Формирование культуры взаимодействия в детском творческом коллективе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Костогорова, Марина Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 189
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Костогорова, Марина Викторовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ.
1.1. Культура взаимодействия как научная проблема.
1.2. Специфика организации и особенности взаимодействия в детском творческом коллективе (на примере детского хорового коллектива).
1.3 Педагогические условия, способствующие формированию культуры взаимодействия в творческом (хоровом) коллективе .61 Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТВОРЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ.
2.1. Диагностика исходного состояния культуры взаимодействия в творческом (хоровом) коллективе.
2.2 Содержание, формы и методы поэтапного формирования и развития культуры взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста2011 год, кандидат педагогических наук Айкина, Любовь Павловна
Формирование гуманистических ориентиров у учащихся детской музыкальной школы: на примере вокально-хоровых занятий2008 год, кандидат педагогических наук Каримова, Лейсян Наилевна
Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы2006 год, кандидат педагогических наук Наринская, Наталья Борисовна
Педагогические условия обеспечения творческого сотрудничества в музыкальной среде: На примере хорового коллектива2006 год, кандидат педагогических наук Козырева, Инесса Валерьевна
Профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов2004 год, кандидат педагогических наук Буянова, Наталия Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование культуры взаимодействия в детском творческом коллективе»
Актуальность исследования определяется тем, что интенсивность процесса экономических, социальных и духовных преобразований, изменяющих всю совокупность отношений, неразрешенность многочисленных духовно-нравственных проблем российского общества предъявляют все более высокие требования к уровню поведенческой культуры, культуры взаимодействия. От готовности индивида включаться в совместную деятельность на уровне сотрудничества, сотворчества, от культуры общения зависит эффективность решения многих социальных и педагогических задач.
Этой основной идее соответствует объективно возрастающая на современном этапе роль творческих коллективов, что актуализирует проблему формирования культуры взаимодействия, а также обусловливает значимость изучения сущности творческого коллектива и выявления специфики развития его как воспитывающей среды.
В настоящее время сложилось несколько направлений изучения культуры взаимодействия. Так, в научных трудах И.В. Вачкова, Б.С. , Е.В. Коротаевой, В.В. Рябчикова, E.JI. Федотовой и др. рассмотрена основа сущности межличностного взаимодействия, подчеркивается роль взаимодействия в организации личностного пространства, в достижении не только комфорта отношений, но и общей цели деятельности. Эти исследования дают основание для изучения взаимодействия как междисциплинарного феномена, с постоянно изменяющейся стратегией и тактикой построения успешных взаимоотношений, обусловливая поиск перспектив развития взаимодействия на разных уровнях образовательной системы, в том числе в организации творческих коллективов.
Раскрывая специфику творческого, в частности вокально-хорового коллектива, Э.Б. Абдуллин, JIM. Абелян, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Б. Бертенев, С.Н. Лосева, Н.С. Матросова, Н.М. Плескачева, H.A. Ветлугина,
К.Ф. Никольская-Береговская, B.C. Попов, В.Ф. Чабанный, JI.B. Шамина и др. подчеркивают, что наиболее сложным является взаимопонимание участников, так как творческая личность чаще всего требует исключительного отношения к себе. Отсутствие такого признания приводит не только к конфликтам и разочарованиям, но и к распаду ряда творческих объединений.
Степень научной разработанности проблемы.
В диссертационных исследованиях последних лет выделены и рассмотрены отдельные аспекты проблемы: хоровое искусство как фактор инкультурации (Т.М. Лежнева, 2006), профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов (Н.Б. Буянова, 2004), самореализация подростков в хоровом исполнительстве (Е.Г. Гуляева, 2006), выявление педагогических условий, обеспечивающих творческое сотрудничество в музыкальной среде (И.В. Козырева,2006), гуманистические ориентации учащихся детской музыкальной школы (JI.H. Каримова,2008), развитие певческой культуры младших школьников (JI.JI. Алексеева, 2001) и др.
Несмотря на очевидный интерес к проблеме творческих коллективов, остается мало разработанной теория межличностного взаимодействия в них, в то время как практика свидетельствует о необходимости изучения специфики детских творческих коллективов как воспитательного пространства и выявления особенностей руководства им.
Основные подходы к организации взаимодействия в педагогическом процессе отражены в работах Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, Э.В. Ильенкова, М.Г. Казакиной, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Г.А. Цукерман и др. Исследователи подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития, создавая поле взаимодействия. При этом важно использовать диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Это подводит к мысли о том, что процессуальная сторона организации деятельности руководителя детского творческого коллектива с целью формирования позитивного взаимодействия, предупреждающего конфликтность и отчужденность в пространстве творческого сотрудничества, есть педагогическая стратегия, основанная на принципах индивидуализации, дифференциации, оптимальной реализации творческих способностей в достижении планируемого результата. Такая стратегия позволяет расширять контакты творческого взаимодействия с учетом этапов развития детского коллектива.
Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме группового и коллективного взаимодействия, межгрупповой и внутригрупповой совместной деятельности, не существует единой, общепринятой концепции и терминологии изучения культуры взаимодействия в детском творческом коллективе. Нами не обнаружены исследования, объектом изучения которых является формирование культуры взаимодействия в детском творческом коллективе.
Потребность в научно обоснованном и практически подтвержденном подходе к осмыслению сущности, структуры формирования культуры взаимодействия осознается в ряде объективно существующих противоречий:
- между возросшей в обществе значимостью формирования культуры взаимодействия и недостаточным теоретическим обоснованием с педагогических позиций данного феномена в сфере культуры, в хоровом искусстве;
- между необходимостью организации культуры взаимодействия в детском творческом коллективе на основе совместного стремления к повышению качества коллективного творчества и традиционной практикой организации и руководства детскими творческими коллективами;
- между индивидуальными особенностями творческой личности, готовностью позиционировать творческую независимость и необходимостью учитывать общие интересы в детском творческом коллективе.
Обозначенные противоречия, с одной стороны, отражают общие проблемы повышения качества воспитания культуры взаимодействия, с другой - указывают на необходимость целенаправленного управления деятельностью творческих коллективов.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, способствующих формированию культуры взаимодействия в детском творческом коллективе.
Значимость проблемы исследования и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием выбора темы исследования «Формирование культуры взаимодействия в детском творческом коллективе».
Цель исследования: выявление, научное обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования культуры взаимодействия в детском творческом коллективе.
Объект исследования: процесс формирования культуры взаимодействия участников творческого коллектива.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию культуры взаимодействия в детском творческом коллективе.
Гипотеза исследования. Взаимодействие в детском творческом коллективе имеет свои особенности, связанные со сложными проявлениями индивидуальности каждого участника, стремлением к сохранению своего творческого потенциала, независимости в коллективной творческой (хоровой) деятельности. Формирование культуры взаимодействия будет эффективным, если:
- спроектирована и внедрена организационная модель, ориентирующая руководителей детских творческих коллективов на целенаправленную интеграцию специальной и педагогической компетенции;
- осуществлен процесс становления творческого пространства коллектива, поэтапно стимулирующего развитие потенциала личности ребенка посредством регламентирующего внутриколлективного взаимодействия и способствующего преодолению отчуждения участников на разных этапах развития коллектива; деятельность детского творческого коллектива организована в соответствии с педагогическими принципами согласования индивидуального творчества каждого ребенка с коллективным творчеством детского сообщества, с учетом особенностей мотивации к эффективному взаимодействию на разных этапах развития коллектива.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Уточнить сущность, содержание ключевых понятий: «культура взаимодействия», «детский творческий коллектив», «взаимодействие в творческом коллективе», «культура взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе», «хоровой коллектив».
2. Исследовать специфику организации детского творческого (хорового) коллектива и особенности взаимодействия его участников на разных этапах его развития.
3. Создать организационную модель деятельности руководителя творческого коллектива и определить педагогические условия, способствующие формированию культуры взаимодействия участников детского творческого (хорового) коллектива.
4. Разработать оценочно-критериальный инструментарий для выявления уровня культуры взаимодействия участников творческого (хорового) коллектива и апробировать комплекс научно-методического обеспечения для руководителей детских хоровых коллективов по формированию культуры взаимодействия его участников.
Методологическую основу исследования составляют: личностно-деятельностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, A.A. Ананьевым, основной идеей которого является принцип формирования личности и ее характеристик в деятельности;
- личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.Н. Мясищев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), являющийся одним из условий обеспечения процессов самореализации личности и дающий основание для раскрытия места творчества в индивидуальности человека и природу взаимодействия как «встраивание» творческой личности в коллективно ориентированную деятельность.
Теоретической основой исследования являются:
- концепции взаимодействия, диалога в формировании культуры отношений в педагогическом процессе (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Коротаева, В.В. Рябчиков, E.JI. Федотова и др.);
- идеи о культуре взаимодействия как новообразовании, возникающем в ходе развития творческого коллектива (JI.C. Выготский, В.Г. Ражников, Д.Б. Кабалевский , Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и др.);
- положения теории коллектива, групповой деятельности как условия развития личности (Н.П. Аникеев, А.Г. Ковалев, В.А.Караковский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Лутошкин, A.C. Макаренко, Л.И. Новикова, A.B. Петровский, Н.Л.Селиванова, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.);
- труды по проблемам развития творческой личности в условиях музыкально-хорового исполнительства (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Т.Н. Хащенко и др.).
В работе используется методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, специальной учебно-методической литературы по исследуемой проблеме; нормативных документов (учебные и рабочие планы руководителей хоровых коллективов, программы по дисциплинам специализации, документы по итогам практики студентов дирижерских факультетов и др.); обобщение и сравнение позиций, убеждений, сопоставление взглядов, анализ ситуаций;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, тематическая беседа; педагогический эксперимент; наблюдение с видеофиксацией работы руководителей хора, концертно-исполнительской деятельности детских хоровых коллективов; ретроспективный анализ педагогического опыта взаимодействия в детском творческом коллективе и методы обработки данных, интерпретация полученных результатов.
База исследования. Исследование проведено в несколько этапов на базе детских хоровых коллективов музыкальных школ №№ 4, 10 г. Улан-Удэ. Всего в работе задействовано 280 участников, 24 руководителя детских хоровых коллективов. Количество испытуемых на этапе формирующего эксперимента составило 84 человека в возрасте от 7 (6) - до 16 лет.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2005 - 2007) изучалась философская, педагогическая и специальная литература по проблеме исследования; определялись теоретические и методологические основы исследования, обобщался опыт работы руководителей творческих коллективов, разрабатывалась анкета для выявления уровня педагогической компетентности руководителя творческого коллектива, исследовалась динамика развития творческих коллективов в контексте культуры взаимодействия, формулировалась рабочая гипотеза.
На втором этапе (2007-2009) обобщался теоретический и экспериментальный материал; обосновывались формы, методы и способы организации культуры взаимодействия в творческом коллективе в зависимости от уровня педагогической компетентности руководителя с непосредственным участием автора в практике работы с детскими творческими коллективами: разрабатывались рекомендации по формированию педагогической компетентности руководителей творческих коллективов, обеспечивался промежуточный и заключительный мониторинг результатов формирования культуры взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе.
На третьем этапе (2009 - 2011) реализовывалась авторская программа «Формирование и развитие культуры взаимодействия участников детских хоровых коллективов» и методические рекомендации поэтапной организации детского хорового коллектива, апробировался комплекс научно-методического обеспечения по формированию культуры взаимодействия в детском хоровом коллективе, систематизировались полученные данные, формулировались основные выводы исследования.
На четвертом этапе (2011-2013) обсуждались основные положения диссертационного исследования на заседании Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», на кафедре педагогики ФГБОУ ВПО «ВСГАО», научно-практической конференции «Гуманная педагогика как условие развития творческих способностей обучающихся», на заседаниях педагогических советов учреждений дополнительного образования, детских школ искусств, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана организационная модель деятельности руководителя детского творческого (хорового) коллектива, ориентирующая на целенаправленную интеграцию специальной и педагогической компетенции и обеспечивающая становление пространства культурного взаимодействия в творческом коллективе;
- предложен и обоснован новый подход к формированию взаимодействия как сложному процессу создания на основе культуры общения воспитательного поля, обеспечивающего конструктивное изменение взаимодействия на основе сближения творческих интересов личности и коллектива; развитие каждого участника творческого коллектива через укрепление его позиции по отношению к другим, самому себе и к деятельности;
- доказана необходимость поэтапного стимулирования развития потенциала личности ребенка посредством регламентирующего внутриколлективного взаимодействия с целью преодоления отчуждения участников и согласования индивидуального творчества каждого ребенка с коллективным творчеством детского сообщества на разных этапах развития коллектива;
- введено уточненное понятие «культура взаимодействия в детском творческом коллективе» за счет выделения когнитивного, ценно стно-мотивационного, деятельностного компонентов.
Теоретическая значимость исследования:
- доказано, что становление творческого пространства способствует развитию конструктивных (развивающих) и реструктивных (поддерживающих) взаимодействий в детском хоровом коллективе в целях достижения качественного творческого (исполнительского) результата и формирования культуры взаимодействия его участников;
- изложены результаты, способствующие теоретическому обоснованию дальнейших исследований по проблеме формирования культуры взаимодействия и развития творческих коллективов;
- раскрыты содержательные характеристики показателей и уровней сформированности культуры взаимодействия в детском хоровом коллективе (понимание смысла взаимодействия, мотивация к творческому взаимодействию, стремление к взаимодействию в исполнительской деятельности, взаимопонимание и др.);
- изучены особенности детских хоровых коллективов, дополняющие научное понимание проблемы творческих коллективов и роли культуры взаимодействия как фактора их стабильности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- предложенные автором и экспериментально подтвержденные результаты способствуют повышению уровня формирования культуры взаимодействия в детских творческих (хоровых) коллективах;
- разработаны и внедрены педагогические условия, способствующие формированию культуры взаимодействия участников детского творческого (хорового) коллектива;
- определены и раскрыты процессуальные аспекты поэтапного формирования культуры взаимодействия в детских творческих (хоровых) коллективах - педагогические ситуации, задания, приемы, способствующие организации общения внутри детского хорового коллектива и формированию культуры взаимодействия его участников;
- создана, апробирована и реализована организационная модель деятельности руководителя детского творческого (хорового) коллектива, включающая интеграцию специальной и педагогической компетенции, ориентированная на процесс педагогического руководства развивающимся и воспитывающим коллективом - создание условий развития личности в деятельности, формирование культуры взаимодействия и взаимопонимания всех субъектов творческого процесса;
- представлены методические рекомендации «Формирование культуры взаимодействия в детском творческом коллективе».
Материалы и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в работе с творческими коллективами, в том числе для разработки моделей в системе дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены междисциплинарным изучением проблемы, комплексным сочетанием взаимосвязанных и взаимодополняющих эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, цели, задачам исследования. Репрезентативность данных подтверждена значительным личным опытом исследователя как руководителя хоровых коллективов, совокупностью выборки, научно-обоснованной проверкой результатов исследования на различных этапах работы, сочетанием методов количественного и качественного анализа данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ВСГАО», на заседании Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», на научно-практических конференциях разного уровня: Всероссийской с международным участием
Социальное партнерство как фактор развития современного образования» (Улан-Удэ, 2009), региональных - «Молодежь в условиях социальной трансформации общества» (Улан-Удэ, 2007), «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства в культурном пространстве Восточной Сибири и Севера» (Чита, 2007), научно-практической конференции «Гуманная педагогика как условие развития творческих способностей обучающихся» (Иркутск, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013), Республиканском семинаре «Проблемы музыкального образования» (Улан-Удэ, 2006), семинаре по программе «Музыкальное образование при Центре дополнительных образовательных услуг ВСГАКИ» (Улан-Удэ, 2008).
По результатам исследования опубликовано 10 работ, в том числе 3 - в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК России для публикации материалов диссертационных исследований.
Положения, выносимые на защиту: 1. Культура взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе рассматривается как связь субъектов творческого процесса, приводящая к качественным изменениям способов контакта, способствующая развитию творческого опыта, установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. В качестве основных компонентов выступают: когнитивный (содержит базовые для творческого взаимодействия знания о традициях, нормах и ценностях, о средствах общения и исполнительских манерах, конфликтах, регулировании отношений, о способах саморегуляции); ценностно-мотивационный (обеспечивает общую направленность на сотрудничество, взаимодействие, возникновение установок, личностных смыслов, ценностных ориентаций, определенный тип поведения); деятельностный (продуктивный опыт взаимодействия: активность, стремление к достижению общественно значимой цели в творческой деятельности, быстрота и легкость взаимопонимания, самостоятельность и ответственность, умение анализировать, обобщать, делать выводы).
2. Созданная организационная модель деятельности руководителя детского творческого (хорового) коллектива предусматривает наполнение компонентов (мотивационного, знаниевого, организационно-деятельностного, личностного) педагогическим смыслом и задает принципиально иную логику организации коллектива: логику решения задач, жизненных ситуаций, решения проблем межличностного, группового и коллективного характера взаимодействия, развития аналитических способностей, способности делать выбор на основе адекватной оценки себя и т.д.
3. Формирование культуры взаимодействия - это целенаправленный воспитательный процесс меняющихся отношений, связанный, во-первых, с изменением смысла взаимодействия в творческой деятельности на разных этапах развития коллектива как условия расширения контактов (за счет идентификации, рефлексии, креативности) посредством регламентирующего согласования интересов, мотивов, норм и ценностей детской творческой деятельности; во-вторых, с изменением ценностного осознания культуры взаимодействия и взаимопонимания, основанных на принципах г диалогичности, открытости, сотрудничества и толерантности, как готовности к преодолению отчуждения и защите коллективной ценности самопроявления.
Цель и задачи исследования определили следующую структуру диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 217 источников; приложения, в которых представлены отдельные программы и образцы диагностических материалов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива2006 год, кандидат педагогических наук Мингазова, Луиза Петровна
Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов2003 год, кандидат педагогических наук Грибкова, Ольга Владимировна
Формирование нравственных убеждений подростков в процессе вокально-хорового обучения2008 год, кандидат педагогических наук Мальцева, Татьяна Александровна
Развитие музыкальной культуры личности на основе региональных традиций вокально-хорового творчества2000 год, кандидат педагогических наук Любомудрова, Анна Юрьевна
Формирование артистизма личности будущего учителя музыки2002 год, кандидат педагогических наук Гарипова, Гузель Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Костогорова, Марина Викторовна
Выводы по второй главе
Главная задача экспериментальной части заключалась в апробации модели деятельности руководителя по формированию культуры взаимодействия и экспериментальной проверке ее эффективности на примере детского хорового коллектива.
Основная идея разработки модели - проверить на примере детского хорового коллектива действенность и эффективность модели по формированию культуры взаимодействия участников творческого (хорового) коллектива.
Чтобы получить исходные данные по двум коллективам, равнозначным по возрастному составу и направленности исполнительской программы, мы использовали диагностический комплекс, направленный на изучение мотивации участия в творческой деятельности, определение уровня осознания личной значимости и понимание ценности взаимодействия, уровня стремления и проявления взаимодействия в процессе творческой деятельности. В соответствии с первой группы методик мы изучили степень проявления интересов учащихся к вокально-хоровой деятельности: направленность интересов, мотивы выбора творческой деятельности, мотив к вокально-хоровой деятельности.
Реализация второй группы методик позволила нам выявить мотивы участия в совместной деятельности, определить степень отношения к ценностям творческого взаимодействия.
Третья группа методик позволила выявить проявление взаимодействия в творческой совместной деятельности, уровень личностной активности, проявление основных норм взаимодействия в коллективной творческой деятельности.
При обработке и интерпретации результатов мы обнаружили, что проблему психолого-педагогической готовности руководители хоров не считают главной в своей деятельности. Это приводит к необходимости сопоставить результативность хоровой деятельности при условии интеграции педагогической и специальной компетентности. Исходя из этих соображений, мы скорректировали деятельность и общение хормейстера с коллективом на основе педагогической компетентности: знании теории развития детского коллектива, психологии возрастных этапов развития личности, роли мотивации выбора для творческой личности, знаний коллективных норм при управлении и организации творческой деятельности. Именно это и предусматривал формирующий эксперимент: изменить позицию хормейстера, расширить специальные дирижерские приемы и формы общения за счет педагогической компетентности.
Формирующий эксперимент был направлен на раскрытие организационно-деятельностного компонента предложенной модели, основанного на интеграции педагогической и специальной компетентности, способствующей формирование культуры взаимодействия участников творческого коллектива, проявляющей не только в вокально-хоровом исполнительстве: уравновешенности, однотембровости, строе (гармонический/ вертикальный, мелодический/горизонтальный), но и в межличностных, внутриколлективных отношениях уважения, принятии голоса каждого как ценности, взаимного звукового оснащения, благородного окрашивания, обогащения, базирующихся на положительной основе отношенческих позиций участников коллектива, что обуславливает процесс внутриколлективной исполнительской взаимозависимости.
Для проверки эффективности теоретической модели мы разработали программу и методические рекомендации «Формирование культуры взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе» и апробировали в детских школах искусств г. Улан-Удэ.
В программу были введены и расширены педагогические аспекты работы руководителя с детским хоровым коллективом, сделан акцент на личностные и внутриколлективные отношения, которые способствуют формированшо культуры взаимодействия участников хорового коллектива.
Мы создали вариант поэтапного формирования детских творческих (хоровых) коллективов с учетом педагогических условий, включающих систему педагогических ситуаций, заданий, приемов, организации общения внутри детского хорового коллектива и способствующий формированшо культуры взаимодействия его участников.
Содержательная направленность программы, состоящей из двух модулей, соответствовала основной цели опытно-экспериментальной работы и задачам исследования: развитию культуры взаимодействия в творческом коллективе. Первый модуль - «Творческое Я» - направлен на развитие вокальных и творческих способностей, раскрытие индивидуальности, укрепление позиции в коллективе, познание ценности норм взаимодействия в коллективе. Второй - «Мы вместе» - способствовал закреплению норм культуры взаимодействия и реализации этих норм в общении.
Содержательное разделение на модули носит условный характер, так как развитие творческих способностей и культуры взаимодействия осуществляется на всех этапах становления хора.
В целом, в ходе опытно-экспериментальной работы сохранялась логика развития певческих основ хорового исполнительства, определенных . программой и государственными образовательными стандартами развития в вокально-хоровой деятельности: элементов музыкального языка каждого участника, его творческой индивидуальности, чуткости к восприятию музыки, эмоционального настроя и т.д. Эти творческие процессы включают в себя определенные стадии развития исполнительской культуры хора, которые мы соотнесли со стадиями развития коллектива.
В ходе экспериментальной работы использовались педагогические воздействия, технологии и техники с учетом возрастных изменений участников коллектива, поэтапно проектировалась деятельность руководителя (этап моделирования, информирования, контроля и коррекции), направленная на формирование культуры взаимодействия участников коллектива.
Данная программа на основе интеграции позволила:
- ввести в процесс обучения иные ценности в виде взаимодействия с другими;
- сформировать потребность в общении с себе подобными;
- стимулировать участников к вокально-хоровой деятельности с помощью комплекса педагогической поддержки и коррекции для создания атмосферы комфорта для каждого участника коллектива в процессе взаимодействия;
- проводить вокально-хоровые занятия разной формы: индивидуальной, коллективной, концертно-исполнительской, - предоставляющие возможность расширить поле взаимодействия, повысить уровень взаимодействия и способствовать проявлению взаимодействия на основе культуры;
- проводить процесс коррекции в непредвиденных либо сложных ситуациях.
На основе сопоставления результатов экспериментальной работы нами доказано, что разработанная нами теоретическая модель повышает уровень культуры взаимодействия участников детского хорового коллектива.
Таким образом, апробация теоретической модели по формированию культуры взаимодействия участников творческого коллектива показала достаточно высокую эффективность и подтвердила заявленную гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, формулируются выводы, определяются перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Проведенное исследование способствовало выявлению сущностных характеристик взаимодействия, культуры взаимодействия, культуры взаимодействия в творческом (хоровом) коллективе. Анализ литературных источников и практики деятельности руководителей хоровых коллективов позволил установить, что взаимодействие в творческом коллективе представляет собой систему контактов, способствующих и взаимопониманию, и творческому соучастию в деятельности, что позволяет рационально выстраивать логику усвоения ценности культуры взаимодействия.
2. На основе анализа специфики творческого коллектива выявлена направленность деятельности специалиста по реализации своей авторской программы. При этом установлено, что эффективность работы руководителя по формированию культуры взаимодействия участников творческого коллектива может выступать как целенаправленная работа руководителя на разных этапах развития творческого коллектива по повышению уровня умений, расширению форм отношений, мотивации деловых контактов, взаимопонимания и взаимодействия в достижении общих результатов.
3. Обосновано, что оптимальность формирования культуры взаимодействия связана с уровнем способности руководителя выстраивать систему контактов на принципах диалогичности, открытости, сотрудничества, толерантности, обосновывать ценность внутриколлективных связей на основе делового общения, что способствует расширению межличностных контактов, повышает культуру взаимодействия и снижает негативные явления: дискомфорт межличностных отношений, отчуждение и т.д.
4. На основании теоретического анализа определено, что специфика педагогической компетентности руководителя хорового коллектива проявляется в наполнении компонентов (мотивационный, знаниевый, организационно-деятельностный, личностный) педагогическим смыслом, придающим новую направленность специальной компетентности. При этом этапность - 1) организационно-деятельностная установка, 2) развитие вокальных качеств и образование вокальных групп, 3) организация взаимодействия как согласие и созвучие голосовых данных - сопровождается постепенным развитием внутриколлективных отношений: уяснение личностных смыслов хорового пения, проявление понимания внутриколлективной зависимости, ценностное осознание культуры взаимодействия в хоровом коллективе.
5. Положения компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического, интегративного подходов, а также изучение соответствующих нормативных документов способствовали созданию теоретической модели формирования культуры взаимодействия участников творческого коллектива, включающей следующие компоненты: целевой, организационно-деятельностный, оценочно-результативный.
6. Для практической апробации эффективности теоретической модели был организован и проведен педагогический эксперимент на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детской школы искусств № 10 и №4 города Улан-Удэ в период с 2005 по 2011 гг.
7. Проведенный эксперимент полностью подтвердил гипотезу нашего исследования об эффективности модели формирования культуры взаимодействия участников творческого коллектива и позволил вывить комплекс диагностических данных, позволяющих сделать следующие выводы: культура взаимодействия представляет собой совокупность взаимообусловленных контактов в пространстве личности, основанных на сумме специальных знаний по этике, умениях соотносить свои интересы с интересами других людей, действовать сообща (намечать общие цели и пути их достижения, достигать намеченного с учетом интересов других людей), совершать адекватные поступки в интересах общего дела, обеспечивающего целостное развитие личности; творческий коллектив - это специально организованное воспитательное пространство эмпатического взаимопонимания, культурного и творческого развития личности, способствующее коэволюции творческих потенциалов личности и стремления к самореализации в творческой деятельности;
- детский творческий (хоровой) коллектив - это группа творческих детей с яркой выраженностью отдельных черт характера, особенностью мышления, основанной на таких модальностях, как зрение и слух, а музыкальное восприятие требует высокого уровня развития способности к ассоциированию; это детское сообщество, где формируется целенаправленное личностно-ориентированное взаимодействие, основанное на принципе согласования индивидуального творчества каждого ребенка с коллективным творческом детского сообщества, где учитываются особенности побуждения (мотивации) к эффективному творческому взаимодействию на разных этапах развития творческого коллектива, стимулируется развитие творческого' потенциала личности, что способствует развитию конструктивных (развивающих) и реструктивных (поддерживающих) взаимодействий на разных этапах развития коллектива: преодоления отчуждения, согласования интересов, мотивов, цели, норм и ценностей творческой деятельности, познания культуры взаимодействия и культуры окружающего мира с целью достижения качественного творческого результата;
- хоровой коллектив — это творческий коллектив, основу которого составляет психологический комфорт участников, взаимодополняемость поющих в условиях творчества и реализация музыкально-исполнительских способностей каждого и коллектива в целом;
- взаимодействие в детском творческом (хоровом) коллективе - это процесс и результат налаживания контактов, связей, отношений, проявление активности, приводящих к созданию системы отношений через признание ценности общих интересов и целей деятельности. При этом взаимодействие складывается постепенно в результате осознания значимости другого и понимания твоей значимости в общем деле. Эта постепенность способствует тому, что во взаимодействии рождаются нормы общения, правила, традиции, формируется культура взаимопонимания, которая способствует достиженшо общих целей, проявляются ценностно-смысловые ориентации личности на духовность, нравственность, эстетичность, креативность, реализация которых осуществляется посредством осознания ценности творческого (исполнительского) взаимодействия его участниками, заключающейся в учете особенностей исполнительской певческой культуры в вокально-хоровом искусстве (уравновешенность голосов, слитность тембровой окраски голосов, строй (гармонический/вертикальный, мелодический/ горизонтальный и т.д.); в межличностных, внутриколлективных отношениях уважения, принятия голоса каждого как ценности, взаимного звукового оснащения, благородного окрашивания, обогащения, базирующихся' на положительной основе отношенческих позиций участников коллектива, что обуславливает процесс внутриколлективной исполнительской взаимозависимости;
- культура взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе - это связь субъектов творческого процесса, приводящая к качественным изменениям способов контакта и способствующая развитию творческого опыта, установленшо и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достиженшо эффективных результатов в совместной деятельности.
8. Педагогическими условиями, способствующими успешности формирования культуры взаимодействия в творческом коллективе, являются:
- проектирование и внедрение организационной модели, ориентирующей руководителей детских творческих коллективов на целенаправленную интеграцию специальной и педагогической компетенции;
- осуществление процесса становления творческого пространства коллектива, поэтапно стимулирующего развитие потенциала личности ребенка посредством регламентирующего внутриколлективного взаимодействия и способствующего преодолению отчуждения участников на разных этапах развития коллектива;
- деятельность детского творческого коллектива организована в соответствии с педагогическими принципами согласования индивидуального творчества каждого ребенка с коллективным творчеством детского сообщества, с учетом особенностей мотивации к эффективному взаимодействию на разных этапах развития коллектива.
Специальная компетенция руководителя детского творческого (хорового) коллектива как основа воспитания культуры взаимодействия обеспечивает психологический комфорт каждого участника детского творческого (хорового) коллектива, направляет на развитие взаимодействия руководителя с субъектом управления посредством расширенных представлений руководителя об организационных возможностях по управлению и руководству на основе знаний технологии, этапов развития детского творческого коллектива и развитие певческого взаимодействия, подразумевающего ответную реакцию субъекта и объекта при исполнении хорового произведения, посредством представлений о формировании и развитии певческого мастерства участников с учетом возрастных особенностей, выбора соответствующих вокально-хоровых техник при вокально-хоровом общении, применения идеомоторных актов, адекватных смысловому содержанию вокально-хорового произведения, в целях возникновения общего интереса к достижению цели и результату деятельности как лично значимому.
9. Формирование культуры взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе осуществляется посредством направленности деятельности руководителя на актуализацию коллективной ценности самопроявления в творческом коллективе; оптимизацию системы контактов, основанных на принципах диалогичности, открытости, сотрудничества и толерантности, на организационно-содержательные действия руководителя, направленные на решение творческих задач коллектива в синтезе с решением задач моделирования педагогических ситуаций на разных этапах развития коллектива, способствующих трансляции и поддержанию культуры взаимодействия в творческом процессе.
10. Результаты эксперимента показали положительную динамику по всем показателям. Количество участников творческого коллектива с высоким уровнем мотивации к участию к творческой коллективной деятельности возросло на 34,4 %, с высоким уровнем осознания личной значимости и понимания ценности взаимодействия увеличилось на 30,0%, с высоким уровнем стремления и проявления взаимодействия на 38,7%.
11. Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента данные дают основание полагать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Определяя перспективы исследования, мы отмечаем, что выполненная работа не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшего развития. Так, актуальным представляются продолжение исследования вопросов формирования культуры взаимодействия на разных этапах образовательного процесса, выявление возможностей педагогической компетентности в работе с семьей творчески одаренного ребенка.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Костогорова, Марина Викторовна, 2013 год
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник / Э.Б. Абдуллин, E.H. Николаева. М.: Академия, 2004. - 334 с.
2. Абелян, JIM. Как рыжик научился петь /Л.М. Абелян. М.: Советский композитор, 1989. — 59с.
3. Адольф, В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография /В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. -Красноярск: Поликом, 2007. 192 с.
4. Александрова, В.Г. Духовная традиция гуманной педагогики / В.Г. Александрова. М.: Изд-во МГУ, 2003.- 224 с.
5. Алексеева, Л. Л. Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе: дис. . канд.пед.наук: 13.00.02: М, 2001.-170 с.
6. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/ Ю.Б. Алиев. М.: Гуманитарный изд. Центр «ВЛАДОС», 2000, - 336 с.
7. Алиев, Ю.Б. Воспитательный потенциал музыкального искусства/ Ю.Б. Алиев //Музыкальная психология и психотерапия. 2006.- №1.- С. 1019.
8. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. Минск: Университетское. - 1990. — 560 с.
9. Анализ вокальных произведений: Учеб.пособие / Ред. О.П. Коловский. Л.: Музыка, 1988. - 352 с.
10. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977. 384 с.
11. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики/ И.Н. Андреева. М.: Издат Центр «Академия»,2002. -176с.
12. Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975. 394 е.
13. Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве: сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова Арбенина. - Л.: Музыка, 1980. - 216 с.
14. Асмолов, А.Г. Образование как ценностное полагание: диалог между педагогикой сотрудничества и культурно-исторической психологией/ А.Г. Асмолов // Народное образование. 2008. - № 5. - С. 48 - 52.
15. Анциферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анциферова. -М.: Наука, 1981. 364 с.
16. Апраксина, O.A. Из истории музыкального воспитания / O.A. Апраксина. -М: Просвещение, 1990.- 207с.
17. Ахмерова, А.Ф. Развитие профессиональной компетентности студентов вузов коммуникативными средствами: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Ф. Ахмерова М., 2004. - 20 с.
18. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, - 1986. -444 с.
19. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1994. - 480 с.
20. Библер, B.C. Культура: диалог культур (Опыт определения) / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989. - №6. - С. 31-42.
21. Библер, B.C. Диалог. Сознание. Культура (идеи культуры в работах М.М. Бахтина)/ В. С. Библер. -М.: Одиссей, 1989. 160 с.
22. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. В 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1979. - 400 с. Т.2.-304 с.
23. Богданова, О.С. Этические беседы с подростками: кн. для учителя / О.С. Богданова. -М.: Просвещение, 1987 192 с.
24. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002.- 320 с.
25. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. Ростов н/Д, 1983.- 183 с.
26. Богуславский, М.В. XX век российского образования / М.В. Богуславский. -М.: ПЭР ЭС, 2002. - 302 с.
27. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. - № 10. - С. 814.
28. Бондаревская, Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич // Педагогика. 2004. - № 10. - с. 23-31.
29. Бочкарев, JI.JI Психология музыкальной деятельности / JI.JI. Бочкарев. М. Ин-т психологии: РАН, 1997. - 350 с.
30. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. М.: Мысль, 1988. -304 с.
31. Брунер, Д.С. Психология познания / Д.С. Брунер. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
32. Брюховецкий, Ф.Ф. Основные проблемы воспитания школьного коллектива / Сост. Т.В. Цырлина // Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
33. Булгаков, В.Д. Развитие хорового образования в России второй половины 19-20 вв: автор, дис. .канд. пед.наук: 13.00.01./ В.Д. Булгаков.-Казань, 2002.- 24 с.
34. Валицкая, А.П. Новая школа России: культуротворческая модель/ А.П. Валицкая: монография./ Под. ред. профес. В.В. Макоева. Санкт-Петербург.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 146 с.
35. Васильева, Т.И. Педагогическое общение как фактор формирования исследовательских умений у учащихся младшего школьного подросткового возраста: автореф. дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01/ Т.И. Васильева -Магнитогорск, 2002. 22 с.
36. Васильев, В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: Преемственность традиций и тенденций развития / В.А. Васильев. JL: Музыка, - 1991.-117 с.
37. Вачков, И.В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию /И.В. Вачков // Вопросы психологии, 2007.-№3.- С.16—29.
38. Венгрус, JI.A. Пение и «фундамент музыкальности»: Монография / JI.A. Венгрус. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 204 с.
39. Ветлугина, И.А. Музыкальное развитие ребенка/ И.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1976. — 415 с.
40. Выготский, JI.C. Собр. соч. в 6 томах / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982-1984.
41. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века/ О.С. Газман // Новые ценности образования. Вып.№6. — М.: Инноватор, 1996. С. 10-37.
42. Галеев, Б.М. Человек, искусство, техника / Б.М. Галеев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. - 262 с.
43. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб-метод.пособие / Е.О. Галицких. М.: Академический проект, 2004. - 240 с.
44. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, - 1976. - 150 с.
45. Гегель, Г Лекции по эстетике: в 2-х томах. СПб.: Наука, 1998.
46. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер. М.: Наука, - 1977. - 703 с.
47. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гипперрейтер. -М.: «ЧеРо», 2005. 336 с.
48. Глазков, A.B. Интегральная атрибутивная концепция развития индивидуального стиля учащихся в образовательном процессе: монография / A.B. Глазков. Иркутск: ИПКРО, 2006.- 238 с.
49. Грибкова, O.B. Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов/ О.В. Грибкова: авторю дис. .канд.пед.наук:13.00.02.- М., 2003.
50. Гродзенская, H.A. Слушание музыки: в кн. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе / H.A. Гродзенская. -М.: Просвещение, 1971.
51. Гродзенская, H.A. Беседы о музыке на уроке : в кн. Музыкальное воспитание в школе вып. 10 / H.A. Гродзенская. -М.: Просвещение, 1975.
52. Гуляева, Е.Г. Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.02. /Е.Г. Гуляева -М.,2006.
53. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986.-240 с.
54. Декарт, Р. Сочинения в 2-х томах/ Р. Декарт.- М.Мысль, 1989.-Т.1.- 654 с.
55. Дмитриевский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: учеб. пособие / Г.А. Дмитриевский. Изд. 3-е, испр. -СПб.: Лань; СПб.: Планета музыки, 2007. - 112 с.
56. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. 2-е изд., расш. и доп. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.
57. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология : учебник / В.Н. Дружинин. 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
58. Дьяченко, В.К. Психологические проблемы готовности к деятельности / В.К. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: БГУ, - 1976. - 174 с.
59. Емельянов, В.В. Развитие голоса (система взглядов, метод и школа): учеб.-метод.пособие для учителей музыки, хормейстеров и вокалистов / В.В. Емельянов. С-Пб: «Лань», - 2010. - 192с.
60. Живов, B.JI. Теория хорового исполнительства / B.JL Живов. М., ВЛАДОС, 2003.-272с.
61. Живов, В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения / В.Л. Живов. -М.: Музыка, 2010.- 95 с.
62. Загвязинский, В.И. Педагогическое предвидение / В.И. Загвязинский. М., Педагогика, 1987. - 68 с.
63. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001.-207 с.
64. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 384 с.
65. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня.- 2003. №5.
66. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков. М.: ИПРАН, 2008.-235 с.
67. Иванов, И.П. Звено в бесконечной цепи / И.П. Иванов. Рязань: РГПУ. - 1994.-с.13-14.
68. Иванов, СП. Психология художественного действия субъекта / С.П. Иванов. М.- Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2003.-517 с.
69. Иванов-Радкевич, А.П. О воспитании дирижера / А.П. Иванов-Радкевич. М.: Изд-во Музыка, - 1973. - 77 с.
70. Иванова, С.В. Формирование творческого мышления школьников как государственная и научно-педагогическая задача / С.В. Иванова //Ценности и смыслы, 2012.-№3.
71. Ильин, E.H. Искусство общения / E.H. Ильин. М.: Педагогика, -1982.-111 с.
72. Историки античности. В 2 томах / пер. с лат. Состав, и прим. М. Томашевской. М.: Правда, 1989. - 640 с.
73. Кабалевский, Д.Б. Основные методы и принципы программы по музыке для общеобразовательных школ / Д.Б. Кабалевский. М., 1990. - 36 с.
74. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? : книга для учителя / Д.Б. Кабалевский. 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.
75. Каган, М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1998. - 309 с.
76. Казакина, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе / М.Г. Казакина. Л.: ЛГПИ, 1989. - 82 с.
77. Камю, А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство / А. Камю. Сб. пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.
78. Кант, И. Сочинения / И. Кант. Т. 3. - М.: Наука, 1963. - 772 с. Т. 4. - 544 с.
79. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчества / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров.- М.: Педагогика, 1990.- 250 с.
80. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание.Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем /В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова.-М.: Новая школа, 1996.- 160 с.
81. Караковский, В.А Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса/ В.А. Караковский// Воспитание школьников, 1993 .№№2-5.
82. Каримова, JI.H. Формирование гуманистических ориентиров у учащихся на примере вокально-хоровых занятий: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. / J1.H. Каримова -Уфа, 2008.
83. Кемеров, В.Е. Взаимопонимание. Некоторые философские и педагогические проблемы / В.Е. Кемеров. М.: Политиздат, 1984. — 109 с.
84. Князева, E.H. Интуиция как самодостраивание / E.H. Князева, С.П. Курдгомов // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 110 - 112.
85. Ковалев, В.В. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/В.В. Ковалев.-М.: Политиздат, 279 с.
86. Коротаева, Е.В. Ситуация успеха как фактор положительного отношения к учению у младших школьников (на уроках литературы: автореф. дис. канд.пед. наук: 13.00.01) / Е.В. Коротаева . Екатеринбург, -1993.- 19 с.
87. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий : автореф. дис. . докт.пед.наук / Е.В. Коротаева. Екатеринбург, 2000. - 36 с.
88. Колесникова, А.И. Педагогическая реальность: опыт межпаригмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики/ А.И. Колесникова.-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.-288с.
89. Коссов, Б.Б. Творческое мышление и его основы / Б.Б. Коссов // Магистр. 1997. - №3. - С. 8 -20.
90. Костылева, Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя впроцессе гуманизации и демократизации школы : автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.01 /Н.Е. Костылева. Казань, 1997.-22 с.
91. Котов, И.Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов- на- Дону, 1997. - с.5
92. Конфуций и его школа Текст. / Конфуций. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 176 с. - (Антология гуманной педагогики)
93. Котаева, Е.В. Педагогика взаимодействий : Учеб. пособие / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. - с. 134
94. Костин, А.К. Дополнительное образование : от идеи к реализации /
95. A.К. Костин. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, - 2006. - 140 с.
96. Костин, А.К. Система дополнительного образования детей в социокультурном пространстве региона / А.К. Костин. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. - 228 с.
97. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства,2-е изд. перераб. / А.Г. Ковалев.-М.: Политиздат, 1978. 279 с.
98. Коломинский Я.А . Психология взаимоотношений в малой группе. Общие и возрастные особенности / Я.А. Коломинский. Мн.: Тетра Системе, 2000.-431с.
99. Коменский, Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци ИГ. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988 - 416 с.
100. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /
101. B.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. - № 10. - С. 8-14.
102. Косогова, A.C. Развитие у педагогов культуры трансляции способов познавательной деятельности: практико-ориентированная монография / A.C. Косогова, М.Б. Дьякова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та,2008. - 120 с.
103. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / ред. В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина, СПб: РГПУ им. А.И. Герцена 2003, - 394 с.
104. Козырева, И.В. Педагогические условия обеспечения творческого сотрудничества в музыкальной среде: на примере хорового коллектива: автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01/ И.В. Козырева Карачаевск, 2006.
105. Краевский, В.В. Общие основы педагогики/ В.В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 256 с.
106. Кричевский, P.JI. Психология малой группы . / P.JI. Кричевский, Е.М. Дубовская. М.: Аспект-Пресс, 2001. - 308 с.
107. Крупская, Н.К. Пед.соч. в 10 томах / Н.К. Крупская. М.,1958. с. 198-199.
108. Крутова, И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманистическим дисциплинам : дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01/ И.В. Крутова. Волгоград, 2002. - 192 с.
109. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. — Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. 76 с.
110. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. М., - 1990. - с.90.
111. Лапина, O.A. Культура учителя как основа воспитания толерантности школьника: учебное пособие / O.A. Лапина. Л. Л. Макова. -Иркутск: ВСГАО, 2010.-132 с.
112. Лапина, O.A. Проявление индивидуальности во времени и творческих судьбах: монография / O.A. Лапина. Deutschland: LAP LAMBERT. 2011.- 256 с.
113. Лапина, O.A. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / O.A. Лапина, H.H. Пядушкина.-М.: Издательский центр « Академия», 2008. 160 с.
114. Ларионова, Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: автореф. дисс. .докт. псих, наук: 19.00.07 / Л.И. Ларионова. Иркутск, 2002. - 43 с.
115. Ларионова, А.Г. Этнопедагогические основы формирования музыкальной культуры младших школьников: (на примере Республики Саха Якутия): дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Г. Ларионова. -Якутск. 2000. -240 с.
116. Лебедев, В.В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов»/ под ред. Т.И. Шамовой /В.В. Лебедев. М.: АПК и ППРО, 2005.-152 с.
117. Левандо, П.П. Хоровая фактура: Монография / П.П.Левандо. Л.: Музыка, - 1984. - 124 с.
118. Лежнева, Т.М. Хоровое искусство как фактор инкультурации личности: автореф. дисс. .канд. пед.наук: 13.00.01 / Т.М. Лежнева. — Чита, 2006.-23 с.
119. Леонтьев, A.A. Педагогическое общение / A.A. Леонтьев. М.: Знание, 1979. - 48 с.
120. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
121. Лихачев, Д.С. Прошлое-будущему : Статьи и очерки / Д.С. Лихачев. Л.: Наука, - 1985. - 575 с.
122. Локшин, Д.Л. Зарубежная хоровая литература: Учеб. пособие для муз. вузов / Д.Л. Локшин. М., «Музыка», 1966.
123. Лосева, С.Н. Возрастные и структурные особенности музыкальной одаренности учащихся и ее развитие в процессе вокально-хоровой деятельности: автореф. дисс. .канд. псих, наук: 19.00.07./ С.Н. Лосева. -Иркутск, 2011.-20 с.
124. Лук, А.Н. Психология творчества/ А.Н. ук.- М.: Наука, 1978.-127 с.
125. Макаренко, A.C. Соч. в 7 томах / A.C. Макаренко. М.: Академия педагогических наук, 1958.
126. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: уч.пособие / Л.И. Маленкова. М.:Пед. общество, 2002.-480 с.
127. Маркова, A.K. Психология труда учителя : Кн. для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
128. Маркс, К. и Энгельс, Ф Сочинения / К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. 27.1. С. 402.
129. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: Рефл-бук; К.: Вакслер, 1997. 304с.
130. Машляковская, A.B. Педагогические условия саморазвития подростков в коллективе: автореф. дис. канд. . пед. наук:13.00.01 / A.B. Машляковская. Ярославль, 1999. - 18 с.
131. Методология педагогики музыкального образования: учебник / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Б.М. Целковников. 2-е изд., испр.и доп. -М.: Академия, 2006. - 272 с.
132. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие / Ред. Э.Б. Абдуллин. М.: Академия, 2002. - 272 с.
133. Мудрик, A.B. Общение школьников / A.B. Мудрик. М.: Знание, 1987.- 77 с.
134. Мясищев, В.Н. Психология отношений : избр. психол. тр. / В.Н. Мясищев; ред.: A.A. Бодалев. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. -400 с.
135. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е издание / Г.Г. Нейгауз. М., 1988. - 256 с.
136. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века: учебное пособие / К.Ф. Никольская-Береговская. -М.: ВЛАДОС, 2003. 304 с.
137. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни / Ф. Ницше. -Минск: Попурри, 1997. 512 с.
138. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории / Л.И. Новикова. -М.: Педагогика, 1978. 144 с.
139. Новиков, A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 2000. - №9. - С. 3 - 10.
140. Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. -Москва: Педагогика, 1989. 280 с.
141. Нравственное формирование личности школьника: сб. науч. тр. / Ленингр. Гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена; отв. Ред. З.И. Васильева; ред.: Т.К. Ахаян, К.Д. Радина, Н.Ф. Радионова. Л.: Изд-во J11 ПИ, 1980. - 155 с.
142. Ольхов, К.А. Теоретические основы дирижерской техники / К.А. Ольхов. Музыка, 1984. - 160 с.
143. Опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого / ред.: В.Н. Шацкая, Л.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1976. 120 с.
144. Основные аспекты вокально-хорового исполнительства: Учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ГОУ ВСГАКИ, 2004. - 71 с.
145. Осухова, Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога / Н.Г. Осухова. 1992. - № 3-4. - С. 53-57.
146. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
147. Панов, В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии: научное издание / В.И. Панов. М.: Наука, 2004. - 198 с.
148. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова / под общ.ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
149. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
150. Петровский, А. В. Психология : учебник для студ. высш. учеб. заведений / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 512 с.
151. Переломова, H.A. Научно-методическое сопровождение личностно-профессиональной компетентности инженерно-педагогического работника: Метод, пособие / H.A. Переломова. ИПКПРО, - 2002. - 28 с.
152. Пигров, K.K. Руководство хором / K.K. Пигров. М.: Музыка, 1964. - 220 с.
153. Платон. Избранные диалоги / Вступ. статья и комментарии В. Асмуса. -М.: Художественная литература, 1965. -441 с.
154. Попов, B.C. Методика работы с хором: советы руководителю хора./В.С. Попов.-М.: Музыка, 1981.-123 с.
155. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе : пособие для учителей и рук. шк. / М.М. Поташник. -М.: Пед. о-во России, 2011. 446 с.
156. Программы образовательных учреждений. Музыка : 1-8 классы / рук. работы Д.Б. Кабалевский. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
157. Психология педагогического взаимодействия / Н.М. Плескачева, И.И. Заяц, O.A. Митрахович; ред. Я.Л. Коломинский. СПб.: Речь, 2007. -240 с.
158. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М.Матюшкина.-М.:Педагогика,2991.- 155с.
159. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. Волгоград: Учитель, 2008. - 135 с.
160. Рогов, Е.И. Общая психология / Е.И. Рогов. М.: Владос, 2002.447 с.
161. Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ./Общ.ред. и предисл. Исениной Е.И / K.P. Рождерс. М.: издательская группа «Прогресс», 1998. - 480 с.
162. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, JI.B. Байбородова // Теория и методика воспитания. М.: Владосс-пресс, 2004. - С. 174-176.
163. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: в 2 томах / C.JI. Рубинштейн. М.: АПП СССР, 1989. 704 с.
164. Ручьевская, Е.А. Анализ вокальных произведений: учеб.пособие / Е.А. Ручьевская, Л.П. Иванова. Л.: Музыка, 1988. - 352с.
165. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. -Минск: Беларуская наука, 1998. - 310 с.
166. Рябчиков, В.В. Полемическое взаимодействие субъектов обучения в процессе подготовки будущих специалистов: автореф. дисс. . док-ра пед. наук: 13.00.01 / В.В. Рябчиков. Иркутск, 2008. - 42 с.
167. Сартр, Ж.П. Проблемы метода / Ж.П. Сартр. М.: Прогресс, 1993. - 239 с.
168. Седова, Н.Е. Основы практической педагогики : Учеб. пособие / Н.Е. Седова. -М.: Сфера, 2008. 192 с.
169. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии/ Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, - 2005. - 224 с.
170. Сенина, О.И. Интеграционное образовательное пространство как фактор развития творческой деятельности учащихся: автореф. дис. . канд. пед.наук: 13.00.01 / О.И. Сенина. Иркутск, 2008. - 22 с.
171. Сластенин, В.А. Формирование социально-активной личности учителя: общая концепция исследования / В.А. Сластенин. М.: НГПИ, 1986.- 170 с.
172. Слободчиков, В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1990. - №3. - с. 25-35.
173. Смирнов, A.B. Теория и практика творческой лаборатории педагога-музыканта в системе непрерывного довузовского художественного образования: автореферат дис .док-ра пед. наук: 13.00.02; 13.00.08 / A.B. Смирнов. Москва, -2010. - 51с.
174. Соколова, О.П. Двухголосное пение в младшем хоре / О.П. Соколова. -М.: Изд-во «Музыка». 1987, - 95 с.
175. Соколов, В. Г. Работа с хором : Учеб. пособие для муз. училищ. -2-е изд. Перераб. и доп. / В. Г. Соколов. М.: Музыка, 1983. - 192 с.
176. Струве, Г.А. Школьный хор / Г.А. Струве. М., 1981. - 140 с.
177. Степанов, В.М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе/ В.М. Степанов, O.A. Лапина, А.П. Макаровская. М.: МПСИ,; Воронеж НПО «МОДЭК». 2000. - 144 с.
178. Струве, Г.А. Ступеньки музыкальной грамматики: Хоровое сольфеджио : ноты / Г.А. Струве. СПб.: Лань, 1999. - 64 с.
179. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учебное пособие для вузов / Г.П. Стулова. -М.: ВЛАДОС, 2002. 174 с.
180. Стулова, Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором / Г.П. Стулова. М.: Классик Стиль, 2005. - 152 с.
181. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучению пению/ Г.П. Стулова. -М.: Прометей, 1992.- 280с.
182. Сухобская, Г.С. Проблема творческой деятельности педагога и его профессионализма / Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская // Информационный бюллетень №11. Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб.: СПбИ-ОВ РАО, 1998. - С. 6-10.
183. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.
184. Теория и методика музыкального образования детей. /Под ред. Л.В. Школяр. -М: Изд-во Флинта-Наука, 1999.
185. Теплов, Б.М. Избранные труды в 2-х томах / Ред. составит. Н.С. Лейтес, И.В. Равич-Щебро. -М.: Педагогика, - 1995.
186. Толерантность в обществе различий: коллективная монография. Вып. 15 / ред. Е.В. Кемеров, ред. Т.Х. Керимов, ред. Л.Ю. Зенкова. -Екатеринбург: Полиграфист, 2005. 232 с.
187. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие / Л.И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. -160 с.
188. Урбанович, A.A. Психология управления: учеб. пособие / А.А. Урбанович. Мн: Харвест, - 2002.- 640 с.
189. Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 10 томах/ К.Д. Ушинский. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948-1954.
190. Федотова, Е.Л. Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся: Учеб. пособие к спецкурсу / Е.Л. Федотова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. - 79 с.
191. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума/ Д.И. Фельдштейн // Педагогика. 2012.-№1.-С. 3-16.
192. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии / Т.А. Флоренская. -М.: Институт психологии, 1991. 244с.
193. Фуртас, Т. В. Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников : дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Т.В. Фуртас. -Москва, 2005. 163с.
194. Хайдеггер, М. Бытие и время /пер. В.В. Бибихин. /М.Хайдеггер.-М. Республика, 1993 .-448 с.
195. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие / В.Н. Холопова. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 320 с.
196. Храмова, Г.М. Теория и практика организации совместно-распределительной деятельности как средства формирования профессиональной компетентности будущего учителя / Г.М. Храмова, C.B. Мелешина. Саранск: Б. и., 1998. -115 с.
197. Хуторской, A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному : пособие для учителя / A.B. Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
198. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов: Пособие для учителей/ Г.А. Цукерман. 2-е изд., испр. и доп./ Международная «Развивающее обучение». - Рига: Эксперимент, 1995. -240 с.
199. Психологическое обследование младших школьников Текст. : научное издание / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. М. : Владос-Пресс, 2007.159 с. (Б ка школ, психолога).
200. Чабанный, В.Ф. Самодеятельный хоровой коллектив. Организация творческого и воспитательного процесса : учеб. пособие / В.Ф. Чабанный. Ленинград. 1980. - 73 с.
201. Чесноков, П.Г. Хор и управление им : Пособие для хоровых дирижеров. Изд. 3-е. Вступ. статья К. Птица. Примеч. С. Попова / П.Г. Чесноков. М., 1961.-240 с.
202. Чижикова, Е. В. Педагогическое речевое взаимодействие как фактор формирования ценностных ориентаций подростков: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Чижикова. Тамбов, 2004.- 218 с.
203. Шамина, Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом/ Л. В. Шамина. М.: Музыка, 1985. 176 с.
204. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. М., Центр «Педагогический поиск». 2001 - 384 с.
205. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. М., «Педагогика», 1975.
206. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / С.Т. Шацкий. -М.: Педагогика, 1980. -Т.1.- 304 с.
207. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании : ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевадрин. М.: Владос, 1995. - 544 с.
208. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология : 2 изд., доп., / Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
209. Шутенко, А.И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя : дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. / А.И. Шутенко. -Москва, 1994.-222 с.
210. Широкова, В.В. Практическая педагогика: учеб. пособие / В.В. Широкова. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2007. - 196 с.
211. Шиянов, E.H. Гуманизация образования и профессиональнойподготовки учителя / E.H. Шиянов. М. - Ставрополь, 1991. - 179 с.
212. Школяр, JI.B. Становление урока музыки как урока искусства в исторической ретроспективе : в кн.: музыкальное образование в школе. — М., «Академия», 2001. 271.
213. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом / Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1973. - 546 с.
214. Юнг, К.Г. Конфликты детской души: научное издание / К.Г. Юнг. М.: Канон +, 2004. - 334 с.
215. Яворский, Б. Л. Избранные труды / Б.Л. Яворский. Т. 2. Ч. 1. -М.: Сов. Композитор, 1987. - 362 с.
216. Изучение мотивов участия детей в коллективной творческой деятельности
217. Что привлекает тебя в творческой деятельности? Оценка по шкале1.Интересное дело2.0бщение с разными людьми3.Помощь товарищам
218. Возможность передать свои знания5.Творчество
219. Приобретение новых знаний, умений
220. Возможность руководить другими
221. Участие в делах своего коллектива
222. Вероятность заслужить уважение своих товарищей
223. Ю.Сделать доброе дело для других11 .Выделиться среди других
224. Выработать у себя определённые черты характера
225. Шкала степени привлечения учащихся к коллективной творческой деятельности3 привлекает очень сильно; 2 - привлекает в значительной степени; 1 - привлекает слабо; О - не привлекает совсем.
226. Обработка и интерпретация результатов
227. Фамилия, имя А Коллективи (п. 3,4,8,10 стские мотивы Б Личностные мотивы (п. 1,2,5,6,12) В Престижные мотивы (п. 7,9,11)
228. Данные Сумма оценок Данные Сумма оценок Данные Сумма оценок
229. Выявление мотивов учащихся к совместной деятельности.
230. Тебе необходимо ответить на вопрос: «Будешь ли ты участвовать в делах хорового коллектива перечисленных ниже? Отвечай напротив каждого вопроса «да» или «нет». Придешь ли ты на собрание хорового коллектива
231. Ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?
232. Чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит участников твоего коллектива?
233. Потому что собрание будут снимать для телевидения?
234. Потому что вашему хоровому коллективу поручено оформление зала, где будет проходить общешкольное мероприятие?
235. Если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?
236. Если явка строго обязательна и будет проверка? Будишь ли ты участвовать в общешкольном субботнике
237. Ради того, чтобы купить на заработанные деньги что-либо для школы-интерната?
238. Чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?
239. Чтобы поддержать честь своего коллектива?
240. Ради денег, которые выплатят каждому участнику?
241. Потому что работа будет интересной?
242. Если явка строго обязательна и контролируется? Поедешь ли ты в лагерь труда и отдыха
243. Чтобы заработать деньги для перечисления их в школу- интернат?
244. Чтобы и летом иметь возможность общения с участниками хорового коллектива?
245. Ради денег, которые будут получены за работу каждым участником хорового коллектива?
246. Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем хоровым коллективом?
247. Ради интересной жизни в лагере?
248. Если поездка в лагерь обязательна? Пойдешь ли в поход
249. Если его цель — сбор краеведческого материала для музея?
250. Ради того, чтобы побыть вместе на природе?
251. Если каждый участник получит памятный значок туриста?
252. Если поход — часть турслета, который организует наш коллектив?
253. Просто потому, что интересно?
254. Если участие в нем строго обязательно и контролируется?
255. Будешь ли участвовать в подготовке и проведении творческих вечеров и концертов
256. Потому что вечер запланирован для ветеранов войны?
257. Чтобы и после уроков побыть вместе?
258. Если во время вечера будет устроено чаепитие?
259. Если коллектив приложил много сил для его подготовки?
260. Потому что программа вечера очень интересна?
261. Если явка строго обязательна?
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.