Формирование механизма обеспечения инновационного развития сферы культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Карась, Дарья Евгеньевна

  • Карась, Дарья Евгеньевна
  • кандидат экономических науккандидат экономических наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ08.00.05
  • Количество страниц 197
Карась, Дарья Евгеньевна. Формирование механизма обеспечения инновационного развития сферы культуры: дис. кандидат экономических наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда. Санкт-Петербург. 2012. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Карась, Дарья Евгеньевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические положения обеспечения устойчивого инновационного развития сферы культуры

1.1. Сущность и роль сферы культуры в рыночных условиях хозяйствования

1.2. Теоретические основы обеспечения инновационного развития

сферы культуры

Глава 2. Сравнительный анализ развития сферы культуры в

России и зарубежных странах

2.1. Организационно-экономический анализ развития сферы культуры и других направлений творческих индустрий в зарубежных

странах

2.2. Анализ результатов социально-экономического развития сферы

культуры в России

Глава 3. Формирование механизма и основных направлений обеспечения инновационного развития сферы культуры

3.1. Разработка механизма обеспечения инновационного развития

сферы культуры

3.2. Основные направления инновационного развития сферы

культуры

Заключение

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование механизма обеспечения инновационного развития сферы культуры»

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях хозяйствования все большую актуальность приобретают проблемы обеспечения инновационного развития сферы культуры. Характерные для современного российского общества социально-экономические преобразования, связанные с переходом к рыночным условиям хозяйствования, обусловливают актуальность разработки качественно новых подходов к обеспечению развития хозяйствующих субъектов отрасли культуры, основные виды деятельности которых являются некоммерческими. В условиях возрастающей глобальной конкуренции во всех сферах народного хозяйства сложная специфика культуры как отрасли требует от органов государственного управления использования в ней инновационных методов общего менеджмента, повышения квалификационного уровня персонала, от которых зависят экономические результаты и эффективность деятельности организаций культуры. Децентрализация управления культурой, многообразие организационно-правовых форм культурной деятельности, самостоятельность организаций культуры и невмешательство в творческие процессы государства - все это способно создать условия для экономического роста отечественной сферы культуры.

Инновационная деятельность экономических субъектов во всех сферах народного хозяйства приобретает все большее значение, становясь гарантом их устойчивого развития. Это характерно как для отдельных предприятий, отраслей, так и для государства в целом. Причины ведущей роли инновационного развития заключаются в том, что современное мировое хозяйство характеризуется системной интеграцией государственных экономик, международной концентрацией капитала, слиянием мировых рынков и глобализацией хозяйственной деятельности компаний. В сложившихся условиях важной особенностью сферы культуры, выделяющей её на фоне остальных отраслей народного хозяйства, является то, что она

сама по себе является движущей силой устойчивого развития мирового хозяйства, как отмечают многие современные авторы и исследователи.

В подобных условиях повышение уровня инновационного развития сферы культуры имеет особое значение, поскольку, во-первых, оно затрагивает как потребителей через качественно новые продукты культуры, так и производителей услуг сферы культуры через инновационные методы обеспечения развития организаций отрасли. Во-вторых, инновационное развитие культурной сферы, отражаясь на деятельности отдельной организации, не может не сказаться на социуме в целом, поскольку результаты деятельности в сфере культуры всегда моделируют определенные социальные процессы, оказывая влияние на формирование личности каждого потребителя в отдельности, а также на культурный уровень общества в целом. В-третьих, инновационное развитие культурной сферы выступает основой устойчивого развития мирового хозяйства, оно оказывает влияние на общественное творческое мышление (креативность), вызывает инновационные процессы во всех отраслях хозяйствования, способствуя росту экономического потенциала стран, а также повышению уровня качества жизни людей.

В настоящее время потенциал рассматриваемой отраслевой составляющей культуры раскрыт не полностью. Одной из основных причин подобной ситуации следует считать устаревший механизм обеспечения развития отрасли, не отвечающий её современным целям и необходимым преобразованиям в инновационной деятельности в рыночных условиях хозяйствования. Основные проблемы обеспечения развития отрасли культуры заключаются, прежде всего, в отсутствии необходимых нормативно-правовых и налоговых условий, которые обеспечивали бы создание благоприятной среды для деятельности в сфере культуры, стимулировали бы и поощряли инновационную активность отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме того, серьезным препятствием на пути

экономического роста в сфере культуры становится отсутствие выработанной на государственном уровне системы финансирования её учреждений и проектов, предполагающей использование не только бюджетных, но и частных источников денежных средств.

Таким образом, сложившаяся инфраструктура отраслевой составляющей культуры не способна более справляться с задачами современного инновационного развития как страны в целом, так и её отдельных субъектов. Поэтому в ближайшей перспективе сфера культуры должна претерпеть ряд организационных изменений, направленных на повышение гибкости, адаптивности, избирательности и концентрации целевой направленности механизмов управления на обеспечение развития отрасли, что должно стать основой её устойчивого инновационного роста в современных условиях. Кроме того, на уровне отдельных хозяйствующих субъектов отраслевой составляющей сферы культуры необходимо провести оценку имеющегося потенциала, выявив тем самым возможность для создания действительно конкурентоспособных культурных продуктов и услуг. В этой связи для менеджмента организаций всех уровней и форм собственности в сфере культуры большое значение приобретает гармонично сформированный механизм обеспечения инновационного развития, создающий условия для разработки и реализации современных проектов в области культуры.

Формирование и развитие инновационной среды в отраслевой составляющей культуры может происходить исключительно посредством взаимодействия всех хозяйствующих субъектов культуры на федеральном и региональном уровнях, которые совместными усилиями способны выработать действительно практически значимый механизм обеспечения инновационного развития современной сферы культуры.

Актуальность решения поставленных в настоящем диссертационном исследовании проблем обеспечения инновационного развития сферы

культуры возрастает в условиях повышения значимости культуры в социально-экономическом развитии стран мира, а также продолжающихся рыночных преобразований в экономике Российской Федерации, которые меняют роль, положение и принципы функционирования сферы услуг, и отраслевой составляющей культуры. Обострение конкуренции в связи с развитием малого предпринимательства и частных предприятий в культуре обуславливает значимость новых подходов к обеспечению инновационного развития культурной сферы и её хозяйствующих субъектов не только на уровне государственной политики, но и на уровне регионов, отдельных учреждений, что требует разработки научно обоснованных и практически значимых механизмов взаимодействия между всеми субъектами культуры на разных уровнях управления.

В целом актуальность темы диссертационного исследования, практическая потребность народного хозяйства в исследованиях, ориентированных на выявление основных направлений обеспечения устойчивого инновационного развития сферы культуры на федеральном и региональном уровнях управления, а также для отдельных хозяйствующих субъектов, стимулирующих повышение результативности деятельности культурной среды и, как следствие, рост социально-экономических результатов, уровня и качества жизни населения, посредством разработки механизма обеспечения инновационного развития сферы культуры и её отдельных субъектов определили цель, задачи, предмет и объект данного исследования.

Цель диссертационной работы состоит в разработке и научном обосновании теоретических и методических положений формирования механизма обеспечения инновационного развития сферы культуры.

В соответствии с данной целью в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

• раскрыть сущность и роль сферы культуры в современных условиях хозяйствования;

• исследовать и развить теоретические основы обеспечения инновационного развития сферы культуры;

• выявить основные мировые тенденции и модели развития отрасли культуры на основе организационно-экономического анализа сферы культуры и остальных направлений творческих индустрий в зарубежных странах;

• провести анализ результатов социально-экономического развития сферы культуры России;

• разработать и обосновать механизм организационно-экономического обеспечения инновационного развития сферы культуры;

• определить основные направления инновационного развития сферы культуры.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические и методические проблемы обеспечения инновационного развития сферы культуры.

Объектом исследования выступают сфера культуры в целом, процесс обеспечения её инновационного развития, хозяйствующие субъекты сферы культуры.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем, явились новейшие исследования российских и зарубежных авторов, посвященные решению проблем планирования и регулирования обеспечения инновационного развития сферы культуры, международные документы, а также законы Российской Федерации и отдельных регионов, регламентирующие отношения в данной области.

В диссертации применены такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, целепологание, методы сравнений, структурирования, экспертных оценок и динамического прогнозирования.

В диссертационной работе использованы результаты авторских исследований, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, статистические материалы Российской Федерации и других стран, а также данные социологических исследований.

Научная новизна результатов исследования, полученных автором, заключается в следующем:

• определены сущность и роль культуры в современных условиях хозяйствования, как сферы, представленной совокупностью различного рода социальных и культурных направлений деятельности, в основе которых лежит творческое начало, состоящей из хозяйствующих субъектов различных форм собственности, имеющих некоммерческие или коммерческие цели функционирования, взаимодействующих друг с другом в процессе производства особого рода продуктов и предоставления гражданам услуг, призванных удовлетворять культурные, эстетические, познавательные и творческие потребности населения;

• исследованы и научно обоснованы теоретические основы обеспечения инновационного развития сферы культуры и её отдельных субъектов, предоставляющие возможности для совершенствования инфраструктуры и роста потенциала отраслевой составляющей культуры при сохранении её функционального предназначения;

• на основе выполненного организационно-экономического анализа определены и описаны основные модели развития сферы культуры в составе творческих индустрий в зарубежных странах, способствующие достижению необходимых социально-культурных и экономических результатов деятельности в данной сфере;

• раскрыты основные тенденции, проблемы и осуществлен прогноз инновационного развития сферы культуры, позволяющие оценить и выявить перспективные направления развития для отдельных субъектов хозяйствования, а также для всей сферы культуры;

• сформирован механизм обеспечения инновационного развития сферы культуры страны и её структурных элементов, основанный на принципах современного менеджмента и маркетинга, содействующий повышению качества оказываемых услуг учреждений культуры, достижению высоких социально-экономических результатов;

• определены и обоснованы основные направления инновационного развития отраслевой составляющей культуры, содействующие повышению эффективности развития сферы культуры страны в целом, регионов, отдельных субъектов хозяйствования.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые автором решения теоретических и методических проблем, выводы и рекомендации, а также разработанный общий механизм обеспечения инновационного развития сферы культуры могут быть использованы органами управления отраслью на федеральном и региональном уровнях, а также менеджментом отдельных учреждений культуры для повышения эффективности функционирования субъектов и отрасли в целом посредством обеспечения условий для их инновационного развития.

Структура диссертации сформирована таким образом, чтобы наиболее полно отразить актуальные и малоисследованные проблемы и тенденции по теме диссертационного исследования с соблюдением логических закономерностей, учетом взаимосвязей между элементами объекта исследования и ключевых факторов, влияющих на динамику рассматриваемой проблематики.

Цели и задачи диссертационной работы определили последовательность изложения, ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, содержит 197 страниц.

В первой главе «Теоретические положения обеспечения устойчивого инновационного развития сферы культуры» определяются сущность и роль сферы культуры в современных условиях хозяйствования, рассматриваются теоретические основы обеспечения инновационного развития сферы культуры.

Вторая глава «Сравнительный анализ развития сферы культуры в России и зарубежных странах» включает организационно-экономический анализ развития сферы культуры и остальных направлений творческих индустрий в зарубежных странах, анализ результатов социально-экономического развития сферы культуры в России.

В третьей главе «Формирование механизма и основных направлений обеспечения инновационного развития сферы культуры» разработан механизм обеспечения инновационного развития сферы культуры, выделены основные направления инновационного развития сферы культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Карась, Дарья Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате определения сущности и роли культуры в рыночных условиях хозяйствования; исследования теоретических основ обеспечения инновационного развития сферы культуры; осуществления организационно-экономического анализ развития сферы культуры и остальных направлений творческих индустрий в зарубежных странах; анализа результатов социально-экономического развития сферы культуры в России; разработки механизма обеспечения инновационного развития сферы культуры; выделения основных направлений инновационного развития сферы культуры автором сделаны следующие выводы:

1. Культура представляет собой важную часть жизни общества, охватывающую практически все сферы жизнедеятельности. Понятие «культура» следует трактовать в нескольких аспектах: как духовную часть бытия, как совокупность традиций и достояния, и как определенный общественно-значимый институт, являющийся объектом государственного управления. Принципиальное отличие российского понимания культуры от зарубежного кроется в «государственно-общественном» значении данного термина. Причем различие это находит отражение как в понимании роли государственной политики в сфере культуры в современных рыночных условиях, так и в представлениях о составе данной отрасли хозяйствования.

2. Сферу культуры следует рассматривать как совокупность различного рода социальных и культурных направлений деятельности, в основе которых лежит творческое начало, состоящую из хозяйствующих субъектов различных форм собственности, имеющих некоммерческие или коммерческие цели функционирования, взаимодействующих друг с другом в процессе производства особого рода продуктов и предоставления гражданам услуг, призванных удовлетворять их культурные, эстетические, познавательные и творческие потребности.

3. Под культурой, как объектом государственной культурной политики, в России понимается совокупность таких государственных учреждений по духовному воспитанию населения, как музеи, выставочные залы, театры и кинотеатры, дома и дворцы культуры, на услуги которых выдается определенный государственный заказ. Деятельность данных учреждений в основном направлена на сохранение культурного наследия, а также на поддержание различных народных промыслов и ремесел. Управление данной отраслью централизованно и укрупнено сводится к двум основным направлениям: законодательному регулированию и бюджетному финансированию, которые направлены, прежде всего, на реализацию целевых программ. Современная сфера культуры носит двоякий характер: бюджетные государственные учреждения, традиционные для отрасли культуры, и совокупность частных инициатив и негосударственных компаний, которые не включаются государственными органами в понятие культурной сферы и интересы которых не учитываются в государственной культурной политике. Поэтому в Российской Федерации культура по-прежнему остается одним из элементов социальной политики, требующим постоянных дотаций из государственного бюджета, имеющим низкую (а зачастую и просто отсутствующую) степень доходности.

4. В противовес российской парадигме, эксперты крупнейших стран Европы, Азии и Америки еще в конце XX века пришли к совершенно новому пониманию культуры не только как дотационной отрасли хозяйствования, но и как основному направлению развития творческих индустрий, обеспечивающему инновационное и экономическое развитие отдельных стран, а также мирового хозяйства. Культура рассматривается как основная платформа для развития инновационного мышления и творческого потенциала, как наилучшая база для развития туризма, признанного одним из самых динамичных и высокодоходных отраслей в современном мире. Культура признается главным ресурсом для достижения прогресса современной экономики, получившей название «креативной», а также основой повышения уровня и качества жизни населения.

5. В современном мире понятие и состав сферы культуры значительно расширились, что связанно с развитием современных технологий, изменением потребностей общества и высокими запросами социальной среды. На основе исследования зарубежной и отечественной литературы, выделены следующие основные группы отраслей и объектов современной сферы культуры: традиционные отрасли (музеи, театры, художественное искусство, литература, музыка); высокотехнологичные и коммерческие отрасли (книгоиздание, кинематография, телевидение и радиовещание, производство аудио- и видеозаписей); социально-культурные отрасли (клубы, дома творчества, секции); поддерживающие отрасли (дистрибуция музыкальной и видеопродукции, производство инструментов и аппаратуры, предприятия кинопоказа, Интернет и телефония); сопутствующие отрасли (обеспечивающие функционирование отраслей культуры: транспортная инфраструктура, гостиницы и отели, рестораны и кафе, городская инфраструктура).

6. Инновационное развитие в сфере культуры достаточно многообразный и разносторонний процесс, который требует предварительного изучения, структурирования и планирования. При этом, в связи с особенностями культурного продукта, инновационное развитие в сфере культуры имеет ряд чётко выраженных отличительных черт. Во-первых, оно затрагивает как потребителей через качественно новые продукты культуры, так и производителей услуг сферы культуры через инновационные методы обеспечения развития организаций отрасли. Во-вторых, инновационное развитие культурной сферы, отражаясь на деятельности отдельной организации, не может не сказаться на социуме в целом, поскольку результаты деятельности в сфере культуры всегда моделируют определенные социальные процессы, оказывая влияние на формирование личности каждого потребителя в отдельности, а также на культурный уровень общества в целом. В-третьих, инновационное развитие культурной сферы выступает основой устойчивого развития мирового хозяйства, оно оказывает влияние на общественное творческое мышление (креативность), вызывает инновационные процессы во всех отраслях хозяйствования, способствуя росту экономического потенциала стран, а также повышению уровня качества жизни людей.

7. Инновационное развитие в сфере культуры означает процесс согласованных друг с другом изменений культурной среды, направленный на преобразование материальных и духовных объектов культуры и субъектов деятельности в ней с целью их усовершенствования, состоящий в появлении качественно новых форм организации культурной среды, выражающихся в технических, технологических, процессных, экономических, маркетинговых, организационных, управленческих, политических, коммерческих и иных практических эффектах; развитии инфраструктуры культурной среды; улучшении приспособленности её субъектов к внешним условиям хозяйствования; потенциальных возможностях расширения сферы культуры; следствием чего выступает рост экономических результатов и качественное улучшение народнохозяйственной структуры, повышение уровня и качества жизни населения, а также укрепление нынешнего и будущего творческого потенциала для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

8. Современная сфера культуры в большинстве зарубежных стран более не рассматривается как отдельная отрасль, а представляет собой один из важнейших секторов творческих индустрий, которые, в свою очередь, признаны основной движущеи силои креативнои экономики. В современном понимании творческие индустрии представляют собой уникальный симбиоз культуры, творчества, национальной индивидуальности и социальной политики с предпринимательством, экономикой и современными технологиями. Это взаимовыгодное сотрудничество имеет основной целью создание особой культурной и творческой атмосферы в каждом отдельном регионе и городе мира, являющейся элементом благоприятного инвестиционного климата, стимулирующим фактором для привлечения туристических потоков, а также высокопрофессиональных трудовых ресурсов, то есть в целом способствует повышению конкурентоспособности региона и качества жизни населения в нем. Данную концепцию применяют большинство стран Европы и Азии, в особенности Китай, США, Япония, Африка, Индия и многие другие государства, не только как ведущее инновационное направление обеспечения развития сферы культуры и творчества, но и как инструмент оживления экономики и преодоления последствий глобального экономического кризиса.

9. Проведенный анализ данных государственной и международной статистики по основным показателям развития культуры выявил общую тенденцию к падению интереса граждан РФ, особенно горожан, к представленным на рынке культурным ценностям, причиной чему может являться многочисленное количество факторов как экономического (цены), так и социального характера, как то недостаточная территориальная доступность «культурного» продукта, малая осведомленность населения о местах предоставления культурных благ, отсутствие навыков восприятия и правильной интерпретации культурных ценностей, не соответствие культурных продуктов современным тенденциям и требованиям, растущий уровень конкуренции между государственным и коммерческим секторами культуры, высокая степень увлеченности населения, особенно молодежи, возможностями проведения досуга в глобальной сети Internet, телевидением, а также низкий уровень участия государства в стимулировании интереса к культуре со стороны общества, возрождения старых и появления новых культурных традиций.

10. В настоящее время модель развития творческих индустрий в России предполагает минимальное внимание и поддержку на государственном уровне, а также крайне низкий уровень осведомленности субъектов культурных отношений (руководителей, работников и предпринимателей) о своей принадлежности к творческому сектору новой креативной экономики. Становление и распространение явления творческих индустрий осуществляется достаточно точечно посредством исключительно частных инициатив и финансовых инвестиций, причем зачастую данная деятельность производится «в слепую», без должной экспертной поддержки (как это принято за рубежом). Иными словами центры инноваций в области культуры сегодня развиваются только благодаря финансовой помощи бизнесменов и благотворителей, в отличие, например, от центров инноваций в области науки - технопарков, к которым государство проявляет огромный интерес и оказывает прямую финансовую поддержку. Развитие творческих индустрий на политическом, экономическом, общественном уровнях сталкивается с трудностями, вызванными недостаточной насыщенностью потребительского рынка, неразвитостью сферы услуг и низким спросом на культурный продукт у населения.

11. Проведенный анализ основных тенденций в сфере культуры позволил сделать общий вывод о том, что в национальной экономике возможности современного культурного сектора, как одного из источников обеспечения инновационного развития, реализованы не полностью. Причины этого заключаются в том, что в сфере культуры на разных управленческих уровнях существует ряд социально-экономических и организационных проблем, которые влекут за собой снижение инновационного и творческого уровней традиционных учреждений культуры, достаточно точечное проявление современных культурных инициатив и их неравномерное региональное распределение. На федеральном уровне на снижение инновационного и творческого потенциала влияют ряд таких причин как: сфера культуры не рассматривается федеральными и региональными органами управления как инновационное направление развития общества и экономики; отсутствуют или недостаточно полно сформированы законодательная и налоговая базы в области инноваций и малого предпринимательства в сфере культуры, необходимых для стимулирования их роста; отсутствует надлежащим образом собранная и систематизированная государственная статистика о реальном положении дел в сфере культуры, отвечающая современным мировым тенденциям в понимании структуры современной культурной среды; недостаточное государственное финансирование учреждений культуры, а также неразвитость альтернативных форм поддержки учреждений и организаций культуры. На региональном уровне основными причинами снижения инновационного и творческого потенциала отрасли и отдельных её субъектов являются: непонимание региональными органами власти особого значения культуры региона для обеспечения его инновационного развития и подъема экономики; отсутствие знаний и навыков в области обеспечения развития творческих индустрий, неприменение данной практики для формирования уникальных региональных территорий; отсутствие мер по поднятию престижа сферы культуры, правильной кадровой политики в данной области, достойной оплаты труда и стимулов к осуществлению инновационных проектов сотрудниками, как следствие - старение и понижение уровня квалификации персонала, отток творческих работников в мегаполисы. На инновационное развитие учреждений культуры большое влияние оказывают следующие проблемы: содержательное и качественное несоответствие большинства культурных продуктов и услуг, предоставляемых государственными учреждениями, духу современного времени, вкусам и предпочтениям потребителей; отсутствие навыков и мотивации для осуществления поиска инвесторов менеджерами культурных учреждений на местах (фандрейзинга); слабое использование (за исключением крупнейших городов) маркетинговых подходов к управлению учреждениями культуры, а также современных методов менеджмента и сотрудничества между учреждениями.

12. Актуальной проблемой инновационного развития является необходимость поиска альтернативных источников и направлений социально-экономического развития страны, дающих новый вектор роста показателей во всех сферах хозяйствования. Таким источником должна стать новая модернизированная сфера культуры, обладающая развитой конкурентоспособной инфраструктурой, способная непрерывно генерировать творческие инновационные идеи, продукты, услуги и процессы. Формирование и развитие современной динамичной культурной среды может происходить посредством взаимодействия всех субъектов культурной среды на федеральном и региональном уровнях, которые совместными усилиями способны выработать действительно практически значимый механизм обеспечения инновационного развития современной сферы культуры. С этой целью необходимо выработать методологию и общий механизм принятия гармонизированных управленческих решений в сфере культурных инноваций, которые будут соответствовать современным реалиям рыночных отношений и тенденциям развития культуры.

13. С целью преодоления выявленных проблем в сфере культуры, государственная политика страны, а также отдельно взятых регионов, должна претерпеть ряд изменений, призванных обеспечить создание специальной инфраструктуры культуры, которая должна отвечать возложенным на неё социально-экономическим задачам. Основываясь на данном понимании, а также исходя из основ инновационного менеджмента, современных маркетинговых технологий и успешных зарубежных практик в области инновационного развития сферы культуры, в диссертации разработан механизм обеспечения инновационного развития сферы культуры, состоящий из таких основных этапов, как исследование, анализ, систематизация культурных ресурсов, планирование направлений развития, выбор инструментов реализации, контроль. На «входе» механизма обеспечения инновационного развития сферы культуры располагается большой объем информации и данных о состоянии культурной сферы и её субъектов. Внутри механизма данные подвергаются воздействию определенного набора аналитических методов, заимствованных из маркетинга, а также систематизируются с применением европейской технологии картирования, адаптированной под особенности российской сферы культуры. Таким образом, на «выходе» механизма получаем стратегические направления инновационного развития для всей сферы культуры РФ, а так же типовые рекомендации, актуальные для каждого отдельного субъекта культурной среды, кроме того определяются инструменты реализации данных направлений.

14. В результате внедрения данного механизма обеспечения инновационного развития сферы культуры должны проявиться частный и общий эффекты. С точки зрения частного эффекта, каждый отдельный субъект сферы культуры имеет в своем распоряжении подробный материал о своей деятельности, собранный по определенным, заданным на уровне государства, параметрам, а также подвергнутый единым способам анализа. Это позволит каждому субъекту культуры более осознанно воспринять свою деятельность, её положительные и отрицательные стороны, своё положение среди других субъектов, что в конечном счёте должно стать импульсом для изменения стратегии его развития в сторону инновационного. С точки зрения общего эффекта данные, собранные воедино и систематизированные определенным образом, становятся материалом для создания подробной и соответствующей мировым тенденциям государственной статистики в сфере культуры. Кроме того, при условии представления данных в формате веб-карты, размещенной в Интернет пространстве, эти данные могут стать уникальным для национальной экономики ресурсом современной сферы культуры, способствующим повышению доступности и популяризации культурной сферы среди населения, созданию здоровой конкурентной среды между субъектами культуры, которая способна запустить в действие реальные рыночные механизмы.

15. Обеспечение инновационного развития представляет собой достаточно многогранный процесс, включающий не только всю деятельность в рамках инновационного процесса, то есть поиск инновационных идей и решений, разработку, внедрение и освоение инноваций, но также и маркетинговые исследования потребностей и характеристик целевых потребителей, рынков сбыта, конкурентной среды, а также иных факторов внешней среды хозяйствующего субъекта; анализ внутренней среды учреждения, его ресурсного потенциала, сильных и слабых сторон; поиск партнеров, спонсоров, государственных деятелей, экспертов и консультантов, а также иных субъектов, способных оказать содействие по внедрению и финансированию инновационных проектов. Таким образом, сложность процесса обеспечения инновационного развития предполагает разделение функций по зонам ответственности на государственный уровень, который в свою очередь подразделяется на федеральный и региональный, а также уровень отдельного субъекта хозяйствования.

16. Основной целью государственной политики в области инновационного развития сферы культуры должно стать создание благоприятных условий и инфраструктуры для развития инновационной деятельности. В это связи, роль государственного управления устойчивым инновационным развитием культурной сферы можно выразить в следующих основных функциях государственных органов: разработка надлежащей законодательной и налоговой базы, призванной стимулировать и поощрять инновационную активность и предпринимательство в сфере культуры; координация инновационных процессов, выражающаяся в постановке общих стратегических ориентиров для муниципальных субъектов, а также формулировании общей стратегии развития культурной сферы страны; аккумулирование средств и стимулирование инвестиционной активности спонсоров и корпораций в сфере инновационных культурных разработок; формирование информационно - статистической системы данных об инфраструктуре, распределении и основных показателях культурной среды, дающей возможность постоянного мониторинга её состояния с целью корректировки стратегических целей инновационного развития; стимулирование инноваций в культуре, состоящее в поощрении конкуренции за счёт использования различных инструментов косвенного регулирования; институциональное обеспечение инновационного развития, что прежде всего должно выражаться в создании инновационных культурных учреждений в государственном секторе или переориентации существующих учреждений, а также в содействии развитию и распространению наиболее эффективных с точки зрения инновационного развития организационных структур («мягких инфраструктур» в государственных учреждениях, малого бизнеса и тому подобное); создание инновационной инфраструктуры, способной обеспечить непрерывность и цикличность инновационных процессов в сфере культуры; регулирование инновационных процессов в культуре на региональном уровне с целью достижения равномерности условий территориального развития инновационной культурной среды в РФ; кадровое обеспечение культурной инновационной среды посредством обучения, тренингов и развития креативности; принятие мер для обеспечения и стимулирования повышения уровня технического оснащения культурный учреждений; повышение общественного статуса и престижности сферы культуры, а также обозначение важной роли инновационного развития данной сферы; создание условий и регулирование международного развития инновационной деятельности в сфере культуры страны.

17. Одним из наиболее уязвимых мест государственной политики в сфере культуры России на сегодняшний день являются достаточно слабо развитые механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств в сферу культуры. Причины неразвитости этих механизмов кроются в двух основных субъектах инвестиционного взаимодействия: потенциальных источниках, способных инвестировать средства, то есть спонсорах и инвесторах, а также в самих объектах инвестирования, то есть в культурных учреждениях и малых предприятиях. Со стороны инвесторов основным барьером встает вопрос о рентабельности вложений в сектор культуры, который традиционно в нашей стране не считается доходным, в следствие чего проигрывает всем остальным отраслям экономики как объект инвестирования средств. По этой причине для государственных властей важной становится задача разработки и внедрение методов стимулирования вложений в культуру.

18. Одним из наиболее уязвимых мест государственной политики в сфере культуры в настоящее время, как отмечается в диссертации, являются слабо развитые механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств в отрасль. При этом основным фактором, сдерживающим активность инвесторов является низкая рентабельность вложений в сектор культуры, который традиционно в нашей стране не считается доходным, вследствие чего проигрывает всем остальным отраслям экономики как объект инвестирования средств. По этой причине для органов управления культурой принципиально важной становится задача разработки и внедрения методов стимулирования частных вложений в культуру и создания методических положений оценки эффективности отдельных учреждений культуры или культурных проектов и, как следствие, распределения ресурсов между ними. Для оценки эффективности инновационных культурных проектов и отдельных учреждений культуры на государственном уровне в диссертации предлагается разработать и ввести программу «Инвестиционное обеспечение инновационного развития культуры», которая может состоять из следующих основных направлений: создание комиссии по оценке инновационных проектов в культуре, которая должна включать экспертов различных областей культурной среды: органов государственного управления сферой культуры; крупных деятелей культуры страны; руководителей инвестиционных предприятий и организаций-спонсоров (как государственных, так и частных); представителей различных культурных фондов; руководителей творческих кластеров, инкубаторов и союзов; культурных экспертов и критиков (как отечественных, так и иностранных), разработка методики рейтинговой оценки культурных проектов. В диссертации предложены критерии для осуществления рейтинговой оценки культурных проектов, охватывающие все ключевые аспекты эффективности оцениваемого инновационного проекта, объединенные в соответствующие смысловые группы, с присвоенными каждому критерию весовыми коэффициентами. Эксперты Комиссии по оценке инновационных проектов должны ранжировать предлагаемые проекты по критериям, присвоив каждому из них оценку: «-2» - очень плохо; «-1» - плохо; «О» - нейтрально; «1» - хорошо; «2» - очень хорошо. Результирующий рейтинг инновационного проекта по каждому эксперту должен составляться посредством алгебраического суммирования произведений весовых коэффициентов на значения экспертных оценок. Общий рейтинг представляет собой среднее арифметическое рейтингов по всем экспертам. При значении общей рейтинговой оценки менее 250 культурный проект следует считать неконкурентоспособным.

19. Основными объектами инновационной инфраструктуры культурной среды должны стать инновационные предприятия (учреждения), осуществляющие деятельность в сфере культуры, при этом расширенные возможности для интенсивного инновационного развития должны получить как государственные учреждения культуры, так и хозяйствующие субъекты коммерческого сектора отрасли, в том числе малые предприятия. Основной целью этих учреждений должны стать разработка и реализация инновационных культурных проектов, в связи с чем наиболее подходящей для них представляется матричная организационная структура. Для своих целей современные инновационные учреждения культуры должны построить свою проектную деятельность в соответствии со следующими этапами: сформировать конкретную инновационную идею культурного проекта; провести маркетинговые исследования; провести анализ полученных в результате исследования данных и их систематизацию; сформулировать стратегические цели инновационного культурного проекта; провести структуризацию инновационного культурного проекта по основным направлениям и инструментам его реализации; провести анализ степени рисков и неопределенности; выбрать наиболее подходящий вариант реализации инновационного культурного проекта; осуществлять постоянный мониторинг хода реализации проекта и, в случае необходимости, его мобильную корректировку. Таким образом, современные культурные учреждения располагают широким набором инструментом осуществления своей деятельности, выбор определенной комбинации которых позволяет реализовывать собственные уникальные культурные проекты и избирать стратегию инновационного развития по разным направлениям деятельности. Выбору конкретного варианта реализации культурного инновационного проекта должен предшествовать учет рисков и неопределенности, которые являются неизменными условиями осуществления инновационной деятельности в любой сфере хозяйствования. В этой связи, анализ рисков при разработке инновационного культурного проекта дает возможность определить вероятности реализации альтернативных вариантов культурного проекта.

20. Сформированный автором механизм обеспечения инновационного развития заключает в себе ряд последовательных этапов, содержащих рекомендации для достижения высоких результатов и повышения эффективности как сферы культуры в целом, так и отдельных её субъектов. Предложенный механизм охватывает весь цикл разработки стратегии развития, включая исследования, анализ, систематизацию, целеполагание и структурирование, а также выбор основных направлений инновационного развития и инструментов их реализации. Важным является то, что механизм обеспечения инновационного развития сферы культуры подразделяется на две основных зоны ответственности: государственную и отдельных субъектов хозяйствования, что позволяет выделить этапы и методологические рекомендации по каждому из них. Главной задачей обеспечения инновационного развития культуры на уровне государства становится создание необходимых условий и инновационной инфраструктуры, которые в совокупности способны обеспечить функционирование субъектов сферы культуры всех форм собственности. На уровне субъектов хозяйствования сферы культуры главной задачей, направленной на обеспечение инновационного развития, должно стать создание, проработка и осуществление современных инновационных культурных проектов. Только благодаря взаимодополняющей деятельности государства и менеджмента отдельных учреждений и организаций культуры возможно создать конкурентоспособную культурную среду, способную обеспечить инновационное развитие сферы культуры и её саморегуляцию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Карась, Дарья Евгеньевна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аакер Д. Создание сильных брендов / Дэвид А. Аакер - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. - 440 с.

2. Абанкина Т. Социальный маркетинг: подходы и стратегии. // Журнал «60 параллель». - 2003. - № 1(8) // http://www.journal.60parallel.Org/ru/journal/2003/3/10

3. Агентство «Творческие индустрии» // http://www.creativeindustries.ru/rus/about

4. Беквит Г. Продавая незримое. Руководство по современному маркетингу услуг / Гарри Беквит. - М.: Изд. «Альпина Паблишер», 2011. - 224 с.

5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового— М.: Медиум, 1996.

6. Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства // Вопросы экономики. - 2004. - № 4. - С. 43-48.

7. Бокова А. Творческие индустрии в современной культуре: концепция и их значение для социально-экономического развития, 03.11.2011 // http://dareto.ru/analitica/120-2011-1 l-03-13-34-18.html

8. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) // http://bse.sci-lib.com/

9. Браун Джеффри (Geoffry Brown), Агентство EUCLID (Великобритания). // По материалам презентации на семинаре «Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории». - Петрозаводск: 14-18 июля 2003 // http://www.cpolicy.ru/analytics/64.html

10. Бурменко Т. Сфера услуг. Менеджмент (Гриф УМЦ «Классический учебник»). - М.: «КноРус», 2008. - 416 с.

11. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. - 2004. - № 6 (20) // http ://www. strana-oz.ru/?article=98 8&numid=21

12. Ворачек X. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 1. - С. 99.

13. Гасратян K.M. Сфера культуры в современной рыночной экономике. — М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2006. - 80 с.

14. Генри М. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента / Минцберг Генри - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.

15. Герсаимов C.B., Тульчинский Г.Л., Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учебное пособие. - СПб.: «Лань», 2009. - 192 с.

16. Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие / М.А. Гершман. - М.: Маркет ДС, 2010. - 200 с. (Университетская серия)

17. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России / Отечественные записки // www.strana-oz.ru

18. Гончарик A.A. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии / Научный общественно-политический журнал «Без темы». - 2008 - № 1(7) // http://beztemy.usu.ru/?base=mag/0007(01_2008)

19. Гордин В.Э., Матецкая М.В. Культурные кластеры как генераторы инноваций в развитии туризма в дестинации. Роль туризма в модернизации экономики российских регионов. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 8-10 июня 2010 г. Петрозаводск, Кондопога / Отв. ред. Шишкин, Т.А.Кодолова. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010.-352 с.

20. Гугелев A.B. Инновационный менеджмент: Учебник / A.B. Гугелев. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 336 с.

21. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 363 с.

22. Демидов JI.C. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 2. - С. 24-32.

23. Департамент стран Азии и Африки Минэкономразвития РФ. Торгово-экономические отношения между Россией и Гонконгом, 20.02.2010 г. // www.economy.gov.ru/minec/resources/Hongkong

24. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, антимация, маркетинг. - Новосибирск, 2000.

25. Дымникова А. Виды и особенности предпринимательской деятельности в культуре //

http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2002-l/08.pdf

26. Евменов А.Д. Особенности функционирования механизма регулирования сферы культуры в современных условиях. // Вестник ИЭУ СПбГУКиТ: Межвузовский сборник научных трудов. - Спб.: Изд. СПбГУКиТ, 2010. - № 1 (28) - С. 3-6.

27. Евменов А.Д. Формирование эффективного механизма регулирования сферы культуры на государственном уровне. // Вестник ИЭУ СПбГУКиТ: Межвузовский сборник научных трудов. - Спб.: Изд. СПбГУКиТ, 2010. - № 2 (29) - С. 3-9.

28. Ершов H.H. Анализ сущности сферы культуры и основных факторов, определяющих её развитие // Вестник ИЭУ СПбГУКиТ: Межвузовский сборник научных трудов. - Спб.: Изд. СПбГУКиТ, 2009. - № 1 (26) - С. 83-90.

29. Ершов H.H., Чеснова O.A. Актуальные проблемы и основные направления развития сферы культуры в регионе. - СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2009. - 18 с.

30. Завлин П.Н., Ипатов A.A., Калугин A.C. Инновационная деятельность в условиях рынка. - Спб.: 1994

31. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // http://mkxf.ru/documentations

32. Зеленцова Е. Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. -М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2010.- 240 с.

33. Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований //

http ://www.isiksp .ru/actions/actions_our_konf_zelencova.html

34. Зеленцова Е., Мельвиль Е. Культурная политика и экономика культуры. Тезисы для сборки региональных стратегий. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2011. - 160 с.

35. Ивасенко А.Г. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ А.Г. Иванченко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова. - М.: КНОРУС, 2009. - 416 с.

36. Игнатова С. Вена: тандем со временем (Рубрика «Исследования и аналитика») // http://creativeindustries.ru/rus/publications/77

37. Игнатьева E.JI. Экономика культуры: Учебное пособие. - М.: ГИТИС, 2004

38. Ильенкова С.Д., Гохберг JI.M. Инновационный менеджмент: Учебник / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. - М.: ЮНИТИ, 1997. -327 с.

39. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аныпина, А.А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007. — 584 с.

40. Инновационный менеджмент: Учебник \ Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Б.Н. Чернышева. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 464 с.

41. Инновационный менеджмент: учебник \ под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 2001. - 335 с.

42. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л. Э. Миндели. - Спб.: Наука, 2000. - 559 с.

43. Информационный бизнес-портал «Market-pages.ru» // Ьйр://\¥ЛУЛ¥.тагке1;-pages.rU/psixologiypro/8.html

44. Карась Д.Е. Анализ роли и уровня развития инновационной деятельности в сфере культуры зарубежных стран // Вестник Российской академии наук. -2011.-15 (З).-С. 110-113.

45. Карась Д.Е. Инновационные подходы к развитию сферы культуры // Вестник ИЭУ СПбГУКиТ: Межвузовский сборник научных трудов. -Спб.: Изд. СПбГУКиТ, 2010. -№ 1 (28). -С. 120-128.

46. Картирование творческих индустрий: инструменты анализа и оценки / Серия брошюр Британского Совета «Креативная и культурная экономика», выпуск 2. - М.: Изд-во «Креативная экономика», 2011. -64с.

47. Киселева Е. Стажировка сотрудников агентства «Творческие индустрии» в Лондоне // http://creativeindustries.ru/rus/publications/259

48. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Кожухар. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 292 с.

49. Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства. - Пер. с англ. - М.: Издатель Васин А.И., 2004. - 256 с.

50. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 2-е издание / Котлер Филипп. - СПб: изд. «Питер», 2006 - 464 с.

51. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. Профессиональное издание, 12-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2009. -1072с.

52. Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 688 с.

53. Кребер А., Клакхон К. Культура. Критический анализ концепций идефиниций. - М.,1992.

54. Кузнецов Б.Т. Инновационный менеджмент: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 367 с.

55. Кузовникова J1. Картирование культурных ресурсов как этап развития творческих индустрий. Эссе. //

http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2004-2/09.pdf

56. Культурология: теория, школы, история, практика // http ://www. countries .ru/library/subscribe/meanings .htm

57. Кумар H. Маркетинг как стратегия. - M.: Претекст, 2008. - 342 с.

58. Ламбен Ж.Ж., Шулинг И., Чумпитас Р. Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб.: Питер, Лидер, 2010. - 720 с. (Серия «Классика MB А»)

59. Леврок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. 4-е изд. / Пер. с англ. -М.: Изд. Дом «Вильяме», 2005. - 1008 с.

60. Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг (серия «Профессиональное образование»). - Ростов-на-Дону.: Изд. «Феникс», 2008. - 240 с.

61. Лэндри Ч. Креативный город. - Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006. - 399 с.

62. Лэндри Ч., Матарассо Ф. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентира. - М.: 2002.

63. Макашева Н. П. Управление инновационной деятельностью: методические материалы. - Томск: Издательство ТГУ, 2005 - 43 с.

64. Мак-Илрой Э. Культура и бизнес: путеводитель по фандрайзингу. Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005. - 156 с.

65. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего /Пер. с англ. - М.: Фонд «Мир»; Академический проект, 2005.-496 с.

66. Маслоу А. Мотивация и личность. - Пер. с англ. A.M. Татлыбаевой. -СПб.: Евразия, 1999. (Терминологическая правка В.Данченко, 2004)

67. Матвиенко В.В. Модели государственной культурной политики // Сборник «Вопросы культурологи: культура и управление». - М.: ФГНИУ «Российский институт культурологии», 2009. - № 11 // http://panor.ru/upload/iblockyb8d/%20baa%20kejfuynnzo.pdf

68. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М. ИНФА-М, 2009. - 295 с. (Высшее образование)

69. Моисеева Н. К., Конышева М. В. Управление маркетингом. Теория, практика, информационные технологии: учебное пособие по специальностям "Менеджмент организации", "Маркетинг" / Н. К. Моисеева, М. В.Конышева; ред. Н. К. Моисеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 416 с.

70. Мюллер В.К. Учебный англо-русский словарь: 120 ООО слов / В.К. Мюллер. - М.: Эксмо, 2006. - 864 с.

71. Николаева Е.Ф. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения (дистанционное обучение) по специальностям «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» - М.: Издательство МГОУ, 2006. - 300 с.

72. Николайчук В.Е. Маркетинг и менеджмент в сфере услуг. Деловой сервис. - СПб.: «Питер», 2005. - 608 с.

73. Ноздренко Е.А. Сфера культуры как специфический объект маркетинговой деятельности. - Красноярск: Изд-во КГУ, 2004.

74. Нордсрем К. А., Риддерстралле Й. Бизнес в стиле фанк навсегда: Капитализм в удовольствие / Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстралле;

пер. с англ. [Кристоф Вагнер]; Стокгольмская школа экономики. - М.: Манн, Ивонов и Фербер, 2008 - 328 с. (Книги Стокгольмской школы экономики)

75. О результатах Глобального раунда международных сопоставлений ВВП в 2005 г. Публикация Росстата - декабрь 2007 // http://gks.ru/bgd/free/b02_18/IssWWW.exe/Stg/d000/i040070r.htm

76. О'Конор Дж. Культурная политика как влияние. Экспорт творческих индустрий идет в Санкт-Петербург / Пер. с англ. // Творческие индустрии в России. - М.: Институт культурной политики, 2004. - С. 1234. (Культурные стратегии: экспертный клуб. Вып. 3)

77. Основы инновационного менеджмента: учеб. Пособие \ под ред. Проф. В.В. Коссова. - М.: Магистр, 2009. - 429 с.

78. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга // http://www.gov.spb.ru/day/statistika/stat

79. Официальный сайт Лофт Проекта «Этажи» // http ://www.lofitproj ectetagi.ru/

80. Официальный сайт Министерства Культуры РФ // http://mkrf.ru/

81. Официальный сайт Организации Объединенных Наций // www.unesco.ru

82. Павлов О. Секреты маркетинга. Мои интервью с мировыми экспертами, 2010 // http://liblOO.com/book/market/marketing_secrets/

83. Пайн II, Джозеф Б., Гилмор, Джеймс X. «Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена»: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2005 - 304 с.

84. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИКФ "Омега-Л", 2009. -656с.

85. Паскуаль-и-Руис Ж., Драгоевич С. Справочник по вопросам участия граждан в формировании культурной политики европейских городов, 2007 // http://www.eurocult.org/uploads/docs/948.pdf

86. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье / Пер. с англ. - М.: Классика- XXI, 2003. - 98 с.

87. Пермский проект. Концепция культурной политики Пермского края, 2010 // http://www.kulturaperm.ru/content/file/Konsept%20polnyi.pdf

88. Пилилян Е.К. Менеджмент культуры: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - 81 с.

89. Попов A.B. Коробейников A.M. Культурное картирование как инструмент аудита культурных ресурсов территориальных образований (на примере зарубежного опыта) // Материалы IX научной конференции «Тематическое картографирование для создания инфраструктур пространственных данных». - Иркутск: Изд-во Института географии имени В.Б. Сочавы СО РАН, 2010. - Т.2. - 193 с. - С. 79-82.

90. Попов A.B. Культурное картирование как форма создания инфраструктур пространственных данных в сферах культуры и туризма: сущность, организация, перспективы применения ГИС и Web 2.0 технологий // Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук: Материалы первой международной очно-заочной научно-практической конференции аспирантов, молодых ученых, педагогов и преподавателей (1-4 июня 2011 г.): в 2 ч. / Перм. гос. ун-т. -Пермь, 2011. -Ч. 1.-190 с.-С. 21-40.

91. Портал «iTeam» - технологии корпоративного управления // http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2963

92. Просби Д. Культурное изменение развития: история, концепции, конкретные примеры // Культурология: от прошлого к будущему. М.: РЖ, 2002.

93. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогообложения / Сочинения, том 2. - М, 1935.

94. Ричард Т. Правила менеджмента / Темплер Ричард - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - 232 с.

95. Розин М. Успех без стратегии. Технологии гибкого менеджмента. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - 336 с.

96. Российские регионы. Исследования и аналитика. Агентство «Творческие индустрии» //

http://www.creativeindustries.ru/rus/publications/factories_of_imagination_an d_cultural_conversion/3_russian_regions.

97. Рыбин С.С. Проблемы менеджмента в сфере культуры. // Евразийский Международный Научно-Аналитический Журнал. Проблемы современной экономики. - 2007. - № 1(21) // http://www.m-economy.ru/art.php3 ?а11^=22041.

98. Свободная энциклопедия маркетинга «Marketopedia.ru» // http://www.marketopedia.ru/.

99. Смирнов А.Ю. Инвестиционная деятельность учреждений культуры // Вестник ИЭУ СПбГУКиТ: Межвузовский сборник научных трудов. -Спб.: Изд. СПбГУКиТ, 2009. - № 1 (26) - С. 268-274.

100. Смирнов А.Ю. Перспективные направления роста эффективности управления сферой культуры. // Вестник ИЭУ СПбГУКиТ: Межвузовский сборник научных трудов. - Спб.: Изд. СПбГУКиТ, 2009. -№2(25).

101. Смирнов А.Ю. Перспективы развития сферы услуг // Вестник ИЭУ СПбГУКиТ: Межвузовский сборник научных трудов. - Спб.: Изд. СПбГУКиТ, 2010. - № 2 (29) - С. 261-265.

102. Смирнов В.Н. Спортинг - менеджмент побед! Теория и практика современного менеджмента: от тейлоризма до спортинга. - СПб.: «Эрида-Бизнес», 2011. - 240 с.

103. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с.

104. Собрание законодательства Российской Федерации - официальные электронные версии бюллетеней // http://www.szrf.ru/

105. Странствующая столица: роль культуры в развитии территории. - М.: Институт культурной политики, 2007. - 196 с. (Серия «Культурные стратегии»)

106. Сурин A.B., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. -М.: ИНФА-М, 2009. - 368 с. - (Учебники факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова).

107. Творческие индустрии в современном городе. Как развивать талант и предпринимательство в Санкт-Петербурге / Программа содействия малым проектам приграничного сотрудничества «Тасис», Санкт-Петербург, Хельсинки, Манчестер: 2002 г. // http://www.creative.leontief.net/data/Creative_ru.pdf

108. Толковый словарь Ожегова «Ожегов.Ру» // http://www.ozhegov.ru/

109. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. Издание 4-е. -Петроград, 1917.

110. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. — 528 с.

111. Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 448 е.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»)

112. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru

113. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (принят ГД ФС РФ 23.04.2010).

114. Федеральный закон от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

115. Философский энциклопедический словарь. -М., 1997.

116. Флиер А .Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический проект, 2000.

117. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005. - 421 с.

118. Хангельдиева И. Культура и рынок: современные тенденции. - М.: «Классика XXI века», 2009. - 224 с.

119. Хербинг Р., Купер С. Настольная книга директора по маркетингу: маркетинговое планирование. Полное пошаговое руководство. - М.: ЭКСМО, 2009. - 832 с.

120. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения: Философчкие фрагменты / Пер. с нем. - М.: Медиум; СПб.: Ювента, 1997. - 311 с.

121. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд.: ЗАО Издательский дом «Питер»; СПб.; 2006. - 264 с.

122. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006. - С. 14.

123. Чихиков В.М. Сфера культуры и экономика [Электронный ресурс] // Сайт фонда научных исследований «Прагматика культуры», 2008 // http://artpragmatica.ru/projects/7uicN2287

124. Чупров А.И. История политической экономии. -М., 1892.

125. Шарингер JI. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. - 2004. - № 2. - С. 13.

126. Шекова E.JI. Особенности маркетинга в сфере культуры. // Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». - 2001. - № 3. - С. 3-11.

127. Шмитт Б. Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений / Бернд Шмитт, Дэвид Роджерс, Карен Вроцос. - Пер. с англ. - М.: Изд. Дом «Вильяме», 2005. - 400 с.

128. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В. С. Автономова. — М.: ЭКСМО, 2007. — 864с. — (Антология экономической мысли).

129. Электронная библиотека «gumfak.ru» // http ://www.gumfak.ru/economhtml/keins/keins 10. shtml

130. Электронная свободная энциклопедия «Википедия» // http://ru.wikipedia.org/wiki/

131. Электронный проект «Инновационное управление» // http://innovation-management.ru

132. Электронный словарь «Мир словарей». Социологический словарь // http://mirslovarei.com/content_soc/

133. Ярошевская Т.Л. Культурная политика современной России // Сборник научных статей «Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления». - СПб.: Институт бизнеса и права, 2009 // http://www.ibl.ru/konf/031209/120.html

134. Baeker, G. (2010b) The Foundation: Cultural Mapping. In Baeker, G. (Ed.) Rediscovering the Wealth of Places. A Municipal Cultural Planning Handbook for Canadian Communities (pp. 45-51). - Ontario: Municipal World Inc., 164 p.

135. Baeker, G., & Hanna, J. (2009). Cultural. Authenticity. Place: Connecting cultural mapping and place branding. - Ontario: Municipal World, February issue.

136. Central Intelligence Agency/ The World Fact book: country comparison, 20.02.2010 // https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2004rank.html

137. Chris: Shanghai targets 9% economic growth in 2009, 19.02.2010 // http ://news .xinhuanet.com/english/2009-01/13/ content_10650651 .htm

138. Creative Economy. Report 2008. The challenge of assessing the Creative economy: towards informed policy-making. United Nations, 2008 // http://www.unctad.org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf.

139. Creative Economy. Report 2010. Creative Economy: a feasible development option. United Nations, 2010 // http://www.unctad.org/en/docs/ditctab20103_en.pdf.

140. Department for Culture, Media and Sport. Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. London , 1998.

141. Fleming T. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007

142. Girard A., Gentil G. Cultural Development: experience and policies. Paris: UNESCO, 1983.

143. Hagoort J. Cultural enterepreneurship / An introduction for arts management - The Netherland. 1993.

144. Hawkes J. The fourth pillar of sustainability. / Cultural Development Network: Melbourne, 2001 - 69 p.

145. Hawkes J. Culture's essential role in public planning. Melbourne: Cultural Development Network & Common Ground Press. Summary: - 2001 http ://www. culturaldevelopment.net/downloads/FourthPillarSummary .pdf

146. Jiang Yu. Creative industries in Shanghai turn to abandoned industries, 26.02.2010//

http://www.hktdc.com/info/mi/a/imn/en/lX005I6C/l/International-Market-News/Creative-Industries-In-Shanghai-Turn-To-Abandoned-Industries.htm

147. Mieg B. The capitalization of Cultural production. - New York: International General, 1989.-P. 165

148. Mieg B. The cultural commodity // Media, Culture and Society. - 1979. - № 1 -P.297-311

149. Mieg B. The logics in work in the new cultural industries // Media, Culture and Society. - 1987. - № 9 - P.273-289

150. Report «The economy of culture in Europe. Study on the Economy of Culture in Europe». European Commission, 2006 [Электронный источник] // Режим доступа: http://ec.europa.eu/culture/key-documents/doc873_en.htm

151. Scott A.J. Cultural products industries and urban economic development: Prospects for growth and market contestation in global context // Urban Affairs Review. - 2004.- No 39 (4).- P. 461-490.

152. Throsby D. Modelling the creative/cultural industries // New Directions and research: Substance, Method and Critique. ESCRC/AHRB Cultural Industries Seminar Network, Royal Society of Edinburgh, Scotland, 11-12 January 2007. - P. 8.

153. Works Branch Development Bureau, the Government of the Hong Kong Special Administrative Region. Chief Executive visits creative cluster in Central, 23.02.2010 // http://www.devb-wb.gov.hk/press_releases_and_publications

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.