Формирование опыта творческой деятельности учащихся: На материале учреждений дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Иванова, Ольга Николаевна

  • Иванова, Ольга Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Саратов
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 202
Иванова, Ольга Николаевна. Формирование опыта творческой деятельности учащихся: На материале учреждений дополнительного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Саратов. 2003. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Иванова, Ольга Николаевна

Введение.3

Глава

Теоретические основы формирования опыта творческой деятельности учащихся

1.1. Сущность, специфика и компонентный состав опыта творческой деятельности учащихся.17

1.2. Особенности формирования опыта творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования.56

1.3.Педагогическая система формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования.80

Глава 2 Исследование эффективности педагогической системы формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования

2.1.Поисковый этап эксперимента.102

2.2.Констатирующий этап эксперимента.115

2.3. Преобразующий этап эксперимента.130

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование опыта творческой деятельности учащихся: На материале учреждений дополнительного образования»

Изменения социально-экономического и культурного развития в современном российском обществе непосредственным образом затрагивают сферу образования на всех ее уровнях. Модернизация образовательной парадигмы привела к глобальному пересмотру функциональных и концептуальных аспектов ее структурных звеньев, в том числе и системы дополнительного образования. В данных условиях большая роль отводится творчеству, которое становится неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства и рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности.

В связи с этим возрастает значимость опыта творческой деятельности как содержательного компонента образования и уникального материально-духовного продукта, создающего основу для формирования общечеловеческих ценностей, самовыражения и творческого саморазвития личности, позволяющего ей безболезненно и наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках, повышая стрессоустойчивость к постоянно изменяющимся реалиям жизни.

Значительную теоретическую базу для решения проблемы формирования опыта творческой деятельности создали многочисленные исследования в области философии (А.Н.Аверин, В.Б.Александров, В.П.Филатов, Л.В.Яценко), психологии (Б.Г.Ананьев, Н.В.Басов, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, В.В.Зацепин, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, А.Н.Лук, Р.С.Немов, Ю.П.Платонов, Я.А.Пономарев), культурологии (С.А.Арутюнов, Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, М.Мид, Э.А.Орлова, Л.Стоун, А.Тубельский), истории педагогики (К.Д.Ушинский, Т.С.Шацкий, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).

В современной педагогической теории и практике ведется разработка проблемы опыта по следующим направлениям. Исследованию опыта творческой деятельности как структурного компонента содержания образования посвящены исследования А.М.Абрамова, В.П.Зинченко, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина. Изучением механизма включения детской субкультуры в педагогическое пространство с целью приобретения и обогащения социально-личностного опыта ребенка занимались А.В.Зеленцова, М.В.Корепанова, М.И.Лисина, Л.П.Макарова. В работах О.А.Абдуллиной, В.И.Бондаревского, В.И.Войтко, А.П.Владимирова, Л.Г.Вяткина, В.И.Журавлев, М.Р.Львова, Э.И.Моносзона, Г.К.Париновой, Н.П.Тучнина опыт рассматривался под призмой сложной, динамической и многоуровневой модели личности современного педагога. Опыт профессиональной деятельности в системе поликультурного образовательного пространства исследовался Ф.Н.Гоноболиным, С.Б.Елкановым, О.Б.Капичниковой, А.Н.Кузибецким,

Н.П.Лукашенко, В.Я.Макашовым, И.П.Раченко. Проблемам взаимопроникновения опыта и творчества с позиции интегративного характера педагогической деятельности посвящены работы Г.И.Железовской, В.И.Загвязинского, С.В.Кульневича, Ю.Н.Кулюткина, В.В.Краевского,

Н.В.Кузьминой, М.М.Поташника.

Среди многообразных научно-педагогических изысканий последних лет особое, на наш взгляд, внимание заслуживает продуктивный подход, предполагающий акцентуализацию опыта как предметно-действенного способа овладения знаниями об окружающем мире и формирования собственного ценностно-смыслового фундамента развивающейся личности (В.Б.Александров, А.Арнольд, М.Балабан, И.Бема, С.Веницке, Н.Б.Крылова, М.Потмесил, М.Сикорова, Ф.Хараева, Й.Шнейдер).

Системой, наиболее адекватно отвечающей основным концептуальным положениям продуктивного подхода и создающей максимально благоприятные условия для его практической реализации является система дополнительного образования. Изучением ее истории, этапов становления и особенностей современного развития занимались А.Г.Асмолов, О.ЕЛебедева, Л.Г.Логинова, И.В.Руденко, В.И.Слободчиков, Б.К.Тебиев, М.О.Чеков, Е.А.Ямбург. Творчество как центральная проблема дополнительного образования разрабатывалась в исследованиях В.И.Андреева, А.Г.Андрейченко, Д.Н.Васильевой, Н.Б.Дворцовой, А.В.Золотаревой, А.В.Николаева,

Э.Г.Костяшкина, М.А.Углицкой, А.И.Щетинской,

Т.П.Щербаковой.

Однако существует противоречие между заказом общества на формирование и развитие личности, обладающей не только опытом осуществления деятельности по заранее заданному образцу, а именно опытом ее творческой реализации и недостаточным вниманием современной системы дополнительного образования к этой проблеме, недостаточной проработанностью основных теоретико-практических положений.

Данное противоречие, в первую очередь, детерминировано проблемой, связанной с неразработанностью теоретических основ опыта творческой деятельности учащихся и отсутствием соответствующей педагогической системы его формирования в учреждениях дополнительного образования.

Указанная проблема и обусловила выбор темы диссертационного исследования:

Формирование опыта творческой деятельности учащихся (на материале учреждений дополнительного образования)».

Цель исследования - научное обоснование, разработка, апробация и внедрение педагогической системы формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования.

Предмет исследования - формирование опыта творческой деятельности учащихся.

Основу гипотезы исследования составил исходный тезис о том, что формирование опыта творческой деятельности будет более эффективным, если: рассматривать его как важнейшее направление совершенствования креативной основы образовательного процесса учреждений дополнительного образования, для расширения возможности творческой самореализации ребенка в разнообразных жизненных практиках; на основе продуктивного подхода определена сущность и компонентный состав опыта творческой деятельности, охватывающий знаниевую и личностно-деятельностную сферы личности учащихся сопряженные с ее самооценкой и самоанализом; в педагогическое пространство учреждений дополнительного образования будет внедрена научно обоснованная система, предполагающая прохождение всех стадий ее развития, а именно: возникновения, становления, зрелости и закономерного преобразования сформированного опыта творческой деятельности на новом, более высоком уровне; разработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий определять уровень и динамику формирования опыта творческой деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Выявить и научно обосновать, на основе продуктивного подхода, сущность понятия «опыта творческой деятельности учащихся», его содержание и структуру.

2. Определить компоненты педагогической системы формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования.

3. Разработать критериальную систему уровней сформированности опыта творческой деятельности учащихся.

Методологическую основу исследования составляют: концептуальные идеи об опыте как результате практической деятельности, его органической связью с творчеством (А.Н.Аверин, В.Б.Александров, А.С.Батышев,

B.С.Библер, В.И.Войтко, С.И.Гессен, А.В.Зеленцова, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.П.Филатов, В.А.Шагеева, В.С.Швырев); продуктивный подход в образовании личности (С.И.Гессен, М.Балабан, М.И.Башмаков, И.Бем, Н.Б.Крылова, М.Потмесил, А.Тубельский, Й.Шнейдер); концепция целостного системного анализа педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько,

C.М.Годник, В.И.Журавлев, Н.И.Монахов, В.С.Ильин, А.И.Кочетов, В.В.Краевский, Л.М.Фридман); идеи личностно-деятельностного, субъектного подхода в обучении (Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, М.С.Каган, С.В.Кульневич, А.Н.Леонтьев, Г.К.Паринова, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков,

И.С.Якиманская); теоретические представления о роли творчества в формировании и развитии личности (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Л.Г.Вяткин, М.В.Корепанова,

Ю.Н.Кулюткин, А.Лук, М.М.Поташник, А.Я.Пономарев);

- исследования в области дополнительного образования (Т.И.Бабаева, В.И.Логинова, Л.Г.Лебедева, В.Я.Лыкова, В.А.Петровский, Н.Я.Стрельцова, М.О.Чеков, Е.А.Ямбург); концептуальные подходы к проблеме развития творческих возможностей ребенка в процессе музыкальной деятельности (Э.Б.Абдулин, О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Л.Г.Дмитриева, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, Б.М.Теплов, Н.М.Черноиваненко).

На различных этапах проведения исследования использовались следующие методы: методы теоретико-методологического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный, логический, моделирование исходных позиций исследования, анализ собственного и передового педагогического опыта); диагностические методы включающие: наблюдение, беседу, анкетирование, экспертную оценку, анализ творческих работ учащихся, обобщение независимых характеристик, непосредственное взаимодействие с управленческими и педагогическими работниками системы дополнительного образования; эмпирические - констатирующий и формирующий эксперимент; методы математической статистики.

Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное образовательное учреждение «Дом детского творчества» г.Калач-на-Дону Волгоградской области.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.

Первый этап исследования (1996-1999) — теоретический: происходило установление исходных фактов исследования, связанных с изучением и анализом теории и практики дополнительного образования, исследованием и обобщением философской, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования творческого опыта на разных этапах возрастного развития. Уточнялось его содержание, специфика и компонентный состав. Была определена проблема, гипотеза, и логика исследования, сформулированы задачи, конкретизирован общий методологический подход к процедуре исследования и оценке его результатов.

Второй этап исследования (1999-2001) — опытно-экспериментальный: апробировалась педагогическая система формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования, проверялась и уточнялась гипотеза исследования; исследовались различные виды художественно-творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования и особенности их реализации в период подросткового детства. Разрабатывался критериально-диагностический аппарат определения уровней сформированное™ опыта творческой педагогической деятельности учащихся.

Третий этап исследования (2001-2002) - результативно-обобщающий: систематизировалось содержание исследования, определялась эффективность разработанной системы и динамика формирования опыта творческой деятельности учащихся, вносились необходимые коррективы в процесс его реализации; осуществлялось внедрение позитивных результатов в практику работы учреждений дополнительного образования; оформлялся материал диссертационного исследования, публиковался авторский методический материал.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что на основе науковедческого анализа определена проблема формирования опыта творческой деятельности как перспективное направление совершенствования современной системы дополнительного образования; с позиции продуктивного подхода определены ведущие идеи и направления, позволяющие на новом содержательном уровне расширить представление о понятии, сущности и структуре опыта творческой деятельности учащихся как своеобразного материально-духовного продукта личности; впервые разработана модель педагогической системы формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования, показаны интегративные связи ее функциональных и содержательных компонентов с позиции продуктивного подхода; разработан механизм реализации авторской системы, учитывающий постадийность (возникновение, становление, зрелость, преобразование) формирования опыта творческой деятельности; научно обоснована критериальная система уровней сформированности опыта творческой деятельности учащихся на различных этапах его формирования.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что систематизированы вопросы теории творчества в системе дополнительного образования; уточнены и дополнены представления об особенностях формирования и развития личности учащихся в процессе различных видов творческой деятельности; выявлена логика формирования опыта как особым образом организованного педагогического процесса; в контексте современной парадигмы образования разработана модель педагогической системы его формирования.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью широкого применения положительных результатов для совершенствования процесса формирования опыта творческой деятельности в системе дополнительного образования и заключается в том, что апробирована авторская педагогическая система, разработан план-программа и предложены конкретные рекомендации к организации и проведению занятий по формированию у учащихся творческого опыта в различных видах деятельности, представлен специально разработанный учебно-методический комплекс, имеющий практическое значение для решения проблемы творческого саморазвития личности. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в практике работы различных образовательных учреждений, в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются исходными теоретико-методологическими позициями, включающими обращение к смежным отраслям знаний (философии, психологии, культурологии); логикой теоретического и экспериментального исследования; применением комплекса методов (диагностического и дидактического характера), адекватных предмету и задачам исследования; позитивными данными опытноэкспериментальной работы и возможностью ее повторения; репрезентативностью объема выборки, статистической значимостью экспериментальных данных и личным опытом работы исследователя в учреждениях дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Авторское определение понятия «опыт творческой деятельности» обогащенное основными положениями, идеями продуктивного подхода и представленное как уникальный материально-духовный продукт, предполагающий единство теоретических знаний, (реализуемых в различных видах деятельности), умений и способов поиска новых проблем, путей их практического разрешения, и ведущий к преобразованию личности, ее отношения к окружающему миру.

2. Педагогическая система формирования опыта творческой деятельности учащихся как совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: состоящих из: ведущей цели, направленной на достижение высокого уровня сформированности опыта творческой деятельности; содержания, предполагающего организацию различных видов творческой деятельности; соответствующих форм, методов, средств, результата, и функиионалъных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организационного и коммуникативного.

3. Аппарат критериально-диагностических методик, соотнесенный с компонентным составом опыта творческой деятельности учащихся и позволяющий определить уровни, проследить динамику их формирования на различных этапах проведения педагогического эксперимента.

Апробация работы и внедрение результатов исследования проводилось на заседаниях, научно-практических и научно-методических конференциях, аспирантских семинарах кафедры педагогики Педагогического института СГУ им.Н.Г.Чернышевского (2000-2002), кафедры философии и социальной психологии Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии (2000-2001), кафедре естественных и гуманитарных наук Международного института Управления (филиал) (Калач на Дону, 2002), научных дискуссиях по проблемам развития дополнительного образования (СарИПКРО, 2002).

Результаты исследования внедрялись в практику деятельности муниципальных образовательных учреждений «Муниципальная школа искусств», «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга», «Дом детского творчества» г.Калач-на-Дону и «Дом творчества детей и молодежи», «Центральный дом творчества», «Дом детского творчества «Солнечный» и «Дом творчества» г.Саратова.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в семи публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В качестве иллюстраций представлены таблицы, схемы, диаграммы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Иванова, Ольга Николаевна

Заключение

Рассмотренная проблема формирования опыта творческой деятельности учащихся (в УДО) позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.

Современная социокультурная, экономическая ситуация, сложившаяся в нашем обществе ориентирует на воспитание и образование человека не просто творчески ориентированного, способного быстро и безболезненно перестраиваться в постоянно изменяющемся мире, но и изначально целенаправленно подходящего к формированию собственного жизненного, личностного опыта, опыта творческой деятельности.

Сегодняшнее образование испытывает определенные теоретические и методические проблемы в плане формирования у учащихся не просто опыта, а именно опыта творческой деятельности, понимаемого как материально-духовный продукт, полученный в результате объединения в неразрывное целое знаний, умений, навыков и позволяющий ребенку не только определять новую проблему, способы, пути ее разрешения, но и способствовать успешному преобразованию, как формирующейся личности, так и окружающей ее действительности.

Новизна теоретического исследования заключается не только в слабой изученности данного опыта, но и в выборе в качестве ведущего продуктивного подхода к его формированию. Именно продуктивное образование, на наш взгляд, позволяет подойти к самому процессу обучения с позиции активного включения в деятельность, в практику, ведущей к формированию у ребенка уже в процессе обучения в любом учебном заведении, (будь то традиционное или инновационное учреждение дополнительного образования), собственного, самоценного опыта творчества.

Продуктивный подход позволяет рассматривать опыт, в том числе и опыт творческой деятельности, как своеобразный «духовный» продукт, способствующий развитию формирующейся личности. Но опыт творческой деятельности должен приобретаться ребенком/учащимися не стихийно, а целенаправленно и организованно, поэтому его необходимо формировать, при активной, поддерживающей деятельности со стороны взрослых.

Опыт творческой деятельности является неотъемлемым, важнейшим компонентом содержания современного образования. Однако его компонентный состав не совсем точно определен в педагогической теории. Поэтому, опираясь на базовые положения психолого-педагогической теории и практики, пользуясь достижениями смежных наук — философии и культурологии мы посчитали возможным выделить следующие его компоненты:

1. знания, умения, приобретенные в процессе обучения;

2. самостоятельное применение их в деятельности;

3. определение новой проблемы (аспектов) и способов и путей ее разрешения;

4. самостоятельное комбинирование, внесение элементов новизны в собственную практическую деятельность.

Несомненно, что их градация является весьма условной, учитывая объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование опыта творческой деятельности. В принципе каждый из компонентов находится в тесной взаимосвязи с другими, образуя в результате новое продуктивно-личностное образование - опыт творческой деятельности.

Учитывая специфику творчества ребенка, особенности его деятельности мы полагаем, что деятельность только тогда ценна как таковая, когда постепенно эволюционирует в самодеятельность, при которой ребенок определяет лично для себя значимые цели и задачи этой деятельности.

Изучение проблемы с практической стороны показало, что наиболее эффективно процесс формирования опыта творческой деятельности будет происходить в системе дополнительного образования с ее изначальной ориентированностью всего образовательно-воспитательного процесса на развитие творчества, творческих способностей, а, следовательно, и опыта творческой деятельности через различные виды деятельности.

Выбор в качестве базы исследования учреждения дополнительного образования обусловлен многими моментами, но главное, что в них приоритетное значение имеет именно творческая деятельность, в то время как в школе преобладает репродуктивная, и поэтому процесс формирования опыта творческой деятельности будет происходить более естественно и органично.

Рассмотрение проблемы в аспекте дополнительного образования вскрыло несколько новых аспектов в исследуемой проблеме — это и принципиальное изменение роли и позиции учащегося и педагога, перевод системы их взаимоотношений на принципы паритета, другодоминантности и совместного творчества. В этом случае модель деятельности педагога приобретает многофункциональный и многовариантный характер (помощник, консультант, личный психолог, защитник и т.д.) и базируется на основе поддерживающей деятельности по отношению к формирующейся личности учащегося.

Учитывая то, что любая педагогическая система имеет гибкую, развернутую, совершенную структуру мы пришли к выводу, что именно педагогическая система способна удовлетворить острую потребность в конкретном теоретическом и технологическом обеспечении процесса формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования.

При этом под педагогической системой формирования опыта творческой деятельности учащегося в учреждении дополнительного образования мы понимаем совокупность следующих составляющих: структурных элементов (цель, дидактические задачи; дидактические процессы, содержание; стадии; организационные формы; средства, результат) и функциональных элементов (гностического, проектировочного компонент; конструктивного, организационного, коммуникативного компонентов), которые позволяют наиболее эффективно и продуктивно теоретически спроектировать и практически реализовать данный процесс.

Взяв за основу концепцию С.М.Годника, согласно которой для всех систем едина последовательность развития, мы предположили, что формирование опыта творческой деятельности учащихся также проходит ряд последовательных взаимосвязанных стадий, а именно: возникновение - становление - зрелость — преобразование.

Данные стадии отражают динамику последовательных изменений позиций личности в аспекте формирования опыта творческой деятельности, определяемых потребностями, мотивами, интересами самой личности и такими реальностями педагогического процесса, которые их учитывают, направляют и обогащают.

Выделенные стадии формирования опыта творческой деятельности учащихся могут иметь и промежуточные позиции, четкой границы перехода от одной стадии к другой практически не существует. Однако динамика стадий формирования опыта творческой деятельности учащихся предполагает, что сначала данный опыт возникает на основе подражания готовым заданным образцам, а затем развивается с последовательным убыванием удельного веса репродуктивно - воспроизводящей основы и одновременным возрастанием удельного веса творческого компонента.

Разработанная педагогическая система имеет, на наш взгляд, общедидактическое значение и может применяться не только в дополнительном образовании, но и в основном, особенно если ее реализация осуществляется на принципах продуктивности.

В основу главного средства, обеспечивающего реализацию поставленной цели, положены разработанный программный материал по художественно-эстетическому воспитанию для учреждений дополнительного образования и авторское учебно-методическое пособие «Задания по формированию у учащихся опыта творческой деятельности».

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе учреждений дополнительного образования г.Саратова и г. Калач-на-Дону. Она состояла из трех основных этапов: поискового, констатирующего и преобразующего.

Для подтверждения правильности основных теоретических положений и определения эффективности формирования опыта творческой деятельности учащихся была подобрана специальная методика количественной и качественной оценки, включающая математическую обработку результатов, а также использование самых различных методов изучения деятельности учащихся: включенное наблюдение, беседа, дискуссия, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ.

Для определения эффективности процесса формирования изучаемого опыта нами были определены следующие его уровни:

1 уровень - узнавания;

2 уровень - первоначального опыта деятельности;

3 уровень - целенаправленного отбора нового;

4 уровень - собственного опыта творческой деятельности.

В качестве критерия уровня сформированности опыта творческой деятельности учащегося нами был взят компонентный состав опыта творческой деятельности учащихся, учитывающий качественные личностные характеристики, а также характеристики художественно-творческой деятельности.

Критерием первого уровня сформированности опыта творческой деятельности учащегося (уровень узнавания) явились художественно-творческие знания, умения, их объем, глубина и качество.

Критерием второго уровня сформированности опыта творческой деятельности учащегося (уровень первоначального опыта деятельности) стал второй компонент - практическая включенность ребенка в художественно-творческую деятельность, его активность, самостоятельность, умение определить новую проблему.

Критерием третьего уровня сформированности опыта творческой деятельности учащегося (уровень целенаправленного отбора нового) можно назвать третий структурный компонент, включающий совокупность вышеперечисленных характеристик, а также наблюдение, анализ, оценку нового и умение найти способ решения новой проблемы.

Критерием последнего четвертого уровня является внесение элементов новизны в собственную художественно-творческую деятельность ребенком, которое способствует успешному материально-духовному преобразованию как личности, так и окружающей ее действительности.

Все данные уровни рассматриваются нами как необходимые и обязательные ступени, ведущие к формированию продуктивно-личностного образования — опыта творческой деятельности учащихся.

Изучение теоретических и практических аспектов проблемы позволило нам разработать прогноз возможных затруднений, потерь и негативных явлений: к из которых наиболее значительным можно считать отсутствие полного соответствия реальных субъектов (участвующих в эксперименте) критериально - оценочным показателям и как следствие замедление темпа формирования опыта творческой деятельности учащихся. Именно поэтому нами была предложена теоретически обоснованная система компенсационных мер, включающая пошаговый выход из возникающих проблем.

Математическая обработка полученных результатов опытно-экспериментальной работы еще раз подтвердила ее эффективность, основные положения гипотезы нашли свое реальное подтверждение, что дает основание для вывода о значимости и целесообразности внедрения разработанной педагогической системы формирования у учащихся собственного опыта творческой деятельности, в различные типы учебных заведений.

Рассмотренные в работе вопросы не могут претендовать на исчерпывающее изучение столь сложного и многогранного явления как процесс формирования опыта творческой деятельности, некоторые аспекты проблемы требуют своего дальнейшего изучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Иванова, Ольга Николаевна, 2003 год

1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 1 1 1 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Мысль, 1980. - 336 с.

3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. -М.: Педагогика, 1973.

4. Аверин А.Н. Гносеологический анализ понятия "опыт". Дисс. к.ф.н. Свердловск., 1973. -114 с.

5. Аксельрод В.И. Моделирование и реализация системы дополнительного краеведческого образования учащихся (на примере Санкт- Петербурга): Автореф.дис.канд.пед.наук. -СПб, 1998.

6. Александров В.Б. Понимание и социально-познавательный опыт субъекта. //Опыт и его место в социальном познании. -Калининград: Изд- во Калининский гос. ун- т., 1984. С.129-139.

7. Ананьев Б.Г. Избр.пед.труды : в 2-х т. М.: Педагогика, 1980, 1 т.-230 е., 2 т.-287 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек — как предмет познания. -Ленинград: Изд. Ленинградского ун та. 1968. -316 с.

9. Андреева И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности. Автореф.дис.канд.пед.наук. Саратов, 2001. - 23 с.

10. Ю.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Из-во Каз. ун-та. 1988. -239 с.11 .Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. кн. 1. — Казань: Из-во Каз. ун-та, 1996. -566

11. Андрейченко А.Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития учреждений дополнительного образования: Автореф.дис.канд.пед.наук. Казань, 1996, 24 с.

12. И.Апраксина О.А. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе. /Муз. воспит. в школе. Вып. 10. М.: Музыка. 1975.-232 с.

13. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

14. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. /Избр. статьи о муз. просвещении и образовании. JL: Музыка. 1973. - 144 с.

15. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Педагогика, 1990.-345 с.

16. Бабанский Ю.К. Передовой опыт учителей и педагогическая наука. // Советская педагогика. 1977, № 11. С. 4249.

17. Балабан М. «Продуктивные» и «парковые» клубы //Школьные технологии, №4, 1999. С. 97- 109.

18. Батышев А.С. Методы изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта. М.: Изд-во Центр, методич. кабинета проф. тех. образования, 1977.-130 с.

19. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. М.: «Народное образование», 2000. -248 с.

20. Белкин B.C. Возрастная педагогика. М.: Педагогика, 1992.

21. Бережная И.О. Формирование социальных ориентаций подростков в детском загородном лагере: Автореф.дис.канд.пед.наук. Воронеж, 1998. - 22 с.

22. Бернштейн С.М. О природе научного творчества (зарубежный опыт). // Вопросы философии. 1966, № 3. С. 131142.

23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. -190 с.

24. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Просвещение, 1975. -399 с.

25. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на-Дону, 1983. -176 с.

26. Богданова О.С., Скаткин М.Н. Изучение педагогического опыта.// Пути и формы обобщения передового опыта учебно-воспитательной работы. М., АПН СССР. 1974. С. 41-46.

27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

28. Бондаревская Е.В., С.В.Кульневич. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. -560 с.

29. Бойко А.Н. Критерии отбора и распространения передового педагогического опыта //Методические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта. М.: Просвещение. 1978. С. 147-148.

30. Бондарь В.И., Красовицкий М.Ю. Проблемы выявления и обобщения передового педагогического опыта. //Советская педагогика. 1978, № 8. С. 82-88.

31. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение. 1993. -96 с.

32. Владимирова А.П. Инновационные тенденции в образовании как фактор развития педагогического опыта. Автореф.дис.канд.пед.наук. Саратов, 1997. - 23 с.

33. Восприятие музыки. Сб. статей /Ред.-сост. В.Н.Максимов. -М.: Музыка, 1980.-256 с.

34. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы всероссийской конференции. М.: «Инноватор», 1996. -72 с.

35. Временное положение о внешкольном учреждении в РСФСР. //Вестник образования, №6, 1991. С.35- 40.

36. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк., 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. -67 с.

37. Выготский J1.C. Детская психология. //Собр. Соч.:В 6т. -М., 1984. т.4

38. Вяткин Л.Г., Корнюшкин Н.П. Основы педагогики. — Саратов: Изд- во "Колледж", 1994. -184 с.

39. Вяткин Л.Г. Психолого-дидактические основы перестройки учебного процесса в современном вузе // Пути совершенствования учебного процесса в вузе. Саратов, 1993. С.5-12.

40. Вяткин Л.Г. Общие основы педагогики. Саратов, 1990. -155 с.

41. Вяткин Л.Г. Современное высшее образование: проблемы и перспективы развития. (Концептуальные основы). Саратов, 1993.-49 с.

42. Вяткин JI.Г., Тарский Ю.И. Психолого- педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых., Саратов. 1994. -92 с.

43. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 4-59.

44. Глазырина Е.Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры младших школьников. Дис.канд.пед.наук. М., 1991. - 160 с.

45. Годник С.М. Педагогическая деятельность: парадоксы теории и практики //Вестник ВГУ. Воронеж: Изд- во ВГУ, 2001, №1, С.27- 38.

46. Горюнова Л.В., Николаева Е.В. К вопросу о методике измерения уровней музыкального развития школьников. //Вопросы подготовки учителя музыканта и музыкального воспитания детей. Сб. научных трудов МГПИ, 1974. 216 с.

47. Горюнова Т.А., Королева И.Ш. Путь к профессии учителя. -М.: Педагогика, 1981. 96 с.

48. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. — Калининград: Изд- во Калинингр. ун- та, 1996. -107 с.

49. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4- х томах. М., Рус. яз., 1989. т. 1. -699 е.; т.2. -779 е.; т. 3. -555 е.; т. 4. -683 с.

50. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика. // Вопросы философии. 1996, № 5. С. 52- 62.

51. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М, 1976. -175 с.

52. Дворцова Н.Б. Развитие творческого потенциала учащихся в учреждении дополнительного образования: Автореф.дис.канд.пед.наук. — Саратов, 2000. — 26 с.

53. Демьянчук А.Н. Формирование музыкально-эстетических интересов старшеклассников. Киев, 1989. - 188 с. - Библиогр.: с. 163-179

54. Дидактика средней школы.// Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. -319 с.

55. Дмитриева Л, Чистякова С. Опыт продуктивного обучения подростков в межшкольном учебном комбинате «Хамовники». //Школьные технологии, №4, 1999. С.123- 127.

56. Дополнительное образование детей./Под ред. О.Е.Лебедевой. -М.: ВЛАДОС. 2000, с. 256.

57. Доронина О.М. Развитие музыкально-эстетической культуры школьников. Автореф.дис.канд.пед.наук. Саратов, 1999.-23 с.

58. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. -208 с.

59. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. — Саратов: Изд- во "Лицей", 1997. -140 с.

60. Ибука М. После трех уже поздно. М.: Просвещение, 1992.-213 с.

61. Ингрид Бем, Иене Шнейдер. Продуктивное обучение: слагаемые системы. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 59- 71.

62. Ингрид Бем, Йене Шнейдер. Продуктивное обучение: слагаемые системы. Проблемы оценки индивидуального развития. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 342- 346.

63. Ингрид Бем. Учебные отчеты вместо отметок. //Школьные технологии, №4,1999. С. 346- 349.

64. Искусствознание и психология художественного творчества /Отв. ред.: А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский. М.: Наука, 1988.-352 с.

65. Искусство и творческая деятельность /Отв. ред. В.И.Мазепа. Киев: Наук. Думка, 1979. - 209 с.

66. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1, ч. 2. М.: Изд-во "Прометей", 1991.-236 с.

67. Йене Шнейдер. Единство опыта и образования. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 349 354.

68. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы //Программа по муз. (с поурочной методической разработкой) для общеобраз. школы. 1-3 классы. М.:Просвещение, 1981.-е. 3-36

69. Каган М.С. Человеческая деятельность. М, 1974. -328 с.

70. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Советская музыка, 1987. № 1. - С. 26-32. № 3. - С. 56-66.

71. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе, 1987. № 4. С. 28-32

72. Как объяснить тебя, талант? (словарь справочник). Серия творческая одаренность. - Самара, 1993. - 35 с.

73. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Изд- во МГУ, 1983. -167 с.

74. Кан- Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.- 286 с.

75. Катунова М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей: Автореф. Дис. .канд. Пед. Наук. СПб, 1998. -24 с.

76. Киршин И.А. Педагогические условия развития детского словестного творчества (в сфере дополнительного образования: Автореф. Дис. .канд. Пед. Наук. СПб, 1999. - 22 с.

77. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. — Минск: Адукацыя выхованне, 1996. — 328 с.

78. Кон И.С. Психология ранней юности. //Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. М., 1979.

79. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. //Директор школы, №1, 2001. С. 97- 126.

80. Концепция общего среднего образования (проект) //ВНИК -М.: «Школа», М., 1988.

81. Концепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе / АПН СССР. НИИ Худож. воспитания. М., 1988. - 30 с.

82. Корепанова М.В. Формирование образа Я ребенка в системе дошкольного образования. Автореф. Дис. .докт. Пед. Наук. -Волгоград, 2001.

83. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

84. Крылова Н.Б. Подводные камни продуктивного образования. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 109- 118.

85. Кульневич С.В. Педагогика личности. Воронеж: ВГПУ, 1997.- 184 с.

86. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960. -411с.

87. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977.61с .

88. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М, 1991. -224 с.

89. Леонтьева О. Как сделать современное образование продуктивным. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 91- 97.

90. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1975. -304с.

91. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.- 68 с.

92. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М., Прометей, 1992. -528 с.100Лук А. Психология творчества. М, 1978. -125 с.

93. Макарова Л.П. Проблема изучения и использования жизненного опыта учащихся вечерней (сменной) школы во внеклассной воспитательной работе., Дисс. к.п.н., Йошкар Ола, 1969.- 333 с.

94. Макаренко А.С. О воспитании // Сост и авт. вступ. статьи B.C. Хелемендик. 2- е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1990. -415 с.

95. Малахова И.А. Развитие креативности подростков в процессе художественной деятельности. Минск, 1995., Автор.к.п.н. - 16 с.

96. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества. // Психологический журнал. 1984, № 1. С. 11- 18.

97. Матис Т.А. Изучение психологических новообразований совместной учебной деятельности школьников //Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.

98. Юб.Медушевский В.В. Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармонического развития личности //Муз. искусство и формирование нового человека. Киев, 1982.-238 с.

99. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников //Вопросы психологии, 1989. № 1. С. 15-23

100. Мигдал А. Психология творчества // Наука и жизнь. 1976, №2. С. 100- 107.

101. Милон Потмесил. Цели и формы продуктивного обучения. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 84- 87.

102. ПО.Мир детства: Младший школьник. / Под ред.А.Г.Хрипковой. М.: Педагогика, 1981.-413 с.111 .Мир детства: Подросток. /Под ред.А.Г.Хрипковой. М., 1981.

103. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи. Дисс. .канд. искусствоведения. Л., 1986. - 243 с. - Библиогр.: с. 181-201

104. ПЗ.Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. 1994, № 5, С. 86- 95.

105. М.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.-254 с.

106. Немов Р.С. Психология образования. М: Просвещение, 1988.-356 с.

107. Неменский Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М., РОУ, 1992. 138 с.

108. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. -Екатеринбург, 1993. 320 с.

109. Николаев А.В. Реализация социально- педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества: Автореф. Дис. .канд. Пед. Наук. СПб, 1995.

110. Новикова Л.И., Куракин А.Г. Путь к творчеству. М.: Просвещение, 1966. -186 с.

111. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: «Инноватор» 1995, № 1. -113 с.

112. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: Наука, 1984.-147 с.

113. Ожегов С.И. Словарь русского языка.// Под ред. Н.Ю.Шведовой. 16- е изд., испр. М.: Русский язык, 1984. -97 с.

114. Опыт и его место в социальном познании., Калининский гос. ун- т., 1984. -154 с.

115. Паринова Г.К. Активизация учебной деятельности курсантов. Дис. .канд. Пед. Наук. Москва, 1978. — 214 с.

116. Паринова Г.К., Саяпин В.Н. Некоторые проблемы формирования готовности студентов педвузов к развитию познавательных интересов учащихся. Саратов: Изд — во Саратовского педагогического института, 1999. -216 с.

117. Паринова Г.К., Черняева Т.Н. Интегративно- творческие задания по формированию опыта педагогической деятельностистудентов. — Саратов: Изд — во Саратовского педагогического института, 1998. -17 с.

118. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин- тов // Под ред. Ю.К.Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. -479 с.

119. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. — Ростов на — Дону, 1993

120. Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.

121. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М. 1976. -280 с.

122. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Пособие для учителя. Киев, 1988. -187 с.

123. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М, 1987. -80 с.

124. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности, педагогический аспект. Казань, 1989. -204 с.

125. Программа по музыке /Музыкально-эстетическое воспитание /Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. Н.А.Терентьевой). М.: Просвещение, 1994. - 78 с.

126. Программа по музыке /Духовная музыка: Россия и запад /Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. И.В.Кошминой, В.В.Алеева). М.: Просвещение, 1994. - 61 с.

127. Программа факультативного курса /История джаза и популярной музыки /Для общеобразовательной школы. (Под ред. Т.Л.Айзиковича). М.: Просвещение, 1992. - 27 с.

128. Пути и средства эстетического воспитания /Отв.ред.: Киященко Н.И., Коников А.И. М.: Наука, 1989. - 191 с.

129. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96 с.

130. Раченко И.П. Проблема развития педагогического творчества. М., Педагогика, 1977. -123 с.

131. Рубинштейн СЛ. Проблемы психологии. М., 1973.

132. Сахарова В., Чистякова С. Образование через практику. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 167- 170.

133. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994, № 5. С. 16- 21.

134. НЗ.Сецердотов Н.И., Золотарь Н.И. Передовой опыт в массовой практике. // Народное образование. 1996, № 3. С. 62- 67.

135. Сикорова М. Продуктивное обучение в частной школе. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 179- 180.

136. Скаткин М.Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта. // Народное образование. 1981, № 9. С.24- 29.

137. Сластенин В.А. Формирование творческой личности учителя. // Советская педагогика, 1975, № 1. С. 18- 22.

138. Слободчиков В.И. Свободное развитие в условиях традиций миф или реальность. //Педагогика, 2000, №6. - С. 1621.

139. Смирнова Н.А. Педагогические возможности клубных форм в образовательном процессе современной школы: Автореф. Дис. .канд. Пед. Наук. СПб, 1995.

140. Соломин А.Л. Теоретическое конструирование как средство формирования познавательной самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. Дис. .канд. Пед. Наук. Екатеринбург, 1998.

141. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.

142. Тельчарова Р.А. Музыка и культура (Личностный подход). М.: Знание, 1986. - 62 с.

143. Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1. М.: Педагогика, 1985.- 329 с.

144. Терегулов Ф.Ш. Жизненная потребность — источник опыта. // Советская педагогика. 1990, № 2. С. 143-145.

145. Терегулов Ф.Ш. Мысль, выведенная из опыта. // Советская педагогика. 1991, № 2. С. 54-57.

146. Тубельский А. Трансформация педагогической деятельности: от традиционного обучения к продуктивному. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 71- 79.

147. Тучнин Н.П. Анализ и обобщение учителем своего опыта., Дисс.к.п.н., М., 1951.- 484 с.

148. Учителю о педагогическом опыте. //Под ред. Л.И.Рувинского. М., Педагогика, 1987. -154 с.

149. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. // Избр. пед. соч. в 2- х томах. М.: Педагогика. 1974, т. 1, -584 с.

150. Филатов В.П. О структуре неспециализированного повседневного опыта. // Опыт и его место в социальном познании., Изд- во Калининского гос. ун- та, 1984. С. 9- 17.

151. Философский словарь. // Под ред. И.Т. Фролова. 4- е изд. М.: Политиздат, 1980. -444 с.

152. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. -161с.

153. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.-145 с.

154. Фунтикова Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования: Автореф. Дис. .канд. Пед. Наук. Челябинск, 1998.

155. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1997. -157 с.

156. Хвостова И. А. Социально- педагогические условия развития любительского музицирования в контексте культурной деятельности. Автореф. Дис. .канд. Пед. Наук. Москва, 2000. -24 с.

157. Хохлов А. А. Развитие познавательного интереса старшеклассников при изучении материальных памятников истории и культуры в учреждениях дополнительного образования: Автореф. Дис. .канд. Пед. Наук. Киров, 1998

158. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. Дисс. На соиск. Уч. степ. Каннд. Психолог. Наук. М., 1980.

159. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1982. - 204 с.

160. Черемных В.Ю. Психолого- педагогические условия развития тволрческих способностей школьников в процессе решения многозначных физических задач. Автореф. Дис. .канд. Пед. Наук. Саратов, 2002. - 16 с.

161. Чернилевский Д.В. Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. // Под ред. Д.В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. -288 с.

162. Чернилевский Д-В., А.В.Морозов. Креативная педагогика и психология. М.:МГТА, 2001. — 301 с.

163. Чернова Н.А. Педагогические условия развития дополнительного образования школьников (на примере региона): Автореф. Дис. .канд. Пед. Наук. Санкт- Петербург, 1998.

164. Черняева Т.Н. Формирование опыта творческой педагогической деятельности студентов педвуза. Дис. .канд. Пед. Наук. Саратов, 1998, -215 с.

165. Чистякова С. Продуктивная педагогика: прошлое и настоящее. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 87- 91.

166. Шагеева В.А., Швырев B.C. Опыт в структуре научно-познавательной деятельности. //Вопросы философии. 1983, № 3. С.150-160.

167. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

168. Шумилин А.Т. Проблема теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. -141с.

169. Щетинская А.И. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. Дис. .канд. Пед. Наук. Казань, 1999.

170. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

171. Якиманская И.С. Личностно- ориентированный подход: концепция и технология. М., 1996. - 39 с.

172. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М., 1964.-230 с.

173. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста.// Вопросы психологии. 1994, № 5. С. 37- 42.

174. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. — Челябинск: Изд- во ЧГТТИ., 1987. -68 с.

175. Яценко Л.В. Природа творческой деятельности. Автор.док. ф.н., М., 1987.- 68с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.