Формирование нравственных убеждений подростков в процессе вокально-хорового обучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Мальцева, Татьяна Александровна

  • Мальцева, Татьяна Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 231
Мальцева, Татьяна Александровна. Формирование нравственных убеждений подростков в процессе вокально-хорового обучения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Краснодар. 2008. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мальцева, Татьяна Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Научно-теоретические предпосылки формирования нравственных убеяедений подростков в процессе общения с искусством.

1.1 Духовно-нравственные константы музыкального искусства и образования.

1.2 Понятие «нравственное убеждение»: методологический анализ.

ГЛАВА 2. Педагогические условия организации процесса формирования нравственных убеждений подростков в вокально-хоровой деятельности.

2.1 Воспитательный потенциал вокально-хорового искусства в формировании духовно-нравственной сферы личности подростков.

2.2 Художественно-педагогические принципы и методы формирования нравственных убеждений учащихся в вокально-хоровой деятельности.

ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности процесса формирования нравственных убеяадений подростков средствами вокально-хоровой музыки.

3.1 Характеристика констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

3.2 Характеристика формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование нравственных убеждений подростков в процессе вокально-хорового обучения»

Актуальность исследования. Проблема духовно-нравственного развития учащихся со всей остротой продолжает звучать перед современной отечественной педагогикой, в том числе - педагогикой музыкального образования. Огромные возможности музыки и процесса общения с ней приобретают особую актуальность и значимость в решении задачи духовно-нравственного становления учащихся подросткового возраста, в облике которых, по словам В. А. Сухомлинского, происходят многообразные, во многом противоречивые явления.

Вокально-хоровое обучение, занимая одно из основных мест в содержании музыкального образования учащихся-подростков, располагает огромным потенциалом в становлении их духовно-нравственных чувств и убеждений. Именно в процессе вокально-хорового обучения в живой и увлекательной форме учащийся-подросток постигает «социальный шифр» искусства (А. Ф. Лосев), «интонационный словарь эпохи» (Б. В. Асафьев), обогащает свой мировоззренческий опыт. Вместе с тем, как показали специально проведённые нами наблюдения, эти возможности вокально-хорового обучения на практике реализуется все еще слабо.

Так, некоторые руководители детских вокально-хоровых коллективов главным образом заботятся о художественно-технической стороне исполнения, что само по себе важно и необходимо. Однако задача духовно-нравственного становления и развития личности каждого участника хора при этом нередко решается инерционно, без тщательно выверенной логики и должной глубины. В подобных случаях хоровые занятия обретают узкофункциональный характер, не соответствующий гуманистической природе музыки и музыкально-исполнительской деятельности.

Таким образом, в практике вокально-хорового обучения учащихся наблюдается противоречие между выдвигаемым сегодня требованием педагогики музыкального образования о необходимости целенаправленного развития целостной, духовно-нравственной личности подростка и отсутствием научно обоснованных, эффективных педагогических путей и средств выполнения данного требования.

Исходя из данного противоречия, проблема исследования заключается в необходимости выявления научных и методических основ формирования нравственных убеждений подростков в процессе вокально-хорового обучения.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Большую ценность для разработки обозначенной проблемы составили философско— эстетические взгляды мыслителей прошлого и настоящего о потенциале искусства в духовно-нравственном становлении и развитии личности (Аристотель, И. Кант, Д. С. Лихачёв и др.).

Психологические особенности влияния искусства, музыки на формирование взглядов и убеждений учащихся нашли отражение в исследованиях П. П. Блонского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, Б. М. Теплова и других известных педагогов и психологов.

Сущность нравственного воспитания, его содержание и формы раскрыты в работах Е. В. Бондаревской, Г. Н. Волкова, Т. Е. Конниковой, Б. Т. Лихачёва, Н. Д. Никандрова, Н. Е. Щурковой и др.

Обоснованию теоретико-методологических основ формирования мировоззренческих убеждений личности (учащегося, учителя) посвящены исследования Р. Н. Роговой, Г. Е. Залесского, Б. М. Целковникова и др.

Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся в системе современного общего и художественного образования освещается в работах О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевского, Л. П. Масловой, А. А. Мелик-Пашаева, Б. М. Неменского, А. А. Пиличаускаса, В. Г. Ражникова, В. А. Сухомлинского, Л. В. Школяр и др.

Вопросам духовно-нравственного развития учащихся в процессе вокально-хорового обучения отводится центральное место в научных исследованиях и методических работах С. Н. Гладкой, Л. Б. Дмитриева, Н. Н. Добровольской, Е. М. Малининой, К. Ф. Никольской-Береговской, Д. £. Огороднова, В. С. Попова, В. И. Сафоновой, П. В. Халабузарь и др.

Физиологические аспекты развития и охраны голоса у подростков подвергаются изучению в работах В. Г. Ермолаева, Т. Д. Крошилиной, Н. Ф. Лебедевой, Д. Л. Локшина, Ф. Лысека, Е. М. Малининой, Н. Д. Орловой, Г. Г. Перелыптейнаса, В. Н. Шацкой, Е. Н. Шнюковой и др.

Выявлению методов эффективной организации музыкально-образовательного процесса, вокально-хоровой деятельности учащихся подросткового возраста посвящены работы Б. В. Асафьева, Н. Я. Брюсовой, В. В. Емельянова, Д. В. Люша, А. Г. Менабени, Т. Н. Овчинниковой, Д. Е. Огороднова, Г. П. Стуловой, А. С. Пономарёва, В. С. Попова, Н. М. Черноиваненко и других педагогов-практиков в сфере общего и профессионального музыкального образования.

Духовно-нравственная направленность вокально-хорового обучения прослеживается в современных концепциях музыкального образования школьников, в программах и учебниках по музыке нового поколения, авторами которых являются Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Л. В. Школяр и др.

Проведенный нами анализ специальной литературы позволяет заключить, что задача формирования нравственных убеждений учащихся остается приоритетной на всех этапах становления и развития отечественного вокально-хорового обучения, однако ее реализация в настоящее время осуществляется на весьма низком уровне, что свидетельствует об актуальности обозначенной в исследовании проблемы и необходимости ее безотлагательного решения.

Объект исследования — процесс вокально-хорового обучения учащихся-подростков в системе дополнительного музыкального образования.

Предмет исследования - педагогические условия организации данного процесса, обеспечивающие формирование нравственных убеждений учащихся подросткового возраста.

Цель исследования — разработать теоретико-методические основы формирования нравственных убеждений учащихся-подростков в процессе вокально-хорового обучения.

В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто предположение, что формирование нравственных убеждений подростков в процессе вокально-хорового обучения может быть успешным и эффективным при выполнении определенных педагогических условий, в число которых входят:

-реализация нравственного потенциала музыки в сотворчестве педагога и учащихся;

-опора на аксиологический подход в организации всех аспектов данного * процесса;

-использование специальных художественно-педагогических принципов и методов, обеспечивающих эффективное формирование нравственных убеждений учащихся подросткового возраста.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования нами были определены следующие ведущие задачи:

1. Определить функциональные возможности вокально-хорового искусства в плане воздействия на духовно-нравственную сферу личности учащихся-подростков.

2. Уточнить сущность категории «нравственное убеждение» в опоре на знания из различных научных и художественных областей.

3. Разработать принципы и методы формирования нравственных убеждений учащихся-подростков в процессе вокально-хорового обучения.

4. Опытно-экспериментальным путём проверить целесообразность, эффективность и возможность творческого применения разработанных в диссертации теоретико-методических основ формирования нравственных убеждений учащихся-подростков в системе дополнительного музыкального образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- философское понимание роли искусства в формировании духовно-нравственного опыта человека, его нравственных убеждений, представленное в трудах Гегеля, И. Канта, И. А. Ильина, М. С. Кагана, П. А. Флоренского и др.;

- психолого-педагогическая теория развития личности в контексте гуманистической парадигмы (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Маслоу и др.);

- музыкально-теоретическая концепция об интонационной, духовно-энергийной, художественно-коммуникативной природе музыки и способов общения с ней (Б. В. Асафьев, А. Ф. Лосев, В. В Медушевский, Е. В. Назайкинский, С. X. Раппопорт, А. Н. Сохор, В. Н. Холопова и др.);

-идеи и положения современной педагогики общего и профессионального музыкального образования о специфике процесса формирования мировоззрения личности во взаимодействии с музыкальным искусством (Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. А. Баренбойм, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Г. Г. Нейгауз, В. Г. Ражников, Г. П. Сергеева, Б. М. Целковников, Г. М. Цыпин, Л. В. Шамина, А. И. Щербакова и др.);

-взгляды и положения представителей теории и практики вокально-хорового исполнительства, определившие понимание специфики последнего и его роли в духовно-нравственном становлении и развитии личности (В. А. Багадуров, Н. М. Данилин, Г. А. Дмитревский, Л. Г. Дмитриев, В. В. Емельянов, В. Л. Живов, П. П. Левандо, А. Г. Менабени, В. Н. Минин, Е. В. Николаева, Т. Н. Овчинникова, Д. Е. Огороднов, В. С. Попов, К. Б. Птица, В. И. Сафонов, Г. П. Стулова,.В. А. Чернушенко. П. Г. Чесноков, А. А. Юрлов и др.

В решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, моделирование; эмпирические наблюдение, беседа, изучение учебно-методических материалов и документов, анкетирование, педагогический эксперимент.

Экспериментальной базой исследования явился хоровой коллектив мальчиков «Школы педагогической практики» Краснодарского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова и коллектив детской хоровой студии Музыкального театра Краснодарского творческого объединения «Премьера».

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2002 по 2008гг. и проходило в три этапа.

На первом этапе (2002-2003 гг.) анализировалось состояние воспитания нравственной культуры личности на основе философской, современной психолого-педагогической литературы; разрабатывалась теоретико-методическая концепция формирования нравственных убеждений учащихся-подростков в процессе вокально-хорового обучения, определялись цель, задачи, рабочая-гипотеза исследования, научно-понятийный аппарат.

На втором этапе (2003-2007 гг.) осуществлялись разработка и опытно-экспериментальная проверка эффективности принципов и методов организации процесса формирования нравственных убеждений подростков посредством вокально-хорового обучения.

На третьем этапе (2007-2008 гг.) обобщались полученные результаты экспериментальной работы, осуществлялось их внедрение в практику дополнительного музыкального образования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

-уточнена специфика формирования нравственных убеждений учащихся-подростков в процессе вокально-хорового обучения; ■

-дополнены научные знания о сущности и структуре нравственных убеждений учащихся-подростков;

-разработаны показатели, критерии и уровни проявления у подростков нравственных убеждений в вокально-хоровой деятельности;

- предложена авторская научно-методическая концепция организации процесса вокально-хорового обучения в системе дополнительного музыкального образования, обеспечивающая эффективное формирование нравственных убеждений у учащихся-подростков.

Теоретическая значимость исследования. Дана характеристика понятия «нравственное убеждение» применительно к вокально-хоровому обучению учащихся-подростков, раскрыты его сущность и функции. Выявлен духовно-нравственный потенциал вокально-хорового искусства и его воздействие на нравственную сферу учащихся в процессе обучения. Полученные в исследовании теоретические и практические результаты способствуют совершенствованию принципов и методов вокально-хорового обучения и воспитания детей подросткового возраста на основе гуманно-личностного подхода.

Практическая значимость исследования заключается в создании педагогических условий, позволяющих осуществлять успешное формирование нравственных убеждений учащихся-подростков в процессе вокально-хорового обучения; в разработке и внедрении специальных педагогических принципов и методов, способствующих более эффективной организации процесса формирования нравственных убеждений учащихся-подростков на ^хоровых занятиях. Результаты исследования могут быть внедрены в практику работы хормейстеров ДМШ, ДШИ, а также использоваться в лекционных курсах по основам вокально-хоровой методики для студентов средних и высших учебных заведений.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования подтверждается опорой на методологическую базу, отвечающую цели данного исследования; учётом современных разработок в области философии, психологии, педагогики, теории музыкального исполнительства, методологии и методики музыкального образования с позиции темы диссертационного исследовании; результатами опытно-экспериментальной работы; связью теоретических положений с практикой; личным опытом и участием автора в педагогическом эксперименте.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Нравственные убеждения выступают важным, неотъемлемым компонентом целостного духовно-мировоззренческого опыта личности учащегося-подростка и по содержанию предстают как особый сплав знаний, взглядов и отношений, позволяющий ему на гуманно-личностной основе успешно реализовывать оценочные реакции и поведение во взаимодействии с музыкой, другими людьми, окружающей действительностью в целом. С психологической стороны данный феномен выступает как специфический по характеру процесс-состояние, в ходе которого учащиеся обретают убежденность в истинности чувств, мыслей, действий и поступков духовно-нравственного содержания.

2. Являясь интегрированным духовно-психологическим образованием личности, нравственные убеждения характеризуются достаточно сложной структурой, которая включает: эмоционально-чувственный компонент, связанный с эмоциональным восприятием учащимися-подростками внутреннего мира музыки; художественно-интеллектуальный, воспроизводящий их осознанное отношение к содержанию музыки; деятельно-практический компонент, заключающий в себе способы постижения учащимися-подростками нравственно-этического содержания конкретных вокально-хоровых произведений.

3. Эффективность формирования нравственных убеждений учащихся подросткового возраста в процессе вокально-хорового обучения обеспечивается совокупностью педагогических условий, предусматривающих:

-опору в занятиях на духовно-нравственный потенциал музыки и музыкально-исполнительскую деятельность;

-достижение в хоровых занятиях диалектического единства «соборного» и «индивидуально-личностного»; «аксиологического» и «художественно-технического»;

-использование в организации исследуемого процесса специальных художественно-педагогических принципов (учёта специфики музыкального искусства; личностно-ценностной направленности вокально-хоровых занятий; духотворчества в исполнении музыки) и методов (художественно-рефлексивного анализа музыки и процесса её исполнения; создания ситуации ценностно-нравственного выбора; сотрудничества).

Апробация и внедрение в практику основных положений и результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы; в выступлениях автора на различных по уровню научно-практических конференциях, в том числе Всероссийских: «Транснациональные проблемы культуры XXI века» (г. Москва - Краснодар, 2002 г.), «Личность и бытие: субъективный подход» (г. Краснодар, 2003 г.), «Дело всей жизни: К 100-летию Д. Б. Кабалевского» (г. Таганрог, 2004 г.), «Духовное воспитание как фактор интеграции образования, культуры и науки в современном обществе» (г. Орел, 2004 г.); Южно-Российской: «Многоуровневая система профессионального образования: современные технологии обучения: (к 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств России, композитора Г. М. Плотниченко)» (г. Краснодар, 2003 г.); через публикацию научно-исследовательских материалов. Основные выводы работы были апробированы автором в ходе проведения открытых уроков и мастер-классов в рамках краевых, зональных практических конференций для хормейстеров ДМШ, ДШИ Краснодарского края, а также путём внедрения результатов исследования в систему дополнительного образования, в учебный процесс, организованный в «Школе педагогической практики» Краснодарского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова и в детской хоровой студии Музыкального театра Творческого объединения «Премьера».

Поставленные цели и задачи определили структуру работы, включающую введение, три главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключение, список литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Мальцева, Татьяна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование, связанное с разработкой теоретических и методических основ формирования нравственных убеждений подростков в процессе вокально-хорового обучения, отвечает важнейшим тенденциям и потребностям современной педагогики общего и музыкального образования, насущным задачам духовно-творческого развития подрастающего поколения.

Реализация выдвинутого в диссертации научно-педагогического подхода к формированию нравственных убеждений учащихся подросткового возраста в процессе их вокально-хорового обучения осуществлялась на основе: философских положений о потенциале искусства в формировании духовно-нравственного опыта человека, его нравственных убеждений; психолого-педагогической теории развития личности в контексте гуманистической парадигмы; музыкально-теоретической концепции об интонационной природе музыки и способов общения с ней; идей и выводов современной педагогики общего и музыкального образования о специфике процесса формирования нравственных убеждений и целостного мировоззрения личности во взаимодействии с музыкальным искусством.

С учетом современной социокультурной ситуации в диссертации выдвинуты и реализованы актуальные задачи научно-теоретического и методического плана: расширены знания и представления о духовно-нравственных константах музыкального искусства и образования, о специфическом содержании категории «нравственное убеждение»; охарактеризован воспитательный потенциал образцов вокально-хорового искусства в формировании духовно-нравственной сферы личности подростков; разработаны и экспериментальным путем проверены художественнопедагогические принципы и методы организации процесса формирования нравственных убеждений учащихся-подростков в процессе вокально-хоровой деятельности.

В диссертации вокально-хоровое обучение трактуется как специфический художественно-педагогический процесс, доминирующее значение в котором приобретает задача духовно-нравственного развития личности учащихся-подростков, осознание ими ценностных основ певческого искусства, обогащение музыкального и жизненного опыта в целом.

В ходе выполнения диссертационного исследования научно обосновано положение о том, что духовность и нравственность выступают важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они как раз и составляют основу личности, где духовность - вектор движения духовно-нравственного и творческого самовоспитания, самообразования, саморазвития.

На основе проведенного исследования обосновано положение о том, что нравственные убеждения формируются на основе ценностного диалогического взаимодействия участников хорового коллектива с музыкой, друг с другом, с педагогом, со слушателями. Доказано, что объединение художественно-эстетического и этического начала в личностно-ценностном осмыслении жизни и искусства обогащает мировоззрение учащегося, что проявляется как самовыражение и самоутверждение духовного «Я» через хоровое интонирование.

В диссертации выявлено, что в условиях вокально-хоровой деятельности нравственное убеждение выражает личностно-ценностное отношение учащегося-подростка к духовно-нравственному содержанию произведений вокальнохорового искусства. Данный феномен располагает своей специфической структурой, основу которой составляют эмоционально-чувственный, художественно-интеллектуальный и деятельно-практический компоненты. Эмоционально-чувственный компонент исследуемого феномена свидетельствует о готовности учащегося-подростка постигать эмоционально-образный мир музыкального произведения, его нравственно-этическое содержание. Проявление художественно-интеллектуального компонента связано с готовностью учащихся к рефлексивно-творческой оценке нравственно-этического содержания музыки, с последующим включением полученных при этом суждений в собственный духовно-нравственный опыт. Деятельно-практический компонент нравственного убеждения включает умение учащегося-подростка выражать собственное отношение к нравственно-этическому содержанию вокально-хорового произведения в процессе его художественного восприятия и исполнения.

В диссертации научно-теоретическое и экспериментальное подтверждение получил вывод о том, что эффективность исследуемого процесса обеспечивается совокупностью специальных педагогических условий и средств, предусматривающих:

-реализацию гуманистического, личностно-ценностного подхода; -достижения в исследуемом процессе диалектического единства «соборного» и индивидуально-личностного», «аксиологического» и «художественно-технического»;

-использование специальных художественно-педагогических принципов, (учёта специфики музыкального искусства; личностно-ценностной направленности вокально-хоровых занятий; духотворчества в исполнении музыки) и методов (художественно-рефлексивного анализа музыки и процесса её исполнения; создания ситуации ценностно-нравственного выбора; сотрудничества).

В диссертации выдвинуты и обоснованы специальные критерии (показатели) изучения уровня проявления учащимися нравственных убеждений в процессе художественно-творческого взаимодействия с музыкальным искусством, друг с другом, с окружающей действительностью. Эти критерии разрабатывались в соответствии с выделенными структурными компонентами исследуемого феномена - эмоционально-чувственным, художественно-интеллектуальным и деятельно-практическим.

В ходе опытно-экспериментальной работы были задействованы и творчески адаптированы применительно к специфическому содержанию процесса формирования нравственных убеждений подростков разнообразные исследовательские процедуры и методы, позволившие с достаточной глубиной и точностью определять исходный и последующие уровни формирования у учащихся исследуемого феномена.

Разработанные в диссертации художественно-педагогические принципы и методы организации исследуемого процесса, что подтверждено данными опытно-экспериментальной работы, оказались целесообразными и весьма эффективными в решении целого ряда более широких образовательных и воспитательных задач:

- в активизации и обогащения эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, к вокально-хоровой деятельности, к различным явлениям окружающей действительности;

- в установлении на вокально-хоровых занятиях атмосферы творческого диалога и сотрудничества;

- в расширении художественно-творческого и мировоззренческого опыта подростков.

В ходе экспериментальной работы были получены значимые данные, свидетельствующие о положительной динамике формирования нравственных убеждений учащихся-подростков на вокально-хоровых занятиях в системе дополнительного музыкального образования.

Проведенное исследование открывает перспективы для дальнейшей разработки системы педагогических средств, направленных на формирование нравственных убеждений учащихся-подростков в процессе их взаимодействия с музыкальным искусством.

Предметом дальнейших исследований может стать: а) совершенствование методов и форм организации процесса формирования нравственных убеждений учащихся-подростков в контексте вокально-хорового обучения; б) повышение профессионально-творческого опыта педагогов -руководителей детских и юношеских хоровых коллективов по пути еще более глубокого постижения ими специфических закономерностей музыки и способов ее исполнения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мальцева, Татьяна Александровна, 2008 год

1. Абдуллин, Э. Б. Методология музыкально-педагогического образования Текст. / Э. Б. Абдуллин // Музыкальное образование : методолого-методическая подготовка учителя музыки : программы по спец. 13.00.07. -М., 2000.

2. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе Текст. : пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. М. : Просвещение, 1983. - 110 с.

3. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования Текст. : учеб. пособие для преподавателей спецкурса вузов / Э. Б. Абдуллин. М. : Просвещение, 1990. -237 с.

4. Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. 4-е изд., стер. - М. : Издат. центр «Академия»,1999.-672 с.

5. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.; Воронеж, 1999. - 224 с.

6. Аверин, В. А. Психология детей и подростков Текст. : учеб. пособие / Аверин. 2-е изд., перераб. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с.

7. Аврелий Августин. Исповедь Текст. / Аврелий Августин. М., 2000. -379 с.

8. Адорно, Т. В. Проблема философии морали Текст. / Т. В. Адорно. М.,2000.-239 с.

9. Аладова, Л. П. Формирование гуманных чувств подростков во внеурочной музыкальной деятельности Текст. : дис. . канд. пед. наук / Аладова Л. П. М., 1991.-184 с.

10. Алиев, Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков Текст. : автореф. дис.д-ра пед. наук / Алиев Ю. Б. М., 1988. - 32 с.

11. Алферов, А. Д. Психология развития школьников Текст. : учеб. пособие по психологии / А. Д. Алферов. Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 384 с.

12. Александрова, Р. И. Ответственность как проблема нравственной философии Текст. /. Р. И. Александрова // Философия М. М. Бахтина и этика современного мира. Сб. научных статей / под ред. Р. И. Александровой. — Саранск, 1992.-С. 14-16.

13. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М., 1995. - 496 с.

14. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта Текст. / Б. Г. Ананьев // Человек и общество. Вып. II. Л., 1967. - С. 14-27.

15. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Анисимов. М. : Владос, 2004. -128 с.

16. Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание в русской образовательной школе Текст. / О. А. Апраксина. М.; Л., 1948. - 148 с.

17. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе Текст. : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / О. А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1983. 224 с.

18. Аристотель. Поэтика Текст. Т. 4 / Аристотель. М., 1984. - 613 с.

19. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. Л., 1971.-376 с.

20. Асафьев, Б. В. О музыке XX века Текст. / Б. В. Асафьев. Л., 1982. - 200 с.

21. Асафьев, Б. В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе Текст. / Б. В. Асафьев // О хоровом искусстве. Л., 1980. - 216 с.

22. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей Текст. / В. А. Багадуров. -М.: АПН РСФСР, 1953. 96 с.

23. Багадуров, В. А . Очерки по истории вокальной педагогики Текст. Вып. 2 / В. А. Багадуров. М. : Музгиз, 1956. - 268 с.

24. Баталина-Корнева, Е. В. Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой культуре Текст. : автореф. дис . . канд. пед. наук / Баталина-Корнева Е. В. М., 2003. — 20 с.

25. Баренбойм, JI. А. Музыкальная педагогика и исполнительство /Л. А. Баренбойм. Л.; М.; Музыка, 1974. - 270с.

26. Бахтин, М. М Архитектоника поступка Текст. / М. М. Бахтин // Социологические исследования. 1986. - № 2. - С. 156-169.

27. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений Текст. Т. VII : Статьи и рецензии, 1843. Статьи о Пушкине, 1843-1846 / В. Г. Белинский ; [гл. ред. Н. Ф. Бельчиков]. М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1955. - 738 с.

28. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Белкин. М. : Издат. центр «Академия», 2000. - 192 с.

29. Белкин, А. С. Педагогика детства Текст. / А. С. Белкин. Екатеринбург, 1995.-149 с.

30. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память Текст. / А. Бергсон. -Минск, 1999.-1048 с.

31. Бехтерев, В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства Текст. / В. М. Бехтерев. М., 1916.-13 с.

32. Библер, В. С. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления о жизненных проблемах Текст. / В. С. Библер. М., 1990. - 62 с.

33. Бим-Бад, Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком Текст. / Б. М. Бим-Бад // Педагогика. 1996. - № 5. - С. 3-9.

34. Блонский, П. П. О так называемой моральной дефективности Текст. / П. П. Блонский // Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах Т. 1 /Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979. С.187 -201.

35. Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. -М., 1968. 464 с.

36. Большой энциклопедический словарь Текст. В 2 т. / гл. ред.

37. A. М. Прохоров. -М. : Сов. энциклопедия, 1991.

38. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование : опыт, разработки, парадигма Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 1997. - 28 с.

39. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. - № 1. - С. 17-24.

40. Бродский, И. А. Стихотворения Текст. / И. А. Бродский ; сост. Я. Гордин. -Таллин : Ээсти раамат : Александра, 1991. 255 с.

41. Брюсова, Н. Я. Музыка в школе Текст. / Н. Я. Брюсова // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка» / Сост. О. А. Апраксина. М.,1987. - 15-18.

42. Варламов, А. Полная школа пения Текст. / А. Варламов ; ред. и коммент. проф. В. А. Багадурова. М. : Музгиз, 1953. - 107 с.

43. Васенина, К. В. Проблема слова в пении Текст. / К. В. Васенина // Вопросы вокальной педагогики / сост. В. Л. Чаплина. М. : Музыка, 1969. - Вып. IV. - С. 145-163.

44. Венгер, Л. А. Педагогика способностей Текст. / Л. А. Венгер. М. : Знание, 1973.-96 с.

45. Вентцель, К. Н. Этика и педагогика творческой личности Текст. / Л. А. Вентцель. М., 1911.-388 с.

46. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст. : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина,

47. B. Н. Колюцкий. М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - 464 с.

48. Волков, Б. С. Психология подростка Текст. / Б. С. Волков. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Пед. о-во России, 2001. - 160 с.

49. Вопросы психологии способностей Текст. / под ред. В. А. Крутецкого. — М., 1973.-216 с.

50. Воспитание музыкального слуха Текст. Вып. 2 / сост. А. П. Агажанов. -М. : Музыка, 1985. 121 с.

51. Восприятие музыки Текст. / ред.-сост. В. Н. Максимов. М. : Музыка, 1980.-256 с.

52. Выготский, JI. С. Психология искусства Текст. / JI. С. Выготский. Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 1968. - 576 с.

53. Гавриловец, К. В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям Текст. : дис. . д-ра пед. наук / Гавриловец К. В. М., 1991. -С. 7-80.

54. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // исследования мышления в советской психологии М., 1966. - С. 144-287.

55. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук Текст. Т. 3. Философия духа / Г. В. Ф. Гегель. М. : Мысль, 1977. - 477 с.

56. Гембицкая, Е. Я. Музыкальное воспитание в старшем школьном возрасте Текст. / Е. Я. Гембицкая // Музыкальное воспитание в школе. М., 1976. - Вып. 11.-С. 94-102.

57. Герцен, А. А. Общая физиология души Текст. / А. А. Герцен. СПб., 1890.- 223 с.

58. Гершунский, Б. С. Философия образования Текст. / Б. С. Гершунский. -М., 1998.-428 с.

59. Горюнова, JI. В. Добротолюбие Текст. / JI. В. Горюнова. М., 1994. - 160 с.

60. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современное написание Текст. / В. И. Даль. М.: Астрель, 2002. - 984 с.

61. Данилевская, JI. Основные принципы музыкального воспитания Н. Л. Гродзенской Текст. / Л. Данилевская // Музыкальное воспитание в школе / сост. О. А. Апраксина. М. : Музыка, 1975. - Вып. 10. - С. 46-71.

62. Демченко, А. Д. Вокальные игры с детьми Текст. / А. Д. Демченко. М. : Тип. Россельхозакадемии, 2000. - 72 с.

63. Детский голос Текст. : эксперимент, исслед. / под ред. В. Н. Шацкой. М. : Педагогика, 1970. - 132 с.

64. Детский хор Текст. : пособие для хормейстера / ред.-сост. В. Г. Соколов. -М., 1981.-Вып. 1,2.

65. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики Текст. / Л. Б. Дмитриев. -М. : Музыка, 2000. 368 с.

66. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором Текст. / Г. А. Дмитревский. М., 1957. - С. 9 - 74.

67. Добровольская, H. Н. Вокальные упражнения в хоре подростков Текст. / H. Н. Добровольская ; под ред. М. А. Румер. М. : АПН РСФСР, 1959. - 112 с.

68. Добролюбов, Н. А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью Текст. / Н. А. Добролюбов // Добролюбов Н. А. Избранные педагогические сочинения. -М., 1986. С. 76-92.

69. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений Текст. В 30 т. Т. 24 / Ф. М. Достоевский. Л., 1982. - 518 с.

70. Дынько, О. Н. Теория и методика изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки в образовательном процессе. Текст. : дис. . канд. пед. наук / Дынько О. Н. Краснодар, 2002. - 181 с.

71. Егоров, А. М. Гигиена голоса и его физиологические основы Текст. / А. М. Егоров. -М. : Музгиз, 1962. 173 с.

72. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг Текст. / В. В. Емельянов. — 3-е изд., испр. СПб. : Лань, 2003. - 192 с.

73. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков Текст. : кн. для логопеда / И. И. Ермакова. 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, АО «Учеб. лит.», 1996. - 143 с.

74. Живов, Л. В. Выразительность речи как прообраз музыкально-исполнительской выразительности Текст. // Риторика в современном обществе и образовании. / Сб. материалов III-Y Международных конференций по риторике / Л. В. Живов. -М., 2003. С. 113 - 121.

75. Закс, Л. Музыка в контекстах духовной культуры Текст. / Л. Закс // Критика и музыкознание : сб. ст. Л., 1987. - Вып. 3. - С. 46-48.

76. Залесский, Г. Е. Психодиагностика убеждений и ориентация личности Текст. : учеб. пособие / Г. Е. Залесский, Е. Б. Редькин. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1996.-72 с.

77. Залесский, Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности Текст. / Г. Е. Залесский. М., 1994. - 144 с.

78. Зинченко, В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии Текст. / В. П. Зинченко. -М. : Новая школа, 1997. 336 с.

79. Из истории музыкального воспитания Текст. : хрестоматия / сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

80. Ильин, В. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII начала XX века Текст. Ч. 1 / В. Ильин. - М., 1985. - 232 с.

81. Инайят Хан Хазрат. Мистицизм звука Текст. : сборник : [пер. с англ.] / Инайят Хан Хазрат. М.: Сфера, 1997. - 336 с.

82. Искусство нравственное и безнравственное Текст. / общ. ред. В. Толстых. — М. : Искусство, 1969. 263 с.

83. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца Текст. : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1984. - 206 с.

84. Каган, М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб., 1996. -416с.

85. Кандинский, В. В. О духовном искусстве Текст. / В. В. Кандинский. М., 1992.-99 с.

86. Кант, И. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 3 / И. Кант. Минск, 1993. -799 с.

87. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности Текст. / Д. К. Кирнарская. — М. : Таланты-ХХ1 век, 2004. 496 с.

88. Ковин, Н. М. Хоровое пение в школе Текст. / Н. М. Ковин // Вопросы музыки в школе / под ред. И. Глебова. Л., 1926. - С. 71-74.

89. Коган, Г. О работе музыканта-педагога. Основные принципы Текст. / Г. Коган // Вопросы вокальной педагогики / ред.-сост. В. А. Натансон. М. : Музыка, 1979. - Вып. 1. - С. 71-85.

90. Коргапольцев, С. М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / Коргапольцев С. М. М., 1988. - 24 с.

91. Кордуэлл, М. Психология. А -Я Текст. : словарь-справочник / М. Кордуэлл ; пер. с англ. К. С. Ткаченко. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.

92. Краковский, А. П. О подростках Текст. / А. П. Красковский.-М., 1970.-187 с.

93. Красильникова, М. С. Критская, Е. Д. Методы музыкального образования Текст. / Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Школяр /М. С. Красильникова, Е. Д. Критская. М., 2001 - С. 15-59.

94. Критская, Е. Д. Формирование интонационно-слухового опыта младших школьников на уроках музыки общеобразовательной школы Текст.: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. Д. Критская. М, 1994. - 17 с.

95. Кузмичев, Л. А. Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе музыкально-художественного воспитания Текст. : дис. . канд. пед. наук / Кузмичев Л. А. Ярославль, 2004. - 225 с.

96. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) Текст. : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. 2-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1997.-176 с.

97. Лащенко, А. П. Хоровая культура Текст. / А. Лащенко // Аспекты изучения и развития. Киев, 1989. — 136 с.

98. Лебедева, Н. Ф. Различные отклонения от нормы, мешающие правильному голосообразованию Текст. / Н. Ф. Лебедева // О детском голосе / под ред. Н. Д. Орловой. М. : Просвещение, 1966. - 55 с.

99. Левандо П. П. Проблемы хороведения Текст. / П. П. Левандо. Л., 1974. -С. 43-56.

100. Левидов, И. И. Охрана и культура детского голоса Текст. / И. И. Левидов. -Л. ;М., 1939.-112 с.

101. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников Текст. : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес. — М. : Издат. центр «Академия», 2000. 320 с.

102. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А Н. Леонтьев. М. : Политиздат, 1972. - 304 с.

103. Леонтьев, Д. А. Введение в психологию искусства Текст. / Д. А.Леонтьев. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. 110 с.

104. Лессинг, Г. Э. Сочинения. Т. 1 / Г. Э. Лессинг ; пер. под ред. П. Н. Полевого. -СПб. ;М., 1882.-348 с.

105. Лихачев, Б. Т. Педагогика : Курс лекций Текст. : учеб. пособие дляtстудентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. 4-епереизд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2000. - 523 с.

106. Лихачев, Д. С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет Текст. / Д. С. Лихачев. Л. - 608 с.

107. Локшин, Д. Л. Руководство смешанным хором старших школьников Текст. / Д. Л. Локшин. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 98 с.

108. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. М., 1991.-526 с.

109. Лысек, Ф. Мутация Текст. / Ф. Лысек // Развитие детского голоса / под ред. В. Н. Шацкой. М. : АПН РСФСР, 1963. - С. 284-291.

110. Люш Д. В. Развитие и сохранение певческого голоса Текст. / Д. В. Люш. -Киев : «Музична Украша». 1988., - С. 95-123.

111. Мазель, Л. А. Вопросы анализа и эстетики музыки Текст. / Л. А. Мазель. -М., 1972.-256 с.

112. Макаренко, А. С. Психология труда учителя Текст. / А. С. Макаренко. -М.: Просвещение, 1993. 191 с.

113. Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей Текст./Е. М. Малинина ; предисл. В. Морозова. Л. : Музыка, 1967. - 88 с.

114. Малинковская, А. В. Фортепианное интонирование как музыкально-пндагогическая проблема Текст./ : автореф. дис. . д-ра пед. наук / А. В. Малинковская М., 1995. - 46 с.

115. Малышева, Н. М. Значение принципов К. С. Станиславского для вокальной педагогики Текст. / Н. М. Малышева // Вопросы вокальной педагогики / ред. Сост. В. Л. Чаплин. М. : Музыка, 1969. - Вып. IV. - С. 180-230.

116. Мальцева, Т. А. В поисках духовного контакта: музыка и нравственность Текст. / Т. А. Мальцева // Культурная жизнь юга России : регион, науч. журн. -2006. № 5 (19). - С. 32-34.

117. Малюков, А. Психология переживания и художественное развитие личности Текст. / А. Малюков. Дубна : Издат. центр «Феникс», 1999. - 256 с.

118. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию. Текст. / М. К. Мамардашвили. — М., 1992. 416 с.

119. Маслова, Л. П. Педагогика искусства. Теория и практика Текст. / Л. П. Маслова. Новосибирск : Изд-во НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.

120. Маслова, Н. Н. Воспитательное воздействие детского хорового коллектива на процесс формирования личности школьника Текст. : дис. . канд пед. наук / МасловаН. Н. -М., 1978. 183 с.

121. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Мослоу. М. : Смысл, 1999.-425 с.

122. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки. Исследование Текст. / В. В. Медушевский. М., 1993. - 262 с.

123. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству Текст. : автореф. дис. . д-ра псих, наук / Мелик-Пашаев А. А. М., 1994. - 36 с.

124. Менабени, А. Г. Методы вокальной работы в школе Текст. / А. Г. Менабени // Музыкальное воспитание в школе / сост. О. А. Апраксина. М. : Музыка, 1976. - Вып. 11., - С. 86-94.

125. Менчинская, Н. А. Психологические условия формирования научного мировоззрения Текст. / Н. А. Менчинская // Формирование научного мировоззрения учащихся. М., 1985. - С. 12-23.

126. Минин, В. Н. Ближе к практике Текст. // Сов. Музыка / В. Н. Минин. №2. -1975.-С. 55-57.

127. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения Текст. / В. П. Морозов. -М., 2002. 496 с.

128. Музыкальный энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Г. В. Келдыш. -М. : Сов. энциклопедия, 1991. — 672 с.

129. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. 3-е изд., стер. -М. : Издат. центр «Академия», 1998.-456 с.

130. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки Текст. / Е. В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1988. 254 с.

131. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. -М., 1972. 84 с.

132. Назаренко, И. К. Искусство пения Текст. : хрестоматия / И. К. Назаренко. 3 изд., доп. - М. : Музыка, 1968. - 622 с.

133. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры Текст. / Г. Г. Нейгауз. -Изд. 5-е, испр. и доп. М., 1988. - 240 с.

134. Неменский, Б. М. Познание искусством Текст. / Б. М. Неменский. М. : Изд-во УРАО, 2000. - 192 с.

135. Никандров, Н. Д. Воспитание ценностей: российский вариант Текст. Н. Д. Никандров // Образование, традиция и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Вилокиевича. М., 1997. - С. 109-116.

136. Николаева, С. В. Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / Николаева С. В. Екатеринбург, 2003. - 18 с.

137. Никольская-Береговская, К. Ф. Начальные этапы обучения пению в хоре старшеклассников Текст. / К. Ф. Никольская-Береговская // Вопросы методики музыкального воспитания детей. -М.: Музыка, 1975. С. 116-127.

138. Новейший философский словарь Текст. / сост. А. А. Грицанов. Минск : Изд-во В. М. СКАКУН, 1999. - 896 с.

139. Обухова, JI. Ф. Детская (возрастная) психология Текст. : учебник / JI. Ф. Обухова. М.: Российское пед. агентство, 1996. - 374 с.

140. Овчинникова, Т. Н. Воспитание детского певческого голоса в процессе работы с хором Текст. / Т. Н. Овчинникова // Из истории музыкального воспитания : хрестоматия / сост. О. А. Апраксина. М. : Просвещение, 1990. - С. 135-138.

141. Овчинникова, Т. Н. Некоторые особенности и методы воспитания певческого голоса Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / Овчинникова Т. Н. -М., 1968.-16 с.

142. Огороднов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе Текст. : метод, пособие / Д. Е. Огороднов. 3-е изд. - Киев : Музична Украина, 1989. - 165 с.

143. Орлова, Е. М. Интонационная теория Асафьева Б. В. как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность Текст. / Е. М. Орлова. М. : Музыка, 1984. - 302 с.

144. Орлова, Н. Д. Развитие голоса девочек Текст. / Н. Д. Орлова. -М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. 102 с.

145. Павлов, И. П. Мозг и психика: избранные психологические труды Текст. / И. П. Павлов. М.: МПСИ, 2004. - 360 с.

146. Педагогика Текст. : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002.—640 с.

147. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии Текст. : учебник для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. ; под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2001.-512 с.

148. Педагог-музыкант в пространстве Мысли и Духа Текст. : хрестоматия / сост. Б. М. Целковников. М., 1998. - 126 с.

149. Педагогический словарь Текст. / под ред. Б. Росса. М., 2003. - 520 с.

150. Перелыитейнас Г. Г. Некоторые вопросы музыкального воспитания в хоре мальчиков и юношей // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М., 1975. — С. 169-180.

151. Пигров, К. К. Руководство хором. Текст. / К. К. Пигров. М., 1964. - 220 с.

152. Пиличаускас, А. А. Познание музыки как воспитательная проблема Текст. / А. А. Пиличаускас. М., 1998. - 126 с.

153. Петрушин, В. И. Музыкальная психология Текст. / В. И. Петрушин. М. : ТОО «Пассим», 1994. - 304 с.

154. Пономарёв, А. С. Жизнь детского хора Текст. / А. С. Пономарёв // Музыка в школе. 1988. - № 4. - С. 30, 38.

155. Попов, В. С. Хоровой класс Текст. : метод, пособие для муз. школ и школ искусств / В. С. Попов, П. В. Халабузарь. -М. : Сов. композитор, 1988. 184 с.

156. Психологический словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 1990. - 494 с.

157. Психология и педагогика развития личности Текст.: монография / [Е. Н. Шиянов, С. В. Бобрышова, Е. Г. Власова др.] М. : Илекса, 2002. - 568 с.

158. Психология человека от рождения до смерти Текст. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

159. Птица К. Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории М., 1970.-120 с.

160. Работнов, JT. Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов Текст. / JI. Д. Работнов. М.: Музгиз, 1932. - 159 с.

161. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике Текст. / В. Г. Ражников. М.: ЦАПИ, 1994. - 141' с.

162. Раппопорт, С. X. О вариантной множественности исполнительства Текст. // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 7./ Отв. ред. А. А. Николаев. Составление и общая редакция Г. Я. Эдельман. / С. X. Раппопорт. М., 1972.-С.З-46.

163. Рогова,- Р. Н. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности Текст. / Р. Н. Рогова. — М., 1996. 144 с.

164. Рогова, Р. Н. Становление самосознания личности школьника Текст.: Монография / Р. Н. Рогова, Г. Н. Филонов, Г. Н. Волков, Л. П. Печко. М., 2003-С. 17-64. [Текст]:

165. Рожина, Л. Развитие эмоционального мира личности Текст. / Л. Рожина. — Минск, 1999.-С. 23-41.

166. Романенко, Н. М. Воспитание духовной культуры старших школьников Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / Романенко Н. М. М., 2003. - 40 с.

167. Рубинштейн, CI Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. Изд. 2-е. - М., 1976. - 416 с.

168. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности Текст. / Л. И. Рувинский. М., 1981. - 184 с.

169. Рута, О. И. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательной школы Текст. / О. И. Рута. Красноярск, 1959. -147 с.

170. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М. : Логос, 1999. - 272 с.

171. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст. : монография / В. В. Сериков. Волгоград : Перемена, 1994.-152 с.

172. Сергеева, Г. П. «Музыка» 7 класс Текст.: Пособие для учителей и методистов / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская М., 2002-2003. - С. 7-38.

173. Сеченов, И. М. Элементы мысли Текст. / И. М. Сеченов. СПб. : Питер : Питер бук, 2001.-402 с.

174. Сизоненко, H. Н. Музыкально-певческое развитие детей среднего школьного возраста в процессе вокального обучения Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / Сизоненко H. Н. Краснодар, 2006. - 22 с.

175. Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки Текст. / М. А. Смирнов. М.,- 1990.-319 с.

176. Советский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров. -3-е изд. М. : Сов. энциклопедия, 1985. - 1600 с. I •

177. Соловьев, В. С. Смысл любви. Текст. / В. С. Соловьев // Избр. Произведения. М.,1999. - С. 429-452.

178. Сохор, А. Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки Текст. / А. Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1981. - С. 12-27.

179. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве Текст. / К. С. Станиславский.- М. : Вагриус, 2003. 511 с.

180. Струве, Г. А. Школьный хор Текст. : кн. для учителя / Г. А. Струве. М. : Просвещение, 1981.-191 с.

181. Стулова, Г. П. Теория и практика работы с детским хором Текст. : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. П. Стулова. М. : Гуманит. издат. центр «Владос», 2002. - 176 с.

182. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям Текст. / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т. 1. М., 1979. -С. 25-266.

183. Сухомлинский, В. А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения Текст. / В. А. Сухомлинский. Киев, 1979. - С. 7.

184. Тарасов, Г. С. Проблема духовной потребности: На материале музыкального восприятия Текст. / Г. С. Тарасов. -М., 1979. 190 с.

185. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей Текст. / К. В. Тарасова. М. : Педагогика, 1988. - 173 с.

186. Теория и методика музыкального образования детей Текст. : науч.-метод, пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. М. : Флинта : Наука, 1998. - 336 с.

187. Теплов, Б. М. Психология индивидуальных различий Текст. / ТО. М. Теплов // Теплов Б. М. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М., 1985. - С. 14-41.

188. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов // Теплов Б. М. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М., 1985. - С. 42-222.

189. Трофимова, Е. Д. Формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале Текст. : дис. . канд. пед. наук / Трофимова Е. Д. Екатеринбург, 2004. — 200 с.

190. Туравец, Н. Р. Региональный компонент профессионального музыкального образования. (Методология, теория, практика) Текст. : дис. . д-ра пед. наук / Туравец Н. Р. Краснодар, 1999. - 258 с.

191. Философия, социология, психология искусства1 и музыкальная педагогика Текст. : хрестоматия / сост. Э. Б. Абдуллин, Б. М. Целковников. М. : Прометей; 1991.-Вып. 1.-110 с.

192. Философский словарь Текст./ под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

193. Флоренский, П. А. У водораздела мысли Текст. / П. А. Флоренский. -Париж : Умка-Пресс, 1985. 539 с.

194. Франк С. Л. Русское мировоззрение Текст. / С. Л. Франк. СПб., 1996. -736 с.

195. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства Текст. / В. Н. Холопова.' СПб.: Лань, 2000. - 320 с.

196. Целковников, Б. М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках^ смысла. Исследование Текст. / Б. М. Целковников /Отв. ред. Э. Б. Абдуллин. М., 1999. -231 с.

197. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика Текст. / Г. М. Цыпин. СПб., 2001. - 320 с.

198. Чесноков, П. Г. Хор и управление им Текст. / П. Г, Чесноков. М., - 1952. -224 с. .

199. Шамина, JI. В. Школа русского народного пения Текст. / Л. В. Шамина. -М., 1997.-47 с.

200. Шацкая, В. Н. Воспитание художественного вкуса Текст. // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка» / Сост. О. А. Апраксина. М.,1987. - 44-53.

201. Швейцер, А. Культура и этика Текст. / А. Швейцер ; пер. с нем. Н. А. Захарченко и Г. В. Калшанского ; общ. ред. и предисл. В. А. Карпушина. М., 1973.-342 с.

202. Шепелева, Е. И. К вопросу о роли музыки и пения в духовной жизни человека Текст. / Е. И. Шепелева // Музыкальное образование в контексте культуры : материалы науч.-практ. конф., 25-29 окт. 1994 г.-М. : РАМ им. Гнесиных, 1997. С. 92-99.

203. Школяр, Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения) Текст.: дис. . д-ра пед. наук /Л. В. Школяр. М., 1999. - 43 с.

204. Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры Текст. Н. Е. Щуркова. М.,1997. - 78 с.

205. Эльконин, Д. Б. Психология формирования личности и проблемы обучения Текст. / Д. Б. Эльконин // Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общей педагогики / под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. М., 1980. - 166 с.

206. Этика Текст. : энцикл. слов. / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. -М., 2001.-671 с.

207. Юнг, К. Г. Психоанализ и искусство Текст. / К. Г. Юнг, Э. Нойман. М. : Reel-book ВАКЛЕР, 1998. - 304 с.

208. Юрлов А. А. Статьи и воспоминания. Материалы / Сост. И. Марисова. М. : Сов. Композитор, 1983. - 199 с.

209. Юссон, Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса Текст. / Р. Юссон. М. : Музыка, 1974. - 262 с.

210. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека Текст. / П. М. Якобсон. М., 1969. - 317 с.

211. Янушкявичус, Р. Основы нравственности Текст. : учеб. пособие для школьников и студентов / Р. Янушкявичус, О. Янушкявичене. М. : Православная педагогика, 2004. - 505 с.to o1. ON

212. SopranoX Soprano II Cambiata1. Ave Maria

213. For Soprano I and IX, Cambiat» (Changing Voice), Baritoru1. DACH-GOrNOD1. ModerateJ>u*»*v r

214. Copyright »»»4 b)r BOURNE, INO., lSS Weit CJnd St.; How York 1»,N.T. A11 Ri jht« Rinrrai lacladlnff th» Right of PoMie Perforainc» for Profit IntmuLtimat CopyrifM Stexrti littft in U.S.A.1. Uelody1. J ft , «/■a

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.