Формирование межнациональной культуры общения как составной части этнополитической культуры студенческой молодежи: на материалах Краснодарского края тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Даракчян, Гурам Олегович

  • Даракчян, Гурам Олегович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2008, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 144
Даракчян, Гурам Олегович. Формирование межнациональной культуры общения как составной части этнополитической культуры студенческой молодежи: на материалах Краснодарского края: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Ростов-на-Дону. 2008. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Даракчян, Гурам Олегович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ

СУБКУЛЬТУРЫ.

ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ ВУЗА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование межнациональной культуры общения как составной части этнополитической культуры студенческой молодежи: на материалах Краснодарского края»

Актуальность исследования. Глобализация экономических, политических, духовно-культурных процессов непосредственно связана с углублением процессов межнациональной и межэтнической коммуникации. Однако в ряде стран одновременно прослеживаются многочисленные явления националистического и этноцентристского характера. В России национальный вопрос всегда был актуален во всех его проявлениях. Нерешенность национальных проблем стало одно из причин гибели, сначала Российской империи, затем Советского Союза, наконец, в Российской Федерации в границах бывшей РСФСР, в середине 1990-х гг. обострился этнополитический кризис, который удалось преодолеть с большим трудом. На современном этапе развития сохраняется перманентная актуальность проблемы формирования такой культуры межэтнического общения, которая позволила бы эффективно противостоять межэтнической антикультуре, вести решительную борьбу с ксенофобией и интолерантностью, национализмом и шовинизмом. Несмотря на демократические реформы в общественном сознании наблюдается ослабление духовно-нравственного иммунитета, а в связи с этим и недооценка интернационалистских ценностей в этнополитической сфере. Для формирования толерантного сознания и организации солидарных действий большинства российских граждан необходимо не просто преодоление последствий эт-нополитического кризиса, а развитие культуры межнациональных отношений. Именно ограниченность культуры, подлинно духовной жизни общества на фоне новых социальных противоречий способствует развитию националистического экстремизма молодежи, и, наоборот, по тому, как ведет себя молодежь, какие ценности признаются молодежью приоритетными, можно дать вполне адекватную оценку качества нравственности того или иного общества. Все это предопределяет необходимость формирования современной этнополитической культуры, этнополитической идентификации молодежи. Это касается всех страт молодежи, и возможно в первую очередь студенчества, возможно, самого прогрессивного слоя этой демографической группы населения. Именно студенческая молодежь будет определять будущее России, когда она, получив высшее образование и соответствующую практику, заменит современное поколение управленцев на политической арене, на государственной службе и в других сферах.

Одним из важнейших компонентов мировоззрения является этнополи-тическое сознание студенчества, которое во многом предопределяет их будущую позицию в национальном вопросе. В настоящее время из политического и теоретического обихода практически выведено понятие «интернационализм», которое отражало совпадение коренных интересов в национальной и социальной сфере, стремление к объединению усилий различных государств, наций, классов, социальных слоев или групп. В период рыночлых реформ, когда произошел демонтаж социалистических ценностей, на смену идеологеммы интернационализма пришел концепт «культуры межнационального общения». Эта концепция достаточно интересна и рациональна, но в силу своего пассивного характера не получила реального распространения в политической практике. Задача этнокультурного воспитания может и должна сочетаться с постановкой других целей, с использованием усилий специалистов в смежных областях знания и практик, в связи с чем возникает необходимость более широкого взгляда на этот вопрос в рамках концепта этнополитической культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Начиная с конца XX века, в политическом лексиконе появилось входить понятие этнополитической культуры, которое использовалось наряду с такими традиционными терминами этнополитологии, как «нация», «национализм», «патриотизм», «интернационализм», «межнациональное общение», «национальное воспитание», «национальное самосознание», «напряженность межнациональных отношений» и т.п. Усилиями В.А. Авксентьева, А.Р. Аклаева, С.А. Арутюнова,

Ю.В. Арутюняна, В.И. Бушкова, JIM. Дробижевой, М.Н. Губогло, Т.С. Гу-зенковой, А.Г. Здравомыслова, В.И. Козлова, О.Д. Комаровой, И.С. Кона,

B.В. Коротеевой, А.Г. Осипова, П.И. Пучкова, Ю.И. Семенова, Г.У. Солдато-вой, З.П. Соколовой, C.B. Соколовского, A.A. Сусоколова, В.А. Тишкова,

C.М. Червонной, Я.В. Чеснова, C.B. Чешко, В.А. Шнирельмана, А.Н. Ямско-ва, и др. авторов были заложены основы новой отрасли этнополитологиии -этноконфликтологии, в рамках которой обозначилась возможность синтеза понятий политической и этнической культуры. А.Г. Здравомыслов придерживается точки зрения, согласно которой этнополитические конфликты только начинаются с постановки и обсуждения проблем национальных языков и других культурных факторов. Этнокультурная проблематика раньше других переходит из закрытой формы в открытую и имеет мобилизующие значение, так как апеллирует ко всем людям данной национальной групп. После этого конфликт перемещается в политическую сферу с набором статусных и территориальных претензий. И хотя в основе этнополитических противостояний лежит неудовлетворенность элитных групп своим положением и вытекающим отсюда стремлением к перераспределению властных полномочий, данный процесс осуществляется через инициирование и проведение «национальных революций».

А.Г. Здравомыслов фактически поставил вопрос о кризисном состоянии этнической культуры элиты и общества как условии конфликта и о национальном сознании, как о центральном элементе этнической культуры. Е.И. Степанов показал, что существует «этнические» и «гражданские» типы наций и соответствующие им формы национального сознания. Если этническое сознание распространено в Германии, России и Азии, где прослеживалось замедленное экономическое развитие, комплекс неполноценности, который компенсировался через идеи этнической избранности и мессианизма, то гражданское национальное сознание обуславливается свободными выбором, так как предполагает моральное и политическое первенство индивида. В целом, в рамках этноконфликтологии обозначена проблема органичной взаимосвязи политической и этнической культуры, однако не вполне раскрыто содержание этнополитической культуры в целом, и применительно к отдельным стратам общества.

По мнению большинства политологов под политической культурой надо понимать исторический и социальный опыт национальной и наднациональной общности, оказывающий большее или меньшее воздействие на формирование политического поведения индивидов, малых и больших социальных групп. Понятие политической культуры представляет собой совокупный показатель роли тех или иных ценностных ориентаций, уровня политических знаний, образцов, стереотипов поведения и функционирования субъектов политики. Политическая культура развивается в процессе становления этнического сознания и наоборот компоненты национальной культуры как порождение этнического сознания оказывают большое влияние на формирование системы политических убеждений. Поэтом в этнополитической культуре логично сочетаются на равных основаниях и «политическая культура» и «этническое сознание». А.И. Соловьев отметил, что политической культура отдельной страны формируется в процессе переплетения ценностных ориентаций, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания доминирующих форм общения элиты и электората и других обстоятельств, выражающих устойчивее черты цивилизационного развития общества и государства в плане построения институтов и характера достижения компромиссов и ведущих ценностей и стереотипов1. По мнению Ю.В. Ирхина, сравнительное изучение политической культуры обществ, принадлежащих к различным цивилизационным и этническим культурам, расширяет возможности исследования, как базовых, матричных характеристик политических культур, так и их особенностей; позволяет творчески использовать потенциал различных политических культур в интересах тех или иных обществ; содействует

1 Политология. Лексикон / Под ред А.И. Соловьева. М.: РСПЭН, 2007. С. 378-379. процессам их общего развития и взаимообогащения. В новейших работах по этнокультуре различных обществ, как правило, анализируется политическая культура в связи с характером власти, властных отношений и политической системы. В частности выделяются по характеру и степени участия людей в политике в связи с их политическими ориентациями и установками и по ци-вилизационным основаниям. Очень интересны исследования Т.В. Ковалевой, И.А. Селезнева, В.В. Амелина проблемы политической культуры молодежи в вузах, в том числе этнополитической составляющей1. Но эта составляющая практически отсутствует в исследованиях политической культуры государственных служащих и управленцев, например в учебном курсе РАГС «Политическая акмеология», рассматривающем социально-психологические и профессиональные качества политических деятелей.

Исследованию проблем межнациональных отношений, национальной политики, интернационально-патриотическому воспитанию населения большое внимание уделяли Г.А. Бакиева, P.P. Валитова, Б.С. Гершунский, Д.В. Зиновьев, О.Н. Исакова, В.А. Лекторский, A.B. Луначарский, A.A. Леонтьев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский; социологи и философы А.П. Буева, О.Г. Дробницкий, С.Н.Иконникова, И.С. Кон, О.П. Целикова, М. Мчедлов, Е. Накгле, В.А. Петровский, Л.В. Скворцов, В.А. Тишков, О. Хёффе и др. В исследованиях большинства перечисленных авторов делается акцент на социокультурные и этнические характеристики межнационального общения. М.А. Терентий, Г.Н. Волков, К.Ш. Ахияров, Я.И. Ханби-ков, З.Б. Цаллагова и др., исследовали проблемы патриотического воспитания в национальных школах в ходе изучения национальной культуры и языка.

В последние годы расширились разработки проблем формирования культуры межнациональных отношений на уровне диссертационных иссле

1 Ковалева T.B., Селезнев И.А. Этнополитическое сознание студенчества в первой половине 90-х годов // Социологические исследования. 2000. № 4; Амелин B.B. Этнокультурная политика в многонациональном регионе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 1; Ядова М.А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения // Социологические исследования. 2006. № 10. дований: З.Т. Гасанов, О.В. Лешер, Х.Х. Галимова, JIM. Симашина, В.Х. Абэлян, В.П. Комаров, П.Ф. Комогоров, Р.И. Кусарбаев, А.Н. Некрасова и др. В данных работах наблюдается заметный уклон в сторону этнической характеристики общения в контексте задач воспитания национального самосознания.

В последнее время появился комплекс исследований и учебных пособий по проблеме межнационального общения, созданных Ю.А. Ждановым, Н.С. Абдуловым, И.Г. Акперовым, В.Е. Зарайченко, B.JI. Марининой, И.М. Козыревой.

По данной проблематике имеются разделы в работах по этнополитике, написанных М.А. Аствацатуровой, Г.С. Денисовой, М.В. Саввой, В.Д. Дзид-зоевым, JLJL Хоперской, A.B. Понеделковым, A.M. Старостиным, В.А. Макеевым, М.А. Гулиевым, В.В. Черноусом, С.А. Кислицыным, В.М. Юрченко и др. Мы выделяем труды И.П. Добаева по исследованию проблем молодежного национализма и экстремизма.

В литературе определен ряд критериев этнической культуры, в том числе культуры межнационального общения, обращено внимание на типы межнационального общения в условиях разных социально-политических систем и, прежде всего, при социализме.

В научной литературе сложилась философская концепция культуры межнационального общения (B.C. Библер, JI.M. Джунусов, М.С. Джунусов, М.С. Каган). Ее ведущими идеями являются межнациональное общение, как целого народа, так и отдельной личности, которое складывается на основе взаимосвязи исторических ценностей национальной культуры и тенденций развития мировой культуры. В работах JIM. Дробижевой дан анализ роли социально-психологических аспектов в межнациональном общении, рассмотрена структура общения в целом и выведены его компоненты.

Т.Ю. Бурмистрова и O.A. Дмитриев выявили сущность и процесс формирования и функционирования культуры межнационального общения в разных сферах и на разных этапах нашего общества. На современном этапе к решению проблем культуры межнационального общения применяется системный подход.

Культура межнационального общения рассматривается З.Т. Гасановым на фоне межгосударственного, социально-этнического, этноязыкового взаимодействия народов мира.

В работах С.К. Шермухамедова уделено внимание интолерантным проявлениям межнационального общения, их причинам и последствиям, показана значимость воздействия этих факторов на культуру общения. Но, несмотря на многочисленные разработки этнополитической проблематики, в современной литературе практически отсутствует специальный анализ категории этнополитическая культура.

Цель исследования: уточнить содержание понятия этнополитической культуры, выявить пути и средства формирования этнополитической культуры молодежи, определить технологии формирования студенческой субкультуры межнациональных отношений, формы борьбы с проявлениями этнополитической антикультуры в данной сфере.

Объект исследования: этнополитические процессы в молодежной среде, опыт теоретического осмысления культуры межнационального общения в России.

Предмет исследования: формирование этнополитической культуры межнационального общения студентов в вузах.

Исходя из цели сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «этнополитическая культура» и выявить место в ее содержании культуры межнационального общения.

2. Выделить этнополитическую культуру студенческой молодежи как объект политологического анализа.

3. Изучить условия и принципы формирования этнополитической студенческой субкультуры межнациональных отношений, определить ее структуру, особенности динамики.

4. Охарактеризовать технологии формирования гражданской этнополитической студенческой субкультуры межнациональных отношений.

5. Охарактеризовать актуальность и условия формирования этнополитической культуры, показать взаимосвязь уровней этнополитической культуры с межэтническими проблемами.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили в первую очередь теории известных зарубежных ученых (А. Алмонд, Н. Глейзер, Д. Горовиц, Д. Мойнихан, Дж. Ротшильд, Э. Геллнер) и отечественных специалистов (JL Гумилев, Ю. Бромлей, В. Шнирельман, Р. Абдула-типов, Г.В. Старовойтова), исследовавших этнополитические процессы. Они рассматривали принципы и понятия этнополитологии и этнополитики в современных условиях. Анализу проблем этнической толерантности посвящены труды таких ученых, как М. Мчедлов, A.A. Галкин, Ю. Красин, А. Шад-же, 3. Сикевич, В. Мукомель и др.

По проблеме политической культуры известны труды таких выдающихся исследователей-политологов, как Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, С. Вайт, Дж. Плейно, У. Розенбаум.

Этнологический подход в воспитательном процессе раскрыт в работах Г. Чавчавадзе, Н. Махмадова, М. Джунсова, Ш. Исмаилова, 3. Гасанова. По проблеме межнационального общения работали В. Комаров, Я. Коломенский, Н. Иконников, А. Махмадов, С. Гетхлер, 3. Гасанов.

Поскольку работа написана с использованием элементов педагогических методик, для нас представили большой интерес результаты теоретического обобщения опыта «педагогики сотрудничества» в трудах Ш.А. Амона-швили, A.A. Дубровский, С.Н. Лысенкова, Е.Ю. Сазонов, В.Ф. Шаталов и др.

Методика обучения миролюбию М. Липман имела большое значение для понимания содержания воспитания этнополитической культуры.

Системный подход к познанию и проектированию образовательных процессов представлен трудами Ю. Бабанского, Б. Ломова, В. Ильина, С. Рубинштейна. Существенное значение в концептуальном плане для нас имели труды таких теоретиков межнационального общения, как С.Ф. Анисимов, М.М. Бахтин, A.A. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, С.М. Шалютин, P.P. Валито-ва, Л.П. Буева, Д. Кришна, О. Хёффе.

Экспериментальная база исследования. В течение пяти лет автором проводились исследования состояния культуры межнационального общения в вузах Краснодарского края. Констатирующий и формирующий эксперименты проводились на базе Социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.

Научная новизна результатов исследования:

1. Раскрыто содержание понятия «этнополитическая культура межнационального общения», представляющее собой качество субъекта общения (индивида, семьи, социальной группы, этноса), овладевшего позитивными, плодотворными способами социального взаимодействия в многонациональной среде, выступающего источником обмена информацией в культурном пространстве.

2. Определена сущность категории «этнополитическая культура межнационального общения в вузе», понимаемой как качество вузовского учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего развитие установки студентов на межнациональную толерантность, самовоспитание их в плане формирования культуры межнационального общения как личностного качества и формы присвоения родовых человеческих сущностных сил.

3. Раскрыто содержание студенческой субкультуры межнациональных отношений, ее признаки, структура, особенности динамики.

4. Разработана адаптационно-рефлексивная технология формирования студенческой субкультуры межнационального общения, включающая систему традиционных и инновационных учебных, воспитательных средств, активных методов обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнополитическая культура - этносоциальный феномен, входящий в состав политической системы, определяющий и характеризующий протекание этнополитических процессов. Это составная часть политической культуры, отражающая характер межнациональных отношений и их влияние на процессы разделения, распределения и функционирования власти в государстве и обществе. Понятие этнополитической культуры является одним из инструментов исследования этнических и политических процессов. Оно представляет собой совокупный показатель политического опыта, уровня этнических и политических знаний, образцов, стереотипов поведения и функционирования субъектов этнополитики. Исследование этнополитической культуры обуславливает использование этнологических категорий: «этнос», «этнопо-литика», «нация», «национальное сознание», «национальный характер», «эт-нокультура», а также отношения к политической власти различных этносоциальных групп, в том числе молодежи, осознание и освоение ими интернационалистских или националистических, толерантных или интолерантных идей и ценностей.

2. Принципиально важной частью этнополитической культуры является культура межнационального общения - качество субъекта общения, овладевшего позитивными, плодотворными способами социального взаимодействия в многонациональной среде, выступающего источником обмена информацией в культурном пространстве с целью постижения глобализационных процессов в мире, понимания и принятия иных культурных ценностей. Понятия интернационализма, патриотизма и толерантности органически включены в этнополитическую культуру.

3. Этнополитическая культура выражает интересы этнических групп, формирует гражданские позиции, передает этносоциальный опыт. Этнополитическая культура выполняет важные функции в политической жизни общества, и без нее невозможно сохранение этнополитической стабильности. Этнополитическая культура - интегральный феномен, обусловленный как менталитетом народа, так и особенностями исторического развитая общества. На уровне государственных образований этнополитическая культура выступает в форме нормативных требований в ранге системы законов, воплощающих всечеловеческие традиции уважения к другим народам, толерантности к их культурам, регулирующих отношения представителей различных национальностей в данном социуме.

4. Этнополитическая культура межнационального общения вуза - качество вузовского учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего развитие установки студентов на межнациональную толерантность, самовоспитание их в плане формирования культуры межнационального общения как личностного качества.

5. Анализ межнационального общения студентов вуза позволяет ставить вопрос о наличии студенческой субкультуры межнациональных отношений, содержание которой определяется относительной изолированностью студентов от привычной этнокультурной среды, более тесное общение студентов в основных формах их жизнедеятельности, демографическими особенностями студенческой среды, воплощенных, прежде всего, в наличии у них особых социальных интересов, представленность в разных формах особых интересов студентов как будущих специалистов, их стремлением к самоорганизации для реализации данных интересов

6. Содержание этнополитического воспитания студенчества определяется степенью и характером целенаправленного воздействия интеллектуальной и политической элиты, включая манипуляции этническим сознанием, формирование феномена временно «навязанной этничности» или ослабления этнической идентичности. Этнополитическая культура выступает в этнокультурной, лингвистической, исторической, традиционной, религиозной и . этнополитической формах одновременно.

7. Этнополитическая культура напрямую связана и отражает национальное и этнополитическое сознание, включает в себя образцы поведения, социальный опыт и знание, является системой ценностей, которые доминируют в обществе. Этнополитическое сознание, как один из центральных элементов политической культуры, представляет собой субъективный образ политического бытия. Устойчивые стереотипы этнополитического сознания во всех его формах и проявлениях в совокупности представляют собой когнитивный элемент политической культуры. Источниками стереотипов политического сознания могут выступать как теоретические, так и обыденные представления. Трансформация элементов этнополитической культуры ведет за собой трансформацию политического сознания индивида, так как на уровне политического сознания знания переходят в ценности, а затем в цели и модели поведения людей в сфере политических отношений.

8. Этнополитическая культура, являясь динамичным образованием, может быть подвержена трансформации, в результате которой происходит смена основных ценностей. В современной России в процессе становления гражданского общества идет напряженный поиск путей и способов ее выхода на устойчивую траекторию общественного развития; в российском политическом пространстве возникают определенные противоречия, иногда политические конфликты, как на государственном, так и на этническом, национальном, групповом уровнях. На этом фоне проявляются элементы фрагментарной политической культуры, развитие различных политических субкультур молодежи.

Апробация результатов исследования: основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались: на 1-ой международной молодежной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса стран Черноморского бассейна» (Сочи, 14-17 ноября 2000 г.), на 4, 5 и 6-ой Международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательных сферах» (Сочи, 20-22 сентября 2001 г., 19-21 сентября 2002 г., 18-20 сентября 2003 г.), на Всероссийской научно-методической конференции «Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе» (Сочи, 21-22 февраля 2002 г.), «Личность в образовательных системах» (Краснодар, 2001 г.) и на заседаниях кафедры педагогики СПИ, кафедры философии и политологии ИЭМ Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, кафедры политологии и этнополитики СКАГС.

Основное содержание диссертации отражено в 16 публикациях.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения общим объемом 131 страница, списка литературы из 137 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Даракчян, Гурам Олегович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этнополитическая культура, как политическая культура, является сложносоставиой и фрагментарной, т.к. она и включает целый спектр политических ценностей и взглядов с различающимися ценностными ориента-циями; различиями между субкультурами столичного и провинциального электората и заметными отличиями в политических приоритетах и ориента-циях населения субъектов Российской Федерации. Для политико-культурных ориентаций и стереотипов россиян регионов Центрального федерального округа характерен менталитет державности. Здесь отмечается роль традиций взаимоустройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации. Развиты элементы политической культуры активистского типа с ее рациональным началом и отказом от поддержки националистических партий и движений. Значительно влияние патриархальной политической культуры, для которой свойственен поиск лидера, обладающего качествами "отца российской нации" и которую во многом эксплуатировали информационные технологии, формирующие в общественном мнении имидж политического лидерства.

Но для части регионов России характерны и другие политические субкультуры и, прежде всего, этнонациональные субкультуры; национальное самосознание коренных малочисленных народов. Здесь происходит процесс актуализации региональных и национальных политических культур, которые как воплощение политического опыта регионов играют определяющую роль в формировании региональной политической идентичности и функционировании механизмов региональной и национальной мобилизации. Например, для Ростовской области и Краснодарского края характерна специфическая казачья политическая субкультура, базирующаяся на признании современного казачества «народом», казачьих коллаборационистов типа Краснова и прочих изменников Родины борцами со сталинизмом. Причем казачье общественно-политическое движение позиционирует себя не как элемент формирующегося гражданского общества, а в качестве странной национально-сословно-государственной структуры1.

Этническая обусловленность политического сознания в России раскрывается через понятие политического сознания и его соотношение с понятиями "менталитет" и "национальное самосознание". Когда происходит этническая мобилизация, она выступает как самостоятельный рациональный и/или эмоциональный выбор индивидов, опирающихся на примордиальные признаки этноса, с другой стороны, она определяется степенью целенаправленным воздействием интеллектуальной и политической элиты, не исключая манипуляции этническим сознанием, формирования феномена временно «навязанной этничности» или ослабления этнической идентичности2. Этническая мобилизация, по мнению М.Н. Губогло, выступает в этнокультурной (лингвистической исторической, традиционной, религиозной) и этнополити-ческих формах одновременно, что приводит к процессу превращения этноса в определенную политическую силу со своими политическими требованиями, программой, лидерами, организациями.

Национально-этническое самосознание выступает в формах идеологических учений и теорий, а также в некоторых массовых фольклорных понятиях и поведенческих стереотипах. Но в отличие от стихийного чувства этнической общности, политическое национально-этническое самосознание вызревает в среде интеллигенции и национальных элит, которые часто берут на себя смелость домысливать за народ его мечты и чаяния. На следующем этапе интеллектуальная и политическая национальная элита распространяет эти идеи, внедряет их в массовое сознание и осуществляет этническую мобилизацию в избранном направлении. В результате основные постулаты нацио

1 См. подробно: Кислицын С.А. Формирование гражданской общества в условиях российской демократической реформации. Ростов н/Д, 2005. С. 209-242.

2 Ачкасов В.А. Этнополитическая мобилизация: структура ресурсов и процесс развертывания // Вестник Моек ун-та. Серия 12. Политические науки. 1998. №4. нально-этнического самосознания приобретают более примитивные, сведенные к простым мифам формы и в этом виде они определяют модифицированный характер массового самосознания нации в целом. Оно содержит в себе не всегда научные суждения об историческом развитии и психологических особенностях своего этноса комплекса национальной жертвенности или победоносности, хозяйственно-экономической жизни, духовном облике, о будущем национальной государственности и территориальности, о национальной судьбе («МЫ»), и о других народах и странах («ОНИ»), находившихся в постоянном контакте или воевавшими с ними, подавлявших их и проч. Центральными категориями, на которых строится система этнополитической культуры .являются в первую очередь понятия Бог, Власть ,и Народ. Представления об этих началах формировались в недрах коллективного бессознательного, а затем проявлялись в разнообразных формах политического развития. Культура, традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода ментальную "матрицу" этнического сознания, являющегося частью этнополитической культуры1. На определенном этапе развития к ним добавляются факторы общности исторических судеб. Этническое сознание порождает феномен, одним из аспектов которого выступает этнический образ. Это - апробированный способ осознания тождественности членов общества между собой и реальными или божественными предками. В процессе становления форм этнического сознания вырабатываются и способы их культурного самовыражения. Они составляют определенный инструментарий, без которого невозможно нормальное развитие национальной культуры.2

Давно замечено, что национально-этническое сознание может при недооценке его основных инструментов и признаков аннулировать реформы, минимизировать значение федеративной государственности, единого языка межнационального общения и т.д. Политическая значимость этнических чувств,— писал Э. Геллнер,— важный феномен в истории XIX - XX вв., а не

1 http://www.humanities.edu.ru/db/msg/51124

2 В. Уарзиати. Средневековый герб алан-осетин (альманах "Осетия XX век", выпуск первый, 1996. С. 5. дооценка роли национализма была общей ошибкой, как либеральной мысли, так и марксизма. Рефлексия исторической укорененности и древних традиций обостряет национально-этническое самосознание, и каждое новое поколение начинает свою историю с переосмысления прошлого своего народа1.

Сравнивая признаки потестарно-политической культуры российских народов с разработанными в разное время Г. Алмондом, У. Розенбаумом, Д. Элейзаром, У. Блюмом типами политической культуры, можно сделать вывод о наличии в России "фрагментированного" типа этнополитической культуры. В ее основе лежит заметная социальная, социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иные фрагментации общества. В тоже время, очевидно, что российская этнополитическая культура, несмотря на свою фрагментированность, отличается довольно высокой степенью политической стабильности.

Построение идеальной модели этнополитической культуры может осуществляться путем выявления параметров, раскрывающих ценностные характеристики национальной и политической жизни общества, деятельность и поведение субъектов этнополитики. При этом целесообразно учитывать цивилизационные, социокультурные, и национальные основы политической культуры общества. Для этнополитической культуры особое значение имеют религиозно-этические ценности. Кроме протестантской этики успеха, основанной на прагматических основаниях и индивидуалистических принципах, (о чем писал М. Вебер) или националистической и религиозно-фундаменталистской, на современном этапе развивается и другая этика -гражданской ответственности, толерантности, социальной солидарности, диалога религий и национальных культур. Принципиальное в контексте кросскультурного и межцивилизационного взаимодействия политических практик приобретает проблема толерантности, особенно активной гражданской позиции в национальном вопросе, которая основывается на гуманисти

1 http://www.ca-c.org/datarus/albakova.shtrnI ческих ценностях, основных принципах международного права и предполагает выраженное стремление взаимообогащению различных народов и самобытных культур. Она проявляется не просто в праве всех индивидов быть различными, в обеспечении терпимости и некой абстрактной гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, а в готовности и в стремлении к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям, в формировании интернационалистской этнополитической культуры. Такая активная толерантность является ключом к гражданскому самосознанию в демократическом обществе. В соответствии с декларацией принципов толерантности, которая была принята ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность рассматривается как норма гражданского общества. С 2001 года в России начала действовать федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма". Целью программы является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантности, определяющих устойчивость поведения людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Одним из важнейших факторов, который будет способствовать формированию гражданской этнополитической культуры, будет новая формой стабилизации межэтнических отношений - национально-культурная автономия (НКА), позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самостоятельности, традиций, языка, культуры, образования. Помимо социокультурных задач НКА призвана частично выполнять политические функции. По мнению исследователей, НКА является своеобразным «парламентом» и «правительством» соответствующего национального меньшинства. Эта форма может ввести в цивилизованное русло все запросы национальных меньшинств, включая религиозные, что позволит преодолеть исламофобию, кавказофобию, антисемитизм и любые другие угрозы национальной безопасности1.

Развитие этнической принадлежности и культуры межнационального общения реально взаимосвязаны. На основе результатов эмпирических исследований очевидно, что на индивидуальном уровне межэтнические отношения в молодежной среде отличаются более высокой степенью толерантности по сравнению с уровнем межгрупповых отношений. Установлено также, что особенности национальной духовной культуры не рассматриваются большинством молодежи, проживающей в регионе, в качестве препятствия для утверждения толерантных отношений. Практическая работа по формированию у студенческой толерантного сознания связана с развитием определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа.

И более того, возникло предположение, что этническая принадлежность будет стимулировать развитие общегражданской культуры межнационального общения. По мере развития гражданского общества, основой легитимации власти и политической стабильности как в республиках, так и на уровне федерации в целом могут быть не этноприоритетные, а консолидирующие ценности. Это реально поможет формировать гражданское сознание, гражданскую лояльность и идеологию нации как согражданства, что может стать базой общероссийской гражданской идентичности и легитимности не только власти, но и всей политической системы многонационального российского общества.

Основываясь на данных, полученных в ходе опроса, проведенного в сочинских вузах с целью изучения особенностей этнополитической культуры в студенческой среде, можно сделать следующие выводы: среди студентов в основном отсутствует межнациональная неприязнь и, соответственно,

1 Кислицын.С.А. С.А. Угрозы безопасности : национализм и антисемитизм . ростов н/Д 2000. нет межэтнических конфликтов. Для большинства опрошенных этничнская принадлежность в общении с сокурсниками не имеют большого значения, важны преимущественно личностные качества человека. Уровень межэтнической толерантности уступает уровню общей толерантности, что может означать латентный характер проблем межэтнической коммуникации в сочинском регионе.

Этнополитическая культура как показатель духовной жизни молодежи, результат воспитания и образования, интеллектуального, нравственного и эстетического развития, должна быть ориентирована не просто на формирование отношений сосуществования, добрососедства, согласия и мира. Она должна опираться на проводимую государством национальную политику, на формирование общероссийской идентичности и пресечение национализма и этноцентризма. Она должна основываться на сплочении представителей всех этносов вокруг идей государственного патриотизма, социальной и интернациональной солидарности, развития культуры межнационального общения средствами высшего образования, массового просвещения, искусства. Это возможно на базе глубокого духовного обогащения, взаимообмена культурными ценностями, освоения идеалов взаимопонимания, терпимости, солидарности между всеми народами. Осуществление в вузах эффективного воздействия на процессы социализации студенческой молодежи, достижение органической взаимосвязи культурных и образовательных компонентов толерантного отношения к духовным, эстетическим и национальным ценностям других народов предполагает оказание поддержки инициативам и проектам в области культуры и искусства по упрочению международных, межрегиональных и межнациональных связей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Даракчян, Гурам Олегович, 2008 год

1. Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное обустройство России В кн. также включены исторические документы и современные законодательные акты... - М.: Слав, диалог. - 2000.

2. Абдулатипов Р.Г. Основы национальных и федеративных отношений (учебное пособие). М.: изд-во РАГС. -2001. 626 с.

3. Абсаттаров Р.Б. Гармонизация межнациональных отношений. Алма-Ата, 1992.

4. Амелин В.В. Этнокультурная политика в многонациональном регионе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1.

5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1999.

6. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание. //Социс. 1990. № 7.

7. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций: по материалам этносоциологических исследований. М., 2003.

8. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.Д. Этносоцио. М.,1999.

9. Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации. Формирование и управление. Ростов н/Дону Пятигорск, 2002.

10. Ахметов С.М., Совершенствование системы олимпийского образования в Кубанском государственном университете физической культуры,спорта n туризма.//Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы. Материалы всероссийской конференции. Адлер, 2008.

11. Ачкасов В.А. Этнополитическая мобилизация: структура ресурсов и процесс развертывания // Вестник Моек ун-та. Серия 12. Политические науки. 1998. №4.

12. Бадыштова И.М. Отношение местного населения к мигрантам (на примере Приволжского федерального округа) // Социс. 2003. № 6.

13. Барзилов С.И., Чернышев А.Г. Политическая структура современной российской провинции. М., 1997.

14. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Т. Этническая социализация подростка. М., 2000.

15. Белоус В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности. // Вопросы психологии. 1989. № 5.

16. Беляев Н.В. Интернационализация межличностного общения в духовной жизни многонационального коллектива: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. фил. наук: 09.00.02 / Новосибирск, 1985.

17. Берейшик JI.B. Формирование культуры межнационального общения у молодежи в 80-е годы. Автореф. . дисс. канд. ист. наук. М, 1991.-24с.

18. Бирюков C.B. региональная политическая власть: от концептов к интегративной модели // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2003. № 1.

19. Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты молодежной субкулыуры // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. 1996. № 2.

20. Борисова К.В. Институционализация региональных политических систем: теоретические аспекты // Политический альманах Прикамья. Пермь, 2002. Вып. 2.

21. Бугай Н.Ф. Толерантность как фактор стабильности обстановки в условиях подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи //Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы. Материалы всероссийской конференции. Адлер, 2008.

22. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. произв. М., 1999.

23. Викторук Е.А. Сущность межнациональных противоречий и особенности их проявления на современном этапе: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. фил. наук: 09.00.02. / МГУ им. М.В. Ломоносова-М., 1991.

24. Воспитание культуры межнационального общения.: Метод, рекомендации. (Сост.В.И.Бурепко, Н.Е.Иванюшкин,В.В. Меркулов). -М., 1989.

25. Галлиев Г.Т. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра социол. наук. 22.00.04 / Башкирский ун-т.-Уфа, 1997.

26. Галимова Х.Х. Педагогические условия интернационального и патриотического воспитания студентов. Дисс.канд.пед.наук. Уфа: 1993.

27. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика: Дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук/ Даг. гос. пед. ун-т.- М., 2000.

28. Гасанов З.Т. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. № 5.

29. Гасанов И.Б. Национальные стереотипы в межнациональном конфликте: сущность, развитие, противоречие: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. полит, наук. 23.00.04 / Политол. центр кафедры теории партий и полит, маркетинга. — М., 1994.

30. Гасанов H.H. О культуре межнационального общения // Социально-политический ж. М., 1996. № 1.

31. Гасанов P.M. Ислам в общественно-политической жизни современного Азербайджана // Социс. 2003. № 3.

32. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002.

33. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

34. Гумманова JI.A. Этнические особенности социокультурного облика личности и межнациональное общение: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук. 09.00.10 / Санкт-Петербург, ун-т экон. и фин. СПб, 1991.

35. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. JL: ЛГУ, 1989.

36. Даракчян Г.О. Формирование культуры межнационального общения в школе // Личность в образовательных системах. Краснодар, 2001. Инт. им К.В.Российского.

37. Даракчян Г.О. Формирование культуры межнационального общения в Черноморском регионе // Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекриационного комплекса стран Черноморского бассейна. Сочи-Ялта: РИО СГУТиКД. 2001.

38. Даракчян Г.О. Диагностическое обеспечение ценностей межнационального общения. // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательных сферах. Мат-лы 4-ой конф. Сочи, РИО СГУТиКД 2002.

39. Даракчян Г.О. Обобщенный анализ соотношений различных подходов к понятиям, «общение» и «культура». // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательных сферах. Мат-лы 5-ой конф. Сочи, РИО СГУТиКД 2003.

40. Даракчян Г.О. Некоторые методики диагностики культуры межнационального общения. // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательных сферах. Мат-лы 8-ой конф. Сочи, РИО СГУТиКД, 2005.

41. Даракчян Г.О. Социально-исторический аспект формирования культуры межнационального общения. // Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе. Сочи: РИО СГУТиКД, 2003.

42. Даракчян Г.О. Межкультурная коммуникация как часть формирования культуры межнационального общения. // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательных сферах. Мат-лы 6-ой конф. Сочи, РИО СГУТиКД, 2003.

43. Даракчян Г.О. Психодрамма как инновационная технология формирования культуры межнационального общения у студентов ВУЗа. // Дни науки социально-педагогического института. Мат-лы 4-ой научно-практической конференции. Сочи, РИО СГУТиКД, 2005.

44. Даракчян Г.О. Арещенков C.B. Феномен толерантности как актуальная психолого-педагогичнская проблема. // Дни науки социально-педагогического института. Мат-лы 4-ой научно-практической конференции. Сочи, РИО СГУТиКД, 2005.

45. Даракчян Г.О. Арещенков C.B. Поликультурное образование в современном российском социуме. // Дни науки социально-педагогического института. Мат-лы 5-ой научно-практической конференции. Сочи, РИО СГУТиКД, 2006.

46. Даракчян Г.О. Образование и формирование культуры толерантности. // Дни науки социально-педагогического института. Мат-лы 5-ой научно-практической конференции. Сочи, РИО СГУТиКД, 2006.

47. Даракчян Г.О. Культура межнационального общения: особенности и формирование // Гуманизация образования. № 1. Сочи, 2006.

48. Даракчян Г.О. Место языка в формировании культуры человека. // Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе. Мат-лы 2-ой всероссийской научно-методической конференции. Часть 1. Сочи, РИО СГУТиКД, 6-7 мая 2003г.

49. Даракчян Г.О. культура межнационального общения (к постановке вопроса) // Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе. Мат-лы 4-ой всероссийской научно-методической конференции. Сочи, РИО СГУТиКД, 19-29 мая 2006 г.

50. Дахии В.Н. Региональная стратификация политического пространства России: новые подходы и тенденции // Полит, наука. 2003. № 3.

51. Джунусов М.С. Культура межнационального общения. М., 1995.

52. Дмитриев A.B. Этнический конфликт: теория и практика / A.B. Дмитриев; Межвед. науч учеб. центр, комплекс, пробл. нац. политики (центр «нации»).-М., 1998.

53. Дробижева Л.М. Формирование культуры межнационального общения. //Социальная политика и национальные отношения. Материалы всесоюзной научно-практической конф., 28-30 июня 1982г., г. Рига. — М.: Мысль, 1982.

54. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социологические исследования. 2003. № 4.

55. Загорская Н.С Культура межнационального общения (этносоцио-логический анализ). Дисс.канд.соц.наук. Мн.:1990.

56. Зарайченко В.Е. Региональная этнокультура и управление. Ростов н/Д, 2002.

57. Зарайченко В.Е. Этнокультура и государственная служба (опыт преподавания спецкурса) / Формирование культуры межнационального общения на Дону.: опыт и проблемы. Ростов н/Д, 2002.

58. Зарайченко В.Е. Этнокультурный фактор в региональном управлении // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2001. № 1.

59. Заурбекова JI.P. Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания /методологический аспект/. Автореф. дисс.канд. филос.наук. -М., 1991.

60. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-пресс, 1996.

61. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом. Дисс.канд.иед.наук. Махачкала: 1999.

62. Казанцев В.Г. Конституционный порядок в регионах федерации. Ростов и/Д, 2004.

63. Камкия Б.А. Правовой идеал, конституционализм и традиционно-правовая система // Политико-правовой узел в Современном Российском законодательстве. Материалы научно-практической конференции (10-11 октября 2005г. Сочи-Ростов-на-Дону).

64. Камкия Б.А. Проблема легитимности власти в полиэтничном государстве: Опыт политологической интерпретации общественно-государственных отношений в Грузии и Абхазии в конце 80-х начале 90-х годов / Московский общественный научный фонд. М., 1997.

65. Кислицын.С.А. С.А. Угрозы безопасности : национализм и антисемитизм. Ростов н/Д, 2000.

66. Кислицын С.А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации. Ростов н/Д, 2005.

67. Коган Л.Н. Культура межнационального взаимодействия. В кн.: Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. Фруизе: 1982.

68. Ковалева Т.В., Селезнев И.А. Этнополитическое сознание студенчества в первой половине 90-х годов.// Социологические исследования. 2000. №4.

69. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов ВУЗоз. Дисс. канд. псд. наук. — Курган: 2000.

70. Контроль социальный // Социология. Краткий социологический словарь / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2001.

71. Козлов А.А. Об определении экстремизма // Экстремизм в среде пе-тербуржской молодежи: анализ и вопросы профилактики. СПб., 2003.С. 27.

72. Козлов В.В. Управление конфликтом. М.: Эксмо, 2004.

73. Козлова И.М. Формирование гражданского общества в городе-курорте Сочи // Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы. Материалы всероссийской конференции. Адлер, 2008.

74. Кочетов А.И. Воспитательная система: общеобразовательная школа России/ Российская Академия образования, Южное отделение; Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Российского. — Краснодар, 2000.

75. Кретов Б.И., Некрасова А.И. Культура межнационального общения и политическая культура. Учебное пособие. М.: МИИТ, 1989.

76. Крылов М.П. Региональная идентичность в историческом ядре европейской России // Социс. 2005. № 3.

77. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М.: Издательство «Экзамен», 2002.

78. Культура межнационального общения. Учебно-методическое пособие. Сост. Лихобабин М.Ю. Ростов н/Д, 2003.

79. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000.

80. Кусарбаев Р.И. формирование межнационального взаимодействия у студентов ВУЗов. Дисс.канд.пед.наук. -М., 2001.

81. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь. Изд. 2. М.,1993.

82. Маликова Н.Р. Этносоциологическое исследование трансформации постсоветских наций // Социс. 2004. № 5.s.

83. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Полис. 2002. № 1 -2.

84. Минасова К.Р. Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе // Социс. 2002. № 8.

85. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

86. Морозова Е.В. Региональная политическая культура. Краснодар,1998.

87. Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Введение в теорию межрегионального общения (философско-антропологическая оценка): Опыт полифонического исследования. Махачкала, 2002.

88. Муханов В.М., Исторические фальсификации и их использование в деле дискредитации Сочинской Олимпиады // Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы. Материалы всероссийской конференции. Адлер. 2008.

89. Назаров М. М. Политическая культура российского общества: 19911995 годы: Опыт социологического исследования. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

90. Наушабаева СУ. Проблема поликультурного образования в американской педагогике, (анализ концепции Бэнкса) // Педагогика, 1993. № 1.

91. На пути к толерантному сознанию./Под ред. А.Г. Асмолова М.,2000.

92. Нечаев В.Д. Региональные политические системы в постсоветской России // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 1.

93. О культуре межнационального общения // Социально-политический журнал. 1997. № 3.

94. Основы национальных и федеративных отношений. Учебное пособие / Под общей редакцией Р.Г. Абдулатипова. М., 2001.

95. Паттерсон Кэрри, Гренни Джозеф. Управление конфликтом. М.: Вильяме, 2007.

96. Петрова C.B. Гражданская культура: теоретическая модель и практическая реализация в процессе демократических реформ в России. Дисс.канд.полит.наук. 23.00.02. Ростов н/Д, 2004.

97. Петрова C.B. Гражданская культура юга России в условиях демократических реформ. РИО СГУТиКД. Сочи, 2004.

98. Политический процесс в регионах России (Заочный «круглый стол») // Полис. 1998. № 2.

99. Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалисти-ческого анализа. М., 1984.

100. Птицына H.A., Крохина Е.А. Общественное объединение как фактор, влияющий на формирование толерантности подростка. http://www.regioncentre.ru/generation/publications/publication20/

101. Регионоведение: Социально-политический аспект / Н.П. Распопов и др. Нижний Новгород, 2000.

102. Римаренко Ю. В духе взаимного уважения: Межнациональные отношения // Под знаменем ленинизма. М., 1990. №18.

103. Риэрдон, Б.Э. Толерантность дорога к миру/ Бэтти Э. Риэрдон. -М.: Бонфи, 2001.

104. Родионов В. А. Коммуникация как социальное явление. Ростов н/Д, 1984.

105. Российский Кавказ. Книга для политиков / Под ред. В.А. Тишко-ва. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007.

106. Салов Ю.И. Логика культурной эволюции. Монография. В 2-х частях. Изд. НИЦБиГПИ. Бийск. 1996.

107. Серова И.И. О культуре межнационального общения. Мн., 1989.

108. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

109. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

110. Степанов Е.И. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. Вып. 20 М. 2003 464 с.

111. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы / Центр конфликтологии Института социологии РАН. М., 1996.

112. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. М., 1993.

113. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. -метод, ст. М.: Изд-во «МОДЭК», 2003.

114. Толерантность сознания. М., 2003.

115. Троцук И.В. Идентификационные доминанты молодежи Кавказа // Вестник РУДН. 2007. № 3.

116. Уарзиати В. Средневековый герб алан-осетин (альманах "Осетия XX век", выпуск первый, 1996.

117. Философский энциклопедический словарь.2-е изд. М., 1989.

118. Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы. Ростов н/Д, 2002.

119. Харчева В. Основы социологии. Учебник. М., 1997. С. 217; Волков ЮГ, Добренькое В.И., Нечипуренко В.И., Попов A.B. Учебник. М., 2000.

120. Хоперская JI.JI. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Концепция этнической субъектности. Ростов н/Д, 1997.

121. Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Кавказский фактор в современной России // Социс. 2001. № 3.

122. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. 1999. № 1-4.

123. Черныш М.Ф. Национальная идентичность: особенности эволюции // Социологический журнал. 1995. № 2.

124. Чернышев А.Г. Регион: границы политического пространства // Регион как субъект политики и общественных отношений. М., 2000.

125. Шермухамедов С. К вопросу о культуре межнационального общения // Философия науки. 1990. № 8.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.