовка 140 70 70 70 + + 3 а 4
295. Чтение симфонических партитур 70 35 35 35 + + + + 3 а 4
296. История оркестровых стилей 50 35 15 + 3 а 4
297. Массовая музыкальная культура 50 35 15 + 3 а 4
298. Электронная и компьютерная музыка 160 105 35 70 55 + + + Э к 3
299. Основы прикладной математики 80 70 70 10 + Э к 3
300. Основы физики и электроники 160 140 14 0 20 + + + Э к 3
301. Национально-региональный (вузовский) компонент 200 100 10 0
302. Безопасность жизнедеятельности 100 35 35 65 + 3 а 4
303. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 200 100 10 0
304. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3960 1691 2269
305. Федеральный компонент 3560 1491 2069
306. Звукорежиссура 1960 490 21 0 28 0 14 70 + + + + + + + + + + Э к 3
307. Слуховой анализ звукозаписи 420 210 21 0 21 0 + + + + + + Э к 3
308. Акустические основы звукорежиссуры 140 70 70 70 + + Э к 3
309. Музыкальная акустика 100 70 70 30 + + Э к 3
310. Оборудование студий звукозаписи 150 105 10 5 45 + + + Э к 3
311. Звукозапись в студии 740 530 53 0 21 0 + + + + + + + + 3 а 4
312. Профессиональная подготовка 50 16 34 + + 3 а 4
313. Национально-региональный (вузовский) компонент 200 100 100
314. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 200 100 100
315. ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 300 150 15 0
316. ФАКУЛЬТАТИВЫ 450 225 22 51. ИТОГО: 9210 4899 43 11
317. ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ:- Демонстрация 10 самостоятельно выполненных звукозаписей.- Профессиональная подготовка.
318. Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту теоретической работы — не менее 8 недель.
319. Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) — до 50 недель Итого: 260 недель
320. Основанный на опыте предшествующих поколений звукорежиссеров, курс
321. Музыкальная звукорежиссура» с одной стороны призван избавить будущего специалистаот типичных ошибок, а с другой подготовить к принятию творческих решений всоответствии с поставленными задачами.
322. От качества работы звукорежиссера по роду его социальной роли в современномискусстве во многом зависит формирование вкусов и пристрастий миллионов слушателей.
323. Поэтому во время изучения курса «Музыкальная звукорежиссура» у студента долженразвиться тонкий художественный вкус, позволяющий в дальнейшей работе помогатьисполнителю реализовывать самые глубокие музыкальные идеи.
324. Краткие методические указания
325. Лекции сопровождаются специально подобранными звуковыми примерами, иллюстрирующими тот или иной изучаемый материал. Ряд занятий, исходя из технической обеспеченности ВУЗа, целесообразно провести в профессиональных студиях звукозаписи.
326. Лекции сопровождаются специально подобранными звуковыми примерами, иллюстрирующими тот или иной изучаемый материал. Ряд занятий, исходя из технической обеспеченности ВУЗа, целесообразно провести в профессиональных студиях звукозаписи.
327. В цикл индивидуальных занятий входит также посещение студентом в сопровождении преподавателя внеаудиторных мероприятий выставок, симпозиумов, мастер-классов специалистов, записей, проводимых преподавателем.
328. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1 курс 1 семестр1. Тема 1 (лекции)
329. Введение. Место звукорежиссуры в современной музыкальной культуре. Видызвукорежиссерских работ6 часов)
330. Запись и трансляция звука. Обзор элементов сквозного электроакустического тракта. Задачи звукорежиссера при записи речи и музыки. Обзор основных видов деятельности звукорежиссера (1 час)
331. Понятие «перезаписи» и «постпродакшн» в кинематографе и видеопроизводстве: обеспечение баланса звуковых компонентов, разборчивости текста, поддержание среднего уровня. (2 часа)
332. Тема 2 (лекции) Из истории развитш1 звукозаписи (3 часа)
333. Тема 3 (лекции) Обзор современных средств звукозаписи (3 часа)
334. Современные художественные средства, используемые звукорежиссером при записи и передаче звука.
335. Применение различных носителей и форматов записи: DAT, DASH, минидиск, компакт диск, DVD-audio, SASD. Мультимедийные форматы.
336. Системы пространственного воспроизведения звука: бинауральная стереофония, бифония, surround sound разных форматов.1. Тема 4 (лекции)
337. Профессиональная оценка качества фонограмм, знакомство с оценочным протоколом. Профессиональная терминология (20 часов)
338. Прозрачность (ясность передачи звукового пространства, различимость партий инструментальных групп и отдельных тембров в общей музыкальной картине, разборчивость текста). (2 час)
339. Музыкальный баланс (естественность различия в громкости между отдельными инструментами, голосами, группами, естественность общего баланса записи верность нюансов при регулировании динамического диапазона). (2 час)
340. Тембр (естественность передачи тембров отдельных инструментов, голосов, групп, комфортность звучания фонограммы в целом). (2 час)
341. Характеристика исполнения (особенности трактовки музыкального произведения, отличительные черты данного исполнителя: динамика, агогика, темп, наличие исполнительского брака детонации, неверных нот, плохого ансамбля). (2 час)
342. Технические замечания (искажение звука, нарушение частотной характеристики, резонансы отдельных частот, помехи, шумы). (2 час)
343. Стереовпечатление (заполненность стереофонической базы источниками звука, равномерность и симметричность расположения прямых и отраженных сигналов). (2 час)
344. Общая эстетическая оценка звукозаписи (художественность воплощения музыкального произведения в звукозаписи, цельность записи музыкального произведения, ценность данной звукозаписи как произведения искусства). (2 час)
345. Формирование практических навыков критического слушания записей и определения причин тех или иных недостатков, знание методов их устранения в процессе мастеринга или реставрации. (2 час)
346. Тема 5 (лекции) Способы пространственного воспроизведения фонограмм4 часа)
347. Классификация систем пространственного воспроизведения звука:
348. Монофоническая система передачи звука и средства преодоления точечного звучания (системы псевдостерео),
349. Преимущества и недостатки двухканальной стереофонии
350. Квадрафоническая система звуковоспроизведения
351. Запись с использованием технологии "One point"
352. Запись с использованием системы «Искусственная голова», бифония.
353. Системы звуковоспроизведения в кино (3+1, 5+1)
354. Системы Dolby surround (5.1, 5.1 EX, 7.1)
355. Проблемы совместимости различных форматов записи.1 курс 2 семестр1. Тема 6 (лекции)
356. Художественные особенности заппен музыки различных стилей и эпох (6часов)
357. Особенности составов ансамблей и оркестров. Особенности инструментария, динамики, звукоизвлечения, агогики.
358. Способы формирования звукового пространства методами классической звукорежиссуры (12 часов)
359. Микрофонные системы для пространственной записи. XY, MS, АВ, 3-АВ, ORTF, Диск Джеклина, SASS, искусственная голова. (2 часа)
360. Правила установки общего микрофона. Выбор стереофонической системы и модели микрофона.(2 часа)
361. Правила расстановки дальних микрофонов. Выбор стереофонической системы и типов микрофонов. (2 часа)
362. Расстановка микрофонов для записи методами классической звукорежиссуры по системе surround sound. (2 часа)
363. В течение лекции преподаватель проводит короткие микрофонные репетиции с демонстрацией различных расстановок общего и дальнего микрофонов и применением изучаемых стереофонических систем.1. Тема 8 (лекции)
364. Расстановка ближних микрофонов для записи музыкальных инструментов ичеловеческого голоса (16 часов)
365. Струнные смычковые инструменты, (4 часа)
366. Деревянные духовые инструменты (4 часа)
367. Медные духовые инструменты (4 часа)
368. Ударные инструменты (4 часа)
369. В течение лекций преподаватель проводит короткие микрофонные репетиции с различными расстановками ближних микрофонов перед музыкальными инструментами.1. Тема 9 (лекции)
370. Расстановка ближних микрофонов для записи музыкальных инструментов и человеческого голоса (окончание) (16 часов)
371. Фортепиано, клавесин, арфа, орган (4 часа)
372. Человеческий голос. Запись дикторского текста, художественного чтения. Запись спектаклей. Запись вокала (классическая и народная манеры), непоставленного голоса (2 часа)
373. Барочный инструментарий и его запись (2 часа)
374. Особенности записи русских народных инструментов (2 часа)
375. Запись эстрадных инструментов (б часов)
376. В течение лекций преподаватель проводит короткие микрофонные репетиции с использованием различных расстановок ближних микрофонов перед музыкальными инструментами, певцами и чтецами.
377. Тема 10 (лекции) Основы монтажа фонограмм (6 часов)
378. Тема 11 (лекции) Основы реставрации фонограмм (4 часа)
379. Классификация существовавших способов фиксации звука. Проблемы корректного воспроизведения фонограмм, записанных на разных носителях. Характер сопутствующих шумов и искажений.
380. Этика реставрации. Звукозапись как документ эпохи. Проблема степени удаления шумов, изменения тембра, добавления реверберации и пр.
381. Обзор наиболее популярных компьютерных реставрационных программ.
382. Приемы удаления периодических помех. Удаление исполнительских шумов. Удаление импульсных помех в ручном и автоматическом режиме. Программы изменения временных и звуковысотных характеристик файла.
383. Изменение пространственных характеристик оригинала (псевдостерео, 5.1)
384. Тема 12 (лекции) Работа с исполнителем (4 часа)
385. Тема 13 (лекции) Подготовка и проведение записи (6 часов)
386. Принципы расстановки нескольких ближних микрофонов в одном помещении. Акустическая противофаза. Частотные искажения. Точность локализации. Манипуляции балансом и планами. Использование акустических щитов. (2 часа)
387. Ансамбли солистов и фортепиано. Ансамбли струнных и духовых инструментов. Вокал в сопровождении ансамбля. Камерный оркестр. Камерный оркестр и солистом. Ансамбли народных инструментов. Барочные ансамбли, консорты. (2 часа)
388. Преподавателем проводятся микрофонные репетиции с использованием различных расстановок нескольких индивидуальных микрофонов перед камерным ансамблем.
389. Тема 15 (лекции) Приемы записи хоровой музыки (4 часа)
390. Тема 16 (лекции) Эксплуатация оборудования (18 часов)
391. Приемы работы с элементами звукорежиссерского пульта:
392. Входные цепи. Согласование источника сигнала по уровню, входному сопротивлению и способу помехозащищенности. (1 час)
393. Панорамные потенциометры. Закон изменения положения кажущегося источника звука в зависимости от разности уровней или временного сдвига в каналах. (1 час)
394. Приборы обработки звукового сигнала. De-esser. Chorus. Flanger. Tremolo. Ping pong. Принцип работы. Области применения. (1 час)
395. Строение звукорежиссерского пульта. Особенности приемов работы на аналоговых и цифровых пультах. Обзор продукции различных фирм. (2 часа)1. Тема 17 (лекции)
396. Принципы звукозаписи с использованием многодорожечной техники (4 часа)
397. Многодорожечная запись классической музыки. Необходимость использования этого метода в разных жанрах. Художественные возможности последующего сведения. Особенности расстановки микрофонов и многодорожечного монтажа.
398. Требования к акустическим параметрам студии. Организация системы контроля фонограммы музыкантами (foldback). Обзор многодорожечных рекордеров.
399. Тема 18. (лекции) Приемы художественного сведения фонограмм4 часа)
400. Приемы обработки сигнала различных групп инструментов: ритм-группа, подголосочные партии, духовая группа, струнная группа, хор (бэк-вокал). Сольная вокальная или инструментальная партия.1.I курс 5 семестр1. Тема 19 (лекции)
401. Рассадка и технология запись джазовых ансамблей и эстрадных оркестров10 часов)
402. Разновидности джазовых ансамблей. Джазовый инструментарий. Трио. Квартеты. Вокальный джаз. Бэнды, Биг бэнды.
403. Понятие симфоджаза. Состав оркестра, функции групп.
404. Расстановка коллективов на концерте и в студии. Примеры расстановки микрофонов. Проблемы записей концертов со звукоусилением. Обработка сигналов.1. Тема 20 (лекции)
405. Приемы записи больших коллективов: симфонических оркестров, опер,кантат, ораторий. Работа по озвучиванию открытых площадок (16 часов)
406. Составы и традиции рассадки симфонических оркестров. Расстановка ближних микрофонов внутри оркестра.
407. Традиции акустических решений записи оперы. Варианты расстановок исполнителей на сцене и в студии. Расстановка микрофонов.
408. Традиции акустических решений записи произведений кантатно-ораториалыюго жанра. Варианты расстановок исполнителей на сцене и в студии. Расстановка микрофонов.
409. Озвучивание произведений кантатно-ораториального жанра на открытыхплощадках.1. Тема 21 (лекции)
410. Технология записи синтезированных источников сигнала с использованием компьютерных технологий (10 часов)
411. Художественные особенности синтезированного музыкального материала. Классификация электронных музыкальных инструментов.1. MIDI интерфейс.
412. Компьютерные программы для работы с синтезаторами.
413. Мидиклавиатура. Самостоятельное создание семплированных источников звука.
414. Индивидуальные занятия (72 часа)
415. I курс 6 семестр Тема 22 (лекции)
416. Звукорежиссура в кинематографе, на телевидении и концертных залах, работа по озвучиванию открытых площадок (34 часа)
417. Технологическая цепочка кинопроизводства. Этапы создания саундтрека кинофильма. Черновая и синхронная запись диалогов. Запись шумов. Запись музыки. Перезапись. Компьютерные программы синхронного озвучания.
418. Звук на телевидении. Музыкальные передачи. Спортивные передачи. Репортажи. Особенности проведения прямого эфира.
419. Озвучивание джазовых и рок концертов. Специфика работы на открытых площадках. Примерный расчет необходимой мощности воспроизводящего оборудования. Особенности применяемого микрофонного парка. Применение задержек. Обзор РА-оборудования разных фирм.
420. Индивидуальные занятия. (68 часов)
421. Записи оркестров народных инструментов и духовых оркестров Запись эстрадных композиций с использованием MIDI интерфейса. Запись драматического спектакля со сцены театра или в студии. Запись драматической речи.1. курс 7 семестр (72 часа)
422. Записи эстрадных и джазовых коллективов с использованием многократных наложений. Запись больших джазовых оркестров (биг бэндов). Театрально-сценические записи (опера или оперетта).1. V курс 9 семестр
423. Многодорожечная запись со сведением. Записи произведений кантатно-ораториального жанра. Запись небольшого произведения или фрагмента в жанре мюзикла. Запись оперы. Работа на озвучивании концертов, мюзикла.1. V курс 10 семестр
424. Многодорожечная запись со сведением. Записи произведений кантатно-ораториального жанра. Запись небольшого произведения или фрагмента в жанре мюзикла. Запись оперы. Работа на озвучивании концертов, мюзикла. Подготовка выпускной квалификационной работы.
425. Литературно-музыкальные коми озиц и и.
426. Работа над созданием радио-спектакля состоит из нескольких этапов и на каждом из них он выступает в разных ипостасях звукорежиссёрской работы.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.