Интеграционный подход к занятиям изобразительным искусством на отделении общеэстетического воспитания для детей 5-7 лет тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Луканова, Галина Петровна

  • Луканова, Галина Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 208
Луканова, Галина Петровна. Интеграционный подход к занятиям изобразительным искусством на отделении общеэстетического воспитания для детей 5-7 лет: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Краснодар. 2006. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Луканова, Галина Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Исследование проблемы развития способностей детей младшего школьного и дошкольного возраста в процессе занятиях изобразительной деятельностью на уровне пропедевтики начального художественного образования.

1.2 Принципы организации учебного процесса на дошкольном и младшем школьном уровне общеэстетического воспитания.

1.3 Основные направления в развитии эстетического образования и воспитания на дошкольном и младшем школьном уровне начального художественного образования.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ИНТЕГРАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ОТДЕЛЕНИИ ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.

2.1 Цель, задачи, содержание и методы организации интегрированного обучения.

2.2 Теоретический курс системы интегрированного обучения.

2.3 Методы и формы решения проблемы интегрированного обучения в системе начального художественного образования.

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.

3.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы по выявлению начального уровня сформированности знаний об изобразительном искусстве, развития мыслительных процессов и практических навыков у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (констатирующий этап эксперимента).

3.2 Экспериментальная работа по внедрению интегрированного курса «Введение в теорию изобразительной грамоты» (формирующий этап эксперимента).

3.3 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности знаний об изобразительном искусстве, развития мыслительных процессов и практических навыков у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (контрольный этап эксперимента).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеграционный подход к занятиям изобразительным искусством на отделении общеэстетического воспитания для детей 5-7 лет»

Проблема исследования и ее актуальность

Сегодня окружающий нас мир меняется на глазах. Каждый день рождает новые гипотезы, открытия, имена. Ведь не зря наш век считается веком информации. Темпы жизни все ускоряются. И государство, и родители озабочены воспитанием всесторонне развитой личности. Поскольку современные профессии предусматривают усвоение значительного объема знаний из разных областей науки и профессиональной культуры, то и к специальности предъявляются повышенные требования. Карьерное продвижение зависит не только от глубоких знаний, но и от широты кругозора, от развития творческих способностей.

Способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности, без творчества можно считать личность несостоявшейся. Творчество бывает созерцательным и созидательным, преодолевающим противоречия, затруднения и являющим новый замысел, оно бывает продуктивным и самодостаточным. Умение создавать новое становится жизненно важным потому, что обучение творчеству как процессу создания новых норм, образцов, эталонов человеческой деятельности и культуры становится востребованным учебным курсом.

Процессы гуманизации общества ставят перед современной школой задачи индивидуализации личности ребенка, его социальной адаптации. Изменился социальный заказ общества. Поэтому сегодня просто необходимо обучать ребенка по-новому, с применением нетрадиционных педагогических технологий, которые повышают уровень мотивации обучения, формируют обстановку творческого сотрудничества, актуализируют личность ребенка и воспитывают в детях чувство собственного достоинства.

Дети начинают рисовать задолго до школы. Посредством рисования они пытаются передать свое отношение к окружающему миру, компенсируя путем создания изображений недостаточно развитую речь. Тем не менее, они уже четко представляют, что значит «добрый», «милый», «прекрасный» или «злой», «страшный», «уродливый». А это значит, что основа элементарных эстетических представлений уже заложена.

Дети, по словам К.Д. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе» [127]. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного и эстетического опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.

Получение эстетического наслаждения от созерцания произведений искусств и от выполнения творческих работ, постижение красоты окружающей природы сопровождается развитием и формированием художественного вкуса, способности видеть, чувствовать прекрасное и гармоничное и умения эстетически их оценивать.

Эстетический вкус развивается у ребенка с первых опытов общения с окружающим миром. Наиболее интенсивный период формирования эстетических представлений - годы обучения в детском саду и школе, где ребенок систематически знакомится с явлениями искусства, у него активно развиваются художественно-творческие способности. Эстетическое развитие ребенка особенно актуально в связи с гуманизацией и социализацией современной системы образования России.

Важнейшим фактором обучения дошкольников и младших школьников является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Одной из главных составляющих такого обучения является необходимость создания обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее интенсивно развиваться. Кроме того, для формирования и развития способностей, необходим особый характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается выше «планки» своих возможностей и постепенно поднимает эту «планку» все выше и выше.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Можно отметить общую тенденцию во взглядах на данную проблему большинства специалистов, стоящих на принципах гуманистической педагогики, которая выражается в приоритете нравственно-духовного воспитания ребенка, раскрытия его творческого потенциала, таких как Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Т.Я. Шпикалова, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов. Необходимость развития в первую очередь внутренних, психических процессов (восприятия, внимания, памяти, творческого воображения фантазии, логики), подчеркивается многими учеными, например, Н.Г. Аллахвердо-вой, С.В. Арановой, И.П. Волковым, JI.C. Выготским, Н.А. Ветлуги-ной, А.Ф. Говорковой, О.М. Дьяченко, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Н.В. Квач, Н.В. Ключ, Т.С. Комаровой, Г.Н. Кудиной, B.C. Кузиным, Г.В. Лабунской, О.П. Медведевой, А.А. Мелик-Пашаевым, З.Н. Нов-лянской, Ю.А. Полуяновым, Н.Н. Поддъяковым, Е.Ф. Речинской, Н.П. Сакулиной, Б.М. Тепловым. При такой системе подготовки детей к дальнейшему процессу обучения не теряется главное: драгоценный сензитивный период развития ребенка, когда у него в процессе игр, творческой деятельности раскрываются универсальные способности, развитие которых в дальнейшем будет затруднено.

Идея интеграции художественного образования и эстетического воспитания в детских дошкольных учреждениях и 1-ом классе общеобразовательной школы исследованы авторами Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной, JI.B. Неретиной, С.В. Арановой, Н.В. Квач, О.П. Медведевой, Т.Я. Шпикаловой, JI.A. Неменской, Б.П. Юсовым, Н.М. Сокольниковой, JI. Сеченниковой, И. Коложвари, И.И. Иванцом, З.А. Бобровой, Е.И. Буяновой, Г.Г. Григорьевой, А.С. Галановой, С.Н. Корниловой, C.JI. Куликовой.

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований, посвященных различным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста изобразительной деятельности, проблема обучения данной возрастной группы в учреждениях дополнительного образования в данном контексте еще не была исследована. Этим и объясняется выбор темы исследования: « Интегративный подход к занятиям изобразительным искусством на общеэстетическом отделении ДХШ и ДШИ для детей 5-7 лет».

Одна из эффективных педагогических технологий - интеграционная - направлена на развитие творческого потенциала личности учащегося, его ценностно-смысловой сферы.

Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. Придя в школу, где существует граница между изучаемыми предметами, ребенок приобретает знания, мало связанные между собой. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удержать и воссоздать целостность картины мира, связей между предметами и явлениями, а также умения видеть предмет с разных сторон. Таким образом, восстанавливается естественный процесс познания мира ребенком. Огромную роль в этом играет интеграция учебного процесса.

В традиционной системе обучения, где ученику отводится пассивная роль «получателя» информации, ребенок, практически, лишен возможности почувствовать себя активным участником взаимодействия с учителем и другими учениками, тем более продемонстрировать свою личностную позицию.

С нашей точки зрения, интегрированные курсы в различных системах обучения способствуют гармоничному развитию личности ребенка и его индивидуальности. Творчество ребенка - это процесс эмоционального выражения его представлений о мире и о себе. Роль преподавателя в этом процессе заключается не только в том, чтобы обогатить представления ребенка об этом мире, но и помочь овладеть средствами выражения эмоционально переживаемых идей и смыслов построения человеческого мира, существующих в нем отношений, законов и ценностей.

Взор ребенка направляется на окружающую природную и общественную среду, образующую единое целое, в центре которого находится он - ребенок. Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», - писал П.П. Блонкий [12]. Некоторые из экспериментов и поисков в области интеграции учебного процесса представляют значительный интерес, но поскольку область интеграции довольно обширна, то с точки зрения сращивания учебных дисциплин, видов искусств и форм деятельности, существуют варианты интегративных комплексов, методический опыт которых еще не изучен.

Вот почему нужен объективный и углубленный анализ учебно-воспитательных возможностей интегрированных занятий в курсе теории и методики преподавания изобразительного искусства на пропедевтическом уровне. Интерес у преподавателей и ученых к данной проблеме достаточно высок. Существует множество учебно-методических разработок в данном направлении, предназначенных для работы в общеобразовательных или дошкольных учреждениях.

В силу того, что дети от природы воспринимают мир целостно, а многопредметность нашей образовательной практики не способствует формированию такой целостности, многие ученые и педагоги сегодня работают в области интеграции учебных дисциплин. Проблемы же интеграции на уровне пропедевтики начального художественного образования еще не достаточно рассмотрены и изучены. Актуальность данной проблемы связана с тем, что от ее нерешенности в значительной мере страдает эффективность обучения младших школьников и старших дошкольников в ДХШ и ДШИ.

Цель исследования - решение названной проблемы, путем выявления взаимосвязи между развитием художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания с одной стороны, и инте-гративным подходом к занятиям изобразительным искусством с другой, а также совершенствования на этой основе методики учебно-воспитательной работы на занятиях изобразительным искусством на общеэстетическом отделении в ДХШ и ДШИ.

Из этой целевой установки вытекают задачи исследования:

- изучить и проанализировать научно-методическую литературу, выявив аспекты интегративного подхода и методику обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в рамках начального художественного образования;

-сформулировать цели, задачи, и определить содержание, методы, формы и средства организации интегрированного обучения в системе пропедевтики начального художественного образования;

- разработать курс интегрированного обучения и воспитания по предмету «Изобразительное искусство» для детей 5-7 лет, обучающихся на отделении общеэстетического воспитания детской школы искусств (ДШИ); выявить зависимость успешного решения учебно-воспитательных задач в ДХШ и ДШИ от введения пропедевтического интегрированного курса общеэстетического воспитания и развития детей 5-7 лет.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс пропедевтического обучения изобразительной деятельности на общеэстетическом отделении ДХШ и ДШИ.

Предмет исследования - система интегрированных занятий обучения основам изобразительной грамоты на общеэстетическом отделении ДШИ и ДХШ, принципы формирования и методика ее практической реализации.

Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что если процесс совершенствования знаний об изобразительном искусстве, а также самой изобразительной деятельности, развития мышления и творчества младших школьников и старших дошкольников выстраивать на основе разработанной нами методической системы, включающей в себе цели, задачи и содержание, дидактические принципы, методы, методические приемы, формы проведения, интегративный подход ко всем компонентам процесса обучения изобразительной деятельности, то можно совершенствовать их знания об изобразительном искусстве, изобразительную деятельность, а также активизировать развитие мышления и творчества, поскольку данная методическая система обладает многими ценностными качествами:

1. Отбором научно-педагогических знаний и передового художественно-творческого опыта в области обучения изобразительной деятельности, имеющим как общую развивающую, так и художественно-творческую направленность.

2. Соответствием направлению развития современной отечественной и зарубежной педагогики.

3. Рациональным и эффективным сочетанием известных в педагогике дошкольного и начального образования методов и методических приемов и средств с формами организации обучения.

4. Интегрированным содержанием с органичным сочетанием теоретических знаний и практических умений и навыков при работе с различными материалами.

Методологической основой исследования являются ведущие положения философии о развитии ребенка в процессе его творческой деятельности, а также положения педагогики и психологии о роли изобразительной деятельности ребенка в освоении мира, о месте художественного творчества в структуре деятельности, и идеи интеграции в педагогическом процессе.

Методы исследования:

• теоретический анализ научной, методической, педагогической литературы и учебных программ;

• наблюдение за детьми в процессе создания продуктов индивидуальной и коллективной изобразительной деятельности;

• беседы с детьми;

• анкетирование и тестирование, направленные на выявление поэтапного развития детей;

• обучающий педагогический эксперимент;

• обработка и анализ полученных данных экспериментального исследования.

Научная новизна исследования проявляется в следующем:

1. Найден один из новых оригинальных вариантов решения проблемы адаптации учебного материала к возрастным и психологическим особенностям восприятия его детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а именно интегрированный подход к образовательному процессу в системе начального художественного образования, который заключается в следующем:

• целостности восприятия окружающего мира, присущего детям дошкольного и младшего школьного возраста, органично сочетающейся с развитием теоретических основ знаний об изобразительном искусстве;

• развитии компонентов творческого мышления, и его проекции на другие виды деятельности;

• взаимосвязи и взаимообусловленности искусства и окружающей жизни в сознании ребенка.

2. Определен уровень содержания знаний, умений и навыков, интеграция которых способствует целостному рассмотрению учебного материала в системе пропедевтики начального художественного образования, синтезируя их в совокупность компонентов необходимых на следующей ступени обучения.

3. Найден комплекс методов и приемов, условий и средств обучения, применяемый в данной системе педагогического воздействия, а именно: сочетание различных форм интеграции (межпредметной, межсистемной, внутрипредметной), персонификация абстрактных понятий, обучающие сказки и стихи и т.д., позволяющий значительно расширить теоретическую составляющую знаний по предмету.

Теоретическая значимость результатов исследования проявляется в теоретическом обосновании системы педагогического воздействия на формирование понятийного аппарата детей 5-7 лет на общеэстетическом отделении ДХШ и ДШИ, а так же в разработанной системе взаимосвязанных методов обучения, направленных на усвоение терминов и понятий изобразительного искусства, предполагающих персонификацию, обучающие сказки и стихи, эвристическую беседу, театрализацию.

Практическая значимость результатов исследования: полученные в ходе работы над диссертацией, а также выработанная в ходе исследования методика и разработанный курс интегративных занятий могут быть использованы педагогами в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками в общеобразовательных учреждениях в качестве дополнительного, углубленного курса изу

12 чения изобразительного искусства, а в учреждениях дополнительного образования - в качестве пропедевтического курса введения в специальность.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим обоснованием основных положений диссертации, воспроизводимостью результатов экспериментальной работы в аналогичных условиях обучения старших дошкольников и младших школьников, объективным анализом результатов проведенной работы, личным участием автора в экспериментальной работе, а также соответствием научного аппарата и методики исследования его исходным параметрам.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс методов и приемов, условий и средств обучения, применяемый в данной системе педагогического воздействия, именно: сочетание различных форм интеграции (межпредметной, межсистемной, внутрипредметной), персонификация абстрактных понятий, обучающие сказки и стихи и т.д. обеспечивают органичное введение теоретических знаний по предмету, формирует художественно-образное, целостное восприятие окружающего мира у детей 5-7 лет.

2. Содержание разработанного нами курса «Введение в теорию изобразительной грамоты», в котором учтен опыт отечественных и зарубежных ученых по исследованию всестороннего развития детей 5-7 лет в изобразительной деятельности, в полной мере позволяет обеспечить пропедевтику их начального художественного образования.

Основной базой исследования явились образовательные учреждения и их учащиеся: Анастасиевская ДШИ, Анастасиевский ЦРТДЮ, станицы Анастасиевской Славянского района Краснодарского края. Исследование проводилось педагогами Анастасиевской

ДШИ Лукановой Г.П. в сотрудничестве с Поповой Ю.Ф. и педагогом-психологом СОШ № 28 Терещенко М.Г. Наряду с основной базой исследования эксперимент проводился в Славянской-на-Кубани ДМШ, директор Тимченко М.А., педагог Суняйкина Т.В., в Славянской-на-Кубани ДХШ, директор Анурьева В.В., педагог Максимова С.А., в Елизаветинской ДХШ г. Краснодара, педагог Дмитриева В.Ю и в Новоалександровской ДХШ г. Новоалександровска Ставропольского края, директор Штоколова И.В.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлено с помощью публикаций, разработанного учебно-методического пособия «Введение в теорию изобразительной грамоты, тезисов докладов, посвященных проблемам интеграции знаний, внедрению и оценке эффективности разработанного интегрированного курса.

По материалам исследования были сделаны доклады на региональной научно-практической конференции «Проблемы развивающего обучения в начальной школе» (г. Славянск-на-Кубани, 2005); Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования» (Краснодар, 2005).

Этапы проведения исследования и его основные положения обсуждались на Ученом совете художественно-графического факультета КубГУ (2005 г.), на заседаниях кафедры педагогики, психологии и методики начального образования СГПИ (2004-2005гг).

По проблеме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ общим объемом 6,8 п.л.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 155 страницах. Библиографический список содержит 147 источников. В приложении приводится учебно-методическое пособие «Введение в теорию изобразительной грамоты», работы детей 5-7 лет, выполненные в ходе эксперимента, при

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Луканова, Галина Петровна

Выводы:

1. Опытно-экспериментальная работа по проверке интегрированного курса «Введение в теорию изобразительной грамоты» позволила:

-обеспечить более высокий уровень качеств знаний по изобразительному искусству (полнота, правильность, осознанность);

-развить умение находить взаимосвязи явлений и процессов в природе и умения отражать их в изобразительном искусстве;

-развить и обогатить речь у всех участников опытно-экспериментальной работы.

2. Опытно-экспериментальная работа показала:

- Интеграция учебного процесса восстанавливает естественный процесс познания мира ребенком.

- Синтез знаний, отбор материала и методики преподавания согласно возрасту (включение игровых форм, проблемных ситуаций, персонификация абстрактных понятий представленные в данном курсе) способствуют осмыслению явлений в процессе активной художественной деятельности, формируют мышление.

- Решаются многие проблемы позволяющие облегчить обучение ребенка в школе (от адаптивных и кистевых до мыслительных и речевых).

- Интенсивно развиваются мыслительные процессы у обучающихся по данному курсу детей.

- Обеспечение преемственности обучения и смена учебной на игровую деятельность и наоборот положительно влияет на адаптацию ребенка к школе даже в возрасте 5-ти лет.

- Повышаются уровень развития воображения, показатель творческой активности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях дальнейшего совершенствования пропедевтической системы общеэстетического воспитания и обучения в ДШИ необходим учет тех выводов, которые были получены в ходе нашего исследования. Экспериментальная практика, опытное обучение со всей очевидностью показали, что интегрированный курс с учетом психологии возраста, на сегодняшний день заявляет о себе как одном из наиболее эффективных средств обучения (в частности дошкольном и младшем школьном возрасте). При этом формирование художественно-образного восприятия окружающего мира детьми происходит полноценно только на основе сочетания различных форм интеграции и различных приемов (персонификация абстрактных понятий, театрализации, дидактической игры, обучающих сказок, стихов). Такой курс обязательно должен быть подкреплен учебными заданиями, направленными на развитие художественных навыков и знаний, развитие воображения, творчества. Как показывает практика, все эти составляющие обеспечивают успешность интегрированного курса.

Предлагаемый курс «Введение в теорию изобразительной грамоты» оказывает влияние на развитие, формирование и совершенствование мыслительных процессов творческого воображения и художественно-творческой деятельности, позволяет влиять на эффективность и прочность знаний.

Интеграция знаний выступает мощным учебно-воспитательным фактором, так как в процессе работы по данному курсу заметен рост учебно-познавательной деятельности и художественно-эстетических представлений. Персонификация абстрактных понятий и обучающие сказки, стихи позволяют детям воспринимать мир изобразительного искусства органично, не чувствовать себя посторонним в нем. Такие условия обучения в купе с изучением основ изобразительного искусства и интеграцией закладывают азы успешного овладения учащимися специфического языка и художественно-образного восприятия изобразительного искусства, т.е. обеспечивают в полной мере пропедевтику начального художественного образования.

Внедрение всякого нового педагогического опыта дает успех лишь в том случае, если оно опирается на опыт, открытия и исследования ведущих ученых. Не останавливаясь на подробном описании, мы подчеркиваем, что в предлагаемом нами курсе нами учтен опыт по развитию сенсорного восприятия, исследования особенностей психологии детей данного возраста, а также некоторые традиционные методические приемы обеспечения курса. Такое соединение старого, но не изжившего, а, наоборот, сконцентрировавшего в себе саму суть педагогического опыта с новыми исканиями в этой области дает достаточно высокие результаты.

Все вышеперечисленное позволяет утверждать, что заявленные цель и задачи исследования выполнены. Рабочая гипотеза подтверждается и теоретическим обоснованием курса и результатами его практической реализации. Успешному решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед предметом «Изобразительное искусство» на общеэстетическом отделении ДХШ и ДШИ для детей 5-7 лет и проявлению творческой активности у младших школьников и старших дошкольников способствует интеграция учебных дисциплин.

Созданный нами интегрированный курс позволяет не только осуществлять на практике необходимые условия для развития детского художественного творчества, но и обеспечивает обучение необходимому базовому компоненту, в основе которого лежат обучающие сказки, стихи и персонификация абстрактных понятий. Развитие наблюдений, представлений, переживаний и отражение их, посредством изобразительного искусства, обогащает внутренний мир ребенка, развивает его мыслительную и эмоциональную сферы, не разрушая его индивидуальность и здоровье, способствует целостному мироощущению.

Разумеется, данное исследование не претендует на исчерпывающее и всеобъемлющее решение всех вопросов, связанных с пропедевтикой общеэстетического образования и воспитания в ДШИ для детей 5-7 лет. Проведенный эксперимент и собранные в ходе исследования теоретические данные наглядно демонстрируют один из вариантов работы в направлении интеграции учебных дисциплин, которое является обширной и еще недостаточно изученной проблемой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Луканова, Галина Петровна, 2006 год

1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1- 4 кл. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с.

2. Аллахвердова Н. Г. Дети рисуют. М. Знание, 1980. - 96 с. -(Нар. ун-т. Пед. фак.; № 7).

3. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. СПб.: КАРО, 2004. -176 с.

4. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способно-стей./Т.И. Артемьева; АН СССР, Ин-т психологии М., 1977. -184 с.

5. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., Политиздат 1980.- 368 с.

6. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств,-М.: Новая Москва, 1925. 240 с.

7. Бакушинский А. А., Домогацкий А. В./ Отрывки из теоретических произведений. М.: Новая Москва, 1936. - 138 с.

8. Безруких М. М., Виноградова Н. Ф., Кучма В. Р., Леонтьева М. Р. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы.//Начальная школа, 2000. № 12. - С.60-64.

9. Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения// Начальная школа, 2001. №4. - С.21-25.

10. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? Определение психологической готовности ребенка к школе. М.: Ювента, 2005. - 64 с.

11. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 168 с.

12. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 695 с.

13. Бородина Г. М., Деркач М. С. История детства //Педагогическая академия. Краснодар, 2001. - №1.

14. Венгер JI. А. И др. Диагностика умственного развития до-школьников/JI. А. Венгер, В.В. Холмовская, Н. Б. Венгер и др./Под ред. JI.A. Венгера и В.В. Холмовской М.: Педагогика, 1978.- 248 с.

15. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования.//Начальная школа, 2000, № 1. 7-12 с.

16. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. Учеб.-метод. Пособие/ Т. Я. Шпикалова и др. /Под. ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Покровской. М.: Владос, 2000. -212 с.

17. Возрастные особенности психического развития детей и практика художественного воспитания: Методические рекомендации для преподавателей детских художественных школ и школ искусств / Сост. 3. Н. Новлянская. М., 1985. - 14 с.

18. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 256 с.

19. Волков И. П. Учим творчеству: Опытная работа учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. М.: Педагогика, 1982. - 88 с. - (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки).

20. Вопросы психологии способностей школьников/ Под. ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1987. - 138 с.

21. Возрастные возможности усвоения знаний.(Младш. классы школы). /Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.: Про-свещание, 1966. - 442 с.

22. Воробьева В. И. Сочинения по картинам в начальных классах. Тула, 2004. - 220 с.

23. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

24. Выготский JI. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.- 220 с.

25. Выготский JI. С. Педагогическая психология/ Под общ. ред.В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

26. Выготский JI. С. Психология искусства. 3-е. изд. М.: Искусство, 1986. - 572 с.

27. Выготский JI. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. -433 с.

28. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. JI. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 80 с. (Серия «Вместе с детьми».)

29. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2002. - 88 с.

30. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособ. Для студентов высш. Пед. Учеб. заведений/ Г.Г. Григорьева. М.: Кафедра-М : Akademia,2000. -342 с.

31. Грищенко Н. В. Интегрированные уроки одно их средств привития интереса к учебным предметам// Начальная школа, 1995. - №4.- С.21-28.

32. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт и теорет. и эксперим. психол. исслед./АПН СССР М.: Педагогика, 1986.-240 с.

33. Джуринский А. Н. Реформы зарубежной школы. Надежда и действительность. М.: Знание, 1989. - 80 с.

34. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей//Вопросы психологии. 1998. - №6. - С. 52-59.

35. Ермолаева-Томина JI. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

36. Занков Л. В. Обучение и умственное развитие. Материалы к симпозиуму. Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1966. -440 с.

37. Знакомим с натюрмортом /Авт.- сост. Н. А. Курочкина. -СПб, 2000. 23 с.

38. Знакомим с пейзажной живописью/Авт.- сост. Н. А. Курочкина СПб, 2000. - 40 с.

39. Иванец И. И. Синтез искусств педагогическое средство развития речевых коммуникаций у старших дошкольни-ков/Художественно-пед. образов. - Ростов н/Д, 2001. - С.32-39.

40. Иванов Н. Н. Кто идет вперед, того страх не берет// Начальная школа, 2002. №3. - С.29-37.

41. Изобразительное искусство и художественное творчество: Словарь-справочник./В. И. Денисенко, Н. С. Савкина. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2003. 127 с.

42. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр.// Под ред. Н. К. Чапаева. Свердловск, 1991. - 183 с.

43. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов // Свердловкий инж.-пед. ин-т. -Свердловск, 1990. В.1. - 54 с.

44. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр.//Свердловкий инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990. -В.2.-56 с.

45. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1996. - 159 с.

46. Катханова Ю.Ф. Дизайн. Учебное пособие для учащихся младших классов. М.: ВЛАДОС: АКИМ, 1994. - 48 с.

47. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошк. учережде-ний. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 е.: ил. -(Здоровье-сберегающая педагогика).

48. Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. Пер. с нем. /Общ.ред. Б.М. Величковского.-М.: Прогресс, 1983. 302 с.

49. Ключ Н. В. Можно ли научить творчеству?// Наш любимый малыш. М., 2004. - № 7-8. - С.37-39.

50. Коложвари И., Сеченникова Л. Как организовать интегрированный урок// Народное образование, 1996. №1. - С.87-89.

51. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 176 с.

52. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Кн. для педагогов дошк. учреждений. М.: Мнемозина, 1995. - 158 с.

53. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим понимать?// Дошкольное воспитание. М., 2005. - №2. - С. 80-86.

54. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. М.: Педагогическое общество России, 2002. -160 с.

55. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Педагогика, 1990. - 142 с.

56. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. - 120 с.

57. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей: Учеб. пособ. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. 106 с.

58. Комарова Т. С. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет: Кн. для воспитателей дошк. учреждений, педагогов дополн. образования и учителей нач. кл./ Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. М.: Арки, 2001. - 95 с.

59. Конвенция о правах ребенка: CRC/OP/AC./OOH Женева., 2001.

60. Кошелева О. В. История детства: опыт зарубежной историографии /Педагогика, М. 1996. - №3. - С.15-17.

61. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 255 с.

62. Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. - 80 с. - (Сер. «Педагогика и психология»; №2).

63. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

64. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977. - 206 с.

65. Кузин В. С. Психология: Учебник. -3-е изд. перераб. и доп. -М.: АГАР, 1977. 304 с.

66. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего обучения»). Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. - 448 с.

67. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. - 207 с.

68. Лабунская Г. В. Художественное воспитание детей в семье. -М.: Педагогика, 1970. 47 с.

69. Леонтьева М. Р. Образовательная область «Искусство» в четырехлетней начальной школе // Начальная школа, 2000. №8. -С. 125-128.

70. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

71. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.- 159 с.

72. Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. Тарту, тарт. ун-т-М., 1983.

73. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.- 144 с.

74. Луканова Г. П. Изобразительное искусство: фрагмент программы художественного образования и эстетического воспитания// Дошкольное воспитание, №2. 2005. - С. 26-31.

75. Макаренко А. С. О воспитании. 2-е изд. Перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1990. 414 с.

76. Макарова Е. Г. «Освободите слона» (Воспитание средствами искусства). М.: Знание, 1985. - 80 с. - (Нар. ун-т. Пед. ф-т; № 1).

77. Медведева О. П. Комплексное использование элементов вальфдорской педагогики в учреждениях дополнительного образования. //Художественно-пед. образов. Ростов н/Д, 2001. -С.48-54.

78. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству: (худож. развитие ребенка в семье). М.: Педагогика, 1987.- 126 е.

79. Мельник Э. Л., Корожнева Л. А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. СПб.: КАРО, 2003. -192 е.: ил. - (Модернизация общего образования).

80. Молодцова Н. Г. Развитие у младших школьников способности понимать смысл зрительного образа//Начальная школа, 2004. № 2. - С. 87-93.

81. Монохова Г. А. Образование как рабочее поле интегра-ции//Педагогика, 1997. №5. - С.52 - 55.

82. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. -239 с.

83. Неменская JI. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. для 1 кл. нач. шк./JI. А. Неменская; Под. ред. Б. М. Неменского. -М.: Просвещение, 2001. 111 с.

84. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя. М.: Сов. Россия, 1982. - 253 с.

85. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 224 с. - (Б-ка учителя начальной школы).

86. Нестерова В. В. Дополнительное образование детей в условиях обновления образовательного процесса// Художественно-пед. образов. Ростов н/Д. - 2001. - Ч. 2. - С.58-62.

87. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1982. - 138 с.

88. Омельяненко Е. В. Значение интегративного подхода к изучению гуманитарно-эстетического цикла в системе дополнительного образования.// Художественно-пед. образов. Ростов н/Д, 2001.- С.62-65.

89. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А. В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. - 271 с.

90. Педагогика наших дней /Сост. В. П. Бедерханова. Краснодар, 1989.-416 с.

91. Первый класс. Методические разработки уроков к экспериментальной программе по изобразительному искусству./Под ред.

92. Б. П. Юсова. М., 1976 - 42 с. - В надзаг НИИ жудожественного воспитания АПН СССР.

93. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, АН СССР. Ин-т философ., 1972. - 312 с.

94. Подласный И. П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400с.

95. Полунина В. Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя.- М.: Просвещение, 1982. 191 с.

96. Полуянов Ю. А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей). М.: Педагогика, 1988. - 173 с.

97. Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство (пособие для учителя): Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. М.: ИНТОР, 1997. - 47 с.

98. Практическая психология для преподавателя./ Под ред. Ту-тушкиной М. А. М.: АПГАР, 1998. - 328 с.

99. Пропп В. Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. М.: Наука, 1969.- 168 с.

100. Прудовская С. Н. Твой коллега художник. -М.: Тривола, 1994. - 144 с.

101. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. М.: Просвещение, 2006. — 176 с. — (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).

102. Радина Н. К. Истории и сказки в психологической практике.- СПб.: Речь, 2006. 208 с.

103. Развиваем способности ребенка: тесты для детей 6-7 лет/науч. ред. Елкина В. И. М.: Омега, 2002. - 28 с.

104. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников/ Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой, М.: Педагогика, 1985.- 200 с.

105. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Под ред. JI. А. Венгера; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. - 222 с.

106. Речинская Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 128 с.

107. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1976. 119 с.

108. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. -М.: АГАР, 1998. -256 с.

109. Руднянская Е. И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. -Волгоград: Гринина, 2003. 80 с.

110. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. Автореферат на соискание учен, степени д-ра пед. наук. М., 1967. - 38 с.

111. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении//Начальная школа, 1990, № 5. С.57-60 .

112. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. П. Саку-линой, Н. Н. Подъякова. М.: Просвещение, 1969. - 215 с.

113. Сергеева В. П. Управление образовательными системами. Программно-метод. пособие/В.П. Сергеева. 4-е изд. - М.: ЦГЛ: Народное образование, 2002. - 143 с.

114. Симонов В. П. Системный подход основа педагогического менеджмента // Педагогика, 1994. - № 1. - С. 20-23.

115. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.

116. Сокольникова Н. М. Художественное творчество: Тетрадь творческих заданий для детей 6-7 лет. М., 2000. - 104 с.

117. Соловейчик С. J1. Воспитание творчеством. М., «Знание», 1978. - № 8. - 96 с. (Нар. ун-т. Педагогический факультет).

118. Степанов Е. Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика, 2001. -№4. С. 4-7.

119. Субботина О.Г Образовательный процесс как целостная педагогическая система // Художественное педагогическое образование. Ростов н/Д, 2001. - ч. II. - С. 81-87

120. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. - 128 с.

121. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Изд. 3-е. Киев: Радянська школа, 1973. - 44 с.

122. Терещенко Н. А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства Электронный ресурс.: Дис. . канд. пед. Наук: 13.00.02. Москва: ПроСофт. М., 2006. - 196 с.

123. Теплов Б. М. Проблема одаренности// Советская педагогика. 1990. - № 4. - С. 5-7.

124. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания: Вып. 4. М.: Наука, 1974. - 138 с.

125. Тенинжиян Е. М. Познавательно-игровые формы обучения изобразительному творчеству на интегрированных уроках искусства. Краснодар, 1999. - 43 с.

126. Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Под-дьякова М.: Педагогика, 1972. - 288 с.

127. Ушинский К. Д. Соч. т. 7. М.: Известия АПН РСФСР. -1949.- 332 с.

128. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: Учеб. пособие. Л.: ЛГПИ, 1983. - 88 с.

129. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. - 160 с.

130. Фридман Л. М. Есть ли альтернатива развивающему обучению? //Начальная школа, 1999. № 5. - С.14-16.

131. Фоменко В. Т. Построение процесса обучения на интегра-тивной основе. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1994. - 138 с.

132. Хван Т. П. Энциклопедия пальчиковых игр. Краснодар, 2002.- 30 с.

133. Хибнере В. А. Психология изобразительной деятельности детей: Учебное пособие по специальности. Учитель начальной школы. Рига: Звайгэне, 1977. - 109 с.

134. Художественное воспитание в Японии //Юный художник, 1998.- №5. С.32-33.

135. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н. А. Вет-лугиной М., 1972.136. Чумичова

136. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1996. - 318 с.

137. Шелопаева Э. С. Комментирование средство развития у детей самоконтроля//Начальная школа, 2003. - №6.- С.53-56.

138. Шишлянникова Н. П. Интеграция искусств на уроках// Начальная школа, 1999. №10. - С. 25-30.

139. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособ. для уч-лей. 2-е изд. доп.и перераб. - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.

140. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. -301 с.

141. Эльконин Д. Б. Развитие речи в детском возрасте.(краткий очерк). М.: Изд-во Академия, 1958. - 115 с.

142. Энгельгардт В. А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии, 1970. -№11.-С. 108.

143. Эстетика: Словарь/Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. М., 2001.

144. Эстетическое воспитание в начальной школе. Сб. статей / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959.-216 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.