Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Байчорова, Аминат Нурчуковна

  • Байчорова, Аминат Нурчуковна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 194
Байчорова, Аминат Нурчуковна. Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2005. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Байчорова, Аминат Нурчуковна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1. Проблема формирования интереса в истории зарубежной и отечественной педагогики

1.2. Педагогический потенциал и возможности карачаево-балкарского фольклора в формировании музыкально-эстетической культуры у подростков

1.3. Анализ состояния практики формирования музыкально — эстетического интереса подростков в национальных общеобразовательных школах Карачаево- Черкесской республики

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА II. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА

2.1. Методика педагогической диагностики музыкально — эстетического интереса подростков

2.2. Разработка содержания, форм, методов и приемов музыкально-эстетического воспитания подростков с использованием средств карачаево-балкарского песенного фольклора

2.3. Формирование музыкально-эстетического интереса подростков в процессе изучения факультативного курса «Традиционная песенная культура и устное народное творчество карачаевцев и балкарцев»

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 132 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 144 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146 БИБЛИОГРАФИЯ 150 ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков»

Актуальность исследования. В последние годы у многих народов ярко проявляется тенденция национально-культурного возрождения, выражающаяся в стремлении к возврату в лоно своей культуры, языка, традиций, обычаев. Как отмечает Г.Н. Волков, «.нужно припасть к своим корням, эти корни - опора и надежда наши, а может быть, и спасение». А корни - это история, культура и духовность народа.

Культура народа имеет разнообразные формы, способы своего сохранения и выражения, а также признаки национальной принадлежности. В каждой культуре есть то, что можно назвать национально-особенным, специфическим: накапливаемая веками качественная определенность духовной жизни народа, закрепленная в своеобразных традициях, ценностях, институтах.

Национальная культура - это многомерное объединение компонентов (язык, традиции, символы) и форм (музыка, театр, народная педагогика). Уникальным источником сохранения самобытности народа, его духовно-культурных достижений является фольклор. Его содержание, отдельные жанры и произведения составляют жизнь, миропонимание, нравственно -этические, историко-политические, философские и художественно-эстетические взгляды народа.

Народное творчество является важнейшим средством формирования личности: в нем выражено представление народа о целях, задачах, содержании и средствах воспитания. Именно поэтому, фольклор - кладезь народной мудрости - может оказать неоценимую помощь в воспитании подрастающих поколений.

Особенно важно приобщать к народной культуре, искусству в подростковом возрасте, так как именно в этот период начинает формироваться самосознание, закладываются основы мировоззрения, развивается способность к культурной самоидентификации. Подросток способен осознать своеобразие родной культуры и при правильном педагогическом руководстве можно воспитать его не просто созерцателем народной культуры, но и носителем, творцом.

Путь познания мировых и национальных культурных ценностей, по общему мнению ученых, должен пролегать от родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре.

Многие черты жизни этносов (орудия и способы производства и быта, правила этикета, традиционная одежда и т.п.) со временем начинают терять национальный колорит и только искусство, в частности музыкальное, остается национальным, сохраняя этническое своеобразие даже в условиях инокультурных влияний. Поэтому, в силу сужения в культуре этнической специфики, народные песни сегодня играют для национального самосознания большую роль.

Тщательное изучение содержательного богатства песенного фольклора, в частности карачаево-балкарского, позволяет утверждать о наличии заложенных в нем больших возможностях, которые могут быть реализованы в процессе формирования музыкально-эстетического интереса подростков.

В научной литературе существуют различные подходы к решению проблемы формирования интересов личности. Социальные основы. теории интереса рассматривают многие философы и социологи (А.С. Айзикович, JI.M. Архангельский, Г.И. Гак, Г.Е. Глезерман, М.И. Здравомыслов, Г.П. Карамышев, Г.А. Логинова, В.Г. Нестеров и др.); условия и механизмы возникновения интересов и воздействие их на личность исследуют психологи (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.); педагоги выявляют возможности формирования интереса, заложенные в педагогическом процессе (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др.).

Проблема познавательного интереса особенно глубоко исследована в трудах Г.И. Щукиной.

Н.Г. Морозова подробно раскрывает поэтапный характер процесса формирования познавательных интересов; А.К. Маркова рассматривает значимость формирования интереса школьников в общей структуре мотивации учебной деятельности; И.Г. Шапошниковой исследовано формирование познавательных интересов у слабоуспевающих учеников. Таким образом, можно сказать, что проблеме формирования познавательного интереса в педагогической науке уделено достаточно внимания.

Однако, существуют и другие не менее значимые в педагогическом отношении, виды интересов. Большего внимания, на наш взгляд, заслуживает область формирования эстетических интересов личности. Этот вид интереса формируется, прежде всего, в системе уроков художественно-эстетического цикла: литературы, изобразительного искусства, музыки и основывается на актуализации в системе ценностей личности эмоционального компонента, определяющего высокий уровень развития чувства прекрасного в человеке.

Наибольшими возможностями в формировании эстетических интересов школьников обладают уроки музыки. Именно поэтому, особое внимание в нашем исследовании уделено проблеме музыкально-эстетического интереса, формируемого в процессе музыкально-эстетического воспитания и образования учащихся.

Общие вопросы формирования музыкально-эстетических интересов школьников рассматривались в трудах ведущих ученых-музыкантов Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.К. Белобородова, Е.Я. Гембицкая, Н.Н. Гришанович, H.JI. Гродзенская, В.В. Притула, В.Н. Шацкая, А.А. Шугаров).

За последние годы появились работы, посвященные использованию национального музыкального фольклора разных народов в воспитании школьников (JI.C. Бабенко, М.Х. Богатырева, JI.JI. Куприянова, Н.С. Меликмамедов, И.Н. Реутская, А.Ш. Хасанов, Ю.В. Юзбашян, З.М.

Явгильдина и др.).

Определенное внимание уделено исследованию карачаево-балкарского фольклора (М.Ч. Джуртубаев, М.Ч. Кудаев, Х.Х. Малкондуев, Р.А.-К. Ортабаева, Ф.К. Ортабаева, А.И. Рахаев, С.И. Танеев и др.).

Актуальность и практическую значимость данной проблематики следует связать с реальным состоянием эстетической и музыкальной культуры школьников. Проведенное нами эмпирическое исследование показывает, что уровень эстетических интересов подростков, их ценностное отношение к образцам музыкального искусства - классическим, современным и национальным - находится на низком уровне и нуждается в более пристальном внимании со стороны ученых-исследователей и практиков. Заслуживает особого внимания процесс формирования музыкально-эстетических интересов подростков средствами карачаево-балкарского песенного фольклора.

Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие между

- возросшей в современных условиях необходимостью возрождения национальных культур, воспитания подрастающих поколений в духе народных традиций и неразработанностью содержательного и методического аспектов этого процесса;

- значимостью формирования музыкально-эстетического интереса подростков на основе использования источников карачаево-балкарской национальной культуры и недостаточным использованием в данном процессе возможностей карачаево-балкарского песенного фольклора.

Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Карачаево-балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков».

Проблема исследования в этой связи сформулирована следующим образом: каков воспитательно-образовательный потенциал карачаево-балкарского песенного фольклора и возможности его использования в формировании музыкально-эстетического интереса подростков. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: процесс формирования музыкально-эстетического интереса подростков в учебно-воспитательном процессе национальной общеобразовательной школы.

Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования музыкально-эстетического интереса подростков средствами карачаево-балкарского песенного фольклора.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования музыкально-эстетического интереса подростков с использованием средств карачаево-балкарского фольклора будет эффективен, если:

- внесены изменения в содержание учебных программ по музыке для 58 классов национальных общеобразовательных школ за счет их обогащения произведениями карачаево-балкарского песенного фольклора;

- источники карачаево-балкарского фольклора будут углубленно изучаться школьниками на факультативных занятиях;

- учителя музыки будут подготовлены к целенаправленному использованию фольклорного материала на уроках музыки, во внеурочной и внеклассной работе; разработаны адекватные содержанию карачаево-балкарского песенного фольклора формы и методы его использования в процессе формирования музыкально-эстетического интереса подростков.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой поставлены следующие задачи:

1. Выявить воспитательные возможности карачаево-балкарского песенного фольклора в формировании музыкально-эстетического интереса подростков.

2. Определить формы и методы формирования музыкально-эстетического интереса подростков с использованием произведений карачаево-балкарского песенного фольклора.

3. Адаптировать программу «Музыка» Д.Б. Кабалевского применительно к ее использованию на уроках музыки в 5-8 классах национальной общеобразовательной школы на основе включения в ее содержание элементов карачаево-балкарского песенного фольклора.

4. Разработать и апробировать программу факультативного курса для учащихся 5-8 классов с целью углубленного изучения источников карачаево-балкарского фольклора.

5. Предложить программу спецкурса для учителей музыки с целью их подготовки к применению на занятиях произведений карачаево-балкарского песенного фольклора.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования музыкально-эстетического интереса подростков на основе целенаправленного применения средств карачаево-балкарского фольклора.

Методологическую основу исследования составили современные концепции в области теории познания о роли интересов, склонностей, способностей в развитии личности; аксиологический (ценностный) подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность в обществе и самоцель общественного развития; системный анализ, принцип единства логического, исторического и культурологического в педагогическом познании, системный, деятельностный и личностный подходы.

Теоретическую основу нашего исследования составили: теория интереса (А.С.Айзикович, Г.И. Гак, Г.Е. Глезерман, М.И. Здравомыслов); теория развития познавательных интересов (В.Г. Иванов, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина); идеи К.Д. Ушинского о роли народного духа, его творчества и педагогики для гармонического развития личности; философские аспекты проникновения в сущность явлений культуры (А.И. Арнольдов, Д.И. Варламов, М.С. Каган, А.Ф. Лосев); теория развивающего обучения (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, Д.Б. Эльконин и др.); положения о культуре как источнике формирования содержания образования (И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.И.Скаткин, В.А. Сластенин, Е.Н.Шиянов); положения концепции эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, А.И. Буров, Л.А. Валович и др.); теоретические выводы о воспитательном потенциале народного творчества и народной педагогики (М.Ю. Айбазова, Х.Х-М. Батчаева, М.Б. Гуртуева, К.Б. Семенов и др.); вопросы профессиональной деятельности педагога (Ю.П. Азаров, П.П. Блонский, Л.Г. Вяткин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий); положения общей и музыкальной педагогики и психологии о музыкально-эстетическом развитии (Б.В. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, Д.Б. Кабалевский, A.M. Сохор, В.Н. Шацкая); психолого-педагогические аспекты национально-регионального компонента в ' образовательной практике (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров и др.).

В процессе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической, этнопедагогической, психологической, методической, философской, исторической, этнографической, культурологической литературы по проблеме исследования; анализ, сравнение и классификация разнообразных источников карачаево-балкарского песенного фольклора; педагогическое наблюдение, изучение, анализ, обобщение опыта работы преподавателей предметов художественно-эстетического цикла (наблюдение, анкетирование, беседа); изучение и анализ учебно-программной документации по музыке; анализ творческих работ учащихся; обобщение результатов анкетного опроса подростков и их родителей с целью выявления уровня их музыкально-эстетической культуры; опытно - экспериментальная работа, направленная на формирование музыкально-эстетического интереса подростков средствами карачаево-балкарского песенного фольклора.

Организация, база и этапы исследования: СОШ №2 с.Учкекен, СОШ №5 с.Терезе Малокарачаевского района, СОШ №1с.Маруха Зеленчукского района, СОШ №1 и №5 г.Карачаевска Карачаево-Черкесской республики.

Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе (2002-2003 гг.) изучалось состояние проблемы педагогической теории и практики, проводилось наблюдение за процессом музыкально-эстетического воспитания учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ республики; были разработаны и апробированы дидактические и диагностические средства; проведен констатирующий и спланирован формирующий эксперименты.

На втором этапе (2003-2004 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа с целью оценки эффективности разработанной программы формирования музыкально-эстетического интереса подростков на основе карачаево-балкарского песенного фольклора.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) подводились итоги формирующего эксперимента, осуществлялся анализ и проводилось обобщение результатов исследования; формировались научные выводы и практические рекомендации, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- внесено уточнение в определение понятия «музыкально-эстетический интерес», под которым понимается избирательное устремление личности к познанию и практическому освоению музыкального искусства, в силу его эмоциональной привлекательности и жизненной значимости, с целью удовлетворения широкого спектра эстетических потребностей;

- выявлен комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию музыкально-эстетического интереса подростков в учебно-воспитательном процессе: обогащено содержание обучения на основе использования адаптированной программы по музыке, программы факультативного курса источниками карачаево-балкарского песенного фольклора, направленных на формирование музыкально-эстетического интереса подростков; обеспечено поэтапное формирование музыкально-эстетического интереса подростков; оптимизировано сочетание разнообразных музыкально-педагогических технологий использования карачаево-балкарского песенного фольклора в процессе формирования музыкально-эстетического интереса подростков; проведена специальная подготовка учителей в области знания карачаево-балкарского песенного фольклора;

- адаптирована программа Д. Б. Кабалевского «Музыка» для 5-8 классов национальной общеобразовательной школы на основе включения в её содержание произведений карачаево-балкарского песенного фольклора, направленная на формирование музыкально-эстетического интереса учащихся;

- разработан факультативный курс для учащихся 5-8 классов, нацеленный на углубленное изучение источников карачаево-балкарского фольклора, способствующий формированию у них музыкально-эстетического интереса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- систематизирован педагогический арсенал карачаево-балкарского песенного фольклора в формировании музыкально-эстетической культуры у подростков;

- разработаны и экспериментально проверены методы и приемы формирования музыкально-эстетического интереса подростков средствами национальной музыкальной педагогики; уточнены критерии (информационный, эмоциональный, деятельностно-практический) сформированности музыкально-эстетического интереса подростков, расширено содержание их показателей и уровней;

- разработан спецкурс для подготовки учителей музыки, позволяющий организовать процесс формирования музыкально-эстетического интереса учащихся подростков к источникам карачаево-балкарского песенного фольклора.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее результаты способствуют пополнению теории и практики современной этнопедагогики новым материалом о самобытной системе воспитания карачаевцев и балкарцев средствами национальной музыкальной культуры.

Разработанные рекомендации, адаптированная программа по музыке и программа факультативного курса могут быть использованы учителями музыки и других гуманитарных дисциплин, руководителями фольклорных кружков, студентами педагогических учебных заведений в процессе урочной и внеурочной деятельности, а также в процессе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается совокупностью использованных методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; целенаправленным анализом педагогической практики, опытной проверкой теоретических положений; результатами опытно-экспериментальной работы, показавшей эффективность предложенной программы музыкально-эстетического воспитания подростков средствами карачаево-балкарского песенного фольклора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Карачаево-балкарский фольклор имеет потенциальную возможность для успешного формирования музыкально-эстетического интереса подростков как в условиях семейного воспитания, так и в общеобразовательной школе.

2.Процесс формирования музыкально-эстетического интереса подростков на основе использования источников карачаево-балкарского песенного фольклора осуществляется с помощью комплекса специальных форм, методов и приемов: создания эстетических ситуаций «погружения» в среду национальной культуры; организации творческой деятельности, связанной с освоением фольклорного материала; стимулирования достижений учащихся в творческой и исполнительской деятельности по мотивам фольклора.

3. Эффективность использования средств карачаево-балкарского песенного фольклора в формировании музыкально-эстетического интереса подростков в учебно-воспитательном процессе национальной школы зависит от множества педагогических условий:

- обеспечения поэтапности формирования музыкально - эстетического интереса подростков на основе введения в программу по музыке фольклорного материала, соответствующего их возрастным возможностям;

- оптимального сочетания различных форм, методов и приемов использования карачаево-балкарского песенного фольклора в процессе формирования музыкально - эстетического интереса подростков;

- подготовки учителей музыки национальных общеобразовательных школ к использованию этнопедагогического материала в формировании музыкально-эстетического интереса подростков и др.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета; докладывались на региональных, всероссийских, международных научных, научно-практических и научно-методических конференциях: Пенза (2005), Челябинск (2005 г.), Майкоп (2004), Ростов -на -Дону (2004г.), Карачаевск (2005 г.), Казань (2005 г.).

Материалы исследования использовались в учебно-воспитательном процессе СОШ №2 с.Учкекен, СОШ №5 с.Терезе Малокарачаевского района, СОШ №1 с.Маруха Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 201 источник, приложений. Работа содержит 15 таблиц и 1 диаграмму.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Байчорова, Аминат Нурчуковна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию музыкально-эстетических интересов подростков на карачаево-балкарском фольклорном материале позволили сделать следующие выводы:

1. Важным средством приобщения учащихся к ценностям родной культуры, развития их национального самосознания является фольклор.

2. Дидактические коррективы, направленные на обновление содержания музыкального образования, разработка критериев и уровней сформированности музыкально-эстетического интереса подростков позволили убедиться в реальности выполнения планируемых результатов воспитания.

3. Особо важное значение для практической реализации идей предпринятого исследования имела разработка форм, методов и приемов формирования музыкально-эстетического интереса подростков на основе использования средств песенного фольклора карачаевцев и балкарцев.

4. Одной из действенных форм организации работы по формированию музыкально-эстетического интереса подростков являлся факультативный курс, выполнивший компенсаторную функцию в условиях ограниченности времени, отводимого для освоения фольклорного материала в рамках музыкальных занятий. Он стал основным источником обогащения учащихся знаниями о карачаево-балкарском фольклоре.

5. Опытно-экспериментальная работа доказала тесную связь формирования музыкально-эстетического интереса подростков с повышением профессиональной готовности учителей музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования интересов в обучении школьников неизменно считается весьма актуальной в педагогической теории и практике. В последние годы ее значимость возросла в связи с тем, что в современной школе окончательно утвердилась стратегия личностно ориентированного образования. Это означает, что сегодня педагогика должна сосредоточить свое внимание на разработке проблем, поддержке индивидуального развития ребенка. Вот почему интересы личности как высшее проявление ее субъективности оказываются в центре внимания воспитателей.

Цель данного исследования заключалась в изучении механизма использования песенного фольклора карачаево-балкарского народа в процессе формирования музыкально-эстетического интереса подростков.

Поставленные исследовательские задачи были реализованы на основе теоретико-методологических принципов гуманистического подхода к процессу развития личности школьника, системности и целостности музыкально-эстетического образования, воспитания, комплексности преподавания предметов художественно-эстетического цикла.

Теоретический анализ и обобщение эмпирических данных, психолого-педагогических концепций и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутые положения гипотезы, позволили убедиться в научной обоснованности проблемы и нашли отражение в основных выводах работы:

1. Народное песенное искусство обращено как к разуму, так и к чувствам подрастающего поколения, скрытые в нем символические смыслы очень важны, так как позволяют не только целостно воспринимать наследие народа, но и открывать в нем новое, индивидуальное понимание, что способствует воспитанию творческого эстетического отношения к действительности и формированию самобытной системы ценностных ориентаций и устойчивому чувству национальной культурной идентичности.

2. Глубокий анализ содержательного богатства карачаево-балкарского песенного фольклора показал, что в нем заключена безусловная педагогическая ценность для решения задачи формирования музыкально-эстетического интереса подростков.

3. С учетом значимости музыкального искусства для эстетического развития детей, в особом внимании нуждается педагогическая задача формирования их музыкально-эстетического интереса. Для более научного и углубленного понимания данного феномена особое значение имело выявление критериев и методик измерения уровня музыкально-эстетического интереса подростков, что позволило сделать процесс его формирования педагогически управляемым.

4. Адаптирование программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского применительно к использованию в национальной школе, разработка экспериментальной программы факультативного курса «Традиционная песенная культура и устное народное творчество карачаевцев и балкарцев» для учащихся 5-8 классов, а также составление специального курса ознакомления учителей и классных руководителей с особенностями и методикой использования фольклорного материала в урочной и внеурочной деятельности способствовали эффективному формированию музыкально-эстетического интереса подростков.

5. С учетом своеобразия и содержательных особенностей песенного фольклора карачаево-балкарского народа, поэтапного характера процесса формирования музыкально-эстетического интереса личности подростка в исследовании была предложена система специальных методов и приемов, включающая в себя ряд групп:

I. Традиционные методы (словесные, наглядные, практические).

II. Методы проблемно-творческого характера (предъявление проблемно-творческих заданий, создание проблемных ситуаций).

III. Методы создания специальных эстетических ситуаций «погружения» в среду фольклорно-эстеиических ценностей.

IV. Методы организации творческой деятельности на фольклорной основе.

V. Методы стимулирования интереса к активному освоению фольклора.

VI. Методы педагогической диагностики музыкально-эстетического интереса.

6. Был выделен комплекс педагогических условий, необходимых и достаточных для того, чтобы использование произведений карачаево-балкарского песенного фольклора в формировании музыкально-эстетического интереса подростков давало педагогический эффект. К ним были отнесены следующие:

1) совершенствование содержания обучения на основе использования адаптированной программы по музыке, обогащенной источниками карачаево-балкарского песенного фольклора и программы разработанного диссертации факультативного курса, направленных на формирование музыкально-эстетического интереса подростков;

2) обеспечение поэтапности формирования музыкально - эстетического интереса подростков на основе введения в программу по музыке фольклорного материала, соответствующего их возрастным возможностям;

3) обеспечение оптимального сочетания различных форм, методов и приемов использования карачаево-балкарского песенного фольклора в воспитании музыкально - эстетического интереса подростков;

4) проведение специальной подготовки учителей в области знания и владения материалом карачаево-балкарского фольклора путем организации курсов или лектория при методических объединениях в школе, либо в процессе профессиональной подготовки будущего учителя в профессиональных учебных заведениях. На основе вышеперечисленных педагогических условий было разработано целостное научно - методическое обеспечение процесса формирования музыкально - эстетического интереса подростков средствами карачаево-балкарского песенного фольклора.

Мы понимаем, что данное исследование является этапом в выявлении педагогических возможностей карачаево-балкарского песенного фольклора, его содержания и внедрения в педагогическую практику. Но результаты, полученные в ходе проведения опытно-экспериментального исследования, свидетельствуют о перспективности разрабатываемого подхода.

Дальнейшие исследования в этой области требуют более глубокого изучения народных музыкально-эстетических традиций, этнопедагогических принципов применительно к практической деятельности учителей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Байчорова, Аминат Нурчуковна, 2005 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учеб. пособие / Науч. ред. В.А.Сластенин. М., 1990. — 126 с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.

3. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. — Пятигорск, 1999. — 200 с.

4. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. — Махачкала, 1968.

5. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников -подростков,- Дис. д-ра пед. наук. М., 1987. - 417с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды: В 2-х т./ Под ред.А.Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980, — Т. 1 — 229 с.

7. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Ученые записки ЛГУ, 1959, Вып. 16, №265, С. 41-61.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.402с.

9. Антонова Т.В. Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников (На примере музыкально-ритмической деятельности). Дисс. . канд. пед. наук. - М., 2000. - 244с.

10. Апраксина О.А. К вопросу о диагностике музыкальных способностей. -М.: Педагогика, 1975. 368с.

11. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М.: Изд-во МГИК, 1993.—116с.

12. Артаева Г.В. Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Калмыкия). Дис. . канд. пед. наук. - Элиста, 2003. - 214с.

13. Архангельский JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. — М.: Знание, 1978. —64 с.

14. АС АЛАН // №1. - М.: Мир дому твоему, 1998. - 464с., ил.

15. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990,367 с.

16. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. М.: Просвщение, 1985. - 208с.

17. Бабенко Л.С. Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего возраста / Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1979, Вып. 14. - С. 12-23.

18. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Сов. Россия, 1984. - 269с.

19. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. М.: МГУК, 1995.-28с.

20. Батчаева Х.Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002.-417с.

21. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 416с.

22. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников. // Педагогика, №2, 1995. С.42-45.

23. Биттирова Т., Габаева А. Пожелания, легенды о нартах, сказки, песни, загадки. / Хрестоматия по карачаево-балкарскому народу. — Налчик,1997. —343 с.

24. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695с.

25. Богатырева М.Х. Формирование музыкальной культуры учащихся в национальной школе Карачаево-Черкесской республики. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -Карачаевск, 2004. -21с.

26. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464с.

27. Борлаков Ю.А. Адеб. Намыс. Адет. — Карачаевск, 1998. — 224 с.

28. Боровиков Л.И. Формирование интереса к музыкальному фольклору первоклассников. Дисс. канд. пед. наук. - Новосибирск, 1985. -181с.

29. Бромлей Ю.В. Очерки советского этноса. — М.: Мысль, 1983. —412 с.

30. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М., 1973. — 280 с.

31. Бурлина Е.Я. О понятии «музыкальный интерес» / Музыка в социалистическом обществе. Л.: Музыка, Вып. 2, 1975. - С. 63-74.

32. Буров А.И., Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. М.: Педагогика, 1974. -248с.

33. Буторина Н.И. Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио. Дисс. .канд. пед. наук. - Екатеренбург 2002. - 152с.

34. Варламов Д.И. Народность музыкального творчества как социокультурный феномен в общественном сознании россиян. — Саратов:Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. — 128 с.

35. Вендровская Р.Б. Сорока—Росинский В.Н. Проблемы русской национальной школы // Педагогика. — 1996, №3 —С. 75-81.

36. Взаимодействие художественных культур. — М.: Наука, 1994. —158 с.

37. Волков Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития.- М.: Просвещение, 1993. —45 с.

38. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. — М., 1991.— 480с.

39. Выготский JI.C. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с.

40. Вяткин Л.Г. Общие оновы педагогики. Саратов, 1990. -155с.

41. Вяткин Л.Г., Железовская Г.И., Турчин Г.Д., Филипченко С.Н. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические и методические аспекты. Саратов: Изд-во СГУ, 2000. -134 с.

42. Гегель Г.В. Философия истории / Собр. соч.: В 14 -ти т. М. - Л.: Гос. изд-во, 1935, Т.8. - 470с.

43. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика.- 1990, №8. — С. 30—34.

44. Гришанович Н.Н. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки. Дисс. . канд. пед. наук. - Минск, 1980. - 236с.

45. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969. - 74 с.

46. Гуревич П.С. Философия культуры. — 2-е изд. — М.: Аспект-Пресс, 1995. —288 с.

47. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания.- Нальчик, 1974. — 148 с.

48. Гуртуева М.Б. Народная педагогика молодому учителю. — Карачаевск, 1999.—160 с.

49. Джанбекова М.А. Нравственно-эстетическое воспитание личности через элементы карачаевского песенного фольклора // Этнорегиональные проблемы изучения национальной культуры. Карачаевск, 2002. - С.159-163.

50. Джашакуев В.М Формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин. -Дисс. . канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. - 194с.

51. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика.— 1997, №1.- С. 70.

52. Джуртубаев М.Ч. Духовная культура карачаево-балкарского народа. // Минги тау, №1 (53). с.105-191

53. Доронина О.М. Развитие музыкально-эстетической культуры школьника (на материале уроков музыки и внеклассных занятий). Дисс. . канд. пед. наук.— Саратов, 1999. —288 с.

54. Екеева Э.В. Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики. Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1999. - 164с.

55. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М.: Аспект-пресс, 1997.-591 с.

56. Железовская Г.И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры // Педагогика. — 1995, №2. — С.55-60.

57. Железовская Г.И., Елисеева А.В., Капичникова О.Б. Личность в системе художественной культуры. — Саратов, 1998. — 81 с.

58. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. -Нальчик, 1996.-160с.

59. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-221 с.

60. Здравомыслов А.Г Проблема интереса в социологическом исследовании. — JI.: ЛГУ, 1964. 246 с.

61. Зиновьева Т.С. Методические основы развития музыкальноэстетической культуры личности средствами хоровой самодеятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1986. - 16 с.

62. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.- 303 с.

63. Злобин Н.С. Народ и культура // Культура. Творчество. Человек. / Сост. Э.А.Баллер, Н.С.Злобин. М.: Мол. Гвардия, 1970. - С.З 1-48.

64. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 253 с.

65. Ильин B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

66. Ионин Л.Г. Социология культуры. — М.: Логос,1996. — 280 с.

67. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвещение, 1984, —206 с.

68. Кабалевский Д.Б. Музыка в школе: Искусство в школе / Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 288 с.

69. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1977.-C.3-30.

70. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. — М.: Педагогика, 1986. — 192 с.

71. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. — М.: Педагогика, 1973. 337 с.

72. Каган М.С. О месте музыки в современной культуре // Сов. музыка. — 1985.- №11.— с.2-9.

73. Казаренков В.И. Формирование интереса к учению у слабоуспевающих школьников подростков во внеклассных занятиях по предмету.- Автореф. дис. канд. пед. наук.- Минск, 1983.-22с.

74. Караева А.И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа.- М.: Наука, 1966. —319 с.

75. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизникарачаевцев.— М.: Наука, 1995. —343 с.

76. Карачаевские народные песни / Составители Гочияева С.А., Ортабаева Р.А.-К, Сюйюнчева Х.И. — М., 1969.

77. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. — Черкесск, 1978.

78. Кивалова JI.A. Черты раннефольклорного интонирования в черкесских и карачаевских народных песнях // Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии: Сб. науч. трудов. Черкесск, 1993. - С.76-92.

79. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль,1968.

80. Коваленко Н.В. Педагогические условия повышения музыкально -эстетической культуры участников самодеятельных вокально инструментальных ансамблей, Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1986. -16с.

81. Коган J1.H. Теория культуры: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 1993,- 160с.

82. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1982.-656с.

83. Концепция обновления и развития национальных систем в Карачаево-Черкесии. —Черкесск, 1994.

84. Корнюшкин Н.П. Разработка региональной концепции образования: теоретические проблемы и технология внедрения. — Дисс. . канд. пед. наук. — Саратов, 1994. — 260 с.

85. Котляревская М.А., Штуден JI.JI. Приобщение к творчеству. -Новосибирск: Кн. изд-во, 1987. 128с.

86. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. — Саратов: СГУ, 1998. —270 с.

87. Кочетков В.В. Социологический анализ межкультурных различий.- Дисс. д-ра социолг. наук. Саратов, 2000. - 322с.

88. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. —1. Самара, 1994.—165с.

89. Кудаев М.Ч. Древние танцы балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 144с.: ил.

90. Кудаев М.Ч. Карачаево-балкарский свадебный обряд. Нальчик: Эльбрус, 1988. - 128с.

91. Леонтьев А.Я. Деятельность. Сознание Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.

92. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 63с.

93. Лернер И.Я. Поисковые задачи как средство развития творческих способностей / Научное творчество. М.: Наука, 1969. - 446с.

94. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176с.

95. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-524с.

96. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. - 256с.

97. Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1990. - 152 с.

98. Мамхегова Р.А. Этническое воспитание. — Нальчик: ЭльбрусД 996.-112с.

99. Маркарян Э.С.Теория культуры и современная наука (Логико -методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284с.

100. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 96с.

101. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация обучения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. - 64с.

102. Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности в школах Татарии. К.: Таткнигоиздат, 1963. - 80с.

103. Меликмамедов Н.С. Азербайджанская народная музыка каксредство воспитания музыкально-эстетических способностей учащихся (в 4-6 классах азербайджанских общеобразовательных школ). Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Баку, 1981. - 24 с.

104. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIIIbb. Важнейшие этногенетические аспекты. — Нальчик: Нарт, 1991.- 192с.

105. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика (Словесные средства воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. - 112с.

106. Михайлова М.А. Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников. Дисс. . канд пед наук. - Ярославль, 1999,- 214с.

107. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1977. - 16 с.

108. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: АПН РСФСР, 1961. - 224 с.

109. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание 1979.-48с.

110. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969. 280с.

111. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. - М., 1976. - С.14-32.

112. Музыкальное образование в школе / Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др./ Под ред. Л.В. Школяр. М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 232с.

113. Мукаева О.Д. Прогрессивные народные традиции в подготовке учителей // Советская педагогика, 1987, №2. — С.77-79.

114. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. Ташкент, 1989.- С. 7-16.

115. Народное поэтическое творчество балкарцев и карачаевцев:

116. Нартский эпос. Мифологическая и обрядовая поэзия. Нальчик: Эльбрус, 1988.-304с.

117. Народы Карачаево-Черкесии: история и культура / Учебное пособие для 10-11 классов. / Под ред. док. фил. наук В.Ш. Нахушева. — Черкесск, 1998.—541 с.

118. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. — М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература», 1994. — 656 с.

119. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -Кн.2: Психология образования. - 608с.

120. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Педагогика, 1998, №4.- С. 3 —8.

121. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной думой 12 июля 1995г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г. // Российская газета, 1996.

122. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / А.В.Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. -464с., ил.

123. Овсянникова Н.П. Воспитание интереса к народной культуре у детей младшего школьного возраста (средствами дополнительного образования). Дисс. . канд. пед. наук. - Ростов н / Д, 2002. - 222с.

124. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981.-191 с.

125. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарские народные песни. Традиционное наследие. — Черкесск, 1977.

126. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарский эпос. — М., 1994.

127. Ортабаева Ф.К. Древнейшие музыкальные жанры народов

128. Карачаево-Черкесии. // Фольклор народов Карачаево-Черкесии: Сб. науч. трудов. Черкесск: КЧНИИ ИФЭ, 1991. - 187с.

129. Палагина Т.А. Профессиональная подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1999. - 21с.

130. Паламарчук А.И. Формирование музыкального интереса у младших школьников. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 1981. - 16 с.

131. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. Т.З -М., 1965.

132. Педагогические идеи К.Д. Ушинского. М.: Знание, 1971. - 78 с.

133. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. - 286 с.

134. Писарев Д.И. Избр. пед. соч. М.: Изд-во Академия пед. наук РСФСР, 1951.-416с.

135. Платонов К.К. О системе психологии.- М.: Мысль, 1972. 216с.

136. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 574 е.: ил.

137. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учебн. заведений. —М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996,-432с.

138. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. / Оригинал и перевод на русский язык. — Черкесск, 1990. — 366 с.

139. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. 5-8 классы. М.: Просвещение, 1990. - 194с.

140. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.- 494 с.

141. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.

142. Рахаев А.И. О музыке нартского эпоса Балкарии и Карачая //

143. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература», 1994. - 656с.

144. Реутская И. Н. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в процессе реализации национально-регионального компонента образования (на материале Карачаево-Черкесской Республики). Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Карачаевск, 2004. - 23с.

145. Родь Я.И. Формировании музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (на материалах этносов ханты и манси). Дис. . канд. наук. - Саратов, 2002. - 142с.

146. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии: В 2-х т. М.:. Педагогика, 1989. Т. 1.- 476 с.

147. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. Пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1.- 653 с.

148. Садовский Н.А. Национально-региональные аспекты обновления содержания образования и особенности совершенствования процесса обучения в школе республики Коми. — Автореферат дисс. канд. пед. наук.—М., 1994,— 20 с.

149. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников (на материале русской музыки конца XIX начала XX века): Автореф. дисс. . канд., пед. наук.- М., 1981. 16 с.

150. Семенов К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. —Пятигорск, 1998. — 199 с.

151. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований-М., 1986.-121с.

152. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (в помощь начинающему исследователю) — М.: Педагогика, 1986. — 152 с.

153. Сластенин В.А. Педагогика / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под. Ред. В.А.

154. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576с.

155. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. JL: Советский композитор, 1980. Т.1. - 295 с.

156. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л., 1962, Вып. 3. - 64с.

157. Строкова Н.В. Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан. Дисс. . канд. пед. наук.- М., 1999. - 174с.

158. Сухомлинский В.А. Интерес к учению важный стимул учебной деятельности учащихся / Советская педагогика, 1952, №4.- С. 34-40

159. Сухомлинский ВА. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1969,- 247 с

160. Сыпко Е.В Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников. Автореф. дис. . канд. пед наук. - Карачаевск, 2004.- 25с.

161. Танеев С.И. О музыке горских татар. BE, 1886, Т.1., кн. 1., С.9498.

162. Тарасов Г.С. О природе музыкальной потребности человека. -Автореф. дисс. . канд. филос. наук. -М., 1971. -20с.

163. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. — М.: Наука, 1989. 447с.

164. Тельчарова Р.А. Музыка и культура (Личностный подход). М.: Знание, 1986. - 62с.

165. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: из опыта работы.- М.: Просвещение, 1991. 158с.

166. Ткачев А.П. Основные факторы формирования интересов школьников к учебным предметам. Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1982. -235 с.

167. Трудкова Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальныхтрадиции. Дис. . пед. наук. - Мурманск, 1998. - 167с.

168. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. — Л., 1978. —175 с.

169. Ушинский К.Д. Вопросы обучения. Изб. педаг. соч - я, Т.2,- М., 1954.-645с.

170. Фадеева М.А. Развитие музыкально-эстетической культуры подростка в условиях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. - Саратов, 2000.- 168с.

171. Фадеева С.А. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. . канд. пед. наук. - М., 2001. -192с.

172. Федорова О.Ф. Некоторые вопросы активизация учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. М.: Высшая школа, 1970. - 303 с.

173. Филиппова В.А. Формирование эстетических интересов старшеклассников. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - JI., 1973. - 21 с.

174. Фольклорное сольфеджио. Карачаевск - Черкесск, 2002.1. С. 8-22

175. Фридман JI.M., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. -207 е.: ил.

176. Хамзина Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза. Дисс. .канд. пед. наук.- Казань, 2002. - 184с.

177. Харламов И.Ф. Педагогика / Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1999.— 453с.

178. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни. Мораль. Воспитание. -М.: Политиздат, 1977. 143 с.

179. Хасанов А.Ш. Народная музыка как средство нравственноэстетического воспитания молодежи. Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. -Ташкент 1990.- 43с.

180. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. - 204с.

181. Цукерман B.C. Музыкальные интересы школьников / Воспитание школьников, 1968. №4. - С. 55-57.

182. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. — М., 1997. — 173 с.

183. Шаров Ю.В. Воспитание духовных потребностей // Формирование духовных потребностей школьников. Новосибирск, 1966. -С. 102-137.

184. Шаров Ю.В. Воспитание духовных потребностей основ всестороннего гармонического развития личности // Формирование потребностей школьников. - Новосибирск, 1966. - С. 23 - 80.

185. Шаров Ю.В. Формирование духовных потребностей подрастающего поколения / Советская педагогика, 1970. №5. - С. 91-105.

186. Шаров Ю.В., Кузьмина Э.М. Осознание учащимися значимости знаний условие формирования их познавательных интересов / Советская педагогика, 1974. - №6. - С. 41-50.

187. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: АПН РСФСР, 1950. -175 с.

188. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетичекое воспитание детей и юношенства. М.: Педагогика, 1975. - 200с.

189. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Кузина, М.Н.Скаткина. Т.1. - М., 1980. - 287с.

190. Шиянов Е.Н. Регионально-этническая культура в концепции развития, социализации и воспитания личности // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1997. - С. 18-27.

191. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Адыгское отделение

192. Краснодар, кн. изд-ва. Майкоп, 1989. - 336с.

193. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. К.: Изд-во Казанского университета, 1987. - 108 с.

194. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 352 с.

195. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.- 160 с.

196. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.- 208 с.

197. Щукина. Г.И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. JL, 1967. - 272 с.

198. Эльконин Д.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 560с.

199. Юзбашян Ю.В. Национальная музыка как одна из основ музыкального воспитания учащихся начальных классов армянских школ . -Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1981. -16 с.

200. ЮНЕСКО и сохранение фольклора. / Курьер. 1985. - май. - 16с.

201. Явгильдина З.М Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста. Дисс. . канд. пед. наук. - Казань, 1998. - 263с.

202. Яконюк B.JI. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета педвуза и пути их развития (в процессе индивидуального фортепианного обучения). Автореф. дисс. . канд. пед.наук. -М., 1997.-16с.

203. Яконюк B.JI. Развитие интереса к профессии учителя музыки. Минск: Высшая школа, 1979. 103 с.1. АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

204. Какой вид искусства тебе больше всего нравится? а) художественная литература, б) кино, в) изобразительное искусство, г) музыка, д) ни один вид искусства меня не интересует.

205. Какой рассказ, сказка, стихотворение тебе нравится?

206. Напиши, если знаешь, фамилию любого писателя или поэта.

207. Сколько произведений художественной литературы ты прочел за последние две недели? Назови их.

208. Какой художественный фильм тебе нравится?

209. Напиши фамилию любого кинорежиссера?

210. Сколько художественных фильмов ты посмотрел за последние две недели? Назови их.

211. Какая картина художника тебе нравится?

212. Напиши, если знаешь, фамилию любого художника?

213. Сколько раз за последний год ты бывал на выставке картин художников?

214. Какое музыкальное произведение тебе нравится? (симфония, опера, балет, песня и т. д.)

215. Назови фамилию любого композитора?

216. Сколько раз за последний год ты бывал на концертах?1. АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

217. Какие карачаево-балкарские народные праздники Вы знаете? Назовите и опишите их. Чему они посвящены?

218. Какие карачаево-балкарские песни Вы знаете? Назовите их. Можете ли их исполнить?

219. Какие карачаево-балкарские сказки Вы знаете? Назовите их.

220. Сколько карачаево-балкарских пословиц и поговорок Вы знаете? Назовите их.

221. Сколько карачаево-балкарских народных загадок Вы знаете? Загадайте их.

222. Какие карачаево-балкарские стихи Вы знаете? Назовите их авторов. Можете ли их прочесть?

223. Каких карачаево-балкарских композиторов Вы знаете? Назовите их. Перечислите их музыкальные произведения.

224. Каких карачаево-балкарских писателей и поэтов Вы знаете? Назовите их. Перечислите их произведения.1. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!1. АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

225. Фамилия, имя учащегося, класс.

226. На какие из предметов Вам хотелось бы ходить каждый день? (музыка, изобразительное искусство).

227. Какие виды музыкальной деятельности на уроке Вам нравятся?- слушание музыки;- пение;- музыкальная грамота;- игра на музыкальных инструментах;- творческие задания;- движения под музыку.

228. Какие песни по характеру Вам нравятся больше?- веселые, шуточные;- грустные, лирические;- бодрые, энергичные;

229. Какие песни Вы слушаете или поете дома? (эстрадные, народные, детские, зарубежные, русские, карачаево-балкарские).

230. Каких композиторов Вы знаете?

231. Чем Вы занимаетесь в свободное время?музыкой, танцами, рисованием, спортом).1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ1. Ф.И.О.

232. Социальное положение (профессия).

233. Проводите ли Вы свободное время всей семьей? да, нет.

234. Если да, то какой вид деятельности предпочитаете: посещение театра, музея, концерта; чтение книг; занятия спортом; прогулки; просмотр телепередач и т.д. (подчеркните или допишите).

235. Звучит ли в Вашем доме музыка? да, нет.

236. Если да, то какая: классическая, эстрадная, (зарубежная, русская, национальная), народная (русская, карачаево-балкарская и т.д.) -подчеркните или допишите.

237. Назовите своих любимых композиторов.

238. Назовите своих любимых исполнителей.

239. Назовите любимые музыкальные произведения, в том числе песни.

240. Посещает ли Ваш ребенок кружки? да, нет.

241. Если да, то какие: музыкальный, художественный, танцевальный, спортивный и т.д. (подчеркните или допишите).

242. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время? (читает, поет, рисует, играет, смотрит телевизор, гуляет и т.д.).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.