Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Бурцева, Галина Вячеславовна

  • Бурцева, Галина Вячеславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 178
Бурцева, Галина Вячеславовна. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Барнаул. 2000. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бурцева, Галина Вячеславовна

Введение.

Глава 1. Теоретические и практические аспекты проблемы управления развитием творческого мышления студентов вузов искусств и культуры.

§1.1. Развитие творческого мышления как проблема теории и практики профессионального обучения.

§ 1.2. Проблема управления развитием творческого мышления студентов.

§1.3. Возможности концепции мотивационного программно-целевого подхода в решении проблемы управления развитием творческого мышления студентов-хореографов.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию управления развитием творческого мышления студентов-хореографов на этапе профессионального обучения в вузе.

§2.1. Диагностические средства уровня развития творческого мышления студентов-хореографов (в методологии МПЦУ).

§2.2. Учебно-творческая хореографическая задача (УТХЗ) в системе управления формированием профессионального мышления студентовхореографов.

§2.3. Результативность управления развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки»

Актуальность исследования. Развитие творческого мышления будущих специалистов любого профиля всегда было одним из показателей успешности деятельности высшей школы. На фоне общих процессов гуманизации и гуманитаризации образования, смены ценностных парадигм, происходящих в нем, возрастающего приоритета развивающих моделей и технологий, личностно-ориентированных подходов, подчеркивающих субъект-субъектный аспект педагогического взаимодействия, эта задача становится еще более актуальной. Особую значимость ей придает и выраженный социальный заказ на подготовку личностей, обладающих потенциалом саморазвития и самоактуализации в творческом труде.

В этом плане нельзя не отметить важную роль сферы искусства, призванной компенсировать издержки все большей рационализации и технологизации жизни, сопутствующих информатизации общества на пороге нового тысячелетия. Хореография всегда была и останется той сферой искусства, которая призвана играть незаменимую роль в художественном воспитании нравственно-эстетической позиции людей. В связи с этим, изучение природы творческого мышления специалиста-хореографа, выявление закономерностей его формирования в процессе вузовкой подготовки продолжают, привлекать внимание исследователей (В.И. Уральская, И.А Герасимова, Л.Д. Ивлева, Т.А. Казаринова, Т. Курышева, Л.И. Ломакина, A.B. Палилей, И.В. Смирнов, П. Карп, Г. Добровольская и др.). Становление России как суверенного государства, освобождение от некоторых идеологических установок дает новый импульс к творческим поискам и экспериментам в искусстве танца.

В тоже время, пилотажные исследования, анализ статистических данных, кафедральных отчетов и опросов преподавателей и творческих руководителей показывает, что более 80% выпускников вуза продолжают заниматься профессиональным и самодеятельным хореографическим искусством после окончания вуза, но из них лишь 25% выпускников пытаются совместить исполнительскую деятельность с сочинительской. Для остальных характерно преобладание установок на технику исполнения, а композиционное мышление проявляется достаточно редко. В практике руководителей хореографических объединений кружков, ансамблей, студий, коллективов и др., которыми становятся выпускники-хореографы вуза, зачастую отсутствуют попытки создания оригинальных танцевальных номеров (хореографических произведений), преобладает репродуктивное мышление.

Таким образом, в процессе анализа хореографической практики обнаруживается заметный разрыв между профессиональными требованиями к творческому характеру труда и уровнем развития творческого мышления специалиста-хореографа в структуре его специальных способностей, обеспечивающих высокую продуктивность хореографической деятельности. «Образная оригинальность» - как ведущий показатель хореографического мышления специалиста - отмечается невысокими результатами. Сохраняется разрыв между потребностью педагога вовлечь студента в активную учебно-познавательную деятельность и мотивационной обеспеченностью (психологической готовностью) студента к ней.

Необходимость повышения эффективности управления развитием творческого мышления студентов в условиях учебного процесса не подкрепляется уровнем разработки данной проблемы в теории и практике художественной педагогики, психологии и внутривузовского управления. В дидактике высшей школы практически отсутствуют целостные исследования, посвященные изучению механизмов хореографического творчества как учебно-предметной деятельности; не выделены исходные единицы психологической структуры учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование профессионального мышления будущего хореографа, отсутствуют средства продуктивного художественного моделирования. Поэтому целью данного диссертационного исследования стало выявление оптимальных мотивационно-целевых ресурсов управления развитием творческого мышления студентов-хореографов в условиях реальной практики художественного вуза.

Объект исследования - творческое мышление студента-хореографа в контексте профессиональной вузовской подготовки специалиста.

Предмет исследования - управление развитием творческого мышления студентов-хореографов, основывающееся на концептуальной базе мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ).

В основу исследования была положена гипотеза о том, что соединение методологии МПЦУ (И.К. Шалаев) с идеями теории контекстного подхода (A.A. Вербицкий) позволит проектировать и реализовывать модели специального обучения в квазипрофессиональном ключе, которые будут эффективны в плане развития творческого мышления будущего специалиста-хореографа. Эта эффективность будет обеспечена, если:

- профессиональный контекст войдет в содержание учебного процесса через решение последовательно усложняющихся учебно-творческих хореографических задач (УТХЗ);

- технологический алгоритм МПЦУ будет соответствующим образом адаптирован к специфическим проблемам художественного вуза и в частности к решению проблемы развития творческого мышления у будущих хореографов;

- целевой компонент профессионального обучения позволяет заложить в основание дерева целей возможность формирования у студентов психологической готовности к творческому осуществлению квазипрофессиональной деятельности, по своим основным параметрам приближающейся к профессиональной;

- последовательность ярусов дерева целей в логике «хочу - могу - делаю - получаю» опирается на мотивацйонный базис механизма стимуляции мыслительной деятельности, предусматривающий придание УТХЗ статуса проблемной задачи;

- будет сформирована и реализована управленческо-дидактическая программа развития творческого мышления будущего специалиста-хореографа.

Необходимо добавить, что роль преподавателя в этой модели управления должна рассматриваться в трех аспектах: управление обучением, управление в процессе обучения и управление через обучение. В этом случае можно соединить все три аспекта управления, которые только в абстракции могут рассматриваться изолированно: управление обучением, воспитанием и развитием творческой личности.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и решение следующих конкретных задач.

1. Дать анализ современного состояния проблемы исследования и провести уточнение базовых понятий двух теорий, необходимое для рассмотрения вопросов их последующей интеграции при решении проблемы управления развитием творческого мышления личности студента-хореографа в контексте его будущей профессиональной деятельности.

2. В теоретическом анализе выявить показатели креативности личности, характеризующие будущего специалиста и параметры его «хореографического мышления», опираясь на которые можно отслеживать процесс развития творческого мышления и целенаправленное (продуктивное) его формирование.

3. Создать управленческо-дидактическую программу развития творческого мышления студентов-хореографов и проверить ее эффективность в процессе экспериментально-опытной работы.

Методологическую базу исследования составляют психологические теории творчества и мыслительной деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.B. Брушлинский, Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров А.Н. Леонтьев и т.д.). Работы классиков проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, В.А. Крутецкий, и др.). Исследования представителей гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мэй, а так же Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, А. Белый). Труды теоретиков личностно-ориентированого подхода в обучении, концепция мотивационного программно-целевого управления.

Методики исследования. Исследование выполнено с привлечением методов теоретического анализа философских, искусствоведческих, психолого-педагогических работ по исследуемой проблеме; сравнительного анализа различных аспектов учебной и профессиональной хореографической деятельности; анализа документальных первоисточников (учебные планы, программы по предметам специализации, статистические и текстовые отчеты). Применялось анкетирование, тестирование, устные опросы, беседы, наблюдение, видео съемка учебно-творческих уроков, показов, выступлений, концертов; осуществлен формирующий эксперимент.

Исследование проводилось на базе факультета хореографии Алтайского государственного института искусств и культуры, кафедры хореографии Алтайского Краевого колледжа культуры. Выводы сформулированы с опорой на многолетний профессиональный опыт автора в области педагогической и постановочно-балетмейстерской деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе внедрения их в методику преподавания предметов специализации, в том числе и таких, как «Композиция и постановка танца», «Проблемы хореографической режиссуры и мастерства актера», «Постановка танца в драматическом спектакле». Кроме того, результаты данного исследования использовались при проведении творческих семинаров для преподавателей колледжей культуры и хореографических отделений детских школ искусств, руководителей самодеятельных хореографических коллективов Казахстана, Новосибирской области и Алтайского края.

Основные положения исследования освещались по теме диссертации в цикле докладов на научно-практических конференциях и в публикациях научно-методического характера.

Научная новизна определяется разработкой четких критериев оценки развития творческого мышления, необходимых для управления процессом профессиональной подготовки специалиста-хореографа в вузе, созданием целостной управленческо-дидактической программы, совмещающей методологию мотивационного программно-целевого управления и контекстного обучения.

Теоретическая значимость представлена расширением и конкретизацией понятийного аппарата вузовской педагогики, введением понятия УТХЗ как основного инструмента развития творческого мышления студентов-хореографов, адаптацией логики МПЦУ к специфичным условиям художественного вуза.

Практическая значимость: исследование имеет выраженный специфический практико-ориентированный характер, результаты которого легко переносимы в организацию учебной деятельности вузов и колледжей искусств и культуры, других учреждений, в которых используются услуги творчески работающего хореографа. В исследовании приводятся конкретные методические рекомендации по совершенствованию внутривузовского управления процессом становления творческих возможностей будущих специалистов хореографов. При постановке исследования были реализованы (с 1990 по 2000 год) три основных этапа.

Первый этап носил поисково-исследовательский характер и включал в себя анализ научной литературы и опыта работы высших учебных заведений системы профессионального хореографического образования. Выявление на этом этапе современного состояния исследуемой проблемы в теории и практике вузовской подготовки специалистов-хореографов позволило сформулировать основные положения, цель и задачи, исходную гипотезу исследования.

На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по совершенствованию управления развитием творческого мышления студентов-хореографов; проверялась эффективность разработанной модели управления профессиональным творчеством посредством УТХЗ на основе программно-целевой технологии; выявлялась связь между видом УТХЗ и способом управления мыслительной деятельностью студентов в процессе их решения; разрабатывалась процедура таксации УТХЗ, призванная обеспечить последовательный переход мыслительной деятельности субъекта обучения от подражательного к подлинному творчеству; проверялась гипотеза, велась апробация результатов.

Третий этап носил теоретико-обобщающий характер, проведен анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы. Сформулированы основные выводы, осуществлено их внедрение в хореографическую практику. Результаты исследования оформлены в виде диссертации.

Достоверность результатов исследования проблемы обеспечивает теоретическая, методологическая и практическая обоснованность основных положений диссертационной работы; многообразие информационной основы исследования; адекватность методов исследования его цели, задачам; подтверждена данными формирующего эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Использование теоретико-методических принципов и технологического содержания концепции мотивационного программно-целевого управления повышает эффективность решения проблемы развития творческого мышления будущих хореографов за счет формирования у студентов психологической готовности к творческому осуществлению квазипрофессиональной деятельности, основные параметры которой приближаются к профессиональной.

2. Решение учебно-творческих хореографических задач (УТХЗ) является основным средством формирования профессионального мышления студентов-хореографов. Таксономия УТХЗ позволяет дозировать нарастающую сложность предъявляемых к решению проблемных задач, что и обеспечивает развитие творческих возможностей будущих специалистов.

3. Опираясь на систему диагностических показателей уровня развития творческих возможностей будущих хореографов, представленную в работе, можно отслеживать и корректировать учебный процесс, адаптируя его к индивидуальным особенностям личности будущего специалиста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Бурцева, Галина Вячеславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Социальные изменения и новейшие достижения дидактики предъявляют повышенные требования к обучающей системе, которая, прежде всего, в условиях новой парадигмы образования должна культивировать творческий характер учебно-познавательной деятельности и ценностное отношение к творческому мышлению как базовому компоненту психологического содержания учебно-воспитательного процесса. Для удовлетворения данных требований необходимо так усовершенствовать систему управления профессионального обучения, чтобы повысить его влияние на темп и качество протекания умственной деятельности студентов-хореграфов на пути к творчеству. На решение этой задачи было направлено проводимое нами психолого-педагогическое исследование.

В онтогенезе развитие психики (полагаем и творческого мышления) есть следствие специфического саморазвития личности, связанного с длительным накоплением и дифференциацией полезного для данной области деятельности опыта, который передается, главным образом, в процессе обучения, в т.ч. на этапе профессионального обучения в вузе. Творческий потенциал личности, проявляющийся в раннем детстве, составляет психологическую основу всех последующих феноменов умственного и личностного творческого развития. Это подтверждают данные эксперимента о развитии художественно одаренных людей в условиях целенаправленного профессионального обучения.

Проведенное исследование дало основание установить, что опережающее управление профессиональным обучением играет ведущую роль в формировании психических новообразований, полезных для данной предметно-художественной деятельности. Следовательно, целенаправленно варьируя методы и способы этого управления, педагог овладевает развитием психики студентов в заданном направлении. Анализ литературы, раскрывающий различные аспекты проблемы нашего исследования показал, что проблеме взаимоотношения управления профессиональным обучением и развитие творческого мышления посвящено немало исследований. Ученые, психологи и педагоги раскрывают сложное противоречивое взаимодействие между управлением и развитием творческой мыслительной деятельности студентов в условиях обучения. Проведенное исследование позволило сделать умозаключение о том, что управление творческим мышлением в условиях хореографической специализации - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на обучающихся с целью качественного изменения психических образований мыслительной деятельности, вызываемого внутренними закономерностями «самодвижения» субъекта, которые всегда имеют культурно-социальный характер и определяют «высвобождение» (реализацию) творческого потенциала его художественного ума в контексте «личностного смысла».

Осуществляемое на базе Алтайского государственного института искусств и культуры экспериментальное обучение студентов-хореографов связано с радикальной перестройкой содержания обучения, способов организации и методов его управления в художественном вузе. Основное отличие экспериментальной программы от традиционной программы профессионального обучения в условиях хореографической специализации состоит в том, что её ведущим звеном выступает функция управления (овладение) развитием творческих компонентов мыслительной деятельности обучающихся в логике будущей профессии выпускника-хореографа в её предметном и социальном аспектах.

Так, формирование и усвоение хореографических знаний, умений и навыков происходит, главным образом, путем осознания студентами сущности их организации от уровня неосознанной некомпетентности при постоянном восхождении сознания субъекта обучения на уровень неосознанной компетентности как показателя высокого профессионализма в соответствующей области деятельности художественного опыта. Теоретико-методическое основание учебных программ по специальным дисциплинам является психологической базой получения этой общей формы обучения.

При усвоении знаний, умений и навыков по предмету композиции и постановки танца как курса, интегрирующего в себе содержание профессионального обучения хореографическому творчеству, дается понятие об исходной «клеточке», в границах которой эти знания организуются и проявляются - учебно-творческой хореографической задаче. В процессе систематического решения подобных задач студенты овладевают различными способами самоуправления мыслительной деятельностью от жестких правил и простых алгоритмов хореографической логики до «высвобождения» эвристических и креативных способностей художественного ума в творческом акте сочинения танца. На этой основе, как показал эксперимент, у основной части обучающихся интенсивно начинает развиваться творческое мышление как высший уровень продуктивного мышления, проявление которого при традиционном профессиональном обучении затруднено и приурочивается лишь к последнему этапу обучения в вузе в конкретных единичных случаях.

Профессиональный тренинг - решение УТХЗ, исследующий особенности хореографического мышления обучающихся и, прежде всего, специфический показатель «образной оригинальности» художественной мыслительной деятельности разработан как результат внедрения в хореографическую практику идеи таксономии (Д. Толлингерова). Дидактическая цель данного метода профессионального обучения состоит в выявлении и развитии сфер способностей (качеств) хореографического мышления как психологической основы творческой : умственной деятельности будущего специалиста-хореографа в условиях квазипрофессионального труда. Посредством данного тренинга происходит восхождение мышления обучающихся в процессе учебного хореографического творчества от его непродуктивного 1 уровня до проявления продуктивных и творческих форм бытия сознания субъекта.

В исследовании уточнена сущность профессионального (хореографического) мышления как специфического вида творческого мышления в условиях художественно-предметной деятельности. В работе раскрыта совокупность способностей (свойств) художественного ума как психологической основы творческой мыслительной деятельности. Мы выделяем систему характеристик профессионального мышления специалиста-хореографа, от уровня проявления которых зависит степень продуктивности творческого процесса сочинения танца.

Ведущей областью исследования в процессе формирования дерева целей управления развитием творческого мышления студентов-хореографов стал поиск научно-теоретической основы содержания данного понятия. В ходе его разработки для нас стали очевидны совокупность методологических идей, позволяющих вскрыть механизмы хореографического творчества и, тем самым, расширить возможности управления этим процессом в условиях профессионального обучения.

Назовем их:

- теория деятельности: принцип единства психики и деятельности, перевод цели в мотив деятельности, ориентировочное звено деятельности, феномен мышления как деятельности, реализующийся в действиях, которые приводят к развитию смысловых образований (А.Н. Леонтьев);

- теория психологии мышления как эмоционально регулируемого процесса (O.K. Тихомиров);

- теория контекстного обучения (A.A. Вербицкий);

- программно-целевая психология управления (И.К. Шалаев);

- теория психологии искусства: искусство как метод художественного познания, явление «эстетической реакции» (Л.С. Выготский);

- теория психоанализа: феномен сублимации в искусстве, механизм бессознательного в творчестве (З.Фрейд);

- теория искусства как механизм процесса «переживания» в творчестве, связь образного мышления с осознанием собственных эмоциональных реакций и того, что в них имеет всеобщую значимость (Б.М. Теплов);

- теория символизма в художественном творчестве (А.Белый);

- теория и методика возбуждения «двигателей психической жизни» актера - исполнителя (К.С. Станиславский);

- теория построения движений (H.A. Бернштейн);

- теория психомоторной связи (И.М. Сеченов).

Важное место в нашем исследовании занимает мотивационное программно-целевое управление, которое обеспечивает осуществление технологических процедур в учебно-педагогическом процессе, направленном на формирование хореографического мышления студентов. МПЦУ обосновывает теоретико-методический характер дидактической программы овладения развитием творческого мышления студентов в условиях художественного вуза. С помощью технологии МПЦУ нами были разработаны диагностические показатели уровня развития творческого мышления студентов-хореографов.

Кроме перечисленных положительных результатов исследования нами были вскрыты причины, обуславливающие недостатки эффективности управления развитием творческого мышления студентов-хореографов при опоре на мотивационную программно-целевую технологию:

- невозможность полного охвата всего учебно-методического комплекса хореографической специализации для достижения конечных целей данного исследования;

- слабая интеграция целевого компонента учебных программ дисциплин специализации в силу разных педагогических подходов в обучении хореографическому творчеству;

- отсутствие специальных учебных курсов, которые могли бы отразить в содержании программы обобщенный характер теоретических и практических аспектов исследуемой проблемы;

- отсутствие в исследовании подробного анализа всех этапов профессионального становления специалиста-хореографа, начиная от профессионального отбора и заканчивая этапом самостоятельного творчества в условиях профессиональной деятельности в коллективе, в связи с большим объемом нерешенных вопросов в проблеме, требующих длительного отрезка времени для их изучения.

В ходе разработки технологии управления развитием творческого мышления студентов-хореографов в условиях профессионального обучения нами была определена совокупность принципов, которые обеспечивают ее эффективность. Это:

- Принцип творческого г . -. обучения.

- Принцип проблемности в условиях развивающего обучения.

Принцип внутренней мотивации учебного хореографического творчества студентов с опорой на алгоритм мотивационной программно-целевой технологии.

- Принцип систематического решения учебно-творческих хореографических задач (УТХЗ) как основа профессионального тренинга, формирующего художественное мышление обучающихся.

- Принцип эмоциональной регуляции мыслительной деятельности в творческом процессе сочинения танца.

Принцип сотворчества в результате интерактивных форм обучения как гарант развития субъек-субъектных отношений педагогической системы.

- Принципа гармонического развития различных сфер способностей профессионального (хореографического) мышления в обучении как основы творческой умственной деятельности в условиях художественного познания мира.

- Принцип «самодвижения» субъекта в обучении, связанный с осознанием творческого характера человеческой психики.

- Принцип профессиональной дифференциации обучения при опоре на индивидуальный стиль художественного мышления обучающегося.

- Принцип единства формирования в обучении алгоритмических, эвристических, креативных приемов умственной деятельности в обучении как основы функциональной организации творческого мышления личности студента.

- Принцип обеспечения «внутренних условий» умственной деятельности в творческом акте как совокупности содержательных компонентов продуктивного мышления обучающегося.

Принцип специфической организации психомоторной деятельности специалиста-хореографа в творческом мыслительном акте. На основании анализа результатов экспериментально-опытной работы делаем выводы:

1. Проведенное исследование подтвердило правомерность исходной гипотезы. Доказано, что модель специального обучения в квазипрофессиональном характере, основанная на интеграции теорий МПЦУ (И.К. Шалаев) и контекстного подхода (A.A. Вербицкий), обеспечивает эффективное развитие творческого мышления будущего специалиста-хореографа.

2. Доминирующим средством в системе управления формированием профессионального мышления студентов-хореографов является учебно-творческая хореографическая задача (УТХЗ), продуктивность решения которой зависит от педагогического умения актуализировать в творческом акте показатели креативности личности, характеризующие будущего специалиста и параметры его «хореографического мышления».

3. Технологический алгоритм МПЦУ в условиях адаптации к специфике художественного вуза позволяет сформировать и реализовать управленческидидактическую программу развития творческого мышления студента-хореографа, которая обеспечивает его включенность на всех этапах вузовской подготовки в педагогический процесс воспитания и самовоспитания творческих компонентов мыслительной деятельности.

4. Успешность управления развитием творческого мышления будущего специалиста-хореографа определяется тем, что целевой компонент профессионального обучения закладывает в основание дерева целей формирование психологической готовности к творческому осуществлению квазипрофессиональной деятельности, по своим основным параметрам приближающейся к профессиональной; последовательность ярусов дерева целей в логике «хочу -могу - делаю - получаю» достигается при опоре на мотивационный базис стимуляции мыслительной деятельности, предусматривающей придание УТХЗ статуса профессиональной проблемной задачи; отслеживание динамики творческого мышления по пути целенаправленного (продуктивного) его формирования происходит на основе объективизированных диагностических показателей (норм-образцов) уровня развития твврческих возможностей студентов-хореографов.

Автор далек от мысли, что все существующие вопросы проблемы, исследуемые в данной работе, решены на необходимом уровне. Мы отчетливо осознаем возможности дальнейшей разработки путей её изучения в системе непрерывного хореографического образования. Наиболее результативным в этом отношении представляется процесс развития индивидульно-типологических особенностей «хореографического мышления» и их влияние на профессиональную направленность выпускников-хореографов вузов искусств и культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бурцева, Галина Вячеславовна, 2000 год

1. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания /Под ред. А.Я.Зися. М.: Наука, 1983. - 368 с.

2. Алексеев А., Громова Л. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы.-СПб.: Эконом, шк., 1993.-352с.

3. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии в психологии // Вопросы психологии. 1996.- № 2. - С. 73 - 85.

4. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Часть 3.- Душанбе: Изд.-во Таджикского университета, 1973,-С. 6-32.

5. Асафьев Б. О балете. Л.: Музыка, 1974. - 296 с.

6. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.:Педагогика, 1982.- 192 с.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /Сост. С.Г.Бочаров. М.: Искусство, 1986.- 445 с.

8. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-176 с.

9. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.

10. Библер В. С. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975 - 399 с.

11. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр./Сост. Вал. А. Луков, Вл. А.Луков.- СПб: Союз, 1998. 432 с.

12. П.Богданов Березовский В. Статьи о балете. - Д.: Советский композитор, 1962.-205 с.

13. М.Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания/ ВНМЦ нар.творчества и культурно-просветительной работы.-М., 1986. 93 с.

14. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во РТУ, 1983. - 173 с.

15. Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.-191 с.

16. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика.- 1997,- № 3. С. 15 - 19.

17. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М.: Искусство, 1968.- 223 с.

18. Варданян Г. Игровой метод развития творческого мышления при подготовке специалистов в институтах физической культуры: Автореф. дис.канд. пед наук.- М., 1998. 24с.

19. Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, B.JI. Поплуж-ный, О.К.Тихомиров. -М.: Изд-во МГУ, 1980.-192 с.

20. Ваха В.В. Некоторые проблемы актерских данных участников самодеятельных хореографических комплектов // Самодеятельное хореографическое искусство в клубе: Сб.науч.тр./Высшая профессиональная школа культуры.-Л., 1988.- С. 47-64.

21. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991 - 206 с.

22. Вересов H.H. Культура и творчество как психологические идеи// Вопросы психологии. 1992.- № 1-2. - С. 124 - 128.

23. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

24. Выготский J1. С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -480с.

25. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб: Союз, 1997. 100с.

26. Вяхирева Е.А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения: Дис. в виде научного доклада .кан.пед.наук.- Саратов, 1997.- 23с.

27. Габович М. Биомеханика и танец // Сов. балет.-1983.- № 2. С. 38 - 39.

28. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.: Роспедагенство, 1998.-271с.

29. Герасимова И.А. Философское понимание танца// Вопросы философии. -l998.-№ 4. С. 50- 63.

30. Глезер В.Д. Зрение и мышление.-СПб., 1993.-283с.

31. Голейзовский К. Жизнь и творчество. М.: Изд-во ВТО. 1984. -575 с.

32. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964.-378 с.

33. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Предметная деятельность и онтогенез познания // Вопросы психологии. 1998. -№5. - С. 11-29.38. де Боно Эдвард Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976. - 142 с.

34. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности.-Иркутск: Изд-во унта, 1993.-54с.: ил.

35. Добровольская Г. Танец. Пантомима. Балет. Л.: Искусство, 1975. - 124 с.

36. Дранков В.Л. Психология художественного творчества: Учеб. пособие /ЛГИК-Л., 1991.-77 с.

37. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997.240 с.43.3агвязинский В.И. Педагогическое предвиденье. М.: Знание, 1987. -.80 с.

38. Закон Российской Федерации об образовании // Высшее образование в России, 1992.- № 3.- С.5 - 36.

39. Захаров Р. Слово о танце. М.: Мол.гвардия, 1979.- 158 с.

40. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта.- М.: Искусство, 1983. 224 с.

41. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1985.-16с.

42. Интенсификация творческой деятельности студентов /Под ред. В.И.Андреева, Т.Мелъхорна. Казань: Изд-во ун-та, 1990. - 197с.

43. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: Высш. шк„ 1990. - 301с.

44. Казаринова Т.А. Магическая сила пространства // Сов. балет. 1991. - № 5.-С. 26-29.

45. Казаринова Т. А. О развитии творческих способностей студентов-хореографов // Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений: Мат.Всесоюз. науч. конф. Пермь, 1989. - С. 146-149.

46. Казунина И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано: Автореф. дис. канд. пед наук.- М., 1998.-22с.

47. Калмыкова 3,И- Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.- 200 с.

48. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

49. Карп П. Балет и драма. J1.: Искусство, 1980. - 244 с.

50. Карп П.М. Младшая муза. М.: Детская литература, 1986.- 200 с.

51. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Изд-во ВТО, 1984. - 526 с.

52. Коваленко А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач // Вопросы психологии.- 1991.- № 5.- С. 42 47.

53. Коган И.М. Творческий поиск: энергомотивационный аспект // Вопросы психологии- 1992.-№1 2.- С. 138 -157.

54. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 255с.

55. Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. -215 с.

56. Котов В.Е. Психолого-педагогические основы управления процессом обучения в вузе. Киев; Одесса, 1976.-96 с.

57. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998.-113с.

58. Краснорядцева О.М. Психологические особенности возникновения и регуляция мышления в реальной жизнедеятечьности: Автореф.дис. .доктора психол. наук,- М., 1996.

59. Курышева Т. Театральность и музыка. М.: Сов. композитор, 1984. - 200с.

60. Лавровский Л.М. Документы. Статьи. Воспоминания. М.: Изд-во ВТО, 1983.- 423 с.

61. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Метод, пособие для руководителей образовательных учреждений.-М.: Педагогика, 1993.- 46 с.

62. Леоненко А.И., Леоненко C.B. Учебно-методический комплекс хореографической специализации вузов культуры // Некоторые аспекты интенсификации учебного процесса подготовки кадров культпросветработников : Сб.ст. Улан-Уде., 1989. - С. 75 - 80.

63. Леонтьев А.А. Научите человека фантазии. Творчество и развивающее образование //Вопросы психологии. 1998.- № 5. - С.82 - 85.

64. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.• 71.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения .- М.: Педагогика, 1981.-186 с.

65. Лилов А. О природе художественного мышления // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1983.1. С. 101-125.

66. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться. Психология управления. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 285 с.

67. Литвин Б.М. Поиск образности в творчестве режиссера ( Психологические предпосылки и реализация):Автореф.дис. канд. искусствоведения. М., 1993. - 28 с.

68. Ломакина Л.И. Личность и хореографическое творчество // Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений: Мат. всесоюз. науч. конф. Пермь, 1989.- С.151 - 152.

69. Лопухов Ф Хореографические откровенности. Л.; М.: Искусство, 1972.-216с.

70. Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете.- Л.; М.: Искусство, 1966. 337 с.

71. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

72. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебно-метод. пособие для студентов ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 78 с.

73. Матюгин И.Ю., Чаекаберья Е.Н. Запоминание лиц и имен.-М., 1993.-175с.

74. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

75. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982.- №4.-С.5-18.

76. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения.- Казань, 1972.158 с.

77. Мессерер Асаф. Танец. Мысль. Время /Предисл. Б.Ахмадулиной.- 2-е изд., доп. М.: Искусство, 1990. - 265 с• 85.Музыка и хореография современного балета :Сб.ст. -Вып.1.- Л.: Музыка, 1974,- 295 с.

78. Музыка и хореография современного балета: Сб. ст. Вып. 2.- Л.: Музыка, 1977.-240 с.

79. Музыка и хореография современного балета: Сб. ст. Вып.З.- Л.: Музыка, 1979.-208 с.

80. Музыка и хореографии современного балета: Сб. ст. -Вып. 4. М.:Музыка, 1982.-204 с.

81. Музыка и хореография современного балета: Сб.ст. -Вып. 5. Л.: Музыка, 1987.-248 с.

82. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М.: Искусство, 1965.-375 с.91.0конь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск.-М.:Выс.шк., 1990.382 с.

83. Орлов Ю.М. Саногенное мышление.-М., 1993.-64с.93.0сницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности// Вопросы психологии. 1996.-№1.-С.5 - 19.

84. Палилей А.В., Сокол О.В. Результаты контент-анализа программы «Искусство балетмейстера» // Пути и методы совершенствования профессиональной подготовки специалистов в институте культуры: Сб.ст. Кемерово, 1991,- С. 197-206.

85. Пархоменко В.П. Воспитание творческой личности как цель образовательных систем: Автореф.дис.докт.пед.наук. -Минск, 1995.- 35с.

86. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе// Практико-ориентированная монография факультета подготовки и повышения квалификации организаторов образования. Москва; Тюмень, 1994. - 289 с.

87. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек.-М.:Знание, 1993.-285с.

88. ПетипаМ. Материалы. Воспоминания. Статьи. JL; М.: Искусство, 1971. -446 с.

89. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для пед.ин-тов /Под. ред. В.Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.

90. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством //Вопросы психологии.-1998.-№ 5 -С.94- 101.

91. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.:Педагогика, 1976.-279 с.

92. Поташник М.М. Оптимизация управления школой. М.: Знание, 1991.-61с.

93. Психология и педагогика /Под ред. А.А.Радугина М.: Центр, 1997. -254с.

94. Путтке М. Оружие артиста // Сов. балет. 1986.- № 3. -С. 59 - 61.

95. Пушкин В.П. Эвристика наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967. - 203 с.

96. Раппопотрт О.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М.: Сов.худсжник.- 1978. - 237с.

97. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств М.: Искусство, 1979. - 135 с.

98. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М.: Выс. шк., 1987.-112с.

99. Роджерс Н. Путь к целостности: человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии.- 1995.- №1. С. 132-139.

100. Розин M.B. Психология судьбы: программирование или творчест-во//Вопросы психологии.- 1992. №1 - 2. - С. 98-105.

101. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики // Вопросы психологии.- 1986.-№ 4.-С.101 109.

102. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-443 с.

103. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика,- 1998. № 3. С.24 - 29.

104. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения /Под ред. В.М.Каганова.- М.:Госполитиздат, 1947.-646с.

105. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное подобие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -188 с.

106. Сироткина И.Е. От реакции к живому движению: Н.А.Бернштейнв Психологическом институте двадцатых годов // Вопросы психологии.-1994.-№4. С. 16-27.

107. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.:Магистр, 1997. - 222 с.

108. Слонимский Ю. В честь танца. М.: Искусство, 1968. - 372 с.

109. Смирнов И. В. Работа балетмейстера над хореографическим произведением /Заочный нар.универ.искусств. М., 1979. -71 с.

110. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. М.: Просвещение, 1986. -190с.

111. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект пресс, 1995. - 271 с.

112. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

113. Станиславский К.С. Работа актера над ролью // Собр. соч. В 8 т. М., 1957,- Т.4. - 551с.

114. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998. - 368 с.

115. Столяренко А.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.735 с.

116. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-344 с.

117. Тарасов Г.С. О психологии искусства // Вопросы психологии. 1992.-№ 1-2.-С. 105-111.

118. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.:Изд-во АПН, 1947.- 335 с.

119. Тихомиров Д.Д. Артист. Балетмейстер. Педагог. М.: Искусство, 1971. -391 с.

120. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. -270с.

121. Толлингерова Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики // Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 195 с.

122. Толлингерова Д.А. Опережающее управление учебной деятельностью: Автореф. дис. доктора психол.наук, 1981.- 35 с.

123. Управление развитием школы: Пособие для рук. образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника, B.C. Лазарева. -М.: Педагогика, 1995.-464 с.

124. Уральская В.И. Природа танца. М.: Сов. Россия, 1981. -109с.

125. Ушаков Д.В. Роль метафоры в творческом мышлении // Вестник высшей школы.-1998.- № 1. С. 24 - 28.

126. Философский энциклопедический словарь.-М.: Сов.энциклопедия, 1983.-839с.

127. Фокин М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи. Письма. Л.; М.: Искусство, 1962. - 638 с.

128. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис.- М.: Изд-во МГУ, 1989.- 240 с.

129. Формы совершенствования организационной и учебно-воспитательной работы самодеятельных хореографических коллективов / ВНМЦ народного образования и культурно-просветительной работы. М., 1982. -13с.

130. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Москва; Томск, 1997. 391с.

131. Холопова В.Н. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974. -С. 229-238.

132. Хомская Е.Д., Гагашидзе Т.М. Нейропсихологическое исследование наглядно-образного мышления//Вопросы философии.- 1983.-№4.-С.119-127.

133. Чефранова Н. О внутренней технике артиста балета.- М.:Искусство,. 1967.- 144 с.

134. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. - 320 с.

135. Шалаев И. К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления вузом: Учеб.-метод. пособие. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. 42 с.

136. Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1995.-71 с.

137. Шалаев И.К. Основы управления и научной организации педагогического труда в школе, техникуме, вузе. Барнаул, 1979.-75 с.

138. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления: Учеб. пособие. 3-е изд., испр., доп. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998.-216 с.

139. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управ ления образованием: Науч.-метод. разработка.-Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.-103с.

140. Шмырова Т. Развивая образное мышление // Сов. балет.-1990.-№ 2. -С.60 62.

141. Щанкин В.И. Модель специалиста-балетмейстера и возможности реализации в условиях нового учебного плана // Формирование профессиональной направленности обучения студентов института культуры : Тезисы докладов, Кемерово, 1989. - С. 27 - 33.

142. Эльяш Н. Образы танца. М.: Знание, 1970. - 238 с.

143. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов.-М.:Высш.шк., 1982.-222с.

144. Эстетика: Словарь /Под ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447с.

145. Яковлева E.JI. Развитие творческого потенциала как цель образования// Мир психологии.- 1996.- №2. -С. 145 151.

146. Яковлева E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997.- № 4. - С.20 - 27.

147. Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 160 с

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.