Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ахмадова, Тамуса Хамидовна

  • Ахмадова, Тамуса Хамидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 159
Ахмадова, Тамуса Хамидовна. Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2011. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ахмадова, Тамуса Хамидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы формирования художественной культуры школьников средствами фольклора.

1.2. Состояние разработанности проблем^ формирования художественной культуры у школьников.

Выводы по 1-ой главе.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

2.1. Условия формирования художественной культуры школьников в процессе изучения чеченского фольклора.

2.2. Приобщение школьников к художественной культуре средствами произведений чеченского фольклора.

2.3. Анализ эффективности реализации потенциала чеченского-фольклора в формировании художественной культуры школьников.

Выводы по П-ой главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора»

B s связи с этим продолжающаяся тенденция снижения формирования-художественной культуры и других возможностей в эстетической сфере подтверждают актуальность настоящего исследования и позволяют выделить следующие противоречия:

- между процессом формирования художественной культуры и системой традиционного образования;

- потребностью общества в повышении эффективности формирования художественной культуры и недостаточным опытом использования чеченского фольклора в развитии необходимых личностных, творческих и эстетических качеств школьников.

И поэтому сегодня в современной школе возможности фольклора как средства формирования художественной культуры школьников далеко не исчерпаны. Недостаточная изученность возможностей использования чеченского фольклора в формировании художественной культуры школьников с учетом современных реалий определили выбор темы данного исследования: «Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора».

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью поиска полезных и эффективных направлений, форм и методов приобщения школьников к фольклору. Вместе с тем ставится вопрос о* создании необходимых педагогических условий разработки содержания и< обоснования методики формирования» художественной* культуры ШКОЛЬНИКОВ1 средствами фольклора,, как важного фактора интенсивного развития личности.

В связи с вышеизложенным возникают проблемы исследования:

• определение тенденций и условий использования традиционного народного творчества как средства формирования* национальной художественной культуры школьников;

• исследование практического опыта преподавателей, а также теоретическая разработка проблемы формирования- художественной культуры школьников средствами фольклора.

Объект исследования — формирование художественной культуры школьников средствами фольклора в средней школе.

Предмет исследования — условия, формы и методы формирования художественной культуры школьников средствами чеченского фольклора в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования - разработать и научно- обосновать эффективную систему учебного процесса и условия формирования художественной' культуры школьников средствами фольклора чеченского народа.

Гипотеза исследования. Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора будет наиболее эффективным, если:

- деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе будет осуществляться более плодотворно при знании им фольклора и аспектов его педагогических воздействий на подрастающее поколение, что, в свою очередь, будет способствовать становлению положительных черт личности;

- проблема развития культурного потенциала школьников будет решаться при использовании в учебно-воспитательном процессе материалов фольклора, при этом педагогическая деятельность будет осуществляться более успешно, если педагоги^ будут эмоционально обогащать её историческими сведениями о фольклоре;

- изучить и проанализировать материалы устного, народного творчества, вызвать интерес и уважение к различным культурно-историческим традициям, обычаям, обрядам народа;

- разработать и внедрить в учебный процесс условия, систему занятий, способствующих формированию художественной культуры школьников средствами чеченского фольклора.

Задачи исследования:

- осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме для осмысления актуальности и сущности национально-художественной культуры;

- раскрыть познавательное, эстетическое, педагогическое значение устного народного творчества чеченского народа в формировании художественной культуры школьников, обосновать формы и методы приобщения учащихся к произведениям фольклора;

- определить основные принципы организации научно- методического обеспечения и эффективной деятельности по реализации условий формирования художественной культуры школьников, на основе изучения и анализа произведений чеченского фольклора;

- разработать и экспериментально проверить условия по использованию произведений чеченского фольклора в формировании художественной культуры школьников.

С.И. Миропольский и др.)

Важные аспекты формирования художественной культуры школьников освещены в трудах Б.В. Астафьева, O.A. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, В.К. Белобородовой, H.A. Ветлугиной, K.JL Гродзенской, Г.С. Ригиной и другие.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретические (изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов-по проблеме исследования); педагогические (наблюдение и беседы, изучение особенностей- освоения учащимися национальной культуры, в том числе устного народного* творчества, анализ материалов о регионализации, концепции обновления учебно-воспитательной системы, изучение опыта работы учителей различных гуманитарных дисциплин, изучение программных документов и фактических материалов работы школ, инновационные технологии, проектирование модели развития и образования); экспериментальные; социологические (интервьюирование, беседа, опрос, экскурсии, видеозапись, анализ, эксперимент) апробация методических рекомендаций, наглядных пособий, изучение продуктов творческой деятельности школьников, математическая обработка результатов эксперимента.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе СШ № 8, 14 г. Грозного, общеобразовательных школ сёл Бел-гатой Шалинского района и Старые Атаги Грозненского района Чеченской Республики.

Исследование проводилось в триэтапа.

1 этап (2005—2008 гг.) — на основе теоретического анализа философских, психологических, педагогических исследований были выявлены актуальность, методологические основы и концептуальные подходы к исследованию.

2 этап (2008-2009 гг.) — продолжалось изучение психологопедагогической, специальной литературы по теме исследования; проведение основного этапа опытно-экспериментальной работы, подготовка научно-методической базы исследования. Проведены эксперименты, определены наиболее эффективные формы и методы. Созданы условия, способствующие формированию национальной художественной культуры школьников в процессе приобщения их к произведениям чеченского фольклора.

3 этап (2009-201Ь гг.) - обоснованы и в.полном объеме апробированы разработанные нами содержание и условия формирования-националь-но-художественной культуры, средствами фольклора, осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследованиязаключается в:

- выявлении условий и особенностей процесса формирования художественной культуры школьников средствами фольклора;

- установлении, что фольклор отражает национальные особенности, связанные с историческими событиями в жизни края в силу своих специфических возможностей, создают особые условия для изучения и освоения учащимися культурного наследия чеченского народа;

- выявлении воспитательного, художественно-эстетического потенциала различных жанров фольклора, нашедших отражение в задачах формирования художественной культуры чеченской народной педагогики;

- создании и экспериментальной проверке содержания, условий, системы занятий, способствующих формированию художественной'культуры школьников посредством приобщения к творческим произведениям чеченского фольклора;

- определении основных средств и методов, разработке критериев позволяющих выявить и оценить уровень сформированности художественных знаний и глубины интересов учащихся к национальной художественной культуре в процессе изучения фольклора.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- изучен, обобщен и научно переосмыслен исторический опыт формирования художественной культуры в процессе приобщения школьников к чеченскому фольклору;

- обосновано, что народный опыт формирования средствами фольклора чеченского народа представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, что естественно повышает интерес учащихся к художественной культуре;

-обосновано, что изучение и освоение художественной культуры с учетом, исторически, сложившихся, фольклорных традиций, сконцентрировавших в себе духовно-нравственную мудрость народа, способствуют активизировать творческие способности учащихся:

Практическаязначнмость исследования усматривается в возможности организации жизнедеятельности школьников на фольклорных традициях, в освещении вопросов формирования художественной культуры средствами фольклора, а также:

- теоретические положения и методические материалы могут быть использованы в школе на уроках литературы, истории, русского языка, изобразительного искусства, во внеклассной5работе;

- положения и выводы-диссертационного, исследования могут быть-применены в других регионах России, где широко представлено культурно-историческое, художественно-творческое фольклорное наследие народов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались целостным подходом, к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; разнообразием научно-исследовательских методов и приемов, их взаимосвязанностью, ориентацией диссертанта на современные методологические подходы к проблеме изучения историко-культурных традиций народа, широтой источниковой базы исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

- педагогические условия формы и методы формирования художественной культуры школьников раскрывающие познавательные эстетические ценности устного народного творчества чеченского народа;

- культурно-исторические, социально-экономические предпосылки, концепции и принципы преподавания фольклора с учетом опыта работы учителей соответствующего профиля в школах Чеченской Республики;

- разработанные системы занятий'по формированию художественной культуры школьников, органически сочетающих обучающих и* воспитательных компонентов федерального уровня с конкретно региональными, ассимилировавшими в себя вековые традиции фольклора;

- уровни и критерии, позволяющие выявить не только знания- и глубину интереса учащихся к художественной культуре, но и суждения, ценностные ориентации в процессе приобщения их к культурным ценностям.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и результаты диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Чеченского государственного университета; докладывались на ежегодных педагогических чтениях и конференциях в Чеченском государственном университете (2007-2008 гг.), а также на различных конференциях в вузах других городов (Даггоспедуниверситет, г. Махачкала; Карачаево-Черкесский университет, г. Карачаевск); созданные автором планы-конспекты уроков-бесед использовались в школах городских СШ № 8, 14 и сельских общеобразовательных школах сёл Белгатой Шалинского района и Старые Атаги Грозненского района Чеченской Республики.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ахмадова, Тамуса Хамидовна

Выводы по 1-ой главе:

Поскольку существующее на сегодня положение в школьной системе обучения не в состоянии полноценно и качественно осуществлять,формирование художественной культуры школьников, комплексное изучение фольклора чеченцев позволяет глубже понять и чувствовать традиции народной художественной- культуры. В осмыслении произведений чеченского фольклора, школьникам важно раскрыть законы красоты, эстетики труда, для чего необходимо приблизить труд школьников к творчеству, искусству, выработать способность чувствовать и понимать художественно-эстетическое начало фольклора, показать перспективу детского эстетического творчества. Традиционный фольклор чеченцев открывает широкие возможности в формировании художественной культуры подрастающего поколения.

Переоценка нравственно-эстетических ценностей, а также прогрессирующее этническое самосознание чеченского народа выдвигает проблему возрождения и развития народной системы приобщения» к художественной культуре.

Ведущей целью гармонического развития,личности и формирования художественной культуры у школьников является формирование категорий эстетического сознания, элементы которого таковы: художественно-эстетическое восприятие, чувство, потребность, художественный идеал, художественно-эстетический вкус, эстетическое суждение. Формирование художественной культуры важно для'развития широты кругозора, культуры чувств, глубины восприятия, что способствует обогащению мировосприятия1 у подростков, организации образа реального, своего, будущего эстетического мира.

Произведения народного творчества имеют большую художественно-эстетическую ценность, отражающие веками сложившиеся представления о прекрасном. Фольклор способен формировать в детях хороший вкус, художественную культуру. При этом считаем, что педагогический фактор, посредством которого осуществляется процесс формирования художественной культуры и художественного развития подрастающего поколения играет большую роль.

Весьма целесообразно на уроках использовать произведения фольклора, это будет способствовать формированию мировоззренческих художественно-эстетических чувств учащихся, формированию интереса школьников к художественной культуре.

Народное творчество чеченского народа как средство формирования художественного и эстетического сознания, средство традиционной культуры формирования становится важным фактором формирования художественной культуры школьников.

Методику реализации вышеизложенных планов мы рассматриваем в последующих параграфах при освещении опытно-исследовательской работы.

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Условия формирования художественной культуры школьников в процессе изучения чеченского фольклора учетом специфики чеченского > фольклора, используя результаты анализа недостатков, имеющихся в системе художественно-педагогического образования по рассматриваемой проблеме, нами разработаны условия, пути, формы и методы формирования, художественной культуры школьников в процессе учебной деятельности.

В процессе создания условий, путей и форм работы мы опирались на принципы общей дидактики: систематичность и последовательность, индивидуальный подход в формировании художественной культуры. Рассматриваемые нами принципы связаны прежде всего- со спецификой фольклора; они лежат в основе той или иной* художественно-творческой деятельности. К ним мы относим.следующие:

• тесная взаимосвязь всех жанров фольклора, способствующего образному художественному познанию окружающей действительности;

• целенаправленность, всего учебно-воспитательного процесса, формирование и развитие у школьников эстетических чувств и убеждений в процессе изучения произведений народного творчества;

• фольклор как важное средство развития'художественной культуры школьников;

• изучение и познание учащимися средств художественной выразительности для создания художественного образа.

При этом предполагаемые условия и предметная среда создаются на основе обучения и формирования, которые носят развивающийся характер, что несет за собой эстетическое, художественное, нравственное и творческое развитие школьников.

При исследовании условий и форм мы исходили из того, чтобы средствами фольклора у школьников формировались и развивались такие качества, как любовь к прекрасному, творческая активность. При этом особое внимание уделялось на то, чтобы поведение и процесс дидактической работы принимали характер открытости, естественности, детской непосредственности.

В, ходе опытно-экспериментальной работы нами созданы условия и пути для-интенсивного формирования исследуемого нами качества;и формирование художественной культуры у школьников с помощью произведений чеченского фольклора на уроках русского языка, литературы, национального языка.

При этом учитывается специфика конкретного учебного предмета, его содержание и своеобразие используемых методов и приемов обучения.

Основные базовые условия формирования художественной культуры у школьников, которые считаем-необходимыми, таковы:

1. Привитие* интереса учащихся к чеченскому фольклору, национально-художественной культуре.

2. Воспитание и укрепление у учащихся веры в художественно-творческие способности, осознание ими важности проявления активности для развития эстетических способностей.

3. Создание творческой атмосферы на уроке, эмоционально-эстетического настроя учащихся на выполнение практической работы, способствующих формированию художественной культуры школьников.

4. Определение уровня интереса школьников к произведениям народного творчества, использование элементов состязательности и анализа.

5. Изучение и познание школьниками произведений фольклора, знакомых с детства.

Какова же специфика влияния перечисленных условий на развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения их к чеченскому фольклору?

Считаем, что формирование интереса школьников к национально-художественной культуре средствами произведений народного творчества, проявление осознанного художественного творчества являются важными условиями в процессе формирования художественной культуры.

Роль фольклора в формировании художественной культуры и образовательно-воспитательной деятельности школьников велика; Т.К. ОНИ1 обеспечивают культурно-исторический, художественно-эстетический* диалог прошлого и настоящего через,различные жанры народного творчества: песни, сказки, пословицы, легенды, загадки и пр.

При этом необходимо практически направлять художественные и культурные наклонности школьника в такое русло, чтобы это помогало в организации жилья, одежды, раскрывать эстетическую значимость произведений народного творчества прошлого и настоящего. Знакомство школьников с фольклором способствует развитию у них эстетического отношения к действительности. Ведь истоки выразительности народного творчества лежат в умении мастеров эстетически осмыслить природу.

По свидетельству Т.М. Разиной, «фольклор живет образами природы: он — один из источников вдохновения и учитель в сфере прекрасного» [167; С. 54].

Наши наблюдения в процессе исследования показывают, что изучение фольклора в школе как средства художественно-эстетического формирования, находится еще не на должном, уровне и испытывает определенные трудности.

Как предмет школьного изучения, фольклор — явление специфическое. Бесписьменная эпоха, породившая его, обладала особой системой ценностей. Именно тогда сформировалось большинство фольклорных образов, отразивших мировосприятие древности.

В последующем обществом все отчетливее стала осознаваться необходимость внедрения культурных, художественных, эстетических ценностей в социальную и личностную практику, выраженную в фольклорных образах. При этом эстетика фольклора до сих пор не выделяется в отдельную педагогическую проблему, которая помогает учащимся видеть, понимать и творчески осваивать художественную культуру народа.

Решая эти проблемы, мы в основном сосредотачивали свои усилия на выполнении учащимися практических работ в экспериментальных классах, в частности, на развитии художественных, эстетических способностей учащихся школ. Для каждого контрольного и экспериментального класса, в каждом конкретном задании выделялись ведущие учебная и творческая задачи.

При этом предусматривалось последовательное усложнение этих задач от урока к уроку с постепенной активизацией внимания учащихся на решении более сложных заданий: Одно из основных условий формирования художественной культуры учащихся в процессе изучения произведений, народного творчества связано с изучением и познанием средств выразительности этих произведений. Ведь эстетика фольклорных образов достойна пристального рассмотрения, что требует разработки соответствующего методического подхода к их преподаванию.

Фольклорную «художественность» необходимо рассматривать в свете традиций, но подобные попытки практически- отсутствуют в современном школьном изучении-фольклора, в частности в формировании художественной культуры школьников.

С этой целью в соответствии с программными требованиями^ для каждого класса на примерах: легендах, пословицах, песнях и пр., анализировалась их художественная выразительность.

Педагогической практике свойственно неразличение характерных черт фольклора как явления. Поэтому свободно говорится об «образном видении», «гармонии», «нравственности» и «оптимизме» как присущих фольклору свойствах.

Важным условием считалось также введение вариативных подходов, которое обеспечивалось применением на уроках рассказов и бесед, разнообразных наглядных пособий, изучением и ознакомлением учащихся с историей создания образцов-творческих народных произведений, включением в структуру урока творческих заданий, сочетанием коллективных и индивидуальных форм работы.

Считаем, что одним из основных условий развития художественной культуры школьников на уроках является' ознакомление и. изучение учащимися образцов народного творчества соседних кавказских республик.

При этом нами разработан курс занятий, способствующий приобщению учащихся к чеченскому фольклору в аспекте формирования художественной культуры школьников.

Основной целью этих занятий было расширить, обогатить знания г учащихся о произведениях народного творчества чеченского народа,,показать их эстетическую значимость и ценность, воздействовать на сознание и чувства учащихся, развивать их эмоциональную эстетическую-активность, фантазию как необходимые компоненты художественно-творческой^ способности школьников. Необходимо привить интерес учащихся к произведениям фольклора, развить у них навыки понимания конкретных жанров фольклора, размышления над их смыслом.

Эффективность использования произведений народного творчества в формировании художественной культуры на уроках в процессе наблюдения за учащимися^ учебной деятельности показало:

• развитие познавательного интереса учащихся к произведениям народного творчества, способствующим формированию эстетического сознания, вкуса учащихся;

• раскрытие, наглядная демонстрация смыслового содержания воспитательных функций произведений чеченского фольклора, способствующих пониманию ценностей, красоты и содержания народных песен, легенд, поговорок и пр.;

• потребность творческого использования их в современной школе в аспекте формирования художественной культуры школьника.

Наибольшую трудность для школьников представляет анализ художественного, эстетического достоинства произведений фольклора. Важно особо обратить внимание учащихся на учет особенностей звучания произведений, их смыслового содержания, происхождения, объяснять их особенности, имея в виду, что каждое из них имеет только ему присущие свойства.

В процессе формирования художественной культуры учитель с помощью фольклорных произведений должен добиться формирования у школьников основ целостной художественно-эстетической культуры, приобщить их к традициям народного творчества и его высоким образцам.

Формирование у школьников устойчивого интереса к национальному творчеству во многом зависит от разнообразия исторического, краеведческого, этнографического, фольклорного материала, используемого * учителем в процессе формирования художественной культуры школьников. Прекрасным примером в данном положении может служить творчество знаменитого народного танцора Махмуда Эсембаева, насквозь пронизанное чеченским фольклором, сыгравшего огромную роль в искусстве вообще и в жизни чеченского народа.

Очень важно выявить и подчеркнуть художественно-эстетическую ценность произведений чеченского фольклора. Правильное и естественное понимание, ценность красоты» произведений народных сказителей могут прийти лишь при условии активности мыслительной, творческой эстетической деятельности школьников.

Поэтому развитие у учащихся способности, подготовленности к правильным эстетическим суждениям и оценкам представляет собой одно из основных условий обучения процессу познания и посильного понимания произведений народного творчества.

В связи с этим профессор С.Л. Рубинштейн отмечал: «Основными мотивами сознательного учения, связанного с осознанием его задач, являются естественные стремления подготовиться к будущей деятельности и поскольку учение - это собственно опосредованное, совершающееся через овладение накопленных человечеством знаний, познание мира, - интерес к знанию» [172; С. 80].

Здесь важно отметить, что не только традиционный фольклор, но я, сам характер, преемственность традиций, собранный из различных, бытовых, исторических и культурных* центров, сегодня обязывает его быть-легко доступным-школьникам для восприятия и познания. Однако на сегодняшний день все это не в полной мере способствует изучению учащимися школ огромного историко-культурного потенциала, сосредоточенного в фольклоре чеченского народа.

На основе эстетической потребности познания устного народного творчества чеченского народа у школьников возникают и развиваются эстетические интересы. «Интересы - это особое отношение личности к предметам и явлениям, выражающееся в желании познать их» [124; С. 38].

В экспериментальной части нашего исследования мы выделили группы школьников с определенными познавательными интересами, такими как:

• учебный интерес;

• практический интерес;

• художественно-эстетический интерес.

Уровни интересов к художественной культуре на основе устного народного творчества чеченского народа приводятся нами в следующей таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование художественной культуры, являющейся одним из универсальных направлений в развитии личности, обеспечивающей ее рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека, представляет собой многогранный, целенаправленный процесс, приобретающий в современных условиях исключительно важное значение.

В процессе исследования был осуществлен теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой-» проблеме. Это было необходимо для осмысления актуальности и сущности* национально-художественной, культуры, его предпосылок и перспектив4 развития. Изучив разнообразный* материал, нами были раскрыты познавательное, эстетическое, педагогическое значение устного народного творчества чеченского народа в формировании национальной культуры школьников, обоснованы формы и^ методы приобщения учащихся к произведениям фольклора.

В экспериментальной части работы были определены основные принципы организации научно-методического обеспечения и эффективной деятельности по реализации, условий формирования национально-художественной культуры школьников на основе изучения и анализа произведений чеченского фольклора.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что формирование национальной художественной культуры у чеченского народа средствами фольклора будет наиболее эффективным если существует естественная этнокультурная поликультурная среда, а также реализуется принцип единства многообразия и уважения к различным культурно-историческим традициям, обычаям, обрядам народа с учетом особенности фольклорной деятельности. При этом необходимо соблюдение гармонии в приобщении школьников к этнокультурным ценностям, как формирование фольклорных традиций, патриотизма, так и общечеловеческой направленности в развитии личности ребенка. Немаловажным также является заложение прочного фундамента в освоении школьниками собственной национальной чеченской культуры путем анализа произведений народного творчества, отражающих социальную сторону жизни, раскрывающих быт, культуру, фольклорное творчество чеченского народа. Глубокое изучение школьниками произведений фольклора чеченского народа является важным средством приобщения учащихся к национальной традиционной культуре, любви к народу, Родине.

Учитель при- помощи^ фольклора может добиться формирования^ у школьников основ целостной художественно-эстетической культуры, приобщить их к традициям фольклора и высоким образцам народного творчества. Формирование же у учащихся устойчивого интереса к национальной художественной культуре во многом зависит от разнообразия^ исторического, краеведческого, этнографического фольклорного материала, используемого учителем в процессе художественно-эстетического' формирования школьников.

Сравнительный анализ, результатов педагогического эксперимента, срезов теоретических знаний, практических навыков, способностей' эмоционально-образного восприятия фольклора, эстетического отношения к действительности, развития индивидуальных творческих способностей позволил определить^ уровень эффективности разработанных нами дидактических условий обучения и сформулировать следующие выводы:

1. Фольклор как важная часть культуры является важным средством формирования художественной культуры у школьников, развития) их национального самосознания, приобщения к традиционной художественной культуре и общечеловеческим культурным ценностям. Традиционный фольклор чеченцев открывает широкие возможности в формировании художественной культуры подрастающего поколения.

2. Поскольку существующее на сегодня положение в школьной системе обучения не в состоянии полноценно и качественно осуществлять формирование художественной культуры школьников, комплексное изучение традиционного фольклора чеченцев позволяет глубже понять и чувствовать традиции народной художественной культуры.

3. Переоценка нравственно-эстетических ценностей, а также прогрессирующее этническое самосознание чеченского народа выдвигает проблему возрождения и развития народной системы приобщения к художественной культуре.

4. Внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий* при приобщении к фольклору, бесспорно; является наиболее эффективным* условием формирования художественной культуры школьников.

5. В" осмыслении произведений чеченского фольклора школьникам, важно раскрыть законы? красоты, эстетики труда,, для; чего необходимо приблизить труд школьников- к творчеству, искусству, выработать способность чувствовать и понимать художественно-эстетическое начало фольклора, показать перспективу детского эстетического' творчества.

6. Ведущей целью гармонического! развития личности и формирования художественной культуры у школьников является формирование категорий* эстетического сознания; элементы которого таковы: художественно-эстетическое восприятие, чувство, потребность, художественный» идеал; художественно-эстетический вкус, эстетическое суждение. Формирование художественной культуры важно для развития широты кругозора, культуры чувств, глубины восприятия, что способствует обогащению мировосприятия у подростков, организации образа реального, своего, будущего эстетического мира.

7. В' ходе исследования выявлена целесообразность педагогического воздействия на школьников посредством беседы о фольклоре, вовлечения1 учащихся в освоение собственной национальной чеченской культуры путем анализа произведений народного творчества, отражающих социальную сторону жизни, раскрывающих культуру, устное творчество чеченского народа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ахмадова, Тамуса Хамидовна, 2011 год

1. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор в трудовом формировании детей. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 156 с.

2. Абдуллаева Х.Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект. Авт. дисс. . канд. филол; н. М-., 1998. - 22 с.

3. Абрамова O.A. Формирование национально-патриотического сознания молодёжи г средствами фольклора // Проблемы, концептуализации и моделирования языковой картины мира: Сб. научных трудов. — Архангельск: Издгво Помор, ун-та, 2005. Вып. 2. С. 518-524.

4. Абульханова-С лавская К. А. Субъект, действия, взаимодействия; познания; (Психологические, философские, социокультурные аспекты). М., 2001,-124 с.

5. Азадовский М.К. Проблема фольклора // Народное творчество. 1939. №4.-С. 23-25.

6. Азадовский М.К. Советская фольклористика за 20 лет// Советский фольклор. Сб. .ст. и материалов. 1939. № 6. С. 13-16.

7. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М: Просвещение, 1985. — 461. С.:

8. Айбазова M.IO. Мир красоты и формирование эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск, 1999. — 52 с.

9. Айдаев IO.A. Чеченцы: история и современность. Мир дому твоему. -М., 1996. -234 с.

10. АйзенкГ. Проверь свои способности. —М;, 1972. 110 с.1:1. Акритас 11.Г., Шикова Т.Т., Дадов A.A., Шортанов А.Т. Народное творчество адыго-кабардино-черкесов. -Нальчик, 1957. 88 с.

11. Алексеева В1В. Роль художественного наследия в эстетическом формировании народа. М., 1995. - 126 с.

12. Алексеева О. И. Традиционная народная песня как ценностная основа формирования духовности студентов // Образование в пространстве культуры. М.: РИК, 2005. Вып. 2. - С. 485-487.

13. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 86 с.

14. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Махачкала, 2006. - 375 с.

15. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. — Грозный, 1994. 128 с.1*7. Алироев И.Ю Чеченский язык. М., 1999. - 156 с.

16. Алироев И:Ю. Самоучитель чеченского языка. — М., 2003 .-210с.

17. Амонашвили Ш.А. Созидая Человека. М., 1982. — 124 с.

18. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — М., 1960. — 88с.

19. Аникин В.П. Русский фольклор. Учебное пособие для вузов. — М: Высшая школа, 1987. 320 с.

20. Арабов И.А. Формирование нравственности учащихся как важнейшая задача школы // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. М., 2006. Вып. 8. - С 13-19.

21. Арзуманова М. Эстетика и культура поведения. М., 1970. — 92 с.

22. Арнольдов Л.И. Национальные культуры: современное видение. -М-.МГИК, 1992.-269 с.

23. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогика чеченцев. М., 2007. — 376 с.

24. Асеев В.Г. Теоретические проблемы психологии личности. — М., 1974. -123 с.

25. Ахмадов ЯЗ. История Чечни с древнейших времен до конца ХУШ века. М., 2001. - 320 с.

26. Ахмадова Т.Х. Традиционный народный фольклор Чеченской Республики в воспитании художественной культуры школьников // Журнал «Рефлексия № 2». Назрань: Пилигрим, 2010. - С. 25-26.

27. Ахметов Я.З., Мунаев И.Б; Чечня и чеченцы. (Предисловие). — Элиста, 1990.-235 с.

28. Бабанский Н.З. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1962. — 146sc.

29. Байчорова А. Hi Карачаево-черкесский песенный фольклор'как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков: Автореф. дис. . .канд. пед. наук. — Карачаевск, 2005. — 25 с.

30. Бакушинский A.B.1 Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. -М.: Сов. художник, 1981. 44 с.

31. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925.-230 с.

32. Батищев Г.А. Творчество и новое педагогическое мышление: от диалектики межсубъектности к проекту системы обновления воспитательных процессов. Творчество и педагогика. Mi, 1988i - 140 с.s

33. Батчаева Х.Х.-М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике. — Казань, 2002. 64 с.

34. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). — Казань, 2002. — 140 с.

35. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — 52 с.

36. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. — М.: Знание, 1981.-88 с.

37. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. I—II. М., 1979. - 324 с.

38. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971. -244 с.

39. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. -110 с.

40. Божович Л.И. Личность и ее воспитание в детском возрасте. -М., 1968.-64 с.

41. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону^ 2000. - 140 с.

42. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов. -СПб., 2000.-210 с.

43. Бореев Ю.Б. Эстетика. М., 1988. - 234 с.

44. Бореев Ю.Б. История государства советского в преданиях и анекдотах. М., 1995. - 64 с.

45. Брожик В. Эстетика на каждый день. М., 1990. - 46 с.

46. Буров А.И. Системный подход к эстетическому формированию // Эстетическое воспитание в школе. М., 1980. - 140 с.

47. Буров А.И. О гносеологической природе художественного обобщения //Вопросы философии, 1951, № 4. С. 12-21.

48. Вайнахи. Сокровища фольклора (чеченские и ингушские легенды) // Вайнах. 2004. № 2. С. 23-25.

49. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство. 1983. — 324 с.

50. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. — М., 1983.-214 с.

51. Визер В. Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся с учётом традиций сибирского казачества: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Омск: ОГПУ, 2006. - 21 с.

52. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом формировании. Чебоксары, 1965. - 146 с.

53. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. - 234 с.

54. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1999. - 246 с.

55. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопедаго-гический очерк. Чебоксары, 1970. - 210 с.

56. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 140 с.

57. Волков И.П. Учим творчеству. 2-е изд. с испр. и доп. М.: Педагогика, 1988.-120 с.

58. Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. -110с.

59. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 160 с.

60. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII начале XX вв. - М., 1974. - 146 с.

61. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.

62. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М., 2005. — 166с.

63. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. -М., 1930.-66 с.

64. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1967. — 68 с.

65. Гакаев Д. Очерки политической истории Чечни (XX век) в 2-х частях. М., 1997. - 246 с.

66. Галятина В. Н., Поштарева Т. В. Этнопедагогические этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности: Курс лекций. Ставрополь, 2004. - 22 с.

67. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство. — М., 1980. 80 с.

68. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М., 1966.-146 с.

69. Горький М. Советская литература, доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей. М., 1935. - 78 с.

70. Громов Е.С. Начала эстетических знаний. — М., 1971. 88 с.

71. Громов Е.С. Природа художественного творчества. — М.: Просвещение, 1985. 164 с.

72. Гусев В.Е. Фольклор и народная художественная культура. -СПб., 1996.- 156 с.

73. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. М., 1967. - 98 с.

74. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д., 1979. -94 с.

75. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989. - 144 с.

76. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968. - 166 с.

77. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. В кн.: Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы. - М., 1973.

78. ДеньгинаН. П. Изучение истории и сохранение национальных традиций как средство формирования толерантности у учащихся в полиэтническом регионе // ЭКО (экология, культура, образование): На-уч.-метод, журнал. М., 2002. № 6. - С. 43-48.

79. Джамбеков O.A. Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли. Автореф. дис. .канд. фил. наук. -Майкоп, 2005.-20 с.

80. Дмитриева H.A. Античное искусство. М., 1984. - 166 с.

81. Добровольский И. Чеченская народная песня // Азиатский музыкальный журнал. Астрахань, 1816. - С. 56-58.

82. Дорогова JI.H. Художественная культура. Понятия. Термины. -М., 1978.- 166 с.

83. Жегулова Н. А., Андреева И. Г. Роль детского фольклора в эстетическом формировании дошкольников // Социально-педагогическая деятельность по защите дошкольного детства. — Балашов, 2004. — С. 37—40.

84. Жирмунский В.М. Фольклор- Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки Издательство: «Едиториал УРСС», 2006. — 464 с.

85. Журавлев В.В. Мир художественной культуры / — М.: Мысль, 1987.-166 с.

86. Запорожец A.B. Развитие восприятия и деятельность. — М.,.1975. — 168 с.

87. Зись А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. — М.: Искусство, 1975. 106 с.

88. Зыкова М. Н. Фольклоротерапия: Учеб. пособие. М.: МПСИ; — Воронеж: МОДЭК, 2004. - 160 с.

89. Ибрагимова 3. Чечня после Кавказской войны (1863-1875 гг.). — М.: Макс-пресс, 2001. 166 с.

90. Ибрагимова 3. Чеченская история: политика, экономика, культура. -М.: Правда, 2003. 336 с.

91. Ибрагимова З.Х. Царское прошлое чеченцев: власть и общество. — М., 2009. 378 с.

92. Иванов В. С. Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к традиционной народной культуре // Культурологическийподход в образовании: Мат. конф. Екатеринбург: Гриф, 2005. - С. 226230.

93. Ильин B.C. Воспитание личности школьника целостный процесс.-М., 1984.-166 с.

94. Ильин E.H. Искусство общения. М., 1982. - 110 с.

95. Ильясов JI. Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. М., 2004. - 166 с.

96. Исаев Э. Вайнахская этика. Назрань, 1999. - 168 с.1;0 0'. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М., 2009. - 132 с.

97. Каган М.С. Философия культуры. М., 1996. - 420 с.

98. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования // Роль духовной культуры в развитии личности. Л.: Знание, 1979. — 230 с.

99. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. Л., 1980. — 166 с.

100. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 164 с.

101. Каган М.С. Эстетика и прикладное искусство // ДИ СССР, 1958. № 1. -С. 34-37.

102. Каган М.С. Эстетика как философская наука. — СПб., 1997. — 168с.10 7. Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории.-Л., 1961.-236 с.

103. Каган М.С. Художественная культура в докапиталистических формациях. Структурно-типологического исследования — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. 168 с.

104. К агар о в Е.Г. Что такое фольклор. «Художественный фольклор». -М., 1929, кн. 4-5. 345 с.

105. Каргин Л.С. Народная художественная культура: Курс лекций. -М., 1997. -234 с.

106. Каргин Л.С., Неклюдов С.Ю. Фольклор и фольклористика третьего тысячелетия / Сборник докладов первого Всероссийского конгресса фольклористов. М., 2002. Т. I. - 236 с.

107. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. -М., 1977. — 156 с.

108. ПЗ.Кияшенко Н.И. Эстетика философская наука. - М., 2005. - 237с.

109. Кобычев В.П. Типы жилища у народов Северо-Западного Кавказа в середине XIX в. М'., 1972. - 168 с.

110. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников-на культурных традициях своего народа: Метод, пособие. М.: АРКТИ, 2005. - 144 с.

111. Колесова М.С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества. Автореф. дис. канд. философ, наук. Л., 1973. - 170 с.

112. Кон И.С. Психологии ранней юности. М., 1994. - 168 с.

113. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. 234 с.

114. Корнилов К.Н. Очерк психологии ребенка дошкольного возраста. -М., 1917.-212 с.

115. Костина А.В.Молодежная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение. 2009. № 4. С. 12-14.

116. Котлякова Т. А., Иванова Н. П. От народных истоков русского фольклора к детскому творчеству: Метод, пособие. Ульяновск: УИПК-ПРО, 2004. - 68 с.

117. Кузин B.C. Психология: Учебник. М., 1982. - 256 с.

118. Культура Чечни: история,и современные проблемы. Сборник статей. М.: Наука, 2003. - 258 с.

119. Кушаев H.A. Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства. М., 2001. - 168 с.

120. Латышина Д.И. Традиции формирования детей у русского народа. -М.: Шк. Пресса, 2004. 128 с.

121. Лармин О. В. Художественный метод и стиль. М., 1964. - 86 с.

122. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 166 с.

123. ЛистоваТ.А. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей // Русский Север. Этническая история и народная культура XII-XX вв. М.: Наука, 2004. - С. 575-660.

124. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л.: Наука, 1985. - 210с.

125. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1996. - 344*с.

126. Лихачев Б.Т. Теория эстетического формирования школьников. -М., 1985.-С. 168.

127. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. — М., 1988. — 310 с.

128. Люблинская A.A. Детская психология. Учебное пособие. М., 1971.-234 с.

129. Магомедов A.M. Традиции кавказских горцев. Махачкала, 1999. -344 с.

130. Магомедов A.M. Художественные традиции и их использование в эстетическом формировании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. -86 с.

131. Магомедов A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана. — Махачкала: Изд. дом «Народы Дагестана», 2005. 340 с.

132. Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке // Актуальные проблемы специального образования. Вып. 2. Махачкала, 2003. - 144 с.

133. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Мат. междунар. конгресса. Симпозиум ХШ: Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. 293 с.

134. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1997.

135. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992.-210 с.

136. Мукаева О.Д. О традиционной педагогической культуре калмыков // Педагогика. 1996. № 4. С. 49-52.

137. Мунаев И.Б. Чеченский фольклор. Нальчик, 2005. - 368 с.

138. Мясишев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. -156 с.

139. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 4. М., 1991.-168 с.

140. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. -М.': Советская Россия, 1989.

141. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл.-М., 1995.

142. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики. -Казань, 2001.-168 с.

143. Новиков Н.С. Русские фольклорные традиции и современные проблемы духовно-нравственного формирования // Современное народное творчество: Мат. конф. Барнаул: АлтГУ, 2004. - С. 124-132.

144. Нунуев С-Х. Нахи и священная история. — Ярославль, 1998. — 232с.

145. Нюдюрмагомедов А.Н., Ахмедова М., Хаджиалиев К.И., Якубов З.Я. Синтез нравственных ценностей в многокультурной молодежной среде: монография. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - 168 с.

146. Остапчук О. Ю. Использование фольклора в нравственном формировании детей // Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона. Ростов н /Д., 2004. Ч. 2.-128 с.

147. Островский Г.С. К проблематике народного искусства Северного Кавказа // В кн.: Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Карачаевск, 1971. - 422 с.

148. Паина Л.И. Воспитание этнической толерантности у юношества как продолжение традиций русской соборности // Проблемы этнокультурного развития русского народа: Мат. конф. — Оренбург, 2004. — С. 318-322.

149. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань, 1976. 168 с.

150. ПивневаГ. Н. Воспитание детей в семье средствами устного народного творчества: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Карачаевск, 2004. -20 с.

151. ПивневаГ.Н. Устное народное творчество русского народа1 как источник формирования детей в семье. Невинномысск, 2004. - 189 с.

152. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. - 146с.

153. Пономарев Я.П. Психология творчества и педагогики. — М.: Наука, 1976. 180 с.1'59. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 182с.

154. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 2002. - 122 с.

155. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. ст. — М., 1976. — 286 с.

156. Поэзия Чечено-Ингушетии. М., 1959. - 322 с.

157. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. Дисс. соик. док. пед. наук.-М., 1998.-560 с.

158. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. 88 с.

159. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998. - 120 с.

160. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970. — 234 с.

161. Разлогов К. Э. Феномен массовой культуры // Культура. Традиции. Образование: Ежегодник. М., 1990. - 144 с.

162. Разумный В.А. Подвижники Духа. М., 2004. - 222 с.

163. Реутская И.Н. Воспитание эстетической культуры младших школьников // Воспитание национального самосознания в процессе художественного образования. — Карачаевск, 2008. — 124 с.

164. Розанов В. В. Религия и культура. М.: Правда, 1990. - 82 с.

165. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. 320 с.

166. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. М., 1922.-124 с.

167. Руденко В.Н. Культурологические основания целостного содержания высшего образования // Педагогика. 2004. № 1. - С. 23-26.

168. Русско-чеченские отношения. Вторая половина ХУ1-ХУП вв. . -М.: Восточная литература, 1997. 124 с.

169. Сагатовский В.Н. Что такое гуманитарное развитие общества? // Вопросы философии. 2002. № 3. - С. 46^9.

170. Сахитова P.A. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики: Учеб. пособие. М.: МПСИ; - Воронеж: МОДЭК, 2005. -144 с.

171. Северный Кавказ. Образование: историями современность / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Давыдов, К.И. Бузаров. Пятигорск, 200Г. - 126 с.

172. Система эстетического формирования школьников. Под ред. С.А. Герасимова. М., 1983. - 124 с.

173. Скатерщиков В.К. Основы эстетики» и искусствознания. — М.,1974.

174. Словарь иностранных слов. — М., 1989. — 650 с.

175. Соколов Ю.М. Очередные задачи изучения русского фольклора.-М., 1926, кн. 1.-234 с.

176. Соколов Ю.М. Природа фольклора и проблемы фольклористики. // Литературный критик, 1934. № 12. С. 41-42.

177. Соколов Ю.М. Русский былинный эпос (Проблема социального генезиса). // Литературный критик, 1937, № 9. С. 12-14.

178. Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 2008. - С. 135.

179. Соколова Г.Б. Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2005. -20 с.

180. Сокольников Ю.П. Системный подход к формированию школьников (Учебно-методическое пособие) -М., 1990. — 124 с.

181. Соловьев К.С. Философская публицистика. Соч. в 2-х т. М.: Правда, 1989.-234 с.

182. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -М., 1990.-124 с.190:Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1965.

183. Торошилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. — М., 1989.

184. Тихеева Е.И. Развитие детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Просвещение. 1981. 102 с.

185. Учебно-воспитательный процесс и его совершенствование в хоровых коллективах Подмосковья: Методическое пособие. М.: НМЦНТ+КПР, 1990. - 16.

186. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т., -М., 1939. T. I.-320 с.

187. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. - 124 с.

188. Фет А. «Ты, горячая пуля, коварна и зла.» / Сборник. М., 1967.-92 с.

189. Ханбиков Я.И. История татарской педагогики. Казань, 1998.98 с.

190. Харитонов М.Г. Народная культура формирования во внеучеб-ной деятельности учащихся этнопедагогических классов. — М., 1994. — 224 с.

191. Хасбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: Обычаи и традиции (XIX начало XX вв.). - М., 2007. - 320 с.

192. Художественная культура в докапиталистических формациях. — Л., 1984.-143 с.

193. Художественная культура в капиталистическом обществе. — Л., 1986.-246 с.

194. Художественная культура и гуманизация образования. СПб., 1992.-278 с.

195. Художественная культура и народное творчество. М., 1994. —250 с.

196. Чеченская народная поэзия XIX-XX вв.: илли, узамы / Составители И.Б. Мунаев, A.B. Преловский. М., 2005. - 360 с.

197. Чечено-ингушский фольклор. М., 1940. - 210 с.

198. Чеченский фольклор. Составл., предисл. и коммент. Ш.А. Джамбекова. Грозный: Книга, 1990. - 592 с.

199. Чистов К.В. Фольклор в культурологическом аспекте // Гуманитарий. Ежегодник Петербургской гуманитарной академии. СПб., 1995. — № 1. -С. 164-175.

200. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. — Л., 1986.- 124 с.209.'Шацкий С.Т. Система русского детского сада. М., 1968.—148 с.

201. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. — Майкоп, 1989. — 198 с.

202. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом формировании в средней общеобразовательной школе:

203. Теоретическое обоснование системы обучения и формирования, пути реализации. Дис. док. пед. наук. М., 1988. - 520 с.

204. Эстетическое воспитание в школах искусств: Кн. для уч#те" ля: Из опыта работы / Сост. П.В. Халабузарь. М., 1988. - 124 с.

205. Язык, фольклор, культура: проблемы взаимодействия: Мат. конФ-- Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. 396 с.

206. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. — М., -234 с.

207. Якобсон П.М. Психология художественного творчеств--М., 1971.-210с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.