Формирование художественной культуры учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Волкова, Татьяна Вячеславовна

  • Волкова, Татьяна Вячеславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 196
Волкова, Татьяна Вячеславовна. Формирование художественной культуры учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2016. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Волкова, Татьяна Вячеславовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Основная часть

Глава 1. Теоретические аспекты формирования художественной культуры младших школьников

1.1. Философские, и психолого-педагогические воззрения на феномен художественной культуры

1.2. Значение изобразительного творчества детей младшего школьного возраста в формировании художественной культуры

1.3. Методика формирования художественной культуры учащихся

начальных классов в процессе освоения изобразительного искусства

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эффективности формированию художественной культуры учащихся в процессе изучения изобразительного

искусства

2.1. Виды изобразительной деятельности как средство формирования художественной культуры учащихся начальных

классов

2.2. Факторы, оказывающие влияние на эффективность формирования художественной культуры учащихся в процессе освоения изобразительной грамоты

2.3. Результаты изобразительной деятельности учащихся начальных классов, направленной на формирование художественной

культуры

2.4. Методические рекомендации по формированию художественной культуры учащихся младшего школьного

возраста

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественной культуры учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Введение Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательный процесс, позволяет по иному взглянуть на возможности уроков изобразительного искусства. Важнейшим результатом изучения изобразительного искусства в школе является сформированность основ художественной культуры учащихся, в том числе на материале культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

Глобальные общественно-политические процессы и социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, интеграция в мировое образовательное пространство выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения, в том числе к образовательной области «Искусство» в школе. Младший школьный возраст считается важнейшим периодом обучения, воспитания и развития. Занятия изобразительным искусством должны быть направлены не только на овладение учащимися практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, а и на формирование основ художественной культуры учащихся, умение анализировать и оценивать произведения искусства, понимание красоты как ценности. В настоящее время, к сожалению, размыты нравственные и культурные ориентиры, подрастающему поколению прививают бездуховность, агрессивность.

В связи с этим проблема формирования художественной культуры учащихся начальных классов приобретает особую актуальность, поскольку она необходима для полноценного художественного развития личности.

В современных научных исследованиях проблема художественной культуры личности рассматривается в различных аспектах. Феномен культуры исследовался в трудах таких авторов, как: М.М. Бахтин,

Г.Д. Гачев, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Л.Н. Столович и др. Проблема культуры личности исследовалась Б.Г. Ананьевым, В.Д. Шадриковым, и др.

Общетеоретические аспекты формирования художественной культуры личности отражены в трудах И.А. Ильина, Б.Т. Лихачева, Н.Д.Никандрова, В.С. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Научно-методическая составляющая художественно-эстетического образования содержится в работах Г.В. Беды, В.С. Кузина, З.Н. Новлянской, Н.Н.Ростовцева, Е.В. Шорохова и др., а также в современных научных исследованиях С.А. Аманжолова, Л.А. Буровкиной, С.Е. Игнатьева, С.П. Ломова, В.В. Корешкова, А.А. Мелик-Пашаева, А.А. Прищепы,

С.П. Рощина, Н.М. Сокольниковой, Н.К. Шабанова, Т.Я. Шпикаловой и др.

В научных исследованиях А.В. Бакушинского, В.П. Большакова, Л.А. Буровкиной, Н.Н. Волкова, С.Е. Игнатьева, С.Н. Иконниковой, В.С. Кузина, В.А. Сластенина, Д.Н. Узнадзе, А.С. Хворостова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, изобразительное искусство рассматривается как одна из форм приобщения детей к мировой и национальной культуре, как средство эстетического воспитания и художественного образования.

Особое место в настоящем исследовании занимает психолого-педагогический аспект (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.). Этот аспект позволяет раскрыть сущность теории развивающего обучения, без которой невозможно полноценное преподавание изобразительного искусства в младших классах.

Несмотря на феномен положительного воздействия изобразительного искусства, содержательное поле предмета упускается из виду. Вследствие чего, устоялось мнение, что любые средства изобразительного искусства,

включенные в образовательный процесс, оказывают благотворное воздействие на процесс формирования художественной культуры учащихся начальных классов. Недостаточная разработанность данных проблем послужили основанием для проведения автором дальнейших исследований в данном направлении.

Проведенный анализ диссертационных исследований, посвященных формированию художественной культуры, на материале древнерусского искусства (В.А. Мальцева), при изучении декоративно-прикладного искусства (В.С. Бадаев, Л.А. Буровкина), посредством творчества региональных художников (М.Г. Камбулатов), показал необходимость включения учащихся в художественную деятельность на учебном занятии.

Поэтому, вопросы развития художественно-творческих способностей, создания педагогических условий, способствующих формированию художественной культуры учащихся начальных классов в системе начального общего образования, являются актуальными.

Анализ исследований в различных областях научных знаний и изучение практической деятельности учителей начальных классов не дают достаточных оснований для решения задач по формированию художественной культуры учащихся начальных классов и позволяют констатировать ряд объективно сложившихся противоречий между:

- социальной значимостью художественной культуры личности и недостаточным научно-теоретическим обоснованием путей ее формирования;

- значительным художественно-эстетическим потенциалом изобразительного искусства как общеобразовательного предмета в формировании художественной культуры учащихся начальных классов и недостаточно эффективным использованием его в системе общего образования;

- необходимостью формирования художественной культуры у учащихся начальных классов и недостаточной разработанностью содержания и методики обучения изобразительному искусству в начальных классах.

Указанные противоречия позволили выделить проблему исследования, суть которой заключается в поиске эффективных средств, направленных на формирование художественной культуры учащихся начальных классов в процессе освоения изобразительной грамоты. Важность научно-теоретического обоснования и практического решения обозначенной проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование художественной культуры учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства».

Объектом исследования является процесс художественно-творческой деятельности учащихся начальных классов на занятиях по изобразительному искусству, направленный на формирование художественной культуры.

Предмет исследования - формирование художественной культуры учащихся начальных классов на занятиях изобразительным искусством.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования художественной культуры учащихся начальных классов в процессе занятий изобразительным искусством.

Гипотеза исследования: формирование художественной культуры учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства будет наиболее эффективным, если:

- будет использована методическая система, направленная на формирование художественной культуры учащихся;

- созданы педагогические условия формирования художественной культуры;

- учитывать возрастные особенности учащихся;

- использовать интегративные связи изобразительного искусства с другими предметами эстетического цикла (литература, музыка, технология, окружающий мир и т. д.).

Задачи исследования:

1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую, литературу по проблеме исследования с целью разработки модели формирования художественной культуры.

2. Определить оптимальные психолого-педагогические условия и систематизировать научно-методологическое обеспечение процесса художественного образования, ориентированного на формирование художественной культуры школьников.

3. Выявить показатели и критерии сформированности художественной культуры учащихся в процессе изучения изобразительного искусства.

4. Разработать и внедрить методику формирования художественной культуры учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства;

5. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики обучения изобразительного искусства, направленной на формирование художественной культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования.

- исследования в области теории и методики обучения изобразительного искусства и эстетического воспитания (А.Д. Алехин, С.А. Аманжолов, Р.Ч. Барциц, Л.А. Буровкина, С.Е. Игнатьев,

B.В. Корешков, В.С. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Прищепа, Н.Н. Ростовцев, С.П. Рощин, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов и др.);

- деятельностный подход в формировании личности ребенка (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,

C.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.);

- воззрения на феномен художественной культуры (В.С. Бадаев, В.П. Большаков, С.Н. Иконникова, М.Г. Камбулатов, Е.Ю. Ежова, М.С. Каган, В.А. Мальцева, Л.А. Рапацкая и др.);

- труды в области психологии детского творчества (В.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Б.С. Волков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.);

- теоретическое исследование и обоснование роли изобразительной деятельности в формировании художественной культуры учащихся (Э.И. Кубышкина, B.C. Кузин, С.П. Ломов, Т.Я. Шпикалова и др.)

Методы исследования:

С целью обоснования исходных теоретических предположений, проверки выдвинутой гипотезы и нахождения решения поставленных задач был применен комплекс следующих методов:

- теоретический - анализ философской, психолого-педагогической, методологической, искусствоведческой литературы, отражающей подходы к пониманию и степень изученности проблемы, а также анализ учебных программ по изобразительному искусству в начальной школе;

- эмпирический - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент;

- аналитический - изучение и обобщение методологического опыта обучения предмета изобразительного искусства в условиях начального общего образования;

- оценочный - анализ творческих работ учащихся до и после введения экспериментальной программы, обработка и анализ результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- уточнены содержание и структура художественной культуры;

- определено содержательное поле предмета изобразительного искусства, направленное на эффективное формирование художественной культуры учащихся начальных классов;

- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система обучения изобразительному искусству в начальной школе, направленная на формирование художественной культуры учащихся.

Теоретическая значимость состоит в том, что: расширены имеющиеся теоретические представления об особенностях и сущности процесса формирования художественной культуры учащихся начальных классов на занятиях изобразительным искусством; разработана методика, дающая теоретические основания для дальнейшего развития системы формирования художественной культуры учащихся начальных классов в образовательном процессе, способствующая общехудожественной направленности воспитательного воздействия на личность учащегося, стимулирования его познавательной активности, развития художественных качеств, развивающей художественно-творческой деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что разработана методическая система, сохраняющая ценный опыт обучения изобразительному искусству в школе, направленная на эффективное формирование художественной культуры учащихся начальных классов. Материалы исследования могут оказать практическую помощь учителям начальных классов при изучении изобразительного искусства в урочной и внеурочной деятельности.

Достоверность результатов исследования настоящей работы отечественные и зарубежные научные разработки в области истории и теории педагогики, психологии, искусствоведения, сопоставлению данных, использованием вербальных и невербальных методов исследования, соответствующих их цели и задачам.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2010 по 2016 годы и осуществлялось в три этапа.

На первом, констатирующем этапе (2010-2011 гг.) - проводился обзор зарубежной и отечественной психолого-педагогической, философской,

искусствоведческой, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебных программ по изобразительному искусству в системе начального общего образования; обоснование актуальности, формулирование цели, задач, гипотезы исследования; разработка критериально-уровневой системы оценки сформированности художественной культуры в процессе изучения изобразительного искусства в начальной школе; разработка и обоснование методики формирования художественной культуры учащихся на занятиях изобразительного искусства.

На втором (формирующем этапе) (2012-2013 гг.) - осуществлялась экспериментальная работа: формирование художественной культуры учащихся на занятиях изобразительного искусства в процессе их художественно-творческой деятельности на основе разработанной методики.

На третьем (контрольном этапе) (2014-2016 гг.) - проводились обобщение результатов исследования, осуществлялась проверка гипотезы в ходе контрольного эксперимента, уточнялись отдельные стороны эффективности содержания и методики формирования художественной культуры, анализ и систематизация результатов исследования, оформление текста диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на круглых столах и научных конференциях различного уровня в городах: г. Москва, С.-Петербург, Тамбов, Новосибирск, обсуждены на заседаниях кафедры живописи и композиции ГБОУ ВО МГПУ города Москвы «Московский городской педагогический университет», представлены материалами статей, рекомендованных ВАК, подтверждены экспериментальной работой автора, опубликованы в сети Интернет.

На защиту выносятся следующие положения:

- эффективным средством формирования художественной культуры учащихся начальных классов являются учебные занятия изобразительного искусства в начальной школе;

- педагогические условия, необходимые для эффективного формирования художественной культуры учащихся начальных классов;

- наличие устойчивого интереса к художественной деятельности, способствующего повышающего эффективности формирования художественной культуры учащихся на занятиях изобразительного искусства;

- экспериментально подтвержденная эффективность формирования художественной культуры путем отбора видов деятельности на занятиях изобразительного искусства.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В диссертации приводятся схемы и таблицы, фото творческих работ учащихся, которые наглядно показывают процесс и результаты экспериментальной работы.

Основная часть Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Философские, культурологические и психолого-педагогические воззрения на феномен художественной

культуры

Как предмет изучения феномен художественной культуры сложился в XVIII веке и исследование его велось с различных точек зрения.

Морфологический подход предполагал рассмотрение художественной культуры в качестве синтеза искусств (Г. Лессинг, Г. Гегель, Ф. Шеллинг,

A. Шопенгауэр и др.).

Следующий подход определял исследование художественной культуры с позиции духовного содержания (И. Гете, Ф. Шиллер, А. Фосийон и др.).

В марксистской науке художественная культура понималась как духовно-практическая сфера человеческой деятельности, зависимая от материальной основы общественных отношений (К. Макс, Ф. Энгельс,

B.И. Ленин и др.)

В культурологическом подходе художественная культура рассматривается как часть общей культуры, включающей материальную и духовную культуры (А.И. Арнольдов, Ю.Н. Давыдов, Ю.М. Лотман).

Аксиологический (или ценностный) подход позволяет рассмотреть художественную культуру в качестве развития творческого потенциала. Данный подход проявляется в любой художественной деятельности, благодаря которой происходит формирование художественной культуры личности (М.С. Каган и др.).

В деятельностном подходе художественная культура выступает как способ творческой деятельности, а также ее продуктов и результатов этой деятельности (М.М. Бахтин, Г.В. Драч).

В вышеперечисленных подходах, художественная культура определяется в качестве многогранного явления, которое рассматривается как процесс освоения культурного наследия предков (традиции, культурные и художественные памятники). С другой стороны, художественную культуру представляют в качестве социального института, создающего художественные ценности (деятельность художников, особенности народного творчества), как специфическая область распространения, а также количественные и качественные изменения деятельности за определенный период времени, глубина проникновения в социальную среду и ответная реакция среды, или социодинамика культурных процессов и т. д. [176].

С третьей, художественная культура рассматривается в качестве личностного образования (Е.Ю. Ежова, Л.А. Рапацкая).

В настоящее время подходы к пониманию художественной культуры ведутся с точки зрения различных категорий (философской, эстетической, социологической, психологической, культурологической). Таким образом, феномен художественной культуры рассматривается с нескольких позиций:

- в качестве самостоятельного слоя культуры (В.Е. Давыдович, М.С. Каган);

- как часть духовной культуры (Л. Н. Коган);

- как часть эстетической культуры (Л.А. Буровкина, И.П. Ильинская, Н.И. Киященко, Г.С. Лабковская и др.);

- как часть культуры личности (Е.Ю. Ежова, В.А. Мальцева, Л.А. Рапацкая и др.).

В связи с дифференцированными подходами к художественной культуре возникают различные модели ее формирования.

Структурно-функциональная модель основывается на теории полифункциональности искусств, благодаря чему, в искусстве происходит слияние видов человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, преобразовательной, коммуникативной.

Аксиологическая модель рассматривает искусство в качестве духовных ценностей, влияющих на формирование мотивов деятельности. «В центре художественной деятельности стоят ценности культуры, смысл человеческого бытия, отражение в искусстве единства мира, духовного понимания жизни, особенностей восприятия всего живого на земле, самосознание». В данной концепции культуры личности ценностью является «есть то, без чего существование этой личности полностью или частично теряет смысл» [53]. В искусстве сосредоточены культурные ценности человечества, именно поэтому так важно сегодня развивать у подрастающего поколения способность понимать искусство.

Информационно-семиотическая модель развития художественной культуры предполагает понимание искусства в качестве знаковой системы, в которой передача информации происходит через художественный образ. Формирование культуры личности в этой концепции соотносится с пониманием личность искусства как знаковой системы.

Социокультурная модель формирования художественной культуры личности средствами искусства определяется потребностью поиска средств закрепления и передачи социального опыта, где искусство играет ключевую роль.

Культурно-историческая модель формирования художественной культуры обуславливается способностью искусства фиксировать изменения в культуре мышления, культуре чувств, культуре общения людей. Наследие мировой культуры формирует образ личности. В процессе развития искусства формируется такой компонент художественной культуры личности, как художественная потребность. Данная модель формирования

художественной культуры в личностном контексте предполагает современное развитие на художественных идеях и произведениях пошлых поколений.

Деятелъностная модель определяется пониманием искусства в качестве художественной деятельности (под которой понимается процесс создания произведения искусства и процесс его восприятия).

Интегрированная модель обусловлена синтетическим, интеративным характером художественно-творческой деятельности.

Духовно-деятелъностная модель основывается на понимании искусства как духовной жизни общества. Произведения искусства обладают философским, духовным содержанием, которое открывает зрителю отношение к действительности автора, его мировоззрение и цели. Понимание духовного содержания произведений искусства не происходит спонтанно, ему нужно учиться.

Национально-ценностная модель формируется на основе национальных ценностей культуры и искусства, в которых заключены духовные идеалы, мировоззрение, традиции. Образы народного искусства способствуют духовно-нравственному развитию детей. Художественность народного декоративного творчества вносит значительный вклад в развитие культуры личности [53].

Рассмотрению инновационных моделей формирования художественной культуры посвящено исследование Е.Ю. Ежовой, в котором автор выделяет следующие модели:

- поликультурную (формирование художественной культуры через освоение материалов отечественного и мирового наследия искусства, через осознание духовно-ценностной и художественно-эстетической значимости);

- постмодернистская модель основывается на понимании искусства в разных постмодернистских концепциях, в которых заключаются попытки теоретического обоснования художественного творчества;

- информационная модель представлена пониманием того, что языки и методы искусства, выступающие как интеграционные механизмы, способствуют усвоению большего количества информации и усиливают эмоциональную насыщенность ее содержания;

- синергетическая модель основана на понимании искусства в контексте новых информационных подходов. Данная модель основана на «синергетике» - междисциплинарном направлении;

- диалогическая модель имеет в своем содержании некий диалог культур, его содержания и выразительных средств. Усвоение смыслов художественного произведения способствует развитию диалогового мышления, которое заключается в умении сравнивать смысловые спектры различных художественных культур, обогащать собственную художественную культуру.

Художественная культура рассматривается нами как часть духовно -нравственного развития личности. В исследованиях взглядов на феномен художественной культуры в личностном контексте Б.Г. Ананьева,

А.Н. Леонтьева, Л.А. Рапацкой и др. художественная культура выступает как часть культуры личности, которая формируется в художественно-творческой деятельности.

Схема 1. Воззрения на феномен художественной культуры

\

> |

часть духовной культуры часть эстетической культуры

художе ственная культура

духовные и материальные специфическое свойство

ценности -> личности

\

С точки зрения культурологи, художественная культура рассматривается в качестве совокупности «процессов и явлений чувственно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью» [183, а 9].

Затрагивая вопросы художественной культуры, Л.А. Буровкина выделяет ее в качестве специфической части эстетической культуры. «Художественная культура заключает в себе обобщение тех сторон общественной преобразовательной деятельности человека, которые могли быть воплощены в конкретно-чувственных представлениях-образах, передающих от поколения к поколению накопленный опыт духовной жизни, воплощенный, закрепленный в художественных образах, мифах, символах или знаках» [25, с. 32].

В трудах Г.С. Лабковской различаются социальный и индивидуальный уровни художественной культуры. Под художественной культурой общества автор понимает «совокупность художественных ценностей, опыта создания, хранения, распространения и потребления их, т.е. совокупность всех устойчивых способов художественной деятельности... Художественная культура личности формируется обществом в каждом из его членов и определяется его потребностью и способностью осваивать и создавать мир ценностей искусства» [115, а 18].

По мнению искусствоведов, процесс формирования художественной культуры представляет собой «переформирование художественной культуры в ее личностную сферу» [50, а 85]. Говоря о художественной культуре как личностном образовании, Е.Ю. Ежова выделяет общее (знания) и индивидуальное (ценностные ориентиры, мотивы), где оба выделенных компонента находятся в тесной связи и способны влиять друг на друга. А так, как личность и ее качества может активно развиваться в процессе деятельности знания, оказывающие влияние на ход и результат творческой деятельности, влияют на развитие личностных качеств ребенка.

В личностном контексте чаще рассматривается эстетическая культура. Однако, понятия художественная и эстетическая культура не являются тождественными.

В исследованиях М.С. Кагана под эстетической культурой понимается «универсальность, повсеместность проявления эстетической активности людей, не имеет локальных границ и является не относительно самостоятельной областью (слоем, разделом, подсистемой) культуры, а ее аспектом (стороной, гранью, разрезом), обнаруживаемым как в художественной, так и в других областях культуры... Поскольку художественная деятельность есть вид продуктивной деятельности людей, постольку художественная культура оказывается относительно самостоятельным слоем культуры» [83, а 27]. Художественную культуру М.С. Каган представляет в качестве многослойного явления, которое представлено следующими слоями: материальный, духовный, художественный. Между ними прослеживается определенная взаимосвязь: продукты духовной культуры материализованы, а материальная культура выражает духовные цели. В третьем слое «духовное и материальное не просто соединяются, как в сферах духовного и материального производства, а органически смешиваются, взаимно отождествляются, порождая нечто третье, некое качественно своеобразное явление - духовно-материальную

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Волкова, Татьяна Вячеславовна, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алехин, А.Д. Когда начинается художник: кн. для учащихся / А.Д Алехин. - М.: Просвещение, 1994. - 160с.

2. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: кн. Для учителя / А.Д. Алехин. - М.: Просвещение,1984. - 160 с.

3. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: «МОЗДОК», 1998. - 544 с.

4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2000. - 352 с.

5. Андреев, В.И. Педагогика: учебн. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

6. Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С.В. Аранова. - СПб.: КАРО, 2004. - 176 с.

7. Арнхейм, Б.Р. Новые очерки по психологии искусства: пер. с англ. / Р. Арнхейм.- М.: Прометей, 1994. - 352 с.

8. Ариарский, М.А. Прикладная культурология на службе развития личности / М.А. Ариарский, Г.П. Бутиков. [Электронный ресурс]. - URL: PORTALUS.RU (17.10. 2007).

9. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека/ А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.

10. Афасижев, М.Н. Эстетические потребности человека / М.Н. Афасижев. - М.: Знание, 1979. - 63 с.

11. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1998. - 558 с.

12. Бадаев, В.С. Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства народной росписи: дисс-я д-ра пед. наук / В.С. Бадаев. - Москва, 2006. - 405 с.

13. Бакушинский, А.В. Чутко воспринимать и переживать художественное оформление жизни / А.В. Бакушинский // Искусство в школе. - 1992. -№ 2. - С. 55-60.

14. Баранов, С.П. Использование знаков и символов в понимании младшими школьниками художественного образа / С.П. Баранов, А.Ж. Овчинникова. - М., МПГУ, 2003. - 167 с.

15. Барциц, Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания. Монография /Р.Ч. Барциц / М.: Прометей, 1999. - 208 с.

16. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

17. Беда, Г.В. Живопись и ее изобразительные средства / Г.В. Беда. -М. Просвещение, 1977. - 185с.

18. Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур / А.А. Белик. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. - 241 с.

19. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1994. - 470с.

20. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Берне.

Под ред. с предисловием В.Я. Пилявского. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

21. Блонский, П.П. О мышлении подростка. Возрастная и педагогическая психология / П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001. - 336 с.

22. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная пед. академия, 1995. - 209 с.

23. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

24. Бурлина, Е.Я. Путь длиною в века: Беседы о преподавании художественной культуры / Е.Я. Бурлина. - М.: Просвещение, 1994. - 173 с.

25. Буровкина, Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография / Л.А. Буровкина. - М.: МГПУ, 2011 г. - 320 с.

26. Буровкина, Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: монография / Л.А.Буровкина. - М.: МГПУ, 2008 - 124 с.

27. Вачьянц, А.М. Вариации прекрасного: Введение в мировую художественную культуру / А.М. Вачьянц. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 224 с.

28. Верб, М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности / М.А. Верб. - Л.: Знание, 1981. - 36 с.

29. Власов, В.Г. Новый Энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 Т / В.Г. Власов т.4. - Спб.: Азбука-классика, 2006. - 752 с.

30. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учеб. пособие / Под. ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровоской. -М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

31. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.

32. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 1982. - 140 с.

33. Волкова, Т.В. Формирование художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства / Т.В. Волкова // Человек и образование. - 2013. - № 1. - С. 160-163.

34. Волкова, Т.В. Значение оформления интерьера школьной среды в формировании художественной культуры учащихся / Т.В. Волкова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №9. - С. 92-94.

35. Волкова, Т.В. Роль развития изобразительных способностей учащихся начальной школы в формировании художественной культуры /

Т.В. Волкова // Образование. Наука. Научные кадры. - 2015. - №3.- С. 176178.

36. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. Для учителя / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

37. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - 5-е изд. - М.: Лабиринт, 1998. - 416 с.

38. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. - 148 с.

39. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер; пер. с нем. - М.: Искусство, 1991. - 366 с.

40. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособ. для самообразования / Б.С. Гершунский. - М.: Пед. общ-во России, 2002. - 508 с.

41. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-пресс, 1995. - 448 с.

42. Гинецинский, В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. Пособие для преподавателей / В.И. Гинецинский. - М.: Логос, 1994. - 214 с.

43. Голубева, О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. - М.: Сварог и К, 2008. - 144 с.

44. Гройсман, А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие / А.Л. Гройсман. - М.: Когито-центр, 2003. - 187 с.

45. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э.Н. Гусинский. - М.: Школа, 1994. - 184 с

46. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н.

Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М.: Логос, 2003. - 246 с.

47. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Интор, 1996. - 544 с.

48. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 282 с.

49. Демчев, П.Г. Художественное оформление в школе: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / П.Г. Демчев, Г.В. Черемных. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 216 с.

50. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.

51. Дубровин, В.М. Патриотическое воспитание школьников на занятиях по тематической композиции: дисс. канд. пед. наук / В.М. Дубровин. - Москва, 2009. - 114 с.

52. Егорова, Т.С. О системе эстетического воспитания в начальной школе/ Т.С. Егорова // Начальная школа. - 1995. - № 2. - С.8-12.

53. Ежова, Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства: монография / Е.Ю. Ежова. Ряз.гос. н-т им. С.А. Есенина - Рязань, 2010. - 260 с.

54. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. - М.: МПСИ, 2001. - 200 с.

55. Ерохин, В.Г. Теория культуры: курс лекций / В.Г. Ерохин. -Рязань: РГПУ, 1996. - 182 с.

56. Ефанов, В.П. Умение сочинять, образно передавать мысли. Проблемы композиции / В.П. Ефанов // Сборник научных трудов. - М.: Искусство, 2000. - 292 с.

57. Жемчугова, П.П. Декоративно-прикладное искусство / П.П. Жемчугова. - СПб. Литера, 2006. - 128 с.

58. Жидков, В.С. Искусство и картина мира / В.С. Жидков, К.Б. Соколов. - СПб.: Алетейя, 2003. - 464 с.

59. Загвязенский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. 4-е изд. - М.: Академия, 2007. - 187 с.

60. Закон об образовании. Федеральный закон. - Вып 13 (339). - М.: ИНФРА-М, 2006. - 59 с.

61. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. -М.: Педагогика, 1990. - 424 с.

62. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М.:

1996.

63. Земенков, Б.С. Памятные места Москвы: Страницы жизни деятелей науки и культуры / Б.С. Земенков. - М.: Моск. рабочий, 1959. - 512 с.

64. Зинченко, В.П. Образование. Мышление. Культура.Новое педагогическое мышление / В.П. Зинченко; под. ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - 240 с.

65. Зинченко, В.П. Образ и деятельность / В.П. Зинченко. - Воронеж:

МОДЭК, 1997. - 608 с.

66. Иванюк, Т.И. Творчество и личность / Т.И. Иванюк. - М.: ТОР, 2006. - 320 с.

67. Иванов, С.А. Образование и искусство в формировании целостной личности / С.А. Иванов, Н.И. Киященко. - М.: Школа-вуз-академия, 2002. - 184 с.

68. Ивахнова, Л.А. Методические рекомендации к проведению уроков восприятия изобразительного искусства / Л.А. Ивахнова. - Алматы, 1993. - 28 с.

69. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

70. Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев. - М.: Знание, 1968. - 39 с.

71. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов / С.Е. Игнатьев - М.: Академический проект, фонд «Мир», 2007. - 208 с.

72. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб.: Питер, 2008. - 319 с.

73. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.

74. Изобразительное искусство 1-4 кл. Рабочая программа для общеобр. учреж. / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. - 5-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2012 г. - 46 с.

75. Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя / Под ред. А. П. Ершова, 3. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. - М: Просвещение, 1991. - 128 с.

76. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись.1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. основы дизайна. 5-9 кл. основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл.: прогр. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев / Под ред. В.С. Кузина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 228 с.

77. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений / В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. - 4 -е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011. - 46 с.

78. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

79. Инновационная педагогика искусства / сост. А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М. : Эврика, 2003. - 152 с.

80. Истомина, Э.Г. Золотые руки мастеров Подмосковья: Истоки и традиции ремесел и промыслов / Э.Г. Истомина. - Москвоведение, Московские учебники, 2005. - 256.

81. Каган, М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. - Л.: Искусство, 1972. - 164 с.

82. Каган, М.С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997. -

168с.

83. Каган, М.С. Художественная культура в докапиталистических формациях. Структурно-типологического исследования / М.С. Каган. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. - 168 с.

84. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Просвещение, 1996. - 414 с.

85. Каган, М.С. Начало эстетики / М.С. Каган. - М.: Искусство, 1994.211 с.

86. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры: в 2 т. / М.С. Каган. - СПб.: Паритет, 2001. - Т. 2. - 324 с.

87. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. Вузов / Т.Г. Казакова. -М.: ВЛАДОС, 2006. - 255 с.

88. Камбулатов, М.Г. Развитие художественной культуры младших школьников средствами призведений дагестанских художников: дисс...канд. пед. наук / М.Г. Камбулатов. - Махачкала, 2010. - 165 с.

89. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Калошина. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 655 с.

90. Карпенко, Н.И. Педагогические условия культуросообразного построения содержания образования в современной школе: дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Карпенко. - СПб., 2003.

91. Киященко, Н.И. Эстетические эмоции, переживания, чувства / Н.И. - М.: Искусство, 1981. - 127 с.

92. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Столетие, 1998. - 141 с.

93. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: АО «Столетие», 1994. - 140 с.

94. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Проект. РАО / Под. ред. А.М, Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. - 36 с.

95. Коган, Л. Н. Теория культуры / Л. Н. Коган. - Екатеринбург, 1993.

- 169 с.

96. Когда все искусства вместе: взаимодействие предметов художественного цикла / Л.Г. Савенкова. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.

97. Козлов, В.И. Роль педагогического рисунка в процессе обучения школьников изобразительному искусству // Рисунок вчера, сегодня, завтра. Сборник научных статей. - М.: «Прометей», 2013. - С. 96-110.

98. Корепина, Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в начальных классах: Методическое руководство для учителей начальных классов и студентов пед. колледжа / Л.В. Корепина.

- Сыктывкар, 1999. - 88 с.

99. Корешков, В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: дис. ... докт. пед. наук. / В.В. Корешков. - Моск. пед. гос. ун-т им.В.И.Ленина, 1994. - 311 с.

100. Коротаева, Е. В. Креативность: детское воображение плюс творческий порыв педагога / Е. В. Коротаева // Директор школы. - 2003. - № 2. - С. 92-99.

101. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1992. - 126 с.

102. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. СПб.: Паритет, 2005. - 240 с.

103. Коханик, H.A. Нравственно-эстетическое воспитание школьников в процессе иллюстрирования сказок регионов России. Автореф. канд. пед. наук / Н.А. Коханик. - М., 2003. - 16 с.

104. Кошаев, В.Б. Композиция в русском народном искусстве: Учебное пособие для студентов ВУЗов / В.Б. Кошаев.- М.: ВЛАДОС, 2006. -120 с.

105. Краевский, В.В., Лернер И.Я. Теоретические основы процесса обучения в Советской школе. М.: Педагогика, 1989. — 318 с.

106. Кузин, B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник / В.С. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агар, 1998. - 192 с.

107. Кузин, В.С. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1 / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 1997. - 96 с.

108. Кузин, B.C. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. Ч.2 / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 1997.- 128с.

109. Кузин, B.C. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб, заведений: В 2 ч. / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 1997. - Ч.1. - 112 с.

110. Кузин, B.C. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб, заведений: В 2 ч. / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 1997. - Ч 2. - 128 с.

111. Кузин, B.C. Психология. Учебник / В.С. Кузин. - З-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. - 235 с.

112. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.В. Драча, В.К. Королева, О.М. Штомпель. - Ростов на / Д: Феникс, 2003. - 576 с.

113. Культурология: учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е.А. Ботвинник и др.; под. ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Оникс, 2007. - 480 с.

114. Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О.А. Куревина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

- 176 с.

115. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г.С. Лабковская. М.: Просвещение,1983. - 304 с.

116. Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей / Г.В. Лабунская. - М.: Просвещение, 1965. - 208с.

117. Лебедко, В.К. Представление о пространстве и искусство / В. К. Лебедко . - Москва : Прометей, 1993 . - 106 с.

118. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для вузов / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1998. - 464 с.

119. Лихачев, Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т. Лихачев. - Самара: СИУ, 1998. - 199 с.

120. Ломов, С.П. Методология художественного образования: Учебное пособие / С.П. Ломов, С.А. Аманжолов - М.: МПГУ, 2011. - 188 с.

121. Ломов, С.П. Живопись. Учебник / С.П. Ломов - З-е изд., перераб. и доп. - М.: Агар, 2008. - 240 с.

122. Ломов, С.П. Формирование художественных потребностей у учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства: Дис... канд. пед. наук. — М, 1986.

123. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. - СПб: Академический проект, 2002. - 312 с.

124. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1998. - 287 с.

125. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

126. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. / А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

127. Мальцева, В.М. Формирование основ художественной культуры у младших школьников (на материале древнерусского искусства): дисс.канд. пед. наук / В.М. Мальцева. - Елец, 2007. - 261 с.

128. Малюков, А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Научно-методическое пособие / А.Н. Малюков. - Дубна: Феникс, 1999. - 256 с.

129. Машарова, Т.В. Моделирование учебных ситуаций в личностно-ориентированной образовательной среде / Т.В. Машарова, Е.А. Ходырева. -Екатеринбург, 2002. - 98 с.

130. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

131. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Искусство в школе, 1995. - 144 с.

132. Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 269 с.

133. Мелик-Пашаев, А.А. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования: метод. пособ. / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - Москва: Просвещение, 2008. - 175 с.

134. Народная художественная культура: учеб. / под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.

135. Новиков, А.М. Методология художественной деятельности / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2008. - 72 с.

136. Огородников, Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека (социально-философский анализ): автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Ю.А. Огородников. - М., 1996. - 30 с.

137. Основы эстетического воспитания. Учебное пособие. Под ред. Дремова. - М.: Высшая школа, 1975.- 327с.

138. Овчинникова, А.Ж. Теоретические основы формирования

эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы: Дисс... докт. пед. наук / А.Ж. Овчинникова. - М., 1998. - 305 с.

139. Паранюшкин, Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства: учебное пособие, изобразительное искусство. 2-е изд. / Р.В. Паранюшкин. - Ростов Н/Д: Феникс, 2005. - 79 с.

140. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2011. -574 с.

141. Печко, Л.П. Творческое воображение как аппарат освоения художественной культуры / Л.П. Печко // Обсерватория культуры. - 2004. - № 4. - С. 78-86.

142. Пивоев, В.М. Философия культуры. Учебное пособие для вузов / В.М. Пивоев. - М.: Академический Проект : Гаудеамус, 2009. - 428 с.

143. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства / Под ред. В. С. Кузина. - М.: Просвещение, 1975. - 150 с.

144. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для отд. сред. проф. учеб. заведений / С.В. Погодина. - М.: Академия, 2010. - 352 с.

145. Познавательные процессы и способности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

146. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др. под ред. Е.С. Полат. - 4 - е изд. - М.: Академия, 2009. - 272 с.

147. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Астрель: АСТ Транзиткнига, 2006. - 479 с.

148. Прищепа, А.А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (личностно-ориентированный культуросообразный контекст): дис. ... док. пед. наук / А.А. Прищепа. - Ростов-н/Д., 2003. - 311 с.

149. Развитие школьников в процессе обучения / Под ред. Л.В. Занкова. -М.: Просвещение, 1967. -175 с.

150. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / Сост. В.С. Кузин, Е.О. Яременко. - 3-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2001. - 224 с.

151. Рапацкая, Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего педагогического образования: дисс.д-ра пед. наук. / Л.А. Рапацкая. - М., - 450 с.

152. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож. граф. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГРАР, 2000. - 256 с.

153. Ростовцев, H.H. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа. учеб. пособие для студентов пед. институтов / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.

154. Ростовцев, H. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: учеб. пособие / Н.Н. Ростовцев. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 288 с.

155. Ростовцев, H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисования. Учебное пособие для студентов худ.- граф. фак. пед. институтов / Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

156. Ростовцев, Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания: мемуар. записи / Н.Н. Ростовцев. — Омск, 2002. - 248 с.

157. Рощин, С.П. Живопись. Основы теории и практики. Уч. Пособие / С.П. Рощин. - М.: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. - 215 с.

158. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т / С.Л. Рубинштейн. - М: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.

159. Румянцева, Е.А. Простые поделки из пластилина / Е.А. Румянцева. - М.: Айрис-прес, 2011. - 112 с.

160. Садохин, А.П. Мировая художественная культура: учеб. для вузов / А.П. Садохин. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -495 с.

161. Сапожников, А.П. Полный курс рисования / А.П. Сапожников. 2-е изд. - М.: АЛЕВ, 1997. - 160 с.

162. Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М. : 1965. - 48 с.

163. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов // Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 331 с.

164. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1995. - 383 с.

165. Седова, Л.М. Становление творческой личности в условиях развивающей среды: концепция и механизм развития: моногр. / Л.М. Седова. - Балашов, 1999. - 232 с.

166. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. - М.: Академический проект, 2004. - 864 с.

167. Современная школа: опыт модернизации: кн. для учителя / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 2005. - 290 с.

168. Сокольникова, Н.М. Воспитание художественно - творческой активности учащихся 1 -7 классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. -16 с.

169. Сокольникова, Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: моногр. / Н.М. Сокольникова. - М., 1997. - 420 с.

170. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. учеб. пособие / Н.М. сокольникова. - М.: Академия, 1999. - 448 с.

171. Соловьев, B.C. Русская культура / В.С. Соловьев. - М.: Белый город, 2004, - 356 с.

172. Столович, Л. Н. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности / Л.Н. Столович. - М: Политиздат, 1985. - 415 с.

173. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителей / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

174. Ткачев, В.Н. Источники развития творческих способностей / В.Н. Ткачев. - М.: Архитектура-С, 2001. - 87 с.

175. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий: Избр. раб. -М.: / Б. М. Теплов . - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 536 с.

176. Теория культуры : учеб. пособие / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. - СПб.: Петрополис, 2008. - 420 с.

177. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт. под ред. Н.М. Мухамеджановой, С.М. Богуславской. - Оренбург ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 149 с.

178. Уваров, В.Д. Гармонизация цвета при художественном проектировании костюма и таписсерии: учеб. пособие / В.Д. Уваров. - М.: 2000. - 63 с.

179. Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. - 210 с.

180. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы: учебник для проф. учеб. завед. / П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М.: Высш. шк., 1992. - 159 с.

181. Хворостов А.С. Книга начинающего пейзажиста: практическое пособие для художников-юбителей, студентов художественных учебных заведений, учащихся студий и ДХШ. / Под ред. В.Н. Ларионова - М.: ГАММА, 2010. - 176 с.

182. Хорунженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. - 640 с.

183. Художественная культура: понятия и термины. М.: Знание, 1978 г. - 206 с.

184. Художественно-педагогический словарь / Сост. Н.К. Шабанов и др. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. - 480 с.

185. Художественная культура и развитие личности. - М.: Наука, 1997. - 222 с.

186. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

187. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.

188. Чернобай, Е.В. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: путеводитель для учителя. М.: Перспектива, 2015. - 128 с.

189. Чернышев, О.В. Формальная композиция. Творческий практикум / О.В. Чернышев. - М.: Харвест, 1999. - 312 с.

190. Чувственный образ в развитии интеллекта школьника / Отв. ред. С.П. Баранов, А. Ж. Овчинникова. - М.: МПГУ, ЕГПИ, 1999. - 129 с.

191. Чумичева, P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / Р.М. Чурмичева. - Ростов-н/Д.: РГПУ, 1995. - 272 с.

192. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления / Ю.У. Фохт-Бабушкин. - М.: Наука, 1986. - 235 с.

193. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

194. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, Поливанова К.Н. - Томск: Пеленг, 1992. - 134 с.

195. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 160 с.

196. Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

197. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994. - 315 с.

198. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1974. - 208 с.

199. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. - Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.

200. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства: Что характерно для произведений искусства / Под ред. М. Ф. Овсянникова. - М.: Мысль, 1966. - 495 с.

201. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М.:Академия, 1999. - 288 с.

202. Школа диалога культур. Основы программы / Под ред. B.C. Библера - Кемерово: АЛЕФ, 1992. - 96 с.

203. Шорохов, Е.В. Основы композиции: учеб. пособие / Е.В. Шорохов - М.: Просвещение, 1979. - 303 с.

204. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: программа общеобразовательных учреждений / Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-синтез, 1997. - 94 с.

205. Шрагина, Л.И. Логика воображения: учеб. пособие / Л.И. Шрагина. - 2 е изд. - М.: Народное образование, 2001. - 191 с.

206. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

207. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Н.И. Киященко, Г.С. Лабковская, И.Л. Лейзеров. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

208. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библионика, 2006. - 240 с.

209. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

210. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон - М.: Просвещение, 1966. - 291 с.

211. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. - М.: Просвещение,1996. - 198 с.

212. Яковлев, Е.Г. Эстетика / Е.Г. Яковлев - М.: Гардарики, 1999. - 464 с.

213. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.