Формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Булгакова, Алина Вячеславовна

  • Булгакова, Алина Вячеславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 225
Булгакова, Алина Вячеславовна. Формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства: дис. кандидат наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Казань. 2015. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Булгакова, Алина Вячеславовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава I. Теоретические проблемы формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

1.1. Исходные предпосылки формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства

1.2. Специфика восприятия подростками изобразительного искусства

Выводы по I главе

Глава II. Организация работы по формированию художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

2.1. Социокультурная модель и педагогические условия эффективного формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства

2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы

Выводы по II главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

162

164

187

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изменение современного культурного ландшафта влияет на статус видов культуры в общей иерархии социальных и индивидуальных предпочтений. В современном обществе доминируют экранные культуры, которые формируют субъекта, отличающегося определенными эстетическими предпочтениями. Эстетические ценности определяют содержание художественной культуры. Российское общество стремится к сохранению традиционных ценностей, которые интегрированы в художественную культуру. Намеченная стратегия культурной политики государства подтверждена рядом правительственных документов [статья 12 часть вторая Закона Российской Федерации от 5 мая 2014 N 102-Ф 3 «Право на приобщение к культурным ценностям» и т.д.]. Субъектом художественной культуры является личность, умеющая понимать, ценить и создавать прекрасное. Личность формируется в образовательном пространстве, имеющем эстетическое содержание. Эстетическая культура относится к числу базовых культур личности.

Изобразительное искусство как компонент художественной культуры содержательно наполняет образовательное пространство; его понимание связано с системообразующими признаками личности: с субъективным восприятием окружающего мира, развитием образного мышления, эмпатией, эмоциональными состояниями и коммуникативными способностями.

Изобразительное искусство относится к личностно-креативному типу культуры. Жанры и виды изобразительного искусства формируют нелинейную траекторию эволюции эстетического пространства, в котором сосуществует темпоральная динамика и сакральные ценности; их выбор определяется свободным целополаганием субъекта. Усложнение общественной организации обусловливает полифонизм художественной культуры и способствует ценностному разнообразию эстетического пространства.

Эстетическое пространство музея изобразительного искусства обогащает художественную культуру подростков и задает ей вектор развития.

Вместе с тем, образовательно-воспитательная практика свидетельствует о недостаточном внимании к эстетическому пространству музея изобразительного искусства как универсальному средству формирования художественной культуры подростков.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема художественной культуры и её формирования имеет междисциплинарный характер, что предполагает различные подходы к её решению.

История мировой художественной культуры, её современное состояние проанализированы в исследованиях Л.В.Ламыкиной, Л.М.Предте-ченской, М.А.Соколовой, Б.А.Эренгросса и др.

Историю отечественной художественной культуры, этапы эволюции, содержание рассматривают Л.Г.Волкова, В.И.Жуковский, И.Н.Лисаковский,

A.А.Мелик-Пашаев, О.В.Сальдаева, Е.С.Яхонтова и др.

Теоретические основы художественной культуры, её природа, содержание и развитие нашли отражение в исследованиях Л.Н. Когана,

B.С.Леденева, И.П. Никитиной, Ю.В. Осокина, Л.А. Сатаровой, Н.С. Стенина и др.

Феномен изобразительного искусства, его структура, виды, этапы эволюции раскрыты в работах Е.В.Квятковского, В.С.Кузина, Е.О. Марченко, Б.М.Неменского, Н.М.Сокольниковой, Т.Я.Шпикаловой и др.

Проблематике психологии искусства и художественного творчества посвящены исследования Е.В.Белоноговой, Л.С.Выготского, Р.Р.Гарифул-лина, Е.П.Крупника, Д.А.Леонтьева, А.Н.Малюкова, Ю.Н.Протопопова, В.М.Розина, A.B. Толстых и др.

Возрастную специфику психологии подростков, обеспечивающую предрасположенность к восприятию произведений изобразительного искусства раскрыли Б.Б.Айсмонтас, Б.П.Бархаев, Л.Ф.Бурлачук, О.Б.Дарвиш, В.Н.Дружинин, И.Ю.Кулагина, И.Н.Носс, А.И.Савенков и др.

Художественной педагогики и педагогики искусства уделено внимание в работах Ю.Б. Алиева, Е.П.Ильиной, Е.С.Полата, М.Н.Фроловской, Б.П. Юсова и др.

Проблемам формирования художественной культуры подростков на основе изобразительного искусства посвящены диссертационные исследования Э.Г.Ахметшиной [2000], Е.В.Белоноговой [2004], А.А.Дмитриевой [1984], М.В.Долгашевой [2009], И.Ф.Парамонова [2008], Т.Н.Суминовой [2006], Л.А.Яруллиной [1994] и др.

Несмотря на пристальное внимание к проблемам художественной культуры и ее развитию у различных возрастных групп молодежи, в том числе и средствами изобразительного искусства, остается не раскрытым эстетический потенциал музея изобразительного искусства в формировании художественной культуры подростков.

На основе анализа философской, культурологической, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы, изучения опыта формирования художественной культуры подростков, нами были выявлены противоречия между:

- тенденциями современного общества к нарушению иерархии культур и стремлением человека к её сохранению на основе развития художественной культуры;

- существующим педагогическим потенциалом художественной культуры, педагогическим ресурсом социальных и культурно-досуговых учреждений и недостаточным их использованием в деятельности социокультурных институтов по формированию художественной культуры подростков;

- формирующими возможностями эстетического пространства музея изобразительного искусства и недостаточной разработанностью учебно-методического инструментария по организации социокультурных практик.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать научную проблему: каковы педагогические условия формирования художественной куль-

туры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства?

Решение выявленных противоречий, важность и значимость определенной нами проблемы, обусловило выбор темы исследования: «Формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и социокультурную модель эффективного формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Объект исследования: процесс формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Предмет исследования: педагогические условия формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

В исследовании выдвигается рабочая гипотеза, согласно которой процесс формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства будет эффективным, если:

- предложено понятие «художественная культура подростков»;

- раскрыт педагогический потенциал эстетического пространства музея изобразительного искусства;

- выявлена специфика восприятия изобразительного искусства подростками;

- разработаны критерии сформированности художественной культуры у подростков;

- определены и обоснованы педагогические условия и социокультурная модель эффективного формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Цель и гипотеза исследования определили постановку задач:

1. Уточнить понятие «художественная культура подростков».

2. Обосновать формирующий потенциал эстетического пространства музея изобразительного искусства.

3. Выявить специфику восприятия изобразительного искусства подростками.

4. Разработать критерии сформированности художественной культуры у подростков.

5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и социокультурную модель эффективного формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Методологическую основу исследования составили: диалектическая теория познания [А.А.Гусейнов, К.А.Шварцман, А.К.Судаков и др.], системный подход [А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, Е.Н.Елисеев, В.П.Кузьмин, В.Н.Садовский и др.], теории эстетического развития [В.В.Бычков, О.Б.Гордиенко, Р.И.Ягудина и др.] и восприятия [Е.В.Белоногова, С.М.Даниэль, В.М. Розин, И. Рок и др.], психологические теории личности, деятельности и общения [В.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.Ю.Сироткин, Д.И.Фельдштейн и др.].

Теоретической основой исследования явились:

- труды по теории социально-культурной деятельности (А.Д.Жарков, Е.И.Григорьева, Ю.Д.Красильников, В.М..Рябков, Т.Э.Мангер, Д.ВДИамсутдинова и др.);

- исследования личности как субъекта социально-куртурной деятельности (Т.В.Берестова, Р.С.Гарифуллина, Л.С.Жаркова, Т.Г.Киселёва, БГ.Мосалев и др.);

- полипарадигмальный подход, предполагающий интеграцию культурологических, искусствоведческих, психолого-педагогических и художественно-педагогических знаний по формированию художественной культуры подростков. Культурологический подход позволил: изучить ценностные со-

ставляющие художественной культуры (А.А.Белик, В.П.Большаков, Г.В.Драч, Н.Д.Ермишина, А.С.Кармина, А.В.Костина, А.И.Кравченко, Д.С.Лихачев, А.Я.Флиер, К.М.Хоруженко и др.); искусствоведческий подход выявить динамику эволюционного развития изобразительного искусства как составного элемента художественной культуры (А.В.Бакушинский, Е.В.Белоногова, И.Э.Кашекова, Е.В.Квятковский, В.С.Кузин, Л.М.Макарова, Б.М.Неменский, И.М.Рязанцева, Н.М.Сокольникова, Н.А.Яковлева и др.); психолого-педагогический подход определить механизм культуры восприятия изобразительного искусства (Б.Б.Айсмонтас, Б.П.Бархаев, Л.Ф.Бурлачук, Р.Р.Гарифуллин, А.Н.Малюков, В.И.Петрушин, А.А.Реан, А.И.Савенков и др.); худооюественно-педагогический подход проанализировать теорию и практику воспитания художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства (Ю.Б.Алиев, А.А.Мелик-Пашаев, Е.С.Полат, Т.Я.Шпикалова, М.Н.Фроловская и др.).

Методы исследования: теоретические (изучение философской, психологической, педагогической и специальной литературы, нормативной документации по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, педагогическое моделирование, обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, различные виды опросов и экспертных оценок, констатирующий и формирующий эксперимент); статистические (статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования).

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Международного института антиквариата (г.Казань) и музея Большого собрания изящных искусств АБв (г.Казань). В исследовании принимали участие 72 подростков школы-интерната «Лицей имени Н.И.Лобачевского» (г.Казань) и МБОУ «СОШ №18» (г.Казань) и 12 сотрудников музея и педагогов.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2010 по 2015 год и проходило три этапа.

На первом (понсково-аналитическом) этапе (2010-2011 гг.) изучалось современное состояние проблемы формирования художественной культуры подростков, проводился анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы, обобщался практический опыт работы по подготовке сотрудников и педагогов музея к воспитанию художественной культуры подростков, определялась тема и исходные параметры исследования, его гипотеза, методологические и теоретические основы, экспериментальная база, разрабатывалась программа и методики исследования.

На втором (организациошю-эксперименталыюм) этапе (20122013гг.) проводился констатирующий и формирующий эксперимент, в ходе которого уточнялась и конкретизировалась гипотеза исследования, проводились и корректировались педагогические условия формирования художественной культуры подростков на основе эстетического пространства музея изобразительного искусства.

На третьем (обобщающем) этапе (2014-2015 гг.) осуществлялось теоретическое обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов эксперимента, проверка их достоверности, формулировались и конкретизировались выводы, уточнялись отдельные теоретические положения, осуществлялась научная и литературная редакция текста диссертации, внедрялись в практику результаты исследования.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Уточнено понятие «художественная культура». Художественная культура - это совокупность созданных в данном обществе художественных ценностей, их восприятие, усвоение и распространение отдельным человеком и обществом, протекающим в ходе освоения эстетического содержания художественной культуры, которое существует и аккумулируется в социокультурном пространстве.

2. Обоснован формирующий потенциал эстетического пространства музея изобразительного искусства, который включает: эстетический компонент, представленный артефактами, выражающими определенную ступень чувст-

венного познания прекрасного, которое возникает у подростков при восприятии произведений искусства; ценностный компонент, в основе которого лежат ценностные установки; познавательный компонент, предполагающий знакомство с новыми сюжетами в интерпретации неизвестных подросткам художников.

3. Определена специфика восприятия подростками изобразительного искусства в соответствии с фазами восприятия художественных произведений.

4. Выделены критерии и показатели сформированности художественной культуры подростков (когнитивный, отношение к изобразительному искусству, художественно-ценностный, мотивационно-деятельностный) и оценочные уровни (высокий, средний, низкий), отражающие изменения в художественной культуре подростков.

5. Выявлены и обоснованы педагогические условия, разработана и экспериментально апробирована социокультурная модель эффективного формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: целевой блок, определяющий цели и задачи исследования; теоретико-методологический блок, содержащий в себе подходы и принципы, социально-педагогические условия формирования художественной культуры подростков; содержательный блок, включающий в себя основные направления педагогической работы; процессуальный блок, представляющий собой совокупность методов и форм воспитательной работы по формированию художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства; диагностико-результативный блок, предполагающий выделение критериев (когнитивный, отношение подростков к изобразительному искусству, художественно-ценностный, мотивационно-деятельностный) и уровней сформированности (высокий, средний, низкий) художественной культуры подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что она вносит определенный вклад в теорию и методику социально-культурной деятельности. Полученные результаты обогащают научные представления о формировании художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства. В ходе исследования уточнено понятие художественная культура и раскрыто понятие художественная культура подростков; разработаны критерии формирования художественной культуры подростков; определен формирующий потенциал художественной культуры; выявлена специфика восприятия изобразительного искусства подростками; установлены и обоснованы педагогические условия, разработана и экспериментально апробирована социокультурная модель эффективного формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы в социально-педагогическом процессе эстетического пространства музея изобразительного искусства, центров дополнительного образования и других образовательно-воспитательных учреждениях различного типа. Полученные результаты, изложенные в учебных и учебно-методических пособиях, обеспечивают педагогов и сотрудников музея научно-обоснованными выводами и рекомендациями по формированию художественной культуры подростков.

Материалы исследования могут быть использованы в курсе «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» общеобразовательной школы; в системе повышения квалификации сотрудников музея и педагогов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена целостностью методологических позиций, непротиворечивостью исходных теоретических положений, комплексным применением апробированного исследовательского и аналитического аппарата; обусловлена использо-

ванием совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследования, экспериментальным подтверждением гипотезы исследования, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью выборок, качественным и количественным анализом полученных данных, обработкой результатов исследования статистическими методами, опорой на личный опыт работы соискателя в качестве директора Международного института антиквариата (г.Казань) и ведущего искусствоведа музея Большого собрания изящных искусств А8С (г.Казань).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы и докладывались на научно-практических конференциях различного уровня: на международных [«Здоровье как социокультурный феномен» (Казань, 2010); «Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия» (Казань, 2011); «Евразийство и проблемы современной науки» (КазГУКИ, 2012); «Воспитание подрастающего поколения: опыт, проблемы, перспективы» (Чебоксары, 2013)] и всероссийских [«Педагогика художественного образования: история, методология, практика» (Казань, 2010)].

Выводы и рекомендации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, социально-культурной деятельности, философии, культурологии и педагогики ФГБОУ ВПО КазГУКИ (2011 - 2015 гг.).

Результаты исследования нашли отражение в учебном пособии, учебно-методических программах, 32 опубликованных статьях, трех работах в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Результаты исследования внедрены в деятельность музея Большого собрания изящных искусств АБв Международного института антиквариата (г.Казань), а так же школы-интерната «Лицей им. Н.И. Лобачевского» (г.Казань) и МБОУ «СОШ №18» (г.Казань), о чем свидетельствуют акты о внедрении.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественная культура подростков - это интегративное качество личности, которое включает: ценности художественной культуры, основанные на особенностях исторического развития художественных школ и сюжетах произведений изобразительного искусства; на эстетическом чувстве прекрасного, восприятие которого определяется психологическими особенностями подростков (мышление и т.д.) и формируется в ходе освоения эстетического содержания художественной культуры, осуществляется подростком в социокультурном пространстве посредством диалоговых форм общения.

2. Формирующий потенциал эстетического пространства музея изобразительного искусства содержит: эстетический компонент, содержащий представление о чувстве прекрасного, о световых эффектах, цвете, композиции, средствах выразительности и пропорциональности; ценностный компонент, который включает общечеловеческие, национальные и индивидуальные ценности; познавательный компонент, аккумулирующий знания об окружающих человека предметах и их художественной красоте; о красоте животного мира в анималистическом жанре; об образцах французского аллегорического портрета; о национальном своеобразие немецкой классической пейзажной школы; о жизненном пространстве русского купеческого дома в губернском городе.

3. Специфика восприятия подростками произведений изобразительного искусства заключается в мобилизации их к неосознанному переживанию художественного образа; во влиянии артефактов на ценностные ориентации; в стремлении уяснить место художника в обществе; в аналитической основе культуры восприятия. Восприятие подростком изобразительного искусства в эстетическом пространстве музея проходит три фазы. На каждой фазе локализован специфичный для нее механизм воздействия произведений искусства на подростков: для первой фазы — общий настрой на произведение (информационное сообщение педагога); для второй фазы — контакт с произведением (молчаливое созерцание, внутренняя работа в системе «человек-

произведение»); для третьей фазы - словесное выражение того, что подросток увидел (пафосная отзывчивость, художественный образ произведения, оценка).

4. Критериями сформированности художественной культуры подростков выступают: когнитивный (знание искусства, понятий и эстетических норм); отношение подростков к изобразительному искусству (интерес к художественному произведению, трудности в практическом применении изобразительных средств); художественно-ценностный (установка на духовные ценности, ориентация на содержание и значимость произведений искусства, на художественные средства выразительности); мотивационно-деятельностный (наличие потребности в эстетическом общении с изобразительным искусством, навыки понимания, опыт восприятия, участие в беседах и дискуссиях об искусстве).

5. Эффективное формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: использование эстетического пространства музея изобразительного искусства как средства формирования художественной культуры подростков; формирование художественной культуры в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков; формирование художественной культуры подростков на основе материала из Большого собрания изящных искусств АБв Международного института антиквариата (г. Казань); формирование художественной культуры как результат деятельности Международного института антиквариата (г.Казань) по развитию художественной культуры подростков средствами приобщения к музейному собранию.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 227 источников и 29 приложений. Текст диссертации иллюстрирован 22 таблицами. Объем диссертации 168 страниц основного текста.

Глава I. Теоретические проблемы формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве

музея изобразительного искусства 1.1. Исходные предпосылки формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства

Современная жизнь России полна проблем и противоречий в культуре. Разрушение многих традиционных представлений, потеря ценностных ориентиров требует по-новому взглянуть на культуру, ее корни и пути развития. Повышенное внимание к культуре - явление весьма показательное для нашего времени, оно свидетельствует о востребованности культуры. 2014 год в России был объявлен годом культуры.

Понятие «культура» обозначает «улучшенное», «обработанное». Попадает в эту сферу и человек, который всю жизнь трудится над преобразованием, «улучшением» себя. У Цицерона встречается выражение cultura animi, что означает «совершенствование души» [227]. «Трудятся не одни только люди [...], но лишь люди обладают культурой...» [227, с. 11]. Из этой цитаты становится ясно, что только культура делает человека Человеком. Таким образом, культура - это все, что создано человеком, а также сам процесс человеческой деятельности. Нужно добавить, что к культуре относится только то, что имеет гуманистическое содержание (созидательное, возвышенное начало).

Ключевым элементом культуры является художественная культура. Изучение художественной культуры как целостной системы началось сравнительно недавно. Во второй половины XX - начала XXI вв. появились работы философского [Ю.В.Осокин (148), В.В.Селиванов (181), Т.Н.Суминова (191) и др.], эстетического [Л.Н.Коган (108), Е.С.Яхонтова (227) и др.] и педагогического [И.С.Левшина (119), А.А.Мелик-Пашаев (134) и др.] характера, посвященные этой проблеме. Так, В.В.Селиванов в своей работе «Искусство в системе художественной культуры», говорит о связях и отношениях,

которые возникают между искусством и художественной культурой [181, с. 4]. Т.Н.Суминова пишет о новом взгляде на художественную культуру, «как на информационную систему, образующую «глокальное» (К.Э.Разлогов) информационное гипертекстовое пространство, визуальную реальность» [191, с. 3]. Л.Н.Коган раскрывает сущность, содержание и основные функции художественной культуры, показывая её отличие от эстетической культуры [108, с. 5-20]. Разрабатывая базовые компоненты художественной культуры И.С.Левшина «выдвигает положение об обращении школы к мировой культуре, истории, духовным ценностям» [119, с. 79].

Теоретический анализ проблемы показывает, что одни авторы понимают художественную культуру как часть эстетической культуры [В.В.Селиванов (181), Е.С.Яхонтова (227), Л.Н.Коган (108) и др.]. Другие [Ю.В.Осокин (148), Т.Н.Суминова (191), И.С.Левшина (119) и др.] трактуют художественную культуру как уровень эстетических суждений и способностей человека к художественной культуре. Мнение первых представителей кажется нам слишком широким, мнение вторых слишком узким. Полнее всего понятие «художественная культура» дано в определении, предложенном Ю.А.Лукиным. «Художественная культура - это совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также сам процесс их создания, распространения, восприятия и усвоения обществом и каждым отдельным человеком» [108, с. 25]. При всем различии эстетической и художественной культуры, последняя выступает главной составной частью, ядром первой.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Булгакова, Алина Вячеславовна, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. -М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 208 с.

2. Алиев Ю.Б. Инновационные аспекты современной дидактической системы художественного образования школьников//Инновации в образовании. - 2006. - № 6 ноябрь - декабрь.

3. Алякина КВ. Современный музей как гипертекстуальное пространство. Текст / К.В.Алякина // История философии и история культуры. Материалы конференции молодых ученых. - М., 2001. - С.73-76.

4. Анализ и интерпретация произведений искусства: Учеб. Пособие / Н.А.Яковлева, Е.Б.Мозговая, Т.П.Чаговец и др.; Под ред. Н.А.Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005. — 551 с.

5. Ахметишна Э.Г. Преемственность в развитии художественной культуры личности в системе: «Дошкольное образовательное учреждение — школа - вуз» (средствами ИЗО). 13.00.01. - Общ. педагогика: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Казань, 2000. - 22 с.

6. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2007. - 495 с.

7. Бакушинский A.B. Исследования и статьи // Избр. искусствоведческие труды. - М.: 1981.- 351 с.

8. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2007. —

448 с.

9. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. -СПб: Питер, 1999. - 140 с.

10. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур: учеб. Пособие / Белик A.A. Рос. гос. гуманит. ун-т. — М.: РГГУ, 2000. - 239 с.

11. Белопогова Е.В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи. Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: 2004. - 18 с.

12. Бендас Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009.-431 с.

13. Билонов MIO. Социализации личности средствами музейной педагогики: канд.пед.наук диссертация, 2003. - 202с.

14. Бирич И.А., Ломоносова М.Г. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития художественных и профессиональных способностей педагогов: В 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.2. - 112 с.

15. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. — М.: Знание, 1979. - 39 с.

16. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н.М.Борытко. - Волгоград. Перемена, 2000. - 225 с.

17. Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. Вузов / О.С.Булатова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

18. Булгакова A.B. «Зарисовки усадебного быта». Каталог выставки/ А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2014. - № 4. - С. 198-203.

19. Булгакова A.B. «Пир у Есфири» и «Выезд Артаксеркса» / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. -№ 2. - С. 174-175.

20. Булгакова A.B. «Часы и бронза на столе...» Коллекция художественной бронзы и часов в Большом собрании изящных искусств ASG/ А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. -2014,- № 1 (05).-С. 138-150.

21. Булгакова A.B. Анализ декоративного оформления сундуков эпохи Ренессанса из Большого собрания изящных искусств ASG/ А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. -Казань.-2013,-№4.-С. 108-111.

22. Булгакова A.B. Атрибуция: Pro&Contra. На примере исследования работы Жана Нокре «Портрет неизвестной в образе Аллегории Надежды»/ А.В.Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG.-Казань.-2013.-№ 1.-С. 83-85.

23. Булгакова A.B. Евразийский аспект художественной культуры / А.В.Булгакова // Евразийство и проблемы современной науки. - Казань: ИИЦ «Культура», 2012. -Ч. 2. - С. 150-152.

24. Булгакова A.B. Живопись братьев Ленен. Проблемы авторской атрибуции полотен из Большого собрания изящных искусств ASG / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. - № 3. - С. 150-153.

25. Булгакова A.B. Искусство Германии XVII - XVIII вв. в Большом собрании изящных искусств ASG / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. - № 1. - С. 134-139.

26. Булгакова A.B. Культура восприятия изобразительного искусства старшими подростками / А.В.Булгакова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - Казань. - 2013. - № 2. -С. 112-115.

27. Булгакова A.B. Мастер классицистического пейзажа Джованни Баггиста Чимароли / А.В.Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2014. - № 1 (05). -С. 186-187.

28. Булгакова A.B. Новые поступления живописи и мебели из Большого собрания изящных искусств ASG. Итоги летнего сезона 2014 г. / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2014. - № 4. - С. 206-212.

29. Булгакова A.B. Новые поступления. Представитель династии Франкен. Последователь Караваджо. Нубийский мальчик / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. -Казань.-2013,-№4.- С. 148-149.

30. Булгакова A.B. Нравственная составляющая живописи эпохи Возрождения и ее реализация на уроках изобразительного искусства / А.В.Булгакова // Духовно-нравственный потенциал современного общества в

подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия: материалы Международной научно-практической конференции 28 апреля. - Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2011. - Часть 1. - С. 226-231.

31. Булгакова A.B. Обзор зарубежной и отечественной литературы по профилю вузов культуры и искусства. «Класс, культуры и образование». Гарольд Энтвисл / A.B. Булгакова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - Казань. - 2012. - № 1. - С. 132-133.

32. Булгакова A.B. Образцы декоративно-прикладного искусства в БСИИ ASG / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2014. - № 1 (05). - С. 188-190.

33. Булгакова A.B. Педагогическая модель формирования художественной культуры старших подростков средствами изобразительного искусства / А.В.Булгакова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - Казань. - 2013. - № 4. - Часть 1. - С. 82-86.

34. Булгакова A.B. Подросток в мире изобразительного искусства: программа элективного спецкурса. - Казань: «Астория и К», 2012. - 28 с.

35. Булгакова A.B. Подросток в мире изобразительного искусства: учебное пособие. - Казань: «Алгоритм плюс», 2014. - 104 с.

36. Булгакова A.B. Произведения семейства Бассано в Большом собрании изящных искусств ASG / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. - № 2. - С. 154-158.

37. Булгакова A.B. Реконструкция авторского замысла картины круга испанского живописца XVII в. Хуана де Вальдеса Леаля «В мгновение ока» из Большого собрания изящных искусств ASG / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. - № 1. - С. 110-113.

38. Булгакова A.B. Реставрация портрета Луизы Аделаиды Орлеанской кисти Пьера Гобера / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. - № 2. - С. 150-151.

39. Булгакова A.B. Святой Доминик / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. -№ 3. - С.154-155.

40. Булгакова A.B. Скульптор Николай Иванович Либерих / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. - № 4. - С. 140-141.

41. Булгакова A.B. Смерть Порции / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. -№ 4. - С.138-139.

42. Булгакова A.B. Технологии проблемного обучения на уроках ИЗО / A.B. Булгакова // Научный потенциал: Научный журнал НИИ педагогики и психологии. - Чебоксары. - 2011. - № 1. - С. 25-29.

43. Булгакова A.B. Формирование художественной культуры старших подростков средствами изобразительного искусства: программа спецкурса. — Казань: «Астория и К», 2012. - 40 с.

44. Булгакова A.B. Формирующий потенциал художественной культуры развития старшего подростка средствами изобразительного искусства / А.В.Булгакова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - Казань. — 2014. — № 1. - С. 75-77.

45. Булгакова A.B. Франс Снейдерс / А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2014. — №4.-С. 184-187.

46. Булгакова A.B. Художественный образ в изобразительном искусстве и образ «Я» подростка (опыт соотносительного анализа) / А.В.Булгакова // Воспитание подрастающего поколения: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции

25-27 апреля. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2013. - С. 239-244.

47. Булгакова A.B. Художник Франческо Джузеппе Казанова/ А.В.Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. - № 3. - С. 175-177.

48. Булгакова A.B. Эстетизация творческой деятельности учащихся общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства / А.В.Булгакова // Педагогика художественного образования: история, методология, практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции 9-10 декабря. - Казань: ТГГПУ, 2011. - С. 418-422.

49. Булгакова A.B. Эстетическое восприятие учащимися красоты тела: средства изобразительного искусства как фактор духовного здоровья / А.В.Булгакова // Здоровье как социокультурный феномен: материалы 1-ой электронной Международной научной конференции 15 мая - 15 октября. -Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2011.-С. 70-76.

50. Булгакова A.B. Новости искусства. Михаил Пиотровский: «Я слежу за событиями, которые происходят в МИА»/ А.В.Булгакова, A.A. Ершова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. -Казань. - 2014. - № 4. - С. 214-217.

51. Булгакова A.B. Предметы жьенского фаянса в Большом собрании изящных искусств ASG/ А.В.Булгакова, А.М. Нургаязова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2014. -№4.-С. 188-193.

52. Булгакова A.B. «Спасенная красота...» единство исторической и эстетической цельности реставрационной политики Международного института антиквариата (МИА) ASG/ А.В.Булгакова, А.А.Черепанова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. — Казань.-2013.-№2.-С. 180-187.

53. Булгакова A.B. «Святой Себастьян» итальянской школы живописи нач. XVII в.: проблемы иконографии, атрибуции и датировки/ А.В.Булгакова, М.К. Яо II Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG.-Казань.-2013. -№ 1.-С. 86-90.

54. Булгакова A.B. Работы братьев Лагрене в Большом собрании изящных искусств ASG. Опыт исследования и атрибуция/ А.В.Булгакова, М.К. Яо // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG.- Казань.- 2013. -№ 1.-С. 72-78.

55. Булгакова A.B. Ты смотришь на меня со старого портрета /А.В.Булгакова, М.К. Яо II Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата AS G.-Казань.-2013.-№ 1.-С. 123-131.

56. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2003. - 526 с.

57. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И.Герцена; [Редкол.: Н.А.Яковлева (отв.ред.) и др.]. - Л.: ЛГПИ, 1989. - 155 с.

58. Владимирова Ю,Б. Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды: автореф. канд. пед. наук. / Ю.Б.Владимирова. -Казань, 2013.-22 с.

59. Войко P.A. Сущность и структура понятия «культурно-образовательная среда» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mparlament/eduhmao.ru/var/db/fíles/l 5665.voiko.-r.doc.

60. Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. - М.: Знание, 1988. - 239 с.

61. Волкова Л.Г. Гармонизация личности средствами художественной культуры // Искусство и образование. - 2007. - №4 (48). -С.63-67.

62. Выготский U.C. Психология искусства/Предисл. А.Н. Леонтьева. -3-е изд. - М.: Искусствр, 1986. - 573 с.

63. Гарифуллин P.P. Психология художественного творчества: учебное пособие для студентов творческих специальностей. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 139 с.

64. Гарифуллина P.C. Педагогические технологии организации деятельности детских творческих объедений по нравственному воспитанию личности / Р.С.Гарифуллина // Проблемы и тенденции развития современной социокультурной деятельности: сб. науч. материалов. — Казань: КГУ, 2007. -с.32-38.

65. Герчук Ю.Я Основы художественной грамоты. Язык и смыл изобразительного искусства. - М., 1998. - 210 с.

66. Гиль А.Ю. Музей в культуре информационного общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Томск, 2009. -22 с.

67. Григорьева Е.И. Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативных технологий / монография. - Томбов: Изд-во Р.В.Першина. - 2005. - 167 с.

68. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 7 класс. - М.: ВАКО, 2013. - 176 с.

69. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 8 класс. - М.: ВАКО, 2014.- 128 с.

70. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. - JL, 1990. -221 с.

71. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во Владос - Пресс, 2003.-264 с.

72. Демченко А.И. О некоторых перспективах художественного образования // Искусство и образование. - 2007. - № 1 (45). - С.4-8.

73. Дмитриева A.A. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков: Автореф. канд. пед. наук. - М.: 1984. - 17 с.

74. Дмитриева Н.А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 520 с.

75. Долгашева М.В. Педагогическое наследие просветителей эпохи Возрождения в контексте развития художественного образования: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. 13.00.01. - Чебоксары, 2009. - 23 с.

76. Драч Г.В. и др. Культурология: учебник для вузов и специалистов: учеб. пособие для студентов вузов / Г.В. Драч. - СПб.: Питер, 2011.-384 с.

77. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Владос, 2002.- 193 с.

78. Ермишина Н.Д. Культурология: учебное пособие для студентов вузов / М-во образования РФ; РХТУ им. Д.И. Менделеева; МЗИ (техн. ун-т). - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 430 с.

79. Ершов А., Буктов В. Режессура урока, общение и поведение учителя // Искусство в школе. - 1999. - № 4. - С. 58 - 65; № 5. - С. 63 — 70; № 6. - С. 54 - 59; 2000. - № 2. - С. 72-77.

80. Ежова Е. Ю. Художественная культура личности в социокультурном пространстве / Личность. Культура. Общество. - 2009 — Том XI - Вып.4. - С.51 -52.

81. Жарков АД. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности. Монография. - М., 2012. - 479 с.

82. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010.-396 с.

83. Жуковский В.И., Тарасова М.В. Образовательные возможности художественный культуры // Искусство и образование. — 2011. — № 6. — С. 39-48.

84. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования [Электронный ресурс] / В.И.Зягвязинский // Моделирование социально-педагогических систем: материалы регион, науч.-

практ. конф. / Проект Информационно-образовательного Центра ПГПУ / Режим доступа: http://wap.pspu.ru/sci_model_zavg.shtml.

85. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. - 2003. - №9. - С.3-16.

86. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шалыгина ИВ. Содержание образования: культурологический подход// Педагогика. - 2005. - №1. — С. 13-19.

87. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте: Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ худож. воспитания детей и подростков [Ред. кол. Т.И. Сухова (отв. ред.) и др.] - М.: АПН СССР, 1987.-94 с.

88. Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе B.C. Кузина / авт.- сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 95 с.

89. Изобразительное искусство. 7 класс: Поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт.-сост. О.В.Свиридова. - 3-е изд. -Волгоград: Учитель, 2013. - 223 с.

90. Изобразительное искусство. 7 класс: учеб. для образоват. организаций / Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др. / ; под ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2013. - 240 с.

91. Изобразительное искусство. Архитектура. 8 класс: поурочные планы по программе под редакцией Б.М.Неменского / авт-сост. О.В.Свиридова. - Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2012- 171 с.

92. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. - М.: Просвещение, 2011. - 129 с.

93. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т.Я.П1пикалова, Л.В.Ершова,

Г.А.Поровская и др.]; под. ред. Т.Я. Шпикаловой - М.: Просвещение, 2012. -157 с.

94. Ильин Е.П. Психология творчества, креативность, одаренность/Е.П. Ильин. - СПб (и др.): Питер, 2011. - 444 с.

95. Ильина Е.П. Воспитание искусством // Искусство в школе. -2009. -№ 1.-С. 13-15.

96. Интерпретация образа как средство развития художественного восприятия учащихся [Текст] / JI. Филатова // Искусство в школе. — 2008. — № 6. - С. 4-7.

97. Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина и др. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. -77 с.

98. Исчезающая красота: Проблемы сохранения ценностей культуры в современной России // Материалы Всероссийской научной конференции 17 - 19 мая 2002 г., Великий Новгород. - 2002. - 179 с.

99. Каган М. С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. науч. трудов. - Ленинград: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. - С. 3-12.

100. Каталог Большого собрания изящных искусств ASG. Том 1. Живопись старых мастеров Западной Европы XVI - XVIII вв. /Междунар. инт антиквариата ASG; сост. М.К. Яо, A.B. Булгакова; ред. М.К. Яо. — Казань, 2013. - Т. 1. Живопись. - 232 с.

101. Каталог Большого собрания изящных искусств ASG. В 2-х тт. Искусство мебели. Книга I. Западная Европа XVI - XVIII вв. /Междунар. инт антиквариата ASG; авторы-сост. A.B. Булгакова, А.А.Черепанова, М.К. Яо; общ. науч. ред. A.B. Булгакова; вступ. статьи М.К.Яо, Ю.Г. Еманова. -Казань, 2014.-234 с.

102. Каулен М.Е. Международное значение проекта «Интеграция российских музеев в региональные социокультурное пространство» /

М.Е.Каулен, И.В.Чувилова, О.Е.Черкаева, В.А.Ламин, О.Н.Шелигина // Музей и посетитель: процесс, прогресс и протест / Иркутск: Оттиск, 2012. -С.23-35.

103. Кашекова Н.Э. Изобразительное искусство: учеб. для вузов. - М.: Академический Проект, 2009. - 853 с.

104. Квятковский Е.В. Творческая деятельность на уроках искусства // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 48-51.

105. Киселёва Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник Т.Г.Киселева. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

106. Кие М. Психология подростка. — М.: Просвещение, 1991. - 167 с.

107. Ключевые понятия музеологии // Музей / ИКОМ России, 2012. -С.48-52:

108. Коган JI.H. Художественная культура и художественное воспитание. — М.: Знание, 1979. - 63 с.

109. Костина A.B. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям / A.B. Костина. - 2-е изд. - М.: Кнорус, 2008. - 314 с.

110. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Трикста, 2001. - 495 с.

111. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / В.В.Краевский, Е.В.Бережкова. — 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400с.

112. Красилъников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: учеб. пособие / Ю.Д.Красильников. - М., 1993. - 73 с.

113. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства / РАН, Инт психологии: МПГУ. - М.: Ин-т психологии им. РАН, 1999. - 240 с.

114. Крючек В.К. Социально-культурная деятельность детей и подростков: теория и технология: учеб. пособие / В.К. Крючек. - Волгоград: Перемена, 2004. - 97 с.

115. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник для студентов сред. Спец. Учеб. заведений. — М.: Агар, 1998.-336 с.

116. Кузин B.C. Психология живописи: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». - Из-во 4-е, испр. - М.: Оникс, 2005. - 304 с.

117. Кулагина И.Ю., Колющий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464 с.

118. Культурология / А.С.Кармин, Е.С.Новикова. - СПб.: Питер, 2008. - 163 с.

119. Культурология: Учебник / В.П.Большаков, Е.П.Борзова, С.Н.Иконникова и др. - М.: Проспект, 2010. - 528 с.

120. Левшина И.С. К разработке базового компонента художественной культуры // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. науч. тр. / Под ред. О.С.Газмана. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. -С. 79-98.

121. Леднев B.C. Духовно-нравственная культура в образовании человека / B.C. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. -№6. - С. 3-6.

122. Леонтович O.A. Методы коммуникативных исследований. — М.,

2011.

123. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия // Художественное творчество и психология. - М.: Наука, 1991. - 192 с.

124. Лисаковский И.Н. Художественная культура: Термины. Понятия. Знания. Слов.-справочник. — М.: 2002. - 239 с.

125. Лихачев Д.С. Теория эстетического воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1985. - 361 с.

126. Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство 7 кл. В 2ч. 4.1: учебник / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина. - М.: Дрофа, 2014.

- 143 с.

127. Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 7 кл. В 2ч. 4.2.: учебник / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина. - М.: Дрофа, 2014.

- 141 с.

128. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

129. Макарова М.Л. Целостное зрительное восприятие и изображение // Искусство и образование. - 2009. - №3. - С. 62-69.

130. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Науч.-метод. пособие / А.Н.Малюков. - Дубна: Издат. центр «Феникс», 1999. - 256 с.

131. Малюков Л.//. Формирование ценностного отношения к искусству у учащихся-подростков // Искусство и образование. - 2002. - №2. - С. 21-26.

132. Мартынепко Н.Д. Специфика и искусство и его социолизирующее воздействие на личность / Н.Д.Мартыненко // Вопросы культурологии. - 2007. - №10. - С.47-50.

133. Марченко Е. О единых закономерностях восприятия произведений разных видов искусства // Искусство в школе. - 2008. - №2. -С. 4-7.

134. Мелик-Пашаев A.A. «Желаемые миры» художественной культуры // Искусство в школе. - 2012. - №3. - С. 3-6.

135. Мелик-Пашаев A.A. Опыт приобщения подростков к художественной культуре на уроках изобразительного искусства // Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла: Сб.науч.тр. / Ред.-сост. Г.В.Арзямова. -М.: Изд.АПН СССР, 1989. - С.6-23.

136. Мелик-Пашаев A.A. Что делал художник, чтобы мы его поняли? // Искусство в школе. - 2009. - №4. - С. 3-6.

137. Методика преподавания мировой художественной культуры в 8 классе. Пособие для учителя. - М.: Изд. НИИ школ, МПРСФСР, 1987. - 132с.

138. Мировая художественная культура: учебное пособие / Колл. авт.: Б.А.Эренгросс, В.Р.Арсеньев, Н.Н.Воробьев и др.: Под. ред. Б.А.Эренгросс. -М.: Высшая школа, 2001. - 767 с.

139. Мировое древо.- 1992.- №1.- С. 11

140. Мухотина H.A. Традиционное искусство в современной системе ценностей // Педагогика. - 2009. - №9. - С. 51-59.

141. Низамеева A.M. Социокультурное пространство вуза как фактор развития информационной компетентности студенческой молодежи. Монография / А.М.Низамеева. - Казань: «Ихлас», 2011. - 218 с.

142. Никитина И.П. Философия искусств: учебное пособие / И.П.Никитина. - 2-е изд. - М.: Издательство «Омега - JI», 2010. - 559 с.

143. Новиков A.M. Культура как основа содержание образования // Педагогика. - 2011. - №6. - С. 3-14.

144. Носс H.H. Психодиагностика: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2011.-439 с.

145. Огородников Ю.А. Роль искусство социализации человека. - М., 1991.-С.128.

146. Орлова Э.А. Концепция социокультурного пространства: познавательные возможности / Э.А.Орлова // Личность. Культура. Общество. - 2007. - Вып.З. - С.96-112.

147. Орлова Э.А. Концепция социокультурного пространства: Методическое пособие по курсу «Теория культуры». - М., 2002. - 67 с.

148. Основы культурологии: Учебное пособие / Отв. ред. И.М. Быховская. - М.: Едитория УРСС, 2005. - 496 с.

149. Осокин Ю.В. Искусство как феномен культуры // Системные исследования культуры. 2008 / под ред. Г.В.Иванченко, В.С.Жилков. - СПб.: Алетейя, 2009. - С. 233-262.

150. Парамонов И.Ф. Развитие художественной культуры младших школьников в условиях воскресной школы: Автореф. диссер. канд. пед. наук. 13.00.01. - Екатеринбург, 2008. - 23 с.

151. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров и др.]; под. ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 400 с.

152. Петруишн В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, Гаудеамус, 2006. - 490 с.

153. Питерских A.C. Изобразительно искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского - М.: Просвещение, 2013.- 176 с.

154. Питерских A.C. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.

155. Питерских A.C., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие 7-8 кл. — М.: Просвещение, 2007. - 176 с.

156. Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г.Маклакова. - СПб: Питер, 2001. - 480 с.

157. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. - М.: Академия, 2008. - 368 с.

158. Предтеченская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. Из опыты работы - М.: Просвещение, 1978.- 176 с.

159. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. - М.,

1983.

160. Программа общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство (5-9 кл.) / науч. рук. Т. Я.Шпикалова. - М.: Просвещение, 2005. — 127 с.

161. Пролеткин КВ., Калинина JI.JI., Шпак М.Е. Как развиваться музею в современном информационном мире // Музей и современные технологии: Материалы Всерос.науч.конф. - Томск, 2006. - С.82-94.

162. Протопопов Ю.Н. Исследование восприятия произведений живописи у старшеклассников // Восприятие изобразительного искусства школьниками: Сб. нау. тр. / Редкол.: Б.П.Юсов (отв. ред и др.). - М.: Изд. АПН СССР, 1988.- 130 с.

163. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф.Бурлачук. — СПб.: Питер, 2003.-351 с.

164. Психология подростка: учебник / Ж.К.Дандарова, И.С.Кон, С.Н.Костромина и др.; Под ред. А.А.Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, - 2004. - 480 с.

165. Психолого-педагогическая диагностика развития детей / М-во образования и науки РТ; Психолог. - мед. - пед. комиссия. - Казань: Школа, 2008.-37 с.

166. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - 5-е изд. — М.: Академия, 2008. - 319 с.

167. Реан A.A., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.

168. Ргшский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. 9-изд. - М.: Музыка, 1982. - 440 с.

169. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир. - Изд. 2-е. - М.: Едитория УРСС, 2004. - 224 с.

170. Розин В.М. Мышление и творчество. - М.: Перс 3, 2006. - 359 с.

171. Рок И. Введение в зрительное восприятие: Книга 1; / И.Рок. — М: Педагогика, 1980. - 312 с.

172. Рок И. Введение в зрительное восприятие: Книга 2; / И.Рок. - М: Педагогика, 1980. - 280 с.

173. Российская конференция по когнитивной науке. - Казань, 9-12 октября 2004 г. - Казань, Из-во КГУ, 2004. - 302 с.

174. Рязсищева И.М. Творчество и инновационные технологи в педагогической деятельности // Дизайн и архитектура в современном социокультурном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции (5 декабря 2013) / Уфим.гос.нефт.технич.универ.; под общ.ред. д.физ-мат.н., профессора Р.Н.Бахтизина. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2013. - С.200-207.

175. Рязанцева И.М. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами народного искусства / Вестник ЧГПУ. - 2014. - №4 (80). - Ч.З. - С.7-10.

176. Савенков А.И. Педагогическая психология. В 2 т. Т. 2: учебник для студ. высш. учеб. Заведений / А.И.Савенков. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 240 с.

177. Сальдаева О.В. Художественная культура личности в региональном контексте ее развития [Текст] // Искусство и образование. — 2008. -№3.- С. 133-139.

178. Сапанжа О.С. Культурологическая теория музейности: дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2011. - С.42-43.

179. Сатарова Л.А. Интерпретация как способ активизации образного мышления школьников // Изобразительное искусство в школе. - 2004. - №5. -С. 56-63.

180. Сатарова Л.А. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства // Педагогика. — 2004. - №5. - С. 46-50.

181. Себар Т. Концептуальные проблемы методики преподавания эстетических дисциплин // Искусство в школе. - 2004. - №3. - С. 90 - 95.

182. Селиванов В.В. Искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. Сб. научных трудов. - Л.: ЛГИТМиК, 1987. - 160 с.

183. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.

- СПб: Речь, 2004. - 349 с.

184. Силанян К.Г. Пространственная среда как социокультурный феномен: Дис. канд. фил. наук. / К.Г.Силанян. - Краснодар, 2002. - 162 с.

185. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. - Самара: СГПИ, 1991.-243 с.

186. Системные исследования культуры / М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. - СПб: Апетейя, 2009. - 604 с.

187. Системные исследования культуры: [ежегодник]/Гос. ин-т искусствознания. Отд. социологии худож. жизни; [науч. ред B.C. Жидков]. -СПб: Апетейя, 2006. - 396 с.

188. Словарь актуальных музейных терминов. Виртуальный музей // Музей, 2009.- №5.-С.52.

189. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. - М.: Владос, 2004. - 208 с.

190. Сокольникова Н.М. Основы живописи: Учебник для учащихся 5

- 8 кл. - Обнинск: Титул, 2001. - 80 с.

191. Стенина Н.С. Философские основы интегрированного художественного образования // Искусство и образования. - 2007. - №2 (46).

- С.22-32.

192. Суминова Т.Н. Художественная культура как информационная система: (мировоззрен. и теорет.-методол. основания) / Т.Н. Суминова. - М.: Акад. Проект, 2006. - 381 с.

193. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

194. Творчество в искусстве - искусство творчества / Ред. JI. Дорфман и др. - М.: Наука: Смысл, 2000. - 549 с.

195. Толстых A.B. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж / A.B. Толстых. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

196. Тулиганова И.В. Социокультурное пространство современного города: автореф. дис. ... канд. философ, наук. - Саратов, 2009. - 17 с.

197. Уайт, Лесли. Избранное: наука о культуре. - М.: РОСС ПЭН, 2004. - 959 с.

198. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 8 класс: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др. / под ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2014.- 128 с.

199. Учебники по изобразительному искусству для 1-9 кл. под ред. Неменского Б.М. -М.: Владос, 2010. - 294 с.

200. Филатова Л. Интерпретация образа как средство развития художественного восприятия учащихся // Искусство в школе. - 2008. - № 6. -С.4-8.

201. Филипьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей. — М.: Наследие, 1996. - 288 с.

202. Философия, культура, образование в XXI веке: Всерос. науч.-практич. конференция (Казань, 2011). Казань, ТГГПУ, 2011. - 183 с.

203. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистров и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. - М.: Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492 с.

204. Фроловская М.Н. Педагогический потенциал искусства// Искусство и образование. - 2007. - № 3 (47). - С. 4-9.

205. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1977. - 488 с.

206. Хангельдиева И.Г. О понятии «информационная культура» / И.Г.Хангельдиева // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. Междун. науч. конф. (г.Краснодар-Новороссийск, 23-25 сент., 1993 г.). - Краснодар, 1993. - С. 3-10.

207. Хачатрян Э. Что есть красота и почему ее обожествляют люди? //Искусство в школе. - 2009. - № 5. - С. 18-21.

208. Ходжаева С.С. Самовоспитание подростков: сущность, структура и функции // Искусство и образование. - 2012. - № 2. - С. 122-124.

209. Хоруженко КМ. Культурология: Структурно-логические схемы. - М.: Владос - Пресс, 2003. - 336 с.

210. Художественная культура и развитие личности: Проблемы долгосрочного планирования [Ю.У.Фохт-Бабушкин, В.Я.Нейгольберг, Ю.В.Осокин и др.]; отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин; АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. - М.: Наука, 1987. - 222 с.

211. Художественная культура и эстетическое развитие личности/(В .И.Мазепа, А.В.Азархин, В.П.Михалев и др.: Отв. ред. В.И.Мазепа); АНУССР, Ин-т философии. - Киев.: Науч. думка, 1989. - 292 с.

212. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: Сб. ст. / НИИ культуры М-во культуры РСФСР и АПН СССР и др. [Сост. М.М.Берлянчик]. - Новосибирск: НТК, 1989. - 240 с.

213. Художественное творчество и психология (Сб. ст.) АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР (Отв. ред. А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский). - М.: Наука, 1991. - 189 с.

214. Художественно-педагогический словарь / Сост. Н.К.Шабанов, О.П.Шабанова, М.С.Тарасова, Т.Д.Пронина. - М.: Академический проект: Трикста, 2005.-480 с.

215. Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства. - Казань: Школа, 2005. - 64 с.

216. Художник и педагог. Живопись, графика, скульптура, архитектура: выставка восьми художественных вузов [Текс]: к изучению дисциплин. - М.: Просвещение, 2007. - 139 с.

217. Человек в мире художественной культуры. - М.: Высшее образование, 1982. - 334 с.

218. Чернецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня. - М.: Просвещение, 1991. - 157 с.

219. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов по дисциплине «Культурология» / А.И.Шендрик. - М.: Юнити - Дана: Единство, 2002. - 519 с.

220. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

221. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугин. — М.: Центр, 2000. - 240 с.

222. Эстетическое воспитания школьников на уроках художественного цикла: Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ худож. воспитание, НИИ общ. и пед. психологии; [Ред.-сост. Г.В.Арзямова]. - М.: АПН СССР, 1989.- 140 с.

223. Эстетическое сознание и художественная культура. - Киев: Комиздат, 1983.-279 с.

224. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 283 с.

225. Языки культур: образ - понятие - образ / Рос. ин-т культурологии. - СПб: Изд-во РХГА, 2009. - 431 с.

226. Яковлева Н.А. Практикум по истории изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие / Н.А.Яковлева, Т.П.Чаговиц, Т.Ю.Дегтярева. Под ред. Н.А.Яковлевой. - М.: Вестник., 2004. - 319 с.

227. Яруллина JI.A. Подготовка подростков к выбору художественных ценностей во внеурочной деятельности. 13.00.01. — Теория и история

педагогики: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Рос. акад. образования, ин-т сред. спец. образования. - Казань, 1994. - 18 с.

228. Яхонтова Е.С. Художественная культура: Учебное пособие. - 2-е изд. - СПб., ИВЭСЭП: Знание, 2007. - 144 с.

229. Aurélia et Anne Lovreglio. Dictionnaire des mobiliers et des objets d'art du Moyen Age au XXI siècle. - Paris: le Robert, 2006. - 463 p.

230. Bernard Dorival. Philippe de Champaigne. La vie, l'œuvre, le catalogue raisonné de l'œuvre. - Paris: L.Laget, 1976.

231. Bordeaux, Musée des Beaux-Arts. Peinture italienne XV-XIX siècles. - Paris: Edition de la réunion des musées nationaux, 1987. - 283 p.

232. Bruxelles. Tableaux, meubles et objets d'art: part 1, Mardi 20 mai 2008. - Bruxelles: Pierre Bergé et Associés, 2008. - 174 p.

233. Catalogue des peintures italiennes du musée du Louvre. - Paris: Gallimard, 2007. - 279 p. 51. Catherine Clavilier Cérès et le laboureur. La construction d'un mythe historique de l'agriculture au XVIII siècle. - Paris: Editions du patrimoine, Centre des monuments nationaux, 2009. - 159 p. 52. Christophe Leribault Jean-François de Troy 1679 - 1752. - Paris: Arthena, 2002. -496 p.

234. D.Stephen Pepper. Guido Reni. A complété catalogue of his work. -Oxford: Phaidon Press, 1984.

235. Emmanuelle Peyraube Le Harem des Lumières. L'image de la femme dans la peinture orientaliste du XVIII siècle. - Paris: Editions du patrimoine, Centre des monuments nationaux, 2008. - 159 p.

236. Jacques Thuillier. Catalogue de l'exposition Simon Vouet, 15901649, Galeries nationales du Grand Palais. - Paris, 1991.

Tbl. José Gonçalvez. Philippe de Champaigne. - Paris: Edition de l'Amateur, 1995.

238. Stéphane Castelluccio. Le style Louis XIII. - Les éditions de l'amateur, 2002.-142 p.

Западноевропейское изобразительное искусство

XVII - XIX веков

Педро де Кампробин «Натюрморт с грушами» Испания, 1670-е гг. Международный институт антиквариата, Казань

Пьер Юбер Сюблейра, школа Месса Василия Великого Франция, XVIII в. Международный институт антиквариата, Казань

Якопо Пальма Младший Карло Борромео со святым Франциском Ассизским и апостолом Матфеем Италия, XVII в. Международный институт антиквариата, Казань

Франц Ксавьер Людвиг Хохр Кающаяся Мария Мандалина Франция, 1789 г. Международный институт антиквариата, Казань

Хуан де Вальдес Леаль, последователь «В Мгновении ока» Испания, XVII в. Международный институт антиквариата, Казань

Шпалера (вердюра) с цаплями Франция, Обюссон, конец XVII - начало XVIII вв. Международный институт антиквариата, Казань

Фасадная доска сундука Франция, ок. 1500 г. Международный институт антиквариата, Казань

Двухкорпусный буфет-поставец Франция, XVI - XVII вв. Международный институт антиквариата, Казань

Суповая чаша Жьен, вторая половина XIX в. Международный институт антиквариата, Казань

Матье Криэр Бюро

Франция, сер. XVIII в. Международный институт антиквариата, Казань

Мишель Корнель Старший, круг Поцелуй Иуды Франция, ок. 1700 г. Международный институт антиквариата, Казань

Жак Франсуа Момаль Отъезд Гая Гракха в Сенат Франция, XVIII в. Международный институт антиквариата, Казань

1ПГ

Гюбер Робер, круг Людовик XIV перед колодцем Ментенон Франция, XVIII в. Международный институт антиквариата, Казань

Иос ван Акен Шарлатаны на площади Фландрия, XVIII в. Международный институт антиквариата, Казань

Гвидо Рени, мастерская Святой Себастьян Италия, XVII в. Международный институт антиквариата, Казань

Франческо Альбани, мастерская Гефест и Прометей, или Аллегория Огня Италия, XVII в. Международный институт антиквариата, Казань

Биллем ван ден Бундэль Пейзаж с рыбаками Голландия, 1644 г. Международный институт антиквариата, Казань

Корнелис де Валь Кавалерийская атака Фландрия, XVII в. Международный институт антиквариата, Казань

Ян Ливенс Мужской портрет в восточном костюме Голландия, XVII в. Международный институт антиквариата, Казань

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.