Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Лескова, Инна Александровна

  • Лескова, Инна Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 159
Лескова, Инна Александровна. Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Волгоград. 2010. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лескова, Инна Александровна

Введение.

Глава I. Опыт художественно-творческого мышления как элемент содержания профессионального образования специалистов художественной сферы.

1.1. Художественно-творческое мышление как профессионально-личностное качество специалиста художественной сферы.

1.2. Информационная модель «самодвижения» искусства как технология формирования художественно-творческого мышления студентов.

Выводы по первой главе.

Глава II. Формирование художественно-творческого мышления будущих специалистов художественной сферы с использованием в качестве дидактического средства информационной модели «самодвижения» искусства.

2.1. Диагностика сформированности художественно-творческого мышления студентов художественного профиля.

2.2. Опытно-экспериментальная проверка технологии применения информационной модели «самодвижения» искусства в процессе формирования художественно-творческого мышления.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы»

Актуальность исследования. Усиление роли самостоятельности и субъектности индивида в современном мире обусловило стратегическую направленность профессионального образования на формирование у будущих специалистов не узкопрофессиональных знаний и умений, а профессионально-личностных качеств, обусловливающих эффективность и самореализацию личности в профессиональной деятельности. Для специалистов в сфере искусства особо значимым в этом смысле является формирование художественно-творческого мышления как базовой предпосылки их успешности в области художественного проектирования и изобразительной деятельности. Рассмотрению этих вопросов посвящены работы A.A. Коблякова, О. Лановенко, А.О. Лилова, Дж. И. Ниренберга, Б.А. Столярова.

Художественно-творческое мышление, являясь необходимым профессионально-личностным качеством специалистов художественного профиля, на данный момент не выделено в качестве приоритетного в процессе их подготовки, вследствие чего такие необходимые для творческой самореализации данных специалистов качества, как субъектная культурная позиция, оригинальность, новизна и подвижность художественных ассоциаций, у большинства студентов проявляются спонтанно (по результатам диагностирующего эксперимента — у 76% студентов). Художественному образованию и подготовке специалистов в этой области исследователи уделяют достаточно много внимания (O.A. Блох, Е.Ю. Ежова, Л.А. Рапацкая, Т.Д.Суслова, Т.В. Челышева), но в основном оно направлено на обоснование путей приобретения и развития у них практических навыков владения тем или иным видом искусства и в меньшей степени — на вооружение их опытом художественно-творческого мышления. Как отмечают Е.Ю. Ежова, Л.А.Рапацкая, О.В. Суходольская-Кулешова, ещё не в полной мере используется при этом потенциал дисциплин, отражающих историко-художественный процесс, культуроформирующий опыт великих мастеров искусства прошлого и современной эпохи. Потому особую актуальность приобретают исследования, направленные на разработку содержания и таких средств изучения историко-художественного процесса в мировой культуре, которые будут способны обеспечить развитие художественно-творческого мышления при подготовке студентов художественных специальностей. В качестве предпосылок его формирования исследователи определяют ориентацию будущих специалистов на холическое видение мира, их приобщение к процессу построения функциональной системы знаний об искусстве, обретение опыта формирования художественного замысла, реализации продуктивной творческой идеи (И.А. Бескова, С.А. Борчиков, О.А.Лилов, Дж. И. Ниренберг, Н.В. Рождественская). Этими же авторами рассмотрен художественно-творческий опыт как цель и содержание процесса подготовки студентов художественных специальностей. Они указывают на такие его характеристики, как образность, креативность, внесение собственных смыслов и субъектной авторской позиции в создаваемый творческий продукт, актуализация художественного вкуса.

Важнейшим ресурсом при создании условий для становления художественно-творческого опыта, как отмечается в работах В.Г. Буданова, JI.A. Закса, A.A. Коблякова, O.A. Кривцуна, Е.В. Синцова, является моделирование исторических закономерностей развития искусства. С этих позиций преподавание дисциплин, отражающих историко-художественный процесс, приобретает иной статус, способствуя повышению общекультурного потенциала и формированию художественно-творческого мышления будущих специалистов. В исследованиях по проблемам подготовки специалистов сферы художественного творчества имеются различные подходы к пониманию предмета их деятельности — искусства. Так, авторы, рассматривающие искусство как нерациональную форму познания, представляют историко-художественный процесс как движение смыслов, выраженных образами, создаваемыми средствами того или иного вида искусства. A.C. Ахиезер, И.А.Евин, М.С. Каган, Б.Н. Пойзнер рассматривают искусство как центральную подсистему культуры и форму ее самосознания. В работах Е.Я. Басина,

Ю.Б.Борева, B.B. Бычкова, М. Вертгеймера, Б.А. Столярова особенности творческого и художественного мышления исследуются с точки зрения эстетики и психологии художественного творчества. Большая группа исследований посвящена обоснованию содержания и методов подготовки будущих специалистов художественного профиля (дизайнеров, художников, музыкантов). Е.Ю. Ежова, A.A. Кобляков, A.M. Новиков', JT.A. Рапацкая, Т.Д.Суслова, Ю.В. Чайковский, Т.В. Челышева* разрабатывают принципы «мягкого» моделирования, применимого в гуманитарной области. Вклад в разработку проблемы вносят и исследования по гуманитаризации образования, отражающие интеграцию естественных и гуманитарных наук и рассматривающие в качестве образовательного приоритета формирование холического видения мира (Е.В. Гривко, В.И. Данильчук, A.A. Касьян, В.М.Симонов и др.). В работах B.C. Ильина, В.В. Краевского, Н.К. Сергеева и др. раскрываются современные подходы к изучению и построению педагогического процесса, среди которых можно назвать целостный подход, рассматривающий педагогический процесс как восхождение к целостности интегративных новообразований личности; личностный подход, предполагающий включение в содержание образования личностного опыта как «строительного материала» личностных свойств специалиста (A.B. Зеленцова, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков).

Несмотря на значимость художественно-творческого мышления как профессионально-личностного качества для специалистов данной сферы, его формирование еще не представлено в исследованиях как специальная образовательная задача и протекает спонтанно с недостаточной эффективностью. Связано это, прежде всего, с недостаточной изученностью структуры данного типа мышления и его функций в решении профессиональных задач специалистами художественной сферы.

Анализ теоретических исследований и опыта выявил ряд обусловливающих актуальность данного исследования противоречий между: необходимостью овладения специалистами художественного профиля-художественно-творческим мышлением и неразработанностью'Представлений о сущности этого типа1 мышления; реализующего холическое мировосприятие, образность, субъектность и др. профессиональные качества специалистов данной сферы; возможностью развития художественно-творческого мышления студентов при изучении содержания историко-художественного процесса с позиции неклассической и постнеклассической науки, моделирования этого процесса с помощью современных информационных средств и реальным содержанием и методами обучения, ограничивающимися формированием традиционных понятий и не позволяющими построить современную дидактическую систему формирования важнейшего профессионально-личностного качества специалистов художественного профиля; необходимостью обоснования! системы средств формирования художественно-творческого мышления, адекватного» вышеназванной' сфере деятельности; в процессе изучения' историко-художественных дисциплин, и неразработанностью данного аспекта проблемы.

Проблема исследования связана с неразработанностью процесса формирования художественно-творческого мышления (диагностика, отбор содержания художественно-эстетического опыта, технологии) специалистов художественного профиля в процессе изучения дисциплин историко-художественного цикла с использованием возможностей новых информационных технологий (гипертекстовых, диалоговых).

Выделенная проблема и базовые противоречия определили тему исследования: «Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы».

Объект исследования — профессиональная подготовка специалистов художественного профиля при изучении историко-художественных дисциплин.

Предмет исследования — свойства процесса формирования художественно-творческого мышления будущих специалистов данной сферы с использованием в качестве дидактического средства информационной модели «самодвижения» искусства.

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка дидактических основ процесса формирования художественно-творческого мышления будущих специалистов.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность формирования художественно-творческого мышления будущих специалистов при изучении дисциплин историко-художественного цикла может быть обеспечена, если: при постановке цели художественно-творческое мышление будет рассматриваться как один из видов мышления, актуализируемого в процессе создания продукта, имеющего форму художественно-образной, субъективно-смысловой предметности, реализующей творческое Я художника, и обеспечивающего творчески-преобразующие отношения субъекта художественного творчества с объектами внешнего мира, в результате чего создаваемый продукт обретает помимо утилитарного значения еще и художественную значимость; в качестве психологического механизма формирования данного качества будет актуализировано понимание художественного текста и закономерностей художественного языка, образа как структурной «единицы» произведения искусства, творческого метода и творческого Я художника; логика развития качества будет включать этапы формирования у студентов субъектной культурной позиции; продуктивных компонентов художественно-творческого мышления посредством решения студентами задач из сферы художественного творчества, обеспечивающих холическое (целостно-образное) видение явлений и продуктов искусства; информационная модель «самодвижения» искусства, представляя собой особым образом организованный гипертекст, будет определять ориентировочную основу деятельности, позволяющей студенту осваивать материал посредством диалога, реализовывать индивидуальный учебный маршрут при изучении историко-художественного процесса, проявляя при этом субъектную; культурную позицию в процессе творческого взаимодействия с автором-текста; будет реализована модель, процесса формирования художественно-творческого мышления, описывающая последовательность целей и педагогических ситуаций обусловливающих развитие данного качества.

Цель исследования и гипотетические положения определили исследовательские задачи:

1) выявить сущность художественно-творческого мышления специалистов художественного профиля;

2) разработать информационную модель «самодвижения» искусства как дидактическое средство формирования художественно-творческого мышления будущих специалистов;

3) обосновать средства формирования художественно-творческого, мышления. '

Методологической основой исследования являются гуманитарно-целостный^ подход (В.И. Данильчук, B.C. Ильин, И. А. Колесникова, В;В:Краевский, Н.К. Сергеев, В'.В! Сериков, В.М: Симонов); исходящий из; признания целостности человека, педагогических явлений и процессов и-задающий методологические: ориентиры исследования художественно-творческого мышления как гуманитарно-целостного новообразования; информационный подход (В.А. Извозчиков, К.К. Колин), рассматривающий психологические процессы как сложную систему процессов переработки информации, претерпевающей на каждом из этапов определенные видоизменения (кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия); культурно-исторический подход (A.C. Ахиезер, ВВ. Бычков, А.Релен, М.А. Каган, И.Кант, О.С. Кривцун, В;М. Межуев, М.Н. Столович), позволяющий делать выводы о соотношении духовной культуры общества и цивилизации, о природе эстетической ценности, образно-холической природе художественного мышления, взаимоотношении личности и культуры; личностный подход (К. А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, В.В.Зайцев, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.А. Якиманская и др.), раскрывающий гуманизацию и гуманитаризацию современной педагогической науки и практики как обращенность к личностным и субъектным проявлениям человека в его диалогичности с миром; системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, B.C. Леднев, В.М. Монахов, Н.Д. Никандров, В.Н. Садовский, В.П. Симонов, В.А. Сластенин, Г.П. Щедровицкий, Э.Г.Юдин), в части построения систем гуманитарного типа предлагающий принципы изучения художественно-творческого мышления как интегративного новообразования.

Исследование проводилось в 2004-2009 гг. и включало в себя три этапа.

Теоретико-поисковый (2004-2005гг.) - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучение трудов по философии, эстетике, искусствознанию, психологии личности, проблемам гуманитаризации образования.

Экспериментально-исследовательский (2005-2006 гг.) - теоретическое осмысление существующего опыта педагогической поддержки ситуации актуализации смыслотворчества в учебном процессе, разработка концептуального инструментария информационной модели «самодвижения» искусства и условий ее реализации.

Завершающий (2006-2009 гг.) - интерпретация полученных результатов исследования, обоснование системы средств педагогического сопровождения ситуации актуализации смыслотворчества, внедрение результатов исследования, оформление диссертации.

Методы исследования. На теоретико-поисковом этапе в соответствии с характером поставленных в работе задач применялись теоретический анализ и синтез научных концепций, позволившие выявить базовые положения для исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, научное наблюдение.

На экспериментально-исследовательском этапе применялись теоретическое моделирование как построение концептуального инструментария информационной модели «самодвижения» искусства, педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов деятельности учеников.

На завершающем этапе исследование осуществлялось с применением теоретических (сравнение, абстрагирование, обобщение) и статистических (расчёт распределения, математическая обработка исследовательских результатов) методов.

Базой исследования являлся Институт художественного образования Волгоградского государственного педагогического университета. Всего в эксперименте приняли участие 50 студентов 1-5-го курсов отделения художественно-графического образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественно-творческое мышление — один из видов мышления, актуализируемого в процессе создания продукта, имеющего форму художественно-образной, субъективно-смысловой предметности, реализующей творческое Я художника. Суть данного вида мышления в том, что оно обеспечивает творчески-преобразующие, интуитивно-действенные отношения субъекта художественного творчества с объектами внешнего мира, в результате чего он обретает помимо утилитарного значения еще и художественную значимость. Художественно-творческое мышление проявляет себя через ассоциативность, свободу воображения, холическое восприятие. Этот тип мышления обеспечивает эффективность выполнения различных профессиональных художественно-творческих функций (проектирование образов, форм и коммуникации, обладающих эстетическим измерением). Критерии его сформированности следующие: субъектная культурная позиция будущего специалиста художественной сферы, проявляющаяся в стремлении реализовать собственное представление о создаваемом продукте произведении); оригинальность, новизна и подвижность возникающих у будущего специалиста художественных ассоциаций; умение находить собственную интерпретацию художественных явлений; понимание художественного текста и закономерностей художественного языка, образа.

2. Дидактическим инструментом создания указанных ситуаций выступает информационная модель «самодвижения» искусства, которая представляет собой специфическую систему гуманитарного типа, основанную на информационной гипертекстовой технологии, моделирующей закономерности развития искусства. Пространство гипертекста структурируется системой понятий, позволяющих оформить процессуально-деятельностный компонент информационной модели «самодвижения» искусства, выражая через соответствующий понятийный аппарат динамические характеристики нелинейной среды художественной реальности и являясь ориентировочной основой художественно-проектной деятельности студентов. Это позволяет ставить перед студентами творческие задачи, решение которых предполагает холическое видение явлений и продуктов искусства, и создавать ситуации, моделирующие проектирование образов, форм и коммуникаций, обладающих эстетическим измерением.

3. Содержательно-процессуальным условием формирования художественно-творческого мышления является последовательность ситуаций, востребующих проявление таких аспектов художественно-творческого мышления, как ассоциативность, свобода воображения, холическое восприятие, необходимые будущим специалистам в их профессиональной деятельности. В процессе формирования художественно-творческого мышления реализуются условия развития данного качества: решение задач из сферы художественного творчества, обеспечивающих холическое видение явлений и продуктов искусства; овладение опытом применения эстетических закономерностей при анализе явлений искусства и рефлексии собственного творчества; овладение способами анализа художественных традиций и школ различных эпох, персоналий; проектирование ситуаций творческогс» диалога с авторами-произведений искусства.

41 Процесс формирования художественно-творческого мышления включает два этапа:

1. Чувственно-аналитический, в ходе которого происходит формирование основ субъектной культурной позиции обучаемых. Этому способствуют ситуации «коннотации» и «автокоммуникации», обеспечивающие овладение опытом применения эстетических идей и концепций в художественно-творческой деятельности, формирующие основы субъектной культурной позиции обучаемых. Ситуация критического отбора способствует овладению умением контекстуализировать знания через продуцирование интерпретационной неоднозначности получаемых в процессе обучения сведений. Она даёт также студентам опыт осуществления резонансной взаимосвязи объекта изучения с динамическими характеристиками целостности процесса развития искусства и чувственно-смысловой сферой студента.

2. Творческо-рефлексивный, формирующий' продуктивные компоненты художественно-творческого мышления, связанные с пониманием художественного текста, с реализацией в проектировочной деятельности закономерностей художественного языка, образа, творческого метода и творческой личности художника. Здесь формируется умение интегрировать в соответствии с темой разрозненные смысловые звенья из сегментов поликонтекстной среды информационного пространства гипертекстовой модели «самодвижения» искусства. Основополагающей на втором этапе является ситуация «самодостраивания целостного образа», актуализирующая интуицию, что ориентирует студентов на поиск авторских решений проблем художественного проектирования, активизируя дивергентность мышления, позицию сотворчества с авторами произведений искусства.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нём впервые в качестве средства формирования данного вида мышления разработана и апробирована технология преподавания историкохудожественных дисциплин, основанная на информационной модели «самодвижения» искусства, в которой благодаря использованию технологии гипертекста создаются возможности индивидуальной учебной траектории для студентов; дополнены характеристики художественно-творческого мышления как профессионально-личностного качества специалистов художественного профиля за счет выявления новых аспектов этого качества, проявляющихся в способности использовать концепции генезиса искусства при проектировании художественных образов, сред, коммуникаций. В исследовании уточнены критерии сформированности художественно-творческого мышления.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие теоретических основ профессионального образования специалистов гуманитарной сферы. Выводы исследования вносят вклад в создание общетеоретических положений, развивающих научные представления о сущности, содержании и механизмах становления профессионально значимых качеств специалистов^ сферы художественного творчества, и открывают путь к разработке информационных моделей, позволяющих актуализировать условия развития профессионально-личностных качеств будущих специалистов. Предложенный гипертекстовой подход позволяет расширить сферу приложения концепции личностно ориентированного образования в этой области.

Достоверность результатов обеспечивается методологически обоснованной логикой исследования, обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к смежным отраслям знаний (искусствознание, эстетика, философия, психология и др.), корректным использованием методов экспериментальной работы, корректной реализацией методологических принципов личностного подхода к решению исследовательских задач, валидностью диагностических методик, корректностью опытно-экспериментальной проверки выдвинутых гипотетических предположений.

Практическая значимость, результатов, исследования: связана с возможностью использования в< процессе , подготовки специалистов художественного профиля технологии формирования художественно-творческого мышления на основе методик создания интерпретационного сюжета, при проектировании творческого продукта1, актуализации субъектной культурной позиции как инструмента самоорганизации- эстетического опыта специалистов данной сферы. Результаты исследования, найдут применение в процессе преподавания историко-художественных дисциплин студентам высших учебных заведений на основе применения информационных технологий как средств моделирования художественных процессов посредством гипертекста. Исследование вооружает преподавателей гуманитарных дисциплин системой педагогических средств формирования художественно-творческого мышления, способов* мониторинга развития профессионально-личностных- качеств специалистов художественной сферы.

-Апробация результатов исследования осуществлялась посредством: выступлений автора на Всероссийском, научно-практическом форуме «Искусство объединяет, учит, воспитывает» (Чебоксары, 2004г.); научно-практической конференции «Проектная деятельность в образовательном процессе: новый ресурс личностно-развивающего образования» (Волгоград, 2007г.); II Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» (Волгоград, 2007 г.); научно-практической конференции преподавателей, соискателей и студентов специальности «Дизайн» (Волжский, 2007); международных педагогических чтениях «Урок в современном образовательном учреждении: теоретические модели, инновационный опыт, факторы и условия эффективности» (Волгоград, 2008 г.); IV Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия» (Волгоград, 2008 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарно-образовательное пространство в инновационном учреждении: теория и практика» (Волгоград, 2008).

Внедрение результатов исследования происходило в процессе опытной работы в Институте художественного образования Волгоградского государственного педагогического университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация (159 с.) включает в себя введение (14 е.), две главы (гл. 1-я - 59 е., гл.2-я - 42 е.), заключение (6 е.), список использованной литературы (199 источников), 7 приложений с материалами опытно-экспериментальной работы, диагностическими методиками. Текст диссертации содержит 2 таблицы, систематизирующие эмпирический материал. В первой главе «Опыт художественно-творческого мышления как элемент содержания профессионального образования специалистов художественной сферы» определены сущность, а также критерии и уровни развития художественно-творческого мышления будущих специалистов художественной сферы и психолого-педагогические условия его формирования. Вторая глава «Формирование художественно-творческого мышления будущих специалистов художественной сферы с использованием в качестве дидактического средства информационной модели «самодвижения» искусства» посвящена описанию опытно-экспериментальной работы по апробированию и конкретизации технологии формирования художественно-творческого мышления студентов на основе реализации возможностей информационной модели «самодвижения» искусства. Заключение содержит выводы исследования, намечает перспективные направления дальнейшей разработки проблемы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Лескова, Инна Александровна

Выводы по II главе. В данной главе разработана методика диагностирования и формирования художественно-творческого мышления у будущих специалистов художественного профиля. Диагностические критерии достаточно репрезентативно соответствовали компонентам предмета данного исследования. В качестве диагностирующих средств в ходе опытной работы использовались анкетирование, наблюдение, беседа, метод самооценки, анализ полученных данных из проведённых студентами реконструкций смысловых структур учебных тем, предложенных преподавателем, гипердокументов, интерпретационных сюжетов и др.

Подводя итоги экспериментальной работы по формированию художественно-творческого мышления студентов, описанной в данной главе, следует отметить, что опытная работа велась планомерно и состояла из двух этапов: 1) чувственно-аналитического; 2) творческо-рефлексивного.

Основная цель первого этапа состояла в формировании активно-субъектной позиции студентов в ходе изучения историко-художественного процесса. В течение первого этапа решались задачи субъективации позиции обучающихся в процессе изучения предметного содержания историкохудожественных дисциплин, выявления взаимосвязи между знаниями, полученными в ходе изучения исторического развития искусства и успешным становлением профессиональных качеств; формирования предпосылки для развития у студентов холического видения историко-художественного процесса.

В качестве ведущего педагогического средства на первом этапе использовались три из выделенных 4-х ситуаций. Это ситуации коннотации, автокоммуникации и критического отбора.

Исследовательские задачи, решаемые на втором этапе эксперимента, были связаны с актуализацией стремления обучающихся к овладению процессом самоорганизации знания; развитие у них установки на творческое восприятие.

Учебные ситуации последнего этапа были ориентированы на творческую деятельность студентов, актуализировали исследовательскую и прогностическую деятельность обучающихся.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал положительную динамику формирования художественно-творческого мышления, что доказывает эффективность применения использованных приёмов и методик.

120

Заключение

В заключении остановимся на результатах решения основных задач исследования.

Первая задача состояла в выявлении сущности художественно-творческого мышления специалистов- художественного профиля.

На основе анализа фундаментальных понятий, используемых в исследовании и существующих точек зрения на проблему, раскрыта сущность художественно-творческого мышления, под которым мы понимаем вид мышления, актуализируемого в процессе создания продукта, имеющего форму художественно-образной, субъективно-смысловой предметности, реализующее творческое Я художника. Этот тип мышления позволяет эмпирически воспринимаемый объект окружающего мира ввести в неутилитарные интуитивно-действенные отношения, получив в результате форму художественно-образной, субъективно-смысловой предметности, реализующей творческое Я художника. Художественно-творческое мышление оперирует интеллектуальным и сенсуальным опытом, не поддающимся стереотипной организации, но определяющим процесс формирования в человеке высших человеческих функций. Функционирует на базе языковых средств искусства.

Критериями сформированности художественно-творческого мышления студентов можно считать: субъектная культурная позиция будущего специалиста художественной сферы, проявляющаяся в стремлении реализовать собственное представление о создаваемом продукте (произведении); оригинальность, новизна и подвижность возникающих у будущего специалиста художественных ассоциаций; умение находить собственную интерпретацию художественных явлений; понимание художественного текста и закономерностей художественного языка, образа.

В соответствии с критериями было выделено три уровня сформированности художественно-творческого мышления.

Начальный уровень определяется наличием подвижности ассоциативного фокуса. Средний уровень связан с овладением герменевтическим прикосновением к семантическим элементам содержания объекта изучения, что позволяет студентам продуцировать интерпретационную неоднозначность воспринятых в процессе обучения сведений, получая опыт контекстуализации знаний. Высокий уровень формирования художественно-творческого мышления определяется умением обучающихся создавать интерпретационный сюжет, используя как причинно-следственную связь между компонентами содержания, так и их резонансную взаимосвязь с архитектоникой того этапа развития историко-художественного процесса, частью которого является объект изучения.

Вторая задача состояла в разработке информационной модели «самодвижения» искусства как дидактического средства формирования художественно-творческого мышления будущих специалистов.

Информационная модель «самодвижения» искусства представляет собой специфическую систему гуманитарного типа, основанную на информационной гипертекстовой технологии, моделирующей закономерности развития искусства. Пространство гипертекста структурируется системой понятий, позволяющих оформить процессуально-деятельностный компонент информационной модели «самодвижения» искусства, выражая через соответствующий понятийный аппарат динамические характеристики нелинейной среды художественной реальности и являясь ориентировочной основой художественно-проектной деятельности студентов.

В исследовании рассмотрены психолого-педагогические условия становления художественно-творческого мышления. К ним были отнесены:

1) решение задач из сферы художественного творчества, обеспечивающих холическое видение явлений и продуктов искусства;

2) овладение опытом применения эстетических закономерностей при анализе явлений искусства и рефлексии собственного творчества;

3) овладение способами анализа художественных традиций и школ различных эпох, персоналий;

4) проектирование ситуаций творческого диалога с авторами произведений искусства.

Эти условия развития художественно-творческого мышления актуализировались посредством специальных ситуаций, к которым были отнесены:

1) ситуация коннотации (соозначения), насыщения воспринятого субъективными ассоциациями разного рода (ментальными, двигательными, звуковыми, эмоциональными, осязательными и т.д.);

2) ситуация автокоммуникации, позволяющая усилить эвристическую деятельность студентов;

3) ситуация критического отбора посредством включённого наблюдения позволяет студентам выбрать главное, вокруг которого будет происходить процесс самоорганизации индивидуального художественно-творческого опыта;

4) ситуация самодостраивания, в которой студент получает опыт «инсайтной перестройки», когда из имеющихся элементов знания и опыта организуется новая мыслеформа, возникает целостный образ.

Логика ситуаций последовательно формирует аспекты художественно-творческого мышления и имеет возможность подвести студентов к освоению механизма смыслопорождения, к усвоению духовного опыта, заключённого в явлениях искусства, рождению новых смыслов.

Третья задача заключалась в обосновании средств формирования художественно-творческого мышления.

Процесс формирования художественно-творческого мышления в представленном опыте включал в себя два этапа, на каждом их которых были обозначены цель, доминирующая педагогическая ситуация, дидактические средства ее актуализации, описаны фрагменты занятий.

Цель первого этапа эксперимента, чувственно-аналитического, заключалась в формировании активно-субъектной позиции студентов по отношению к историко-художественному процессу в ходе его изучения, что нами рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность формирования художественно-творческого мышления.

В ходе данного этапа решались следующие задачи: субъективировать позицию студентов в процессе изучения предметного содержания историко-художественных дисциплин путем изменения, как содержания, так и традиционной формы учебного взаимодействия; показать влияние знаний, полученных в ходе изучения исторического развития искусства, на успешное становление профессиональных качеств; сформировать предпосылку для развития у студентов холического видения историко-художественного процесса.

Для решения поставленных задач наиболее эффективными оказались следующие средства: а) рассмотрение учебного материала с позиций современной постнеклассической науки путём введения семантических фокусов, позволяющих развернуть движение историко-художественного процесса без опоры на линейно-исторический принцип, что даст студентам опыт самоорганизации знаний эстетического характера; б) создание рефлексивных ситуаций, направленных на выявление мировоззренческой ценности художественного явления, путём включения исследовательских заданий по мировоззренческой проблематике, что даст студентам опыт целостного восприятия объектов искусства; в) создание двух из выделенных в первой главе четырёх ситуаций: коннотации и автокоммуникации, позволяющих ввести получаемые знания в жизненный контекст обучающихся.

На этом этапе также использовались различные методические приемы: контекстные задания, диалог, ассоциативные приёмы, метод фокальных объектов.

Цель второго этапа эксперимента, творческо-рефлексивного, была определена на основе учета результатов развития художественно-творческого мышления студентов на первом этапе. В силу этого было намечено формирование компонентов: смыслового, включающего специальные приемы обеспечения понимания значимости историко-художественных дисциплин для формирования художественно-творческого мышления; деятельностного и когнитивно-оценочного и компонентов, совокупность которых позволит студентам освоить деятельность, основанную на принципах избирательности и самодостраивания и способствующую формированию среднего и высокого уровня художественно-творческого мышления.

В ходе данного этапа решались следующие задачи: актуализация стремлений к овладению процессом самоорганизации знания; развитие у студентов установки на творческое восприятие.

Для решения поставленных задач наиболее эффективными оказались следующие средства: а) создание ситуаций критического отбора и самодостраивания целостного образа; б) включение в содержание обучения обязательных компонентов исследовательской деятельности, способствующих формированию личных мировоззренческих диспозиций студентов; в) выведение теоретического материала на уровень его практического применения.

В ходе опытно-экспериментальной работы было доказано, что для обеспечения формирования художественно-творческого мышления у будущих специалистов художественного профиля необходимо, чтобы все четыре ситуации нашли себе применение. Система личностно развивающих ситуаций обеспечила, в конечном итоге, достаточно высокий уровень освоенности мышления этого типа.

Приводимые в исследовании статистические результаты диагностики отражают динамику изменения количественного состава уровневых групп. Эти изменения в целом соответствуют .решению задач, поставленных на каждом этапе эксперимента, и могут быть оценены как положительная динамика. Сравнение экспериментальной группы с контрольной по когнитивным и операциональным показателям диагностики свидетельствует о более высоком уровне знаний, умений и навыков среди студентов экспериментальной группы.

Таким образом, основные задачи исследования можно считать выполненными. Проведенное исследование в основном подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу. Затруднения, которые испытывают студенты при работе с гипертекстовой моделью, связаны с необходимостью самостоятельного выбора траектории движения в её информационном пространстве и сложностью оформления полученного субъектного опыта в ценностно-смысловые структуры, объективирующие усвоенные знания. Сложность работы с гипертекстовым пространством затруднен недостаточной ориентировкой студентов в базах данных, связанных с решаемыми задачами.

Представляется перспективной дальнейшая разработка вопроса формирования художественно-творческого мышления у специалистов художественного профиля. Дальнейшее исследование данной проблемы связано с совершенствованием информационной модели «самодвижения» искусства и разработкой иных форм организации учебной деятельности студентов, расширяющих возможности его формирования, чему будут посвящены наш дальнейшие исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лескова, Инна Александровна, 2010 год

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М. : Мысль, 1991.-299 с.

2. Абрамян, Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества / Д. Н. Абрамян. М., 1994. - 322 с.

3. Александров, Ю. И. Системные исследования культуры / Ю.И. Александров. СПб. : Алетейя, 2009. - 604 с.

4. Алексеев, Н. Г. Философские основания рефлексивного подхода / Н. Г. Алексеев // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования : сб. ст. / под общ. ред. А. В. Карпова, И. Н. Семёнова. М. ; Ярославль, 2004. - С. 11-17.

5. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И.Андреев. М. : Высшая школа, 1981. - 240 с.

6. Анохин, П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии / П. К. Анохин // Художественное творчество. Л., 1983. - С. 259-279.

7. Анцыферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С. 3-19.

8. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. — М. : Прометей, 1994. 352 с.

9. Афанасьев, В. Г. Кибернетика неограниченные возможности и возможные ограничения / В. Г. Афанасьев. - М. : Наука, 1986. - 192 с.

10. Ю.Ахиезер, А. С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из

11. Базен, Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней / Ж. Базен. -М. : Прогресс, 1995 524 с.

12. Басин, Е. Я. Психология художественного творчества: (личностный подход) / Е. Я.Басин. М. : Знание, 1985. - 64 с.

13. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках / М. М. Бахтин // Литературно-критические статьи. -М., 1986.-С. 26-89.

14. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М. : Советская Россия, 1979. — 320 с.

15. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. М. : ИЦ «Академия», 2000. -192 с.

16. Белова, С. В. Функции учебного диалога при усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. В. Белова. Волгоград, 1995 — 17с.

17. Бескова, И. А. Как возможно творческое мышление? / И. А. Бескова ; Ин-т философии РАН. М., 1993. - 197 с.

18. Беспалько, В. П. Программированное обучение. Дидактические основы / В. П. Беспалько. М. : Высшая школа, 1970. - 300 с.

19. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2000. - 352 с.

20. Борев, Ю. Б. Эстетика : учебник / Ю.Б. Борев. М. : Высшая школа, 2002. -511 с.

21. Борчиков, С. А. Творческое воображение / С. А. Борчиков. М. : МАКС Пресс, 2001.-84 с.

22. Бонди, С. М. О ритме / С. М. Бонди // Контекст. Литературно-теоретические исследования. -М., 1977.-С. 100-129.

23. Блауберг, И. В. Философский принцип системности и системный подход / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Вопросы философии. 1978. -№ 8. - С. 29-52.

24. Блох, О. А. Развитие духовно-творческого потенциала обучающихся музыкантов / О. А. Блох. М.,2006. - 625 с.

25. Буданов, В. Г. От диаграмм Фейнмана к грамматикам Хомского: о единстве событийного языка в науке и культуре / В. Г. Буданов // Философия науки. -М., 1999.-Вып. 5.-С.103-126.

26. Бычков, В. В. Эстетика : учебник для вузов / В. В. Бычков. М. : Гардарики, 2004.-551 с.

27. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. М. : Прогресс, 1987.-336 с.

28. Виндельбанд, В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / В. Виндельбанд. М. : КАНОН-Пресс : Кучково поле, 1998. - 496 с.

29. Вуджек, Т. Как создать идею / Т. Вуджек. СПб. : Питер Пресс, 1997. - 288 с.

30. Выготский, Л. Мышление и речь / Л. Выготский. ~ М. : Лабиринт, 1996. -414 с.

31. Выготский, Л. Психология искусства / Л. Выготский. М. : Педагогика, 1987.-344 с.

32. Гачев, Г. Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа / Г. Д. Гачев. -М. : Искусство, 1972. Ч. 1. - 200 с.

33. Гей, Н. К. Время и пространство в структуре произведения / Н. К. Гей // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1975. - С. 214221.

34. Гелен, А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии : переводы. М., 1988. - С. 151-201.

35. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М. : Совершенство, 1998. - 608 с.

36. Голицын, Г. А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре / Г. А. Голицын ; РАН, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. М., 1997.-304 с.

37. Горбунова, Т. В. Природа художественных идей: Искусство в системе общественного сознания / Т. В. Горбунова. JI. : Изд-во ЛГУ, 1991. - 111 с.

38. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; Калинингр. гос. ун-т. Калининград, 2000. - 572 с.

39. Гузеев, В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. М. : Народное образование, 2001. - 224 с.

40. Гуренко, Е. Г. Проблемы художественной интерпретации: (филос. анализ) / Е. Г.Гуренко. Новосибирск : Наука, 1982. - 256 с.

41. Данильчук, Е. В. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие / Е. В. Данильчук. Волгоград : Перемена, 2002. - 184 с.

42. Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования / Л. Я. Дорфман. М. : Смысл, 1997. - 424 с.

43. Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров. Л. : Советский писатель, 1980. - 598 с.

44. Дрогалина, Ж. А. Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов / Ж. А. Дрогалина, В. В. Налимов // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т. 3. Тбилиси, 1978.-С. 293-301.

45. Евин, И. А. Синергетика искусства / И. А. Евин. М., 1993. - 178 с.

46. Евин, И. А. Что такое искусство с точки зрения физики? / И. А. Евин. М. : Воентехиниздат, 2000. - 144 с.

47. Ежова, Е. Ю. К вопросу о моделировании системы развития эстетической культуры будущего педагога средствами искусства / Е. Ю. Ежова // Образование и общество. 2008. - № 5 (сентябрь-октябрь). - С. 116-120.130 ;

48. Ежова, Е. Ю. Теория и практика развития эстетической культуры личности студента средствами искусства : монография / Е. Ю. Ежова. Рязань : Изд-во РГУ им. С. А. Есенина, 2009;- 214 с.

49. Журавлёв, В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлёв. -М. : Педагогика, 1990. 168 с.

50. Иващук, О. Ф. Диалектика всеобщего и единичного в развертывании определения пространства-времени / О. Ф. Иващук // Вопросы философии. -2005.-№7.-С. 79-90.

51. Извозчиков, В. А. Инфоноосферная эдукология: Новые информационные технологии обучения / В. А. Извозчиков. СПб. : Изд-во РГПУ им. Герцена, 1991.- 120 с.

52. Ильин, В. Я. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. Я.Ильин. -М., 1993.-384 с.

53. Иовлев, В. И. Пространство-время как категория образного мышления архитектора : учеб. пособие / В. И. Иовлев. Екатеринбург : Изд-во Уральск, гос. архит.-худож. ин-та, 1993. - 80 с.

54. Иоффе, И. Культура и стиль. Система и принципы социологии искусства / И.Иоффе. — Л.: Изд-во Ленингр. Коммунистического ун-та, 1927. 64 с.

55. Иоффе, И. И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления / И. И. Иоффе. Л., 1933. - 568 с.

56. Исаев, И. Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина / И. Ф.Исаев, Е. Н.Шиянов // Сибирский педагогический журнал. -2005.-№2.-С. 193-208.

57. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : Лань, 1998. - 443 с.

58. Каган, М. С. Формирование личности как синергетический процесс / М. С. Каган // Обсерватория культуры. 2005. - № 3. - С. 4-10.

59. Кант, И. Основы метафизики нравственности / Иммануил Кант. М. : Мысль, 1999. - 1472 с.

60. Катараускас, Т. Феноменология времени и пространства / Т. Катараускас.// Вопросы философии. -2005. — № 12. С. 129-136.

61. Кессиди, Ф. X. Об одной особенности менталитета древних греков / Ф. X. Кессиди // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 137-144.

62. Клочко, В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский ; под ред. Г. В. Залевского. Томск : Изд-во ТГУ, 2000. -154 с.

63. Клочко, В. Е. Инициация мыслительной деятельности : дис. . д-ра психол. наук / В. Е. Клочко. М., 1991.-392 с.

64. Князева, Е. Н. И личность имеет свою динамическую структуру / Е. Н. Князева // Мост. СПб., 2000. - № 37. - С. 21-24.

65. Князева, Е. Н. Синергетический вызов культуре / Е. Н. Князева // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. -С. 243-261.

66. Князева, Е. Н. Топология когнитивной деятельности: синергетический подход / Е. Н. Князева // Эволюция. Язык. Познание. М., 2000. - С.221-224.

67. Князева, Е. Н. «Я» как динамическая структура-процесс / Е. Н. Князева // Синергетика: человек, общество / РАГС. М., 2000. - С. 78-90.

68. Кобляков, А. А. Основы общей теории творчества (синергетический аспект) / А. А.Кобляков // Философия науки. М., 2002. - Вып. 8. - С. 96-107.

69. Когнитивная психология или когнитивная физика. О величии и тщетности событийного языка // Синергетика и язык. М., 1998.- С. 38-66.

70. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб., 1999. - 242 с.

71. Колин, К. Индустрия информационных технологий и проблемы информатизации российского образования / К. Колин // Вестник высшей школы. 2005. - № 4. - С. 12-16.

72. Копцик, В. А. Союз языков науки и искусства / В. А. Копцик // Языки науки языки искусства / под ред. 3. Е. Журавлёвой, В. А. Копцика, Г. Ю. Ризниченко. - М., 2000. - С. 89-101.

73. Косинов, Н. В. «Энергетический феномен вакуума» Электронный ресурс. / Н. В. Косинов, В.И. Габарук. [2010]. - Режим доступа :http://msnauka.narod.ru/lib/author/kosinov n/1 /.

74. Краевский, В. В. Методология для педагога: теория и практика / В. В. Краевский, В. М. Полонский. Волгоград : Перемена, 2001. - 324 с.

75. Краткий словарь по эстетике : книга для учителя / под ред. М. Ф. Овсянникова. М. : Просвещение, 1983. - 223 с.

76. Кривцун, О. А. Историческая психология и история искусств / О. А. Кривцун. — М. : Изд-во Гос. ин-та искусствознания, 1997. 256 с.

77. Кривцун, О. А. Психология искусства / О. А. Кривцун. М. : Высшая школа, 2009.-448 с.

78. Кривцун, О. А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ / О. А. Кривцун. М. : Наука, 1992. - 301 с.

79. Кривцун, О. А. Эстетика : учебник / O.A. Кривцун. М. : Аспект Пресс, 2000.-434 с.

80. Крон, В. Самоорганизация: генезис научной революции / В. Крон, Г. Кюпперс, Р.Паслак // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М., 1994. - С. 86-103.

81. Крупник, Е. П. Экспериментальное исследование механизмов целостного восприятия / Е. П.Крупник // Вопросы психологии. 2003. - № 4. - С. 127132.

82. Крюкова, Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация : монография / Е. А. Крюкова. -Волгоград, 1999.- 196 с.

83. Кузьмин, М. В. Экстатическое время / М. В. Кузьмин // Вопросы философии. 1996.-№2.-С. 67-79.

84. Культурология. XX век : энциклопедия. В 2 т. Т. 1-2 / гл. ред., сост. и авт. проекта С. Я. Левит ; отв. ред. Л. Т. Мильская. СПб. : Университетская книга, 1998.

85. Лановенко, О. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели / О. Лановенко. — Киев, 1987. — 382 с.

86. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. СПб. : Макет, 1995. - 316 с.

87. Левашов, В. И. Введение в психосемиотику / В. И. Левашов. СПб., 1994. -294 с.

88. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 1991. - 223 с.

89. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. 304 с.

90. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М., 1999. - 487 с.

91. Лещинский, В. И. Педагогическая технология личностной ориентации / В. И.Лещинский. Воронеж : Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2001. - 157 с.

92. Лилов, А. О. природе художественного мышления / А. О. Лилов // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М., 1983.-С. 101-126.

93. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии / В. В.Сериков и др. ; Волгогр. гос. пед. ун-т, Ин-т проблем личностно-ориентир. образования» Волгоград : Перемена, 2000. - 147 с.

94. Лихачев, Г. Д. Диалектика взаимодействия эстетического сознания и художественной культуры: методология исследования / Г. Д. Лихачев ; под ред. А. К. Сухотина. Новосибирск, 1995. - 199 с.

95. Лотман, Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. Тарту, 1989. - Вып. 23. - С. 227-243.

96. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб. : Искусство-СПб, 2004. - 703 с.

97. Максимов, А. Н. Философия ценности / А. Н. Максимов. М. : Высшая школа, 1997. - 176 с.

98. Малахов, В. А. Искусство и человеческое мироотношение / В. А. Малахов. Киев, 1988. - 213 с.

99. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. М. : Изд. группа «Прогресс» : Культура, 1992. - 412 с.

100. Мамчур, Е. А. Релятивизм в трактовке научного знания и критерии научной рациональности / Е. А. Мамчур // Философия науки. Вып. 5 : Философия науки в поисках новых путей. М., 1999. - С. 7-17.

101. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы : пер. с англ. / А. Маслоу. М. : Смысл, 1999. - 425 с.

102. Матурана, У. Древо познания (биологические корни человеческого понимания) / У. Матурана, Ф. Варела ; пер. с англ. Ю. Данилова. М. : Прогресс-Традиция, 2001. - 224 с.

103. Махлина, С. Т. Язык искусства в контексте культуры / С. Т. Махлина ; Санкт-Петерб. академия культуры. СПб., 1995. - 217 с.

104. Мелик-Гайказян, И. В. Информационные процессы и реальность / И. В. Мелик-Гайказян. -М. : Наука : Физматлит, 1997. 185 с.

105. Межуев, В. М. Идея культуры / В. М. Межуев. М. : Прогресс-Традиция, 2006.-408 с.

106. Мириманов, В. Б. Искусство и миф: Центральный образ картины мира / В. Б. Мирманов. -М. : Согласие, 1997. 327 с.

107. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия : пер. с фр. / М. Мерло-Понти. СПб. : Ювента : Наука, 1999. - 606 с.

108. Михайлова, H. Н. Педагогика поддержки : учеб.-метод, пособие / H. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. М. : МИРОС, 2001. - 208 с.

109. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса : монография / В. М. Монахов. -Волгоград : Перемена, 1995. 152 с.

110. Муриан, И. Искусствознание и история искусства. Онтологические задачи / Й. Муриан // Вопросы искусствознания. М., 1996. - Вып. 2. - С. 560-568.

111. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. М. : Изд-во Ин-та практ. психологии. - Воронеж : НПО МОД ЭК, 1995.-356 с.

112. Налимов, В. В. В поисках иных смыслов / В.В. Налимов. М. : Прогресс, 1993.-280 с.

113. Налимов, В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В. В.Налимов. М. : Прометей : Изд-во МГПИ, 1989.-288 с.

114. Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. М. : Гелиос АРВ, 2000. - 229 с.

115. Никитаев, В. В. Пресса и журналистика в рамках культуры / В. В. Никитаев // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С.65-79.

116. Ниренберг, Дж. И. Искусство творческого мышления / Дж. И. Ниренберг. Минск : ООО Попурри, 1996. - 240 с.

117. Новиков, А. М. Методология образования / А. М. Новиков. М. : Эгвес, 2002. - 320 с.

118. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. М. : Эгвес, 2008.-136 с.

119. Новикова, Т. М. Философия искусства. Эзотерические традиции : учеб. пособие / Т. М. Новикова. М. : Изд-во МАИ, 1996. - 72 с.

120. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М. : Академия, 2001. - 272 с.

121. Оллпорт, Г. В. Личность в психологии / Г. В. Олпорт. М. : КСП+; СПб. : Ювента, 1998.-345 с.

122. Основы разработки педагогических технологий и инноваций / под ред. В. А. Пятина. — Астрахань: Астрахан. гос. ун-т, 1998. 380 с.

123. Основы теории познания : учеб. пособие / под ред. Б. И. Липского. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2000. - 336 с.

124. Панкевич, Г. И. Пространственно-временные отношения в искусстве / Г. И. Панкевич // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. -М., 1983. С. 299-316.

125. Проблемы информационной культуры. Вып. 4. Искусство в контексте информационной культуры. М. : Смысл, 1997. - 207 с.

126. Педагогическая антропология : учеб. пособие / авт.-сост. : Б. М. Бим-Бад. М. : Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

127. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Дрофа : БРЭ, 2008. - 528 с.

128. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии : учеб.-практ. пособие / В. Ю. Питюков. М. : Тандем : Роспедагентство, 1997. - 176 с.

129. Пойзнер, Б. Н. Репликатор посредник между человеком и историей / Б. Н.Пойзнер // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. - 1999. - Т. 7, № 6.-С. 83-104.

130. Пойзнер, Б. Н. Хаос, порядок, время в древних картинах мира / Б. Н. Пойзнер // Изв вузов. Прикладная нелинейная динамика. 1993. - Т. 1, № 3-4.-С. 97-109.

131. Пойзнер, Б. Н. Эскиз нелинейной динамики учебника / Б. Н. Пойзнер // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. — 1997. Т. 5, № 4. - С. 102109.

132. Полани, М. Личностное знание / М. Полани. М. : Прогресс, 1985. - 344 с.

133. Посталюк, Н. Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов : дис. . д-ра пед. наук / Н. Ю. Посталюк. Казань, 1993.-205 с.

134. Почепцов, Г. Семиотика / Г. Почепцов. М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 2002. - 432 с.

135. Проблемы синтеза в художественной культуре / отв. ред. Б. В. Раушенбах. -М. : Наука, 1985.-288 с.

136. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.

137. Психология процессов художественного творчества. Л. : Наука, 1980. -288 с.

138. Рапацкая, Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования : дис. . д-ра пед. наук / Л. А. Рапацкая. М., 1991. - 450 с.

139. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л. : Наука, 1974. -300 с.

140. Рождественская, Н. В. Психология художественного творчества : учеб. пособие / Н. В. Рождественская. СПб. : Языковой центр, 1995. - 272 с.

141. Рубинштейн, С. JI. Человек и мир / С. JI. Рубинштейн ; отв. ред. К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Славская. -М. : Наука, 1997. — 191 с.

142. Садовский, В. Н. Системное мышление и системный подход: истоки и предпосылки социальной информатики / В. Н. Садовский, В. В. Келле // Социальная информатика: основания, методы, перспективы. М., 2003. С. 14-27.

143. Садовский, В. Н. Становление философии науки и системного подхода в России во второй половине XX века / В. Н. Садовский // Вопросы философии. 2004. - № 1.-С. 99-109.

144. Семиотика пространства : сб. науч. тр. междунар. Ассоциации семиотики пространства / под ред. А. А. Барабанова. — Екатеринбург ; Архитектон, 1999.-688 с.

145. Семёнов, В. Е. Искусство как межличностная коммуникация / В. Е. Семёнов. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1995. - 200 с.

146. Сергеев, Н. К. Непрерывное образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории) / Н. К. Сергеев. СПб.; Волгоград : Перемена, 1997. - 166 с.

147. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. М. : Логос, 1999. - 272 с.

148. Сериков, В. В. Общая педагогика : избр. лекции / В. В.Сериков. -Волгоград : Перемена, 2004. 277 с.

149. Силичев, Д. А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций / Д. А. Силичев. М. : Знание, 1991. - 64 с.

150. Симонов, В. М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма : монография / В. М. Симонов. Волгоград : Перемена, 2000. - 295 с.

151. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М. : Наука, 1981. -215 с.

152. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве /Vотв.ред. В. А. Копцик. -М. : Прогресс-Традиция, 2002. — 496 с.

153. Синцов, Е. В. Рождение художественной целостности (авторская рефлексия потенциальных возможностей мыследвижения) / Е. В. Синцов. -Казань : Изд-во «ФЭН», 1995. 228 с.

154. Сластенин, В. А. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности / В. А. Стастенин, Н. В. Тамарина // Вопросы психологии. 1986. - № 3. - С. 63-70.

155. Сластенин, В. А. Современные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя / В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов // Развитие, социализация и воспитание личности : матер, науч.-практ. конф. — Ставрополь, 1993. Вып. 1. - С. 29-36.

156. Сокулер, 3. А. Э. Гуссерль о геометрической традиции: к смене парадигм в теории познания / 3. А. Сокулер // Философия науки. М., 1999. — Вып. 5. -С. 18-47.

157. Солсо, Р. JI. Когнитивная психология : пер. с англ. / Р. Л. Солсо. М.- •:-Тривола, 1996.-600 с.

158. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование) / Б. А. Сосновский. М. : Прометей, 1993. — 199 с.

159. Столович, Л. Н. Природа эстетической ценности / Л. С. Столович. М. : Политиздат, 1972.-271 с.

160. Столяров, Б. А. Язык изобразительного искусства : учеб. курс / Б. А. Столяров ; Гос. Русский музей, Центр музейной педагогики, РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2004. - 184 с.

161. Субботин, М. М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида) / М. М. Субботин // Вопросы философии. 1993.-№3.-С. 36-45.

162. Суслова, Т. Д. Художественно-эстетическая культура учителя : учеб.-метод. пособие / Т. Д. Суслова ; Липец, гос. пед. ун-т. М. ; Липецк, 2003. -301 с.

163. Суходольская-Кулешова, О. В. Развитие эстетической культуры будущего учителя : дис. . д-ра пед. наук / О. В. Суходольская-Кулешова. М., 2006. -384 с.

164. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М. : Изд-во МГУ, 1976. - 343 с.

165. Тасалов, В. И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика / В. И. Тасалов. -М., 1990. 62 с.

166. Тиллих, П. Избранное. Теология культуры : пер. с англ. / Пауль Тиллих ; сост. : С. Я. Левит, С. В. Лезов. М. : Юристъ, 1995. - 479 с.

167. Толстой, В. П. Синтез пространственных искусств как образ мироздания / В. П. Толстой, Д. О. Швыдковский // Художественные модели мироздания. -М., 1997.-С. 5-17.

168. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического : избранное / В. Н. Топоров. М. : Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995. - 624 с.

169. Фарман, И. П. Воображение в структуре познания / И. П. Фарман. М. : Изд-во ИФ РАН, 1994. - 215 с.

170. Фейнберг, Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке / Е. Л. Фейнберг. М. : Наука, 1992.-255 с.

171. Феноменология искусства / РАН. Ин-т философии ; ред. К. М. Долгов. -М. : Изд-во ИФ РАН, 1996. 263 с.

172. Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. М. : Изд. группа «Прогресс», 1993. - 324 с.

173. Фосийон, А. Жизнь форм : пер. с фр. / А. Фосийон. М. : Моск. коллекция, 1995. - 132 с.

174. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления / Ю. У. Фохт-Бабушкин. М., 1986. - 237 с.

175. Хендерсон, Дж. Психологический анализ культурных установок / Дж. Хендерсон. М. : Добросвет, 1997. - 219 с.

176. Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Кн. 1 / под общ. ред. В. П. Толстого. М. : Изд-во НИИ PAX, 1997. - 399 с.

177. Чайковский, Ю. В. Познавательные модели, плюрализм и выживание / Ю. В. Чайковский //Путь. 1992. - № 1. - С. 62-108.

178. Челышева, Т. В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты : монография / Т. В. Челышева. М. : Изд-во АПК и ПРО, 2001. - 128 с.

179. Чернавский, Д. С. Мышление, как распознавание образов / Д. С. Чернавский // Синергетика-3 : тр. семинара / под ред. В. Г. Буданова, О. П. Иванова. М. : Изд-во МГУ, 2000. - 343 с.

180. Чернавский Д. С. Синергетика и информация. М.: Знание. 1990.-117с.

181. Чучин-Русов, А. Е. Единое поле мировой культуры. Кижли-концепция. Т. 1, кн. 1. Теория единого поля / А. Е. Чучин-Русов. М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 664 с.

182. Шаршунов, В. А. Как подготовить и защитить диссертацию: История, опыт, методика и рекомендации / В. А. Шаршунов, Н. В. Гулько. М. : Агроэкономика, 2004. — 276 с.

183. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М., 1999. - 288 с.

184. Щедровицкий, Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. М., 2005. - 800 с.

185. Щедровицкий, Г. П. О методе исследования мышления / Г. П. Щедровицкий. М., 2006. - 600 с.

186. Шпет, Г. Г. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения / Г. Г. Шпет // Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи / под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2000. - С. 135-140.

187. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. М. : Тривола, 1994.- 167 с.

188. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. -М. : УРСС, 1997. 447 с.

189. Юнг, К. Психоанализ и искусство / К. Юнг, Э. Нойманн. М., 1997. - 126 с.

190. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. - № 2. - С. 3142.

191. Яффе, А. Символизм в изобразительном искусстве / А. Яффе // Человек и его символы. СПб., 1996. - С. 298-375.143

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.